Содержание
- 1 10 божественных заповедей
- 2 Знаменитое место на горе Синай, где Моисей получил 10 Божьих Заповедей в Египте или в Саудовской Аравии?
- 3 Пять грехов Моисея
- 4 Десять заповедей
- 5 Откуда взялись 10 заповедей?
- 6 Десять речений
- 7 Десять заповедей Христианства: заповеди Господа Бога
- 8 Повторение Десяти Заповедей и Избавление
- 9 Буквы еврейского алфавита
10 божественных заповедей
Моисей получает Закон от Бога, божественным образом записанный на каменных таблицах, — его мы и стали называть десятью заповедями Ветхого Завета.
Заповеди даны были людям через Моисея еще на заре становления религии, чтобы оградить их от греха, предупредить об опасности, тогда как Христианские Заповеди Блаженств (их насчитывается на одну меньше), описанные в Нагорной проповеди Христа, несколько иного плана, они касаются более духовной жизни и развития. Сегодня же мы расскажем именно о ветхозаветных заповедях и их библейском значении.
Как и когда Бог дал 10 заповедей Моисею?
Это знаменательное событие произошло на горе Синай, когда израильтяне подошли к ней на 50-й день от начала исхода из египетского плена. Момент прихода Бога был запечатлен в Библии:
Жан-Леон Жером. Моисей на горе Синай
На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее…. (Книга Исход, глава 19)
Моисей восходит на гору, чтобы встретиться с Богом, который обращается к нему напрямую и дает Десять заповедей, содержащих приказания поклоняться только единственному Богу, соблюдать день субботний, почитать родителей, не делать себе кумиров, не богохульствовать, не убивать, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не желать дома и имущества ближнего.
Впоследствии эти заповеди, записанные на каменных скрижалях (таблицах) «перстом Божиим» (Исх. 24.12, 31.18), составили основу иудейского Закона.
Далее Бог излагает Моисею дополнительные правила, в том числе касающиеся сооружения скинии — переносного места «присутствия» Бога — и ковчега, то есть сундука, в котором должны храниться каменные скрижали и другие священные реликвии.
После того как Моисей, увидев, что его народ поклоняется золотой статуе тельца, в гневе разбивает скрижали Завета, Бог дарует ему еще одни. Для иудеев дарование Закона — это главное событие иудейской религии, и традиционно Десять заповедей читались ежедневно, как напоминание об обязательствах праведников.
Бог записывал Десять заповедей на каменных скрижалях не один, а два раза, потому что первые скрижали Моисей в гневе разбил, увидев, как его народ поклоняется идолу.
Толкование заповедей
В христианстве отношение к Десяти заповедям неоднозначное. Некоторые считают, что учение Иисуса Христа заменяет Закон Моисея и что главнее всего высказанные Иисусом заповеди «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22.37; 22.39).
Первые четыре заповеди регулируют отношения между человеком и Богом, остальные шесть — отношения между людьми. Десять заповедей в Библии описаны дважды: в двадцатой главе книги Исход, и в пятой главе Второзакония.
1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня
Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно. Вся сила человека и природы — от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа.
В Боге – начало и конец, в Нем вся любовь и доброта.
2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
В Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи — это может привести к греху или болезни.
Другими словами, нельзя поклоняться творению Господа вместо Самого Господа.
3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи, но нельзя упоминать в праздных беседах или кощунственных.
Все мы знаем, что Слово имеет огромную силу в Библии. Словом Бог сотворил мир.
4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
Бог творил мир в течение шести дней, так и человек должен трудиться шесть дней, а седьмой день положен для отдыха и покоя. Это день, который каждый верующий должен посвятить созерцанию и молитвам.
В Ветхом Завете днем покоя была суббота, в православии этим днем является воскресенье. В воскресный день христиане не работают, они ходят в храм, чтобы помолиться. Хорошо также посвятить воскресный день помощи тем, кто в ней нуждается.
5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
Пятая заповедь говорит, что всякий ребенок должен почитать родителей в любом возрасте. Это они вместе с Богом дали тебе жизнь и заботились о тебе. Почитать родителей – значит проявлять терпение и послушание, помогать и заботиться о них в ответ.
Если человек не почитает родителей, он со временем перестает почитать Бога. Почитание старших делает семьи крепче, а людей счастливее.
Бог дает человеку жизнь и только Он вправе ее отнять. Тот, кто покушается на жизнь другого, покушается и на волю Божью, и на Его замысел. Эта же заповедь гласит, что нельзя лишить жизни себя. Убивая жизнь в себе, мы также преступаем эту заповедь, ибо наша жизнь не принадлежит нам, но только Богу.
7. Не прелюбодействуй.
Прелюбодейство считается грехом и разрушает человека телесно и духовно. Наиболее страшные болезни разносятся человеческим прелюбодеянием. В первую очередь за грех прелюбодеяния были уничтожены Содом и Гоморра.
Непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другому человеку.
9. Не лжесвидетельствуй.
Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни и пересуды.
10. Не пожелай ничего чужого.
Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе — лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Десятая заповедь направлена на недопущение нарушения заповеди восьмой. Подавив в себе желание обладать чужим, человек никогда не пойдет на кражу.
Она отличается также от предыдущих девяти, так как заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехи. Первые девять заповедей говорят о проблеме как таковой, тогда как десятая о корне (причине) этой проблемы.
