Что такое благодать святого духа

Детально: Что такое благодать святого духа - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Стяжание

Стяжа́ние – приобретение, накопление.

Бог открыл нам через преподобного Серафима Саровского, что цель христианской жизни есть стяжание Духа Святого. Подобно тому как люди мира сего стремятся к стяжанию земных богатств, истинный христианин стремится стяжать Благодать Святого Духа. Каждый христианин индивидуально под руководством своего «духовника» идёт тем или иным путём служения Богу и стяжания Благодати. Но один путь, общий для всех христиан, – это молитва, покаяние, причащение Святых Христовых Тайн, дела милосердия.

Стяжание благодати есть живое Богообщение. Оно есть вселение Бога в человека – «последняя цель искания человеческого духа» (прп. Иоанн Лествичник).

«Блажен, кто вместо всех стяжаний приобрел Христа, и у кого одно стяжание – крест, который и несет он высоко» (свт. Григорий Богослов).

Что значит: стяжать Святого Духа?

Под стяжанием Святого Духа подразумевается стяжание благодати Божьей. В этом состоит одна из целей христианского делания, христианской жизни.

По своему ближайшему смысловому значению, термин «стяжание» подразумевает: «приобретение», «накопление».

Несмотря на сказанное, содержание выражения «стяжание благодати» нельзя интерпретировать в том смысле, будто Божественную благодать можно аккумулировать, складировать и хранить в своём сердце так, как поступает стяжатель, наполняя кубышку золотом и серебром.

Кроме того, благодать Божья, почивающая на человеке, не становится его собственностью в том же отношении, в каком становятся собственностью накапливаемые стяжателем материальные ценности. Материальными ценностями человек может пользоваться, как ему заблагорассудится. Благодать же содействует человеку только тогда, когда его усилия направлены на Добро.

Под стяжанием Святого Духа понимается благодатное единение человека и Бога. Как же оно осуществляется в действительности?

По мере возрастания человека в добродетели и святости возрастает степень его единения с Вседержителем. Именование этого процесса стяжанием связано с тем, что, во-первых, возрастание человека в религиозно-нравственном аспекте, как и накопление стяжателем материальных богатств, осуществляется постепенно. Во-вторых, преподаваемые человеку благодатные дары Святого Духа, нередко уподобляются (аллегорически) материальным сокровищам (золоту, жемчугу ( Мф.13:45-46 )).

По мере духовного восхождения человека по лестнице добродетелей, в нём возрастает способность к восприятию благодати; увеличивается степень его благодатного единения с Богом. И, с другой стороны, чем ближе человек к Богу, тем эффективнее реализуются его усилия, направленные на дальнейшее стяжание Святого Духа.

Что такое благодать святого духа

Что такое Святой Дух и Божественная благодать? Чем они отличаются, или это одно и то же? Спасибо.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Святой Дух является Божеством, третьим Лицом Пресвятой Троицы. Благодать – исходящая от Бога духовная сила очищающая, освящающая и оживотворяющая душу всякого человека, идущего путем спасения. «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2Кор.9:8). Святые отцы много писали о великом и таинственном даре благодати. Так преподобный Макарий Великий говорит: «Духовное действие Божией благодати в душе совершается великим долготерпением, премудростью и таинственным смотрением ума, когда и человек с великим терпением подвизается в продолжение времени и целых лет. И дело благодати тогда уже оказывается в нем совершенным, когда свободное произволение его, по многократном испытании, окажется благоугодным Духу, и с течением времени покажет опытность и терпение» (Духовные беседы. Беседа 9.1). Подается она по мере веры и решимости жить по заповедям Божиим. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).

28 января 2005 г.

При перепечатке ссылка
на Православие.Ru обязательна

Благодать Святого Духа

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

По Вознесении Господнем апостолы единодушно пребывали вместе в молитве. И на десятый день, в день Пятидесятницы Дух Святый видимым образом, в виде огненных языков сошел на них, и Его особое действие проявилось в особом даре, когда апостолы стали с особой силой и благодатью на разных языках благовествовать Слово Божие.

Люди «от всего языка», собравшиеся в этот день в Иерусалиме, вдруг стали понимать речь апостолов, хотя основная их часть была из Галилеи. Таким событием было отмечено рождение Церкви Божией, — община апостолов, учеников Христовых, исполнилась благодатью Святого Духа (см.: Деян. 2, 1–6).

Вся история Церкви — это история действия Святого Духа. Преподобные, святые отцы, учителя Церкви всю свою жизнь полагали на то, чтобы стяжать дары Святого Духа, Божественную благодать, сохранить ее и спасти от ядовитых примесей, лжеучений, греховной скверны. На это они полагали всю свою жизнь, как и апостолы. Как и все мы, собравшиеся сегодня в храме Божием, на это призваны.

Божественные апостолы начали говорить разными языками, и некоторые люди не правильно это поняли или лукаво старались это высмеять, говоря: «Они напились сладкого вина» (см.: Деян. 2, 13). Это отношение нам тоже знакомо; часто люди, в том числе любимые нами, долгие годы связанные с нами совместной жизнью или работой, и даже благими делами, вдруг начинают насмехаться над христианами, когда мы начинаем говорить на незнакомом для них языке Божественной любви.

Дух Святой действует в христианах, а люди, лишенные такой благодати, не могут ни понять, ни терпеть этого, а пытаются высмеивать, часто от своего непонимания. Но Дух Божественной благодати действует и на них, просто нам надо проявить апостольскую ревность и труд для того, чтобы нести эту Божественную благодать по всему миру.

