Что читать в последние недели Рождественского поста

Детально: Что читать в последние недели Рождественского поста - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Пять книг на Рождественский пост

Тренировка силы духа от монахини Елисаветы (Сеньчуковой).

Рождественский пост, перегруженный и серыми буднями, и годовыми отчетами, и предпраздничной суетой, и целой неделей изматывающих выходных, тем не менее остается постом — то есть временем духовного если не роста, то воспитания. Звучит, конечно, пафосно, потому что весь наш «рост» уйдет в ширину из-за обилия углеводов, а воспитываться будут наши домашние, которым придется потерпеть без котлет.

Так вот, чтобы этого не было, хорошо бы посвятить некоторую часть дня молитве. Что звучит еще более пафосно, потому что житель мегаполиса зачастую к концу дня совершает один великий поклон во всю кровать, произносит, засыпая, «Господи, помилуй» и, даже не договорив, проваливается в глубокий сон. Часто — меньше, чем восьмичасовой, что только для особо продвинутых монахов способствует упомянутому духовному росту. Обычные люди от недосыпа становятся уставшими и раздражительными.

Ну что ж, попробуем еще один вариант. Попробуем заняться тренировкой если не духа, то хотя бы ума. В конце концов, просветленный ум — тоже инструмент спасения. Предлагаю прочитать несколько книг разных жанров, которые помогли бы сосредоточить на мире взгляд христианина.

«Молчание». Эндо Сюсаку

Несколько лет назад не слишком замеченным прошел киношедевр Мартина Скорсезе по этой книге. Сюжет: два католических монаха отправляются в охваченную гонениями на христиан Японию спасать своего духовного наставника, по слухам, отрекшегося от веры. Братья с негодованием отметают это предположение — не таков их учитель, подвижник веры. Но в Японии они встречаются с совершенно другой, непонятной, абсурдной для европейца реальностью…

Композиция книги довольно проста: в целом это роман в письмах одного из монахов. А вот идея — сложна до отчаяния. После просмотра фильма эта идея настолько врезалась в голову, что я никому не могу посоветовать его посмотреть. В книге она еще более выпуклая, но книгу можно читать с паузами, давая себя возможность выдохнуть.

Почему Бог молчит? Нет, не почему Он терпит страдания невинных людей, включая детей. Этот вопрос уже почти банален и разобран по полочкам:

Он Сам страдал вместе с нами, Он не терпит, а плачет с Голгофы, и нет никакой мировой гармонии в слезинке ребенка, просто каждая слезинка будет утерта с лица, а там уже и не до гармонии как-то.

Я о другом. Почему Бог молчит? Почему Он не слышит прямых и требующих немедленного ответа вопросов?

Эндо ставит своих героев перед страшным выбором: слушать молчание Бога или отступать от Него. Или, что хуже того, слушать Божий ответ и отступать от Него. Или вообще выбора нет: Бог молчит, а от Него можно только отступить. Или говорит, но от Него тоже можно только отступить.

В фильме (внимание, спойлер), как и в книге, только один миссионер не отступил. Который вообще не задавал Богу вопросов. То есть, возможно, задавал, но ответ его не очень интересовал. Он просто погиб. Даже не за Него.

Может, вслушиваться в Бога — не надо?

Ответов примерно миллион, а может, и восемь с половиной миллиардов. Лично у меня ответ такой: тишина, в которой не слышно Его ответа, — активна, и в какой-то момент ты осознаешь это со всей ясностью. Это не просто тишина — это именно молчание. И молчит в ней как раз Бог. А вот почему Он молчит — уже не так важно.

Важно, что в тишине и в молчании, какой бы ни была эта тишина — скорбной, страшной, радостной — Он есть. А как действовать — решать тебе лично. Бог потому и молчит, что Своих решений никому навязывать не собирается.

«Поэтика ранневизантийской литературы». Сергей Аверинцев

Аверинцев был очень хитрый человек. В конце затхлых семидесятых, когда пик репрессий миновал, а научный атеизм, казалось, безнадежно победил, и все церковное действительно стало восприниматься в лучшем случае как «что-то про культуру», в худшем — как пристанище для старушек и дурачков, заведующий сектором античной философии Литературного института Сергей Сергеевич Аверинцев выпускает монографию с заумным названием «Поэтика ранневизантийской литературы». Что еще за византийская, да еще и ранне-, литература?

Конечно, речь идет преимущественно о церковной гимнографии. Хитрый Аверинцев, что называется, «на отвали» отдает дань марксистскому подходу к истории с его общественными формациями, а сам как ни в чем не бывало рассказывает про специфику ранневизантийской литературы (христианской по сути) в сравнении с позднеантичной. Он, ничуть не смущаясь, явно запутывает советских рецензентов, называя монахиню Кассию, позже прославленную в лике преподобных, просто «поэтессой Кассией», преподобного Исаака Сирина — куда менее употребляемым именем «Исаак Ниневийский», он рассказывает о творчестве преподобного (не упоминая этого опасного слова) Романа Сладкопевца, аккуратно указывая на то, что «потомки» его превратили в легенду («а мы-то интересуемся поэтикой, мы-то агиографическое вспоминаем так, для красного словца»).

Впрочем, хитрость хитростью, а в вере Аверинцев стоял твердо. На страницах «Поэтики…» он бесстрашно зовет себя православным христианином. Нет, ну а что такого? Советский Союз — самый справедливый и правовой, нигде не сказано, что человек не имеет права быть верующим. Да, странный, зато вот какую умную книжку написал.

