Истолкование молитвы Господней «Отче наш» словами Святых Отцов, Часть 2 — читать, скачать

Детально: Истолкование молитвы Господней «Отче наш» словами Святых Отцов, Часть 2 — читать, скачать - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Истолкование молитвы Господней «Отче наш» словами Святых Отцов

Содержание

Предисловие

Истолковывали молитву Господню – Тертуллиан (до падения), св. Киприан, св. Григорий Нисский, св. Кирилл Иерусалимский (в 5-м тайноводственном слове), св. Златоуст (в беседах на Евангелие от Матфея, и в беседе на слова: «узкие врата» и проч.), св. Кассиан в 9-м собеседовании, бл. Августин (в трактате о нагорной беседе Господа, в словах 56, 57 и 58, и в письме 130), св. Максим исповедник, бл. Феофилакт (в толковании Евангелий от Матфея и Луки), Симеон Солунский и наш новоявленный чудотворец, святитель Тихон Воронежский, Задонский (в 3т.). Все изреченное ими приводится здесь под каждым словом молитвы.

Источник: Святые отцы о молитве и трезвении или внимании в сердце к Богу // сост. свт. Феофан Затворник. — М.: Правило веры, 2009. — с. 638, с: пл.; 18 см.

Вам может быть интересно:

2. О молитве – святитель Игнатий (Брянчанинов)

4. Толкование на молитву Господню – преподобный Максим Исповедник

5. Молитва Господня – митрополит Вениамин (Федченков)

7. Отче наш. Беседы на молитву Господню – священномученик Владимир (Богоявленский)

8. Книга о молитве Господней – священномученик Киприан Карфагенский

9. Беседы о молитве Господней – святитель Григорий Нисский

10. В мире молитвы – праведный Иоанн Кронштадтский

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Отче наш. Толкование молитвы Господней

Автор: Николай Сербский
Жанры: Религия , Православие

Величайший серб XX века, святитель Николай Сербский (Велимирович) безусловно представляет собой самую яркую и масштабную личность в новейшей истории Балкан. Задолго до официальной канонизации (май 2003 года) молитвенно почитаемый во всем православном мире, он еще в пору своей земной жизни сподобился у Господа драгоценнейших даров Духа Святаго, щедро изливаемых на достойного пастыря стада Христова во откровение пастве и всем людям, что и в эти тяжкие и жестокие времена Господь являет нам Свою милость и посылает утешение в лице сильных духом мужей одной с нами плоти и крови.

В данной брошюре святителя Николая Сербского (Велимировича), епископа Охридского и Жичского, дается очень важное для христианина толкование молитвы Господней — той молитвы, которой Господь заповедовал Своим ученикам обращаться к Небесному Отцу. Не все верующие достаточно хорошо понимают ее смысл. Многие святые отцы толковали эту главную новозаветную молитву. Толкование святителя Николая Сербского — одно из лучших и наиболее приближено к современному читателю. Слово святителя отличает огненная вера, великая любовь к Богу и людям, простота и ясность литературной речи. Рекомендуется как для тех, кто недавно пришел к вере, так и для тех, кто давно исповедует Православие.

Когда небеса грохочут, а океаны ревут, они зовут Тебя: Господь Саваоф наш, Владыка сил небесных!

Когда падают звезды, и из земли вырывается огонь, они говорят Тебе: Творец наш!

Когда по весне цветы раскрывают бутоны, и жаворонки собирают сухие травинки, чтобы свить гнездо для своих птенцов, они поют тебе: Господин наш!

А когда я поднимаю глаза к престолу Твоему, то я шепчу Тебе: Отче наш!

Отче наш. Толкование молитвы Господней скачать fb2, epub бесплатно

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ (ВЕЛИМИРОВИЧ)

Вы сердитесь на меня за то, что в книге «Война и Библия» я пишу, что Господь попускает войны по человеческим грехам, так же как голод и мор. Все, что я писал, писал не по своему разумению, а по Священному Писанию Божию. Ни один человеческий разум не в состоянии объяснить всю совокупность того зла и горя, которая названа одним коротким словом – «война»; не может объяснить того и мой разум; но все объясняет и освещает, как яркое солнце, Священное Писание Божие.

Все войны, с начала и до конца истории, — библейские войны, т.е. все они находятся в зависимости от живой, активной и всемогущей воли Третьего, Невидимого и Всерешающего; все они проистекают из греховности или обеих сторон, или только одной из них; все они действуют по библейскому закону причинности и оканчиваются так, как им присудит Вечное, Непогрешимое Правосудие.

Из Святого Откровения Божиего ясно, кому Бог дарует победу. Это ясно и из примера всех войн в истории человечества, если их рассматривать в освещении Святого Откровения. Воля Божия дарует победу тому, у кого самая ясная и крепкая вера в Бога и кто исполняет Его закон. Если ни один христианский народ не покается и не возвратится ко Христу — центру своей души и жизни, — то Бог отдаст победу народам азиатским, нехристианским.

Советуем в наше время всем людям прочесть этот труд Святителя.

