Содержание
Каллист уэр иисусова молитва
Которым есть связь между Иисусовой молитвой и исихией? Как призывания Имени помогает установить своего рода внутреннее молчание, о котором мы только что говорили?
Как отмечалось, молитва — это «отложение помыслов», возвращения от множественности к единству. Теперь, когда мы впервые серьезно пытаемся молиться внутри, стоя перед Богом с вниманием в сердце, сразу осознаем свою внутреннюю участие — свою неспособность сосредоточиться в этот момент, kairos. В нашей голове постоянно движутся мысли, как гудение мух (свт. Феофан) или как привередливы прыжки обезьян с ветки на ветку (Рамакришна) 48 . Этот недостаток сосредоточения, эта неспособность быть здесь и теперь всем нашим естеством являются одними из самых трагических последствий грехопадения.
Что же делать? Аскетическая традиция православия различает два основных метода борьбы с «помыслами». Первый — прямой: «противоречить» нашим logismoi (помыслам), встречаться с ними один на один, пытаясь выгнать их усилием воли. Но такой метод может привести к обратным результатам. Когда мы безжалостно придушуємо наши фантазии, они пытаются вернуться с большей силой. Если мы не уверены в себе, лучше использовать второй метод, косвенный. Вместо того, чтобы открыто бороться с нашими помыслами и пытаться выгнать их усилием воли, можно попробовать отвлечь от них внимание и посмотреть вокруг. Таким образом наша духовная стратегия становится положительной вместо негативной; наша непосредственная цель — очистить свой разум от зла, а наполнить его благим. В этом заключается второй метод, предложенный прп. Варсануфієм и Иоанном Газьким. «Не суперечте помыслам, навіюваним вашими врагами, — советуют они, — потому что это именно то, чего они хотят, и помыслы эти не прекратятся. Но обратитесь к Господу за помощью, открыв Ему вашу беспомощность, потому что Он может изгнать и уничтожить их» 49 . Теперь Иисусова молитва есть именно путем — верховным путем, которым мы «обращаемся за помощью к Господу». Она побеждает наши искушения именно тем, что помогает нам посмотреть вокруг.
Конечно, каждый из нас понимает, что нельзя остановить внутренний поток наших образов и помыслов грубым применением силы воли. Глупо приказывать себе: «Не думай», с таким же успехом можно говорить: «Не дыши». «Разумное существо не может не мыслить», — утверждает св. Марк Подвижник 50 . Каким образом тогда достичь духовной нищеты и внутреннего молчания? Хотя мы и не способны сдержать неутомимый ум от его неугомонности, но можем упростить и объединить его деятельность, постоянно повторяя короткую молитву. Поток образов и помыслов останется, но мы сможем постепенно отделиться от них. Постоянное призывания поможет нам «отпустить» мысли, порожденные сознанием и подсознанием. Это «отпускание» похоже на то, что имел в виду Євагрій, когда говорил о молитве как о «отложения» или «выбрасывание» помыслов — не дикий конфликт, не безжалостная и агрессивное действие, а мягкий, но настойчивый процесс отделения.
Следовательно, в обращении к Иисусовой молитвы предполагается аскетический подход. Он помогает нам использовать второй, или косвенный, метод борьбы с помыслами: вместо попытки уничтожить нашу искаженную или ограниченное воображение прямым противостоянием, мы возвращаемся и смотрим на Господа Иисуса; не полагаясь на собственные силы, спасаемся силой и милостью, что действуют за Имя Господне. Постоянное призывания помогает нам отделиться от беспрестанному гомону наших logismoi.
Одновременно Иисусова молитва все больше отделяет нас от множества беспорядочных или противоречивых помыслов, сосредоточивая их на одном. «Вспоминая Иисуса Христа, — пишет святой Филофей Синайский, — собирайте свой разбросанный ум» 51 . Мы концентрируем и объединяем наш неутомимый ум, наснажуючи его единственной мыслью, держа его на духовной диете, которая и питательная, и одновременно очень проста. «Чтобы остановить постоянную толкотню ваших помыслов, — говорит свт. Феофан Затворник, — вы должны связать мозг одной мыслью или мыслью только об одном» 52 — мыслью о Господе Иисусе. По словам св. Діадоха Фотікійського: «Когда мы перекроем все выходы ума упоминанием Бога, тогда он потребует от нас задание; которое удовлетворит его потребность в действии. Для полного выполнения его назначения, мы ничего не должны давать, кроме молитвы «Господи Иисусе. » 53 .
Это коротко о создании исихии в сердце с помощью Иисусовой молитвы. И из этого вытекают два важных последствия. Во-первых, для того, чтобы молитва достигла своей цели, она должна быть ритмичной и регулярным, а у опытного ісихаста — не новичка, который должен быть очень осторожным и, если возможно, молиться под наблюдением духовного отца — она должна быть непрерывной и продолжаться в течение долгих промежутков времени. Вспомогательные средства, например, такие как четки (komvoschoinion, tchotki) и контроль за дыханием, способствуют установлению регулярного ритма.
Во-вторых, повторяя Иисусову молитву, ум должен быть как можно свободнее от посторонних образов. Для этого лучше молиться там, где мало или вообще нет внешних звуков; лучше молиться в темноте или с закрытыми глазами, чем смотреть на икону, освещенную свечами или лампадкой. Старец Силуан Афонский, когда молился, прятал часы в шкаф, чтобы не слышать его убегания, а потом надевал на глаза и уши своего грубого шерстяного монашеской шляпу
Иисусова молитва
Для христианина молитва – один из главных элементов веры, возможность получить помощь и поддержку Высших сил, «излить душу», очистить ее от лишнего и наносного. Среди слов, с которыми обращаются к Небесным покровителям, особое место занимает Иисусова молитва. Ее по праву считают одной из первых ступеней на пути познания и принятия веры.
Особенности молитвы
Эта краткая молитва наполнена глубоким смыслом и является своеобразным мостиком между Господом и верующим. Она должна помочь осознать человеку его грехи и понять, что спасение и прощение он получил через страдания и смерть Сына Божьего.
Вокруг ее появления и возможности чтения в течение многих лет велись споры. Долгое время считалось, что возносить текст Иисусовой молитвы могут только монахи. Однако после долгих споров в среде духовенства был сделан вывод, что она будет полезна не только для монашеского сословия, но и для мирян.
