Молитва афанасию высоцкому

Детально: Молитва афанасию высоцкому - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Молитвы преподобному Афанасию, игумену Высоцкому, Серпуховскому чудотворцу

Молитва первая

О преподобне и богоносне отче наш Афанасие! Ты, поработати Господеви желая, зде вселился еси, и неленостно во трудех, во бдениих, в молитвах и постех подвизался еси, и был еси наставник монашествующим, всем же людем учитель ревностный. Ныне убо, по отшествии твоем от земных, Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель сию, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем людем твоим, с верою к раце твоей припадающим, во благая прошения их исполнити. Испроси у Милостиваго Господа нашего, да низпослет нам обилие благ земных, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же Судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, чудотворче преславный и заступниче крепкий Богом собранней дружине сей! К тебе, яко скорому и избранному спасения нашего ходатаю, Богоизбранному духовных воинств воеводе, оружием молитвы твоея победителем над враги явльшуся, пред ракой святых мощей твоих припадающе, преподобне отче наш Афанасие, вседушно прибегаем: не отвратися нашея нищеты, молению нашему внемли, и от бед нас, святую обитель сию, град сей и пределы его сохрани. Простри руку твою, скорую помощь подающую. Управи ум наш от пагубоносных разсеяний, и сердца наша оскверненная очисти, освяти и горе имети утверди. От враг видимых и невидимых нас сохрани, да над страстьми победители явимся, творяще святыню во страсе Господни, и всякое уныние поправше, радоватися о Господе начнем: и тако твоими ходатайствы, во смирении и простоте сердца сподобимся до последняго издыхания боголепно славити Святую Троицу, Отца, и Сына, и Свята Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший

Преподобный Афа­на­сий Вы­соц­кий, Сер­пу­хов­ской чу­до­тво­рец, в ми­ру Ан­дрей, ро­дил­ся в Обо­неж­ской Пя­тине в се­мье свя­щен­ни­ка Авк­сен­тия и его су­пру­ги Ма­рии. Смо­ло­ду склон­ный к мо­лит­вен­но­му са­мо­углуб­ле­нию и от­вер­же­нию от ми­ра, он ис­кал до­стой­но­го на­став­ни­ка в ино­че­ском де­ла­нии.

В это вре­мя сла­ва о по­дви­гах пре­по­доб­но­го ав­вы Сер­гия Ра­до­неж­ско­го рас­про­стра­ни­лась уже по всей Ру­си. Оби­тель Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы на Ма­ков­це сде­ла­лась для всех све­тиль­ни­ком и об­раз­цом мо­на­стыр­ско­го устро­е­ния. Здесь в ино­че­ском об­ще­жи­тии пре­одоле­ва­лась «нена­вист­ная рознь ми­ра се­го», со­зи­да­лось един­ство ду­ха в со­ю­зе люб­ви по об­ра­зу Са­мой Бо­же­ствен­ной Тро­и­цы. К ав­ве Сер­гию, к Тро­и­це на Ма­ков­це, и на­пра­вил свои сто­пы в по­ис­ках ду­хов­но­го со­вер­шен­ства юно­ша Ан­дрей из даль­них нов­го­род­ских пре­де­лов.

На­ре­чен­ный в ино­че­стве Афа­на­сий, в честь свя­то­го Афа­на­сия Ве­ли­ко­го, уче­ни­ка и опи­са­те­ля жи­тия ав­вы Ан­то­ния Ве­ли­ко­го, на­чаль­ни­ка еги­пет­ско­го мо­на­ше­ства, ав­ва Афа­на­сий стал до­стой­ным уче­ни­ком ве­ли­ко­го игу­ме­на Сер­гия, от­ца и учи­те­ля рус­ско­го мо­на­ше­ства.

Уче­ни­ки пре­по­доб­но­го Сер­гия, кро­ме обыч­ных ино­че­ских по­слу­ша­ний, по­лу­ча­ли бла­го­сло­ве­ние свя­то­го ав­вы на осо­бен­ные цер­ков­ные слу­же­ния: кни­го­пи­са­ние, ико­но­пись, хра­мо­стро­и­тель­ство. Это бы­ло под­лин­ное во­цер­ко­в­ле­ние жиз­ни, вне­се­ние в нее всей цер­ков­ной кра­со­ты и по­э­зии, ли­тур­ги­че­ское пре­об­ра­же­ние Бо­жье­го ми­ра. Из­люб­лен­ным по­слу­ша­ни­ем, ко­то­рое воз­ло­жил на се­бя ав­ва Афа­на­сий, бы­ло кни­го­пи­са­ние. Свя­тые кни­ги ста­ви­лись от­ца­ми на­равне со свя­ты­ми ико­на­ми, как важ­ней­ший ве­ще­ствен­ный но­си­тель цер­ков­ной идеи, бо­го­сло­вия и ли­тур­ги­че­ско­го твор­че­ства. Шко­ла пре­по­доб­но­го Сер­гия, от­крыв­шая Рус­ской и Все­лен­ской Церк­ви це­лые об­ла­сти бо­го­слов­ско­го опыт­но­го ве­де­ния о Свя­той Тро­и­це, осо­бен­но тес­но свя­за­на с рас­цве­том цер­ков­ной книж­но­сти, с необ­хо­ди­мо­стью вза­им­но­го обо­га­ще­ния Рус­ской Церк­ви тво­ре­ни­я­ми Церк­ви Ви­зан­тий­ской, а бо­го­сло­вов Ви­зан­тии – глу­бо­ким ду­хов­ным опы­том рус­ских по­движ­ни­ков.

В 1374 го­ду, ко­гда князь Сер­пу­хов­ской Вла­ди­мир Ан­дре­евич Храб­рый, спо­движ­ник Ди­мит­рия Дон­ско­го, об­ра­тил­ся к Пре­по­доб­но­му Сер­гию с прось­бой ос­но­вать мо­на­стырь в его вот­чине, ав­ва Сер­гий при­шел в Сер­пу­хов со сво­им лю­би­мым уче­ни­ком Афа­на­си­ем и, за­ло­жив мо­на­стырь За­ча­тия Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, бла­го­сло­вил пре­по­доб­но­го Афа­на­сия быть его стро­и­те­лем, а за­тем игу­ме­ном.

Оби­тель свя­то­го Афа­на­сия бы­ла воз­двиг­ну­та воз­ле го­ро­да Сер­пу­хо­ва, на вы­со­ком бе­ре­гу ре­ки На­ры. Ее на­зы­ва­ли по­это­му «оби­те­лью на Вы­со­ком» или Вы­соц­кой. От­сю­да и про­зва­ние, с ко­то­рым во­шел в ис­то­рию Рус­ской Церк­ви ее ос­но­ва­тель и пер­вый игу­мен – пре­по­доб­ный Афа­на­сий Вы­соц­кий.