Дух Святой объединяет, исцеляет от ослепления людей и наделяет их истинной силой и здоровьем души. Он все оздоровляет вокруг Себя; а диавольский дух напротив – все разрушает, разоряет, оскверняет и отравляет. Мы видим, как страдает сейчас малая церковь, семья. Почему? От недостатка благодати Святого Духа в первую очередь. Благодать Святого Духа покидает наши сердца по нашему нерадению, и приходит диавол и внушает разные страшные отвратительные мысли и грехи: подозрения, злобу, зависть, коварство и алчность; дух блуда и сребролюбия охватывает нас все больше и больше.

Мы пытаемся соединить в себе и благодать Божественного Духа, и служение этому миру, но это невозможно, точно так же как невозможно смешать чистую родниковую воду и отработанное машинное масло или мазут, ничего из этого не получается; источник Божественной благодати оскверняется и уже не течет «вода живая» из нашего чрева, как говорил Христос: «У верующих в Меня из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38). Сегодня мы это слышали в Евангелии.

Реки Божественной благодати… Мы часто своей греховной жизнью цементируем эти реки, засыпаем их камнями, как делали богоборцы в советское время со святыми источниками, засыпаем землей греха, тлена, и эти источники угасают в нас.

В день Святой Троицы, также как на Рождество и на Пасху, в церкви заметно присутствие особо большого количества людей; и многие из них, совершенно очевидно, являются людьми не очень церковными. В день Святой Троицы Божественный Дух, еще живущий в этих людях, подымает их от греховного сна и заставляет прийти, иногда буквально приползти в церковь. Как раненые воины в пустыне, эти люди, израненные своими грехами, в пустыне греха ползут к источнику Божественной благодати, чтобы очистить и свой источник от грязи, тлена, греха и диавольской отравы.

Это очень отрадно, Господь еще раз нам являет чудо: сходит и на нас всех вместе с апостолами Божественный Животворящий Святой Дух, и мы, объединившись вместе и несмотря на наши грехи «единем сердцем и единеми усты воспеваем Безначального Отца и Собезначального Сына и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа, Троицу Единосущную, Животворящую и Нераздельную».

Читайте так же:  Молитва иконы божьей матери нечаянная радость

Что означает стяжать Божью Благодать Святого Духа?

Божественная энергия исходящая от Отца через Сына и проявляющаяся в Духе Святом называется Божьей Благодатью. Нужно понимать, что более всего духовному труду вредит нетерпение и потеря внимания в молитве.

Почему же не всем удаётся стяжать Божью Благодать Святого Духа?

Бог может нам дать только то, что нам полезно, что мы сможем вместить.В Евангелии сказано, что никто не вливает вино новое в мехи ветхие, потому что мехи прорвутся, и вино разольётся. Мехами назывался раньше сосуд из овечьей кожи. И если он был старым, то молодое ещё бродящее вино разорвало бы его. Поэтому Господь не даёт нам благодати, подобной новому, бурлящему вину: мы её потеряем и своей душе навредим. И зачастую нам кажется, что если нет благодати, то и не нужно дальше трудиться над своей душой, что всё напрасно и наша духовная жизнь закончилась.

  • Нужно понимать, что более всего духовному труду вредит нетерпение и потеря внимания в молитве.

Некоторые верующие только сегодня начали молиться, и за короткое время уже хотят достичь духовных плодов и освобождения от страстей, вселения в сердце благодати, дара Божественной Любви и т.д. От такого нетерпения можно заболеть гордыней или ещё хуже впасть в отчаяние.

Всё это достигается терпением и дисциплиной в молитвенном труде,рассудительностью, исполнением Постов, исповеданием грехов.Таким упорством и постоянством мы предоставляем Господу увенчать наши духовные труды БЛАГОДАТЬЮ.

И будьте уверенны, она не заставит себя долго ждать. Бог, видя вашу настойчивость и слыша ваши сердечные молитвы обязательно отогреет вас Своим теплом. И чем выше будет ваша степень духовности и единения с Богом, тем ярче и чаще будет в вас проявляться Божья Благодать.

Внутреннее молитвенное состояние верующего и самое главное его сердечный настрой помогает воспринимать и созерцать своими духовными очами Благодать не только в Доме Бога на земле, а также и дома пред иконами.

Советую почитать тематические статьи по теме по Пути к Богу:

  • Врач Безмездный: Преподобный врач Агапит Печерский — Врач Безмездный .
  • Иммунитет духа: Как повысить духовный иммунитет — укрепить молитвою .

Путь к Богу — нашли ответ, ставь палец верх

Подпишись на тематический канал: Путь к Богу

Как дается Благодать Святого Духа

Благодать Святого Духа не дается, если человек , долженствующий приять ее, не способен к этому . С другой стороны, естественных способностей любого человека недостаточно для восприятия какого бы то ни было дара Духа Святого, если он не обладает и сверхестественной силой Божией. Вот что в этой связи говорит святой Максим Исповедник в шестой сотнице богословских глав (гл. 13): «Благодать Всесвятого Духа не создает в людях ни мудрости, если нет ума, способного принять мудрость, ни ведения, если нет силы разума, способного принять ведение, ни веры, если ум и разум не удостоверятся в будущих событиях, которые до тех пор были никому не известны, ни дара исцеления, если нет естественного человеколюбия, ни какого либо иного дара, если человек не способен и не имеет возможности принять его. С другой стороны и человек в силу естественных своих способностей не может приобрести ни одного из перечисленных даров без Божественной силы, которая подает их. Это обнаруживают все святые, которые после откровения божественных словес ищут объяснения того, что им было открыто».

