Что поют в церкви все вместе

Детально: Что поют в церкви все вместе - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Всенародное пение

«Радуйся, Нико-о-лае», — звонко доносится из приоткрытых дверей храма. Сегодня у нас по расписанию пение акафиста. Не просто пение, а всенародное пение

Феномен всенародного пения на богослужении ведет свою историю с первых веков христианства. В Древней Церкви на всех богослужениях пели все. Какие-то песнопения от начала до конца исполнялись сообща, какие-то звучали от лица канонарха, а последние строки либо повторяющиеся предложения в них пелись всеми молящимися. И тогда не вставал вопрос о профессионализме певчих, о том, насколько они религиозны и благочестивы. Как приобщение к Святым Таинам, так и всенародное пение, было знаком глубокой соборности Христианской Церкви.

Шло время, светская культура, вышедшая из монастырских стен и набравшаяся чисто мирских пониманий, оказала не только положительное влияние на развитие певческого церковного искусства, но и привнесла в него определенные трудности. Одной из этих трудностей и стало разделение молящихся на категорию поющих в хоре и просто «предстоящих и молящихся». Тем не менее, в наши дни наблюдается положительная тенденция заинтересованности верующих в возможности соучастия в богослужении в качестве «певчих из народа».

Следует сразу оговориться, что в разных храмах отношение к всенародному пению различное. Есть храмы, где любой вид пения народа находится под строжайшим запретом, есть храмы, где активно действуют так называемые «любительские хоровые коллективы», набранные из прихожан, есть храмы, где часть песнопений на богослужении исполняется всеми присутствующими под руководством диакона либо регента. Поэтому, если у вас появилось серьезное намерение послужить Богу своим пением, обойдите близлежащие храмы и наведите справки по этому вопросу.

Любительский хор, чаще всего, поет на литургии либо в будние, либо в субботние дни. Литургия – самое «простое» в уставном отношении богослужение. Данный факт обусловлен малым количеством изменяемых песнопений и стабильным последованием священнодействий.

Для того чтобы попасть в число «любителей», скорее всего, будет необходимо пройти предварительное прослушивание. В дальнейшем в обязательном порядке в обязанность вменится посещение репетиций, которые называются «спевки». На спевках хор разучивает новые произведения, повторяет особенности службы, возникающие в связи с двунадесятыми праздниками, знакомится с текстом тропарей, последование которых практически никогда не бывает одинаковым в течение многих лет.

Такой формат пения подразумевает повторение песнопений дома и наличие достаточно твердого намерения знать и понимать основные богослужебные тексты. «Новички» в любительском хоре должны прислушиваться к «бывалым любителям» и относиться к делу с удвоенным старанием.

Также следует на пороге храма раз и навсегда оставить желание делать замечания и исправлять тех, кто, на ваш взгляд, поет неверно. Любые замечания и внесение корректировок в пение находятся в полной компетенции одного-единственного человека в хоре – регента. В противном случае произойдет эффект «лебедь, рак и щука», который повредит общему делу и стабильным последованием священнодействий.

Во многих храмах выделено несколько песнопений, как на утреннем, так и на вечернем богослужении, предназначенных для всенародного пения. Зачастую перечень «репертуара» выглядит так:

— Символ веры – молитва, содержащая основные догматические истины православного вероучения. Поется после диаконского возгласа: «Двери, двери! Премудростию вонмем!»

— «Отче наш» – молитва Господня, данная Самим Христом ученикам. Следует после возгласа: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе Небеснаго Бога Отца – и глаголати»;

— «Господи, помилуй» во время чтения поминальных записок;

— псалом 33 «Благословлю Господа на всякое время» – поется перед Причастием (не во всех храмах);

— «Тело Христово приимите» (во время причащения мирян).

2) на всенощном бдении:

— «Богородице Дево, радуйся» – представляет собой архангельское приветствие, обращенное к Божией Матери в день Благовещения (в день извещения о предстоящем Боговоплощении). Поется в конце первой части богослужения (вечерни) после чтения «Отче наш» по «Ныне отпущаеши»;

— «Воскресение Христово видевше» — хвалебная песнь Воскресению, которая звучит сразу после чтения Евангелия на второй части всенощного бдения (на утрени);

— «Величит душа мя Господа» – слова, сказанные Девой Марией при посещении Елизаветы после Благовещения ( Лк. 1; 46-55 ). Песнопение поется во время каждения храма после 8 песни канона.

Слова вышеперечисленных песнопений можно найти в книгах, специально предназначенных для всенародного пения в храме либо просто содержащих чинопоследование литургии и всенощного бдения.