Ав­ва Афа­на­сий рев­ност­но при­нял­ся за бла­го­устро­е­ние вве­рен­ной ему оби­те­ли. Мно­гие рус­ские по­движ­ни­ки про­шли здесь, «на Вы­со­ком», вы­со­кую шко­лу ино­че­ства.

По уче­нию ав­вы Афа­на­сия, со­хра­нен­но­му для нас Епи­фа­ни­ем Пре­муд­рым, быть ино­ком – нелег­кое де­ло. «Обя­зан­ность ино­ка в том со­сто­ит, чтобы бдеть в мо­лит­ве и в Бо­же­ствен­ном по­уче­нии до по­лу­но­щи, а ино­гда и всю ночь; ни­че­го не есть, кро­ме хле­ба и во­ды, и то с уме­рен­но­стью; мас­ла же и ви­на во­все не упо­треб­лять». По сло­вам угод­ни­ка Бо­жия, мно­гие при­хо­ди­ли к нему в оби­тель на Вы­со­ком, «но по­том об­ле­ни­лись и, не стер­пев труд­но­сти пост­ни­че­ско­го воз­дер­жа­ния, убе­жа­ли». Тем вы­ше бы­ло ино­че­ское до­сто­ин­ство остав­ших­ся со свя­тым ав­вой по­движ­ни­ков. По­то­му-то в оби­тель к сво­е­му уче­ни­ку и спост­ни­ку Афа­на­сию Бо­го­нос­ный ав­ва Сер­гий Ра­до­неж­ский на­пра­вил для по­стри­же­ния и на­став­ле­ния в ино­че­ском по­дви­ге сво­е­го бу­ду­ще­го пре­ем­ни­ка, пре­по­доб­но­го Ни­ко­на (па­мять 17 но­яб­ря). Пре­по­доб­ный Афа­на­сий учил его: «Ино­ки на­зы­ва­ют­ся доб­ро­воль­ны­ми му­че­ни­ка­ми. Свя­тые му­че­ни­ки мно­гие в один час по­стра­да­ли и скон­ча­лись, а ино­ки каж­дый день тер­пят стра­да­ния не от му­чи­те­лей, но внут­ри, от соб­ствен­ной пло­ти и от вра­гов мыс­лен­ных, бы­ва­ют бо­ри­мы и до по­след­не­го ды­ха­ния стра­да­ют».

В 1378 го­ду, по­сле кон­чи­ны Свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го, при­был в Моск­ву но­вый мит­ро­по­лит – свя­ти­тель Ки­при­ан (па­мять 16 сен­тяб­ря). Но ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Дон­ской, ко­то­рый хо­тел по­ста­вить мит­ро­по­ли­том сво­е­го ду­хов­ни­ка и спо­движ­ни­ка Ми­ха­и­ла (Ми­тяя), не при­нял мит­ро­по­ли­та Ки­при­а­на и вы­гнал его из Моск­вы. Свя­ти­тель ока­зал­ся в труд­ном по­ло­же­нии. Но он на­шел под­держ­ку и со­чув­ствие у стол­пов рус­ско­го ино­че­ства – пре­по­доб­ных Сер­гия Ра­до­неж­ско­го и Афа­на­сия Вы­соц­ко­го. Они с са­мо­го на­ча­ла ви­де­ли ка­но­ни­че­скую право­ту мит­ро­по­ли­та в его спо­ре с ве­ли­ким кня­зем и под­дер­жи­ва­ли его в дли­тель­ной борь­бе (1478–1490) за вос­ста­нов­ле­ние ка­но­ни­че­ско­го по­ряд­ка и един­ства в Рус­ской Церк­ви. Свя­ти­те­лю Ки­при­а­ну при­шлось в эти го­ды несколь­ко раз ез­дить к Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху для уча­стия в со­бор­ных ре­ше­ни­ях по управ­ле­нию Рус­ской Цер­ко­вью. В од­ну из этих по­ез­док, по бла­го­сло­ве­нию свя­то­го ав­вы Сер­гия, от­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль с мит­ро­по­ли­том и его друг, пре­по­доб­ный Афа­на­сий Вы­соц­кий, оста­вив игу­ме­ном в Вы­соц­кой оби­те­ли сво­е­го уче­ни­ка, пре­по­доб­но­го Афа­на­сия Млад­ше­го († 1395).

Это­му твор­че­ско­му син­те­зу и слу­жил всю свою жизнь пре­по­доб­ный Афа­на­сий Вы­соц­кий. Жи­вя в Кон­стан­ти­но­по­ле, он про­дол­жал тру­дить­ся для Рус­ской Церк­ви, для сво­ей Ро­ди­ны. В од­ну толь­ко Вы­соц­кую оби­тель бы­ло им при­сла­но 10 икон луч­ше­го гре­че­ско­го пись­ма. Им и его уче­ни­ка­ми бы­ли пе­ре­ве­де­ны на сла­вян­ский язык и пе­ре­пи­са­ны «че­ты­ре сот­ни­цы глав» пре­по­доб­но­го Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка, гла­вы Мар­ка о цер­ков­ных служ­бах, сло­ва пре­по­доб­но­го Си­мео­на Но­во­го Бо­го­сло­ва.

Читайте так же:  Молитва во вражде сущих

В 1401 г., уже пе­ред са­мой кон­чи­ной, ма­сти­тый ста­рец пе­ре­пи­сал, а, воз­мож­но, и сам пе­ре­вел цер­ков­ный устав, рас­про­стра­нив­ший­ся в Рус­ской Церк­ви под на­зва­ни­ем «Око цер­ков­ное».

В непре­рыв­ных книж­ных тру­дах про­шла жизнь пре­по­доб­но­го Афа­на­сия. Он скон­чал­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле в глу­бо­кой ста­ро­сти в 1401 г. (или поз­же это­го вре­ме­ни). Рус­ские ле­то­пи­си за­пом­ни­ли его как стар­ца «доб­ро­де­тель­но­го, учи­тель­но­го, зна­ю­ще­го Свя­щен­ное Пи­са­ние», о чем «по­ныне сви­де­тель­ству­ют пи­са­ния его». Жи­тие его бы­ло на­пи­са­но в 1697 г. иеро­мо­на­хом Мос­ков­ско­го Чу­до­ва мо­на­сты­ря Ка­ри­о­ном (Ис­то­ми­ным).

Преподобный Афана ́ сий Высоцкий , Серпуховской , Старший, игумен

Дни памяти

19 июля – Собор Радонежских святых

6 сентября (переходящая) – Собор Московских святых

Житие

Преподобный Афа­на­сий Вы­соц­кий, Сер­пу­хов­ской чу­до­тво­рец, в ми­ру Ан­дрей, ро­дил­ся в Обо­неж­ской Пя­тине в се­мье свя­щен­ни­ка Авк­сен­тия и его су­пру­ги Ма­рии. Смо­ло­ду склон­ный к мо­лит­вен­но­му са­мо­углуб­ле­нию и от­вер­же­нию от ми­ра, он ис­кал до­стой­но­го на­став­ни­ка в ино­че­ском де­ла­нии.

