Азбука Спасения — Заповедь — Блаженны чистые сердцем

Детально: Азбука Спасения — Заповедь — Блаженны чистые сердцем - святые тексты подобранные специальное для Вас.

9 ЗАПОВЕДЕЙ БЛАЖЕНСТВА: что это такое?

Заповеди Блаженства были даны нам Иисусом Христом во время Нагорной проповеди. Следование этим заповедям при жизни земной приведет к вечному блаженству в последующей вечной жизни. Заповеди Блаженства учат, как можно достичь христианского совершенства (святости).

10 заповедей Божьих были даны, чтобы удерживать людей от совершения зла, а Заповеди Блаженства — чтобы показать людям, как нужно духовно себя содержать, дабы приближаться к Богу.

Девять Заповедей Блаженства

1. Блаже́ни ни́щии ду́хом, я́ко тех есть Ца́рствие Небе́сное

2. Блаже́ни пла́чущии, я́ко ти́и уте́шатся

3. Блаже́ни кротцыи, я́ко ти́и насле́дят зе́млю

4. Блаже́ни а́лчущии и жа́ждущии пра́вды, я́ко ти́и насы́тятся

5. Блаже́ни ми́лостивии, я́ко ти́и поми́ловани бу́дут

6. Блаже́ни чи́стии се́рдцем, я́ко ти́и Бо́га узря́т

7. Блаже́ни миротво́рцы, я́ко ти́и сы́нове Бо́жии нареку́тся

8. Блаже́ни изгна́ни пра́вды ра́ди, я́ко тех есть Ца́рствие Небе́сное

9. Блаже́ни есте́, егда́ поно́сят вам, и иждену́т, и реку́т всяк зол глаго́л на вы лжу́ще

Мене ра́ди: Ра́дуйтеся и весели́теся, я́ко мзда ва́ша мно́га на небесе́

Текст на русском языке ( для понимания )

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

5. Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога.

7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Блаженны нищие духом.. .

нищие духом, т.е. люди, любящие делать добро, не хвалясь им, , получат Царство Небесное

плачущие, т.е. люди, раскаивающиеся в своих грехах и плачущие о них, получат в Небесном Царстве утешение

кроткие люди, которые сами не сердятся и других ничем не сердят, которые со всеми уживаются, получают во владение и земные блага и Царство Небесное.

Блаженные алчущие и жаждущие правды.

алчущие и жаждущие правды, т.е. люди, которые, подобно алчущему и жаждущему, желают оправданий (спасения) для души через веру в Иисуса Христа, получат себе удовлетворение и тем насытят свою душу

милостивые и добрые люди, творящие милосердные дела, будут помилованы Богом, т.е. избавлены от вечного осуждения на Страшном суде Божьем

Блаженны чистые сердцем.

люди, имеющие свои сердца чистыми от дурных желаний и помышлений и всегда сохраняющие память о Боге, увидят Самого Бога, что составляет величайшую степень блаженства

миротворцы, или люди, любящие жить мирно и примиряющие других, назовутся сынами Божьими и получат особенную степень блаженства, потому что они подражают Сыну Божию, Иисусу Христу, Который примирил Бога с грешниками, пострадавши за них

Блаженны изгнанные за правду.

люди, гонимые за правду, за благочестивую жизнь и безропотно переносящие гонение, получат Царство Небесное

Блаженны вы, когда будут поносить вас.

кто безропотно переносит клевету, ругательства, мучения и саму смерть за веру в Иисуса Христа, тот получит великую награду на небесах

ЗАПОВЕДИ БОЖИИ

Заповеди — духовные энергии Любви Божией, и кто не покорит им свою энергию души (волю), тот не соединится с их Духом, и не «взойдет на гору Господню» , т.е спастись не сможет. Инок Никодим

Заповеди, которые даровал Бог людям, рождающимся и живущим в падшем мире, называются добродетелями и являются обязательными к исполнению для тех, кто желает спастись из сей «сени смертныя» в жизнь вечную и бесконечную во Царствии Его. Исполнение заповедей имеет действенные последствия для тех, кто верен Господу и старается их исполнять по любви к Нему.

Во-первых, исполнение заповедей человеком, является подтверждением его веры и любви к Богу:

Если любите Меня соблюдите Мои заповеди.

Во-вторых, жизнь по заповедям Христа и Евангелия очищает душу от пороков, и освобождает от греховного рабства:

Делающий грех, есть раб греха, . если Сын освободит (от лукавого), истинно свободны будете.