Знаменитое место на горе Синай, где Моисей получил 10 Божьих Заповедей в Египте или в Саудовской Аравии?
По утверждениям некоторых ученых гора Синай, на которой Моисей встретился с Богом указанная в Книге Исход — находится в Саудовской Аравии, а не на Синайском полуострове в Египте.
Есть мнение согласно которого гора Джабаль аль-Лавез на северо-западе королевства недалеко от границы с Иорданией на самом деле является горой с огненной вершиной, о которой говорится в Библии. Там, где согласно Библии, Моисей получил десять заповедей на каменных скрижалях после того, как израильтяне бежали через Красное море из Египта.
Исследователи, возглавляемые Райаном Мауро, утверждают, что саудовский режим на самом деле знает, что под именем Синай упоминается гора Джабаль аль-Лавез. Фонд, который создал проект Синай в Аравии в рамках кампании по сохранению этого места, заявляет, что власти Саудовской Аравии активно блокируют доступ на Джабаль аль-Лавез .
Они выдвигают свои претензии в документальном фильме «В поисках горы Моисея: истинная гора Синай в Саудовской Аравии». Утверждая, что они собирались посетить это место тайно, что не представляется возможным так, как это место сейчас защищено забором, и въезд туда охраняется полицией.
Если место станет широко известным и и посещаемым, режим может предпринять шаги по его уничтожению. Предлагаемый населенный пункт на горе Синай станет частью нового саудовского мегаграда Неом, который должен стать в 33 раза больше Нью-Йорка.
Фонд Томаса также утверждает, что саудиты обсуждали данный вопрос в «исламском мире», который подтвердил веру в то, что Джабаль аль-Лавз — гора Синай.
Предполагаемое место имеет свидетельство большого библейского пожара на вершине, об израильском лагере и пещерных изображениях коров, которые соответствуют библейскому описанию золотого тельца.
Ведущие историки и ученые не убеждены этими утверждениями, и есть много вопросов, которые предполагают, что история исхода произошла, как объяснено в Библии.
«Когда я был в мире джихада, мы все знали, что гора Синай в Саудовской Аравии. Люди во всем мире понятия не имели, что это именно она. Мы не хотели, чтобы кто-то знал об этом, но мы знали, что правительство Саудовской Аравии скрывает этот факт с целью обезопасить данное место, и мы все с этим были согласны», — говорит один из опрошенных джихадистов.
Мауро утверждает, что когда они посещали этот участок, местные жители ехали вслед им и метали камни, а когда стали слышны выстрелы, пришлось покинуть этот район.
Власти Саудовской Аравии провели свои собственные археологические исследования в этом районе и отвергли заявления о том, что это была Синайская гора.
Профессор Джеймс Карл Хофмейер описал «монументальные ошибки», чтобы сделать вывод, что данная гора именно та. что упоминается в Библии. Исследователь-креационист Гордон Франц также отверг утверждение о том, что гора Синай находится в Саудовской Аравии. «Нет достоверных исторических, географических, археологических или библейских доказательств тезиса, что гора Синай находится Джебель аль-Лаваз в Саудовской Аравии «, говорит он.
Фото и видео принадлежат их владельцам и получены из свободных источников.
Спасибо всем читавшим и подписавшимся, на Адриатику.rus и поставившим «палец вверх»! Мои статьи исключительно для читателей, прошу Вас делиться ими в соцсетях и оставлять свои комментарии!
Пять грехов Моисея
Для Ветхого Завета Моисей — величайший пророк, который говорил с Богом и принял от Творца Скрижали с 10 заповедями.
И я очень удивился, когда узнал, что Моисей в самом конце был наказан Богом за грех и не вошёл в Обетованную землю!
Внимательно изучив жизнь Моисея, я обнаружил у него ещё несколько поступков, которые можно назвать «грех». Это не отменяет его святости и заслуг. Однако Моисей является образом священника, и подобные ошибки может совершить любой священник. Да что там! Любой человек, желающий исполнять волю Творца. Так что, всем нам будет полезно.
Грех первый — убийство
Моисея воспитала дочь фараона, но кормила родная мать. И хотя рос не с евреями, всегда знал о своём народе. Когда он вышел к своим братьям обнаружил, что они в рабстве » и увидел, что египтянин бьет одного еврея из братьев его » (Исх.2:11)
После чего, убедившись, что нет свидетелей, убивает надсмотрщика и зарывает его в песке. Делает всё расчётливо, без гнева. Преступление раскрывается и он бежит от фараона, которые решает его убить.
Нужно отметить, что заповедь «не убий» ещё не дана. И тем более не дана заповедь » любите врагов ваших » (Мф.5:44). Можно сказать, что это была самооборона, будущий пророк защищал свой народ от «фашистов».
Святые отцы здесь оправдывают Моисея, говоря, что он настолько возлюбил правду и справедливость, настолько возненавидел зло, что отказался от царских почестей, преследуя зло до самой смерти.
Грех второй — отказывался от служения
Когда Бог явился Моисею в горящем кусте, Он велел пойти и вывести народ из рабства:
Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону, царю Египетскому; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых. (Исх.3:10)
Пророк начинает спорить и отказываться, говоря: 1) Кто я такой? 2) Не знаю, как Тебя назвать 3) Они мне не поверят 4) «я тяжело говорю и косноязычен» (Исх.4:10) и наконец: 5) «Пошли другого» (Исх.4:13).
