Содержание
3 дуа, читаемые на кладбище
Вопрос: Каждый раз, когда я посещаю кладбище, становится неудобно из-за того, что не знаю дуа, которое там читают. И каждый раз делаю намерение выучить такую молитву, но потом забываю. Напишите, пожалуйста, дуа, которое читают при посещении кладбища.
Ответ:
Из сунны Пророка ﷺ до нас дошли ряд дуа, читаемые при посещении кладбиша. Приведём некоторые из них:
Дуа на кладбище №1
السَّلَامُ عَلَى أَهْلِ الدِّيَارِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ، وَيَرْحَمُ اللَّهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ، وَإِنَّا إِنْ شَاءَ الله بِكُمْ لَاحِقُونْ
«Ас-саляму ‘аля аhли-д-дияри мина-ль-муъминина ва-ль-муслимина, ва ярẍамуллаhу-ль-мустаḱдимина минна ва-ль-мустаъхирина, ва инна иншааллаhу би-кум ляẍиḱун»
Смысл: «Мир лежащим здесь уверовавшим и мусульманам, да помилует Аллах тех из вас и нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался, мы же, если захочет Всевышний Аллах, присоединимся к вам» (имам Муслим).
Дуа на кладбище №2
السَّلَامُ عَلَيْكُمْ دَارَ قَوْمٍ مُؤْمِنِينَ، وَإِنَّا إِنْ شَاءَ الله بِكُمْ لَاحِقُونْ
«Ас-саляму ‘аляйкум, дара ḱавмин муъминина, ва инна иншааллаhу бикум ляẍиḱун».
Смысл: «Мир вам, о пребывающие в обители уверовавших, мы же, если захочет Всевышний Аллах, присоединимся к вам» (имамы Абу Давуд и Ибн Маджа).
Дуа на кладбище №3
السَّلَامُ عَلَيْكُمْ يَا أَهْلَ القُبُورِ، يَغْفِرُ اللَّهُ لَنَا وَلَكُمْ، أنْتُمْ سَلَفُنَا وَنَحْنُ بِالْأَثَرِ
«Ассаляму ‘аляйкум, я аhля-ль-ḱубур! Яґфируллаhу ляна ва лякум! Антум саляфуна, ва наẍну биль-аҫар».
Смысл: «Мир вам, о лежащие в могилах! Да простит Аллах нас и вас! Вы ушли раньше нас, а мы скоро последуем за вами» (имам ат-Тирмизи).
В хадисе, переданном Ибн Аббасом, сказано: «Если мусульманин, проходящий мимо могилы своего брата (мусульманина), которого знал при жизни, передаёт ему салям, то умерший узнаёт его и отвечает на это приветствие» (Ибн Абд аль-Барр).
Человеку, который намерен посетить могилы покойных, следует изучить и этические нормы посещения кладбища, вспомнить о том, что и сам он тоже умрёт и отправится туда, стремиться добиться довольства Господа, оживить своё чёрствое и порочное сердце, принести пользу покойному, прочитать возле него Священный Коран, совершить омовение прежде чем отправиться на зиярат, надеясь на то, что Всевышний примет его мольбу, прочитанную в состоянии ритуальной чистоты.
Дойдя до кладбища, необходимо остерегаться наступать на могилы ногой, следует вспомнить о тех, кто покоится в этой земле, и размышлять над этим. Размышлять над тем, как они покинули своих любимых людей и родственников, как истлели их органы тела в могилах, как их жёны овдовели и дети осиротели. Необходимо вести себя с ними так же почтительно, как вели и при их жизни. Необходимо поприветствовать их, прочитать там что-либо из Корана и затем мольбу.
Да примет Всевышний все наши дуа, и да простит прегрешения ушедшим в мир иной! Амин.
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Кладбище — напоминание о загробной жизни
Посещать кладбища желательно мусульманам-мужчинам, но нежелательно женщинам, кроме случаев посещения могил пророков, учёных-богословов и близких родственников, но и это при соблюдении определённых условий. Об этом более подробно мы расскажем далее.
Человека, которого вы посещали при его жизни, будь то родственник, праведный человек или друг, желательно посещать и после его смерти, и сунной является просить Всевышнего о милости для него. Также с целью пробуждения от беспечности рекомендуется вознамериться посещать любого усопшего, даже если он не относится ни к одной из упомянутых категорий.
Желательно часто посещать могилы праведных, благочестивых людей.
Посещение кладбища упоминается и в Священном Коране, и в хадисах Пророка (мир ему и благословение).
Всевышний в Коране говорит (смысл): «Люди, которых Аллах возвеличил, одарив Раем, радуются тем, кто ещё не присоединился к ним (т. е. тем, кто на этом свете)» (сура «аль Имран», аят 170).
Из сказанного явствует, что обитатели Рая радуются, если те люди, которых они, покидая сей мир, оставили здесь, совершили благие деяния, и, соответственно, печалятся, когда они совершают плохие поступки.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) в начальный период распространения Ислама запрещал посещать могилы до тех пор, пока окружающие люди не обретут истинное понимание основ религии (тогда среди окружающих племён всё ещё были свежи обряды язычества).
В хадисе, переданном Муслимом, ан-Насаи, ат-Тирмизи и аль-Хакимом, говорится, что Пророк (мир ему и благословение) после того, как люди получили правильное понимание религии, сказал: «Я раньше запрещал вам посещение кладбища, теперь же посещайте его».
В некоторых версиях Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Посещение кладбища напоминает о загробной жизни, прерывает мирские наслаждения и удовольствия, избавляет сердце от беспечности».
