Кому бог дал 10 заповедей

Детально: Кому бог дал 10 заповедей - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Заповеди Божии

За́поведи Бо́жии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствие греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести.

«Иисус сказал…: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» ( Ин.14:23-24 ).

Десять ветхозаветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую, на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям).

Десять Заповедей Ветхого Завета
( Исх.20:2-17 ; Втор. 5:6-21 )

  1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
  2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
  4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой – суббота – есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
  6. Не убий.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не укради
  9. Не лжесвидетельствуй.
  10. Не пожелай ничего чужого.

Девять Заповедей Блаженств Нового Завета
(Евангелие от Матфея 5:2-12 )

В восполнение 10-ти ветхозаветных заповедей Христос в Нагорной проповеди преподал 9-ть заповедей блаженств. В них Господь начертал образец жизни, свойственный Его последователям, христианам. Не отменяя того, что предписывалось Ветхим Заветом, Спаситель расширяет и возвышает смысл древних заповедей, внушая людям стремление к идеальному совершенству и начертывая путь к этому совершенству.

Заповеди Блаженств – декларация христианских нравственных ценностей. Здесь содержится все необходимое для того, чтобы человеку войти в истинную полноту жизни. Все Заповеди блаженств говорят о наградах, которые те, кто верен Христу, получат в Царстве будущего века: плачущие – утешатся, алчущие правды – насытятся, кроткие – унаследуют землю, чистые сердцем увидят Бога. Но уже сейчас, исполняя заповеди Христовы, человек получает утешение и радость в преддверии полноты бытия – наступления Царства Божьего.

И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (…).

Десять заповедей даны были ветхозаветным племенам, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди блаженства даны христианам, чтобы показать, какие душевные расположения должны иметь, чтобы более и более приближаться к Богу и обретать святость. Святость же, рождаемая близостью к Богу, есть высшее блаженство, какого только может желать человек. Ветхозаветный Закон есть закон строгой правды, а новозаветный – есть закон Божественной любви и благодати. Они не противоречат, но взаимно дополняют друг друга.

Содержание всех заповедей как Ветхого, так и Нового Завета можно изложить в двух заповедях любви, данных Христом: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумом твоим. Вторая подобная ей – возлюби ближнего своего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.» ( Мф.22:37-40 , Мк.12:29-31 ). И еще Господь дал нам верное руководство, как поступать: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними, ибо в этом закон и пророки» ( Мф.7:12 ) .

«Бог в Заповедях Своих повелевает делать что-либо и не делать другого не потому, что Ему «просто так хочется». Всё, что Бог заповедал делать – полезно нам, а что запретил – вредно.
Даже обычный человек, любящий своего ребёнка, учит его: «пей морковный сок – он полезный, не ешь много конфет – это вредно». А ребёнку не нравится морковный сок, и он не понимает, почему вредно есть много конфет: ведь конфеты сладкие, а морковный сок – нет. Поэтому он и сопротивляется слову отца, отталкивает стакан с соком и закатывает истерику, требуя ещё сладкого.
Также и мы, взрослые «дети», больше стремимся к тому, что доставляет нам удовольствие, и отвергаем то, что не соответствует нашим прихотям. И, отвергая Слово Отца Небесного, совершаем грех».
протоиерей Александр Торик, «Воцерковление».

Из Нагорной проповеди, и прежде всего из Заповедей Блаженства, следует, что человек должен очиститься от страстей, очистить свое сердце от всех помыслов, обитающих в нем, обрести смирение духа, чтобы стать достойным увидеть Бога. Слово Христа ясно:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят…
( Мф.5:3-8 ).

Заповеди Блаженства показывают духовную стезю человека, путь обожения, путь, который ведет к исцелению. Сознание своей духовной нищеты, то есть осознание страстей, вселившихся в сердце, приводит человека к покаянию и блаженной скорби. В меру глубины этой скорби в его душу приходит Божественное утешение. Именно на этом пути человек обретает смирение и внутреннее спокойствие. Живя в духовном смирении, он еще сильнее жаждет Божия оправдания и стремится к соблюдению заповедей Божиих в своей повседневной жизни. Храня заповеди Божии, он сподобляется познания милости Божией и еще больше очищает свое сердце. В очищении души и заключается назначение заповедей. Одни из них относятся к очищению разумного, другие – к очищению раздражительного начала души. И когда душа очищается от страстей, человек достигает созерцания Бога.