И возгорелся гнев Господень на Моисея (Исх.4:14)
В итоге Бог убедил Своего избранника пойти вместе с братом Аароном.
Грех третий — разбивает скрижали с заповедями
Моисей 40 дней и ночей постился на горе Синай. И получил Две каменных плиты с 10 заповедями, которые навсегда изменили человечество.
Однако, когда Моисей спустился с горы, то увидел золотого тельца. «Вот наш бог!» — вопили люди. Избранный народ сделал себе языческого идола.
Не знаю, как передать чувства человека, который 40 дней не ел и молился, чтобы получить от Истинного Бога Договор между Творцом и народом. А когда пришёл с полученным Законом, увидел, что евреи поклоняются тварям, как язычники.
В гневе разбивает Моисей две скрижали Завета. Святые отцы здесь оправдывают пророка. Блаженный Феодорит пишет, что » скрижали представляли собой образ брачного обязательства, невеста же, не входя еще в брачный чертог, уклонилась в любодеяния, то весьма справедливо Моисей раздрал сие брачное обязательство «
Но Бог не говорил ему разбивать скрижали, и мы читаем, что Моисей это сделал, воспламенившись гневом, когда увидел тельца (Исх. 32:19).
Грех четвёртый — давление на Бога
Бог решил истребить непокорных и произвести новый народ от Моисея. Пророк стал умолять Бога простить людей и дошёл до крайности. Начал давить на Бога словами: «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» . На что получает ответ: «того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей» . Как видим дальше, Бог в некотором смысле выполняет его просьбу.
Грех пятый, за который и наказан Богом
Именно этот поступок называется везде «грех Моисея». Сорок лет народ ходил по пустыне в наказание за непослушание Творцу. И в конце люди снова возроптали на Бога и Моисея. Бог повелел:
возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду (Числ.20:8)
Однако Моисей за сорок лет устал морально от постоянных жалоб и недовольства. И вот что сделал плохо
- он не сказал , как повелел Бог, а ударил, да ещё дважды;
- сделал это небрежно, с гневом — не верно явив характер Бога;
- сказал: «послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? (Числ.20:10) То есть не назвал имя Бога, как источника чуда, дал повод думать, что это он с Аароном — чудотворцы.
И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему. (Числ.20:12)
Теперь Бог был вынужден показать: это Он вёл Свой народ, а не человек.
Какие уроки усвоим?
- Даже если ты согрешил, Бог может тебя избрать на служение.
- Если Бог призывает, не нужно отказываться: «я не достоин».
- Нужно держать себя в руках, не гневаться на чужие грехи.
- Не надо шантажировать Бога и думайте, что просите.
- Нельзя приписывать себе славу Божию. Мы орудия в Его руках.
автор: священник Владимир Панарин
Если понравилось, поделитесь в соцсетях , подпишитесь, поставьте лайк, напишите комментарий. Спаси Бог!
Десять заповедей
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Рекомендуем
Медицина и Тора
Не унывать в карантине
Небывалый шабат в Израиле
Страх — это сила зла
Есть ли доказательства существования Б-га, или иудаизм — слепая вера?
Отвечает Рав Эльяким Залкинд
Скиния Завета — Мишкан
Мишкан — переносной Храм
Недельные главы Торы, которые начинают читать в эти дни полностью связаны с описанием Мишкана, о котором написана предлагаемая вам статья.
Почему в Торе так подробно описывается создание ковчега, жертвенника и т.д.?
Есть ли попытки расшифровки мудрецами этих цифр?
Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваякель
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Раздел Ваякэль посвящен строительству Мишкана. Но описанию строительства предшествует разъяснение законов Шабата.
Материалов для строительства Мишкана было достаточно или более чем достаточно?
Рав Овадья Климовский
Как всё сошлось при пересчёте?
Заповедь Мишкана. Книга Шмот 62
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Как еврейские мудрецы объясняют духовный смысл подножий под балки Мишкана (Скинии)?
Почему подножия были сделаны из серебра?
Мидраш рассказывает. Недельная глава Пкудей
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Моше вынес Мишкан за пределы стана?
Рав Овадья Климовский
Было ли повеление вернуть его?
Что такое переносной Храм?
Рав Реувен Пятигорский
Мидраш рассказывает. Недельная глава Трума
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Строительство Мишкана — переносного Храма
Символика Мишкана. Книга Шмот 63
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Изобретение велосипеда
Иудаизм и евреи
Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала
Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен
Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники
Откуда взялись 10 заповедей?
10 заповедей часто воспринимаются не только как религиозный свод правил, но и как основа морального кодекса человечества. Действительно, некоторые из пунктов 10 заповедей плавно перетекли в уголовный кодекс, а некоторые по-прежнему являют собой моральные ориентиры.
Каждый вспомнит: не убей и не укради. Это самые известные заповеди, знакомые, даже тем, кто относит себя к атеистам. С остальными заповедями сложнее, мало кто знает их наизусть.
В принципе, если удержать 10 заповедей в голове сложно, можно запомнить их в изложении Иисуса Христа, который свел все заповеди к двум: возлюбить Бога и возлюбить ближнего. Если разобраться, первые четыре заповеди о любви к Богу, а остальные шесть о любви к ближнему.
Откуда взялись 10 заповедей?
