Содержание
- 1 Как пекут просфоры в монастырях? Рецепт выпечки просфор в домашних условиях
- 2 Что такое просфора? Как правильно ее хранить и употреблять?
- 3 Азы Православия. О просфоре, антидоре и артосе
- 4 Просфора
- 5 Рецепт просфора
- 6 Кому можно брать просфоры? Как их есть?
- 7 Приготовление мучной закваски и теста для просфор
- 8 Просфоры
- 9 Хлеб освященный (просфора, антидор, артос)
Как пекут просфоры в монастырях? Рецепт выпечки просфор в домашних условиях
Прежде чем приступить к изучению вопроса по поводу того, как пекут просфоры, разберемся с тем, что же такое просфора. Хлеб в Церкви являет собой символ Христа. Об этом Господь Сам сказал: «Я есть Хлеб жизни». Христос есть Хлеб Небесный, который приобщает людскую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности.
Просфора
Поэтому неотъемлемой частью церковной литургической жизни стала просфора. А так как без Литургии не может существовать Церковь, такое послушание, как печь просфоры, имеет особое значение. Тогда интересно, как это было принято на Руси?
В древние времена просфоры могли печь все, так как это считалось приношением в храм. Из этих приношений отбирались лучшие, на них служили Божественную Литургию. В то время практически все хозяйки знали, как печь хлеб. Будучи воцерковленными, они знали, что для выпечки просфоры необходимы хлебная закваска, соль, вода и мука. Любая хозяйка могла испечь просфору дома и принести ее в храм.
В Греции, например, сегодня можно купить ее в магазине и принести в храм как приношение.
Как выпекать?
Во всем православном мире просфоры с древних времен пекут с молитвой. И только сами просфорники знают, насколько это тяжелый и ответственный труд. Ответственность только усугубляется от того, что просфора – это богослужебный хлеб. А для этого требуется, чтобы он был приготовлен наилучшим образом.
В монастырях благоговейное и молитвенное отношение к просфорам никогда не прекращалось. Этот процесс стал приравниваться к настоящему церковному искусству.
И здесь тоже надо знать, из какой муки пекут просфору, и какие должны быть дрожжи. Если говорить об американской муке, то для обретения белоснежного цвета ее часто отбеливают хлором, и по сути она не годится для выпечки просфор.
Многие хозяйки любят использовать французские дрожжи, но они тоже мало подходят для выпечки, так как при закваске сразу дают много углекислоты, а для выпечки одновременной большой партии просфор это катастрофа. Ведь за тестом не возможно будет уследить — дрожжи «убегут». Поэтому лучше всего использовать наши отечественные дрожжи.
Как пекут просфоры в монастырях
На примере Киево-Печерской лавры хочется рассказать, как главный лаврский просфорник с братией и послушниками, помолившись, в половине четвертого утра начинает замешивать тесто для просфор. Представить вряд ли получится, чтобы за один раз приготовляли 7500 просфор.
В неделю они пекутся три-четыре раза. В праздничные дни количество просфор увеличивается. И конечно же, вручную этот процесс выполнить не представляется возможным, поэтому братия использует технику.
В специальный тестомес засыпается мука высшего сорта, следом заливается вода с дрожжами и солью. В лавре воду доставляют из источников преподобных Антония и Феодосия Печерских.
За пять минут машина делает замес, которых всего три. Замешанное тесто выкладывают в деревянное корыто, там оставляют лежать до трех часов утра. Это делается, чтобы оно могло вскиснуть и увеличиться в объеме.
Дело с молитвой
Считается, что сперва — молитва, а потом — все остальное. Послушники начинают печь просфоры с молитвой перед началом любого доброго дела и призывают на помощь преподобных просфорников Никодима и Спиридона, мощи которых покоятся в лаврских пещерах. А монастырская братия добавляет к ним Иисусову молитву, молитвы ко Пресвятой Богородице, всем преподобным отцам Печерским и всем святым.
Процесс продолжается тем, что тесто достается из корыта и помещается в аппарат, где все хорошо вымешивается и раскатывается. Очень важно при этом, чтобы тесто получилось крутое, в нем не образовывались воздушные пузырьки. Иначе просфоры искривятся, могут начать крошиться, а в служебных больших просфорах могут обнаружиться пустоты при разрезании, а этого допускать нельзя.
Формировка просфор
Одни формируют из раскатанного теста в 2 см нижние части просфор, а другие занимаются формированием верхней части просфоры, толщиной в 1 см. Третьи ставят печи и раскладывают их на противнях, потом ставят их на стеллажи и отправляют в специальный шкаф, чтобы они еще немного поднялись. В этих шкафах выдерживается температура около 40 градусов с влажностью 80%.
