Содержание
Преподобная Евфросиния Суздальская
Краткое житие преподобной Евфросинии Суздальской.
празднование совершается 18 сентября/1 октября
П реподобная Евфросиния Суздальская (+ 1250) (в миру Феодулия) была старшей дочерью черниговского князя Михаила Всеволодовича, мученическая кончина которого отмечается 20 сентября. Она с детства отличалась глубоким благочестием, которое воспитали в ней ее отец и приближенный к нему боярин Феодор. Когда пришло время, родители хотели выдать свою дочь замуж за суздальского князя Мину, потомка благочестивого варяжского князя Шимона. Феодулия покорилась родительской воле, но тайно молила Господа о сохранении девства, так как к тому времени она уже почувствовала призвание к иноческой жизни. Ее молитвы были услышаны: жених скоропостижно скончался, а сама Феодулия осталась в Суздале, куда она прибыла для заключения брака. Благочестивая княжна поступила в Суздальскую Ризоположенскую женскую обитель (основанную в 1207 году) и приняла постриг с именем Евфросиния. Совсем еще юная инокиня ревностно выполняла правила монашеской жизни, поражая остальных насельниц обители благоразумием, высокой духовной настроенностью и ранней зрелостью ума. На святую обратила внимание сама игумения и, приблизив ее к себе, стала готовить ее своей преемницей по игуменству. По преставлении игумении, преподобная продолжила духовное руководство обителью, сохраняя в ней примерный порядок.
В 1238 году Батый ворвался в город Суздаль и опустошил его. Однако, как свидетельствует летописец того времени, Ризоположенская обитель осталась невредимой по молитвам игумении Евфросинии. Еще при жизни преподобную глубоко почитали в народе за ее материнскую отзывчивость и многочисленные благодатные дарования. 25 сентября 1250 года преподобная Евфросиния преставилась к Богу. При гробе ее верующие стали получать благодатную помощь чудесным исцелением различных недугов.
18 сентября 1698 года по благословению патриарха Адриана митрополит Суздальский Иларион совершил прославление преподобной.
Житие преподобной Евфросинии, составленное в XVI веке иноком Суздальского Спаса-Евфимиева монастыря Григорием, было написано на основании достоверных рассказов инокинь Суздальского Ризоположенского монастыря, свято чтивших память преподобной Евфросинии.
Житие преподобной Евфросинии Суздальской
Память 25 сентября
Преподобная Евфросиния была дочерью исповедника Христовой веры, князя Михаила Черниговского. Долгое время супруга сего князя была бездетною; с теплою верою князь Михаил и княгиня, обращались к Пресвятой Богородице и к преподобным отцам Антонию и Феодосию, и со слезами молились благословить их плодом чрева. В одну ночь явилась им Пресвятая Богородица и сказала:
– Дерзайте, молитесь; ваше прошение исполнится, и в знак сего вы получите благоухание.
Сие видение привело их в ужас. Пробудившись от сна, они нашли у изголовья своего узел с ароматами, вложили их вдруг в кадильницу, и весь дом наполнился чудным благоуханием. И вельможи и домочадцы князя дивились сему неизреченному благоуханию. Князь Михаил и супруга его еще усерднее стали молиться Богу. После сего им снова явилась Пречистая Богородица и дала им в руки голубку, причем дом наполнился благоуханием. И в третий раз явилась им Пресвятая Богородица с преподобными Антонием и Феодосием и сказала:
– Молитвы ваши услышаны: у вас родится дочь, которую вы назовете Феодулиею; она будет служительницею Влахернской церкви.
– Скверна не коснется тела твоего.
Святая дева повиновалась воле своих родителей и отправилась в Суздаль; в то время, как она еще была на пути туда, жених ее умер. Прибывши в тот город, она постриглась в тамошней обители в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне и при пострижении получила имя Евфросинии. Великое послушание оказывала она инокиням сего монастыря; сильно изнуряла она плоть свою, неустанно заботилась о душе своей и ярко сияла всеми добродетелями. За свою святую жизнь Евфросиния получила от Бога дар пророчества; часто она поучала всех Евангельским словом и исцеляла многих больных. Во время нашествия нечестивого Батыя святая сохранила обитель от разорения своими молитвами. Преставилась она в вечную жизнь 25 сентября, – в тот самый день, в который приняла пострижение 6050 .
Святая родилась в 1212 г.
Святая Евфросиния преставилась в 1250 г.; ее честные мощи почивают в Суздальском Ризоположенском монастыре.
ГЕОРГИЕВСКОЕ СЕСТРИЧЕСТВО
Сестричество Милосердия Георгиевского храма: Подольск,ул.Б.Серпуховская,93. 8-916-780-69-99 mail:[email protected]
- Новости
- Дела Милосердия
- Отчеты о деятельности
- Соратник
- Паломнические поездки
- Молитвы
- Жития Святых
- Фотогалерея
- Творчество
- Объявления
- Православный календарь
- Медиатека
- Статьи с Православия.Ru
- Проповеди
- Общецерковные новости
- Мониторинг СМИ
- Помощь бездомным
Житие и Акафист Святой Преподобномученицы Параскевы.