В это вре­мя сла­ва о по­дви­гах пре­по­доб­но­го ав­вы Сер­гия Ра­до­неж­ско­го рас­про­стра­ни­лась уже по всей Ру­си. Оби­тель Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы на Ма­ков­це сде­ла­лась для всех све­тиль­ни­ком и об­раз­цом мо­на­стыр­ско­го устро­е­ния. Здесь в ино­че­ском об­ще­жи­тии пре­одоле­ва­лась «нена­вист­ная рознь ми­ра се­го», со­зи­да­лось един­ство ду­ха в со­ю­зе люб­ви по об­ра­зу Са­мой Бо­же­ствен­ной Тро­и­цы. К ав­ве Сер­гию, к Тро­и­це на Ма­ков­це, и на­пра­вил свои сто­пы в по­ис­ках ду­хов­но­го со­вер­шен­ства юно­ша Ан­дрей из даль­них нов­го­род­ских пре­де­лов.

На­ре­чен­ный в ино­че­стве Афа­на­сий, в честь свя­то­го Афа­на­сия Ве­ли­ко­го, уче­ни­ка и опи­са­те­ля жи­тия ав­вы Ан­то­ния Ве­ли­ко­го, на­чаль­ни­ка еги­пет­ско­го мо­на­ше­ства, ав­ва Афа­на­сий стал до­стой­ным уче­ни­ком ве­ли­ко­го игу­ме­на Сер­гия, от­ца и учи­те­ля рус­ско­го мо­на­ше­ства.

Уче­ни­ки пре­по­доб­но­го Сер­гия, кро­ме обыч­ных ино­че­ских по­слу­ша­ний, по­лу­ча­ли бла­го­сло­ве­ние свя­то­го ав­вы на осо­бен­ные цер­ков­ные слу­же­ния: кни­го­пи­са­ние, ико­но­пись, хра­мо­стро­и­тель­ство. Это бы­ло под­лин­ное во­цер­ко­в­ле­ние жиз­ни, вне­се­ние в нее всей цер­ков­ной кра­со­ты и по­э­зии, ли­тур­ги­че­ское пре­об­ра­же­ние Бо­жье­го ми­ра. Из­люб­лен­ным по­слу­ша­ни­ем, ко­то­рое воз­ло­жил на се­бя ав­ва Афа­на­сий, бы­ло кни­го­пи­са­ние. Свя­тые кни­ги ста­ви­лись от­ца­ми на­равне со свя­ты­ми ико­на­ми, как важ­ней­ший ве­ще­ствен­ный но­си­тель цер­ков­ной идеи, бо­го­сло­вия и ли­тур­ги­че­ско­го твор­че­ства. Шко­ла пре­по­доб­но­го Сер­гия, от­крыв­шая Рус­ской и Все­лен­ской Церк­ви це­лые об­ла­сти бо­го­слов­ско­го опыт­но­го ве­де­ния о Свя­той Тро­и­це, осо­бен­но тес­но свя­за­на с рас­цве­том цер­ков­ной книж­но­сти, с необ­хо­ди­мо­стью вза­им­но­го обо­га­ще­ния Рус­ской Церк­ви тво­ре­ни­я­ми Церк­ви Ви­зан­тий­ской, а бо­го­сло­вов Ви­зан­тии – глу­бо­ким ду­хов­ным опы­том рус­ских по­движ­ни­ков.

В 1374 го­ду, ко­гда князь Сер­пу­хов­ской Вла­ди­мир Ан­дре­евич Храб­рый, спо­движ­ник Ди­мит­рия Дон­ско­го, об­ра­тил­ся к Пре­по­доб­но­му Сер­гию с прось­бой ос­но­вать мо­на­стырь в его вот­чине, ав­ва Сер­гий при­шел в Сер­пу­хов со сво­им лю­би­мым уче­ни­ком Афа­на­си­ем и, за­ло­жив мо­на­стырь За­ча­тия Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, бла­го­сло­вил пре­по­доб­но­го Афа­на­сия быть его стро­и­те­лем, а за­тем игу­ме­ном.

Оби­тель свя­то­го Афа­на­сия бы­ла воз­двиг­ну­та воз­ле го­ро­да Сер­пу­хо­ва, на вы­со­ком бе­ре­гу ре­ки На­ры. Ее на­зы­ва­ли по­это­му «оби­те­лью на Вы­со­ком» или Вы­соц­кой. От­сю­да и про­зва­ние, с ко­то­рым во­шел в ис­то­рию Рус­ской Церк­ви ее ос­но­ва­тель и пер­вый игу­мен – пре­по­доб­ный Афа­на­сий Вы­соц­кий.

Ав­ва Афа­на­сий рев­ност­но при­нял­ся за бла­го­устро­е­ние вве­рен­ной ему оби­те­ли. Мно­гие рус­ские по­движ­ни­ки про­шли здесь, «на Вы­со­ком», вы­со­кую шко­лу ино­че­ства.

По уче­нию ав­вы Афа­на­сия, со­хра­нен­но­му для нас Епи­фа­ни­ем Пре­муд­рым, быть ино­ком – нелег­кое де­ло. «Обя­зан­ность ино­ка в том со­сто­ит, чтобы бдеть в мо­лит­ве и в Бо­же­ствен­ном по­уче­нии до по­лу­но­щи, а ино­гда и всю ночь; ни­че­го не есть, кро­ме хле­ба и во­ды, и то с уме­рен­но­стью; мас­ла же и ви­на во­все не упо­треб­лять». По сло­вам угод­ни­ка Бо­жия, мно­гие при­хо­ди­ли к нему в оби­тель на Вы­со­ком, «но по­том об­ле­ни­лись и, не стер­пев труд­но­сти пост­ни­че­ско­го воз­дер­жа­ния, убе­жа­ли». Тем вы­ше бы­ло ино­че­ское до­сто­ин­ство остав­ших­ся со свя­тым ав­вой по­движ­ни­ков. По­то­му-то в оби­тель к сво­е­му уче­ни­ку и спост­ни­ку Афа­на­сию Бо­го­нос­ный ав­ва Сер­гий Ра­до­неж­ский на­пра­вил для по­стри­же­ния и на­став­ле­ния в ино­че­ском по­дви­ге сво­е­го бу­ду­ще­го пре­ем­ни­ка, пре­по­доб­но­го Ни­ко­на (па­мять 17 но­яб­ря). Пре­по­доб­ный Афа­на­сий учил его: «Ино­ки на­зы­ва­ют­ся доб­ро­воль­ны­ми му­че­ни­ка­ми. Свя­тые му­че­ни­ки мно­гие в один час по­стра­да­ли и скон­ча­лись, а ино­ки каж­дый день тер­пят стра­да­ния не от му­чи­те­лей, но внут­ри, от соб­ствен­ной пло­ти и от вра­гов мыс­лен­ных, бы­ва­ют бо­ри­мы и до по­след­не­го ды­ха­ния стра­да­ют».