Пророк (мир ему и благословение) на могиле своего молочного брата Усмана ибн Мазуна установил доску и сказал: «Благодаря этому (доске) я узнаю могилу своего брата», т. е. узнаю, чтобы посещать её.
Есть хадисы, в которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучает своих сподвижников, как при посещении кладбища приветствовать покойных, какую молитву для них читать. Из их числа и следующее назидание, сделанное Пророком (мир ему и благословение) своей супруге Аише (да будет доволен ею Аллах):
«Скажи, о Аиша: “Мир и благополучие Аллаха вам, о верующие обитатели могил, и да смилуется Аллах над теми, кто умер прежде, и теми, кто присоединится к ним, и мы также, если на то будет воля Аллаха, присоединимся к вам!”». Хадис передали Муслим, Ахмад, ан-Насаи и аль-Байхаки.
Имама Ахмада спросили относительно посещения кладбища: «Лучше посещать его или воздержаться от этого?»
Имам Ахмад ответил: «Посещение кладбища – лучше».
Имам аш-Шафии посетил могилу имама Абу Ханифы. Во время посещения он совершил утренний намаз, не прочитав при этом молитву «Кунут» («Махдина»), которая читается в утреннем намазе. Когда его спросили о причине этого поступка, он ответил: «Я не прочитал её, оказывая почёт хозяину этой могилы» (по мазхабу имама Абу Ханифы в утреннем намазе не читается молитва «Кунут»).
Имам ан-Навави в своей книге «Маджму» пишет, что посещение кладбища (зиярат) для мужчин является сунной.
Также ибн Хаджар аль-Аскалани в книге «Фатх аль-Бари» отмечает: «Посещение могил является сунной».
История Ислама свидетельствует о том, что мусульмане оказывали почёт и уважение своим умершим.
Надеемся, что Создатель одарит нас истинными знаниями, чтобы посещать кладбища так, как нам велит Шариат, не выходя за его рамки. Существуют такие решения Шариата, которые могут обернуться для нас злом, когда мы не следуем принятым в нём канонам, подобно тому, как, например, при чрезмерном употреблении мёда у человека появляется аллергия.
Да сделает нас Создатель теми, кто искренне соблюдает всякое шариатское решение, выполняя все его необходимые условия (шуруты), столпы (арканы) и этические нормы (адабы)! Амин.
О посещении кладбища женщинами
Что касается женщин, то им нежелательно (караха) посещать кладбища, кроме могил пророков, богословов, а также близких родственников, и то при условии, что кладбище находится в пределах населённого пункта. В таком случае их посещение даже является сунной. Если же кладбище находится за его пределами, разрешается лишь в присутствии дозволенного Шариатом мужчины. Посещение женщинами могил тех, кто не входит в указанный перечень, является нежелательным, даже в пределах населённого пункта. Мнения по этому поводу разделились: часть ученых утверждает, что это запретно, другая говорит, что дозволено.
В примерах из жизни Пророка (мир ему и благословение) также мы можем найти подобные случаи. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) обучал свою жену Аишу (да будет доволен ею Аллах) словам, которые рекомендовано читать на кладбище, а своей дочери Фатиме (да будет доволен ею Аллах) говорил, чтобы она посещала могилу Хамзы (дяди Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)).
Помимо того, для женщин, намеревающихся посетить могилы, существуют ещё определенные условия, а именно: необходимо иметь разрешение мужа или опекуна, быть одетой только в дозволенную Шариатом одежду, не вести на кладбище разговоров о мирском, не рыдать и не смешиваться с мужчинами. При несоблюдении перечисленных условий посещать кладбища женщинам однозначно запрещается.
Национальные похоронные обряды и обычаи мусульманских народов, порицаемые Шариатом
1. Проведение собраний с целью отметить 40 дней после смерти человека.
При проведении поминальных обрядов нельзя подражать традициям немусульман. Траур в Исламе, согласно хадису Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), соблюдается 3 дня.
Проведение благочестивых собраний для чтения мавлида за душу покойного, поминание Всевышнего (зикр), мольбы и т. п. является дозволенным и поощряемым в Шариате действом. В частности, если их провести в высокочтимые дни и месяцы, за это можно удостоиться большего вознаграждения. Однако намерение отметить именно 7-й, 40-й, 52-й или любой другой день и год после захоронения человека, как заведено у многих мусульманских народов, не является ни сунной (деянием, рекомендованным религией), ни фарзом (обязательным требованием религии). Проведение этой традиции именно с указанным намерением порицается Шариатом.
Если бы те средства, которые родственники покойного расходуют в этот день на угощение и дорогу, они раздали бедным и нуждающимся или же пожертвовали их на проведение воды, сооружение дорог, мостов, на благоустройство мечети и медресе, то и покойные, и живые получили бы от этого в тысячи раз больше пользы.
2. Соблюдение траура женщинами после смерти родственника более 3 дней.
Немало женщин, даже в течение нескольких лет носящих траурную чёрную одежду. Согласно Шариату, женщине, даже если умер её отец, брат, сын, запрещено (харам) носить траур более трёх дней, кроме случаев, когда умер её муж или она окончательно развелась с ним. Такая женщина по Шариату обязана соблюдать траур в течение четырёх месяцев и десяти дней.
Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Не разрешается женщине, верующей в Аллаха и Судный день, соблюдать траур больше трёх дней. Если же умер её муж, то ей следует пребывать в трауре 4 месяца и 10 дней». Передали это изречение имамы аль-Бухари и Муслим.
Дорогие сёстры по вере! Для вас будет лучше, если станете следовать указанному Пророком (салляллаху аляйхи васаллям) пути, отстраняясь от пути сатаны.
3. Отращивание бороды родными и близкими умершего.
