Содержание
- 1 Чинопоследование погребения — Православное Осколье
- 2 Погребение
- 3 Чинопоследование погребения — Православное Осколье
- 4 История чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы
- 5 Чин погребения иереев (священников) в православной церкви. Справка
- 6 Как хоронят священников — ритуал чина погребения
- 7 Отпевание священника — Чин погребения
Чинопоследование погребения — Православное Осколье
Протоиерей Николай Балашов
«На пути к литургическому возрождению», Москва, 2001
Вопрос об особом чине погребения диаконов был выдвинут на заседании VII отдела 12 октября 1917 года В.К. Недельским [1] ; в ноябре члены отдела дважды проголосовали за составление такого чина и внесение его в Требник. Подготовительная работа была поручена Б.А. Тураеву [2] , который составил проект с использованием чина погребения диаконов, существующего в Коптской Церкви, молитвы над скончавшимся диаконом из Ватопедского евхология XIV века, а также гимнографического материала из чина погребения мирян и иерейского погребения. Проект Тураева был представлен отделу 12 апреля 1918 года и с внесением некоторых поправок передан на благоусмотрение Епископского совещания.
23 апреля Соборный совет постановил передать доклад на рассмотрение Высшему церковному управлению, но это решение не было исполнено, поскольку 28 мая такой порядок рассмотрения не заслушанных Собором докладов был приостановлен ввиду скорого возобновления работы Собора. Однако и третьей сессии Собор не спешил с рассмотрением доклада, что побудило 36 членов Собора с Тураевым во главе направить в Соборный совет заявление о спешном рассмотрении вопроса. Ввиду краткости времени, оставшегося до закрытия Собора, решение дела было 19 сентября передано Патриарху и Священному Синоду.
Синод рассмотрел доклад VII отдела 11 ноября 1918 года, предварительно заслушав отзыв митрополита Сергия, который находил, что «Священному Синоду самому, без соборной санкции, едва ли удобно вводить этот чин в церковное употребление». При этом владыка Сергий исходил как из новизны самого чина, принятие которого может повлечь за собой требование особых погребальных чинов «для разных церковных должностей и классов церковного общества», так и из недостатков представленного проекта (чрезмерная длина одного из апостольских чтений, недостаточная выразительность как краткой молитвы из Ватопедского евхология, так и пространной молитвы из коптского чина). «Лучше или не вводить в чин особых молитв, или же составить новые, нарочито приспособленные к новому чину», – предлагал рецензент. Согласившись с этим отзывом, Священный Синод постановил отложить до будущего Собора решение вопроса о необходимости особого чина на погребение диаконов, а также рассмотрение представленного в докладе чина.
[1] Владимир Климентович Недельский (1869-1942), кандидат богословия КДА (1894), преп. Литовской ДС; преп. Свято-Сергиевского православного богосл. ин-та в Париже (1927-1929); скончался в Ковно.
[2] Борис Александрович Тураев (1868-1931), профессор Петроградского ун-та, выдающийся русский востоковед, литургист и агиолог. Автор службы преподобномученику Афанасию Брестскому (составил будучи ещё гимназистом) и большинства оригинальных песнопений службы Всем святым, в земле Российской просиявшим. По воспоминаниям митрополита Евлогия (Георгиевского), «святой человек, знавший богослужение лучше духовенства». В 1917-1918 гг. член Поместного Собора, принимал весьма активное участие в работе богослужебного отдела. В 1918 г. избран действительным членом Российской Академии наук. В 1919-1920 гг. член Комиссии духовно-учебных заведений Петроградской епархии, в 1920 г. – профессор и член Совета Петроградского богословского института.
Погребение
Как подготовить усопшего к погребению?
В прежние времена подготовкой к погребению (омывали тело, одевали в новую одежду, приглашали в дом священника) занимались сродники и близкие усопшего. Этими заботами о теле покойного близкие отдавали последний долг любви своему усопшему. Сегодня, к сожалению, при наступлении смерти люди стараются «избавиться» от своего усопшего родственника, переложив заботы о нем на плечи работников морга и ритуальных агентств. Если вы отправляете покойного в морг, передайте туда и чистую одежду для его одевания, а забирая его оттуда, обязательно наденьте на усопшего нательный крест. Скорее всего, после пребывания в морге креста на нем не окажется.
На тело усопшего мирянина помимо обычных одежд в некоторых областях надевают саван, белый покров, напоминающий о белой одежде крещения. Омытое и облаченное тело полагается на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Гроб предварительно окропляется святою водой. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены на груди, крестообразно во свидетельство веры в Распятого. Положение во гроб совершается при чтении молитвословий: Трисвятое, «Отче наш…» и пении стихир. Иногда полагают во гроб до панихиды. При положении во гроб иерея до панихиды поются ирмосы: «Помощник и Покровитель…», а в дни святой Пасхи поются стихиры: «Да воскреснет Бог…».
Какова символика погребения христианина?
Тело человека, по воззрению Церкви, – освященный благодатию таинств храм души. «Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» ( 1Кор.15:53 ). Поэтому уже с апостольских времен Церковь любовно заботится об останках умерших братьев по вере.
Образ погребения усопших дан в Евангелии, где описано погребение Господа нашего Иисуса Христа. Хотя православный обряд приготовления тела усопшего к погребению в деталях не совпадает с ветхозаветным, он все же имеет с ним общую структуру, которая выражается в следующих основных моментах: омовении тела, облачении его, положении во гроб, чтении и пении погребальных молитв, предании земле.
