Молитва александра пересвета

Детально: Молитва александра пересвета - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Молитва александра пересвета

Кондак 1
Избрании от рождения ратницы духовнии, воспеваем вам умиленно, воспоминающе о подвизе вашем, и глаголы благодарные возносим:
Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии
(Радуйтеся, Александре и Андрее, преподобнии воини русскии).

Икос 1
Ангелам небесным подобно, из воинства духовнаго явленнии войску русскому во укрепление, подвижницы Христовы, смиренно послушание исполнившии и венцы духовнии победно приявшии. Мы же, грешнии, к вам припадаем, подвиг ваш духовный сице славим:
Радуйтеся, воини праведнии;
радуйтеся, русския победы знамение.
Радуйтеся, монаси благонравнии;
радуйтеся, послушницы славнии.
Радуйтеся, ратницы непобедимии;
радуйтеся, Духом Божиим хранимии.
Радуйтеся, монашеский хитон избравшии;
радуйтеся, на поле брани просиявшии.
Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 2
Видел есть Господь, яко раби вернии во святей обители подвигами возрасте, примером иноческому житию бысте, волю Божию исполнившии, святыми молитвами окрепшии, Богу Вседержителю вопияше: Аллилуиа.

Икос 2
Разумом не вместити высоту подвига вашего, сердце же его радостно приемлет, и мы недостойнии, святих молитв ваших вопрошающе, о подвизе вашем знаменном с радостию возглаголем:
Радуйтеся, поклонницы Царя Христа;
радуйтеся, усерднии Христовы ратницы.
Радуйтеся, молитвенницы обильнии;
радуйтеся, Христовым Духом сильнии.
Радуйтеся, в сонме святых российстих просиявшии;
радуйтеся, за веру Богу жизнь предавшии.
Радуйтеся, молитвами благоухавшии;
радуйтеся, ими врагов отгнавшии.
Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 3
Силою Божию просвещеннии, елеем благодатным помазаннии, на подвиг ратный благословеннии, в духовней брани землю русскую отстоявшии, святых наставников наследницы, со ангели ныне славословите Бога: Аллилуиа.

Икос 3
Имуще любовь Христову, вси блага мiрстии ни во что вменисте, вси богатства и имения раздасте, на подвиг ради спасения духовнаго ушедшии, его же во страданиих обретшии, спустя столетия на победу вашу взираем и благодарно возопиим:
Радуйтеся, монаси досточтимии;
радуйтеся, ангели, облаченнии в схимы;
радуйтеся, за Русь святии молитвенницы;
радуйтеся, веры Христовыя светильницы;
радуйтеся, духовно умиленнии;
радуйтеся, на поле брани упокоеннии;
радуйтеся Царствия Божия наследницы;
радуйтеся, Ангелов святии собеседницы;
радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 4
На бурю вражиих напастей с духовным плачем взирали есте, да спасет Господь Русь православную, вашими молитвами и ныне спасаемся, с любовию ко Господу припадаем: Аллилуиа.

Икос 4
Слышавше Слово Божие, велие оное приемше, спасения шлем обретосте, во иночестве страсти низложивше, ножем духовным врагов спасения отметавше, молитвы непрестаннии ко Господу возносивше, победу достойно обретшии, и ныне мы победе вашей радуемся:
Радуйтеся, схимницы смиреннии;
радуйтеся, Святым Духом исполнении.
Радуйтеся, воини русскии;
радуйтеся, шедшии тропы узкия.
Радуйтеся, защитницы усерднии;
радуйтеся, победительницы нерукотвореннии.
Радуйтеся, Светом Христовым просиявшии;
радуйтеся, победу над смертию приявшии;
радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 5
Боготечною звездою победа ваша просияла есть, за веру Христову с любовию постояли есте, землю русскую от неверных языков очищающе, и ныне Бога победно хвалите: Аллилуиа.