Отращивание бороды является сунной Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям), однако в Шариате не поощряется её отращивание, связанное именно со смертью человека. В шариатских книгах написано, чтобы мы не совершали чего-либо в дополнение к тому, что мы соблюдали до смерти кого-либо, т. е. выражение печали и других отдельных обычаев, совершаемых для того, чтобы это видели люди.
4. Отправление женщин без сопровождения близких родственников-мужчин (сын, муж, отец и т. д.) в другие сёла и города для выражения соболезнования близким, знакомым, родственникам умерших.
Ислам запрещает женщинам отправляться в путешествие без сопровождения махрама.
5. Расходование имущества человека, после смерти которого остались ещё не достигшие совершеннолетия дети (сироты), в качестве милостыни и на другие желательные деяния.
6. Не отдав оставшиеся на покойном долги, будь они связаны со Всевышним или людьми, следуя обычаям других, раздача его оставшегося имущества на желательные (сунна) деяния (милостыня и т. п.).
Недействительна раздача наследства умершего и продажа хотя бы его части до тех пор, пока не исполнят завещания умершего, не раздадут долги и не выделят стоимость хаджа и умры, если он был обязан их совершить, а также расходы на саван и захоронение. В случае, если денег для выполнения всего перечисленного недостаточно, продаётся что-либо из наследства.
7. Украшение могилы мрамором или другими дорогостоящими камнями, израсходовав на это большие средства, и установление над могилой роскошной мраморной плиты. Особенно порицаемо, когда на могильной плите рисуют или прикрепляют портрет или фотографию покойного.
8. Причитание, рыдание и громкий плач при смерти родного или близкого человека.
В Шариате не порицается проливание слёз из милосердия к покойному и тихий плач по нему, однако если плач, крики и рыдания слышны даже снаружи дома, то это является запретным.
9. Приглашение на поминки женщин специально для оплакивания умершего.
Платить таким плакальщицам, кормить их и употреблять средства, которые они получили за оплакивание, является запрещённым по Шариату.
10. Проведение времени большинством людей, пришедших на сборы для выражения соболезнования, в разговорах об имуществе, о мирском, в хуле и наговорах на других так, что эти деяния только вредят им самим и покойному, но никак не приносят пользу ни им, ни ему.
Необходимо извлекать пользу от таких собраний, молясь и читая что-либо из Корана за душу умершего, рассказывая присутствующим об основах религии, где знающий может передать свои знания другим. Если поступить так, то, поистине, польза от этого велика и для покойного, и для собравшихся на соболезнование. Следует учесть и тот факт, что в таких местах (на соболезнованиях) люди особенно внимательно слушают проповеди и внимают им.
11. После вынесения носилок с телом умершего из дома – останавливаться в пути и читать зикр (поминание Всевышнего) или по пути на кладбище открывать и трогать его лицо.
12. Когда люди, отправившиеся на кладбище хоронить покойных, проходят над могилами, сидят или стоят на них, проявляя беспечность и ведя себя ненадлежащим образом.
Хадис Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), переданный Муслимом, гласит: «Вам лучше сидеть на раскалённых углях, которые сожгут вам одежду и дойдут до вашей плоти, чем сидеть на могиле».
Выражаясь кратко, смысл посещения кладбищ и могил заключается в том, чтобы обратиться ко Всевышнему с мольбой об усопших, почитать по возможности Коран и помнить о грядущей смерти.
Да поможет Всевышний всем вести себя так, чтобы Он был доволен нами! Амин.
Какие дуа принято читать при посещении усопших на кладбище
Дуа – молитвенное обращение к Всевышнему. Как посещение мечети, оно является неотделимой частью духовной жизни последователей ислама. Мусульмане совершают молитвы для различных случаев, в том числе и для облегчения участи души в потустороннем мире. Приходя на кладбище, родственники усопших читают Дуа при посещении могил.
Поможет ли усопшему чтение дуа
В мусульманской вере важна забота о душе, ее участь после телесной смерти. Родственники покойного совершают обязательные дуа за умершего во время посещения могил, просят Аллаха упокоить дух, поселить его в раю, смягчить участь, простить грехи.
Вечная жизнь начинается с могилы. Душа покидает тело, но продолжает видеть, чувствовать, испытывать грусть, радоваться, переживать. Родственники могут высказать свои мысли умершему во время посещения его могилы.
Души усопших нуждаются в молитвах. После смерти все дела человеческие прекращаются, за исключением трех, награда за которые зачитывается и после смерти: постоянная милостыня, познания, от которых живущие имеют пользу и истинно верующие потомки, которые возносят молитвы за предков.
Мольба за ушедших близких напоминает спасательный круг, который не позволяет загробные мучения. Дуа потомков при посещении могил помогут возвысить праведников в глазах Аллаха.
Человек, обижавший живых родителей, приносивший им муки, но усердно совершающий дуа за них после смерти, посещающий их могилы может быть прощен Всевышним.
Мольбы живых за ушедших:
- дойдут до умерших, принесут им радость;
- облегчат долю души в загробной жизни;
- принесут очищение живым.
Виды дуа для чтения после смерти близкого
Дуа важна для верных мусульман. Она не настолько бескомпромиссна как намаз. Молитву при посещении могил можно совершать на любом языке. Во время мольбы человек смирен, признает, что бессилен перед Всевышним, принимает посланное им – болезни, здравие, печали, радости. Верующий смиренно просит помощи, защиты. Мольбы читают в любое время.
Время скорби, прощания с ушедшим, часы посещения могилы покойных сопровождают обращением к Аллаху.
