Содержание
Закон Божий: третья заповедь блаженства
Смысл заповедей легче понять на примерах из жизни святых
Преподобный Серафим Саровский
Святого Серафима Саровского на иконах обычно изображают согбенным старцем, опирающимся на посох или топорик. Но в молодые годы это был высокий статный мужчина, обладавший большой физической силой. Инвалидом с согнутой спиной он стал после трагического происшествия, случившегося с ним в возрасте 45 лет.
Преподобный Серафим жил тогда в отдельной келье — избушке, стоявшей среди леса в пяти километрах от монастыря. Однажды, когда он колол во дворе дрова, к нему пришли трое разбойников и потребовали денег. Святой сказал, что денег у него нет. Бандиты не поверили ему. Один из них попытался свалить его с ног, но не сумел сделать этого и сам упал. Нападавшие замешкались: они пришли грабить старца-постника, а перед ними стоял крепкий мужчина, да еще с топором в руках. Преподобный легко мог отбиться от непрошеных гостей, но вместо этого он вдруг бросил топор на землю и сказал: «Делайте что вам надобно».
Тогда разбойники сбили его с ног и избили его до полусмерти. Обухом топора ему проломили голову, сломали несколько ребер, проломили грудную клетку, выбили зубы… Ничего не найдя в его крошечной избушке, кроме нескольких картофелин и иконы, бандиты связали искалеченного ими человека и бросили его на произвол судьбы. Святой пришел в себя лишь на следующий день, сумел развязать веревки и кое-как добрался до монастыря. Там окровавленному избитому подвижнику была оказана помощь, но восемь дней он находился на грани жизни и смерти.
Напавших на него нашли довольно быстро. Это оказались крестьяне одной из окрестных деревень. Их должны были судить и отправить на каторгу. Но преподобный Серафим потребовал, чтобы их отпустили. Однако случай с нападением на святого возмутил всю округу, и судить преступников хотели непременно. Тогда Серафим Саровский сказал, что если напавшие на него люди будут осуждены, он навсегда уйдет из этих мест. И разбойники остались на свободе, радуясь наивности своей жертвы.
Через некоторое время в грозу в их деревне случился пожар. Молния сожгла дома нападавших, не тронув больше ничье жилище. Испуганные погорельцы прибежали к преподобному Серафиму просить прощения. Святой принял их с любовью, пригласил в келью и долго с ними беседовал. После этого ни один из них никогда больше не занимался разбоем. А Серафим Саровский с тех пор навсегда остался согбенным и мог ходить, лишь опираясь на палочку. Ценой собственного здоровья он исправил жизнь троих преступников.
Евангелие от Матфея 5:5
толкование святителя Василия Великого
Вопрос: Кто есть кроткий (Мф. 5:5) ?
Ответ: Кто не изменяется в суждениях о том, что требуется для благоугождения Богу .
толкование святителя Григория Нисского
Восходящие вверх по какой-нибудь лествице, когда станут на первую ступень, с нее поднимаются на лежащую выше, и вторая опять ведет восходящего на третью, а эта на следующую, и сия следующая на ту, которая за ней; а таким образом восходящий с ступени, на которой стоить, подымается всегда на высшую, и достигаете самой вершины своего восхождения. Что же имея в виду, с сего начинаю я речь? Мне кажется, что на подобие ступеней расположен ряд блаженств, удобным делающий в слове восхождение от одного блаженства к другому. Ибо того, кто восшел разумением до первого блаженства, по какой-то необходимой последовательности мыслей, приемлет следующее за ним; хотя слово, по видимому, с первого взгляда и представляет нечто странное.
Но посмотрим, в награду за какую добродетель предназначается наследие оной земли. Сказано: блажени кротцыи: яко тии наследят землю. Что такое кротость? И за что Слово ублажает кротость? По моему мнению, не должно равно почитать добродетелью всего того, что делается с кротостью, особенно если словом сим обозначаются только тихость и медленность.
Но Слово, кажется, любомудрствует нечто подобное следующему: много удобств пороку, естество весьма стремительно к худшему; как и тяжелые тела, хотя совершенно недвижимы вверх, но, если толкнут их по покатости с какой-нибудь высокой вершины, с такою стремительностью несутся вниз, увеличивая стремление собственною тяжестью, что скорость превосходить меру. Итак, поелику быстрота в стремлении к пороку вредна; то, без сомнения, достойно будет ублажения представляемое по противоположности. А это есть тихость — навык быть медлительным и неподвижным в таковых порывах естества. Ибо как огонь, имея свойство двигаться всегда вверх, неподвижен по направленно противоположному; так и добродетель, будучи быстродвижною к горнему и высшему, и никогда не оставляя своей скорости, не дозволенным для себя находить противоположное стремление. А посему, так как в естестве нашем избыточествует поспешность к худому; то прекрасно ублажается тихость в делах худых. Ибо не деятельность в этом служит свидетельством движения к горнему.
