Содержание
Молитвы, дуа
Дуа – мольба, прямое обращение к Всевышнему Аллаху, в отличие от намаза произносится в свободной форме на любом языке.
См. также: Коранические дуа (дуа за родителей, дуа Ибрахима и др.)
«Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, — быть может, они последуют верным путем» (сура 2 «Аль-Бакара» / «Корова», аят 186)
Дуа по особым случаям:
Дуа при болезнях:
Салават
اللّهُـمَّ صَلِّ عَلـى مُحمَّـد، وَعَلـى آلِ مُحمَّد، كَمـا صَلَّيـتَ عَلـىإبْراهـيمَ وَعَلـى آلِ إبْراهـيم، إِنَّكَ حَمـيدٌ مَجـيد ، اللّهُـمَّ بارِكْ عَلـى مُحمَّـد، وَعَلـى آلِ مُحمَّـد، كَمـا بارِكْتَ عَلـىإبْراهـيمَ وَعَلـى آلِ إبْراهيم، إِنَّكَ حَمـيدٌ مَجـيد
Перевод смысла: О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы. Славный! О Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине. Ты – Достойный похвалы, Славный!
Транслит: Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин, кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун. Ал-лахумма, барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун!
Дуа Кунут, Молитва Кунут, Кунут текст на арабском
Витр (в переводе с арабского — «нечетный») — желательный намаз, состоящий из нечетного количества ракаатов. Совершение молитвы Витр — сунна, хотя имам Абу Ханифа считал, что это ваджиб.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, совершал молитву Витр ежедневно. Он сказал: «Воистину, Господь помогает вам молитвой, которая более ценна для вас, чем самый ценный скот». Сподвижники спросили: «А что это за молитва?» Пророк ответил: «Витр, время которой — между ночной молитвой и появлением зари» (ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа)
Ученые, основываясь при анализе хадиса на смысловом значении слова «помогает» («эмадда»), пришли к заключению, что Витр — это одна из основных молитв, которые восполняют неточности или погрешности, допущенные при совершении пяти обязательных молитв-фардов.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение, говорил: «Молитва витр — это обязанность. Кто не совершает ее, тот — не из нас» (Абу Дауд). Имам Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Витр по степени обязательности не равнозначен пяти обязательным молитвам, однако Витр — это установление Пророка»
Когда совершать Витр?
Время совершения молитвы Витр приходится на период после ночной молитвы и до начала утренней. Наилучший период, Последняя треть ночи содержит в себе особую благодать (подробнее).
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Читайте Витр до наступления утра» (Муслим)
Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллах, передает, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Делайте так, чтобы молитва Витр была последней молитвой ночи» (аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд)
Хадис от Са‘ида ибн аль-Мусайиба повествует о том, что Абу Бакр и Умар, да будет доволен ими Аллах, однажды вели беседу с Пророком о намазе Витр. Абу Бакр сказал: «Что касается меня, то я читаю Витр перед сном. Если просыпаюсь утром, читаю дополнительные молитвы по два ракаата до времени утренней молитвы». Умар сказал: «А я ложусь спать, прочитав двухракаатный намаз. Затем встаю в конце ночи и читаю Витр». Пророк Мухаммад, обращаясь к Абу Бакру, заметил: «Ты осмотрителен». «А ты — силен», — обратился он к Умару (Ибн Маджа, Абу Дауд и др.)
Сколько ракаатов в Витре?
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: «Витр — обязанность каждого мусульманина. Кто хочет читать пять ракаатов, пусть читает. Кто — три (ракаата), пусть читает. Кто — один (ракаат), то пусть читает» (ан-Насаи, Ибн Маджа, Абу Дауд)
Богословы ханафитского мазхаба, основываясь на достоверном хадисе, считают, что наилучшим является совершение молитвы Витр в 3 ракаата. После первых двух ракаатов приветствие в обе стороны не выполняется. После ташаххуда молящийся поднимается для совершения третьего ракаата. Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение, совершал Витр в три ракаата, не делая заключительного приветствия, кроме как в самом конце молитвы» (ан-Насаи, Ахмад)
Шафиитские богословы, также основываясь на Сунне Пророка, говорят, что число ракаатов в Витре — от 1 до 11. Один ракаат — наименьшее, одиннадцать — наибольшее число, упоминаемое в хадисах. Теологи-шафииты отмечают, что совершение трех ракаатов — два ракаата с заключительным приветствием и один с отдельным намерением — является наилучшим.
«Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, научил нас разным формам совершения молитвы Витр, вследствие чего не следует ограничивать себя или искать в этом вопросе почву для разногласий», — отметил в свое время известный мусульманский богослов Мухаммад аш-Шавкяни.
Порядок совершения намаза Витр
Порядок совершения молитвы Витр идентичен порядку совершения трех ракаатов фарда вечерней молитвы, за исключением:
1) намерения. Ният на совершение молитвы витр: «Я намереваюсь совершить три ракаата молитвы Витр, делая это искренне ради Всевышнего»
2) коротких сур после «аль-Фатихи», которые читаются здесь во всех трех ракаатах. После суры «аль-Фатиха» (как у ханафитов, так и у шафиитов) является желательным чтение суры «аль-Аля» в первом ракаате, суры «аль-Кафирун» во втором и суры «аль-Ихляс» в третьем ракаате
Если молящийся не успел выучить дуа Кунут, то в первое время вместо него он может читать следующее известное дуа:
«Раббанаа ээтина фид-дуньяя хасанатэн, ва филь-аахырати хасанатэн ва кынаа ‘азаабан-наар»
Перевод: «Господь наш! Дай нам в этой и в будущей жизни благое, защити нас от мучений Ада».
У ханафитов дуа Кунут в Витре читается ежедневно в течение всего года, а у шафиитов — во второй половине месяца Рамадан.
У ханафитов дуа Кунут читается про себя в третьем ракаате до совершения поясного поклона после суры «аль-Ихляс». Молящийся со словами «Аллаху акбар» поднимает кисти рук на уровень ушей, затем опускает их в исходное положение и читает Кунут. После прочтения ду‘а молящийся делает поясной поклон и в обычном порядке завершает свою молитву.
У шафиитов это дуа также читается в третьем ракаате, но только без поднятия кистей рук, как у ханафитов, и вслух. После того как молящийся совершил поясной поклон и выпрямился, он не сразу опускается для земного поклона, а сначала читает дуа Кунут и лишь затем в обычном порядке заканчивает молитву, совершая земной поклон.
Дуа после молитвы Витр
После завершения молитвы Витр пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил:
«Субхааналь-маликиль-куддуус»
سُبْحَانَ الْمَلِكِ الْقُدُّوسِ
Слава Святому Царю (Аллаху)!
В третий раз он произносил это протяжно и громко.
Надо ли возмещать Витр?
Несовершение Витра, по мнению большинства богословов, не будет грехом, однако станет потерей того блага, что содержит в себе следование сунне Пророка, мир ему и благословение.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Кто проспал Витр или забыл о нем, тот пусть совершит его, когда проснется или когда вспомнит о нем» (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад и др.). На основе упомянутого хадиса богословы сошлись во мнении о канонической оправданности и допустимости восполнения молитвы Витр в случае несовершения ее вовремя.