В основном, пением народа на службе руководит либо диакон, либо псаломщик, стоя на солее, лицом к присутствующим. В редких случаях для дирижирования в эти моменты может выходить регент, либо «доверенный» певчий из хора.

Также бывают ситуации, когда настоятель готов рассмотреть, например, вариант общенародного пения молебна, но нет человека, который взял бы на себя ответственность непосредственно руководить процессом пения. Если у вас окончена музыкальная школа или есть хорошие музыкальные задатки и решительный характер, вполне возможно ваше служение в качестве «любительского регента-запевалы».

Первое правило, которое необходимо четко помнить при выполнении подобных функций: вы должны уверенно знать, что именно вы хотите спеть и показать рукой. В противном случае народ, как правило, преданно смотрящий на ваши малейшие движения, но не всегда верно понимающий их, «потянет» вас за собой. Темп будет либо замедляться, либо неимоверно разгоняться при пении слов на одной ноте, высотность звучания будет снижаться.

Второе правило: все дирижерские движения должны быть укрупненные, немного жесткие, хорошо понятные окружающим. Здесь абсолютно не пригодится жест профессионального дирижирования, загроможденный излишними изысками. В данной ситуации необходимо ясно показывать смену длительности и смену высотности, причем так, чтобы вас видели не только стоящие в первом ряду. При этом, конечно же, рука не должна «идти сзади» текста, жест должен совершаться чуть заранее.

Третье правило: при всей строгости не забывайте по-доброму относиться к вашему «хору». Постепенно сформируется «костяк» из приходящих постоянно людей, которые будут служить Богу и вам верой и правдой. Не погнушайтесь познакомиться с ними, ободряюще улыбнуться после богослужения. Все ваши доброжелательные действия по отношению к поющим, сторицей вернутся к вам и помогут вдохновенному служению на ниве Божией.

Четвертое правило: постарайтесь правильно расставить «опорных певчих». Из сформировавшегося «костяка» вам необходимо выделить на слух тех, кто поет более уверенно и чисто. Поставьте их рядом друг с другом и недалеко от себя – так будет создан ансамбль, держащий основную мелодию. Людям можете объяснить, что верная расстановка при пении – необходимая часть качественного исполнения песнопений, ведь в хоре все должны не только стремиться безошибочно петь, но и прислушиваться друг ко другу, не превращаясь «из хористов в солистов».

И пятое правило: ни в коем случае не допускайте даже мысли о том, что «такой-то поет фальшиво», «кроме меня, всем медведь на уши наступил». Как бы ни выглядела реальная обстановка в профессиональном музыкальном отношении, не забывайте об основной цели всенародного пения. Соборное служение Богу молитвой, выраженной в форме пения – вот то, ради чего люди приходят на такие службы. Именно поэтому в особой непередаваемой манере звонко звучат песнопения, укрепляя веру, помогая прочувствовать общность всех собравшихся и присутствие Самого Христа среди славящих Имя Его «единым сердцем и едиными усты».

Читайте так же:  Сильные молитвы перед операцией, во время и после операции на выздоровление

Что за молитву поют все вместе на службе в храме (см.)?

Ходила в церковь на службу и чувствовала себы просто неловко, когда все молились вслух хором, а я даже не знала слов. Знаю только «Отче наш. » и «Богородица Дева. » Кто знает — помогите, пожалуйста!

В православных храмах можно петь очень много молитв (но поскольку народ их зачастую не знает, то поют в основном Символ веры, «Отче наш», «Достойно есть» — последнее в честь Пресвятой Богородицы).

Символ веры должен знать наизусть каждый христианин. Если бы Вы выполняли то, что положено делать всем православным людям (то есть, молились бы прилежно ежедневно — утром и вечером), то уже знали бы Символ веры наизусть, поскольку он помещен среди утренних молитв в православном молитвослове.

Так что, обзаведитесь такой вот прекрасной книгой (вышеназванным сборником молитв) — и побыстрее исправляйте положение: учитесь молиться по нему ежедневно. Можете на первых порах петь Символ веры прямо по молитвослову во время службы (в этом нет ничего зазорного!) — так будет даже легче его запомнить. И молитва «Достойно есть» тоже имеется в этой книге. Она короткая, запомнить её совсем просто!

Если Вы были на службе утром, вернее всего была Литургия, а значит пели Символ веры.

И, хотя часто Символ веры называют молитва Верую, по большому счету, Символ веры — не молитва,

а исповедание основ своей веры.