О ее деятельности было донесено императору Антонину Пию (138-161), и святая Параскева предстала перед судом. Бесстрашно исповедала она себя христианкой. Ни обещания почестей и материальных благ, ни угрозы мучениями и смертью не поколебали твердости святой и не отвратили ее от Христа. Она была предана зверским истязаниям. Ей на голову надели раскаленный шлем и бросили в котел с кипящим маслом и смолой. Однако силой Божией святая мученица осталась невредимой. Император, желая проверить, горячо ли содержимое котла, приказал святой Параскеве брызнуть на него из котла. Святая исполнила повеление, и смола, попавшая на лицо императора, выжгла ему глаза. Раскаявшись, Антонин стал просить у святой мученицы прощение, и она исцелила его. Видя силу молитвы святой, император и многие из его слуг приняли святое Крещение. После этого император отпустил святую Параскеву на свободу.
Переходя с проповедью Евангелия с одного места на другое, святая Параскева пришла в город, где правителем был Асклипий. Здесь святую опять судили и приговорили к смерти. Ее повели к огромному змею, жившему в пещере, куда бросали приговоренных к смерти преступников. Святая Параскева крестным знамением поразила змея и осталась невредимой. Асклипий и горожане, видя такое чудо, уверовали во Христа и отпустили святую. Она продолжала свою проповедь. В городе, где правителем был некто Тарасий, святая Параскева приняла мученическую кончину. После жестоких истязаний ее обезглавили.
Мощи святой Параскевы были перенесены в Константинополь, где их в 1200 году видел русский паломник Антоний.
В Константинополе, на левой стороне бухты Золотой Рог, в местности Хас-Киой, был построен храм во имя святой Параскевы, который сохранился до наших дней. Ныне часть главы святой Параскевы находится в Афинах, в храме построенном в ее честь. Еще часть главы святой преподобномученицы хранится в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон.
В Свято-Духовском кафедральном соборе города Херсона почитается икона святой преподобномученицы Параскевы с частицей ее святых мощей.
Согласно предания, на месте мученической кончины святой Параскевы образовался целебный источник. Не одно столетие возле этого источника возводились храмы в честь святой преподобномученицы. В период средневековья таких храмов было шесть, остатки одного из которых сохранились и поныне. В 1864 году над святым источником был основан женский монастырь в честь святой Параскевы (урочище Топлу, Крым), который существует и сегодня.
Святая преподобномученица Параскева считается целительницей разных недугов, особенно болезней глаз, поэтому на иконах ее изображают держащей в руке блюдо, на котором видны глаза.
День памяти святой угодницы Божией Святая Церковь чтит 8 августа (н.ст.).
Преподобная Евфросиния Суздальская
Канон первый преподобныя Евфросинии Суждальския, глас 8.
Песнь 1
Ирмос: В оду прошед яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.
С ветом молитв твоих озари нас, с любовию приступающих святую память твою воспети, преподобная мати.
И спрошена молитвами и от чрева матерня избрана бывши, всю себе в жертву Христу Богу принесла еси и сосуд избран божественных даров явилася еси, блаженная.
С охранити хотящи девство Христу Жениху и послушание соблюсти родителем, молитвенно воззвала еси к Богородице и Тоя ходатайством желанное устроение жизни улучила еси, преславная.
Богородичен: В сего мя спасает Слово Пребожественное, из чрева Твоего воплотитися благоволившее, Чистая Мати Дево.
Песнь 3
Ирмос: Н ебеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче.
С вободу получивши от брака Божиим смотрением, красному добротою Христу обручилася еси произволением и, Тому усердно поработавши, ныне в Небесных обителех Того утешаешися обильно.
Н ебесная возлюбивши, вся красная мира сего оставила еси, преподобная, и, во обитель всельшися, неленостными труды постничества Богу угодила еси, Егоже моли спастися душам нашим.
В сенощными стоянии твоими безплотным Ангелом подобилася еси, тех споспешники имущи в твоих непрестанных к Богу молитвах.
Богородичен: П ризри на немощь рабов Твоих, Всепетая Богородице, и избави нас от скрытых сетей врага и губителя душ наших.
Седален, глас 3
П асома от Господа, яко овча кроткое, сопротивных полки победила еси благодатию Святаго Духа и, скончавши мужественно подвиг, венцы победныя прияла еси в Небесных селениих, идеже упокоевающися, Бога прилежно моли спастися душам нашим.
Песнь 4
Ирмос: У слышах, Господи, слух Твоего смотрения и прославих Тя, Едине Человеколюбче.
Б одренным оком ума твоего в зрении невидимаго Бога выну пребывала еси, блаженная: Егоже лицезрением ныне наслаждающися, моли уныния дреманию оттрястися от очей наших.
Б ожественным словом и благодатию Святаго Духа воспитавшися, на высоту добродетелей востекла еси, преподобная мати, ихже стезею шествовати и нас укрепи молитвами твоими.
О гнем Божественнаго страха попаливши страстей терние и теплотою Утешителя согревшися, была еси безстрастия зерцало, егоже причастники и нас покажи ходатайством твоим.
Богородичен: О мраченныя грехми души наша просвети, Пречистая, и во свете заповедей Сына Твоего и Бога ходити научи ны.
Песнь 5
Ирмос: П росвети нас повелении Твоими, Господи, и мышцею Твоею высокою Твой мир подаждь нам, Человеколюбче.
Н осящи крест свой, последовала еси позвавшему тя Господу бодренно, светильник инокиням бывши в житии твоем, преславная мати.
В терпении, послушании и воли своея отречении тесный путь совершивши, ныне в пространных селениих обитаеши, в няже доспети и нас устрои.
