Как организованы похороны у татар – старинные обычаи и обряды

Детально: Как организованы похороны у татар – старинные обычаи и обряды - святые тексты подобранные специальное для Вас.

8 ТРАДИЦИЙ ТАТАРСКОГО НАРОДА, КОТОРЫЕ СОБЛЮДАЮТСЯ ПО СЕЙ ДЕНЬ

1. Гостеприимство

Татарский народ издревле славится своим гостеприимством, поэтому современные татары также выделяют его как традицию, которая сохранилась до наших дней.

2. Особое воспитание для девочек

В традиционных татарских семьях девочек до сих пор с самого раннего детства учат вести хозяйство, приобщают к приготовлению национальных блюд, подготавливают к вступлению в брак.

Источник фото: Ильдус Муртазин «Татарский танец» ok.ru

3. Сабантуй

Ежегодный праздник плуга, символизирующий окончание весенних посевных работ, до сих пор остается важной традицией татар. Он проходит во всех деревнях и городах Республики Татарстан. В этот день собираются вместе все родственники, независимо от того, насколько далеко они живут. Этот праздник любят и ждут дети.

Кульминация торжества — проведение соревнований, игр или скачки на лошадях. Также обязательно угощение — каша или по-татарски «боткасы».

4. Никах

Традиционная татарская свадьба не проходит без мусульманского обряда никах, он проводится дома или в мечети в присутствии муллы. Праздничный стол составляют исключительно татарские национальные блюда: бялиш, кырт, губадья, чак-чак, корт, катык, перемячи. Жених надевает тюбетейку, невеста длинное платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен платок.

Правда, сейчас невеста уже не лепит кияу пельмэне. Это маленькие пельмешки для жениха и его семьи, которые по традиции после никаха невестка сама лепила вручную, и то, насколько маленькими получались пельмени, показывало, насколько заботливой хозяйкой она будет. Каждая пельмешка должна была пройти через обручальное кольцо.

5. Келин тушу

После свадьбы, когда невеста в первый раз приезжает в дом жениха, свекровь кладет под ее ноги подушку, чтобы невеста была такой же нежной и мягкой по отношению к новой семье и ходила по дому мягко, как будто ходит по подушке. С помощью этого обряда мама жениха хочет сохранить тишину и покой в доме. После этого свекровь также дает молодой невестке съесть полную ложку меда, чтобы ее речи были такими же сладкими как мед.

6. Исем кушу — Имянаречение

Обряд наречения имени новорожденному проводится с приглашением муллы и почетных старцев, родственников и соседей. Для гостей накрывается стол «аш» и готовятся исключительно традиционные блюда татарского народа.

7. Каз умасе — Праздник гусиного пера

Эта традиция соблюдается в основном в деревнях. Праздник проводится в осенне-зимний период, когда в деревне забивают гусей. Для ощипывания и приготовления тушек собираются вместе молодые парни и девушки, поют песни, веселятся и знакомятся друг с другом.

8. Карга боткасы — Каша для грачей

Этот весенний праздник устраивался после окончания посевов. Утром дети ходили по соседям и собирали ингредиенты для каши. Тех, кто давал ингредиенты, задабривали комплиментами, а другим сулили беды: неурожай, падеж скота. Потом всей деревней готовили кашу в большом казане на открытом воздухе, раздавая ее всем односельчанам. Часть каши обязательно нужно было оставить и для грачей, так как грач — символ весны. Проводя этот обряд, люди надеятся на хороший урожай.

Благодарим за помощь в создании материала Айрата Гарипова, Айсылу Насыбуллину и Равиля Искандер.

Похороны у татар: как хоронят мужчину и женщину

Погребальные традиции татар поистине уникальны – и начинается подготовка к ним еще при жизни человека. Говоря о том, как хоронят татар, следует сказать, что с момента предсмертного состояния мусульманина и в течение целых 12 месяцев после его ухода в загробный мир родственники стараются соблюсти ряд ритуалов и обрядов.

По мнению мусульман, гроб – это слишком дорогостоящий атрибут, а любое расточительство в этой религии порицается

Общая подготовка к похоронам по мусульманским обычаям

Подготовка к похоронам начинается еще в то время, когда человек жив. Разумеется, это касается только случаев, когда он находится в агонии, и очевидно, что его конец близок. В дом умирающего приглашают имама, который будет читать суры. Человека, который еще жив, укладывают на правый бок, при этом лицо его должно быть повернуто в сторону Мекки – священного города. Для того, чтобы облегчить страдания последних минут, умирающему дают несколько капель воды. Домочадцы не могут плакать в это время, ведь это мешает человеку сосредоточиться на уходе из жизни.

Подготовка тела

Когда человек умирает, ему аккуратно закрывают глаза, конечности выпрямляют, подвязывают подбородок. С тела снимают одежду, большие пальцы ног связывают друг с другом, накрывают гениталии плотно непрозрачной материей. Покойного перекладывают на твердую ровную поверхность, а для предотвращения вздутия на его живот кладут что-то тяжелое.

Похороны татар должны происходить непосредственно в день смерти или же в ближайшие 24 часа после нее.

В исламе запрещено вскрытие тела – это является большим грехом. Также исключена кремация – у татар она приравнивается к горению в пламени ада. Даже если покойный при жизни выражал желание быть кремированным, его родные могут отменить кремацию.

Традиции обмывания

Отношение к чистоте в исламе довольно строгое. Если все обряды очищения не будут выполнены перед похоронами, тело будет считаться нечистым, душа человека не готовой к встрече с высшими силами.

После того, как человек умирает, выбирается Гассала – он будет заниматься омовением тела. Обычно это близкий родственник, покойного, чаще всего старший. По многовековой традиции умершую женщину перед погребением омывают женщины, мужчину – представители сильного пола. Допускается омовение тела мужа его женой. Еще несколько человек должны помогать Гассалу в проведении обрядов. В комнате зажигают благовония, тело покойного прикрывается покрывалом, затем начинается обмывание. Тело омывают трижды – с кедровым порошком, камфорой и простой водой.

Обертывание в саван

В соответствии с мусульманскими обычаями, татар хоронят, надев на них простую рубаху, окутав в несколько слоев полотна. Если мусульманин был уважаемым человеком, его тело могут окутывать в дорогостоящие ткани.