Заповеди Блаженства раскрывают суть духовной жизни и способ исцеления человека. Человек, соблюдающий заповеди, запечатлевается печатью Святого Духа и становится членом Тела Христова, храмом Всесвятого Духа.
митрополит Иерофей (Влахос)

Пусть не подумает кто из нас: мы ходим в церковь Божию, молимся, творя многие поклоны, за это и получим Царствие Небесное. Нет; получит его тот, кто заповеди Божии соблюдает.
преподобный Феодор Санаксарский

Часто говорят: для того, чтобы быть христианином, надо выполнять заповеди Христовы. Конечно; однако заповеди Христовы – не приказы, которые Он нам дает: мол, надо прожить так, надо прожить этак, а если не проживешь таким образом, то будешь за это наказан… Нет, заповеди Христовы – это Его попытка нам образно показать, какими мы могли бы быть, если стать и быть настоящим, достойным человеком. Поэтому заповедь Христова – это не приказ, а откровение перед нашими глазами о том, какими мы призваны быть и можем быть; какими мы, следственно, и должны быть.
митрополит Сурожский Антоний, «Быть христианином»

Если и трудно быть христианином, то не потому, что заповеди Господа тяжки, но лишь потому, что велика сила греха, наследственная порча души и тела.
профессор В.И. Экземплярский

Во времена Иисуса согласно традиции насчитывалось 613 запретов и предписаний, однако к этому же времени сложилась и традиция их сокращения до значительно меньшего числа.
Так, царь-псалмопевец Давид свел все заповеди всего лишь к одиннадцати ( Пс.14:1-5 ):
Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?
Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла
и не принимает поношения на ближнего своего;
тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
кто серебра своего не отдает в рост
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.

Пророк Исайя еще сократил число заповедей и довел его до шести ( Ис.33:15-16 ): Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах…

Пророк Михей ( Мих.6:8 ) ограничился лишь тремя заповедями: О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим.

Пророк Исайя в другом месте ( Ис.56:1 ) упоминает о двух заповедях: Так говорит Господь: сохраняйте суд и делайте правду…

Наконец, пророк Амос ( Ам.5:4 ) все заповеди обобщил до одной: Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы.

Десять заповедей Христианства: заповеди Господа Бога

В этой статье мы перечислили десять заповедей христианства. Также мы подготовили для Вас толкование законов Божьих.

Читайте так же:  Наколка спаси и сохрани на спине

Десять Заповедей Христианства

Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):

  1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.

Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.

Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это — благодаря Богу. Способность семени расти, травы — дышать, человека — жить — суть способности Божии. Все эти способности — собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:

«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, — имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой — вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика… (Еф. 5, 32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не убивай.

Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того — на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, — лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не прелюбодействуй.

Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не укради.

Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.

Читайте так же:  Молитва родителей перед николаем чудотворцем

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

А это значит:

Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.

ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?

Желание — это семя греха. Греховный поступок — это уже урожай от посеянного и возросшего семени.

Источник:

святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский

Объяснение десяти заповедей, данных Моисею

«Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.»

Вера Святых. Первый Божий закон. Десять заповедей, данных Моисею

«Внимай, народ мой, закону Моему», — повелел Господь Бог Саваоф через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе.

О Десяти Заповедях на «Правмире»:

Фильмы о десяти Заповедях:

Бог дал народу закон

Господь дал повеление Моисею пойти к народу и освятить его в ближайшие два дня. Люди должны омыть одежды свои и воздерживаться от супружеского общения, чтобы быть готовыми к третьему дню, когда сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай. Приготовление через омовение указывало на чрезвычайность предстоящего события. На третий день с наступлением утра раздался гром и блистали молнии. Над горою показалось густое облако. Затем послышался сильный трубный звук. Весь народ был в трепете. Гора Синай дымилась и сильно колебалась. Господь сошел на нее в огне. Звук трубный становился все сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему. Господь призвал Моисея на вершину горы, и он взошел.

