Канон перед причастием и исповедью читать

Детально: Канон перед причастием и исповедью читать - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Таинство причащения.
Часть 3. Как готовиться к причастию

Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

«Учение 12 апостолов» является авторитетным источником конца I – начала II века и дает нам яркое представление о жизни раннехристианских общин, и наставление о необходимости литургической исповеди весьма для нас ценно.

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской. К преподобному авве Дорофею пришел один знатный горожанин городка Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя за великого и первого в городе». Тогда преподобный снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож». «Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» – «Там, – ответил он, – буду считать себя за одного из простолюдинов». – «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными» [1] .

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Читайте так же:  Молитва от ячменя на глазу кукиш

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».

Подготовка к таинству исповеди и святого причастия: какие каноны читать?

Исповедь и причастие — это возможность очищения души и возможность приблизиться к Господу. Честность и искреннее желание человека встать на истинный путь делают данные церковные обряды в одинаковой степени простыми и сложными.

Исповедь нужна для отпущения грехов, а причастие — для воссоединения с Богом. Каноны, читаемые перед такими значимыми событиями, станут вашими верными помощниками при подготовке к ним.

Подготовка к исповеди

Таинством покаяния считается чистосердечное признание в грехах и следуемое за ним раскаяние. Самое важное — огромное желание очистить душу. Исповедь дает человеку духовные силы, чтобы тот мог противостоять злу. Список своих грехов можно написать на листе бумаги.

Оправдания им искать не стоит. Лучше всего анализировать каждый прожитый день: решать для себя, что сегодня было сделано хорошо, а что — имело отрицательную окраску. Так вы со временем научитесь внимательнее относиться к своим мыслям и поступкам.

Существует тайна исповеди: все сказанное вами останется в стенах церкви. За разглашение информации священник может потерять свой сан. В конце духовное лицо прочитает разрешительную молитву. Это значит, что грехи отпущены.

До исповеди помиритесь с теми, с кем были в ссоре; попросите прощения за то, в чем чувствуете свою вину. Следует отличать личное покаяние и таинство исповеди. Во втором случае человек рассказывает о своих грехах публично перед батюшкой и желает от них очиститься.

Заранее приготовленный список грехов поможет вам ничего не забыть и рассказать о том, что в последний момент хотелось скрыть. В любой церковной лавке можно приобрести книгу «Полная исповедь»: в ней находится подробный список грехов, а также особенности таинства.

К человеческим грехам относят:

  • неверие в Бога и сотворение себе кумиров;
  • развратные деяния, осуждение поступков других людей;
  • убийство;
  • аборт (исключением являются медицинские показания);
  • ложь и клевету;
  • лень.

Непосредственно перед самой исповедью особые молитвы читать не требуется. За вас это сделает священник после окончания вечерней службы. Желательно при этом присутствовать и внимательно слушать.

Подготовка к причастию

Причащение — самый важный ритуал для православного; таким образом осуществляется воссоединение с Богом. Данное таинство допускается проводить раз в год или чаще; важным показателем здесь будет желание человека, его искренность.

Перед принятием причастия полагается:

  • соблюдать пост (отказ от пищи и воды минимум в течение суток перед ритуалом);
  • воздержаться от половой жизни;
  • покаяться на исповеди;
  • нужно обязательно быть крещеным;
  • читать три специальных канона — один за другим (либо прочтение совмещенного канона);
  • совершать только добрые поступки;
  • не держать зла на других людей;
  • перед самим причастием посетить вечернюю службу.

В церковной практике приготовления к причащению называют говением. Телесная чистота достигается постом, а для очищения души требуется молитва. В дни поста категорически запрещена пища животного происхождения (мясо, яйца, молоко).

И даже фруктами и овощами также увлекаться не стоит: ваше сознание сейчас не должно рассеиваться по мелочам. Помимо отказа от пищи исключите в этот период из своей жизни нахождение в социальных сетях, компьютерные игры и просмотр телевизора.

Никто не может быть допущен до причащения без исповеди. Исключение делается только для детей до семи лет и тех людей, которые находятся в смертельной опасности.

Также нельзя причащаться женщинам во время менструации. Молодые матери могут совершать причастие лишь через сорок дней после родов. Клирик должен прочесть над такой женщиной специальную молитву.

