Как просить прощения у Бога смысл греха и раскаяния

Детально: Как просить прощения у Бога смысл греха и раскаяния - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Православная молитва покаяния в грехах и о прощении грехов

Каждый, кто хоть однажды приносил извинения за сознательное или нечаянное причинение вреда или боли, и получал прощение, знает — чувство облегчения, которое приходит на смену мукам совести, не сравнить ни с чем.

Это одна из форм настоящего счастья, которое раскрашивает дни солнечным светом и убирает с горизонта самые тяжелые тучи.

Но прощение, которое мы просим у Господа за свои деяния, способно на большее. Благодаря молитве о прощении грехов можно не только снять со своей души тяжкое бремя, но и увидеть путь, по которому следует идти дальше так, чтобы жизнь приносила радость и была полна умиротворения.

Молитва Господу Богу о прощении грехов

Молитвы об отпущении грехов можно с полным правом назвать чудотворными и целительными.

В процессе обращения к Богу мы полностью абстрагируемся от жизненной суеты, и все, чего хотим — великодушия нашего Отца, и его прощения за наши поступки, мысли и намерения, которые вызваны слабостью духа и неумением противостоять жизненным соблазнам.

Перед тем как приступить к молитве, следует избавиться от всех отвлекающих мыслей и создать нужный настрой. Главное, нужно быть честным перед самим собой и искренне раскаиваться за умышленные и неумышленные деяния, которые обременяют душу грехами.

Такое обращение к Господу, совершаемое регулярно, несет в себе очищение — заканчивая ее, человек чувствует просветление сознания. Это и есть покаяние.

«Господи Боже мой, Ты знаешь, что для меня спасительно, помоги мне; и не попусти мне грешить пред Тобою и погибнуть во грехах моих, ибо я грешен и немощен; не предай меня врагам моим, яко к Тебе прибегох, избави меня, Господи, ибо Ты моя крепость и упование мое и Тебе слава и благодарение во веки. Аминь».

Будьте искренни в своем обращении к Богу и не забывайте: не имеет значения, совершили вы что-то плохое в действительности или только хотели это сделать, но отказались от неправильного поступка.

Особенного различия между желанием согрешить и совершенным проступком нет — любое неправедное действие начинается с неправедного намерения.

Как молить о прощении грехов

Обращаясь к Богу, мы обращаемся к тому, кто пожертвовал собой ради отпущения наших грехов и был ради этого распят на кресте.

Силу его прощения и милосердия нельзя измерить, поэтому в любое время — самое счастливое и самое тяжелое — мы возносим ему свои молитвы, так как никто больше не способен очистить нас от скверны и сделать наш взгляд чистым и незамутненным соблазнами.

Читайте о грехах:

  • Чревоугодие
  • Гордыня
  • Любостяжание

Слова о прощении — это лекарство для души. И также, как лекарство, их нужно использовать лишь тогда, когда вам это нужно, и вы чувствует внутреннюю готовность быть излеченным.

Молитесь каждый раз, когда:

  • вы чувствуете свою вину перед кем-то;
  • испытываете раскаяние за какое-либо намерение или совершенный поступок;
  • вы приняли решение не повторять ошибок и поступать в соответствии с заветами Божьими.

Но главный признак, по которому можно понять, что пришло время обратиться к Господу Богу и попросить у него прощения — чувство дискомфорта и тяжести, которые, как кажется, заставляют вас пригибаться к земле. Это значит, что на душу лег еще один грех, который лишает вас силы.

Сильная молитва Господу способна совершить чудо. Но не ждите быстрых результатов: получение прощения — достаточно длительный процесс, и однократное моление не искупит намеренного или нечаянного вреда, который вы причинили кому-то или имели намерение причинить.

Регулярно посещайте Храм, где возносите молитвы Господу, Матери Божьей и Святым, соблюдайте законы Божьи, будьте милосердны к ближнему своему и Господь вас услышит. Обязательно нужно приступить к Таинству исповеди.

Следующая молитва относится к одним из самых сильных. Читайте ее каждый раз, когда чувствуете в этом потребность или когда вас начинают преследовать соблазны и сомнения.

«В руце Твоего превеликаго милосердия, о Боже мой, вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя, дела моя и вся тела и души моея движения. Вход и исход мой, веру и жительство мое, течение и кончину живота моего, день и час издыхания моего, преставление мое, упокоение души и тела моего. Ты же, о Премилосерде Боже, всего мира грехами непреодолеваемая Благосте, Незлобиве Господи, мене, паче всех человеков грешнейшаго, приими в руце защищения Твоего и избави от всякаго зла, очисти многое множество беззаконий моих, подаждь исправление злому и окаянному моему житию и от грядущих грехопадений лютых всегда восхищай мя, да ни в чемже когда прогневаю Твое Человеколюбие, имже покрывай немощь мою от бесов, страстей и злых человеков. Врагом видимым и невидимым запрети, руководствуя мя спасенным путем, доведи к Тебе, пристанищу моему и желании моих краю. Даруй ми кончину христианску, непостыдну, мирну, от воздушных духов злобы соблюди, на Страшном Твоем Суде милостив рабу Твоему буди и причти мя одесную благословенным Твоим овцам, да с ними Тебе, Творца моего славлю во веки. Аминь».

Человек, получивший прощение — один из счастливейших людей на земле. Его душа наполняется умиротворением и покоем, мысли приобретают чистоту и слаженность, а сам он находит согласие с собой.

Это помогает не сбиваться с жизненного пути даже тогда, когда человека окружают соблазны, а обретенное великодушие и милосердие к окружающим дает ему силу и мужество.

Молитва о прощении грехов — очень сильное, но не единственное средство снять с души бремя и пройти своего рода очищение. Главный посыл, которые несут в себе эти особенные слова, можно также реализовать с помощью повседневных дел. Они должны быть направлены на проявление милосердия к ближнему своему и избавление от гордыни, которая часто становится спутницей заботы о материальном.

О чем еще необходимо каяться:

Такими делами могут быть визиты в дома престарелых, где вы поможете уходом за людьми, уже завершающими свой земной путь. Или примите участие в сборе пожертвования для малоимущих и больных, которые нуждаются в вашей помощи так же, как в Божьей.

Но, главное — не относитесь к молитве о прощении грехов как к некой «прививке», которая на какое-то время сделает вас безгреховным и неуязвимым перед лицом соблазнов.

Обратиться к Господу за прощением — это значит дать ему обещание впредь следить за собственными мыслями и поступками, которые определяют чистоту вашей души.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва о прощении грехов очень сильная

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

У всех народов, которые живут на Земле, есть тайные слова, которые в обязательном порядке передаются из старшего поколения к младшему, и благодаря которым, человек обращается к высшим силам, к Господу Богу. Такие слова называют молитвой. Основное обращение – молитва Господу о прощении – искупление греха перед другим человеком, воспитание силы прощения.