Икос 5
Видевше Света Истины, к Солнцу Правды сердце обратисте, обителию Бога души соделавшии, и врага духовнаго не убоясте и врагу ратному не вмале ниже предасте, твердость духа вашего, яко урок усердный, со умилением прославляем:
Радуйтеся, Евангелия любители;
радуйтеся, воинам ратным покровители.
Радуйтеся, Христа и Бога зрители;
радуйтеся, смирению учители.
Радуйтеся, воини мужественнии;
радуйтеся, насельницы дружественнии.
Радуйтеся, сомолитвенницы славнии;
радуйтеся, семена засеявшии на Руси державнии.
Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 6
Проповеданием незримым ныне сияете, землю русскую духом прозресте, святым праотцам воспевающе, и Отечеству меру измеристе, Божиим даром его восприимше, и мы ныне с усердием с Вами припадаем и с покаянием Богу глаголем: Аллилуиа.

Икос 6
Возсиял есть Христос в сердцах праведних, святих ликов узреть начертания не возмогли бы, аще послушание не бысте исполнили, сердцем ко Господу горесте, жизнь за веру сложити готовии, и мы укрепления духовнаго просим и со смирением восклицаем:
Радуйтеся, благодатнии послушницы;
радуйтеся Христовы ратницы.
Радуйтеся, Богом хранимии;
радуйтеся, земнии Херувими.
Радуйтеся, Силу Божию приявшии;
радуйтеся, за спасение жизнь отдавшии.
Радуйтеся, Христа во славе сретившии;
радуйтеся, в сонме праведнем светящии;
радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 7
Хотевше спасения единого, награды земнии с покаянием отвергшии, с усердием к Богу припадосте, во святой обители иноческаго образа сподобльшии, окормляемии благодатным наставничеством, награды небеснии обретосте, к Богу одесную молите: Аллилуиа.

Икос 7
Новии избранницы Христовы, стремена духовнии одернусте, видевше немощь человеческую, Богом на пути подъятии и за усердие возрадованнии:
Радуйся, Александре, Челубея-злаго победивший;
радуйся умерщвление от онаго приявший.
Радуйся, венец за подвизи от Бога получивший;
радуйся, Андрее, на поле ратнем главу победно сложивший.
Радуйся, обретый упокоение;
радуйся, во святых прославление.
Радуйтеся, блазии ратницы;
радуйтеся, Христовы подвижницы;
радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 8
Странное чудо зрим умиленно, Царица Преблагая, на подвиг воинов своих ты обличила еси, слыша молитвы русския и прошения. Русь святую ты не оставила еси, Христовых воинов во обители раиския приимшая, тамо они ныне благодарственно Богу взывают: Аллилуиа.

Икос 8
Вси святии дивятся, яко архангели небеснии отсупников диаволских низвергосте, тако воини преподобнии сразисте языков неправедних, с Именем Божиим на устах, Его заступничество призывающе. И мы, недостоинии и грешнии, с замиранием сердечным молим:
Радуйтеся, ратницы непобедимии;
радуйтеся, человецы, духовною скверною неопалимии.
Радуйтеся, Богородице молитвенницы;
радуйтеся, Христа ученицы;
радуйтеся, войнам Христовым пристанище;
радуйтеся, воинам ратным прибежище.
Радуйтеся, молитвенницы знаменнии;
радуйтеся, схимницы праведнии.
Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 9
Вси помышления свои к Богу возносите, спасители земли русския, и ныне нас не оставляете, с плачем святым сердечным к Отцу Небесному взываете: Аллилуиа.