Десять заповедей Христианства: заповеди Господа Бога
В этой статье мы перечислили десять заповедей христианства. Также мы подготовили для Вас толкование законов Божьих.
Десять Заповедей Христианства
Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):
- Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
- Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.
Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.
Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.
ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ
Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это — благодаря Богу. Способность семени расти, травы — дышать, человека — жить — суть способности Божии. Все эти способности — собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:
«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».
ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.
ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, — имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?
ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой — вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика… (Еф. 5, 32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.
ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.
ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не убивай.
Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того — на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, — лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.
СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не прелюбодействуй.
Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.
ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не укради.
Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.
ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
А это значит:
Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.
ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?
Желание — это семя греха. Греховный поступок — это уже урожай от посеянного и возросшего семени.
Источник:
святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский
Объяснение десяти заповедей, данных Моисею
«Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.»
Вера Святых. Первый Божий закон. Десять заповедей, данных Моисею
«Внимай, народ мой, закону Моему», — повелел Господь Бог Саваоф через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе.
О Десяти Заповедях на «Правмире»:
Фильмы о десяти Заповедях:
10 заповедей Божьих: зачем их соблюдать?
Десять заповедей Божьих должен знать каждый христианин. Да и вообще любой человек, который хочет быть счастливым. Они являются предельно понятной и лаконичной инструкцией для достижения радостной и свободной жизни. Но вот реально ли их все соблюдать в наше непростое время? Давайте попробуем разобраться.
Откуда появились библейские заповеди?
Ветхозаветные заповеди были даны Моисею самим Богом, об этом есть упоминание в Библии, в книге Исход. Господь начертал заповеди на каменных скрижалях и передал их Моисею на горе Синай. В этих коротких наставлениях содержится вся глубина христианского образа жизни и законы духовного мира, соблюдая которые мы будем иметь шансы на спасение своей души. Десять заповедей фигурируют во многих мировых религиях, в том числе в христианстве, иудаизме, исламе.
“Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим” (Исход 20:2-3).
В этой заповеди все предельно ясно – у верующего христианина должен быть только один Бог. И если во времена Моисея под другими богами подразумевалось поклонение языческим идолам, то в наши дни их место заняли вещи более приземленные: деньги, развлечения, телевизор. И если мы предпочитаем весь вечер смотреть бессмысленные телевизионные передачи, вместо того, чтобы провести это время в молитве и общении с Богом, то мы нарушаем эту заповедь.
“Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им” (Исход 20:4-6).
Эта заповедь является продолжением первой и здесь Бог говорит о том, что идолы не в состоянии удовлетворять наши нужды и потребности, на это способен только Он. Иконописец никогда не превозносит написанный им лик или образ. Он видит в этом творение Божие и понимает, что его руками водил Господь. Также и мы должны относиться ко всему, что видим вокруг себя. Все окружающее нас – это проявление Бога и его создание. Эту заповедь часто неверно трактуют протестанты, оправдывая свое не почитание икон. Но, православные христиане верят, что изображения святых на иконах – это лишь образ людей, через которых мы обращаемся ко Господу и у которых просим молитв.
«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7).
Эту заповедь чаще всего нарушают не только люди, далекие от Церкви, но и те, кто считает себя верующими. Как часто мы в бытовых дискуссиях упоминаем имя Господа просто по привычке, формально, не вкладывая в уста глубокий молитвенный смысл! Важно следить за этим и стараться благоговейно относиться к имени Господа, ведь в Псалме 110 прямо говорится, что: «Свято и страшно имя Его!».
«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11).
Заповеди Ветхого завета очень мудры и глубоки. Вот и эта заповедь является очень кратким изложением Библии, в частности она описывает сотворение мира. И хотя, в наше время трактовка этой заповеди немного изменилась, так как, в отличие от ветхозаветного времени день покоя у нас не суббота, а воскресенье, мы все так же почитаем его и стараемся посвятить этот день Богу, служа воскресную литургию и творя благие дела.
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12).
Актуальное наставление на все времена. Очень простая заповедь, но как же она иногда бывает сложна для исполнения! Ведь все мы имеем свои грехи и немощи, в том числе и наши родители. Но, раз уж мы встали на путь христианского покаяния, то нужно учиться любви к родителям, почитать их и уважать, особенно в преклонные годы.
«Не убивай» (Исход 20:13).