То есть, православный христианин на вопрос «во что ты веришь»,

должен ответить именно текстом Символа веры:

  1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
  2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
  3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
  4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна.
  5. И воскресшаго в третий день по Писанием
  6. И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
  7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца
  8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
  9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.
  10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.
  11. Чаю Воскресения мертвых
  12. И жизни Будущаго Века. Аминь.

Если же Вы были на вечернем субботнем богослужении, то вернее всего, все пели

«Воскресение Христово видевше. «:

Воскресение Христово видевше, Поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняимся, Христе, и Святое воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем, приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову воскресению. Се бо прииде Крестом радость всему миру, всегда благословяще Господа, поем воскресение Его; распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

:

Еще часто, например перед молебном, всем миром поют «Царю небесный»:

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины,

Иже везде сый и вся исполняяй,

Сокровище благих и жизни Подателю,

прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны,

и спаси, Блаже, души наша.

Можно ли подпевать в церкви, когда поют молитвы при служении?

Если это православная церковь, то там на счет этого есть достаточно императивные требования к поведению верующих. Ведь поют только те кто в хоре, причем им за это платят деньги, а те кто являются прихожанами, просто стоят на них смотрят и слушают.

Ну а в протестантской церкви (любого ответвления), там хоть тоже есть хор, но поют при этом все прихожане.

Я думаю, что подпевать в церкви во время молитвы, когда поет хор, не стоит. Иногда людям кажется, что они хорошо поют, а на самом деле это не так, режет слух непопадание в ноты или чрезмерное старание или искажение слов такими подпевальщиками. Если вам действительно уж хочется подпевать, обратитесь после службы к регенту, пусть вас послушают, может быть, вас именно и не хватало в хоре. Для общего пения существует специальные молитвы, когда все прихожане поют хором. Вот тогда пойте вместе со всеми. А так, желание подпевать можно отнести к желанию выделиться из общей толпы, показать себя — вот мол, как я хорошо пою или вот какой я хороший прихожанин — потакать такому желанию- это тешить свою гордыньку. А ее, как известно, следует укрощать.

LiveInternetLiveInternet

Ссылки

Музыка

Статистика

Молитвы , которые прихожане поют хором в церкви .

Пятница, 28 Декабря 2012 г. 07:47 + в цитатник

I. НА ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ

НА ВЕЧЕРНЕ:

Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранится нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим. Благословен еси, Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя во век: дел Руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Песнь Пресвятой Богородице

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Благословлю Господа на всякое время,/ выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя,/ да услышат кротции, и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною,/ и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя,/ и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся,/ и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и,/ и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его,/ и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь;/

блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа вси святии Его,/ яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша;/ взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. Приидите, чада, послушайте мене,/ страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот,/ любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла,/ и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла, и сотвори благо,/ взыщи мира, и пожени и. Очи Господни на праведныя,/ и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящия злая,/ еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их,/ и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем,/ и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным,/ и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их,/ ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта,/ и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь души раб Своих,/ и не прегрешат вси уповающии на Него.

Воскресная песнь после Евангелия

Воскресение Христово видевше,/ поклонимся Святому Господу Иисусу,/ Единому Безгрешному./ Кресту Твоему покланяемся, Христе,/ и святое Воскресение Твое поем и славим:/ Ты бо еси Бог наш,/ разве Тебе иного не знаем,/ имя Твое именуем./ Приидите, вси вернии,/ поклонимся святому Христову Воскресению;/ се бо прииде Крестом радость всему миру./ Всегда благословяще Господа,/ поем Воскресение Его;/ распятие бо претерпев,/ смертию смерть разруши.

Читайте так же:  Красная нить из иерусалима как загадать желание

Песнь Пресвятой Богородицы

Величит душа Моя Господа,/ и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Яко призре на смирение Рабы Своея,/ се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Яко сотвори Мне величие Сильный,/ и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Сотвори державу мышцею Своею,/ расточи гордыя мыслию сердца их.

Низложи сильныя со престол,/ и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ,/ и богатящияся отпусти тщи.

Восприят Израиля отрока Своего,/ помянута милости,/ якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его, даже до века.

К каждому стиху припев:

Честнейшую Херувим/ и Славнейшую без сравнения Серафим,/ без ис-

тления Бога Слова рождшую,/ сущую Богородицу, Тя величаем.

Взбранной Воеводе победительная,/ яко избавльшеся от злых,/ благодарственная восписуем Ти раби Твой, Богородице;/ но яко имущая державу непобедимую,/ от всяких нас бед свободи да зовем Ти:/ радуйся, Невесто Неневестная.

ПО ОКОНЧАНИИ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ

в некоторых храмах поют:

Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина Чистая и Благословенная.