Читайте так же:  Крещение ребенка правила молитва

Структура канонов

Другое определение слова: особая песня, с помощью которой прославляют церковный праздник или праведника. Каноны объясняют смысл ритуального причастия, готовят к нему тело и душу человека.

Канон существует с VIII века и состоит из девяти песен; он может быть большим или маленьким. Песни канонов сложены из стихов: первый из них называется «ирмос», следующие за ним — тропари.

Любой канон состоит из 4-7 тропарей. Перед каждым стихом читают запев. Вторую песню разрешается произносить только в праздничные дни. Во время чтения канонов важно не забыть о совершении поклонов.

Прочтение

К святым таинствам необходимо готовиться не только покаянием и постом, но и читать молитвы. Их существует несколько — для чтения дома или в храме. Это поможет духовно очиститься и избавиться от греховных мыслей.

Произнесение всех молитв перед таинством причастия требует спокойствия, сосредоточенности и внимательности. В некоторых случаях церковь разрешает разделить чтение всех канонов на несколько дней.

Важно не только просить прощения у Господа, но и самому простить всех тех, на кого затаилась обида. Нельзя вспоминать о чужих недочетах, даже если они породили цепочку ваших собственных грехов. В молитвах Господу обещают больше никогда не повторять прежних ошибок.

Последование ко святому причащению содержит тексты, написанные различными христианскими авторами, сюда относят:

  • начальные молитвы. В них человек обращается к Господу с просьбой благословить свой труд и простить грехи;
  • псалмы и тропари. Здесь продолжается тема смирения перед величием Божиим;
  • молитвы ко причастию. В текстах постигается тайна Христа и вспоминается о его страданиях;
  • краткие причастные стихи. Их нужно читать про себя уже в храме, непосредственно перед самим таинством.

Почему читают три канона?

Согласно священной церковной традиции, молятся самому Господу, Святой Матери и Ангелу-Хранителю. Ангелы ближе всего расположены к людям; они чаще являлись к человеку помогали святому или праведнику, а порой и наказывали грешника.

Ангелы могут читать мысли других и умеют говорить абсолютно на всех языках. Изображаются обычно в виде прекрасных юношей. Таинство причастия было установлено самим Господом во время Тайной Вечери. Там он дает последние наставления апостолам.

Какие читать каноны ко святому причащению:

  • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу. Настраивает душу на покаяние. В его сюжет заложено освобождение израильтян из египетского плена. Если смотреть глубже, здесь рассказывается о душе, которая раньше была грешной, а теперь очистилась. В этом ей помог Иисус;
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице. Верующие обращаются здесь к Божьей Матери с просьбой о помощи: необходимо побороть страсти и спасти грешную душу;
  • канон Ангелу-Хранителю. У каждого человека после крещения появляется свой ангел. Он направляет его на верный путь и помогает сохранить здоровье и душевные силы.

Как вести себя в храме?

Подходить к священнику, который совершает таинство причащения, необходимо со сложенными на груди руками. При этом правая — располагается сверху.

После принятия отойдите к столику и возьмите запивку. Положено оставаться до конца службы и выслушать благодарственные молитвы.

На время проповеди из алтаря выносят крест, к которому позже можно будет приложиться.

Видео по теме

Какие читать покаянные каноны перед исповедью и причастием:

Исповедь и причастие — очень важные события в жизни православного человека. Но далеко не все знают, что мало пройти эти таинства; не менее ответственный шаг — серьезная подготовка к ним. Все ваши действия только тогда обретут силу и начнут работать, когда будут сопровождаться неугасаемой верой в Господа.

Канон к Причащению

Ирмос: Придите люди, воспоем песнь Христу Богу, разделившему море и направлявшему народ, который вывел из рабства египетского; и этим прославился.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня!

Хлебом жизни вечной да будут мне Тело Твое Святое, Милосердный Господи и Честная Твоя Кровь, и недугов многообразных врачеванием.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня!

Оскверненный делами гнусными, я, окаянный, Твоего Пречистого Тела и Божественной Крови недостойным становлюсь, Христе Боже, причащения; его меня удостой.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Земля благодатная, Благословенная Богоневеста, Колос взрастившая невозделанный спасительный для мира, удостой меня, его вкушающего, спасения.

Ирмос: На камне веры меня утвердивший, открыл уста мне на врагов моих. Возвеселился дух мой, воспевая: нет столь святого, как Бог наш, и нет праведнее Тебя, Господи.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня!