Икос 9
Ветии многовещаннии, яко рыбы безгласныя, не возмогут возрещи высоту подвига вашего, для пределов русских знаменнаго, мы же, окамененнии, Духа Божиего просим и с покаянием сердечным восклицаем:
Радуйтеся, в битве духовней победу земную одержавшии;
радуйтеся, за веру Христовую пострадавшии.
Радуйтеся, воини победители;
радуйтеся, от страстей омытии.
Радуйтеся, скорбями иноческими очищеннии;
радуйтеся, Христовым Духом просвещеннии.
Радуйтеся, небеснии послушницы;
радуйтеся, за Россию святии заступницы;
радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 10
Спасти хотите, премилосердно, души русския, защитницы всем с верою к вам прибегающим и молитвенно к заступничеству вашему взывающим. И мы, разумеюще ваше успеяние, к Богу возопиим: Аллилуиа.

Икос 10
Стена еси людем русским, славное чудо явил еси, Господи, на поле брани Куликовом, духовных воинов ратниками земными соделал еси, прославляя землю русскую, и мы благочестно к сим воинам взываем и их усердно славим:
Радуйтеся, русския Церкви украшение;
радуйтеся, русския земли спасение.
Радуйтеся, всадницы святии;
радуйтеся, защитницы Руси.
Радуйтеся, князем святим избрании;
радуйтеся, Богом утверждении.
Радуйтеся, Евангелие приявшии;
радуйтеся, в вере твердо постоявшии.
Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Читайте так же:  Молитва для привлечения клиента

Кондак 11
Пение благодарно приносим о воинех земных и небесных. Силою свыше укрепляемии, на подвизе ратнем просиявшии, дружину русскую прослависте, в убиении жизнь приемше, непрестанно ныне глаголете: Аллилуиа.

Икос 11
Светозарною свещею молитва святых отец ваших от натиска диаволскаго вас ограждала есть; и вы покорливии в послушании, суровии ко врагу иноверному, на нас с плачем взираете, а мы усердно взываем:
Радуйтеся, святии праведницы;
радуйтеся, благочестия ратницы.
Радуйтеся, победы вместилище;
радуйтеся, заветов Христовых хранилище.
Радуйтеся, трудов покаяния стяжатели;
радуйтеся, победы русской зачинатели.
Радуйтеся, плодов велиих показатели;
радуйтеся, процветания Руси благовестители.
Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 12
Благодати двери отверзшии, Христа во страданиих вопрашасте, молитвы ваши Господь приял есть, и вы возмогли есте с чистым сердцем славословити: Аллилуиа.

Икос 12
Поюще смирение ваше, его же с умилением славим. Души не отдав погибели, в подвизе усердном пребывасте, и камения с души низложивше, в Небесных Землях во веки радуетеся. И мы к вам припадаем и в сокрушении сердечном взываем сицевая:
Радуйтеся, ратницы святии;
радуйтеся, попечители блазии.
Радуйтеся, за Россию молитвенницы;
радуйтеся, небеснии праведницы.
Радуйтеся, подвижницы статнии;
радуйтеся, мученицы благодатнии.
Радуйтеся, Духа Святаго приятели;
радуйтеся, блаженнаго покоя получатели.
Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 13
О воини святии, Александре и Андрее, христолюбивым смирением вашим вы Русь с колен подъяли есте, Россию прослависте, православную силу в земном бою показавше, знамением народу нашему бысте, умолите и нам, грешным, спасение и днесь Руси очищение и укрепление в твердыне веры православныя, мы же о вас всехвально Бога славим: Аллилуиа.
Сей Кондак глаголи трижды и паки чтется 1-й Икос

Икос 1
Ангелам небесным подобно, из воинства духовнаго явленнии войску русскому во укрепление, подвижницы Христовы, смиренно послушание исполнившии и венцы духовнии победно приявшии. Мы же, грешнии, к вам припадаем, подвиг ваш духовный сице славим:
Радуйтеся, воини праведнии;
радуйтеся, русския победы знамение.
Радуйтеся, монаси благонравнии;
радуйтеся, послушницы славнии.
Радуйтеся, ратницы непобедимии;
радуйтеся, Духом Божиим хранимии.
Радуйтеся, монашеский хитон избравшии;
радуйтеся, на поле брани просиявши.
Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Кондак 1
Избрании от рождения ратницы духовнии, воспеваем вам умиленно, воспоминающе о подвизе вашем, и глаголы благодарныя возносим:
Радуйтеся, Алекснадре и Андрее, воини преподобнии.

