Херувим – это кто Кто такой серафим

Детально: Херувим – это кто Кто такой серафим - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Отличие серафимов и херувимов

В повседневной жизни мы часто слышим слова «ангел» и «ангел-хранитель», а вот читая Святое Писание и труды Отцов Церкви можно встретить различные названия ангелов, такие как херувимы, архангелы, серафимы и прочие. Кто такие ангелы, почему для их определения используют различные слова и в чем заключается разница между этими существами?

Ангельские чины

В Святом Писании есть места, которые говорят, что до создания человека Бог сотворил служебных духов — ангелов. По своей природе они имеют знание и разум, но их главное отличие от человека, что они не имеют свободного выбора, т.е. они были изначально созданы Творцом для служения Ему, поэтому не могут отказаться или отрицать Его существование, как делают многие люди.

Тем не менее дьявол изначально также был ангелом, но гордость поселилась в его сердце и стала причиной его падения. Но несмотря на отсутствие свободы выбора, служебные духи все же могут быть подвержены греху и стать Богу противниками.

Молитвы Ангелу Хранителю:

Изначально же Господь создал их для того, чтобы они прославляли Его, служили Ему и были вестниками Его воли для человека. На самом деле все знание об ангельских чинах люди взяли из Библии и свидетельств Отцов Церкви, также встречаются довольно подробные изображения на иконах.

Интересно! Впервые после древнееврейских пророков в первом веке Небесное воинство попытался описать епископ-мученик Дионисий Ареопагит. Именно на его труды опираются литургические тексты и все иконописцы. Он считал, что по своей природе ангелы не имеют телесной оболочки, как люди, но тем не менее они имеют некое тело, которое не видно человеческому глазу, но которое имеет свою неповторимую природу и структуру.

Предполагается, что видимыми они становятся в момент взаимодействия с человеком, чтобы последний воспринимал их. Они менее зависимы от времени (предполагается их бессмертие) и места, нежели люди, поэтому не стареют и могут быстро преодолевать большие расстояния.

В Писаниях часто изображаются серафимы, нисходящие с неба и поднимающиеся обратно, из чего можно сделать вывод, что они также могут быть у Небесного Престола.

Изначально, Господь сотворил Ангельский мир (пророк Даниил насчитывал более миллиарда небесного воинства) для прославления и служения, но по прошествии времени, уже после сотворения человека служебные духи стали выполнять и другую работу.

Принято считать, что ангелы выполняют роль вестников, поскольку они приносят и возвещают людям Волю Бога. О беременности Деве Марии объявил архангел Гавриил, а о рождении Христа пастухам объявил также ангел. Они защищают и охраняют людей, ведь у каждого из нас есть свой хранитель.

Иерархия ангелов

Как все в Божьем мире, ангельское сообщество имеет свою структуру и строение. Существует всего 9 ангельских чинов, которые взаимодействуют в гармонии и построены по триадическому принципу — выделяют Высшую, Среднюю и Низшую иерархию, в каждой из которых по три ступени.

  • Низшая иерархия состоит из престолов — служебных духов, которые наиболее приближены к человеку и всячески им помогают, например, именно они выполняют роль хранителей людей.
  • Средняя — из херувимов.
  • Высшая — из серафимов.

У некоторых высших чинов есть имена собственные, так в Писании можно встретить архангела Михаила (архистратиг), Гавриила (главный вестник Господа), Рафаила (целитель душ и тел человеческих).

На заметку! Порядок иерархии отличается в различных религиях, так иудаизм насчитывает 10 чинов, а некоторые раввины вообще изображают их структуру в виде дерева без определенного порядка. Православные богословы в своих описаниях чинов опираются на места Нового и Ветхого Заветов, при этом порядок и взаимодействие их часто отличается.

За всю историю было множество вариантов. В настоящее время за главную теорию принято считать труд Дионисия, которая разделяет все Небесное Воинство на три ступени по триадическому порядку:

  1. Первая сфера: серафимы, херувимы и престолы.
  2. Вторая сфера: господства, силы и власти.
  3. Третья степень: начала, архангелы и ангелы.

Такая форма иерархии предполагает строгий порядок подчинения и взаимодействия ангелов и имеет библейское подтверждение, которое изложено в первом послании Апостола Петра. Все сферы между собой имеют различия, точно также, как и чины каждой ступени.