Заключительные мысли

Св. Киприан Карфагенский. Неудивительно, возлюбленнейшие братья, что такова молитва, преподанная нам Богом, Который в Своем учении все наше моление выразил кратким, но спасительным словом. Давно уже это предсказано пророком Исаией; говоря о величии и любви Божией, он, исполненный Духа Святого, сказал: «Слово. совершая и сокращая правдою, как краткое слово сотворит Господь во всей вселенной» ( Ис.10,23 ). Итак, когда пришел для всех Господь наш Иисус Христос, Слово Божие, и, собирая ученых и неученых, излагал спасительные заповеди для всякого пола и возраста, тогда Он и заключил свои заповеди в сжатой речи, чтобы не затруднять памяти учащихся в изучении небесного и чтобы скоро изучалось то, что необходимо для простой веры.

Св. Кассиан. Итак, видите, какой образ молитвы предложен нам от Самого Судии, которого мы должны умолять оною. Здесь нет прошения и даже воспоминания ни о богатстве, ни о почестях, ни о власти и силе, ни о телесном здравии или временной жизни. Творец вечности не хочет, чтобы мы просили у Него чего-нибудь суетного, маловажного и временного. Итак, тот нанесет величайшее оскорбление Его величеству и благости, кто, презрев эти вечно благие прошения, захочет умолять Его о чем-либо скоропреходящем и тленном; такой человек маловажностью прошений скорее навлечет на себя негодование Судии своего, нежели привлечет Его благоволение.

Хотя предложенная молитва, будучи изречена или постановлена Самим Господом, по-видимому заключает в себе всю полноту совершенства; впрочем, ближайших своих она руководит к тому, прежде сказанному нами, возвышеннейшему состоянию, к той пламенной и весьма немногими дознанной и испытанной или, точнее сказать, неизреченной молитве, которая, превосходя всякое человеческое понятие, не может быть выражена ни звуками голоса, ни движениями уст и никаким сочетанием слов, но которую ум, озаренный блистанием Небесного света, произносит не человеческою слабою речью, но от избытка чувствований произвольно изливает из себя, как бы из некоего обильнейшего источника, и неизъяснимо воссылает к Господу. В это краткое время ум наш бывает исполнен таких ощущений, что и обратясь в самого себя не может ни изречь, ни обозреть оных.

Читайте так же:  Молитва при зажженные лампадки

Мне кажется, что семизначное число прошений имеет соотношение с семью дарами Св. Духа и с соответствующими им блаженствами.

Страх Божий есть то, при помощи чего делаются «нищие духом – блаженны. ибо их есть Царство Небесное» ( Мф.5:3 ); почему просим, «да святится имя Твое» в человеках, силою чистого «страх а Божия , пребыва ющего в век века» ( Пс.18,10 ).

Благочестие есть то, при помощи чего делаются «кроткие – блаженны. ибо они наследуют землю» ( Мф.5:3 ); почему молимся, «да придет царствие» Божие, или здесь – в нас самих, да укротимся и перестанем Ему противиться, или во втором славном пришествии Господа, которым возрадуемся и восхвалимся, когда Он скажет: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» ( Мф.25,34 ). Ибо «Господом , – говорит пророк, – будет хвалиться душа моя, услышат кроткие и возвеселятся» ( Пс.33,3 ).

Ведение есть то, при помощи чего делаются «плачущие – блаженны. ибо они утешатся» ( Мф.5:4 ); почему молимся, « да будет воля Божия, и на земле, как на небе» : ибо когда тело, как земля, во всем согласоваться будет с духом, как небом, тогда не будем более плакать; потому что ничто в веке сем бывающее недостойно столько плача как то, что эти две части наши, – тело и дух, – воюют одна против другой, и вынуждают нас говорить: «в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего» , и сетование наше о том таким плачевным выражать голосом: «бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» ( Рим.7:23–24 ).

Крепость (сила мужества) есть то, чем «блаженны бывают алчущие и жаждующие правды, ибо они насытятся» ( Мф.5:6 ); почему молимся, да будет подаваем нам «на сей день. хлеб наш насущный», чтобы, будучи им подкрепляемы и поддерживаемы, могли мы достигнуть полнейшего оного насыщения.

Совет есть то, чем «блаженны бывают милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф.5:7 ); почему, прощая долги должникам нашим, молимся, да будут прощены и нам долги наши.

Разум есть то, при помощи чего делаются «чистые сердцем – блаженны. ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ); почему молимся, да не будем введены в искушение, чтобы не иметь раздвоенного сердца, и единственного ища блага, к которому относили бы все, что ни делаем, не гоняясь и за земным и временным.

Премудрость есть то, чем бывают «блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» ( Мф.5:9 ); почему молимся, «да избав лены будем от лукавого» : ибо избавление это соделает нас свободными, т.е. сынами Божиими, чтобы в духе усыновления вопиять: «Авва Отче!» ( Рим.8,15 ; Гал.4,6 ).