Мужской саван представляет собой рубаху и отрез полотна, предназначенный для обертывания нижней части тела. Женское погребальное одеяние состоит из подобной рубахи, которая отличается от мужской только длиной – она доходит до колен, отрезов ткани для груди и головы. Что касается маленьких детей, для их окутывания используют один отрез ткани.

Без гроба татар погребают потому, что человек был создан из земли – и должен стать ее частью после ухода из жизни, а гроб является препятствием для контакта тела и земли.

Почему татар хоронят сидя

Этот обычай связан с тем, что мусульмане верят: душа в мертвом теле остается живой до тех пор, пока ее не заберут ангелы. Перед этим ей предстоит ответить на ряд вопросов, а беседа должна проходить в приличных условиях. Потому зачастую татар и хоронят в столь необычном для российских христиан положении.

Молитва на похоронах

У татар есть особая молитва – Джаназа-намаз. Если усопший – мужчина, ее читают напротив его головы. Если же из жизни ушла женщина, то текст этой молитвы произносится напротив ее живота. Читают молитву над всеми покойными, кроме шахидов и самоубийц. В том случае, если родной человек усопшего не сумел прочитать Джаназу-намаз во время погребения, он может прийти к могиле и произнести ее текст там – на это у него есть целый месяц.

Татарские кладбища

От традиционных русских христианских кладбищ татарские захоронения заметно отличаются: все надгробия обращены в одну сторону, у могил нет венков, цветов, зажженных свечей. Кроме того, на татарских кладбищах запрещено хоронить неверующих людей.

При кладбищах всегда работают смотрители: они могут показать, как именно нужно копать могилу, как оконтуривать ее. Вообще, смотрители в целом отвечают за организацию погребения мусульманина.

Читайте так же:  Молитва при благословении иконой казанской божьей матери

Похоронная молитва и погребение

Законами шариата четко определено то, как именно хоронят мусульман. Проходит процедура обычно в день смерти человека. Отметим, что обычно женщины прощаются с усопшим в доме, а в последний путь его провожают только мужчины. Однако в России, как и в ряде других стран, татарки могут сопровождать похоронную процессию.

Тело выносят на специальных носилках ногами вперед. Прежде, чем покойного внесут на кладбище, носилки устанавливают на помост, начинается чтение сур. После тело опускают в заранее подготовленную могилу на полотенцах, внизу его принимают трое мужчин – ближайшие родственники покойного.

Тело усаживают в нишу, закладывают, покрывают толем, присыпают землей

Все, кто пришел проститься с человеком, собираются у могилы. При этом говорить какие-то речи не принято. Лишь мулла в это время читает суры из Корана. Кстати, он остается у места погребения еще на час (а порой и до самого восхода солнца). Его молитвы «подсказывают» душе покойного правильные ответы на вопросы, которые ей задают ангелы.

Кабр (могила)

Кабр – это место захоронения татар. Подготавливают его разными способами – с учетом различных факторов: рельефа местности, месторасположения кладбища, особенностей грунта. Однако есть два правила, которые соблюдаются всегда:

  1. Тело должно быть надежно защищено от осквернения животными, из-под земли не должно доноситься запахов, привлекающих хищников.
  2. Погребальная яма должна быть достаточно глубокой, ее длина должна быть в полный рост покойного с рукой, вытянутой вверх.

Нишу закрепляют кирпичной кладкой, а когда в нее помещают тело, его накрывают плитами, затем засыпают яму землей.

Отдельно стоит сказать о том, как хоронят татар, которые умирают на морском судне. Согласно законам шариата, можно перенести похоронную церемонию, чтобы покойный прошел весь ритуальный обряд. Впрочем, если суша слишком далеко, допускается омовение тела, его обряжение, читка священной книги и предание покойного воде.

Что готовят на поминки у татар

Говоря о том, как хоронят татар, нельзя не сказать о поминальном обеде. По исламской традиции, он проходит в тишине. Мужчины и женщины едят и пьют в разных помещениях. Поминальное меню включает суп, приготовленный с халяльной бараниной, гречку с мясом. Также на столе есть выпечка, сладкое, сухофрукты. Алкоголь во время поминального обеда употреблять запрещено.

Ислам осуждает роскошные поминальные обеды: люди не должны «объедать» семью усопшего человека, вынуждать их вместо молитв и скорби заниматься домашними хлопотами

Оплакивание покойного

Так как татарские похороны проходят по погребальным правилам мусульман, во время процесса принято придерживаться определенных обычаев. Так, категорически запрещено рыдать, оплакивать покойного. Вообще, слезы уместны только до четвертого дня после смерти.

Скорбеть можно, но важно, чтобы окружающие этого не видели: нельзя закатывать громких истерик, рвать вещи, ломать предметы, наносить себе или окружающим травмы.

Пророк сказал: чувствуя чрезмерное оплакивание, душа усопшего, испытывает невероятные страдания. Поэтому принято осуждать мужчин и юношей, которые рыдают на похоронах. Дети и старцы могут плакать, но обычно их стараются утешить.

Дни и сроки

Первые трое суток после смерти и похорон человека, члены его семьи и близкие друзья могут только молиться за его душу, максимально сократив все бытовые дела. Согласно обычаям, поминают покойного на третий день после погребения, а также:

  • на 7-ой день;
  • на 40-ой день;
  • на 51 день;
  • по истечении года со дня смерти человека.

Кстати, 51 день считается у татар самым мучительным – они верят, что именно в это время происходит «отделение всех костей».

Что происходит с телом после смерти

Когда мусульманин уходит из жизни, в первую ночь после его смерти у его могилы появляются ангелы. Они проводят суд над усопшим. Именно по этой причине важно молиться за человека в течение трех суток после погребения – слова молитвы облегчат душе прохождение всех испытаний. Когда ангел смерти забирает душу, он передает ее ангелам милости. Вместе с ними душа возносится на небо, где ангелы запишут имя покойного человека в специальную книгу. После душа вновь входит в свое тело, чувствует все, что испытывал человек при жизни. Затем ангелы говорят ему: «Спи!» – и покойный засыпает до наступления Судного дня.