Пока кипит работа, учиненный чтец вслух читает монашеское правило. И уже к девяти часам утра первая часть просфор начинает помещаться в печь, готовится 26 минут. Готовые горячие просфоры выкладывают на стол с высокими краями и покрывают хлопчатобумажной тканью. Когда они остынут, их сразу же на хранение помещают в холодильную камеру.
Продукты для просфор
А теперь ближе подойдем к тому, какие продукты идут на просфоры, в каких пропорциях. Здесь используется качественная мука только высшего сорта. Дрожжи используются только свежие.
И вот уже приступаем к рецептуре приготовления божьего хлеба.
Сначала надо приготовить раствор из соли и дрожжей, который делается в такой пропорции: на 100 кг муки — 10 л воды, 1 кг 700 г соли и 500 г дрожжей. В эту смесь доливается 4,5 ведра воды. Из этого должно выйти 3750 просфор.
При этом надо отметить, что лаврские просфоры очень вкусные. Самый главный секрет их приготовления заключается в молитве, усердном и внимательном труде, и в том, чтобы они все они хорошо пропеклись.
Старинный рецепт заварного теста
Интересуясь вопросом, связанным с тем, как пекут просфоры, надо отметить, что есть несколько способов их приготовления. Вот еще один. В этом рецепте для приготовления просфор необходимо сделать заварное тесто. Берем 215 г. пшеничной муки и заливаем 320 мл кипятка. Затем все растираем венчиком и следом, постоянно подмешивая, подливаем еще 670 мл кипятка.
Потом тесто делим на две равные части и оставляем его остывать. Тем временем заливаем 50 мл кипяченой воды, остывшей до комнатной температуры, берем 10 г. прессованных или чайную ложку сухих дрожжей, тщательно перемешиваем, затем ставим полученную массу в теплое место.
Когда пройдет час времени, в «проснувшиеся» дрожжи добавляем одну из половин теста, оставляем подходить в теплом месте еще 1,5 часа. По окончании этого времени туда же, чтобы, так сказать, «омолодить» тесто, нужно всыпать еще 150 г муки и влить 170 мл теплой воды. А дальше все тщательно размешиваем и оставляем в теплом месте на 2 часа. Следом приготовляем водный соленый раствор из 40 г соли и 170 мл теплой воды. В заключение приготовления теста на просфоры надо соединить образовавшееся тесто с неиспользованной половиной и водным соленым раствором.
Современный рецепт
Обычно в просфорне готовится очень большая партия, поэтому потребуется на 20 кг высшего качества пшеничной муки 250 г соли, около 10 л воды и до 100 г дрожжей,
Перед замешиванием муку необходимо просеять через сито, воду отфильтровать, затем всыпать в нее соль и дрожжи, и в конце размешать. Этот раствор нужно влить в муку и в конце хорошо замесить, затем укутать его и оставить, чтобы оно подходило.
Когда тесто увеличится вдвое, его надо раскатать через специальные валики несколько раз, а затем пропустить получившийся лист, используя калибровочную тестораскатку, в которой выставлена определенная толщина. А дальше следует сформировать нарезкой верхние и нижние части просфор, потом нанести печать, накрыть клеенкой и оставить подходить. В итоге тесто должно подняться и соединить верх и низ. По центру печати потом просфоры нужно проколоть и поставить все в печь, нагретую до 250 градусов, на 25 минут.
После того как они будут готовы, их оставляют остывать на 10-12 часов, после чего просфоры складывают в тару и кладут в холодильник.
Как пекут просфоры. Рецепт
По желанию можно даже самому приготовить этот святой хлеб. Вопрос по поводу того, как печь просфоры в домашних условиях, многих православных людей действительно часто интересует.
Итак, для этого необходимо взять 1200 г муки. В посуду для замеса наливаем немного святой воды, всыпаем туда 400 г муки. Все это обливаем кипятком. Делается это, чтобы появилась сладость и стойкость от заплесневения. Теперь перемешиваем смесь.
Когда все остынет, в эту же емкость добавляем соль, на святой воде разбавленную, и дрожжи — 25 г. Перемешиваем и 30 минут выдерживаем, чтобы тесто немного подошло. А дальше добавляем оставшиеся 800 г муки, затем опять делаем замес.
Оставляем на 30 минут, потом тесто хорошо растираем, раскатываем нужной толщины и нарезаем кружочками. Нижнюю часть делаем большей.
Потом покрываем сверху влажным полотенцем, потом — сухим, и выдерживаем еще 30 минут. На верхнюю часть получившейся заготовки просфоры ставим печать. Для соединения просфор смачиваем их теплой водой и накладываем друг на друга. И дальше прокалываем их иглой, для того чтобы не было образования пустот. Перед тем как печь просфоры (а это делать лучше всего в электродуховке при температуре, которая может быть разной), температуру выбирают опытным путем (200-210 градусов).
