Содержание
Что такое коленопреклоненная молитва
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.
Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.
О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.
В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.
Креститься без поклонов следует:
КОЛЕНОПРЕКЛОННЫЕ МОЛИТВЫ
Коленопрекло́нные молитвы – читаются на вечерне в день Пятидесятницы. В этот день вечерня совершается непосредственно после Литургии и девятого часа.
Коленопреклонные молитвы читает священник, стоя на коленях в царских вратах, обратившись лицом к народу. Эти молитвы содержат прошения о милости Божией, о ниспослании Духа Святого, о упокоении умерших.
В первой молитве мы исповедуем пред Отцем Небесным наши грехи и просим Его помиловать нас ради великой жертвы сына Его, Господа нашего Иисуса Христа.
Во второй молитве мы просим Господа даровать нам Божественнаго Духа.
В третьей молитве просим Господа, сошедшего во ад и сокрушившаго силу диавола, упокоить наших усопших отцев и братьев в месте светле, в месте злачне, в месте покойне [1].
Текст молитв
Первая молитва
К первой молитве присоединяется еще эта:
Благословен еси Господи Владыко Вседержителю, просветивый день светом солнечным, и нощь уяснивый зарями огненными, долготу дневную преити нам сподобивый, и приближитися начатком нощи: услыши моления наша, и всех людей Твоих, и всем нам простив вольныя и невольныя грехи. Приими вечерняя наша моления, и низпосли множество милости Твоея, и щедроты Твоя на достояние Твое. Остени нас святыми ангелы Твоими, вооружи нас оружием правды Твоея, огради нас истиною Твоею, соблюди нас силою Твоею, избави нас от всякаго обстояния, всякаго навета сопротиволежащаго. Подаждь же нам и настоящий вечер, с приходящею нощию, совершен, свят мирен, безгрешен, безсоблазнен, безмечтанен, и вся дни живота нашего: молитвами святыя Богородицы, и всех святых от века Тебе благоугодивших.
Вторая молитва
К второй молитве присоединяется еще эта:
Господи Господи, избавлей нас от всякия стрелы летящия во дни: Избави нас и от всякия вещи во тме преходящия. Приими жертву вечернюю рук наших воздеяния. Сподоби же нас и нощное поприще без порока прейти неискушены от злых: И избави нас от всякаго смущения и боязни, яже от диавола нам прибывающия. Даруй душам нашим умиление, и помыслом нашим попечение, еже на страшнем и праведнем Твоем суде испытания. Пригвозди страху Твоему плоти наша, и умертви уды наша сущия на земли: Да и сонным безмолвием просветимся, зрением судеб Твоих. Отыми же от нас всякое мечтание неподобное и похоть вредну. Возстави же нас во время молитвы утверждены в вере, и преспевающия в заповедех Твоих.
Третья молитва
К третьей молитве присоединяется еще эта:
К третьей молитве присоединяется еще одна:
Боже Великий и Вышний, едине имеяй безсмертие, во свете живый неприступном, всю тварь мудростию создавый, разделивый посреде света, и посреде тмы: И солнце убо положивый во область дне, луну же и звезды во область нощи. Сподобивый нас грешных и в настоящий день предварити лице Твое во исповедании, и вечернюю Тебе службу принести. Сам Человеколюбче Господи, исправи молитву нашу, яко кадило пред Тобою, и приими ю в воню благоухания. Подаждь же нам настоящий вечер и приходящую нощь мирну: облецы ны оружием света, избави нас от страха нощнаго, и от всякия вещи во тме преходящия. И даруй нам сон, иже во упокоение немощи нашей даровал еси, от всякаго диавольскаго мечтания изменен. Ей Владыко всех благих подателю, яко да и на ложах наших умиляющеся воспомянем и в нощи пресвятое имя Твое. И поучением Твоих заповедей озаряеми, в радости душевной востанем к славословию Твоея благости, молитвы и моления Твоему благоутробию приносяще о своих гресех, и о всех людех Твоих: ихже молитвами Пресвятыя Богородицы, в милости посети.
Использованные материалы
[1] Н. Р. Антонов: Храм Божий и Церковныя Службы, 1912 г., С. Пб., стр. 208
Коленопреклоненные молитвы
Православие. Словарь-справочник . 2014 .