Не должно упускать из виду и того, что из всех прошений, с какими заповедал нам Господь обращаться к Богу в молитве, особенное судил Он остановить внимание на том, в котором испрашивается прощение грехов. Он хочет сделать нас милосердными, указывая в этом единственное средство самим получать милость и избавляться от своей главнейшей нужды (тяготы грехов). Почему ни одного прошения не возносим мы к Богу, так, как бы вступали с ним в условия и уговор, как в этом: ибо говорим: «прости нам. как и мы прощаем». Если оказываемся мы лживыми в этом уговоре, то и от всей молитвы никакого не бывает плода. Ибо говорит Господь: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» ( Мф.6,14–15 ).

Имеешь таким образом верное указание, о чем должно тебе молиться, не от меня, но от Того, Кто благоволил всех нас научить тому. – Блаженной жизни надобно искать, испрашивая ее у Господа Бога. Что есть – быть блаженным, многими обдумано и многообразно решено; но нам какая нужда идти к сим многим и за этим многим? В писании Божием кратко, но совершенно определенно, сказано: «блажен народ, у которого Господь есть Бог» ( Пс.143,15 ). Чтобы и нам быть среди этих людей и сподобиться жить с ними во веки, «цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» ( 1Тим.1,5 ). На этих трех добросовестное покоится упование. Итак, вера, надежда и любовь приводит к Богу молящегося, который, веруя, надеясь и желая, тому, чего просит у Господа, научается из молитвы Господней. Пост и воздержание от других плотских удовольствий, особенно же милостыня много помогает молитве.

Есть и еще нечто, о чем, может быть, родится у тебя вопрос, именно: почему апостол сказал: «ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно» ( Рим.8,26 )? Ибо никак нельзя думать, чтобы он и те, к которым он писал это, не знали Господней молитвы. Почему он сказал так, и сказал надо полагать, не неразумно, и не ложно? Не почему другому, как потому, что прискорбности и треволнения временные очень много для нас душеспасительны, то тем, что врачуют гордую надменность, то тем, что испытывают терпение и дают ему упражнение, а ему испытанному и обученному опытом готовится славнейшая и богатейшая награда, то тем, что ими наказываются и очищаются грехи; мы же, не зная, какую именно приносят они пользу, молимся об избавлении от всякой прискорбности. Сего неведения апостол и себя не выставляет чуждым, как видно и из того, что, когда за премножество откровений да не превозносится, дано было ему жало в плоть, ангел сатаны, чтобы его удручать, он трижды молил Господа, чтобы удалил его от него, не зная, конечно, о чем молился, как должно. В ответ на то, почему не услышана молитва, когда молился такой муж, и почему не полезно было услышание, слышим: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» ( 2Кор.12,7–9 ).

Кто того единого просит от Господа и того единого взыскивает ( Пс.26,4 ), да будет все по воле Его, тот просит верного и безопасного блага, и нечего ему бояться, не повредило бы испрашиваемое, когда получено будет. Без сей воли не бывает пользы от того, что ни получил бы кто прилежною молитвою своею. В предании себя в волю Божию – единая истинная и блаженная жизнь. Имеющий его, что ни взыщет, получит: ибо уже не будет искать ничего, что не было бы угодно воле Божией.

Кто таков, над тем умножит милость свою Господь, и он «в тени крыл Его покой им ее т, насы ти тся от тука дома Его, и из потока сладост и Его напо ен будет : ибо у Него источник жизни, и во свете Его узрим свет» ( Пс.35, 8–10 ).

Истолкование молитвы Господней «Отче наш» словами Святых Отцов, Часть 2 — читать, скачать

Митрополит Иларион (Алфеев)

Читайте так же:  Молитва придите поклониться

Отче наш. Толкование молитвы

Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви

На 1-й странице обложки: А. Рублев. Спас Вседержитель. Икона, 1410-1420-е гг.

На 2-й странице обложки: Явление Христа ученикам (фрагмент). Миниатюра Евангелиария Византия. XI в. Монастырь Дионисиат, Афон

На 3-й странице обложки: А. Рублев. Троица. 1420-е гг. ГТГ

Молитва «Отче наш» занимает особое положение среди других молитв. Только ее называют молитвой Господней, потому что она сочинена не человеком: ее автором является Сам Бог.

О молитве «Отче наш» написано много книг. Ее толковали Отцы Церкви и богословы нового времени, ее перелагали в стихи поэты, на ее текст писали музыку композиторы. Но главная ценность этой молитвы в том, что ее словами на протяжении вот уже почти двух тысяч лет молились и молятся христиане по всему миру.

Эта небольшая книга призвана сжато и в доступной форме изложить содержание молитвы «Отче наш». В ее основу легла глава из книги «Нагорная проповедь», входящей в шеститомную серию «Иисус Христос. Жизнь и учение». Молитва «Отче наш» – часть Нагорной проповеди, занимающей три главы в Евангелии от Матфея и представляющей собой самое длинное поучение Иисуса из этого Евангелия.

Ученики часто видели Иисуса молящимся[1] и не могли не ощущать Его близость к Богу Им тоже хотелось приобщиться к этим особым отношениям с Богом, поэтому однажды, когда Он окончил молитву, один из них попросил Его: «Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих». В ответ Иисус диктует текст молитвы «Отче наш». Такова версия Луки (Лк. 11:1–2).