Прочтите этот труд. Он учит красоте — той самой красоте, которую мы часто не видим в богослужениях. Нам кажется, что Великий канон Андрея Критского — громоздкий и тяжелый, а Аверинцев показывает его чуть ли не как философа-платоника, который умеет превратить фигуру из истории или мифа в символ. Мы спорим об авторе «Ареопагитик» — настоящий ли это Дионисий Ареопагит, новозаветный, или Псевдо-Дионисий, — а Аверинцев рассказывает о внутренней эстетике произведений корпуса.

«Маленькая принцесса» («Приключения Сары Кру»). Фрэнсис Бёрнетт

Впадите в детство. Если вы читали эту книжку — освежите ее в памяти, если нет — я вам завидую.

Это книжка про Золушку XIX века. Добрая богатая девочка становится бедной после внезапной смерти отца, претерпевает многие тяготы, но остается доброй и отзывчивой, а потом ее догоняет наследство, и она снова становится богатой. А внутри так и не меняется, только теперь у нее больше возможностей делать добрые вещи.

Сюжет, как видите, далек от оригинальности, можно даже снобистски поморщиться от елейности, но — не спешите. Это очень рождественская история. Есть такой жанр «святочный рассказ» — так вот, это он, только длинный. «Маленькая принцесса» специально написана немного сентиментальным языком, ее персонажи специально немного плоские: злые и гордые — злы и горды, добрые и благородные — добры и благородны, завистливые и вредные — завистливы и вредны, а бедные и благодарные — бедны и благодарны.

Местами слезливо и умилительно. Это такая особенность английской литературы, от Диккенса до «Гарри Поттера» — чтобы в носу щипало. Это напоминание о недостатке в мире хорошего и о том, что надо его преумножать. Если не волшебной палочкой и не капиталами, то хотя бы доброй фантазией и улыбкой.

«Болезнь к смерти». Сёрен Кьеркегор

Один из главных христианских философов датчанин Сёрен Кьеркегор написал много очень личных и глубоких книг. Самая известная — «Страх и трепет», в которой он, отталкиваясь от библейского сюжета о жертвоприношении Исаака, исследует, практически препарирует само чувство веры, ее внутреннее содержание.

«Болезнь к смерти» — трактат, посвященный греху отчаяния. Отчаяние, по мнению философа, страшнее смерти. Если о смертоносной болезни Лазаря Христос сказал, что это болезнь не к смерти, то с отчаянием все куда сложнее. Отчаяние, объясняет Кьеркегор, это целый комплекс крайнего уныния, гордости, утраты веры и надежды, а вместе с ними и любви. Как следствие — ад уже на земле.

Читайте так же:  Молитва собору 12 апостолам оберегающая от беды и проблем

Очень сложно понять, пишет ли Кьеркегор именно о страсти или описывает клиническую депрессию. Да и, если честно, это не самое главное в книге. В отличие от ложных установок «депрессии нет, это все от лени и уныния», текст «Болезни к смерти» вообще очень мало зациклен на оценках описываемого явления. Это текст именно описательный. Да, очень честный — обо всех страстях, которые садятся на это безотрадное состояние, как мухи на, предположим, варенье, Кьеркегор пишет прямо. Например, если человек считает себя недостойным Божьего прощения — он гордец, потому что какое он имеет право решать за Бога, кого и по каким соображениям Ему прощать?

Возможно, наш прокачанный в популярной психологии современник и скажет, что это еще большее затравливание жертвы, но если на секунду отвлечься от модных теорий, то главный посыл автора становится совершенно понятен: не надо прятаться в отчаяние. Ни как в страсть, ни как в проявление депрессии. Это очень удобно: залезть под одеяло, отвернуться носом к стенке и превратиться в эту самую стенку. Да, это мучительно и, как это сказать поточнее, мёртво. Но зато это лучшая защита от переживания бытия, неизбежно завершающегося смертью. То, что мертво, умереть не может, как знают все, кто смотрел «Игру престолов» и у кого есть элементарное чувство логики.

Подступило к сердцу отчаяние? Вперед на исповедь. И к доктору тоже вперед. Сказано же: болезнь, смертельная.

«Господа Головлевы». Салтыков-Щедрин

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — не самый читаемый русский классик. «Господа Головлевы» есть в школьной программе (по крайней мере, когда я училась — были), но в полноте понять этот роман можно только с жизненным опытом и пониманием некоторых христианских реалий. Поэтому обычно, слыша фамилию Салтыков-Щедрин, мы вспоминаем только название «Город Глупов». Потому что тут все понятно — бюрократия, коррупция, глупость, жадность, грязь и терпеливость, которую уже можно смело называть обидным словом «терпильство».

Одним словом — сатира, злая и остроумная.

Другое дело — роман «Господа Головлевы». Позволю себе предположить, что это одно из самых страшных произведений в русской литературе. Главный герой с говорящим прозвищем «Иудушка» не просто нравственно падший, испорченный человек — он просто концентрация серого и душного праха, через который не прошло дыхание Божье. Если хотите, Иудушка Головлев — это человек, который произошел от обезьяны, выдуманной в пику Шестодневу.

В этом смысле «Господа Головлевы» могут быть поставлены в один ряд с «Повелителем мух» Голдинга или «Заводным апельсином» Берджесса. Зло в человеческой природе, отталкивающая липкая грязь зла, поглощающая человека, как болото.

Но русскую литературу XIX века не зря читают во всем мире. В ней нет безнадежности. В самых страшных трагедиях видны отблески катарсиса. А в «Господах Головлевых» катарсис будет по полной программе! Пусть ему и уделена жалкая пара страниц. Перечитайте. Чем ближе к Рождеству, тем актуальнее книга о перерождении человечества в лице одного такого Иудушки, ставшего Порфирием.

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Небольшое напутствие на Рождественский пост

Рождественский вертеп. Художник: Екатерина Чиненова

Рождественский пост – установление церковное, для православных необходимое, для души полезное, для тела оздоровительное, для чувств и ума усмирительное. Все рассуждения о «второстепенности» иных постов, кроме Великого, есть по сути лень духовная и неприкрытая забота лишь о своей телесной сущности, с забвением главного – духовной жизни.