Ставим противень и около 15-20-минут печем просфоры в домашних условиях. Рецепт приготовления вроде и прост, однако здесь нужен определенный опыт и сноровка, если этого нет, то не стоит этим заниматься вообще.
Заключение
В заключение нужно отметить самое главное — в такой квасной хлеб, как просфора, входят три вещества, а также душа наша трехчастная в честь Троицы, где все имеет свое значение. Мука с закваской — это душа, вода — крещение, а соль — учение Слова и ум. Господь Сам однажды сказал ученикам Своим, что они есть соль земли.
Мука, вода и соль, которые соединяет огонь, означает, что соединяется Бог со всем нашим естеством и подает нам помощь и содействие.
Что такое просфора? Как правильно ее хранить и употреблять?
13 ноября Церковь чтит день памяти святых просфорников Печерских – преподобных Спиридона и Никодима. В этой связи поговорим о просфоре.
Это слово обозначает в переводе с греческого языка «приношение». В собственном логическом смысле древней Церкви это всякое Литургийное приношение: хлеб, вино, вода, елей, свечи. Диаконы записывали имена жертвователей просфоры-приношения в специальный помянник и поминали их на Литургии. Позже словом «просфора» стал называться именно хлеб, предназначаемый для Евхаристии.
Почему именно хлеб? Потому что Господь Сам назвал Себя Хлебом. «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). И во время Тайной вечери именно хлеб Господь преломил, сказав: «Сие есть тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в мое воспоминание» (Лк. 22:19).
Просфора – это круглый небольшой хлеб, состоящий из двух частей (символ двойной природы Христа – Божьей и человеческой). Хлеб обязательно дрожжевой или квасной – «живой». Вспомним евангельскую притчу о закваске (Мф. 13:33). Просфора печется обязательно из чистой пшеничной муки. Она также состоит из воды (можно крещенской) и соли. Вверху просфоры имеется печать. Чаще всего это крест и буквы «Ис.», «Хс.» – Иисус Христос и греческие «Ника» – «победа». Возможны на печатях также изображения Пресвятой Богородицы, святых.
Из просфоры с Христовой печатью вырезается Агнец, который на Литургии станет Телом Христовым, из остальных вынимаются частички с поминовением имен живых и усопших православных христиан. Просфоры по окончании Литургии выносятся из алтаря и раздаются верующим. Часто это делается в свечной лавке.
К просфоре нужно относиться как к святыне. Это не простой хлеб. Он участвовал в богослужении (Святое святых Православной Церкви) – Литургии.
Дома его следует хранить в специальном месте, можно возле икон, потреблять со святой водой только натощак со специальной молитвой: «Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь». Следует внимательно относиться к крошкам, стараться не сорить и не разбрасывать их. Заплесневелая просфора по обычаю утилизируется: выбрасывается в реку – в проточную воду.
По своему опыту скажу, что наиболее удобно хранить просфору следующим образом. Пока она свежая, разрезать ее на маленькие кусочки, положить их в полотняный мешочек, чтобы они высохли (можно и в полиэтиленовый, только не закрывать его, чтобы был доступ воздуха). Когда частички просохнут, их хранят хоть несколько лет. Маленькие кусочки удобнее вкушать. Кроме того, цельная просфора гораздо быстрее заплесневеет, потому что внутри ее сохраняется влага, которая может стать питательной средой для спор плесени.
Смысл просфоры подобен смыслу антидора. Он также является кусочками просфоры, из которой вырезали Агнец. Слово «антидор» в переводе с греческого обозначает «вместо причастия». Т. е. мы не можем каждодневно причащаться, но имеем возможность вкушать просфору и пить святую воду благоговейно как некий символ причастия. Не заменитель. Это не равнозначные вещи. Тело и Кровь Христовы неизмеримо выше. Но как символ Литургии, символ Святой Евхаристии, овеществленной памятью которой есть просфора, и, конечно же, при надлежащей вере, благоговении и страхе Божием просфора оживляет и поддерживает наши духовные и телесные силы.
Азы Православия. О просфоре, антидоре и артосе
Просфора своим происхождением уходит в древние времена. Прообразом ее служили хлебы предложения в скинии Моисея. В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей — все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Родные и близкие умерших делали приношения от их имени, и имена умерших также поминались в молитве. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложение в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.
Просфора состоит из двух частей, которые изготовляются из теста отдельно одна от другой и затем соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IС и ХС (Иисус Христос), под перекладиной НI КА (по-гречески победа). Просфора, приготовленная из муки от зерен бесчисленного множества колосьев, означает и человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. При этом нижняя часть просфоры соответствует земному (плотскому) составу человека и человечества; верхняя часть с печатью соответствует духовному началу в человеке и человечестве, в котором запечатлен образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий. Божие присутствие и духовное начало пронизывают собою все естество человека и человечества, что при изготовлении просфор отображается добавлением святой воды и дрожжей в воду. Святая вода знаменует при этом благодать Божию, а дрожжи — животворящую силу Духа Святого, дающую жизнь всякому созданию. Это соответствует словам Спасителя о духовной жизни, стремящейся к Царству Небесному, которую Он уподобляет закваске, положенной в муку, благодаря чему постепенно поднимается все тесто.
Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает это невидимое разделение естества человека на плоть (мука и вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготовляются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым. Печать на верхней части просфоры обозначает видимым образом невидимую печать образа Божия, проникающего все естество человека и являющегося высшим началом в нем. Такое устройство просфоры соответствует устройству человека до грехопадения и природе Господа Иисуса Христа, восстановившего в Себе это нарушенное грехопадением устройство.
Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая».
В конце литургии молящимся раздается антидор — маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти — вместо и ди орон — дар, то есть точный перевод этого слова — вместодарие.
«Антидор, — говорит святой Симеон Солунский, — есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».
Антидор должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.
Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.
Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, — как знамение победы Христовой над смертью.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.
Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!»
Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.
Просфора
Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF
Просфорá — с пециальным образом испеченный хлеб, используемый для совершения таинства Евхаристии.
Просфора переводится с греческого как «приношение». В древней Церкви хлеб для совершения Литургии приносили как свой дар Богу те, кто приходил в храм в воскресный день для участия в Литургии, то есть все христиане общины.
Просфора изображает хлеб Тайной Вечери, который Христос разделил между своими учениками: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19). Так было установлено таинство Евхаристии, где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в этом таинстве — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина.
Тайная Вечеря. Уголино ди Нерио (1325-1330). Метрополитен-музей (Нью-Йорк)
Проскомидия (подробнее здесь) —
первая часть Литургии, во время которой из хлеба (в виде просфор) и вина приготовляется вещество для Евхаристии.
Для совершения литургии используется 5 больших просфор
Патриарх Никон ввел этот обычай в Русской Церкви в память о евангельском чуде умножения хлебов, когда пятью хлебами были насыщены пять тысяч человек (Мф 14:15–21).
Пять просфор для совершения Литургии:
1. Агничная просфора
Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец — хлеб кубической формы.
Во время совершения Литургии Агнец становится истинным Телом Христа.
Антидор
Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания Литургии (вместе с запивкой).
2. Богородичная просфора
Большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с агнцем.
3. Девятичинная просфора
Посвящена святым. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; архидиакона Стефана и мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, Мефодия и Кирилла, князя Владимира и всех святых; а также святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого.
4. Заздравная просфора
предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в Литургии, священнослужителей, совершающих Литургию, страну и народ.
5. Заупокойная просфора
Из ее верхней части берется одна частица за всех умерших православных христиан.
Частицы, вынутые (т. е. вырезанные) из просфор на проскомидии, изображают всю полноту Церкви. Священник кладет частицы на специальное блюдо — дискос. В центре располагается Агнец — Христос, справа и слева от него частицы Богородицы и всех святых, по краям — частицы, вынутые за всех живых и умерших православных.
Частицы из небольших просфор, тех, что после Литургии раздают верующим, священник также вынимает во время проскомидии. В это время он молится о здравии и упокоении тех людей, записки о которых были поданы до начала Литургии. Во время чтения имени из просфоры вынимается частица, символизирующая конкретного человека, и кладется на дискос. В конце Литургии священник со словами «омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею честною» ссыпает все эти частицы в Чашу с Кровью Христа.
Артос, буквально — «квасной хлеб». Именно так называется большая просфора, которую ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице. Освящают артос на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы. Артос хранят дома до следующей Пасхи и употребляют натощак во время болезни.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Фото Sergey Galyonkin/www.flickr.com
Пасхальный кулич — сдобный сладкий хлеб с изюмом — народное переосмысление артоса. Куличи освящают в храме после литургии Великой Субботы.
Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF.
Добрый день! Скажите , а как используют Богородичную просфору,Девятичную, за живых и за умерших после литургии? Их тоже раздробляют и раздают прихожанам? За ранее благодарен за ответ.
Когда приходишь в храм , у свечного ящика стоит большая коробка с просфорами. Некоторые прихожане берут их оттуда. Кому их можно брать? Для чего они там стоят?
Рецепт просфора
Рецепт настоящей приходской просфоры у тебя дома! Обрядовый хлеб, символ Христа. Рецепт от священника сельского прихода.