На горе Синай произошло одно из самых величественных богоявлений за всю ветхозаветную историю. Господь явился, чтобы дать избранному народу закон. Еврейское слово Тора (учение, наставление) имеет более широкое значение, чем греческое Номос (закон), употребленное в Септуагинте (греческом переводе Библии). Последнее слово выражает скорее юридический аспект. Слово Тора, ставшее одним из самых значимых в жизни любого израильтянина, охватывает все стороны жизни израильского теократического общества.

Духовно-нравственным средоточием закона были десять заповедей (см.: Исх 20, 2–17; Втор 5, 6–21). После того как Господь объявил их народу, стоявшему у горы, Он дал Моисею две каменные доски (скрижали), на которых перстом Божиим были начертаны слова закона. Они содержали откровение Божие. Заповеди эти уникальны. Ни у одного народа древности ничего схожего мы не встречаем. Это доказывает их неземное происхождение. Первые четыре посвящены отношению человека к Богу. Другие шесть касаются отношения между людьми (см. текст заповедей и их объяснение на с. 438–450).

Вторая часть Синайского законодательства содержала обрядовый и гражданский закон. Он охватывал все стороны жизни израильского общества. Обрядовый закон включал установления, данные Богом о скинии (походном храме), жертвоприношениях, священстве, об очищении и др.

Гражданский закон во всех его частях был как бы изъяснением Десятисловия и давал подробные указания к их исполнению. К первой и второй заповедям относили законы об истреблении идолопоклонства, о чародеях, колдовстве, лжепророках. Поскольку речь шла о нарушении самой главной заповеди (Я Господь, Бог твой. да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. — Исх 20, 2), то законы предусматривали суровые меры наказания: Ворожеи не оставляй в живых (Исх 22, 18); Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен (Исх 22, 20).

Много было законодательных постановлений, относящихся к шестой заповеди (Не убивай. — Исх 20, 13). За убийство гражданский закон предусматривал смертную казнь. Законы различали преднамеренное и нечаянное убийства. Непреднамеренно убивший человека не подлежал осуждению на смерть. Однако, чтобы не совершилась над ним кровная месть со стороны родственников, ему предоставлялась возможность скрыться в специальных городах-убежищах. Их было шесть.

Закон предоставлял человеку право на самооборону. Если человек, застав ночью грабителя или вора подкапывающего, убивал его, то кровь не вменялась убившему в вину (см.: Исх 22, 2). Но если уже взошло солнце, то вменялась ему в вину кровь, потому что он превышал меру необходимой самообороны. Любое убийство делало человека на время нечистым (даже участие в сражении с врагами избранного народа): пробудьте вне стана семь дней; всякий, убивший человека и прикоснувшийся к убитому, очиститесь в третий день и в седьмой день (Чис 31, 19).

Больше всего было постановлений, относившихся к заповеди не кради (см.: Исх 20, 15). Кроме прямых законов против хищения, были постановления, направленные против порчи чужой собственности, потравы, обвешивания и прочее. Законы эти были достаточно мягки. Так, вор, укравший вола, осла или овцу, должен заплатить вдвое (см.: Исх 22, 4).

По Синайскому законодательству для вынесения судебного приговора достаточно было двух или трех свидетелей, если даже осужденный приговаривался к смерти. Поэтому девятая заповедь строго запрещала лжесвидетельство. Если было доказано, что свидетель дал ложные показания, его постигало наказание, которое ранее грозило оговоренному им человеку. Свидетельские показания должны были быть совершенно одинаковы. В случае несовпадения они не принимались. Пророк Даниил, сличая показания двух старейшин, оклеветавших невинную девицу Сусанну, спас ее от позорной смерти (см.: Дан 13, 51–62).

Синайское законодательство было важнейшим событием в планах домостроительства спасения человечества: закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою (Гал 3, 24). На Синае не только израильский народ, но и весь род человеческий получил откровение. Это был свет и для других народов, пребывавших во тьме язычества.