В-третьих, жизнь в делании добродетелей (заповедей) является причиной для Бога, чтобы послать своему верному чаду небесные Дары, которые приходят в сердце человека вместе с благодатью Духа Утешителя:

И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами, приду к вам.

Те же, кто игнорируют и пренебрегают в своей жизни исполнением заповедей Божиих, лишаются духовных благ, состоят в греховном рабстве врагу, отчего ослеплены им к познанию Истины, а по исходе души из тела, будут похищены его слугами — демонами на воздушных мытарствах, как сослужители злу, и низвержены во «тьму кромешную» , где нет Бога(Любви), а слышен только «плач и скрежет зубов».

Заповеди Божии — основа жизни человека

Как возлюбил Меня Отец и Я возлюбил вас, пребудьте в любви Моей . Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке, и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот и он упал, и было падение его великое (Мф.7:24-27).

Соблюдающий Слово Божие пребывает в свете

А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины, а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал (1Ин.2:3-6).

Увидев народ, Он взошел на гору и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф.5:1-12).

Божьей заповеди не нарушай из уважения к дружбе человеческой

Если будешь исполнять все заповеданное, то получишь наследие, которого око не видало, о котором ухо не слыхало и сердце человеческое не помышляло (1Кор.2:9).

Чистота, мир непрестанный и неизменный, милосердие полное и другие прекрасные добродетели, которые венчаются благословением, суть заповеди Божии. Старайтесь исполнить эти веления Духа, коими оживятся души ваши и при посредстве коих воспримете вы Господа в самих себя: они суть безопасный путь. Без чистоты тела и сердца никто же может быть совершен пред Богом, почему сказано в св. Евангелии: «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф.5:8). Совершенство рождается от чистоты сердца. В сердце находится добро естественное и зло неестественное.

Псалмопевец Давид сказал: «сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим» (Пс.118:103). Также: судьбы «Господни вожделенны паче камене честна многа» (Пс.18:10,11). Истинно блажен тот, кто бодрствует и исполняет заповеди Господа нашего Иисуса Христа, пока достигнет истинного познания Его, так что может сказать: «удивися разум Твой от мене» (Пс.138:6). Бойся быть неверным, чтоб не прогневался на тебя Создавший нас.

Ходи же в сих заповедях, и Бог будет с тобой и Ангелы Его будут сошествовать тебе, душа же твоя исполнится благоуханием святых и светом блаженных воссияет лицо твое, и станешь ты святилищем Богу, как и все святые, и сретишь наконец Господа с весельем и радостью и услышишь глас оный, говорящий: «добре, рабе благий и верный, о мале был еси верен, над многими тя поставлю; вниди в радость Господа своего» (Мф.25:21).

Заповеди блаженства. Девять заповедей Иисуса Христа

Многие слышали про заповеди Иисуса Христа, заповеди блаженства. Многие знают, что их всего девять. Но какие они? Чему они учат? Чем заповеди блаженства отличается от заповедей, который даны были Моисею на горе Сион? Подробнее об этом Вы сможете узнать из статьи!

Читайте так же:  Акафист о благополучии детей

Заповеди Иисуса Христа

Девять заповедей блаженства

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Кто сказал эти девять заповедей для блаженства?

Сам Господь Иисус Христос на горе при двенадцати апостолах и при множестве народа (Мф. 5,3-12).

О чем говорится в заповедях блаженства?

В заповедях блаженства Господь учит нас, какими путями можно достигнуть Царства Небесного. В каждом из этих 9-ти изречений есть и заповедь, и обещание награды за исполнение ее.

Какая первая заповедь Божия для получения блаженства?

Блажени — счастливы. Нищий духом — унижающие себя. Яко — потому что.

В ней говорится о том, что нищии духом, т.е. люди, любящие делать добро, не хвалясь им, и представляющие себя великими грешниками перед Богом, получат Царство Небесное.

Вторая заповедь Божия для получения блаженства:

Тии — те.

В этой заповеди блаженства говорится о том, что плачущии, т.е. люди, раскаивающиеся в своих грехах и плачущие о них, получат в Небесном Царстве утешение.

Третья заповедь Божия:

Кротцыи — кроткие, смиренные.

Эта заповедь о том, что кроткие люди, которые сами не сердятся и других ничем не сердят, не раздражают, и которые везде уживаются, получают во владение и земные блага и Царство Небесное.

Четвертая заповедь блаженства:

Алчущий — хотящие есть. Жаждущий — хотящие пить. Правда — оправдание, добро.