В момент кончины, когда усопшему закрывают глаза, совершают мольбу к Всевышнему:
Алаххумягъфир дярраджяттаху виль-маддийння уаххлювху фи аккъыбиххи филь-габбириня уггфирляня уа ляхху йа рабялль алляямин. Уаффси ляхху фи кабрихи уа няуир ляхху ффиих.
Аллах, прости усопшего, подними его степень, прости и нас, и усопшего, о Всевышний. Сделай могилу его широкой, освети ее для него.
- Тело заворачивают в саван, имам совершает заупокойный намаз.
- Покойного перекладывают в торбут, мусульмане используют гроб в редких случаях.
- Пока тело несут к могиле, совершают дуа.
- Необходимо читать дуа при входе на кладбище за похороненных.
- Обращаются к Аллаху за покойного с просьбой простить грехи, когда ляхд закрыт, могила засыпана.
- После погребения сопровождающие покидают кладбище, остается имам, он читает над могилой талкин.
- Мольбы совершают при посещении могил, дома умершего.
Во время погребения, при посещении могил соблюдают подобающую атмосферу. Мольбы читают тихим голосом с благоговением, не допуская мирских тем в разговорах, не допуская нарушения покоя мертвых. Для женщин наложен запрет присутствия на погребении, так как они могут не сдержать эмоций при прощании.
При входе на кладбище
Посещение усопших – сунна. Ранее зияраты к могилам были запрещены по причине сильных языческих традиций. В дальнейшем посланник указал на желательность посещений кладбища. В зияратах скрыта мудрость. Человек думает о смерти и душе, возносит мольбы для усопших. Рядом с могилами крепнет сила веры истинного мусульманина.
Совершать посещение могил дозволено в любое время. На кладбище и возле него стоит приветствовать умерших так, как приветствовали при жизни. Затем надо вознести дуа к Всевышнему за усопших.
Айша передавала, что посланник Аллаха выходил на кладбище Аль-Баки и говорил:
Мир вам, находящиеся в мире верующих. Вы обрели то, что всем обещано. А завтра наступит наше время. И коли так решит Аллах, мы будем с вами. О, Всевышний, прости усопших.
На вопрос Айши о том, что говорить при входе на кладбище, пророк велел приветствовать лежащих в могилах, возносить дуа к Аллаху за них.
На похоронах
После захоронения присутствующие совершают мольбу о прощении Всевышним грехов усопшего.
Запрещено произносить суры из Корана во время похорон. Посланник Аллаха не возносил суры на месте погребения, и последователи на похоронах и при посещении могил читают дуа.
Текст дуа на похоронах произвольный, воздается благодарность Аллаху, просьба позаботиться о душе усопшего.
В мусульманской религии не разрешено проводить поминки. После похорон совершают мольбы за умершего, посещение святых мест, раздают милостыню, совершают хадж, читают дуа. Поминальные обеды – нововведение, которое не приветствуют истинные мусульмане.
Смысл дуа на похоронах возле могилы:
О, Всевышний, прости грехи его и освободи от мук могильных. Сделай милость ему, сотвори могилу просторной, освободи от прегрешений.
Аллаха молят одарить ушедшего домом и семьей на небе, просят простить его грехи, избавить душу от страданий.
При посещении могил
Человеку, совершающему зиярат на могилу, следует вести себя, будто бы он пришел навестить живого. Во время посещения живой возносит дуа, просит милости за лежащих в земле. Необходимо много читать Коран, проявлять адам к похороненным.
Мусульманскую молитву за усопших при посещении могил читают своими словами. Условия:
- слова произносят искренне, с чистыми мыслями;
- муслим совершает мольбу усердно, смиренно;
- слова дуа возносят на могиле без мирских помыслов, думая об ахирате;
- искренне желают похороненным благословения Всевышнего.
При посещении дома умершего
Соболезнование родственникам покойного – сунна. Посланник Аллаха выражал соболезнования. Пророк выразил сочувствие сподвижнику, потерявшему дитя.
Мусульманин обязан напомнить родственникам усопшего о терпении, о смирении с горем. Не стоит досадовать на судьбу, роптать на волю Аллаха.
Текст дуа при посещении дома умершего содержит мольбу об облегчении страдании родственников:
Воздаст Всевышний Вам большее вознаграждение, облегчит горе и дарует прощение умершему.
Посланник во время посещения дома выразил сочувствие дочери, потерявшей ребенка, словами:
Аллаху принадлежит то, что взял к себе он, что даровал он тебе. Для всего определил Всевышний срок. Прояви смирение и возблагодари Аллаха в надежде на награду.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Человек, принимающий соболезнования, должен попросить Аллаха вознаградить посетившего его дом.
Тексты дуа на кладбище
Аллах слышит все обращения и просьбы. Он знает о намерениях тех, кто читает дуа, независимо от языка молитвы. Всевышнему известны слова и мысли просящего. Главное – искренность, поклонение Аллаху, покорность, вера. Этикет посещения усопших:
- У входа на кладбище приветствуют тех, кто там захоронен.
- Нельзя ходить между могилами во время посещения. Мусульмане хоронят умерших в нише в боковой стенке погребальной ямы. Усопшие лежат в стороне от холма.
- К усопшим обращаются почтительно. Читают им тексты из Корана, затем совершают мольбу.
- Дуа читают на любом языке. Допустимы при посещении могил заученные тексты, дуа произнесенные своими словами.
На кумыкском языке
Дуа при посещении кладбищ и могилы умершего на кумыкском языке произносят по тем же принципам, что и на других языках. В них слышно призыв к смирению Этме кюй екъ:
Ассаламу ‘аля аххли-д-диярри минна-ль-муъмининна валь-муслимина, ва йархаму- Ллахху-ль-мустакдиминна минна валь-мустаъхирина, ва ин-на ин шаа-Лаху бикум ляхыкунн.