Заповеди ветхого завета не всегда объемны по тексту и сложны для запоминания. Некоторые предельно понятны и лаконичны. Как например шестая заповедь в которой ясно говорится, чего нельзя делать. При этом, она подразумевает не только тяжкое преступление, но и любое действие, которое может посягать на жизнь человека: ненависть, месть, злоба. И, конечно, под эту заповедь подпадает один из самых тяжких грехов современности – аборт.
«Не прелюбодействуй» (Исход 20:14).
Тоже очень актуальная заповедь для нашего времени. Современный мир погряз в разврате, а средства массовой информации и реклама делают все, чтобы такой образ жизни стал единственно возможным. Распадаются семьи, дети остаются сиротами, совершаются преступления. Соблюдение этой заповеди, данной нам Богом, позволяет сохранить институт семьи и напоминает нам, что брак – это таинство, данное нам свыше.
«Не кради» (Исход 20:15).
Тоже довольно краткая и прямая заповедь, которую в нашу непростую эпоху с ее постоянными финансовыми кризисами соблюдать все сложнее. Регулярно появляются соблазны, которые мы оправдываем тем, что нам нужно кормить семью. Сначала мы берем кредиты, потом не хотим их отдавать, предпочитаем не платить налоги, случайно находим деньги и не возвращаем их. При этом мы оправдываем себя: но мы же не воруем, не грабим банки! А Господь тем и мудр, что Он не дает возможности для маневра и самообмана. Он прямо говорит: «Не кради!» А нам остается верить Ему и стараться жить по совести.
«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16).
Эту ветхозаветную заповедь тоже очень легко адаптировать к нашему времени. Современный человек все так же клевещет и осуждает ближнего, портит репутацию конкурента необоснованными сплетнями и подозрениями или просто не говорит правды, считая, что ложь во благо позволительна. А Господь нам говорит, чтобы мы не злословили на ближнего, а учились его любить, даже если он является нашим врагом.
«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего. ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17).
Еще одна универсальная формула, которая применима к нашему времени. Как часто мы завидуем соседу, что у него лучше машина, больше дом и красивее жена. И совершенно не ценим того, что есть у нас. Мы забываем о том, что у каждого человека свой путь и не благодарим Бога за то, что Он нам даёт. А ведь если абстрагироваться от страстей и посмотреть на нашу жизнь со стороны мы увидим, что у нас есть абсолютно все! Так давайте ценить это, доверять Богу и чтить Его заповеди!
Третья заповедь
«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7).
Имя Божье свято
Первая заповедь Божьего Закона учит: главное место в нашей жизни мы должны отдавать Богу. Вторая заповедь говорит, что никакое изображение или вещь не должны быть объектом нашего поклонения. Третья заповедь учит, с какими чувствами, почтением, смирением и уважением мы должны совершать служение и относиться к Богу. «Цель этой заповеди в том, чтобы величие Господнего имени хранилось нами как неприкосновенное святое», — писал Жан Кальвин.
Имя Божье свято. «Да славят великое и страшное имя Твоё: свято оно!» — сказал псалмопевец (Псалом 98:3), поэтому и использовать это имя нужно свято — в мыслях, словах и делах.
В первую очередь, важно обратить внимание на то, к какому имени мы должны относиться свято. Часто особое значение придают одному из имён Бога, которое звучит на еврейском языке как Яхве, или Иегова. В жизни мы используем различные имена, но наиболее часто — общее название Высшей Силы: Бог. На основании Священных Писаний как Ветхого, так и Нового Завета, под словом «Бог» христиане подразумевают три личности — Отца, Сына Иисуса Христа и Святого Духа. «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово (Иисус Христос — прим. автора) и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1 Иоанна 5:7). Поэтому мы должны относиться с уважением к Богу Отцу, Сыну Иисусу Христу и Святому Духу.
Каким образом люди могут нарушать третью заповедь?
Эта заповедь нарушается наиболее часто. И нарушать её могут даже те, кто поклоняются Богу, причём даже во время поклонения. При этом можно выделить три основных ситуации.
1. Непочтительное упоминание имени Бога. Употреблять имя Божье с уверенностью можно только для Его прославления, общения с Ним, а также для наставления других в познании Бога и Его любви. Все другие упоминания являются легкомысленными и свидетельствуют о неуважении к этому имени. Божье имя не может быть предметом шуток, увеселительных притч и др. К сожалению, в прессе, кино, театре мы часто видим неуважительное отношение к имени Бога, нередко даже с насмешкой. Личность Бога подчас становится действующим лицом анекдотов, смехотворных притч и других подобных рассказов. Ругательства, пошлые разговоры не должны иметь места в жизни тех, кто называет себя христианином. Поэтому давайте следить за тем, что мы говорим, для чего употребляем имя Божье.