Официальная бибейская версия гласит, что эти заповеди получил Моисей на горе Синай во время общения с Богом. Это тот Моисей, который водил евреев по пустыне 40 лет. Именно во время этого хождения и были получены 10 заповедей. Причем Моисей только изготовил каменные плиты (скрижали), а заповеди были начертаны на них самим Господом.
Известно, что Моисею пришлось получать заповеди дважды. В первый раз, когда Моисей спустился с горы, пробыв на ней 40 дней, он застал свой народ в поклонении золотому тельцу. Раздосадованный этим, Моисей разбил скрижали и много ругал свой народ за их короткую память и распутство. Ему пришлось изготовить новые скрижали и подняться на гору еще раз.
Были ли эти заповеди до Моисея?
Судя по всему, да, были. Например заповедь о субботе, видимо существовала еще до сотворения мира, поскольку сам Господь подал
пример ее соблюдения, сотворив мир в шесть дней, а в седьмой отдыхал. Каин убил своего брата Авеля еще во времена Адама и понес за это наказание. Еще до египетского рабства невестка Фамари была сожжена за то, что стала беременной от блуда.
Так зачем Моисей получал заповеди о том, что уже было известно?
Версий здесь может быть много. Однако вспомним, что Моисей вывел свой народ из рабства, в котором евреи пребывали 430 лет! (Исход 12:40). Впрочем, не все эти годы они были рабами. Собственно в рабстве они были последние 200 лет, а сначала просто жили там. Египтяне — язычники и проживая в их среде многие евреи забыли свои традиции и верования. Поэтому Моисею и понадобилось освежить историческую память народа и напомнить им кто они и в каких отношениях состоят со Всевышним.
Было интересно? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал. Спасибо, что дочитали! Если есть замечания или вопросы, пишите в комментариях!
Десять речений
Вопрос: Перечислите пожалуйста 10 речений.
Ответ:
Через семь недель после выхода из Египта евреи пришли к горе Синай. Моше-рабейну поднялся на гору и скрылся в густом облаке, закрывавшем вершину. Он вернулся через сорок дней, неся две каменные скрижали с высеченными на них надписями. Это были десять речений.
Евреи особо выделяют десять речений по двум причинам. Во-первых, они универсальны, т.е. должны выполняться каждым евреем — мужчиной и женщиной, молодым и старым, везде и во все времена.
Во-вторых, они воспринимаются не только как отдельные заповеди, но и как рубрики, по которым распределяются остальные заповеди. Например, указание соблюдения субботы подразумевает выделение священного дня, это понятие лежит в основе всех заповедей о праздничном дне. Подобным же образом, запрет воровства подразумевает, что нельзя лишать человека его собственности. Эта мысль лежит в основе всех законов об ущербе и компенсации, ссудах и наследстве.
1. Я Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства.
2. Да не будет у тебя других Б-гов сверх Меня.
3. Не произноси имени Г-спода, Б-га твоего, попусту.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; не делай никакой работы в этот день.
5. Чти отца твоего и мать твою.
7. Не прелюбодействуй.
9. Не отзывайся о ближнем твоем свидетельством ложным.
10. Не желай дома ближнего своего; не желай жены ближнего своего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его и ничего, что у ближнего твоего.
Десять заповедей Христианства: заповеди Господа Бога
Видео (кликните для воспроизведения). |
В этой статье мы перечислили десять заповедей христианства. Также мы подготовили для Вас толкование законов Божьих.
Десять Заповедей Христианства
Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):
- Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
- Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.
Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.
Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.
ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ
Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это — благодаря Богу. Способность семени расти, травы — дышать, человека — жить — суть способности Божии. Все эти способности — собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:
«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».
ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.
ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, — имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?
ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой — вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика… (Еф. 5, 32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.
ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.
ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не убивай.
Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того — на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, — лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.
СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не прелюбодействуй.
Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.
ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не укради.
Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.
ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
А это значит:
Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.
ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?
Желание — это семя греха. Греховный поступок — это уже урожай от посеянного и возросшего семени.
Источник:
святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский
Объяснение десяти заповедей, данных Моисею
«Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.»
Вера Святых. Первый Божий закон. Десять заповедей, данных Моисею
«Внимай, народ мой, закону Моему», — повелел Господь Бог Саваоф через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе.
О Десяти Заповедях на «Правмире»:
Фильмы о десяти Заповедях:
Повторение Десяти Заповедей и Избавление
1. Десять Заповедей приведены в Торе дважды — первый раз в нынешнем недельном разделе «Итро» и второй раз — в разделе «Ваэтханан». Десять Заповедей — это основание и средоточие всей Торы а в Торе неимоверно важно каждое слово и каждая буква. Отсюда вывод, что повторение Заповедей дважды отнюдь не случайно, но отражает глубинные основы Торы.
2. Первый раз Десять Заповедей мы слышали от Б-га на горе Синай. Второй же раз (упомянутый в Торе) Десять Заповедей были повторены еврейскому народу Моисееем на сороковом годы странствия по пустыне.
Эта двойственность (т.е. сочетание непосредственного Слова Б-га и Слова Б-га, изложенного Моисеем), соответственно, должна присутствовать во всей Торе и отражаться в службе еврея по изучению Торы и исполнению Заповедей.
Лишнего, как уже было сказано, в Торе нет. Следует понять, что же добавилось в заповедях, повторенных Моисеем, чего не было в заповедях сказанных самим Б-гом на горе Синай?!
