Икона Иосиф Волоцкий, преподобный

Детально: Икона Иосиф Волоцкий, преподобный - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Икона Иосифа Волоцкого

Среди почитаемых православных святых особое место занимает Иосиф Волоцкий. Старец, который вел праведную и богоугодную жизнь, является образцом для подражания, а молитвы перед его образом укрепляют веру каждого, не позволяя негативу очернять праведные души.

Православный мир знает множество примеров праведной жизни святых, которые сознательно пошли на отказ от мирских благ, посвятив жизнь, душу и сердце служению Богу. Таким человеком был Иосиф Волоцкий, который покинул родной дом в возрасте 26 лет, решив стать монахом.

История иконы

Праведный старец с ранних лет был отдан праведными родителями на воспитание священнику, прилежно изучал премудрости праведной жизни, стал чтецом и певцом Псалтыря. Отрок сам выбрал свой жизненный путь и, повзрослев, отправился в пустынь близ Твери. Там он поступил в учение к старцу Варсонофию, а затем пошел во служение к другому монаху в Боровск, став после смерти наставника игуменом монастыря.

За свою долгую жизнь Иосиф воспитал множество праведников, от всей души помогал каждому, проповедовал Божье Слово и вел аскетичный образ жизни. Его неоценимый вклад в становление православной веры, написанные трактаты, бескорыстная помощь и советы всем нуждающимся стали поводом для канонизации.

Где находится образ

Иконы с изображением святого Иосифа Волоцкого можно найти во множестве городов и сел по всей России. Образу старца можно поклониться в известных храмах и церквях:

  • в городе Волоколамске, в Богородицерождественской церкви;
  • в Иосифо-Волоколамском монастыре, Теряево, в Московской области;
  • в одноименной церкви в Павловской Слободе Московской области;
  • в Горицком монастыре города Переславля-Залесского Ярославской области;
  • в церкви Николая Чудотворца, находящейся в Москве;
  • в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в городе Королев Московской области;
  • в храме Успенского собора города Дмитров Московской области.

Описание иконы Иосифа Волоцкого

Живописная икона изображает преподобного старца до пояса. Его лик обращен прямо к молящимся, а руки скрещены. Открытые ладони символизируют открытость души, желание помочь каждому, наставить на путь истинный. Лаконичное изображение не содержит множества деталей, дабы не отвлекать верующих от созерцания лика старца.

В чем помогает икона старца Иосифа

Иосиф Волоцкий при помощи молитвы и истинной веры исцелял всех страждущих. В достоверных источниках упоминается исцеление человека от одержимости, случившееся по молитвам Иосифа к Богородице. Исцелил он и князя Рузского от смертельной болезни. Православные христиане прибегают к помощи образа в любых бедах, просят совета в трудных ситуациях, молятся о здоровье своих близких. Также святой Иосиф считается покровителем предпринимательства и хозяйствования.

Дни празднования

Икона имеет два празднования. Первое почитание преподобного в лике святых совершается 9 (22) сентября, а второе — 18 (31) октября, в день обретения мощей преподобного Иосифа Волоцкого.

Молитва перед образом

«Отче наш Иосиф! Возносим смиренно молитвы тебе, просим о помощи и защите. Преклонись перед Господом Всемогущим да испроси у него благословения для нас и семей наших. Защити от бесовских порождений да не дай свернуть с пути истинного. Молим тебя, преподобный, о здравии душевном и телесном. Освободи нас от болезней и дай прожить жизнь праведную, замолить все прегрешения вольные и невольные. Аминь».

Чудотворный лик способен исцелить каждого истинно верующего, направить помыслы человеческие в праведное русло, уберечь от любых невзгод. Священнослужители призывают каждого в дни почитания Иосифа Волоцкого посетить церковь и помолиться о здравии каждого живущего на Земле. Желаем вам удачи, счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Послание иконописцу и три «Слова» о почитании икон

Из сборника «Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология».

Подобает ти ведати, возлюбленный и духовный мой брате, яко сказание от божественных писаний, еже послах иже по Бозе твоей любви того ради, понеже множицею глагола ми о сем, и от многа времени требуеши от мене худого слышати слово, в душевную тебе поспевающее ползу, и памяти ради моего недостоинства, яко да и по смерти моей поминаеши мое окаанство. Но не яко же ты мниши, възлюбленне, мы силни есмы в делех и словесех; веси убо немощь мою, и удобна тебе худость моа; но яко не просиши от мене успокоевающее плоть, но к спасению душевного устроенна, сего ради забых свою худость и неразумие, поминая твою веру и усръдие и еже о блазем тъщание, и повеленнаа тобою съверших. Дръзнух написати и послати твоему боголюбию твоего чаяниа недостойно, нашея же крепости не хужьдши.

Но обаче, яко же мню, нынешнему времени подобно, яко ныне паче мнози лестьци изыдоша в мир, новгородскых глаголю еретиков, глаголющих, яко не подобает покланятися иже от рук человеческых сътворенным вещем, сиречь всечестным иконам, и честному и животворящему кресту, и прочим божественым и освященным вещем, их же Господь наш освяти и прослави в новей благодати и в ветхом законе. И тебе же ключимо сие написание того ради, яко самому ти начало художнику сущу божественных и честных икон живописанию.

Такова суть былия, еже грехы исцеляют! Помолим же ся и мы, еже и нашим душам напитатися такового врачеваниа молитвами Пречистая Богородица и всех святых. Аминь.

Слово на новоявльшуюся ересь новогородскых еретиков, глаголющих, яко не подобаеть кланятися иже от рук человечьскых сътвореным вещем. Зде же имать сведетельство от божественых писаний, яко и в ветхом законе покланяхуся иже от рук человечьскых сътвореным вещем, их же Господь Бог повелел есть в славу свою сътворити: ныне же паче подобаеть покланятися иже от рук человечьскых сътвореным вещем, сиречь святым иконам и честному и животворящему кресту и прочим божественымь и освященым вещем, их же повеле Господь Бог нашь Иисус Христос в славу свою творити

Мнози убо от еретичьствующих, паче же иже ныне в роде нашем, прельстившимся новогородцкых еретиков, иже безумие и неистовне немало божественую и апостольскую церковь смутиша, и многа вносяща жидовьскаа учениа. Ныне же о едином речем, иже они обносими лютою ересию глаголють, яко не подобаеть покланятися плотьскому смотрению, иже нас ради въчеловечшася Бога Слова, ради иконного въображениа образу Господа нашего Иисуса Христа, и пречистая Богородица и всех святых, и честному и животворящему кресту, и божественому евангелию, и святым и животворящим Христовым тайнам, и освященным съсудом, в них же божественаа таинства съвръшаются, и честным святых мощем, и божественым церквам.