Некоторые ученые (Ибн Хазм, Абу Ханифа) считали обязательным восполнение молитвы Витр, но большая часть ученых сходится в том, что это — возможно, хотя не обязательно.
Относительно времени, до которого можно совершить пропущенную молитву Витр, мнения богословов расходятся:
— до совершения утренней молитвы (Ибн ‘Аббас, аль-Хасан аль-Басри, ан-Наха‘и и др.);
— до вхождения солнца в фазу зенита (аш-Ша‘би и др.);
— после совершения утренней молитвы и до восхода солнца Витр не совершается, но затем может быть выполнен до послеполуденной молитвы (аль-Авза‘и);
— в соответствии с фетвой богословов шафиитского мазхаба молитву Витр можно восполнить на протяжении последующих лет в ночное или дневное время.
Можно ли совершать другие молитвы после намаза Витр?
Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила, что Пророк, мир ему и благословение, совершал два ракаата дополнительной молитвы после Витра (Муслим). Таким образом, если Витр не откладывается на конец ночи, а совершается в начале ее, то после него можно читать дополнительные молитвы, но затем повторно читать Витр нельзя. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Две молитвы Витр в одну ночь не читаются» (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи)
Хотя Витр и является заключительной молитвой, однако если человек совершил ее в начале ночи, опасаясь проспать, затем, по воле Всевышнего, проснулся до начала времени утренней молитвы (Фаджр), то он может читать дополнительные молитвы, например Тахаджуд, не перечитывая вслед за этим Витр-намаз.
Дуа Кунут
Кунут бывает двух видов: Кунут в молитве Витр и Кунут ан-науазиль, который читают в случае, если на мусульман обрушилась беда. Кунут ан-науазиль читается в каждой из пяти обязательных молитв до тех пор, пока беда не пройдет. Кунут ан-науазиль, в отличие от кунута Витра не имеет определенной формы, и дуа в нём зависит от обстоятельств.
Текст дуа Кунут на арабском
اللَّهُمَّ إِنَّا نَسْتَعِينُكَ وَنَسْتَغْفِرُكَ وَ نَسْتَهْدِكَ وَنُؤْمِنُ بِكَ وَ نَتُوبُ إِلَيْكَ وَنَتَوَكَّلُ عَلَيْكَ وَنُثْنِى عَلَيْكَ الْخَيْرَ كُلَّهُ وَنَشْكُرُكَ وَلاَ نَكْفُرُكَ وَنَخْلَعُ وَنَتْرُكُ مَنْ يَفْجُرُكَ اللَّهُمَّ إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَلَكَ نُصَلِّى وَنَسْجُدُ وَإِلَيْكَ نَسْعَى وَنَحْفِدُ نَرْجُو رَحْمَتَكَ وَنَخْشَى عَذَابَكَ إِنَّ عَذَابَكَ بِالْكُفَّارِ مُلْحِقٌ
Транскрипция дуа Кунут
«Аллаахумма, инна наста‘иинукя ва настагфирукь ва настахдиикя ва ну’мину бикя ва натуубу ‘иляйк, ва натаваккялю ‘аляйк, ва нуснии ‘аляйкя-ль-хайра кулляхуу нашкурук, ва ляя накфурук ва нахля’у ва натруку маййафджурук. Аллахумма, ийа-кя на’буду, ва ля-кя нусолли ва насджуд, ва иляй-кя нас’а ва нахфид, нарджу рахмата-кя, ва нахша ‘азаба-кя, инна ‘азаба-кял жидда би-ль-куффари мульхик!».
Перевод дуа Кунут
«О Аллах! Мы взываем к помощи Твоей, просим вести нас по верному пути, просим у Тебя прощения и каемся. Веруем и полагаемся на Тебя. Восхваляем Тебя за все блага, благодарим Тебя, и не являемся не верующими в Тебя, и отстраняемся, и отдаляемся от тех, кто ослушивается Тебя. О Аллах, Тебе мы поклоняемся, Тебе посвящаем молитвы, и пред Тобой падаем ниц, к Тебе мы устремляемся и спешим, уповая на Твою милость, и страшимся наказания Твоего, поистине наказание Твое неизбежно постигнет неверующих»
У шафиитов может читаться как упомянутая форма дуа Кунут, так и та, которую они читают во втором ракяате утренней молитвы: «Аллаахумма-хдинаа фии-мэн хэдэйт, ва ‘аафинаа фии-мэн ‘аафэйт, ва таваллянаа фии-мэн тавалляйт, ва баарикь лянаа фии-маа а‘тойт, ва кынаа шарра маа кадайт, фа иннакя такдый ва ляя юкдаа ‘аляйкь, ва иннэху ляя язиллю мэн вааляйт, ва ляя я‘иззу мэн ‘аадэйт, табаарактэ раббэнээ ва та‘ааляйт, фа лякяль-хамду ‘аляя маа кадайт, настагфирукя ва натуубу иляйкь. Ва солли, аллаахумма ‘аляя сайидинаа мухаммадин ан-набийиль-уммий, ва ‘аляя ээлихи ва сахбихи ва саллим».
Перевод: «О Господь! Направь нас на верный путь в числе тех, кого Ты направил. Удали нас от бед в числе тех, кого Ты удалил от бед. Введи нас в число тех, чьи дела управляются Тобою, чья защита в Твоем ведении. Дай нам благословение (баракят) во всем том, что предоставляемо Тобою. Защити нас от зла, которое определено Тобою. Ты — Определяющий, и никто не может вынести решение против Тебя. Поистине, не будет презренным тот, кого Ты поддерживаешь. И не будет силен тот, к кому Ты враждебен. Велико благо Твое и благодеяние, Ты превыше всего того, что не соответствует Тебе. Хвала Тебе и благодарность за все, что определяется Тобою. Просим прощения у Тебя и каемся пред Тобою. Да благослови, о Господь, и приветствуй пророка Мухаммада, род его и сподвижников».
Витр намаз
На то, насколько важно совершать эту молитву указывают многие хадисы. Название витр намаз в переводе с арабского означает «нечетный», то есть данный намаз включает в себя нечетное число ракаатов: от одного до одиннадцати, но наиболее распространено, когда он совершается в три ракаата — является дополнительной молитвой в исламе, не входящих в число обязательных (фард), но относящаяся к важным молитвам, которые Пророк Мухаммад ﷺ никогда не оставлял. Читается после 5-го обязательного намаза Иша до утренней молитвы Фаджр.
Время совершения витр-намаза
Время, когда следует совершать его, по сунне приходится на момент после совершения молитвы Иша (последней пятой обязательной молитвы) и продолжается до зари.