Чтобы отмолить свои грехи важно посещать храм Господний. Присутствовать на Богослужениях. Но, самое главное, на самом деле хотеть получить от Всевышнего снисхождение благодати в виде прощения грехов. Господь Бог прощает всех и отпускает им грехи, но только тем, кто показывает ему свое незыблемое желание получить прощение, всепоглощающую веру и отсутствие лихих помыслов.

Молитва о прощении грехов

За время своего пребывания на планете Земля человек изо дня в день совершает большое количество грехов исходя из разных обстоятельств и причин, главные из которых – слабость, неумение подчинить свою силу воли, что бы противостоять множеству соблазнов, которые нас окружают.

Всем известно придание Иисуса Христа: «Из сeрдцa исхoдят промышления злaя, и сквeрнят чeлoвeкa». Именно таким образом в подсознании человека рождаются греховные мысли, которые перетекают в греховные действия. Не стоит забывать о том, что каждый грех берет свое начало лишь со «злых помыслов».

Молитва о прощении грехов — очень сильная молитва

Одним из распространенных способов искупить грехи является подаяние милостыни и пожертвований тем, кто в этом нуждается больше, чем ты. Именно через данное деяние человек может выразить свое сострадание к обнищавшим и милосердие к ближнему.

Другой способ, который поможет освободить душу от греха – молитва об отпущении грехов, которая идет от самого сердца, про искреннее покаяние, о прощении совершенных грехов: «И мoлитвa вeры иcцeлит хворающего, и вoccтавит его Господь; и если он сотворил грeхи, oни прocтятcя и искупятся eму» (Иак.5:15).

В православном мире существует чудотворная икона Богородицы “Умягчении злых сердец” (иначе — “Семистрельная”). Издавна перед этой иконой верующие христиане просят о прощении греховных деяний и примирении враждующих.

Среди православных верующих распространены 3 молитвы о прощении грехов:

Молитва покаяния и прощения

«В руце Твоего превеликаго милосердия, о Боже мой, вручаю душу и тело мое, чувства и глаголы моя, дела моя и вся тела и души моея движения. Вход и исход мой, веру и жительство мое, течение и кончину живота моего, день и час издыхания моего, преставление мое, упокоение души и тела моего. Ты же, о Премилосерде Боже, всего мира грехами непреодолеваемая Благосте, Незлобиве Господи, мене, паче всех человеков грешнейшаго, приими в руце защищения Твоего и избави от всякаго зла, очисти многое множество беззаконий моих, подаждь исправление злому и окаянному моему житию и от грядущих грехопадений лютых всегда восхищай мя, да ни в чемже когда прогневаю Твое Человеколюбие, имже покрывай немощь мою от бесов, страстей и злых человеков. Врагом видимым и невидимым запрети, руководствуя мя спасенным путем, доведи к Тебе, пристанищу моему и желании моих краю. Даруй ми кончину христианску, непостыдну, мирну, от воздушных духов злобы соблюди, на Страшном Твоем Суде милостив рабу Твоему буди и причти мя одесную благословенным Твоим овцам, да с ними Тебе, Творца моего славлю во веки. Аминь».

Молитва о прощении обид

«Господи, Ты видишь мою слабость, даждь ми исправление и сподоби мя любити тя от всея души моея и помышления, и подаждь мне благодать Свою, подаждь мне усердие совершать службы, приносить мою недостойную молитву и за все благодарить Тебя».

Прощение у Бога

«Господи Боже мой, Ты знаешь, что для меня спасительно, помоги мне; и не попусти мне грешить пред Тобою и погибнуть во грехах моих, ибо я грешен и немощен; не предай меня врагам моим, яко к Тебе прибегох, избави меня, Господи, ибо Ты моя крепость и упование мое и Тебе слава и благодарение во веки. Аминь».

Сила обращения к Всевышнему

Умение человека прощать и просить о прощении – это способности сильного и милосердного человека, ведь Господь Бог совершил величественный акт прощения, Он не только простил все грешивших людей, но и был распят за грехи человеческие на кресте.

Читайте так же:  Молитва веры крестным

Молитва о прощении грехов Господу может помочь человеку осуществить долгожданное освобождение от греха. Её сила заключается в том, что просящий у Всевышнего, уже искренне раскаивается и хочет искупить свою вину. Обращаясь молитвой о прощении совершенных грехов, он осознал то:

  • что совершил грех,
  • смог признать свою вину,
  • понял, что поступил неправильно,
  • и принял решение больше не повторять его.

Вера просящего человека в Его милосердность может повлечь за собой прощение.

Исходя их этого, душевная молитва о греховном прощении, является раскаянием грешника в содеянном, так как тот, кто не может осознать тяжести содеянного, не будет обращаться с молитвой к Всевышнему.

Обратив внимание на свои погрешности и обратившись после этого к Сыну Божиему, грешник обязан показать свое искреннее раскаяние через совершение хороших поступков. В этом случае «служащий Бoгу будет непременно принят, и мoльба егo придет дo самих oблaкoв» (Сир.35:16).

Молитва — голос человеческой души, который идет к Господу в уши. Общаясь с Всевышним, человек освящается: становится великодушнее, чище, добреет душой.

Прощение у Бога за грехи

За время человеческого существования, молитва стала нужна для получения божественной благодати, впоследствии которой характер человека полностью меняется: он становится богатым душой, душевно сильным, стойким, мужественным, а греховные помыслы навсегда покидают его голову.

Когда происходят изменения во внутреннем мире человека, то он может: стать лучше для тех, кто находится рядом,

  • может сделать добрее людей, которые окружают его,
  • показать, что значит делать разумные вещи,
  • поведать о скрытой природе происхождения зла и добра,
  • не дать другому совершить греховный поступок.

Матерь Божья, Богородица, так же помогает в искуплении грехов – он слышит все молитвы в ее адрес и доносит их Господу, тем самым вымаливая прощение вместе с просящим.

Обращаться с мольбой о прощении можно и к угодникам Божьим, и великомученикам. О прощении грехов нужно не просто просить, такое нужно отмаливать длительное время: чем более тяжкий грех – тем больше времени потребуется. Но будьте уверены, время не будет потрачено зря. Ведь схождение Божией благодати на человека – величайший подарок от Бога.

Как получить прощение:

  1. Регулярно посещать православный храм;
  2. Принимать участие в Богослужениях;
  3. Обращаться с молитвой к Господу дома;
  4. Жить с праведными взглядами и чистыми помыслами;
  5. Не совершать в последующем грешных деяний.

Молитва о прощении грехов, своего рода помощник, незаменимый соратник каждого человека. Умеющий прощать, великодушный человек – по-настоящему счастливый. Ведь когда мир в душе, тогда и окружающая нас действительность преображается в лучшую сторону.