Мир лежащим здесь уверовавшим и мусульманам, да помилует Аллах тех из вас и нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался, мы же, если захочет Всевышний Аллах, присоединимся к вам.
На аварском языке
Основные дуа при посещении кладбища на аварском языке:
Болъон дуниял болъон дуниял нужее, пребывающие нижер обители уверовавших ниж, захочет всевышний, Аллах, присоединимся нужее нижехъе.
Мусульманская традиция предполагает частое чтение молитв. Дуа являются обращениями к Всевышнему и такие воззвания могут иметь произвольную форму, в отличие от намаза. Общение с Господом сопровождает все сферы жизни верующего, в том числе и посещение могил умерших.
Мусульмане чтят своих предков, согласно Корану, уважают праведников даже после их смерти. Перед посещением могилы родных и близких, мусульманин читает дуа, которые напоминают, что все люди смертны и все предстанут перед Аллахом, каждый в свой час.
Какие аяты и дуа желательно читать на кладбище?
Вопрос:
Посоветуйте, какие дуа и аяты Корана желательно читать для умершего на кладбище? В какой стороне у могилы лучше встать?
Ответ:
Когда вы посещаете кладбище, лучше всего начинать с чтения следующего дуа:
السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ، وَإِنَّا، إِنْ شَاءَ اللهُ لَلَاحِقُونَ، أَسْأَلُ اللهَ لَنَا وَلَكُمُ الْعَافِيَةَ
Перевод: Мир вам, верующие мужчины и женщины из обитателей этого места. Поистине, по воле Аллаха, мы присоединимся к вам. Мы просим Аллаха облегчить для вас и для нас (Муслим) (1).
Далее можно почитать что-нибудь из следующих сур и аятов:
• Первые пять аятов суры Бакара;
• Последние пять аятов суры Бакара;
• Сура Ихляс (3, 7 или 12 раз).
Затем сделать дуа о том, чтобы Аллах передал вознаграждение за чтение этих сур и аятов умершему (или умершим).
Если возможно, лучше встать у ног умершего, обратившись к его голове. В противном случае, можно встать у головы умершего.
А Аллах знает лучше.
Ахмад Джафари, студент Даруль Ифта
Атланта, Джорджия, США
Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи.
الدر المختار وحاشية ابن عابدين (رد المحتار)- دار الفكر (2/ 242)1
وإن كان للاعتبار والترحم من غير بكاء والتبرك بزيارة قبور الصالحين فلا بأس إذا كن عجائز. ويكره إذا كن شواب كحضور الجماعة في المساجد اهـ وهو توفيق حسن (قوله ويقول إلخ) قال في الفتح: والسنة زيارتها قائما، والدعاء عندها قائما، كما «كان يفعله — صلى الله عليه وسلم — في الخروج إلى البقيع ويقول: السلام عليكم» إلخ.
وفي شرح اللباب للمنلا على القارئ: ثم من آداب الزيارة ما قالوا، من أنه يأتي الزائر من قبل رجلي المتوفى لا من قبل رأسه لأنه أتعب لبصر الميت، بخلاف الأول لأنه يكون مقابل بصره، لكن هذا إذا أمكنه وإلا فقد ثبت «أنه — عليه الصلاة والسلام — قرأ أول سورة البقرة عند رأس ميت وآخرها عند رجليه» ومن آدابها أن يسلم بلفظ: السلام عليكم على الصحيح، لا عليكم السلام فإنه ورد: «السلام عليكم دار قوم مؤمنين، وإنا — إن شاء الله — بكم لاحقون، ونسأل الله لنا ولكم العافية» ثم يدعو قائما طويلا، وإن جلس يجلس بعيدا أو قريبا بحسب مرتبته في حال حياته……..(من دخل المقابر فقرأ سورة يس خفف الله عنهم يومئذ، وكان له بعدد من فيها حسنات) بحر. وفي شرح اللباب ويقرأ من القرآن ما تيسر له من الفاتحة وأول البقرة إلى المفلحون وآية الكرسي — وآمن الرسول — وسورة يس وتبارك الملك وسورة التكاثر والإخلاص اثني عشر مرة أو إحدى عشر أو سبعا أو ثلاثا، ثم يقول: اللهم أوصل ثواب ما قرأناه إلى فلان أو إليهم
(4/196) احسن الفتاوی-ایچ ایم سعید کمپنی
شامی کی عبارت جو اوپر مذکور ہے نقل کی ہے قران پڑھنے کے بارے میں
(4/222) احسن الفتاوی-ایچ ایم سعید کمپنی
قبرستان میں داخل ہو کر یوں سلام کہے «السلام عليكم دار قوم مؤمنين وانا انشاء الله بكم لاحقون، ونسأل الله لنا ولكم العافية»، پھر میت کے پاؤں کی طرف سے چہرے کے سامنے آکر کھڑا ہو۔۔۔۔۔
(9/192)فتاوی محمودیہ-ادارہ الفاروق کراچی
قبرستان عورتوں کیلۓجانا جائز ہے لیکن نہ جانا ہی بہتر ہے
(3-92)الفتاوي التاتارخانيه-مكتبه زكريا ديوبند
سئل القاضي عن جواز خروج النساء الي المقابر فقال لا يسئل عن الجواز والفساد في مثل هذا وإنما يسئل عن مقدار ما يلحقها من اللعن فيه. واعلم بانها كلما قصدت الخروج كانت في لعنة الله وملائكته
Как правильно упокоить душу умершего: чтение дуа
Дуа за умершего — это особый вид исламской молитвы, которую произносят за умершего человека. Родные покойного просят Аллаха о помещении души усопшего в райский сад и прощении всех прижизненных грехов. Неизбежность ухода в загробный мир трактует нормы поведения, которым должен следовать каждый верующий.