У Матфея мы находим молитву «Отче наш» в составе Нагорной проповеди, где она появляется без просьбы учеников (Мф 6:9-13).

Если следовать тем двум версиям происхождения молитвы, которые содержатся в Евангелиях, то их гармонизация приводит к следующему выводу: Иисус продиктовал молитву «Отче наш» Своим ученикам дважды – один раз в составе Нагорной проповеди, а другой раз в ответ на их просьбу научить их молитве.

Иисус мог повторять эту молитву и в других ситуациях, и ученики вполне могли начать использовать ее в собственной молитвенной практике еще при Его жизни. Было бы даже странно, если бы ученики, услышав молитву из уст Иисуса не менее чем дважды, в том числе один раз в ответ на свою прямую просьбу, потом тотчас бы ее забыли и не использовали. Сам Иисус мог произносить эту молитву вместе с учениками, и ее сохранение в молитвенном обиходе ранней Церкви было прямым продолжением той практики, которая сложилась в общине Его учеников.

Евангелист Лука. Икона

Молитва «Отче наш» в христианской традиции получила название молитвы Господней. С точки зрения Церкви, это единственная молитва, содержащаяся в литургических книгах, которая не была составлена людьми, но была продиктована Богом для людей. В этом отношении она уникальна. В каком-то смысле она служит образцом для многих других молитв, составленных людьми.

Евангелист Матфей. Икона

Молитва «Отче наш» содержит в себе ключевые понятия христианского богословия: Отец Небесный, имя Божие, Царство Божие, воля Божия, небо и земля, хлеб насущный, оставление долгов (грехов), искушение, лукавый. Каждое из этих понятий имеет предысторию в Ветхом Завете, наполнено многообразным смыслом в прямой речи Иисуса, имеет богатую историю толкования в последующей христианской традиции. Среди ее толкователей – учители ранней Церкви (Тертуллиан, Киприан Карфагенский, Ориген), восточные Отцы Церкви (Ефрем Сирин, Кирилл Иерусалимский, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Максим Исповедник), западные Отцы (Амвросий, Иероним, Августин, Иоанн Кассиан), авторы последующих веков вплоть до наших современников.

Многие современные исследователи разделяют молитву «Отче наш» на две половины, каждая из которых включает по три прошения. В первых трех прошениях, следующих за обращением к Отцу Небесному, молящиеся сосредоточены на Боге, к Которому обращаются на «Ты»:

В следующих прошениях внимание молящихся как бы переключается на самих себя, и они говорят о своих нуждах:

Две половины молитвы иногда называют божественной (соответствующей словам «как на небе») и человеческой (соответствующей словам «и на земле»). В то же время подчеркивают внутреннее единство молитвы, позволяющее говорить о том, что в обеих ее половинах присутствуют и Бог, и человек, и небесное, и земное: человеческое «мы» и божественное «Ты», небесное «Твое» и человеческое «наше» взаимодействуют в молитве, формируя «диалектическую связь, подобно двум сторонам одной монеты, которые можно отличить, но невозможно отделить одну от другой»[2].

1. «Отче наш, сущий на небесах»

Молитва Господня открывается обращением к Богу: Πάτερ ἡμῶν ὁ ἐν τοῖς οὐρανοῖς. В буквальном переводе с греческого: «Отче наш, Который на небесах» (слово «сущий» в русском Синодальном переводе добавлено по смыслу; славянский перевод более буквален: «Отче наш, иже еси на небесех»).

До нас молитва Господня дошла только в греческом переводе, и любая ее реконструкция, будь то еврейская или арамейская, носит гипотетический характер. Однако на основании троекратного использования арамейского слова «авва» (אבא ’abbā) в Новом Завете можно предположить, что именно с этого слова Иисус начал молитву. В Гефсиманском саду Он будет молиться словами: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мр. 14:36). В греческом переводе слово «авва» переводится как πάτερ («отец» в звательном падеже). Изначально слово «авва» использовалось в семейном быту: этим именем ребенок называл своего отца; это же слово применялось к пожилым людям. Употребление этого слова в молитве, адресованной к Богу, необычно, хотя само обращение к Богу как Отцу не было беспрецедентным.

В канонических книгах Ветхого Завета Бог называется Отцом в общей сложности 15 раз (Втор. 32:6; 2 Цар. 7:14; 1 Пар. 17:13; 22:10; 28:6; Пс. 67:6; 88:27; Ис. 63:16; 64:8; Иер. 3:4, 19; 31:9; Мал. 1:6; 2:10). Еще несколько случаев употребления имени «Отец» применительно к Богу мы находим в неканонических книгах (Тов. 13:4; Прем. 14:3; Сир. 23:1, 4; 3 Макк. 6:2, 6). Имя «Отец» по отношению к Богу многократно употребляет Филон Александрийский и семь раз – Иосиф Флавий.