Может ли Бог простить убийцу и убийство

Православная вера говорит нам о том, что Господь есть любовь. Народная мудрость гласит, что нет греха непрощенного, но есть нераскаянный. Вся суть христианства сводится к тому, чтоб человек пришел к покаянию. Грешным является каждый человек, но все же тяжесть проступков бывает разная. Что же делать, если человек совершил совсем уже тяжкое падение — убийство? Шестая заповедь христианства говорит нам «Не убий». Прощает ли Бог убийц?

Как каяться в грехе убийства

Человеку может быть прощен любое злодеяние, если он в нем кается. Пока человек живет на земле, он имеет шанс спасти свою душу и наследовать вечную жизнь. Давайте вспомним, что первым в рай за Христом вошел разбойник, висящий справа на кресте.

Мы не знаем, какие конкретно преступления совершил этот человек, но понятно, что это были злые дела. Вполне вероятно, что он был и убийцей. И этому человеку хватило буквально несколько секунд, чтобы покаяться, исповедать Христа и спастись.

Каждый человек, который совершил грех убийства или любой другой тяжкий проступок, должен брать пример с этого разбойника. Но для этого надо понимать, что такое истинное покаяние. Покаяться — это не значит только лишь назвать или обозначить свой плохой поступок. Раскаяние предполагает, прежде всего, осознание всей пагубы содеянного и низости падения. Человеку может стать очень страшно от понимания того, что он совершил, но без этого страха невозможно покаяние.

О грехах в православии:

Второй этап — твердо решить никогда в жизни больше не повторять совершенного. Человек должен дать слово и себе, и Богу, что он скорее умрет, но никогда больше не совершит того злодеяния, в котором кается.

Интересно! Иногда великим грешникам, совершившим тяжкие грехи, такие как убийство, покаяться бывает легче, чем обычным людям, утонувшим во множестве мелких прегрешений.

Тяжелый грех ложится огромным камнем на душу человеческую, лишает покоя. Это смятение в душе способно пробудить совесть даже у самого закоренелого злодея. И тогда очень важно со своими переживаниями прийти к Богу и раскаяться. Господь пришел в мир ради того, чтоб грешники могли спасать свои души, поэтому никогда нельзя отчаиваться и думать, что Христос не простит.

Третий этап покаяния — принести плоды. О необходимости плодов покаяния говорит нам через Евангелие святой пророк Иоан Креститель. В реальной жизни это означает, что человек должен искупить содеянное им зло какими-либо добрыми делами.

Что в православии считается убийством

Для того чтобы раскаяться в убийстве, нужно четко понимать, как его определяет православие. Явное физическое лишение жизни кого-либо — далеко не полное определение. Убийством считается и неоказание помощи страждущему, безразличие к страданиям другого.

С духовной точки зрения, убийством можно считать совращение кого-либо с истинного и доброго пути, втягивание в греховную жизнь. Далеко не всегда это явные и понятные действия, и человеку нужно внимательно переосмыслить свою жизнь, чтобы увидеть такой грех.

Отдельно надо остановиться на очень распространенном виде греха, который совершается каждый день многими людьми и все еще разрешено законом. Речь идет об абортах. Аборт — это убийство в самом чистом виде, совершаемое по доброй воле родителями ребенка.

Ответственность за такое решение несут и мама, и папа малыша, хотя окончательное решение всегда остается за женщиной. Тем не менее, если мужчина не поддержал женщину и из-за его действий (или наоборот, бездействия) и женщина совершила аборт — такой мужчина должен принести покаяние в убийстве собственного ребенка.

О духовной жизни:

Как принести покаяние

Человек, который решил принести покаяние в грехе убийства, должен прийти в храм к священнику и рассказать ему обо всем на исповеди. Нужно знать, что любой священник связан обетом хранить тайну исповеди и не имеет права разглашать информацию, которую узнал во время этого таинства.

За нарушение шестой заповеди, как и за совершение другого смертного греха, священник может наложить на кающегося епитимью — специальное обязательство, целью которого является труд для искупления содеянного. Труд может быть молитвенным в виде чтения определенного молитвенного правила, а может быть и другим, к примеру, помощь немощным или уход за больными.

Кающийся человек должен смириться и принять назначенную епитимью как из рук Божиих и нести этот труд безропотно. По завершении епитимьи священник разрешат кающегося от греха и допускает до святого Причастия.

Самое главное, что должен помнить человек в любой ситуации — даже самое страшное зло не способен превысить Божью любовь к нам.

Зачем каяться перед Богом и как правильно у него просить прощения

В христианском исповедовании главное — это вера в благодать Божью. К сожалению, после первого грехопадения сущность каждого человека стала зависима от грехов, и чтобы ощущать присутствие благодати, нужно каяться перед Богом и уметь правильно просить у Него прощения.

Читайте так же:  Молитва в период поста

Чем грех опасен для человека

Грех — это не юридическое преступление. Грех, прежде всего, наносит душевную травму самому человеку, это болезнь, рана, которая появляется на душе. Нужно определенное время для врачевания греха.

Как правильно просить у Бога прощения? Чтобы покаяние не было бесплодным, стоит не просто называть свои грехи, а принести Богу в жертву добродетели, противоположные тем грехам, которые раньше совершили. Назвать свои грехи — это еще не покаяться.

Необходим плод достойный покаяния:

  • перемена жизни;
  • перемена ума;
  • превратить свою жизнь в противоположную тем грехам, что были раньше.

Грех не может возникнуть спонтанно. Христос в нагорной проповеди раскрывает духовные корни грехов. Для иудеев грех — это убийство, прелюбодеяние, а Христос показывает некий генезис происхождения того или иного греха. Он говорит, что прелюбодей не только тот, кто совершил прелюбодеяние, но и всякий, кто смотрит на женщину с вожделением уже прелюбодействует с ней в сердце своем; убийца в заветном понимании не тот, кто убил, а и тот, кто напрасно гневается на брата своего — уже есть человекоубийца.

Церковь определяет, что есть восемь смертных грехов. Но при этом мы понимаем, что смертные грехи не возникают на голом месте. Поэтому если говорить, что есть большие и малые грехи, то самой такой постановкой мы в некотором виде легализуем часть своих проблем, а это неправильно. Поэтому не бывает мелких грехов.

Важно! Любой грех, если это запущенная проблема, приведет к чему-то серьезному, к тому, что называется смертным грехом.

То есть Христос вскрывает внутренние мотивации, обнаруживает тот самый закон греха, который реально может присутствовать в каждом человеке.

Как исповедовать грехи

Существует десять грехов, всё остальное — это разновидность этих грехов. Поэтому, когда готовитесь к исповеди, готовьтесь с акцентом на лаконичность десяти заповедей, но при этом вы должны быть готовы, что священник может задать вопрос: сколько раз вы пали? С кем вы пали? Было ли чувство раскаяния у того, с кем вы пали? Это уже дело священника, захочет он что-то уточнять или нет.