Установка памятника

Важно посещать могилу усопшего в Рамазан и Курбан-байрам, но не запрещается посещать кладбище в любые другие дни

Как только заканчивается процесс похорон, на могиле усопшего устанавливают аккуратную табличку, содержащую информацию о человеке. Только через 12 месяцев, когда грунт утрамбуется, можно задуматься об установке памятника. По татарским обычаям, мемориал должен быть лаконичным и скромным, без вычурностей и излишеств, однако надгробие должно выглядеть так, чтобы с первого взгляда можно было понять – здесь похоронен мусульманин.

Не приветствуется нанесение на мемориалы портретов людей, скорбных эпитафий. Для украшения подойдет изображение мечети, классические мусульманские орнаменты, цитаты из Корана. Редко можно увидеть татарские надгробные памятники с фото покойного, скульптурные композиции.

Впрочем, все описанное выше, сегодня соблюдается реже и реже – похороны татар в наше время мало соответствуют тем порядкам, которые были установлены их предками. Однако нельзя забывать, что это огромная часть культурного наследия, позволяющая сохранить традиции и облегчить страдания родных покойного.

Погребальные традиции татар: как хоронят и проходят поминки

Погребальные традиции татар – это комплекс мероприятий и обычаев на похоронах умершего данной народности. У исповедующих ислам подготовительные мероприятия к захоронению стартуют при жизни. Старцы заблаговременно подготавливают саван, набор предметов для саадака – раздача даров на похоронной церемонии.

Обычаи захоронения татар

У мусульманских верующих принято, чтобы женщина готовила материю, из которой сошьют саван, для нее и супруга. В период погребальной церемонии гостям дома и соболезнующим передают саадак – деньги, платочки, сладости.

Когда человек умирает, по традиции необходимо повернуть его лицом в сторону к Каабе. Имеет значение, чтобы предсмертными словами представителя татар были священные строки Корана.

Если умирающий не может произносить слова, родным необходимо прочитать погребальную молитву за него. Сократить мучительные минуты поможет чтение суры Гром.

Подготовка тела

Хоронить татар следует в обращение к Мекке, тело запрещено размещать на нежесткой поверхности. Руки человека располагают вдоль тела. На грудную клетку укладывают металлический предмет, ножницы. Усопшего по традиции укрывают тканью, а голову – полотенцем.

Похороны по татарским обычаям проводят, соблюдая ряд правил погребальной церемонии:

  • Оплакивать, причитать запрещено.
  • Зеркальные и отражающие поверхности завешиваются плотным материалом.
  • В ночное время, сидящих с умершим мусульманином поят чаем.
  • Днем ритуал предусматривает подготовку места для захоронения.

Могила по погребальным традициям татар делается по специальной схеме: у дна проделывается расширение в одну сторону, чтобы разместить, покойного. За участком обязательно присматривают вплоть до траурной церемонии, вниз укладывается топор или иная вещь из металла.

Тело умершего татарина обматывают льняным материалом, когда место захоронения подготовлено. К данному сроку женщины успевают пошить саван – большими стежками, вручную, без узлов на нитке. По погребальной традиции омовение выполняют представители одинаковой половой принадлежности. Вода для ритуала готовится под прочтение молитвенных строк из Корана, в нее добавляют ароматные травяные настои. Ведро запрещается ставить на напольную поверхность. Под него подкладывают полотенце.

При погребальной церемонии в помещении присутствуют близкие люди, опытный старец, который подготавливает тело и раздает указания участниками.

По традиции у татар омовение выполняют трое: один человек вращает умершего, второй отслеживает наличие святой воды, еще один обливает покойника.

Женщин моют, раскинув над телом чистую белую простыню. Когда погребальный ритуал окончен, начинают обряжение. Одежда, в которую одевают татар после смерти, именуется кэфен — рубашка, фартук и платок для покойницы. Представителям мужского пола надевают чалму.

Помощникам по традиции полагается садака. Когда обряд закончен, близкие прощаются с умершим.

Похороны

Выносят татар ногами вперед, потом поворачивают головой в сторону Мекки. Переносят тела в особых носилках, на определенное время их ставят на возвышении перед кладбищенской территорией, по традиции проговаривают погребальную молитву.

Мусульманина не хоронят в гробу. Современные татары могут уложить умершего в гроб без крышки. В похоронах принимают участие исключительно мужчины:

  • Трое родных опускаются в могилу и ставят покойного на 3-х полотенцах, закрывают нишу с усопшим кирпичом сбоку, с верхней стороны толью, чтобы в лэхет не проникала грязь.
  • Затем татары надевают на пояс погребальные полотенца, на которых опускали покойника, покидают яму.
  • Когда могила засыпается землей, все участники церемонии усаживаются вокруг нее, мулла читает суру 51 из священной книги.
Читайте так же:  Молитвы об учащихся, перед учением, после учения

По традиции, собравшимся на похоронах раздается саадака – платочки, носки, денежные средства.

Хоронят татар сидя. Мусульмане верят, что после кончины душа встречается с ангелом смерти, перед которым умерший держит ответ за земные дела. Он должен быть в приличном виде и подготовлен к разговору согласно погребальным традициям.

Во время похорон женщины возвращаются домой, молятся. По обычаям татар перед ней ставят тарелку с мукой и живую курицу или яйца. После читки продукты передаются бедному участнику как подаяние. Обряд делается пока усопший не опущен в могилу.

Далее женщины моют мокрой тряпкой пол начиная от порога. Выполняют стирку вещей умершего. В доме, где умер мусульманин, три дня не готовят.

Погребальной традиции людей на поминальную трапезу приглашают к соседям.

Какой должна быть татарская могила

Кабр — место захоронения татар, может подготавливаться различными способами, в зависимости от территориального расположения, рельефа земли и от состава грунта. Обязательно соблюдаются 2 правила:

  • Умерший должен быть под защитой от зверей. Место захоронения не должно источать запаха.
  • По традиции, погребальная яма роется глубокая, чтобы ее не разрыли животные: вширь 600–800 мм, длиной в рост усопшего с вытянутой рукой. Могила вглубь должна быть минимум полтора метра, максимум (сунна) — 2 м 25 см. Место погребения татарина делается по направлению к Мекке, размером, удобным для усадки покойного. В сделанную и закрепленную кирпичной кладкой нишу размещают тело, укрывают потолочную поверхность плитами и покрывают яму землей.