Свое название она получила, оттого что в ней произносится имя Иисуса Христа и прямое обращение к нему.
Обращение с этой простой, но очень сильной и важной молитвой дает возможность наполниться смирением и понимать необходимость покаяния и прошения о помиловании. Она важна для женщин и мужчин.
Текст Иисусовой молитвы
Чтение может стать настоящим оберегом в повседневной жизни. Иисусова молитва, текст которой представлен на русском языке, — яркое подтверждение глубокого смысла этого немногословного обращения к Сыну Божьему.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (меня), грешнаго.
Слово «грешнаго» было добавлено к канонической форме молитвы преподобным Григорием Синаитом. Краткий вариант молитвы:
Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас.
Читают молитву, когда требуется защита от злых людей, укрепление здоровья, помилование и спасение в сложных жизненных ситуациях.
Правила совершения молитвы
Чтобы познать всю глубину Иисусовой молитвы, важно знать, как правильно молиться. Ее чтение требует соблюдения определенных правил. Перед чтением необходимо сосредоточиться, отбросив посторонние мысли. При этом важно не механическое произнесение слов, а глубокое понимание и осознание важности каждого из них.
Нужно, чтобы ничего не отвлекало и не мешало обращению к Сыну Божьему, поэтому просить о милости Господа лучше в спокойном состоянии и тихом месте.
Иисусова молитва, росток в пустыне
О. Джозеф Вонг OSB Cam, член Папской богословской академии
Я родился и вырос в Гонконге. Моя бабушка была набожной буддисткой, и я слышал, как она целыми днями повторяла имя Будды, перебирая чётки в руке, беспрестанно напевая «Наму Амитабха». Когда я с ней здоровался, она ненадолго прерывалась, и, обменявшись со мной несколькими словами, возвращалась к своему занятию. Позже я посещал католическую школу и стал католиком. Когда в первый раз я услышал что-то об Иисусовой молитве, меня глубоко поразило сходство этой молитвы с той молитвой, которую повторяла моя бабушка, произнося в ней имя Будды.
Происхождение Иисусовой молитвы восходит к традиции монахов-пустынников, возникшей в четвёртом веке, в Египте. Затем, через гору Синай, она достигла Греции, где в средние века процветала на горе Афон. Оттуда эта молитва распространилась в Восточной Европе и стала важным элементом православной духовности. Примерно в середине прошлого века Иисусова молитва пришла в Западную Церковь, и в настоящее время она широко известна также на Западе.
Многие христиане познакомились с Иисусовой молитвой через классический текст из «Откровенных рассказов странника духовному своему отцу». Безымянный автор учит Иисусовой молитве через повествование о своей истории. Однажды во время литургии, он услышал стих святого апостола Павла о необходимости «молиться непрестанно» (1 Фессалоникийцам 5, 17). Вдохновленный Духом, странник услышал слова апостола обращенными к себе и решил применить на практике это предписание. По милости Божией, в маленькой деревне он встретил старого монаха, который научил его Иисусовой молитве, дав наставления как молиться непрестанно. В своих пояснениях монах использовал также книгу «Добротолюбие», которая содержит учение древних духовных старцев об Иисусовой молитве. Странник с большим интересом читал «Добротолюбие», непрестанно повторял Иисусову молитву и спустя время обрёл дар непрестанной молитвы.
Одна из основных задач, которая возникает при попытке быть созерцательными, живя в больших мегаполисах, состоит в том, чтобы научиться развивать внутреннюю тишину, среди шума и хаотичной активности жизни. Я представлю Иисусову молитву как средство достижения внутреннего мира и непрестанной молитвы, для тех, кто живет в городах.
В монашеской традиции иноки удалялись в пустыню, чтобы достичь исихии, что в переводе с греческого означает покой, тишина, молчание.
Иерофей Влахос, современный греко-православный писатель утверждает, что исихия означает: мир сердца, спокойное состояние ума (nous), освобождение сердца от мыслей (logismoi), от страстей и влияния окружающей среды; это постоянное пребывание в Боге. Для того, чтобы достичь умственного спокойствия (noetica hesychia), требуется также внешняя тишина. Автор проводит различие между «внешним спокойствием» и «умственным спокойствием» или «внутренним спокойствием».
Епископ Каллист Уэр, писатель и православный духовный учитель нашего времени, объяснил тройное значение исихии, двигаясь от внешнего к внутреннему. По мнению автора, первое значение исихии — это жизнь в одиночестве. Практикующий исихию — это монах, оставивший город, чтобы жить в одиночестве.
Второе значение связано с духовной практикой монаха, в келье, как поясняет древний отец-пустынник, авва Руф:
«Безмолвие есть уединённое пребывание в келии своей с разумом (разумное, а не безрассудное) и страхом Божиим, в памятовании Бога (в различных видах молитвы), в удалении от памятозлобия и высокоумия (эти две страсти очень борют безмолвника, основываясь первая на второй). Такое безмолвие рождает все добродетели и охраняет инока от всех разжённых стрел врага, не допуская уязвляться ими. Истинно, истинно говорю: стяжи, брат, такое безмолвие. Памятствуй о смерти твоей, потому ‘не веси в кий час тать приидет’ (Лк. 12, 39). Бодрствуй над душою твоею».
В традиции пустынников пребывание в келье тесно связанно с двумя другими условиями: сосредоточенностью и памятованием Бога. В то время как сосредоточенность означает бдительность над своими мыслями и чувствами, памятование Бога достигается через непрестанную молитву.
И, наконец, на третьем уровне, исихия означает «возвращение к себе». Этот внутренний смысл исихии подчёркивается классическим определением, данным Иоанном Лествичником: «Безмолвник тот, кто существо бестелесное усиливается удерживать в пределах телесного дома. Подвиг редкий и удивительный». Иными словами, он старается удержать все свои силы душевные: ум, мысль, слух, зрение и прочие, неразвлечёнными в теле, как в доме.