Почему важно читать дуа за умерших
Умершим родителям и родственникам необходимо, чтобы живые читали за них дуа. Земной путь окончен, в загробную жизнь покойный отправляется с грузом своих греховных деяний. Через молитвы из Корана за усопшего можно донести до Аллаха просьбу простить умершему его проступки, даровать вознаграждения за благие дела.
Дуа, прочитанные родными, способствуют отпущению грехов покойного и облегчают его участь в ином мире. Началом пути считается помещение тела умершего в могилу. Происходит отделение души от физической оболочки, но мертвый все чувствует, видит, радуется, грустит. Поддержка близких для души усопшего через чтение дуа и сур является лучом света.
Посланником Аллаха Абу Давуд, сказано, что все дела умершего прекращаются. Исключением являются непрерывные милостыни, получаемые людьми знания, несущие полезность для общества, молитвы детей о своих родителях.
Тексты на арабском и как читать дуа по умершему мусульманину
Все возносимые дуа с обращением за умерших лучше делать в момент наибольшей вероятности быть услышанными Аллахам. Благоприятными для мольбы являются пятница, курбан-байрам, восход и закат солнца каждого дня. Пророк Мухаммад произносил их при совершении джаназа-намаза (заупокойной молитвы), допустимо совершение молебен за умершего близкого в любое подходящее время.
Читать дуа на похоронах у мусульман следует по подобию мольбы Пророка, ведь его слова сунны содержат правильные изречения по воле Аллаха, являются самыми точными и верными.
Перед смертью
Для умирающего человека перед смертью необходимо читать дуа на арабском языке, чтобы облегчить путь к вечной жизни. Текст молитвы:
«АллахуммаГфир ЛяХу (ЛяХа), ВаРхам-Ху (Ха), ВаАфиХи (Ха), ВаФу ‘АнХу (Ха), ВаАкрим НузуляХу (Ха), ВаВасси’ МудхаляХу (Ха), ВаГсиль-Ху (Ха) БиЛьМа’и, ВаС-сальджи ВаЛьБаради, ВаНак-КыХи (Ха) МинАль-ХатайаКя-МаНаккайтаС-СаубаЛьАбйада МинАдДанаси, ВаАбДильХу (Ха) ДаранХайран МинДариХи (Ха), ВаАхлянХайран МинАхлиХи (Ха), ВаЗауд-ЖанХайран МинЗауджиХи (Ха), ВаАдхыльХу (Ха) ЛьДжанната ВаА’ызХу (Ха) МинАзабиЛьКабри ВаАзабиН-нари».
В тексте молитвы дуа возносятся просьбы Аллаху простить, помиловать, избавить от мучений умирающего мужчину (женщину). Милостью Всевышнего молящийся взывает даровать благословение на просторную могилу, омываемую водами, отпустить все прегрешения, а в раю дать приют, семью, лучших жен. Перевод повествует о просьбе защитить умершего от мук прибывания на кладбище и сожжения огнем.
Для избавления от мучений умирающего и дарования безболезненной смерти произносится дуа:
«Аллахумма, ‘АбдуКя ВаБну АмаТиКя ИхтаджяИляРахматиКя, ВаАнта ГанийунАн ‘АзабиХи! ИнКянаМухсииан, ФаЗидФи ХасанатиХи, ВаИнКяна МуСи’ан, ФаТаджаваз ‘АнХу».
При соболезновании
Соболезнование родственникам умершего принято выражать в первые дни смерти до погребения, когда горе и посетившая беда являются морально тяжелым испытанием для близких. Пророк Мухаммад говорил, что выразившим сочувствие даруется вознаграждение. В хадисе сказано, что если принесены соболезнования от родных по крови или вероисповеданию через дуа, то Всесильный в День Суда покроет его одеждами, олицетворяющими великодушие человека.
При высказывании слов поддержки близким умершего следует произнести текст дуа при соболезновании на арабском языке:
«ИннааЛилЛяяхи ВаИннаа ИляйхиРааджи‘уун».
В Священном Писании Корана говорится, что человеческая жизнь непременно будет подвержена испытаниям, приносящим слезы, поможет выявить нравственный уровень души и осознанность совершаемых деяний. Пророк говорит, что стойких и непоколебимых Господь оберегает. В случае наступления беды следует произнести слова дуа:
«Мы во власти Бога. К нему и возвратимся».
Усопшим родителям до 40 дней
Поминание умершего на 40 день после похорон проходит в виде трапезы в 2 помещениях – отдельно для мужчин и женщин. Переговариваться и выставлять напоказ слезы не принято, но почитается тихое произнесение молитвы при условии совершенного накануне намаза.
Мусульманские дуа усопшим родителям до 40 дней может звучать в 3 вариантах:
«ЛяИляхаИлляЛлахуЛь—’АзымуЛьХалиму, ЛяИляха ИлляЛлаху, РаббуЛь-‘АршиЛь—’Азыми, ЛяИляхаИлляЛлаху, РаббуСсамавати, ВаРаббуЛьАрдиВа РаббуЛь-‘Арши-ЛьКярими».
«Аллахумма, РахматакяАрджу, ФаЛяТакильни ИляНафси ТарфатаАйнин ВаАслих ЛиШа’ниКулляху, ЛяИляха ИлляАнта».
«АллахуАллаху, РаббиЛя УшрикуБихиШай’ан».