Омовение тела водою прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности. Этот обычай мы находим уже в книге Деяний святых апостолов, где упоминается одна из первых христианок святая Тавифа, ученица апостола Петра: «Она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице» ( Деян.9:20-21 ).
Чело умершего украшается венчиком, который символизирует тот венец, о котором сказал святой апостол Павел: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» ( 2Тим. 4:8 ), На венчике изображается Спаситель с предстоящими Ему Божией Матерью и Иоанном Предтечей. Тело покрывается священным покровом во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христовым. На гроб архиерея возлагается мантия, а покров – сверх мантии. В руки покойного влагают икону Спасителя или Распятие. Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба; в совокупности они изображают крест и символизируют переход усопшего в Царство истинного света.
Когда традиционно совершается погребение и отпевание усопшего христианина?
Погребение усопшего христианина совершается на третий день после его смерти, при этом в отсчет дней всегда включается самый день кончины, даже если смерть наступила за несколько минут до полуночи. При чрезвычайных обстоятельствах – войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях – допускается погребение и раньше третьего дня. Погребение не совершается в первый день Пасхи и в день праздника Рождества Христова до вечерни.
Откуда вязалась традиция посыпания тела в гробу землей?
Раньше гробом называли саму могилу. Отсюда и недоразумение: в Требнике читают, что «полагают мощи во гроб», после чего «священник, взем персть лопатою, крестовидно мещет верху мощей». Уже неведомое количество лет люди привыкли к тому, что надо сыпать землю в гроб, который раньше называли кивотом, то есть ящиком.
Какие виды погребения существуют в Православной Церкви?
В Православной Церкви различаются четыре вида, или чина погребения, а именно: погребение мирских человек (т.е. мирян), монахов, священников и младенцев. Сюда же необходимо отнести чин погребения, совершаемого в Светлую седмицу. Все чины погребения по своему составу сходны с заупокойной утреней или всенощным бдением. Но каждый чин в отдельности имеет и свои особенности.
Каков православный взгляд на кремацию?
Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение.
Какие существуют суеверия при погребении?
Родственникам нельзя нести гроб; родственникам нельзя копать могилу; беременным нельзя присутствовать при погребении; в могилу нужно бросить деньги на счастье, а если умерший курил, положить в гроб пачку сигарет; на могиле нужно выпить спиртное за упокой души усопшего и налить в стакан или оставить в бутылке «душе успошего»; нужно знать, какой дорогой идти на кладбище и уходить с него, при этом нельзя оборачиваться, если окликнут…
Чинопоследование погребения — Православное Осколье
Чин погребения Божией Матери
Чин погребения Божией Матери в храме Московской Духовной академии
По благословению Святейшего Патриарха, чин погребения Божией Матери совершается в храме Московской Духовной академии в день праздника вечером (хотя по Уставу положено на третий день). Богослужение начинается со всенощного бдения. (Вначале праздничная вечерня, а затем утреня). На «Бог Господь. » при пении (Болгарским распевом) особых тропарей из Иерусалимского «Последования» — «Благообразных ученик лик…», «Слава»: «Егда снизшла еси к смерти, Живота Мати безсмертная», «И ныне»: «Священным учеником, в Гефсиманию тело Матере Божия носящим. », — поющихся распевом на подобен «Благообразный Иосиф. », духовенство выходит к плащанице, и поются «Непорочны» на 3 статии. Перед 1-й статией совершается полное каждение, перед 2-ой и 3-й – малое. После 3-й статии поются особые тропари: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся. » с припевом «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего». В это время совершается каждение всего храма. Затем — малая ектения, антифон 4-го гласа: «От юности моея. » (полиелей и величание не поются), прокимен «Помяну имя Твое. » и Евангелие от Луки, зач. 4-е. Потом — «Слава»: «Молитвами Богородицы. », «И ныне» — то же, «Помилуй мя, Боже. » и стихира праздника. Далее — «Спаси, Боже, люди Твоя. », возглас и оба канона праздника, читаемые из Минеи. Они же помещены и в Иерусалимском «Последовании».
В это время не помазывают. Духовенство уходит в алтарь, а на великое славословие вновь выходит к плащанице. Совершается каждение (трижды) вокруг плащаницы, земной поклон и обнесение плащаницы вокруг храма. Предстоятель идет с Евангелием под плащаницей в полном облачении. В это время хор поет «Святый Боже. ». После обнесения плащаница полагается на свое место при пении тропаря праздника («Премудрость, прости» не говорится). Совершается каждение (трижды) вокруг плащаницы и помазание елеем. Затем — ектении и отпуст.
Чин погребения Божией Матери в древнем богослужении
В некоторых местах в виде особого чествования праздника совершается отдельная служба погребения Богоматери. Особо торжественно она совершается в Иерусалиме, в Гефсимании (на месте предполагаемого погребения Богоматери). Эта служба погребения Божией Матери в одном из греческих изданий конца XIX века (Иерусалим, 1885 г.) носит название «Священное последование на преставление Пресвятой Владычицы нашей и Приснодевы Марии». Она открыта в рукописях (греческих и славянских) не ранее XV века и составлена несколькими греческими песнопевцами сравнительно поздних времен, среди которых имя великого ритора Еммануила. Служба совершается по подобию службы утрени Великой Субботы, и основная часть ее — «Похвалы», или «Непорочны», — представляет собой очень искусное подражание великосубботним «Похвалам». В XVI веке она была широко распространена на Руси. Потом эта служба была почти забыта.