Иногда человеку очень трудно рассказать какой-то свой грех. Особенно это случается тогда, когда вы дружите со священником, и вы боитесь, что когда будете называть свои грехи, то это изменит доброе отношение священника к вам, он будет смотреть на вас уже отрицательно. Но на самом деле это ложный стыд.

Священник, когда чувствует, что человек неискренне себя ведет на исповеди, таким недоверием он может оскорбиться. А когда священнослужитель видит, что вы называете грех своим именем, он чувствует ваше доверие к нему и с пониманием отнесется. Подстраивайтесь под священника, под его вопросы, его реакцию.

Внимание! Исповедь совершается не перед священником. Читаются молитвы: «Се Христос незримо стоит, приемлет исповедание твое». Священник только свидетель исповеди и грехи-то отпускает священник не силой своего благочестия, не силой своего сана, а властью данной ему от Иисуса Христа.

Поэтому исповедь совершается перед Христом, а священник — свидетель. И на Страшном суде именно священник будет свидетельствовать об искренности вашей исповеди.

Существует епитимья — это не наказание за грех, а период, за который человек лечит покаянием свой грех. Чтобы потом приступить к чаше Евхаристии.

Иногда за тяжелые смертные грехи священник рекомендует на некоторое время воздержаться от причастия. Усилить покаяние молитвой, постом, чтением Священного Писания, святоотеческой литературы или другими положительными поступками. Чтобы именно покаянием врачевать свою душу, а потом уже приступать к Чаше Христовой. Естественным состоянием является чувство скорби от совершенного греха. Естественна боль и тяжесть душевная. Но переживая скорби, душа учится смиряться, перерождается.

Задача исповеди заключается в том, чтобы вы стали обвинять самих себя! Что происходит на исповеди, когда человек начинает обвинять самого себя? Бог начинает его оправдывать. Задача именно кающегося обвинять себя. Ведь в обыденной жизни мы занимаемся тем, что постоянно оправдываем себя.

Но не надо вносить в церковь элементы вашей обычной жизни, когда мы маскируемся, пытаемся оправдаться, отказываемся от каких-то обвинений против нас. Через ложную стыдливость вы становитесь сами себе врагом.

Бог и кающийся человек

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Есть три разных слова, которые встречаются в Священном Писании и которые говорят об отношении Бога к кающемуся человеку.

Это, прежде всего, слово — прощение. Что значит человека прощают? Ему не будут напоминать о том, что он совершил.

Но есть другое слово — человека милуют. Он не просто совершил проступок, а и заслужил наказание, но его милуют.

А третье слово в Священном Писании является основным в характеристике того, как Бог относится к нашему акту покаяния. Это слово — оправдание, то есть означает, что никогда не был виновен.

Бог в Иисусе Христе всецело освободил человека от власти греха. В том смысле, что человек уже не отвечает, если он покаялся в грехе, произошел акт покаяния, то это именно называется оправданием, то есть всецелое, тотальное прощение. Это связано с тем, что после того, как Христос совершил акт нашего искупления, Бог-Отец смотрит на нас через раны Своего Сына и видит нас оправданными.

Такое значение имеет то, что совершил Христос.

Ищите прощения — умейте прощать

Так как мы нуждаемся в прощении, мы должны научиться прощать. Иначе как читать молитву Господню, где есть слова: «Остави нам долги наша, якоже мы оставляем должником нашим».

Еще о покаянных молитвах:

Если, испрашивая прощение у Бога мы сами не прощаем, то нам нельзя читать молитву «Отче Наш». Тогда мы будем говорить Богу: «Не прощай нам, как и мы не прощаем» — таков будет смысл в наших словах, даже если мы будем правильно произносить слова этой молитвы.

Помня о том, что мера того, как мы относимся к другим, это мера того, как Бог может отнестись к нам. Мы должны ответственно подойти к этим словам: это значит,что, когда мы прощаем ближнего, мы обеспечиваем и для себя прощение Божественное.

Поэтому тот, который нуждается в прощении, тот, который прощен, он должен прощать и должен забывать, что простил и быть готовым повторить акт прощения по отношению к человеку, который ищет примирения с ним.

Таинства церкви — помощь в исцелении грехов

Все таинства, существующие в церкви, обладают врачующими свойствами. Крещение — снятие первородного греха. Если бы люди не грешили, то не было бы второго таинства — таинства покаяния.

Какие грехи снимаются в таинстве покаяния, исповеди? Снимается грех, как проступок, когда человек исповедует его перед священником. Затем идет к причастию и его причащают во оставление грехов и жизнь вечную.

Возникает вопрос: «А во оставление каких грехов, если человек исповедовался и грех был снят?» Дело в том, что грех-то снят, как проступок в Таинстве Исповеди, но Таинство Причастия снижает саму склонность ко греху, то что апостол Павел называет законом греха, который живет в каждом человеке. То есть любой греховный поступок рождается от тех склонностей, которые есть у каждого из нас. Они могут совпадать, могут не совпадать, но именно в причастии уменьшается сама склонность, причина греха.

Далее Таинство Соборования — врачевание души и немощей телесных. Венчание — таинство, снисхождение к плотским немощам человека и обеспечение нормальной семейной жизни.

Важно: человек, который считает себя грешным, должен безбоязненно идти в церковь, потому что все основные таинства церкви связаны с человеческими немощами, грехами, склонностями дурными. И если человек говорит, что не идет в церковь, потому что грешен, то он не понимает, что такое церковь.

Все таинства обращены, чтобы помочь немощному человеку, поэтому ему самое место в храме. И когда человек говорит, что у него нет грехов, то он сам себя обманывает.

Когда нет возможности уже покаяться

Христос прощал грехи. Но перед тем, как покинуть землю, перед Своим Вознесением, вот эту уникальную власть прощать грехи Христос не мог забрать с собою, Он оставил ее на земле. Передал ее апостолам, апостолы передали епископам, епископы перепоручают это служение прощения пресвитерам. И мы должны дорожить такой возможностью, что она существует.

Опыт Богообщения каждого человека неповторим. Дойдя до порога физической смерти, сам человек уже ничего не сможет изменить. Даже молиться за себя не сможет — нуждается в молитвах живых.

Исаак Сирин писал: «В этой жизни покаяние, в будущей жизни — суд. В этой жизни — милость, в будущей — наказание. Здесь принимаются слезы, там — суровый допрос». Поэтому нужно осознать ценность земной жизни.

Важно: только в этой земной жизни мы можем примириться с Богом. Если в этой земной жизни такого не произойдет, то мы уже нигде и никогда не примиримся с Ним. Поэтому сам факт, что человек жив, свидетельствует о том, что есть какое-то Божье намерение относительно этого человека.