В ся красная мира сего поправши, буди нам помощница, изнемогающим в борении с прелестьми века сего.
Богородичен: П риснодеву поем Тя, Богородице: Ты бо Бога Слова плотию мирови рождши, пребыла еси Дева.
Песнь 6
Ирмос: М олитву пролию ко Господу и Тому возвещу печали моя, яко зол душа моя исполнися и живот мой аду приближися, и молюся, яко Иона: от тли, Боже, возведи мя.
М ногими подвиги плотская умертвивши стремления, и нас, подражати тебе в постничестве возжелавших, тесным путем твоим шествовати умудри.
В оздержание, молитву и любовь стяжавши, преподобная, иноческаго жития образ явилася еси, в немже преуспети и нам пособствуй ходатайством твоим.
П ослушания труды прешедши и всеми добродетельми украсившися, жезл настоятельства прияла еси во обители иночестей, ныне же венцем славы увенчана еси: сего ради ублажаем тя, преподобная.
Богородичен: Я же Бога Слова Избавителя миру плотию рождшая, избави, молимся, от сетей вражиих души наша, Богородительнице Чистая.
Кондак, глас 2
Д евства чистый сосуд елеем молитвы и любве исполнивши, неугасимый светильник в сердце своем возжгла еси, преподобная, с нимже бодренно в сретение Небеснаго Жениха изшедши, в чертог Того пресветлый прията была еси, идеже ныне водворяющися с лики Ангелов и святых, молися, молимся, Христу Богу, части дев юродивых избавитися нам.
Д евство возлюбивши, сохранения того испросила еси у Приснодевы и, к земному шествующи жениху, Небеснаго сретила еси, Емуже уневестившися, вся житейская оставила еси и, притрудное совершивши постническое житие, в Небесный чертог прията быти сподобилася еси, идеже ныне с лики Ангелов и святых водворяющися, моли Христа Бога сотворити и нас причастники блаженныя части твоея.
Песнь 7
Ирмос: О т Иудеи дошедше, отроцы в Вавилоне иногда, верою Троическою пламень пещный попраша, поюще: отцев Боже, благословен еси.
В остекши на высоту добродетелей и безстрастным во плоти житием Ангелом уподобльшися, рая сладости наследница быти сподобилася еси, взывающи: благословен еси, Господи Боже, во веки.
С ияющи светом безстрастия, от страстей молитвами твоими избавляеши притекающих к тебе молитвенно, преподобная, взывающих: благословен еси, Господи Боже, во веки.
П рестолу предстоящи Вседержителя, избавление от бед и скорбей молитвами твоими испроси нам, чтущим память твою, да взываем: благословен еси, Господи Боже, во веки.
Богородичен: П ресвятая Дево Богородице, ходатайством Твоим исцели наша телесныя немощи и душевныя недуги, да Тебе радостно воспоем: радуйся, Благодатная.
Песнь 8
Ирмос: Ц аря Небеснаго, Егоже поют вои Ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки.
З аповеди Господа внимающи, трезвением и бодренностию вся наветы и козни врага препобедила еси, от нихже и нам избавитися молитвами твоими сподоби.
Щ итом веры и шлемом упования вооружившися, полчища вражеская отразила еси молитвами твоими от обители, и ныне нас хранити не престай ходатайством твоим.
С рамных страстей совлещися рубищ, в красныя же добродетели ризы облещися сподоби нас молитвами твоими.
Богородичен: В ладычице Чистая, нас, к Тебе усердно прибегающих, от страстей и бед свободи молитвами Твоими.
Песнь 9
Ирмос: В оистину Богородицу Тя исповедуем, спасеннии Тобою, Дево Чистая, с безплотными лики Тя величающе.
Н ечистотами греховными оскверненных нас убели, блаженная Евфросиние, молитвами твоими, к покаянию подвигши ожестевшия души наша.
Н естяжанием упразднившися, безбедно преплыла еси житейское море, преподобная, егоже треволнений избавитися сподоби и нам, чтущим память твою.
Т оки слез твоих огнь страстей угасила еси, блаженная, ихже жжения избави и нас молитвами твоими.
Богородичен: Б уди нам прибежище, стена и покров, Пречистая Дево, да Тя с безплотными лики непрестанно величаем.
Светилен
С ветильник ногам нашим бысть житие твое, преподобная, емуже последующе, невечерняго Света безбедно достигнем.
София Суздальская
Многие княжеские жены впоследствии принимали постриг и становились монахинями, некоторые были принуждены к этому, а многие добровольно отдавали свою жизнь на служении Господу. К сожалению, Преподобная София (Соломония), супруга великого князя Василия Иоанновича была сослана в монастырь насильно, но это не помешало ей изгнать из своего сердца все нечистые и горделивые помыслы и посвятить свою жизнь искреннему и честному служению Творцу.
Житие преподобной
Соломония была дочерью Юрия Сабурова — боярина, из древнего рода, который, по преданию, происходит от Захарии Чета. Девушка в раннем возрасте лишилась родителей и была отдана на воспитание своей набожной тетке, которая постаралась дать племяннице необходимое на то время воспитание.
Будущий князь Василий III выбрал девушку себе в жены из 500 претенденток, говорят, что его поразила красота и кротость девушки, а также ее острый ум. Он взял ее себе в жены несмотря на то, что род Сабуровых в то время уже пришел в упадок и не был знатным и богатым. В 1505 году состоялось венчание Василия Иоанновича и Соломонии.
