Чистый понедельник — первый день Великого поста, 11 марта

Детально: Чистый понедельник — первый день Великого поста, 11 марта - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Чистый понедельник: начало Великого поста 11 марта 2019 года

Чистый понедельник — первый день Великого поста. Это один из самых важных и трудных дней, так как он должен быть полностью направлен на духовное очищение и сопряжен с молитвами.

Это прекрасный день для того, чтобы настроить себя на ближайшие сорок дней поста. Священнослужители отмечают важность чтения молитв о прощении грехов. Нужно просить Бога о милости и о даровании сил, терпения и мужества.

Духовный смысл Чистого понедельника

Назначение этого дня — не просто вхождение в состояние поста. Чистый понедельник нужен людям для того, чтобы очиститься от грехов. Священнослужители постоянно говорят, что этот день очень важен в духовном плане, поскольку Господь помогает нам стать лучше, если мы этого хотим всем сердцем.

В этот день, согласно писанию, Христос удалился в пустыню для молитвы. Пост был установлен учениками Христа в честь его жертвы ради людей. Это нечто вроде испытания, чтобы показать себе и Богу, что мы достойны прощения, достойны встретить светлый праздник Пасхи.

Чистый понедельник нужен для того, чтобы люди могли замолить грехи, очистить свою душу от скверны. Именно поэтому в народе его и называют чистым или светлым.

Традиции Чистого понедельника

11 марта начинается Великий пост — самый строгий и самый долгий. Начинается время воздержания, строгости, молитв. Даже в церкви перестают служить литургию — все церковные службы становятся более тревожными и даже скорбными. Многие церковные служители рекомендуют в этот день принять таинство причастия и исповедаться в грехах, если это не было сделано на подготовительной сыропустной неделе.

Первый день поста считается одним из самых строгих. Монахи стараются вообще ничего не есть в Чистый понедельник, но для мирян действуют более мягкие правила. В этот день на Руси старались всегда есть впервые после полудня. Сейчас же церковь отмечает, что воздержания от животной пищи будет достаточно.

Для тех, кто хочет отмечать пост более строго, будет актуально сухоядение — нужно стараться есть только сырую пищу, не приготовленную на огне, без растительного масла. Это могут быть фрукты, овощи, ягоды, каши на холодной воде. Пользуйтесь помощью календаря питания по дням, чтобы не забывать о том, какие правила действуют в тот или иной день.

Это день строгого поста, потому что необходимо более усердно молиться. Нужно постараться полностью отказаться от всего, что может вас отвлечь от мыслей о Боге, за исключением, конечно, работы.

В Чистый понедельник нужно заниматься очищением не только души, но и жилища. Стоит выбросить лишний хлам, сделать уборку. Раньше люди непременно посещали баню в этот день.

Нужно постараться посетить церковную службу, по возможности отказаться от увеселительных передач и не посещать развлекательные мероприятия. Священники советуют отказываться от вредных привычек.

Это время духовного подвига. В Чистый понедельник необходимо настроиться на изменение образа жизни. Сделать это так быстро довольно непросто, но именно для этого и нужны были несколько подготовительных недель. Великий пост пройдет незаметно для тех, кто постарается понять саму суть воздержания и чтения молитв, обрести сакральный смысл происходящего. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Чистый понедельник: что нужно сделать в этот день, чтобы стать счастливее

Вот и настал Великий пост — самое время, чтобы оставить негатив в прошлом и изменить жизнь к лучшему. В Чистый понедельник каждый человек может стать счастливее, для этого нужно лишь придерживаться православных традиций.

Великий пост всегда начинается с Чистого понедельника. Священнослужители объясняют, что это время дано нам с целью избавить себя и свою жизнь от накопленного за год негатива, впустив в нее свет и чистоту. Стать счастливее в этот день помогут церковные обычаи, которые направлены на очищение души, тела и дома.

Чистый понедельник: церковные обычаи

Ежегодно с началом Великого поста в церквях проводятся специальные литургии, которые призывают людей творить добро, помогать ближним и не причинять никому зла. Для всего православного мира Чистый понедельник — очень важный день, ведь в это время каждый верующий может настроить себя на сорокадневный пост и обрести духовную чистоту. Пожалуй, самое главное предназначение дня — очистить себя, свой дом и свою жизнь от скопившегося негатива.

Праздник начинают с молитвы. По обычаю верующие просят друг у друга прощения за причиненные обиды, чтобы войти в Пасхальный пост очищенными. Чистый понедельник должен пройти в общении с Господом и духовной непрочности, чтобы избавиться от греха и дурных помыслов, оставить негатив в прошлом и настроиться на светлое будущее. Правильный настрой определяет то, как пройдет Великий пост.

Церковнослужители рекомендуют читать духовную литературу, активно молиться, потому что это помогает справиться с грустью и плохими мыслями. Общение с Богом подарит прилив сил, воодушевление и веру в лучшее. Стоит поменьше смотреть телевизор и временно отказаться от серфинга в сети — информационная чистота в этот день также необходима, ведь информационный шум мешает сосредоточиться на добродетельных мыслях.

Очищение души, тела и дома в Чистый понедельник

В Чистый понедельник церковь призывает всех верующих избавиться от негатива, проведя небольшой обряд очищения. Энергетическая чистка поможет снять усталость, обрести духовное удовлетворение от жизни, справиться с дурными мыслями и сезонной депрессией.

Первый шаг к счастливой жизни — это отказ от негативных программ, мыслей и прогнозов. Отказавшись от этого в Чистый понедельник, вы не только станете счастливее, но и начнете праведный путь. Помните, что злость, зависть, презрение всегда возвращаются сторицей. Если вы хотите, чтобы к вам пришло счастье и благополучие, то в начале для этого нужно освободить место.

Второй шаг — обычная уборка. Стоит отметить, что Чистый понедельник полностью проводить в работе, а особое внимание уделяется уборке. Необходимо вымыть всю посуду в доме, протереть пыль, разобраться в шкафах и кладовых, расставить все по своим местам, смести паутину, помыть полы — в общем, убрать все, тем самым очистив от грязи и негатива окружающее пространство.

Третий шаг — очищение тела. После домашней работы принято сходить в баню или принять ванную, а затем отправиться на вечернюю службу в церковь. Кроме того, первый день Великого поста предполагает полный отказ от употребления пищи. Питаться в такой день принято лишь духовно. Также священнослужители призывают отказаться от курения, употребления спиртного и иных зависимостей. Великий пост — самое подходящее время, чтобы перейти на здоровый образ жизни.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ в 2020 году

2 марта – 18 апреля

Подготовительный период к Великому посту

(с 9 февраля ; завершается Прощёным воскресеньем, 1 марта ).