Царице моя Преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

П. НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Света и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки гряду-щаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со От-цем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго пророки. Во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго

Во время причащения верующих Святых Христовых Тайн поется:

Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите.

III. ПЕСНОПЕНИЯ, ПОЕМЫЕ НА МОЛЕБНАХ

Молитва Святому Духу

Царю Небесный,/ Утешителю, Душе истины,/ Иже везде сый/ и вся исполняяй,/ Сокровище благих/ и жизни Подателю,/ прииди и вселися в ны,/ и очисти ны от всякия скверны,/ и спаси, Блаже, души наша.

Благодарственный Спасителю, глас 4

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи,/ о Твоих великих благодеяниих на нас бывших,/ славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие,/ и рабски любовию вопием Ти:// Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

К Богородице прилежно ныне притецем,/ грешнии и смиреннии, и припадем,/ в покаянии зовуще из глубины души:/ Владычице, помози, на ны милосердовавши,/ потщися, погибаем от множества прегрешений,/ не отврати Твоя раби тщи,// Тя бо и Едину надежду имамы.

Не умолчим никогда, Богородице,/ силы Твоя глаголати, недостойнии:/ аще бо Ты не бы предстояла молящи,/ кто бы нас избавил от толиких бед,/ кто же бы сохранил до ныне свободны?/ Не отступим, Владычице, от Тебе:/ Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.

Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари, яко Благая, на помощь нас,/ верно зовущих Ти;/ ускори на молитву, и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Пречистая Дево./ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся,/ и Тобою хвалимся,/ Твои бо есмы раби,/ да не постыдимся.

Процитировано 64 раз
Понравилось: 24 пользователям

Когда можно петь в храме?

На богослужении иногда поет только хор, а иногда — все прихожане. Разбираемся в Слайдах «Фомы», почему так происходит и какие песнопения можно петь вообще всем.

Почему в храме поют?

Обращаться к Богу через пение было еще ветхозаветным обычаем. Например, знаменитые псалмы Давида чаще всего именно пели (и одновременно играли на музыкальных инструментах). Сам Спаситель со Своими учениками закончил Тайную Вечерю пением: … и воспевше, изыдоша в гору Елеонскую (Мф 26:30). Апостолы продолжили эту традицию. Так что церковное пение возникло практически сразу после возникновения христианства.

02

Можно ли петь обычному человеку в храме?

В теории — да. На практике все сложнее. Предполагалось, что в молитве участвуют все, кто пришел на богослужение. Но со временем люди все хуже знали Устав и тексты молитв, поэтому петь стали специальные люди — церковный хор (клирос).

03

Так что, теперь вообще ничего нельзя петь?

Можно. Так исторически сложилось, что есть несколько песнопений, которые во время службы могут петь все. Это Символ веры, «Отче наш», «Воскресение Христово видевше…» и «Тело Христово…». Общих песнопений в отдельных храмах и епархиях может быть и больше. Мы приводим самые распространенные.

Символ веры

Это собрание догматов и краткое изложение того, во что верят православные христиане. Символ веры составили на Первом и Втором Вселенских Соборах. Поется за каждой литургией.

Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, Единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

«Отче наш»

Главная молитва, которую дал нам сам Иисус Христос (Лк 11: 2). Поется за каждой литургией.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

06

«Воскресение Христово видевше…»

Песнопение всенощного бдения, которое совершается накануне воскресного дня или на Пасху.

Читайте так же:  Молитва за мужа православного

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

«Тело Христово…»

Во время причастия верующих в храме, хор вместе с остальными людьми поет короткое песнопение. Оно акцентирует внимание на том, что сейчас происходит.
Тело Христово приимите, Источника бессмертнаго вкусите.

А подпевать хору можно?

Лучше так не делать. В храмах иногда даже вешают объявление: «Подпевать хору не благословляется». Это не из вредности — у многих людей попросту нет музыкального слуха. Это мешает слаженному пению хора и рядом стоящим людям. Если очень хочется петь на службе, просто поговорите с регентом — возможно, он найдет вам применение. Во многих храмах бывают народные хоры.

Подвывание некоторых прихожан отвлекает от службы в храме. Кроме раздражения, ощущение пустого пребывания,до слез.

Большое спасибо, Кирилл, всё написали верно !
Когда вся церковь, фальшивя, но подпевает — это ужасно. ☺ А стройное пение клироса ( в нашем храме иконы Казанской Божией Матери клирос просто великолепный !) всегда, по мнению наших прихожан, настраивает на молитву. С ним (нашим клиросом) молиться — как дышать !
Мы нашими певчими гордимся и не мешаем им.
г.Владивосток.