В обществе существуют определённые правила общения. Например, не принято ругаться в обществе женщин, неуважительно относиться к руководителям страны. Это хорошо, что мы проявляем уважение к себе подобным. Но как печально смотреть, когда человек проявляет большее уважение к сотворённому существу, чем к Творцу! Кто-то может сказать: «У меня такой характер — люблю шутки!» Но мы должны понять: произнося имя Бога напрасно, мы тем самым согрешаем, а последствием любого греха является смерть, вечная смерть. Поэтому сдержанность в этом вопросе немаловажна, ибо «Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7). Священное Писание сообщает нам, что небесные ангелы закрывают своё лицо в почтении Богу, когда произносят Его имя (Исаии 6:2, 3).
2. Употребление имени Бога без смысловой нагрузки. Не приходилось ли вам слышать слова: «О, Боже! Как красиво вы сегодня выглядите!» — или подобные выражения? Используя, на первый взгляд, безобидное «о, Боже», разве не произносим мы Его имя под воздействием чувств, и есть ли в этом смысловое значение? Словарь русского языка С. И. Ожегова даёт такое определение слова «боже»: «Междометие. Выражает удивление, восторг, негодование и т.п.». Люди часто произносят также: «ей-богу», «ради Бога» и др. Получается, что имя Бога мы приравниваем к выражениям «ох», «ах» и т.д. Это и есть употребление святого Божьего имени всуе.
Таким образом, некоторые нарушают третью заповедь даже во время поклонения Богу, например в молитве. Как это происходит? Обратите внимание на молитву Господню «Отче наш». Сколько раз Иисус употребил имя Бога в ней? Ни одного раза. А в молитве, которую произнёс Иисус Христос в последние дни Своего служения на земле (Иоанна 17)? Один раз. Но в наших молитвах мы часто употребляем имя Бога просто для связки слов, что является неуважением по отношению к Его имени. Никогда имя Божье не должно произноситься легкомысленно и бездумно. Даже в молитве мы должны избегать частого и ненужного повторения.
Многие люди никогда бы не использовали имя Божье напрасно, если бы осознавали значение произнесённых слов. Бог прощает грехи, которые мы совершаем по неведению, но в то же время мы не можем получить прощения грехов, если сознательно нарушаем Божьи повеления. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иакова 4:17).
3. Когда наша жизнь не соответствует Тому, Чьим именем мы себя называем. Это одна из самых распространённых причин нарушения третьей заповеди: люди являются «христианами» только по названию, но продолжают жить во грехе, тем самым позоря святое имя Бога. Некоторые современные богословы переводят третью заповедь с древнееврейского языка дословно, и тогда она может звучать так: «Не прилагай имени Господа, Бога твоего, к ничтожному (или ко лжи)». Или ещё один перевод: «Не носи имя Господа Бога твоего лживо». Как понимать выражение «носить имя Бога»?
Видео (кликните для воспроизведения). |
Каждый верующий в Бога в любом месте является представителем Бога. «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди [взятые] в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет», — писал апостол Пётр (1 Петра 2:9). Верующие в Господа своей жизнью представляют характер Божий окружающим людям. Как мы живём, какие отношения у нас с соседями, родственниками, друзьями — по нашей жизни, нашему поведению окружающие люди судят о характере Бога, Которому мы служим. И люди больше смотрят на нашу жизнь, а не на слова. Если мы называемся христианами, но наша жизнь не соответствует учению Христа, то мы носим Его имя лживо.
Когда мы называем себя христианами, берём небесную фамилию, тогда нашей обязанностью становится поддерживать высокую честь Его святого имени. Если мы не живём в гармонии с принципами Священного Писания, то это и есть употребление святого имени напрасно, т.е. нарушение третьей заповеди.
Сюда можно отнести и те случаи, когда люди говорят неправду, подкрепляя её клятвой и при этом упоминая имя Божье. Или могут лицемерно давать обещание что-то исполнить, упоминая имя Господне, но не сдерживают своё обещание. Нельзя использовать имя Господне ради злых или эгоистических целей, а также для колдовства, гадания, знахарства, проклятия и др. «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего», — учил Господь Свой народ (Левит 19:12).
Подумайте о чистоте и святости Бога, чтобы ваше сердце наполнилось сознанием Его величия и благородства. Произносите Его святое имя с благоговением и торжественностью. К этому призывает нас Господь словами третьей заповеди.
10 Способов Нарушить 3-ю Заповедь
Исход 20:7 “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.”