В соответствии с этим внутренним смыслом, исихаст, то есть, молчальник – это тот, кто начал путешествие внутрь своего сердца, тот, кто «возвращается к самому себе». Идея возвращения к себе очень хорошо описана Василием Великим:
«Ум, не рассеиваясь по внешним предметам, и не развлекаясь миром под влиянием чувств, входит в самого себя, а от себя восходит к мысли о Боге».
Различие между тремя уровнями исихии имеет важные последствия для понимания внутренней тишины. Человек может бежать в пустыню, а его сердце может остаться привязанным к городскому шуму и суете. И наоборот, человек может жить в городе и быть истинным молчальником.
Григорий Палама настаивал на применении заповеди непрестанно молиться ко всем христианам без исключения. До него Симеон Новый Богослов утверждал, что благодать созерцания даётся в равной степени и тем, кто живет «в городах», и тем, кто живет «в горах и кельях».
Из этого трехстороннего значения исихии можно заключить, что одиночество, или внутреннее спокойствие, — это состояние ума. Реальная пустыня простирается в сердце. В православной духовности, Иисусова молитва считается ключом, необходимым для развития внутреннего спокойствия, подходящим для всех, как монахам, так и мирянам.
Стандартная формула молитвы Иисуса звучит так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Во время Тайной Вечери Иисус призывает Своих учеников молиться, пообещав, что всё, что они будут просить во имя Его, исполнится (Ин 14, 14). Кроме того, формула Иисусовой молитвы основана на сочетании двух коротких молитв, которые находятся в Евангелии: молитвы слепого из Иерихона «Иисус, сын Давидов, помилуй меня!» (Лука, 18, 38) и молитвы мытаря в храме, «Боже, помилуй меня грешного» (Лк, 18, 13).
Происхождение молитвы Иисуса можно проследить в древней традиции монахов-пустынников. По мнению Каллиста Уэра, в практике Иисусовой молитвы можно выделить три элемента: повторение краткой формулы; обращение к Божьему милосердию, сопровождаемое покаянием (Penthos); призывание имени Иисуса. Третий элемент является отличительным элементом Иисусовой молитвы.
Для того, чтобы развить постоянное памятование Бога, монахи разработали практику под названием «тайная медитация». Медитация в древней традиции имеет совсем другое значение, чем сегодня. Во-первых, медитировать означало голосом, вслух повторять священный текст, чтобы насладиться его звучанием и запомнить на память. Во-вторых, это означало читать некоторые священные писания по памяти. Это считалось лучшим способом для того, чтобы держать свой ум обращённым к Богу. Монахи сопровождали свой труд по хозяйству чтением некоторых стихов из псалмов или других мест Писания. Довольно скоро предпочтение было отдано покаянным текстам, таким, как первый стих из Псалма 50 или молитва мытаря в храме.
Постепенно монахи изобретали и свои краткие молитвы, чтобы повторять их в течение дня. Воззвание «Господи, помилуй» стало наиболее распространенным. Таким образом, первые два элемента Иисусовой молитвы были известны уже в древней традиции египетских пустынников четвёртого века.
Что касается третьего элемента, то имя Иисуса стало объектом почитания уже в следующем столетии, когда начала появляться христоцентрическая духовность. Постоянное памятование и призывание имени Иисуса занимали центральную роль в учении Диадоха, епископа Фотики. Он занимался проблемой воссоединения рассеянной и раздробленной памяти, приводя ум от волнения к покою, от множественности к единству. Чтобы остановить множество мыслей, нужно дать уму «какую-то задачу, чтобы удовлетворить его нужду в деятельности», но, в то же время, не позволяя ему быть слишком активным. Для этого Диадох предлагает постоянное повторение обращения «Господи Иисусе».
Мысль Диадоха была возрождена много веков спустя святым Феофаном, русским затворником девятнадцатого века, который сказал: «Для того, чтобы остановить непрерывный поток твоих мыслей, необходимо связать ум одной мыслью, то есть, мыслью о Нём Едином». Эта стратегия хорошо согласуется с китайским правилом, которое лежит в основе концентрации, столь необходимой для любого типа медитации: заменить десять тысяч мыслей одной единственной мыслью. В нашем случае этой единственной мыслью, или «мыслью о Нём Едином» является святое имя Иисуса.
Молитва Иисуса – это не просто своего рода мантра, направленная на то, чтобы вызвать спокойствие в людях. Её действие является более положительным, и это переживание присутствия Господа. Согласно библейской традиции, имя олицетворяет человека. По этой причине Николай Кавасила определяет молитву Иисуса как «расширение Святого Причастия». Так же, как через Святое Причастие Иисус сакраментально присутствует в христианине, призывание Святого Имени делает Иисуса присутствующим почти сакраментальным образом, обновляя и расширяя Его присутствие, осуществлённое в Святом Причастии.
В то время как некоторые настаивают, что Иисусова молитва является созерцательной, идущей дальше образов и мыслей, Феофан и другие писатели учат, Иисусова молитва – это молитва чувства. По мнению Каллиста Уэра, одного из самых известных современных православных богословов, чтобы отличать Иисусову молитву от практик дзен медитации, следует рассматривать её «не столько как молитву, пустую от мыслей, сколько молитву, полную возлюбленного». Он также утверждает, что на протяжении веков, многие восточные христиане использовали эту молитву просто как выражение своей нежности и любви к Иисусу.
Иисусова молитва является проверенным на протяжении многих столетий способом для достижения непрестанной молитвы и внутреннего спокойствия. Эта молитва становится молитвой сердца, когда ты слышишь, что твоя молитва отождествляется с действием другого человека, который молится внутри тебя. Как молитва сердца, Иисусова молитва является конкретным выражением Святого Духа, Который непрестанно молится в сердцах христиан «воздыханиями неизреченными» (Рим 8, 26).
Молитва Иисусова: необыкновенная сила
Что такое Молитва Иисусова?
Все православные христиане знают текст Иисусовой молитвы. Он имеет разные формы, а сама молитва Иисусова сопровождается многими странными суевериями, о которых мы расскажем ниже в этом материале.
Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.
Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.
Молитва — это общение с Богом. Без молитвы представить себе это общение невозможно. Обращаясь с благодарственными или просительными молитвами, мы также можем славословить Богородицу, святых. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17), — так сказал нам в Писании апостол Павел. И вот у нас есть молитва Иисусова, в которой мы просим о помиловании у Того, Кто взял на себя наши грехи, понес наши немощи и победил смерть.