Во время сорокадневного нахождения Моисея на горе Синай Аарон по требованию народа, переставшего верить, что их вождь вернется, изготовил из золота тельца (см.: Исх 32, 1–5). Это был идол. По мнению как древних авторов (Филон Александрийский, блаженный Иероним и другие), так и позднейших толкователей, в изготовлении тельца было подражание египтянам. Это подтверждается словами святого апостола и первомученика Стефана: отцы наши не хотели быть послушными, но отринули его [Моисея] и обратились сердцами своими к Египту (Деян 7, 39). Изготовление тельца было грубым нарушением первой заповеди. Служение тельцу было отступничеством от Бога, означало духовный разврат. После того как Моисей уничтожил тельца, он второй раз взошел на гору Синай, чтобы вымолить прощение народу. Вождь народа обнаруживает величие своей души, жертвенно обращаясь к Богу: прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (Исх 32, 32). Господь простил народ.

Бог восстановил Завет с избранным народом. Он повелел Моисею изготовить новые скрижали и взойти на гору. Бог сошел в облаке и прошел перед Моисеем. Господь Бог подтвердил данные ранее обетования и напомнил заповеди, которые Он дал народу. Моисей пробыл на горе сорок дней и совершил великий молитвенный подвиг, превосходящий естественные человеческие возможности. Тридцать девять лет спустя он вспоминал: И повергшись пред Господом, молился я, как прежде, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло в очах Господа и раздражив Его; ибо я страшился гнева и ярости, которыми Господь прогневался на вас и хотел погубить вас. И послушал меня Господь и на сей раз (Втор 9, 18–19). Моисей возвращался с горы со скрижалями. Лицо его сияло так ярко, что он закрыл его покрывалом. Когда же входил перед лицом Господа, то покрывало убирал.

Читайте так же:  Молитва георгию победоносцу на победу в соревнованиях ребенку

10 заповедей Божьих: зачем их соблюдать?

Десять заповедей Божьих должен знать каждый христианин. Да и вообще любой человек, который хочет быть счастливым. Они являются предельно понятной и лаконичной инструкцией для достижения радостной и свободной жизни. Но вот реально ли их все соблюдать в наше непростое время? Давайте попробуем разобраться.

Откуда появились библейские заповеди?

Ветхозаветные заповеди были даны Моисею самим Богом, об этом есть упоминание в Библии, в книге Исход. Господь начертал заповеди на каменных скрижалях и передал их Моисею на горе Синай. В этих коротких наставлениях содержится вся глубина христианского образа жизни и законы духовного мира, соблюдая которые мы будем иметь шансы на спасение своей души. Десять заповедей фигурируют во многих мировых религиях, в том числе в христианстве, иудаизме, исламе.

“Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим” (Исход 20:2-3).

В этой заповеди все предельно ясно – у верующего христианина должен быть только один Бог. И если во времена Моисея под другими богами подразумевалось поклонение языческим идолам, то в наши дни их место заняли вещи более приземленные: деньги, развлечения, телевизор. И если мы предпочитаем весь вечер смотреть бессмысленные телевизионные передачи, вместо того, чтобы провести это время в молитве и общении с Богом, то мы нарушаем эту заповедь.

“Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им” (Исход 20:4-6).

Эта заповедь является продолжением первой и здесь Бог говорит о том, что идолы не в состоянии удовлетворять наши нужды и потребности, на это способен только Он. Иконописец никогда не превозносит написанный им лик или образ. Он видит в этом творение Божие и понимает, что его руками водил Господь. Также и мы должны относиться ко всему, что видим вокруг себя. Все окружающее нас – это проявление Бога и его создание. Эту заповедь часто неверно трактуют протестанты, оправдывая свое не почитание икон. Но, православные христиане верят, что изображения святых на иконах – это лишь образ людей, через которых мы обращаемся ко Господу и у которых просим молитв.

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7).

Эту заповедь чаще всего нарушают не только люди, далекие от Церкви, но и те, кто считает себя верующими. Как часто мы в бытовых дискуссиях упоминаем имя Господа просто по привычке, формально, не вкладывая в уста глубокий молитвенный смысл! Важно следить за этим и стараться благоговейно относиться к имени Господа, ведь в Псалме 110 прямо говорится, что: «Свято и страшно имя Его!».

«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11).

Заповеди Ветхого завета очень мудры и глубоки. Вот и эта заповедь является очень кратким изложением Библии, в частности она описывает сотворение мира. И хотя, в наше время трактовка этой заповеди немного изменилась, так как, в отличие от ветхозаветного времени день покоя у нас не суббота, а воскресенье, мы все так же почитаем его и стараемся посвятить этот день Богу, служа воскресную литургию и творя благие дела.