Смотреть что такое «Коленопреклоненные молитвы» в других словарях:
Молитвы коленопреклоненные — читают на вечерне в праздник Пятидесятницы. В самый праздник положено служить вечерню утром, сразу после литургии. Священник встает на колени в проеме Царских врат лицом к народу и читает молитвы, составленные Василием Великим Каппадокийским в … Православная энциклопедия
КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 8 июля, 22 окт.), одна из главных русских святынь, связанная с важнейшими событиями истории Российского гос ва и РПЦ XVI нач. XXI в. Явилась в Казани 8 июля 1579 г., в царствование Иоанна IV Васильевича Грозного. Списки иконы получили… … Православная энциклопедия
ТРОИЦА (церковный праздник) — ТРОИЦА (Пятидесятница, греч. Pentekoste), христианский праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ), празднуемый в 50 й день Пасхи (см. ПАСХА христианская) в память сошествия Святого духа на апостолов и посвященный прославлению Троицы (см. ТРОИЦА (догмат… … Энциклопедический словарь
Рождество Христово — двунадесятый непреходящий Господский праздник, отмечаемый 7(25) января. В этот день Церковь вспоминает рождение Господа нашего Иисуса Христа, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы … Православная энциклопедия
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV — Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… … Православная энциклопедия
ЕКАТЕРИНА — [греч. Αἰκατερίνη, Αἰκατερῖνα] († 305?), вмц. Александрийская (пам. 24 нояб.; пам. греч., пам. зап. 25 нояб.), одна из самых почитаемых святых в христ. мире. Сохранилось неск. Мученичеств Е.: 3 анонимных (BHG, N 30a 31b, 32a), Мученичество BHG, N … Православная энциклопедия
ЕПИТИМИЯ — [греч. ἐπιτίμιον], церковное наказание (прещение), налагаемое на мирян. Аналогичным наказанием для клириков является извержение из сана. Главная цель Е. состоит не в возмездии верующим за преступные деяния или ограждении их от таковых (хотя и… … Православная энциклопедия
ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II — Учение Считая правильную веру необходимым условием спасения, И. З. в то же время призывал веровать в простоте сердца, не обнаруживая излишнего любопытства и помня, что «природа рассудочных доводов подобна некоему лабиринту и сетям, нигде не имеет … Православная энциклопедия
ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — [Жировичская] (празд. 7 мая), чудотворный образ на камне, явленный близ имения Жировичи (Жировицы, Журовицы; совр. Слонимский р н Гродненской обл., Белоруссия), находится в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальном мон ре… … Православная энциклопедия
ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ Грозный — Грозный (25.08.1530, Москва 18.03.1584, там же), вел. кн. Владимирский, Московский и всея Руси, 1 й рус. царь (с 16 янв. 1547), старший сын вел. кн. Василия III Иоанновича и его 2 й жены вел. кнг. Елены Васильевны Глинской. Биография Царь Иоанн… … Православная энциклопедия
Пятидесятница? – Ура, на колени!
Протоиерей Алексий Сорокин, настоятель вологодского храма святого праведного Лазаря Четверодневного, беседует с читателями о долгожданных земных поклонах, которые строгий церковный устав возвращает в богослужение.
– В сравнении дня рождения Церкви с днем рождения человека заключается главная «коварность» этого сравнения самого по себе. Мы привыкли относиться ко дню рождения, к другому празднику как к такому событию, которое «должно делать человеку приятно». В Церкви значение праздника включает в себя, прежде всего, момент назидательный, поучительный. Дать нечто для размышления, пищи и труда души, отвлекаясь от суеты обычных житейских дел. Да, конечно, в нашей традиции праздник Пасхи связан с народными гуляниями, праздник Рождества Христова связан с поздравлениями и подарками – это всё понятно. Но, тем не менее, нужно стараться за всей внешней стороной не упустить внутреннее содержание самого праздника, и это самое главное, не так ли? И день Пятидесятницы – это не просто «воспоминание» дня рождения Церкви, а это, прежде всего, осознание человеком своего места в Церкви и того, что он сделал, чтобы идти по пути к спасению.
– В этом и кроется кажущаяся на первый взгляд сложной загадка строгости церковного устава?
Ох, если бы мы только были внимательнее на службах! Каким бы сокровищем Православия мы обладали!
Ох, если бы мы только были внимательнее на службах! Каким бы сокровищем Православия мы обладали!