Хотя, чего грех таить, не только во времена нынешние начали посты, кроме основного предпасхального, игнорировать. Вспомним пушкинского «Евгения Онегина». В характеристике патриархальной семьи Лариных есть строка, содержание которой ускользает от внимания читателей: «Два раза в год они говели…» Хотя говеть надо было не два, а четыре раза в год – по числу постов. Так что, храня «в жизни мирной привычки милой старины», супруги Ларины отнюдь не были ревностными постниками. Надеемся, что все же говели они в Великий и Рождественский посты.

Можно привести исторические и литургические ссылки, что наш зимний пост – установление древнее, Церковью принятое и богословами, начиная со святых отцов, подтвержденное, но эти примеры сомневающихся и отвергающих не убедят. Поэтому давайте порассуждаем «по-житейски».

К любому торжеству надо готовиться, а Рождество Христово – Праздник не только тех, кто храмы посещает, к Таинствам святым прибегает и лоб крестит, это событие – государственное. Любая подготовка есть ограничение собственных потребностей, чтобы день Рождества не был будничным. Надобно украсить, убрать, обновить, накопить, то есть собрать лучшее, дорогое, не будничное. Праздник требует жертв. Это, так сказать, светская необходимость поста.

Для верующих людей Рождество Христово имеет прежде всего – и это главное! – сакральный смысл.

Тело отдыхает от скоромного, чтобы душу легче было скребком покаяния очистить.

Тут взаимосвязь прямая, каждый из нас прекрасно знает, что после вкусной, насыщенной яствами трапезы молиться несподручно и трудно, на иное тянет. Усмирять плоть надобно, чтобы желание молитвослов раскрыть присутствовало. Посту телесному без поста духовного грош цена. Считается, что душевное бездействие – куда больший грех, нежели несоблюдение поста.

Посту телесному без поста духовного грош цена

Встречать же Рождество Христово лишь похудевшим, без паче снега убеленной (ср.: Пс. 50: 9) собственной души – пред Младенцем Христом стыдно.

Итак, постимся, молимся, каемся, причащаемся и занимаемся самым тяжелым: любим всех вокруг. Даже тех, кого терпеть не можем.

Как полюбить? Тут одинаковых советов нет, потому что мы все разные, эксклюзивные и неповторимые.

В мою бытность настоятелем сельского прихода заметил я, что моя прихожанка со своим соседом, тоже верующим человеком, здороваться перестала и никакого общения с ним не поддерживает, хотя раньше такого не замечалось, они даже в храм на пару ходили.

Спросил я у нее:

– Да вот три ведра песка у меня занял и не отдает.

– Так вы простите его – пост на дворе. Прощать надобно.

Через неделю заметил, что противостояние продолжается. Решил вновь узнать, в чем дело.

– Так почему же не разговариваете?

– Так он песок мне не отдал.

Вот здесь сущность нашего неумения прощать и зарыта. Необходимо не галочку поставить в собственной душе, что простил или простила, а забыть все то, за что обижались.

Забыть все то, за что обижались, а не просто галочку поставить в душе: мол, простил

Старец Оптинский преподобный Варсонофий говорил, что для умения прощать нужно стремиться своему обидчику что-то хорошее сделать. Доброе дело лед неприязни растопит и общий язык найти поможет.

Для меня примером такого «доброго дела», наверное, навсегда останется поступок молодой женщины, живущей вместе со свекровью. Свекровь у невестки была хоть и верующим человеком, но с характером неуживчивым, своенравным и непреклонным. Если что-то в жизни молодых в ее понимание не укладывалось, то тут же следовали категорические оргвыводы, где главным виновником всегда определялась собственная невестка.

Спорить было бесполезно, доказывать свою правоту – себе же во вред. Выход молодой семьей был найден оригинальный и убедительный. В комнате, где жили молодожены, появилась украшенная дорогой рамкой старая фотография сварливой свекрови с ее покойным мужем. До того хранился этот запыленный портрет конца 1950-х годов на комоде. Невестка в тот же день перешла в категорию «любимых», все стенания о ее «лености» и «непутевости» были забыты, и каждый вечер на скамейке в палисаднике и по воскресеньям в храме суровая свекровь с гордостью говорила о доброй невестке.

Читайте так же:  Заговор на тоску. Самые сильные и быстродействующие заговоры на тоску и любовь

Быть терпимым к близким, доброжелательно относиться к окружающим, стараться замечать в них прежде всего положительные черты обязательно приведет к доброму результату. Время поста к этому располагает.

Величие, чистоту и святость в Рождественском вертепе увидеть в полноте лишь ясными глазами возможно, а они такими бывают, когда в них нет злобы.

Обратите внимание на глаза детей, когда они рассматривают сделанные к Рождеству изображения вертепа. Детвора нынче картинками, игрушками и играми не обижена. Цветным, красивым и броским их не удивишь, но перед яслями Младенца Христа со стоящими рядом Девой Марией, Иосифом и коровой с ягненком они замирают.

Вот здесь во всей полноте и понимаются слова Спасителя: «приведите детей ко Мне» и «будьте как дети». Впадать в детство никого не призываю, но убрать шоры греха с собственных глаз и сердца во время данного поста вполне возможно.

Говорят, что молодым человеком можно считать себя до тех пор, пока ты можешь сказать себе: «Завтра начинаю жить по-другому!» Не могу сказать, что полностью согласен с этим утверждением, но то, что время поста всегда располагает к избавлению от дурных привычек и прихотей, несомненно.