Седмица «сплошная» (нет поста в среду и пятницу) ( 10 февраля – 15 февраля ).

• Вселенская родительская (мясопустная) суббота – 22 февраля .

Читайте так же:  Заговор чтобы найти потерявшегося кота. Молитва о потерявшейся собаке или кошке. Молитва о животном

Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса),
о Страшном суде (Мф.25:31-46) – 23 февраля .

КАЛЕНДАРЬ ВЕЛИКОГО ПОСТА

1. Святая Четыредесятница

• В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 2 марта – 5 марта ) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.).

Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.) – 15 марта .

• Мариино стояние (чтение Великого канона свт. Андрея Критского, пол­но­стью, с чтением жития преп. Марии Египетской) – 2 апреля , четверг (реально совершается накануне – 1 апреля , в среду вечером!).

• Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста – 4 апреля . Это един­ствен­ный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером – 3 апреля ).

Неделя 5-я Великого поста. Преп. Марии Египетской (VI в.) – 5 апреля .

• Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица вáий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») – 6 апреля – 11 апреля .

• В пятницу седмицы вáий, 10 апреля – окончание Святой четыредеся́тницы, то есть Сорокадневного поста («душеполéзную совершив Че­ты­ре­де­ся́тницу…», – поётся за вечерним богослужением).

Неделя 6-я, Неде́ля ва́ий («пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цве­тоносная», Ве́рбное воскресе́нье (Ин.12:1-18), Вход Госпо́день в Иерусали́м – 12 апреля .

2. Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа

Великий Понедельник ( 13 апреля ). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт.37.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18–43; 24:3–35).

Великий Вторник ( 14 апреля ). Притчи: о десяти девах и талантах; про­рочество о Страшном суде (Мф.24:36-26:2).

Великая Среда ( 15 апреля ). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6-16).
Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. На вечерней службе в этот день все стараются принять участие в Таинстве Покаяния (Исповеди).

Великий Четверг ( 16 апреля ). Воспоминание Тайной Вечери и уста­нов­ле­ние Таинства Евхаристии. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин.
В кафедральных соборах, в конце Литургии, совершается Чин умовения ног (архиерей умывает ноги двенадцати сослужителям).
Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий».
Патриарх совершает освящение мира.

Великая Пятница ( 17 апреля ) Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского.
День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно узаконенной традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы).
Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе (единственное исключение – в случае совпадения Страстной Пятницы с праздником Благовещения).
Утром – чтение Великих (Царских) Часов.
В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы.
Вечером (обычно в 18 часов) совершается Чин Погребения.

Великая Суббота ( 18 апреля ) Пребывание Господа телом во гробе, со­шествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (см. Святая Троица).
Утром совершается Литургия Светлой Субботы, после которой, по традиции, освящается праздничная трапеза (по Уставу, это освящение совершается в Пасхальную ночь, после Литургии и освящения артоса).

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА – 19 апреля

Недели после Пасхи

Антипасха (букв. «Вместо Пасхи»), иначе – Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (Ин.20:19-31) – 26 апреля .

Радоница (пасхальное поминовение усопших) – 28 апреля , вторник.

Неделя 3-я по Пасхе, святых жён-мироносиц (то есть «Неделя жен­щин, несущих миро»); и память праведных Никодима и Иосифа Аримафейского, тайных учеников Христа (Мк.15:43–16:8) – 3 мая .

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (Ин.5:1-15) – 10 мая .

Преполовение Пятидесятницы (Ин.7:14-30) – 13 мая , среда.

Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке (Ин.4:5-42) – 17 мая .

Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (Ин.9:1-38) – 24 мая .

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского собора – 31 мая .

Троицкая родительская суббота (поминовение усопших) – 6 июня .

Седмица 1-я по Пятидесятнице, сплошная ( 8 июня – 13 июня ).

День Святого Духа («Духов День») – 8 июня , понедельник.

Неделя 1-я по Пятидесятнице – праздник «Всех святых» – 14 июня . Этим праздником завершается собственно Триодный (подвижный) цикл; его своеобразным продолжением стал в русской традиции праздник в честь всех российских святых (установлен на Поместном соборе Русской Православной Церкви 1917–18 гг.). В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных – сначала вологодских, а затем и других – святых.

1-я седмица Великого поста

Иные седмицы Великого поста
  • Триодь Постная. Службы первой седмицы Великого Поста
  • Особенности богослужения седмиц и Недель (воскресений) Великого постаГермоген Шиманский
  • Чтение на каждый день Великого постаДементьев Д.В.
  • Почему Великий пост начинается с понедельника?Юрий Ру­бан
  • Как проводить 1-ю седмицу Великого постаархим. Иоанн (Крестьянкин)
  • Первая седмица Великого постапрот. Григорий Дебольский
  • Суббота 1-й седмицы Великого постаЮрий Ру­бан
  • Сокровищница духовной мудрости. Седмица 1-я Великого поста
  • Великий пост. Аудио
  • Великий пост. Видео

Пост пер­вой сед­ми­цы ве­ли­кой Че­ты­ре­де­сят­ни­цы стро­же дру­гих по уста­ву. Бо­го­слу­же­ние пер­вых дней Ве­ли­ко­го по­ста так­же бо­лее стро­гое, по­ка­ян­ное, ме­нее тор­же­ствен­ное.

В по­не­дель­ник, втор­ник и чет­верг утрен­нее бо­го­слу­же­ние со­сто­ит из утре­ни, ча­сов, изо­бра­зи­тель­ных и ве­чер­ни. Ли­тур­гия не со­вер­ша­ет­ся. В сре­ду и пят­ни­цу утрен­нее бо­го­слу­же­ние со­сто­ит из утре­ни, ча­сов, изо­бра­зи­тель­ных и Ли­тур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных да­ров.

Ве­че­ром в пер­вые че­ты­ре дня Ве­ли­ко­го по­ста на ве­ли­ком по­ве­че­рии со­вер­ша­ет­ся чте­ние Ве­ли­ко­го по­ка­ян­но­го ка­но­на пре­по­доб­но­го Ан­дрея Крит­ско­го. Ве­ли­ким по­стом ка­нон прп. Ан­дрея Крит­ско­го про­чи­ты­ва­ет­ся два­жды. На пер­вой сед­ми­це он раз­де­ля­ет­ся на 4 ча­сти и про­чи­ты­ва­ет­ся в пер­вые че­ты­ре дня. Пол­но­стью он про­чи­ты­ва­ет­ся на утре­ни чет­вер­га 5-й сед­ми­цы.