И аще убо в Ветхом законе покланяхуся иже от рук человечьскых сътвореной церкви, и прочим божественым вещем, иже сам Бог повеле в славу свою сътворити, то колико паче ныне подобаеть в новей благодати почитати и покланятися иже от рук человеческых написаному на иконе образу Господа нашего Иисуса Христа. Тако бо и сам повеле и на плащаници въобрази, яко же Исайа пророк глаголеть: «В дни оны станеть в Египте олтарь Господеви, и образ его на олтари станеть» ( Ис.19,19 ). Потом же святии апостоли повелеша святому апостолу и евангелисту Луце написати на иконе пречистый Его образ и покланятися обожественному Его человечеству и на небеса възнесшуся. Тако ж и пречистая Его Матере, иже въистинну Богородица сущи, написа святый апостол и евангелист Лука. Тако же и честному и животворящему кресту и святому евангелию, и пречистым божиим тайнам, и освященным съсудом, в них же божественаа таинъства съвършаются, и честным святым мощем, и божественым церквам покланятися и почитати подобаеть. Тако же подобаеть писати на святых иконах и образы святых пророкь же и апостол, мученик же и святитель и всех святых почитати же и покланятися.

Читайте так же:  В чем жгут ладан дома. Как использовать ладан дома

Сказание от божественых писаний, како и которыа ради вины подобаеть христианом покланятися и почитати божестъвеныа иконы и честный и животворящий крест Христов, и святое еуангелие, и пречистая божиа тайны, и освященная съсуды, в них же божественыа таиньства съвръшаються, и честныа святых мощи, и божестъвеныа церкви, еще же и како подобает покланятися друг другу, и како подобает покланятися и служити царю или князю, и како подобаеть Господу Богу ныне покланяти и тому единому послужити

Сего ради подобает нам образ его, еже на иконе, почитати и поклонятися яко самому оному, а не иному; не мнети же, яко в божестъвеное его существо прелагается пречистый его образ: божиого бо существа невъзможно видети ни ангелом, ни человекомь; ниже мнети, яко се есть Христос в плоти: Христос бо неописан по божеству, и немощно есть ныне того зрети, разве егда приидет второе его пришествие; но яко се есть образ его по человечьству. И сего ради им же нравом образу честного и животворящего креста и святому еуангелию и святым божиим тайнам кажения и свещи и поклонение приносим, и почесть сим творяще; тако и пречистому и всечестному его образу почесть въздати и любовию покланятися, и честным целованиемь, страхом и трепетом, всечестне же и верне, ибо Бог быв неописан, человекь быти описан нас ради сподобися, въспоминающе же пръвообразное его. Се бо почесть иконная на пръвообразное въсходит, и в иконах и иконами почитается и поклоняется истинна.

Слово на ересь новоградскых еретиков, глаголющих, яко не подобает писати на иконахь Святую и Единосущную Троицю: Авраам бо, рече, видел есть Бога с двема аггелома, а не Троицу. Зде же имать сказание от божественых писаний, яко Авраам виде Святую Троицу, и яко подобаеть христианом писати на всечестных иконах Святую и Животворящую Троицу

Подобает же и о семь рещи ныне, яко мнози недоумеють о сем и глаголють: «Како святии и божествении отци и учителие наши пишють овогда, яко Святую Троицу приат Авраам, овогда же, яко Бога приат с двема аггелома, овогда же, три аггелы приат?» Сиа убо глаголы мнятся, яко съпротивны себе. Но не суть съпротивны, но и зело съгласны явятся и сведетельство имуще от божественых писаний, ветъхых же и новых. Глаголет убо великый Максим, яко всяко божествное писание, ветхое же и новое, о себе раздрешение не имат, аще не отци святии, божественым исплънени духомь, яко же легю есть, скажут тако, яко же пишет: многаа бо в писаниих видятся, яко съпротивляющеся друг другу, и овогда убо сице глаголють, овогда же инако. Се же бываеть от нашего нерассужеииа, или от преобидениа, или от презорьства, словеса же святых мужей не изменяются.

Послание традиционно приписывается преподобному Иосифу Волоцкому (1440–1516), хотя в нем есть прямые совпадения с текстом письма преподобного Нила Сорского († 1508). При известных расхождениях по проблемам внутрицерковной жизни оба подвижника были единомысленны в иных вероучительных вопросах и, согласно средневековым понятиям о «литературной собственности», свободно пользовались заимствованиями. Не исключено и соединение их текстов позднейшим редактором. По мнению Л. А. Успенского, разным авторам принадлежат и тексты 2-го и 3-го «слов».

Текст «Послания» и трех «слов» печатается по книге: Казакова Н.А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI в. Л., 1955, с. 323–370. Введены прописные буквы в написания собственных имен Божиих и Богоматери, разночтения опущены. Текст «слов» представлен в извлечениях.

Из описания картины «Аптека, врачующая грехи», написанной, по легенде, царем Федором Алексеевичем и хранившейся в московской церкви Иоанна Воина на Якиманке, следует, что она являлась прямой иллюстрацией данного места «Послания иконописцу». См.: Первухин Н. Г. О символизме в старой русской иконописи/ Труды 3-го областного историкого-археологического съезда во Владимире. Владимир, 1909, с. 1–9 отд. пагин.