Молитва
Воини небеснии, ангели досточтимии, сокрушенно к вам припадаем и с плачем умиленным просим: Не оставите землю русскую, напасти от врагов терпящу, изменами исполненну, лицемерством диавольским задавленну. Умолите Бога Вседержителя о спасении народа нашего, в подвизех монахов укрепите, Церковь русскую от расколов, ересей, лжеучений уберегите, народу русскому православное единство, праведное, о Бозе, умолите, войско русское в Православии утвердите, победы оному на полях сражения даруйте. Святии преподобнии воини Александре Пересвете и Андрее Ослябя, молите Бога о нас, грешных. Аминь.

Молитвы святым

Память: 6 / 19 июля (Собор Радонежских святых), одиннадцатая неделя (воскресенье) по Пятидесятнице (Собор Московских святых), 7 / 20 сентября, 22 сентября / 5 октября (Собор Тульских святых)

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя — легендарные монахи, воевавшие в Куликовом сражении. Оба в прошлом опытные воины. Александр Пересвет сразился в поединке с вражеским богатырем, оба погибли, при этом на преподобном были только монашеские одежды. Его подвиг оказал сильное воодушевляющее действие на русские войска. Их участие в этом эпохальном сражении, как и молитвенное соучастие преподобного Сергия Радонежского, стало на веки символом Божьего благословения в битве. Преподобные — небесные покровители воинов.

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Икона

Тропарь преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе, глас 1

Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии, Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый, Сергия игумена благодатные наследницы, Куликовския брани ратницы духовнии, вы бо змия агарянскаго победисте. Но и нас своим заступлением не остависте, телами в храме Рождества Богородицы почиваете, душею в превышнем селении пребываете. Молите за весь род русский православный, преподобнии сродницы наши.

Кондак преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе, глас 7

На поле Куликовом агарян победисте и венцами славы увенчастеся, преподобномученицы Александре и Андрее, молите Христа Бога и нам врага рода человеческаго побеждати, Православие хранити и душам нашим велию милость.

Молитва преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе

Воини небеснии, ангели досточтимии, сокрушенно к вам припадаем и с плачем умиленным просим: Не оставите землю русскую, напасти от врагов терпящу, изменами исполненну, лицемерством диавольским задавленну. Умолите Бога Вседержителя о спасении народа нашего, в подвизех монахов укрепите, Церковь русскую от расколов, ересей, лжеучений уберегите, народу русскому православное единство, праведное, о Бозе, умолите, войско русское в Православии утвердите, победы оному на полях сражения даруйте. Святии преподобнии воини Александре Пересвете и Андрее Ослябя, молите Бога о нас, грешных. Аминь.

Величание

Ублажаем вас, святии преподобномученицы Александре и Андрее, и чтим святую память вашу, воинов Христолюбивых наставницы и ангелов собеседницы.

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя

Память: 6 / 19 июля (Собор Радонежских святых), одиннадцатая неделя (воскресенье) по Пятидесятнице (Собор Московских святых), 7 / 20 сентября, 22 сентября / 5 октября (Собор Тульских святых)

Александр был брянским боярином, Андрей был боярином любутским (г. Любутск на Оке). 18 авг. 1380 г. св. блгв. кн. московский Димитрий испросил у прп. Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов — братьев Пересвета и Ослябю, принявших постриг в обители с именами Александр и Андрей (слово «братья» могло иметь разные значения: родные братья, побратимы, братья по иночеству; какое значение имелось в виду — определенно сказать нельзя).

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Икона

Александр и Андрей были опытными ратниками, однако их призвание в ряды войска имело не столько военное, сколько духовное значение. Прп. Сергий дал им «вместо тленного оружия нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя». Передав воинов-схимников в распоряжение князя, прп. Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство».

