Содержание
Обычаи и обряды цыганских похорон в России
Цыганские обычаи и ритуалы многогранны – это можно сказать собрание со всего мира традиции, затрагивающие самые разные троны жизни. И смерть, в том числе. Как хоронят цыган? Традиция древняя, для которой присуща роскошь и нищета, смерть и радость жизни.
Цыганские обычаи и традиции
Цыганские похороны для многих – абсурдный и богатый процесс, когда на кладбище вместе могут класть мертвеца, машины, украшения и все богатство. Да и сами поминки длятся несколько дней, но сопровождены они песнями и плясками. Благодаря этому сильно отличимые от многих мировых погребальных традиций.
Но это не все. Похороны цыган имеют массу особенностей и отличий. Вот некоторые из них:
- Умереть цыган или цыганка не боялись – душа перерождалась. Но для этого надо поднести птичку – ее на похороны укладывали в рот покойника, после отпускали.
- Ранее мертвец закапывался просто на обочине дороги, но после трупы стали укладываться в могилы, вымощенные кирпичом.
- Мертвец и его вещи – нечистые, потому похоронить цыгана должны со всеми его вещами, ну или почти со всеми. Это напоминает погребения египтян, считая, что на том свете может понадобиться все, как и при жизни.
А вот умереть в собственной постели – недопустимо для цыгана, так он осквернял свой дом. Потому чувствуя приближение кончины – цыгану отводили шатер, в котором он и покидал этот мир.
Подготовка к похоронам
Похороны у цыган предусматривают и подготовительный этап. Это выражается в создании отдельного накопительного фонда на роскошные похороны. Как вариант, могила на кладбище может покупаться заблаговременно, во всем остальном многое зависит от религии самого племени.
Большинство цыган – это христиане, потому все традиции православия и погребения присущи и им. Тело покойника омывают, но не простой водой, а настоем трав, при этом молитва – заменена заговорами.
Зачем цыгане бальзамируют покойников
А зачем цыгане бальзамируют покойников, его тело? И правило тут состоит в том, что цыгане верят – душа находится рядом с телом еще 40 суток. И дабы тело за это время не разложилось – его и поддают процедуре бальзамирования. Но после того, как душа отошла в мир иной – наступает период праздника, танцев и пения.
Как хоронят цыгане: погребальные обычаи рома
Рома – это одна из многочисленных западных этнических групп цыган, представители которой так же обитают и в России.
В большинстве своем погребальные обряды известны со слов очевидцев и сторонних свидетелей.
Погребальные традиции ромов разнообразны – постараемся хоть вкратце рассмотреть их:
- Похоронный ритуал предусматривает обмывание тела, но не просто водой, а отваром трав, который помогает перебить запах разложения и гнили.
- Вместо молитв – читают заговоры. Так говорят очевидцы, но сами цыгане говорят – они просто читают молитвы, но на своем языке ромов.
- До момента погребения – тело самого покойника помещают в особый шатер, «бендер», стоящий на улице, и там его держат до момента захоронения.
- Вещи покойного хоронят вместе с ним, как и деньги, которые могут пригодиться в загробном мире.
- На самих поминках люди не должны скорбеть, а наоборот – шум и веселье должны сопровождать все торжество, провожая покойника в мир иной.
- Все остатки пищи закапывают в землю – они содержат энергетику потустороннего мира и потому не должны попадать в руки живых.
Кто такие бароны
В самом языке ромов слово баро – значит старший в роду. Соответственно если говорить о баронах – это старшие по возрасту, социальному положению люди, которые не так руководят родом, как направляют и дают советы, решают спорные и конфликтные ситуации внутри семьи. На них также лежит тяжелое бремя ответственности, как о семье, ее достатке.
А вот женщина не может возглавлять клан ромов – она не может главенствовать над мужчинами. И все потому, что, так сказать, нижняя часть тела женщины – источник скверны. И везде, где она ходила – становится скверным.
Загробная жизнь элиты – прощание с баронами
Похороны цыганского барона – это особое торжество в таборе, когда машина и вещи, украшения и деньги кладут в гроб к покойнику. Обычай приходить на похороны и поминки всем табором и родней – традиция с долгими корнями, потому сегодня вереницы машин могут сопровождать погребальные процессии.
Уже после погребения – на могиле ставят роскошный памятник, а на его поверхности выбивают изображение самого покойника и его родственников. Но нередки и случаи, при которых возводили даже целые акрополи – с беседками и церквушками, часовни.
Поминки и ритуальные традиции
А как хоронят цыган в России или в ином государстве – тут практически все идентично, но в любом случае есть свои особенности и традиции:
- Похороны у цыган – настоящее веселье, напоминающее больше веселую свадьбу или же день рождения. Все гости будут плясать и петь песни, дабы на том свете покойнику было легко и не скучно.
- Нередко на похороны приглашают оркестр, но вместо похоронного марша – исполняют веселые народные песни.
- Сами поминки и похороны продолжаются несколько дней, хотя у богатых баронов – продолжительность может затянуться и на 4-5 дней.
- Некоторые семьи могут проводить поминки на 9 и 40 сутки, а если все мероприятие проходит в ресторане – на столы ставят все блюда из меню.
Все это позволяет оценить, с каким размахом и помпезностью гуляют похороны и поминки ромы.
Какие обряды погребения у азиатских цыган
Цыгане Азии несколько отличаются от обычных ромов – проживая на территории Средней Азии они разговаривают на таджикском, по вероисповеданию они мусульмане. Но в большинстве своем это народ кочевой и потому они не имеют кладбищ, да и сами похороны у них проходят с меньшим шиком.
Хотя, как и все ромы – они строят погребальный шатер, отводят специальное место для прощаний с покойником. В отношении места захоронения – покойника хоронят там, где и остановился табор. И само правило о том, что душа еще 40 дней находится с живыми, как таковое утрачивается.
На каком кладбище
Сами места захоронения зависит от социального статуса и достатка рома. И по традициям покойника хоронят на ближайшем погосте, но если говорить о кочевом племени – тело просто хоронят в степи, на земле.