Таким образом, ни Божественная благодать не создает просвещения ведением, если нет орудия, обладающего естественной способностью принять просвещение, ни, наоборот, это орудие само по себе не создает просвещения, если Божественная благодать не подаст ему его. Тот, кто стремится получить от Бога Божественную благодать, если душа его не связана страстями, получает благодать для того, чтобы возделывать добродетели.

Тот кто хочет принять более изобильную благодать Святого Духа, должен подготовить себя к ее восприятию, исполняя заповеди и очищаясь от страстей. Благодать Духа Святого дается верующим по мере их чистоты и веры. Поэтому богоносный Максим говорит: «Божественный апостол разные действия Святого Духа называет разными дарами, одним и тем же Духом совершаемыми» [1 Кор. 12:4]. Такое явление Духа подается по мере всущей в каждом веры, в причастии известного дара; именно каждый из верующих, соответственно вере и сущему в ней душевному настроению, соразмерное приемлет действо Духа, дающему ему достаточное к исполнению такой или другой заповеди расположение и силу.

Как один получает слово премудрости, другой — слово разума, иной — веру, а иной — иное какое из исчистенных великим апостолом дарований [1 Кор 12:8-12], так один получает через Духа дар совершенной, непосредственной и ничего вещественного не имеющей любви к Богу, по мере веры; другой через того же Духа получает совершенный дар любви к ближнему; иной — другой какой дар, по тому же Духу, как я сказал, так как каждый имеет свой действующий в нем дар. Иб всякое действенное и сильное к исполнению заповеди расположение апостол называет даром Духа» (Прп. Максим Исповедник).

Дух Святой имеет простую сущность, но действования Его разнообразны. Он разделяется, не претерпевая никакого ущерба, и с каждой частицей воспринимается во всей полноте, подобно тому, как солнечный луч, хотя энергия его, по всей видимости, присуща только тому, кто ее воспринимает, в тоже время светит над водой и сушей и смешивается с воздухом. Точно также и Дух Святой, хотя он, казалось бы, присутствует лишь в том, что способно вместить его действия, в то же время непрерывно наделяет весь мир своей благодатью. Причастники же Духа Святого принимают столько, сколько в силах вместить их естество, а не столько, сколько Он может передать им.

Святитель Василий Великий в догматических главах о Святом Духе пишет следующее :»Освоение же Духа с душою есть не местное сближение (ибо бестелесное может ли приближаться телесным образом) но устранение страстей, которые привзошли в душу впоследствии от привязанности ее к телу и отдалили ее от сродства с Богом. Посему, кто очистился от срамоты, какую произвел в себе грехом, возвратился к естетственной красоте, чрез очищение как бы возвратил древний вид царскому образу, тот единственно может приблизиться к Утешителю. И Он, как солнце, которым встречено чистое око, в Себе самом покажет тебе образ Невидимого. А в блаженном созерцании образа увидишь неизреченную красоту Первообраза. Через Духа — восхождение сердец, руковождение немощных, усовершение преуспевающих. Дух воссиявая очищаемым от всякой скверны, чрез общение с Собою делает ихдуховными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися и отбрасывают от себя новый луч, так духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными и на других изливают благодать» (Свт. Василий Великий. О Святом Духе).

Божественная благодать подобна пчеле, посещающей души человеческие. Пчела приближается к цветку сверху, чтобы собрать нектар, сок цветов и пыльцу, и исполнив это, построить соты, по которым струится мед. Однако, собирая пыльцу, она переносит на своих лапках и частицы, которые, прилепляясь к пестикам других цветов, производят опыление. Как только пыльца попадет на рыльце цветка, происходит зачатие, лепестки отпадают и понемногу вызревает плод.

Божественная благодать посещает души человеческие и, когда находит их подготовленными и очищенными, вливает туда по капельке росу Духа Святого. Тогда душа начинает понемногу закрывать свои лепестки, ограничивать свои чувства, чтобы ум не рассеивался по различным страстям и не парил среди разнообразных помыслов. Таким образом происходит духовное созревание души и она приносит сочные и благоухающие плоды добродетели.

Пчелка посещает не все цветы, но только те, на которых можно собрать нектар. А мухи, комары и другие вредные насекомые не интересуются цветами, но летают только туда, где есть грязь и нечистоты.

Читайте так же:  Акафист Спиридону Тримифунтскому, читать акафист

Чтоб Божественная благодать поселилась внутри нас, ей необходимо приготовить чистую постель. Но как домохозяйка не может постелить чистые простыни для своего гостя в комнате, полной грязи, пыли и паутины, так и Божественная благодать может остановиться на ночлег в нашей душе, только если там будет чисто. Божественная благодать желает видеть нашу душу чистой и свободной от страстных помыслов и грязи наслаждений. Ей нужны и чистые простыни, чтобы накрыться ими. Что же это за простыни? Сияющие одежды добродетелей, которые украшают душу.