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12).

Актуальное наставление на все времена. Очень простая заповедь, но как же она иногда бывает сложна для исполнения! Ведь все мы имеем свои грехи и немощи, в том числе и наши родители. Но, раз уж мы встали на путь христианского покаяния, то нужно учиться любви к родителям, почитать их и уважать, особенно в преклонные годы.

«Не убивай» (Исход 20:13).

Заповеди ветхого завета не всегда объемны по тексту и сложны для запоминания. Некоторые предельно понятны и лаконичны. Как например шестая заповедь в которой ясно говорится, чего нельзя делать. При этом, она подразумевает не только тяжкое преступление, но и любое действие, которое может посягать на жизнь человека: ненависть, месть, злоба. И, конечно, под эту заповедь подпадает один из самых тяжких грехов современности – аборт.

«Не прелюбодействуй» (Исход 20:14).

Тоже очень актуальная заповедь для нашего времени. Современный мир погряз в разврате, а средства массовой информации и реклама делают все, чтобы такой образ жизни стал единственно возможным. Распадаются семьи, дети остаются сиротами, совершаются преступления. Соблюдение этой заповеди, данной нам Богом, позволяет сохранить институт семьи и напоминает нам, что брак – это таинство, данное нам свыше.

«Не кради» (Исход 20:15).

Тоже довольно краткая и прямая заповедь, которую в нашу непростую эпоху с ее постоянными финансовыми кризисами соблюдать все сложнее. Регулярно появляются соблазны, которые мы оправдываем тем, что нам нужно кормить семью. Сначала мы берем кредиты, потом не хотим их отдавать, предпочитаем не платить налоги, случайно находим деньги и не возвращаем их. При этом мы оправдываем себя: но мы же не воруем, не грабим банки! А Господь тем и мудр, что Он не дает возможности для маневра и самообмана. Он прямо говорит: «Не кради!» А нам остается верить Ему и стараться жить по совести.

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16).

Эту ветхозаветную заповедь тоже очень легко адаптировать к нашему времени. Современный человек все так же клевещет и осуждает ближнего, портит репутацию конкурента необоснованными сплетнями и подозрениями или просто не говорит правды, считая, что ложь во благо позволительна. А Господь нам говорит, чтобы мы не злословили на ближнего, а учились его любить, даже если он является нашим врагом.

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего. ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17).

Еще одна универсальная формула, которая применима к нашему времени. Как часто мы завидуем соседу, что у него лучше машина, больше дом и красивее жена. И совершенно не ценим того, что есть у нас. Мы забываем о том, что у каждого человека свой путь и не благодарим Бога за то, что Он нам даёт. А ведь если абстрагироваться от страстей и посмотреть на нашу жизнь со стороны мы увидим, что у нас есть абсолютно все! Так давайте ценить это, доверять Богу и чтить Его заповеди!

10 божественных заповедей

Моисей получает Закон от Бога, божественным образом записанный на каменных таблицах, — его мы и стали называть десятью заповедями Ветхого Завета.

Читайте так же:  Православная молитва богородице от порчи

Заповеди даны были людям через Моисея еще на заре становления религии, чтобы оградить их от греха, предупредить об опасности, тогда как Христианские Заповеди Блаженств (их насчитывается на одну меньше), описанные в Нагорной проповеди Христа, несколько иного плана, они касаются более духовной жизни и развития. Сегодня же мы расскажем именно о ветхозаветных заповедях и их библейском значении.

Как и когда Бог дал 10 заповедей Моисею?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Это знаменательное событие произошло на горе Синай, когда израильтяне подошли к ней на 50-й день от начала исхода из египетского плена. Момент прихода Бога был запечатлен в Библии:


Жан-Леон Жером. Моисей на горе Синай

На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою [Синайскою], и трубный звук весьма сильный… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее…. (Книга Исход, глава 19)

Моисей восходит на гору, чтобы встретиться с Богом, который обращается к нему напрямую и дает Десять заповедей, содержащих приказания поклоняться только единственному Богу, соблюдать день субботний, почитать родителей, не делать себе кумиров, не богохульствовать, не убивать, не прелюбодействовать, не красть, не лжесвидетельствовать, не желать дома и имущества ближнего.