Православная молитва — Православная книга

Молитвы о помощи в разных нуждах, молитвословы, каноны, акафисты, книги для изучающих Закон Божий, творения святых отцов, богословские произведения – с доставкой во все регионы России.
Сайт: http://pravmolitva.ru/
Почта: [email protected]
Телефон: (495) 592-72-52, (495) 330-03-81, (903) 134-62-07

О чем молятся преподобному Иосифу Волоцкому

Молитва
преподобному Иосифу Волоцкому

О великий наставниче, ревнителю и учителю Православныя веры, святе премудре Иосифе! Приими моление, от нас, грешных, к тебе приносимое, и теплым предстательством умоли в Троице славимаго Бога, да низпослет Он богатыя Своя милости нам, грешным; да утвердит во Святей Своей Православней Церкве правую веру и благочестие; пастырем ея да подаст святую ревность о спасении словеснаго стада, яко да верующих соблюдут, неверующих же и отпадших от истинныя веры вразумят и обратят; всем же нам испроси вся благопотребная во временнем сем житии и полезная к вечному спасению нашему. Помяни стадо свое, еже собрал еси, не забуди посещати чад своих и, яко чадолюбивый отец, не презри, ниже отрини моления наша, но воздежи руце свои молитвеннии ко Господу Богу, да отложит праведный гнев Свой, движимый на ны, и избавит нас от враг видимых и невидимых, от глада, потопа, меча, смертоносныя язвы, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Ей, премилосердый заступниче наш, преславный чудотворче, всех нас управи в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженная недра Авраамова, идеже непрестанно славословится всепетое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

© Михаил Тихомиров
Цитируется в сокращении по кн.: МОЛИТВЫ СВЯТЫМ БОЖИИМ С КРАТКИМИ СВЕДЕНИЯМИ О ЖИТИЯХ И ПОМОЩИ В РАЗНЫХ НУЖДАХ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2018.

преподобный Иосиф Волоцкий

История Русской Православной Церкви

преподобный Иосиф Волоцкий (1439–1515)

Биография

На пути к подвигам

До своего обращения в монашество преподобный Иосиф Волоцкий был известен в миру под именем Иоанн Санин.

Родился он 31 октября 1439 года, в селе Язвище, близ Волока Ламского (ныне — город Волоколамск). Его отец, будучи потомственным вотчинником, владел этим селом.

В своё время прадед Иоанна, Александр Саня, пришёл на Русь из Литвы (вероятно, в числе приближённых литовского князя Свидригайло, но возможно, что несколько раньше). Вотчиной он был пожалован от Московского князя за верную службу.

Дед Иоанна, Григорий, был человеком глубокой веры и закончил земную жизнь иноком, собственно, как и супруга.

Отец и мать Иоанна, Иоанн и Марина, тоже выбрали для себя христианский спасительный путь.

О достоверных подробностях детства и отрочества святого Иосифа Волоцкого известно немного. Сообщается, что в младенчестве он был крещен и назван Иоанном, в честь прославленного Божьего угодника Иоанна Милостивого.

Когда будущий преподобный достиг семилетнего возраста, его отдали для обучения и духовного воспитания в Волоколамскую обитель, к благочестивому старцу Арсению Леженке. Известно, что уже в этом возрасте Иоанн проявил интерес способности к книжным наукам и послушанию. Согласно преданию, к 9 годам он стал вполне подготовленным чтецом.

Предполагается, что в детские годы Иван сдружился с будущим окольничьим великого князя, Борисом Кутузовым.

Монашеский подвиг

Ещё в молодости Иоанн принял решение подчинить свою жизнь служению Богу, а в двадцатилетнем возрасте, хорошенько обдумав свой выбор, принял монашеский постриг.

Читайте так же:  Молитва в доме усопшая

Сообщается, что первоначально он поступил в Тверскую Саввину обитель. Однако, найдя несоответствие тамошней дисциплины собственным аскетическим ожиданиям, встретив там грубое сквернословие, он не захотел потакать местным порядкам и с благословения старца Варсонофия Неумоя перебрался в Боровскую обитель.

Здесь его постригли в монашество и дали новое имя, Иосиф, в честь известного подвижника Иосифа Прекрасного. В этой обители, под руководством преподобного Пафнутия, он приобрёл основы духовного опыта. Исполняя монастырское послушание, Иосиф безропотно и смиренно трудился в поварне, пекарне, лечебнице, певчим в храме.

После того как Иоанн (Иосиф) оставил мирские соблазны и земную суету, его кровный отец занемог. Болезнь так сковала силы, что он не мог самостоятельно развернуться на ложе. Ощущая к родителю искреннюю сыновнюю любовь, Иосиф испросил у преподобного Пафнутия благословение взять того под личную опеку, поселить его в своей келье.

Старец Пафнутий внял просьбе Иосифа, принял несчастного в монастырь и постриг в иночество. Иосиф ухаживал за отцом в продолжении пятнадцати лет, вплоть до его преставления.

Мать Иосифа, заручившись сыновней поддержкой, приняла иночество во Власиевском монастыре Волока Ламского.

Братья Иосифа, Вассиан и Акакий, и его племянники, Досифей и Вассиан, приняли постриг в Пафнутиевой Боровской обители.

Служение в роли игумена

Перед отшествием к Богу преподобный Пафнутий завещал, чтобы по его смерти игуменство принял его ученик, Иосиф. Так и произошло. Это решение отвечало и воле великого князя, Иоанна III, и желанию братий. Считается, что Иосиф был возведён в иерейское достоинство святителем Геронтием.

В 1479 году из-за недопонимания, возникшего между новым игуменом и великим князем, а также ввиду недовольства братий монастыря стремлением Иосифа ввести в обиход строгий общежительный устав, тот был вынужден покинуть обитель.

Утверждается, что единодушие с игуменом выразили семь благочестивых старцев, поддержавших его желание тайно оставить монастырь.

Покидая братий, преподобный Иосиф взял с собой старца Герасима Черного. Останавливаясь в разных монастырях, мудрый игумен выдавал себя за простого послушника, ученика Герасима. В целом это выглядело правдоподобно, хотя иногда сквозь ученический образ Иосифа пробивались черты умудренного аскетическим опытом пастыря.

Несколько месяцев он провёл в Кирилло-Белозерской обители. Есть основания считать, что именно в этот период он познакомился с Нилом Сорским, с которым в дальнейшем имел продолжительный спор.