Если говорить о бедных ромах – их нередко погребают в безлюдном и далеком уголке кладбища, на деревенском погосте. Если поселение ромов большое – они даже имеют свои собственные погосты, обустроенные уже на выкупленной табором земле.
Но дабы с уверенностью судить о погребальных обычаях ромов – самому стоит быть вхожим в их круги или же хоть раз побывать на таком событии.
Похоронные традиции у шиитов. Особенности похорон
Шииты — многочисленные представители одной из ветвей мусульманства, поэтому в целом смерть они воспринимают так же, как и все правоверные. Подготовка покойного к похоронам и само погребение у них также проходят по общему обычаю, но есть и некоторые отличия, которые варьируются в зависимости от местных особенностей и ритуальных тонкостей. Согласно исламу, шииты воспринимают смерть как неизбежность, угодную аллаху, а участие в погребении – как священную обязанность любого правоверного. Поэтому покойного в последний земной путь обычно провожают все близкие, соседи и просто знакомые.
Умирающего стараются не оставлять одного, однако около него не должно быть женщин. Сопереживающие стараются подбодрить уходящего и напоминают ему слова молитвы, которые утверждают единство Всевышнего. Каждый мусульманин, в том числе и шиит, должен умереть с ней на устах, тогда он попадет в Рай.
После кончины человека хоронить его следует в течение 24-х часов. Большее количество времени между смертью и похоронами допускается лишь в немногочисленных случаях (например, когда необходимо убедиться, что человек именно скончался, а не потерял сознание).
До этого умершему подвязывают подбородок, закрывают ему глаза, а на живот кладут какую-нибудь тяжесть для выхода газов из кишечника. Располагают покойного лицом к Мекке и выпрямляют ему ноги, а руки кладут в район желудка, но не перекрещивают их. Тело в случае его особого загрязнения очищают (это называется «махрам-суви»), потом над ним совершают омовение и обмывают, как учат Коран и хадисы. В случае отсутствия воды ритуал осуществляется с помощью песка.
Церемония включает в себя три этапа:
1 — ый раз омовение делается водой с кедровым порошком,
2 — ой – водой с камфорой,
3 — й – чистой водой.
Перед процедурой помещение окуривается благовониями. Гассал (омывающий) надевает на руки перчатки и вначале освобождает внутренности усопшего с помощью нажимающих движений сверху вниз по груди. Далее он закрывает половые органы материей и начинает обмывание с правой руки усопшего. Остальные участники ритуала помогают ему, поворачивая тело, которое нельзя класть вниз лицом. Таких помощников у Гассала обычно не менее 3-х, но может быть и больше. При этом мужчины обмывают мужчин, женщины – женщин.
Супруги, по шариату, имеют право обмывать друг друга, а детей до 8-ми лет могут готовить к погребению лица обоего пола.
Далее по традиции покойному надо умастить камфорным маслом тело в районе лба, ладоней, плеч и пальцев ног и обрядить его в саван, так как похороны в одежде у шиитов запрещены, как и у всех мусульман. Исключения составляют лишь похороны шахидов, которых не обмывают и не лишают окровавленной одежды, ведь их мученический вид станет пропуском непосредственно в Рай. Саван у шиитов, как и положено в исламе, состоит из рубахи и кусков белой хлопчатобумажной материи.
Мужской вариант представляет собой кафан (рубаху) и два полотна для оборачивания, а женский – кафан подлиннее и без воротника и четыре куска материи. Младенцев с ног до головы закутывают в одно большое полотно – лифофу.
Отличия шиитского похоронного обряда
Наиболее заметны на этапе собственно похорон. Провожают до могилы покойного лишь мужчины, хотя у шиитов часть дороги смогут пройти и плачущие женщины, но отдельной группой. Однако они всегда остаются у ворот кладбища. Покойного несут на высоко поднятых носилках (табуте) в специальном ящике, который накрывают куском черной материи, если хоронят пожилого человека или красной – если молодого.
Идущий перед катафалком мулла читает священные тексты. По дороге табут принято трижды ставить на землю. На кладбище тело снимают с носилок и опускают в подготовленную могилу без гроба, не предусмотренного Кораном. Перед этим имам мечети читает необходимые молитвы очищающего толка. Если же хоронят ребенка до 6-ти лет, то у именно шиитов такие молитвы чаще всего считаются ненужными, так как душа младенца еще безгрешна.
Помещают тело в могилу мужчины из семьи, чаще всего сыновья. Если сыновей в семье нет – то братья. Они перед этим снимают обувь и головные уборы. Покойного при всеобщем молчании опускают в могилу вперед не ногами (как у суннитов), а головой. Потом его кладут на правый бок лицом к Мекке, немного освобождают голову от савана и прикладывают правой щекой к земле. Далее мулла читает молитву «Объяснение веры» (чтобы умерший правильно ответил на вопросы Инкира и Менкира – могильных ангелов, которые иначе, по поверьям, будут сильно мучить умершего). Могила у шиитов неглубокая. Для мужчины ее роют примерно по пояс копающих, а для женщины – чуть глубже.
Она укрепляется досками и камнями, застилается сеном и засыпается землей. Первый ком в нее бросает старший сын или брат. После 7-микратной молитвы муллы провожающие окропляют могилу водой, кладут на нее плоские камни и уходят. Готовая могила бывает невысокой, так как шариат устанавливает ее высоту примерно на 4 пальца. Позже на нее кладут плоские надгробные камни, а через полгода или год ставят лаконично оформленный памятник. Стелу чаще всего делается прямоугольной, на ней пишутся имя покойного и слова из священных книг.
В настоящее время большую популярность получил гранит. Памятник из него красиво смотрится даже без сложного оформления, которое в исламе считается нежелательным. Особенно выразительны надгробья с навершиями в виде куполов мечети и с гравировкой полумесяца со звездой. Такие модели гранитных мусульманских памятников представлены на сайте компании «Данила-Мастер».
Дома участники погребения обязаны совершить омовение, так как мертвое тело считается нечистым.