У нас на приходе, наоборот, благословляется подпевать хору. Чтобы более осознанно участвовать в богослужении.

Анна, если благословляется – хорошо!) Значит, все на приходе знают, что у вас такая традиция и не смущаются этим.

Как проходит литургия в Православной Церкви

Литургия – это главное христианское богослужение, во время которого происходит главное таинство – Евхаристия: под видом хлеба и вина верующие вкушают Тело и Кровь Христовы. Перед началом службы прихожане пишут записки о живых и уже ушедших в мир иной. Этот обычай хорошо известен невоцерковленным людям, но смысл его часто остается «за кадром». Суть в том, что во время службы верующим предоставляется возможность несколько раз помянуть своих сродников и друзей, и записки – это одна из таких возможностей.

Служба начинается с чтения Часов — краткого богослужения, молитвенно освещающего определенное время суток (с шести часов утра до шести часов вечера). Пока чтец и прихожане молятся, священник совершает проскомидию. Это первая часть Литургии, состоящей из трех: Проскомидия, Литургия оглашенных и Литургия верных.

Часы прочитаны, начинается Литургия оглашенных. Свое название она получила потому, что на ней могли присутствовать не только члены Церкви, но и те, кто только готовился принять Крещение. С благословения иерея дьякон с амвона провозглашает начало службы. Священник гласом прославляет Святую Троицу, хор попеременно то левым, то правым хором (антифонно) поет псалмы, произносится Великия ектения (прощение у Бога милости и благ). По окончанию пения священник вместе с дьяконом , у которого в руках напрестольное Евангелие, выходят на амвон. Символическими действиями дьякон напоминает верующим, что сейчас они услышат святое Евангелие и поэтому должны стоять прямо (об этом напоминает возглас — «Премудрость, прости (прямо)). Так совершается Малый вход, обозначающий выход Иисуса Христа на проповедь — каждое обрядовое действие в Церкви глубоко символично и несет в себе глубокий смысл. После чтения Апостола и Евангелия совершается сугубая ектения, и это вторая возможность, когда можно помолиться за тех, кто нам дорог. Далее возносится ектения об оглашенных, и в древности, после этого все некрещеные удалялись из храмов. Сейчас же эта традиция не соблюдается.

Начинается Литургия верных. Дары с жертвенника переносятся на престол. Священник втайне молится, чтобы Господь сделал его достойным совершать это великое Таинство. В это время хор поет песнопение, которое называется Херувимская песнь. Потом священник, неся перед собой Святую Чашу, вместе с дьяконом выходит на амвон и произносит молитву о Патриархе, епископах и всех православных. После чего они совершают Великий вход в алтарь.

Раздается призыв возлюбить Святую Троицу, и верующие поют «Символ веры», которые напоминает о том, в чем состоит надежда и упование Церкви. Затем начинается «Святое Возношение». Верующие кланяются, благодарят Господа за все его блага и милость Его. Священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Своего Святого Духа на людей в церкви и на Предложенные Дары. Также возносятся молитвы, чтобы верующие укрепились в добре, чтобы Бог позволил им обращаться к Себе со своими нуждами. Вслух священник благословляют присутствующих, и начинается просительная ектения. Поется молитва «Отче наш» всеми присутствующими.

Диакон опоясывается орарем, возглашает «Вонмем», и завеса Царских Врат задергивается, тем самым напоминая о камне, который был привален ко Гробу Господню. Священник, поднимая Святой Агнец, возглашает «Святая — святым». Верующие отвечают : «Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца», тем самым сознавая свое недостоинство.

Первыми причащаются священнослужители. Священник разламывает Агнец на четыре части: часть с надписью “IC” опускается в чашу, затем туда же наливается горячая вода (теплота). Другая часть с надписью “ХС” — для причастия священнослужителей, части с надписями “NI” и “КА” — для мирян.

Пока причащаются священнослужители, поется так называемый Запричастный канон. Наконец открываются Царские врата. Выходит священник с Чашей в руках, произносит особую молитву, причастники подходят, сложа руки крестообразно на груди и называя свое имя. После Причащения верующим дают запивку (вино, смешанное с горячей водой). Это нужно для того, чтобы во рту не остались частички Святых Даров. Священник заносит чашу в алтарь и опускает в нее частицы из принесенных просфор с молитвой, чтобы Господь омыл грехи всех, кто поминался на Литургии. Это последний раз, когда мы можем молитвенно помянуть своих сродников и братьев и сестер по вере. Совершается Отпуст, верующие подходят и целуют крест в руках священника. Желательно провести остаток дня благоговейно, храня полученную благодать и памятуя о Боге.