Известно, что после оставления Иосифом Боровской обители братия обратились к Иоанну III с просьбой избрать для них нового настоятеля, но тот ответил отказом, объяснив, что их игумен — Иосиф. Утверждается, что отец Иосиф на некоторое время вернулся в обитель, однако в мае 1479 года вновь удалился.

Основание монастыря

В июне того же года, в сопровождении нескольких старцев, он прибыл в город Рузу. Основать пустынь преподобный Иосиф решил в непроходимых лесах близ владений родного отца.

Волоцкий князь, Борис, идею одобрил и даже выделил в помощь святому своего ловчего, хорошо ориентировавшегося в тамошних местах. Вскоре на берегу реки Струзы, в тихом уединенном месте заложили основание храма. По некоторым свидетельствам, в этом мероприятии принимал участие князь Волоцкий Борис и его приближенные.

Осенью князь, движимый желанием оказать обители помощь, пожаловал ей во владение деревни Спировскую, Ярцевскую и Руготинскую, а спустя непродолжительное время — село Покровское. Нередко он доставлял в монастырь съестные продукты. В мае 1483 года княжеским повелением к обители отошло село Отчищево.

Супруга князя, желая внести свою лепту, пожаловала монастырю село Успенское. По смерти князя Бориса его наследник, Федор Борисович, подхватил благую традицию и продолжил поддерживать обитель.

В первое время существования монастыря братия состояла из бывших насельников Пафнутиевой обители, бывших волоцких вотчинников, простолюдинов и беглых холопов. Приблизительно к началу XVI столетия в число братий вошли бывшие приближенные князя.

В обители действовал строгий устав, отвечавший требованиям духа преподобного настоятеля. Правила внутренней жизни монахов были суровыми, и далеко не каждый пришедший готов был остаться здесь навсегда. Помимо общего монашеского делания в монастыре занимались перепиской богослужебных книг и святоотеческих произведений. Сам настоятель нередко занимался этим благим делом по ночам.

Первоначально вся управленческая власть главным образом сосредотачивалась в руках Иосифа. При этом он соучаствовал в трудах братий, не чуждаясь даже и самых тяжёлых работ. Впоследствии в обители усилилась роль старцев.

В конце земной жизни преподобный Иосиф сильно болел. Его мучили страшные головные боли, зрение ослабло, тело иссохло. Руководство обителью в этот период было передано подвижнику Даниилу (в будущем — митрополит Московский).

Чувствуя скорую кончину, он облёкся в великую схиму, непрестанно молился, регулярно причащался Святых Христовых Тайн. Когда телесные силы оставили его настолько, что он не мог уже ни стоять, ни даже сидеть на богослужении, в храме ему отвели укромное место (дабы не смущать богомольцев), где он присутствовал лёжа и куда его приносили ученики.

9 сентября 1515 года святой мирно почил о Господе.

«Просветитель» Иосифа Волоцкого как оружие против ереси жидовствующих

Ересь жидовствующих, борцом с которой по Промыслу Божьему выпало стать преподобному Иосифу Волоцкому, представляла собой одно из наиболее разрушительных лжеучений за всю историю Руси.

Жидовствующие еретики отрицали троичность Бога по Лицам, Божественное достоинство Христа, отвергали почитание святых мощей и православных икон.

Внутренняя опасность этой духовной заразы сказывалась в том, что в отличие от многих других заблуждений она подрывала самые основы христианского вероучения. Внешне угроза выразилась в большом количестве последователей этого учения, не исключая представителей княжеской власти и духовенства.

Составленное в этой связи преподобным Иосифом сочинение «Просветитель» явилось одним из наиболее ярких, своевременных и востребованных пособий, представивших хорошо обоснованные и раскрытые Православные догматы в стройном систематическом порядке, доступным богословским языком. Здесь же даны неопровержимые аргументы, изобличающие лжеучение еретиков.

Тропарь преподобному Иосифу Волоцкому, глас 5

Яко постников удобрение и отцев красоту, милости подателя, разсуждения светильника, вси вернии, сошедшеся, восхвалим кротости учителя и ересей посрамителя, премудраго Иосифа, российскую звезду, молящася Господу/ помиловатися душам нашим.

Кондак преподобному Иосифу Волоцкому, глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский, и страстная взыграния в ничтоже вменив, пустынный гражданин показался еси, многих быв наставник, Иосифе преподобне, монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва Иосифу Волоцкому на процветание и торговлю

НЕ БОЙТЕСЬ ДЛИННОГО ТЕКСТА,ОН ТОГО СТОИТ!

Еще с древних времен для улучшения торговли и повышения прибыли, многие купцы и торговцы обращались за помощью к святым. В наше время тоже не будет лишним прочитать молитву преподобному Иосифу игумену Волоцкому чудотворцу.

Житие святого Иосифа

Родился он в 15 веке недалеко от Волоколамска. Его отец владел поселком. Предки и родители его были достаточно глубоко верующими людьми. Крещен он был под именем Иоанн. В семилетнем возрасте его отправили в обитель для обучения. В 20 лет он принял монашеский постриг. Тут же он получил и новое имя. Однажды отец его занемог и тот попросил разрешения поселить его в своей келье, где Иосиф смог бы за ним ухаживать. Длилось это 15 лет, до его кончины. После смерти игумена, эту роль на себя взял Иосиф. Но возникли некоторые неприятности с братией и новым князем, что способствовало его уходу из обители.

Через некоторое время он решил основать монастырь неподалеку от владений своего отца. Что вскоре и было сделало. Есть сведения о том, что в данном деле его поддерживал князь Борис Волоцкий. Перед кончиной в 1515 году он начал непрестанно молится и старался причащаться, даже после того, как уже не мог вставать.

Читайте так же:  Молитва матроне московской чтобы выносить ребенка

В чем помогает икона Иосифа Волоцкого

Считается, что лик с его изображением должен быть у каждого человека. Есть множество житейских ситуаций, в которых молитва у святого лика сможет помочь. В первую очередь – это бизнес и прибыль. Но кроме этого она поможет:

  • исцелить страждущих;
  • устранить любые беды;
  • решить самые трудные и безвыходные ситуации;
  • в укреплении здоровья.