Если верующий татарин умирает на морском судне, законы Шариата предусматривают перенесение погребальной церемонии, чтобы привезенный на сушу мертвый мог пройти ритуальный обряд. Если земля далеко, над усопшим выполняется омовение, обряжение и читка священной книги. К нижним конечностям привязывается груз, покойный по мусульманским традициям предается воде.

Место захоронения татар отличается от христианский кладбищ устройством в соответствии с завещанием пророка Мухаммеда. Надгробные камни и кабры смотрят на Мекку. Посещающий могилу не должен поджигать и ставить свечки, оставлять венки, букеты цветов. Для поминовения запрещено употреблять алкоголь.

На плите по погребальным старинным традициям указывается имя умершего татарина, день смерти, сведения о нем и строки из священной книги.

Не следует ставить памятники с фото, нельзя использовать могилу в качестве места для молитвы. Нельзя хоронить на кладбище неверующих.

Правила и традиции татарских поминок

Татарские похороны проходят по мусульманским погребальным правилам. На церемонии нельзя громко плакать, запрещается оплакивать умершего уже на 4 день после смерти. По традиции скорбить можно, не привлекая внимания окружающих. Нельзя, чтобы, родные истерили, рвали вещи, наносили себе травмы.

Пророк сказал, что усопший испытывает муки, при чрезмерном оплакивании. По религии ревущих юношей или татар среднего возраста стоящие рядом осуждают, а малышей или старцев утешают.

Запрещается спать в доме покойного. По погребальной древнейшей традиции 2 раза тазию не выражают. Читается Коран и раздается садака. Поминают:

  • В день погребения.
  • На 3 сутки.
  • На 7 сутки.
  • На 40 сутки.
  • На 51 день.
  • В год со дня кончины.

У татар 51 день смерти считается наиболее мучительным, по поверьям на эту дату приходится «отделение всех костей». Поминки согласно погребальной мусульманской традиции проводят ежегодно.

Что готовят на поминки у татар

Представители разных полов после погребения поминают отдельно, кушать и пить принято в разных помещениях. После обеда в тишине отправляются к могиле усопшего татарина. Согласно исламской традиции, меню включает в себя халяльную баранину, суп из нее и гречу с кусками мяса. Первостепенно кушают суп, потом подается второе. На столе присутствует выпечка, сухофрукты, сладости.

Погребальный обряд соблюдают все верующие татары. Традиции передаются из поколения в поколение и все мусульмане, которые посещают Мечеть, им следуют.

Как хоронят мусульман: основные обычаи Ислама

Когда умирает мусульманин, должны быть соблюдены все религиозные ритуалы. Если родственники покойного точно не знают, как хоронят мусульман, они должны уточнить всю необходимую информацию у муллы. Похороны в Исламе должны проводиться под руководством духовных лиц с обязательным чтением ритуальных молитв.

Общая подготовка к похоронам по мусульманским обычаям

Первые подготовительные мероприятия начинаются еще до смерти человека, если видно, что умирающий агонизирует, и конец близок. В дом приглашается имам для чтения Калимат-шахадат, суры Йа Син и Гром, а самого умирающего укладывают на правый бок лицом к Мекке (ориентировочно на юго-запад), что символизирует путь души к святому месту. Параллельно с этим человеку обычно дают воды или гранатового сока (хотя бы пару капель). Окружающим запрещено громко плакать, т.к. принято думать, что сильный плач может помещать сосредоточиться на подготовке к смерти.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

После смерти человеку закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги и подвязывают подбородок. Покойного раздевают и связывают между собой большие пальцы ног, а гениталии накрываются непрозрачной тканью. Из-под него убирают мягкую постель. Затем туловище накрывают тканью, на живот покойного кладут тяжелый предмет (в целях предотвращения вздутия), а в комнате зажигают благовония. Параллельно с этим читают молитвы за покойного, взятые из хадисов. Единой молитвенной формы в мусульманском обряде похорон нет.

Подготовка тела по правилам шариата начинается сразу же после установления факта смерти. Похоронить мусульманина (в т.ч. самоубиенного или младенца) нужно в этот же день (или в течение 24 часов) до захода солнца, если нет уважительных причин для откладывания процедуры погребения. Если смерть наступила ночью, похоронить погибшего следует на следующий день.

Быстрые мусульманские похороны – это традиция, сложившаяся много веков назад. Исторически это связано с климатическими особенностями Аравийского полуострова, где раньше находился оплот мусульманства. Там было слишком жарко, и хранить труп без неприятных последствий даже 3 дня не представлялось возможным. Со временем это стало общепринятой традицией. Предать земле человека можно на ближайшем мусульманском кладбище. Перевозить тело из одного населенного пункта в другой для захоронения является грехом в соответствие с шафиитским мазхабом. Но устраивать похороны ночью нельзя, т.к. в Исламе запрещено посещать кладбище после заката. Плюс ко всему в ночное время суток на кладбище ничего не видно.

Вскрывать тело мусульманина нельзя (кроме исключительных случаев, но все-таки муллы неодобрительно отзываются на этот счет). В Исламе это грех. Родственники покойного обязаны сделать всё возможное, чтобы не допустить вскрытия.

Также похоронный обряд у мусульман исключает кремацию. Кремация в мусульманстве приравнивается с горением в аду вне зависимости от того каким именно человеком был покойный при жизни. По исламским законам родственники вправе отменить кремацию даже в том случае, если человек при жизни хотел, чтобы его кремировали.

Порядок обмывания тела по мусульманским обычаям

После смерти проводят обряд омовения: Тахарат и Гусуль. Это надо сделать сразу же после смерти. Причем женщин омывают женщины, а мужчин – мужчины (за исключением шахидов, т.к. их хоронят без омовения). В этом правиле есть только одно исключение: скончавшегося мужа может омыть жена. Однако муж покойную жену уже омыть не может. По традиции омывать усопшего должно 4 человека, причем один из них является главным – гассалом. Тот, кто омывает усопшего, должен быть надежен с точки зрения неразглашения каких-либо изъянов, которые он может заметить на туловище покойника. Рассказывать о любых увечьях нельзя.

Обряд омовения происходит в несколько этапов и длится около 4 часов. Сначала гассал трижды моет руки и надавливает на грудь покойника, ведя вниз по животу, чтобы из желудка вышло все испражнения. При необходимости он может надеть перчатки. Затем омываются половые органы усопшего. После этого гассал моет руки, меняет перчатки и омывает лицо умершего, а также тщательно прочищает по порядку его нос и глаза, причем лицо моется трижды. Когда лицо будет вымыто, покойника омывают целиком.

