Григорий палама молитва

Детально: Григорий палама молитва - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Григорий палама молитва

1) Поелику Бог есть сама благость, само милосердие и бездна благоволения, то кто вступит в единение с Ним, всяко сподобляется милосердия Его. Соединяются же с Ним стяжанием богоподобных добродетелей, сколь сие возможно, и богообщительной молитвою и молением. Но общение чрез добродетели богоподобные делает тщаливого о сем ревнителя способным к приятью божественного единения, однако ж не производит его; молитва же сильная священнодействуя совершает простертие человека к Богу и соединение с Ним, по существу своему будучи союзом разумных тварей с Создателем их, когда действо молитвы чрез теплое умиление и сокрушение превзыдет страсти и страстные помыслы. Ибо уму, пока он страстен, невозможно соединиться с Богом. Почему, пока он таков бывает, молясь, не улучает он милости Божией. Но поскольку отревает он страстные помыслы, постольку бывает, причастен плача и сокрушения. Соответственно же сокрушению и умилению сподобляется он и милостивого утешения, и долгое пребывая время в сих чувствах со смирением, переустраивает наконец вожделетельную силу души.

2) Когда единичный ум бывает тройственным, пребывая единичным, тогда он соединяется с Богоначальной Тройческой единицей, затворяет всякий вход прелести, погрешению и заблуждению, и становится выше плоти, мира и миродержителя. Избегши таким образом сетей их, всецело пребывает он в себе и в Боге, вкушая источающееся изнутри духовное радование. Бывает же единичный ум тройственным, пребывая единым в возвращении к себе самому и в восхождении чрез себя к Богу. Возвращение ума к себе есть хранение себя, а восхождение его к Богу производится молитвою. Когда

3) Умом называется и деятельность ума, состоящая в мыслях и разумениях; ум есть и производящая сие сила, называемая в Писании еще и сердцем. По сей силе ума, главнейшей между нашими силами, сущая в нас душа есть мысляща. В упражняющихся в молитве действо ума состоит в помышлениях (в богомыслии), и очищается удобно; порождающая то душа не очистится, если вместе не очищаются и все другие силы ее. Ибо душа есть нечто единое, имеющее много сил, почему она вся оскверняется, в какую бы из сущих в ней сил не вкралось зло, потому что они все состоят в общении с сею единой, по единству души. Поелику каждая из сил разные проявляет действия, то возможно, что, по особенному вниманию и тщанию, какое-либо из сих действий временно окажется чистым, но из сего нельзя

Святитель Григорий Палама и его учение

Второе воскресенье Великого поста посвящено святителю Григорию Паламе – святому, которому мы обязаны появлением молитвы «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а точнее ее непрестанным повторением (до 12 тысяч раз в день).

Будущий святитель родился в 1296 году в Константинополе в семье сенатора. Получил блестящее классическое образование, изучал грамматику, риторику, физику и логику. Особенно любил греческого философа Аристотеля. В 17 лет юноша восхитил византийский двор, прочтя лекцию о сочинении «Логика» этого античного мудреца.

В 18 лет или чуть позже он принимает монашество на Афоне.

К 1332 году святитель Григорий начинает писать богословские сочинения. Он оставил после себя множество сочинений – проповеди, полемические трактаты, богословские труды, но главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных энергиях и Фаворском свете. Подвижник с Божией помощью может очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом, увидеть нетварный фаворский свет, который было даровано увидеть апостолам на горе Преображения.

Часто идеи святителя Григория рассматривают как имеющие отношение к исключительно монашеской практике. Почтенные старцы, подобно йогам, сидят по своим келиям, овладевают особой техникой дыхания, а для большей сосредоточенности смотрят на свой пупок (так карикатурно писал об исихастах основной оппонент святителя – монах Варлаам Калабрийский из Калабрии в Италии). Но на самом деле оппонент святителя Григория ошибался. Хотя бы потому что апостол Павел заповедовал «непрестанно молиться и за все благодарить» всех христиан, а не только иноков: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес 5, 16-18).

Монах Варлаам приехал в Константинополь и начал полемику с Григорием Паламой, продолжавшуюся 6 лет до 1341 года. Главное их расхождение состояло в том, что Варлаам считал невозможным реальное познание Бога или встречу с Ним в земной жизни.

По мнению же Григория Паламы, такая встреча возможна, в той мере, в какой Святой Дух может открыть человеку. При этом речь идет не о физическом видении, а о внутреннем созерцании «умными очами». Палама утверждает, что Бог непознаваем и недоступен в своей сущности. Однако человек имеет возможность приобщения к нетварной Божественной энергии, говоря о которой святитель использует образ Фаворского света. При этом эта Божественная энергия преображает все наше существо: наш ум, нашу душу и даже наше тело.

Разумеется, для этого нужны не только рациональные, умственные усилия, но и духовная жизнь, аскеза, пост и молитва. Целью этого пути является обожение, т.е. соединение человека с Богом, приобщение к Божественной жизни при помощи Божественной благодати и созерцание Божественных энергий – нетварного света.

Оппоненты же Паламы утверждали, что человек не может реально приобщиться Богу, а Его энергии являются тварными. Но если не существует нетварной благодати (Энергии), то человек или приобщается непосредственно самой Божественной сущности, что логически невозможно, или вообще не может иметь никакого реального общения с Богом.

Напротив, Православная Церковь поддержала святителя Григория и признала его учение о нетварной энергии, которая есть Сам Бог вне Своей сущности.

После 1347 года святитель Григорий был избран епископом Фессалоникийским (как раз того города, жителей которого апостол Павел и призвал всегда молиться), год провел в плену у пиратов, ожидая выкупа за себя, после этого несколько лет управлял своей епархией и скончался 14 ноября 1359 года от болезни. Ему было чуть больше 60 лет.

Святитель Григорий Палама – ориентир для всех нас

Ректор Коломенской духовной семинарии, епископ Зарайский Константин о святителе Григории Паламе.

Личность святителя Григория Паламы, жившего в далеком XIV веке, поставлена святой Церковью ориентиром всем нам для того, чтобы мы научились чему-то очень важному в его подвиге и в его учении. Чем же важен для Церкви опыт и свидетельство великого Фессалоникийца?
Византийский аристократ, в молодости ушедший в монахи, замечательный богослов, миротворец, аскет, посвятивший свою жизнь защите и философской концептуализации мистического опыта православного монашества – святитель Григорий является одним из тех вселенских учителей Церкви, который и сам достиг вершин богопознания и смог изложить и передать нам великий опыт православного подвижничества.

Великий делатель Иисусовой молитвы, он утверждал истины о Божественном Фаворском Свете не на основе книжной учености и логических умозаключений, но на основе реального духовного опыта, опыта, укорененного в Священном Предании Церкви.

Его жизнь и богословие – это ориентир всем нам. Его пример показывает, что на пути духовного возрастания, пути покаяния, поста и молитвы, возможна реальная встреча с самим Богом и благодатное, райское пребывание с Ним.

Читайте так же:  Молитва богородицы о супружестве

Для всякого человека важно, чтобы в своей жизни он выбирал как ориентир и пример таких людей, которые являлись лучшими в своем деле. Для православного христианина, призванного к деятельной духовной жизни, одним из таких примеров, безусловно, является святитель Григорий Палама, искатель Бога, обретший Его и возвестивший нам о возможном для каждого из нас Рае.

Молитва ко Пресвятей Богородице

Молитва ко Пресвятей Богородице,

ею же, якоже глаголют неции,

Палама, яко в житии сего зрится

Дево Владычице Богородице, Яже Бога Слова плотию рождшая, вем убо, яко несть благолепно ниже достойно мне, тако всеблудному, образ чистый Тебе, чистыя, Тебе, Приснодевы, Тебе, тело и душу имущей чиста и нескверна, очима оскверненныма зрети и устнама нечистыма и скверныма объимати или молити. Праведно бо есть мене, блуднаго, ненавидети и гнушатися мною Твоей чистоте.