Православные дважды в году почитают святого:

Молитва Иосифу Волоцкому на процветание бизнеса принесет положительный результат только тогда, когда человек будет стараться помимо получения прибыли, еще и угодить те, кому он предоставляет свои услуги. Вот ее текст.

«Ведуще твое велие к Богу дерзновение и к твоему
твердому заступлению прибегающе, в сокрушении сердца молим тя:
Озари нас светом дарованныя тебе благодати и молитвами твоими помози нам бурное море жития сего
преити безмятежно и пристанища спасения неблазненно достигнути:
Порабощени суще суетными, и грехолюбиви, и немощни еже от обышедших нас зол возникнути,
К кому прибегнем, аще не к тебе, явившему неоскудеваемое богатство милости в земнем житии твоем?
Веруем же, яко и по отшествии твоем множайшее стяжал еси дарование милосердовати бедствующим.
Темже убо, припадающе ныне к цельбоносней иконе твоей, умиленно просим тя, святче Божий:
Сам искушен быв, помози и нам, искушаемым;
Постом и бдением поправый силу демонскую, и нас от нападений вражиих защити;
Препитавый гладом погибающих, и нам испроси у Господа изобилие плодов земных и вся яже ко спасению потребная;
Посрамивый еретическая мудрования, Церковь Святую от ересей и расколов, и смущений молитвами твоими огради:
Да тожде мудрствуем вси, единем сердцем славяще Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу,
Отца и Сына и Святаго Духа, во вся веки.»

Где находятся иконы и мощи святого

Те, кто желает преклонится к мощам, может сделать это в Успенском соборе Иосифо-Волоцкого монастыря. Рядом с ним открыт и бронзовый памятник преподобному.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Лики же находятся во множестве храмов:

  • Богородицерождественском города Волоколамск;
  • Иосифо-Волоколамском г. Теряево;
  • Павловском в Павловской Слободе;
  • Горицком в Переславле-Залесском;
  • московском Николая чудотворца;
  • Успенском г. Дмитров;
  • церкви Рождества Пресвятой Богородицы г. Королев.

Как читать акафист святому

Акафист преподобному Иосифу Волоцкому считается одним из самых сильных. Помните, что перед тем как приступить к чтению, необходимо очистить свои мысли от дурных помыслов.

Рама с клеймами жития преподобного Иосифа Волоцкого

Реставрация: Нет данных

Размер: 177 х 126 см

Автор: Григорий Антонов

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Иосиф Волоцкий

Уточняющая датировка: 17 в.Ок. 1697 года

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Сюжетная композиция с клеймами

Иосиф Волоцкий

Реставрация: нет данных

Размер: 35,8 х 31

Автор: Нет данных

Материал: дерево, левкас, темпера

Персоналии: БМ с младенцем, преподобный Иосиф Волоцкий

Уточняющая датировка: 18 в. начало

Век: 18

Страна: Россия

Место хранения: Государственный Исторический музей, Москва

Иконография, категория: Святые

Тип изображения: Ростовое

Иконографическая справка

Иосиф Волоцкий (1439/1440—1515), в миру Иоанн Санин, принадлежал дворянскому роду, находившемуся на службе у удельного волоцкого князя. Юношей 20 лет принял постриг в Пафнутьев-Боровском монастыре, где прожил 18 лет. Иосиф постигал монашескую науку под руководством преподобного Пафнутия Боровского, известного праведной жизнью, строгостью в следовании уставу и исключительным трудолюбием. Через Пафнутия, учившегося у игумена Никиты, бывшего учеником преподобного Сергия Радонежского, молодой инок воспринял за­веты самого чтимого святого Московской Руси. После смерти Пафнутия настоятелем монастыря стал Иосиф. Его попытки ввести в обители строгий общежитийный устав не встретили понима­ния у иноков, и преподобный ушел из монастыря. После нескольких лет скитаний по монасты­рям Руси Иосиф основал в 1479 г. на землях волоцкого князя Бориса, недалеко от Волоколамска, Успенский монастырь. Самой значительной постройкой обители при жизни ее основателя стал каменный Успенский собор, возведенный к 1485 г. Тогда же собор был расписан выдающимся мо­сковским изографом Дионисием.

Для монастырской братии преподобный Иосиф создал устав, основными принципами кото­рого было строгое общежитие, полное равенство монахов, отказ от собственности, требование неукоснительного выполнения монашеской дисциплины (посещение служб, запрещение отлучек из монастыря и т. п.). В последние годы жизни преподобный Иосиф создал новую редакцию устава, в которой некоторые важные положения первого устава были изменены.

Последние годы жизни преподобный Иосиф Волоцкий тяжело болел. Перед кончиной принял схиму. Преставился в 1515 г. Местное монастырское почитание игумена началось вскоре после его смерти. Официально оно было подтверждено в 1578 г., а в 1591 г. Иосифу Волоцкому патриархом Иовом было установлено общецерковное празднование1. В настоящее время мощи и вериги свя­того пребывают в Успенском соборе монастыря.

Жизнь преподобного Иосифа изложена в нескольких сочинениях — это житие, написан­ное епископом Крутицким Саввой Черным; «Надгробное слово», составленное племянником и учеником Иосифа Досифеем Топорковым и, наконец, житие, принадлежащее перу неизвест­ного автора2.

Иосиф Волоцкий вошел в историю как выдающийся деятель Русской церкви. Он прославился как богослов и талантливый писатель, как ревнитель православия, призывавший к жестким ме­тодам борьбы с еретиками, как теоретик монастырского землевладения и сторонник украшения храмов иконами, росписями, богатой утварью, как один из крупнейших благотворителей сво­его времени. Иосиф стал участником многих политических событий конца XV — начала XVI в. (например, выступал посредником между Иваном III и волоцким князем Борисом во время мятежа 1480 г.).

На иконе преподобный Иосиф Волоцкий представлен в молении Богоматери с младенцем Христом, которые изображены в небесном сегменте, обрамленном серо-розовыми пышными об­лаками. Иисус Христос именословно благословляет преподобного. Игумен — в преподобниче-ском облачении: светлом розоватом подризнике (рясе) и коричнево-вишневой мантии, в зеленой, с красными крестами, схиме и куколе на плечах.