В пят­ни­цу по­сле за­ам­вон­ной мо­лит­вы (по окон­ча­нии Ли­тур­гии) со­вер­ша­ет­ся мо­леб­ный ка­нон прп. Фе­о­до­ру Ти­ро­ну и освя­ще­ние ко­ли­ва (ва­ре­ной пше­ни­цы на ме­ду или рис с изю­мом). Свя­за­но это со сле­ду­ю­щим слу­ча­ем. В 362 го­ду им­пе­ра­тор Юли­ан От­ступ­ник на пер­вой сед­ми­це Ве­ли­ко­го по­ста при­ка­зал тай­но окро­пить все про­дук­ты, ко­то­рые про­да­ва­лись на рын­ках, кро­вью идо­ло­жерт­вен­ных жи­вот­ных. Но свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Фе­о­дор Ти­рон явил­ся в сон­ном ви­де­нии епи­ско­пу Ев­док­сию, от­крыл ему тай­ное рас­по­ря­же­ние им­пе­ра­то­ра и по­ве­лел ни­че­го не по­ку­пать на рын­ке, а пи­тать­ся ко­ли­вом. По­это­му в пят­ни­цу на мо­леб­ном ка­ноне освя­ща­ет­ся ко­ли­во, а в суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста со­вер­ша­ет­ся бла­годар­ствен­ное празд­но­ва­ние ве­ли­ко­му­че­ни­ку Фе­о­до­ру Ти­ро­ну.

Пер­вая сед­ми­ца и пер­вая Неде­ля Ве­ли­ко­го По­ста

Пер­вая сед­ми­ца от­ли­ча­ет­ся осо­бой стро­го­стью по­ста, ибо при­лич­нее все­го иметь наи­боль­шую рев­ность к по­дви­гам бла­го­че­стия при на­ча­ле по­дви­гов. Со­об­раз­но это­му, Цер­ковь на пер­вой сед­ми­це со­вер­ша­ет бо­го­слу­же­ние про­дол­жи­тель­нее, чем в сле­ду­ю­щие дни. В пер­вые два дня Че­ты­ре­де­сят­ни­цы для тех, кто мо­жет, со­всем не по­став­ля­ет­ся тра­пе­за [1] .

С по­не­дель­ни­ка по чет­верг на ве­ли­ких по­ве­че­ри­ях чи­та­ет­ся Ве­ли­кий ка­нон свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го. В ка­ноне со­бра­ны и пред­став­ле­ны мно­го­чис­лен­ные об­ра­зы по­ста и по­ка­я­ния, при­во­дит­ся мно­же­ство при­ме­ров из Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­та при­ме­ни­тель­но к нрав­ствен­но­му со­сто­я­нию ду­ши греш­ни­ка, опла­ки­ва­ю­ще­го свои гре­хи. Ка­нон на­зван ве­ли­ким, как по мно­же­ству мыс­лей и вос­по­ми­на­ний, за­клю­чен­ных в нем, так и по чис­лу со­дер­жа­щих­ся в нем тро­па­рей (око­ло 250, то­гда как в обыч­ных ка­но­нах их бы­ва­ет око­ло 30). По­ве­че­рие пер­вых че­ты­рех дней пер­вой сед­ми­цы на­зы­ва­ет­ся «Ма­лым сто­я­ни­ем» в от­ли­чие от «Ан­дре­ева или Ма­ри­и­на сто­я­ния» на 5 сед­ми­це и ве­ли­ко­го сто­я­ния в Ве­ли­кий Пя­ток.

Читайте так же:  Молитва господня отче наш на русский

Эти по­ве­че­рия так­же на­зы­ва­ют­ся «ме­фи­мо­на­ми» (греч. – «с на­ми»), по­то­му что на этих по­ве­че­ри­ях по­ет­ся песнь «С на­ми Бог». Внеш­нее от­ли­чие Ве­ли­ко­го ка­но­на свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го от дру­гих ка­но­нов со­сто­ит в том, что он име­ет все 9 пес­ней (вклю­чая так­же 2 песнь), и к каж­до­му тро­па­рю при­ла­га­ет­ся при­пев «По­ми­луй мя, Бо­же, по­ми­луй мя». В сре­ду и чет­верг к по­ка­ян­но­му ка­но­ну при­бав­ля­ют­ся несколь­ко тро­па­рей в честь пре­по­доб­ной Ма­рии Еги­пет­ской, вос­шед­шей от глу­бо­ко­го па­де­ния к вы­со­ко­му бла­го­че­стию. Впо­след­ствии к это­му ка­но­ну бы­ли при­со­еди­не­ны тро­па­ри в честь его твор­ца свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го.

В по­не­дель­ник или втор­ник пер­вой сед­ми­цы по­сле утре­ни или по­сле ча­сов свя­щен­ник в епи­тра­хи­ли чи­та­ет в церк­ви сво­им при­хо­жа­нам «Мо­лит­вы в на­ча­ле по­ста Свя­тыя Че­ты­ре­де­сят­ни­цы», из­ло­жен­ные в Треб­ни­ке.

В суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы Цер­ковь тво­рит па­мять свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Ти­ро­на и вос­по­ми­на­ет чу­дес­ную по­мощь, ока­зан­ную им кон­стан­ти­но­поль­ским хри­сти­а­нам в 362 го­ду при им­пе­ра­то­ре Юли­ане От­ступ­ни­ке. То­гда хри­сти­ане бы­ли со­хра­не­ны ве­ли­ко­му­че­ни­ком Фе­о­до­ром от осквер­не­ния идо­ло­жерт­вен­ной кро­вью в первую сед­ми­цу Ве­ли­ко­го По­ста: свя­той явил­ся ар­хи­епи­ско­пу Ев­док­сию и по­ве­лел хри­сти­а­нам упо­треб­лять ко­ли­во вме­сто осквер­нен­ной на тор­жи­ще пи­щи. Этим вос­по­ми­на­ни­ем Цер­ковь вну­ша­ет ве­ру­ю­щим, что пост уго­ден Бо­гу, и что по­стя­щи­е­ся на­хо­дят­ся под осо­бым по­кро­ви­тель­ством Бо­жи­им.