Однако, почему-то ошибочно считается, что миряне не могут произносить эту молитву, и она предназначена только для монахов. Так ли это? Нет. Церковь в лице святителя Игнатия (Брянчанинова) решительно отвергает эту позицию. Слова апостола Павла о молитвы были обращены не исключительно к монашествующим, но предназначались и для простых мирян. Молитвенный подвиг начинается с того, что мы начинаем молиться регулярно, постепенно наше сердце отзывается словам молитвы, душа открывается Богу. Поэтому, вы можете обращаться к Господу с молитвой Иисусовой.
Считается, что можно впасть в прелесть, читая эту молитву, но кротость и смирение требуются для любого духовного подвига, а не только для этой молитвы, поэтому не стоит из опасения прелести отказываться от молитвы Иисусовой.
Слова этой молитвы легко запомнить, а, значит, в жизни христианина она важна в те моменты, когда мы острее всего нуждаемся в Божией помощи. И тогда мы можем обратиться со словами «Господи, помилуй» к Тому, Кто действительно может даровать нам помилование.
Не стоит связывать молитву Иисусову с некими несуществующими церковными тайнами и запретами, приписывать ей оккультные свойства и считать, что молитва Иисусова помогает от одного, но не помогает от другого. Не стоит воспринимать всерьез статьи, в которых утверждается, что молитва Иисусова помогает от порчи и сглаза. Отношение к порче у Церкви однозначное — никаких обрядов по снятию порчи христианину проводить не стоит. Мы находимся под защитой Бога, а без Его ведома ни один волос не упадет с нашей головы.
Эта молитва — обращение ко Христу, покаяние и просьба помиловать грешного человека, а, значит, она для каждого христианина. Для духовенства и для мирян. Оптинские старцы говорили о том, что эту молитву могут читать и миряне. В молитве Иисусовой мы провозглашаем нашу веру в Иисуса Христа, как в истинного Бога. В этом и заключается суть христианства.
Когда мы читаем молитву, важно не забывать о том, для чего она предназначена. Молитва — это не заклинание, а общение с Богом, покаяние, мы молимся, чтобы очистить душу от греха. Традиционно молитву Иисусову читают в уединении. Она важна в монашеской жизни, но и мирянам, читающим ее, лучше уединиться, сосредоточить свои помыслы на молитве.
Иные названия Иисусовой молитвы
Молитва Иисусова имеет отношение к аскетическим практикам, таким как исихазм, однако, это считается эзотерическим течением. Согласно этим практикам молитва, произносимая про себя называется «умное делание», «умно-сердечное делание» или «тайная молитва», «трезвение ума» и.т.д. Молитва Иисусова помогает хранить сердце и ум от греховных помыслов.
Важно помнить, что любые аскетические практики, духовные упражнения, это касается и молитвы, лучше обсудить и согласовать со своим духовником, чтобы случайно не впасть в прелесть или не стать заложником еретического течения. Опыт Церкви важно учитывать, решаясь преобразовать свою духовную жизнь. Разумеется, молитва и пост занимают важное место в жизни христианина, но если у человека возникают сомнения, а ужесточение поста или молитвенный подвиг вводят его в искушение (например, все мысли строго постящегося — только о еде), лучше поговорить со священником, испросить благословения. Молитву Иисусову часто воспринимают неправильно и путают понимание молитвы в христианском смысле с йогой и другими восточными практиками, что не имеет никакого отношения к действительности.
Кроме того, исихазм предполагает молчание, в миру это — практически невыполнимое условие. И это — не только физическое, но и духовное молчание, полное освобождение от власти греха своего ума. Если человек только недавно ступил на путь христианства, только начал следовать за Христом, это — тяжелое духовное упражнение.
История становления Иисусовой молитвы
В XVII веке прошел Большой московский Собор, созванный для суда над Патриархом Никоном, реформы которого привели к возникновению старообрядчества, тогда же решился спор о том, как правильно произносить молитву Иисусову — называть в ней Иисуса «Боже наш» или «Сыне Божий». Второй вариант был признан неверным. В современном мире существует канонический текст Иисусовой молитвы. Вариант, который был установлен Большим Московским собором, рассматривается теперь как вариант молитвы мытаря, который звучит как
Суть споров о том, как правильно читать молитву Иисусову в том, что существовали ереси, признающие Иисуса Сыном Божиим, но не Богом, как считал еретик Арий, один из основоположников арианской ереси.
Ступени совершенства молитвы Иисусовой
Преподобный Варсонофий (Плиханков) писал о различных ступенях совершенства молитвы Иисусовой, по которым должен «восходить» христианиню
Он разделял молитву на четыре ступени.
- Устную — когда человеку, нужно было сосредоточиться, напрячь ум, совершить молитвенный подвиг.
- Вторая ступень — умно-сердечное делание, когда молитва совершается постоянно, без какого-либо перерыва.
- Третья ступень — творческая молитва, но до третьей ступени способен дойти не каждый, это удается только людям, которые прошли особый духовный путь, таким как преподобный пустынник Марк Фраческий.
- Четвертая ступень — высокая молитва, которую смогли достичь ангелы и единицы из числе людей.
Для того, чтобы взойти по ступеням молитвы Иисусовой, как писал преподобный Варсонофий (Плиханков), надо, чтобы в человеке не осталось ничего земного, кроме его телесной оболочки, а душа его жила небесной духовной жизнью.
Роль Иисусовой молитвы в жизни христианина
Во время молитвы Иисусовой человека часто могут одолевать греховные помыслы, ведь именно, чтобы помочь сердцу и разуму очиститься от них, читается эта молитва. Важно не переставать молиться, просить у Господа защиты от этих помыслов. Ведь то, что недоступно и невозможно для человека, доступно Богу.
Мысли, которые рождаются в уме и сердце человека бывают греховными, так как мы уже отравлены грехом, но, если стараться в молитве подчинить ум и сердце Господу, он защитит от этих дурных помыслов. Это важно для духовной жизни человека, возводит к Богу и освобождает от власти смерти, от власти греха.