Можно ли прихожанам петь вместе с хором в церкви или лучше помолчать?

Вопрос о том, можно ли подпевать хору в Церкви зачастую очень болезненный для каждого конкретного прихода. В одном приходе прихожане активные, поют в голос так, что регентам остается только диву даваться, как, к примеру, парочка старушек, пристроившись к ним начинают пищать, да так усердно и громко, будто это они на клиросе, а не хор! И, что обидно, никакого внимания не обращают на шикающего регента! А бывает и так, что прихожане скромные и молчаливые, им бы спеть Отче Наш и Верую вместе с хором, а они стесняются, бояться лишний звук произнести от скромности, как же правильно поступить?

Вопрос этот на самом деле очень не простой. Дело в том, что лишать прихожан возможности не участвовать в пении на Литургии, это значит превратить службу в концерт, когда одни поют, а другие безучастно наблюдают, кроме того, посильное участие прихожан в богослужении позволяет им чувствовать себя сопричастником православия.

Читайте так же:  Церковное песнопение молитва пресвятой богородице

Здесь сами прихожанам стоит ощущать тонкую грань между соучастием в службе и просто напросто устройством помех хору. Тут важно понимать, что громкое пение, мешает стоящим рядом, регенту, да и самому Батюшке вести богослужение. Взаимное уважение, терпимость, понимание происходящего вокруг — это главный залог правильной молитвы. Не стремитесь перекричать всех в храме, не забывайте о том, что рядом с вами братья и сестры во Христе со своими молитвами, участвуйте в хоровой молитве, но с разумением и деликатностью. Очень часто священники советуют подпевать хору, но «про себя», так вы и в литургии участвуете и окружающим не будете мешать.

Храни Вас Господь!

Не забудьте также подписаться на мой канал и поставить пальчики вверх, а на моей страничке в инстаграм @pravoslavnyi_bloger много полезных православных советов, приходите в гости:) .

Что делать, если не понимаешь о чем читают и поют в церкви?

Порой приходя в храм Божий некоторые люди не могут понять, что читают и поют на клиросе чтецы и певчие, о чем говорит диакон и священник в своих возгласах. Но ведь в принципе каждый из нас приходит в храм Божий для того, чтобы помолиться, принять участие в богослужении совместно с другими верующими. Как сказал Иисус Христос: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф: 18-20) Как же соединиться с Христом во время молитвенного общения в храме с Ним, если доброй половины богослужения понять не можешь, что делать?

Вариант 1. Внимательно слушать молитвенный текст, улавливая каждое его слово. Ну и пусть что-то не совсем понятно. Особенно это актуально для тех, кто редко посещает церковь, или начал ходить в нее недавно. Даже если мы не понимаем всех слов, то молитва и Благодать Божия, как следствие ее (конечно, при должном благоговении с нашей стороны) в любом случае вольются в души наши и пойдут на пользу!

Вариант 2. Для тех кто действительно захочет все понять и услышать молитвы он будет оптимальным. Сейчас среди духовной литературы можно встретить тексты практически всех служб. Данные книжицы помогут православным христианам — ведь по ним можно следить по тексту прямо во время богослужения!

В конце-концов можно изучить их спокойно и дома. Тексты служб есть и на православных ресурсах. А разобравшись в какой день читается тот или иной отрывок из Евангелия или Апостола можно заранее дома просмотреть его и уже на службе услышать его из уст священнослужителя. Отметим, что часто в церкви можно услышать и Псалтирь. Его также можно читать дома, а в храме услышав знакомые слова лишь постараться уловить смысл и вознести молитвы к Богу!

Как называются молитвы, которые в храме на службе поются вместе с прихожанами?

отвечает диакон Димитрий Половников

Здравствуйте, батюшка! Скажите, пожалуйста, как называются молитвы , которые в храме на службе поются вместе с прихожанами?

Обычно, прихожане поют хором в храме следующие молитвы:

Символ веры

Символом веры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов, и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8.И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых,

12. и жизни будущаго века. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш – эта молитва дана самим Иисусом Христом (Матф. 6:9-13), и, в сокращеннном виде, (Лук. 11:2-4).

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Воскресение Христово видевшее

Воскресение Христово видевшее – эта молитва поется за воскресным Всенощным бдением

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, Имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению; се бо прииде Крестом радость всему миру; всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его, распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Царю небесный

Царю небесный – это стихира из службы в день святой Троицы с 14 века начинает почти все церковные службы

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю! Прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Желание петь — блажь или призвание?