В этой заповеди говорится о том, что алчущии и жаждущии правды, т.е. люди, которые, подобно алчущему и жаждущему, желают оправданий (спасения) для души через веру в Иисуса Христа, получат себе удовлетворение и тем насытят свою душу.

Пятая заповедь блаженства:

В ней говорится о том, что милостивые и добрые люди, творящие дела милосердия, будут помилованы Богом, т.е. избавлены от вечного осуждения на страшном суде Божием.

Шестая заповедь блаженства:

Узрят — увидят.

Эта заповедь о том, что чистые сердцем, т.е. люди, имеющие свои сердца чистыми от дурных желаний и помышлений и всегда сохраняющие память о Боге, увидят Самого Бога, что составляет величайшую степень блаженства.

Седьмая заповедь блаженства:

Нарекутся — назовутся.

В ней говорится о том, что миротворцы, или люди, любящие жить мирно и примиряющие других, назовутся сынами Божиими. По сему имени они получат и особенную степень блаженства, потому что они подражают Сыну Божию, Иисусу Христу, Который примирил Бога с грешниками, пострадавши за них.

Восьмая заповедь блаженства:

Изгнани — изгнанные, гонимые.

В этой заповеди говорится о том, что гонимые за правду, за благочестивую жизнь и безропотно переносящие гонение получат Царство Небесное.

Девятая заповедь блаженства:

Егда — когда. Поносят — ругают. Ижденут — выгонят. Рекут — скажут. Глагол — слово. Зол глагол — злое слово. Лжуще — говоря ложь, говоря несправедливо. Мзда — награда.

Эта заповедь о том, что кто безропотно переносит ругательства, клеветы, мучения и самую смерть за веру в Иисуса Христа; тот получит великую награду на небесах.

Читайте также

9 заповедей блаженства (счастья)

На горе Синай святому Моисею Богом были даны 10 заповедей.

Иисус Христос дал нам 9 заповедей . Все эти 19 заповедей взаимно друг друга дополняют. 10 заповедей , или как их еще называют Синайское законодательство, говорят нам о том, что нельзя делать , что есть грех . Они были даны во времена Ветхого Завета, то есть до Рождества Христова, чтобы ограничивать и удерживать злых и грубых людей.

А 9 заповедей , данные Спасителем , говорят нас о том, что мы должны делать, чтобы достигнуть христианской святости.

В них говорится о том, как наша душа должна быть расположена к Богу , чтобы все более и более к Нему приближаться , чтобы достигнуть святости и высшей стадии счастьяблаженства . Данные евангельские блаженства поются на Божественной литургии.

1. Блаженны нищие духом , потому что их есть Царство Небесное.

Она означает, что нищие духом ( смиренные люди) Господом обещана вечная, блаженная жизнь. Если мы будем верить не только в Бога , но и Богу , а также надеяться на Него, то мы уже здесь, в этой жизни ощутим участие в Царстве Божием, а в будущей жизни ощутим его во всей полноте.

2. Блаженны плачущии , потому что они утешатся.

Плачущими людьми здесь названы те люди , которые плачут о своих грехах, раскаиваются в них. Этой заповедью Господь говорит нам, что если мы будем плакать о своих грехах , то утешимся — получим прощение грехов . А через прощение грехов получим и вечную радость, то есть вечное блаженство .

3. Блаженны кроткие , потому что они наследуют землю (получат во владение).

Кроткие людинезлобивые , кроткие. Господь говорит, что несмотря на все гонения, козни, силой Божией сохранятся на земле, а в жизни будущей наследуют землю новую, то есть небесное отечество .

4. Блаженны алчущие и желающие правды, потому что они насытятся.

Алчущие и жаждущие люди — люди, которые хотят есть и пить. Господь в этой заповеди говорит о тех людях, которые сознают свою греховность и всей душой хотят угодить Богу, стараются жить по заповедям Божиим . Им обещана награда здесь, в этой жизни — в спокойной совести, в душевном мире, и в будущей вечной жизни — полную радость и блаженство.

5. Блаженны милостивые , потому что они помилованы будут.

Милостивые люди — люди, которые оказывают сострадание и милосердие другим людям, и творят добрые дела, оказывая помощь . За то, что такие люди сами оказывали милость другим людям , после смерти они будут помилованы за свои грехи .

6. Блаженны чистые сердцем , потому что они Бога увидят.

Люди , у которых чистое сердце , увидят Бога . Здесь на земле они увидят его духовными очами, а в будущей вечной жизни они будут видеть Его так, как Он есть.