Если верующий мусульманин ночью просыпается для того, чтобы совершить тахаджуд, то после него желательно совершить витр намаз. Если же нет уверенности в том, что мусульманин сможет встать ночью для этого, то лучше совершить его перед сном. Абу Бусра приводит слова Пророка Мухаммада ﷺ о том, что тем верующим, кто уверен, что сможет проснуться в последней трети ночи, должен совершать витр намаз в конце ночи, поскольку это самое лучшее время, ведь «намаз в конце ночи имеет свидетелей ангелов». Тем же, кто не уверен, что проснется, лучше совершать его в самом начале ночи.
Сунна или ваджиб?
Само совершение намаза витр – это узаконенная в Шариату сунна, то есть сунна муаккада. Имам Абу Ханифа придерживался мнения, что этот вид молитвы – ваджиб.
Как пять обязательных молитв, витр намаз не обязателен, но имеет более высокую степен важности, чем нафиль-молитва и сунна-молитва, так что оставление этой молитвы нежелательно.
По мнению шейхуль Ислама ибн Таймии, витр, который является сунной, нельзя пропускать, и если кто-то постоянно пренебрегает совершением витр намаза, то его свидетельство не будет браться в расчет. Он называл витр намаз самой лучшей молитвой из всех желательных молитв, более настоятельной, чем ратибат-молитва, добровольно совершаемая при молитве обеденной, ночной и вечерней, а также витр намаз является самой настоятельно рекомендуемой наряду с ратибатом до утренней молитвы.
Как совершить витр-намаз?
В составе молитвы витр определенное число намазов по два ракаата, а завершается нечетным намазом, который состоит из 1 ракаата.
Витр намаз, при котором совершают одиннадцать ракаатов, считают самым ценным, а ограничиваться только одним ракаатом нежелательно. Если совершается больше, чем три ракаата вместе с одним салямом, то в последнем ракаате читают один ташаххуд или в последних двух ракаатах читают два ташаххуда, но более двух нельзя читать. Самым предпочтительным будет совершить намаз витр по два ракаата, затем произносить салям, а в завершении прочитать один ракаат.
Нежелательно совершать витр намаз из трех ракаатов и одного саляма, поскольку этим мы уподобляем его вечернему, а его Пророк Мухаммад ﷺ запретил нам.
Есть вариант, когда он состоит из одного намаза, состоящего из четного числа ракаатов, которые выполняются непрерывно, их может быть от двух до десяти, а потом завершается намазом, в котором один ракаат. Нет обязательного предписания, что придерживаться следует одного из этих способов, можно чередовать методы совершения этой молитвы. Пророк Мухаммад ﷺ , как следует из некоторых хадисов, совершал эту молитву и тем способом, и другим.
Витр намаз из трех ракаатов может быть исполнен двумя разными вариантами:
- В первом варианте следует выполнить 2 ракаата, как это делают в обычной молитве двухракаатной, а затем совершают один ракаат, читая дуа «Кунут» перед совершением поясного поклона.
- Во втором варианте выполняют три ракаата подобно тому, как это делают в молитве Магриб, но есть отличие. Если в намазе Магриб, когда совершают земной поклон после совершения второго ракаата, читается молящимися ташаххуд, то при совершении витр намаза не читается, а следует сразу же встать на третий ракаат.
В данном видео приводится хадис о дуа, читаемом в намазе-витр:
По мнению ряда ученых, первый способ совершать витр намаз более предпочтителен. Его могут рассматривать в качестве части ночной молитвы, являющейся сунной, а завершать ее рекомендуют отдельным одним ракаатом. Читать его разрешается и после Иша-намаза сразу, и перед тем, как отойти ко сну, а также можно читать его во время последней трети ночи, и особая благодать содержится в это время. Если же у мусульманина есть опасения, что в период последней трети ночи он может не проснуться для того, чтобы совершить молитву, то лучше ему совершать его перед сном.
Какие суры читаются?
Когда совершают трехракаатный витр намаз, читать следует после того, как читается «Аль-Фатиха», дополнительные суры – в первом ракаате «Аль-А ‘ ля», во втором — «Аль-Кафирун», а в третьем — «Аль-Ихляс».
Дуа кунут
Дуа «Кунут» — мольба, которую читают в третьем ракаате: или до поясного поклона, или после в намазе витр.
Согласно одному из мнений, в есь год следует ежедневно читать дуа «Кунут», как того требует Ханафитский мазхаб, по Шафиитскому мазхабу оно читается в течение второй половины священного месяца Рамазан.
По мнению некоторых ученых, это дуа всякий раз читать необязательно, когда совершаешь витр намаз, поскольку нет какого-либо указания, что каждый раз это дуа читал Пророк Мухаммад ﷺ .
Текст кунута
Дуа «Кунут» содержит такой текст: «О Аллах, веди меня прямым путем, подобно тем, кого Ты ведешь прямым путем, и избавь меня (от всего дурного), в числе тех, кого Ты избавил, и опекай меня среди тех, кого Ты опекал, и благослови меня в том, что Ты даровал, и защити меня от того, что Ты предрешил, ибо Ты решаешь, а о Тебе решений не принимают, и, поистине, не будет унижен тот, кого Ты поддержал, как не познает славы тот, с кем Ты стал враждовать! Благословенный Ты – Господь наш, и Возвышенный!»” Абу Дауд 1425, ан-Насаи 3/248.
Дуа кунут на арабском читаемое в последнем ракаате молитвы витр
Транскрипция: Аллахумма-хдини фи ман хадайт, уа ‘ афини фиман ‘ афайт, уатауалляни фиман тавалляйта, уабарикли фима а ‘ тайт, уакъини шарра ма кадайт, фаиннака такъды уаля юкъда ‘ аляйк, иннаху, ля йазиллю ман уаляйт, уаля я ‘ иззу ман ‘ адайт, табаракта Раббана уата ‘ аляйт.
Пророком ﷺ достоверно установлена только эта единственная мольба къунут.
После произнесения этой мольбы можно обратиться к Всевышнему с мольбой за посланника Аллаха ﷺ , сподвижники поступали так, а среди них был и Убай ибн Ка ‘ б, и Абу Халима Му ‘ аз аль-Ансари – эти сподвижники делали так во время Рамадана в витре.
Передается также, что во время в итра ‘Умар ибн аль-Хаттаб говорил в дуа кунут следующее: «О Аллах, Тебе мы поклоняемся. Тебе молимся и пред Тобой совершаем земные поклоны, к Тебе устремляемся и спешим, о Твоём милосердии просим и Твоего наказания страшимся, поистине, наказание Твоё постигнет неверных! О Аллах, поистине, мы просим Тебя о помощи, и просим Тебя о прощении, и благодарим Тебя за благо, и не являемся неверующими в Тебя, и веруем в Тебя, и покоряемся Тебе и отрекаемся от тех, кто в Тебя не верует». аль-Байхакый 2/211.
Транскрипция: Аллахумма, ийака на ‘ буд, уаляка нусалли уа насджуд, уа илейка нас’а уанахфид, нарджу рахматак, уанахша ‘ азабак, инна ‘ азабака биль-кяфирина мульхак. Аллахумма, инна наста ‘ инука, уа настагъфирук, уанусни ‘ аляйкя-льхайра, уаля накфурук, уа ну’мину бика, уанахда ‘ у ляк, уанахля ‘ у ман йакфурук.