Если же у нас нет всего этого, Божественная благодать, хотя и посещает нас, но не задерживается надолго. Ведь Дух Святой возвышен, высок и прям, он не может пребывать среди зловония страстей. Итак, благодать не задерживается или задерживается ненадолго чтобы утешить и укрепить нас, после чего вновь удаляется, поскольку своим обхождением мы обижаем Духа Святого. Вот почему апостол Павел говорит: «Не оскорбляйте Святого Духа Божия» и «Духа не угашайте» [Еф. 4:30][1 Фес. 5:19]

Божественная благодать не остается еще и потому, что мы относимся к ней равнодушно, холодно и безразлично. Мы не допускаем ее внутрь себя, но закрывает двери своей души, чтобы она ушла обиженной. Божественная благодать не насилует нашу волю. Она с рассуждением стучится в двери нашей души, чтобы войти и трудиться вместе с нами: «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3:20). Если кто услышит мой голос и откроет дверь сердца своего, я войду в него, завяжу с ним близкую дружбу и буду вкушать пищу вместе с ним, веселясь и радуясь о его спасении. И он будет есть вместе со мной, вкушая радости и счастья блаженной жизни».

«Се, стою у двери и стучу» (Откр 3:20)

Дух Святой дает также и следующий совет: «Поскольку в нынешнем твоем духовном состоянии ты несчастен, жалок и наг, я советую купить тебе у меня чистое золото, очищенное в огне, чтобы обогатиться добродетелью и добрыми делами. Облачись в сияющие одежды, то есть стяжай святость и чистоту в своей жизни, чтобы духовная нагота твоя не была явной. Помажь и очи души твоей глазным снадобьем, чтобы обрести Божественное просвещение, при котором ты сможешь узреть свое духовное состояние».

Сколько же благодеяний приносит обществу не только преподобный старец, но и любой подвизающийся христианин, стяжавший благодать Духа Святого! Один духовный человек преображает души верующих, укрощает нравы, делает тела целомудренными, успокаивает души страждущих.

Дух Святой — благоухание и красота мира.

Святой человек — гордость и истинное проявление православной веры.

Как дается Благодать Святого Духа

Благодать Святого Духа не дается, если человек , долженствующий приять ее, не способен к этому . С другой стороны, естественных способностей любого человека недостаточно для восприятия какого бы то ни было дара Духа Святого, если он не обладает и сверхестественной силой Божией. Вот что в этой связи говорит святой Максим Исповедник в шестой сотнице богословских глав (гл. 13): «Благодать Всесвятого Духа не создает в людях ни мудрости, если нет ума, способного принять мудрость, ни ведения, если нет силы разума, способного принять ведение, ни веры, если ум и разум не удостоверятся в будущих событиях, которые до тех пор были никому не известны, ни дара исцеления, если нет естественного человеколюбия, ни какого либо иного дара, если человек не способен и не имеет возможности принять его. С другой стороны и человек в силу естественных своих способностей не может приобрести ни одного из перечисленных даров без Божественной силы, которая подает их. Это обнаруживают все святые, которые после откровения божественных словес ищут объяснения того, что им было открыто».

Таким образом, ни Божественная благодать не создает просвещения ведением, если нет орудия, обладающего естественной способностью принять просвещение, ни, наоборот, это орудие само по себе не создает просвещения, если Божественная благодать не подаст ему его. Тот, кто стремится получить от Бога Божественную благодать, если душа его не связана страстями, получает благодать для того, чтобы возделывать добродетели.

Тот кто хочет принять более изобильную благодать Святого Духа, должен подготовить себя к ее восприятию, исполняя заповеди и очищаясь от страстей. Благодать Духа Святого дается верующим по мере их чистоты и веры. Поэтому богоносный Максим говорит: «Божественный апостол разные действия Святого Духа называет разными дарами, одним и тем же Духом совершаемыми» [1 Кор. 12:4]. Такое явление Духа подается по мере всущей в каждом веры, в причастии известного дара; именно каждый из верующих, соответственно вере и сущему в ней душевному настроению, соразмерное приемлет действо Духа, дающему ему достаточное к исполнению такой или другой заповеди расположение и силу.

Как один получает слово премудрости, другой — слово разума, иной — веру, а иной — иное какое из исчистенных великим апостолом дарований [1 Кор 12:8-12], так один получает через Духа дар совершенной, непосредственной и ничего вещественного не имеющей любви к Богу, по мере веры; другой через того же Духа получает совершенный дар любви к ближнему; иной — другой какой дар, по тому же Духу, как я сказал, так как каждый имеет свой действующий в нем дар. Иб всякое действенное и сильное к исполнению заповеди расположение апостол называет даром Духа» (Прп. Максим Исповедник).

Дух Святой имеет простую сущность, но действования Его разнообразны. Он разделяется, не претерпевая никакого ущерба, и с каждой частицей воспринимается во всей полноте, подобно тому, как солнечный луч, хотя энергия его, по всей видимости, присуща только тому, кто ее воспринимает, в тоже время светит над водой и сушей и смешивается с воздухом. Точно также и Дух Святой, хотя он, казалось бы, присутствует лишь в том, что способно вместить его действия, в то же время непрерывно наделяет весь мир своей благодатью. Причастники же Духа Святого принимают столько, сколько в силах вместить их естество, а не столько, сколько Он может передать им.