Бросить курить, прекратить употреблять спиртные напитки, выключить в конце концов телевизор с его пустыми и бесконечными развлекательными программами… Пост этому способствует, потому что он связан со стремлением к чистоте души, мыслей и поступков.

Ясность мысли и трезвость ума для многих необходимая повседневная обязательность, без которой не только личные, но и рабочие проблемы не решишь.

Нередко лихорадочно трем мы виски при выполнении очередного творческого задания, перебираем варианты в поисках правильного слова, ищем всесторонне обоснованный путь выхода из проблемы, советуемся, листаем справочники и надоедаем интернетовскому поисковику – и злимся сами на себя, что точное слово не подбирается и должный вывод убедительно не звучит. С унынием и раздражением стучим себя по лбу и не понимаем, почему раньше все получалось и складывалось на радость себе и окружающим, а сегодня сплошной апофеоз глупых мыслей и бесперспективных выводов.

Ответ лишь один: «светлых мыслей трезвый ум» имеет место постоянно быть только там, где нет суеты, где отсутствует повседневность окружающего мира, где между словом и делом не стоят препятствия вольного и невольного греха. Так что если светлость мысли куда-то запропастилась, а ум шарахается из стороны в сторону, не находя выхода, то лекарство рядом находится. Это пост.

Если ум шарахается из стороны в сторону, не находя выхода, – лекарство рядом: пост

Мы уже далеки от того времени, когда, как писал Н. Некрасов,

Пред каждым почитаемым
Двунадесятым праздником
В моих парадных горницах
Поп всенощну служил.

Но то, что наше стремление достойно встретить Рождество Христово благодатно скажется и на духовном, и на телесном здравии нашем, – несомненно.

Рождественский пост. Праздники, питание и что не забыть

Постный стол

Соблюдение Рождественского поста в пищевом отношении относительно несложно. В 33-й главе Типикона, в которой речь идет обо всех постах года, предлагается такая схема: по субботам и воскресеньям разрешается рыба, по понедельникам, вторникам и четвергам – пища с растительным маслом и вином, по средам и пятницам – сухоядение. Если на будний день попадает память славословного или полиелейного святого, в понедельник, вторник и четверг разрешается рыба, в среду и пятницу – масло и вино. В случае, если накануне среды или пятницы совершается Всенощное бдение, в эти дни также разрешается рыба.

В той же книге в указаниях на 14 ноября (день накануне поста по ст.ст.) можно найти более строгий устав, по которому рыбу разрешено есть только по субботам и воскресеньям, на Введение во храм Пресвятой Богородицы и еще в 9 дней, когда празднуется память великих святых, если они придутся на вторник или четверг. Со 2 января по этой версии устава рыбу нельзя есть вовсе. Там же содержится отсылка к еще более строгому уставу.

Такие разночтения связаны с наличием двух традиций – более мягкой студийской и более строгой иерусалимской. Иерусалимский устав – устав монахов-отшельников, предполагавший более строгий пост и более продолжительные богослужения – со временем стал господствующим в Церкви, однако к реалиям современной жизни ближе Студийский устав, выработанный монахами городского монастыря.

Фактически большинство православных христиан не вникают в эти тонкости и едят рыбу каждый день, кроме среды и пятницы, когда переходят на пищу с елеем. В Сочельник (Навечерие Рождества – 6 января) трапеза поставляется один раз, вечером (либо после Литургии), без масла.

Впрочем, не так интересны пищевые особенности поста, как богослужебные.

Богослужения Рождественского поста

4 декабря – Введение во Храм Пресвятой Богородицы, накануне совершается Всенощное бдение. Введение – двунадесятый праздник, один из особенно почитаемых. В этот день празднуется, как Пречистую Богородицу в трехлетнем возрасте праведные Иоаким и Анна привели в храм и посвятили Богу.

В праздник Введения Богородицы во храм в храмах на всенощной, во время елеопомазания начинают петь Рождественский канон – подробнее: Ирмосы Рождества: история и перевод

Всенощное бдение совершается также накануне:

18 декабря – память прп. Саввы Освященного

19 декабря – память свт. Николая Чудотворца – т. н. «Никола Зимний»

Полиелей бывает накануне:

29 ноября – память апостола и евангелиста Матфея

2 декабря – память свт. Филарета Московского

6 декабря – память св. блгв. кн. Александра Невского / свт. Митрофана Воронежского

10 декабря – празднование в честь иконы Божией Матери «Знамение» (может совершаться бдение)

13 декабря – память апостола Андрея Первозванного

17 декабря – память вмц. Варвары

26 декабря – память мчч. Евареста, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста

2 января – память св. прав. Иоанна Кронштадтского

3 января – память свт. Петра Московского

Как правило, полиелей совершается и накануне памяти св. вмц. Екатерины 7 декабря (в Церквах, кроме Русской – 8 декабря). Также полиелейные и бденные службы могут совершаться накануне памяти местночтимых святых и святых, в честь которых освящен храм.

31 декабря в храмах Русской Православной Церкви служат Новогодний молебен. В последние годы во многих храмах появилась традиция совершать Литургию в новогоднюю ночь – это позволяет провести гражданский праздник и радостно, и с пользой для души.

2 января отмечается Предпразднство Рождества Христова. На следующий день начинается более строгий пост.

6 января, в Рождественский Сочельник, обычно читаются Царские часы, а по их окончании – Вечерня с Литургией Василия Великого (по уставу ее полагается служить во второй половине дня, но в Русской Церкви это не практикуется).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Накануне Рождества совершается Всенощное бдение. Ранняя Литургия Рождества Христова совершается, как правило, ночью.

В некоторых храмах ночные литургии служат и в другие дни: например, в храме св. Марона Пустынника в Москве в ночь на 18 декабря (память прп. Саввы Освященного).