За упокой
Дуа произносится, когда умершему закрывают веки. Молящийся просит у Всевышнего простить, возвысить душу покойного для правильного пути, направить его в рай, а могилу сделать просторной:
«Аллахуммягъфир (имя умершего) УарфягъДяраджятаху ФильМадийиня УахлюфхуФииА’къыбихи ФильГъабирииняУагъфирляня УаЛяхуЙя РаббяльАляямиин. УафсиЛяхуФии КъабрихиУаНяууир ЛяхуФиих».
При посещении кладбища над могилой произносят дуа за упокой душ матери, отца или других родственников:
«АссалямуАлейкум! ДарраКауминМукъминина, УаАтакум МаТуадуна, ГаданМуаджжалюна, УаИння, Иншаллах, БикумЛяхикун. АллахумАгфирли АхлиБакиильГаркад».
Данная молитва служит приветствием умерших в их последнем пристанище. Дуа повествует о том, что на все произошедшее воля Аллаха. Молящиеся при помощи данной мольбы просят простить прегрешения усопшим.
Еще один текст за упокой произносится так:
«АссалямуАлейкум, ЙааАхлиль-Кубур. ЯгфирулляхуЛя НауаЛякум. АнТум Саляфуна, УаНахНу БильАсаар».
Молящийся данными словами приветствует находящихся под землей и просит у Всевышнего простить умерших за их грехи.
За умершего родственника после похорон
Когда погребение состоялось необходимо совершение погребальной молитвы с прочтением дуа. Джаназа-намаз совершается в несколько этапов:
- Ритуальное омовение.
- Произнесение мольбы:
«CубханакаллахуммаУаБихамдика, УаТабаракасмука, УаТааляДжаддука, УаЛяИляхаГайрук».
Восхваляется Аллах и обозначается как единственный достойный поклонения и наделенный силой.
Читается дуа с просьбой благословления Пророка и его семьи Аллахом, как единственным достойным восхваления:
«АллахуммаСалли ‘АляМухаммадинУа ‘АляАлиМухаммад. КямааСаляйта ‘АляИбрахиимаУа ‘АляАлиИбрахиима, ИнНакяХамийидунМаджиид. АллахуммаБарик ‘АляМухаммадинУа ‘АляАлиМухаммад. КямааБаракта ‘АляИбрахиима Уа ‘АляАлиИбрахиима, ИнНакяХамийидунМаджид».
«АллахуммаГфир ЛяхуУархамх, УаАафихиУагъфу‘Анх, УаАкримНузуляху УаУасси‘ Мудхаляуу, УагсыльхуБильМа’иУасСалджи УальБарад. УаНаккыхи Миналь-ХатайаКямяЮнака-С-СаубульАбъяду МинадДанас. ВаАбдильхуДаран ХайранМинДаарих, УаАхлянХайранМинАхлих, УаАдхыльхулДжаннатаУа КыхиФитнатальКабэри УаГазабанНар».
На поминках
Когда погребение умершего совершилось, следует прочесть дуа к Великому:
Данный текст в переводе с арабского языка трактуется как прошение Аллаха простить усопшего.
На поминках умерших родителей родственники произносят специальное дуа:
«АллахуммяГъфир ЛихийяняУаМяййитиня УаШяхидиняУага-И-БиняУа СагъыириняУаКябииириня УаЗякяриня УяУнсяня. АллахуммяМян АхйайтяхуМиння Фя-АхйихиА’ляль-Ислями УаМян ТяуяффяйтяхуМиння ФятяуаффяхуА’ляль-Имян. Аллахуммя ЛяТяхримня АджрахуУаЛя ТудылляняБя’дях».
Молящий взывает даровать жизнь по нормам ислама, а мертвым – покой в веровании. Всевышнего просят не лишать наград за терпеливое нахождение в испытаниях.
Можно ли с помощью дуа помочь умершему
Существуют как приверженцы идеи, что дуа может помочь умершему, так и противники. В качестве примера в пользу необходимости произнесения молитв приводится аят Корана, в котором говорится о сострадательности и милосердии Господа к людям, которые приобщены к вере раньше молящихся. Аят является подтверждением того, что за покинувших мир предков можно попросить о прощении, эффективность молитвы доказана.
Среди противников теории о возможности повлиять на путь души умершего при помощи молитв представлены аргументы:
- мусульманин не должен надеяться на получение собственных благ за счет дуа от другого верующего;
- умершие получают только те награды, которых достигли сами;
- согласно трактовке сур Корана в день Суда потомки возложат на чашу весов своих предков праведные деяния.
Каждый человек вправе рассчитывать после смерти на дуа и доброе слово из уст своих детей, но важнее пройти жизненный путь, не поддавшись искушениям и грехопадению. Любовь к Богу и гармоничное сосуществование с людьми откроют дорогу на пути в рай.
Правила чтения дуа для успешной дороги
Дуа в дорогу – это молитва к Аллаху, которая делает путь безопасным, поездку легкой и успешной. Мусульманские тексты принято произносить на арабском, при незнании языка следует изучить транскрипцию, русскоязычные переводы. На обращения ко Всевышнему в путешествии распространяются правила прочтения священных слов.
Почему перед отправлением в дорогу важно прочитать дуа
Человек, отправляющийся в путь, должен прибегнуть к молитве – искренние просьбы будут услышаны Аллахом. Издавна всадники произносили дуа для получения удачи. Путешественник обретет защиту в дороге от невзгод, аварий, ошибочных решений, пагубных желаний и воздействия шайтана – все во власти Господа.
В сурах Корана упомянуты различные молитвы для удачной дороги. Выбирайте подходящее к ситуации дуа, слушая интуицию. Разрешено читать одну перед отправлением, следующую – в пути.