Серафимы

Ангелы с таким названием считаются высшим ангельским чином и подчиняются непосредственно Богу Отцу. С древнееврейского языка слово серафим обозначает «пламенеющий», т.е. горящий. Слово, которое используется в древнееврейском также применяют для обозначения яркой и резкой молнии.

Важно! Согласно Писанию, серафимы восхваляют непрерывно Господа и служат нуждам людей. Они наиболее приближены к Творцу и являются высшим ангельским чином, т.е. стоят во главе Небесного Воинства.

Слово, которое в еврейском языке обозначает серафима также встречается в Ветхом Завете в текстах, где Господь посылает наказание на людей за непослушание (Чис. 21 глава) из чего можно сделать вывод, что этот чин не только служит людям, но и выполняет роль карателя за непослушание Богу.

В Библии этот вид ангелов впервые встречается в книге пророка Исаии, который описывает их как существ с шестью крыльями. В Откровении Иоанна Богослова в 4 главе автор описывает их, стоящих у престола, похожими на животных — льва, тельца, орлу. Лишь один из четырех имел лицо, подобное человеку. Все серафимы стояли вокруг престола и непрерывно возносили славу Господу Творцу.

Херувимы

Существа с таким названием считаются вторым высшим чином и подчиняются серафимам. С древнееврейского языка слово херувим обозначает «излияние мудрости». Первое упоминание об этом существе встречается в книге Бытие 3 главе «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».

Молитвы Архангелу Михаилу:

В книге пророка Иезекиля 28 главе автор описывает падение возгордившегося херувима на землю, именно этот ангел впоследствии стал сатаной. В более поздних текстах (Пс. 17:11) херувимов использует Господь для перемещения: «воссел на херувимов и полетел».

Слово херувим в еврейском языке означает «красивый лицом», поэтому принято изображать их красивыми молодыми людьми. В первой главе пророк Иезекииль очень подробно описывает и изображает их схожими с людьми внешне, за исключением наличия крыльев.

Главные различия

Серафимы и херувимы относятся к Высшей сфере ангельских чинов и являются наиболее приближенными существами к престолу Творца. Первые окружают Его и непрерывно славят, также они очищают людей от скверны, ведь именно такой ангел поднес огненный уголек к пророку Исайе, когда он предстал перед Отцом Небесным.

Читайте так же:  Молитвы об усопших. Почему надо молиться за усопших. Видео о силе молитвы за усопших

Херувимы же исполняют волю Бога и выполняют конкретную работу, так один из них охраняет Эдем и Дерево Жизни от человека. Именно они передают Небесное познание и Божественную волю не только низшим ангелам, но и людям.

Внешний вид этих двух ангельских чинов различается: первые имеют животноподобные тела, а вторые — человеческие. Цвет крыльев первых — алый, а у вторых — голубой и зеленый. В иконописи они изображается практически одинаково, за исключением эпохи Возрождения, когда херувимы рисовались в виде младенцев с крыльями.

Отображения в иконописи и литературе

Серафимы изображаются на иконах обычно алыми цветами, огненными, которые наиболее точно подходят для их горящей сущности и страстной любви к Богу и Небесной чистоте. Их описание можно встретить в апокрифических книгах Еноха и Юбилеев, а также в труде Дионисия «Небесная иерархия». Их рисуют с шестью крыльями, которыми они прикрывают свое тело и лицо.

Довольно подробное изображение можно увидеть на стенах и потолке церкви Преображение в Новгороде. Серафимы упоминаются в многочисленных литературных произведениях (Пушкин «Пророк»), а также музыкальных (Гребенщиков «Бурлак»). Изображает их и художник Васнецов в своей картине «Серафимы».

Херувимов обычно рисуют в лазурных тонах, также с 4 парами крыльев. Изначально на иконах они имели вид тетраморфов — существ с 4-мя сущностями: быка, человека, льва и орла. Именно так описывал их апостол Иоанн Богослов, хотя некоторые художники описывали их по словам пророка Иезекииля с колесами вместо ног.

Часто этот чин рисуется как престол для Иисуса Христа, его можно увидеть на множестве икон и стенах храмов. Несмотря на некоторые различия между этими ангельскими чинами, они служат Господу Богу и являются вестниками Его Божественной Воли для людей. Это божественные чистые существа поклоняются непрерывно Богу Творцу и зажигают Его огнем души людей.