После этого шииты устраивают поминки по усопшему, а члены семьи в знак траура обрезают со своих голов пряди волос и в течение 40-ка (иногда – 52-х) дней среди них запрещено любое веселье. Нельзя даже улыбаться.
Как происходят мусульманские похороны: об обрядах и обычаях
Переход в загробный мир всегда был для человека чем-то непонятным и сакральным. Каждая народность придумывала свои ритуалы, традиции. Многие в них схоже, а что-то совершенно особенно и характерно только для определенной религии или страны. Похороны у мусульман проходят по строгим канонам.
Отличаются ли похороны мужчин и женщин в исламе
Не смотря на то, что в традициях мусульман до сих пор прослеживаются четкие гендерные представления, похоронные процессии во многом схожи. Различия состоят в том, что когда хоронят мусульман мужчин омовение производят другие мужчины, либо жена умершего, а саван, в который заворачивают тело, состоит из трех слоев.
Для женщины используется саван из пяти частей, а грудь и лицо ее покрывают специальными накидками: хиркой и химором. Омовение производит либо муж, либо родственницы. При опускании в могилу тело, яму прикрывают покрывалом.
Саван – одеяние из белой ткани для покойников
Подготовка к смерти
Коран описывает жизнь человека как короткий отрезок пути, который нужно пройти достойно. Для того, чтобы попасть в рай мусульманин должен постараться, быть праведным и достойным. Это означает вести праведную жизнь и соблюдать законы Корана.
При этом считается, что мусульманин должен всегда помнить о смерти, представлять ее и быть готовым встретить в любой момент. Не плохо бы подумать и о месте смерти, ведь по традиции человек должен быть похоронен в той стране, где он умер. В то же время следует заранее обговорить процедуру похорон и обязательно, как разделится наследство. Последний вопрос является одним из наиболее важным, поскольку позволяет сохранить мир среди наследников, выполняющих последнюю волю покойного.
Прижизненные ритуалы
В случае, когда смерть не внезапная, подготовка к ней начинается еще при жизни человека. В дом приглашается имам, который читает над умирающим молитву «Калимат-шахадат», после чего человека кладут на спину, так, чтобы его ноги были направлены в сторону Мекки.
Умирающему дают воды, чтобы он утолил жажду, по возможности каплями дают священную воду «Зам-зам» или гранатовый сок.
Поминальные обычаи у различных мусульманских народов
Основная часть процедур, которые необходимо совершить над умершим, четко регламентированы Кораном, однако, в разных странах существуют свои традиции. Так, в Турции существует местность, где тела захоранивают в каменных гробницах в скалах.
Что делают при подготовке к погребению
При подготовке похорон у мусульман проходит омовение умершего человека и укутывание его в саван. Затем проходит чтение молитв.
Похороны желательно провести как можно скорее, лучше в тот же день. Во многом это связано с климатическими условиями, ведь большинство представителей ислама проживает в местностях с теплым и даже жарким климатом, что не способствует сохранению тканей. Организм начинает очень быстро разлагаться, что нежелательно допускать. Поэтому людей, почитающих Коран, обычно сразу начинают готовить к обряду погребения, минуя морг. Вскрытые производится только в крайних случаях, кремация отметается приверженцами ислама полностью, считается, что это прямой путь в котел ада.
Обертывание в саван
Обычаи мусульманских похорон у татар и других народов не допускают погребения в одежде. Однако и голым тело не кладут в гроб. Покойного обязательно заворачивают в саван – Кафан. Процедура эта происходит сразу после омовения.
Ткань, которая используется для савана, говорит о статусе умершего, чем она дороже, тем богаче был человек. Поэтому многие стараются заранее отложить кусочек шелка для своего погребения. Бедных людей хоронят в дешевых саванах.
Кафан для мужчины состоит из трех частей:
- лифафы – большого отреза ткани, которым можно накрыть все тело;
- камиса, предназначенного для верхней части тела и похожего на удлиненную рубаху без воротника;
- изара, применяемого для покрывания только нижней части тела.
У женского кафана деталей больше. Кроме тех же частей, что и у мужчин, он включает химару – головной платок, и хирку, закрывающую тело умершей от бедер до подмышек.
Традиции обмывания
Мусульманские похороны обязательно сопровождаются омовением тела покойного. Для этого приглашается ближайший родственник или другой правоверный человек одного пола с умершим, он проводит процедуру, при этом у него могут быть помощники, которые подают воду, помогают повернуть тело и так далее.
Гассал – человек, ответственный за обряды омовения и обмывания.
Перед омовением гассал трижды ополаскивает руки, зажигает благовония, накрывает усопшего полотенцем и приступает. Для начала омываются лицо и голова, затем ступни до щиколоток. После наступает черед правой стороны тела и левой, последней омывают спину. Половые органы поливают водой через полотенце.
Процедура проводится трижды, каждый раз в воду добавляются различные вещества: кедровый порошок, камфора, последний раз происходит с чистой жидкостью.
Запреты на похоронах
В мусульманских традициях есть четкие запреты, касающиеся похорон:
- умирающего человека нельзя оставлять одного, при нем всегда кто-то должен быть;
- в процессе омовения запрещено переворачивать покойного на живот;
- покойникам не обрезают волосы и ноги, эта процедура должна происходить только при жизни;
- нельзя проводить похороны по традициям других народов и на территории кладбищ других религиозных течений;
- Джаназ-намаз (погребальная молитва) нельзя совершать пока солнце в зените, его проводят только во время восхода или захода светила;
- женщинам нельзя присутствовать на похоронах;
- на могилы нельзя приносить цветы и венки.
Погребальная молитва
Этот элемент является обязательным, его читает мулла. Заупокойная молитва читается над мужчинами и женщинами в разном положении, в первом случае мулла стоит напротив головы покойного, а во втором – у туловища.
Прощальная речь на похоронах
Прощальные речи на похоронах мусульман не произносятся, только молитвы. Позже на поминальном обеде могут быть воспоминания и разговоры.
Оплакивание покойного
Как правило, оплакивать покойного не принято, считается, что это удерживает душу человека. Слезы могут допускаться, но не обильные, плачущих женщин, обычно отводят в сторону. Хотя в некоторых странах это правило не действует и даже могут наниматься «плакальщицы», которые рыдают над усопшим.