Дополнительно произносится благодарственная дуа к Аллаху по преодолению дороги, возвращению из поездки. Без регулярных повторов священного текста человек не может рассчитывать на помощь, защиту Всевышнего.
Правила чтения такого дуа
На мусульманские молитвы, произносимые перед дорогой, распространяются основные правила. Верующим следует учитывать рекомендации:
- дуа короткие, не отнимают много сил и времени. Необходимо превратить обряд в привычку, обращаться к Аллаху нужно с благодарностью;
- перед поездкой очистите мысли, сохраняйте искреннюю веру. Нельзя произносить тексты, ожидая выгоды для себя;
- слова можно написать на листике и хранить в автомобиле для оберега в дороге. Талисман дополнительно убережет от повреждений транспорта;
- дуа разрешено читать с листочка;
- мусульманские молитвы произносятся на арабском языке;
- в поездке следует посещать мечети;
- если забыли слова, разрешено произнести искреннюю просьбу к Аллаху на родном языке. Господь слышит мольбы, идущие от сердца, сохранит в дороге;
- дополнительно нужно совершать намаз во время путешествия. Шариат предусматривает послабления для путников.
Произносите слова для помощи в дороге, четко повторяя транскрипцию, спрашивайте у старших непонятные части. Защитные дуа действенны только в устах правоверных мусульман, представители иных религий не будут услышаны Аллахом.
Обзор текстов и их значения
В описании жизни пророка Мухаммада упоминается мусульманская молитва в дорогу. Дуа звучит в транскрипции:
Для понимания смысла священного исламского текста можно использовать перевод на русский: «О Всевышний, прошу защити от трудностей, лихого, дурного в дороге».
Короткая дуа перед поездкой на работу в машине, автобусе или перед путешествием поездом, полетом на самолете:
سُبْحَنَ الَّذِىْ سَخَّرَلَنَا هَذَا وَ مَا كُنَّا لَهُ مُقْرِنِيْنْ وَ اِنَّا اِلَى رَبِّنَا لَمُنْقَلِبُوْنْ
Транскрипция священного текста помогает правильно произнести просьбу о защите в дороге: «Субханалльази-са-хара-лана-хаза-вама-куна-льаху-мукринин-ва-ина-ильа-рабина-льа-мунка-либун».
Для понимания смысла дуа используют текст: «Восславится подчинивший, ведь мы не в силах, воистину отправимся к Всевышнему!».
Если путешествие будет долгим, подойдет более сложная молитва о хорошей дороге, включающая слова Пророка Нуха:
В переводе священный текст дуа путника для легкой дороги звучит: «Чист Тот, Что покорил нам не подчиняется, истинно мы идет к Всевышнему. Боже, зову Тебя, помощь окажи, помоги сохранить благочестие и богобоязненность, творить дела, вызывающие одобрение Твое. Великий, сделай легким путешествие, сократи расстояние. Аллах, Ты – спутник и правопреемник моего семейства (подразумевается, что Творец защищает оставшуюся дома родню). Боже, воистину прошу защиты от тягот, от грусти, коль придется увидеть нерадостное, от всего дурного, что может случиться».
Уже находясь в дороге, человек может произнести дуа:
Примерное значение слов дуа на русском: «Боже, истинно молю Тебя уберечь от краха и гибели, от наводнения и пламени, сохранить, дабы шайтан не приблизился перед смертью. Помоги не умереть на дороге праведной, отступая. Прошу защити, дабы не погибнуть от жала».
Отправляясь в долгий путь с ночевкой вне дома, произносите дуа:
«Алахума-азилни-мунзальан-мубаракан-ва-анта хай руль мун-зилин».
Значение слов молитвы: «О Боже! Подари ночлег, ведь ты наилучший из дарующих». Когда остановитесь в дороге, повторите обращение к Аллаху:
Смысл дуа в переводе на русский: «В поисках пристанища от плохого влияния каждого творения в Его словах!».
После преодоления дороги нужно произносить: «Айубина-таибуна-а-абидуна-ли-рабина-хамидун». Строка из Корана означает, что путник просит прощения, поклоняется и восхваляет Аллаха. Человек вернулся и благодарит Всевышнего за помощь.
Универсальный текст для защиты в пути
Если не успели прочесть мусульманскую молитву перед поездкой, дуа на дорогу в машине можно заменить на священные слова: «Бисми-Лльахи-рахма-нир-рахим». Пророком Мухаммадом было сказано: «Каждое дело, начатое без прочтения «бисмилльаха», остается без благословения Аллаха».
Отправляясь в дорогу, великий пророк Мухаммад говорил дуа для защиты, везения:
«Алахума-ини-аузу-бикьа-мин-ва-асаисис сафар и-ва-кабатил-мункальаби-вал-хаври-бадел-каври-вада-ватил-мазлум».
Значение священных слов: «Всевышний, прошу убежища от невзгод в дороге, от лихого в пути и баддуа со стороны притесняемых».
Во время путешествия вместе с дуа следует читать аят Аль-Курси, ограничения на количество повторов отсутствуют.
Каждый, кто произнес молитву перед тем, как покинуть жилище, окажется под охраной от всего дурного до возвращения в дом.
Кому стоит читать молитву
Великий пророк Мухаммед сказал народу, что будет услышано дуа перед дорогой от 3 людей: родителей за собственного ребенка, мольба самого путника и обращение того, кого притесняют.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Молиться за посторонних людей в Исламе не принято, лучше читать дуа за себя, детей. Ребенку разрешено сделать талисман от всякого вреда в пути: написать текст на листике, вложить в карман одежды. Неверным, отрицающим власть Всевышнего, произносить обращения для облегчения дороги нельзя.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.