Кто такие серафимы и херувимы в православии и в чем их отличие?

В Священном Писании указано, что до создания человека, Всевышним были созданы бестелесные сущности – ангелы. По сути – это разумные существа, сотворённые Господом, основная цель которых заключается в служении Небесному Отцу.

Способности ангелов

Сила воинов Небесного Царства даруется Господом. Именно Бог определяет круг способностей и возможностей, которыми они будут наделены. Христианскими сказаниями и писаниями были определены некоторые способности ангелов:

  • Могут быть невидимыми для человека;
  • Способность материально проявлять свою сущность в физическом пространстве;
  • Возможность летать;
  • Явление к человеку через видения, а также умение видеть будущее;
  • Появление в человеческом теле, воздействие на материальный мир;
  • Способность испепелять и разрушать целые селения и города (например, Содом и Гоморра).

Ангелы отличаются друг от друга не только степенью власти и совершенства, но и направлением деятельности. Всевышний выделил разные зоны ответственности для этих созданий. Созданные бессмертными, они никогда не постареют и не умрут. Являясь служебными духами, принимают непосредственное участие в судьбе человечества.

Среди людей бытует ошибочное мнение, что ангелы существуют только в христианской религии. Так получилось, потому что христианство является единственной религией, в которой достоверно описывается иерархия ангелов. Конкретно это описывается в книге Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии», которая была написана в 5 веке.

Ангельская иерархия

Согласно этой книге в Ангельских чинах принято различать три лика, а в каждом лике находится три чина. Т.е. всего 9 чинов. Рассмотрим первый лик, в котором выделяют следующие чины:

Серафимы

Серафимы — это ангелы, находящиеся к Богу ближе всех остальных.

Впервые они упоминаются в Ветхом Завете. Переведя слово «серафим» на древнееврейский, мы получим — «пламенеющий», что говорит нам о их пламенной любви к Создателю.

Они имеют три пары крыльев: одна пара необходима для полёта, другая для того, чтобы закрывать лицо и третья, чтобы закрывать ноги.

Имея любовь к Богу, Серафимы разжигают огонь этой любви и в сердцах других, предочищая душу Божественным огнем, исполняя ее силы и крепости, вдохновляя на проповедь.

Херувимы

В Небесной иерархии, херувимы занимают второе место, следуя сразу после серафимов. Книга Бытия гласит, что один из них удостоился охранять вход в Райский Сад, держа в руках огненный меч. Принято считать, что херувимы – средство передвижения Господа. В Библейском писании встречается изречение – «восседающий на херувимах», когда говорится о Всевышнем.

Они имеют две пары крыльев: одна пара поднята вверх, где крылья касаются друг друга, а вторая пара опущена вниз, где крылья закрывают тело.

Основные отличия

Серафимы являются ангелами высшего чина и наиболее приближены к престолу Господа. Вышеупомянутые ангелы полностью окружают Его, славят и бесперебойно воспевают, а также очищают человека от зла и скверных деяний.

Херувимы созданы исполнять волю Творца, выполняя поручения Всевышнего. Осуществляют передачу волю Господа и Святое Знание, не только ангелам низшего чина, но и людям.

Отличается цвет крыльев ангелов: серафимы имеют крылья алого цвета, а херувимы – лазурного. Также отличается количество крыльев: серафимы имеют три пары, в отличие от двух пар у херувимов.

Шестикрылые ангелы прославляют Творца у Его престола, пламенеют от любви к Нему, пробуждают любовь к Всевышнему в других созданиях. Херувимы же – заступники Небесного Отца, разумные создания, распространители знания, изваяния мудрости. Они непрерывно смотрят на Создателя и изрекают остальным полученную от Него информацию и мудрость.

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Читайте так же:  Молитва об обретении личного счастья

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 – 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу .(Дан. 3, 92 – 95).

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород»«.

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил – возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».

Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.