Перед началом Куликовской битвы (в день праздника Рождества Богородицы) Александр принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. «Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения прп. Сергия и воодушевил рус. войска. Древнейший рассказ о битве — «О побоище, иже на Дону» (в Рогожском летописце — ПСРЛ. М., 1965. Т. 15. Стб. 139-141, Симеоновской летописи — ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 18. С. 129-131), а также летописная Повесть о Куликовской битве (в Новгородской IV (ПСРЛ. Пг., 1915. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1. С. 311-320; Л., 1925. Вып. 2. С. 321-325) и Софийской I (ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 90-98) летописях) сообщает о гибели на Куликовом поле только Александра.

Читайте так же:  Заговоры для младенцев на сон и от сглаза. Молитва от скрипа зубов

Преподобные Андрей Ослябя, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский и Александр Пересвет (слева на право). Икона

Наиболее полный рассказ об Александе и Андрее, начиная с посещения св. кн. Димитрием Донским Троице-Сергиева мон-ря, изложен в «Сказании о Мамаевом побоище» (основной редакции), однако и здесь не упоминается смерть Андрея в бою. О смерти обоих иноков в битве говорится в «Задонщине», изображающей иноков-воинов как былинных богатырей, и в «Повести о Мамаевом побоище». «Задонщина», кроме того, сообщает о гибели в битве сына Осляби Иакова.

Преподобный Сергий благословляет святого Димитрия Донского на Куликовскую битву. Роспись, Свято-Троицкая Сергиева Лавра

В документах, относящихся к 1390-1393 гг., встречаются упоминания «чернеца Андрея Ослябя» в числе бояр митр. всея Руси Киприана, «чернец Родион Ослябя» назван в числе послов от вел. князя в Царьград в 1398 г., а его сын Акинф — в числе бояр у свт. Фотия, митр. Киевского, в 1425 г. (Арсений, иером. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. М., 1878. Ч. 2. С. 30). Кроме того, в летописных списках убиенных на Куликовом поле и в синодиках обыкновенно приводится имя лишь одного Александра. Но все это лишь косвенно может свидетельствовать о том, что Андрей остался жив после Куликовской битвы и служил у Московских митрополитов. Др. объяснение упоминаний Осляби в документах после 1380 г. может заключаться в том, что его род, вероятно, традиционно нес службу у Московских митрополитов и потому имена представителей рода — Андрей (Адриан?), Родион, Иакинф (Иаков?) — встречаются на протяжении неск. десятилетий.

Александр и Андрей вместе погребены в приделе Цекрви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Первоначально они были похоронены у церкви, затем над их останками были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 г. вновь сооружены и в XIX в. обустроены приделом ц. Рождества Богородицы. В 1928 г. церковь была закрыта и оказалась на территории завода «Динамо», надгробия были уничтожены. После открытия храма в 1989 г. надгробия восстановлены.

Надгробие преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби. Фото Александра Исиченко, 1989 год

В наст. время в исторической экспозиции РГИАМЗ находится посох, по преданию принадлежавший Александру. Он сделан из цельного яблоневого дерева (в XIX в. посох был урезан; совр. размеры: высота — 138 см, окружность — 16 см). До передачи в музей посох хранился в алтаре соборной ц. Димитриевского мон-ря близ г. Скопина (Рязанской обл.). Мон-рь находился в 45 верстах от Куликова поля и был посвящен вмч. Димитрию Солунскому — небесному покровителю св. блгв. кн. Димитрия Донского (точная дата основания мон-ря неизвестна). Согласно монастырскому преданию, Александр по дороге на битву остановился в келье отшельника, жившего на месте буд. мон-ря. Облачившись в воинские доспехи, Александр отдал отшельнику свой дорожный посох.