То, что сподвижники поступали так, указывает, что к Аллаху можно во время кунута обращаться с любой мольбой помимо той, которой своего внука обучил Пророк Мухаммад ﷺ .
Если дуа «Кунут» совершающий молитву мусульманин не знает, он может вместо него произносить текст: «Раббанаа аатина фид-дуньяя хасанатан, ва филь-аахырати хасанатан ва кынаа азаабан-наар«, который переводится как просьба к Господу дать верующему благое в настоящей земной жизни и будущей, а также защитить от мучений Ада.
Обязательность дуа-кунут
В связи с витр намазом часто задают вопросы относительно совершения мольбы Кунут. Ее произносят в последнем ракате витр намаза и, по мнению некоторых ученых, эта мольба является обязательной, и если ее оставляешь, то после должен искупить это совершением саджда сахуа, то есть искупительных земных поклонов. Читать эту молитву можно как до совершения поясного поклона, так и после него, но читать до поясного поклона предпочтительнее, поскольку именно так делал Пророк Мухаммад ﷺ , как о том свидетельствуют шейх аль-Альбани и хафиз аль-Иракый.
Зикр после намаза-витр
Пророк Мухаммад ﷺ , когда завершал витр намаз, произносил три раза вслух слова «Субхааналь-маликиль-куддуус» , перевод на русский: » Слава Святому Владыке (Аллаху)».
Совершение витра путешественником
Витр намаз относится к сунна-намазам, то есть желательным, и его время – после ночной молитвы до утренней. Мусафир, то есть тот, кто находится в пути, может перенести ночную молитву, совершая ее после вместе с вечерней, и витр намаз он может совершить после этого, не дожидаясь времени, когда следует совершать ночную молитву.
Читается одним молящимся или джамаатом?
Совершается витр намаз без джамаата, то есть индивидуально, и только в период Рамазана рекомендуется совершать его коллективно, то есть джамаатом. Во вторую половину Рамазана в стоянии после совершения поясного поклона в последнем ракаате рекомендуется произносить молитву «аль-Кунут».
Из всех намазов-сунна витр намаз – самый ценный из тех, что совершаются без джамаата, то есть индивидуально. Также он ценнее, чем ратибаты, который относятся к сунна-намазам и совершают их вместе с молитвами фарз, то есть обязательными.
Ценность витр-намаза
Мазхаб имама Абу-Ханифы обозначает совершение этой молитвы ваджибом, то есть необходимым, поэтому не следует пропускать ее.
В ряде хадисах говорится о том, какой ценностью обладает витр намаз: в приведенном ат-Тимирзи хадисе, который также привели Абу-Дауд, ибну Маджах и ан-Насаи, сказано: «Поистине, Аллах – витр (то есть Один), и Он любит витр. О народ Корана, соблюдайте витр».
Эта молитва обладает рядом достоинств. На это особенно указывает тот факт, что Пророк Мухаммад ﷺ постоянно совершал эту молитву, даже если находился не дома, а в путешествии, и одно это уже указывает на его важность. По постановлению Шариата, витр намаз является сунна муаккада, то есть сунной усиленной.
Если пропустил, можно ли восполнить?
В случае пропуска этой и ночной молитвы, нужно сначала возместить ночную молитву, а потом возместить витр намаз.
Возмещение витр намаза, если верующий пропустил ее, считают дозволенным многие ученые, и на это указывал сам Пророк Мухаммад ﷺ в хадисе, переданном Абу Саидом Худри. Сунна – его возмещение в процессе молитвы «духа» до восхода солнца. Возмещая витр намаз, следует его совершать не нечетным, а парным числом ракаатов.
Молитва (намаз) Витр
Аудио версия настоящей статьи:
Все без исключения мусульманские богословы сходятся во мнении об обязательности (на уровне сунны) совершения молитвы Витр [1] ввиду ее особой важности и значимости [2]. Об этой молитве последний посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «[Молитва] Витр — обязанность каждого мусульманина. Кто хочет читать пять [ракяатов], пусть читает. Кто — три [ракяата], пусть читает. Кто — один [ракяат], то пусть читает» [3];
«[Молитва] Витр — это обязанность. Кто не совершает ее, тот — не из нас [4]» [5]. В то же время необходимо обратить внимание на следующие слова имама ‘Али: «Витр по степени обязательности не равнозначен пяти обязательным молитвам, однако Витр — это установление Пророка» [6].
Время совершения Витр
Период после ночной молитвы (Иша, пятая обязательная) и до начала утренней[7].
Порядок совершения Витр
Особенности молитвы Витр
В отличие от последовательности совершения обычной молитвы, у Витра есть следующие особенности.
1. Чтение определенных сур
После суры «аль-Фатиха» (как у ханафитов, так и у шафиитов) является желательным чтение суры «аль-А‘ля» в первом ракяате, суры «аль-Кяфирун» во втором и суры «аль-Ихляс» в третьем.
Сура «аль-А‘ля»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الْأَعْلَى
الَّذِي خَلَقَ فَسَوَّى
وَالَّذِي قَدَّرَ فَهَدَى
وَالَّذِي أَخْرَجَ الْمَرْعَى
فَجَعَلَهُ غُثَاءً أَحْوَى
سَنُقْرِئُكَ فَلَا تَنسَى
إِلَّا مَا شَاءَ اللَّهُ إِنَّهُ يَعْلَمُ الْجَهْرَ وَمَا يَخْفَى
فَذَكِّرْ إِن نَّفَعَتِ الذِّكْرَى
سَيَذَّكَّرُ مَن يَخْشَى
الَّذِي يَصْلَى النَّارَ الْكُبْرَى
Видео (кликните для воспроизведения). |
ثُمَّ لَا يَمُوتُ فِيهَا وَلَا يَحْيَى
قَدْ أَفْلَحَ مَن تَزَكَّى
وَذَكَرَ اسْمَ رَبِّهِ فَصَلَّى
بَلْ تُؤْثِرُونَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا
وَالْآخِرَةُ خَيْرٌ وَأَبْقَى
إِنَّ هَذَا لَفِي الصُّحُفِ الْأُولَى
صُحُفِ إِبْرَاهِيمَ وَمُوسَى
Транскрипция: «Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим. Саббихисма раббикяль-а‘ля. Аллязии халяка фасавва. Вал-лязии каддара фа хэдэ. Вал-лязии ахраджаль-мар‘а. Фаджа‘аляху гусааэн ахва. Санукриукя фа ляя тансэ. Илляя маа шээаллаах. Иннаху я‘лямуль-джахра ва маа яхфа. Ва нуяссирукя лиль-юсра. Фазаккир ин-нафа‘атиз-зикра. Саяззаккяру майяхша. Ваятаджаннабухаль-ашка. Аллязии ясля ннаараль-кубра. Сумма ляя ямууту фиихяя ва ляя яхья. Кад афляха мэн тазаккя. Ва закярасмя раббихи фасолля. Бяль ту’сирууналь-хаяятэд-дунья. Валь-аахырату хайрув-ваэбка. Инна хаазаа ляфис-сухуфиль-ууля. Сухуфи ибраахиимэ ва муусэ» (Св. Коран, 87).