Исповедь Рождественским постом

Время поста – время более усиленной молитвы и глубокой исповеди. Исповедоваться в большинстве храмов можно на каждой вечерней службе, но лучше заранее узнать время исповеди в своем храме.

Рождественские ярмарки

Купить подарки для близких можно не только в магазинах, но и на рождественских ярмарках, которых год от года становится всё больше. На многих ярмарках все или большая часть вырученных денег идут на дела милосердия.

Рождественские вертепы

К Рождеству в храмах и воскресных школах устраиваются вертепы. Во многих городах проходят выставки вертепов, позволяющие познакомиться с лучшими традициями и самыми красивыми композициями.

Читайте так же:  Молитва об удачном решении дела

Какие молитвы читать в Рождественский пост

Это один из самых продолжительных постов в христианстве. Он начинается с 28 ноября и заканчивается в рождественский сочельник – 6 января. Этот пост не считается таким строгим, как Великий, однако в это время многих христиан интересует вопрос: какие молитвы читать в Рождественский пост. Вот, что думают по этому поводу священнослужители, которых прихожане спрашивают об этом.

Что такое Рождественский пост

Это время, когда христиане готовятся к празднику Рождества Христова, ограничивая употребление мясных и молочных продуктов. Данный пост не является самым строгим, и во время него можно есть по воскресеньям и большим праздникам рыбу. Для христиан и Новый год выпадает на пост. На этом основании многие считают, что нельзя отмечать этот праздник, принимать участие в торжественных застольях, есть то, что едят неверующие знакомые и просто друзья, коллеги по работе. Однако далеко не всем подходят такие ограничения.

Помните, что не важно даже, какие молитвы стоит читать в Рождественский пост, главное — душевно подготовиться к Рождеству, а это бывает труднее, чем воздержание от мяса или молочных продуктов. Ведь именно во время поста человека начинают преследовать различные искушения, ссоры с ближними, конфликты и обиды. Бывает, что его тянет совершить тот или иной грех. Поэтому время поста всегда опасное, и ограничения стоит соблюдать разумно. Даже монахи до 1 января едят рыбу по воскресеньям, и это не считается нарушением.

Строгий пост обычно соблюдают люди здоровые, крепкие, обеспеченные и не испытывающие никаких ограничений в материальных благах. Делается это для того, чтобы умерить свои страсти и избежать чувства пресыщения, когда у человеку всё есть в достатке, а он этого не ценит и всё равно злится, ничего его не радует. То же самое касается и секса в супружеских отношениях. Однако вопрос это индивидуальный, так как многим просто необходима физическая разрядка, или неверующий супруг не поймёт жену-христианку, которая не подпускает его к себе. Поэтому это решают в каждой семье по-своему.

Людям ослабленным, старым, больным, беременным женщинам и кормящим матерям, людям, страдающим различными заболеваниями, в том числе и сахарным диабетом, а также занятых физическим трудом строгий пост не рекомендуется. Даже если человек будет есть немного мяса или молока, ничего страшного в этом нет. Главное, чтобы не возникало чувство пресыщения, недовольства окружающими, а также ощущение превосходства или зацыкленности на физических потребностях (чревоугодие). Поэтому воздержание в еде стоит нарушать, если вы чувствуете, что это будет необходимо для здоровья.

То же самое касается ситуаций, когда человек начинает злиться, если не ест мясо или молочные продукты. В этом случае не стоит себя строго ограничивать в еде. А чтобы меньше нападали искушения, помогают молитвы и исповеди в храме.

Молитвы и праздники

Пост не предполагает каких-то специальных молитв и канонов. Однако на его период выпадает несколько важных праздников: день Варвары Мученицы (17 декабря), Николая Чудотворца (19 декабря) и Спиридона (25 декабря). Христиане в это время могут принять причастие в храме. Чтобы к нему подготовиться, в субботу нужно читать покаянные церковные каноны, вспоминать и раскаиваться в своих прегрешениях, а также готовиться к исповеди. Стоит читать и благодарственный канон после причастия.

В канун великих праздников, описанных выше, можно прочесть каноны, акафисты или просто молитвы святым. Тогда они помогут вам в трудных ситуациях не впасть в какой-либо грех. Помните, что враг рода человеческого именно в пост ссорит людей между собой, сея ненависть, обиды или враждебное отношение. Поэтому, чтобы избежать ссор в семье, различных неприятностей и искушений, помогает молитва ангелу хранителю или обычные утренние и вечерние молитвы (например, «Отче Наш»).

Выбор, какие молитвы читать в Рождественский пост, может быть разным. Не существует каких-то особых и универсальных текстов, чтобы ваши отношения в семье или с близкими людьми стали лучше. Однако молитва, вовремя прочитанная, пусть даже и про себя, может сделать великое дело и помочь осознать свои грехи, ошибки, раскаяться в них на исповеди и избежать новых.

Рождественский пост: что нужно знать

Даты: 28 ноября — 6 января

Название: Рождественский (Филиппов) пост

Двойное название поста объясняется просто: он начинается на следующий день после дня памяти апостола Филиппа, одного из 12 ближайших учеников Господа Иисуса Христа, и заканчивается в канун великого праздника Рождества Христова. Эти два дня как бы обрамляют собой 40-дневный период поста, отсюда и его название.

Смысл поста:

Любой многодневный пост, и Рождественский в том числе, готовит нас к максимально глубокому, полноценному переживанию предстоящего праздника. Цель постящегося христианина — добиться, чтобы встреча со Христом в праздничный день стала для него действительно важным событием, подготовленным и усиленной молитвой, и подвигом воздержания. Человеческие тело и душа взаимно влияют друг на друга. Поэтому, ограничивая себя в физическом плане (например, в еде), мы помогаем и душе: мы перестаем разбрасываться по сторонам и больше концентрируемся на духовной жизни: молитве, размышлениях о Христе, на исполнении Его заповедей.