- Главная
- Категории рецепта
- Рецепт просфора
Ингредиенты и как готовить
ингредиенты на 20 порций или – количество продуктов для нужных вам порций будет подсчитано автоматически!’>
Всего:
Вес состава: | 100 гр |
Калорийность состава: |
239 ккал |
Белков: | 9 гр |
Жиров: | 1 гр |
Углеводов: | 49 гр |
Б/Ж/У: | 15 / 2 / 83 |
Н 2 / С 0 / В 98 |
Время приготовления: 5 ч
Пошаговое приготовление
Шаг 1:
Насыпьте в миску для теста (большую) соль и примерно стакан муки. Залейте кипятком и перемешайте. Это заварная опара, она должна быть чуть гуще теста на оладьи. Заварите и дайте остыть.
Шаг 2:
В поллитра воды добавьте дрожжи. Не перемешивая, дайте постоять минутку, дрожжи осядут на дно.
Шаг 3:
После этого перемешайте и оставьте на 5 минут.
Шаг 4:
Добавьте дрожжевую воду в заварную опару и перемешайте.
Шаг 5:
Добавляя муку, начинайте замес теста.
Шаг 6:
Как тесто вобрало муку — добавляйте еще и месите.
Шаг 7:
Тесто должно получиться тугое, как пластилин. Оставьте тесто под влажным полотенцем подходить. На это нужно от 2 до 4 часов. В процессе можно обмять тесто один раз.
Шаг 8:
Готовое тесто нужно выкатать. Для этого тесто выкладывается на стол и раскатывается скалкой. Затем складывается пополам и опять раскатывается. И так повторяется много раз, пока тесто не вернет консистенцию пластилина. После этого отмеряются кусочки для низов (нижней части просфор). Взвесьте кусочки — нужно 20 штук по 100 грамм. Накройте их, чтобы они не сохли. Остатки тоже уберите, они пригодятся.
Шаг 9:
Сразу же, не давая тесту подойти, подкатайте кусочки в шарики (немного приближая их к цилиндрической форме). Переложите заготовки на противни (батюшка их подготовил — разогрел, смазал воском и остудил). Когда все низа готовы, накройте противни полотенцами — сначала сухим, а потом мокрым.
Шаг 10:
Для верхов раскатайте остатки теста толщиной примерно 0,5-0,7 см.
Шаг 11:
Вырежьте кружочки стаканом. Переложите верха на доску и так же накройте полотенцами. Оставьте все подходить.
Шаг 12:
Когда заготовки подошли, намочите низа водой.
Шаг 13:
Верха проштампуйте специальными печатями и наложите на низа аккуратно.
Шаг 14:
После этого шилом сделайте проколы сквозь верха и низа до самого противня — так просфоры не расползутся при выпекании. Проколы делают так — сначала в центре 4 раза, потом по лучам от первых проколов с краев, и потом еще по внешнему краю между первыми 4-мя проколами. Немного прижмите просфоры по центру, чтобы верх был плоским.
Шаг 15:
Поставьте просфоры в духовку. Пеките 35-40 минут при 230 градусах.
Шаг 16:
Готовые просфоры хорошо укутывают полотенцами (покрывалами) и дают дойти и полностью остыть.
Пеките в чистой кухне, в чистой одежде, с чистой душой и искренней молитвой.
Кому можно брать просфоры? Как их есть?
Вопрос читателя:
Когда приходишь в храм, у свечного ящика стоит большая коробка с просфорами. Некоторые прихожане берут их оттуда. Кому их можно брать? Для чего они там стоят?
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
«Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь».
Мы пьем святую воду, приобщаясь, причащаясь благодати Божией, поскольку вода освящена. И, вкушая просфору, мы тоже приобщаемся к благодати, потому что просфора — хлеб, освященный во время богослужения.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Приготовление мучной закваски и теста для просфор
В стеклянную банку (емкостью не менее 1 литра) или в эмалированную посуду налить кружку (400 мл) тёплой некипяченой родниковой или колодезной воды (нельзя использовать водопроводную хлорированную воду, поскольку хлорка убивает закваску и тесто на хлорированной воде не поднимается). Растворить в этой воде 1–2 чайных ложки соли. Просеять пшеничную муку высшего сорта (с большим содержанием клейковины). Всыпать, помешивая ложкой, в воду столько просеянной муки, сколько нужно для получения сметанообразной массы. Покрыть и обвязать плотно чистой тканью верх сосуда с тестом. Дать постоять в теплом месте 2–3 дня. После этого долить ещё полкружки (200 мл) теплой подсоленной воды (с добавлением в нее 0,5–1 чайной ложки соли), размешать с тестом, домесить в тесто еще немного просеянной муки. Это «подкормка» для закваски. Оставить в тепле еще на 1–2 дня. Потом повторить такую же «подкормку».
На следующий день домесить в забродившее тесто ещё просеянной муки, так чтобы получилось довольно крутое тесто (как для пирожков). Из теста сформовать нужное количество просфор. Делается это в разных общинах по-разному. Можно, например, раскатать для крупных просфор пласт теста толщиной в 3–4 см, затем вырезать специальной формой (вырубкой) нужное количество кружочков. Для мелких просфор толщина теста должна быть примерно 2 см.