Служ­ба свя­то­му Фе­о­до­ру Ти­ро­ну на­чи­на­ет­ся в пят­ни­цу с ве­чер­ни, со­еди­ня­ю­щей­ся с Ли­тур­ги­ей Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров. В кон­це Ли­тур­гии по за­ам­вон­ной мо­лит­ве по­ет­ся мо­леб­ный ка­нон свя­то­му Фе­о­до­ру и бла­го­слов­ля­ет­ся ко­ли­во в кон­це мо­леб­на. Мо­ле­бен [2] со­сто­ит из чте­ния 142 псал­ма, пе­ния «Бог Гос­подь», тро­па­рей, за­тем чи­та­ет­ся ка­нон свя­то­му Фе­о­до­ру (Апо­стол и Еван­ге­лие не чи­та­ют­ся) [3] .

На утрене в суб­бо­ту по­ет­ся ка­нон в честь свя­то­го Фе­о­до­ра, со­став­лен­ный Иоан­ном, мит­ро­по­ли­том Ев­ха­ит­ским.

На Ли­тур­гии в суб­бо­ту по­ло­же­но чи­тать два Апо­сто­ла и два Еван­ге­лия: дню и свя­то­му, а про­ки­мен по­ет­ся один, 7 гла­са: «Воз­ве­се­лит­ся пра­вед­ник о Гос­по­де».

Ес­ли в по­не­дель­ник пер­вой сед­ми­цы слу­чит­ся Сре­те­ние Гос­подне, хра­мо­вый празд­ник или Об­ре­те­ние гла­вы Иоан­на Кре­сти­те­ля, то служ­ба им со­вер­ша­ет­ся в Про­ще­ное вос­кре­се­нье.

Ес­ли Об­ре­те­ние гла­вы Иоан­на Кре­сти­те­ля и хра­мо­вый празд­ник слу­чит­ся в пе­ри­од от втор­ни­ка до пят­ни­цы пер­вой сед­ми­цы, то служ­ба Пред­те­чи со­вер­ша­ет­ся или в Про­ще­ное вос­кре­се­нье или в суб­бо­ту 1 сед­ми­цы по­ста, а хра­му – в суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы.

Пер­вая Неде­ля Ве­ли­ко­го По­ста на­зы­ва­ет­ся так­же Неде­лей Пра­во­сла­вия по со­вер­ша­е­мо­му в этот день тор­же­ству Пра­во­сла­вия, уста­нов­лен­но­му в Гре­ции в пер­вой по­ло­вине IX ве­ка в па­мять о тор­же­стве Пра­во­слав­ной Церк­ви над все­ми ере­ся­ми, воз­му­щав­ши­ми Цер­ковь, и осо­бен­но над по­след­ней из них – ико­но­бор­че­ской, осуж­ден­ной на VII Все­лен­ском Со­бо­ре в 787 го­ду. В эту Неде­лю со­вер­ша­ет­ся осо­бое бо­го­слу­же­ние, на­зы­ва­е­мое чи­ном Пра­во­сла­вия. Этот чин со­став­лен в се­ре­дине IX ве­ка свя­тым Ме­фо­ди­ем, Пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским.

Из Гре­ции чин Тор­же­ства Пра­во­сла­вия пе­ре­шел в Рус­скую Цер­ковь. По­бе­да Пра­во­сла­вия в са­мой Гре­че­ской Церк­ви пер­во­на­чаль­но празд­но­ва­лась в первую Неде­лю Ве­ли­ко­го По­ста. Та­ким об­ра­зом, ос­но­ва­ние празд­но­ва­ния в этот день тор­же­ства Пра­во­сла­вия име­ет глу­бо­кие ис­то­ри­че­ские кор­ни. Цер­ковь этим тор­же­ством да­ру­ет вы­со­кое уте­ше­ние про­хо­дя­щим по­двиг по­ста, яв­ляя до­ка­за­тель­ство жи­во­го об­ще­ния каж­до­го из нас по ве­ре и жиз­ни со всей Цер­ко­вью и по­ла­га­ет ос­но­ва­ние для мо­лит­вен­но­го хо­да­тай­ства за всех пе­ред Бо­гом. Тор­же­ство Пра­во­сла­вия утвер­жда­ет и укреп­ля­ет ве­ру­ю­щих в пра­вой ве­ре, непре­рыв­но и неиз­мен­но со­хра­ня­ю­щей­ся от вре­мен апо­столь­ских и име­ю­щей со­хра­нить­ся в чи­сто­те до скон­ча­ния ми­ра по обе­то­ва­нию Гос­по­да (Мф.16:18).

Чин Пра­во­сла­вия [4] , ко­то­рый со­сто­ит, в ос­нов­ном, из мо­леб­но­го пе­ния, со­вер­ша­ет­ся в Пат­ри­ар­шем со­бо­ре и в ка­фед­раль­ных со­бо­рах по­сле про­чте­ния ча­сов пе­ред Ли­тур­ги­ей или по­сле Ли­тур­гии, на се­ре­дине хра­ма – пе­ред ико­на­ми Спа­си­те­ля и Бо­жи­ей Ма­те­ри.

По­сле обыч­но­го на­ча­ла чи­та­ет­ся пса­лом 74, про­из­но­сит­ся мир­ная ек­те­ния. По­сле «Бог Гос­подь» и пе­ния тро­па­рей «Бла­го­дар­ни су­ще недо­стой­нии ра­би Твои, Гос­по­ди» чи­та­ют­ся Апо­стол (Рим., за­ча­ло 121) и Еван­ге­лие (Мф., за­ча­ло 75), про­из­но­сит­ся су­гу­бая ек­те­ния и чи­та­ет­ся мо­лит­ва об укреп­ле­нии вер­ных в пра­вой ве­ре. По про­чте­нии Сим­во­ла ве­ры про­то­ди­а­кон воз­гла­ша­ет: «Сия ве­ра апо­столь­ская, сия ве­ра оте­че­ская, сия ве­ра Пра­во­слав­ная, сия ве­ра все­лен­ную утвер­ди». За­тем про­то­ди­а­кон воз­гла­ша­ет 12 ана­фе­мат­ство­ва­ний (от­ри­ца­ю­щим бы­тие Бо­жие, рав­но­чест­ность Сы­на Бо­жия и Свя­то­го Ду­ха Бо­гу От­цу, не при­ем­лю­щим бла­го­да­ти ис­куп­ле­ния и др.). По­сле каж­до­го воз­гла­ше­ния про­то­ди­а­ко­на три­жды про­воз­гла­ша­ет­ся «Ана­фе­ма» (т.е. «Да бу­дет от­лу­чен» от Церк­ви). За­тем по­ет­ся «Веч­ная па­мять» всем под­ви­зав­шим­ся в Пра­во­сла­вии и воз­гла­ша­ет­ся мно­го­ле­тие. Тор­же­ство за­кан­чи­ва­ет­ся пе­ни­ем «Те­бе Бо­га хва­лим» и це­ло­ва­ни­ем икон [5] .