Мы не можем знать какими путями ведет Бог людей к покаянию, кого-то на смертном одре приводит к покаянию, но в Писании сказано так: «Долготерпение Божие ведет к покаянию».

Добрые дела необходимы душе в стремлении идти навстречу к Богу, возможность воздать Ему за дар спасения. Но прекрасно понимаем, что нам и вечности не хватит, чтобы отблагодарить Бога за дар спасения. Ведь мы, живя на земле, получаем жизнь на небесах, за временную жизнь получаем жизнь вечную, за тленную жизнь нетленную, а это несоизмеримые вещи.

Читайте так же:  Молитва чтобы человека не посадили в тюрьму. Молитвы чтобы не посадили в тюрьму, о скором

Как можно ценой временной жизни приобрести жизнь вечную? В любом случае это будет даром по благодати.

Таинство любви. Исповедь. Почему для прощения грехов нужен священник?

Недостаточно, прочитав книгу, в молитве покаяться перед Богом. Некоторые люди мне говорят: «Зачем исповедоваться? Я и так каждый день вспоминаю грехи, прошу прощения у Бога». Тогда я задаю им такой вопрос: «Как вы узнаете, что ваши грехи прощены? Ведь чувства могут нас обманывать.

Например, когда мы сидим в неподвижном поезде, нам иногда кажется, что он трогается, на самом же деле едет поезд, который мы видим за окном. Впечатления в этой жизни обманчивы». Так и здесь. На земле есть люди, которым Богом дана власть прощать грехи, лечить и исцелять души людей. Эти люди священники. Когда человек приходит на исповедь с верой в Бога, то через священника, каким бы он ни был, действует Сам Бог. Не священник прощает грехи, прощает грехи Бог.

Священник является посредником между вами и Богом. И без посредника, который скажет: «Бог простил тебя», который это засвидетельствует и в день исповеди, и на Страшном Суде, невозможно получить прощение грехов. Невозможно точно об этом знать. Если человек живет где-то в пустыне и рядом нет священника, Бог может простить ему всё и без ИСПОВЕДИ. Но если рядом есть храм, если есть специальный, поставленный для этого Богом человек, а вы им пренебрегаете, – как вы можете получить прощение грехов?

Сила прощения

Слово о покаянии и прощении грехов. Часть 1

На Святой Литургии во время пения Трисвятой песни священник читает следующую молитву:

Боже Святый… сподобивый нас, смиренных и недостойных раб Твоих, и в час сей стати пред славою святаго Твоего жертвенника и должное Тебе поклонение и славословие приносити… прости нам всякое согрешение, вольное же и невольное, освяти наша души и телеса, и даждь нам в преподобии служити Тебе вся дни живота нашего… [1] .

Святая Литургия – важное событие, потому что мы все вместе приносим Богу песнь, славословие и служение, приносим Трисвятую песнь. Все вместе стоим пред Богом, принимаем Божие благословение и становимся одним Телом – составляем Церковь Христову. Когда мы собираемся на богослужении, мы составляем Христову Церковь, Тело Христово, соединенное с Главой – Христом.

Но разве Бог нуждается в том, чтобы мы приносили Ему Трисвятую песнь? Нет. Бог не нуждается ни в том, чтобы мы пели Ему, ни в том, чтобы говорили Ему высокие слова, славословия, похвалы и массу всего еще, – однако мы нуждаемся в том, чтобы это делать, нуждаемся в том, чтобы прославлять Бога. Когда славословим Бога, мы исцеляемся, облегчаем свою душу, исцеляем свое существо. Это мы нуждаемся в том, чтобы славословить Бога, а у Бога от наших слов не прибавляется ни славы, ни еще чего-нибудь.

Когда стоишь пред Богом, надо стоять с ощущением собственной греховности. Чтобы вступить в общение с Богом, надо иметь правильное отношение к Нему – надо быть смиренными, чтобы в нашей душе не было этой закрытости, проистекающей из эгоизма и высокомерия. Когда мы смиренно стоим пред Богом, мы открываем свое сердце для того, чтобы оно приняло Божию благодать, и молим Бога посетить нас, прийти к нам по Его благости – не потому, будто мы этого заслуживаем, а потому, что Он благ, человеколюбив, милостив, и мы поэтому молим Его прийти к нам.

Бог приходит к нем не потому, будто мы этого заслуживаем, а потому, что Он благ и милостив

Когда Он придет и посетит нас, тогда мы сможем обратить на пользу это Божие посещение – если, конечно, правильно расположены к Нему. В противном случае, когда у нас нет к Нему правильного отношения, то, даже если Бог посетит человека, он или не поймет этого, или тут же утратит эту благодать, и ничего не будет. Это для нас важно, потому что Бог не посещает души таких людей, которые не могут распознать Его присутствия, которые замешены на самомнении и эгоизме, которые не ищут Его благодати.

И это посещение Бога, о котором мы молим Его, – не какое-нибудь событие, совершающееся в нашем воображении, не нечто воображаемое в нашем уме или нечто эмоциональное, происходящее в наших эмоциях. Хотя, конечно, когда Бог посещает нашу душу, все наши чувства движутся, и ум, и сердце, и чувства, всё активируется, потому что когда Бог посещает человека, тот весь целиком участвует в этой нетварной Божией благодати.

Эта благодать тоже является энергией Бога, а не чем-то абстрактным, не чем-то таким, что я могу знать, а могу и не знать, что могу почувствовать, а могу и не почувствовать. Я ее чувствую, и это – энергия. Она как аппарат, который включаешь в контакт, нажимаешь на кнопку, и электрическая энергия канализируется, аппарат активируется, он начинает действовать и совершает работу. Так и человек, который связывается с благодатью, для него это связывание с ней – реальное событие, которое на 100% абсолютно и реально.

Разумеется, когда благодать пребывает в нашей душе, тогда все наши чувства движутся, и чувственный, и душевный мир, и тело участвуют в этой благодати, мы участвуем в ней всем существом. В благодати участвует не только какая-то одна часть.

Поэтому мы молим Бога посетить нас. И когда Он посетит нас, первое, что делает наша душа, – ищет прощения у Бога, потому что душа тут же осознаёт, что она далека от Бога, видит, что она стоит далеко от Бога, что Бог свят, пресвят, чист, столь светел, а мы находимся на большом расстоянии от Него.

Он может канализировать Свою благодать в нашу душу, но мы, со своей стороны, понимаем, что принимаем Его благодать потому, что Он благ, потому, что Он хочет дать ее нам, а не потому, будто этого заслуживаем, не потому, будто мы представляем собой нечто, не потому, будто мы добродетельны, а потому, что Он благ, праведен, милосерд, добр и Своей благодатью посещает нас, и мы видим, как далеко отстоим от Него. Это чувство нас не раздавливает и не сокрушает в плохом смысле, а раздавливает и сокрушает наш эгоизм, того идола, который мы сами из себя сотворили.