Почему сидя?
В традиции многих стран считается, что покойный, встретившись с ангелом после смерти должен выглядеть прилично. Сидячее положение кажется им более уместным. В некоторых случаях человека кладут на бок.
Поминальные дни
Поминальные трапезы проводят только на 3, 7 и 40 дни после похорон, а еще через год. При этом поминки напоминают скорее семейный обед без особых деликатесов. Обычно мужчины и женщины едят отдельно.
Что готовят на поминки у татар
Четкой регламентации, что готовить на поминки у татар нет. Перечень блюд обычный и зависит от достатка семьи. Основу меню составляет халяльная баранина, из которой варят суп и делают кашу с кусочками мяса. Так же на стол могут подавать разнообразную выпечку, сладости, сухофрукты.
Какие и сколько цветов кладут на могилу
Могилы у мусульман не украшаются цветами, так же как и фотографиями умерших. В отдельных странах допускается некоторое количество цветов, но это, скорее, исключение.
Что происходит с телом после смерти
После смерти человека в дело вступают биологические процессы разрушения. Чем более жаркий климат вокруг, тем быстрее идет разложение. Поэтому так важно провести захоронение как можно раньше. Тело разлагается, помогают в этом процессе различные микроорганизмы, насекомые и черви.
Места погребения
Традиционно почитателей ислама хоронят на мусульманских кладбищах. Другие варианты не допустимы. Однако, в Советском Союзе, где религии отвергались, многих представителей разных конфессий хоронили «вперемешку», на одном погосте. В данном случае у родственников просто не было выхода.
Почему мусульмане хоронят умерших без гроба
Согласно традициям мусульман, тело человека – часть той земли, из которой он родом, соответственно, оно должно вернуться в землю. При этом гроб – лишняя деталь, мешающая контакту с землей, при этом довольно дорогая. Поэтому похороны в гробах встречаются крайне редко, обычно это обусловлено законодательством страны, где проводится погребение или очень плохим состоянием тела. Крышку гроба мусульмане не забивают гвоздями.
Как хоронят мусульман – бальзамирование
Процесс бальзамирования, как и любое вскрытие тела в мусульманской традиции не приветствуется. Его категорически отвергают.
Как хоронят мусульман – кремация
Кремация тоже считается неугодным Аллаху делом. Этот процесс для мусульман равносилен горению в аду, поэтому его не признают.
Как проходят мусульманские похороны младенцев при выкидыше
Похороны у татар и других мусульман в случае выкидыша зависят от сроков. Младенца, погибшего раньше 4 месяцев, заворачивают в ткань и закапывают рядом с могилами предков. В более поздние сроки хоронят по мусульманским традициям с омыванием и укутыванием в саван. Если ребенок не успел издать ни одного крика – заупокойную молитву не читают, если подавал признаки жизни, то читается молитва.
Похороны самоубийц
Как хоронят мусульман самоубийц? В большинстве случаев никаких изменений не происходит, над ними совершают все те же обряды. Считается, что человек совершил грех перед богом, но не перед людьми.
Региональные отличия процесса похорон
Так, в Узбекистане заупокойную молитву принято читать в мечети в полдень, при этом обряд похорон находится в ведении распорядителя мужчины, если умер мусульманин, или женщины – для мусульманки. А вместо поминок узбеки предпочитают проводить чаепитие.
Казахи заворачивают тело в ковер, в то время как саван готовит мулла. Само погребение происходит на второй или третий день после смерти, при этом женщины громко оплакивают покойного.
Татарские похороны также проходят по канонам мусульманский веры, небольшие отличия касаются обряда погребения. На грудь умершему кладут ножницы, которые защищают его душу от джина, сверху укладывается платок или полотенце. На дно могилы кидают монетку, а с момента выкопки и до похорон могилу не оставляют без присмотра. После погребения в доме проводится уборка, в ходе которой промывается все, что было связано с покойным.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Как можно заметить, мусульманские похороны имеют ряд своих особенностей, которые лучше знать, хотя бы в общих чертах, представителям других конфессий.
Похоронные традиции в Исламе. Обряды, законы шариата
Похороны в исламе
Исламские похороны подготавливаются и проводятся в соответствии с законами шариата, которые, в свою очередь, основаны на предписаниях Корана и Сунны. В этих священных книгах мусульман подробно описаны многие обязательные элементы правильного похоронного обряда. Более подробно они освещены в различных хадисах.
В самом Коране смерть упоминается Всевышним 164 раза, что говорит об огромной значимости всего, что с ней связано. Погребальный же обряд считается одним из самых важных для любого мусульманина, так как он обеспечивает душе умершего путь к Аллаху.
Для правоверного мусульманина путь в иной мир начинается с собственно подготовки к смерти. Человек, находящийся у ее порога и готовящийся покинуть мир живых (дунью), должен думать о Всевышнем, каяться и повторять слова «ля иляха илля Ллах» (они подтверждают истинную веру в единственного Бога). Также надо говорить: «Мухаммадар расулю Ллах», провозглашая веру в истинность Мухаммеда – Посланника и Пророка Божьего. Рядом с умирающими должны, по канону, находиться близкие ему люди. Им негоже плакать и причитать. Их роль – облегчение ухода близкого к Аллаху и напоминание о том, что он должен постоянно твердить слова истинной веры, которые откроют для него дорогу в Рай.
После смерти тело готовят к похоронам, которые должны совершиться в течение 24-х или (максимум) 48-ми часов (задержка возможна лишь в редких и очень уважительных случаях). Обычно в приготовлениях участвуют не менее четырех человек (их называют «гассал») из наиболее близких. Мужчины и женщины допускаются, соответственно, к покойным своего пола. Исключения составляют супруги. Мужу дозволено омывать жену, а той – мужа. Все свои действия эти люди сопровождают соответствующими молитвами и предварительно окуривают помещение, в котором будет все происходить, благовонием. Вначале покойного раздевают, подвязывают ему подбородок, закрывают глаза, укрывают лицо и те части тела, которые следует скрывать от посторонних. Для мужчины это низ живота, а для женщины – все тело, помимо ног до середины голени, рук, головы и шеи. Данные места, по шариату, нужно будет обмывать, не глядя на них, под накидкой.