Обаче, понеже бысть Бог, Егоже родила еси человек, яко да призовет грешныя к покаянию, дерзая, и аз прихожду к Тебе, со слезами моляся.

Приими мое настоящее многих и тяжких прегрешений исповедание и принеси единородному Твоему Сыну и Богу, моление творящи, яко да будет милостив окаянней моей и смиренней души, ради бо множества беззаконий моих возбранен есмь к Нему взирати и просити прощения. Сего ради Тебе предлагаю молитвенницу и ходатаицу, яко многих вкусив и великих даров от создавшаго мя Бога и беспамятен о всех явився, окаянный и неблагодарный, приложихся скотом несмысленным и уподобихся им, нищ сый добродетельми, богатея страстьми, студа сый исполнь, дерзновения божественнаго лишен, осужден от Бога, плачим от ангел, поругаем от демонов и ненавидим от человек, обличаем от совести, от лукавых моих постыжаем дел и прежде смерти мертв сый, и прежде суда самоосужден сый, и прежде некончаемаго мучения самомучим бываяй от отчаяния.

Темже к Твоему и единому прибегаю заступлению, Владычице Богородице, тьмою талантов должен, блудно с блудницами отеческое расточив имение, соблудив паче блудницы, беззаконновав паче Манассии, паче богатаго немилосерден быв, гортанобесный раб, лукавых помысл приятелище, постыдных и скверных словес сокровищехранитель, всякаго благаго делания чужд.

Помилуй мое смирение, ущедри мою немощь; великое имаши дерзновение ко из Тебе Рожденному, никтоже может, яко Ты, Мати Божия. Вся бо можеши, яко вся превосходящи создания, и ничтоже Тебе невозможно есть, аще восхощеши точию. Не презри убо моих слез, не возгнушайся моим воздыханием, не отвержи мою еже от сердца болезнь, не посрами мое еже на Тя упование, но Матерними Твоими молитвами Благаго Сына Твоего и Бога ненуждное понудивши благоутробие, сподоби мя, окаяннаго и недостойнаго раба Твоего, первую и исконную мою восприяти доброту, и страстей отложити безобразие, свободитися от греха, поработитися же правде, совлещися скверны плотския сласти и облещися в святыню душевныя чистоты, умертвитися миру и жити добродетели.

Путешествующу ми спутешествуй, в мори плывущу сплавай, бдяща мя укрепи, скорбяща утеши, малодушествующа умири, болящу исцеление ми даруй, обижаема избави мя, оклеветаема неповинна яви, к смерти бедствующа вскоре предваривши спаси, невидимым врагом на всяк час страшна покажи мя, да уведят вси неправедно мучащий, чий есмь раб.

Ей, Преблагая Владычице Богородице, услыши окаянную мою молитву и не посрами мене от чаяния моего, еже по Бозе упование всех концев земли. Врение плоти моея угаси, еже в души моей жесточайшую бурю утиши, горькую ярость укроти, надмение и гордость суетнаго мнения от ума моего истреби, нощная мечтания лукавых духов и дневная нечистых мыслей приражения от сердца моего умали, вразуми мой язык глаголати полезная, научи мои очи зрети право добродетели правость, нозе мои тещи непоползновенно сотвори блаженным путем Божиих заповедей, руце мои освятитися уготови, яко да достойно воздежу и к Вышнему. Очисти моя уста, яко да с дерзновением призываета Отца, страшнаго Бога и всесвятаго. Отверзи мои уши, яко да слышу чувственно и мысленно яже паче меда и сота слаждшая Святых Писаний словеса, и живу по сим, от Тебе укрепляем.

Даждь ми время покаяния, помысл обращения, напрасныя смерти мя свободи, осужденнаго совестию мя измени. И наконец предстани ми при разлучении души от окаяннаго моего телесе, нестерпимую оную облегчающи нужду, несказанную утишающи болезнь, неутешную утешающи тесноту, темнаго мя демонскаго избавляющи зрака, горчайшаго ответа мытарей воздушных и начал темных изъимающи, и рукописания многих моих грехов растерзающи, Богу мя усвой, и одесную Его блаженнаго стояния на Страшнем Судищи сподоби, и вечных и нетленных благ причастника мя сотвори.

Сие Тебе приношу исповедание, Владычице моя Богородице, свете помраченных моих очес, утешение моея души, по Бозе упование мое и предстательство, еже со благоволением приими, и очисти мя от всякия скверны плоти и духа, и сподоби мя в настоящем веце неосужденно причаститися всесвятаго и пречистаго тела и крове Сына и Бога Твоего, в будущем же небесныя вечери сладости райския, идеже всех есть веселящихся жилище.

Сих же улучив благих, недостойный, прославлю во веки веков пречестное и великолепое имя Сына и Бога Твоего, приемлющаго всех от всея кающихся души, ради Тебе, бывшей всех грешных ходатаицы и поручительницы. Ради бо Тебе, всепетая и преблагая Владычице, спасается всякое человеческое естество, хвалящи и благословящи Отца и Сына и Святаго Духа, Всесвятую Троицу и Единосущную, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Вам может быть интересно:

1. Похвала Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии – святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

2. Метод священной молитвы и внимания – преподобный Симеон Новый Богослов

Православные молитвы ☦

3 молитвы святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому

Оглавление:

Молитва святителю Григорию Паламе от страстей

«О треблаженная и честная воистину и превожделенная главо, безмолвия державо, монашествующих славо, общее богословов и отцев и учителей украшение, апостолов сподвижниче, исповедников и мучеников безкровный ревнителю и венчателю словесы и деяньми и благочестия поборниче и воеводо взбранный, божественных догматов высокий изъяснителю и учителю, прелести многоразличных ересей потребителю, всея Церкве Христовы предстателю, и страже, и избавителю! Ты и преставлься ко Христу назираеши убо и ныне стадо твое и всю Церковь свыше, болезни различныя исцеляя и словесы твоими вся управляя, и ереси изгоняя, и многообразных страстей избавляя. Приими же и наше сие моление и избави нас от страстей и искушений, и треволнений, и бед, и ослабу и мир и благоденствие нам подаждь, о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже слава и держава подобает со безначальным Его Отцем и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва святителю Григорию Паламе от болезней

«О, всехва́льный святи́телю Христо́в и чудотво́рче Григо́рие! Приими́ сие́ ма́лое моле́ние от на́с гре́шных к тебе́ прибега́ющих и те́плым твои́м предста́тельством умоли́ Го́спода Бо́га на́шего Иису́са Христа́, я́ко да, призре́в на ны́ ми́лостивно, да́рует на́м согреше́ний на́ших во́льных и нево́льных проще́ние, и по вели́цей Свое́й ми́лости изба́вит на́с от бе́д, печа́лей, ско́рби и боле́зней душе́вных и теле́сных, обдержа́щих на́с; да пода́ст земли́ плодоно́сие, и вся́, я́же на по́льзу настоя́щаго жития́ на́шего потре́бная; да да́рует на́м сконча́ти житие́ сие́ привре́менное в покая́нии, и да сподо́бит на́с гре́шных и недосто́йных Небе́снаго Ца́рствия Своего́, со все́ми святы́ми сла́вити Его́ безконе́чное милосе́рдие, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Святы́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.»

Молитва третья святителю Григорию Паламе от врагов

«Все́х правосла́вных наста́вниче и Це́ркви сия́ние, о́тче Григо́рие, вся́каго обстоя́ния на́с изба́ви, боже́ственной ико́не твое́й припа́дающе ве́рою, свобожда́я от навожде́ния на на́с вра́жия, ты́ бо помо́щник на́ш явля́ешися и исполня́ешися и исполня́еши при́сно проше́ния све́тло ублажа́ющих тя́, на вся́ко вре́мя моля́ся Трисия́нной Тро́ице, Е́йже подоба́ет ве́лия сла́ва, че́сть и поклоне́ние Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.»