Супруги счастливо прожили вместе 20 лет, но крайне переживали и сожалели о том, что у них не было детей. Для князя наследник был необходим, иначе княжество погрязло бы в междоусобицах и войнах. Именно поэтому он принимает решение развестись с супругой и отправить ее в монастырь.
На заметку! Стоит отметить, что в княжеских дворах того времени все было подчинено Божьему закону — совершались ежеутренние и ежевечерние молитвы, соблюдались посты и во всем приветствовалась скромность и целомудрие. Именно поэтому решение князя о разводе было встречено с ужасом и спровоцировало большой скандал.
Митрополит Варлаам категорически отказался признавать развод и повторный брак, тем более венчать его. Тогда Варлаам был по решению князя лишен сана (это случилось впервые на Руси) и сослан в монастырь, а преподобный Максим Грек, посмевший поддержать митрополита заключен в темницу.
Василий III учредил нового митрополита Даниила, который поддержал его и благословил на развод. Впоследствии он же обвенчал князя с новой женой — литовской княгиней Еленой Глинской.
Этот брак принес Василию Иоанновичу долгожданного первенца — Иоанна Грозного, ставшего одним из самых жестоких правителей Руси.
Постриг и легенды о Соломонии
В ноябре 1525 года Василий велел постричь бывшую жену в монашество. Существует две теории:
- первая гласит, что Соломония со смирением приняла решения князя и приняла постриг беспрекословно;
- вторая же говорит, что великая княжна долго сопротивлялась и не могла поверить, что супруг после 20 лет брака так поступил с ней.
Согласно этой версии она даже сорвала с себя монашеское облачение и начала топтать его в ярости ногами во время церемонии, за что один из бояр, которые присутствовали при этом, не постыдился ударить ее свои кнутом. Теорию с насильственным постригом подтверждает и князь Андрей Курбский. Тем не менее, 25 ноября 1525 года Соломония приняла постриг от настоятеля Никольской обители с именем София.
Инокиня София была увезена в Покровский монастырь, который находится в Суздале, покровительницей которого была с 1518 года. Именно эта обитель впоследствии приняла не одну такую царственную невольницу.
О пребывании в монастыре Софии ходит множество легенд, согласно одной из них именно там София родила своего первенца царевича Георгия. Эту версию подтверждает рассказ Герберштейна, однако младенца никто не видел — дьяки и бояре, которых прислал князь Василий не были допущены до келии Софии.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Спустя некоторое время инокиня заявила о смерти малыша, но до сих существуют теории, что она сымитировала его смерть для сохранения жизни. В пользу этой версии говорит показанная боярам гробница ребенка, в которой впоследствии была обнаружена кукла.
Интересно! Существует легенда, которая говорит, что сын Софии впоследствии стал знаменитым разбойником Кудеяром, которым в свое время интересовался царь Иоанн Грозный.
Свидетельства современников, говорят, что София смирилась со своей судьбой и искренне стала служить Господу будучи монахиней. Однако трудности на ее пути не закончились — в 1533 году умирает Василий III и власть переходит к его вдове Елене, которая ссылает преподобную Софию в Каргополь. Там монахиня пребывала в тюрьме вплоть до 1538 года, а затем вернулась на службу в Суздаль.
Умерла святая София 18 декабря 1542 года в покои и мире, и была похоронена в подвале главного собора на территории монастыря, который стал ей домом.
Почитание
Судьба Софии и ее смиренность воле своего мужа покорила ее современников, так ее называли святой еще при жизни. Так называет ее и князь Андрей Курбский в письмах к Ивану Грозному. Легенда говорит, что сам царь положил на гроб преподобной пелену, которую сделала его жена Анастасия.
Впоследствии к гробнице Софии придут его сыновья с женами, первый царь династии Романовых Михаил и другие представители царских семей.
Ключарь Анания, описывая Суздаль, пишет о многочисленных исцелениях у гробницы преподобной Софии. Считается, что именно у ее гроба была исцелена княжна Анна Нечтева, а после спасения города от нашествия поляков преподобная становится покровительницей Суздали.
Важно! В 1650 году патриарх Иосиф признает София святой и разрешает почитать ее соответственно. Официально канонизируют ее в 1916 году, когда ее имя было внесено в Православный церковный календарь.
Мощи были обретены 14 августа 1995 года, когда были извлечены из монастырского подклета и перенесены в Покровский собор. Хранятся они там и сегодня, в закрытой раке и не демонстрируются прихожанам.
Существует чудотворная икона преподобной Софии, датируемая XVII столетием. На ней изображена монахиня с открытым, красивым лицом в зеленом монашеском одеянии, коричневой рясой и с багровой мантией.
Официально день памяти святой отмечается 1 (14) августа и 16 (29) декабря. В Эти дни совершается памятный молебен, читается акафист и люди молятся преподобной об исцелении от болезней (в частности, от глухоты и слепоты), о спасении души и об исцелении душевных расстройств.
Евфросиния Суздальская
В руках Господа находятся нити всех человеческих судеб. Некоторым людям Он изначально уготавливает судьбу своих угодников и служителей. К ним относится одна из самых почитаемых святых Древней Руси — преподобная Евфросиния Суздальская.
Житие
Сведения о жизни святой сподвижницы содержатся в труде монаха Григория, являющегося насельником суздальской Спасо-Емфимиевой мужской обители. Житие рассказывает о событиях, предшествующих рождению Божией угодницы, её праведной жизни и посмертных чудесах.