Преподобный Сергий благословляет преподобных Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби). Миниатюра Лицевого Летописного свода, XVI в

Изображения Александра и Андрея сохранились в Лицевом житии прп. Сергия (XVI в.; РГБ), в Лицевом летописном своде (2-я пол. XVI в.; РНБ), на житийной иконе прп. Сергия 1680 г. (ЯХМ. № И-394), а также в ряде памятников искусства светского характера. Собственно икона Александра и Андрея (совместно с прп. Сергием и блгв. кн. Димитрием) была написана в 1980 г. Время местной канонизации преподобных неизвестно. В XVII в. их имена были внесены в святцы, в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. сказано: «Преподобнии старцы Александр и Родион (так! — и. А.), нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша» (РГБ. МДА. № 201. Л. 333, день памяти не указан). В кон. XVII в. имена Александр и Андрей как преподобномучеников Московских были включены в «Описание о российских святых» (Барсуков. Источники агиографии. С. IV); в 1896 г. их имена были помещены также в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных»), в 1981 г.- в Соборе Радонежских святых, установленном по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова).

Молитвы Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе)

Тропарь Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе) Радонежским


глас 1

Воини Христолюбивии, страдальцы послушания прехвальнии,
Александре дивный Пересвете и Андрее Ослябей именуемый,
Сергия игумена благодатные наследницы,
Куликовской брани ратницы духовнии.
Вы бо змия агарянскаго победисте,
но и нас своим заступлением не остависте.
Телами в храме Рождества Богородицы почиваете,
душею в превышнем селении пребываете.
Молите за весь род русский православный,
преподобнии сродницы наши.

Кондак Александру (Пересвету) и Андрею (Ослябе), Радонежским

На поле Куликовом агарян победисте и венцами славы увенчастеся преподобномученицы Александре и Андрее, молите Христа Бога и нам врага рода человеческого побеждати, Православие хранити и душам нашим велию милость.

Виктор Васнецов, «Пересвет и Ослябя»

День памяти отмечается 7 сентября, а также на Неделе Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Святой Троицы), в день Всех Московских святых (воскресенье перед 8 сентября), Всех Тульских святых (22 сентября), Всех Брянских святых (3 октября), Всех Радонежских святых (6 июля) и 24 августа.

Служба прпп. Александру Пересвету и Андрею Ослябе Радонежским >>
Текст службы утвержден решением Священного Синода от 28 декабря 2018 года (журнал № 126).

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Поминовение православных воинов, погибших на поле брани (11 сентября 1969 г.)

Мы привыкли в нашей жизни, что о всякой нужде, по поводу всякого случая мы обращаемся к Богу за Его помощью. И на каждый наш зов, на каждый крик тоски, страдания, страха мы ожидаем, что Господь вступится за нас, защитит, утешит; и мы знаем, что Он делает это постоянно и что предельную Свою заботу о нас Он явил, став Человеком и умерев за нас и ради нас.

Но иногда бывает в жизни нашего мира, что Бог обращается за помощью к человеку; и это бывает постоянно, но часто еле заметно, или вовсе остается нами незамеченным. Постоянно Бог обращается к каждому из нас, прося, моля, уговаривая быть в этом мире, который Он так возлюбил, что жизнь за него положил, быть Его живым присутствием, быть Его живой заботой, зрячей, добродействующей, внимательной. Он нам говорит: что бы мы ни сделали доброго для какого бы то ни было человека — мы для Него сделали, призывая этим нас быть как бы на Его месте.

А порой Он некоторых людей зовет к более личному служению Ему. В Ветхом Завете мы читаем о пророках: пророк Амос говорит, что пророк — это человек, с которым Бог делится мыслями Своими; но и не только мыслями, но и Своим делом. Помните пророка Исаию, который в видении созерцал Господа озирающегося и говорящего: Кого послать Мне? — и пророк встал и сказал: Меня, Господи!.