– Значит, основной смысл молитв на вечерне Пятидесятницы – это осознание человеком своего незавидного духовного состояния?
– Относительно христиан, живущих на земле, да: их главный смысл заключается в осознании себя человеком, который имеет возможность спасения, которому дана такая возможность и который имеет все средства для спасения. Но мы по своей лености, немощности, суетности этим пренебрегаем и попадаем в такие страшные ловушки, которые нас отдаляют от Бога. И вот, когда человек это видит, честно признает, он просит Господа, чтобы Он даровал ему силы – а силы дает Дух Святый в таинствах – дал силы бороться с грехом. Дал силы идти по пути спасения, дал силы, укрепив наш слабый, увечный, греховный человеческий ритм жизни, для того, чтобы в нем оставаться христианином всегда и везде, во всякое время дня и ночи.
– Понятно. Тогда вопрос, который, наверное, волнует многих прихожан, да и не только прихожан, но и священнослужителей. Не кажется ли вам, что слова этих молитв, как и других молитв, зачастую не доходят до молящихся или пытающихся помолиться людей? Слишком слова молитв непонятные, слишком тихо их читают, или, что еще страшнее, слишком много суеты и веточек, которые «непременно надо освятить», и в этом, по мнению многих, заключается главный смысл сегодняшнего праздника. Не заслоняет ли собой зачастую обряд содержание? Гораздо больше внимания уделяется внешнему – этим самым пресловутым веточкам, – нежели внутреннему, о чем как раз вы и говорили.
Вероятно, имеет смысл распечатывать тексты этих молитв и давать их прихожанам – чтобы они их знали.
Молитвы Святой Пятидесятницы – это и молитвы об усопших, о тех, кто уже не с нами.
Тем более что есть еще одна сторона содержания молитв Святой Пятидесятницы, и она связана с молитвой об усопших. Молитве об усопших и о том чувстве любви и переживаний, которое Церковь являет перед Богом о тех, кто уже не с нами, а перешел в мир иной и для своего спасения уже там ничего сделать не может. Только мы здесь, на земле, можем им помочь в их посмертной участи. Сейчас постараемся найти те слова, которые относятся к усопшим в молитвах Святой Пятидесятницы. Вот очень хорошие слова. Говоря о молитвах, восхваляя милость Божию, Его Промысл и путь, который ради нашего спасения Господь совершил, Церковь обращается к Нему с удивительными словами:
Как видим, здесь есть такие слова, которые можно отнести и к ходатайству за души, находящиеся в аде.
– Эти молитвы имеют смысл, когда их знают, как и любые другие молитвы, которые человек читает в храме, не так ли?
– Конечно. Есть соответствующая поясняющая литература для людей, желающих узнать богатое сокровище православного богослужения. Ведь в самом деле, неразумно же стоять у богатого стола, который принадлежит тебе по праву, который для тебя накрыли и куда тебя ежедневно приглашают, но, ссылаясь на занятость, непонятность текстов или на что там еще, упорно питаться черствыми и плесневелыми корками.
– Практика показывает, что многие прихожане – как раз те самые, о которых вы говорили: усердные, осознанные, постоянные, – с большой радостью встречают возвращение коленопреклоненных молитв в богослужебную жизнь.
Каждый поклон земной – это напоминание и о грехопадении, и о возрождении человека через Воскресение Христово.
Молитвы коленопреклоненные
Православная энциклопедия . 2010 .