Впоследствии эти заповеди, записанные на каменных скрижалях (таблицах) «перстом Божиим» (Исх. 24.12, 31.18), составили основу иудейского Закона.

Далее Бог излагает Моисею дополнительные правила, в том числе касающиеся сооружения скинии — переносного места «присутствия» Бога — и ковчега, то есть сундука, в котором должны храниться каменные скрижали и другие священные реликвии.

После того как Моисей, увидев, что его народ поклоняется золотой статуе тельца, в гневе разбивает скрижали Завета, Бог дарует ему еще одни. Для иудеев дарование Закона — это главное событие иудейской религии, и традиционно Десять заповедей читались ежедневно, как напоминание об обязательствах праведников.

Бог записывал Десять заповедей на каменных скрижалях не один, а два раза, потому что первые скрижали Моисей в гневе разбил, увидев, как его народ поклоняется идолу.

Толкование заповедей

В христианстве отношение к Десяти заповедям неоднозначное. Некоторые считают, что учение Иисуса Христа заменяет Закон Моисея и что главнее всего высказанные Иисусом заповеди «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22.37; 22.39).

Первые четыре заповеди регулируют отношения между человеком и Богом, остальные шесть — отношения между людьми. Десять заповедей в Библии описаны дважды: в двадцатой главе книги Исход, и в пятой главе Второзакония.

1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня

Первая заповедь говорит о том, что все сущее создано Богом, живет в Боге и к Богу возвратится. Бог не имеет начала и не имеет конца. Постичь его невозможно. Вся сила человека и природы — от Бога, и нет силы вне Господа, как и нет мудрости вне Господа, и нет знания вне Господа.

В Боге – начало и конец, в Нем вся любовь и доброта.

2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.

В Боге сосредоточена вся сила. Только Он может помочь человеку, если это необходимо. Человек же зачастую обращается за помощью к посредникам. Но если Бог не может помочь человеку, разве в силе это сделать посредники? Согласно второй заповеди, нельзя обожествлять людей и вещи — это может привести к греху или болезни.

Другими словами, нельзя поклоняться творению Господа вместо Самого Господа.

3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.


Согласно третьей заповеди, запрещается упоминать имя Господа без особой на то необходимости. Упоминать имя Господа можно в молитве и духовных беседах, в просьбах о помощи, но нельзя упоминать в праздных беседах или кощунственных.

Все мы знаем, что Слово имеет огромную силу в Библии. Словом Бог сотворил мир.

4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему.

Бог творил мир в течение шести дней, так и человек должен трудиться шесть дней, а седьмой день положен для отдыха и покоя. Это день, который каждый верующий должен посвятить созерцанию и молитвам.

В Ветхом Завете днем покоя была суббота, в православии этим днем является воскресенье. В воскресный день христиане не работают, они ходят в храм, чтобы помолиться. Хорошо также посвятить воскресный день помощи тем, кто в ней нуждается.

5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.


Пятая заповедь говорит, что всякий ребенок должен почитать родителей в любом возрасте. Это они вместе с Богом дали тебе жизнь и заботились о тебе. Почитать родителей – значит проявлять терпение и послушание, помогать и заботиться о них в ответ.

Если человек не почитает родителей, он со временем перестает почитать Бога. Почитание старших делает семьи крепче, а людей счастливее.

Бог дает человеку жизнь и только Он вправе ее отнять. Тот, кто покушается на жизнь другого, покушается и на волю Божью, и на Его замысел. Эта же заповедь гласит, что нельзя лишить жизни себя. Убивая жизнь в себе, мы также преступаем эту заповедь, ибо наша жизнь не принадлежит нам, но только Богу.

7. Не прелюбодействуй.

Прелюбодейство считается грехом и разрушает человека телесно и духовно. Наиболее страшные болезни разносятся человеческим прелюбодеянием. В первую очередь за грех прелюбодеяния были уничтожены Содом и Гоморра.

Непочтительное отношение к другому человеку может выражаться в краже имущества. Любая выгода незаконна, если она связана с нанесением любого ущерба, в том числе и материального, другому человеку.

9. Не лжесвидетельствуй.