Слез мне подай, Христе, струи, скверну сердца моего очищающие; чтобы с очищенной совестью, верою приступил и страхом, Владыка, к причащению Божественных Даров Твоих.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня!

В оставление грехов да послужит мне Пречистое Тело Твое и Божественная Кровь, в Духа Святого общение, в вечную жизнь, Человеколюбче, и от страстей и скорбей в освобождение.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Хлеба живого Трапеза Пресвятая, свыше по милосердию сшедшего и миру новую жизнь дающего! Меня ныне удостой, недостойного, со страхом вкусить его, чтобы быть живым.

Ирмос: Пришел от Девы не ходатай, не ангел, но Сам, Господи, воплотился, и спас всего меня, человека. Посему взываю к Тебе: слава силе Твоей, Господи!

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня!

Восхотел быть, нас ради воплотившись, Многомилостивый, закланным, как овца, за грехи людей; посему умоляю Тебя: очисти мои согрешения.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня!

Исцели язвы души моей, Господи, и всего освяти. И удостой меня, Владыка, окаянного, причаститься Тайн Твоей Божественной вечери.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Пусть смилостивится и ко мне Сущий от утробы Твоей, Владычица! И сохрани меня, раба Твоего, нескверным и непорочным, дабы я, приняв духовный жемчуг, освятился.

Ирмос: Света податель и времен Творец, Господи, светом повелений Твоих наставь нас; ибо кроме Тебя другого Бога не исповедуем.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня!

Что предрек, Христе, да будет то ничтожному рабу Твоему и пребудь во мне, как обещал; вот вкушаю Тело Твое Божественное и Кровь Твою пью.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня!

Слово Бога и Бог, уголь Тела Твоего да будет мне, помраченному, в просвещение; и в очищение оскверненной души моей Твоя Кровь.

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Мария, Матерь Божия, благоухания драгоценное вместилище! Твоими молитвами меня избранным сосудом сотвори, чтобы я освящений причастился Сына Твоего.

Ирмос: В бездну греха погрузившись, непостижимую милосердия Твоего призываю бездну. Из погибели, Боже, изведи меня!

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня!

Ум, душу и сердце, и тело мое освяти, Спаситель; и удостой неосужденно, Владыка, к страшным Тайнам приступить.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня!

Да освобожусь от страстей, и Твоей благодати получу умножение и укрепление жизни причащением Святых, Христе, Тайн Твоих.

Читайте так же:  Ташлинская икона божьей матери молитва

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Божие, Боже, Слово Святое всего меня освяти ныне приступающего к Божественным Твоим тайнам по молитвам Святой Матери Твоей.

Хлеб, Христе, принять не запрети мне, Тело Твое Божественное и Божественную Твою Кровь; сподоби пречистых, Владыка, и страшных Твоих Тайн причаститься меня, окаянного, да не будет мне это в осуждение, но послужит в жизнь вечную и бессмертную.

Ирмос: Истукану золотому премудрые отроки не послужили, и в пламень сами пошли и над богами их посмеялись; среди пламени воззвали, и окропил их росою Ангел: услышана была уст ваших молитва.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня!

Источник благ, причащение бессмертных Твоих Таинств, Христе, да будет мне светом, жизнью, победою над страстями, и к преуспеянию и умножению добродетели Божественной послужит; Единый Милосердный, прославлю Тебя,.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня!

Да избавлюсь от страстей, врагов, нужд и всякой скорби, с трепетом, любовью и благоговением, Человеколюбивый, приступая ныне к Твоим бессмертным и Божественным Тайнам; и петь удостой Тебе: благословен Ты, Бог отцов наших!

Пресвятая Богородица, спаси нас!

Спасителя Христа непостижимо родившая, Богоблагодатная, умоляю Тебя Чистую, меня оскверненного, хотящего ныне к пречистым Тайнам приступить, очистить всего от скверны плоти и духа.

Ирмос: В печь огненную к отрокам еврейским сошедшего и пламень в росу претворившего Бога, воспевайте деяния, как Господа, и превозносите во все веки.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня!

Небесных, страшных и святых Твоих, Христе, ныне Тайн и Божественной Твоей и тайной вечери участником быть и меня удостой, отчаявшегося, Боже Спаситель мой!

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня!