Ориген, выдающийся знаток Священного Писания, провел специальное расследование, касающееся употребления слова «Отец» по отношению к Богу в Ветхом Завете. Своими выводами он делится с читателем на страницах трактата «О молитве»:

О молитве Иисуса говорят все четыре Евангелиста, однако наибольшее количество упоминаний о ней мы находим у Луки: в общей сложности их 12 (Лк. 3:21; 5:16; 6:12; 9:18, 28–29; 10:21; 11:1; 22:32, 41, 44–45; 23:34, 46).

Crossan J. D. The Greatest Prayer. Rediscovering Revolutionary Message of the Lord’s Prayer. London, 2011. P. 47–48.

Толкование: ОТЧЕ НАШ — значение слов и смысл молитвы

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ — Как правильно ребенку раскрыть понимание молитвы Отче Наш на старославянском языке.

После начальных молитв: Как научить ребенка молитве Богу , можно изучить с ребёнком молитву, уже не короткую, а длинную и самую важную: Молитва Господня: Так она называется потому, что её дал Своим ученикам Господь Иисус Христос. Он их научил, потому для православного христианина, взрослого и маленького, она-самая главная.

Кто их выучит и полюбит, тот, хоть и по возрасту малыш, но сможет себя считать настоящим православным христианином.

Толкование по-русски: ОТЧЕ НАШ, ИЖЕ ЕСИ НА НЕБЕСЕХ!

В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы: Объясняем ребенку значение слов и смысл молитвы.

ОТЧЕ НАШ, ИЖЕ ЕСИ НА НЕБЕСЕХ!

(Объясняем малышу толкование слова в молитве: Отче-Отец; Иже-Который; Еси на Небесех-Находится на Небесах, или Небесный). По-русски: Отец наш Небесный!

Читайте так же:  Как правильно завязать красную нить на запястье 7 молитв на каждый узелок

1. ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ,

(Да-пусть; Святится-прославляется)
По-русски: Да святится имя Твое,

2. ДА ПРИДЁТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ,

3. ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ, ЯКО НА НЕБЕСЕ И НА ЗЕМЛИ

(Яко-как; На Небеси-на Небе)
По-русски: Да будет воля Твоя, как на Небе так и на земле.

4. ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЖДЬ НАМ ДНЕСЬ

(Насущный-необходимый для существования; Даждь-дай; Днесь-сегодня, на нынешний день).
По-русски: Хлеб наш насущный дай нам на сей день

5. И ОСТАВИ НАМ ДОЛГИ НАША , ЯКОЖЕ И МЫ ОСТАВЛЯЕМ ДОЛЖНИКОМ НАШИМ,

(Остави-прости; Долги наша-грехи наши; Должником нашим-тем людям, которые против нас согрешили)
По-русски: И прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешившим против нас

6. И НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ,

(Искушение-соблазн, опасность впасть во грех)
По-русски: И не допусти нас до соблазна

7. НО ИЗБАВИ НАС ОТ ЛУКАВОГО.

(Лукавого-всего хитрого и злого духа)
По- русски: Но избавь нас от лукавого.

8. ЯКО ТВОЕ ЕСТЬ ЦАРСТВО, И СИЛА, И СЛАВА, ОТЦА, И СЫНА, И СВЯТОГО ДУХА, НЫНЕ И ПРИСНО И ВО ВЕКИ ВЕКОВ. АМИНЬ.

(Яко-потому что; Присно-всегда; Во веки веков-во всю вечность; Аминь-истинно так, сущая правда)
По-русски: Потому что Тебе принадлежит царство, и сила, и слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и во веки веков.Аминь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Читайте эту молитву непременно утром, перед едой и перед сном. И так же можно включить в утреннее молитвенное правило: Молитвенное правило Серафима — Правило Серафима .

Личным примером сможете привести детей к Богу!

Путь к Богу — нашли ответ, ставь палец верх 👍👍👍

Подпишись на тематический канал: Путь к Богу 📠 📠 📠

Истолкование молитвы Господней «Отче наш» словами Святых Отцов, Часть 2 — читать, скачать

Слова из молитвы Отче наш «…и не введи нас во искушение» что подразумевают? Есть ли толкование отцов Церкви на это? Спасибо.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Молитву Господню изъясняли многие святые отцы. Приведу некоторые толкования.

Святитель Иоанн Златоуст: «“И не введи нас во искушение”. Здесь Спаситель явно показывает наше ничтожество и низлагает гордость, научая нас не отказываться от подвигов и произвольно не спешить к ним; таким образом и для нас победа будет блистательнее, и для дьявола поражение чувствительнее. Как скоро мы вовлечены в борьбу, то должны стоять мужественно; а если нет вызова к ней, то должны спокойно ожидать времени подвигов, чтобы показать себя и нетщеславными, и мужественными.

“И не введи нас во искушение”. Подлинно много скорбей причиняется нам от диавола, много и от людей, или явно оскорбляющих, или тайно злоумышляющих. И тело, иногда восставая на душу, наносит тяжкий вред; а иногда подвергаясь различным болезням, причиняет нам скорби и страдания. Посему так как многие и различные бедствия нападают на нас со многих сторон, то мы научены испрашивать у Бога всех избавления от них. Ибо при его запрещении прекращается всякое смятение, буря превращается в тишину и пристыженный лукавый удаляется; как некогда, оставив людей, он удалился в свиней, даже не осмелившись сделать и это без приказания (Mф. 8: 31). А кто не имеет власти даже над свиньями, тот как может овладеть людьми, охраняемыми Богом?».