Рождение
Преподобная Евфросиния родилась в семье великого князя Черниговского Михаила и его жены Феофании. Многие годы супруги не могли зачать ребёнка. Они ездили на моления в Киево-Печерскую лавру, прося Господу и Богородицу послать им желанное дитя. В одно из пребывания в святой обители княжеская чета увидела сон, в котором Богородица оповестила их о скором рождении дочери.
Слово Матери Божией вскоре сбылось. Через некоторое время княгиня удостоилась ещё одного видения, в котором Святая Дева сказала, что девочку нужно назвать Феодулия. Богородица предсказала, что княжну ждёт монашеская стезя.
В 1212 г. в семье черниговского правителя родилась девочку, которую по завету назвали Феодулия. Вскоре после рождения юная княжна приняла крещение в Киево-Печерской лавре. Крестным отцом малышки стал игумен обители.
Интересно! Ещё до рождения девочке была предначертана судьба угодницы Господа, так как имя, данное ей при крещении переводится с греческого языка как «Раба Божия».
Детство
Особое предназначение Феодулии стало проявляться уже в раннем возрасте. Когда её кормилица употребляла мясную пищу, девочка отказывалась от груди целый день. Девочка росла спокойным и послушным ребёнком. Её обучением занимались отец — князь Михаил — и его советник — боярин Феодор. Помимо Священного Писания и религиозных текстов княжна изучала греческую философию, литературу, а также труды по медицине.
Дочь черниговского правителя отличалась не только умом и образованностью, но и красотой. При этом девушка имела скромный нрав, и вела благочестивый образ жизни. В годы отрочества ей было дано несколько видений, которые указывали ей, что её жизнь связана с монашеским служением Господу.
Важно! В это же время игуменья суздальского Ризоположенского монастыря получила откровение, гласящее, что она должна принять в обитель девушку, которая вскоре придёт к ней.
Начало монашеского пути
В 1233 г. Михаил Черниговский согласился выдать свою дочь за суздальского князя Фёдора Ярославича, который являлся родным братом Александра Невского. Послушная княжна отправилась в Суздаль, но в тайне от родителей молилась Богородице, прося Заступницу сохранить нетронутым её девство. Молитвы юной девы были услышаны.
Господу было угодно, чтобы её жених скончался в день свадьбы. Феодулия обратилась к игуменье Ризоположенского монастыря и попросила принять её в местную общину. Помня о чудесном видении, монахиня ответила согласием на мольбу девушки. С благословения родителей 25 сентября княжна приняла монашеский постриг под именем Евфросиния.
Интересно! Имя, которое юная инокиня приняла в честь святой Евфросинии Александрийской, в переводе с греческого означает «благомыслящая, радостная». Терпение, смирение и вера в Господа, помогли ей пройти через многие мирские скорби и обрести радость через монашеское служение.
Монашество
Несмотря на юные годы, Евфросиния являлась примером духовности, рассудительности и благоразумия. За практическими и духовными советами к ней обращались и монахини, и миряне. Праведница считала, что в обители необходимо исключить общение между юными инокинями и вдовами, пришедшими в монастырь после смерти супруга, так как воспоминания взрослых женщин могут искушать девушек и поселить в их душах смятение.
Следствием этого стало проведение раздельных служб для девиц и вдов, которое также коснулось прихожанок обители. Взрослые женщины посещали богослужения в Троицкой церкви, а монастырские и городские девушки совершали молитвы в соборном храме. Постепенно это разделение привело к выделению самостоятельной Троицкой женской монашеской общины.
Преподобная Евфросиния по возрасту не занимала никакой руководящей должности, но с прилежанием и смирением выполняла порученное ей служение. К нему относились следующие виды деятельности:
- пение в хоре девичьего монастыря;
- толкование Священного Писания;
- составление поучений для насельниц и прихожан обители.
Через некоторое время Господь наделил молодую подвижницу даром исцеления, который помог исцелить многих больных людей во время массовых эпидемий и моров. Некоторые девушки, вылеченные монахиней, оставались в обители.
В начале 30-х гг. Ефросиния некоторое время пребывала в молчании, предаваясь молитве и труду. Бог отметил ее даром пророчества. Ей открылась дата смерти игуменьи обители, а также мученическая кончина отца и боярина Феодора.
В 1238 г. инокиня получила откровение о скором разорении Суздали от рук отрядов хана Батыя. Господь позволил увидеть ей двух ангелов, которые охраняли обитель с луками в руках. Защитники поведали праведнице, что люди, находящиеся внутри монастырских стен, смогут обрести спасение от рук иноверных захватчиков.
Во время нашествия сёстры круглосуточно молились о защите обители. Спаситель услышал их молитвы, и войска Батыя не смогли подойти к её стенам. А сам хан не смог даже увидеть стен святыни, которую охраняли небесные воины.
В письме своему отцу, отправляющемуся в Орду, праведница увещевала его не отступать от православной Веры и с христианским смирением принять все уготованные испытания. После мученической смерти родителя, монахиня облачилась в простое рубище и долгое время предавалась строгому посту и молитве.
Важно! Однажды вышедшую в город монахиню увидел горожанин и предложил подарить ей новое платье. В ответ на эти слова инокиня сказала, что истинный христианин в первую очередь должен заботиться об обитателях своего дома. А для монахинь лучшей милостыней будут ладан, свечи и деревянное масло.