Смотреть что такое «Молитвы коленопреклоненные» в других словарях:
Коленопреклоненные молитвы — читаются на вечерне в день Пятидесятницы. В этот день вечерня совершается непосредственно после литургии и девятого часа. Коленопреклоненные молитвы читает священник, стоя на коленях в Царских вратах, обратившись лицом к народу. Они содержат… … Православие. Словарь-справочник
КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 8 июля, 22 окт.), одна из главных русских святынь, связанная с важнейшими событиями истории Российского гос ва и РПЦ XVI нач. XXI в. Явилась в Казани 8 июля 1579 г., в царствование Иоанна IV Васильевича Грозного. Списки иконы получили… … Православная энциклопедия
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV — Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… … Православная энциклопедия
ЕКАТЕРИНА — [греч. Αἰκατερίνη, Αἰκατερῖνα] († 305?), вмц. Александрийская (пам. 24 нояб.; пам. греч., пам. зап. 25 нояб.), одна из самых почитаемых святых в христ. мире. Сохранилось неск. Мученичеств Е.: 3 анонимных (BHG, N 30a 31b, 32a), Мученичество BHG, N … Православная энциклопедия
ЕПИТИМИЯ — [греч. ἐπιτίμιον], церковное наказание (прещение), налагаемое на мирян. Аналогичным наказанием для клириков является извержение из сана. Главная цель Е. состоит не в возмездии верующим за преступные деяния или ограждении их от таковых (хотя и… … Православная энциклопедия
ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II — Учение Считая правильную веру необходимым условием спасения, И. З. в то же время призывал веровать в простоте сердца, не обнаруживая излишнего любопытства и помня, что «природа рассудочных доводов подобна некоему лабиринту и сетям, нигде не имеет … Православная энциклопедия
Видео (кликните для воспроизведения). |
ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — [Жировичская] (празд. 7 мая), чудотворный образ на камне, явленный близ имения Жировичи (Жировицы, Журовицы; совр. Слонимский р н Гродненской обл., Белоруссия), находится в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальном мон ре… … Православная энциклопедия
ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ Грозный — Грозный (25.08.1530, Москва 18.03.1584, там же), вел. кн. Владимирский, Московский и всея Руси, 1 й рус. царь (с 16 янв. 1547), старший сын вел. кн. Василия III Иоанновича и его 2 й жены вел. кнг. Елены Васильевны Глинской. Биография Царь Иоанн… … Православная энциклопедия
Церковные наказания — меры, установленные законодательною властно церкви против преступлений, нетерпимых в среде церковного общества. они применяются цервовно судною властью в отношении членов церкви, нарушающих церковные правила, и состоят или в лишении церковных… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ИКОНА — [греч. εἰκών], правосл. литургический образ. В широком понимании словом εἰκών обозначалось любое изображение, независимо от сюжета или вещества, из к рого оно создано (помимо εἰκών существовали др. обозначения И., передававшие различные оттенки… … Православная энциклопедия
Что такое коленопреклоненная молитва
Коленопреклоненные молитвы — читаются на вечерне в день Пятидесятницы. В этот день вечерня совершается непосредственно после литургии и девятого часа. Коленопреклоненные молитвы читает священник, стоя на коленях в Царских вратах, обратившись лицом к народу. Они содержат… … Православие. Словарь-справочник
Молитвы коленопреклоненные — читают на вечерне в праздник Пятидесятницы. В самый праздник положено служить вечерню утром, сразу после литургии. Священник встает на колени в проеме Царских врат лицом к народу и читает молитвы, составленные Василием Великим Каппадокийским в … Православная энциклопедия
КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 8 июля, 22 окт.), одна из главных русских святынь, связанная с важнейшими событиями истории Российского гос ва и РПЦ XVI нач. XXI в. Явилась в Казани 8 июля 1579 г., в царствование Иоанна IV Васильевича Грозного. Списки иконы получили… … Православная энциклопедия
ТРОИЦА (церковный праздник) — ТРОИЦА (Пятидесятница, греч. Pentekoste), христианский праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ), празднуемый в 50 й день Пасхи (см. ПАСХА христианская) в память сошествия Святого духа на апостолов и посвященный прославлению Троицы (см. ТРОИЦА (догмат… … Энциклопедический словарь
Рождество Христово — двунадесятый непреходящий Господский праздник, отмечаемый 7(25) января. В этот день Церковь вспоминает рождение Господа нашего Иисуса Христа, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы … Православная энциклопедия
ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ IV — Изобразительное искусство является важнейшей по значению в христ. культуре и наиболее обширной по количеству сохранившихся памятников частью художественного наследия В. и. Хронология развития визант. искусства не вполне совпадает с хронологией… … Православная энциклопедия