Святитель Григо ́ рий Палама , архиепископ Солунский (Фессалоникийский)

Дни памяти

21 июня (переходящая) – Собор Афонских преподобных

Читайте так же:  Молитва матроне при болезни ног

28 марта (переходящая) – 2-я Неделя Великого поста

Житие

Свя­ти­тель Гри­го­рий Па­ла­ма, ар­хи­епи­скоп Со­лун­ский, ро­дил­ся в 1296 го­ду в Ма­лой Азии. Во вре­мя ту­рец­ко­го на­ше­ствия се­мья бе­жа­ла в Кон­стан­ти­но­поль и на­шла при­ют при дво­ре Ан­д­ро­ни­ка II Па­лео­ло­га (1282–1328). Отец свя­то­го Гри­го­рия [1] стал круп­ным са­нов­ни­ком при им­пе­ра­то­ре, но вско­ре умер, и сам Ан­д­ро­ник при­нял уча­стие в вос­пи­та­нии и об­ра­зо­ва­нии оси­ро­тев­ше­го маль­чи­ка. Об­ла­дая пре­крас­ны­ми спо­соб­но­стя­ми и боль­шим при­ле­жа­ни­ем, Гри­го­рий без тру­да осво­ил все пред­ме­ты, со­став­ляв­шие пол­ный курс сред­не­ве­ко­во­го выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния. Им­пе­ра­тор хо­тел, чтобы юно­ша по­свя­тил се­бя го­судар­ствен­ной де­я­тель­но­сти, но Гри­го­рий, ед­ва до­стиг­нув 20 лет, уда­лил­ся на Свя­тую Го­ру Афон в 1316 го­ду (по дру­гим све­де­ни­ям, в 1318) и по­сту­пил по­слуш­ни­ком в мо­на­стырь Ва­то­пед, где под ру­ко­вод­ством стар­ца, пре­по­доб­но­го Ни­ко­ди­ма Ва­то­пед­ско­го (па­мять 11 июля), при­нял по­стриг и на­чал путь по­движ­ни­че­ства. Через год ему явил­ся в ви­де­нии свя­той еван­ге­лист Иоанн Бо­го­слов и обе­щал свое ду­хов­ное по­кро­ви­тель­ство. Мать Гри­го­рия вме­сте с его сест­ра­ми так­же при­ня­ла мо­на­ше­ство.

По­сле пре­став­ле­ния стар­ца Ни­ко­ди­ма инок Гри­го­рий про­хо­дил 8 лет свой мо­лит­вен­ный по­двиг под ру­ко­вод­ством стар­ца Ни­ки­фо­ра, а по­сле кон­чи­ны по­след­не­го пе­ре­шел в Лав­ру пре­по­доб­но­го Афа­на­сия. Здесь он при­слу­жи­вал за тра­пе­зой, а за­тем стал цер­ков­ным пев­цом. Но через три го­да (1321), стре­мясь к бо­лее вы­со­ким сту­пе­ням ду­хов­но­го со­вер­шен­ства, он по­се­лил­ся в неболь­шой от­шель­ни­че­ской оби­те­ли Глос­сии. На­сто­я­тель этой оби­те­ли стал учить юно­шу со­сре­до­то­чен­ной ду­хов­ной мо­лит­ве – ум­но­му де­ла­нию, ко­то­рое по­сте­пен­но раз­ра­ба­ты­ва­лось и усва­и­ва­лось мо­на­ха­ми на­чи­ная с ве­ли­ких пу­стын­ни­ков IV ве­ка Ева­грия Пон­тий­ско­го и пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Еги­пет­ско­го (па­мять 19 ян­ва­ря). По­сле то­го, как в XI ве­ке в тру­дах Си­мео­на Но­во­го Бо­го­сло­ва (па­мять 12 мар­та) по­дроб­ное осве­ще­ние по­лу­чи­ли внеш­ние мо­лит­вен­ные при­е­мы ум­но­го де­ла­ния, оно бы­ло усво­е­но Афон­ски­ми по­движ­ни­ка­ми. Опыт­ное при­ме­не­ние ум­но­го де­ла­ния, тре­бу­ю­щее уеди­не­ния и без­мол­вия, по­лу­чи­ло на­зва­ние ис­и­хаз­ма (от греч. по­кой, мол­ча­ние), а са­ми прак­ти­ку­ю­щие его ста­ли на­зы­вать­ся ис­их­аста­ми. За вре­мя пре­бы­ва­ния в Глос­сии бу­ду­щий свя­ти­тель пол­но­стью про­ник­ся ду­хом ис­и­хаз­ма и при­нял его для се­бя как ос­но­ву жиз­ни. В 1326 го­ду из-за угро­зы на­па­де­ния ту­рок вме­сте с бра­ти­ей он пе­ре­брал­ся в Со­лунь (Фес­са­ло­ни­ки), где то­гда же был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка.

Свои обя­зан­но­сти пре­сви­те­ра свя­той Гри­го­рий со­че­тал с жиз­нью от­шель­ни­ка: пять дней неде­ли про­во­дил в без­мол­вии и мо­лит­ве, и толь­ко в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье пас­тырь вы­хо­дил к на­ро­ду – со­вер­шал бо­го­слу­же­ние и про­из­но­сил про­по­ве­ди. Его по­уче­ния ча­сто вы­зы­ва­ли у пред­сто­я­щих в хра­ме уми­ле­ние и сле­зы. Од­на­ко пол­ная от­ре­шен­ность от об­ще­ствен­ной жиз­ни свя­ти­те­лю бы­ла несвой­ствен­на. Ино­гда он по­се­щал бо­го­слов­ские со­бра­ния го­род­ской об­ра­зо­ван­ной мо­ло­де­жи во гла­ве с бу­ду­щим пат­ри­ар­хом Ис­и­до­ром. Воз­вра­ща­ясь как-то из Кон­стан­ти­но­по­ля, он об­на­ру­жил близ Со­лу­ни ме­стеч­ко Ве­рии, удоб­ное для уеди­нен­ной жиз­ни. Вско­ре он со­брал здесь неболь­шую об­щи­ну мо­на­хов-от­шель­ни­ков и ру­ко­во­дил ею в те­че­ние 5 лет. В 1331 го­ду свя­ти­тель уда­лил­ся на Афон и уеди­нил­ся в ски­ту свя­то­го Сав­вы, близ Лав­ры пре­по­доб­но­го Афа­на­сия. В 1333 го­ду он был на­зна­чен игу­ме­ном Ес­фиг­мен­ско­го мо­на­сты­ря в се­вер­ной ча­сти Свя­той Го­ры. В 1336 го­ду свя­ти­тель вер­нул­ся в скит свя­то­го Сав­вы, где за­нял­ся бо­го­слов­ски­ми тру­да­ми, ко­то­рых не остав­лял уже до кон­ца жиз­ни.

А меж­ду тем в 30-е го­ды XIV ве­ка в жиз­ни Во­сточ­ной Церк­ви на­зре­ва­ли со­бы­тия, по­ста­вив­шие свя­ти­те­ля Гри­го­рия в ряд наи­бо­лее зна­чи­тель­ных все­лен­ских апо­ло­ге­тов пра­во­сла­вия и при­нес­шие ему из­вест­ность учи­те­ля ис­и­хаз­ма.