В 1378 го­ду, по­сле кон­чи­ны Свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го, при­был в Моск­ву но­вый мит­ро­по­лит – свя­ти­тель Ки­при­ан (па­мять 16 сен­тяб­ря). Но ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Дон­ской, ко­то­рый хо­тел по­ста­вить мит­ро­по­ли­том сво­е­го ду­хов­ни­ка и спо­движ­ни­ка Ми­ха­и­ла (Ми­тяя), не при­нял мит­ро­по­ли­та Ки­при­а­на и вы­гнал его из Моск­вы. Свя­ти­тель ока­зал­ся в труд­ном по­ло­же­нии. Но он на­шел под­держ­ку и со­чув­ствие у стол­пов рус­ско­го ино­че­ства – пре­по­доб­ных Сер­гия Ра­до­неж­ско­го и Афа­на­сия Вы­соц­ко­го. Они с са­мо­го на­ча­ла ви­де­ли ка­но­ни­че­скую право­ту мит­ро­по­ли­та в его спо­ре с ве­ли­ким кня­зем и под­дер­жи­ва­ли его в дли­тель­ной борь­бе (1478–1490) за вос­ста­нов­ле­ние ка­но­ни­че­ско­го по­ряд­ка и един­ства в Рус­ской Церк­ви. Свя­ти­те­лю Ки­при­а­ну при­шлось в эти го­ды несколь­ко раз ез­дить к Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху для уча­стия в со­бор­ных ре­ше­ни­ях по управ­ле­нию Рус­ской Цер­ко­вью. В од­ну из этих по­ез­док, по бла­го­сло­ве­нию свя­то­го ав­вы Сер­гия, от­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль с мит­ро­по­ли­том и его друг, пре­по­доб­ный Афа­на­сий Вы­соц­кий, оста­вив игу­ме­ном в Вы­соц­кой оби­те­ли сво­е­го уче­ни­ка, пре­по­доб­но­го Афа­на­сия Млад­ше­го († 1395).

Это­му твор­че­ско­му син­те­зу и слу­жил всю свою жизнь пре­по­доб­ный Афа­на­сий Вы­соц­кий. Жи­вя в Кон­стан­ти­но­по­ле, он про­дол­жал тру­дить­ся для Рус­ской Церк­ви, для сво­ей Ро­ди­ны. В од­ну толь­ко Вы­соц­кую оби­тель бы­ло им при­сла­но 10 икон луч­ше­го гре­че­ско­го пись­ма. Им и его уче­ни­ка­ми бы­ли пе­ре­ве­де­ны на сла­вян­ский язык и пе­ре­пи­са­ны «че­ты­ре сот­ни­цы глав» пре­по­доб­но­го Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка, гла­вы Мар­ка о цер­ков­ных служ­бах, сло­ва пре­по­доб­но­го Си­мео­на Но­во­го Бо­го­сло­ва.

В 1401 г., уже пе­ред са­мой кон­чи­ной, ма­сти­тый ста­рец пе­ре­пи­сал, а, воз­мож­но, и сам пе­ре­вел цер­ков­ный устав, рас­про­стра­нив­ший­ся в Рус­ской Церк­ви под на­зва­ни­ем «Око цер­ков­ное».

В непре­рыв­ных книж­ных тру­дах про­шла жизнь пре­по­доб­но­го Афа­на­сия. Он скон­чал­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле в глу­бо­кой ста­ро­сти в 1401 г. (или поз­же это­го вре­ме­ни). Рус­ские ле­то­пи­си за­пом­ни­ли его как стар­ца «доб­ро­де­тель­но­го, учи­тель­но­го, зна­ю­ще­го Свя­щен­ное Пи­са­ние», о чем «по­ныне сви­де­тель­ству­ют пи­са­ния его». Жи­тие его бы­ло на­пи­са­но в 1697 г. иеро­мо­на­хом Мос­ков­ско­го Чу­до­ва мо­на­сты­ря Ка­ри­о­ном (Ис­то­ми­ным).

Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший

Преподобный Афанасий Высоцкий Младший, второй игумен Серпуховского Высоцкого монастыря, родился в Ярославле около 1362 года в благочестивой и знатной семье. В крещении он получил имя Амоса. Отец его Илларион и мать Анна воспитывали сына, от природы обладавшего «острым умом», в строгих правилах благочестия.

2 декабря 1374 года преподобный Сергий Радонежский, склоняясь на просьбу благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича посетил Серпухов, и, избрав красивое и весьма удобное место «на Высоком», основал здесь обитель во имя Пресвятой Богородицы, честнаго зачатия Ее праведной Анной. Игуменом новой обители он поставил своего любимого ученика, преподобного Афанасия Старшего. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности ее игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распространилась повсюду.

Читайте так же:  Молитва матери о беременной дочери

Желая «научиться пути Господню», юный Амос в 1378 году пришел к преподобному Афанасию, и тот, видя его усердие и любовь к Богу, принял его в обитель. Через пять лет, видев его послушание, чистоту и терпение в подвиге, преподобный Афанасий сподобил его монашеского пострижения, назвав собственным своим именем — Афанасий. В 1381 году, через 3 года по пострижении, при освящении нововыстроенного соборного храма, когда преподобный Афанасий Старший был возведен во игумена, святитель Московский Киприан в присутствии преподобного Сергия рукоположил его во иеродиакона, а еще через 2 года он был посвящен во иеромонаха.

Во время путешествия в Киев, преподобный Афанасий Старший, видя опытность преподобного Афанасия, поручил ему управление обителью, а в 1387 году, вместе со святителем Московским Киприаном навсегда уезжая в Константинополь, поставил его своим преемником по игуменству в Высоцком монастыре. При преподобном Афанасии Младшем Высоцкий монастырь продолжал процветать и число братии в нем умножалось. Игумен Афанасий был для братии примером в подвигах добродетельной иноческой жизни: «имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах не леностен, в нищете терпелив». Любя Господа Бога, он умел внушать ту же любовь к Богу и к молитвенным подвигам и братии. Уме удерживать их от грехов и наставлять, как побеждать влечение страстей, направляя им, сердце и помыслы ко Господу.

Около 1395 года преподобный Афанасий встречал в своей обители посольство от преподобного Афанасия Старшего, приславшего из Константинополя семь прекрасных икон деисусного чина, другие церковные вещи и рукописи.