Читать также о молитве Иисусовой:
Видео молитвы Иисусовой
Видео (кликните для воспроизведения). |
Каллист уэр иисусова молитва
Которым есть связь между Иисусовой молитвой и исихией? Как призывания Имени помогает установить своего рода внутреннее молчание, о котором мы только что говорили?
Как отмечалось, молитва — это «отложение помыслов», возвращения от множественности к единству. Теперь, когда мы впервые серьезно пытаемся молиться внутри, стоя перед Богом с вниманием в сердце, сразу осознаем свою внутреннюю участие — свою неспособность сосредоточиться в этот момент, kairos. В нашей голове постоянно движутся мысли, как гудение мух (свт. Феофан) или как привередливы прыжки обезьян с ветки на ветку (Рамакришна) 48 . Этот недостаток сосредоточения, эта неспособность быть здесь и теперь всем нашим естеством являются одними из самых трагических последствий грехопадения.
Что же делать? Аскетическая традиция православия различает два основных метода борьбы с «помыслами». Первый — прямой: «противоречить» нашим logismoi (помыслам), встречаться с ними один на один, пытаясь выгнать их усилием воли. Но такой метод может привести к обратным результатам. Когда мы безжалостно придушуємо наши фантазии, они пытаются вернуться с большей силой. Если мы не уверены в себе, лучше использовать второй метод, косвенный. Вместо того, чтобы открыто бороться с нашими помыслами и пытаться выгнать их усилием воли, можно попробовать отвлечь от них внимание и посмотреть вокруг. Таким образом наша духовная стратегия становится положительной вместо негативной; наша непосредственная цель — очистить свой разум от зла, а наполнить его благим. В этом заключается второй метод, предложенный прп. Варсануфієм и Иоанном Газьким. «Не суперечте помыслам, навіюваним вашими врагами, — советуют они, — потому что это именно то, чего они хотят, и помыслы эти не прекратятся. Но обратитесь к Господу за помощью, открыв Ему вашу беспомощность, потому что Он может изгнать и уничтожить их» 49 . Теперь Иисусова молитва есть именно путем — верховным путем, которым мы «обращаемся за помощью к Господу». Она побеждает наши искушения именно тем, что помогает нам посмотреть вокруг.
Конечно, каждый из нас понимает, что нельзя остановить внутренний поток наших образов и помыслов грубым применением силы воли. Глупо приказывать себе: «Не думай», с таким же успехом можно говорить: «Не дыши». «Разумное существо не может не мыслить», — утверждает св. Марк Подвижник 50 . Каким образом тогда достичь духовной нищеты и внутреннего молчания? Хотя мы и не способны сдержать неутомимый ум от его неугомонности, но можем упростить и объединить его деятельность, постоянно повторяя короткую молитву. Поток образов и помыслов останется, но мы сможем постепенно отделиться от них. Постоянное призывания поможет нам «отпустить» мысли, порожденные сознанием и подсознанием. Это «отпускание» похоже на то, что имел в виду Євагрій, когда говорил о молитве как о «отложения» или «выбрасывание» помыслов — не дикий конфликт, не безжалостная и агрессивное действие, а мягкий, но настойчивый процесс отделения.
Следовательно, в обращении к Иисусовой молитвы предполагается аскетический подход. Он помогает нам использовать второй, или косвенный, метод борьбы с помыслами: вместо попытки уничтожить нашу искаженную или ограниченное воображение прямым противостоянием, мы возвращаемся и смотрим на Господа Иисуса; не полагаясь на собственные силы, спасаемся силой и милостью, что действуют за Имя Господне. Постоянное призывания помогает нам отделиться от беспрестанному гомону наших logismoi.
Одновременно Иисусова молитва все больше отделяет нас от множества беспорядочных или противоречивых помыслов, сосредоточивая их на одном. «Вспоминая Иисуса Христа, — пишет святой Филофей Синайский, — собирайте свой разбросанный ум» 51 . Мы концентрируем и объединяем наш неутомимый ум, наснажуючи его единственной мыслью, держа его на духовной диете, которая и питательная, и одновременно очень проста. «Чтобы остановить постоянную толкотню ваших помыслов, — говорит свт. Феофан Затворник, — вы должны связать мозг одной мыслью или мыслью только об одном» 52 — мыслью о Господе Иисусе. По словам св. Діадоха Фотікійського: «Когда мы перекроем все выходы ума упоминанием Бога, тогда он потребует от нас задание; которое удовлетворит его потребность в действии. Для полного выполнения его назначения, мы ничего не должны давать, кроме молитвы «Господи Иисусе. » 53 .
Это коротко о создании исихии в сердце с помощью Иисусовой молитвы. И из этого вытекают два важных последствия. Во-первых, для того, чтобы молитва достигла своей цели, она должна быть ритмичной и регулярным, а у опытного ісихаста — не новичка, который должен быть очень осторожным и, если возможно, молиться под наблюдением духовного отца — она должна быть непрерывной и продолжаться в течение долгих промежутков времени. Вспомогательные средства, например, такие как четки (komvoschoinion, tchotki) и контроль за дыханием, способствуют установлению регулярного ритма.
Во-вторых, повторяя Иисусову молитву, ум должен быть как можно свободнее от посторонних образов. Для этого лучше молиться там, где мало или вообще нет внешних звуков; лучше молиться в темноте или с закрытыми глазами, чем смотреть на икону, освещенную свечами или лампадкой. Старец Силуан Афонский, когда молился, прятал часы в шкаф, чтобы не слышать его убегания, а потом надевал на глаза и уши своего грубого шерстяного монашеской шляпу
Иисусова молитва
Для христианина молитва – один из главных элементов веры, возможность получить помощь и поддержку Высших сил, «излить душу», очистить ее от лишнего и наносного. Среди слов, с которыми обращаются к Небесным покровителям, особое место занимает Иисусова молитва. Ее по праву считают одной из первых ступеней на пути познания и принятия веры.
Особенности молитвы
Эта краткая молитва наполнена глубоким смыслом и является своеобразным мостиком между Господом и верующим. Она должна помочь осознать человеку его грехи и понять, что спасение и прощение он получил через страдания и смерть Сына Божьего.
Вокруг ее появления и возможности чтения в течение многих лет велись споры. Долгое время считалось, что возносить текст Иисусовой молитвы могут только монахи. Однако после долгих споров в среде духовенства был сделан вывод, что она будет полезна не только для монашеского сословия, но и для мирян.