Око­ло 1330 го­да в Кон­стан­ти­но­поль из Ка­лаб­рии при­е­хал уче­ный мо­нах Вар­ла­ам. Ав­тор трак­та­тов по ло­ги­ке и аст­ро­но­мии, уме­лый и ост­ро­ум­ный ора­тор, он по­лу­чил ка­фед­ру в сто­лич­ном уни­вер­си­те­те и стал тол­ко­вать со­чи­не­ния Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та (па­мять 3 ок­тяб­ря), апо­фа­ти­че­ское бо­го­сло­вие ко­то­ро­го бы­ло при­зна­но в рав­ной ме­ре и Во­сточ­ной и За­пад­ной Церк­ва­ми. Вско­ре Вар­ла­ам по­ехал на Афон, по­зна­ко­мил­ся там с укла­дом ду­хов­ной жиз­ни ис­их­а­стов и, на ос­но­ва­нии дог­ма­та о непо­сти­жи­мо­сти су­ще­ства Бо­жия, объ­явил ум­ное де­ла­ние ере­ти­че­ским за­блуж­де­ни­ем. Пу­те­ше­ствуя с Афо­на в Со­лунь, от­ту­да в Кон­стан­ти­но­поль и за­тем сно­ва в Со­лунь, Вар­ла­ам всту­пал в спо­ры с мо­на­ха­ми и пы­тал­ся до­ка­зать твар­ность Фа­вор­ско­го све­та; при этом он не стес­нял­ся под­ни­мать на смех рас­ска­зы ино­ков о мо­лит­вен­ных при­е­мах и о ду­хов­ных оза­ре­ни­ях.

Свя­ти­тель Гри­го­рий по прось­бе Афон­ских мо­на­хов об­ра­тил­ся сна­ча­ла с уст­ны­ми уве­ща­ни­я­ми. Но, ви­дя без­успеш­ность по­доб­ных по­пы­ток, он пись­мен­но из­ло­жил свои бо­го­слов­ские до­во­ды. Так по­яви­лись «Три­а­ды в за­щи­ту свя­тых ис­их­а­стов» (1338). К 1340 го­ду Афон­ские по­движ­ни­ки с уча­сти­ем свя­ти­те­ля со­ста­ви­ли об­щий от­вет на на­пад­ки Вар­ла­а­ма – так на­зы­ва­е­мый «Свя­то­гор­ский то­мос». На Кон­стан­ти­но­поль­ском Со­бо­ре 1341 го­да в хра­ме Свя­той Со­фии про­изо­шел спор свя­ти­те­ля Гри­го­рия Па­ла­мы с Вар­ла­а­мом, со­сре­до­то­чив­ший­ся на при­ро­де Фа­вор­ско­го све­та. 27 мая 1341 го­да Со­бор при­нял по­ло­же­ния свя­ти­те­ля Гри­го­рия Па­ла­мы о том, что Бог, недо­ступ­ный в Сво­ей Сущ­но­сти, яв­ля­ет Се­бя в энер­ги­ях, ко­то­рые об­ра­ще­ны к ми­ру и до­ступ­ны вос­при­я­тию, как Фа­вор­ский свет, но яв­ля­ют­ся не чув­ствен­ны­ми и не со­тво­рен­ны­ми. Уче­ние Вар­ла­а­ма бы­ло осуж­де­но как ересь, а сам он, пре­дан­ный ана­фе­ме, уда­лил­ся в Ка­лаб­рию.

Но спо­ры меж­ду па­ла­ми­та­ми и вар­ла­а­ми­та­ми бы­ли да­ле­ко не за­кон­че­ны. К чис­лу вто­рых при­над­ле­жа­ли уче­ник Вар­ла­а­ма, бол­гар­ский мо­нах Акин­дин и пат­ри­арх Иоанн XIV Ка­ле­ка (1341–1347); к ним скло­нял­ся и Ан­д­ро­ник III Па­лео­лог (1328–1341). Акин­дин вы­сту­пил с ря­дом трак­та­тов, в ко­то­рых объ­яв­лял свя­ти­те­ля Гри­го­рия и Афон­ских мо­на­хов ви­нов­ни­ка­ми цер­ков­ных смут. Свя­ти­тель на­пи­сал по­дроб­ное опро­вер­же­ние до­мыс­лов Акин­ди­на. То­гда пат­ри­арх от­лу­чил свя­ти­те­ля от Церк­ви (1344) и под­верг тем­нич­но­му за­клю­че­нию, ко­то­рое про­дол­жа­лось три го­да. В 1347 го­ду, ко­гда Иоан­на XIV на пат­ри­ар­шем пре­сто­ле сме­нил Ис­и­дор (1347–1349), свя­ти­тель Гри­го­рий Па­ла­ма был осво­бож­ден и воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па Со­лун­ско­го. В 1351 го­ду Влахерн­ский Со­бор тор­же­ствен­но за­сви­де­тель­ство­вал пра­во­слав­ность его уче­ния. Но со­лу­няне при­ня­ли свя­ти­те­ля Гри­го­рия не сра­зу: он вы­нуж­ден был жить в раз­ных ме­стах. В од­ну из его по­ез­док в Кон­стан­ти­но­поль ви­зан­тий­ская га­ле­ра по­па­ла в ру­ки ту­рок. Свя­ти­те­ля Гри­го­рия в те­че­ние го­да про­да­ва­ли в раз­лич­ных го­ро­дах как плен­ни­ка, но и то­гда он неуто­ми­мо про­дол­жал про­по­ведь хри­сти­ан­ской ве­ры.

Лишь за три го­да до кон­чи­ны вер­нул­ся он в Со­лунь. На­ка­нуне его пре­став­ле­ния ему явил­ся в ви­де­нии свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Со сло­ва­ми «В гор­няя! В гор­няя!» свя­ти­тель Гри­го­рий Па­ла­ма мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу 14 но­яб­ря 1359 го­да. В 1368 го­ду он был ка­но­ни­зо­ван на Кон­стан­ти­но­поль­ском Со­бо­ре при пат­ри­ар­хе Фило­фее (1354–1355, 1362–1376), ко­то­рый на­пи­сал жи­тие и служ­бу свя­ти­те­лю.

Примечание

[1] 20 декабря 2009 г. в Верии (Элладская Православная Церковь) были причислены к лику святых все члены семьи св. Григория Паламы: родители – Констанция и Каллонис, две сестры – Епихарис и Феодота и двое братьев – Феодосий и Макарий. Память их совершается в первое воскресенье после 14/27 ноября – дня преставления святителя Григория.

Читайте так же:  Молитва о детях к свой матроне

Православная Жизнь

Свя­ти­тель Гри­го­рий Па­ла­ма, ар­хи­епи­скоп Со­лун­ский, ро­дил­ся в 1296 го­ду в Ма­лой Азии. Во вре­мя ту­рец­ко­го на­ше­ствия се­мья бе­жа­ла в Кон­стан­ти­но­поль и на­шла при­ют при дво­ре Ан­д­ро­ни­ка II Па­лео­ло­га (1282–1328). Отец свя­то­го Гри­го­рия 1 стал круп­ным са­нов­ни­ком при им­пе­ра­то­ре, но вско­ре умер, и сам Ан­д­ро­ник при­нял уча­стие в вос­пи­та­нии и об­ра­зо­ва­нии оси­ро­тев­ше­го маль­чи­ка.