Сура «аль-Кяфирун»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
قُلْ يَا أَيُّهَا الْكَافِرُونَ
لَا أَعْبُدُ مَا تَعْبُدُونَ
وَ لَا أَنتُمْ عَابِدُونَ مَا أَعْبُدُ
وَ لَا أَنَا عَابِدٌ مَّا عَبَدتُّمْ
وَ لَا أَنتُمْ عَابِدُونَ مَا أَعْبُدُ
لَكُمْ دِينُكُمْ وَلِيَ دِينِ
Транскрипция: «Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим. Куль яя айюхаль-кяяфируун. Ляя а‘буду маа та‘будуун. Ва ляя антум ‘аабидууна маа а‘буд. Ва ляя ана ‘аабидум-маа ‘абадтум. Ва ляя антум ‘аабидууна маа а‘буд. Лякум диинукум ва лия диин» (Св. Коран, 109). Перевод: «Именем Бога, милость Которого вечна и безгранична. 1) Скажи: «О безбожники! 2) Я не поклоняюсь тому, чему вы поклоняетесь, 3) а вы можете не поклоняться тому, Кому я поклоняюсь, 4) я не стану поклоняться тому, чему вы поклоняетесь, 5) а вы можете не поклоняться тому, Кому я поклоняюсь! 6) У вас — ваша вера, а у меня — моя!» Сура «аль-Ихляс»
قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ. اَللَّهُ الصَّمَدُ . لَمْ يَلِدْ وَ لَمْ يوُلَدْ. وَ لَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ .
Транскрипция: «Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим. Куль хува ллааху ахад. Аллааху ссомад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям якул-ляху куфуван ахад» (Св. Коран, 112). Перевод: «Именем Бога, милость Которого вечна и безгранична. Скажи: «Он, Господь, Един. Он Вечен [только Он — тот, в Котором все и до бесконечности будут нуждаться]. Не родил и не был рожден. И никто не может равняться с Ним».
2. В молитве Витр читается ду‘а «Кунут»
У ханафитов данное ду‘а в Витре читается ежедневно в течение всего года, а у шафиитов — во второй половине месяца Рамадан [14]. У ханафитов это ду‘а читается про себя [15] в третьем ракяате до совершения поясного поклона после суры «аль-Ихляс». Молящийся со словами «Аллаху акбар» поднимает кисти рук на уровень ушей, затем опускает их в исходное положение и читает «Кунут». После прочтения ду‘а молящийся делает поясной поклон и в обычном порядке завершает свою молитву. У шафиитов это ду‘а также читается в третьем ракяате, но только без поднятия кистей рук, как у ханафитов, и вслух [16]. После того как молящийся совершил поясной поклон и выпрямился, он не сразу опускается для земного поклона, а сначала читает ду‘а «Кунут» [17] и лишь затем в обычном порядке заканчивает молитву, совершая земной поклон.
Ду‘а «Кунут»
اَللَّهُمَّ إِناَّ نَسْتَعِينُكَ وَ نَسْتَهْدِيكَ وَ نَسْتَغـْفِرُكَ وَ نَتُوبُ إِلَيْكَ وَ نـُؤْمِنُ بِكَ وَ نَتَوَكَّلُ عَلَيْكَ وَ نـُثْنِي عَلَيْكَ الْخَيْرَ كُلَّهُ نَشْكُرُكَ وَ لاَ نَكْفُرُكَ وَ نـَخْلَعُ وَ نَتـْرُكُ مَنْ يَفْجُرُكَ
اَللَّهُمَّ إِياَّكَ نـَعْبـُدُ وَ لَكَ نُصَلِّي وَ نَسْجُدُ وَ إِلَيْكَ نَسْعَى وَ نَحْـفِدُ ، نـَرْجُو رَحْمَتَكَ وَ نَخْشَى عَذَابَكَ إِنَّ عَذَابَكَ بِالْكُفَّارِ مُلْحِقٌ
وَ صَلِّ اللَّهُمَّ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِهِ وَ صَحْبِهِ وَ سَلِّمْ
Транскрипция: «Аллаахумма иннаа наста‘иинукя ва настахдиикя ва настагфирукь, ва натуубу иляйкь, ва ну’мину бикя ва натаваккялю ‘аляйкь, ва нуснии ‘аляйкяль-хайра кулляхь, нашкурукя ва ляя накфурукь, ва нахля‘у ва натруку ман яфджурукь. Аллаахумма ийякя на‘буду ва лякя нусаллии ва насджуд, ва иляйкя нас‘а ва нахфид, нарджуу рахмэтакя ва нахшаа ‘азаабакь, инна ‘азаабакя биль-куффаари мульхик. Ва солли, аллаахумма ‘аляя сайидинаа мухаммад, ва ‘аляя ээлихи ва сахбихи ва саллим» Перевод: «О Аллах! Мы взываем к помощи Твоей, просим вести нас по верному пути, просим у Тебя прощения и каемся. Веруем и полагаемся на Тебя. Мы славим Тебя наилучшим образом. Благодарим Тебя и не отрицаем. Отвергаем и оставляем (покидаем) всех тех, кто вершит беззаконие и распутство. О Господи! Тебе одному поклоняемся, молимся и кланяемся. К Тебе стремимся и направляемся. Надеемся на милость Твою и страшимся кары Твоей. Поистине, кара Твоя постигает безбожников! Да благослови, о Всевышний, и приветствуй пророка Мухаммада, род его и сподвижников». Если молящийся не успел выучить ду‘а «Кунут», то в первое время вместо него он может читать следующее известное ду‘а:
رَبَّناَ آتِناَ فِي الدُّنـْياَ حَسَنَةً وَ فِي الأَخِرَةِ حَسَنَةً وَ قِناَ عَذَابَ النَّارِ
Транскрипция: «Раббанаа ээтина фид-дуньяя хасанатэн, ва филь-аахырати хасанатэн ва кынаа ‘азаабан-наар» [18]. Перевод: «Господь наш! Дай нам в этой и в будущей жизни благое, защити нас от мучений Ада». У шафиитов может читаться как упомянутая форма ду‘а «Кунут», так и та, которую они читают во втором ракяате утренней молитвы. Можно также объединить эти молитвенные формулы [19]. Наилучшей у них является та форма, что читается в утренней молитве:
اَللَّهُمَّ اهْدِناَ فِيمَنْ هَدَيْتَ . وَ عاَفِناَ فِيمَنْ عاَفَيْتَ .
وَ تَوَلَّناَ فِيمَنْ تَوَلَّيْتَ . وَ باَرِكْ لَناَ فِيماَ أَعْطَيْتَ .
وَ قِناَ شَرَّ ماَ قَضَيْتَ . فَإِنـَّكَ تَقْضِي وَ لاَ يُقْضَى عَلَيْكَ .