Далее человеку выпрямляют ноги и руки, кладут что-то тяжелое на его живот. После помещают покойного на ложе лицом к Кибле (Каабе) и предают троекратному омовению (тахарат) и трижды обмывают (гусул).
Омовение и обмывание
совершают прохладной водой, в которой растворены камфора и порошок кедра. Делающий это вначале с силой проводит руками по телу сверху вниз для освобождения кишечника. Потом омывает половые органы, очищает особенно грязные места. После этого как следует моют лицо, смачивают уши и шею, омывают руки до локтя и ноги по щиколотки, голову и бороду. Далее все тело обмывают постепенно и тщательно, начиная с правой руки. Покойного при этом поворачивают вначале на правый, потом на левый бок.
Класть тело на грудь вниз лицом по мусульманскому обычаю строго воспрещается. В завершение умершего надо вытереть тканью досуха. Ногти ему подстригать нельзя, волосы укорачивать либо их расчесывать тоже запрещено.
Укутывание тела в саван (кафан или кафтан) с головы до ног – следующий этап подготовки к похоронам. Для мужчины саван состоит из 3-х частей (2 куска ткани для покрытия тела и рубаха), для женщины – из 5-ти (первые три такие же отрезы материи, кроме них необходимы платок и дополнительная ткань для оборачивания груди). Младенцев и детей до 8-ми лет достаточно укутать в один кусок ткани. Покойных обычно обряжают близкие родственники. При этом шахидов и совершавших ихрам (паломничество) хоронят в той же одежде, в которой они умерли. Вначале покойного одевают в рубаху, потом окутывают саваном, используя благовонные травы и читая молитвы. Узлы, которые делаются на саване во время укутывания, при опускании тела в могилу обязательно развязывают.
На голову женщины кладется химор – платок. А повседневная одежда умершего во время транспортировки тела на носилках до кладбища кладется сверху, чтобы было понятно, кого провожают в последний путь, – мужчину или женщину.
Хоронят
приверженцев ислама на ближайшем мусульманском кладбище. Гробы шариат запрещает, поэтому саму могилу обычно укрепляют кирпичом и досками для защиты тела от животных. Покойного кладут или усаживают – в зависимости от обычаев в данной местности – в особое боковое углубление (чтобы вода от возможного полива растений не попадала на него) и располагают лицом к Мекке. Перед тем, как засыпать могилу землей, имам читает особую молитву – Джаназу, а во время погребения все собравшиеся произносят соответствующие азаны из Корана. Через некоторое время на могиле ставят каменный памятник, оформленный в исламских традициях.
Обычно он украшен традиционным орнаментом и надписями из Корана арабской вязью. В России сейчас такие памятники делают преимущественно на заказ. Но есть изготовители, которые предлагают своим клиентам готовые линейки моделей.
Коран учит, что оплакивать покойного следует негромко и сдержанно. Чрезмерные причитания мусульманской религией считаются большим грехом, так как все, что происходит в мире, в том числе и смерть, – угодно Господу. По истечении 3-х дней после кончины человека плакать о нем совершенно нежелательно. Поминают же его регулярно: в течение 1-ых 40-ка дней – на третий, седьмой и сороковой, а также каждый четверг в сорокодневный период после смерти. Обычно на поминки приходят родственники, соседи и приглашенный мулла. Такая трапеза представляет собой чаепитие с халвой и другими традиционными сладостями.
Похороны у татар: как хоронят мужчину и женщину
Погребальные традиции татар поистине уникальны – и начинается подготовка к ним еще при жизни человека. Говоря о том, как хоронят татар, следует сказать, что с момента предсмертного состояния мусульманина и в течение целых 12 месяцев после его ухода в загробный мир родственники стараются соблюсти ряд ритуалов и обрядов.
По мнению мусульман, гроб – это слишком дорогостоящий атрибут, а любое расточительство в этой религии порицается
Общая подготовка к похоронам по мусульманским обычаям
Подготовка к похоронам начинается еще в то время, когда человек жив. Разумеется, это касается только случаев, когда он находится в агонии, и очевидно, что его конец близок. В дом умирающего приглашают имама, который будет читать суры. Человека, который еще жив, укладывают на правый бок, при этом лицо его должно быть повернуто в сторону Мекки – священного города. Для того, чтобы облегчить страдания последних минут, умирающему дают несколько капель воды. Домочадцы не могут плакать в это время, ведь это мешает человеку сосредоточиться на уходе из жизни.
Подготовка тела
Когда человек умирает, ему аккуратно закрывают глаза, конечности выпрямляют, подвязывают подбородок. С тела снимают одежду, большие пальцы ног связывают друг с другом, накрывают гениталии плотно непрозрачной материей. Покойного перекладывают на твердую ровную поверхность, а для предотвращения вздутия на его живот кладут что-то тяжелое.
Похороны татар должны происходить непосредственно в день смерти или же в ближайшие 24 часа после нее.
В исламе запрещено вскрытие тела – это является большим грехом. Также исключена кремация – у татар она приравнивается к горению в пламени ада. Даже если покойный при жизни выражал желание быть кремированным, его родные могут отменить кремацию.
Традиции обмывания
Отношение к чистоте в исламе довольно строгое. Если все обряды очищения не будут выполнены перед похоронами, тело будет считаться нечистым, душа человека не готовой к встрече с высшими силами.
После того, как человек умирает, выбирается Гассала – он будет заниматься омовением тела. Обычно это близкий родственник, покойного, чаще всего старший. По многовековой традиции умершую женщину перед погребением омывают женщины, мужчину – представители сильного пола. Допускается омовение тела мужа его женой. Еще несколько человек должны помогать Гассалу в проведении обрядов. В комнате зажигают благовония, тело покойного прикрывается покрывалом, затем начинается обмывание. Тело омывают трижды – с кедровым порошком, камфорой и простой водой.