ЕКАТЕРИНА — [греч. Αἰκατερίνη, Αἰκατερῖνα] († 305?), вмц. Александрийская (пам. 24 нояб.; пам. греч., пам. зап. 25 нояб.), одна из самых почитаемых святых в христ. мире. Сохранилось неск. Мученичеств Е.: 3 анонимных (BHG, N 30a 31b, 32a), Мученичество BHG, N … Православная энциклопедия
ЕПИТИМИЯ — [греч. ἐπιτίμιον], церковное наказание (прещение), налагаемое на мирян. Аналогичным наказанием для клириков является извержение из сана. Главная цель Е. состоит не в возмездии верующим за преступные деяния или ограждении их от таковых (хотя и… … Православная энциклопедия
ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II — Учение Считая правильную веру необходимым условием спасения, И. З. в то же время призывал веровать в простоте сердца, не обнаруживая излишнего любопытства и помня, что «природа рассудочных доводов подобна некоему лабиринту и сетям, нигде не имеет … Православная энциклопедия
ЖИРОВИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — [Жировичская] (празд. 7 мая), чудотворный образ на камне, явленный близ имения Жировичи (Жировицы, Журовицы; совр. Слонимский р н Гродненской обл., Белоруссия), находится в Жировицком в честь Успения Пресвятой Богородицы ставропигиальном мон ре… … Православная энциклопедия
ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ Грозный — Грозный (25.08.1530, Москва 18.03.1584, там же), вел. кн. Владимирский, Московский и всея Руси, 1 й рус. царь (с 16 янв. 1547), старший сын вел. кн. Василия III Иоанновича и его 2 й жены вел. кнг. Елены Васильевны Глинской. Биография Царь Иоанн… … Православная энциклопедия
Православная Жизнь
Отвечает иерей Андрей Чиженко.
Предисловие
Действительно, во время будничных служб Великого поста молитва преподобного Ефрема Сирина читается очень часто. Фактически ею завершается любая великопостная служба, будь то часы, изобразительны, вечерня или утреня, или повечерие. На Литургии же Преждеосвященных Даров она читается два раза.
Причем это молитвословие провозглашается только священником и только с воздетыми к верху руками, что всегда символизирует предельную важность момента. Молитва священническая с поднятыми к небу обеими руками обозначает высшую степень напряжения моления, когда мы во главе со священнослужителем обращаемся к Богу как любящие дети, открывающие Отцу свое сердце. Так, к примеру, священнослужитель воздевает вверх руки на Литургии перед Великим входом, произнося святые стихи Херувимской песни, во время Евхаристического канона перед пресуществлением Святых Даров, перед глаголанием молитвы «Отче наш», в Таинстве Венчания во время произнесения тайносовершительной формулы.
Почему же такое особенное отношение к молитве преподобного Ефрема Сирина в период Святой Четыредесятницы? По своему духовному воздействию на человека и по значению данной молитвы для воспитания сотен поколений православных христиан в покаянии ее можно сравнить с пятидесятым псалмом. Как и пятидесятый псалом, так и вышеупомянутая молитва были написаны не отвлеченно теоретически, но исторгнуты из груди кровоточащим и болящим словом кающегося в своих грехах перед Богом грешника – грешника, который посредством покаяния приблизился к Господу и стал святым. Потому его аскетический молитвенный опыт особенно ценен, как для Церкви, так и для каждого из нас лично. Для этого обратимся к истории данной молитвы…
История
История написания преподобным Ефремом Сирином своей великой молитвы чем-то напоминает историю создания святым пророком и царем Давидом покаянного пятидесятого псалма. Сирийский подвижник жил в IV веке. Он родился в благочестивой христианской семье. Но в детстве и в юности, говоря современным языком, был хулиганом. Ефрем имел беспокойный и мятущийся характер. В юношестве совершил много необдуманных и плохих поступков. Наконец он попал в тюрьму. И здесь уже Божьим Промыслом у него открылись глаза, совершился переворот в душе. Ему является святой Ангел, который призывает юношу к покаянию и анализирует вместе с ним его прошлую жизнь, показывая будущему святому причинно-следственную связь между совершенным им грехом и справедливым за него воздаянием. У Ефрема также была возможность проанализировать жизнь своих соседей-сокамерников. Все это произвело с Божьей помощью глубокий переворот в душе молодого человека. Именно в тюрьме со святым произошла та «метанойя», то изменение души, переродившее человека из грешника в будущего святого, преподобного, учителя Церкви, автора многих молитв и песнопений, выдающегося богослова и аскета.
Именно душа грешника, кающегося в своих грехах и просящего у Бога исцеления, и смогла написать эту великую святую постовую молитву, которая так часто употребляется теперь в Церкви.