وَ إِنـَّهُ لاَ يَذِلُّ مَنْ وَالَيْتَ وَ لاَ يَعِزُّ مَنْ عاَدَيْتَ .
تَباَرَكْتَ رَبَّناَ وَ تَعاَلَيْتَ. فَلَكَ الْحَمْدُ عَلىَ ماَ قَضَيْتَ. نَسْتـَغـْفِرُكَ وَنَتـُوبُ إِلَيْكَ .
وَ صَلِّ اَللَّهُمَّ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ اَلنَّبِيِّ الأُمِّيِّ وَ عَلىَ آلِهِ وَ صَحْبِهِ وَ سَلِّمْ .
3.«Субхааналь-маликиль-куддуус»
После завершения молитвы Витр пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) трижды говорил вслух: «Субхааналь-маликиль-куддуус»
سُبْحَانَ الْمَلِكِ الْقُدُّوسِ
В третий раз — протяжно и громко [20].
4. Коллективное чтение только в Рамадан
Молитва Витр совершается каждым из молящихся отдельно и читается про себя. Вместе с имамом она совершается только во время месяца Рамадан. Имам читает ее вслух, так же как и фарды утренней, вечерней или ночной молитв. Вслух читаются все три ракяата.
Хадисы о намазе Витр
Повторю некоторые высказывания пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) о молитве Витр: «[Молитва] Витр — обязанность каждого мусульманина. Кто хочет читать пять [ракяатов], пусть читает. Кто — три [ракяата], пусть читает. Кто — один [ракяат], то пусть читает» [21].
Последняя молитва ночи
Время совершения и условия восполнения
Известны два высказывания Пророка: «Читайте Витр до наступления утра» [38].
В каких случаях читают дуа Кунут: транскрипция текста
Текст дуа Кунут – это молитва священного Корана, которая произносится во время обязательных ежедневных намазов. В словах кроется уверование во Всевышнего с надеждой на помощь в решении проблем.
Что такое Кунут и его значение
Дуа является спорным вопросом для многих праведных мусульман. По мнению разных направлений ислама, Кунут произносится по-особому. Молитва читается во время обязательных ежедневных намазов в тяжелое, смутное время:
- утренняя двукратная дуа (фаджр);
- полуденная четырехкратная (зухр);
- предвечерняя четырехкратная (аср);
- вечерняя трехкратная молитва (магриб);
- ночная четырехкратная (иша).
Кунут дуа َللَّهُمَّ اهْدِنَا в переводе с арабского языка дословно обозначает «О, Всевышний Аллах, веди нас». Махдина должна произноситься после поясного до земли поклонения. Праведный мусульманин наклоняется, подносит руки к своему лицу, открывает ладони.
В некоторых направлениях ислама дуа читается ежедневно только в утреннем намазе. Кунут произносят, когда пытаются найти проведение Всевышнего, одобрение на предстоящие поступки. Молитва помогает увидеть выход из тяжелого положения.
Кунут (ханафитский мазхаб) لقنوت (ал-кнут) – молитва, включенная в третий раакат намаза. Витр وتر в переводе с арабского языка означает нечетный, он необязательный и относится к желательным молитвам. Текст читается после ночной Иша и включает в себя нечетное количество раакатов (частей).
Дуа читается в последнем раакате. Витр и Кунут делается только по велению сердца. В священный месяц Рамадан он произносится после Таравих-намаза. Многие исламские ученые, ханафиты, считают витр обязательными ваджаб и греховным оставлять священные слова. В желательном прошении праведник просит Всевышнего направить его на путь истинный, дать силу и просит прощение за совершенные грехи кается в проступках.
Текст и транскрипция на арабском
Дуа Кунут на арабском языке:
اللَّهُمَّ إِنَّا نَسْتَعِينُكَ وَنَسْتَغْفِرُكَ وَ نَسْتَهْدِكَ وَنُؤْمِنُ بِكَ وَ نَتُوبُ إِلَيْكَ وَنَتَوَكَّلُ عَلَيْكَ وَنُثْنِى عَلَيْكَ الْخَيْرَ كُلَّهُ وَنَشْكُرُكَ وَلاَ نَكْفُرُكَ وَنَخْلَعُ وَنَتْرُكُ مَنْ يَفْجُرُكَ اللَّهُمَّ إِيَّاكَ نَعْبُدُ وَلَكَ نُصَلِّى وَنَسْجُدُ وَإِلَيْكَ نَسْعَى وَنَحْفِدُ نَرْجُو رَحْمَتَكَ وَنَخْشَى عَذَابَكَ إِنَّ عَذَابَكَ بِالْكُفَّارِ مُلْحِقٌ
Дуа Кунут в русской транскрипции для чтения:
«Аллаах-умма, инна наста ии’нукя у нстагфирук’ у настахдиикя у ну’мину бикя у натуубу ил’яйк, у натаваккялю ‘аляйк, у нуснии ‘аля-йкя-ль-хайра кул-ляхуу наш-курук, у ляя нак-фурук у нахля’у у на’труку маййа-фджурук. Аллах-умма, ийа-кя на’буду, у ля-кя н’солли у насджуд, у иляй-кя нас’а у нахфид, нарджу рахматакя, у нахша ‘азаба-кя, инна ‘азаба-кял жидда би-ль-куффри мул’хик».
Произношение слов дуа должно быть негромким голосом.
Правила чтения священного текста
Дуа Кунут Махдина не считается обязательной и читается в любом намазе и не ограничивается количеством. В мусульманском мире считается, что Аллах слышит праведников лишь в тяжелых моментах жизни и помогает просящим:
- ночь предопределения Всевышнего;
- период времени крайней трети ночи. Когда мусульманин внезапно просыпается посреди ночи, нужно начать молиться, Аллах услышит просьбу и поможет;
- обязательные ежедневные намазы;
- дуа во время непогоды. Дождь считается благодатным для прошения защиты у Аллаха и чтения Кунут;
- судж – поклонение. Если умирает праведный мусульманин, Аллах услышит всех молящихся за близких и родственников;
- молитва в священный праздник Рамадан;
- время Зикр – совершение коллективной мольбы к Аллаху;
- прошение милости детей за своих родителей и наоборот;
- дуа для человека, находящегося в пути;
- Кунут время поста или разговения;
- проблемная ситуация, когда мусульманин может положиться только на помощь Всевышнего;
- после обряда омовения перед каждым намазом;
- в период совершения ежегодного паломничества хаджа;
- дуа в святых местах для верующих (Мекка).
В мусульманской религии нельзя проделывать обряд в период менструации, в измененном сознании (алкоголь, наркотики).
В мусульманской религии хукм (местоположение) Витр намаза располагается на уровне сунны-муаккада. Время для проведения с последним раакатом дуа великий Кунут определено ночью после совершения последней обязательной молитвы Иша до восхода солнца, соответственно до утреннего двукратного Фаджр.