Святитель Василий Великий в догматических главах о Святом Духе пишет следующее :»Освоение же Духа с душою есть не местное сближение (ибо бестелесное может ли приближаться телесным образом) но устранение страстей, которые привзошли в душу впоследствии от привязанности ее к телу и отдалили ее от сродства с Богом. Посему, кто очистился от срамоты, какую произвел в себе грехом, возвратился к естетственной красоте, чрез очищение как бы возвратил древний вид царскому образу, тот единственно может приблизиться к Утешителю. И Он, как солнце, которым встречено чистое око, в Себе самом покажет тебе образ Невидимого. А в блаженном созерцании образа увидишь неизреченную красоту Первообраза. Через Духа — восхождение сердец, руковождение немощных, усовершение преуспевающих. Дух воссиявая очищаемым от всякой скверны, чрез общение с Собою делает ихдуховными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися и отбрасывают от себя новый луч, так духоносные души, будучи озарены Духом, сами делаются духовными и на других изливают благодать» (Свт. Василий Великий. О Святом Духе).

Божественная благодать подобна пчеле, посещающей души человеческие. Пчела приближается к цветку сверху, чтобы собрать нектар, сок цветов и пыльцу, и исполнив это, построить соты, по которым струится мед. Однако, собирая пыльцу, она переносит на своих лапках и частицы, которые, прилепляясь к пестикам других цветов, производят опыление. Как только пыльца попадет на рыльце цветка, происходит зачатие, лепестки отпадают и понемногу вызревает плод.

Божественная благодать посещает души человеческие и, когда находит их подготовленными и очищенными, вливает туда по капельке росу Духа Святого. Тогда душа начинает понемногу закрывать свои лепестки, ограничивать свои чувства, чтобы ум не рассеивался по различным страстям и не парил среди разнообразных помыслов. Таким образом происходит духовное созревание души и она приносит сочные и благоухающие плоды добродетели.

Видео удалено.
Читайте так же:  Сильная молитва херувимами
Видео (кликните для воспроизведения).

Пчелка посещает не все цветы, но только те, на которых можно собрать нектар. А мухи, комары и другие вредные насекомые не интересуются цветами, но летают только туда, где есть грязь и нечистоты.

Чтоб Божественная благодать поселилась внутри нас, ей необходимо приготовить чистую постель. Но как домохозяйка не может постелить чистые простыни для своего гостя в комнате, полной грязи, пыли и паутины, так и Божественная благодать может остановиться на ночлег в нашей душе, только если там будет чисто. Божественная благодать желает видеть нашу душу чистой и свободной от страстных помыслов и грязи наслаждений. Ей нужны и чистые простыни, чтобы накрыться ими. Что же это за простыни? Сияющие одежды добродетелей, которые украшают душу.

Если же у нас нет всего этого, Божественная благодать, хотя и посещает нас, но не задерживается надолго. Ведь Дух Святой возвышен, высок и прям, он не может пребывать среди зловония страстей. Итак, благодать не задерживается или задерживается ненадолго чтобы утешить и укрепить нас, после чего вновь удаляется, поскольку своим обхождением мы обижаем Духа Святого. Вот почему апостол Павел говорит: «Не оскорбляйте Святого Духа Божия» и «Духа не угашайте» [Еф. 4:30][1 Фес. 5:19]

Божественная благодать не остается еще и потому, что мы относимся к ней равнодушно, холодно и безразлично. Мы не допускаем ее внутрь себя, но закрывает двери своей души, чтобы она ушла обиженной. Божественная благодать не насилует нашу волю. Она с рассуждением стучится в двери нашей души, чтобы войти и трудиться вместе с нами: «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3:20). Если кто услышит мой голос и откроет дверь сердца своего, я войду в него, завяжу с ним близкую дружбу и буду вкушать пищу вместе с ним, веселясь и радуясь о его спасении. И он будет есть вместе со мной, вкушая радости и счастья блаженной жизни».

«Се, стою у двери и стучу» (Откр 3:20)

Дух Святой дает также и следующий совет: «Поскольку в нынешнем твоем духовном состоянии ты несчастен, жалок и наг, я советую купить тебе у меня чистое золото, очищенное в огне, чтобы обогатиться добродетелью и добрыми делами. Облачись в сияющие одежды, то есть стяжай святость и чистоту в своей жизни, чтобы духовная нагота твоя не была явной. Помажь и очи души твоей глазным снадобьем, чтобы обрести Божественное просвещение, при котором ты сможешь узреть свое духовное состояние».

Сколько же благодеяний приносит обществу не только преподобный старец, но и любой подвизающийся христианин, стяжавший благодать Духа Святого! Один духовный человек преображает души верующих, укрощает нравы, делает тела целомудренными, успокаивает души страждущих.

Дух Святой — благоухание и красота мира.

Святой человек — гордость и истинное проявление православной веры.

Таинственная Благодать Духа Святого

Беспредельная и непостижимая премудрость Божия непостижимым и неисследимым образом многоразлично совершает раздаяние Благодати человеческому роду для испытания свободной воли, чтобы обнаружились любящие Бога. Святой Макарий Великий

В этой статье поговорим о Благодати Духа Святого. Спросите вы у современных и самых известных богословов: что такое Благодать Духа? или как спастись? И услышите множество пустых, заученных из учебников фраз и выражений, а правды не услышите и не узнаете, потому что они имеют внутри себя дух мiра сего, а Благодати Духа не имеют. Почему не имеют? справедливо спросите вы, потому что осуетились все приманками лукавого и страстного мiра сего, а Духа Божьего не знают и не ищут Его. О Благодати же Божией может говорить только тот, в ком Она пребывает, а таких всегда было немного. Остается один только способ узнать о благодатном Духе, это обратиться к Богодухновенным Писаниям , в которых святые отцы поучают нас о Нем. Как ставшие уже причастниками Духа Божия и водимые Благодатью Его, они оставили нам в назидание свои святые Творения, в которых таинственно сокрыто от нечистых и лукавых умов познание духовного сокровища – Благодати Всесвятого Духа Божия.