Потому то она для нас так важна. Ведь это прожитый аскетический опыт, где боль и покаяние переплавлены в слова, слова, которые являются для нас дорожными указателями ко спасению.
Разберем же с Божьей помощью их.
Текст молитвы, исповедание веры и слово о духах
Молитвословие это довольно короткое. Приведем его текст: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Как и большинство молитв, вышеупомянутая начинается с исповедания веры во единого Бога, когда молящийся, следуя первой заповеди из десяти: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да у тебя других богов пред лицеем Моим» (Исх. 20:2, 3) – исповедует Святую Троицу истинным Богом и «Владыкой живота» (т. е. жизни) его. Подобное происходит и в главной молитве христианства «Отче наш» и в Символе Веры, и в других молитвах. Кроме того, здесь есть искреннее, исполненное простой детской веры обращение к живому Богу, Который слышит всякую душу, вопиющую к Нему.
Далее следуют две группы прошений. Первая отрицательная «не даждь» и вторая положительная «даждь».
В Евангелии от Иоанна в беседе со святым праведным Никодимом Спаситель говорит: «…Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:5–8). Немного далее в беседе с самарянкой – будущей святой мученицей Фотинией – Господь наш Иисус Христос сказал следующее: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). В подтверждение этих слов святой первоверховный апостол Павел напишет позже: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое» (Евр. 11:1–3). Преподобный Серафим Саровский в беседах с Мотовиловым говорил о том, что главная задача жизни православного христианина – это стяжание Духа Святаго.
Это все подчеркивает тот факт, что Бог – жизнь. И источник жизни земной, материальной не здесь, но в мире горнем – духовном. Именно поэтому святой апостол и евангелист Иоанн Богослов написал: «Возлюбленные! не всякому духу верьте…» (1 Ин. 4:1); именно поэтому преподобный Ефрем Сирин либо отрицается от нечистых духов, вводящих человека в определенный грех, либо просит стяжания Святого Духа и ангельской помощи в развитии (или, как точно пишут святые отцы, «делании») определенных добродетелей.
Потому что глубокое заблуждение почитать материальную природу самодвижущейся. Она двигается либо Духом Святым, либо злой человеческой волей по наущению духов злобы поднебесных. Потому-то преподобный Ефрем и писал в молитве «духа такого то не жаждь», а «духа такого-то даждь». И уже принятие духа человеком, сочетание человеческой души с ним и производит-взращивает в сердце либо порок, либо добродетель, о которых говорится в молитве.
Православная Жизнь
Что важно знать о празднике Пресвятой Троицы, рассказал митрополит Антоний (Паканич).
– Владыко, разъясните, пожалуйста, в чем смысл праздника Троицы?
– В церковной богослужебной традиции этот праздник чаще всего именуется Пятидесятницей или днем Сошествия Святого Духа, так как в этот день Третья Ипостась Живоначальной Троицы – Дух Святый – в виде огненных языков сошел на собравшихся в Сионской горнице апостолов. Главнейшая суть этого праздника состоит в том, что Пятидесятница – это день основания Церкви. События Пятидесятницы являются завершением, последним звеном в цепи домостроительства спасения человека. Почему именно Пятидесятница? Потому что в Воскресении Господь преображает только одну человеческую природу – ту, которую воспринял Сам в Боговоплощении. В день же Сошествия Святого Духа на апостолов возможность преображения и духовного возрождения преподается Духом Святым всем членам Церкви. Таким образом, в Церкви Христовой Святой Дух реализует и усвояет нам то, что было совершено Господом Иисусом Христом, а именно – спасение человека. Единственное условие, которое требуется от человека, – никогда не отделяться от тела Церкви, ведь, по словам священномученика Илариона Верейского, отделиться от Церкви – то же самое, что умереть. А духовная смерть, как мы знаем, намного страшнее смерти телесной.
– Почему священнослужители на Троицу используют облачения зеленого цвета?
– Зеленый цвет облачений – это цвет жизни, духовного возрождения. Святой Дух приходит для того, чтобы оживить нас, пробудить от греховного сна и дать нам возможность стать детьми Божьими, если только, конечно, мы сами этого захотим. Только та душа, которая причастна благодати Божией, начинает жить подлинной, духовной жизнью, ведь в таком случае мы сможем сказать вместе со святым апостолом Павлом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). Именно поэтому, кстати, в дни памяти преподобных и Христа ради юродивых также используются облачения зеленого цвета, так как эти святые особым подвигом своей личной жизни сподобились унаследовать жизнь вечную в Царстве Христа.