3. Начнем с того, что в Торе есть два принципиально разных уровня.
1) Тора есть величайшее и драгоценное сокровище Б-га. Тора есть Его бесконечная потаенная Мудрость и Воля. Тора предшествовала Сотворению Мира и Тора едина с Сущностью Всевышнего.
2) И с этой высочайшей ступени Тора спустилась вниз, облачилась в реалии этого мира и была дана еврейскому народу и каждому еврею в отдельности. И теперь евреи изучают Тору, устанавливают Законы и нормы поведения и исполняют их. И все это — в меру своего понимания (в отличие от Разума Всевышнего отнюдь не безграничного).
4. Эти две уровня Торы находят свое выражение и в том, как еврей учится:
1) Осознание того, что Тора есть безграничная Мудрость и Воля Всевышнего, несоизмеримая ни с какими рамками этого мира (включая и человеческий разум) отражает ощущение иллюзорности, «невзаправдошности» человеческого существования, вплоть до полного растворения человеческой личности во Всевышнем. Находясь таком состоянии человеку лишь повторяет за Всевышним слова Торы, не осознавая и не перерабатывая их. Слова его тогда — не его слова, а подлинные слова Всевышнего.
2) Понимание же того, что Тора дана евреям для жизни в этом мире показывает необходимость и ценность самостоятельной человеческой личности, обладающей независимым разумом. Тора, которую еврей учит в таком состоянии становится его собственностью (Одно из доказательств этому мы находим в том, что мудрецу Торы разрешено поступиться собственным достоинством, если он того хочет. Если бы его Тора не принадлежала ему, это было бы недопустимо).
5. И как следствие этой двойственности в Торе, мы находим подобное разделение и в той Высшей Цели, ради которой была дана Тора: сделать Всевышнему жилище в этом («самом нижнем») мире:
1) Так, чтобы Всевышний присутствовал и раскрывался в этом жилище во всей своей Сущности.
2) И в то же время чтобы реально существовал и жил этот мир со всеми своими свойствами и обычаями и чтобы жили в нем евреи, и чтобы евреи изучали в нем Тору и исполняли ее в соответствии со своим разумом и чтобы воплощали Тору в соответствии со свойствами и обычаями мира, в котором они живут.
6. Где же источник силы, которая позволяет объединить эти две противоположности — бесконечность Всевышнего и ограниченность человека и мира в котором он живет?
Источник этой силы — Десять Заповедей, дважды повторенные в Торе.
Изучение Торы в соответствии с «Первыми» Десятью Заповедями дает силу дойти до полного растворения во Всевышнем и тогда изучаемая Евреем Тора доподлинно является Торой Всевышнего.
«Вторые» же Десять Заповедей, которые повторил евреям Моисей, дают силу изучать и понимать Тору человеческим разумом и, тем самым, превращать ее в свою Тору.
Подобно этому, Десять Заповедей дают евреям силу сделать Всевышнему жилище в этом мире, сначала жилище в самом еврее (еврейские души изначально созданы как жилище для Б-га, однако раскрытие и проявление этого обусловлено работой в этом мире) а затем и во всем мире:
1) В «Первых» Десяти Заповедях дана сила сделать жилище для Всевышнего.
2) «Вторые» же Десять Заповедей, которые передал Моисей, дают силу, чтобы это жилище было действительно в этом мире, со всеми его свойствами и обычаями.
7. Для того, чтобы понять роль Моисея в Даровании Торы, надо понять, как вообще хасидизм описывает процесс передачи знания от человека к человеку. Одна из моделей, которой пользуется хасидизм — это модель «переводчика». Поясним ее в самом общем виде: переводчик, чтобы перевести слова мудреца на язык, понятный толпе, должен сначала переработать их, сделать частью своего понимания мира, подготовить их к изложению и лишь затем — пересказать людям. Понятно, что результат такого «перевода» — не есть подлинные слова Мудреца, но их восприятие «переводчиком»..
Процесс передачи Торы Моисеем, однако, происходил иначе. Моисей передал Тору такой, какой он ее получил от Всевышнего — «Всевышний говорил из его горла». И тем не менее была разница между тем, как Тора была раскрыта и передана Моисеем и тем раскрытием Торы, которое заключалось в непосредственных словах Б-га.
Как мы это видим?
Тора рассказывает, что, когда Всевышний говорил Сам (первые две Заповеди), то души евреев покидали тело, потому что не могли выдержать полноты раскрытия Торы.
Поэтому передачу Торы завершил Моисей.
Вышесказанное позволяет нам лучше понять парадокс, заключенный во фразе «жилище Всевышнему в этом мире»: Когда есть раскрытие Всевышнего «в этом мире» то, по необходимости, это не есть полное, «адекватное» раскрытие. Когда же есть полное, «адекватное» раскрытие Всевышнего, то раскрывается и то, что лишь Он один существует и тогда нет места «этому миру».
8. Когда мы видим два взаимоисключающих (и оба истинных) подхода в Торе, то правда заключается в их синтезе.
Так и здесь, есть парадокс — Всевышний должен быть раскрыт во всей подлинной Сущности (исключающей существование всего остального), но при этом — мир должен продолжать «взаправду» существовать.
С точки зрения «Первых» Десяти Заповедях есть лишь Всевышний, который лишь Один реально существует.