В 1395 году от великих подвигов и трудов преподобный Афанасий почувствовал «старческое изнеможение» и 12 сентября, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, преставился к Господу. Согласно своему завещанию, он был погребен против западных дверей соборного храма под лестницей. Его приемником по управлению обителью стал преподобный Никита, сродник и ученик преподобного Сергия.

Вскоре после кончины лестница над гробом преподобного была разобрана и сооружена часовня. В 1697 году мать Петра I царица Наталья Кирилловна построила над гробом преподобного одноглавый каменный храм во имя преподобного Афанасия Афонского. В 1878 году этот пришедший в ветхость храм был разобран, и в память 500-летия обители был воздвигнут красивый и обширный храм во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского. В 1967 году эта церковь была «снесена реставраторами как сооружение, не представляющее архитектурной и исторической ценности». Над местом погребения преподобного была в первоначальном виде восстановлена лестница, и могила преподобного вновь оказалась под ней. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Кру-тицкого и Коломенского Ювеналия были проведены работы по определению места погребения и открытию святых останков преподобного Афанасия. 11-24 сентября 1994 г. совершилось обретение всечестных мощей Угодника Божия, и в самый день преставления преподобного сонмом духовенства во главе с Архиереем они с торжеством были перенесены в храм.

От святых мощей преподобного Афанасия, покоящихся в Покровском храме обители, уже в наше время продолжают совершаться знаменательные случаи исцелений страждущих.

Подлинные Житие и служба преподобному Афанасию были написаны в 1697 году справщиком Московского Патриаршего двора Чудовским иеромонахом Карионом Истоминым.

Преподобный Афанасий издревле почитался как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители, города Серпухова и его пределов.

Преподобный Афанасий Высоцкий Младший

Преподобный Афанасий Высоцкий Младший, второй игумен Серпуховского Высоцкого монастыря, родился в Ярославле около 1362 года в благочестивой и знатной семье. В крещении он получил имя Амос. Отец его Илларион и мать Анна воспитывали сына, от природы обладавшего «острым умом», в строгих правилах благочестия.

2 декабря 1374 года преподобный Сергий Радонежский, склоняясь на просьбу благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича посетил Серпухов, и, избрав красивое и весьма удобное место «на Высоком», основал здесь обитель во имя Пресвятой Богородицы, честнаго зачатия Ее праведной Анной. Игуменом новой обители он поставил своего любимого ученика, преподобного Афанасия Старшего. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности ее игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распространилась повсюду.

Желая «научиться пути Господню», юный Амос в 1378 году пришел к преподобному Афанасию, и тот, видя его усердие и любовь к Богу, принял его в обитель. Через пять лет, видев его послушание, чистоту и терпение в подвиге, преподобный Афанасий сподобил его монашеского пострижения, назвав собственным своим именем — Афанасий. В 1381 году, через 3 года по пострижении, при освящении нововыстроенного соборного храма, когда преподобный Афанасий Старший был возведен во игумена, святитель Московский Киприан в присутствии преподобного Сергия рукоположил его во иеродиакона, а еще через 2 года он был посвящен во иеромонаха.

Во время путешествия в Киев, преподобный Афанасий Старший, видя опытность преподобного Афанасия, поручил ему управление обителью, а в 1387 году, вместе со святителем Московским Киприаном навсегда уезжая в Константинополь, поставил его своим преемником по игуменству в Высоцком монастыре. При преподобном Афанасии Младшем Высоцкий монастырь продолжал процветать и число братии в нем умножалось. Игумен Афанасий был для братии примером в подвигах добродетельной иноческой жизни: «имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах не леностен, в нищете терпелив». Любя Господа Бога, он умел внушать ту же любовь к Богу и к молитвенным подвигам и братии. Уме удерживать их от грехов и наставлять, как побеждать влечение страстей, направляя им, сердце и помыслы ко Господу.

Около 1395 года преподобный Афанасий встречал в своей обители посольство от преподобного Афанасия Старшего, приславшего из Константинополя семь прекрасных икон деисусного чина, другие церковные вещи и рукописи.

В 1395 году от великих подвигов и трудов преподобный Афанасий почувствовал «старческое изнеможение» и 12 сентября, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, преставился к Господу. Согласно своему завещанию, он был погребен против западных дверей соборного храма под лестницей. Его приемником по управлению обителью стал преподобный Никита, сродник и ученик преподобного Сергия.

Вскоре после кончины лестница над гробом преподобного была разобрана и сооружена часовня. В 1697 году мать Петра I царица Наталья Кирилловна построила над гробом преподобного одноглавый каменный храм во имя преподобного Афанасия Афонского. В 1878 году этот пришедший в ветхость храм был разобран, и в память 500-летия обители был воздвигнут красивый и обширный храм во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского. В 1967 году эта церковь была «снесена реставраторами как сооружение, не представляющее архитектурной и исторической ценности». Над местом погребения преподобного была в первоначальном виде восстановлена лестница, и могила преподобного вновь оказалась под ней. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Кру-тицкого и Коломенского Ювеналия были проведены работы по определению места погребения и открытию святых останков преподобного Афанасия. 11-24 сентября 1994 г. совершилось обретение всечестных мощей Угодника Божия, и в самый день преставления преподобного сонмом духовенства во главе с Архиереем они с торжеством были перенесены в храм.

Читайте так же:  Молитва Богородице Неопалимая купина значение, в чем она помогает, текст акафиста, икона Божией

От святых мощей преподобного Афанасия, покоящихся в Покровском храме обители, уже в наше время продолжают совершаться знаменательные случаи исцелений страждущих.

Подлинные Житие и служба преподобному Афанасию были написаны в 1697 году справщиком Московского Патриаршего двора Чудовским иеромонахом Карионом Истоминым.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Преподобный Афанасий издревле почитался как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители, города Серпухова и его пределов.

Преподобный Афанасий Высоцкий (младший) — день памяти 25.09 н.ст. (12.09 ст.ст.)

2 декабря 1374 года Преподобный Сергий Радонежский, склоняясь на просьбу благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича, посетил Серпухов и, избрав красивое и весьма удобное место «на Высоком», основал здесь обитель во имя Пресвятой Богородицы, честного зачатия ЕЕ праведной Анной. Игуменом новой обители он поставил своего любимого ученика, преподобного Афанасия Старшего. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности её игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распределилась повсюду.

Желая «научиться пути Господню», юный Амос пришел к преподобному Афанасию, и тот, видя его усердие и любовь к Богу, принял его в обитель. Видя его послушание, чистоту и терпение в подвиге, преподобный Афанасий сподобил его монашеского пострижения, назвав собственным своим именем – Афанасий.