Свя­ти­тель Гри­го­рий Па­ла­ма, ар­хи­епи­скоп Со­лун­ский

Об­ла­дая пре­крас­ны­ми спо­соб­но­стя­ми и боль­шим при­ле­жа­ни­ем, Гри­го­рий без тру­да осво­ил все пред­ме­ты, со­став­ляв­шие пол­ный курс сред­не­ве­ко­во­го выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния. Им­пе­ра­тор хо­тел, чтобы юно­ша по­свя­тил се­бя го­судар­ствен­ной де­я­тель­но­сти, но Гри­го­рий, ед­ва до­стиг­нув 20 лет, уда­лил­ся на Свя­тую Го­ру Афон в 1316 го­ду (по дру­гим све­де­ни­ям, в 1318) и по­сту­пил по­слуш­ни­ком в мо­на­стырь Ва­то­пед, где под ру­ко­вод­ством стар­ца, пре­по­доб­но­го Ни­ко­ди­ма Ва­то­пед­ско­го (па­мять 11 июля), при­нял по­стриг и на­чал путь по­движ­ни­че­ства. Через год ему явил­ся в ви­де­нии свя­той еван­ге­лист Иоанн Бо­го­слов и обе­щал свое ду­хов­ное по­кро­ви­тель­ство. Мать Гри­го­рия вме­сте с его сест­ра­ми так­же при­ня­ла мо­на­ше­ство.

Свои обя­зан­но­сти пре­сви­те­ра свя­той Гри­го­рий со­че­тал с жиз­нью от­шель­ни­ка: пять дней неде­ли про­во­дил в без­мол­вии и мо­лит­ве, и толь­ко в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье пас­тырь вы­хо­дил к на­ро­ду – со­вер­шал бо­го­слу­же­ние и про­из­но­сил про­по­ве­ди. Его по­уче­ния ча­сто вы­зы­ва­ли у пред­сто­я­щих в хра­ме уми­ле­ние и сле­зы. Од­на­ко пол­ная от­ре­шен­ность от об­ще­ствен­ной жиз­ни свя­ти­те­лю бы­ла несвой­ствен­на. Ино­гда он по­се­щал бо­го­слов­ские со­бра­ния го­род­ской об­ра­зо­ван­ной мо­ло­де­жи во гла­ве с бу­ду­щим пат­ри­ар­хом Ис­и­до­ром. Воз­вра­ща­ясь как-то из Кон­стан­ти­но­по­ля, он об­на­ру­жил близ Со­лу­ни ме­стеч­ко Ве­рии, удоб­ное для уеди­нен­ной жиз­ни. Вско­ре он со­брал здесь неболь­шую об­щи­ну мо­на­хов-от­шель­ни­ков и ру­ко­во­дил ею в те­че­ние 5 лет. В 1331 го­ду свя­ти­тель уда­лил­ся на Афон и уеди­нил­ся в ски­ту свя­то­го Сав­вы, близ Лав­ры пре­по­доб­но­го Афа­на­сия. В 1333. го­ду он был на­зна­чен игу­ме­ном Ес­фиг­мен­ско­го мо­на­сты­ря в се­вер­ной ча­сти Свя­той Го­ры. В 1336 го­ду свя­ти­тель вер­нул­ся в скит свя­то­го Сав­вы, где за­нял­ся бо­го­слов­ски­ми тру­да­ми, ко­то­рых не остав­лял уже до кон­ца жиз­ни.

А меж­ду тем в 30-е го­ды XIV ве­ка в жиз­ни Во­сточ­ной Церк­ви на­зре­ва­ли со­бы­тия, по­ста­вив­шие свя­ти­те­ля Гри­го­рия в ряд наи­бо­лее зна­чи­тель­ных все­лен­ских апо­ло­ге­тов пра­во­сла­вия и при­нес­шие ему из­вест­ность учи­те­ля ис­и­хаз­ма.

Око­ло 1330 го­да в Кон­стан­ти­но­поль из Ка­лаб­рии при­е­хал уче­ный мо­нах Вар­ла­ам. Ав­тор трак­та­тов по ло­ги­ке и аст­ро­но­мии, уме­лый и ост­ро­ум­ный ора­тор, он по­лу­чил ка­фед­ру в сто­лич­ном уни­вер­си­те­те и стал тол­ко­вать со­чи­не­ния Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та (па­мять 3 ок­тяб­ря), апо­фа­ти­че­ское бо­го­сло­вие ко­то­ро­го бы­ло при­зна­но в рав­ной ме­ре и Во­сточ­ной и За­пад­ной Церк­ва­ми. Вско­ре Вар­ла­ам по­ехал на Афон, по­зна­ко­мил­ся там с укла­дом ду­хов­ной жиз­ни ис­их­а­стов и, на ос­но­ва­нии дог­ма­та о непо­сти­жи­мо­сти су­ще­ства Бо­жия, объ­явил ум­ное де­ла­ние ере­ти­че­ским за­блуж­де­ни­ем. Пу­те­ше­ствуя с Афо­на в Со­лунь, от­ту­да в Кон­стан­ти­но­поль и за­тем сно­ва в Со­лунь, Вар­ла­ам всту­пал в спо­ры с мо­на­ха­ми и пы­тал­ся до­ка­зать твар­ность Фа­вор­ско­го све­та; при этом он не стес­нял­ся под­ни­мать на смех рас­ска­зы ино­ков о мо­лит­вен­ных при­е­мах и о ду­хов­ных оза­ре­ни­ях.

Свя­ти­тель Гри­го­рий по прось­бе Афон­ских мо­на­хов об­ра­тил­ся сна­ча­ла с уст­ны­ми уве­ща­ни­я­ми. Но, ви­дя без­успеш­ность по­доб­ных по­пы­ток, он пись­мен­но из­ло­жил свои бо­го­слов­ские до­во­ды. Так по­яви­лись «Три­а­ды в за­щи­ту свя­тых ис­их­а­стов» (1338). К 1340 го­ду Афон­ские по­движ­ни­ки с уча­сти­ем свя­ти­те­ля со­ста­ви­ли об­щий от­вет на на­пад­ки Вар­ла­а­ма – так на­зы­ва­е­мый «Свя­то­гор­ский то­мос». На Кон­стан­ти­но­поль­ском Со­бо­ре 1341 го­да в хра­ме Свя­той Со­фии про­изо­шел спор свя­ти­те­ля Гри­го­рия Па­ла­мы с Вар­ла­а­мом, со­сре­до­то­чив­ший­ся на при­ро­де Фа­вор­ско­го све­та. 27 мая 1341 го­да Со­бор при­нял по­ло­же­ния свя­ти­те­ля Гри­го­рия Па­ла­мы о том, что Бог, недо­ступ­ный в Сво­ей Сущ­но­сти, яв­ля­ет Се­бя в энер­ги­ях, ко­то­рые об­ра­ще­ны к ми­ру и до­ступ­ны вос­при­я­тию, как Фа­вор­ский свет, но яв­ля­ют­ся не чув­ствен­ны­ми и не со­тво­рен­ны­ми. Уче­ние Вар­ла­а­ма бы­ло осуж­де­но как ересь, а сам он, пре­дан­ный ана­фе­ме, уда­лил­ся в Ка­лаб­рию.