Иисус Христос (Спаситель)

Обетование Духа Утешителя

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди . И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин.15:16,17).

Воспитательная сила благодати Божией

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа , Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит.2:11-14).

Святой Макарий Великий

Кто в покаянии обратился к Господу, тому, по принятии таинства, присуща уже благодать

Действие Божьей благодати открывается в человеке и приемлет он дарование Святого Духа , какого сподоблена бывает душа верная только после долговременного борения, после опытов великого терпения и великодушия, после искушений и испытаний, когда свободное произволение испытано будет всякими скорбями . Когда ни в чем не оскорбит оно Духа, но по благодати будет во всем согласно с заповедями, тогда бывает оно сподоблено достигнуть свободы от страстей, принять полноту духовного усыновления, изрекаемого в таинстве, также духовного богатства и такого разумения, которое не от мира сего, и которого делаются причастными одни истинные христиане. Почему таковые люди во всем отличны от всех людей благоразумных, сведущих и мудрых, имеющих в себе дух мира.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Благодать Христова есть милость и спасение

Невозможно христианину обрести милость у Бога, если не познает благодати Христовой. Без благодати Святого Духа никому невозможно не грешить , никому невозможно приступить к исполнению святых заповедей и исполнять их, и свергнуть с себя власть и насильство, которое возымели над нами демоны. Явным же признаком того, что человек обнажен от благодати Святого крещения, служит его собственное признание, что никак не может пресечь и отсечь срамной похотливости своей и не может воздержаться, чтоб не удовлетворять ее срамными делами.

Удостоверение в спасении

Удостоверение в действенности спасения одно — это духовное чувство благодати Всесвятого Духа, даруемой от Бога ради веры духовной силе ума. Всякий, кто непричастен Божеского естества, т. е. не имеет Божественной благодати, плотян есть и не может благоугодить Богу, потому что помышление плотское вражда на Бога есть, и плоть и кровь Царствия Божия наследити не может.

Святитель Василий Великий

Невозможно нам соделаться способными к приятию Божественной благодати, не изгнав из себя порочных страстей, которые овладели нашими душами . И в сосуд, который был занят какой-нибудь зловонной жидкостью, не вымыв его, не наливают мира. Посему должно быть вылито помещавшееся прежде, чтобы могло вместиться вновь вливаемое.

Преподобный Марк Подвижник

Крестившимся во Христа таинственно дарована уже благодать, но воздействует она (ощутительно) по мере делания заповедей. Хотя благодать сия не перестает помогать нам тайно, но в нашей состоит власти делать или не делать добро по своей воле.

Святитель Иоанн Златоуст

Благодать не истощается и не оскудевает

Душа, руководимая Божественным Духом, стоит выше всех житейских треволнений, проходит путь, ведущий к небу , быстрее всякого корабля, — потому что паруса ее чисты и наполняются не ветром, а самим Утешителем, — и все расслабляющее и пагубное отвергает от своих помыслов. И как ветер, ударяя в слабо натянутый парус, не может действовать, так и Дух не может пребывать в душе слабой, но требует великого напряжения и усилия.

Как видим из свидетельств Святых Писаний, что стать обладателем сокровища Благодати Духа предоставлено всем людям, но причастниками ее становятся только верные христиане, и не одеждой и званием, а те из нас, кто искренне последовал по «узкому и тесному пути», указанному самим Спасителем. Приходит же Благодать Духа только в чистые сердца, при искренней вере и долгом стучании во врата Господни, Который Сам и поучает нас:

Просите, и дано будет вам, ищите, и найдете, стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф.7:7,8).

Богу же нашему Иисусу Христу вместе с Отцом Его и Святым Духом, слава, честь и поклонение, и благодарение за дар Благодати ныне и присно, и во веки веков. Аминь!

Читайте так же:  Молитва пресвятой богородице о семейном

Здесь можно прочитать полный текст статьи БЛАГОДАТЬ ДУХА

С другими публикациями можно познакомиться Здесь

Настоящая статья подготовлена на основе материалов сайта Азбука Спасения

Благодать Святого Духа

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

По Вознесении Господнем апостолы единодушно пребывали вместе в молитве. И на десятый день, в день Пятидесятницы Дух Святый видимым образом, в виде огненных языков сошел на них, и Его особое действие проявилось в особом даре, когда апостолы стали с особой силой и благодатью на разных языках благовествовать Слово Божие.

Люди «от всего языка», собравшиеся в этот день в Иерусалиме, вдруг стали понимать речь апостолов, хотя основная их часть была из Галилеи. Таким событием было отмечено рождение Церкви Божией, — община апостолов, учеников Христовых, исполнилась благодатью Святого Духа (см.: Деян. 2, 1–6).

Вся история Церкви — это история действия Святого Духа. Преподобные, святые отцы, учителя Церкви всю свою жизнь полагали на то, чтобы стяжать дары Святого Духа, Божественную благодать, сохранить ее и спасти от ядовитых примесей, лжеучений, греховной скверны. На это они полагали всю свою жизнь, как и апостолы. Как и все мы, собравшиеся сегодня в храме Божием, на это призваны.