Разница между серафимами, херувимами и ангелами

Основные различия

Серафимы

Серафи́мы — в иудейской и христианской традиции высший ангельский чин, наиболее приближённый к Богу

Согласно различным упоминаниям из апокрифических и канонических источников, серафимы есть ангелы, стоящие вокруг Бога. Первое упоминание серафимов в Библии находится в Книге Пророка Исайи (Ветхий завет); они появляются в его рассказе о странном видении перед призывом в храм иерусалимский:

« Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице своё, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»

Основываясь на отрывке из Книги Пророка Исайи Дионисий Ареопагит определяет серафимов как первых среди ангельских чинов и связывает их природу с пламенной, горящей любовью к свету и чистоте. В своём сочинении «О небесной иерархии» он пишет, что серафимы находятся в постоянном движении вокруг божественного и озаряют все вокруг жаром от своей быстроты и бесконечности полёта, способны возвышать и уподоблять себе низших существ, воспламеняя их сердца, а также очищать их «подобно молнии и всепожирающему огню». Их образ световиден и обладает неприкрытостью и неугасимостью.

Читайте так же:  Св даниила московского молитва о квартире

Херувимы

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Херувимы — упоминаемое в Библии крылатое небесное существо. В библейском представлении ο небесных существах, вместе с серафимами являются самыми близкими к Богу. В христианстве второй, следующий после серафимов, ангельский чин.

В Книге Бытия (3:24) херувим, вооружённый «пламенным мечом», охраняет вход в Эдемский Сад. Давид описывает херувимов как средство передвижения Бога: «воссел на херувимов и полетел» (Пс. 17:11); частый эпитет Бога в Ветхом Завете — «Сидящий на херувимах. Пророк Иезекииль, предсказывая падение царя Тира, сравнивает его с херувимом, чьи одежды были украшены сверкающими драгоценными камнями, который был низвергнут Богом из Эдемского Сада на землю за то, что он впал в грех гордыни (Иез. 28:11–19).

Библия содержит несколько различных описаний херувимов. У херувимов в Скинии и в Храме по одному лику (Исх. 25:20) и по два крыла (Исх. 25:20, 3Цар. 6:24, 27). Пророк Иезекииль в своём видении (Иез. 1:5) описывает херувимов несколько иначе: это человекоподобные существа с четырьмя крыльями (два подняты вверх и касаются друг друга, а два опущены вниз и закрывают тело), четырьмя ногами, подобным бычьим, но сверкающими, «как блестящая медь», четырьмя руками под каждым из четырёх крыльев и четырьмя лицами: человека и льва (с правой стороны), быка и орла (с левой). Подробнее см. тетраморф. Возле каждого из них по колесу. Всё тело херувимов, и спина, и руки, и крылья, а также колёса, всё покрыто глазами. Способ передвижения — шествие и полёт.

Ангелы

А́нгел (др.-греч. ἄγγελος, ангелос — «вестник, посланец»), в авраамических религиях — духовное, бесплотное существо, сообщающее волю Бога и обладающее сверхъестественными возможностями. Традиционно ангел изображается как антропоморфное существо с крыльями за спиной.

Ангелы обычно изображались в виде светловолосых юношей с крыльями (символ свободы духа) в белой льняной одежде с золотыми поясами. Место обитания ангелов — небеса, которые сотворены прежде плотного неба (Быт.1.1, Быт.1.8).

Сила Ангелов даруется Богом. Он определяет для любого Ангела те способности, которыми Ангел будет обладать. Некоторые способности были показаны во многих христианских сказаниях:

  • Быть невидимым для физического восприятия;
  • Способность к полёту в духовном;
  • Способность к проявлению в материальном:
  • Способность появляться в физическом человеческом теле, способность к воздействию на физический мир;
  • Видение через время, видение как лица человеческой души, так и мыслей человека в душе и во взгляде, глубинных помышлений сердца человека;
  • Способность уничтожать целые города;
  • Возможность греховного выбора существует для ангелов в христианстве, но отсутствует в исламе и иудаизме;

Также к ангелам относятся архангелы.

Подробнее о разнице между серафимами, херувимами и ангелами можно узнать из видео:

Херувимы и серафимы. Что это такое или кто это такие?

Когда человек общается с Богом, посещает службы, слушает песнопения, часто слышит такие определения, как «херувимы» и «серафимы». Что это такое или кто это такие? Ответить на этот вопрос одним словом нельзя. Нужно разобраться, в чем их отличие и кто же они на самом деле.