Читайте так же:  Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Иверская»

Голова и борода моются специальным теплым мыльным раствором с кедровым порошком. Всё туловище вместе с гениталиями омывают трижды, причем каждый раз меняется состав воды. Сначала в ней растворен кедровый порошок, во второй раз берется вода с камфорой, а в третий используется простая чистая вода без примесей. Если человек умер во время хаджа или умры, его омывают только чистой проточной водой.

После этого гассал снова проводит руками по груди и животу умершего человека, чтобы из тела вышло всё содержимое. Затем тело моют полностью еще раз и обтирают полотенцем. Лоб, нос и конечности покойного смазываются благовониями и готовят тело к помещению в саван. Обмывание может быть безвозмездным или платным, если осуществляется не родственниками усопшего, а посторонними людьми.

Если рядом с покойником нет людей его пола или тело находится в месте, где недостаточно воды для процедуры омовения, может произвестись таяммум – очищение песком. Но для таяммума можно брать не только песок, но и:

После таяммума человека хоронят по общим обычаям Ислама.

Мусульманский саван

После омовения или совершения ритуала таяммума покойника нужно завернуть в саван (кафан). По шариату хоронить правоверных в одежде запрещено (даже самоубийц). Исключения делается лишь для погребения шахидов и для тех случаев, когда рядом с покойным нет материала для савана.

Кафан шьется из любой белой ткани (за исключением шелка). Качество и стоимость материала должны соответствовать достатку усопшего при жизни. Бедняков хоронят в дешевых саванах, а богачей – в дорогих. Запрещается использовать для кафана украденную ткань. Погребальные саваны разделяются на мужские и женские. Мужской кафан состоит из:

  • лифафы – большой ткани, которая накрывает всё туловище (причем остается еще около 40 см с каждой стороны);
  • изара – материала для укутывания нижней части тела;
  • камиса – удлиненной рубашки без воротника, прикрывающей гениталии.

Женский саван состоит из 5 элементов:

  • лифафы;
  • камиса;
  • изара;
  • химара – головного женского платка;
  • хирки – ткани, закрывающей туловище мусульманки от подмышек до бедер.

Если хоронят новорожденного, то обычно его закутывают в одну лифафу. По традиции перед похоронами мусульманина его волосы, борода или ногти не состригаются вне зависимости от их длины, т.к. в Исламе стричь их можно только при жизни. Усопшего захоранивают с золотыми коронками и всеми протезами.

Почему мусульмане хоронят умерших без гроба

Когда тело облачают в саван, усопшего можно хоронить. По мусульманским традициям покойных хоронят без гроба. В соответствие с исламскими догмами человек создан из земли и после смерти станет ее частью, а гроб лишь препятствует контакту тела с землей. Также мусульмане считают захоронение в гробу языческой традицией, а сам гроб слишком дорогостоящим ритуальным атрибутом, но расточительство в Исламе всячески порицается. Похороны мусульман в гробу допускаются только в трех случаях:

  • из-за жестких требований законодательства той страны, в которой проходит погребение;
  • по причине плохого состояния трупа;
  • наличия на кладбище слишком сырой или влажной почвы.

Но на дно гроба насыпают немного земли, а крышку гроба не забивают гвоздями (или она вообще отсутствует).

Церемония погребения мусульман по порядку

Мусульман (как мужчин, так и женщин) хоронят на мусульманских кладбищах. При таких кладбищах есть смотритель (кабер башлаучы), который показывает, как копать могилу и оконтурить ее, фактически отвечая за организацию похорон. Для захоронения должна быть выкопана глубокая могила. При копании могилы формируют углубление ляхад, в которое и будет помещено тело. Если захоронение происходит на участке с чрезвычайно сыпучей или рыхлой землей, ляхад можно не делать, но взамен ему выкапывается дополнительное углубление в нижней части могилы. Глубина могилы должна быть такой, чтобы животные не смогли раскопать усопшего. Выкопанную могилу нельзя оставлять пустой. В ней должен стоять один ил копателей или в нее нужно поместить какой-либо железный предмет (топор, лопату, лом и т.д.).

Сам процесс захоронения называется дафн. Для доставки тела к месту захоронения используют тобут – специальные носилки с округлой крышкой. Тобут должны нести 4 человека, держа носилки со всех сторон. На похоронах у мусульман не принято сидеть, пока тело не предадут земле.

Похоронная процедура начинается с молитвы муллы и его первым броском горсти земли в могилу. Во время похорон в Исламе звучат только молитвы, а говорить о покойном хорошее или плохое запрещено. Также при захоронении не принято громко плакать или кричать, разрешен только скромный плач. Все соболезнования родственникам усопшего можно сказать позднее в спокойной обстановке дома во время поминок.

Заупокойную молитву Джаназ-намаз над мужчиной проводят напротив его головы, над женщиной – напротив туловища (живота). Эту молитву запрещено читать только над самоубиенными и шахидами. Если родственник не смог участвовать в погребении и не успел прочитать Джаназ-намаз, он может произнести ее на могиле в течение месяца.

Тело в могиле помещают на правый бок в сторону Каабы. Чтобы голова не меняла своего положения, под нее кладут немного земли. При захоронении женщины ее чем-нибудь дополнительно накрывают. Затем ляхад закрывается кирпичами или досками. После того, как тело опустят в землю и закопают, могилу опрыскивают водой, бросают на нее 7 горстей земли и формируют пригорок. Могильный холмик должен возвышаться над землей не больше чем на пядь. Первоначально на могиле устанавливаются два камня в проекции головы и ног усопшего. На мусульманских могилах не принято ставить дорогостоящих памятников и больших надгробий вне зависимости от статуса и благосостояния человека при жизни.