Обертывание в саван
В соответствии с мусульманскими обычаями, татар хоронят, надев на них простую рубаху, окутав в несколько слоев полотна. Если мусульманин был уважаемым человеком, его тело могут окутывать в дорогостоящие ткани.
Мужской саван представляет собой рубаху и отрез полотна, предназначенный для обертывания нижней части тела. Женское погребальное одеяние состоит из подобной рубахи, которая отличается от мужской только длиной – она доходит до колен, отрезов ткани для груди и головы. Что касается маленьких детей, для их окутывания используют один отрез ткани.
Без гроба татар погребают потому, что человек был создан из земли – и должен стать ее частью после ухода из жизни, а гроб является препятствием для контакта тела и земли.
Почему татар хоронят сидя
Этот обычай связан с тем, что мусульмане верят: душа в мертвом теле остается живой до тех пор, пока ее не заберут ангелы. Перед этим ей предстоит ответить на ряд вопросов, а беседа должна проходить в приличных условиях. Потому зачастую татар и хоронят в столь необычном для российских христиан положении.
Молитва на похоронах
У татар есть особая молитва – Джаназа-намаз. Если усопший – мужчина, ее читают напротив его головы. Если же из жизни ушла женщина, то текст этой молитвы произносится напротив ее живота. Читают молитву над всеми покойными, кроме шахидов и самоубийц. В том случае, если родной человек усопшего не сумел прочитать Джаназу-намаз во время погребения, он может прийти к могиле и произнести ее текст там – на это у него есть целый месяц.
Татарские кладбища
От традиционных русских христианских кладбищ татарские захоронения заметно отличаются: все надгробия обращены в одну сторону, у могил нет венков, цветов, зажженных свечей. Кроме того, на татарских кладбищах запрещено хоронить неверующих людей.
При кладбищах всегда работают смотрители: они могут показать, как именно нужно копать могилу, как оконтуривать ее. Вообще, смотрители в целом отвечают за организацию погребения мусульманина.
Похоронная молитва и погребение
Законами шариата четко определено то, как именно хоронят мусульман. Проходит процедура обычно в день смерти человека. Отметим, что обычно женщины прощаются с усопшим в доме, а в последний путь его провожают только мужчины. Однако в России, как и в ряде других стран, татарки могут сопровождать похоронную процессию.
Тело выносят на специальных носилках ногами вперед. Прежде, чем покойного внесут на кладбище, носилки устанавливают на помост, начинается чтение сур. После тело опускают в заранее подготовленную могилу на полотенцах, внизу его принимают трое мужчин – ближайшие родственники покойного.
Тело усаживают в нишу, закладывают, покрывают толем, присыпают землей
Все, кто пришел проститься с человеком, собираются у могилы. При этом говорить какие-то речи не принято. Лишь мулла в это время читает суры из Корана. Кстати, он остается у места погребения еще на час (а порой и до самого восхода солнца). Его молитвы «подсказывают» душе покойного правильные ответы на вопросы, которые ей задают ангелы.
Кабр (могила)
Кабр – это место захоронения татар. Подготавливают его разными способами – с учетом различных факторов: рельефа местности, месторасположения кладбища, особенностей грунта. Однако есть два правила, которые соблюдаются всегда:
- Тело должно быть надежно защищено от осквернения животными, из-под земли не должно доноситься запахов, привлекающих хищников.
- Погребальная яма должна быть достаточно глубокой, ее длина должна быть в полный рост покойного с рукой, вытянутой вверх.
Нишу закрепляют кирпичной кладкой, а когда в нее помещают тело, его накрывают плитами, затем засыпают яму землей.
Отдельно стоит сказать о том, как хоронят татар, которые умирают на морском судне. Согласно законам шариата, можно перенести похоронную церемонию, чтобы покойный прошел весь ритуальный обряд. Впрочем, если суша слишком далеко, допускается омовение тела, его обряжение, читка священной книги и предание покойного воде.
Что готовят на поминки у татар
Говоря о том, как хоронят татар, нельзя не сказать о поминальном обеде. По исламской традиции, он проходит в тишине. Мужчины и женщины едят и пьют в разных помещениях. Поминальное меню включает суп, приготовленный с халяльной бараниной, гречку с мясом. Также на столе есть выпечка, сладкое, сухофрукты. Алкоголь во время поминального обеда употреблять запрещено.
Ислам осуждает роскошные поминальные обеды: люди не должны «объедать» семью усопшего человека, вынуждать их вместо молитв и скорби заниматься домашними хлопотами
Оплакивание покойного
Так как татарские похороны проходят по погребальным правилам мусульман, во время процесса принято придерживаться определенных обычаев. Так, категорически запрещено рыдать, оплакивать покойного. Вообще, слезы уместны только до четвертого дня после смерти.
Скорбеть можно, но важно, чтобы окружающие этого не видели: нельзя закатывать громких истерик, рвать вещи, ломать предметы, наносить себе или окружающим травмы.
Пророк сказал: чувствуя чрезмерное оплакивание, душа усопшего, испытывает невероятные страдания. Поэтому принято осуждать мужчин и юношей, которые рыдают на похоронах. Дети и старцы могут плакать, но обычно их стараются утешить.
Дни и сроки
Первые трое суток после смерти и похорон человека, члены его семьи и близкие друзья могут только молиться за его душу, максимально сократив все бытовые дела. Согласно обычаям, поминают покойного на третий день после погребения, а также:
- на 7-ой день;
- на 40-ой день;
- на 51 день;
- по истечении года со дня смерти человека.
Кстати, 51 день считается у татар самым мучительным – они верят, что именно в это время происходит «отделение всех костей».
Что происходит с телом после смерти
Когда мусульманин уходит из жизни, в первую ночь после его смерти у его могилы появляются ангелы. Они проводят суд над усопшим. Именно по этой причине важно молиться за человека в течение трех суток после погребения – слова молитвы облегчат душе прохождение всех испытаний. Когда ангел смерти забирает душу, он передает ее ангелам милости. Вместе с ними душа возносится на небо, где ангелы запишут имя покойного человека в специальную книгу. После душа вновь входит в свое тело, чувствует все, что испытывал человек при жизни. Затем ангелы говорят ему: «Спи!» – и покойный засыпает до наступления Судного дня.