В синодальный период (в XIX в.) чин погребения Божией Матери совершался у нас в немногих местах: в Московском Успенском соборе; в Киево-Печерской Лавре, в Костромском Богоявленском монастыре и в Гефсиманском скиту (близ Троице-Сергиевой Лавры).
В Киево-Печерской Лавре он не составлял отдельной службы, а совершался («Непорочны» с припевами, разделяющиеся на три статии) на всенощном бдении праздника перед полиелеем.
В Гефсиманском же скиту возле Троице-Сергиевой Лавры при митрополите Московском Филарете праздновался, кроме Успения, и праздник Воскрешения и взятия на Небо (с телом) Богоматери — 17 августа; накануне, на всенощном бдении, совершалось Иерусалимское последование.
В Троице-Сергиевой Лавре (согласно рукописному Уставу Лавры 1645 года) этот чин в древности совершался на всенощном бдении праздника (после 6-й песни канона): читались статии, затем следовали антифон, прокимен и Евангелие.
В Иерусалиме же, в Гефсимании, эта служба погребения совершается патриархом и в наши дни — накануне праздника, утром 14 августа.
В настоящее время Иерусалимское «Последование на преставлеение Пресвятой Богородицы», или «Похвалы», получило снова распространение у нас во многих кафедральных и приходских храмах. Служба эта совершается обычно на 2-й или 3-й день праздника.
Полный чин погребения Богоматери по Иерусалимскому «Последованию» помещен в книге «Церковная Служба на Успение Божией Матери», в виде всенощного бдения (великая вечерня и утреня), на котором не поются лишь полиелей и величание. В «Богослужебных указаниях на 1950 год» также помещен «Чин погребения», но в нем вместо великой вечерни дано последование малого повечерия (по подобию службы Великой Субботы) и после него — утреня с «Похвалами» (по Иерусалимскому «Последованию»).
Особенности всенощного бдения с чином погребения
Возглас: «Слава Святей. », псалом 103-й, «Блажен муж. ». «Господи, воззвах» — 8 стихир: 3 из Минеи и 5 из Иерусалимского «Последования». «Слава, и ныне» — стихира праздника. (Если погребение совершается в субботу, то на «Слава» — стихира праздника, на «И ныне» — догматик текущего гласа). Вход. Прокимен, глас 2: «Воскресни, Господи, в покой Твой. ». Стих: «Клятся Господь Давиду. ». Паримии три, которые читались на самый праздник. На литии — 6 стихир (из Минеи). На стиховне — 4 стихиры со своими стихами (из Минеи). На благословении хлебов — тропарь праздника (трижды).
Далее – утреня с «Похвалами» по Иерусалимскому «Последованию».
Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Лекции по литургике.
История чинопоследования Успения и Погребения Пресвятой Богородицы
Историческая справка
Успение Богоматери. Икона. XVI в., Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург |
Успение Пресвятой Богородицы является одним из главных Богородичных праздников Церкви.
Некоторые данные указывают на связь этого праздника с древнейших Богородичным празднованием — «Собором Пресвятой Богородицы», который доныне совершается на следующий день после Рождества Христова. Так, в коптском календаре VII в. 16 января, т. е. через вскоре после отдания Богоявления, празднуется «рождение Госпожи Марии», а в календаре IX в. в то же число — «смерть и воскресение Богородицы» (в памятниках коптской и абиссинской Церквей XIV–XV вв., сохранявших вследствие своей изолированности древнюю литургическую практику, 16 января положено воспоминание Успения, а 16 августа — Вознесения Богоматери на небо).
В греческих Церквах достоверные свидетельства об этом празднике известны с VI в., когда, по свидетельству поздневизантийского историка Никифора Каллиста (XIV в.), император Маврикий (592–602 гг.) повелел праздновать Успение 15 августа (для западной Церкви мы имеем свидетельство не VI-го, а V в. — сакраментарий папы Геласия I). Тем не менее можно говорить и о более раннем существовании праздника Успения, например, в Константинополе, где уже в IV в. существовало множество храмов, посвященных Богородице. Один из них — Влахернский, построенный императрицей Пульхерией. Здесь ею были положены погребальные пелены (риза) Богоматери. Архиеп. Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока» указывает на то, что согласно свидетельству Стишного пролога (древнего месяцеслова в стихах) Успение праздновалось во Влахернах 15 августа и что свидетельство Никифора следует понимать в особом ключе: Маврикий сделал праздник только более торжественным. Начиная с VIII в. мы имеем многочисленные свидетельства о празднике, которые позволяют проследить его историю вплоть до настоящего времени.
Древнейший известный чин службы празднику содержится в грузинском переводе иерусалимского Лекционария V-VII в. (издан прот. К. Кекелидзе и М. Тархнишвили). Он совершался в базилике Успения в Гефсимании и включал в себя: тропарь на 6 гл. «Егда преставилася еси…»; прокимен гл. 3 «Величит душа моя Господа»; чтения (Притч 31. 30–32, Иез 44, 1–4, Гал 3. 24–29); аллилуарий «Слыши Дщи и виждь»; то же, что и сейчас, Евангельское чтение (Лк 1.39–50, 56).
Типикон (устав) Великой церкви (т.е. храма св. Софии Константинопольской; издан А. А. Дмитриевским и Х. Матеосом) IX-XI вв. содержит подробное описание устава службы празднику Успения. Празднование начинается рано утром процессией от мартирия св. Евфимии во Влахернский храм, где затем совершается Божественная литургия. На вечерне положены три паремии (ветхозаветные чтения), как на Рождество Богородицы (те же, что и ныне), тропарь 1 гласа «В рождестве девство сохранила еси» (этот тропарь доныне поется в Православной Церкви на праздник Успения), ектения просительная, чтение и паннихис (особая служба вечером накануне праздников). На литургии — те же, что и ныне, прокимен, Апостол и Евангелие.