Рождество Христово, Греция; XV в.

Кроме того, ослабляя тело (да и душевные силы тоже) менее калорийной, чем обычно, пищей, мы учимся подчинять наши желания разуму и воле, а разум и волю — Богу.

В Евангелии рассказывается, что перед выходом на проповедь в Галилее и Иудее, которой суждено было длиться три с половиной года, Христос удалился от людей и строго постился сорок дней и ночей (Мф 4:1–11; Лк 4:1–13; Мк 1:12, 13). Столько же прежде Него постились и Моисей, когда взошел на гору Синай, где Бог дал ему десять заповедей (Исх 24:18); и пророк Илия, сорок дней шедший без еды и питья к горе Хорив, где его ждала встреча с Богом (3 Цар 19:5–8). Характерно, что именно в конце сорокадневного поста Спасителя попытался искусить диавол, очевидно, полагая, что пост физически истощил Иисуса и сделал менее стойким. Но духовно Господь, наоборот, укрепился и все искушения преодолел. Тем самым Он показал, что пост — лучшее оружие против искусителя (о чем говорят в один голос все святые отцы), и подготовился к Своему служению в мире.

В память об этих событиях и Рождественский пост, готовящий нас к переживанию события Рождества Христова, и Великий пост, предшествующий празднику Воскресения Христова, длятся по сорок дней и именуются в церковном уставе Четыредесятницами.

«Пост Рождественской Четыредесятницы, — добавляет святитель Симеон Солунский, — изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

История поста:

По времени возникновения Рождественский пост — один из самых древних. О его существовании упоминают уже святитель Амвросий Медиоланский (скончался в 397 году) и учившийся у него блаженный Августин (‡430 год). А римский епископ Лев I Великий (‡461 год) называл Рождественский пост древним установлением и жертвой Богу за плоды, собранные в летнюю и осеннюю пору.

В ранней Церкви Филиппов пост предшествовал празднику Богоявления. Именно так — днем явления Бога в мир — называли в те времена христиане праздник Рождества. А тот праздник, который мы называем Богоявлением сегодня, — Крещение Господне, — присоединялся к «главному» Богоявлению, встраивался в единый праздничный цикл, длившийся несколько дней подряд.

Фото Владимира Ештокина

О том, что Рождество и Крещение Господне первоначально были одним праздником, нам напоминает и устройство богослужения (обе службы начинаются с великого повечерия), и особенная подготовка к обоим торжествам. В день накануне праздника — сочельник, или навечерие — пост становится особенно строгим: в монастырях принято не есть в этот день ничего, миряне же стараются по возможности просто уменьшить количество пищи. В этот день в Церкви совершается особенно торжественное богослужение. Если день будний, то читают царские часы — более продолжительные, чем обычно, с фрагментами из Ветхого Завета (паремиями), чтениями из Апостола и Евангелия. Царскими эти часы называются потому, что в древности на них присутствовали члены царской фамилии. А вечерня (которая, против обыкновения, служится утром) плавно переходит в литургию Василия Великого — так же, как в Великий Четверток на Страстной седмице.

Читайте так же:  Молитва матери за сына при устройстве на работу

Первоначально Рождественский пост не был таким протяженным, как сейчас: у одних христиан он длился семь дней, у других — несколько больше. Держать пост сорок дней стали, судя по всему, только после Константинопольского собора 1166 года, когда Константинопольский Патриарх Лука вынес решение по поводу длительности Рождественского поста: четкого правила по этому поводу нет, признал он, однако «понуждаемся… последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября (28 ноября по новому стилю. — Прим. ред.)».

Особенности поста:

Во все дни Рождественского поста церковный устав Типикон предписывает воздерживаться от мяса, яиц и молочных продуктов. По понедельникам (до дня памяти святителя Николая — 19 декабря) можно есть горячую пищу без масла; во вторник, четверг, субботу и воскресенье — рыбу и постную пищу с растительным маслом; самый строгий пост традиционно — в среду и пятницу (сухоядение: овощи, фрукты, хлеб). Впрочем, если на среду или пятницу попадает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря (в этом году это как раз среда), то разрешается рыба.

После дня памяти святителя Николая и до дней предпразднства Рождества (2–6 января) рыба разрешается только в субботу и воскресенье, а пост в другие дни становится строже. В дни предпразднства пост самый строгий: рыба не вкушается вообще, пища с маслом — только в субботу и воскресенье. А в сочельник (с вечера 5 января до вечера 6-го) существует традиция не есть ничего до появления первой звезды, после чего принято подавать на стол сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом и другими сухофруктами.

Но нужно обязательно учитывать, что все эти правила — строгий монастырский устав. Миряне (не монахи), как правило, постятся мягче, советуясь насчет питания со своим духовником и в зависимости от своих жизненных обстоятельств. Традиционно мирянами не практикуется сухоядение (или практикуется только в дни строгого поста со 2-го по 6-е января), рыба исключается из пищи только в среду и пятницу (и со 2-го по 6-е января).

3 факта, связанных с Рождественским постом:

1.

Филипп, как и большинство апостолов, был родом из Галилеи — северной провинции Палестины. Именно он, согласно Евангелию от Иоанна, привел ко Христу апостола Нафанаила (Ин 1:46); он участвовал в раздаче пяти тысячам человек хлебов, умножившихся по слову Господа (Ин 6:5–13); он привел к Нему эллинов, желавших видеть Христа (Ин 12:21–22); во время Тайной Вечери он желал увидеть Отца и получил от Господа Иисуса знаменательный ответ: Сколько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца (Ин 14:8–9).