7. Блаженны миротворцы , потому что они будут названы сынами Божиими.

Миротворцылюди , которые стараются жить со всеми окружающими их людьми в мире и согласии, и стараются помирить других людей , если ни враждуют. За это Господь обещает им то, что они будут сынами Божиими , сонаследниками Христа. Им обещается неизъяснимое блаженство .

8. Блаженны изгнанные за правду , потому что их есть Царство Небесное.

Это те люди , которые настолько любят Бога и правду, настолько стараются жить по правде Божией и по Его заповедям , что терпят за это гонения , лишения , преследования, бедствия. Господь обещает им за их подвиг Царство Небесное, полные радость и блаженство в вечной жизни.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь , потому что велика ваша награда на небесах.

В этой заповеди Господь обещает тем, кто переносит ради Него и ради истинной веры православной в Него гонения, клевету, издевательства , бедствия и даже смерть .

Читайте так же:  Мусульманские молитвы виды, названия молитв, правила чтения

Этот подвигподвиг мученичества . За это Господь мучеников на земле, здесь прославляет нетлением тела и чудесами, а в вечной будущей жизни — самую высокую степень блаженства.

Толкование Заповедей блаженства

«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» ( Еф. 2, 19–22 ).

Введение

Первый уровень

На невысоком берегу голубого Генисаретского озера сел Божественный Строитель на зеленую траву и начал набрасывать план нового здания. Однако Он не стал чертить его на пергаменте, но впечатывал в души учеников Своих пламенное слово Свое, словно ставя алмазной печатью оттиск по податливому воску человеческих душ. Первые слова Его открывают, с чего начинается созидание райской пирамиды и как закладывается первый уровень.

Мф.5:3 . Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

Второй уровень

Когда надежно заложен первый уровень, тогда, брат мой во Христе, скорее спеши возводить второй. Первый уровень не слишком радует глаз своей красотой, как и железо не привлекает взоры, однако он крепок и надежен, как железо, которое используется при строительстве зданий. Первый уровень больше в земле, чем над землей, он почти незаметен, как и всякий фундамент. Смирение не относится к блистающим добродетелям. Первый уровень весь сложен из мыслей о своем личном ничтожестве и из ощущений своей немощи и ничтожности. Второй уровень – весь из слез.

Мф.5:4 . Блаженны плачущие, ибо они утешатся

Третий уровень

Мф.5:5 . Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю

Четвертый уровень

Мф.5:6 . Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся

Пятый уровень

Мф.5:7 . Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

Шестой уровень

Мф.5:8 . Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят

Седьмой уровень

Мф.5:9 . Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими

Восьмой уровень

Мф.5:10 . Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное

Девятый уровень

Мф.5:11 . Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

Мф.5:12 . Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах

Источник: Издательство «Христианская жизнь», г. Клин, 2007. Перевод с сербского Наталии Феофановой.

Заповеди блаженства в истолковании свт. Иоанна Златоуста

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

“Надо думать, — замечает архим. Киприан Керн по поводу вышеприведенных цитат, — что эта “забава богословствовать”, которою недуговали многие и многие малоподготовленные, а к тому же совершенно непризванные дилетанты, и была одной из причин, а может быть и главнейшей причиной того, почему свт. Григорий был так осторожен и сдержан в писании. Казалось бы, при таком одурманенном состоянии умов, когда всякий профан считал себя авторитетом, когда святое искусство богословствования было вынесено на улицу и тем профанировано, необходимо было раздаться голосу вескому, спокойному, умудренному в проповедуемой истине. Казалось бы, что умам, подобным свт. Григорию, и надо было бы сказать свое слово но он этого не сделал и не делал вообще” 3 .

Эта экспозиция места и действующих лиц необходима проповеднику как прелюдия к его богословскому рассуждению. Игра антитезами, столь приятная уху слушателя, не перерастает у него в контрастное противопоставление, напротив, она подготавливает почву для провозглашения идеи единства и универсализма как непременного постулата веры во Христа. Подобно тому, как города, села и пустынная гора при всем своем несходстве имеют общее свойство, ибо они суть места, посещавшиеся Спасителем, так и люди, окружавшие Его, при всем своем различии стали объектом внимания с Его стороны. Это внимание было направлено на разные аспекты бытия — на тело и на душу, и Златоуст опровергает этим фактом ересь дуализма, утверждая, что Бог есть Творец целостного живого существа: “Он не только исцелял тела, но и врачевал души и опять от заботы о душах переходил к исцелению тел, разнообразя пользу и соединяя с учением словесным явление знамений. И этим попечением о той и другой вещи ( ˜katљraj oЩs…aj ) Он заграждает бесстыдные уста еретиков, показывая, что Сам Он есть Творец целостного живого существа ( Рlokl»rou toа zуou aЩtТj ™sti DhmiourgТj )” (Там же).