Рассмотренный Устав Великой церкви назначает для празднования лишь один день. Древнейший же монастырский послеиконоборческий устав — Студийский Ипотипосис IX в. — полагает также попразднство для праздника (наряду с Преображением, Воздвижением, Рождеством Богородицы, Рождеством Христовым, Богоявлением и Сретением). Типикон Константинопольского Евергетидского монастыря (XII в., отражает практику XI в.) имеет уже предпразднство и нынешней продолжительности попразднство (до 23 августа), но они отличаются меньшей торжественностью по сравнению с сегодняшней практикой. Разница с нынешним монашеской паннихис; количества и распорядка кафизм; способа пения канона; состава литургии оглашенных до Евангелия. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, принятому в Русской Церкви до кон. XIV в., отдание праздника совершается 18 августа, т.е. на третий день.
В студийских Типиконах афоно-италийской редакции, как и на другие праздники, кафизмы заменялись особыми антифонами (что со временем повлияет на формирование праздничных избранных псалмов). Так, в афонском Типиконе прп. Георгия Мтацминдели XI в. на утрене вместо обычной кафизмы поются антифоны из псалмов «Хвалите имя Господне. » (Пс 135), «Помяни Господи Давида. » (Пс 131) и «Хвалите Господа с небес. » (Пс 148). Тропарь праздника, согласно этому Типипкону, —«Блажим тя вси роди» (ныне это ипакои праздника; песнопение содержится и в некоторых списках Типикона Великой церкви).
Чин Погребения Пресвятой Богородицы
В современной практике празднование Успения часто так или иначе связывается с чином Погребения, надписываемым также как «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычице нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Чин Погребения имеет иерусалимское (гефсиманское) происхождение и является подражанием чину утрени Великой субботы. Чин этот весьма поздний; в его основе лежат праздничные припевы к 17 кафизме (такие припевы в XIV-XVI вв. исполнялись на многие праздники, а позже вышли из практики); к XIX в. в Иерусалиме эти припевы были дополнены многими элементами, взятыми из службы Великой субботы и несколько видоизмененными.
В Гефсимании (священном месте, где произошло событие Успения) чин Погребения служится 14 августа по старому стилю, накануне Успения, но подготовка к нему начинается задолго до этого. Описание празднеств мы приводим по статьям: А. А. Дмитриевский «Празднества в Гефсимании в честь Успения Богоматери» и «О чине литании и празднике Успения Матери Божией во Святой Земле» // ЖМП. №3. 1979.
На подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, расположенном против дверей храма Воскресения, хранится плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы, употребляемая на успенском богослужении. Плащаница лежит, окруженная подсвечниками. Еще с праздника Преображения пред этою плащаницею каждодневно служатся молебны, акафисты и вечерня, вплоть до 12 августа. 12 августа в 2 часа ночи настоятель Гефсиманского подворья совершает Божественную литургию. По окончании литургии в 4 часа утра настоятель в полном облачении совершает краткий молебен перед плащаницей. Затем плащаница торжественно переносится в Гефсиманию в воспоминание перенесения туда с Сиона апостолами тела Богоматери. В крестном ходе участвует множество представителей духовенства со свечами (ныне в предпраздничном каноне поется: «Сионяне свещы возжгите»). Плащаницу несет в предшествии клира настоятель на широкой шелковой перевязи через плечо с бархатной подушкой. Крестный ход обычно сопровождается стечением большого числа паломников. В Гефсимании, куда процессия прибывает с восходом солнца, плащаница полагается в каменной пещере на ложе Богоматери. Здесь она пребывает до праздника для поклонения.
14 августа утром около 9–10 часа совершается сама служба Погребения Богоматери, состоящая из пения 17 кафизмы с припевами — похвалами, подобными великосубботним. Служба совершается Патриархом. Ко времени службы в Гефсиманию во времена Оттоманской Порты, согласно описанию А.А. Дмитриевского, прибывали войска турецкого гарнизона, которые, располагаясь шпалерами по пути от Иерусалима, встречали прибывающего Патриарха военным маршем. По каждении Патриархом одра с плащаницей Богоматери в пещере погребения, после Обычного начала службы (Трисвятое:; Пресвятая Троице:; Отче наш:), одр с плащаницей выносится на середину храма под паникадило. За одром становится Патриарх, а по бокам от него и вплоть до царских дверей — архиереи, архимандриты и иеромонахи.
Патриарх входит опять в пещеру, чтобы оттуда начать каждение всего храма, которое и совершается при пении первой статии погребальных похвал: «Жизнь во гробе полагается». Статия, как и в Великую Субботу, заключается ектенией с возгласом Патриарха. На второй статие «Достойно есть величати Тя» Предстоятель Церкви Святого Града кадит только пещеру и одр, а возглас произносит старейший архиерей. На третьей статие: «Роди вси песнь погребению Твоему приносят, Дево», кадит второй архиерей. Третья статия, как и в Великую Субботу, переходит в пение парафразированных воскресных тропарей «Ангельский собор». После ектении — ексапостиларий праздника («Апостоли от конец земли»), хвалитные стихиры и великое славословие. Во время протяжного пения Трисвятого, иереи выносят одр с плащаницей на верхнюю площадку базилики, где произносится ектения с поминанием по именам участвующих священнослужителей и за святогробское братство. Одр относится опять на середину храма при пении ексапостилария и стихиры «С громом на облацех Спас посылает апостолы к Рождшей». Затем Патриарх творит отпуст.