После погребения родственники покойного раздают садака (деньги ил вещи). Но дарить вещи или деньги покойного, которые были завещаны несовершеннолетним, запрещено законами шариата. После раздачи садака родственники покидают кладбище, а над могилой остается мулла. В течение часа он читает над могилой похоронные молитвы, чтобы облегчить состояние души умершего. Поминки устраиваются на третий, седьмой и сороковой день после похорон. В дни похорон помочь с приготовлением поминального угощения должны соседи или друзья родственников умершего. Причем еды должно быть столько, чтобы ее хватило на сутки, однако от услуг ресторанов следует отказаться. Но обряд похорон у мусульман не содержит каких-то особых блюд для поминок. В Коране не говорится об этом. Еда на поминки готовится в соответствие с традициями определенных регионов.

Как проходят мусульманские похороны младенцев при выкидыше

Если выкидыш случился на 4 месяце беременности (или больше), и от ребенка не исходило крика, его омывают, заворачивают в саван и хоронят по мусульманским традициям, но во время похорон не читают заупокойную молитву. Если выкидыш случился раньше, его просто заворачивают в ткань и закапывают в землю. Если при выкидыше младенец кричал или подавал другие признаки жизни, то его хоронят по общим правилам с чтением заупокойной молитвы.

Заключение

Похороны у мусульман (в т.ч. захоронения самоубиенных) проходят тихо и спокойно. При погребении соблюдаются все ритуалы Ислама и читаются молитвы из хадисов.

Татарские похоронные обычаи

Большинство татар – мусульмане, а значит, их ритуальные обряды должны соответствовать законам Шариата. Согласно Корану, если захоронение прошло по правилам, душа покойного отправится в лучший мир. Татарские похороны имеют строгий регламент, за выполнением которого следит знающий человек из числа старших родственников.

Прижизненные ритуалы

Традиции похорон у татар предписывают им заранее готовиться к этому событию. Женщины к зрелому возрасту должны запасти достаточно ткани для погребального покрывала для себя и мужа. На саван уходит 10-15 метров белой материи. Также готовят полотенца, отдельные вёдра для омовения, мелкие предметы для саадака – добровольной милостыни. Для этого используют платки, отрезы ткани, сладости и монеты.

Важно, чтобы последними словами умирающего были строки из Корана. Если человек не в состоянии самостоятельно произнести молитву, за него это делают родственники или приглашённый мулла. Губы протирают влажной салфеткой или полотенцем. Это, согласно верованиям и обычаям похорон у татар, не позволит уходящему соблазниться водой, которую предложит ему шайтан (демон).

Читайте так же:  Молитва за рост груди

Перед смертью, человека укладывают лицом на восток, в сторону Мекки. Все присутствующие родные читают молитвы и просят Аллаха даровать безболезненный уход.

Подготовка могилы

Согласно верованиям о похоронах у татар-мусульман, они проходят в самое ближайшее время после смерти. Если это случилось утром, то погребение назначают на вечер того же дня. Если вечером – то похоронить стараются на следующий день.

Подготовкой могилы занимаются исключительно мужчины. Перед тем, как отправиться на кладбище, они читают суры из Корана и произносят хвалебные речи об усопшем.

Могила выкапывается по особой схеме – с нишей в боковой стене. Её выкладывают кирпичом или саманами. Если грунт осыпается и не позволяет сделать углубление, приготовляют специальный деревянный навес. Им накрывают покойника после помещения его в могилу.

Она должна быть достаточно глубокая, чтобы дикие звери не осквернили останки. Кабр (или место захоронения) ориентируется головным концом на Мекку. Неверующих татар или убийц захоранивают за пределами ограды кладбища.

Вырытую могилу не оставляют без присмотра. Рядом всегда находится один из мужчин. Если нет возможности постоянно находиться на кладбище – на дно ямы бросают железный предмет (топор, пилу или лом).

Согласно древним обычаям, на надгробном памятнике, помимо информации об усопшем, высекают строки молитв. Размещать на могилах фотографии, свечи, венки и букеты, приносить еду и алкоголь – не принято.

Подготовка тела

Похороны у татар имеют чёткое разделение обязанностей. Пока мужчины занимаются обустройством погребальной ямы, женщины выполняют домашние приготовления.

Покойника укладывают на жёсткую поверхность, а на грудь ему кладут металл – ножницы или подкову. Эта традиция идёт из глубины веков, когда мусульмане верили, что злые духи боятся металла и не смогут завладеть душой умершего. Лицо его должно быть обращено в сторону Мекки, а руки вытянуты вдоль тела. Сверху кладут белую ткань, а на голову – специальное полотенце.

Соседи, друзья, коллеги и дальние родственники быстро узнают о кончине и добровольно предлагают помощь в приготовлениях. Всем участникам сборов – тем, кто копает могилу, убирает дом, обряжает мертвеца и готовит поминки, положен саадака. Вещи, полученные от семьи усопшего, не используют в быту – это признаётся плохой приметой. Их откладывают до собственной кончины или передаривают в качестве саадака.

Покойника не оставляют одного, рядом с ним всегда находятся люди. Часто это старики и старухи, которые руководят процессом и дают указания родственникам. Все зеркала в доме занавешивают чёрной тканью. Оплакивать и причитать над телом – запрещено. В исламе верят, что от этого умерший страдает и мучается.

Ритуал омовения имеет особое значение в том, как хоронят татар. Для воды используют отдельные вёдра, которые покрывают тканью и ставят на полотенца. В помещении остаются только люди, которые участвуют в процессе. По правилам, женщины могут омывать только женщин, мужчины – мужчин. В крайнем случае допускается, чтобы умершую жену омыл её муж. В процессе участвуют не менее 3 человек. Один переворачивает тело, другой следит за водой, а третий читает Коран и производит омовение. Ритуал заканчивают, поливая тело ароматными травяными настоями.

За это время другие женщины должны успеть сшить саван. Он должен быть выполнен вручную, крупными стежками и не иметь узелков. Татарское посмертное одеяние называется кэфен. Оно включает рубаху, фартук, мужскую чалму или женский головной платок. Поверх надевается саван, тело заворачивается в белую ткань.

Принимать пищу в одном помещении с трупом – не допустимо. До погребения и в течение 3 дней после обитателей дома приглашают на обед родные и соседи. Исключение составляет только чай во время ночного бдения.

Похороны

У татар хоронят исключительно мужчины. Женщины могут лишь проститься с усопшим и проводит процессию за дверь дома.

Покойника выносят на специальных носилках ногами вперёд. Перед тем, как зайти на кладбище, носилки ставят на помост, а все присутствующие читают суры.