Но спо­ры меж­ду па­ла­ми­та­ми и вар­ла­а­ми­та­ми бы­ли да­ле­ко не за­кон­че­ны. К чис­лу вто­рых при­над­ле­жа­ли уче­ник Вар­ла­а­ма, бол­гар­ский мо­нах Акин­дин и пат­ри­арх Иоанн XIV Ка­ле­ка (1341–1347); к ним скло­нял­ся и Ан­д­ро­ник III Па­лео­лог (1328–1341). Акин­дин вы­сту­пил с ря­дом трак­та­тов, в ко­то­рых объ­яв­лял свя­ти­те­ля Гри­го­рия и Афон­ских мо­на­хов ви­нов­ни­ка­ми цер­ков­ных смут. Свя­ти­тель на­пи­сал по­дроб­ное опро­вер­же­ние до­мыс­лов Акин­ди­на. То­гда пат­ри­арх от­лу­чил свя­ти­те­ля от Церк­ви (1344) и под­верг тем­нич­но­му за­клю­че­нию, ко­то­рое про­дол­жа­лось три го­да. В 1347 го­ду, ко­гда Иоан­на XIV на пат­ри­ар­шем пре­сто­ле сме­нил Ис­и­дор (1347–1349), свя­ти­тель Гри­го­рий Па­ла­ма был осво­бож­ден и воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па Со­лун­ско­го. В 1351 го­ду Влахерн­ский Со­бор тор­же­ствен­но за­сви­де­тель­ство­вал пра­во­слав­ность его уче­ния. Но со­лу­няне при­ня­ли свя­ти­те­ля Гри­го­рия не сра­зу: он вы­нуж­ден был жить в раз­ных ме­стах. В од­ну из его по­ез­док в Кон­стан­ти­но­поль ви­зан­тий­ская га­ле­ра по­па­ла в ру­ки ту­рок. Свя­ти­те­ля Гри­го­рия в те­че­ние го­да про­да­ва­ли в раз­лич­ных го­ро­дах как плен­ни­ка, но и то­гда он неуто­ми­мо про­дол­жал про­по­ведь хри­сти­ан­ской ве­ры.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Лишь за три го­да до кон­чи­ны вер­нул­ся он в Со­лунь. На­ка­нуне его пре­став­ле­ния ему явил­ся в ви­де­нии свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Со сло­ва­ми «В гор­няя! В гор­няя!» свя­ти­тель Гри­го­рий Па­ла­ма мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу 14 но­яб­ря 1359 го­да. В 1368 го­ду он был ка­но­ни­зо­ван на Кон­стан­ти­но­поль­ском Со­бо­ре при пат­ри­ар­хе Фило­фее (1354–1355, 1362–1376), ко­то­рый на­пи­сал жи­тие и служ­бу свя­ти­те­лю.

Примечание

1. 20 декабря 2009 г. в Верии (Элладская Православная Церковь) были причислены к лику святых все члены семьи св. Григория Паламы: родители – Констанция и Каллонис, две сестры – Епихарис и Феодота и двое братьев – Феодосий и Макарий. Память их совершается в первое воскресенье после 14/27 ноября – дня преставления святителя Григория.

Молитвы

Тропарь святителю Григория Паламы, архиепископа Солунского, глас 8

Правосла́вию наста́вниче, святи́телем украше́ние,/ богосло́вцем побо́рниче непобеди́мый, Григо́рие чудотво́рче,/ Солу́ню вели́кая похвало́, пропове́дниче благода́ти,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского, глас 8

Премудрости священный и Божественный орган,/ богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя, Григорие богоглагольниче,/ но яко ум, Уму первому предстояй,/ к Нему ум наш, отче, настави, да зовем:// радуйся, проповедниче благодати.

Молитва святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому

О, треблаже́нная и честна́я вои́стину и превожделе́нная главо́, безмо́лвия держа́во, мона́шествующих сла́во, о́бщее богосло́вов и отце́в и учи́телей украше́ние, апо́столов сподви́жниче, испове́дников и му́чеников безкро́вный ревни́телю и венча́телю словесы́ и дея́ньми и благоче́стия побо́рниче и воево́до взбра́нный, боже́ственных догма́тов высо́кий изъясни́телю и учи́телю, пре́лести многоразли́чных ересе́й потреби́телю, всея́ Це́ркве Христо́вы предста́телю, и стра́же, и изба́вителю! Ты́ и преста́влься ко Христу́ назира́еши у́бо и ны́не ста́до твое́ и всю́ Це́рковь свы́ше, боле́зни разли́чныя исцеля́я и словесы́ твои́ми вся́ управля́я, и е́реси изгоня́я, и многообра́зных страсте́й избавля́я. Приими́ же и на́ше сие́ моле́ние и изба́ви на́с от страсте́й и искуше́ний, и треволне́ний, и бе́д, и осла́бу и ми́р и благоде́нствие на́м пода́ждь, о Христе́ Иису́се Го́споде на́шем, Ему́же сла́ва и держа́ва подоба́ет со безнача́льным Его́ Отце́м и Животворя́щим Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Православная Жизнь

В этом году на 12 марта припадает вторая неделя Великого поста. Церковь установила для нее особое поминание. Мы чтим святителя Григория Паламу – великого греческого богослова и учителя молитвы, который в своих сочинениях обобщил аскетический, теоретический и практический опыт молитв многих поколений преподобных подвижников (особенно это касается Святой Горы Афон, где несколько десятилетий святитель подвизался). Этот накопленный за века опыт является бесценным сокровищем, открывающим нам с Божьей помощью путь ко спасению.

Читайте так же:  Молитва к матронушке московской на замужество

Сердцевина данного опыта – открытый святым Григорием Паламой догмат о Божественных энергиях. Он дался подвижнику очень непросто. В первой половине XIV века в Константинопольской Церкви бушевал спор, поднятый итальянским греком Варлаамом, о том, можно ли познать Бога? Варлаам, имевший большой вес при Константинопольском дворе, говорил: нельзя. Многие высшие сановники его слушали и принимали данное мнение, так как искали политического спасения для ослабленной внутренними раздорами и внешними нападениями народов исламского мира Византийской империи в союзе с Папой Римским и европейскими королями.

Таким образом, ересь Варлаама распространялась и стала угрожать чистоте православного вероучения. Ведь она могла стать первопричиной искривления духовной жизни христиан. Если Бог непознаваем, то и пытаться приблизиться к Нему не стоит, все равно не получится. Следовательно, духовная жизнь не имеет смысла. Живое общение Бога и человека у Варлаама заменялось рациональной общественной моралью, да и только.

В защиту Православия выступили афонские иноки. Их позицию и накопленный за столетия аскетический, молитвенный и богословский опыт обобщил в своих трудах воспитанник Святой Горы – будущий святитель Григорий Палама. Он написал «Триады в защиту священно-безмолвствующих», «Святогорский томос в защиту священно-безмолвствующих», «О Божественных энергиях и их причастии» и многие другие книги.

Главной же его и других афонитов заслугой было открытие догмата о Божественных энергиях. Он гласит, что Господь непознаваем в Своей сущности, но открыт миру в Своих энергиях и может быть в них познан человеком. Последний через молитву, участие в Таинствах Церковных и богослужениях, в делах милосердия, исполнении заповедей Божиих может приблизиться к Творцу и соединиться с Ним. Божественные энергии пронизывают и животворят мир. Именно они были тем Фаворским светом, который видели ученики Христовы во время Преображения Господня. Но эти энергии являются Божественными, а не чувственными, тварными. И спасение человека, его личное преображение-обожение случается тогда, когда Божья воля-энергия, направленная вниз, встречается с любящей, пламенно ищущей соединения с Богом волей человека, направленной вверх. И от этого соединения (синэргии) и совершается спасение человека.

Данный Божественный догмат победил ересь Варлаама на Константинопольском Соборе 1341 года. На нем учение святителя Григория Паламы было признано православным, Варлаамово же осуждено как ересь. Самого Варлаама предали анафеме. Но данное торжество православного вероучения далось святителю Григорию очень тяжело. Он даже три года сидел в тюрьме за вероисповедание.

Чем же для нас так важен догмат о Божественных энергиях? Господь познаваем в Своих энергиях, направленных в мир. И поэтому жизнь человека должна в идеале представлять вечное приближение к Нему – соединение с Ним – бесконечное радостное обожение. Вечная вертикаль. Как в свое время писал профессор Лосский: человек должен восстать к единению с Богом и соединить с Ним и всю остальную тварь. Он призван к обожению. В том главная суть, главное естество его природы – образ и подобие Божье. Если человек живет только материальным, удаляясь от Господа, он будет мятущимся и глубоко несчастным. Ведь счастье – это не мешок с деньгами или квартира в центре Киева. Счастье – это единение души с Богом. Счастье – это Песнь песней: венчание души со своим Создателем.

В общение как единение с Божественными энергиями человек входит через молитву. Поэтому остановимся подробно на ней.