При этом Бог не вызывает в нашей душе чувства удушья. Он нас не удушает – почему? Потому что, когда Бог действует, Он действует спасительно для человека, спасает человека, Он его не убивает, а спасает, восполняет, освобождает.

Мы видим, как мы далеки от Бога, – и ищем у Него прощения, молим Его простить нас

Как только Бог посетит нашу душу, мы видим, где Он и где мы, и в нашей душе рождается боль из-за этой удаленности от Него, и мы ищем у Него прощения, молим Его простить нас. Поэтому в молитве говорим: Прости нам всякое согрешение, вольное же и невольное.

Мы молим Бога простить нас. Слово «простить» на греческом (συγχωρήσω) означает «поставить человека вместе с собой, совместить». Когда мы говорим Богу, чтобы Он простил нас, мы не имеем в виду того, что на новогреческом означает: «Извини меня». То есть не так, как если бы у какого-то человека была с нами проблема: мы ему что-то сделали, и он негодует, гневается, видеть нас не хочет, поскольку мы его уязвили, а мы ему говорим:

– Прости, что причинил тебе зло!

И он старается нас простить, то есть зачеркнуть наш грех. У слова «прощать» есть и более глубокий смысл: я не просто зачеркиваю твой грех. То есть просить прощения не значит, что мы говорим Богу:

– Зачеркни наши грехи!

Бог не держит перед собой листа бумаги, на котором бы Он записывал наши грехи. И Он отвечает:

– Нет, Я тебя не прощаю!

– Да прости Ты меня!

– Не прощаю! Можешь хоть тысячу раз сказать: «Прости меня», – Я еще посмотрю, прощать ли тебя!

Всё это представление человеческое, детское, мы делали так, когда ходили в школу. Когда ты говоришь Богу: «Прости меня!», это не значит, что Бог таит на тебя злобу или помнит какие-то факты, говорящие против тебя. Нет. «Прости меня» здесь означает: «Я Тебя очень молю, Боже мой! Исцели мое существо уязвленное, обезображенное, искалеченное. Исцели меня Своим присутствием и прими снова в Свои Отеческие объятия. Прости меня Своей любовью, которая у Тебя есть и которой я не понимаю, потому что я болен, слеп, страстен, искажен и не понимаю, что Ты любишь меня. Ты меня любишь, печешься обо мне, даешь всё, а я, к сожалению, этого не понимаю».

«Прости меня» означает: «Молю тебя, Боже, исцели мое существо уязвленное, обезображенное, искалеченное»

Прощение – это движение, в котором мы молим Бога исцелить нас, потому что в конце концов проблема у нас, а не у Бога. И когда мы говорим Богу: «Прости меня!» – в том смысле, который сегодня обычно вкладывают в это слово («извини»), то получается, будто у Бога есть проблема и Он гневается, а мы говорим:

– Ну что теперь делать? Он разгневался. Надо сделать что-нибудь, чтобы у Него это прошло!

И в случае с человеком ты начинаешь успокаивать его и думаешь: «Ну что бы еще сделать, чтобы у него прошло? Купить ему, не знаю, хорошего мороженого и угостить? Или подарить букет цветов, сказав вдобавок и теплые слова: “Ну какой же ты хороший!” и пр., что-нибудь пообещать – и дело с концом? Он же разгневался, и чтобы это прошло, надо что-нибудь сделать».

Читайте так же:  Исламская утренняя молитва

В большинстве случаев чувство, которое мы испытываем к Богу, такое и есть, а именно: «Я совершил несколько грехов, но и Ты не таи на меня злобу из-за того, что я их совершил», – и я хочу что-нибудь сделать, успокоить Его, чтобы у Него это прошло, и убедить простить меня!

Дело в том, что это не Бог нуждается в исцелении, а я. Бог не таит на меня никакой злобы из-за того, что я натворил глупостей, и Он не хмурится, не злится – а это мои пороки, страсти, болезни в буквальном смысле убивают мою душу. Поэтому я говорю Богу: «Прости меня, Ты, Врачу, очисти от этого яда, чтобы прояснились мои глаза, сердце, чтобы я ожил, возродился, ибо я умираю и погибаю».

Мы молим Бога простить нас, потому что у нас имеется это ощущение Его святости, и мы чувствуем, что Он может простить нам всякое прегрешение.

Доходить до того, чтобы не видеть в себе ошибок, то есть когда мы не видим своих грехов и не чувствуем, что наше «я» уязвлено и покрыто страстями, – это для человека трагично. Среди нас есть такие люди, кто, если спросить их: «У тебя есть какой-нибудь грех?» – отвечают: «Нет, у меня ничего такого нет». Мы часто это слышим. Я не чувствую, что сделал что-то, я ничего не чувствую. Это глубокий сон, ты словно спишь под действием снотворного и никак не можешь проснуться, чтобы увидеть хоть несколько своих грехов, осознать, что ты делаешь.

Конечно, это факт, что человеку нелегко дойти до этого покаянного чувства. И знаете, когда мы реально каемся? Когда видим Бога, тогда мы и каемся. До этого наше покаяние человеческое, у него есть человеческие черты, оно не здоровое, но даже такое оно нам помогает.

А как же я покаюсь, если не знаю Бога и никогда не видел Его святости? Ну хорошо, я еще могу понять, что совершил грехи по отношению к ближним. Поэтому люди, как правило, когда приходят исповедоваться и называют свои грехи: «Я совершил грехи: ненавижу ближнего своего, обвиняю, сплетничаю, говорю неправду», – то очень редко кто скажет: «Я не люблю Бога», – или: «Я наношу вред своей связи с Богом – моим Отцом». Потому что для него Бог – это что-то непознанное; он видит только брата своего, ближнего, окружающих. Тогда как духовный человек, когда придет исповедоваться, первое, что скажет, это: «Я оскорбил Бога, уязвил свою связь с Ним и свою душу. Я убил свою душу, я убийца собственной души – может, и не убивал человека, но убил свою душу. Я убил и души других людей своими грехами, плохим примером и бесчинствами!» – скажет так, как будто произошло действительно очень реальное и сильное падение.

Но, чтобы всё это могло произойти в нашей душе, надо увидеть святость Бога, и если мы не увидим Его по благодати Святого Духа, то будем хотя бы совершать малые духовные подвиги в душе. Давайте, когда у нас будет немного времени, подумаем об этом. Это можно сделать, даже когда приходим в церковь. Некоторые часто жалуются:

– Но как же долго идет эта Литургия! Хоть бы закончилась скорее!

Но как раз Литургия и дает тебе время на это, в миру – это час-два, а в монашестве этих часов намного больше, и если учесть наши житейские обстоятельства, то, может, это время – единственное, которое у тебя найдется для того, чтобы подумать о себе, о своей душе.