Небесная иерархия

Одними из главных ангельских чинов являются серафимы и херувимы. Каждый из них выполняет определенную функцию. Небесную иерархию можно представить в виде лестницы. На самой верхушке находится Всевышний, далее идут ступеньки, на которых расположены ангелы:

  • 1 ступень, самая близкая к Богу. На ней стоят серафимы;
  • 2 ступень — херувимы.
  • 3 ступень — престолы.

Но все эти три ангела принадлежат к самой высшей касте.

Серафимы

Серафимы впервые были упомянуты в книге пророка Исайи. Это существо, которое имеет 6 крыльев. Первые два крыла нужны, чтобы прикрыть свое лицо, еще два покрывают тело, а пара третьих нужны для полета. Считается, что от этих ангелов идет очень лучистый свет, поэтому они закрываются, чтобы не ослепить людей.

На полотнах их изображают с человеческими лицами. Они держат престол, на котором находится Господь Бог. Как правило, иконы расписаны в красных или багряных тонах, так как серафимы связаны с огнем и любовью. Они призваны обдавать жаром сердца людей и подчинять их своей воле.

Серафимы доносят до людей всю правду о Боге и призывают их соблюдать христианские законы. Но главное, что делают эти ангелы, — передают другим чинам волю Бога.

Еще одна из основных функций этих существ — очищать души людей от грехов. Они легко сжигают души, тем самым уничтожая все прегрешения. Это, в самом деле, самые могущественные и таинственные создания.

Херувимы

Если прочитать Книгу Бытия, можно узнать что один из херувимов является стражем. Он стоит на вратах и охраняет вход в рай. Царь Давид пишет, что херувимы используются Богом в качестве перевозчиков. Именно на них Всевышний облетает свои владения.

Но основная цель херувимом — доносить до людей божью мудрость. Они рассказывают людям о Господе и учат их праведной жизни. Это своего рода учителя, которые дают знания не только простым христианам, но и чинам, которые находятся на нижних ступеньках лестницы.

Считается, что херувимы появились на свет в 3-й день сотворения мира и стали первыми, кто поселился на Земле среди всех живых существ.

Чаще всего херувимы изображаются на иконах и статуях с человеческим лицом и крыльями. Некоторые из них имеют еще и львиную морду. В древних писаниях херувимы изображаются как быки с крыльями.

По еврейской легенде считается, что когда человек погружается в сон, его тело шепчет душе обо всем, что было пережито за день. Душа далее сообщает информацию духу, затем ангелу, херувиму и, наконец, серафиму. Так о человеке и его делах узнает Господь.

Одним из самых могущественных среди херувимов считается Херувиил.

У христиан эти создания являются теми, кто поет в честь Бога гимны, восхваляя и возвышая его. Именно эти ангелы считаются самыми мудрыми и умными существами. В Библии упоминается о 12 крыльях херувимов.

Иоанн Златоуст же считал, что херувим полностью состоит из глаз, поэтому он все видит о человеке и передает все Богу. У христиан есть даже специальная молитва, песня херувимов.

Читайте так же:  Молитва имя кирилл

Престолы

Херувимы и серафимы — что это такое, мы разобрались. Осталось определить, кто же такие престолы. Само определение говорит о том, что Бог восседает на них, как на троне, и вершит суд.

Чаще всего они описываются как колесницы с огненными колесами. У каждого из них имеется 4 крыла. С течением времени в церковной литературе их образ все больше походил на облик, который имеют серафимы.

Теперь вы знаете, кто же такие серафимы и херувимы. Это самые близкие к Богу ангелы. Именно они являются главными созданиями, которые несут нам всю святость и мудрость Божью. Поэтому очень часто мы слышим о них в молитвах и песнопениях. Но детальной информации о них в писаниях встречается немного. Есть только несколько выдержек из священной литературы, по которым мы имеет представление об этих ангельских чинах.

Эти образы очень интересны и загадочны, поэтому в литературных произведениях их наделяют самыми различными внешними и внутренними чертами.

Кто такие херувимы, серафимы и престолы. Разница между ними.

Прекрасные Серафимы и мудрые Херувимы занимают верхнюю строчку в ангеловой христианской иерархии. Вслед за ними идут могущественные Престолы, несущие сам трон Божий. Вместе они составляют касту наиболее близких Творцу созданий, очень редко являющихся перед людьми. Однако сведения о них известны через лучших пророков и праведников, пред которыми они представали.