На поземе помещен Иосифо-Волоколамский монастырь, основанный святым. Иконописец пе­редал постройки обители строго в соответствии с реальной топографией. Воспроизведенный им архитектурный комплекс сложился к концу XVII в.3 Монастырские стены с семью (на иконе шесть) башнями возвели с 1677 по 1688 г. В 1679 г. были построены входные Святые ворота с надвратной церковью апостолов Петра и Павла. Успенский собор был сооружен в 1688—1692 гг. Богоявлен­ская церковь с трапезной, построенная в 1504 г., была переделана в соответствии с изменивши­мися вкусами в 1682 г. Украшением монастыря стала великолепная девятиярусная колокольня — часозвоня XV—XVII вв., стоящая слева от собора4. Белые стены, розовые кровли, золотые купола, колокола и окна, тончайший каллиграфический рисунок архитектурных членений, наконец, ро­щица прозрачных деревьев создают образ поистине райской обители.

Икона написана замечательным художником, работавшим в традициях Оружейной палаты Московского Кремля. Известно, что в Иосифо-Волоколамском монастыре в конце XVII — начале XVIII в. трудились талантливые иконописцы из принадлежавшей обители Осташковской слободы, знакомые с произведениями царских мастеров своего времени. Вероятно, один из таких изогра­фов и стал автором иконы’.

Происхождение

Надпись чернилами на обороте иконы внизу: «Изъ Вознесенск жен. Монаст»

Происходит из Вознесенского женского монастыря в Москве

Иосиф Волоцкий, преподобный

Заказать икону святого

Житие

Святой преподобный Иосиф, в миру — Иоанн Санин, родился в 1440 году в благочестивой дворянской семье от родителей Иоанна и Марины, живших близ Волоколамска в селе Язвище. Жизнь святого с детства была связана с монастырями. Там он научился грамоте и получил первое образование. Видя, что Иоанн разумен не по летам, люди говорили: Что будет из этого отрока? Благодать Божия на нем.

Читайте так же:  Молитва или заговор на выздоровление

Видя суету мирской жизни, отрок всей душой стремился к монашеству и молился о даровании ему наставника. Когда Иоанну было 20 лет, Господь привел его в Боровск, к преподобному Пафнутию, который выслушав юношу, дивился его мудрости и принял в обитель. Иоанн был пострижен в иноки с именем Иосиф.

Святой с усердием трудился на кухне и в хлебопекарне, ухаживал за больными и переписывал книги. Заботясь о своих престарелых родителях, он забрал отца в свой монастырь, где ухаживал за ним 15 лет до самой его кончины, мать же его приняла постриг в женском монастыре. Иосиф с такой любовью ухаживал за отцом, что все больные, находящиеся на попечении монахов монастыря, просили именно Иосифа ухаживать за ними.

Старец Пафнутий возлюбил Иосифа как сына и рассказывал ему все, что открывал ему Господь. Постоянное общение со старцем Пафнутием, славившимся своей образованностью, и чтение книг из богатой монастырской библиотеки дали Иосифу глубокие познания в богословии, благодаря которым впоследствии он написал свою знаменитую книгу Просветитель. Перед своей кончиной, старец Пафнутий назначил игуменом Иосифа и мирно отошел ко Господу в 1478 году.

Однако недолго святой пробыл в Пафнутие-Боровском монастыре. Решив ввести там общежительный устав, он не встретил поддержки среди братии и тайно покинул монастырь. Святой обошел множество обителей под видом простого неученого монаха, но нигде ему так не понравилось, как в Кирилло-Белозерском монастыре с его богатой библиотекой и строгим общежительным уставом. Поэтому святой решил уйти в пустынное место и основать там свой монастырь по подобию Кириллова.

Преподобный Иосиф направился в Волоколамск к брату Ивана III удельному князю Борису Васильевичу, испросил у него землю для нового монастыря и заложил обитель. Так возник один из самых могущественных монастырей Московии Иосифо-Волоцкий монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, куда стали приходить князья и бояре для покаяния и многие принимали постриг. Устав там был самый строгий: ели все один раз в день, не зависимо от тяжести послушания, зимой носили ту же рясу что и летом. Не все любили строгого игумена и многие монахи не выдержав, покидали монастырь, зато оставались самые верные и сильные духом.

Новая обитель сначала испытывала во всем недостаток, хотя ее и поддерживал Волоцкий князь Борис. Он часто приезжал в обитель и привозил с собой брашна и питие. Благодаря авторитету преподобного Иосифа, от вельмож монастырю переходило в дар все больше и больше земли, и скоро монастырь стал не просто средоточием духовной жизни, но и крупным культурным и экономическим центром.

Тем временем князь Борис скончался, а его сыновья приняли попечение об обители преподобного Иосифа с еще большим усердием. Вскоре заболел и скоропостижно скончался молодой князь Иоанн Борисович. Святой Иосиф опечалился его кончиной без покаяния и причастия и, помолившись, воскресил его, говоря, что князь просто задремал. Иоанн благодарил святого, за то, что не дал погибнуть его душе, исповедался, причастился и вскоре мирно отошел ко Господу.

Одной из важнейших заслуг преподобного была активная борьба со страшной ересью жидовствующих. На протяжении почти 17 лет она тайно распространялась и дошла до княжеского двора. Сама невестка Иоанна III, Елена Волошанка, чей сын должен был стать наследником престола, стала покровительницей жидовствующих, к секте примкнул и митрополит Московский Зосима. Ересь отвергала Христа, как Спасителя, признавая в нем просто пророка. Терялся смысл искупительной жертвы Христа, и Церковь теряла все свое основание. Древнерусские книжники прозвали еретиков «жидовствующими» то есть подражающими иудеям, отвергающим Христа. Священники-еретики продолжали служить, кощунствуя над святыней. Раскрыть ересь удалось случайно, и сразу началась сложнейшая борьба по ее искоренению, в которой преподобный Иосиф употребил все свое красноречие, ум и духовный опыт.