В 1381 году, на третий год по пострижении, при освящении нововыстроенного соборного храма, когда преподобный Афанасий Старший был поставлен игуменом, святитель Московский Киприан в присутствии преподобного Сергия Радонежского рукоположил Афанасия Младшего в сан иеродиакона, а ещё через год он стал иеромонахом.

Во время своего путешествия в Киев преподобный Афанасий Старший, видя опытность преподобного Афанасия, поручил ему управление обителью, а в 1387 году, вместе со святителем Московским Киприаном навсегда уезжая в Константинополь, поставил его своим преемником по игуменству в Высоцком монастыре. При преподобном Афанасии Младшем Высоцкий монастырь продолжал процветать, и число братии в нём умножалось. Игумен Афанасий был для братии примером в подвигах добродетельной иноческой жизни: « имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах не леностен, в нищите терпелив». Любя Господа Бога, он умел внушать ту же любовь к Богу и к молитвенным подвигам и братии. Умел удерживать их от грехов и наставлять, как побеждать влечение страстей, направляя их, сердца и помыслы ко Господу.

Около 1395 года преподобный Афанасий встречал в своей обители посольство от преподобного Афанасия Старшего, приславшего из Константинополя семь прекрасных икон деисусного чина, другие церковные вещи и рукописи.

В 1395 году от великих подвигов и трудов преподобный Афанасий почувствовал «старческое изнеможение» и 12 сентября, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, преставился ко Господу. Согласно своему завещанию он был погребён против западных дверей соборного храма под лестницей. Его преемником по управлению обителью стал преподобный Никита, сродник и ученик Преподобного Сергия.

С самого момента погребения преподобный Афанасий был прославлен чудесами. Один из братии, имея гнев на преподобного, не пошёл на его погребение, и за это внезапно подвергся нападению нечистого духа. Со слезами поспешил он тогда в церковь и перед гробом испросил себе прощение у преподобного, после чего освободился от лукавого духа. Когда опускали в землю тело преподобного Афанасия, этот инок упал в могилу, и когда был из неё извлечён, то сообщил братии, что преподобный Афанасий из гроба протянул ему свою руку и сказал: «Тебе, брат, суждено скоро оставить жизнь, близка кончина твоя». На третий день после этого инок скончался. Монахи обители и другие люди в разное время видели над местом погребения преподобного горящие свечи. Они шли позади Престола, по правой стороне, и, достигнув гроба преподобного, становились невидимыми. Не раз братия слышала над гробом его сладкогласное пение: «Святый Боже..», или видела преподобного Афанасия ходящего кругом монастыря с кадильницею и возжженными свечами.

Во времена нашествия крымских татар на Серпухов, когда монахи бежали из монастыря, неприятели и некоторые жители города видели, как из обители на белом коне выехал инок с большим жезлом в руке. Он был смугл лицом и с густой чёрной бородой. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и они, немедленно сняв осаду города, обратились в бегство. Об этом начальники города донесли царю.

Вскоре после кончины Афанасия лестница над гробом преподобного была разорена и сооружена часовня. В 1697 году мать Петра 1 царица Наталья Кирилловна выстроила над гробом преподобного одноглавый каменный храм во имя преподобного Афанасия Афонского. В 1878 году этот пришедший в ветхость храм был разобран, и в память 500-летия обители был воздвигнут красивый и обширный храм во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского. В 1967 году эта церковь была снесена реставраторами « как сооружение, не представляющее архитектурной и исторической ценности»… Над местом погребения преподобного была в первоначальном виде восстановлена лестница, и могила преподобного вновь оказалась под ней.

По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия были проведены работы по определению места погребения и открытию святых останков преподобного Афанасия. 11-24 сентября 1994 года совершилось обретение всечестных мощей Угодника Божия, и в самый день преставления преподобного сонмом духовенства во главе с Архиереем они торжественно были перенесен в храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Подлинные Житие и служба преподобному Афанасию были написаны в 1697 году справщиком Московского Патриаршего двора Чудовским иеромонахом Карионом Истоминым.

Преподобный Афанасий издревле почитался как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители, города Серпухова и его пределов.

От святых мощей преподобного Афанасия, уже в наше время продолжают совершаться знаменательные случаи исцелений страждущих. Чудеса стали происходить буквально с самого момента обретения мощей.

После этого Владимир ещё несколько раз приезжал в Высоцкий монастырь, стоял подолгу у раки с мощами преподобного Афанасия, благодарил за чудо, происшедшее с ним. Боль, причинявшая ему страдания долгое время, не возобновляется и по сей день.

Но не только болящим ногами подаёт свою дивную помощь сей угодник Божий. Выводит он из тьмы неверия и бесовского обмана заблудших и прельщённых. Об этом тоже имеются свидетельства.

Много ещё можно рассказать о происходивших ранее и происходящих сейчас чудесах по молитвам святого угодника Божия, преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого (Младшего), Серпуховского чудотворца. И постоянные прихожане, и приезжающие в Высоцкую обитель со всей России паломники отзываются о преподобном, как о скором помощнике в скорбях, целителе в болезнях, утешителе в печалях. Не оставляет дивный угодник Божий приходящих к нему с верою и мольбами.

« Восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах своих…»
Преподобне Отче Афанасий, моли Бога о нас !».

Подготовлено: Малиновская Н.С.

Список используемой литературы :
1. Житие преподобного Афанасия
2..Игумена Высоцкого и Серпуховского Чудотворца.

Читайте так же:  Православная молитва от храпа

прп. Афанасий Высоцкий Серпуховской

Преподобный Афанасий, в миру Андрей, родился в новгородской земле в семье священника Авксентия и его супруги Марии. Смолоду склонный к молитвенному самоуглублению и отвержению от мира, он искал достойного наставника в иноческом делании.

В это время слава о подвигах преподобного Сергия Радонежского распространилась уже по всей Руси. Обитель Живоначальной Троицы стала для всех светильником и образцом монастырского устроения. К преподобному Сергию и направился в поисках духовного совершенства юноша Андрей из дальних новгородских пределов. Нареченный в иночестве Афанасий, в честь святого Афанасия Великого, он стал достойным учеником великого игумена Сергия, отца и учителя русского монашества.

Ученики преподобного Сергия, кроме обычных иноческих послушании, получали благословение и на особенные церковные служения: книгописание, иконопись, храмостроительство. Излюбленным послушанием преподобного Афнасия было книгописание. Святые книги ставились отцами наравне со святыми иконами. Школа преподобного Сергия, открывшая Русской и Вселенской Церкви целые области богословского ведения о Святой Троице, особенно тесно связана была с расцветом церковной книжности, с необходимостью взаимного обогащения

Русской Церкви творениями Церкви Византийской.