С точки зрения «Вторых» Десяти Заповедях есть «жилище», в котором выражает себя Всевышний и это жилище — в первую очередь — евреи, а затем (в силу работы евреев) и весь мир.
С точки же зрения синтеза «Первых» и «Вторых» Заповедей — мир реально существует. Однако подлинная реальность его существования заключается в том и только в том, что он есть раскрытие и выражение Сущности Всевышнего. Все остальное — реальность виртуальная.
9. Теперь следует прояснить связь этого объяснения недельного раздела со временем, когда он читается: 20-й день 11-го месяца (месяц Шват), он же 10-й день от дня ухода из этого мира Ребе РАЯЦа, он же — субботний день, который дает благословение всем последующим дням, — и в том числе 22 Швата — дню ухода из этого мира дочери Ребе РАЯЦа.
Число 10 символизирует завершенность, полноту всего существующего (как известно, кабалистический духовный объект, состоит из 10 гармонично связанных сил).
Число 11 указывает на разрыв в этой завершенности, который указывает на наличие дополнительной, более высокой силы, которая которая сама по себе не является частью духовного объекта, однако неощутимо влияет на него (В качестве примера, взятого из человеческой души можно привести воздействие Воли и Желания на Разум и Чувства человека).
Явное сочетание 10 и 11 всегда указывает на притяжение и включение силы, находящейся вне и выше духовного объекта (11) в сам духовный объект (10).
10. Следует связать вышесказанное и с последующим недельным разделом «Мишпатим», (который частично начинают читать в эту субботу). Сказано: «И вот законы, которые Ты положи перед ними». Объясняется, что законы Торы — как законы, которые до известной степени усваиваются человеческим разумом, так и законы, которые разуму недоступны следует разложить перед евреем как накрытый стол (поэтому центральный свод еврейских законов так и называется — «Накрытый Стол» — «Шулхан Арух»).
11. В свете сказанного, понятны наши задачи, в особенности в последнее время, перед немедленным, истинным и полным Избавлением.
Мы знаем, что в каждом поколении и в каждое время еврею дана возможность получать Тору так, как она была дана на горе Синай — подлинную Тору Всевышнего. Возможность эта, как уже было подробно сказано выше, связана с повторением Десяти Заповедей дважды — Сначала Б-гом а затем Моисеем. Подобно этому, в каждом поколении есть свой Моисей, передающий слова Б-га людям своего поколения. Синтез обоих Десяти Заповедей проявляется все сильнее от поколения к поколению.
В особенности, в нашем поколении, когда его глава, Моисей поколению — Ребе РАЯЦ — связан с сочетанием 10 и 11. И в особенности, когда раскрывается учение хасидизма, предшествующее раскрытию Мошиаха.
В нашем поколении тот синтез «Первых» (Слова Б-га) заповедей и «Вторых» (Слова Моисея) заповедей реализуется так:
Раскрытие учения хасидизма Баал-Шем-Товом уподоблено началу раскрытия непосредственного слова Всевышнего («Первые» Десять заповедей). Синтез его со «Вторыми» Заповедями, переданными Моисеем, совершится Королем Мошиахом (объединяющим в себе оба уровня «10» и «11»).
12. И наконец — практические указания, вытекающие из вышесказанного:
Мы находимся в субботу недельного раздела «Итро», когда читают о Даровании Торы, мы набрались сил после 10-го дня 11-го месяца Швата, мы готовимся к 22-му (11 + 11) Швату.
Поэтому мы должны видеть свою личную задачу в реализации всего вышесказанного. Так же, как Дарование Торы, хотя и было только один раз, но дало силу на все последующие времена, так и сейчас, находясь в субботе Дарования Торы, следует принять добрые решения, которые дадут силу действовать в последующие дни, недели и месяцы. В особенности — касательно синтеза 10 и 11 (как было подробно описано выше).
Как при Даровании Торы, когда все евреи были вместе «как один», так и сейчас надо собрать воедино все 10 сил души (силы Разума и силы Чувства) вместе с 11-й силой (Воля и Желание) для совместного служения Всевышнему.
В первую очередь — для учения Торы. Но для учения Торы, такого, которое с одной стороны охватывает и облачается в силы души («10»), но одновременно раскрывает подлинное Слово Всевышнего («11»).
И не менее важная задача: каждый должен принять на себя решение повлиять (в наступающие дни) на «10» (или больше) евреев с целью приблизить их к Торе и Заповедям и задействовать в этом все силы души.
Как уже сказано, это задача для каждого, и в первую очередь для тех, кто находится сейчас в доме молитвы, в доме Торы и в доме добрых дел главы нашего поколения, в доме, который является источником жизни для всех находящихся здесь и для всех евреев нашего поколения, где бы они не находились (потому что жизнь каждого еврея связана с главой поколения).
И в силу того, что находящиеся здесь показывают живой пример, как исполнять поручения главы поколения, продолжается воздействие и распространение жизни из этого дома на всех евреев мира и дальше — на весь мир в целом.
И еще более важная задача: чтобы немедленно пришло подлинное и полное Избавление, в котором этот дом молитвы, Торы и добрых дел вместе со всеми домами молитвы и Торы и вместе со всеми евреями поднимаются в Святую Землю, в Святой Город Иерусалим, на Святую Гору, и в Третий Святой Храм. Немедленно!