Читайте так же:  Молитва к святой ариадне

Перед антиохийским пастырем стояли любители и почитатели его изящного слога; сегодня они в храме, завтра побегут на ипподром, в театр, вернутся к своим житейским делам. Его задача — донести до них весть о Том, Кто пришел не праведников, а грешников спасти, Кто бросает девяносто девять овец и идет искать одну пропавшую. Повторяющийся мотив беседы Златоуста — это мысль, что Божественный Учитель никого не отвергает — ни толпу, ради которой Он творит чудеса, ни ближайших учеников: мало того, даже когда Он обращается непосредственно к апостолам, Он строит речь так, чтобы ее могли слушать и понимать невежды, чтобы она не вызвала у них отвращения. Легко догадаться, что под толпой христианский проповедник имел в виду также и свою паству: “Но так как толпа была необразованна, состояла из людей, еще пресмыкавшихся долу, то Он, собрав пред Собою учеников, обращает к ним речь Свою и в беседе с ними так говорит, что учение мудрости делается занимательным ( ўnepacqБ — букв. ‘нетягост­ным’) и для всех прочих, которые были почти совершенно неспособны Его слушать” (Там же).

Этими словами завершается вступительная часть Беседы, иллюстрирующая ее начальный возглас “Смотри, какое отсутствие честолюбия и хвастовства” и рисующая человеческий лик Христа Спасителя. Внимание толкователя переключится затем на содержание Его Нагорной проповеди. Новая тема вводится риторическим вопросом “Откуда Он начинает и какие полагает основания нового жизненного устройства ( tБj kainБj polite…aj )?”. Употребленный здесь термин “полития” означал для грека и гражданство, и государство (именно так называлось “Государство” Платона), и общественное устройство; в после­классическую эпоху им называли и жительство монахов. В ус­тах проповедника, который обращался к тем, чьи отцы и деды жили в эпоху господства язычества, к тем, кому еще только предстояло строить христианизированное общество, слова о новой политии, о новом жительстве звучали как намек на обновление общества, на его христианизацию, а не на бегство из него. Отсюда и некоторые особенности толкования Заповедей блаженства у Златоуста: он находит в них то, что касается не только духовного, но и чувственного бытия человека — богатства, бедности, справедливости.

Человек эллинской культуры знал, что цель его жизни — счастье. Антиохийский проповедник раскрывал своей греческой пастве условия человеческого блаженства, понятого отнюдь не в духе античной философии. Он приковывал внимание слушателя к евангельскому тексту, заведомо отказываясь от релятивизма, упорно настаивая на том, что сказанное Спасителем обращено ко всем, к каждому человеческому существу, к самому слушателю, что блаженство доступно всем людям независимо от их социального положения и культуры: “Говорено было к ученикам, а написано для всех, которые будут после них слова Его имеют большое отношение и к тебе и ко всему роду человеческому ( prХj tѕn fЪsin dќ ¤pasan tѕn ўnqrw­p…nhn ). Не сказал: такой-то и такой блажен, — а все так поступающие блаженны, так что хотя бы ты был рабом, бедняком, нищим, бесприютным, необразованным, нет никакого препятствия к тому, чтобы быть тебе блаженным, если будешь иметь эту добродетель” (Беседа 15, 1–2, 223–224).

В соответствии с основной мыслью вступительной части Беседы о том, что Христос с одинаковой заботой врачевал и душу и тело, Златоуст и в Заповедях блаженства раскрывал то, что относится не только к духовной, но и к чувственной жизни человека. Так, толкуя третью заповедь Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю, он предлагал понимать землю в буквальном смысле как чувственную награду ( a„sqhtХn њpaqlon ), ссылаясь на слова апостола Павла и Самого Христа, которые, говоря о воздаянии, упоминали и о вещах чувственных. Заповедь направлена против бытующего мнения, будто кроткий может лишиться своего имущества. Нет! — возражает проповедник: “Христос обещает противное, говоря, что он-то безопасно и владеет своим имуществом: он ни дерзок, ни тщеславен; кто же, напротив, будет таковым, тот лишится и отцовского имения и самой жизни” (Там же, 227). И снова звучит знакомый мотив: “Когда Он говорит о чем-нибудь духовном, то не отвергает и выгод настоящей жизни; равным образом, когда обещает что-нибудь в здешней жизни, то этим еще не ограничивает Своего обещания. «Ищите, — говорит Он, — Царствия Божия, и это все приложится вам» (см. Мф 6:33)” (Там же).