Это третья заповедь, и большинство людей считают, что она всего лишь запрещает произносить имя Господа небрежно. Мы действительно должны использовать имя Господа обдумано и почтительно, однако, я считаю, что третья заповедь намного более значительна, чем большинство из нас представляют. Понимаете, произносить имя Господа (на английском – брать имя Господа)* означает стать Его последователем, назвать Его своим Богом и поклоняться только Ему. Сегодня мы можем делать то же самое, называя себя “христианами”.
Я не говорю людям, что я христианин, потому что я считаю, что это красиво звучит! Когда я называю себя христианином, я ставлю печать имени Бога на своем челе и становлюсь “носителем” Божьего имени. Я не просто последователь Христа, я представитель Христа.
Вот о чем на самом деле третья заповедь: Бог хочет, чтобы все кто говорят, что они поклоняются Ему, поступали так, как они говорят! Бог ненавидит притворщиков!
Факты о притворстве:
- Их жизнь часто не соответствует их словам
- Все хорошее, что они получают от своего притворства быстро проходит
- В итоге они перестанут притворяться
- Они испытывают внутренние противоречия и часто борются с гневом, чувством вины, депрессией и недовольством
- Одни из лучших притворщиков – это дети из религиозных семей
Мне следует кое-что знать о последнем пункте, я вырос в христианском доме. Когда ты растешь в церкви, очень легко говорить то, что нужно, использовать правильные слова и делать правильные вещи, когда на тебя смотрят. Люди могут даже сказать, глядя на вас: “О! Вот это пример для подражания!” Сам Иисус указывает на проблему притворщиков, когда он сталкивается с фарисеями и описывает их, как “гробы окрашенные”!
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. Матф. 23:27-28
10 способов, которыми вы можете нарушить 3-ю заповедь
Утверждаете, что Бог добр, однако…
Утверждаете, что у Бога все под контролем, однако…
Утверждаете, что Бог милостив и терпелив, однако…
Утверждаете, что Слово Божье истина, однако…
Утверждаете, что Бог верен и справедлив, однако…
Утверждаете, что Бог свят, однако……
Утверждаете, что Бог всемогущ и силен спасать, однако…
Утверждаете, что Бог прощает, однако…
Утверждаете, что Бог отвечает на молитвы, однако…
Утверждаете, что Бог есть любовь, однако……
Называться Божьими людьми – это серьезное дело. Это означает, что мы должны произносить его имя со значимостью, с честью и уважением, но самое важное – это говорить о Его имени всей своей жизнью так, чтобы это полностью соответствовало его святому характеру.
Каким образом христиане иногда упоминают Божье имя всуе?
Как 10 заповедей отличаются в иудаизме и христианстве
10 заповедей (декалог), которые мы можем увидеть во второй и пятой книгах Библии и Торы, имеют значение не только для иудаизма, но и для христианства. Однако христиане по иному понимают эти заповеди. В чем различие?
Первая заповедь гласит: » Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской (Мицраима), из дома рабского, да не будет у тебя других богов пред лицом моим». Данная заповедь интересна тем, что она не говорит, что Бог только один, она говорит что бог Яхве является истинным богом евреев, но не отрицает существование других богов. Однако интерпретация этой заповеди идентична что у иудеев, так и христиан — истинный Бог один.
Вторая заповедь гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им.. . «. В иудаизме изображение Бога запрещено, и поклонение всяким идолам — также запрещено. В христианстве же эта заповедь преодолевается, так как считается, что Бог воплотился, а значит Христа можно изображать. Но иногда бывают неканонические изображения самого Бога-Отца.
Третья заповедь гласит: «Не возноси Имени Господа напрасно, ибо не простит Господь тому, кто возносит Имя Его напрасно» . У евреев эта заповедь привела к тому, что они стали заменять слово «Бог», «Всевышний» словами «Б-г», «В-вышний», «Адонаи», «Элохим», то есть стали упоминать его свойство, а не Бога самого, чтобы чтить третью заповедь.
У христиан немного всё иначе. В догматике также принято произносить имя Бога только в важные моменты, но это происходит не так строго, как в иудаизме.
Четвертая заповедь гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его. «. Иудеи боятся делать что-либо в Субботу, потому что боятся прогневать Бога,
Но в христианстве эта заповедь приобрело иное значение, потому что с точки зрения христиан, этот день перестал приносить радость людям из-за своего законнического духа, поэтому многие запреты во время субботы были отменены, а воскресенье по значимости стало превосходить субботу.
Пятая заповедь гласит: «Почитай твоего отца и твою мать, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Заповеди интерпретируются одинаково.
Шестая заповедь гласит: » Не убей». Если в иудаизме эта заповедь означает, что убийство ближнего — грех, но как таковое безгрешное убийство возможно, ибо уже в самой Торе мы видим множество вариантов допустимых убийств.