После вырубки просфор останется довольно много обрезков теста. Их надо собрать в один ком, насыпать на стол еще просеянной муки и вмесить дополнительную муку в тесто. Должно получиться тесто крутой консистенции (примерно как для пельменей или домашней лапши). Далее это крутое тесто делят для удобства на 3–4 части и поочередно раскатывают их в лепешки толщиной в 2–3 мм. Из тонкого теста вырубают кружочки для печатей (по размеру больших и малых просфор), затем дорника́ми (просфорными печатями) выдавливают на них канонические изображения. После раскатывания лепешки нужно ее приподнять над столом и дать ей немного «съежиться», а только после этого вновь положить на стол и производить вырубку заготовок под печати, иначе печати будут деформироваться. Также и каждый кружочек перед нанесением печати нужно отнять от стола, во избежание прилипания и деформации.
ВАЖНО! Просвирник должен по опыту знать, какой крутизны тесто замешивать. Более жидкое тесто делает очертания изображений на печати расплывчатыми. Слишком крутое тесто трудно вымешивается. Иногда консистенция теста такова, что печати при расстаивании «съеживаются», уменьшаясь в размерах раза в полтора, что также нежелательно.
Обрезки крутого теста, оставшиеся от вырубки печатей, положить в чистую стеклянную банку, покрыть полиэтиленовой крышкой и поставить в холодильник. Это будет новая закваска для следующей выпечки.
Покрыв лежащие на столе или специальной доске просфоры и печати чистой хлопчатобумажной тканью, затем полиэтиленовой пленкой и полотенцем (чтобы не высыхали), оставить в тёплом месте для подъема теста в течение 4–6 часов. Очень важно, чтобы время расстаивания было соблюдено: если просфоры не успеют как следует подойти, то испеченные просфоры окажутся растрескавшимися и деформированными, иногда даже грибовидной формы.
ПРИМЕЧАНИЕ. Некоторые просфорники оставляют расстаиваться только тела просфор («низы»), а крутое тесто оставляют в эмалированной кастрюле, присыпав небольшим количеством муки (во избежание образования корки от высыхания) и покрыв чистой тканью. Затем перед самой выпечкой его раскатывают и изготавливают печати, как сказано выше. Этот метод хорош тем, что, во-первых, печати не засыхают, что иногда случается при их долгом выстаивании в готовом виде; во-вторых, изображение не расплывается, что иногда бывает при долгом расстаивании; в-третьих, при длительном стоянии печати иногда сильно утолщаются, что также нежелательно.
Итак, просфоры в течение 4 или 6 часов подошли, и можно приступать к соединению их с печатями и последующей выпечке. Берем блюдце, наливаем на донышко немного воды (тут можно и водопроводную использовать). Разжигаем духовку (выставляем температуру 200–210оС), ставим для прогрева чистые противни. ВАЖНО! Противни надо мыть или промывать после мытья кипяченой водой и тщательно вытирать, во избежание прилипания просфор при выпечке. Если тесто продолжает к противню прилипать, надо противень засыпать поваренной солью и прокалить на большом огне, затем сухой тряпочкой натереть (начистить) всю поверхность этой солью и ссыпать с противня. После этого прилипание должно прекратиться.
В то время, пока духовка и противни прогреваются, наклеиваем печати на просфоры следующим образом. Берем двумя пальцами за краешек печать, осторожно, быстрым движением обмакиваем нижнюю сторону печати в воду на дне блюдца (стараемся не мочить верхнюю сторону!), быстро прикладываем печать к просфоре, затем сухими пальцами осторожно простукиваем середину и прочие части печати, прижимая всю ее нижнюю поверхность к просфоре, для хорошего соединения и выпускания воздуха из-под печати (воздушные пузыри под крышками категорически недопустимы: при заклании просфоры вынутая частица, если под нею был воздушный пузырь, расслаивается на 2 части, чего нужно всеми силами избегать).
После приклеивания всех печатей к просфорам необходимо сделать на них по 2–3 прокола тонкой иглой и вновь прижать крышки к просфорам осторожным простукиванием пальцами (чтобы вышел воздух и крышки плотно склеились с просфорами). Удобно делать 1 прокол над крестом и 2 прокола по бокам от Голгофы (именно это место, где изображена Адамова глава, будет выниматься из просфор, поэтому нужно тщательно следить, чтобы там не было воздушного пузыря).
Итак, просфоры готовы к выпечке. Достаем из духовки нагретый противень и быстро, пока он не остыл, расставляем на нем просфоры (снимаем их со стола или доски предельно осторожно, чтобы не деформировать). Затем достаем второй противень, на него таким же образом выкладываем просфоры — и так далее.