Татары не хоронят своих умерших в гробу. В современных крупных городах допускается поместить тело в могилу в деревянном ящике без крышки. В глубинке придерживаются старинных правил и погребают тела в сидячем положении. Согласно татарским преданиям, эта поза поможет человеку достойно держать ответ перед лицом ангела смерти.

На полотенцах тело опускают в могилу, где его принимают 3 мужчин из числа ближайших родственников. Покойного усаживают в нишу, закладывают её кирпичом и покрывают толем. После этого помощники подпоясываются погребальными полотенцами, покидают яму и засыпают её землёй.

Все присутствующие собираются вокруг могильного холма, мулла читает суры из Корана. Скорбь демонстрировать не принято. Поэтому, молодых и стариков утешают, а взрослых мужчин – стыдят за проявление эмоций.

В это время женщины молятся дома и начинают уборку. Тщательно моют стены, пол и потолки. Стирают все вещи, прикасавшиеся к умершему и принесённые из мечети, одежду, в которой производите омовение. Часть вещей выбрасывают, часть – раздают в виде подаяний. После того, как мужчины возвращаются, снова читают Коран и готовятся к татарским поминкам.

Поминальные обряды

Первое собрание проходит через 3 дня после похорон. Специального ритуального меню нет, но все продукты должны быть халяльными. Подают суп, лапшу, картофель с мясом, сладкие пироги, сухофрукты, чай. Спиртное находится под запретом.

Поминки у татар начинаются и оканчиваются чтением Корана. Собираются почтить память усопшего также через 7, 40, 52 дня и 1 год. Исламские традиции предписывают навещать могилу ежегодно.

Похороны татар сегодня всё меньше отличаются от порядков, установленных предками. Правила, по которым они проходят, – часть мусульманского культурного наследия. Они позволяют сохранить древние традиции и провести ритуал согласно своей вере.

Как организованы похороны и поминки у башкир?

Как организованы похороны и поминки у башкир? (старинные обычаи и обряды)

В конце XIX—начале XX вв. погребение и поминовение умерших у башкир осуществлялось по канонам ислама, хотя и содержало в себе немало элементов древних верований.

Похоронно-поминальная обрядность включает пять последовательных циклов: обряды, связанные с охраной покойника, подготовка умершего к погребению, проводы покойника, захоронение, поминки. Много общего эти обряды имеют с тем, как организованы похороны у татар. Смотрите также – “Сколько стоит похоронить в Уфе?”

К умирающему приглашали муллу или знающего молитвы человека, который читал над изголовьем ясин (36-я сура Корана). Молитву читали так, чтобы умирающий мог её слышать, полагая, что этим облегчат его муки и отгонят злых духов. Умершему с молитвами закрывали глаза и укладывали на что-нибудь жёсткое с вытянутыми вдоль тела руками. Иногда поверх одежды на грудь клали острый железный предмет (нож, ножницы, напильник, гвоздь), лист бумаги с молитвой из Корана или соль.

Покойник считался опасным для людей, поэтому его охраняли днём и ночью. Сидение возле умершего считалось богоугодным делом. Умершего старались похоронить как можно скорее. Если смерть наступала утром, хоронили не позднее полудня, а если человек умирал после захода солнца, то похороны переносились на первую половину следующего дня.

Смотреть видео

По мусульманскому обычаю люди, пришедшие попрощаться с умершим, могли увидеть его лицо только до омовения.

Обычно приносили с собой деньги, полотенца, платки, мыло, продукты и складывали их на специально поставленный для этого стол или стул (иногда и на грудь умершего) со словами “Даю милостыню”. Все принесённые вещи раздавались затем участникам похорон. Обычай приносить умершему подарки был, видимо, пережитком доисламских религиозных культов.

В день погребения умершего обмывали: мужчину — мужчины, женщину — женщины, детей — и те, и другие. Как правило, “обмывальщиками” были в деревне одни и те же люди, которые, наряду с копателями могилы, считались наиболее важными фигурами в похоронной обрядности.

Считалось, что оттого, как подготовят тело к выносу и какое ему приготовят место на кладбище, зависит судьба живых. Не случайно самые дорогие подарки во время поминок вручали тем, кто обмывал покойника и подготавливал могилу.

Читайте так же:  Молитва об усопших родителях в родительскую субботу
Умершего начинали обмывать, когда с кладбища поступало известие, что в могиле начинают копать нишу (лэхет). В омовении принимало участие от четырёх до восьми человек.

Обмывали умершего на большом лубе — кабык. Позже для этой цели стали использовать сбитые вместе доски, по форме напоминающие кабык или корыто. Назывались они по-разному: “кабык такта”, “кумта”, “колаша”, “улак”, “йыназа аяк”, “ялгаш” .

Вначале совершали полное ритуальное омовение, затем мыли покойника (с мылом или без него), после чего обливали его водой и насухо вытирали. Про того, кто переворачивал покойника во время мытья, говорили, что он “перевернул самую тяжёлую кость”, именно ему вручали самый дорогой подарок.

Умершего заворачивали в саван (кэфен). На саван уходило 12—18 м ткани белого цвета, которую, как и подарки для раздачи на похоронах, многие готовили ещё при жизни. Раньше саван шили из конопляной или крапивной ткани.

По свидетельству С.И. Руденко, горные и зауральские башкиры предпочитали крапивную материю, а если её не было, употребляли холст или миткаль, но зашивали саван крапивными нитками.

Заранее раскраивать саван было недопустимо, это делалось лишь при омовении покойного.

Умершего оборачивали поочерёдно тремя слоями савана слева направо, перевязывали верёвками или полосками ткани (билбау) над головой, в поясе и в области колен. Погребальная одежда женщины, помимо трёх слоев савана и пояса, включала платок, нагрудник и штаны.

В саван клали листок бумаги с цитатами из Корана, чтобы умерший мог ответить на вопросы ангелов, прилетающих допрашивать умершего (яуаплама). С этой же целью во время обмывания имитировали написание на груди умершего изречений из Корана “Нет бога, кроме Аллаха” (повторялось 99 раз), “И Мухаммед его пророк” (в 100-й раз). Затем покойника перекладывали на луб, покрытый паласом или занавесью.

Во время выноса покойника объявлялся так называемый “умилостивительный дар для того света” тому, кто будет молиться за душу умершего. Обычно этим человеком считался мулла. В качестве дара принято было давать живность (тере мал): лошадь, корову, овцу, гуся, курицу или деньги.