– Почему на Троицу читаются коленопреклоненные молитвы?
Православная Жизнь
Младенчика родители носят на руках и постоянно почти беспрерывно пекутся о нем. Но по мере возрастания родительская рука постепенно отнимается от человека, чтобы он научился ходить, разговаривать, думать, наконец, жить самостоятельно. Ведь никто за него не выкует его характер, его волю, его индивидуальные особенности, помогающие выживать в этом непростом мире.
Спаситель совершил Свой Искупительный подвиг на земле. Произошло Его Светлое Воскресение, Его Славное Вознесение, между которыми Он пребывал со Своими учениками и с нами также весь период Триоди Цветной. В День рождения Церкви обильно на все православное человечество Богом были ниспосланы благодатные Дары Святого Духа. Все совершено.
Когда и как делать поклоны. Устав о поклонах
Часто в храме доводится наблюдать картину, когда особо рьяные прихожане, явно недавно воцерковившиеся, но не удосужившиеся узнать правила Церкви относительно того, когда и как уместно делать поклоны и прочие необходимые действия во время службы, начинают креститься и падать на колени вовсе не впопад.
По правде сказать, я и сам таким был еще совсем недавно. И на меня наверняка так же странно смотрели в храме. Ведь делать поклоны в те дни или моменты службы, когда их делать не положено — это называется «бесчинством» и свидетельствует скорее не о горячей вере, а о нежелании узнать самые простые правила поведения в храме. А ведь по словам Христа, «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16:10).
Итак, для того, чтобы не попадать в неловкие ситуации, нужно знать Устав о поклонах. Да, да, поклоны, как любая другая часть богослужения (как храмового, так и келейного) регламентированы в Типиконе — книге Правил, дабы никто не делал это так, как ему заблагорассудится. Кроме поклонов в этом же документе описано, когда нужно и не нужно креститься, становиться на колени и многое другое. Такой порядок нужен для того, чтобы на службе было единообразие, чтобы никто из прихожан не пытался превозноситься гордостью, показывая особое рвение, а также и для того, чтоб поклоны и наложения на себя крестного знамения не делались тогда, когда это и вовсе неуместно по смыслу службы.
I. Крестимся без поклонов
- В начале и конце чтения Св. Писания.
- В середине шестопсалмия при словах «аллилуиа».
- При чтении и пении Символа веры при словах: «Верую…», «И во единаго Господа Иисуса Христа…», «И в Духа Святаго…». сейчас вошло в обычай осенять себя крестом и на словах «Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»
- На отпусте при словах: «Христос истинный Бог наш…», при поминовении празднуемых святых.
- Допускается совершение крестного знамения без поклонов на Трисвятом в начале утрени, по великом славословии и на литургии, а также при словах «Силою Честнаго и Животворящаго Креста» и при поминании святых, на первом прошении литий и в молитве литии «Спаси Боже…».
- В дни Пасхи, когда священник с крестом в руках (трисвечником) приветствует нас словами «Христос Воскресе».
II. Крестимся с поясным поклоном
- При входе в храм и при выходе из него 3 раза.
- При каждом прошении ектеньи.
- При возгласе священника или чтеца, воздающего славу Святой Троице, и других возглашениях священника, по окончании ектеньи и особых, как например: «Слава Тебе, показавшему нам свет».
- На литургии при возгласах: «Станем добре, станем со страхом…», «Победную песнь поюще…», «Приимите, ядите…», «Пийте от нея вси…», «Твоя от Твоих…».
- При окончании Символа веры на слове: «Аминь».
- При чтении и пении слов «Приидите, поклонимся…», «Святый Боже…», «Аллилуиа».
- По окончании пения стихиры, тропаря или псалма.
- При произнесении имени Пресвятой Богородицы, на прошении и в молитве «Спаси, Боже…».
- На каноне на каждом припеве.
- При пении на утрени Песни Богородицы при словах «Честнейшую…» и по «…величаем».
- При произнесении возгласа «Слава Тебе, Христе Боже…» и последнего перед отпустом.
- При окончании отпуста.