Источники знаний об ангелах – где о них написано

Люди много рассказывают о виденных ими ангелах, контактах с ними, описывают их облик. Но в подавляющем большинстве случаев речь о личных или чужих ангелах-хранителях, живущих промеж людей. Это виды ангелов, относящиеся к земным служителям, представляющим низшую ступень иерархии. Однако есть еще ангелы высшие и средние, свои – в каждой религии. И в христианстве в первой тройке стоят Херувимы, Серафимы, Престолы, составляющие высшие три чина из девяти.

Подобное разделение пришло из древних текстов, которые сегодня считаются каноническими. Это:

  • Ветхий Завет (Библия);
  • Новый Завет (Библия);
  • Священное Писание;
  • Коран;
  • Танах, Талмуд.

Наиболее полно об устройстве мира ангелов повествует Священное Писание. На него и Библию опираются в этом вопросе в Русской Церкви (Православии). Отдельный мир представляют собой исламские ангелы, упомянутые в Коране. Иудейские ангельские сущности во многом похожи на христианских, но различаются по количеству, главенству, иногда, именам.

Тем не менее, высшие представители ангельского мира похожи между собой у всех религий. Вплоть до имен и обязанностей. Это говорит о том, что ангелы, действительно, существуют, и вольных трактовок здесь быть не может.

Несмотря на то, что ангелы способны принимать любой облик, есть точные сведения, кто такие серафимы и херувимы, как они выглядят. Эти знания пришли из древних времен, когда первые люди были еще очень близки к Богу. Тогда небесные посланники часто спускались к пророкам или избранникам, а Творец приоткрывал свои чертоги для земных.

На смену падшему Люциферу явился другой сильный ангел – Иехоил (Иехоэл). Посланник настолько чистый, что ему единственному открыто истинное имя Отца. Иехоэл лично отвечает за защиту всего живого от демона Левиафана, что ему с блеском удается.

Оба названных ангела являются серафимами – наивысшими в ангельской иерархии у христиан и иудеев. У последних Иехоэл считается прежним именем Маттатрона (Метатрон) – высшего ангельского правителя по Талмуду. Однако сам Маттатрон не записан ни в одни верховные ангелы Серафимы, Херувимы или Престолы.

Маттатрон – бывший когда-то смертный, своей праведностью заслуживший высокую честь возглавить несметное войско божественных помощников на небесах. Авторитет его был так высок, что по преданиям ему даже был отведен отдельный трон. Постепенно положение Метатрона стало яблоком раздора между «подчиненными». С одной стороны, посланники не хотели служить простому смертному, хоть и бывшему. С другой – два престола стали порождать различные сомнения. В конце концов, предводитель был изгнан из небесного мира.

Вместе с тем, такая трактовка используется не везде. В целом, Метатрон признается непогрешимым любимчиком Бога, всегда стоящим к нему ближе всех, независимо от его положения. Несмотря на то, что его истинный чин – Архангел, относящийся к более низкому рангу.

Метатроном, согласно многим апокрифам, считается библейский праведник Енох.

Чем живут Серафимы

Итак, первые по чину согласно большинству про христианских канонов, это Ангелы-Серафимы, затем Херувимы, третьими правят Престолы. Спутать с кем-то Престолов невозможно, они не похожи ни на одних представителей Небес. А вот изображение херувимов и серафимов схоже внешне, и отличить их можно только по поведению и цвету.

  • окружать трон Господа, защищая его;
  • восхвалять святость Господа ритуальным пением;
  • нести замысел и славу Господа в мир, обращать в веру еще непосвященных;
  • карать отступников – смертных, своих.
  • громадный рост;
  • шесть крыл – два, чтобы прикрывать лик, два, чтобы прикрывать тело, два, чтобы летать;
  • огненные одежды – красные, оранжевые, малиновые;
  • один лик, в виде прекрасного молодого мужа или юноши.

Последними двумя признаками серафим и херувим отличаются друг от друга.

Грозные серафимы способны испепелить целые народы, богохульствующие или не признающие Бога. При этом никакого оружия у них нет, только способность извергать жаркое пламя. Вместе с тем, им же эти ангелы освещают путь заблудшим или страждущим. В этом их разница с херувимами, ибо херувы играют другую роль.