Литургия и есть то время, чтобы подумать о себе, о своей душе, разобраться в ней

Даже если ты не умеешь молиться, даже если не понимаешь, что говорит священник, певчие, погрузись в себя, в свою душу и взгляни на прошлое, исследуй свою душу, чтобы увидеть, что с тобой происходит: «Куда я иду? Как я? Что происходит внутри меня?» Это редкая возможность, которая у нас для этого есть, по меньшей мере, если учитывать современные реалии мира.

А где ты еще найдешь время для этого? Днем думаешь: «Ладно, вечером помолюсь». Но стоит тебе уединиться вечером на 5–10 минут, как дети начнут без конца хлопать дверью, а жена будет ждать, когда же вы с ней сядете, чтобы поговорить, и думаешь:

– Ну ладно, почитаю минут 5–10 повечерие, прочту пару молитв, и всё. Нет у меня времени углубляться, входить в свою душу.

Тогда как Святая Литургия, церковные богослужения, сама атмосфера Церкви помогает войти в свое сердце и совершить там ретроспекцию, взглянуть на свое прошлое, настоящее и будущее, задуматься о Суде Божием, о своем движении во времени, обо всем, что видишь перед собой, вздохнуть и сказать: «Боже, прости меня, помилуй меня! Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» Может, у тебя даже будет время и заплакать.

Поэтому не пропускайте церковных служб: это единственное пространство и время, которое дается нам на то, чтобы сделать в себе что-нибудь. Нет у нас другого времени и пространства, учитывая те обстоятельства, в которых мы живем. Если бы мы обитали в пустыне, оно, естественно, было бы, но в миру его у нас нет.

Простить и испросить прощения

В преддверии прощенного воскресенья

Как часто – практически во всех неприятностях с ближними – нам почему-то кажется, что сами мы ни при чем и нисколечко не виноваты. Уже в библейском описании грехопадения первых людей мы читаем, как Адам оправдывался перед Богом: нет, это не я виноват, а жена, которую Ты мне дал. В свою очередь жена говорит: это не я, а змей (см.: Быт. 3: 11–13). А змею, выходит, и деться некуда, хотя он, как тварь Божия, тут ни при чем. По объяснению святых отцов, змеем воспользовался падший денница, чтобы соблазнить людей. Но его соблазн не томил сладкой истомой первых людей, еще чистых, не изведавших на собственном опыте греха. Они сами распахнули двери своего сердца навстречу загадочному искушению, проявив откровенное недоверие Богу. Так вот, их самооправдание сделало невозможным покаяние: они не захотели сказать: «Господи! Мы согрешили, прости!» – а значит, их исправление в тот момент было уже невозможно.

Удивительно, мы можем понаблюдать за собой: всегда, когда мы всячески оправдываем себя, в душе нет покоя и мира, а какое-то мутное чувство самодостаточности своего «я», возвышающегося, словно надменный истукан, над всем окрестным миром, над миром, по нашему мнению, несовершенных друзей, коллег и знакомых.

Самооправдание проявляется во мнении, что наши проступки вовсе не проступки: так сложились обстоятельства, что мы вынуждены были поступить именно так, нам неправильно представили ситуацию и т. д. и т. п. Самооправдание заверяет, что сами по себе мы святы и только внешние обстоятельства не дают нам раскрыть себя во всей полноте. Такая позиция вносит в душу мрак, лишает ум ясности, а сердце – чистоты и покоя. Один брат спросил авву Пимена: «Что мне делать? Меня давит какая-то тяжесть». Старец ответил: «Когда пловцы большого судна увидят, что наступает мрак, они пристают к берегу и вбивают кол, чтобы судно не ушло. Этот кол есть самоосуждение». Признавая вину свою, а не ближнего, мы сможем удержать душу у пристани спасения.

Для этого нужно научиться говорить «прости». Это слово есть лучший способ для уврачевания конфликтов и исцеления от греха. Оно извергает из сердца яд зла и призывает к тому же обидчика или обиженного. В житии преподобного Кирилла Белозерского повествуется, как в обители святого жил монах Феодот, который до того возненавидел преподобного, что не мог не только видеть его, но и слышать. Никому не удавалось убедить Феодота отложить свою беспочвенную вражду, так что Феодот решил уйти из монастыря. Перед этим он, как полагалось, зашел к настоятелю на исповедь. Святой Кирилл принял его с такой любовью, что, прежде чем тот исповедал свои помыслы, сказал: «Любезный о Христе брат! Все обманываются, почитая меня человеком добрым, один ты судил правильно, признав мои грехи и злобу. Но, уповая на милость Господа, Который поможет мне исправиться, прошу и тебя простить оскорбления, мною тебе нанесенные, и молиться за меня милосердому Спасителю». Пораженный смирением и незлобием настоятеля, монах тут же раскаялся, признал свою неправоту и просил прощения. После этого Феодот уже и не думал выходить из-под начальства преподобного Кирилла. Так испрашивание прощения изменило другого человека, явив ему свет смирения и любви.

Поразительно, но люди интуитивно чувствуют, что перед лицом вечности нельзя таить друг на друга зла. Когда два человека навсегда расстаются, они говорят друг другу «прощай», то есть «мы уже не увидимся, и потому не будем держать друг на друга обид». Когда умирает человек, он также просит у родных и близких прощения. Потому что вечность – это встреча с Богом, а перед Богом не оправдается душа, обремененная грузом злых мыслей. Но Бог видит нас и в повседневной жизни, видит, как мы ведем себя с окружающими, поэтому чем чаще человек очищает свою совесть этим удивительным словом «прости», тем все более он становится счастлив.

Нам стыдно признаться в своих ошибках перед людьми. Но если мы будем признавать их хотя бы перед самими собой, то это уже достижение.

Обыкновенно нам стыдно признаться в своих ошибках перед людьми. Но если мы будем признавать их хотя бы перед самими собой, то это уже достижение. Не задвигать собственные оплошности на задворки памяти, как бы прятать их от самих себя, а заострить внимание, в чем я был неправ перед ближними, внимательно для себя разобрать, как мне следовало поступить и что я могу исправить. Не зря святые отцы рекомендуют каждый вечер испытывать свою совесть, вспоминать все совершенные за день грехи, каяться в них и стремиться не повторять. Если мы приобретем этот навык, наши отношения с другими людьми станут заметно лучше. Ведь только тот, кто видит свои ошибки, способен исправить их.

Читайте так же:  Главная молитва от материнского проклятья

Тем не менее, мало просить прощения у обиженных нами людей. Ведь может случиться так, что кто-то причинил нам неприятность, сам не просит прощения, тогда мы должны решиться на важный для нас шаг – самим простить другого.