Стараниями архиепископа Новгородского и преподобного Иосифа были созваны архиерейские соборы в 1490 и 1504 годах, на которых эта ересь была обличена. Святой написал книгу Просветитель для поучения и отвращения людей от лжеучения. Она актуальна и сейчас и содержит почти все, что христианин должен знать о своей вере. Достаточно прочесть эту книгу внимательно один раз, чтобы дать ответ на любой вопрос, смущающий верующего христианина. Также святой стал автором Послания иконописцу и написал три Слова о почитании икон.

В монашестве того времени преобладало нестяжательство монастыри, не имели земель с крестьянами, приносящих доходы и жили в условиях строгой аскезы. Преподобный Иосиф видел в богатствах монастыря возможность помогать бедным и нести служение людям, развить школьную и книжную деятельность, устроить больницы, богадельни, скриптории и иконописные мастерские. Личная бедность монаха могла прекрасно сочетаться с коллективным богатством монастыря, который лишь распределял свои средства среди нуждающихся.

У Иосифа в монастыре тысячи крестьян кормились в голодные годы. Однажды в Волоколамской области наступил голод, и множество людей пришло к стенам монастыря, надеясь на помощь. Несмотря на нехватку запасов, святой Иосиф велел всех кормить хлебом, занимая деньги на зерно у более состоятельных людей. Когда же братия начала роптать на своего игумена, он своим красноречивым словом призвал их к совершению доброго дела с верой и любовью. Неожиданно в монастырь приехал великий князь московский Василий Иоаннович и привез большие запасы продовольствия. Узнав, что святой кормит народ, занимая при этом деньги, князь повелел привезти большие запасы зерна из своего княжества, и в монастыре вновь настало изобилие.

Зная о своей близкой кончине, преподобный вручил свой монастырь на попечение великого князя Василия Иоанновича, прося его позволить братии самой избирать себе игумена и придерживаться установленных монастырских уставов. Святой преподобный Иосиф Волоцкий скончался в день памяти богоотец Иоакима и Анны 22 сентября в возрасте 76 лет и был торжественно погребен

В 1591 году произошло общецерковное прославление преподобного Иосифа Волоцкого. Мощи и вериги святого покоятся в Успенском соборе Иосифо-Волоцкого монастыря и доступны для поклонения. 14 июня 2009 года около монастыря открыт бронзовый памятник преподобному Иосифу.

Чему учит предпринимателей святой Иосиф Волоцкий?

В 2009 году Русская православная церковь объявила святым покровителем «православного предпринимательства и хозяйствования» преподобного Иосифа Волоцкого. Почему именно этого святого, зачем предпринимателям «свой» небесный покровитель и чему он их может научить? В день памяти преподобного разбираемся в этом вопросе.

Для ответа на этот вопрос нужно не только разобраться в личности выдающегося русского игумена рубежа XV и XVI веков, но и очистить его образ от мифов, из-за которых он воспринимается многими как фигура противоречивая и небесспорная.

В чем заключалось церковное «стяжательство» Иосифа Волоцкого

Традиция считать Иосифа Волоцкого теоретиком и практиком церковного «стяжательства» имеет глубокие корни. Об этом высказывались в том числе многие советские историки, некоторые мыслители русского зарубежья, включая Николая Бердяева. Имя Иосифа Волоцкого прочно ассоциируется с представлением о симбиозе стяжательского духовенства и высшей государственной власти.

В Московской Руси игумен как крепкий хозяйственник и рачительный предприниматель отнюдь не был редкостью. Кандидатов на место небесного патрона российского бизнеса нашлось бы немало. Достаточно вспомнить такого выдающегося деятеля Русской Церкви, как митрополит Филипп, известный своей непримиримостью к опричнине Ивана Грозного. Прежде чем стать митрополитом, Филипп (в миру Колычев) был игуменом Соловецкого монастыря и развил там необычайно бурную хозяйственную деятельность. Без преувеличения можно сказать, что соловецкий подвижник был одним из самых эффективных русских менеджеров XVI века.

Колычев превратил средневековый монастырь в настоящий хозяйственный центр, включавший целую систему складов и хранилищ, хитроумных механизмов, каналов, прудов, поварен, водяных мельниц. Монастырь снабжал себя всем необходимым, в том числе и строительными материалами. Кирпичный завод при Соловецкой обители давал несколько десятков тысяч кирпичей в год. Экономическая составляющая деятельности Филиппа удачно сочетается с репутацией непримиримого оппозиционера, не желавшего подчиняться тиранической власти. Мученик Филипп олицетворяет собой сильную и несломленную Церковь, осуществившую в полной мере свою миссию «печалования» за опальных и гонимых.

Читайте так же:  Молитва матери о детях на удачу

Как видим, Иосиф Волоцкий не самая удобная и не самая очевидная кандидатура на роль небесного патрона предпринимателей. Что же хотела сказать Церковь, выбирая именно его?

Волоколамский игумен известен отнюдь не хозяйственными достижениями, а своими литературными сочинениями, в которых раскрываются и его отношение к материальным ресурсам монастырей, и его воззрения на проблему «стяжательства» и «нестяжания», и его представления о верховной, да и всякой мирской власти, включая дом и семью.

В своей «Духовной грамоте» («Уставе») Иосиф Волоцкий отмечал, что обязанностью всякого устроителя монастырского общежития является не только попечение о вверенных ему делах обители, но и литературная работа. Конечно, речь шла о литературе особого рода, которую можно было бы назвать проповедничеством и публицистикой.

Первый на Руси исследователь ересей

Иосиф был не только непримиримым противником еретиков, но и первым на Руси исследователем ересей. Стремясь к систематическому изложению учения ересиархов, Иосиф Волоцкий создавал культуру развернутой богословской полемики на Руси. Среди оригинальных восточнославянских сочинений этого толка его «Просветитель» не имел себе равных ни по охвату ересиологических проблем, ни по широте историографического мышления, ни по эрудиции (на протяжении грандиозного трактата игумен приводил сотни цитат и примеров из Священного Писания и творений отцов Церкви).