При­ме­ча­ния

[1] См. по­дроб­нее об этом: Ти­пи­кон, гл. 33.

[2] Чин мо­леб­на на­хо­дит­ся в Ти­пи­коне и в Пост­ной Три­о­ди в ис­сле­до­ва­нии пят­ка 1 сед­ми­цы, а так­же в «Бо­го­слу­жеб­ных ука­за­ни­ях на 1951 г». Мо­лит­ва на бла­го­сло­ве­ние ко­ли­ва на­хо­дит­ся в Слу­жеб­ни­ке и в Чине бла­го­сло­ве­ния ко­ли­ва в празд­ни­ки.

[3] В на­сто­я­щее вре­мя во мно­гих при­хо­дах цен­траль­ных и Юго-За­пад­ных об­ла­стей в пят­ни­цу (в Москве – по вос­кре­се­ни­ям) со­вер­ша­ет­ся тро­га­тель­ный цер­ков­но-бо­го­слу­жеб­ный об­ряд, на­зы­ва­е­мый пас­си­ей (стра­да­ни­ем). Этот об­ряд был вве­ден при Ки­ев­ском мит­ро­по­ли­те Пет­ре Мо­ги­ле (XVII в.). Слу­жит­ся он на по­ве­че­рии (в пят­ни­цу) или на ве­черне (в вос­кре­се­ние) в 1, 2, 3 и 4 сед­ми­цы или Неде­ли Ве­ли­ко­го По­ста, и со­сто­ит из чте­ния Еван­ге­лия и пе­ния неко­то­рых пес­но­пе­ний Страст­ной сед­ми­цы («Те­бе оде­ю­ща­го­ся све­том, яко ри­зою», «При­и­ди­те, убла­жим Иоси­фа»), ка­са­ю­щих­ся вос­по­ми­на­ния стра­стей (стра­да­ний) Хри­сто­вых, от­ку­да про­изо­шло и са­мо на­зва­ние об­ря­да. О пас­си­ях наш цер­ков­ный Ти­пи­кон ни­че­го не го­во­рит. Устав и об­ряд пас­сии по­ме­щен был впер­вые в кон­це Цвет­ной Три­о­ди, из­дан­ной в 1702 г. при ар­хи­манд­ри­те Ки­е­во-Пе­чер­ском Иоаса­фе Кро­нов­ском, где в кон­це опи­са­ния чи­на бы­ло ска­за­но: «Сия вся вос­по­ми­на­ют­ся по со­ве­ту, а не по по­ве­ле­нию, яже вся под раз­суж­де­ние Церкве свя­тыя пра­во­слав­ныя по­да­ют­ся».

[4] «Чин мо­леб­на в Неде­лю Пра­во­сла­вия», как он со­вер­ша­ет­ся в на­сто­я­щее вре­мя, на­пе­ча­тан в «Бо­го­слу­жеб­ных ука­за­ни­ях» на 1949 год.

[5] На вос­крес­ном бо­го­слу­же­нии от Неде­ли о Мы­та­ре и фа­ри­сее до Неде­ли Всех свя­тых еван­гель­ская сти­хи­ра утре­ни по­ет­ся (или чи­та­ет­ся) пред пер­вым ча­сом (пред нею по­ет­ся или чи­та­ет­ся «Сла­ва, и ныне»).

Чистый понедельник: Великий пост, календарь питания, секс и «скоромные» традиции

Чистый понедельник — неофициальное название первого дня Великого поста. Этот день считается одним из самых строгих, как и вся первая неделя поста. Это касается не только питания, но и других правил поведения, в том числе сексуального. Впрочем, существуют и достаточно «скоромные» народные традиции Чистого понедельника, естественно, не одобряемые церковью.

Когда наступает Чистый понедельник в 2019 году

Великий пост 2019 начинается в понедельник, 11 марта, и продлится до субботы, 27 апреля, включительно. Таким образом, Чистый понедельник приходится на 11 марта.

Отметим, во время Великого поста есть два Чистых понедельника. Это не только Чистый понедельник первой седмицы (первый день после Масленицы 11 марта), но и понедельник Страстной недели (22 апреля), завершающейся встречей Пасхи.

Читайте так же:  Молитва о здоровье дочери после родов

Подробнее о правилах Великого поста, включая календарь питания по дням, читайте в материале Федерального агентства новостей.

Чистый понедельник: правила поведения и питания

В первый Чистый понедельник, так же как и в предпоследний день Великого поста — Страстную пятницу, согласно строгому монастырскому уставу принято полное воздержание от пищи. При этом в Чистый понедельник утром ни в коем случае не следует полоскать род водкой (такой обычай, якобы для «вычищения» изо рта остатков скоромной пищи, еще кое-где сохраняется). Это противоречит самой идее Великого поста, во время которого алкоголь строго регламентирован и уж, конечно, полностью под запретом в Чистый понедельник. Кроме того, этот обычай не приветствуют медики, которые советуют просто тщательно чистить зубы.

Чистый понедельник первой седмицы особенно строг, как и вся первая неделя Великого поста. Считается, что максимально строгое самоограничение помогает верующему поскорее «замолить» разгул и излишества Масленицы. Поэтому в Чистый понедельник по строгому монастырскому уставу рекомендовано полное воздержание от пищи, а до конца недели (кроме субботы и воскресенья) предписано сухоядение: в пищу можно употреблять не прошедшую тепловую обработку постную пищу без масла — фрукты, овощи, орехи, сухофрукты, мед, черный хлеб.

Календарь питания в первую седмицу Великого поста 2019

Напоминаем календарь питания по дням в первую седмицу Великого поста 2019 (с 11 по 17 марта).

11 марта, понедельник — строгий пост, рекомендовано полное воздержание от пищи.
12 марта, вторник — сухоядение: не прошедшая тепловую обработку постная пища без масла.
13 марта, среда — сухоядение: не прошедшая тепловую обработку постная пища без масла.
14 марта, четверг — сухоядение: не прошедшая тепловую обработку постная пища без масла.
15 марта, пятница — сухоядение: не прошедшая тепловую обработку постная пища без масла.
16 марта, суббота — горячая постная пища с растительным маслом, взрослым можно немного красного вина.
17 марта, воскресенье — горячая постная пища с растительным маслом, взрослым можно немного красного вина.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Напоминаем, такие строгости предусмотрены монастырским уставом, для мирян требования поста гораздо мягче. Кроме того, нужно помнить, что пост не должен наносить вред здоровью: от него освобождаются маленькие дети, а также больные и некоторые другие категории верующих.