А приходилось ли вам замечать, что, когда вы прощаете обидчика, внутри как будто развязывается тугой узелок? Словно с души снимается тяжелый груз – и становится легче. Мы призваны прощать, чтобы в глубинах души не был стянут железным узлом грех злопамятства.

«Прощайте, и прощены будете» (Лк. 6: 37), – говорит Спаситель.

Давайте задумаемся. Когда мы становимся на молитву, то, конечно, хотим, чтобы Бог простил нам наши грехи. Но если при этом мы сами не прощаем других, то как просить себе прощения у Бога? Евангельские истины очень просты: Господь прощает нам тогда, когда мы прощаем другим, Он отпускает нам наши долги, когда и мы отпускаем должникам нашим.

«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф. 18: 21–22). Чтобы более наглядно понимать, о чем идет речь, Христос рассказывает притчу про раба, задолжавшего царю огромную сумму. Раб упросил царя простить ему долг, но как только встретил своего должника, крайне немилосердно отнесся к нему: посадил в темницу, пока не будет возвращен весь долг. Когда весть об этом дошла до государя, тот, разгневавшись, предал немилосердного раба истязателям. А Христос заключает притчу словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18: 35).

Преподобный Марк Подвижник говорит: «Кто сам за себя мстит, тот как бы осуждает Бога в недостатке правосудия». Неужели мы думаем, что Бог не знает, кому и как воздать? Христианин же призван воевать не с людьми, а с грехами. Поэтому и целью ставится не отомстить кому-то, а еще раз победить плохое, что подступает к душе.

Прощение причиненных обид в духовном смысле имеет величайшую цену, поскольку уподобляет человека милосердому Богу. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 43–48).

«Я никогда не прощу свою мать за то, что она делает: пьет и не думает исправляться».

Впрочем, достичь совершенства трудно. В одной телевизионной передаче, в которой автор этих строк принимал участие, молодой человек, Богдан, сказал: «Я никогда не прощу свою мать за то, что она делает: пьет и не думает исправляться». Как непросто было найти слова, которые помогли бы ему совершенно по-новому взглянуть на эту проблему: мама губит себя, это ее болезнь и великая беда; если мы любим маму, нужно помочь ей освободиться, но никак не замыкаться на себе и думать, что я чего-то не получил от мамы из-за этой ее трагедии.

Но все же – и пусть не судит меня строго читатель – этот молодой человек, Богдан, в какой-то мере прав (стало быть, и его мы не должны осуждать). В детстве он не испытывал тех материнских тепла и заботы, какие имели другие дети. Ведь, по сути, мама бросила его с сестрой, они жили у тети. Так что сама его фраза: «Я не прощу маму за то, что она пьет и не хочет исправиться» – лишь выражает протест против сложившегося положения вещей.

Только вот всякий раз, когда мы не прощаем своего обидчика, мы завязываем в душе невидимый узелок. Множество непрощенных обид – это множество узелков, удушающих нас. Напротив, всякий раз, когда мы прощаем кого-либо, на душе сразу становится легче. Поэтому прощение есть свобода сердца, радость обретения. И это прощение нужно прежде всего для нас самих.

Каково же было мое удивление, когда через год, при новой встрече с Богданом в телепередаче, посвященной прощению, он изменил свое отношение к маме. Оказалось, за полгода до этого Богдан сам пошел к ней, сам сказал: «Мама, у тебя есть мы – твои дети. Я готов заботиться о тебе, помогать. Но и ты постарайся исправиться». Ему трудно было сделать первый шаг, но, как только он его сделал, на душе стало легче. А мама в слезах пошла в храм, исповедалась, причастилась. Она старается жить по-новому, а у Богдана появилась отдушина.

Прощение способно преобразить тех, кого мы прощаем. Святой архидиакон Стефан, этот первый христианский мученик, молился об убивавших его: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7: 60). И впоследствии Савл, одобрявший убиение первомученика, чудесным образом был обращен ко Христу, стал апостолом Павлом. Известны люди, в свое время крайне критически относившиеся к Церкви, вере и христианским святыням, категорично спорившие о религии, но потом непостижимым, только Богу известным образом пришедшие ко Христу. Кто знает, может, этому обращению способствовали молитвы о них, молитвы о том, чтобы Господь привел их к Себе и «не вменил им греха сего». Прощая другого, мы свидетельствуем, что в человеке еще есть святое и доброе и что в нас самих не умерла вера в Бога, способного претворить холодное сердце в живое и любящее.

Преображающая сила прощения подробно и ярко описана в романе Виктора Гюго «Отверженные». Проведший многие годы на каторге Жан Вальжан, получив свободу и не найдя себе нигде приюта, попросился переночевать у епископа. Владыка принял его радушно, накормил и уложил спать в уютной комнате. Ночью бывший каторжник проснулся и, не справившись со своей порочной натурой, украл всю серебряную посуду, которой пользовался епископ и другие проживавшие в его доме люди, и скрылся. Утром епископ спокойно объяснил происшедшее: «Я был неправ, пользуясь, и так долго, этим серебром. Оно принадлежало бедным. А кто такой этот человек? Несомненно, бедняк». Но вот жандармы привели трепещущего Жана к епископу, показывая украденное серебро. Епископ невозмутимо обратился к нему: «Очень рад вас видеть. Но послушайте, ведь я вам отдал и подсвечники. Почему же вы не захватили их вместе с вашими приборами?» Оказывается, он все это подарил и никакой кражи не было! Жандармы отпустили вконец растерявшегося вора. Такое прощение и нежданная любовь произвели в его душе переворот, заставили переосмыслить прожитую жизнь, а затем привели к покаянию и нравственному воскресению.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если ты не прощаешь врага, то не ему наносишь вред, а самому себе: ему ты часто можешь вредить в настоящей жизни, а себя самого делаешь безответным в будущий день. Ибо ничего так не отвращается Бог, как человека злопамятного, как сердца надменного и души раздражительной».

Если бы мы окинули внутренним взором всю свою жизнь и подумали о том, что нас ждет в жизни будущей, представили Суд, который неминуемо последует, то поспешили бы прощать других, чтобы и мы были прощенными. «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф. 6: 12), – просим мы в молитве Господней, но подчас произносим эти слова механически, без сердечного чувства, без веры в прощение. Нам трудно прощать других, поскольку мы не понимаем великой ценности прощения. Ущерб от обиды кажется слишком существенным. И только Евангелие способно открыть нам глаза: чем больше прощаешь других, тем больше и тебе самому отпустится.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Постараемся же вспомнить свою неправоту, от всего сердца испросить у наших ближних прощения, а заодно простить все обиды, которые таятся в глубинах нашей души, и таким образом сделать шаг к той внутренней свободе и радости, которые Господь подает сердцу милостивому и незлобивому.

Как просить прощения у Бога смысл греха и раскаяния
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here