Девятая заповедь говорит нам о том, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Данная заповедь запрещает любую ложь, сплетни и пересуды.

10. Не пожелай ничего чужого.

Десятая заповедь говорит нам о том, что зависть и ревность – грешны. Желание само по себе — лишь семя греха, которое не прорастет в светлой душе. Десятая заповедь направлена на недопущение нарушения заповеди восьмой. Подавив в себе желание обладать чужим, человек никогда не пойдет на кражу.

Она отличается также от предыдущих девяти, так как заповедь направлена не на запрещение греха, а на недопущение мысли о грехи. Первые девять заповедей говорят о проблеме как таковой, тогда как десятая о корне (причине) этой проблемы.

10 заповедей Божьих — текст и значение

Как появились 10 заповедей

За 1300 лет до Рождества Иисуса Христа пророк Моисей по повелению Бога вывел израильтян из Египетского рабства. Бог обещал привести свой народ в место, где будет царить довольство и счастье – Землю Обетованную (обещанную, от слова “обет” – обещание) Палестину. Но перед этим они должны были отречься от рабского мышления, развращенной жизни. И жить по правилам, которые установил Сам Господь — впоследствии известные как 10 заповедей Божьих.

Много чудес Бог явил перед израильтянами, чтобы избавить их от египетского рабства. Наслал десять казней на Египет: вода в Ниле превратилась в кровь, устрашающе размножились жабы, песьи мухи, погибли животные, тела египтян покрылись нарывами, град уничтожил урожай, в течение трех дней наступила тьма на Египет, умерли все египетские первенцы. Когда египетское войско преследовало израильтян, Бог сделал Красное море сушей, и израильский народ беспрепятственно прошел, а войско погибло в водах моря.

Читайте так же:  Магия заговоры на замужество

Моисей получил 10 заповедей Божьих во время общения с Господом на горе Синай. Они были высечены на двух каменных скрижалях Самим Богом. Но когда пророк Моисей спустился с горы, он увидел, что его народ танцует вокруг золотого тельца – идола, забыв о Боге и своем долге перед Ним. В гневе Моисей разбил скрижали. Бог велел высечь новые скрижали с начертанными заповедями взамен уничтоженным.

Текст 10 заповедей Божьих

1. Я Господь, Бог твой Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой –суббота Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

7. Не прелюбодействуй.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. (Исх. 20, 2-17).

Первая заповедь

Бог указывает на Самого Себя, как на единого истинного Бога и запрещает оказывать божественное почтение кому-то еще. Бог создал человека, дал ему жизнь и после смерти призывает в свои небесные покои. Эта заповедь заняла первое место по той причине, что только Бог, и никто другой, должен быть для человека главной ценностью его жизни.

Грехи против первой заповеди:

– безбожие (отрицание существования Бога);

– многобожие (почитание различных божеств вместо единого Бога);

– ересь и раскол (неверное и извращенное толкование истинной религии);

– отчаяние (когда человек перестает надеяться на помощь и спасение от Бога);

– колдовство (обращение к демоническим силам);

– суеверие (обычным ситуациям и событиям приписывают сверхъестественное происхождение и значение).

Вторая заповедь

Бог запрещает почитать кумиров и идолов (любые предметы, существа и явления окружающего мира: солнце, луну, звезды, животных, растения), как делают язычники, и обожествлять их.

Стоит обратить внимание, что иконы и изображенные на них святые не являются идолами. Православные христиане с почтением относятся к иконам как к изображению образа Бога, Богородицы и святых угодников. Мы молимся не материальному предмету, доске с рисунком, а тому, кто на ней изображен. Святые – это люди, которые подают нам пример, как всей своей жизнью можно проповедовать и исповедовать любовь к Создателю и ближним.

Грехи против второй заповеди:

– обожествление человеком своих творений и поклонение им, как божеству (например: художник поклоняется своей картине, как наивысшему из творений);

– поклонение богатству и возведение денег, на уровень выше Бога;

– почитание иконы как материального предмета.

Третья заповедь

Запрещается произносить имя Бога без почтения или между слов в разговоре. В библейские времена Бог и имена, носимые Им, были неразрывно связаны. И если Господь свят, то свято и Его имя, к которому нужно относиться с почтением и благоговением.