Часто человек невнимательно и даже пренебрежительно относится к слову. Но слово невероятно важно. Очень важно. Вспомним Священное Писание.

Пасхальное Евангелие: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:1–5).

Сам Бог именуется Словом! Вспомним также и Ветхий Завет, в частности сотворение мира. Как начинается каждый день творения? «И сказал Бог» (Быт. 1:6). Т. е. мы видим, что начинается все не с дела и не с сотворения, но со слова как творческого акта, потому что Бог есть источником жизни. И она начинается не в видимом материальном мире, но в мире духовном невидимом. А словно бы соединением, связью-дверью между невидимым миром и материальным как раз и является слово. Оно является отражением духовной сферы – мысли и чувства, но уже облечено в материальную – зримую, либо звуковую оболочку.

Потому очень часто приходится слышать от священника (когда к нему обращаются прихожане за советом) «молитесь!» Это не отписка. И не отговорка. Это действительно прописная истина. Все начинается с молитвы, с молитвы как с соединения невидимого, таинственного, но такого прекрасного – души с Богом. И только уже после того, как прошло это молитвенное сочетание, оно рождает благодатью Святого Духа такие же прекрасные и добрые действия, и поступки.

Священнобезмолвствующие назвали молитву «исихией», т. е. тишиной, сокровенной пустыней, в которой мы обретаем Бога. Он с помощью молитвы входит в нас, и Его благодать перемалывает (слово «молитва» от слова «молоть») нас в новое и небесное ангелоподобное существо. Новый Завет восстанавливается в таком человеке, и Царство Небесное для него наступает еще здесь, на земле.

Возлюбим же эти двери в Божью горницу – святую молитву, дорогие братья и сестры! В чем да поможет нам святитель Григорий Палама.

Святителю отче Григорие, моли Бога о нас!

15 марта 2020 года — Воскресенье

Неделя 2-ая Великого поста, святителя Григо́рия Паламы, глас 6

Святая Четыредесятница.

Сегодня Святая Церковь совершает память:

Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (1917). Сщмч. Феодо́та, епископа Киринейского (ок. 326); свт. Григо́рия Паламы, архиепископа Фессалонитского (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста); свт. Арсе́ния, епископа Тверского (1409).

Мц. Евфа́лии Леентинской (Сицилийской) (257); мч. Троа́дия Неокесарийского (III); прп. Агафо́на Скитского (Египетского) (V); мчч. 440 Италийских (579); Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских (переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста).

Воскресению

А́нгельския си́лы на гро́бе Твое́м,/ и стрегу́щии омертве́ша,/ и стоя́ше Мари́я во гро́бе,/ и́щущи Пречи́стаго Те́ла Твоего́./ Плени́л еси́ а́д, не искуси́вся от него́;/ сре́тил еси́ Де́ву, да́руяй живо́т.// Воскресы́й из ме́ртвых. Го́споди, сла́ва Тебе́.

Живонача́льною дла́нию/ уме́ршия от мра́чных удо́лий,/ Жизнода́вец, воскреси́в все́х Христо́с Бо́г,/ воскресе́ние подаде́ челове́ческому ро́ду:/ е́сть бо все́х Спаси́тель,// воскресе́ние и живо́т, и Бо́г все́х.

Недели 2-ой поста

Ны́не вре́мя де́лательное яви́ся, при две́рех Суд, / воста́нем у́бо постя́щеся, / принесе́м сле́зы умиле́ния, / ми́лостынями, зову́ще: / согреши́хом па́че песка́ морска́го, / но осла́би, Соде́телю всех, / я́ко да прии́мем нетле́нныя венцы́.

Слава: Покая́ния отве́рзи ми две́ри, Жизнода́вче, / у́тренюет бо дух мой ко хра́му свято́му Твоему́, / храм нося́й теле́сный весь оскверне́н: / но я́ко щедр, очи́сти / благоутро́бною Твое́ю ми́лостию.

И ныне, Богородичен: На спасе́ния стези́ наста́ви мя, Богоро́дице, / сту́дными бо окаля́х ду́шу грехми́, / и в ле́ности все житие́ мое́ ижди́х: / но Твои́ми моли́твами / изба́ви мя от вся́кия нечистоты́.

Таже, глас 6: Поми́луй мя, Бо́же, / по вели́цей ми́лости Твое́й, / и по мно́жеству щедро́т Твои́х, / очи́сти беззако́ние мое́.

Читайте так же:  Что значит строгий пост

Мно́жества соде́янных мно́ю лю́тых помышля́я окая́нный, / трепе́щу стра́шнаго дне су́днаго: / но наде́яся на ми́лость благоутро́бия Твоего́, / я́ко Дави́д вопию́ Ти: / поми́луй мя, Бо́же, / по вели́цей Твое́й ми́лости.

Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной»

Гpа́да Сио́нска взыску́юще,/ под Твой покpо́в, Де́ва Чи́стая, днесь пpитека́ем,/ и никто́же возмо́жет на ны,/ я́ко несть гpад си́лен, а́ще не Су́щаго Бо́га,// и несть и́на кpе́пость, а́ще не ми́лость Влады́чицы Де́вы.

А́нгелов ли́цы благогове́йно Тебе́ слу́жат,/ и вся Небе́сныя си́лы немо́лчными гла́сы Тя ублажа́ют,/ Богоpо́дице Де́во;/ усе́pдно мо́лим Тя, Влады́чице,/ да пpебу́дет Боже́ственная благода́ть/ на честне́й ико́не Твое́й Деpжа́вней,/ и светоза́pный луч сла́вы чуде́с Твои́х да нисхо́дит от нея́/ на всех с ве́pою Тебе́ моля́щихся// и вопию́щих Бо́гу: Аллилу́ия.

Взбра́нней Воево́де, Засту́пнице на́шей Держа́вней,/ пе́сни благода́рственныя прино́сим о дарова́нии нам ико́ны Ея́ святы́я,/ е́юже огражда́еми, ничесо́же устраши́мся,/ не от челове́к бо спасе́ние на́ше,/ но Преблагослове́нныя Влады́чицы милосе́рдием./ Те́мже днесь ра́дуемся и пра́зднуем све́тло,// я́ко прии́де Держа́вная на стра́жу земли́ Своея́.

Избра́нней от всех родо́в Засту́пнице ро́да христиа́нского,/ покро́вом Своея́ бла́гости покрыва́ющей страну́ на́шу правосла́вную,/ благода́рственная пе́ния прино́сим Ти, Влады́чице,/ о явле́нии нам чу́дныя ико́ны Твоея́ Держа́вныя./ Ты же, я́ко Всеми́лостивая Засту́пница всех, с ве́рою к Тебе́ притека́ющих,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:/ ра́дуйся, Ма́терь Бо́жия Держа́вная,// Засту́пнице Усе́рдная ро́да христиа́нского.