Подробнее о том, как соблюдать пост, какие есть ограничения и кому нельзя поститься, читайте в материале Федерального агентства новостей.

Сексуальная жизнь в Великий пост

Церковь предписывает половое воздержание весь период Великого поста и следующую за ним Светлую седмицу после Пасхи. Однако священники стараются не вмешиваться в эту сферу жизни верующих. Если муж и жена оба воцерковленные, как правило, проблем не возникает. В других случаях священники советуют исходить из здравого смысла и стараться не ставить семейную жизнь под угрозу.

Отметим также, церковь считает блудом любые сексуальные отношения, не освященные церковным браком, и относится к ним отрицательно. Так что вопросы сексуальной жизни супругов во время поста — всецело сфера их личной ответственности, в сложных случаях рекомендуется посоветоваться с духовником.

Народные традиции Чистого понедельника и первой седмицы Великого поста

Здесь, увы, похвастаться нечем. В славянской традиции Чистый понедельник и вся первая неделя Великого поста — это время «тужилок по Масленице», которые проводились порой весьма «скоромно».

Существовал целый ряд обрядов, формально «очистительных», которые символизировали переход от масленичной скоромной пищи и разгула к великопостным ограничениям, как в пище, так и в поведении. Однако эти ритуалы зачастую сопровождались употреблением алкоголя, а также забавами, которые приняты только на Масленицу.

Даже в конце XIX века в России завзятые масленичные обжоры и кутилы в Чистый понедельник не просто полоскали рот водкой, избавляясь от остатков скоромной пищи, но и активно похмелялись. Иногда этот процесс затягивался на всю неделю. У пьяниц для своего оправдания была даже поговорка:

«У кого скором в зубах навязнет, тот чертей во сне увидит».

Кроме того, похмеляющиеся кутилы в Чистый понедельник ходили в баню, чтобы «поддать пару Масленице», а затем снова опохмелялись, и так продолжалось чуть ли не всю первую самую строгую седмицу Великого поста.

Также кое-где в деревнях сохранялись традиции в первую неделю поста, как на Масленицу, устраивать кулачные бои. Считалось, что эти забавы «вытрясали блины», то есть «выбивали» остатки скоромного и якобы способствовали очищения.

Не стоит даже говорить, что церковь категорически не приветствовала и не приветствует подобные обычаи.

Великий пост 2020: календарь питания по дням

Великий пост — время воздержания и молитв Господу. В 2020 году верующие вновь будут придерживаться предписаний церкви и со 2 марта по 18 апреля изменят рацион питания в соответствии с православными традициями.

Великий пост у многих ассоциируется со строгой диетой, однако это не совсем так. Безусловно, во время поста верующие отказываются от многих продуктов, но цель преследуют иную: укрощение плоти, то есть воздержание, полагается не для страданий, а для того, чтобы закалить волю и противостоять искушениям. Благодаря посту верующие духовно развиваются и очищаются от всего греховного. Эксперты сайта dailyhoro.ru рекомендуют познакомиться с календарем питания по дням, чтобы не ошибиться с выбором блюд. Не стоит забывать и о том, что церковь делает послабления, поэтому болящим, беременным, детям и пожилым можно употреблять в пищу необходимые им продукты.

Первая неделя поста

2 марта: первый день поста — самый строгий. Многие верующие воздерживаются от пищи вовсе, посвящая время молитвам. В это время пьют больше жидкости, в том числе компотов и травяных настоев, чтобы справиться с голодом.

3 марта: в этот день верующие воздерживаются от пищи, позволяя себе лишь воду и хлеб. Искренние молитвы помогают продержаться и отвлечься, а забота о родных людях сближает семьи.

4 марта: в среду едят сырую пищу без растительного масла. В этот день меню состоит в основном из овощей и фруктов, к которым добавляют питательные орехи.

5 марта: в четверг вновь употребляют в пищу только хлеб и воду. Перед приемами пищи возносят молитвы Господу и Высшим Силам, чтобы справиться с соблазнами и выдержать строгость поста.

6 марта: в четверг верующие вкушают сырую пищу и не употребляют растительного масла. Овощные салаты помогают восполнить нехватку микроэлементов, которые так важны в начале весны. Витамины есть и во фруктах, поэтому разнообразить меню можно виноградом, яблоками, грушами и бананами.

7, 8 марта: в выходные верующие могут готовить пищу с растительным маслом. В эти дни готовят каши и постные супы, в которые можно добавлять нут, чечевицу, бобы. Приготовить можно и постный плов, используя булгур и стручковую зеленую фасоль.

Вторая неделя поста

9 марта: яблоки, груши, апельсины и иные фрукты можно есть без ограничений, как и овощи в сыром виде. К рациону питания добавляют орехи, которые быстро насыщают и восполняют запасы энергии. Горячую пищу не едят.

10 марта: во вторник масло использовать нельзя, однако пищу можно есть горячей. В этот день меню можно разнообразить тушеными овощами с добавлением грибов. Вкусным дополнением станет каша, запеченная в тыкве.

Читайте так же:  Мусульманский амулет на деньги удачу

11 марта: сухоядение. В этот день пищу не подвергают термической обработке. Есть можно не только сырые фрукты, но и сушеные, а также вяленые. В этот день можно приготовить микс из овощей и фруктов, создавая новые вкусы.

12 марта: в четверг готовят постную еду без добавления масла. Разнообразить рацион можно запеченными овощами с добавлением зелени. Теплый салат можно украсить кунжутными семечками, чтобы придать ему изысканный вкус.

13 марта: в пятницу вновь постятся, употребляя сырую пищу. В этот день не едят приготовленной пищи, ограничиваясь фруктами и овощами. Пить компоты и соки можно без ограничений.

14 марта: в этот день верующие могут вновь употреблять горячую пищу, но не добавляя в нее масло. Разрешены любые постные продукты, из которых можно приготовить вкусную и сытную еду.

15 марта: в этот день в пищу можно добавлять растительное масло, причем не только подсолнечное. Салаты заправляют оливковым маслом, чтобы придать им изысканный вкус. На стол также подают консервы домашнего приготовления.

Третья неделя поста

16 марта: в понедельник верующие употребляют только не обработанную термически пищу, ограничиваясь постными продуктами и не добавляя масла. Не стоит забывать о том, что строгий пост соблюдают только физически здоровые люди. Церковь не запрещает разнообразить меню необходимыми для поддержания здоровья продуктами.