Но в христианстве любое убийство запрещено, только в случае защиты семьи, страны, убийство допускается, но является грехом.
Седьмая, восьмая и десятая заповеди «Не прелюбодействуй», «Не укради» и «Не желай дома, жену . ближнего своего». Интерпретация идентична.
Девятая заповедь гласит: «Не дай о ближнем твоем свидетельства ложного». Если в христианстве эта заповедь подразумевает не лгать вообще, то иудаизм менее строг в этом отношении. Иудеи считают, что ложь возможна, если она не направлена против ближнего (друга, родственника). Против врагов врать можно.
Примечательно, что 1-4 заповеди декларируют отношения между человеком и Богом, а 5-10 про отношения между людьми.
10 божественных заповедей
Моисей получает Закон от Бога, божественным образом записанный на каменных таблицах, — его мы и стали называть десятью заповедями Ветхого Завета.
Заповеди даны были людям через Моисея еще на заре становления религии, чтобы оградить их от греха, предупредить об опасности, тогда как Христианские Заповеди Блаженств (их насчитывается на одну меньше), описанные в Нагорной проповеди Христа, несколько иного плана, они касаются более духовной жизни и развития. Сегодня же мы расскажем именно о ветхозаветных заповедях и их библейском значении.
Как и когда Бог дал 10 заповедей Моисею?
Это знаменательное событие произошло на горе Синай, когда израильтяне подошли к ней на 50-й день от начала исхода из египетского плена. Момент прихода Бога был запечатлен в Библии:
Жан-Леон Жером. Моисей на горе Синай
На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее…. (Книга Исход, глава 19)
Моисей восходит на гору, чтобы встретиться с Богом, который обращается к нему напрямую и дает Десять заповедей, содержащих приказания поклоняться только единственному Богу, соблюдать день субботний, почитать родителей, не делать себе кумиров, не богохульствовать, не убивать, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не желать дома и имущества ближнего.
Впоследствии эти заповеди, записанные на каменных скрижалях (таблицах) «перстом Божиим» (Исх. 24.12, 31.18), составили основу иудейского Закона.
Далее Бог излагает Моисею дополнительные правила, в том числе касающиеся сооружения скинии — переносного места «присутствия» Бога — и ковчега, то есть сундука, в котором должны храниться каменные скрижали и другие священные реликвии.
После того как Моисей, увидев, что его народ поклоняется золотой статуе тельца, в гневе разбивает скрижали Завета, Бог дарует ему еще одни. Для иудеев дарование Закона — это главное событие иудейской религии, и традиционно Десять заповедей читались ежедневно, как напоминание об обязательствах праведников.
Бог записывал Десять заповедей на каменных скрижалях не один, а два раза, потому что первые скрижали Моисей в гневе разбил, увидев, как его народ поклоняется идолу.
Толкование заповедей
В христианстве отношение к Десяти заповедям неоднозначное. Некоторые считают, что учение Иисуса Христа заменяет Закон Моисея и что главнее всего высказанные Иисусом заповеди «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22.37; 22.39).
Первые четыре заповеди регулируют отношения между человеком и Богом, остальные шесть — отношения между людьми. Десять заповедей в Библии описаны дважды: в двадцатой главе книги Исход, и в пятой главе Второзакония.
1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня
Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно. Вся сила человека и природы — от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа.
В Боге – начало и конец, в Нем вся любовь и доброта.
2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
В Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи — это может привести к греху или болезни.
Другими словами, нельзя поклоняться творению Господа вместо Самого Господа.
3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи, но нельзя упоминать в праздных беседах или кощунственных.
Все мы знаем, что Слово имеет огромную силу в Библии. Словом Бог сотворил мир.
4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
Бог творил мир в течение шести дней, так и человек должен трудиться шесть дней, а седьмой день положен для отдыха и покоя. Это день, который каждый верующий должен посвятить созерцанию и молитвам.
В Ветхом Завете днем покоя была суббота, в православии этим днем является воскресенье. В воскресный день христиане не работают, они ходят в храм, чтобы помолиться. Хорошо также посвятить воскресный день помощи тем, кто в ней нуждается.
5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
Пятая заповедь говорит, что всякий ребенок должен почитать родителей в любом возрасте. Это они вместе с Богом дали тебе жизнь и заботились о тебе. Почитать родителей – значит проявлять терпение и послушание, помогать и заботиться о них в ответ.
Если человек не почитает родителей, он со временем перестает почитать Бога. Почитание старших делает семьи крепче, а людей счастливее.