Божественные апостолы начали говорить разными языками, и некоторые люди не правильно это поняли или лукаво старались это высмеять, говоря: «Они напились сладкого вина» (см.: Деян. 2, 13). Это отношение нам тоже знакомо; часто люди, в том числе любимые нами, долгие годы связанные с нами совместной жизнью или работой, и даже благими делами, вдруг начинают насмехаться над христианами, когда мы начинаем говорить на незнакомом для них языке Божественной любви.

Дух Святой действует в христианах, а люди, лишенные такой благодати, не могут ни понять, ни терпеть этого, а пытаются высмеивать, часто от своего непонимания. Но Дух Божественной благодати действует и на них, просто нам надо проявить апостольскую ревность и труд для того, чтобы нести эту Божественную благодать по всему миру.

Дух Святой объединяет, исцеляет от ослепления людей и наделяет их истинной силой и здоровьем души. Он все оздоровляет вокруг Себя; а диавольский дух напротив – все разрушает, разоряет, оскверняет и отравляет. Мы видим, как страдает сейчас малая церковь, семья. Почему? От недостатка благодати Святого Духа в первую очередь. Благодать Святого Духа покидает наши сердца по нашему нерадению, и приходит диавол и внушает разные страшные отвратительные мысли и грехи: подозрения, злобу, зависть, коварство и алчность; дух блуда и сребролюбия охватывает нас все больше и больше.

Мы пытаемся соединить в себе и благодать Божественного Духа, и служение этому миру, но это невозможно, точно так же как невозможно смешать чистую родниковую воду и отработанное машинное масло или мазут, ничего из этого не получается; источник Божественной благодати оскверняется и уже не течет «вода живая» из нашего чрева, как говорил Христос: «У верующих в Меня из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 38). Сегодня мы это слышали в Евангелии.

Реки Божественной благодати… Мы часто своей греховной жизнью цементируем эти реки, засыпаем их камнями, как делали богоборцы в советское время со святыми источниками, засыпаем землей греха, тлена, и эти источники угасают в нас.

В день Святой Троицы, также как на Рождество и на Пасху, в церкви заметно присутствие особо большого количества людей; и многие из них, совершенно очевидно, являются людьми не очень церковными. В день Святой Троицы Божественный Дух, еще живущий в этих людях, подымает их от греховного сна и заставляет прийти, иногда буквально приползти в церковь. Как раненые воины в пустыне, эти люди, израненные своими грехами, в пустыне греха ползут к источнику Божественной благодати, чтобы очистить и свой источник от грязи, тлена, греха и диавольской отравы.

Это очень отрадно, Господь еще раз нам являет чудо: сходит и на нас всех вместе с апостолами Божественный Животворящий Святой Дух, и мы, объединившись вместе и несмотря на наши грехи «единем сердцем и единеми усты воспеваем Безначального Отца и Собезначального Сына и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа, Троицу Единосущную, Животворящую и Нераздельную».

Исхождение Святого Духа — это исхождение Божественной энергии, свойственное вечной жизни

Исхождение Святого Духа от Сына должно быть понято как исхождение Божественной энергии, свойственное вечной Божественной жизни. Святитель Григорий Богослов

Святой Дух — Божественная животворящая энергия, третья ипостась Святой Троицы — Единого БОГА . Изливается (исходит) на тех, кто способен вместить Его. Уготовляется для Него место в сердце человека чистым от страстей и благочестивым житием в гармонии (синергии) с Волей Божией. Он неисследим и неуловим, Его нельзя принудить вселится в человека, Он свободен, приходит и отходит бесчувственно, и, по мере очищения человека от страстей, все более и более прилагается к душе и, наконец, вселяется всецело, и тогда становятся человек едино с Богом и называется уже богом по Благодати. Какие ощущения испытывает человек, когда в его душу вселяется Святой Дух, хорошо описывает преподобный Симеон Новый Богослов в своих «Божественных Гимнах», несомненно, достигший этого, иначе не смог бы и писать. Как христианским житием удается достигнуть сего, научает нас великий пр. Исаак Сирин:

«. никто не может без страха достигнуть любви. Смрадное море (страстей) между нами и мысленным раем можем переплыть только на ладье покаяния, на которой есть гребцы страха. Но если эти гребцы страха не правят кораблем покаяния, на котором по морю мира сего преходим к Богу, то утопаем в этом смрадном море. Покаяние есть корабль, а страх — его кормчий, любовь же — божественная пристань «.

Давайте обратимся к Св. Писаниям и посмотрим, что они нам говорят об этом.

Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя. Духа истины

Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: «Я иду приготовить место вам». И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди . И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами, приду к вам. Еще немного и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня, а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин.14:1-3,15-21).

И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:16,17).

Апостол Иоанн Богослов

Читайте так же:  Молитвы покаяния и прощения грехов Господу

Дух истины. будет свидетельствовать о Мне

В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: «кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин.7:37-39).

Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне, а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною (Ин.15:26-27).

Сошествие Духа Святого

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян.2:1-4).