17 марта: исключить в этот день стоит масло. Теплая пища не запрещена, а значит, можно смело приступать к готовке. Отличным обедом будет каша, приготовленная с добавлением фруктов и цукатов, русские щи и настой трав.

18 марта: в среду вновь разрешена только пища без термической обработки. Разнообразить питание помогут фруктово-ягодные коктейли и смузи с добавлением овощей и специй.

19 марта: в четверг разрешена горячая пища. Постные супы и салаты восполнят недостаток витаминов, а зарядиться бодростью можно благодаря употреблению орехов и сухофруктов.

20 марта: в день сухоядения не употребляют масло и не едят горячей пищи. Рацион вновь можно разнообразить коктейлем, смешав любимые фрукты и овощи в блендере. Приправить такой перекус можно тертыми орехами.

21, 22 марта: оба дня разрешается добавлять в пищу масло, в том числе льняное, которое содержит большое количество полезных микроэлементов. В качестве согревающего напитка можно приготовить травяной настой с добавлением имбиря. Острая нотка добавит вкуса, а напиток защитит от простуды.

Четвертая неделя поста

23 марта: в понедельник снова верующие едят сырую пищу. В меню включают больше свежих фруктов и овощей. В современном мире не составит труда попробовать экзотические фрукты и побаловать семью новыми вкусами.

24 марта: во вторник разрешается горячая еда, и каша с утра будет отличным выбором. Добавив в нее по вкусу фрукты или ягоды, можно угодить каждому члену семьи. На обед можно приготовить суп с добавлением нута или чечевицы.

25 марта: в этот день употребляют сырую пищу: фрукты, ягоды, сухофрукты, орехи. В меню могут присутствовать и приготовленные продукты, если это требуется для поддержания здоровья.

26 марта: четверг — время приема горячей пищи. Блюдом дня может стать постный борщ с добавлением фасоли. Бобы заменят мясо, придадут блюду особый вкус и восполнят недостаток белка.

27 марта: сырая пища без добавления масла. Витаминные смузи с добавлением орехов станут отличным перекусом для тех, кто хочет каждый день питаться разнообразно. Добавить можно и ягоды, в том числе разморозить приготовленные ранее запасы со своего участка или приобрести в магазине готовые смеси.

28 марта: в субботний день разрешена горячая пища с маслом. Обилие круп и приправ позволят приготовить изысканные блюда с добавлением шампиньонов, вешенок или шиитаке. Постная солянка может стать блюдом дня.

29 марта: в воскресный день верующим позволяется красное вино. В дань традициям его разбавляют водой. Порадовать домочадцев можно рисом с овощами и витаминными салатами из фруктов и овощей.

Пятая неделя поста

30 марта: по понедельникам соблюдают сухоядение, употребляя в пищу в основном хлеб и воду. Однако большинство верующих все же придерживается более щадящего меню, используя свежие фрукты и овощи.

31 марта: последний день марта — время горячей пищи. Можно также выпить немного красного вина для причастия. Приготовление вкусных постных блюд сегодня разрешено с маслом.

1 апреля: в первый день апреля строгий пост соблюдают те, кто может позволить себе есть только хлеб и воду. Остальные ограничиваются отказом от приема горячей пищи, готовя салаты и подавая на стол не обработанные термически овощи.

2 апреля: сегодня верующие готовят пищу, не добавляя в нее масло. Рассыпчатая каша, запеченная в горшке с добавлением любимых фруктов, будет прекрасным украшением стола.

3 апреля: пятый день пятой недели поста — вновь сухоядение. Верующим дозволяется есть цельнозерновой постный хлеб, который также полезен для здоровья.

4, 5 апреля: в выходные дни пищу готовят с растительным маслом. В это время можно попробовать новые рецепты, например, приготовить лобио из красной фасоли и сварить гороховый суп.

Шестая неделя поста

6 апреля: понедельник начинается с сухоядения. В этот день верующие едят лишь фрукты и овощи, добавляя в рацион орехи. Салат из свежих овощей отлично дополнят кедровые орешки, придавая ему особенный вкус.

7 апреля: для сытного ужина можно запечь карпа с гречневой кашей и овощами, а на обед подать рыбный суп или пасту с креветками и мидиями. Разнообразить меню можно бутербродами с пастой из авокадо.

8 апреля: день сухоядения. Пищу не готовят, оставляя в рационе только фрукты и овощи, а также цельнозерновые энергетические батончики. Их можно сделать заранее самостоятельно, чтобы на протяжении всего поста под рукой был сытный и полезный перекус.

9 апреля: в этот день пищу готовят без добавления масла. И вновь главой темой меню может стать каша, дополнить которую можно большим количеством фруктов или овощей по вкусу. Детям можно смело подавать варенье собственного приготовления или мед.

10 апреля: день сухоядения. В меню не должно быть приготовленной теплой еды.

11, 12 апреля: оба дня верующие могут использовать масло, а также лакомиться рыбой, морепродуктами и икрой. В эти дни рыбные блюда займут главное место на столе. Приготовить можно красную рыбу, запекая ее с лимоном и специями под фольгой.

Седьмая неделя поста

13, 15 апреля: оба дня в меню присутствуют только сырые овощи и фрукты, орехи, постный хлеб. Допускаются соки, компоты, травяные настои.

14, 16 апреля: в эти дни пищу едят горячей, не добавляя в нее масло. Приготовить можно что угодно: рынок постных продуктов разнообразен и богат, поэтому каждый день можно готовить различные блюда, дополняя их оставшимися с зимы закрутками.

17 апреля: в этот день от пищи отказываются, однако тем, кто по состоянию здоровья не может соблюсти столь строгий пост, церковь разрешает питаться привычно, но скромно.

18 апреля: в последний день поста готовят теплую пищу, не добавляя в нее масло. Не стоит забывать о благодарственных молитвах Господу.

19 апреля: окончание поста, снятие всех ограничений. Верующие празднуют Светлую Пасху. Церковь напоминает, что в этот день нельзя вкушать много пищи, иначе организм, привыкший к воздержанию, может ответить болезнью.