Бог дает человеку жизнь и только Он вправе ее отнять. Тот, кто покушается на жизнь другого, покушается и на волю Божью, и на Его замысел. Эта же заповедь гласит, что нельзя лишить жизни себя. Убивая жизнь в себе, мы также преступаем эту заповедь, ибо наша жизнь не принадлежит нам, но только Богу.
7. Не прелюбодействуй.
Прелюбодейство считается грехом и разрушает человека телесно и духовно. Наиболее страшные болезни разносятся человеческим прелюбодеянием. В первую очередь за грех прелюбодеяния были уничтожены Содом и Гоморра.
Непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другому человеку.
9. Не лжесвидетельствуй.
Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни и пересуды.
10. Не пожелай ничего чужого.
Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе — лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Десятая заповедь направлена на недопущение нарушения заповеди восьмой. Подавив в себе желание обладать чужим, человек никогда не пойдет на кражу.
Она отличается также от предыдущих девяти, так как заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехи. Первые девять заповедей говорят о проблеме как таковой, тогда как десятая о корне (причине) этой проблемы.
3 заповедь божья
Неверующие люди часто ошибочно полагают, что христианство переполнено одними запретами и ограничениями. Однако это весьма примитивный взгляд. Законы существуют везде: и в духовном, и в физическом мире. На дороге мы соблюдаем правила дорожного движения, на работе — нормативно-правовые акты, в жизни — Законы той страны, в которой проживаем, на лабораторной по химии — технику безопасности. Их нарушения способны привести к большому ущербу и даже катастрофе.
Так же — и в вере. Если человек игнорирует духовные законы, живёт как хочет, не считаясь ни с нравственными нормами, ни с окружающими его людьми, он повреждает свою душу. Грех — нарушение очень тонких и строгих законов духовной природы, он наносит вред в первую очередь самому согрешившему.
Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили Его, любили друг друга и не вредили себе и другим, поэтому Он дал нам Заповеди. В них выражены духовные законы, они учат, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Как родители предупреждают своих детей об опасности и учат жизни, так и Отец наш Небесный делает нам необходимые наставления.
Из истории
Десять заповедей (Декалог, или Закон Божий) — предписания, десять основных законов, которые были даны Моисею самим Богом, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта.
Синай стоял в огне, окутанный густым дымом; земля дрожала; гремел гром; блистали молнии; и в шуме разбушевавшейся стихии, покрывая его, раздавался голос Божий, произносивший заповеди. Затем сам Господь начертал «Десять слов» на двух каменных скрижалях, «Скрижалях свидетельства» («Скрижалях Завета»), и передал их Моисею. На одной из них были написаны первые 4 заповеди о любви к Господу, на второй — остальные 6.
Когда Моисей после сорокадневного пребывания на горе спустился со скрижалями в руках и увидел, что народ, забыв о Боге, пляшет вокруг Золотого тельца, то пришёл в такой страшный гнев от вида разнузданного пиршества, что разбил о скалу скрижали с заповедями Бога. После последовавшего раскаяния всего народа Бог велел Моисею вытесать две новые каменные скрижали и принести Ему для повторного написания Десяти заповедей.
10 заповедей
Краткое толкование заповедей
Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Грехи против первой заповеди:
- атеизм;
- маловерие, сомнения, суеверия;
- утверждения наподобие такого: «У меня Бог в душе», но при этом в церковь не ходят, к Таинствам не приступают;
- язычество, вера в ложных богов, оккультизм, сатанизм, эзотерика, магия, колдовство, экстрасенсорика, целительство, астрология, гадания, а также обращение к людям, занимающимся этим;
- раскол, секты, лжеучения;
- отречение от веры, маловерие.
Для нас Бог может быть только один, в Троице прославляемый, Отец, Сын и Святой Дух, и не может у нас, православных христиан, быть иных богов.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
Вторая заповедь запрещает поклоняться творению вместо Творца. Основные грехи против этой заповеди — язычество и идолопоклонство. Хотя в современном мире осталось мало прямых идолопоклонников, всё равно многие творят себе кумиров, воздают им поклонение и приносят жертвы. Для многих такими идолами, требующими постоянных жертвоприношений, стали их страсти и пороки: чревоугодие, блуд, гнев, печаль, сребролюбие, уныние, тщеславие, гордость. Некоторые люди попали в их плен и уже не могут обходиться без них, служат им, как своим господам. Предаваясь страсти, человек перестает думать о Боге и служить Ему. К грехам против второй заповеди также можно отнести страстную привязанность к каким-либо делам, когда это увлечение становится страстью. Идолослужением является и поклонение какой-либо личности. Немало людей в современном обществе к популярным артистам, певцам, спортсменам относятся как к кумирам, идолам.
Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
Произносить имя Божие всуе значит — напрасно, то есть не в молитве, не в духовных беседах, а во время праздных разговоров или по привычке. Еще больший грех произносить имя Божие в шутку. И уж совсем тяжким грехом является произнесение имени Божия с желанием похулить Бога. Также грехом против третьей заповеди является кощунство, когда святые предметы становятся предметом насмешек и поругания. Неисполнение обетов, данных Богу, и легкомысленные клятвы с призыванием имени Божия также являются нарушением этой заповеди.
Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
Господь сотворил этот мир за шесть дней и, окончив творение, благословил седьмой день как день покоя: освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт 2, 3).
В Ветхом Завете днем покоя была суббота. В новозаветные времена святым днем покоя стал день воскресный, когда вспоминается воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Именно этот день является для христиан седьмым и главным. Воскресный день также называют малой Пасхой. Обычай почитания воскресного дня идет от времен святых апостолов. В воскресный день христиане должны быть на Божественной литургии. В этот день очень хорошо причаститься Святых Христовых Таин. День воскресный мы посвящаем молитве, духовному чтению, благочестивым занятиям. В воскресенье, как день, свободный от обычных трудов, можно помочь ближним или навестить больных, оказать помощь немощным, престарелым. Принято в этот день благодарить Бога за прошедшую неделю и молитвенно попросить благословения на труды грядущей седмицы.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже благословение, благополучие и многолетие в земной жизни. Чтить родителей — значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботиться о них в старости, молиться об их здравии и спасении, а после их смерти — об упокоении их душ.
Если человек не почитает родителей, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить Родину, затем отрицает мать-Церковь и постепенно доходит до отрицания Бога. Все это взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на Церковь — веру в Бога — и на семью. Семья, почитание старших, обычаи и традиции скрепляют общество, делают народ сильным.
Не убивай.
Самоубийство — страшное духовное преступление. Это — бунт против Бога, Который дал нам драгоценный дар жизни. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении духа, ума, в состоянии отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе; за гробом покаяния нет.
- Содействие убийству
Также повинен в убийстве тот, кто содействовал этому: например, муж, который не отговорил жену сделать аборт или даже сам способствовал этому.
- Неосознанное сокращение своей жизни
Люди, вредными привычками, пороками и грехами сокращающие свою жизнь и наносящие вред своему здоровью, также грешат против шестой заповеди.
- Духовное убийство
Кроме убийства телесного, существует не менее страшное убийство — духовное, когда кто-то соблазняет, совращает ближнего в неверие или подталкивает к совершению греха и тем самым губит его душу.
Не прелюбодействуй.
Этой заповедью запрещаются грехи против семьи, супружеская измена, все плотские отношения между мужчиной и женщиной вне законного брака, плотские извращения, а также нечистые желания и мысли.
Не кради.
Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности — как общественной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабёж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничество. Кроме того, к грехам против восьмой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство.
К нарушению заповеди «Не кради» ведет страсть сребролюбия. Именно она привела Иуду к предательству.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против ближнего своего, например в суде, но и всякую ложь, сказанную в адрес других людей, как-то: клевета, ложные доносы. Грех празднословия, столь обычный и повседневный для современного человека, также очень часто бывает связан с грехами против девятой заповеди. В праздных разговорах постоянно рождаются сплетни, пересуды, а порой наветы и клевета. Во время праздной беседы очень легко сказать лишнее, разгласить доверенные тебе чужие тайны и секреты, поставить в трудное положение ближнего.
Не судите, да не судимы будете (Мф 7, 1), — предупреждает Спаситель. Осуждать — значит судить, дерзко восхищать право, которое принадлежит только Богу. Лишь Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить Свое создание.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Заповедь эта запрещает зависть и ропот. Нельзя не только делать зло людям, но даже иметь греховные, завистливые мысли против них. Любой грех начинается с мысли, с помысла о чем-либо. Человек начинает завидовать имуществу и деньгам ближних, потом в его сердце зарождается помысел украсть это добро у своего брата, и вскоре он воплощает греховные мечты в действие.
Зависть к богатству, талантам, здоровью ближних убивает в нас любовь к ним, зависть, как кислота, разъедает душу. Завистливому человеку трудно общаться с другими. Его радуют скорбь, горе, постигшее тех, кому он завидовал. Вот почему так опасен грех зависти: он — семя других грехов. Человек завистливый также грешит против Бога, он не хочет довольствоваться тем, что ему посылает Господь, он обвиняет во всех своих бедах ближних и Бога.
Видео (кликните для воспроизведения). |
10 библейских заповедей необходимо знать тому, кто считает себя истинным христианином, поскольку по ним он может проверять свой жизненный путь и сверять его с тем, который уготовил Господь.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.