Под Твою прибегая милость, Милосердный, со страхом взываю к Тебе: во мне пребудь, Спаситель, и я, как Ты сказал, — в Тебе! Вот я, уповая на милость Твою, вкушаю Тело Твое и пью Кровь Твою.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Пресвятая Троица, Боже Наш, слава Тебе!

Трепещу, принимая огонь, как бы не сгореть мне, подобно воску и траве. О страшное таинство! О милосердие Божие! Как Божественного Тела и Крови я, брение 1 , причащаюсь и невредимым остаюсь?

Ирмос: Безначального Отца Сын, Бог и Господь, воплотившись от Девы, явился среди нас омраченных просветить, собрать рассеянных; посему преславную Богородицу величаем.

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня!

Это Христос — вкусите и увидите. Господь, нас ради ставший подобным нам, однажды принесший Себя в жертву Отцу Своему, всегда в жертву приносится, освящая причащающихся.

Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня!

Душою и телом освящусь, Владыко, да просвещусь, да спасусь; да буду домом Твоим чрез причащение священных Тайн, сущего Тебя имея в себе, вместе с Отцом и Духом, Благодетель Многомилостивый!

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу. Как огонь да будет мне, и как свет, Твое Тело и пречестная Кровь, Спаситель мой, опаляя все грешное во мне и сжигая терние страстей, и всего меня просветит воздавать поклонение Божеству Твоему.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Владычица! Бог воплотился от чистой крови Твоей; посему всякий род воспевает Тебя и бесплотных множество славит, чрез Тебя узрев всех Владыку, принявшего естество человеческое.

Воистину достойно прославлять Тебя Богородицу, всегда блаженную и непорочную, Матерь Бога нашего. Ты — почетнее Херувимов и славнее несравненно Серафимов; непорочно Бога-Слово родившую, истинную Богородицу, Тебя величаем.

Помилуй нас Господи, помилуй нас! Недостойные Твоей благосклонности, сию Тебе молитву, как Владыке, грешные приносим, помилуй нас.

Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу: Господи помилуй нас, на Тебя лишь уповаем, не прогневайся на нас, и не помяни беззаконий наших, но удостой и ныне Своего милосердия и избавь нас от врагов наших. Ибо Ты есть Бог наш, и мы люди Твои, на все дела помощь Твою и имя Твое призываем.

И ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Милосердия двери открой нам, Благословенная Богородица, надеясь на Тебя да не погибнем, но избавимся Тобою от бед; ибо Ты спасение рода христианского.

Господи, помилуй (40 раз).

1. брение – всырая глина, пыль смешанная с водой.

Каноны перед причастием и исповедью

Верующий, православный человек знает, что регулярного посещения богослужений мало, необходимо ещё исповедоваться и причащаться. Но новичкам в вере многие правила могут показаться непонятными и сложными для восприятия. Могут возникнуть разные вопросы. Какие существуют каноны? Как правильно читать молитвы, к каким святым обращаться? Как подготовиться к Таинствам Причастия и Исповеди? Чтобы всё прошло идеально, к этим священным процедурам нужно подготовиться заранее.

И причастие, и исповедь помогают человеку очистить свою душу, покаяться в грехах, чтобы получить прощение. Проходить эти Таинства нужно с искренним желанием исправиться, с правдивостью в словах и помыслах. Чтобы быть прощённым необходимо суметь осознать свои грехи. Это сделать под силу не всем. И для этого человеку предстоит пройти сложную внутреннюю работу. Настроить на духовный лад и призваны каноны. Молитвы помогут принять свои ошибки, даруют желание измениться, умиротворённость. После снисхождения на сердце и душу Благодати, не захочется больше злиться, обманывать, завидовать.

Каноны и подготовка к Таинствам

В Православной церкви существует определённый свод правил, которые и называются каноном.

Важно! У этого понятия есть ещё и другое значение, которое относится к своеобразному гимну, восхваляющему святого или какой-либо праздник. Посвящаются такие поэмы, пророкам, великомученикам, святым.

Причастие

Сколько раз в году проводить это Таинство решать каждому. Главное, это проходить ритуал с искренностью. До того, как принять Причастие, необходимо быть подготовленным, а значит нужно следовать ряду правил.

  • Все три дня до ритуала не принимать скоромную пищу, соблюдая пост. А после полуночи вообще нельзя есть и пить. Воздержаться от интимных отношений.
  • Каждый вечер читать каноны, а после них – молитвы.
  • За три дня до священнодействия держать свои помыслы чистыми. Не ругаться, не сквернословить, не злобствовать, не совершать неблаговидных поступков. К обряду необходимо подходить подготовленным духовно.
  • Перед причастием сходить на исповедь, чтобы получить отпущение грехов.