- При возгласах: «Господу помолимся» или «Ко святому … помолимся».
- При благословении священника если оно совещается Крестом, Чашей, иконой, Евангелием, мощами или другой святыней.
- При прохождении через церковь всякий раз следует остановиться напротив Царских врат и совершить крестное знамение и поклон.
III. Крестимся с земным поклоном всегда, кроме дней особых, перечисленных в разделе X
- При входе и выходе из алтаря трижды.
- На литургии при возгласе «Благодарим Господа», при окончании песни «Тебе поем…», после возгласа «И сподоби нас, Владыко…».
- При первом и втором явлении Святых Даров.
- Кроме того, устав не возбраняет совершить поклон при возгласе «Святая Святым».
В дни Великого поста многие поясные поклоны заменяются земными
- При входе и выходе из храма.
- На славах при чтении кафизмы — три поклона.
- На каждом припеве Песни Богородицы.
- На «Достойно есть…».
- На великом повечерии при возглашениях «Пресвятая Владычице Богородице…» и других.
- На вечерне и часах при пении тропаря.
- На Изобразительных при пении «Помяни нас, Владыко…» — три поклона.
- При пении Великого покаянного канона Андрея Критского на каждом припеве.
- На молитве св. Ефрема Сирина 3 земных (по одному на каждом прошении), 12 поясных с молитвой «Боже, очисти мя грешного» (читаются не всегда) и 1 земной после повторного полного прочитывания молитвы.
IV. При лобызании святыни
положено совершить крестное знамение с поклоном дважды, приложиться устами (есть обычай прикасаться к святыне челом), после чего совершается еще одно крестное знамение с поклоном. Лобзать икону в лик возбраняется. Икону Христа целуем в десницу, или стопы, или власы. Икону усекновения главы Предтечи лобзаем во власы. Иконы святых или в десницу, или стопы.
V. Креститься не положено
во время чтения или пения псалмов и стихир или тропарей; вообще во время любого пения.
VI. Наклонение головы
- Во время чтения Св. Евангелия за богослужением.
- На Великом входе.
- После особого прошения «Главы наша Господеви приклоните» или иных подобных ему.
VII. Поясной поклон без крестного знамения делается
- При словах «Мир всем».
- При словах » Благословение Господне на вас…»
- При словах «Благодать Господа нашего … буди со всеми вами».
- При словах » И да будут милости Великого Бога … со всеми вами».
- При словах диакона «и во веки веков» (после «Яко свят еси…»).
- При словах священника «вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем…» кланяемся и отвечаем: «Священство (или протоиерейство, иеромонашество, священноархимандритство, ариерейство) твое да помянет… «.
- При прочих благословениях священника, если оно совершается рукой, кадилом, свечой.
VIII. Преклонение до земли без крестного знамения
- Великим постом при возгласах «Свет Христов…».
- При перенесении Святых Даров во время пения «Ныне силы Небесные».
IX. Стоять на коленях положено
- Только при чтении особых молитв, предваряемых возгласом «преклонше колена… помолимся».
- Великим постом при пении «Да исправится…».
-
На коленях стоят присутствующие в алтаре на литургии от слов священника «Приимите, ядите…» и до слов «Изрядно о Пресвятей…».
На самом деле стояние на коленях не свойственно православным и совершается только в перечисленных выше случаях. Совершив земной поклон, должно сразу встать, но по немощи и болезни, допускается в тех случаях тогда следуют подряд несколько земных поклонов, совершив первый не подниматься с колен до окончания последнего в серии, и встать уже после него.
X. По уставу не положено совершать поклонов (но допускается совершение их как выражение молитвенного настроения молящегося при одиночной молитве или благоговения к святыне)
- В дни воскресные, от предпразднства Рождества Христова до Крещения.
- От утрени четверга Страстной седмицы до вечерни Пятидесятницы (исключая поклоны перед Плащаницей).
- В двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту).
- В дни причащения Святых Тайн.
- Поклоны прекращаются от вечернего входа на всенощном бдении под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Церковный обычай не запрещает мирянам и священнослужителям, если только это не нарушает единообразия поведения молящихся в храме, совершать крестное знамение и поклоны для выражения своего молитвенного усердия при произнесении особо молитвенных воззваний в стихирах, тропарях, псалмах, молитвах, чтениях Писания и поучений.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.