После Вознесения Господа апостол Филипп проповедовал в Галилее, а затем в Греции среди местных евреев. Об этом прослышал иудейский первосвященник и прибыл в Грецию, чтобы пресечь деятельность Филиппа, но тот прилюдно обличил первосвященника в подкупе стражников, которые охраняли Гроб Господень, и в повелении им лгать, будто тело Христово похитили и скрыли Его ученики.

Странствовал апостол и по другим землям, всюду проповедуя Евангелие и много страдая: Филиппа и его сестру Мариамну, с которой он путешествовал, побивали камнями, сажали в тюрьму, изгоняли из селений.

Скончался апостол Филипп в городе Иераполе Фригийском, где перед этим умертвил огромную змею, которой местные жители выстроили храм как божеству. Он был распят на кресте вместе с апостолом Варфоломеем, который, в отличие от Филиппа, остался жив и дошел с проповедью о Христе до Армении.

2.

Начиная с 4 декабря — праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, на одной из частей вечернего богослужения, утрене, хор начинает петь рождественские катавасии — короткие стихословия, которые припеваются в конце каждой из восьми песней богослужебного канона. «Христос раждается — славите; Христос с небес — срящите (встречайте. — Прим. ред.); Христос на земли — возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и воспойте людие, яко прославися», — так звучит первая из цикла катавасий, и мы чувствуем: Рождество уже на пороге.

Вдобавок на праздничных службах периода подготовки к Рождеству — например, 19 декабря, в день памяти Николая Чудотворца, — на утрене поются особенные рождественские стихиры.

3.

Два последних воскресных дня, предшествующих Рождеству, называются Неделями святых праотцев и святых отцов. Святые праотцы — это ветхозаветные праведники: Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие, которые провели жизнь в послушании и доверии Богу и этим внесли свой человеческий вклад в подготовку пришествия Христова. А под святыми отцами Церковь в данном случае подразумевает непосредственных сродников Христовых по плоти, начиная от Давида и заканчивая праведным Иосифом, названым отцом Господа Иисуса. В это воскресенье на литургии читается родословие Иисуса Христа из Евангелия от Матфея: Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его… — и так далее.

Что читать в последние недели Рождественского поста?

Продолжается Рождественский пост. Какие книги стоит читать в эти сорок дней? Рассуждают священнослужители.

Епископ Якутский и Ленский Роман:

Ходить с Евангелием

Святое Евангелие. Повторюсь, пост — время напряженной духовной работы. Свой ум, свой внутренний мир необходимо приблизить к евангельскому жизненному опыту. А для этого нужно читать.

Читать почаще. Может быть, даже ходить с Евангелием, положить под подушку, быть близко к этой Книге.

Читайте в метро. Читайте всюду. Читайте в свободное и несвободное время. Читайте — и размышляйте.

Епископ Иона (Черепанов), наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря:

Только не беллетристику!

Епископ Иона (Черепанов)

Сложно порекомендовать конкретную книгу. Разного рода литература предназначена для разного уровня воцерковленности людей.

Но если что-то читать, то никоим образом не околоправославную беллетристику: романы, повести и рассказы с православным антуражем, ставшие очень модными в наше время среди православных читателей из-за своей легкости и примитивности изложения. К сожалению, такая беллетристика вытесняет серьезную аскетическую литературу.

Мне кажется, лучше всего обратиться к своему духовнику с просьбой порекомендовать книгу на период поста. Духовник лучше знает духовное состояние обращающегося к нему чада и сможет дать дельный совет.

Протоиерей Александр Ильяшенко, директор портала «Православие и мир», настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре

Про святых и рассказы Рассказы Льва Толстого

Сейчас выходит много книг и легко можно выбрать себе достойное чтение. Поучительно читать в пост жития святых, как древних, так и современных новомучеников и исповедников отечественных, и тех, кто пострадал в других странах. Очень яркие интересные книги, например, в которых рассказывается о греческих святых.

Надо знакомиться и знакомить детей с историей православных церквей.

Помимо духовной литературы можно читать и классическую. Недавно мне в руки попал томик Льва Николаевича Толстого, и там я прочитал два замечательных рассказа. Один называется «Бедные люди». Его действие разворачивается, по-моему, во Франции. Жена с тревогой ждет возвращения своего мужа — рыбака. А потом вспоминает, что на улицу не показывалась больная соседка, мать двоих ребятишек.

Читайте так же:  Молитва ангелу хранителю в делах

Женщина оставляет своих спящих малышей, идет к соседке, и видит, что та — умерла. А рядом лежат ее маленькие дети, которых она успела перед своей смертью потеплее укутать. Женщина, понимая, что без матери они пропадут, забирает детей себе. А потом думает: «Вот вернется муж, будет меня ругать. Сами живем — еле-еле концы с концами сводим». Но — детей приносит домой, кладет рядом со своими в кровать и задергивает полог.

Наконец, возвращается муж, усталый, мокрый. Женщина сообщает ему про то, что умерла соседка. Муж отвечает, что детишек надо взять себе, не оставлять же их одних, торопит жену, удивляясь, что она не спешит…

Нужно искать подобные произведения, делиться друг с другом.

Настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский:

Только Евангелие

Протоиерей Алексий Уминский

По большому счету, всегда рекомендую только Евангелие. Это нами по-настоящему непрочитанная книга. Мы читаем, читаем, но до конца все равно прочитать не можем. Поэтому читать постом Евангелие — правильное занятие.

А дальше — каждый сам для себя выбирает хорошую духовную литературу, которая могла бы быть ему полезной. Что-либо рекомендовать здесь сложно — сейчас так много возможностей для чтения, столько много издается книг, столько можно найти в интернете…

Сам я всегда во время поста читаю что-то разное. Лично мне нравится перечитывать «Добротолюбие», особенно первые два тома. Особенно — поучения преподобного Антония Великого.