Ставим просфоры на противне в духовку или печь. Выпекают в разных духовках по-разному, режим надо выбирать опытным путём. Чаще всего режим подходит такой: 10–20 минут на большом или среднем огне (200–210оС), потом ещё столько же — на малом (140 оС). Крупные просфоры можно выпекать несколько дольше. Еще практический совет: убавлять нагрев следует тогда, когда в помещении, где происходит выпечка, появляется явный запах печеного хлеба. Если просфоры хорошо пропеклись, они становятся легкими. Хорошо поднявшееся тесто пропекается быстро, а плохо поднявшееся — медленно. Важно не пересушить просфоры, чтобы их печати не превратились в сухари, что весьма затрудняет совершение на них проскомидии священником.
После выпечки готовые просфоры надо положить в корзину (или кастрюлю), утеплённую изнутри ватой, покрытой полиэтиленом и хлопчатобумажною тканью. Поверх этого покрытия кладем сухое полотенце, затем — увлажненное и отжатое от избытка воды полотенце (не «вафельное» и не махровое, но полотняное), поверх него — сухую белую ткань хлопчатобумажную (ровную, без рисунка или рельефа).
Потом в приготовленную таким образом корзину (кастрюлю) кладутся горячие просфоры, лучше печатями к полотенцам, выстилающим ее (для впитывания ими влаги из ткани, чтобы они размякли). Сверху покрывают просфоры сухой тканью, потом увлажнённым и отжатым полотенцем (не «вафельным», а ровным) и полиэтиленом сверху. Накрывают корзину полотенцем и сверху — чем-нибудь тёплым (специальным чистым одеяльцем или подушкой). Лучше оставить просфоры отмякнуть на 1–2 часа, после чего их можно нести в алтарь… Некоторые просвирники предварительно выкладывают просфоры на стол и покрывают сухой, затем влажной тканью и полиэтиленом, а сверху — подушкой (чтобы они окрепли и не деформировались в корзине), а только потом перекладывают их таким же образом в корзину.
Когда нужно в следующий раз печь просфоры, достаем из холодильника банку с остатками теста от предыдущей выпечки и заводим опару: на 2 кружки (800 мл) тёплой родниковой воды нужно размешать столовую ложку соли, вложить в эту воду прежнее тесто, добавить, помешивая, просеянной муки до консистенции полужидкого теста (как для выпечки оладий). Покрыть тканью, завязать верх (зафиксировать) и поставить в тёплое место на 3–5 часов. И вновь вымешивать тесто и формовать просфоры, как было описано выше. Остаток теста опять кладем в банку с крышкой и ставим в холодильник. И в следующий раз повторяем процесс таким же образом.
ВАЖНО! Закваска набирает свою полную силу не сразу, а в течение 2–3 месяцев регулярной выпечки. Не забывайте добавлять в воду соль! Без соли нельзя печь просфоры, по церковным канонам, ибо соль означает разум, как закваска — душу (жизнь). Кроме того, соль предохраняет закваску от порчи — от развития посторонних микробов, от гниения.
Если в храме утреню служат с вечера, то удобно приготовлять опару либо перед вечерней, либо во время чтения утренних кафизм. Тогда по окончании службы можно уже замешивать на опаре тесто и формовать просфоры, потом часа в 4 ночи начинать выпечку, по окончании её просфоры тепло укутать, как написано выше, а в 7 часов утра можно их забирать на службу.
ВАЖНО! Мало постоявшие после выпечки просфоры трудно использовать на службе, поскольку корочки их ещё не отмякли (очень сильно крошатся, весьма тяжело «закалаются»).
Служебник литургии повелевает печь просфоры в ночь непосредственно перед литургией и строго запрещает служить на чёрствых просфорах. В «Истории Ветковской Церкви» говорится, что приносимые на службу просфоры должны быть свежими и ещё тёплыми на ощупь, ибо это символизирует живую жертву Христову (остывшее тело есть труп, а теплое — живое).
Удобно вместе с просфорами сразу формовать и выпекать и хлебы для будущих всенощных бдений; их, в отличие от просфор, не воспрещено хранить несколько дней; можно их укутать в сухую ткань и поместить в плотно завязанный полиэтиленовый пакет, а затем поместить в холодильник, и там они хорошо сохраняются в свежем виде до недели и более.
Просфоры
Просфора – маленький хлеб с оттиснутым крестом на верхней корочке, излюбленное лакомство детей и старушек…
В фотоальбоме, который перед вами, мы о просфоре и поговорим.
Просфора (в переводе с греческого – приношение) – это хлебец, состоящий из двух половинок. Две половинки символизируют два естества Христова: Божественное и человеческое.
В древности, когда хлеб для богослужения приносили верующие, просфорой мог стать любой хлеб любой формы. Единственное требование – этот хлеб должен был быть высокого качества.