Последние годы жизни
После кончины игуменьи, принявшей её в общину, Евфросиния приняла на себя духовное руководство Ризоположенской обителью. Она строго следила за выполнением насельницами всех монашеских правил и обетов. При этом она являлась для сестёр и прихожан доброй наставницей и любящей матерью. При ней суздальская обитель стала одной из самых уважаемых монашеских общин на Руси.
Незадолго до смерти праведница стала свидетельницей землетрясения. В его разгар она увидела, что Богородица и святые предстоятели молят Господа сохранить город и спасти жизни его жителей. Землетрясение затихло, не причинив Суздали значительного урона.
Вскоре Божия угоднице увидела во сне своих отца и учителя Феодора. Они возвестили ей о скорой земной кончине. Через некоторое время инокиня заболела. Она приняла святое причастие, перекрестилась и тихо отошла к Господу в 25 день сентября 1250 г. Её тело похоронили в соборном храме.
Интересно! Ровно 17 лет провела преподобная Евфросиния в Ризоположенском монастыря, неся духовное служение и наставляя в христианских ценностях окружающих людей.
Чудеса по молитвам
Чудеса по молитве святой Евфросинии происходили и при жизни, и после её смерти.
Однажды вдовая знатная горожанка привела к праведной монахине свою бесноватую дочь. Вдова обещала оставить дочь в обители, если инокиня избавят её от беса. Как только зазвучали слова молитвы, отроковица заговорила грубым голосом, жалуясь на деятельность праведницы. Евфросиния продолжала молиться до тех пор, пока враг человечества не оставил её. Узрев случившееся чудо, вдова оставила свою дочь, которую звали Таисия, в монастыре.
В монастырской летописи упоминается случай избавления об одержимости по молитве у мощей преподобной княжны. В 1890 г. в монастырь привезли крестьянку, которая долгое время страдала от неизвестного недуга. Трижды привозили родственники Александру Чичваркину в монастырь в надежде получить исцеление от святых мощей Божией угодницы.
Но каждый раз бес сильно мучил несчастную женщину, не давая ей приблизиться к святыне. В третий приезд настоятельница позволила ей остаться на какое-то время в обители. Долгое время монахини читали над страдалицей акафист преподобной Евфросинии, но злой дух причинял ей ещё большие испытания.
Но однажды ночью Александра увидела у своей постели неизвестную ей монахиню, которая поднесла ей образ Богородицы и сказала, что мучения её закончены. Также явившаяся инокиня посоветовала не торопиться с отъездом из монастыря и прожить на его территории ещё 40 дней.
С этого дня крестьянка могла самостоятельно прикладываться к святыне, а по окончании указанного времени покинула обитель полностью исцеления от одержимости.
Почитание и канонизация
Узнав о кончине праведной монахини, в Ризоположенский монастырь пришло множество людей, стремящихся прикоснуться к ее телу и получить исцеление от физических и душевных недугов, а также избавиться от одержимости. Почитаемую в народе подвижницу веры отпевали высшие церковные иерархи епархии. К её захоронению, расположенному в соборном храме многие века приходили паломники.
Официальное почитание праведной княжны началось в середине XVI столетия при епископе Геннадии, который долгое время являлся настоятелем владимирского монастыря во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В течение 180 лет в монастырской летописи фиксировались чудеса, происходящие по молитве перед мощами Евфросинии. В 1698 г. митрополит Суздальский Илларион совершил чин прославления святой преподобной княжны.
Одновременно с общецерковным прославлением по благословению патриарха Адриана были обретены мощи преподобной инокини. При вскрытии могилы обнаружились нетленные останки и полностью сохранившиеся погребальные одеяния. Их с почестями переложили в новую раку и поместили у северного входа в главную церковь обители.
Святые мощи были вскрыты в феврале 1919 г. В отчёте специальной комиссии говорилось об обнаружении частей костей, завернутых в ткани. Их передали в фонд Суздальского краеведческого музея. Здесь они родились до 1988 г., когда святыню передали в церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. С 1993 г. этот храм оказался в руках раскольников — Российской православной автономной церкви. В начале текущего столетия часть мощей была передана в возрожденную Ризоположенскую обитель.
О чем молятся
Святой преподобной Евфросинии можно молиться в любой сложной жизненной ситуации, но самой действенной будет помощь в следующих случаях:
- обретение душевного покоя;
- исцеление физических недугов во время эпидемий;
- одержимость бесами.
Молиться можно как перед мощами в родном монастыре Божией угодницы, так и перед индивидуальной иконой, изображающей праведницу. Обращаться можно, читая текст специального акафиста. Но и простые слова, идущие от сердца, будут услышаны небесной предстоятельницей.
Евфросиния Суздальская — пример искренней веры и смирения. Они помогли ей преодолеть ей житейские испытания, коснувшиеся как её лично, так и Отчизну. В своих поучениях она отмечала, что только искренняя молитва и праведный труд могут к лучшему изменить жизнь христианина.
Преподобная София Суздальская
29 декабря (16 декабря ст. ст.) церковь почитает память прп. Софии Суздальской (в миру — великая княгиня Соломония Сабурова, первая жена Василия III). Преподобная подвизалась в первой половине ХVI века в Суздальском Покровском монастыре и еще при жизни прославилась своим богоугодным иноческим житием. На долю преподобной Софии выпало немало драматических событий, житие ее нетипично для классического образца: оно окружено множеством легенд и различных домыслов и может напоминать скорее художественный роман, однако вскоре по преставлении преподобная уже почиталась как местночтимая святая-чудотворица. Молитвы Софии Суздальской помогали от болезней глаз, глухоты, паралича и душевных расстройств, у ее гробницы происходили многочисленные исцеления.