Святитель Василий Великий

Дух Святой есть главное и собственное Его имя. И оно преимущественно пред всяким другим есть именование чего-то бесплотного, часто невещественного и несложного. Чрез Духа – восхождение сердец, руководителя немощных, усовершение преуспевающих. Дух, возсиявая очищенным от всякой скверны чрез общение с Собою, делает их духовными. И как блестящие и прозрачные тела, когда упадет на них луч света, сами делаются светящимися и отбрасывают от себя новый луч, так духоносные души, будучи озарены духом, сами делаются духовными, и на других изливают благодать.

Вселение (подаяние) Духа Святого Божьего

Дух Святый пребывает во всех, но собственно силу Свою обнаруживает в тех, которые чисты от страстей, а не в тех, у кого владычественное души омрачено греховными нечистотами. Кроме же чистоты надлежит им показывать в себе равенство благоустроенного состояния. Ибо чист не тот, кто неровно ведет себя в отношении к целомудрию, но тот, кто мудрование плоти подчинил Духу. Как изображения лиц видим не во всяком веществе, а только в гладких и прозрачных веществах, так и действие Духа отражается не во всякой душе, а только в душах, которые не имеют в себе ничего стропотного и ничего развращенного (Притч. 8:8).

Святой Антоний Великий

Благодать Духа Божия

Благодать Духа Божия преимущественно дается тем, которые от всего сердца вступают в подвиг и с самого начала определяют себе стоять и ни в чем не уступать врагу .

Святитель Григорий Богослов

Исхождение Святого Духа

Святой Дух исходит от Отца и тогда, когда дается и посылается Сыном. разделяется в энергии как дарование, благодать, дуновение. Исхождение Святого Духа от Сына должно быть понято как исхождение Божественной энергии, свойственное вечной Божественной жизни, а не как исхождение Самой Ипостаси Святого Духа, ибо нельзя вводить два начала в Единый Дух.

Преподобный Симеон Новый Богослов

О святости Духа

Ибо если ты не сделался бесстрастным, если не удостоился приять Духа Святого, если ты еще не святой, то как говоришь, что знаешь тайны Духа, как бы был святой, — тайны, о коих написано, что «око не видало, ухо не слыхало и на сердце человека перстного не всходило, что… уготовал Бог любящим Его»? Ибо они открываются Богом благодатью Святого Духа тем, кои сделались причастны святыни Духа, да ведают, какие божественные дары подаются достойным…

Всякому христианину необходимо причастну быть благодати Святого Духа

Так светильник, хотя и елеем полон, и фитиль имеет, но, если не зажжен огнем, остается весь темным, так и душа, по видимому украшенная всеми добродетелями, если не сделается причастною света и благодати Святого Духа, есть еще погашенная и омраченная, и дела ее еще нетверды, ибо надобно, чтоб они были обличены и явлены светом (Еф.5:13).

Святитель Иоанн Златоуст

Не одна вера нужна, но и духовная жизнь , чтобы мы могли удержать в себе Духа, данного однажды. Дух Святой был назван Утешителем почему иному, если не потому, что Он утешает людей, т. е. ободряет. Утешает не как второй после Бога, но как Бог: утешение — свойство Божие.

Преподобный Григорий Синаит

Каким образом достигается действие Духа

Действие Духа, которого мы таинственно получили в крещении, приобретается двумя способами. Прежде всего, следует вообще сказать, что дар Святого Духа открывается исполнением заповедей с помощью великого и долговременного труда, как сказал подвижник Марк. И поскольку мы совершаем заповеди, постольку явно озаряет нас Дух свойственными Ему блистаниями. Во-вторых, Дух Святой является в послушании чрез познание и непрерывное призывание Господа Иисуса, то есть чрез память о Боге. Навыком к первому образу жизни дар благодати находится медленнее, навыком же ко второму — ускореннее, если только напряженно и терпеливо копать землю в поисках золота благодати.

Преподобный Максим Исповедник

Дух Святой как всех объемлющий и промышляющий

Дух Святой во всех вообще есть, как всех объемлющий и обо всех промышляющий, и во всех приводящий в движение естественные семена добра. Но в сущих под законом Он определительно есть, как указатель преступления заповедей и просветитель предсказанного относительно Христа обетования. Во всех же, сущих по Христе, кроме сказанного, и как сыноположитель или усыновления производитель. А как премудрости податель, ни в ком из сказанных лиц не есть Он просто или безусловно, но только в тех, кои разумея дело сделали себя достойными Его Божеского вселения своею Богоподобной жизнью. Ибо всякий, не творящий Божиих волений (заповедей), пусть он и верный, неразумное имеет сердце, как детелище злых помыслов, и тело грехам (т. е. во грехах виновное) повинное, как всегда полное нечистыми страстными похотями.

Ну вот, дорогие читатели, мы с вами соприкоснулись лишь с немногими высказываниями в Писаниях о Святом Духе. Если писать обо всем, что было сказано о Нем, то не хватит и времени земной жизни по той причине, что Он бесконечен, невместим и неисследим, с Ним мы никак не можем соприкоснуться, как только святым (бесстрастным) житием и при условии Спасителя: » Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди . И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины. «. Чего всем, искренне ищущим Его желаю, как и самому себе, брату вашему во Христе Иисусе, Господе нашем. Ему же и Отцу Его вместе со Святым Духом Слава ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь!

Здесь можно прочитать полный текст статьи СВЯТОЙ ДУХ

С другими нашими публикациями можно познакомиться Здесь

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Настоящая статья подготовлена на основе материалов сайта Азбука Спасения

Что такое благодать святого духа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here