Установка памятника
Важно посещать могилу усопшего в Рамазан и Курбан-байрам, но не запрещается посещать кладбище в любые другие дни
Как только заканчивается процесс похорон, на могиле усопшего устанавливают аккуратную табличку, содержащую информацию о человеке. Только через 12 месяцев, когда грунт утрамбуется, можно задуматься об установке памятника. По татарским обычаям, мемориал должен быть лаконичным и скромным, без вычурностей и излишеств, однако надгробие должно выглядеть так, чтобы с первого взгляда можно было понять – здесь похоронен мусульманин.
Не приветствуется нанесение на мемориалы портретов людей, скорбных эпитафий. Для украшения подойдет изображение мечети, классические мусульманские орнаменты, цитаты из Корана. Редко можно увидеть татарские надгробные памятники с фото покойного, скульптурные композиции.
Впрочем, все описанное выше, сегодня соблюдается реже и реже – похороны татар в наше время мало соответствуют тем порядкам, которые были установлены их предками. Однако нельзя забывать, что это огромная часть культурного наследия, позволяющая сохранить традиции и облегчить страдания родных покойного.
Поминки у мусульман
Поминки у мусульман – это траурное религиозное мероприятие. Вариант проведения этого события зависит от местных обычаев и укладов.
Обязательны ли поминки в исламе
Поминки являются больше православной традицией, нежели мусульманской. Сразу же после похорон мусульмане не устраивают поминальных обедов. По шариату первые 3 дня после погребения следует провести в молитвах, оставив все хозяйственные дела на потом. В этот период шариатом разрешено горевать о покойнике, но без стенаний. По некоторым канонам сразу же после гибели родного человека нельзя вкушать пищу, но этот запрет можно не соблюдать.
На третий день после похорон уже можно приглашать людей на поминки. Но по Корану поминки необязательны, хотя официально и не запрещены. Пророк Мухаммед называл сунной традицию вспоминать своих покойных родных. Он говорил, что для поминовения не нужно ждать каких-то определенных дат. Это можно делать буквально в любое время, а не ждать сорок дней.
Однако существует разное толкование священной книги. Радикальные мусульмане считают, что любые ритуальные обеды допустимо проводить только по радостному, а не печальному поводу. Поминки – это грустное событие, поэтому накрывать на стол по причине смерти близкого человека кощунственно. Т.е. близким усопшего можно готовить еду для себя, но угощать ею тех, кто пришел с соболезнованиями по причине гибели, нельзя.
Также нельзя громко разговаривать, шуметь, спорить, распивать спиртные напитки и злоупотреблять гостеприимством. Никто не должен слишком долго находиться в доме покойного. Если на мусульманские похороны и поминки человека кто-либо приехал издалека, его должны разместить у себя соседи. Если такой возможности нет (к примеру, по соседству живут представители другой религиозной концессии), то следует направиться в гостиницу.
После смерти человека следует успокоить родственников, напомнить им о воле Аллаха и попросить их потерпеть. Соболезнующие люди не должны громко плакать и постоянно рассказывать о том, как человека хоронили . Они могут только помочь с хозяйственными делами, не советуя что-либо членам семьи покойного.
На поминки следует обязательно пригласить имама. Он скажет проповедь, помолится вместе с родными усопшего и даст необходимые наставления. Его присутствие во время поминальной трапезы сильно успокаивает.
Особенности проведения поминок в мусульманстве
Поминальные ритуалы в исламе даже некоторые имамы считают новшеством, поэтому обычные мусульмане часто лишь ориентировочно представляют себе их порядок проведения. Из-за этого мусульманские поминки проходят по-разному. Во многом характер поминания определяется благосостоянием семьи усопшего.
Богатые люди обычно закатывают целый пир, во время которого вспоминают заслуги покойного и угощают всех в округе вне зависимости от их вероисповедания. Семьи со средним достатком устраивают поминальную трапезу только для ближайших родственников, а малообеспеченные люди могут заменить обед садакой – добровольной милостыней во славу Аллаха. Садака – это далеко не всегда деньги. Садакой после похорон может стать любое богоугодное дело, даже чтение сутр слепой соседке. Некоторые решают раздать вещи умершего нуждающимся, но этот поступок нельзя назвать садакой.
Поминки не должны финансово обременять семьи, вынуждать ее брать кредиты или залезать в свои накопления на старость или обучение детей. Если у родных умершего мусульманина нет денег, его поминают скромно.
Также запрещено устраивать поминки на деньги умершего. Это правило распространяется даже на те случаи, когда родственники покойного гарантированно получат его деньги в качестве наследства.
Мужчинам и женщинам следует поминать умершего за разными столами. В некоторых домах лиц разного пола также разводят по соседним комнатам. Если помещение одно, и его невозможно разделить, то поминки должны проводиться только мужчинами. Это осуществляется вне зависимости от того, кто умер: мужчина или женщина. Но люди в 21 веке часто не соблюдают это правило, и часто, если умирает ребенок, его отец и мать остаются сидеть в одной комнате.
Примерное поминальное меню
Еда на поминальном столе ничем не отличается от обычного мусульманского обеда. Т.е. нельзя употреблять в пищу свинину и пить алкогольные напитки, а все остальное разрешено. Чаще всего поминальный обед состоит из следующих блюд:
- куриный суп с лапшой домашнего приготовления;
- плов;
- лаваш или лепешки, приготовленные на тандыре;
- гуляш;
- жареная курица;
- тушеная рыба;
- салаты;
- каши (их следует приготовить сладкими);
- халва с орехами;
- изюм;
- печенье;
- чай и т.д.
Коран не обязывает ставить на стол те блюда, которые любил усопший. Т.е. его родственники могут самостоятельно разработать меню, но на столе должны обязательно присутствовать сладости. Сладкие продукты символизируют сладость для души усопшего в Раю. Само поминальное застолье длится недолго, ведь люди пришли помянуть усопшего, а не наедаться.