Буквы еврейского алфавита
Двадцать две буквы делятся на три группы. Буквы еврейского алфавита имеют также числовые значения… В сочетаниях букв отражаются сочетания различных творческих сил, которые обладают многообразными качествами, сообщаемыми сотворенному.
א «Алеф» — первая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 1). Десять Заповедей Божественного откровения евреям на горе Синай начинаются с буквы «Алеф» — «Анохи (Я) — Г-сподь Б-г твой который вывел тебя из Египта».
ב «Бейс» («бет») — вторая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 2). С этой буквы начинается Тора — «Берейшит бара Элоким» («В начале сотворил Б-г небо и землю»). «Бейс» также начальная буква слова בית («баит», дом), что символизирует наш мир который является местом пребывания Всевышнего. ברכה («браха», благословение) также начинается с этой буквы.
ג «Гимел» — третья буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 3). Слово «гимел» образовано от слова «гемул», что означает «давать». Три — это важный номер в Иудаизме: Авраам, Ицхак и Яаков — три наших праотца; Коэн, Леви и Исраэль — три группы еврейского народа; «Трое связаны вместе — евреи, Тора и Всевышний» («Зоар»).
ד «Далед» — четвертая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 4). Число четыре соответствует основным элементам нашего мира: огонь, воздух, вода и земля; Сара, Ривка, Рахель и Лея — наши праматери; Имя Б-га состоит из четырех букв.
ה «Эй» — пятая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 5). Число пять соответствует пяти книгам Торы.
ו «Вов» («вав») — шестая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 6). Этой буквой начинается шестое слово Торы и она же является двадцать второй буквой Торы. Это намекает нам на силу способную соединить 22 силы Творения и 22 буквы еврейского алфавита. Эта буква соответствует: шести дням творения; шести тысячелетиям существования мира; шести направлениям пространства; шести книгам Мишны.
ז «Зайн» — седьмая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 7). «Все седьмые — любимы» (Мидраш): седьмой день творения — Шаббат (Суббота); семь недель отсчета «сфират а-омер»; семь плодов Израиля; семь «ушпизин» (гостей) на Суккот; семь праведников, «спустивших» Шхину (Божественное присутствие) на землю: Авраам, Ицхак, Яаков, Леви, Кеат, Амрам, Моше; семь заповедей мудрецов; семь заповедей для неевреев.
ח «Хэйс» («хет») — восьмая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 8). Первая буква слова חיים («хаим», жизнь); на восьмой день делают обрезание; праздник Ханука длится 8 дней.
ט «Тейс» («тет») — девятая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 9). Эта буква символ истины и вечности; в Шофар трубят 9 раз. Первая буква слова טוב («тов», хорошо); эта буква намекает на 9 месяцев беременности.
י «Йуд» — десятая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 10). Мир был создан посредством Десяти Речений Б-га; эта буква намекает на Десять Заповедей данных на горе Синай; «миньян» (кворум для молитвы) состоит из десяти евреев;
כ «Хоф» («хаф») — одиннадцатая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 20). Является первой буквой слова כח («коах», сила). Буквальное значение буквы — ладонь, часть тела, в котором проявляется потенциал человека; слово «кетер» — корона — начинается с этой буквы.
ל «Ламед» — двенадцатая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 30). Буквальное значение буквы — «учить».
מ «Мем» — тринадцатая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 40). С этой буквы начинается слово מים («маим», вода), что символизирует фонтаны Божественной мудрости заключенные в Торе; ם — «мем софит» по Каббале относится к Эре Мошиаха. Потоп длился 40 дней; евреи скитались в пустыне 40 лет; от Моше до завершения Талмуда прошло 40 поколений.
נ «Нун» — четырнадцатая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 50). «Нун» на арамейском языке имеет значение «рыба»; соответствует 50-ти вратам понимания; юбилейный год — 50-ый.
ס «Самех» — пятнадцатая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 60). Близка по звучанию слову «сомех» — поддержка; сон — 1/60 часть смерти; в Письменной Торе есть 60 трактатов; благословение коэнов содержит 60 букв;
ע «Айн» — шестнадцатая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 70). Буквальное значение буквы — «глаз», что символизирует Божественное провидение, «Глаза Б-га», контролирующие все в мире. Согласно Каббале, глаза имеют пять Божественных сил: правый глаз — пять уровней доброты, а левый глаз — пять уровней строгости. Есть 70 языков и народов мира; Вавилонское изгнание длилось 70 лет; Король Давид жил 70 лет.
פ «Пэй» — семнадцатая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 80). Первая буква слова «пэ» — рот. Моше-рабейну в возрасте 80 лет вывел евреев из Египта.
צ «Цади(к)» — восемнадцатая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 90). Произношение буквы («цади») означает «охотиться» — возможность собирать Божественные искры святости разбросанные по всему миру и возвращать их в Источник.
ק «Куф» — девятнадцатая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 100). С этой буквы начинается слово «кдуша» — «святость». Каждый день мы произносим 100 благословений; в возрасте 100 лет Авраам родил Ицхака.
ר «Рейш» — двадцатая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 200). Ее главное значение — «рош» (голова, начало).
ש «Шин» — двадцать первая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 300). Первая буква слова «Шаббат» («суббота») — день отдыха.
ת «Тоф» («таф») — двадцать вторая буква еврейского алфавита (числовое значение буквы = 400). Последняя буква алфавита. Первая буква слов Тора, Тшува, Тфила.