По мнению других религиозных исламских школ, необходимости восполнять пропуск дуа нет. Согласно записям хадисоведов, каждому праведному следует придерживаться четких правил совершения обряда прошения Кунут. В писаниях пророка Мухаммада сказано о важности правильного исполнения сунн Корана.
Священный хадис гласит: «Витр – необходимость каждого праведного мусульманина. Тот человек, кто считает неважным чтения молитвы, будет исключен из милости Всевышнего Аллаха» (Абу Дауд, аль-Хаким, Ахмад). В отношении порядка проведения ритуала среди исламских ученых множество разногласий.
В ханафитском и маликитском направлении ислама считается что перед дуа Кунут для витр намаза должно быть 2 рааката. Сначала совершается обязательная молитва магриб, то есть вечерняя. Особенность – чтение священных слов происходит в трех частях и в каждом произносится сура Корана.
Для шафиитского и ханбалитского мазхабов характерно 3 рааката, сидение кууд во средней части не совершается. Когда мусульманин заканчивает прочтение второго, он встает и продолжает сурой «Фатиха», которая считается дополнительной в Коране. Затем нужно сделать такбир, прочесть дуа. Порядок Кунут характерен для казахских, узбекских, таджикских мусульман и кыргызча. Ан-Насаи и Рашид Хаким упоминают для доказательства хадис, в нем сказано, что Заключительный посланник Аллаха произносил молитвенные слова без посадки на коврик в середине второго и третьего ракаата.
В богословско-правовых школах маликитского мазхаба ритуал витр-намаза условно делится на две части. Первая включает совершение двух раакатов – произносятся приветствие и хвала Аллаху (саляма). Потом делается перерыв в минуту и выполняется следующий обряд с Кунут. В подтверждение есть хадис Ибн Умара, в нем Пророк Мухаммад разделил витр-намаз на две части: два ракаата с приветствием и один с дуа.
В хадисе, написанном Айшой, утверждается: «Пророк Мухаммед делал витр в три ракаата, восхвалял и приветствовал Аллаха (салям) в окончании намаза». Дуа аль кунут – хвала Всевышнему в последнем раакате.
За один раз можно произнести более 3 частей. Их может быть 5-7-11, допустимо только нечетное количество раз. Возможно сделать обряд за 1 часть, в пример приводится сунна последнего посланника Аллаха. Хадис Аль-Бухари и Муслима говорит, что пророк Мухаммад допускает делать намаз и дуа в один раакат в случае недостатка времени до утра и перехода к обязательному утреннему двукратному обряду. Имам Абу Ханифа считал витр обязательным (ваджиб), его ученики Абу Йусуф, Мухаммад аш-Шайбани, основоположники трех других мазхабов — имам Малик, аш-Шафи и Ахмад считали совершение намаза с Кунут желательным (сунна-муккада), но не обязательным.
В какой суре находится текс дуа
В Коране дуа священный Кунут находится в Витр-намазе и относится к категории «сунна-муаккада».
Каждый последователь мусульманской религии выбирает свой путь и направление. После прочтения дуа, не нужно ждать сверхъестественное ответа Всевышнего. Нужно с чистым сердцем благодарить Бога. Говорите о помощи в поступках незапретных в Коране. Аллах услышит молитвы Кунут, направленные лишь с благими намерениями и с великой верой.
Как читать дуа после совершения намаза
Основной формой преклонения перед силой Аллаха является намаз. Большую силу имеет мусульманская молитва, в которой человек обращается к Аллаху с просьбой о благословении на совершение задуманных деяний или исполнения желаемого. Исполнение дуа после намаза является главным способом укрепления веры в исламе, способ выражения почитания всесильности Великого.
Как правильно делать дуа к Аллаху после намаза
Текст дуа основывается на сунне или аятах Корана, в которых описывается жизненный путь Пророка и доказывается могущество Бога.
Для понимания процесса мольбы после намаза к Аллаху, следует выяснить, какие тексты необходимо читать, в какой временной период, в какой последовательности совершать молитву и обращение, какая цель у прочтения. Исламисты не наделяют большим значением дуа, предпочитая другие виды молитв. Согласно мнению авторитетных историков и религиоведов, дуа к Аллаху является первостепенной формой обращения к Великому.
Азкары после намаза по сунне Пророка способны донести просьбу до Всевышнего при условии непоколебимой веры, целеустремленности в прочтении, искренности молящегося. Обращаться через молитву следует при любых обстоятельствах. Пророк говорил: «Желающий, чтобы его слово было услышано, должен произносить дуа не только ради очищения греха и просьбы о помощи, но и в благополучный период».
Прочтение молитвы после намаза имеет ряд требований. Мольба не должна быть громкой, читать желательно спокойным, размеренным голосом. Молитва должна начинаться с перечисления всех прекрасных имен Аллаха и припоминания светлого Пророка Мухаммада.
Не обязательно читать молитву в стихотворной форме, но именно на арабском языке обращение наиболее предпочтительней. Аварское и кумыкское прочтение также не порицается, но для остального мира желательно придерживаться именно арабских слов.
Для того чтобы приступить к намазу, необходимо пройти ритуал омовения и прочитать дуа. Если тело не было осквернено, достаточно пройти частичное омовение водой или песком. Помещение, в котором произносится молитва, и одежда человека должны быть чистыми. Согласно шариату, особые части тела, произносящего молитву, должны быть сокрыты.
Главное условие для дуа – внутренний настрой, концентрация на мольбе.
Обзор текстов дуа и их перевод
Дуа принято считать величайшим видом поклонения. При помощи текстов можно взаимодействовать с Богом, мольба является прочной связующей нитью между людьми и Аллахом.
Текст дуа после утреннего намаза может быть в различных вариациях. Распространенными являются:
В тексте произносится восхваление Аллаха как единственного в мире Великого Божества.
В мольбе после намаза говорится, что только Аллах обладает могуществом и силой.
В дуа сказано, что желания Всевышнего обязательно исполняются, но если Он не даст благословения – исполнения не будет.
«А’узуБилляхиМинашШайтанирРаджим. БисмилляхирРахманирРахим. АллахуЛяИляхаИлляХувальХайульКаййyум. ЛяаТа’хузухуСинатyвВаля Наум. ЛяхуМааФиссамаавати ВаМаа ФильАрд. МанЗаллязии Яшфа’уИндаху ИлляБиИзних. Йа’лямyМааБайнаАйдийхимВамааХальфахум ВаляйyхийтуунаБишайимМин ‘ИльмихииИлля БиМааШааа-А. Васи’аКyрсиййyхуСсамааваатиВальАрд. ВаляяЙаудухууХифзухума ВаХувальАлиййyльазийм».
В аяте, читаемой после намаза, «Аль-Курси» молящийся просит о помощи и защите от проделок Шайтана. Аллах, Всемогущий и Милостивый, владеющий небесами и знающий о происходящих событиях во всем мире, не допустит без Своего дозволения исполниться неугодным событиям. В дуа говорится, что Бог владеет небесами, Землей и эта ноша Его не тяготит.