ИзображениеСвечи паломников и местных христиан на ступенях, ведущих к Погребальной пещере Богородицы |
Богослужение же в самый день Успения ничем не отличается от обычного праздничного. Вечерня накануне праздника совершается отдельно, без утрени, но в конце происходит благословение хлебов, раздаваемых затем народу. В попразднство Успения ежедневно принято лобызать упомянутую плащаницу. На отдание праздника по окончании литургии плащаница относится обратно в Гефсиманское подворье Иерусалима с таким же крестным ходом, с каким была принесена.
На Руси чин Погребения получил большое распространение уже в XVI в. и в виде похвальных статий издавна совершался вместе с праздничной службой в Киево-Печерской Лавре и в костромском Богоявленском монастыре. Отметим здесь указание старообрядческого устава по 6-й песне канона: «аще изволит настоятель», совершается на средине храма собором со свечами у всех «надгробное пение» — такое, как в Киевской Лавре, без ектений; «аще храм (Успения), подобает неотложно быти надгробному пению». В редакции действующего ныне в Русской Церкви Типикона самого чинопоследования и необходимых уставных указаний нет.
При свт. Филарете (Дроздове) в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры был установлен кроме Успения также праздник Воскресения и Вознесения Божией Матери — 17 августа. Накануне 17-го совершалось Иерусалимское последование, а 17-го после литургии крестный ход с иконой Вознесения Божией Матери.
В 1845 г. перевод Иерусалимского последования Погребения с греческого языка на церковнославянский был осуществлен М. С. Холмогоровым для Гефсиманского скита с присланного Иерофеем, митр. Фаворским (впоследствии Патриархом Антиохийским). Перевод был пересмотрен и подвергся правке со стороны свт. Филарета, митр. Московского. «Мне хотелось соединить словенский вид речи с ясностью, потому я иногда переменял порядок слов и немногие слова употреблял несколько новые, вместо более древних, темных или обоюдных для нынешнего понятия», — писал наместнику Троице-Сергиевой лавры архим. Антонию (Медведеву) святитель 28 октября 1846 г. В 1872 г. Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под уже упоминаемым нами названием «Похвалы, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычице нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 г. вышло 2-е издание. Ныне чин печатается в составе Приложения к августовскому тому Минеи.
В приходской практике (в случае наличия плащаницы Божией Матери) в настоящее время чин Погребения может совершаться либо накануне праздника Успения, 14 августа по старому стилю, на утрене, что соответствует иерусалимской традиции, либо на праздничном всенощном бдении, либо в один из ближайших дней периода попразднства (обычно вечером 16 или 17 августа по старому стилю; 17 августа предпочтительнее и символически (как третий день после Успения), и исторически (такова была практика в Гефсиманском скиту)).
Чин погребения иереев (священников) в православной церкви. Справка
В православной церкви существует четыре основных последования отпевания и погребения умерших: для мирян, для умерших младенцев, для иноков, для монахов и священников (иереев). Кроме того, существует чин погребения архиереев.
Чин погребения духовенства отличается от чина погребения мирян большей сложностью, продолжительностью и торжественностью.
При погребении священника бывает пять чтений из Апостола и пять — из Евангелия. За каждым чтением Апостола следует чтение Евангелия. После первого, второго и третьего чтения Евангелий произносятся особые молитвы об упокоении. После четвертого чтения Евангелия поются тропари на «Блаженны», а после пятого чтения Евангелия читается псалом 50-й: «Помилуй мя Боже. » При соборном отпевании обычно каждое евангельское чтение совершает особый священник, предваряя его возгласом: «Мир всем». Он же читает положенную затем молитву.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Каждый Апостол также читает особый диакон, произнося предварительно прокимен. По 6-й песни канона, после кондака: «Со святыми упокой. «, читаются 24 икоса, оканчивающиеся пением: «Аллилуйя». Обыкновенно каждый икос читает особый иерей, начиная со старшего. «Аллилуйя» поют все священники. По окончании славословия поются стихиры стиховны на все восемь гласов: «Кая житейская сладость. «, но не по одной стихире каждого гласа, как при отпевании мирян, а по три. Затем обычно читается разрешительная молитва, после чего лист с ее текстом свивается в свиток и влагается в руку умершего.
Священников одевают сначала в обычные его одежды, потом и во все священнические одеяния. Лицо усопшего закрывают воздухом — вышитым платом, которым обычно покрывают Священные Дары во время литургии, в знак того, что он был совершителем Тайн Божьих и особенно Святых Тайн Тела и Крови Христовых. Этот воздух не бывает затем в употреблении, он опускается с умершим в землю. В руки священнику, вкладывается Евангелие в знак того, что он возвещал людям учение Евангелия. Кроме Евангелия, в руки священника обычно влагается также и Крест — символ спасения живых и мертвых.
При погребении священника, тело умершего обычно обносят вокруг того храма, в котором он служил в последнее время жизни. При сопровождении усопшего из храма до могилы не поется «Святый Боже. «, но ирмосы Великого канона: «Помощник и Покровитель. «.
В погребальной процессии перед гробом почившего священника несут хоругви, Крест и Евангелие, и бывает особый погребальный перезвон. При шествии к могиле бывает перезвон такой же, как при выносе Креста 14 сентября, 1 августа, в Крестопоклонную неделю и при выносе плащаницы в Великую субботу. Ударяют по разу в каждый колокол и перебирают таким образом колокола до двух-трех раз; затем одновременно ударяют во все колокола вместе один раз. При чтении Евангелия на отпевании удары в колокол бывают по счету Евангелий. По внесении тела в храм, а также по прочтении разрешительной молитвы и после погружения гроба с телом в могилу бывает трезвон.