Если верующие не покупали на рынке, а пекли хлеб для Евхаристии сами, они, конечно, изображали на таких хлебах христианские символы. Так, на стенах римских катакомб мы находим изображения круглых хлебцев с крестообразным разрезом на верхней корочке.
Специальные пекарни для просфор (просфорни) начали появляться при монастырях и больших храмах примерно с 5-го века.
На Востоке (например, в Греции) и сегодня просфора – часто обычный хлеб, испеченный хозяйкой. Она и ставит на нем печать креста или даже делает хлеб без печати. Есть и булочные, где продаются христианские хлебцы, которые можно купить и принести в храм как просфоры.
Из большой просфоры вырезается Агнец, хлебная частица, которая станет после нашей молитвы силой Божией, частицей Тела Христова. Об этом читайте подробно в рассказе о проскомидии в фотоальбоме БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ.
Хлеб освященный (просфора, антидор, артос)
Хлеб в Церкви – символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» ( Ин. 6:48 ). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности.
И ещё хлеб – символ самой Церкви. Вот как об этом говорится в древней евхаристической молитве: «Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие» (Дидахе, гл.9).
Просфо́ра своим происхождением уходит в первые века христианства, когда верующие сами приносили хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей – все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения Даров. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложения в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Литургии. Со временем в храмах стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.
Просфору можно получить за свечным ящиком после Литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему такая просфора называется еще «вынутая».
В конце Литургии молящимся раздается антидо́р – части просфоры, из которой на проскомидии был извлечён Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти – вместо и ди орон – дар, то есть точный перевод этого слова – вместодарие.
«Антидор, – говорит святой Симеон Солунский, – есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».
А́ртос (от греч. ἄρτος — хлеб) — большая просфора с изображением Воскресения Господня или Креста, освящаемая в день Пасхи, полагаемая, затем, в храме на аналое, где хранится всю Светлую седмицу, раздробляемая и раздаваемая верующим в Светлую субботу с целью благоговейного потребления.
В память того, что Господь по Своем Воскресении многократно являлся апостолам и вкушал с ними пищу, апостолы и после Его Вознесения имели обычай оставлять за трапезой незанятым среднее место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствующего среди них. Вот этот хлеб и представляет собой ныне употребляемый в Церкви артос. В продолжение Светлой седмицы он лежит в храме на аналое, перед иконостасом, а вне службы – перед открытыми Царскими вратами, напоминая о явлениях воскресшего Господа апостолам и о пребывании Его с нами. Сообразно с значением Пасхи, которая соединяет в себе события смерти и Воскресения Господа, на артосе изображается знамение победы Христовой над смертью, или крест, увенчанный тернием, или икона Воскресения Христова.
Освящается артос молитвой, окроплением святой водой и каждением в день Светлого Христова Воскресения на Литургии после заамвонной молитвы. Его полагают на солее против царских врат на уготованном столе. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии торжественно совершается крестный ход вокруг храма с артосом. В монастырях он ежедневно поставляется на трапезу и полагается на особом столе или аналое, для напоминания монахам, что среди них, как некогда среди апостолов, невидимо присутствует Сам Господь, истинный Хлеб жизни. В чине артоса поются тропари, в которых говорится о Воскресении Христа и о Его пребывании с нами.
В субботу Светлой седмицы в конце Литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.
Частицы а́ртоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос принято употреблять в особых случаях, например, в болезни, всегда со словами «Христос Воскресе!»
Артос по благодати ниже антидора, но выше просфоры. Т.е. если верующий захочет принять сразу артос, антидор и просфору, то сначала вкушается антидор, затем артос, а затем просфора. Святитель Иннокентий Херсонский в слове перед раздачей артоса сказал: «Его должно употреблять с благоговением как святыню, но не следует придавать ему какое-нибудь большее значение. Некоторые думают, будто этот хлеб может заменять божественное Причащение Святых Христовых Тайн. Такое мнение – грешное, христианин должен знать и помнить, что ничто, никакая святыня не может заменить Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисусa Христа. Поэтому нет никакой надобности хранить целый год этот хлеб, как делают сие некоторые, приписывая артосу значение, какого он не имеет. Это запрещено и церковной властью (Указом Св. Синода 1723 г., 15 июня)».
Просфора
Антидор
Артос
Как хранить освящённый хлеб?
Видео (кликните для воспроизведения). |
Пока он свежий, разрежьте его на маленькие кусочки, положите их в полотняный мешочек, чтобы они высохли (можно и в полиэтиленовый, только не закрывайте его, чтобы был доступ воздуха). Когда частички просохнут, их можно хранить длительное время. Маленькие кусочки удобнее вкушать; кроме того, цельная просфора гораздо быстрее заплесневеет, потому что внутри ее сохраняется влага.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.