Обязанности и место Херувимов

Все, чем отличается серафим от херувима, является главной сутью вторых по чину божьих посланников:

  • херувимы только иногда имеют 6 крыльев, чаще всего это 4 крыла, так как они не прячут лика;
  • одеяния их лазоревые, а не огненные;
  • имеют 4 лика, по одному с каждой стороны, из которых только одно – человеческое, остальные – орлиное, львиное, бычье;
  • никого не наказывают, однако держат в руках огненные мечи, ибо стоят на страже ворот рая;
  • главная обязанность херувов – принимать уже идущих к вере, показывая им путь к Творцу, в то время, как серафимы обращают в веру с ноля.

Херувимы – сама мудрость. Несмотря на второй чин, они стоят ближе к Создателю, поддерживая его престол, помогая ему передвигаться, познавать себя, мироздание. В разных религиях херувимы и серафимы постоянно меняются местами по главенству. По своей силе, влиянию на людей, значению для Господа они, скорее, равноценны. Только серафы более воинственные, пылкие служители, херувы же служат больше познанию, учению.

Стоит знать, что канонические херувимы не имеют отношения к путто – пухлым херувимчикам с крылышками. Такие изображения появились в Эпоху Возрождения, порожденные чувственным восприятием религиозных художников. Настоящие же херувы часто выглядели устрашающе, странно, непонятно для людей. Например, пугали большим количеством моргающих глаз на крыльях, или большим количеством ног, по паре на каждый лик. Есть описания, где у херувов по 12 крыльев.

Читайте так же:  Молитва о начале дела

В отличие от серафимов, которых изображали очень редко, для херувимов существует отдельная икона и отдельная молитва – херувимская песнь. В Православии это самые благословенные и почитаемые ангелы, олицетворяющие всю мудрость и милосердие Бога.

Как служат Престолы

Наверное, самые необычные из всех ангельских существа, это третьи по рангу приближенные Творца – Престолы. Чего стоит один их внешний вид: создания без рук, без ног, в виде огненных колес, усыпанных глазами и оснащенных 4 крыльями. Представить такое можно лишь по примерному фото или картинке. На иконах во избежание шока изображаются редко, на фресках часто предстают в виде обычных человекоподобных существ с кругами у ног.

Подобный облик обусловлен ролью, которую Престолы выполняют в высшем мире:

  1. Носить Господа – Престолы являются опорой Творца в его передвижениях или повседневных делах. Восседая на них, он творит суд над грешниками или отдает указаниям другим своим служителям. Отсюда вид Колеса. Именно так они называются у иудеев (в оригинале – Офанимы).
  2. Помогать человеческому правосудию. Престолы курируют работу человеческих судов, главенствующих лиц, выполняющих работу в этих судах. Следят за исполнением Законов на Земле и на Небесах.

Престолам подчиняются все остальные виды ангелов, которых после высших есть еще 6 чинов. Над Престолами стоят серафимы и херувимы, а также сам Создатель.

В Православном христианстве Престолы являются символом Божьей опоры. Праведные люди стремятся достичь подобного совершенства, чтобы заслужить честь стать таким же постаментом, на который будет опираться Всевышний при исполнении своих замыслов. В целом же, высшие чины ангельской иерархии почитаются, как сам Бог, и выступают великими проводниками смертных к трону Творца.

Автор статьи:
Николай Костюк. Эксперт в области эзотерики и мировой культуры, кандидат философских наук.
E-mail для связи с автором: [email protected]

Шестикрылые серафимы – особая каста ангелов, приближенных к Богу

Громадный ангел ростом с многоэтажный дом, несущий вокруг себя рыжий пламень, одновременно прекрасный и неумолимый к преступникам веры, уничтожающий целые народы и восхваляющий Бога – что может быть более страшным и завораживающим? Именно так выглядит шестикрылый высший обитатель неба Серафим, перед которым склоняются все остальные ангелы.

Происхождение и роли серафимов

Серафим – не имя. Так называют группу высших ангелов, стоящих на первой ступеньке ангельской иерархии в христианстве. Вместе с тем само значение слова «серафим» имеет иудейское происхождение, ибо именно в ветхозаветные времена перед людьми впервые явили свой грозный лик высшие посланники Бога.