Как хоронят священников — ритуал чина погребения
Христианские каноны требуют, чтобы похороны священнослужителя шли по иным правилам, нежели похороны мирянина. Само по себе это вряд ли кого-то удивит, так как, в соответствии с христианским вероучением, клир имеет с Богом несколько иные отношения, нежели «мир». В православной церкви существуют два чина погребения (т.е. два типа погребального обряда) для священнослужителей: для белого духовенства и для черного. Следовательно, монахов и приходских священников хоронят по-разному, хотя сходств в чинах погребения будет больше, чем различий. Например, всех священнослужителей так или иначе хоронят через три дня после смерти и т.д.
История чинов погребения
Любопытно, что известное нам сегодня чинопоследование появилось относительно недавно. Идея особого порядка похорон священнослужителей возникла в Византии в XIV веке. До того византийская церковь имела общий для всех обряд погребения, который больше всего напоминал то, как сегодня хоронят православных монахов. Итак, особое чинопоследование было изобретено в Византии и распространилось к концу XIV века. В XV веке то же чинопоследование было перенято Русским царством. Примечательно в этой истории то, что исторически не священнический чин погребения возник из усложнения «обычного», мирского обряда, но наоборот: обряд похорон мирян возник в результате упрощения изначального обряда, который поныне применяется только к священнослужителям. На Руси новую систему чинопоследования распространил митрополит Киприан: конкретно это выразилось в тех исправлениях, которые он внес в «Служебник» и «Требник».
В итоге, чинопоследование, каким Русская Православная Церковь знает его ныне, впервые было полностью сформулировано в Требнике Киевского митрополита Петра Могилы в XVII веке – и с тех пор оно не менялось. В требниках современного образца чин погребения над членом белого духовенства значится как «Последование мертвенное над скончавшимся священником». Примечательно, что тот же чин погребения полагается также и епископам – они формально принадлежат к черному духовенству, однако для них делается исключение ввиду исторических причин.
Любопытно также и то, как на протяжение веков русская православная церковь пыталась урегулировать вопрос погребения священников, подвергнутых дисциплинарным взысканиям. Например, как следует хоронить священника, который был отстранен от служения – а вскоре умер, так и не получив восстановления в полномочиях? В конечном итоге было решено, что если священнику грозило временное отстранение и перед смертью он покаялся, то хоронят его как священника. Если же он был низведен до мирянина и лишен сана насовсем, то тогда его хоронили как мирянина.
Подготовка тела к погребению
В настоящее время священнослужителей готовят к упокоению следующим образом. Сперва их тела омывают и одевают. Делают это специфическим образом: сперва с помощью влажной губки три священнослужителя трут покойного крестообразными движениями, а затем его тело закутывают в полотно. После этого тело священнослужителя должно быть обмазано елеем с помощью губки и облачено в его богослужебное одеяние. Покойного укладывают в гроб, его лицо покрывают специальным платком (т.н. «воздухом»), в его правую руку вкладывается крест, а в левую — Евангелие.
Сама по себе традиция покрытия лица при похоронах ведет свою историю еще со времен самого Христа: его лицо было закрыто сударем – специальным платком, которым вытирали пот с лица. Существует версия, согласно которой лица священнослужителей при погребении закрывают, потому что их взор в этот момент должен быть обращен к Господу, а не к миру, однако это, скорее всего, является более поздней рационализацией давнего подражательного обычая. И обычай этот, слегка видоизменившись, дошел до современности: разница в том, что сегодня лица священников укрывают литургическим платом (потому что они были совершителями Тайн Божиих), а на лица послушников кладут особый укрой – все эти детали были изложены уже в Требнике Петра Могилы.
Как известно большинству верующих православных, при похоронах мирян поются святые гимны, в частности «Господи помилуй», «Трисвятое», а также читается канон «Последование по исходу души от тела». Когда хоронят православного священника, читаются немного другие литургические тексты и в ином порядке. В том числе их читается и попросту больше. В частности, молитвы и каноны поются при омовении тела священнослужителя, затем – после того, как его облачают в его богослужебное одеяние, затем – перед началом похоронной процессии, а затем еще раз – когда гроб выносится из храма.
Проводы покойного
Когда тело священника несут в церковь или уже из церкви к кладбищу, перед его гробом кто-то должен нести Священное Писание, крест и хоругви. Данное шествие считается крестным ходом, поэтому оно должно сопровождаться заупокойным колокольным звоном. Любой храм, мимо которого следует похоронная процессия, должен звонить в свои колокола. При этом процессия должна остановиться перед этим храмом и произвести заупокойную литию. При транспортировке покойного звучит лития, а также стихи канона «Помощник и покровитель». Когда гроб находится в храме, по четыре стороны от него должны стоят четыре подсвечника. Важно, что тело или гроб с телом мертвого священнослужителя должны нести только другие священнослужители.
Завершение чтений и песен
На завершающей этапе церемонии священнослужителями поются стихиры – гимнографические песнопения, которые приурочены к определенному церковному событию или празднику. Тексты стихир на стиховне делятся на восемь частей, которые называются гласы, а каждый глас состоит из псалмов. Чтение каждого отрывка из гласа обязано предваряться чтением конкретного стиха. На похоронах священника читают по три отрывка из каждого гласа. Наконец, читается разрешительная молитва. По окончании её чтения свиток с её текстом сворачивается и вкладывается в руку покойного.