Содержание
Житие преподобной Софии Суздальской
Преподобная София (Соломония) родилась ок. 1490 года и происходила из боярского рода Сабуровых (ветвь Сверчковых-Сабуровых). В 1505 году, когда Соломонии исполнилось 15 лет, будущий великий князь Василий III, достигший к тому времени 26-ти летнего возраста, по примеру византийских императоров устроил смотрины невест для предстоящей женитьбы. Из 500 русских красавиц благородных фамилий была выбрана Соломония. Венчал молодых митрополит Симон в Успенском соборе Московского Кремля. Впервые в московской истории правящий монарх брал в жены не иностранную принцессу и не русскую княжну, а невесту из семьи старомосковского боярства. В том же году великий князь Иван Третий скончался и Василий Иванович стал правителем русской земли, а Соломония — великой княгиней.
Но брак оказался бесплодным: великий князь не имел наследника престола. Василий был очень обеспокоен этим, так как выступал против того, чтобы его братья или их возможные сыновья стали претендентами на трон. Он даже запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын. После 20-ти лет совместной жизни Василий принял беспрецедентное по тем временам решение: развестись с первой законной супругой и вступить во вторичный брак с юной Еленой Глинской, дочерью литовского князя Василия Львовича Глинского, — от этого брака родился Иван Грозный.
Клавдий Лебедев. «Василий III, Великий князь Московский, вводит во дворец невесту свою, Елену Глинскую». 1526 г.
В лето 7031 Князь великии Василеи Иоанович постриже княгиню свою Соломонею, а Елену взят за собя. А все то за наше согрешение, яко же написалъ апостолъ: пустя жену свою, а оженится иною, прелюбы творит (Псковская летопись).
Московское общество не одобряло поступок великого князя: митрополит Варлаам, обличивший незаконность расторжения брака, был сведен с митрополичьего престола и, впервые в русской истории, лишен сана и заточен в монастырь, а преподобный Максим Грек, заступившийся за княгиню Соломонию, запрещен и также заключен в темницу. Все Вселенские патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский Марк предсказал рождение от второго брака младенца, который поразит мир своей жестокостью (Иоанна Грозного).
«Ты мне, недостойному, даёшь такое вопрошение, какого я нигде в Священном писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя», — ответил в 1525 году Василию III князь-инок Вассиан Патрикеев на его вопрос о возможности развода с супругой.
Но новый митрополит Московский Даниил одобрил расторжение брака, мотивируя это тем, что «неплодную смоковницу посекают». 25 ноября 1525 г. Соломонию постригли в Московском Богородице-Рождественском монастыре под именем София. Согласно разным источникам, великая княгиня не хотела принимать постриг. Подробно об этих событиях рассказано у Герберштейна:
Соломония, оказывается, энергично сопротивлялась постригу и растоптала монашеское одеяние. Многие бояре и церковники сочувствовали Соломонии, а боярин Берсень-Беклемишев даже пытался встать на ее защиту, но Василий яростно воскликнул: «Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!» Тогда один из ближайших советников Василия III, Иван Шигона, не только выразил ей резкое порицание, «но и ударил её бичом».
По другим источникам (из кругов митрополита Даниила), Соломония сама, «видя неплодство из чрева своего», просила разрешить ей принять постриг. Великий князь якобы долго сопротивлялся этому, но после того, как Соломония обратилась к Даниилу, вынужден был согласиться.
«В лето 7034 благоверная великая княгини Соломанида, видя неплодство чрева своего, яко же и древняя она Сарра, начат молити государя великого князя, да повелит ей облещися в иноческий образ» («Повесть о пострижении великия княгини Соломониды»).
Спустя пару месяцев великий князь женился вторично. Причем, вопреки московским обычаям, даже «изменил образ Божий» на лице: первый из русских государей, он решился сбрить бороду, чтобы выглядеть в глазах красавицы жены, воспитанной в других традициях, более моложавым и привлекательным.
После пострига инокиню Софию перевели в Покровский монастырь города Суздаля, который она патронировала ещё с 1518 года как великая княгиня. Там, смирившись со своей участью, она вела праведный образ жизни. Во время регентства Елены Глинской (1533-1538), согласно некоторым источникам, была София выслана в Каргополь, а потом вернулась в Суздаль.
Пострижение великой княгини Соломонии. Миниатюра из Лицевого летописного свода
Как утверждают хроники того времени, приняв своё новое положение, она нашла успокоение в молитве и монашеских трудах. Одно из преданий гласит, что инокиня, не боявшаяся никакой работы, собственноручно вырыла колодец для монастыря, когда обители не хватало воды. До наших дней сохранился сшитый ею покров на могилу преподобной Ефросинии Суздальской. Современниками София Суздальская почиталась как истинная подвижница, добротой и примерным служением снискавшая любовь и уважение сестёр-инокинь и всех, кто знал её.
Через 17 лет иночества, 16 декабря 1542 года, преподобная София скончалась и была похоронена в Суздальском Покровском монастыре. Она считается покровительницей города Суздаля.