Важно! К Причастию не допускаются женщины в период месячных, те кто не сходил на исповедь, кто был отлучён от Таинства, не следовавшие канонам и вступившие накануне в половые отношения, сумасшедшие. К Причастию допускаются без поста и исповеди только дети, не достигшие семилетнего возраста.

Исповедь

Исповедоваться допускается в любое время. Главное, искренне верить и иметь чувство раскаяния. К ритуалу нужно подходить уже подготовленным, пройдя заранее несколько этапов:

  • Раскрыть перед собой свою душу, чтобы понять и принять то, что причина страданий в своих же, совершённых ошибках.
  • Воссоздать в памяти весь негативный посыл, направленный по отношению к другим людям.
  • Искренне раскаяться, что принесли боль другим, своими действиями, словами и даже эмоциями.
  • Записать, чтобы потом не забыть все свои прегрешения, за которые хотите исповедаться.
  • Прочитать специальные молитвы и каноны.
Читайте так же:  Молитва давиду от врагов

Как читать каноны

При произнесении молитв и канонов следует иметь определённое душевное настроение. Чтобы не было посторонних разговоров, мыслей, раздражения, недовольства и злобы. Читать нужно в уединении, дабы ничто не отвлекало от умиротворённого настроя. Каноны, которые читаются перед ритуалами исповеди и причащения являются просьбой к Богородице и Господу, чтобы они помогли очистить душу, хранили от искушений, даровали здоровья и веры, охраняли, и дали возможность исповедаться и причаститься.

Лучше всего читать перед отходом ко сну. После совершения всех мирских дел, оставив их позади, посвятить время общению с Богом. В одних молитвах поблагодарить, в других попросить прощения. При чтении, необходимо уметь проникать в суть, осознавать о чем идёт речь. Количество молитв и канонов чётких ограничений не имеет.

Читать молитвы на русском языке

Молятся, прежде всего, следует к спасителю нашему, Иисусу Христу. Также обращаются к Пресвятой Богородице, ибо она над всеми святым стоит и ходатайствует за нас перед Господом. Не лишним будет обратиться к своему Ангелу Хранителю.

Перед Исповедью и Причащением

Боже и Господи всяческих, имеющий власть над всяким дыханием и всякой душою, Един могущий уврачевать меня, услыши моление мое. И во мне бедном гнездящегося змия, наитиемвсесвятого Духа Твоего, умертвив истреби. Научи и настрой меня, нищего и обнаженного от всякой добродетели, припадать к стопам отца моего, и его святую душу расположи к состраданию и милостивости ко мне.

Даруй, Господи, смирение в сердце мое и помыслы, подобающие грешнику, положившему каяться Тебе. Не оставь в конец душу, единожды сочетавшую Тебе, Тебя исповедавшую, Тебя вместо всего мира избравшую и всему предпочетшую. Ты ведаешь, Господи, что я желаю спасться, хотя злой обычай мой полагает тому препятствие. Но Тебе, Владыко, возможно все, невозможное для людей. Аминь.

Текст молитвы перед Причастием

Владыка Господи Иисусе Христе, Боже Наш, милосердный и человеколюбивый, один имеющий власть прощать грехи людям, презри (забудь), прости все мои прегрешения, сознательные и несознательные, и сподоби меня без осуждения причаститься Твоих божественных, преславных, пречистых и животворящих Тайн не в наказание, не в умножение грехов, — но в очищение, освящение, в залог будущей жизни и царства, в твердый оплот, в защиту, а поражение врагов, в истребление многих моих согрешений. Ибо ТЫ – Бог милости и щедрот, и человеколюбия, и Тебя прославляем с Отцом и Святым Духом, ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь.

Слушать каноны онлайн:

Канон ко святому причащению

Песнь 1

Грядите людие, поим песнь Христу Богу, раздельшему море, и наставльшему люди, яже изведе из работы египетския, яко прославися,

Припев: Сердце чисто созиждиво мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Хлеб живота вечнующаго да будет ми Тело Твое Святое, благоутробне Господи, и Честная Кровь, и недуг многообразных исцеление.