Две последние заповеди показывают судьбу тех, кто воплотил в себе всю добродетель, кто последовал Христу. Что их ждет? — Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф 5:10–12). Златоуст прекрасно осознает всю парадоксальность христианства: оно заставляет жить вопреки принятым ценностям и сулит здесь, на земле, одни неприятности: “Христос как бы так сказал: хотя бы вас называли обманщиками, льстецами, злодеями или иначе как-либо, — вы все же блаженны. Что может быть необычнее этих наставлений, когда то, чего другие избегают, Он называет вожделенным, то есть нищету, горе, гонения, поношения” (Там же). Лучшим доказательством истинности христианства, лучшим доводом в его защиту служит сам факт его распространенности: “Тем не менее Он и сказал это и убедил не двух, не десять, не тысячу, не десять тысяч людей, а всю вселенную. И толпы народа восхищались, хотя слышали вещи тяжкие, мучительные, совершенно непривычные для большинства. Такова была сила Говорящего” (Там же).

Если последние две заповеди подводили итог той программе новой жизни, которая была начертана в предыдущих, то обетованные за них награды суть общий знаменатель духовного воздаяния за все заповеди в целом. Чувственные награды, упоминавшиеся Златоустом, имеют лишь частный характер, они не исключают награды духовной, ибо именно стяжание Царства небесного есть смысл того образа поведения, который предложен Учителем: “Если ты слышишь, что не при каждом роде блаженства даруется царство небесное, не унывай. Хотя Христос различно описывает награды, но всех вводит в царство. И когда Он говорит, что плачущие утешатся, и милостивые будут помилованы, и чистые сердцем узрят Бога, и миротворцы назовутся сынами Божиими, — под всем этим Он подразумевает не иное что, как царство: ведь наслаждающиеся этими благами достигнут, конечно, и царства. Итак, не думай, что этой награды удостоятся одни только нищие духом; ее получат и жаждущие правды, и кроткие и все прочие. Он для того при каждой заповеди и упомянул о блаженстве, чтобы ты не ожидал ничего чувственного. Не может быть блаженным венчаемый тем, что разрушается в здешней жизни и ускользает быстрее тени” (Там же, 5, 228).

1Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти, 54 // Творения в четырех томах. Т. I. М., 1994, с. 260.

2Цит. по: Архимандрит Киприан (Керн). Золотой век Свято-Отеческой письменности. М., 1995, сс. 102, 103.

Читайте так же:  Молитва к св давиду

Десять заповедей Закона Моисеева. Заповеди блаженства.

Десять заповедей Божиих

И изрек Бог к Моисею все слова сии, говоря (книга Исход, гл.20):

Пророк Божий Моисей

1. Я, ГОСПОДЬ, БОГ ТВОЙ; ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ ДРУГИХ БОГОВ, КРОМЕ МЕНЯ.

Грехи против этой заповеди: безбожие, суеверие, гадание, обращение к «бабкам» и экстрасенсам.

2. НЕ ДЕЛАЙ СЕБЕ КУМИРА И НИКАКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ТОГО, ЧТО НА НЕБЕ ВВЕРХУ, И ЧТО НА ЗЕМЛЕ ВНИЗУ, И ЧТО В ВОДЕ НИЖЕ ЗЕМЛИ; НЕ ПОКЛАНЯЙСЯ ИМ И НЕ СЛУЖИ ИМ.

Кроме грубого идолопоклонства, есть и более тонкое: страсть к приобретению денег и различного имущества, объядение, гордость. «Любостяжание есть идолослужение» (послание апостола Павла к Колоссянам, гл.3, ст.5).

3. не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Напрасно – значит, без нужды, в разговорах пустых и суетных.

4. помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай, и делай в них всякие дела твои; а день седьмый – суббота Господу Богу твоему.

В Церкви Христианской празднуется не суббота, а день воскресный. Кроме этого, надо соблюдать и другие праздники и посты (они отмечены в церковном календаре).

5. почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.

К этому греху относятся также аборты, нанесение ударов, ненависть к ближнему: «Всякий ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1е Соборное послание апостола Иоанна Богослова, гл.3, ст.15). Есть убийство духовное – когда кто совращает ближнего в неверие и грехи. «Отцы, которые не заботятся дать христианское воспитание детям своим, суть чадоубийцы, убийцы собственных детей» (свт. Иоанн Златоуст).