Читайте так же:  Молитва чтобы уйти с работы

Но вот, среди пророков, среди людей, которые Богу послужили сердцем неразделенным, всей большой силой души, есть один, память которого мы совершаем сегодня и которого Христос назвал величайшим среди рожденных на земле.

И действительно, когда вдумаешься в его судьбу, кажется, нет судьбы более величественной и более трагичной. Вся судьба его была в том как бы, чтобы не быть, для того, чтобы в сознании и в видении людей возрос Единственный, Который есть: Господь.

Вспомните первое, что говорится о нем в Евангелии от Марка: Он глас, вопиющий в пустыне… Он только голос, он настолько уже неотличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его, как человека плоти и крови, человека, который может тосковать, и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, — словно этого человека нет. Он и его призвание — одно и то же; он — голос Господень, звучащий, гремящий среди пустыни людской; той пустыни, где души пусты — потому что вокруг Иоанна были люди, а пустыня от этого оставалась неизменной.

И дальше. Сам Господь говорит о нем в Евангелии, что он — Друг Жениха. Друг, который так сильно, так крепко любит жениха и невесту, что он способен, забыв себя, служить их любви, и служить тем, чтобы никогда не оказаться лишним, никогда не быть там и тогда, когда он не нужен. Он — друг, который способен защитить любовь жениха и невесты и остаться вне, хранителем тайны этой любви. Тут тоже великая тайна человека, который способен как бы не стать для того, чтобы что-то большее, нежели он, было.

И дальше говорит он о себе по отношению к Господу: Мне надо умаляться, сходить на нет, для того чтобы Он возрос… Надо, чтобы обо мне забыли, а помнили только о Нем, чтобы мои ученики от меня отвернулись и ушли, как Андрей и Иоанн на берегу Иордана, и последовали неразделенным сердцем за Ним только: я живу лишь для того, чтобы меня не стало!.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

И последнее — страшный образ Иоанна, когда он уже был в темнице, когда вокруг него суживалось кольцо смерти, когда у него уже не было выхода, когда эта колоссально великая душа заколебалась… Шла на него смерть, кончалась жизнь, в которой у него не было ничего своего: в прошлом был только подвиг отречения от себя, а впереди — мрак.

И в тот момент, когда заколебался в нем дух, послал он учеников спросить у Христа: Ты ли Тот, Которого мы ожидали?. Если Тот — то стоило в юных летах заживо умереть; если Тот — то стоило умаляться из года в год, чтобы его забыли и только образ Грядущего возрастал в глазах людей; если Тот — тогда стоило и теперь умирать уже последним умиранием, потому что все, для чего он жил, исполнено и совершено.

Но вдруг Он не Тот?. Тогда потеряно все, погублена юность, погублена зрелых лет величайшая сила, все погублено, все бессмысленно. И еще страшнее, что случилось это, поскольку Бог будто обманул: Бог, призвавший его в пустыню; Бог, отведший его от людей; Бог, вдохновивший его к подвигу самоумирания. Неужели Бог обманул, и жизнь прошла, и возврата нет?.

И вот, послав учеников ко Христу с вопросом: Ты ли Тот? — он не получает ответа прямого, утешающего; Христос не отвечает ему: Да, Я Тот, иди с миром!. Он только дает пророку ответ другого пророка о том, что слепые прозревают, что хромые ходят, что мертвые воскресают, что нищие благовествуют. Он дает ответ из Исаии, но Своих слов не прибавляет — ничего, кроме одного грозного предупреждения: Блажен тот, кто не соблазнится о Мне; пойдите, скажите Иоанну…

И этот ответ достиг Иоанна в предсмертном его ожидании: верь до конца; верь, не требуя ни знамений, ни свидетельств, ни доказательств; верь, потому что слышал ты внутри, в глубинах души твоей глас Господень, повелевающий творить дело пророка… Другие каким-то образом могут опереться на Господа в их порой величайшем подвиге; Иоанна же Бог поддерживает только тем, что повелел ему быть Предтечей и для того явить предельную веру, уверенность в вещах невидимых.