Припев: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Осквернен делы безместными окаянный, Твоего Пречистаго Тела и Божественныя Крове недостоин есмь, Христе, причащения, егоже мя сподоби.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Богородичен: Земле благая, благословенная Богоневесто, клас прозябшая неоранный и спасительный миру, сподоби мя сей ядуща спастися.

Песнь 3

На камени мя веры утвердив, разширил еси уста моя на враги моя. Возвесели бо ся дух мой, внегда пети: несть свят, якоже Бог наш, и несть праведен паче Тебе, Господи.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Слезныя ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающия: яко да благою совестию очищен, верою прихожду и страхом, Владыко, ко причащению Божественных Даров Твоих.

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Во оставление да будет ми прегрешений Пречистое Тело Твое, и Божественная Кровь, Духа же Святаго общение, и в жизнь вечную, Человеколюбче, и страстей и скорбей отчуждение.

Богородичен: Хлеба животнаго трапеза пресвятая, свыше милости ради сшедшаго, и мирови новый живот дающаго, и мене ныне сподоби недостойнаго, со страхом вкусити сего, и живу быти.

Песнь 4

Пришел еси от Девы, не ходатай, ни Ангел, но Сам, Господи, воплощься, и спася еси всего мя человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей, Господи.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Восхотел еси, нас ради воплощься, Многомилостиве, заклан быти яко овча, грех ради человеческих: темже молю Тя, и моя очисти согрешения.

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Исцели души моея язвы, Господи, и всего освяти: и сподоби, Владыко, яко да причащуся тайныя Твоея Божественныя вечери, окаянный.

Богородичен: Умилостиви и мне сущаго от утробы Твоея, Владычице, и соблюди мя нескверна раба Твоего и непорочна, яко да прием умнаго бисера, освящуся.

Песнь 5

Света Подателю и веков Творче, Господи, во свете Твоих повелений настави нас: разве бо Тебе иного бога не знаем.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Якоже предрекл еси, Христе, да будет убо худому рабу Твоему, и во мне пребуди, якоже обещался еси: се бо Тело Твое ям Божественное, и пию Кровь Твою.

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Слове Божий и Боже, угль Тела Твоего да будет мне помраченному в просвещение, и очищение оскверненной души моей Кровь Твоя.

Богородичен: Марие, Мати Божия, благоухания честное селение, Твоими молитвами сосуд мя избранный соделай, яко да освящений причащуся Сына Твоего.

Песнь 6

В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Ум, душу и сердце освяти, Спасе, и тело мое, и сподоби неосужденно, Владыко, к страшным Тайнам приступити.

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Дабы устранился от страстей, и Твоея благодати имел бы приложение, живота же утверждение, причащением Святых, Христе, Таин Твоих.

Богородичен: Божие, Боже, Слово Святое, всего мя освяти, ныне приходящаго к Божественным Твоим Тайнам, Святыя Матере Твоея мольбами.

Кондак, глас 2

Хлеб, Христе, взяти не презри мя, Тело Твое, и Божественную Твою ныне Кровь, пречистых, Владыко, и страшных Твоих Таин причаститися окаяннаго: да не будет ми в суд, да будет же ми в живот вечный и безсмертный.

Песнь 7

Телу златому премудрыя дети не послужиша, и в пламень сами поидоша, и боги их обругаша, среди пламене возопиша, и ороси я Ангел: услышася уже уст ваших молитва.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Источник благих, причащение, Христе, безсмертных Твоих ныне Таинств да будет ми свет, и живот, и безстрастие, и к преспеянию же и умножению добродетели Божественнейшия ходатайственно, едине Блаже, яко да славлю Тя.

Читайте так же:  Молитва для лечения сердце

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Да избавлюся от страстей, и врагов, и нужды, и всякия скорби, трепетом и любовию со благоговением, Человеколюбче, приступаяй ныне к Твоим безсмертным и Божественным Тайнам, и пети Тебе сподоби: благословен еси, Господи, Боже отец наших.

Богородичен: Спаса Христа рождшая паче ума, Богоблагодатная, молю Тя ныне, раб Твой, Чистую нечистый: хотящаго мя ныне к пречистым Тайнам приступити, очисти всего от скверны плоти и духа.

Песнь 8

В пещь огненную ко отроком еврейским снизшедшаго, и пламень в росу преложшаго Бога, пойте дела яко Господа, и превозносите во вся веки.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Небесных, и страшных, и святых Твоих, Христе, ныне Таин, и Божественныя Твоея и тайныя вечери о6щника быти и мене сподоби отчаяннаго, Боже, Спасе мой.