Свое название она получила, оттого что в ней произносится имя Иисуса Христа и прямое обращение к нему.
Обращение с этой простой, но очень сильной и важной молитвой дает возможность наполниться смирением и понимать необходимость покаяния и прошения о помиловании. Она важна для женщин и мужчин.
Текст Иисусовой молитвы
Чтение может стать настоящим оберегом в повседневной жизни. Иисусова молитва, текст которой представлен на русском языке, — яркое подтверждение глубокого смысла этого немногословного обращения к Сыну Божьему.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя (меня), грешнаго.
Слово «грешнаго» было добавлено к канонической форме молитвы преподобным Григорием Синаитом. Краткий вариант молитвы:
Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас.
Читают молитву, когда требуется защита от злых людей, укрепление здоровья, помилование и спасение в сложных жизненных ситуациях.
Правила совершения молитвы
Чтобы познать всю глубину Иисусовой молитвы, важно знать, как правильно молиться. Ее чтение требует соблюдения определенных правил. Перед чтением необходимо сосредоточиться, отбросив посторонние мысли. При этом важно не механическое произнесение слов, а глубокое понимание и осознание важности каждого из них.
Нужно, чтобы ничего не отвлекало и не мешало обращению к Сыну Божьему, поэтому просить о милости Господа лучше в спокойном состоянии и тихом месте.
Иисусова молитва, росток в пустыне
О. Джозеф Вонг OSB Cam, член Папской богословской академии
Я родился и вырос в Гонконге. Моя бабушка была набожной буддисткой, и я слышал, как она целыми днями повторяла имя Будды, перебирая чётки в руке, беспрестанно напевая «Наму Амитабха». Когда я с ней здоровался, она ненадолго прерывалась, и, обменявшись со мной несколькими словами, возвращалась к своему занятию. Позже я посещал католическую школу и стал католиком. Когда в первый раз я услышал что-то об Иисусовой молитве, меня глубоко поразило сходство этой молитвы с той молитвой, которую повторяла моя бабушка, произнося в ней имя Будды.
Происхождение Иисусовой молитвы восходит к традиции монахов-пустынников, возникшей в четвёртом веке, в Египте. Затем, через гору Синай, она достигла Греции, где в средние века процветала на горе Афон. Оттуда эта молитва распространилась в Восточной Европе и стала важным элементом православной духовности. Примерно в середине прошлого века Иисусова молитва пришла в Западную Церковь, и в настоящее время она широко известна также на Западе.
Многие христиане познакомились с Иисусовой молитвой через классический текст из «Откровенных рассказов странника духовному своему отцу». Безымянный автор учит Иисусовой молитве через повествование о своей истории. Однажды во время литургии, он услышал стих святого апостола Павла о необходимости «молиться непрестанно» (1 Фессалоникийцам 5, 17). Вдохновленный Духом, странник услышал слова апостола обращенными к себе и решил применить на практике это предписание. По милости Божией, в маленькой деревне он встретил старого монаха, который научил его Иисусовой молитве, дав наставления как молиться непрестанно. В своих пояснениях монах использовал также книгу «Добротолюбие», которая содержит учение древних духовных старцев об Иисусовой молитве. Странник с большим интересом читал «Добротолюбие», непрестанно повторял Иисусову молитву и спустя время обрёл дар непрестанной молитвы.
Одна из основных задач, которая возникает при попытке быть созерцательными, живя в больших мегаполисах, состоит в том, чтобы научиться развивать внутреннюю тишину, среди шума и хаотичной активности жизни. Я представлю Иисусову молитву как средство достижения внутреннего мира и непрестанной молитвы, для тех, кто живет в городах.
В монашеской традиции иноки удалялись в пустыню, чтобы достичь исихии, что в переводе с греческого означает покой, тишина, молчание.
Иерофей Влахос, современный греко-православный писатель утверждает, что исихия означает: мир сердца, спокойное состояние ума (nous), освобождение сердца от мыслей (logismoi), от страстей и влияния окружающей среды; это постоянное пребывание в Боге. Для того, чтобы достичь умственного спокойствия (noetica hesychia), требуется также внешняя тишина. Автор проводит различие между «внешним спокойствием» и «умственным спокойствием» или «внутренним спокойствием».
Епископ Каллист Уэр, писатель и православный духовный учитель нашего времени, объяснил тройное значение исихии, двигаясь от внешнего к внутреннему. По мнению автора, первое значение исихии — это жизнь в одиночестве. Практикующий исихию — это монах, оставивший город, чтобы жить в одиночестве.
Второе значение связано с духовной практикой монаха, в келье, как поясняет древний отец-пустынник, авва Руф:
«Безмолвие есть уединённое пребывание в келии своей с разумом (разумное, а не безрассудное) и страхом Божиим, в памятовании Бога (в различных видах молитвы), в удалении от памятозлобия и высокоумия (эти две страсти очень борют безмолвника, основываясь первая на второй). Такое безмолвие рождает все добродетели и охраняет инока от всех разжённых стрел врага, не допуская уязвляться ими. Истинно, истинно говорю: стяжи, брат, такое безмолвие. Памятствуй о смерти твоей, потому ‘не веси в кий час тать приидет’ (Лк. 12, 39). Бодрствуй над душою твоею».
В традиции пустынников пребывание в келье тесно связанно с двумя другими условиями: сосредоточенностью и памятованием Бога. В то время как сосредоточенность означает бдительность над своими мыслями и чувствами, памятование Бога достигается через непрестанную молитву.
И, наконец, на третьем уровне, исихия означает «возвращение к себе». Этот внутренний смысл исихии подчёркивается классическим определением, данным Иоанном Лествичником: «Безмолвник тот, кто существо бестелесное усиливается удерживать в пределах телесного дома. Подвиг редкий и удивительный». Иными словами, он старается удержать все свои силы душевные: ум, мысль, слух, зрение и прочие, неразвлечёнными в теле, как в доме.