Грехи против третьей заповеди:

– легкомысленное употребление клятвы в обыкновенных разговорах;

– богохульство и кощунство (когда о Боге говорят шутя и насмехаясь);

– нарушение клятв, данных Богу.

Четвертая заповедь

Бог велит после шести дней работы седьмой посвятить служению Ему. В Ветхом Завете праздновался седьмой день недели – суббота, как день окончания творения мира. В Новом Завете стал праздноваться первый день недели – воскресенье, в память о Воскресении Иисуса Христа. В наше время среди людей распространилось такое поверье, что в праздничные и воскресные дни категорически нельзя работать. Требуется уточнение: нельзя служение Богу в эти дни заменять работой.

Грехи против четвертой заповеди:

– непочитание воскресных и праздничных дней, непосещение воскресного богослужения;

Пятая заповедь

Бог обязывает почитать родителей, заботиться о них и за это обещает заботливым детям долгую жизнь. В Ветхом Завете почитание родителей было настолько важным, что тот, кто злословил (осуждал) отца и мать, приговаривался к смерти.

Грехи против пятой заповеди:

– избиение отца или матери;

– непослушание родителям (за исключением случаев, когда действия и требования родителей противоречат Священному Писанию);

– равнодушие к родителям, укоры и злые слова в их сторону;

– пренебрежение родительским благословением;

– оставление молитвы за родителей.

Шестая заповедь

Бог запрещает убийство. Нельзя лишать жизни людей и самого себя. Лишь Бог дает жизнь и ее забирает. Исключением является война, где человеку приходится убивать, защищая Родину, своих близких, детей.

Грехи против шестой заповеди:

– совершение аборта и подталкивание к нему;

– соблазн на грех ближнего;

– подстрекательство к убийству и доведение до самоубийства;

– оставление ближнего без помощи в ситуации смертельной опасности.

Седьмая заповедь

Бог запрещает супругам изменять друг другу, а неженатым вступать в незаконное сожительство – блудить. Прелюбодеяние и блуд начинаются не с момента физической близости, а гораздо раньше, когда человек позволяет себе мечтать о чем-то похотливом, смотреть на чужого мужа или жену с вожделением.

Грехи против седьмой заповеди:

– чтение книг и просмотр фильмов, носящих эротический характер;

– развод без веских причин;

– уклонение от супружеской близости как повод второго супруга искать физической близости на стороне.

Восьмая заповедь

Бог запрещает присваивать себе вещи, принадлежащие другим людям – воровать.

Грехи против восьмой заповеди:

– воровство (как у людей, так и у государства);

– присвоение чужих вещей хитростью;

Девятая заповедь

Бог запрещает говорить неправду о другом человеке и запрещает всякую намеренную ложь.

Грехи против девятой заповеди:

– клевета, ложные доносы;

– ложные показания в суде;

Десятая заповедь

Бог запрещает любые плохие мысли и желания допускать по отношению к людям, так как грех начинается не с действия, а помысла. Основным грехом против этой заповеди является зависть, именно она разрушает любовь к людям и съедает человека изнутри, отравляя всю его жизнь.

Зачем 10 заповедей Божьих были даны людям?

Представьте, что земная жизнь – это топкое болото. Для того, чтобы его перейти, необходимо знать единственную узкую тропинку, которая приведет человека в Царствие Божье. Человек, который, не зная безопасного пути, сворачивает вправо или влево, неминуемо погибнет. Так и с духовно-нравственной жизнью: если нет ориентира, как нужно жить правильно, легко можно утонуть в болоте своих грехов.

Чтобы с человечеством этого не произошло, Бог дал ветхозаветные заповеди, тот фундамент, на котором нужно строить свою жизнь каждому человеку, вне зависимости от национальности и исторической эпохи, будь то христианин, иудей или мусульманин. Для этих трех авраамических религий 10 заповедей Божьих являются общими, за исключением четвертой заповеди, которая отсутствует у мусульман.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Позже Иисус Христос, придя в наш мир, даст более высокую планку нравственного поведения – Заповеди Блаженства. Согласно христианскому вероучению, если их исполнить, человек наследует Царствие Божие, где соединится с Богом.

Кому бог дал 10 заповедей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here