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Под Твое прибег благоутробие, Блаже, со страхом зову Ти: во мне пребуди, Спасе, и аз, якоже рекл еси, в Тебе: се бо дерзая на милость Твою, ям Тело Твое, и пию Кровь Твою. Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.

Троичен: Трепещу приемля огнь да не опалюся яко воск и яко трава. Оле страшнаго таинства! Оле благоугробия Божия! Како Божественнаго Тела и Крове брение причащаюся, и нетленен сотворяюся?

Песнь 9

Безначальна Родителя Сын, Бог и Господь, воплощся от Девы нам явися, омраченная просветити, собрати расточенная: тем всепетую Богородицу величаем.

Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Христос есть, вкусите и видите: Господь нас ради, по нам бо древле бывый, единою Себе принес, яко приношение Отцу Своему, присно закалается, освящаяй причащающияся.

Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.

Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся, да буду дом Твой причащением священных Таин, живущаго Тя имея в себе со Отцем и Духом, Благодетелю Многомилостиве.

Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя.

Якоже огнь да будет ми, и яко свет, Тело Твое и Кровь, Спасе мой, пречестная, опаляя греховное вещество, сжигая же страстей терние, и всего мя просвещая, покланятися Божеству Твоему.

Богородичен: Бог воплотися от чистых кровей Твоих; темже всякий род поет Тя, Владычице, умная же множества славят, яко Тобою яве узреша всеми Владычествующаго, осуществовавшагося человечеством.

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.

(Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропарь дня или праздника.

Если же нет, настоящие тропари, глас 6-й:

Помилуй нас, Господи, помилуй нас: всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву, яко Владыце, грешнии приносим: помилуй нас.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:

Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом: не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших: Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.

И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.

Молитвы и подготовка к причащению

Подготовка к причащению продолжается минимум три дня. В эти дни должен соблюдаться пост, это необходимо для того, чтобы ум не рассеивался по житейским мелочам, нужно также исключить развлечения.

Очень важно настроить себя к исповеди: опыт построения исповеди.

Надо, хотя бы в эти дни, прилежно выполнять домашние молитвенные правила (нужно читать все утренние и все вечерние молитвы).
Послабления возможны, но их нужно обсуждать со своим батюшкой или духовным отцом.
В дни подготовки ко причащению очень хорошо посещать богослужения в храме. Накануне самого причащения нужно, кроме обычных молитв, прочитать Каноны ко Святому Причащению (можно читать совмещенные каноны, текст которых находится ниже).
После полуночи уже нельзя принимать пищу потому, что к Таинству Причащения приступают натощак. Кроме этого, нельзя также и пить воду. Хотя во время утреннего умывания можно случайно проглотить немного воды, не стоит отказываться от причащения

«иначе сатана, обретши случай удалити его от Причастия, чаще будет делать то же»
(Тимофей Александрийский, канонический ответ 16)

Утром прочитываются утренние молитвы и последование ко Святому Причащению (текст ниже). Перед причащением необходима исповедь — вечером (накануне) или утром(в день причастия), перед литургией.

После исповеди причастникам желательно приблизиться к алтарю и ожидать выноса Святых Даров (спустя некоторое время после исполнения «Отче наш»). Негласными правилами принято пропускать вперед детей и немощных прихожан.
Перед самим причащением нужно сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой) и неспешно, вместе с другими причастниками, двигаться к чаше, приблизившись к ней, сделать поклон, креститься не нужно, чтобы случайно не толкнуть ее.
Подойдя к чаше, надо отчетливо произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот), благоговейно принять Тело и Кровь Христову. Приняв Святых Тайн, не крестясь, поцеловав край чаши, надо сразу отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить теплотой.

Не страшно, если, вдруг что-то забудете, смотрите на других людей и повторяйте за ними. Если что-то у вас пойдет не так, не стоит расстраиваться, не поклоны и четкое знание обрядов нужны Богу, а ваше любящее сердце. А другие более опытные прихожане подскажут вам, что нужно делать и, поверьте, настоящие верующие сделают это с удовольствием.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

До целования напрестольного креста в руках священника в конце службы из церкви уходить не принято.
После причащения нужно поблагодарить Господа, прочитав благодарственные молитвы (текст ниже).

Канон перед причастием и исповедью читать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here