7. не прелюбодействуй.

Грехи против этой заповеди: блуд (плотская любовь между людьми, не находящимися в супружестве), прелюбодеяние (супружеская измена) и другие грехи. «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1-е послание апостола Павла к Коринфянам, гл.6, ст.9). «Плотское вожделение у людей целомудренных путем силы воли держится в рабстве и послабляется только в целях деторождения» (свт. Григорий Палама).

9. не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Не только греховные дела, но и худые желания и помышления делают душу нечистой пред Богом и его недостойной.

Господь Иисус Христос повелевал для получения жизни вечной сохранять эти заповеди (Евангелие от Матфея гл.19, ст.17), учил понимать и исполнять их совершеннее, нежели до Него их понимали (Евангелие от Матфея гл.5).

Суть этих заповедей Он изложил так:

Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и большая заповедь. вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. (Евангелие от Матфея, гл.22, ст.37-39).

(отрывок из Нагорной проповеди — Евангелие от Матфея, гл.5) с комментариями из «Катехизиса» святителя Филарета (Дроздова)

Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста свои, учил их, говоря:

Нагорная проповедь

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Быть нищим духом значит понимать, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго не можем сделать без Божией помощи и благодати. Это добродетель смирения.

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Под словом плач понимается здесь печаль о грехах, которую Бог облегчает благодатным утешением.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Кротость – тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Это те, которые как пищи и питья алчут и жаждут благодатного оправдания через Иисуса Христа.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Дела милости телесные: голодного накормить, дать одежду нуждающемуся, посетить находящегося в больнице или в тюрьме, принять странника в дом свой, участвовать в погребении. Дела милости духовные: обратить грешника на путь спасения, подать ближнему полезный совет, молиться за него Богу, утешить печального, от сердца прощать обиды. Кто так поступает, тот получит помилование от вечного за грехи осуждения на Страшном Суде Божием.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Сердце становится чистым, когда человек старается отвергать греховные мысли, пожелания и чувства и принуждает себя к непрестанной молитве (например: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»). Как чистое око способно видеть свет, так чистое сердце способно созерцать Бога.

7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Здесь Христос не только осуждает взаимное несогласие и ненависть людей между собою, но требует еще более, — именно того, чтобы мы примиряли несогласия и других. «Будут наречены сынами Божиими», так как и дело Единородного Сына Божия состояло в том, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим.

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Под правдою здесь понимается жизнь по заповедям Божиим; значит, блаженны те, которые гонимы за веру и благочестие, за добрые дела свои, за постоянство и непоколебимость в вере.

9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Желающие блаженства должны быть готовы с радостью принять оскорбления, гонение, бедствие и самую смерть за имя Христово и за истинную православную веру.

«Хотя Христос различно описывает награды, но всех вводит в царство. И когда Он говорит, что плачущие утешатся, и милостивые будут помилованы, и чистые сердцем узрят Бога, и миротворцы назовутся сынами Божиими, — всем этим Он означает не что иное, как царство небесное» (свт.Иоанн Златоуст).

Другие заповеди Божии (из Евангелия от Матфея):

Всякий, гневающий на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф. 5, 21).

Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28).

Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44).

Просите, и дано будет вам; ищете и найдете; стучите и отворят вам (Мф. 7,7) – заповедь о молитве.

Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13-14).

Блаженны чистые сердцем

По данным всемирной организации здравоохранения, сердечно-сосудистые заболевания являются основной причиной смерти во всем мире. И кому-то может показаться, что именно эту проблему освещал Соломон, сказав:

Читайте так же:  Молитва к святой ариадне

Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. (Притчи 4:23)

Что имел ввиду Соломон? Бегать по утрам и кушать овощи?

Однако если бы это было так, тогда эти слова противоречили бы другому месту из Писания, которое гласит, что «телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей (1Тим. 4:8).

Дело в том, что под сердцем в Библии подразумевается наш внутренний человек, характер, личность со всеми ее качествами.

О том, как это сердце беречь, как хранить его в чистоте и поговорим в этой статье.

Что говорил Иисус о чистоте сердца

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. (Св. Евангелие от Матфея 5:8)

Итак, мы знаем, что сердце — это наша личность со всеми ее качествами. Однако читая этот стих, возникает два вопроса.