Желание петь на клиросе испытывают многие. Стоит ли воспринимать тягу к церковному пению как призвание? Нужно ли реализовывать свое желание? Возможно ли это? Принесет ли это пользу Церкви? Об одном таком опыте — рассказ от первого лица в нашей сегодняшней рубрике.

Изначально я очень сильно сомневалась в том, что мне стоит воплощать в жизнь свое желание петь в церковном хоре. Однако обстоятельства складывались таким образом, что не встать на клирос означало бы непослушание настоятелю храма, который я посещала. А на это я решиться не могла.

Окраинный храм, небольшой женский коллектив. Почти у всех была основная работа, и на клирос многие приходили при наличии свободного от нее времени. Священники и тому были рады — с певчими было не густо. Многие из нас послушно пели стихиры, тропари и нотные песнопения, на которые указывал регент, но самостоятельно в уставе не разбирались и без регента службу спеть не могли. Однажды пришла я пораньше, время начала Литургии неумолимо приближалось, а регент и другие певчие опаздывали. Священник выглянул из алтаря и, увидев одного певчего, удовлетворенно кивнул: ему и невдомек, что этот певчий — дуб-дерево и в одиночку даже «Господи, помилуй» в нужном месте не споет. Когда я поняла, что батюшка может начать службу, не дожидаясь прихода опаздывающего регента, — сбежала с клироса сломя голову. Стыдно, конечно, но это лучше, нежели претерпеть позор потом, во время службы. После второго такого происшествия я начала задумываться о том, что со своим образованием в этой области надо что-то делать.

Оказалось, что учиться церковному пению в Саратове человеку, занятому на основной работе с 8 до 17 часов, особо и негде. Но мне несказанно повезло…

Читайте так же:  Именины Златы — день Ангела Златы

Спасите наши уши!

Однажды мне поступило предложение петь в храме во имя святого праведного Лазаря Четверодневного, что на Ново-Елшанском кладбище. Желающих быть там певчими не было: и добраться сложно, и прихожан особо нет в связи с удаленностью от города. И как-то все сходилось на мне: живу недалеко, в Жасминном, есть свой автомобиль, желание подтянуть свой уровень в области церковного пения и возможность сделать это, не травмируя слух прихожан.

Несколько вечеров перед первой Литургией, которую мне предстояло спеть самостоятельно, со мной позанималась регент Никольского храма. Она упорядочила в моей голове знания и навыки, и я стала понимать ход службы, а также вполне сносно пропевала основные песнопения. Больше времени на занятия не было — приближались выходные и мое первое «одиночное плавание».

Как только началась служба, меня парализовал страх. Отчего?! Ход Литургии я выучила, священника знала давно, свечница — добрая знакомая, а алтарник — тот вообще живет со мной по соседству. Больше в храме никого не было, кроме Сил бесплотных. «Вот в них все и дело!» — это я потом прочувствовала душой. Впоследствии трепет перед службой возникал всегда, даже когда я уже была уверена в своих силах. Я поняла, что богослужение — самое важное, что происходит на земле. А человек, участвующий в нем, несет колоссальную ответственность за качество и каждую секунду этого таинственного действа.

На той, первой, Литургии я читала и пела как в тумане, от страха совершенно ничего не соображая. Подошел черед чтения Апостола. На ватных ногах я вышла к центральному аналою и на возглас священника из алтаря: «Премудрость!» зачем-то вместо фразы «К Галатам послания святаго апостола Павла чтение» торжественно изрекла: «Вонмем!». Единственное, на что в тот момент хватило моего парализованного страхом ума, — понять, что сморозила я что-то не то… Повисла звенящая тишина. Мне эта минута тишины показалась вечностью, я покачивалась на ватных ногах, борясь с желанием упасть в спасительный обморок. Священник меня из ступора вывел, ситуацию исправил, я прочла послание к Галатам и с горем пополам допела-таки Литургию.

На всенощном бдении, которое сложнее Литургии, я первое время тоже выкидывала фортели. Бедные батюшки, которые служили в Лазаревском храме посменно! Все они понимали, что деваться от меня некуда. Певчих, умеющих самостоятельно, в одиночку пропеть всю службу, в городе тогда можно было пересчитать по пальцам…

И вот буквально за несколько последних лет ситуация в нашем городе переменилась. Я даже немного завидую тем, кто учится петь сейчас, потому что перед этими людьми открыты большие возможности получить глубокие знания, и ничьи уши от их ученических ошибок не пострадают!