Как проходят поминки у мусульман в разных странах
В разных регионах мусульмане поминают усопших по-разному. В Киргизии и Азербайджане принято приглашать на поминки соседей, друзей, сослуживцев и даже случайных знакомых. Там называют позором невозможность проводить умершего человека достойно. Родственники покойного обязаны всех накормить. На столе присутствуют блюда из баранины, овощей, говядины, круп и т.д. Также гостей угощают лавашами, чаем, халвой и даже шербетом. Особенно большие затраты на поминальный стол наблюдаются в Азербайджане. В этой стране из-за повышенного гостеприимства на похороны тратятся суммы, соизмеримые с бюджетом одной хорошей свадьбы. Азербайджанцы не экономят на мясных кушаньях и подают для поминания к столу следующие блюда:
- парча бозбаш – суп, сваренный на бульоне из баранины и плова;
- пити – вкусный национальный суп;
- кюфта бозбаш – гороховый суп с мясными фрикадельками и т.д.
И в Киргизии, и в Азербайджане после похорон режут скот. Если у семьи усопшего нет баранов и коров, скот покупается на ферме. Скот необходимо зарезать родственникам умершего. Подобные мероприятия можно отнести к жертвоприношениям, ведь часть из этого мяса принято раздавать. Около дома разбиваются шатры. В них люди, пришедшие почтить память умершего, могут переночевать или переждать плохую погоду.
В Турции поминки после смерти проходят у мусульман только на 40 дней и на годовщину. В остальные дни поминать усопшего пищей (особенно мясом) нельзя. Сама поминальная трапеза проводится в тишине и спокойствии. На стол турки обязательно ставят ореховую халву.
В Казахстане на поминальные трапезы тратится еще больше денег. Из-за желания достойно проводить родственника многие казахи берут кредиты, которые потом с трудом выплачивают. Т.к. мусульманская общественность была обеспокоена сложившейся ситуацией и закредитованностью населения, в 2017 году в Актобе (Казахстан) была проведена конференция на тему мусульманских поминок. После длительных переговоров имамы указали блюда, которые должны входить в поминальные обеды. Но предложенное ими меню не является обязательным, т.к. имеет только рекомендательный характер. В такое меню включены преимущественно национальные блюда:
- тары;
- жети нан – своеобразные казахские лепешки;
- каймак – молочный продукт;
- талкан;
- баурсаки – аналог пончиков.
Поминальные дни у татар проходят по-другому. Основной упор делается на молитвы. Их читают практически постоянно, и особенно усердная молитва произносится во время смены блюд. Причем в заупокойной молитве можно помянуть не только того, кто умер недавно, но и всех усопших родственников.
На стол ставят простое угощение. После приема пищи всем присутствующим жертвуется небольшая сумма денег (до 100 рублей). Если в конце трапезы остались нетронутые блюда, их отдают гостям с просьбой еще раз помолиться за душу умершего. Поминальные обеды часто устраиваются в кафе, но за приемом пищи у татар не принято разговаривать и плакать.
Вообще плач недопустим во время любых поминок. На все воля Аллаха, в т.ч. и на смерть человека. Слезы означают несогласие мусульманина с волей Аллаха и могут привести к мучениям усопшего в загробном мире. Поминальные дни у мусульман после похорон должны походить в спокойной обстановке.
Исламские дни поминовения
У мусульман нет особенных дней поминовения усопших. Некоторые проводят поминальные трапезы на 3, 9 и 40 день, но многие имамы критикуют подобные обычаи. Они утверждают, что он является заимствованным у христиан. Но обычные мусульмане не видят в этом ничего плохого. Также нередко они устраивают поминальные трапезы на годовщину смерти.
Но третий, девятый и сороковой дни не являются сунной (деянием, которое рекомендует религия), ни фарзом (обязательным требованием ислама). Из-за этого они не должны по значению отличаться от других дней. Понятно, что мусульмане, живущие по соседству с православными христианами, перенимают их привычки и уклад жизни, но к религиозным традициям нельзя относиться несерьезно.
Также существуют и другие поминальные даты. К примеру, таким днем можно считать каждый четверг до сорокового дня. Когда у мусульман проходит 40 дней после смерти, они прекращают поминать человека по четвергам. Хотя у некоторых народов, исповедующих мусульманство, есть правило «жечь четверговую свечу» в течение первого года после смерти близкого человека. Огонь должен гореть с заката солнца до полуночи. Подчас хозяин дома в это время читает молитву.
Также накрыть на стол можно и на 52 день после кончины. Многие считают, что в это время тело окончательно разложилось, и можно отметить это событие особым образом. Но у некоторых мусульман (башкиры и поволжские татары) есть поверье, что 52 день – это время, когда покойник чрезвычайно мучается, т.к. плоть отходит от костей. Устраивать в этот день какую-либо особенную трапезу не надо. Но нужно понимать, что принятые в светском обществе поминальные дни у мусульман по усопшим не описываются священными книгами. Т.е. перед проведением религиозного обряда следует посоветоваться с имамом.
Можно ли раздавать милостыню в честь усопшего
В исламе можно поминать умершего не только едой, но и милостыней. Подавать денежные суммы за упокой человека можно в следующие дни:
- годовщина со дня смерти;
- Навруз или Науруз;
- Ураза-Байрам;
- Курбан-Байрам.
Но ни Коран, ни хадисы не дают четкого объяснения того, что своеобразные поминки покойных должны осуществляться именно в эти дни.
Можно ли помянуть мусульманина христианину
Если умер мусульманин, то христианин может помянуть его, прочитав молитву Святому Уару. Заходить в мечеть не нужно. Степень родства с покойным не имеет особого значения. Каких-либо специфических православных ритуалов для поминок мусульманина не существует. Но христианин все равно может раздавать милостыню и осуществлять какие-либо добрые дела в память о покойном.
Заключение
Видео (кликните для воспроизведения). |
Поминание – это важная часть религиозного ритуала у мусульман. Поминки позволяют еще раз вспомнить усопшего, поговорить о нем и сделать что-либо полезное окружающим в его честь.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.