Преподобный Иоанн Кассиан: «Итак, слова молитвы: “не введи нас во искушение” — не то значат, что “не попусти нам когда-либо искуситься”, но “не допусти нам быть побежденными в искушении”. Искушаем был Иов, но не введен в искушение, ибо “не даде безумия Богу” (Иов. 1: 22) — и не осквернил уст богохулением, к чему хотел привлечь его искуситель. Искушаем был Авраам, искушаем был Иосиф, но ни тот, ни другой из них не введен был в искушение, ибо ни один не исполнил воли искусителя».

Преподобный Максим Исповедник это прошение связывает с предшествующим: «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Этим словами Писание показывает, что кто полностью не примирился с согрешающими [против него] и не представил Богу сердце, чистое от скорби и просвещенное светом примирения с ближними, тот не только не получит благодати тех благ, о которых молился, но и предан будет праведным судом искушению и лукавому, чтобы ему научиться очищаться от прегрешений, устраняя свои жалобы на других. Искушением же называется закон греха — его не имел первый человек, приведенный в бытие [Богом], а под «лукавым» подразумевается диавол, который привмешал этот [закон] к человеческому естеству и обманом убедил человека направить [все] стремления [своей] души к недозволенному вместо дозволенного, а тем самым склониться к нарушению Божественной заповеди, вследствие чего он потерял нетление, дарованное ему по благодати».

Блаженный Феофилакт: «Мы люди слабые, посему не должны подвергать себя искушениям; но если впали во искушение, то должны молиться, чтоб оно не поглотило нас и чтобы Бог даровал нам помощь и терпение. Ибо только тот вовлекается в бездну напасти, кто побежден: но кто впал в искушение и победил его, тот достоин венцев и славы».

Истолкование молитвы Господней словами святых отцов

Второе прошение «Да приидет царствие Твое».

Третье прошение «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли».

Четвертое прошение «Хлеб наш насущный даждь нам днесь».

Пятое прошение «Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим».

Шестое прошение «И не введи нас во искушение».

В) Славословие «Яко Твое есть царство, и сила, и слава, во веки. Аминь».

Купить творения свт. Феофана Затворника можно в интернет-магазинах Лабиринт и Ozon.ru.

Интернет-магазины православной книги.

О неработающей ссылке сообщите нам на e-mail

Оставить свой отзыв о книге, вы можете на нашем форуме «Душеполезное чтение»

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter **

Ваш Email не подтвержден!
Для продолжения следуйте инструкциям.

Если у Вас возникли вопросы по работе сайта — напишите нам!

Для восстановления обратитесь к администратору

Уважаемые пользователи!

На нашем сайте происходят большие изменения: мы усиленно работаем над улучшением дизайна и логики сайта, а также пополняем базу новыми книгами.

Следующие изменения, которые произойдут после 23 марта 2020 года, затронут большую часть базы книг. В результате на сайте возможны ошибки: вы можете не досчитаться некоторых оцененных книг, книг на полках и в списках «Хочу прочитать». Возможно, вы найдете новые книги на ваших полках — мы просим вас тщательно всё проверить и обновить полки вручную.

Администрация сайта приносит свои глубочайшие извинения всем пользователям.

Истолкование молитвы Господней «Отче наш» словами Святых Отцов, Часть 2 — читать, скачать

Отче наш, Иже еси на небесех!

Читайте так же:  Молитвы от проблем и трудностей на работе

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Аминь.

Первая часть, предисловие: Отче наш, Иже еси на небесех! , учит следующему.

1) Молящийся должен приходить к Богу не только как создание Его, но и как сын Его по благодати.

2) Он должен быть сыном Православной Церкви.

3) Не должен сомневаться в получении просимого от Премилосердного Отца.

4) Так как Бог — это Отец всех, то и мы должны жить, как братья.

5) Слово «на небесех» наставляет нас возводить наш ум от земного к небу. Кроме этого нужно сказать, что хотя Бог и везде присутствует, но на небесах особенно сияет Его благодать, насыщающая праведных, и богатство дивных Его дел.

Вторая часть — это прошения, которых семь:

1. Да святится имя Твое.

В этом прошении мы умоляем, во-первых, о даровании нам жизни благочестивой и добродетельной, чтобы всякий, смотря на нее, прославлял имя Божие; во-вторых, о том, чтобы неведущие обратились к православной вере и прославили бы с нами Отца Небесного; и, в-третьих, о том, чтобы носящие имя христианина, но препровождающие жизнь во зле и мерзостях, отстали от своих пороков, которыми злословится вера и Бог наш.

2. Да приидет царствие Твое.

Этим мы просим, чтобы не грех, а Сам Бог царствовал во всех нас Своей благодатью, правдой и благоутробием. Кроме этого, прошение содержит и ту мысль, что человек, находясь под благодатью Божией и чувствуя небесное веселие, презирает мир и желает получить Божие царство. Наконец, здесь мы молим и о том, чтобы ускорено было Его Второе Пришествие.

3. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Мы умоляем здесь о том, чтобы Бог не попустил нам препровождать жизнь нашу по нашей воле, но чтобы управлял ею, как Ему угодно, и чтобы не было у нас противления воле Его, но чтобы повиновались Ему во всем. Кроме того, здесь имеется в виду и та мысль, что без попущения воли Божией не может прийти на нас ничто, ни от кого и никогда, лишь бы только мы жили по воле Его.

4. Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

Мы просим здесь, во-первых, чтобы Бог не лишил нас проповеди и познания Своего святого слова, ибо слово Божие — это душевный хлеб, без которого человек погибает; во-вторых, чтобы сподобил Он нас общения Тела и Крови Христовой; и, в-третьих, чтобы даровал нам все необходимое для жизни и соблюл все это в мире этом в достатке, но без излишества. Слово же «днесь» означает время нашей настоящей жизни, ибо в будущем веке мы будем наслаждаться лицезрением Божиим.

5. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.

Здесь мы просим о том, чтобы Бог даровал нам прощение грехов, ибо под долгами здесь разумеются грехи. Это прошение учит нас тому, чтобы мы сами прощали долги нашим должникам, то есть, чтобы прогневавшим и озлобившим нас мы прощали все их преступления. Кто не прощает ближнему, тот всуе творит молитву сию, ибо тогда ему и Богом не прощаются грехи, и даже сама молитва его является грехом.

6. И не введи нас во искушение.

Этим мы просим, во-первых, чтобы мы были свободны от искушений, приходящих от мира, плоти и дьявола и движущих нас ко греху, и от еретиков, гонящих Церковь и прельщающих наши души лживыми учениями и другими способами; и, во-вторых, чтобы в случае страдания за Христа Бог укрепил нас благодатью Своей к претерпению мук даже до конца, дабы мы приняли конец мучения и дабы не попустить страдать выше сил наших.

7. Но избави нас от лукаваго.

Здесь мы умоляем, во-первых, о том, чтобы сохранил нас Бог от всякого греха и от дьявола, возбуждающего ко греху; во-вторых, о том, чтобы Он избавил нас в этой жизни от всяких бедствий; в-третьих, чтобы во время смерти Он отогнал от нас врага, желающего поглотить души наши, а нам послал Ангела, хранящего нас.

Третья часть, или заключение: Яко Твое есть царство и сила, и слава во веки. Аминь.

Это заключение согласно с предисловием, ибо как предисловие учит, что мы получим просимое от Отца Премилосердного, так и заключение это показывает, что мы получим требуемое у Него. Ведь Его весь мир, Его — сила и Его — слава, для которой мы и должны просить. Слово же Аминь означает: «Да будет так», или «Ей, ей». Это заключение может говорить и простолюдин наедине, без иерея.

Молитва Отче наш. Текст. Толкование молитвы Отче наш

К этой молитве приковано очень много внимания. Огромное количество людей считают её очень важной. Многие так часто повторяют её в течение дня, что порой даже сбиваются со счёта. Для многих молитва Отче наш — это как заклинание. Для некоторых — некая спасительная гавань…. Давайте разберемся

Происхождение молитвы Отче наш.

И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

Сразу хочу оговориться. Если некоторые мысли и утверждения вам покажутся странными, то у меня к вам большая просьба – не спешите их отбрасывать. Дело в том, что ЛЮБОЕ откровение, поучение необходимо проверять на основании Библии. Библия – это единственный верный источник истины. Существует огромное количество учений, преданий, разнообразных мыслей, которые многие из вас считают за правду. Мы не осуждаем людей, но изучаем откровения. И вам желаем того же. Проверяйте всё НА ОСНОВАНИИ СЛОВА.

Не перед людьми

Сразу видим, что в начале нашего текста идет предупреждение, относящееся вообще к молитве. Она не для людей предназначена. Это ваше общение с Богом. Несколько стихов указывает на тайну этой молитвы, как и на все другие.

Говорить лишнее

Что значит лишнее? Молитва Отче наш достаточно краткая. Читать молитву Отче наш достаточно просто и удобно. Ещё одно значение слова «лишнее», это «пустое». А вы помните предупреждение, что мы будем отвечать за каждое праздное слово. Поэтому наши молитвы не должны содержать праздное, пустое, лишнее.

Лишним может быть многократное повторение одной и той же просьбы. Наш Бог – Всемогущий. И Он точно с первого раза услышит вас. Мало того, в Слове написано, что Он знает о наших нуждах ещё прежде моления нашего.

Текст молитвы Отче наш.

Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Честно говоря, я не верю, что Бог хотел бы, чтобы мы ТОЛЬКО ТАК обращались к Нему. В Евангелии нет примеров, когда бы Апостолы или простые верующие молились этой молитвой.

Читайте так же:  Молитва благословение сына в армию

Обратите внимание на просьбу учеников, после которых появилась эта молитва.

Господи, НАУЧИ нас молится.

И то, что Он после этого дал им эту молитву говорит об учении Иисуса Христа. Другими словами нам дан образец молитвы. Молитва Отче наш является своего рода шаблоном. Там нет ничего лишнего.