В соответствии с этим внутренним смыслом, исихаст, то есть, молчальник – это тот, кто начал путешествие внутрь своего сердца, тот, кто «возвращается к самому себе». Идея возвращения к себе очень хорошо описана Василием Великим:
«Ум, не рассеиваясь по внешним предметам, и не развлекаясь миром под влиянием чувств, входит в самого себя, а от себя восходит к мысли о Боге».
Различие между тремя уровнями исихии имеет важные последствия для понимания внутренней тишины. Человек может бежать в пустыню, а его сердце может остаться привязанным к городскому шуму и суете. И наоборот, человек может жить в городе и быть истинным молчальником.
Григорий Палама настаивал на применении заповеди непрестанно молиться ко всем христианам без исключения. До него Симеон Новый Богослов утверждал, что благодать созерцания даётся в равной степени и тем, кто живет «в городах», и тем, кто живет «в горах и кельях».
Из этого трехстороннего значения исихии можно заключить, что одиночество, или внутреннее спокойствие, — это состояние ума. Реальная пустыня простирается в сердце. В православной духовности, Иисусова молитва считается ключом, необходимым для развития внутреннего спокойствия, подходящим для всех, как монахам, так и мирянам.
Стандартная формула молитвы Иисуса звучит так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Во время Тайной Вечери Иисус призывает Своих учеников молиться, пообещав, что всё, что они будут просить во имя Его, исполнится (Ин 14, 14). Кроме того, формула Иисусовой молитвы основана на сочетании двух коротких молитв, которые находятся в Евангелии: молитвы слепого из Иерихона «Иисус, сын Давидов, помилуй меня!» (Лука, 18, 38) и молитвы мытаря в храме, «Боже, помилуй меня грешного» (Лк, 18, 13).
Происхождение молитвы Иисуса можно проследить в древней традиции монахов-пустынников. По мнению Каллиста Уэра, в практике Иисусовой молитвы можно выделить три элемента: повторение краткой формулы; обращение к Божьему милосердию, сопровождаемое покаянием (Penthos); призывание имени Иисуса. Третий элемент является отличительным элементом Иисусовой молитвы.
Для того, чтобы развить постоянное памятование Бога, монахи разработали практику под названием «тайная медитация». Медитация в древней традиции имеет совсем другое значение, чем сегодня. Во-первых, медитировать означало голосом, вслух повторять священный текст, чтобы насладиться его звучанием и запомнить на память. Во-вторых, это означало читать некоторые священные писания по памяти. Это считалось лучшим способом для того, чтобы держать свой ум обращённым к Богу. Монахи сопровождали свой труд по хозяйству чтением некоторых стихов из псалмов или других мест Писания. Довольно скоро предпочтение было отдано покаянным текстам, таким, как первый стих из Псалма 50 или молитва мытаря в храме.
Постепенно монахи изобретали и свои краткие молитвы, чтобы повторять их в течение дня. Воззвание «Господи, помилуй» стало наиболее распространенным. Таким образом, первые два элемента Иисусовой молитвы были известны уже в древней традиции египетских пустынников четвёртого века.
Что касается третьего элемента, то имя Иисуса стало объектом почитания уже в следующем столетии, когда начала появляться христоцентрическая духовность. Постоянное памятование и призывание имени Иисуса занимали центральную роль в учении Диадоха, епископа Фотики. Он занимался проблемой воссоединения рассеянной и раздробленной памяти, приводя ум от волнения к покою, от множественности к единству. Чтобы остановить множество мыслей, нужно дать уму «какую-то задачу, чтобы удовлетворить его нужду в деятельности», но, в то же время, не позволяя ему быть слишком активным. Для этого Диадох предлагает постоянное повторение обращения «Господи Иисусе».
Мысль Диадоха была возрождена много веков спустя святым Феофаном, русским затворником девятнадцатого века, который сказал: «Для того, чтобы остановить непрерывный поток твоих мыслей, необходимо связать ум одной мыслью, то есть, мыслью о Нём Едином». Эта стратегия хорошо согласуется с китайским правилом, которое лежит в основе концентрации, столь необходимой для любого типа медитации: заменить десять тысяч мыслей одной единственной мыслью. В нашем случае этой единственной мыслью, или «мыслью о Нём Едином» является святое имя Иисуса.
Молитва Иисуса – это не просто своего рода мантра, направленная на то, чтобы вызвать спокойствие в людях. Её действие является более положительным, и это переживание присутствия Господа. Согласно библейской традиции, имя олицетворяет человека. По этой причине Николай Кавасила определяет молитву Иисуса как «расширение Святого Причастия». Так же, как через Святое Причастие Иисус сакраментально присутствует в христианине, призывание Святого Имени делает Иисуса присутствующим почти сакраментальным образом, обновляя и расширяя Его присутствие, осуществлённое в Святом Причастии.
В то время как некоторые настаивают, что Иисусова молитва является созерцательной, идущей дальше образов и мыслей, Феофан и другие писатели учат, Иисусова молитва – это молитва чувства. По мнению Каллиста Уэра, одного из самых известных современных православных богословов, чтобы отличать Иисусову молитву от практик дзен медитации, следует рассматривать её «не столько как молитву, пустую от мыслей, сколько молитву, полную возлюбленного». Он также утверждает, что на протяжении веков, многие восточные христиане использовали эту молитву просто как выражение своей нежности и любви к Иисусу.
Иисусова молитва является проверенным на протяжении многих столетий способом для достижения непрестанной молитвы и внутреннего спокойствия. Эта молитва становится молитвой сердца, когда ты слышишь, что твоя молитва отождествляется с действием другого человека, который молится внутри тебя. Как молитва сердца, Иисусова молитва является конкретным выражением Святого Духа, Который непрестанно молится в сердцах христиан «воздыханиями неизреченными» (Рим 8, 26).
Молитва Иисусова: необыкновенная сила
Что такое Молитва Иисусова?
Все православные христиане знают текст Иисусовой молитвы. Он имеет разные формы, а сама молитва Иисусова сопровождается многими странными суевериями, о которых мы расскажем ниже в этом материале.
Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.
Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.
Молитва — это общение с Богом. Без молитвы представить себе это общение невозможно. Обращаясь с благодарственными или просительными молитвами, мы также можем славословить Богородицу, святых. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17), — так сказал нам в Писании апостол Павел. И вот у нас есть молитва Иисусова, в которой мы просим о помиловании у Того, Кто взял на себя наши грехи, понес наши немощи и победил смерть.