Погребальный перезвон
При погребении священнослужителей звучит особый погребальный колокольный звон, меняющийся в зависимости от того, какой этап похоронного обряда сейчас происходит. Например, пока траурная процессия идёт к могиле, звучит одиночный перезвон колоколов. Когда покойного отпевают и читается Евангелие, число ударов колокола соответствует номеру того отрывка из псалма, который сейчас читается. Когда тело вносят в церковь и когда его опускают в могилу, звонарь должен совершать трезвон – трехтактный сильный звон нескольких колоколов одновременно.
Особенности похорон священнослужителей
В погребении священнослужителей есть еще несколько мелких нюансов. В частности, в гроб к священнику нельзя класть его ордена, медали и иные награды – причем неважно, светские они или церковные. В гроб некоторых священнослужителей кладутся потиры – те сосуды, что используются для освящения вина и принятии Святого Причастия, – но при этом в гроб покойного иерея потир не кладут. Кроме того, если священник получал отстранение от службы при жизни, то в его богослужебной одежде его хоронят лишь в том случае, если это разрешит архиерей.
Дополнительная информация, связанная с данным материалом:
Отпевание священника — Чин погребения
Чин погребения — отпевание священника.
Глава: ПОГРЕБЕНИЕ СВЯЩЕННИКОВ
Подготовительные действия
Тело умершего священника омывают три священника (Треб. Петр. Могил.), отирая губкою с водою крестообразно, во образ священнаго крещения: на челе, очах, устах, персях, коленях и руках (Нов. Скриж. гл. 22 §1 (стр. 50); а потом отирают его чистым елеем (Треб. Погр. свящ.).
В некоторых местах есть обычай – тотчас по смерти священника ударять на исход души в праздничный звон протяжно.
По крайней мере лица освященные должны омывать священника.
В Нов. Скриж. говорится, что елей из напоенной губки принято обычаем восточной церкви возливать на умершего священника, покрыв сперва тело его полотном (503 стр. §3).
Надев затем на него обычные его одежды кроме рясы, облачают во все священнические одежды. Умершему диакону влагается в руку кадило (Литургик. Петрова стр. 132).
Когда положится тело на уготованном столе, лицо покрывают воздухом; в правую руку влагается крест, – и читается над умершим Евангелие, в промежутки времени служения панихид, до отпевания.
Священные одежды, в которые облачают умершего священника (а также и других священно-церковнослужителей) должны быть новы, а не из бывших в употреблении (Требн. Петр. Могил. о чин. погреб. христиан.), надеваются также и новые сапоги (Нов. Скр. 22 г. §1).
Покров, положенный на лицо священника, не снимается с него и при погребении. Евангелие, которое читается над ним, влагается, при выносе к погребению, в руки его и опускается с ним в могилу (Там же §4,5).
Проводы тела
При несении тела священника в церковь и к могиле, обыкновенно несут пред гробом хоругви, крест и Евангелие и бывает заупокойный звон, так как шествие это есть крестный ход. При каждом храме, мимо которого совершается шествие, бывает звон; гроб же пред храмом останавливается и совершается заупокойная лития (См. Пособ. к изуч. прав. Богосл. Николъск. 749 стр. Попеч. прав. церкв. Деболъск. 395 стр.).
Кроме литии, при несении тела умершего священника, поются ирмосы канона Помощник и покровитель (Больш. требн. и Нов. Скр. г. XXII §6). В церкви, при отпевании священников, гробы их поставляются ближе к амвону, чем гробы мирян, и вокруг гроба непременно должны ставиться четыре подсвечника с четырех сторон (Там же).
Тело умершего священника должны нести священники же, если их достаточное число (См. требн. в послед. мертвенном над скончавшимся священником).
Обрядовый порядок
Погребение священника начинается в доме также, как и мирян, литиею; но на литии в этом случае отпуста не положено: она соединяется с последованием погребения.
По Благословен Бог наш, поется трисвятое и читаются затем начинательные молитвы.
По возгласе на Отче наш, поются тропари литии Со духи праведных скончавшихся. И бывает заупокойная ектения, после которой священники берут умершего и несут в храм.
В храме поются тотчас непорочны на 3 статьи, а за ними тропарь Покой Спасе, как и на погребении мирян. Тропари же непорочны не поются, но после покойного тропаря тотчас читаются стихиры степенны, а потом – Апостолы и Евангелия.
Начальствующий священник читает 1-е Евангелие, затем читает и 1-ю молитву: следующия Евангелия и молитвы читают другие священники по порядку (Пособ. к изуч. Богосл. прав. церкв. Николъск. 749 стр.).
Если погребение совершается после литургии, совершавшейся в присутствии мощей умершего, то, конечно, начало погребению полагается как при погребении мирян.
Псалмы, положенные здесь между Евангелиями, читаются раздельно, по стихам, и после каждого стиха произносится (поется) трижды аллилуиа.
Все чтения на погребении священника, как то: непорочны, степенны, и блаженны читаются, по преимуществу, священником же, а не клириком.
После 4-го Евангелия, читаются «блаженны» с тропарями их.
После 5-го Евангелия, читается 50-й псалом и поется канон 6-го гласа: Волною морскою, по 6-й и 9-й песнях, произносится заупокойная ектения.
По 6-й же песни, после кондака со святыми упокой, читаются (обычно начальствующим священником) 24 икоса; по прочтении каждого из них певцы поют аллилуиа; а по прочтении всех икосов, снова поется со святыми упокой и продол жается канон.