Советские ученые стремились рассматривать сочинения Иосифа Волоцкого через призму классовой борьбы как манифесты «стяжательской» церковной реакции. По мнению многих исследователей, «церковники» той эпохи в обмен на материальные блага, дарованные светской властью, предложили неумеренную апологию великокняжеского господства.

Как Иосиф Волоцкий относился к власти

Иосифу Волоцкому приписывали даже обожествление личности великого князя. Политические воззрения игумена менялись якобы в зависимости от того, как относились великие князья к правам монастырей владеть землей и селами. Если государи допускали превращение обителей в крупных «феодалов», то Волоцкий благословлял светскую власть, а если возникала угроза для церковной недвижимости, то он же выступал против московских князей, переживая как личную трагедию борьбу Ивана III с удельной раздробленностью. Надо признать, что марксистское прочтение трудов Иосифа Волоцкого строилось на весьма шатких основаниях.

Например, не выдерживают критики утверждения, будто в сочинениях игумена обожествляется личность московского государя. В лице Иосифа Волоцкого великокняжеская власть столкнулась с окрепшей, самостоятельной Церковью, способной занимать достаточно жесткую, даже бескомпромиссную позицию. Ведь именно Иосиф Волоцкий был создателем русской тираноборческой традиции, именно он на страницах «Просветителя» призывал оказывать сопротивление не только государям-отступникам, но и всякой неблагочестивой, греховной власти.

Он одним из первых, основываясь на византийской традиции, отчетливо разделил человеческое греховное естество царя и божественный источник его властных полномочий.

Если искать в церковно-государственном учении Иосифа Волоцкого ключевой концепт, то, пожалуй, им будет «ответственность». Ответственность государя перед Богом, подданных — перед государем и Богом.

Любые попытки власти выйти за границы дозволенного игумен рассматривал как богопротивное мучительство. При этом он наставлял государей больших и малых, которые, согласно древнерусским представлениям, должны были быть добрыми пастырями своих рабов.

Иосиф Волоцкий много писал о государстве как доме и о доме (семье, хозяйстве, господах и «подовластных») как малом государстве. Он был предтечей знаменитого русского «Домостроя», получившего в XIX — XX веках дурную репутацию. Эта книга эпохи Ивана Грозного должна была регламентировать семейную и государственную жизнь. «Домострой» посвящен семье как микрокосму, как малому государству, служащему атомом государства великого.

В Московской Руси хорошо понимали, что царя и подданных охватывает взаимная коллективная ответственность перед Богом. Однако эти идеи «Домостроя» ушли в историческое небытие, а на поверхности остался негативный образ старомосковского быта: терема, бесправные женщины, побои и мракобесие… Но так ли было в Московской Руси? И на этот вопрос позволяют ответить сочинения Иосифа Волоцкого.

В своих рассуждениях о семье и государевом обиходе волоколамский игумен придерживался прямо противоположного мнения. Для него милостивое отношение к рабам — единственно возможная линия поведения. «И если будет князь или властелин благим и праведным, — настаивал Иосиф, — будет миловать рабов, как своих детей, не оставит без попечения души их, как требует Божественное Писание, — за то примет наследие Небесного Царства». Руководя своими рабами, государь так или иначе отвечает за них и за себя. Плохой хозяин вряд ли получит оправдание в загробной жизни.

Проблема собственности у Иосифа Волоцкого

Иосиф Волоцкий прекрасно понимал, что вопрос о власти, государственной, церковной, семейной, так или иначе касается проблемы собственности. Здесь у него была вполне определенная и достаточно жесткая позиция. Для него церковная собственность не имеет субъекта. Она не находится в ведении какого-либо лица, даже великого князя. Вот почему так болезненно воспринимались многими современниками попытки Ивана III распорядиться этими богатствами.

Но из этого следует не только стремление поставить предел посягательствам мирской власти, но и система воззрений, раскрывающая нравственную подоплеку всей монастырской жизни.

Монастырская собственность в определенном смысле принадлежит всем и никому. Всем — потому что монахи общежительного монастыря, так же как и простой народ, могут получать свою скромную долю от плодов общего труда. Никому — потому что на эти материальные блага никто не может претендовать. Они принадлежат только Богу.

Иосифо-Волоцкий монастырь

В монастыре господствует жестокая аскеза, личное нестяжание, отказ от излишеств. «Устав» Иосифа Волоцкого поражает своей суровостью. Монахи ограничены в общении, в еде, в праве на свободное время, в передвижении. На территорию монастыря запрещено пускать женщин и отроков. Иосиф Волоцкий вводит полный запрет на хмельные напитки, что даже по меркам Средневековья было крайней мерой. От монахов требуется постоянный труд. Праздность не допускается. Иосиф Волоцкий предложил емкую формулу этой аскетической жизни — «общего жития нестяжание». Гневные инвективы направлены против тех иноков, которые «стяжанию поработились».

Нищелюбие и щедрость Иосифа Волоцкого

Материальные ресурсы, о значении которых помнил преподобный Иосиф, оправдываются только их прямым назначением — обеспечивать жизнь обители и помогать бедным. Житие Иосифа Волоцкого и сборник рассказов о жизни монахов волоколамской обители («Волоколамский патерик») красноречиво свидетельствуют об этом.

В одном из видений патерика, относящихся к странствиям души по загробному миру, представлен аллегорический образ пса, накрытого дорогой шубой. Аллегория поясняется: пес — нечестие, шуба — напоминание о благих делах.

Даже иноверец может избавиться от загробных мучений, если в земной жизни будет щедрым. Не христианин, отличившийся беспримерным нищелюбием, способный жертвовать и творить милостыню, получает посмертное вознаграждение.

Иосифлянская литературная традиция возвеличивает и московского князя Ивана Даниловича Калиту («калита» — кошель, сума). Богатства государь тратит для того, чтобы царствовать не только в земной, но и в будущей жизни.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Иосиф Волоцкий и монашеская традиция, к которой он принадлежит, олицетворяют собой религиозную этику хозяйствования и предпринимательской деятельности. В сочинениях волоколамского игумена мы находим не сводку практических рекомендаций, не экономический трактат, а христианское учение о богатстве.

Икона Иосиф Волоцкий, преподобный
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here