В 1374 году двоюродный брат Димитрия Ивановича Донского, Владимир Андреевич Храбрый, заложил в своем наследственном подмосковном уделе новый город Серпухов. Он обратился к Преподобному Сергию с просьбой основать монастырь в его вотчине. Преподобный Сергий пришел в Серпухов со своим любимым учеником Афанасием и, заложив монастырь Зачатия Пресвятой Богородицы, благословил преподобного Афанасия быть его строителем, а затем игуменом. Обитель святого Афанасия была воздвигнута возле города Серпухова, на высоком берегу реки Нары. Ее называли поэтому «обителью на Высоком» или Высоцкой. Отсюда и прозвание, с которым вошел в историю Русской Церкви се основатель и первый игумен — преподобный Афанасий Высоцкий.

Святой Афанасий ревностно принялся за благоустроение вверенной ему обители. Многие русские подвижники прошли здесь, «на Высоком», школу иночества. По учению преподобного Афанасия, сохраненному для нас Епифанием Премудрым, быть иноком — нелегкое дело. По словам угодника Божия, многие приходили к нему в обитель на Высоком, «но потом обленились и убежали». В обитель к своему ученику преподобный Сергий Радонежский направил для пострижения и наставления в иноческом подвиге своего будущего преемника, преподобного Никона. Преподобный Афанасий учил его: «Иноки называются добровольными мучениками. Святые мученики многие в один час пострадали и скончались, а иноки каждый день терпят страдания не от мучителей, но внутри, от собственной плоти и от врагов мысленных».

В 1478 году, после кончины Святителя Алексия, митрополита Московского, прибыл в Москву новый митрополит — святитель Киприан. Но великий князь Димитрий Донской, который хотел поставить митрополитом своего духовника и сподвижника Михаила, не принял митрополита Киприана и выгнал его из Москвы. Святитель оказался в трудном положении. Но он нашел поддержку и сочувствие у преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Высоцкого. Они с самого начала видели каноническую правоту митрополита в его споре с великим князем и поддерживали его в длительной борьбе за восстановление канонического порядка и единства в Русской Церкви. Святителю Киприану пришлось в эти годы несколько раз ездить к Константинопольскому патриарху. В одну из этих поездок, по благословению святого Сергия, отправился в Константинополь с митрополитом и его друг, преподобный Афанасий Высоцкий, оставив игуменом в обители своего ученика, преподобного Афанасия Младшего.

В Константинополе преподобный Афанасий поселился в обители святого Крестителя Господня Иоанна, где приобрел себе келлию и жил с несколькими пришедшими с ним учениками, занимаясь молитвой, богословием, списанием книг. Около двадцати лет прожил преподобный в Византийской столице в неустанных трудах по переводу с греческого языка и переписыванию церковных книг, которые он отправлял затем на Русь. Постоянная творческая связь установилась между книгописной мастерской преподобного Афанасия в Константинополе и иконописной школой Высоцкого монастыря в Серпухове. Не случайно именно в Высоцкую обитель направил преподобный игумен Никон будущего великого иконописца преподобного Андрея Рублева.

В 1401 г., уже перед самой кончиной, преподобный Афанасий Высоцкий переписал, а, возможно, и сам перевел, церковный устав, распространившийся в Русской Церкви под названием «Око церковное». В непрерывных книжных трудах прошла жизнь преподобного Афанасия. Он скончался в Константинополе в глубокой старости в 1401 году. Назначенный им в Серпухове преемник Афанасий Младший, оправдав все благие надежды учителя, умножил число монастырской братии и был примером для них в подвижнических добродетелях.

Сподобившись долгой предсмертной болезни, блаженный игумен преставился 12 сентября по старому стилю 1395 года. Этот день и стал днем прославления обоих Высоцких игуменов. Тело Афанасия младшего погребли против западных дверей церкви во имя преподобного Афанасия Афонского. После того случилось множество чудес, свидетельствовавших, что и по смерти не оставлял блаженный игумен попечения о своей обители. Один монастырский ризничий не хотел присутствовать при погребении игумена, питая к нему злобу за то, что не раз бывал им укоряем, но Господь не попустил духу лукавства овладеть им. Мучимый совестью, ризничий почувствовал свою вину и раскаялся, устремившись со слезами ко гробу преподобного Афанасия. Тут показалось ему, что преподобный протянул руку и сказал: «Брат мой, скоро и твоя кончина». Действительно, ризничий скончался через три дня в раскаянии.

Во время нашествия на Серпухов Крымского хана с польскими союзниками, когда враги расположились напротив монастыря и грозили истреблением обители, нечестивые увидели вдруг, как старец-черноризец на белом коне выехал из монастырских ворот и вошел в уединенную церковь на берегу. Изумившись бесстрашию одинокого всадника, они вскоре заметили его выходящим из церкви с огромным жезлом. Он объехал стан и затем устремился на врагов, грозя своим жезлом. Ужаснулась орда и бежала в смятении. Так, силою Божией, с помощью преподобного Афанасия освободился град Серпухов.

Образ Божий в богосотворенней душе твоей, ум, слово, и дух соблюдая вперился еси отче преподобне Афанасие, любовию ко Всетворцу Богу, и сего ради молитвы, труды, и подвиги добродетельныя восприим, прешел еси в вечныя небесныя кровы. Отнюдуже назирай нас моля Святую Троицу, еже наследити нам горнее всерадостное блаженство.

О преподобне и богоносне отче наш Афанасие! Ты, поработати Господеви желая, зде вселился еси, и неленостно во трудех, во бдениих, в молитвах и постех подвизался еси, и был еси наставник монашествующим, всем же людем учитель ревностный. Ныне убо, по отшествии твоем от земных, Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель сию, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем людем твоим, с верою к раце твоей припадающим, во благая прошения их исполнити. Испроси у Милостиваго Господа нашего, да низпослет нам обилие благ земных, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же Судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит во веки веков. Аминь.

Читайте так же:  Молитва святой блаженной старицы матроны московской

О, чудотворче преславный и заступниче крепкий Богом собранней дружине сей! К тебе, яко скорому и избранному спасения нашего ходатаю, Богоизбранному духовных воинств воеводе, оружием молитвы твоея победителем над враги явльшуся, пред ракой святых мощей твоих припадающе, преподобне отче наш Афанасие, вседушно прибегаем: не отвратися нашея нищеты, молению нашему внемли, и от бед нас, святую обитель сию, град сей и пределы его сохрани. Простри руку твою, скорую помощь подающую. Управи ум наш от пагубоносных разсеяний, и сердца наша оскверненная очисти, освяти и горе имети утверди. От враг видимых и невидимых нас сохрани, да над страстьми победители явимся, творяще святыню во страсе Господни, и всякое уныние поправше, радоватися о Господе начнем: и тако твоими ходатайствы, во смирении и простоте сердца сподобимся до последняго издыхания боголепно славити Святую Троицу, Отца, и Сына, и Свята Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ МЛАДШИЙ

преподобный Афанасий Серпуховской младший

Афанасий Высоцкий Младший (+ 1395), второй игумен Серпуховского Высоцкого монастыря, преподобный

Память 12 сентября, в среду Пасхальной седмицы, в Соборах Московских, Радонежских и Ростово-Ярославских святых

Родился в Ярославле в благочестивой и знатной семье [1]. В крещении он получил имя Амос. Отец его Иларион и мать Анна воспитывали сына, от природы обладавшего острым умом, в строгих правилах благочестия.