По 9-й песни, после ектении, читается ексапостиларий со стихами, стихиры на хвалитех, великое славословие и Сподоби Господи денъ сей, а потом читаются или поются стихиры на стиховне, по три стихиры на каждый из 8 гласов (24 стихиры).
Далее, по Трисвятом, поются тропари литии, возглашается заупокойная ектения, на которой молитва Боже духов читается вслух (См. требн. Послед. Погреб. мирск. челов.) и по возгласе, поются стихиры целования (из последования погреб. мирск. человек); за целованием же читается разрешительная молитва, влагаемая потом в правую руку покойника, и несут тело его к могиле, отпуста же здесь не бывает.
Так указано в употребляемых ныне требниках; но, обычно, отпуст делается в храме, с возглашением умершему «вечной памяти», а при могиле отпуст также бывает свой – на литии.
Погребение
Во время несения мощей священника к могиле, поется снова канон: Помощник и покровитель, а когда принесут к могиле, то читается трисвятое, поются тропари литии и произносится заупокойная ектения, после которой бывает совершенный отпуст. Елей также возливается, если умерший был елеопомазан и также предается тело земле, как это делается при погребении мирян.
Краткое содержание
Это отпевание совершается и над архиереями. Оно значительно длительнее чина погребения мирян и отличается от него следующими особенностями:
В Требнике ничего не говорится о том, как совершать погребение архиереев и священников на Пасху. Чин этот составлен у нас преосвящ. Филаретом, митрополитом Московским. Он представляет собою совмещение пасхального чина погребения мирян с чином погребения священников: начало пасхальное со стихами: «Да воскреснет Бог,» произносится заупокойная ектения, положенная в начале панихиды: «Миром Господу помолимся,» после чего следует пение антифонов и чтение пяти Апостолов и Евангелий; затем поется канон Пасхи с заупокойными ектениями, седальном и кондаком после 3-й и 6-й песней. После пения «Со святыми упокой» поется: «Елицы во Христа крестистеся,» читается Апостол Деяний дню и первое воскресное Евангелие и разрешительная молитва; затем поется «Воскресение Христово видевше» и далее пасхальный канон до конца. По 9-й песни и заупокойной ектении: «Плотию уснув,» воскресные тропари: «Ангельский собор удивися,» стихиры Пасхи: «Пасха священная» и целование усопшего. Затем сугубая заупокойная ектения с молитвою: «Боже духов» и пасхальный отпуст.
При погребении архиереев
При погребении священников и архиереев бывает погребальный перезвон. При выносе тела из дома и при шествии с ним к могиле перезвон такой же, как при выносе Креста — 14 сентября, 1 августа, в Крестопоклонную Неделю и при выносе Плащаницы в Великую субботу. Ударяют по разу в каждый колокол и перебирают таким образом колокола до двух, трех раз, затем одновременно ударяют во все колокола вместе один раз. При чтении Евангелия на отпевании удары в колокол бывают по счету читаемых Евангелий. По внесении тела в храм, а также по прочтении разрешительной молитвы и после погружения гроба с телом в могилу бывает трезвон.
Священников и архиереев, находившихся в момент смерти под запрещением, но не лишенных сана, отпевают по чину священнического погребения. Умершего диакона отпевают по чину отпевания мирских человек.
Последование отпевания священников и архиереев по своему составу значительно отличается от чина погребения мирян.
1) После 17-й кафизмы — «Непорочных» и тропарей по «Непорочных» с припевом «Благословен еси, Господи» читаются Апостол и Евангелие. При чтении первого Евангелия обычно ударяют в колокол один раз, при втором — дважды и т. д.
3) Канон поется с ирмосами Великой субботы: «Волною морскою. «, кроме 3-й песни, в которой вместо: «Тебе на вода́х. » поется: «Несть свят, якоже ты, Господи Боже. «, и кроме 6-й песни, на которой вместо: «Ят бысть, но не удержа́н. » поется: «Бездна последняя. » По 6-й песни канона, после кондака, «Со святыми упокой. «, читаются 24 икоса, оканчивающиеся пением: «Аллилуиа». Обыкновенно каждый икос читает особый иерей, начиная со старшего. «Аллилуиа» поют все священники.
4) После 9-й песни канона и малой ектении поются стихиры на «Хвалите», ексапостиларий — трижды и великое славословие: «Слава в вышних Богу. «, которое оканчивается словами: «Сподоби, Господи. «, то есть то славословие, которое читается в седмичные дни, но поют его священнослужители. По окончании славословия поются стихиры стиховны на все восемь гласов: «Кая житейская сладость. «, но не по одной стихире каждого гласа, как при отпевании мирян, а по три. Затем обычно читается разрешительная молитва, после чего лист с ее текстом свивается в свиток и влагается в руку умершего. В заключение произносится ектения: «Помилуй нас, Боже. » и стихиры: «Приидите, последнее целование. «, и бывает отпу́ст.
5) При сопровождении усопшего из храма до могилы поется не «Святый Боже. «, но ирмосы Великого канона: «Помощник и Покровитель. » В погребальной процессии перед гробом почившего архиерея или священника несут хоругви, Крест и Евангелие, и бывает звон.
Видео (кликните для воспроизведения). |
6) При погребении архиерея гроб с его телом после выноса из церкви обносят вокруг храма и на каждой стороне совершают краткую литию. Тело умершего иерея обычно обносят вокруг того храма, в котором он служил в последнее время жизни.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.