После церемоний, связанных с обещанием или подношением дара, раздавали милостыню всем присутствующим. Это могли быть носовые платочки, мыло, чулки, монетки или мотки ниток (нитки умершего — улемтек ебе).

Покойного выносили из дома ногами вперёд, что, по поверьям, гарантировало невозможность его возвращения.

Кабык с телом умершего укладывали на деревянные или лубяные носилки, состоящие из двух длинных жердей с поперечными перекладинами. Женщины провожали умершего только из двора, реже до ворот кладбища. После выноса покойника дом, как и его вещи, тщательно обмывали.

К кладбищу процессия продвигалась быстро. За 40 шагов до ворот полагалось читать особую молитву — йыназа намазы (йыназа намазы). Перед погребением у могилы вновь читалась молитва. Опускали покойника в могилу на руках или на полотенцах. Укладывали на спину или на правый бок так, чтобы лицо было обращено к кибле.

По мусульманскому обычаю, в могилу никаких вещей не клали. Чтобы земля не попадала на погребённого, могильную нишу прикрывали досками или лубом.

После того как могила была засыпана, все усаживались вокруг могильного холмика и мулла прочитывал одну из сур Корана. Затем наступала раздача милостыни — хаер (хэйер).

Копавшим могилу преподносили ценные подарки: полотенца, рубахи, вязаные носки или рукавицы. Дорогой подарок давали тому, кто рыл могильную нишу; про него говорили, что он “построил дом” для умершего.

На надмогильных камнях или деревянных столбах наносили тамгу рода; имя умершего, дату рождения и смерти; изречения из Корана. Надмогильные столбы были высотой 0,5—1,5 метра.

В Зауралье верхняя часть столбов вырезалась иногда в форме человеческой головы. Надмогильные камни были высотой от 30 см до 2,5 метров. В лесных районах над могилой ставили сруб из нескольких венцов в виде “костровой” конструкции. В лесостепных, степных районах, а также в Зауралье могилы обкладывались по периметру камнями. На кладбищах и сейчас на некоторых могилах можно увидеть такие столбы, срубы и каменные обкладки.

Заключительным циклом похоронно-поминальной обрядности были поминки. Как и у других народов, у башкир поминки служили своеобразным способом общения с мёртвыми. В отличие от похорон, поминки не были строго регламентированы исламом. Согласно древним верованиям, умерший продолжал жить и после смерти.

В эпосе “Куз-Курпяч”, отражающем доисламскую эпоху, говорится, что у башкир на поминках было принято совершать те потехи, которые умерший любил в жизни. На поминки влиятельного при жизни человека собирались многолюдные йыйыны, устраивались праздничные развлечения, скачки, игры.

Поминки обязательно справлялись на 3-й, 7-й, 40-й день и через год.

В приготовлении угощений главным было “создание сковородного запаха” (таба есе сыгарыу) — существовало поверье, что запах жареного, считавшегося пищей умерших, отгонял злых духов и помогал душе отвечать на вопросы допрашивающих его ангелов. Поминальная пища зависела как от благосостояния семьи, так и от местных традиций. Среди южных и юго-восточных башкир главными поминальными блюдами считались тонкие лепёшки из пшеничной муки и пшеничная каша на молоке.

Первые поминки устраивались на третий день.

Приглашали всех, кто присутствовал на похоронах: муллу, родственников, соседей, которые приносили с собой гостинцы: чай, баурсак, блины и др. Мулла читал молитвы за упокой души умершего. Готовили бишбармак, суп-лапшу, балеш, кумыс.

К чаю подавали сладости и мучные изделия: пироги с рисом, изюмом, урюком, смородиной или черёмухой, баурсак. Если не было мяса, варили пшённую или рисовую кашу, а также лепёшки. После угощения раздавали хаер: мулле — деньги, обмывавшим — платки, платья или отрезы (женщинам), рубашки (мужчинам). Копавшие могилу получали рубашки, полотенца, вязаные носки, варежки или деньги. На поминках, как и на похоронах, раздавали также мотки ниток: в первую очередь их получали те, кто охранял и обмывал умершего.

Женщинам иногда давали нитки вместе с нагрудником, лоскутом ткани или коралловыми бусинками. Этот обряд является отголоском древнего поверья о переселении души умершего при помощи ниток, он был распространён также у многих народов Поволжья и Сибири, Средней Азии. Получение кусочков ткани на похоронах пожилого человека трактуется как обряд, “позволяющий стать преемником благодатных качеств почитаемого предка кратчайшим путём, т. е. путём причащения”.

Вторые поминки устраивались на седьмой день. Как и во время первых поминок, мулла прочитывал молитву, подавалось угощение, присутствующим раздавали хаер. Приглашёнными были участники похорон и все родственники.

Главные поминки устраивались на 40-й день. Их разрешалось проводить и раньше назначенного срока. 40-й день считался самым важным и обязательным ритуалом поминального цикла. На эти поминки приглашали всю родню, говорили: “Нельзя кого-то из рода оставить неприглашённым”. Считалось, что на 40-й день душа умершего покидала свой дом – до этого она каждый день скиталась поблизости.

В Бардымском районе Пермской области в 1984 г. было записано поверье, что в течение этого срока душа умершего прилетала и садилась на крышу дома или окно. Сердца живых при этом словно пронзались сорока иголками; в течение сорока дней их по одной вытаскивали, постепенно боль стихала, горе притуплялось.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

https://posredi.ru/poxorony-i-pominki-u-bashkir.html 2019-02-20T19:11:45+05:00 Сарвай Нуретдинов Башкирия Народознание и этнография башкиры,обряд,обычаи,смотреть видео,традиции Как организованы похороны и поминки у башкир? (старинные обычаи и обряды) В конце XIX—начале XX вв. погребение и поминовение умерших у башкир осуществлялось по канонам ислама, хотя и содержало в себе немало элементов древних верований. Похоронно-поминальная обрядность включает пять последовательных циклов: обряды, связанные с охраной покойника, подготовка умершего к погребению, проводы. Сарвай Нуретдинов Сарвай Нуретдинов [email protected] Author Посреди России

Как организованы похороны у татар – старинные обычаи и обряды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here