Отче наш, сущий на небесах

Вначале идет признание Бога нашим Отцем (мы Его дети, рожденные от Него). Признание того, что Он живой и существует сейчас. Причем на небесах. Превыше всего.

Святится имя Твоё

То есть отделено от всего остального. Оно святое. И для нас, как мы видим в дальнейшем, имя Иисуса приобретает особый смысл. Имя вообще всегда указывало на то, кем человек является. Имя характеризовало Бога в определённое время по-разному. Он открывался как Иегова – Всемогущий, и Кадош – Святой, Освящающий, Саваоф – Воинствующий, Раффа – Исцеляющий, Ири – Господь усмотрит. Каждое имя Бога показывало кем Он является, кем открывается для человека.

Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены.

Отделить, святить имя Бога – значит не соединять Его действия с действиями этого мира, с нашими действиями. Если Бог – Целитель – значит исцеление должно быть совершенным. Если Бог избавляет вас от греха – значит, вы получаете истинную свободу. Если отдаете Ему решение вопроса, говоря, что Бог усмотрит – значит, вы сами не должны там ничего делать без Его воли.

Да придет Царствие Твое

Эти глаголы – да придет, да будет, святиться – повелительного наклонения. Это вы повелеваете этому произойти. Это признак нашей власти во Христе Иисусе.

Его Царство – это Его законы, Его устройство, Его мир, Его первенство во всем. Если мы это провозглашаем и утверждаем, то мы первые, кто должны это исполнять и подчиняться Богу.

Да будет воля Твоя и на земле, как на небе

И снова утверждение, повеление – да будет! Причем воля Божья на земле должна соответствовать воле Божьей на небесах. Мы не должны подстраиваться под принципы этого мира. Наоборот, помнить, что Церковь – это столп и утверждение истины. Не создание истины. А утверждение того, что уже утверждено на небесах.

На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах;

Хлеб наш насущный дай нам на сей день

Конечно, очень многие считают, что разговор идет об обычной еде. Насущный, значит ежедневный. Если бы просьба об обычной еде была здесь, то это противоречило бы другому месту.

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. ДУША НЕ БОЛЬШЕ ЛИ ПИЩИ, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?….Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. ИЩИТЕ ЖЕ ПРЕЖДЕ ЦАРСТВА БОЖИЯ и правды Его, и ЭТО ВСЕ ПРИЛОЖИТСЯ ВАМ.

То есть Господь учит нас просить пищи для души, для нашего возрожденного духа. Есть истинный хлеб, и истинное питие, но об этом поговорим подробнее, когда будем говорить о Плоти и Крови Господа.

Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим

Многие люди видят здесь просьбу к Богу о прощении и используют это место для того чтобы просить Бога простить те или иные грехи. Давайте посмотрим иначе. В Слове говорится, что грехи наши УЖЕ прощены. Нам надо только ПРИНЯТЬ ПРОЩЕНИЕ.

Нам открыто, что Господь здесь ставит нас в зависимость от того, как мы прощаем. То есть — Он нас простил, но принимаем мы только так, как мы прощаем. Если я не прощаю, то значит, я не могу принять прощение от Бога.

По большому счету, для большого количества людей – это не молитва, приносящая прощение, а приговор, который мы сами себе выносим.

Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого

В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и САМ НЕ ИСКУШАЕТ НИКОГО, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь СОБСТВЕННОЮ ПОХОТЬЮ; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Вас ПОСТИГЛО ИСКУШЕНИЕ не иное, как ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ; и верен Бог, Который НЕ ПОПУСТИТ ВАМ БЫТЬ ИСКУШАЕМЫМИ СВЕРХ СИЛ, но при искушении ДАСТ И ОБЛЕГЧЕНИЕ, так чтобы вы могли перенести.

Одна из особенностей этой молитвы – это то, что она была предложена ученикам ДО смерти и воскресения Иисуса. В ветхом завете под словом «искушение» подразумевалась проверка людей на то, как они будут исполнять завет. Тот самый завет, который был утвержден на крови. Это было взаимное обещание, в отличие от нового завета, где мы просто приняли спасение и прощение от Бога.

Ученики знали о том, как Бог действовал, и поэтому они могли молиться этой молитвой. Но после смерти и воскресения Иисуса, после того как дьявол лишен силы и Иисус приобрел нам вечное искупление, искушаться мы можем ТОЛЬКО НАШЕЙ СОБСТВЕННОЙ ПОХОТЬЮ.

И избавление от лукавого УЖЕ произошло и нам дано оружие ему противостоять. Нам дана победа Иисусом. И нам даны инструменты, чтобы он не мог даже прикоснуться к нам.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь

Расшифровка молитвы Отче наш

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Это краткая расшифровка. Молитва Отче наш – хороший пример того, как надо молиться. О чем просить и что утверждать. Мы нуждаемся в Слове на каждый день. И мы утверждаем истины Слова исповеданием – да будет.

Истолкование молитвы Господней «Отче наш» словами Святых Отцов, Часть 2 — читать, скачать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here