Любители-отличники

Любительские хоровые коллективы сейчас есть практически во всех саратовских храмах, а в некоторых помимо любительских взрослых хоров существуют и детские.

Я пообщалась с регентами любительских церковных хоров, интересуясь у них, можно ли научиться церковному пению, не имея музыкального образования. Есть ли шансы научиться красиво петь, если ваш голос не услаждает слух собеседника? Возможно ли это, если вы немилосердно фальшивите, а петь очень хочется?

— Было бы желание, — говорит Ирина Катарьян, регент Ильинского храма поселка ВСО города Саратова. — Я никого не отсеиваю. Слух можно выработать, голос поставить. Все зависит от трудолюбия человека, и нередко приходится замечать, как люди с меньшими вокальными данными оставляют позади тех, кому дарован хороший слух и голос. Наши любители сейчас уже поют Литургию по субботам. Я считаю, что практика очень важна и именно применение знаний на богослужениях ускоряет обучение.

— С любительским хором очень приятно работать, — рассказывает Мария Никитина, преподаватель церковного пения в певческой школе Петропавловского храма Саратова. — Они как дети-отличники: их важное качество — усердие.

— В певческой школе Петропавловского храма преподается чинопоследование богослужения (устав), церковнославянский язык, вокал и непосредственно пение, — рассказывает регент любительского хора Виктория Усова. — Любители поют на вечернем богослужении по пятницам и на Литургии по субботам. В праздники выезжают на богослужения в села, где нет певчих. Сейчас у нас обучается 30 человек.

Наталья Федотова занимается с любительским хором храма во имя святителя Митрофана Воронежского.

— Хор существует с июля 2015 года, — рассказывает Наталья. — Учим пока Литургию (обиход) и тропарные гласы. Результаты уже есть. Конечно, приходится много времени тратить на обучение новичков нотной грамоте, потому что основная масса учеников музыкального образования не имеет, но это преодолимое препятствие.

В бывшем здании семинарии по адресу Радищева, 24 работают курсы церковного пения, организованные миссионерским отделом Саратовской епархии. Обучение проходит также по нескольким направлениям — от постановки дыхания и голоса до изучения чинопоследования Божественной литургии, всенощного бдения, молебна и панихиды.

Зачем это нужно?

Много в России вымерших сел-призраков. А где-то в глубинке жизнь еще теплится. Например, в старинном русском селе Синодское Воскресенского района Саратовской области численность населения когда-то достигала 2500 человек. В центре села стоял каменный, с колокольней и престолом во имя Святой Живоначальной Троицы красавец храм. В советские годы он был разрушен, а Синодское, как и многие другие российские села, пришло в упадок. И вот в 2015 году общине было передано здание бывшей сельской конторы для совершения богослужений.

Воскресное утро, к храму тянутся немногочисленные прихожане, и каждый несет с собой или везет на санках по небольшому полену — в храме установлена дровяная печка. По большим праздникам в Синодское приезжает служить командированный из Саратова священник, а по выходным из Саратова прибывают миссионеры — Надежда Анатольевна Попова и Олег Федорович Злобнов. Приезжают, потому что это нужно верующим жителям Синодского. Олег посещает курсы миссионерского отдела епархии, Надежда ходит на курсы церковного пения. В Синодском они служат обедницу мирским чином и читают часы. Надежда поет, Олег Федорович после службы объясняет прихожанам суть главы Евангелия и Апостола, которые читались в этот день.

Прихожан мало, всё больше старушки.

— Конечно, печально видеть, что в храме только немощные бабушки, — говорит Надежда. — Но согревает мысль, что первыми всегда приходят старушки, а за ними начинает подтягиваться и молодежь. И верится, что если возрождается церковь, возродится и село.

— Священников не хватает, организовать регулярные богослужения в отдаленных селах не представляется пока возможным, поэтому цель наших курсов — подготовить людей, которые могли бы послужить Церкви на клиросе, — говорит руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии священник Дионисий Каменщиков. — Тогда жители глубинки смогут молиться в церкви не только в большие праздники, но и каждые выходные. Мы понимаем, что таких людей вряд ли будет много, потому что это настоящее подвижничество — каждые выходные отправляться в дальнее село, несмотря на погоду, самочувствие, настроение. Это настоящее жертвенное служение, и людей, на него способных, единицы. Но мы таких людей ищем.

Наверно, когда есть желание послужить Церкви, Богу и людям, и для этого предоставляются все возможности, нужно хвататься за них, чтобы спустя годы не пришлось испытывать горечь за потраченное зря данное Богом время и закопанные таланты.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Газета «Православная вера» № 02 (550)

Что поют в церкви все вместе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here