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим Держа́вный о́браз святы́ни Твоея́,/ и́мже подае́ши ве́лию ми́лость// всем, с ве́рою к нему́ притека́ющим.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной»:

О, Держа́вная Влады́чице Пресвята́я Богоро́дице, на объя́тиях Свои́х держа́щая Содержа́щаго дла́нию всю вселе́нную Царя́ Небе́снаго! Благодари́м Тя за неизрече́нное милосе́рдие Твое́, я́ко благоволи́ла еси́ яви́ти нам, гре́шным, сию́ святу́ю и чудотво́рную ико́ну Твою́ во дни сии́. Благодари́м Тя, Засту́пнице, я́ко призре́ла еси́ с высоты́ святы́я Своея́ на чад правосла́вных, и, я́ко со́лнце све́тлое, увеселя́еши изнемо́гшия от печа́ли очеса́ на́ша пресла́достным зре́нием держа́вного о́браза Твоего́. О, Преблагослове́нная Ма́терь Бо́жия, Держа́вная Помо́щнице, Кре́пкая Засту́пнице, благодаря́ще Тя, со стра́хом и тре́петом, я́ко раби́ непотре́бнии, мы припа́даем, со умиле́нием, с сокруше́нием серде́чным, со слеза́ми мо́лим Тя: вкорени́ в сердца́ всех нас пра́вду, мир и ра́дость о Ду́се Свя́те: водвори́ в стране́ на́шей тишину́, благоде́нствие, безмяте́жие, любо́вь друг ко дру́гу нелицеме́рную! Держа́вою Твое́ю всеси́льною поддержи́ нас, сла́бых, малоду́шных, немощны́х, уны́лых, подкрепи́, возста́ви! Я́ко да под держа́вою Твое́ю всегда́ храни́ми, пое́м, велича́ем и сла́вим Тя, Держа́вную Засту́пницу ро́да христиа́нского во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому

Правосла́вия свети́льниче,/ Це́ркве утвержде́ние и учи́телю,/ мона́хов добро́то, богосло́вов побо́рниче непребори́мый,/ Григо́рие чудотво́рче, Фессалони́тская похвало́,/ пропове́дниче благода́ти,// моли́ся вы́ну спасти́ся душа́м на́шим.

Прему́дрости свяще́нный и Боже́ственный орга́н,/ Богосло́вия све́тлую согла́сно трубу́,/ воспева́ем тя Григо́рие Богоглаго́льниче:/ но я́ко ум Уму́ Пе́рвому предстоя́й,/ к Нему́ ум наш о́тче наста́ви, да зове́м:// ра́дуйся пропове́дниче благода́ти.

Молитва святителю Григорию Паламе, архиепископу Солунскому:

О, треблаже́нная и честна́я вои́стину и превожделе́нная главо́, безмо́лвия держа́во, мона́шествующих сла́во, о́бщее богосло́вов и отце́в и учи́телей украше́ние, апо́столов сподви́жниче, испове́дников и му́чеников безкро́вный ревни́телю и венча́телю словесы́ и дея́ньми и благоче́стия побо́рниче и воево́до взбра́нный, боже́ственных догма́тов высо́кий изъясни́телю и учи́телю, пре́лести многоразли́чных ересе́й потреби́телю, всея́ Це́ркве Христо́вы предста́телю, и стра́же, и изба́вителю! Ты́ и преста́влься ко Христу́ назира́еши у́бо и ны́не ста́до твое́ и всю́ Це́рковь свы́ше, боле́зни разли́чныя исцеля́я и словесы́ твои́ми вся́ управля́я, и е́реси изгоня́я, и многообра́зных страсте́й избавля́я. Приими́ же и на́ше сие́ моле́ние и изба́ви на́с от страсте́й и искуше́ний, и треволне́ний, и бе́д, и осла́бу и ми́р и благоде́нствие на́м пода́ждь, о Христе́ Иису́се Го́споде на́шем, Ему́же сла́ва и держа́ва подоба́ет со безнача́льным Его́ Отце́м и Животворя́щим Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Святителю Арсению, епископу Тверскому

Благоче́стно пожи́в во святи́тельстве,/ лю́ди пpосвети́л еси́ уче́нием твои́м,/ и о хpа́ме Пpечи́стыя вельми́ подвиза́вся,/ и люби́тель мона́хов быв,/ сего́ pа́ди от Хpиста́ па́ствы твоея́ вене́ц пpия́л еси́./ Те́мже, я́ко апо́стольскаго пpесто́ла наме́стника,/ и святи́теля вели́каго чту́ще тя, мо́лим ча́да твоя́, блаже́нне:/ от всех бед изба́ви нас я́же ко Хpисту́ моли́твами твои́ми,// святи́телю Хpисто́в Аpсе́ние, о́тче наш.

Восприе́мши ра́достно честны́я твоя́ мо́щи, пречи́стая це́рковь,/ в ню́же че́стно вноси́ми мно́жеством священномона́хов, и кня́зи благове́рными,/ и я́же прие́мши я́ко сокро́вище многоце́нное./ Те́мже и мы ны́не твоея́ огра́ды слове́сныя о́вцы,/ о́крест ра́ки твоея́ предстоя́ще,/ любе́зно вопие́м ти́:/ не забу́ди чад твои́х, о́тче,/ и́хже му́дре собра́л и возлюби́л еси́,/ я́ко да зове́м ти́:// ра́дуйся, святи́телю Арсе́ние, па́стырю и учи́телю наш.

Молитва святителю Арсению, епископу Тверскому:

О, всехва́льный святи́телю Христо́в и чудотво́рче, о́тче Арсе́ние! Не забу́ди нас, чад святы́я оби́тели твоея́ и всех с ве́рою и любо́вию прибега́ющих к ра́це честны́х и многоцеле́бных моще́й твои́х, но помина́й нас во святы́х твои́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу. Моли́ за вся христиа́ны, о́тче святи́телю Арсе́ние, и за святу́ю сию́ оби́тель, ю́же вручи́ тебе́ Пречи́стая Влады́чица Богоро́дица, мним бо тя вы́ну предстоя́ща Христу́ Бо́гу на́шему и Пречи́стей Его́ Ма́тери и иму́ща ве́лие к Ним дерзнове́ние. А́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но душе́ю жив сый, неотсту́пен пребыва́еши с на́ми ду́хом. Сохраня́ нас твои́м предста́тельством пред Престо́лом Небе́снаго Царя́ от ко́зней вра́жиих, от собла́знов ми́ра, во зле лежа́щаго, и от вся́кия ско́рби и ну́жды. О преблаги́й па́стырю и учи́телю нaш, о́тче Арсе́ние! К тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся, моли́ся всеси́льному Бо́гу о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да очи́стившеся от вся́кия скве́рны грехо́вныя, Небе́сному Ца́рствию насле́дники сподо́бимся бы́ти со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м и с Пресвяты́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Собору преподобных отцев Киево-Печерских

Егда́ снидо́сте во гро́бы/ и саме́х себе́ заключи́сте,/ тогда́, стра́сти умертви́вше плотски́я,/ спогребо́стеся Христу́, Богоно́снии,/ и диа́вольския в подзе́мных разруши́сте огра́ды.// Сего́ ра́ди А́нгели венцы́ с Небе́с вам подаю́т.

Лик по́стнический собра́ся у́мне,/ мы́сленныма зря́ще очи́ма,/ прииди́те, лю́дие, хвала́ми почти́м,/ и, покланя́ющеся моще́м их,/ любо́вныя принесе́м да́ры,/ ти́и бо суть к Бо́гу хода́таи// и моли́твенницы о душа́х на́ших.

Молитва Собору преподобных отцев Киево-Печерских:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

О, уго́дницы Христо́вы, преподо́бнии отцы́ на́ши Анто́ние и Феодо́сие и вси́ святи́и Ки́ево-Пече́рстии, свети́льницы пресве́тлые, свя́тостию и́ноческаго жития́ пе́рвые просия́вшии на земле́ Росси́йстей, покрови́тели гра́да Ки́ева и всего́ оте́чества на́шего! К ва́м, моли́твенникам те́плым и предста́телям непосты́дным, усе́рдно притека́ем, в ну́ждах и ско́рбях на́ших утеше́ния и по́мощи прося́ще. Помози́те на́м, раба́м Бо́жиим (имена́), засту́пницы на́ши! Утверди́те на́с в ве́ре святе́й, сохрани́те Це́рковь Бо́жию от па́губных ересе́й и раско́лов, научи́те на́с всегда́ твори́ти за́поведи Бо́жия и вся́ преда́ния церко́вная, от оте́ц на́м запове́данная, бу́дите на́м благосе́рдые отцы́ и те́плые моли́твенницы, я́ко да просла́вим и́мя Живонача́льныя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки. Ами́нь.

Григорий палама молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here