Читайте так же:  Святая екатерина покровительница женской судьбы молитва

Великий пост — особое время, когда каждый верующий молится Высшим Силам и соблюдает воздержание. Оно касается не только еды: в это время не посещают увеселительных мероприятий и воздерживаются от всего, что развращает души и не дает им просветляться и расти, освобождаясь от грехов. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Великий пост 2020: правила и запреты, календарь питания по дням, кого освобождают от поста

После окончания развеселой Масленицы для православных христиан наступает Великий пост, строгие правила которого помогают верующим очиститься душевно и телесно, чтобы быть готовыми встретить воскресшего Христа. Великий пост, самый длительный и строгий в христианстве, предваряет главный праздник христиан — Светлую Пасху Христову (Светлое Христово Воскресение).

Когда в 2020 году начинается и заканчивается Великий пост

Даты начала и окончания Великого поста зависят от времени наступления Пасхи, которая для христиан, живущих по юлианскому календарю (которого придерживается и Русская православная церковь), в 2020 году наступает 19 апреля.

Великий пост длится 49 дней (шесть седмиц и Страстная седмица), поэтому его начало в 2020 году приходится на понедельник, 2 марта. Окончание Великого поста — в субботу, 18 апреля, в канун Пасхи.

История Великого поста

Очищение себя посредством поста, чтобы быть достойным радости наступления Пасхи, — это основной смысл ограничений, которые сознательно и добровольно накладывают на себя верующие. Но сам весенний пост имеет очень древние, еще дохристианские корни. Ограничение на употребление мяса в голодное весеннее время было основой выживания земледельческих народов, строгие табу помогали сохранить стада, а значит, выжить. Такие ограничения были приняты среди славян, поэтому христианская идея строгого Великого поста оказалась близка и понятна жителям Руси.

Правила и запреты Великого поста

Правила Великого поста предусматривают, в первую очередь, духовную подготовку к Пасхе. Это касается не только ограничений в питании, но и строгости в соблюдении моральных норм. Неотъемлемая часть поста — молитвы, дела милосердия, отказ от веселья и развлечений, отказ от злых мыслей и слов, а также от всего, что нарушает подготовку верующего к главному христианскому празднику.

Запреты Великого поста — продолжение правил и предписаний. Верующие на все время поста полностью отказываются от мясных и молочных блюд, а также яиц, и серьезно ограничивают себя в других продуктах. Супругам рекомендован отказ от физической близости. Порицаются мирские развлечения, к которым можно отнести бездумное проведение времени в Интернете, походы в кино и театр на комедии и т. д.

Разрешено посещение концертов духовной музыки, чтение богоугодных книг, использование Интернета для работы или для благих дел.

Что можно есть

Помимо запрета на мясное, молочное и яйца, в Великий пост есть и другие пищевые ограничения. Не рекомендуется есть то, что, будучи формально постным, имитирует запрещенные продукты, поскольку это извращает смысл поста как добровольного и сознательного самоограничения.

В Великий пост под запретом также рыба, ее можно есть всего три раза за все 49 великопостных дней. Это праздник Благовещения, который всегда отмечается 7 апреля, а также Лазарева суббота (в этот день принято есть рыбную икру, но рыба и морепродукты также разрешены) и Вербное воскресенье (11 и 12 апреля). В эти три дня взрослым верующим разрешено выпить немного вина.

Важно помнить, особенно тем, кто постится в первый раз, что ограничения Великого поста — это не диета и не методика похудания. Пост — это маленький духовный подвиг христианина, поэтому без осознания сути ограничений, без молитвы и соответствующего настроя пост «не засчитывается».

Календарь питания в Великий пост

Календарь питания по дням в Великий пост 2020 года представлен в инфографике Федерального агентства новостей.

Самыми строгими являются первая и Страстная недели Великого поста. В первую неделю поста в понедельник рекомендован полный отказ от пищи (по самым строгим монастырским правилам такие же ограничения действуют и в первый четверг). В среду и пятницу рекомендовано сухоядение — холодная сырая пища без масла; в субботу и воскресенье разрешены горячая пища с растительным маслом. По более мягкому варианту поста в субботу и воскресенье разрешено вино, по более строгому — вино разрешается только в воскресенье.

Со второй по шестую недели Великого поста в понедельник, среду и пятницу рекомендовано сухоядение; во вторник и четверг разрешена горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешена горячая постная пища с растительным маслом, а также вино (по более строгим правилам вино можно только в воскресенье).

В Благовещение 7 апреля возможны праздничные послабления: горячая постная пища с растительным маслом, рыба, морепродукты и вино.

В Лазареву субботу (11 апреля) разрешается горячая постная пища с растительным маслом, а также рыбная икра (рыба и морепродукты) и вино.

В Вербное воскресенье 12 апреля разрешается горячая постная пища с растительным маслом, а также рыба, морепродукты и вино.

В Страстную неделю с 13 по 18 апреля пост наиболее строгий. Понедельник и среда — сухоядение; вторник и четверг — горячая пища без масла. В Великую пятницу предписано полное воздержание от пищи. В Великую субботу разрешена горячая постная пища без масла (в более мягком варианте — с растительным маслом).

Пасха наступает в ночь на 19 апреля — с этого момента пост заканчивается и разрешается любая пища.

Великий пост и сексуальная жизнь

Ограничения Великого поста предусматривают отказ венчанных супругов от физической близости, причем запрет действует с начала Мясопустной недели (Масленицы) (в 2020 году это 24 февраля) до окончания Святой недели (первой недели после Пасхи — 26 апреля). Это более двух месяцев воздержания, что для многих супругов, особенно молодых, может оказаться непосильным.

При возникновении связанных с этим вопросов, духовники обычно рекомендуют супругам приходить к подобным решениям совместно, а мир и лад в семье ставить выше буквального соблюдения всех запретов.

При этом напомним — любой невенчанный брак в православии считается блудным сожительством. Так что вопрос о сексуальном воздержании в Великий пост решайте, исходя из соображений здравого смысла.

Кто освобождается от поста

Церковь допускает серьезные послабления во время Великого поста и даже отказ от его соблюдения в том, что касается еды, для детей (особенно маленьких), беременных, пожилых, больных, путешествующих, а также находящихся в местах лишения свободы. Послабления распространяются также на военнослужащих. Верующие получают разрешение на послабления или отказ от поста у своего духовника.

Если в религиозной семье к посту хотят приобщить детей, делать это нужно с осторожностью, не забывая о здоровье и здравом смысле. Врачи считают, что нельзя надолго лишать детей (особенно маленьких) молока и молочных продуктов; что касается мяса, то временный отказ от него для здоровья ребенка не опасен.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Детей лучше нацеливать на соблюдение духовной составляющей поста, а также на добровольный отказ от лакомств и развлечений.

Чистый понедельник — первый день Великого поста, 11 марта
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here