Желая «научиться пути Господню«, юный Амос пришел в 1375 году в Серпухов к преподобному Афанасию, настоятелю новой обители во имя Пресвятой Богородицы, в честь честнаго Зачатия Ее праведной Анной. Игумен, видя его усердие и любовь к Богу, принял его в обитель. Через пять лет, убедившись в его послушании, чистоте и терпении в подвиге, преподобный Афанасий сподобил его монашеского пострижения, назвав своим именем – Афанасий. В 1381 году, через год по пострижении, при освящении каменного собора в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, возведенного князем Владимиром Андреевичем Храбрым над братской могилой воинов-серпуховичей, павших в Куликовском сражении, святитель Московский Киприан в присутствии преподобного Сергия возвел Афанасия старшего в сан игумена, а Афанасия младшего рукоположил во иеродиакона. В 1382 году Афанасий младший был посвящен во иеромонаха.

Покидая монастырь в 1382 году, преподобный Афанасий старший, видя опытность преподобного Афанасия младшего, поручил ему управление обителью. При новом настоятеле Высоцкий монастырь продолжал процветать и число братии значительно умножалось. Игумен Афанасий был для братии примером в подвигах добродетельной иноческой жизни, «имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах неленностен, в нищете терпелив«. Любя Господа Бога, он умел внушать ту же любовь к Богу и молитвенным подвигам и братии. Умел удерживать их от грехов и наставлять, как побеждать влечение страстей, направляя ум, сердце и помыслы ко Господу.

Около 1395 года преподобный Афанасий встречал в своей обители посольство от преподобного Афанасия старшего, приславшего из Константинополя семь прекрасных икон деисусного чина, три иных иконы и благословенную грамоту.

Перед кончиной святой долго болел. В 1395 году от великих подвигов и трудов преподобный Афанасий почувствовал «старческое изнеможение» и 12 сентября, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, преставился ко Господу в своей обители. Согласно своему завещанию, он был погребен против западных врат Покровского храма под лестницей. Его преемником по управлению обителью стал преподобный Никита Высоцкий.

преподобный Афанасий Серпуховской младший

Мощи и почитание

Преподобный Афанасий стал почитаться как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители, города Серпухова и его пределов. Вскоре после его кончины лестница над гробом преподобного была разобрана и сооружена часовня. В 1697 году боярыня М. Т. Нарышкина выстроила над гробом преподобного одноглавый каменный храм во имя преподобного Афанасия Афонского. В том же году справщиком Московского Патриаршего печатного двора Чудовским иеромонахом Карионом (Истоминым) было написано житие преподобного Афанасия — «Слово о житии преподобнаго отца нашего Афанасия Высоцкаго и о ученике его игумене Афанасие» [2]. В мае 1698 года по благословению архимандрита Высоцкого монастыря Герасима Серпуховитина «Слово» было переписано в Серпуховской обители [3]. Не позднее 1707 года иером. Карионом (Истоминым) была составлена служба преподобному [4].

В 1878 году пришедший в ветхость храм над мощами святого был разобран, и в память 500-летия обители был воздвигнут красивый и обширный храм во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского.

В 1967 году эта церковь была снесена реставраторами «как сооружение, не представляющее архитектурной и исторической ценности«. Над местом погребения преподобного была в первоначальном виде восстановлена лестница, и могила преподобного вновь оказалась под ней.

По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) были проведены работы по определению места погребения и открытию святых останков преподобного Афанасия. 24 сентября 1994 года совершилось обретение мощей угодника Божия, и в самый день преставления преподобного сонмом духовенства во главе с архиереем они с торжеством были перенесены в Покровский храм. От святых мощей преподобного Афанасия, покоящихся в Покровском храме обители, в наше время продолжают совершаться исцеления.

6 октября 2004 года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви преподобный Афанасий был причислен к лику общецерковных святых.

Молитвословия

О́браз Бо́жий в богосотворе́нней душе́ твое́й,/ ум, сло́во, и дух соблюда́я,/ впери́лся еси́ о́тче преподо́бне Афана́сие,/ любо́вию ко Всетворцу́ Бо́гу,/ и сего́ ра́ди моли́твы, труды́, и по́двиги доброде́тельныя восприи́м,/ преше́л еси́ в ве́чныя небе́сныя кро́вы./ Отню́дуже назира́й на́с,/ моля́ Святу́ю Тро́ицу,// е́же насле́дити нам го́рнее всера́достное блаже́нство.

Кондак, глас 8 (Подобен: Яко начатки естества:)

Яви́лся еси́ в ми́ре сем, преподо́бне о́тче Афана́сие,/ я́ко доброде́тельный сто́лп, мона́шествующих во утвержде́ние,/ Бог бо тя избра́ наста́вника мно́гих душ во спасе́ние:/ Ему́же в Вы́шних моли́ся,// да спасе́т нас и пода́ст нам Ца́рство Небе́сное.

Использованные материалы

  • Романенко Е. В., Волков И. А., «АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший,» Православная энциклопедия, т. 4, 57-59:
    • http://www.pravenc.ru/text/76984.html — редакция от 4 марта 2009 (использовано частично)
  • «Житие преподобного Афанасия Высоцкого мл.», Московские епархиальные ведомости, 2005, № 5-6:
    • http://vedomosti.meparh.ru/2005_5_6/7.htm
  • «Акафист преподобному Афанасию Младшему, игумену Высоцкому, Серпуховскому чудотворцу», официальный сайт Казанской епархии:
    • http://kazan.eparhia.ru/bogoslugenie/akafisti/prepodobnim/af. iy/
  • Служба преподобному Афанасию Высоцкому Младшему // Блог священника Максима Плякина:
    • https://ustavschik.livejournal.com/240333.html — молитвословия

[1] «Житие преподобного Афанасия Высоцкого мл.,» Московские епархиальные ведомости, 2005, № 5-6, http://vedomosti.meparh.ru/2005_5_6/7.htm , датирует рождение святого Афанасия приблизительно 1362 годом, но это делает маловероятным посвящение 20-летнего юноши во иеромонаха в 1382 году.

[3] СГИХМ. КП 1692/СТ 78.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

[4] Из предисловия к списку службы начала XIX века (СГИХМ. КП 1691/СТ 11) следует, что он сделан со списка 1707 года.

Молитва афанасию высоцкому
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here