Своим прихожанам я часто рекомендую во время поста читать книгу преподобного Аввы Дорофея. Это, на мой взгляд, с одной стороны, доступное чтение, а с другой — очень глубокое чтение, не устаревшее. Очень актуальное, поскольку речь идет о том, с чем мы всегда сталкиваемся: о совести, о страхе Божием, об осуждении, о самоукорении, о том, как нужно бороться и преодолевать страсти. Самые фундаментальные понятия нашей духовной жизни.

Клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста протоиерей Максим Первозванский:

Письма

Протоиерей Максим Первозванский

Такие советы я не возьмусь давать. Если зайти в любой, более или менее большой магазин православной книги, там вы найдете несколько тысяч наименований книг. Понятно, что они не все — высоко духовные. Но много и сильных вещей. Все-таки в данном случае все очень индивидуально.

Лично мне помогает настроиться на пост даже не чтение Святых Отцов, а, в основном, — чтение писем. «Письма Валаамского старца», письма преподобного Амвросия Оптинского… Или пространные жития, такие, как житие преподобного Серафима Саровского.

Помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне протоиерей Алексий Потокин:

Чтение не должно быть насилием над собой

Протоиерей Алексий Потокин

Я не могу давать какие-то общие советы, что читать постом, можно ли ходить в театр и смотреть телевизор. Христианство — не религия запретов. «Все мне позволительно, но не все полезно», — говорит апостол Павел. Исходя из этого, каждый и должен найти свою меру.

Если человек не привязан к телевизору, он, возможно, сам с радостью во время поста не будет его смотреть, чтобы не отвлекаться. А у кого дома телевизор не выключается, пусть попробует сократить время просмотра телевизора, исключить из просматриваемых бесполезные передачи, ничего не дающие ни уму, ни сердцу. Это уже будет усилием на пути к встрече с рождающимся Спасителем.

Что касается литературы, то Евангелие можно порекомендовать всем: кто читал, пусть перечитает, освежит в памяти события, кто не читал — тем более пусть ознакомится. И не надо стесняться признаться в том, что-то там непонятно — понимание такой великой книги — книги о бытии Царствия Небесного — приходит не сразу. Для этого и существуют толкования святых отцов — это тоже рекомендую, но только тем, у кого есть желание глубже понять основы веры.

Чтение может быть трудным, но не должно быть насилием над собой. Хочет человек познать Христа — даже если он сначала не все поймет в Евангелии или другой духовной литературе, чтение будет ему в радость, постепенно превратится в потребность. Мне кажется, перед Рождеством также полезно почитать книги, в которых описываются встречи человека с Богом.

Эту встречу нельзя предугадать заранее, никто не знает, когда она произойдет у него, но и чужой опыт очень важен для понимания жизни. Описан он и в житиях святых, сегодня издано много книг о наших современниках, пришедших к вере в зрелом возрасте — тоже очень полезно.

А для кого-то пока жития святых и даже мистический опыт современников — слишком твердая пища, им полезнее молоко — хорошая художественная литература, в которой воспроизводится христианская традиция. Я, например, очень люблю рассказ Чехова «Студент» — герой, семинарист, в Страстную пятницу греется у костра и рассказывает людям о том, как много столетий назад в этот день так же грелся у костра апостол Петр. И люди проникаются всем ужасом ситуации, когда Христа осуждают на смерть, а его ученик в это время греется у костра.

А какие прекрасные воспоминания о Пасхе есть у Салтыкова-Щедрина — он увидел преступников, и у него появилась надежда, что Господь их помилует. Да много кто из русских и зарубежных классиков описывал христианские праздники. Из зарубежных могу посоветовать Франсуа Мориака, Экзюпери. Было бы желание, а хорошую книгу найти можно. Книгу, которая хоть чуть-чуть оживит омертвевшее сердце.

Настоятель храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин:

Преподобный Марк Подвижник

Рекомендую книгу преподобного Марка Подвижника «Советы ума своей душе».

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:

Если отступать — то в порядке

Непрестанная молитва в сердце, чтение только Священного Писания и святых отцов — идеал, к которому должен стремиться каждый христианин. Не для всех это достижимо — я сам далек от такой меры, — но в духовной брани, как и в бою, если приходится отступать, то нужно это делать в порядке. А не трусливо убегать или — ещё хуже — переходить на вражескую сторону.

Не получается жить Библией и Добротолюбием — почитаю что попроще: жития святых, письма Оптинских старцев мирянам. И на это не хватает сил — буду читать книги по истории христианства, религиозных философов.

Еще больше немощствую — почитаю хорошую художественную литературу: Достоевского, Пушкина, Толстого (не позднего, а его великие романы). И среди зарубежных классиков есть христианские по духу писатели, просто я больше знаю русских. Но смотреть порнографию — это, пожалуй, сравнимо с чтением вражеских листовок.

Людям, начинающим духовный путь, обычно есть смысл советоваться по вопросам чтения, особенно духовной литературы, с опытным духовником.

Протоиерей Виктор Григоренко:

Читать больше, чем обычно

Во время поста мы обязательно должны обратить внимание и на духовную пищу. Читать нужно больше, чем обычно, но делать это нужно медленно, без спешки. Опять же, взяв ношу по плечу, не будем ее бросать.

Время для чтения нужно регламентировать, хорошо читать утром (ежедневно) Евангелие и Апостол согласно указаниям в церковном календаре, чтобы вспоминать о прочитанном в течении дня. Вечером после молитвы можно читать духовную литературу.

Автора, творения которого вам будет особенно полезно изучить постом, нужно согласовать со священником, которому вы обычно исповедуетесь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Подготовили Леонид Виноградов, Оксана Головко, Алиса Орлова, Мария Сеньчукова

Что читать в последние недели Рождественского поста
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here