«СубханаллахиУальХамдулилляхиУаЛяИлляхаИлляЛлаху УаЛлахуАкбар. УаЛяХауляУаЛяКуууата ИлляБилляхильАлий-ИльАзым».
В дуа Аллах признается единственным Богом и вопреки словам верящих в другую религию – Он чист от пороков, способен даровать силу духа и защиту.
Зикры после намаза по сунне пророка
Зикрой называется многократный повтор молитвы, заключающийся в восхвалении и прославлении имен Бога. Поминания начинают и заканчивают прочтение дуа. Желательно использовать зикры в молитве определенное количество раз:
- «АстагфируллахильАзыйм» — в количестве 3 раз;
- «СубханналлахиВальХамду ЛилляхиВаЛяя ИляяхаИллялахуВаллахуАкбар. ЛяяХауля ВаЛяяКуввата ИлляБилляхильАлийильАзыйм» — в количестве 1 раза;
- «АгузуБиЛляхиМинашШайтанирРаджим» — в количестве 1 раза;
- «БиссмилляхирРахманирРахим» — в количестве 1 раза;
- «Субханналах», «Альхамдулиллях» и «АллахуАкбар» — в количестве 33 раз.
Наглядно зикры после намаза представлены в аятах «Аз-Зуха» или «Утро», являющейся 93 сурой Корана.
«БисмилляхирРахманирРахиим. УадДухаа. УальЛяйлиИзаСаджаа. МаУадда`акаРаббукаУаМаКаля. УаЛяль`ахыратуХайрунЛякаМиналь-Уля. УаЛясауфаЙу`тикаРаббукаФатардаа. АлямЙаджидкаЙатимаанФа`ауаа. УаУаджадакаДаллянФахадаа. УаУаджадакаА`илянФа`агнаа. Фа`аммальЙатимаФаляТакхаар. УаАммасСа`иляФаляТанхаар. УаАмма Бини`матиРаббикаФахаддис».
В суре произносятся 2 клятвы после намаза: в активном времени и периодом спокойствия под присмотром Аллаха. Всемогущий приготовил при движении в сторону окончания существования – лучшую жизнь. Великий располагает знаниями о том, что каждое произошедшее событие является предвестником будущих свершений. В конце дуа верующего призывают к почтению сирот и обездоленных, преподнести им подаяние и совершить укрепление веры через возвещение людям о милости Господа.
Еще одним примером зикры после намаза является «Витр», который совершается нечетное количество раз и произносится с середины ночи до утра. 1 ракаат заключается в прочтении суры «Аля»:
«СаббихисмаРаббикаль-АЛя. АльЛязиХалякаФасаууаа. УальЛязи КаддараФахадаа. УальЛязиАхраджальМарАа. ФаджаАляхуГусаАнАхуаа. СанукриУкаФаляТансаа. ИляМа ШаААллаху. ИннахуЙа`ЛямульДжахраУа МаЙахфаа. УаНусайирукаЛил-Юсра. ФазаккирИнНафа`Атиз-Зикраа. СайаззаккаруМанЙахшаа. УаЙатаджаннабухальАшкаа. АльЛязиЙаслян-НаральКубраа. СуммаЛяЙамуту ФихаУаЛяЙахйаа. КадАфляхаМанТазаккаа. УаЗакарасмаРаббихиФасалля. БальТу`СирунальХайаатадДунья. УальАхиратуХайрунУаАбкаа. ИннаХаза ЛяфисСухуфильУля. СухуФи ИбрахиимаУаМусаа».
Согласно переводу в дуа, произносится восхваление имени Всевышнего, сотворившего весь мир. Он указывает путь в предопределенной судьбе, в которой основал пастбище и уничтожил до состояния темного сора. Согласно молитве, преуспеют те, кто сможет очиститься, поминая имя Великого и совершая намаз.
2 ракаат после намаза произносится в качестве дополнения:
«КульЯ Аюхаль-Кафируун. ЛяАгъбудумаТагъбудуун. Уаля-АнтумГабидууна МааАгъбуд. УаляАнаГабидун МааАбадттум. УаляАнтумГабидуунаМаа-Агъбуд. ЛякумДиннукумУаЛияд-Диин».
Молитва обращена к неверующим, которые поклоняются ложным Богам. Молящийся в дуа говорит, что поклонение прочих не сравнимо с верой и почитанием Единого Бога.
Текст третьего ракаата после намаза:
«КульХуаллаахуАхадэ. АллаахусСамадэ. ЛямЙалидэУа-ЛямЙуулядэ. УаЛям ЯкулляхуКуфуАн-Ахадэ».
Смысл зикры после намаза по сунне пророка заключен в назывании Аллаха – Единым и Самодостаточным Богом. Никто не может быть равен Всевышнему, так как Он не был рожден как все прочие.
В качестве дополнения к 3 ракаату после намаза следует произносить дуа-Кунут:
«Аллахумма, ИнНаа НастагыйнукяУаНастагъфирукя УаНугъминуБикя УаНаттауаккялюГаляйкя УаНузъниГаляйкяль-ХайраКуллях. НашкурукяУаЛя НакъфурукяУаНахънагуЛякяУа НахълягуУаНатруку МанЯкъфурук. Аллахумма! ИякяНагъбуду УаЛякяНусъалли УаНасДжуду УаИляйкяНас’а УаНахъфид. НарДжуРахмаатакя УаНахъАфу ГазабакяльДжидд. ИнНааГазабакя БильКяфириинаМульхикъ».
В тексте, читаемом после намаза, молящийся просит прощения и защиты у Всемогущего. Вера в силу и могущество Его заслуживает благодарности. Верующие подчиняются воле Всесильного и полностью предаются Ему. В дуа говорится о том, что верующие отрекаются от тех, кто отвергает Аллаха. В мольбе дается обещание, что каждая просьба, молитва и поклонение совершаются только для Бога, а все неверующие должны страшиться гнева, кары Его.
В каких случаях необходимо читать дуа
Дуа читается обособленно от других видов преклонения при намазе. Обращение к Всемогущему неразрывно связано с мирской жизнью, важно совершать мольбу в то время, когда шансы принятия молитвы наиболее велики:
- Ночью Ляйлятуль-Кадра.
- Будни Арафа.
- В течение месяца Рамадана.
- А ночь с четвертого на пятый день недели и в пятничный намаз.
- После полуночи.
- Перед восходом солнца.
- Когда читается азан и икамат.
- Между прочтением азана и икамата.
- После совершения намаза.
- При земном поклоне.
- При чтении Корана.
- После слов имама «амин».
- При употреблении воды священного источника Зам-зам.
- Когда кукарекает петух.
- При сборе мусульман на зикр.
- В момент смерти человека.
- При нахождении рядом с покойным.
- В дождливую погоду.
- При призыве на сражение.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Дуа к Аллаху после намаза может быть услышана Всевышним только при условии чистосердечного и безусловного поклонения Его воле. Искренняя вера и знание наиболее подходящих моментов для совершения дуа позволят заручиться поддержкой Бога и благословением на совершение дел.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.