Прославление и почитание преподобной Софии Суздальской
Легенды о преподобной Софии Суздальской
Существует легенда, что Соломония во время пострижения была беременна и уже в монастыре родила мальчика Георгия, которого она отдала в надежные руки, а сама объявила, что новорожденный скончался. По легенде, выросший сын Соломонии стал знаменитым разбойником Кудеяром, о котором сложена некрасовская «Песня о двенадцати разбойниках».
Австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн, посетивший Московское государство в 1517 и 1526 годах, написал книгу «Записки о Московии», в которой сообщал:
«Во время нашего тогдашнего пребывания в Московии некоторые клятвенно утверждали, что Саломея родила сына по имени Георгий, но никому не пожелала показать ребёнка. Мало того, когда к ней были присланы некие лица для расследования истины, она, говорят, ответила им, что они недостойны видеть ребёнка, а когда он облечётся в величие своё, то отомстит за обиду матери. Некоторые же упорно отрицали, что она родила. Итак, молва гласит об этом происшествии двояко» (Сигизмунд фон Герберштейн. Записки о Московии. — М.: МГУ, 1988).
В 1934 г. молодой исследователь Суздаля и директор Суздальского музея А.Д. Варганов производил археологические раскопки в подклете Покровского собора Покровского монастыря г. Суздаля. В ходе раскопок была обнаружена небольшая безымянная гробница, находившаяся между гробницами некоей «старицы Александры», умершей в 1525 г., и «старицы Софии», умершей в 1542г. Варганов был очень заинтересован безымянной гробницей: а вдруг это и есть гробница предполагаемого сына Соломонии Сабуровой и древняя легенда имеет подтверждение? Но вместо скелета он обнаружил в гробнице полуистлевшую от времени деревянную куклу, одетую в расшитые жемчугом распашонки. Отреставрированная, эта рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней — крышка от той гробницы.
Однако другие ученые нашего времени подвергают эту версию большому сомнению. Так, например, историк Дмитрий Володихин приводит сведения, что протокола вскрытия гробницы А.Д. Варгановым в 1934 году не существует, а протокол о раскопках, проводимых в монастыре в 1996 году, утверждает, что «погребения на этом месте не могло быть по причине физического отсутствия места для него, ибо фундамент представляет единый монолит».
Преподобная София Суздальская. Иконы
Множество икон, написанных в ХIХ–ХХ веках, представляют святую Софию Суздальскую в соответствии с византийским иконописным каноном: в монашеском клобуке и парамане иссиня-зелёного, почти землистого цвета, коричневой рясе и багровой или тёмно-вишнёвой мантии. Лицо и руки написаны охрой, большие округлые глаза, тонкий прямой нос, маленькие губы. Древнейшее изображение преподобной Софии датируется второй половиной ХVII века. Имя мастера, перенёсшего образ на доску, остаётся неизвестным. Предположительно, старейшая икона святой Софии была создана иконописцами в её родной обители. Интересно, что в традиционной иконографии, ведущей начало от этого изображения, присутствует обязательный атрибут — свиток, который держит София Суздальская. Икона эта считается чудотворной и, возможно, предназначалась для гробницы святой.
Преподобная София Суздальская. Икона из Покровского монастыря, Суздаль. ХVII в. София Суздальская, преподобная. Икона. Русь, XVII в. София Суздальская, преподобная. Икона София Суздальская, преподобная. Икона
Аки Евдокия: схима-празелень, мантия-багор, в руках обеих свиток, испод-санкирь, а инде пишет мантия у ворота стегнута, у подолу узлом связана, под мантиею руце видет, правая молебна, а в левой свиток.
Суздальский Покровский монастырь
Суздальский Покровский монастырь (основан в 1364 году), в котором подвизалась преподобная София, наиболее известен тем, что в 16-18 веках являлся местом заточения невольных царственных пострижениц. Имена знатных обитательниц сохранились в усыпальнице монастыря, расположенной под зданием Покровского собора. Это дочь Ивана III Александра, жена Ивана IV Анна Васильчикова, первая жена Владимира Старицкого Евдокия Нагая, Евпраксия Пожарская, царевна Анастасия. Здесь же были заключены вдова Василия Шуйского царица Мария Буйносова-Ростовская (переехала в Новодевичий монастырь), инокиня Параскева (царевна Феодосия Соловая) — вторая жена царевича Ивана Ивановича, сосланная за неплодность (погребена в Вознесенском монастыре, Москва) и инокиня Елена (царица Евдокия Лопухина) — жена Петра I (погребена в Новодевичьем монастыре, Москва).
В 1551 году после смерти годовалой дочери Ивана Грозного была заново отстроена Зачатьевская трапезная церковь, заменившая деревянное строение XIV века. Апсида была пристроена к ней в XVII веке, тогда же появилась поварня и было продолжено строительство ограды, начатое в XVI веке. В 1923 году монастырь был закрыт и разорён.
В 1950—1960-е годы монастырские постройки были реставрированы, в них открылись музейные экспозиции. В 1980-е годы здесь разместился туристско-гостиничный комплекс с рестораном и баром. В соборе был концертный зал.
Покровский собор Суздальского монастыря. Современный вид
Видео (кликните для воспроизведения). |
С 1992 года в древней обители возродилась монашеская жизнь. В настоящее время монастырь действующий. Ему принадлежат собор, здание богадельни, хозяйственные постройки. Избы-кельи построены заново в 1970-х годах на месте обветшавших старых домов.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.