В первой главе Торы, где говорится о сотворении мира, Б-г как бы произносит веления о сотворении той или иной части Бытия, и оно возникает. «И сказал Б-г: да будет свет, и был свет». В молитве мы говорим: «Благословен Тот, кто сказал — и стал мир». Самое простое объяснение, напрашивающееся здесь, что это метафора: подобно тому, как король управляет своим королевством выражая речью свою волю, Б-гу приписана как бы человеческая речь. В некотором отношении это правильно, роль короля на земле сопоставляется с властвованием Б-га в мире, и мы Его называем Королем. Однако все написанное в Торе не иносказательно, оно имеет прямой смысл, не удаляющийся от буквального, но на более глубоких уровнях интерпретации Торы.
Во многих местах Торы говорится о Б-ге как бы антропоморфически, упоминаются глаза, руки Б-га и т.п. Сказано: Тора говорит языком людей, Тора говорит так, что ухо может слушать. Каббала и теория хасидизма объясняют, однако, что все эти выражения совершенно точны, так как все в физическом мире имеет свои соответствия в верхних Божественных мирах и от них происходит.
В книге «Тания» сказано, что буквы Речи, творящие мир, являются Божественной жизненной силой, дающей всему существование и жизнь. Однако в Речениях Творения «да будет свет» и т.п. не упоминается, например, слово «эвен» (אבן, камень), и все же жизненная сила сообщается камню с помощью сочетаний и замены букв, в результате которых возникает камень. В этих сочетаниях букв отражаются сочетания различных творческих сил, которые обладают многообразными качествами, сообщаемыми сотворенному. И то, что наверху — Божественный Свет различного внутреннего содержания (добра и суда, правого и левого, мужского начала и женского начала и т.д. и т.п.), внизу находит свое выражение в буквах различной формы, с различными числовыми значениями и с другими качествами, по которым можно судить о сущности сотворенного.
Такой способностью обладал первый человек, Адам. В Торе сказано, что Б-г предложил ему дать имена всем живым существам. И он дал всему подлинные имена, соответствующие их сущности, заданной им при сотворении.
Подобной способностью обладал также и Бецалель, которому Всевышний поручил построить передвижной Храм-скинию в пустыне. Бецалель знал силу букв Торы, силу их сочетаний и перестановок. Зная сущность каждой вещи, он, создавая Храм, мог сделать все абсолютно соответствующим цели Творения.
Само слово «от» (אות, буква, а также знак и знамениe) в древнем иврите означает «знак» («указывающий на что-то»). В физическом плане это — знак, указывающий на звуки речи и (в сочетаниях букв, т.е. в словах) — на различные предметы и существа. Но в духовном плане знак буквы указывает на строение и качественное содержание тех Божественных сил, которые сотворили вещь, носящую название, состоящее из этих букв. Это строение выражено в форме буквы. Так буква א «алеф» состоит из значка י «йуд» сверху, значка י «йуд» снизу и соединяющей их линии — знака ו «вав». В мире это — верхние воды (энергия космоса), нижние воды (круговорот воды на земном шаре) и небосвод, их соединяющий. В духовном плане верхние воды — радость близости к Творцу, нижние воды — горечь удаленности от Него (как сказано: нижние воды взывают: мы тоже хотим быть перед Королем), а «вав», их соединяющий Тора и заповеди, в силу которых человек находит эмоциональное равновесие при таком амбивалентном состоянии. Как сказано в книге «Зоар»: «Радость в моем сердце с одной стороны, а горечь с другой стороны».
Двадцать две буквы делятся на три группы: три «матери», семь «двойных» и двенадцать «простых». Три буквы первой группы (אמש) указывают на сфирот Хохма, Бина и Даат (или Кетер, Хохма, Бина, если Кетер засчитывается в числе десяти сфирот). Двойные буквы (בגד כפרת) — буквы, произносящиеся двояко. Эти буквы указывают на «мидот», в которых иногда превалирует хесед, а иногда гвура. Кроме букв, указывающих на десять сфирот, есть простые буквы (т.е. все остальные), указывающие на ответвления сфирот, называемые «двенадцать границ диагоналей» («мидот» указывают на «шесть концов», основу построения пространства: четыре стороны света, верх и низ. Двенадцать границ диагоналей указывают на связи между ними, подобно линиям, соединяющим все вершины куба). Простыми פשוטות эти буквы называются от слова «пашут», что означает «простой». Однако это слово имеет общий корень со словом «итпаштут» ( התפשטות , распространение). Это ответвления сфирот и их распространение.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Буквы еврейского алфавита имеют также числовые значения (об этом говорилось выше). Числовые значения букв и слов не случайны, они передают сущность вещей и их качественные связи. Несколько примеров тому были приведены в главе о Торе. Когда два слова имеют то же числовое значение, может быть так, что между ними нет ничего общего, кроме числа Божественных сил, явившихся источником сотворения этих двух вещей. Но есть много слов, имеющих общность в значении, о чем мы знаем из книг наших Мудрецов. Мудрецы знали такие слова и позднее нашли, что их числовое значение тоже равнозначно. Одинаковое числовое значение в таких случаях указывает на то, что эти две вещи сотворены теми же Божественными силами, которые в ходе творения уменьшились и сжались до такой степени, что внизу эти силы выражаются лишь числовым значением слов, самой внешней категорией букв.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.