Были они окружены ярким огнем, отсюда «сераф», что на библейском иврите означает «пламенные всполохи, языки огня». Кроме того, так же называли молнию, драконов, летающих змеев. Серафимы-ангелы легко принимали форму гигантских пылающих полозов в мире людей, что успешно использовал в свое время Люцифер в райском саду. Ведь изначально он был любимым серафимом Отца.

Так кто такой шестикрылый серафим – носитель зла или добра? Племя серафов было создано Господом, как любимое дитя, которому он:

  • отдал все свое знание;
  • наделил способностью познать и освоить силу, коей обладал сам.

И дети получились достойные. Преисполненные понимания сути Творца и благодарности к нему, они встали на путь служения его славе путем освещения и освящения душ заблудших и наведения порядка среди преступников. Только Люцифер воспринял крылья серафима как повод отделиться, за что был изгнан.

Как описывает Википедия, анегл-серафим выглядит практически так же, как херувим – имеет 4 лика, шесть крыльев, много глаз на них, закрывает верхней парой крыльев свое лицо. Однако цвет крыльев всегда только алый, а не лазоревый, как у херувимов. Немного другие картинки дает православная церковь. Согласно ей, серафимы – это невероятно высокие прекрасные молодые мужчины, которые очень быстро летают, носят красные одежды и обладают невероятным по красоте голосом, коим щемяще поют хвалу Создателю.

Знаменитые на весь мир ангелы серафимы

Если херувим самый мудрый и терпеливый помощник Бога, поддерживающий его трон, то серафим – самый сильный ангел на небесах по своей любви и преданности к божественному. Каждый шестикрылый Серафим способен отбросить своим всепоражающим светом любую тьму, и по силе не уступает своему Создателю, ибо является копией оригинала. Поэтому главная его роль – открывать другим творениям путь к Господу, освещать его (путь), защищая от отступников.

Столь высокое положение исключает имена ангелов-серафимов для простых людей. Но деяния их были столь ослепительны, что некоторые стали известны всему миру. Это позволило к части из них обращаться в молитвах, как к самому сильному средству от горя. А вторую часть избегать, как приспешников зла. Ибо, да – из серафимов вышло немало сильных демонов.

Наиболее известные шестикрылые серафимы в православии и иудаизме, которые преданно защищают Отца и людей:

  1. Иехоил – возглавил всех серафов после изгнания прежнего ставленника – Люцифера. Единственный знает истинное имя Творца. Непримиримый враг Левиафана – правой руки Люцифера. Защитник рода человеческого и небес от происков зла.
  2. Израил – глашатай серафимовского войска. Один из наиболее близких к трону Господнему, 6-ой по значимости ангел-серафим.
  3. Уриил – «ангел Раскаяния», «божий огонь». Сильный, строгий ангел, справедливый, но безжалостный к отступникам. Легче всего отзывается на призывы родившихся в сентябре.

Это самые сильные ангелы на небесах, известные своей любовью к Богу и его творениям. Также, сильными серафимами являются Авдиил, светлый ангел, не поддавшийся Люциферу, Камаил, управляющий воспоминаниями, возможно, Азалиах, ангел справедливости.

Серафы, предавшие замыслы Творца и ставшие падшими: Люцифер, предводитель, Асмодей, Вельзевул, Левиафан. Эти ангелы встали в основу Ада, соблазняя творения Господа на грех и переход на темную сторону.

Ритуал обращения к серафимам

Чтобы огненный ангел обратил свой взор на просящего и помог ему, следует обратиться к нему через следующую молитву:

Также можно использовать общую молитву ко всем ангелам для применения в обычном быту при возникновении надобности:

Однако нужно помнить, то шестикрылый ангел – исключительный представитель божественной сути, и к нему следует обращаться только при настоящем бедствии, когда встает вопрос жизни-смерти. Перед обращением очень полезно провести недельное очищение тела постом и очищение души через исповедь у священнослужителя.

Если помыслы чисты, а беда настоящая, огненный Серафим о шести крылах направит свою защитную силу на выполнение молитвы. Однако отступника, потревожившего его, сначала ждет заслуженная кара.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Автор статьи:
Николай Костюк. Эксперт в области эзотерики и мировой культуры, кандидат философских наук.
E-mail для связи с автором: [email protected]

Херувим – это кто Кто такой серафим
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here