Однако, почему-то ошибочно считается, что миряне не могут произносить эту молитву, и она предназначена только для монахов. Так ли это? Нет. Церковь в лице святителя Игнатия (Брянчанинова) решительно отвергает эту позицию. Слова апостола Павла о молитвы были обращены не исключительно к монашествующим, но предназначались и для простых мирян. Молитвенный подвиг начинается с того, что мы начинаем молиться регулярно, постепенно наше сердце отзывается словам молитвы, душа открывается Богу. Поэтому, вы можете обращаться к Господу с молитвой Иисусовой.
Считается, что можно впасть в прелесть, читая эту молитву, но кротость и смирение требуются для любого духовного подвига, а не только для этой молитвы, поэтому не стоит из опасения прелести отказываться от молитвы Иисусовой.
Слова этой молитвы легко запомнить, а, значит, в жизни христианина она важна в те моменты, когда мы острее всего нуждаемся в Божией помощи. И тогда мы можем обратиться со словами «Господи, помилуй» к Тому, Кто действительно может даровать нам помилование.
Не стоит связывать молитву Иисусову с некими несуществующими церковными тайнами и запретами, приписывать ей оккультные свойства и считать, что молитва Иисусова помогает от одного, но не помогает от другого. Не стоит воспринимать всерьез статьи, в которых утверждается, что молитва Иисусова помогает от порчи и сглаза. Отношение к порче у Церкви однозначное — никаких обрядов по снятию порчи христианину проводить не стоит. Мы находимся под защитой Бога, а без Его ведома ни один волос не упадет с нашей головы.
Эта молитва — обращение ко Христу, покаяние и просьба помиловать грешного человека, а, значит, она для каждого христианина. Для духовенства и для мирян. Оптинские старцы говорили о том, что эту молитву могут читать и миряне. В молитве Иисусовой мы провозглашаем нашу веру в Иисуса Христа, как в истинного Бога. В этом и заключается суть христианства.
Когда мы читаем молитву, важно не забывать о том, для чего она предназначена. Молитва — это не заклинание, а общение с Богом, покаяние, мы молимся, чтобы очистить душу от греха. Традиционно молитву Иисусову читают в уединении. Она важна в монашеской жизни, но и мирянам, читающим ее, лучше уединиться, сосредоточить свои помыслы на молитве.
Иные названия Иисусовой молитвы
Молитва Иисусова имеет отношение к аскетическим практикам, таким как исихазм, однако, это считается эзотерическим течением. Согласно этим практикам молитва, произносимая про себя называется «умное делание», «умно-сердечное делание» или «тайная молитва», «трезвение ума» и.т.д. Молитва Иисусова помогает хранить сердце и ум от греховных помыслов.
Важно помнить, что любые аскетические практики, духовные упражнения, это касается и молитвы, лучше обсудить и согласовать со своим духовником, чтобы случайно не впасть в прелесть или не стать заложником еретического течения. Опыт Церкви важно учитывать, решаясь преобразовать свою духовную жизнь. Разумеется, молитва и пост занимают важное место в жизни христианина, но если у человека возникают сомнения, а ужесточение поста или молитвенный подвиг вводят его в искушение (например, все мысли строго постящегося — только о еде), лучше поговорить со священником, испросить благословения. Молитву Иисусову часто воспринимают неправильно и путают понимание молитвы в христианском смысле с йогой и другими восточными практиками, что не имеет никакого отношения к действительности.
Кроме того, исихазм предполагает молчание, в миру это — практически невыполнимое условие. И это — не только физическое, но и духовное молчание, полное освобождение от власти греха своего ума. Если человек только недавно ступил на путь христианства, только начал следовать за Христом, это — тяжелое духовное упражнение.
История становления Иисусовой молитвы
В XVII веке прошел Большой московский Собор, созванный для суда над Патриархом Никоном, реформы которого привели к возникновению старообрядчества, тогда же решился спор о том, как правильно произносить молитву Иисусову — называть в ней Иисуса «Боже наш» или «Сыне Божий». Второй вариант был признан неверным. В современном мире существует канонический текст Иисусовой молитвы. Вариант, который был установлен Большим Московским собором, рассматривается теперь как вариант молитвы мытаря, который звучит как
Суть споров о том, как правильно читать молитву Иисусову в том, что существовали ереси, признающие Иисуса Сыном Божиим, но не Богом, как считал еретик Арий, один из основоположников арианской ереси.
Ступени совершенства молитвы Иисусовой
Преподобный Варсонофий (Плиханков) писал о различных ступенях совершенства молитвы Иисусовой, по которым должен «восходить» христианиню
Он разделял молитву на четыре ступени.
- Устную — когда человеку, нужно было сосредоточиться, напрячь ум, совершить молитвенный подвиг.
- Вторая ступень — умно-сердечное делание, когда молитва совершается постоянно, без какого-либо перерыва.
- Третья ступень — творческая молитва, но до третьей ступени способен дойти не каждый, это удается только людям, которые прошли особый духовный путь, таким как преподобный пустынник Марк Фраческий.
- Четвертая ступень — высокая молитва, которую смогли достичь ангелы и единицы из числе людей.
Для того, чтобы взойти по ступеням молитвы Иисусовой, как писал преподобный Варсонофий (Плиханков), надо, чтобы в человеке не осталось ничего земного, кроме его телесной оболочки, а душа его жила небесной духовной жизнью.
Роль Иисусовой молитвы в жизни христианина
Во время молитвы Иисусовой человека часто могут одолевать греховные помыслы, ведь именно, чтобы помочь сердцу и разуму очиститься от них, читается эта молитва. Важно не переставать молиться, просить у Господа защиты от этих помыслов. Ведь то, что недоступно и невозможно для человека, доступно Богу.
Мысли, которые рождаются в уме и сердце человека бывают греховными, так как мы уже отравлены грехом, но, если стараться в молитве подчинить ум и сердце Господу, он защитит от этих дурных помыслов. Это важно для духовной жизни человека, возводит к Богу и освобождает от власти смерти, от власти греха.
Читать также о молитве Иисусовой:
Видео молитвы Иисусовой
Видео (кликните для воспроизведения). |
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.