  1. Как наша личность может быть чистой? (Ее что, стирать нужно?)
  2. И как это может быть связано со зрением, почему с нечистым зрением невозможно увидеть Бога? (Как мы знаем, от злобы диоптрии не зависят).

Иисус не зря упомянул чистоту. Дело в том, что согласно Моисееву закону физическая чистота имела важное значение при служении Богу. Нельзя было прикасаться к трупам и различным сквернам, дабы не стать нечистым. Фарисеи любили чистоту до маниакальности, и при любой возможности старались очиститься от грязи.

Однако все это имело лишь видимость праведности. Дело в том, что физическая чистота была лишь образом чистоты внутренней

18. а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, 19. ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — 20. это оскверняет человека; а есть неумытыми руками — не оскверняет человека. (Св. Евангелие от Матфея 15:18-20)

Фарисеи и книжки ели чистыми руками, оставаясь при этом злыми, сребролюбивыми, гордыми и хулителями. Не стирать одежды и мыть тело призывал Ииисус, но избавляться от всех этих качеств и склонностей, если таковые у вас имеются.

18. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. 19. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (Первое послание к Коринфянам 6:18,19)

Например, блуд — это несомненно одна из скверн, от которых необходимо избавиться. Павел объясняет это тем, что наши тела являются образными Храмами в которых живет Святой Дух. И как буквальный храм должен был быть церемониально чистым, дабы там пребывала благодать Божия, так и мы должны хранить себя в святости, чтобы Дух Божий мог пребывать в нем. Т.е. иметь чистое сердце — это, например, не блудить и не распаляться похотью.

Чистое сердце — это такое состояние нашего внутреннего мира, при котором мы духовно, мысленно пребываем в святости и благочестии и это непосредственно отражается на нашем поведении.

Бога узрят

Хорошо, мы поняли, что такое ЧИСТОЕ сердце. Чистое сердце — это такое состояние нашего внутреннего мира, при котором мы духовно, мысленно пребываем в святости и благочестии и это непосредственно отражается на нашем поведении. Но как это влияет на то, узрим мы Бога или нет?

Еще раз повторюсь:

  • Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. (Св. Евангелие от Матфея 5:8)
  • Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. (Послание к Евреям 12:14)

Неужели все грешники очкарики? И в баре, и в церкви количество людей в очках пропорционально одинаково. Как же понимать Иисуса?

Давайте рассмотрим эту историю по порядку.

На самом деле в Библейской истории были такие случаи, когда грешники слепли буквально.

Такое случилось в Содоме и Гоморре. Похотливые жители города хотели изнасиловать Ангелов Божьих, за что те поразили их слепотою.

Ангелы вывели из Содома праведного Лота и его семью, а те города Бог уничтожил.

Значит ли это, что Бог будет слепить и грешников современных? Буквально — нет.

Иисус сказал: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. (Св. Евангелие от Иоанна 9:39)

Эти слова нельзя понимать буквально. Господь говорил здесь об исполнении пророчества Исаии

10 Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! Исаия 29:13-14 13 И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; 14 то вот, Я еще необычайно поступлю с этим народом, чудно и дивно, так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет.

Давайте разберем это пророчество более подробно.

  • Почему Господь называет Израиль народом Гоморрским и князьями Содомскими? Он ничего не перепутал, он просто сравнивает свой неверный народ с теми нечистыми похотливыми жителями.Содом и Гоморра — служат образом.
  • Обратите внимание, что Израиль обвиняется в том, что «сердце их далеко отстоит». Т.е. несомненно здесь речь о нечистом сердце.
  • Но что с ними случилось дальше? «Мудрость мудрецов погибнет и разума у разумных не станет» — именно от разума, а не от буквальных глаз зависит, «Увидим мы Бога или нет».

Теперь мы знаем, что Иисус, говоря, что только чистые сердцем Бога узрят, имел ввиду, что только у таких будет возможность познать Бога и истину. А грешники духовно ослепнут. Именно из-за своей гнилой натуры фарисеи не увидели в Иисусе Божьего сына. Именно потому что был с нечистым сердцем, т.е. вором, Иуда не увидел в Христе Миссию.

Пророчество о последних дня

24. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. (Св. Евангелие от Матфея 24:24)

О чем этот стих? О том, что «чистые сердцем» узрят кто истинный пророк, а кто лжепророк, а нечестивцы поверят этим сатанинским выродкам.

А вот еще стих об этом:

10. Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. (Даниил 12:10)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

11. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, 12. да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду. (Второе послание к Фессалоникийцам 2:11,12)

Азбука Спасения — Заповедь — Блаженны чистые сердцем
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here