И вот почему дух захватывает, когда мы думаем о нем, и вот почему, когда мы думаем о подвиге, которому предела нет, мы вспоминаем Иоанна. Вот почему из тех, которые родились среди людей рождением естественным и возносились чудесно благодатью, он из всех самый великий.

Сегодня мы празднуем день усекновения его главы. Празднуем… Слово «праздновать» мы привыкли понимать как «радость», но оно значит «оставаться без дела». И без дела можно остаться потому, что захлестнет душу радость и уже не до обычных дел, а может случиться, что руки опустились от горя и ужаса. И вот таков сегодняшний праздник: за что возьмешься перед лицом того, о чем мы слышали сегодня в Евангелии?

И в этот день, когда перед ужасом и величием этой судьбы опускаются руки, Церковь призывает нас молиться, о тех, которые тоже в ужасе, и трепете, и недоумении, а иногда в отчаянии умирали: умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью человека. После того как вы приложитесь ко кресту, мы помолимся о всех тех, кто на поле брани жизнь положил, чтобы другие жили; склонились к земле, чтобы воспрянул другой. Вспомним тех, кто не только в наше время, а из тысячелетия в тысячелетие погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, — вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел до конца через всю трагедию жертвы умирания и смерти без единого слова утешения, а только по властному повелению Божию: «Верь до конца, и будь верен до конца!» Аминь.

РЫЖЕНКО Павел Викторович (1970-2014) «Победа Пересвета». 2005 г.

Молитва Пересвета

Господи, помилуй! Господи, спаси!
Помоги дорогу в темноте найти.
Боже, дай мне силу, твою благодать.
Защищает веру поднебесья рать.
Топчет вражья сила нивы и поля,
Разорит могилы, кровь допьёт земля.
Буде бой великий, насмерть в нём стоять,
Жив ли я останусь. Мне не нужно знать.
Схима вместо шлема, не нужна броня,
Боже, будь со мною, не оставь меня.
Пусть копьё длиннее не в моей руке,
Смерть врага достанет, если налегке.
Лезет злая сила, дух — моя броня,
Воина молитва вынесет меня.
Господи помилуй! Господи прости!
Только Бог поможет Крест сей донести.

Иллюстрация: Галерея. Копьеносцы. Павел Рыженко. Молитва Александра Пересвета перед битвой.

Читайте так же:  Православная молитва от табакокурения

Александру Пересвету и Андрею Ослябе

В холодный ранний час, когда Непрядва
Покрыла инеем осенним берега.
Великий Пересвет, великий Родион Осляба
Пришли сюда, что выйди на врага.

На них привычных шлемов нет и брони
Лишь облаченья схимников с крестом.
На бой благословил их Преподобный,
Который ратует иным мечом.

Из многочисленной орды выходит
Громадный Челубей Тимир Мирза.
Он страшен, лют, непобедим и грозен,
За ним не только видима орда.

Исход сраженья с ним – исход всей битвы
Молчит Димитрия Донского рать
Вдруг Пересвета глас: «Простите, если чем обидел, брат Осляба, помяни в молитве
С крестом и Богом не боюсь я пасть!».

Но шепот: «Победишь ли Александр,
На метр же длинней того копье?»
В ответ спокойный взгляд монаха,
На битву он имеет свой расчет.

Несутся всадники один сильней другого,
Громадный Челубей, за ним огонь и дым
За Пересветом облака – покровы
И сотни-тысячи святых…

Немало не задумываясь мечет
Тимир Мирза громаднейшим копьем
Вот Пересвет…удар… рассечен…
На землю льется праведника кровь.

Но что, как будто, и не чуя смерти
Монах подался на копье вперед.
Чтоб выиграть и Тимир Мирзы коварный метр
Удар в ответ… и Челубей сражен.

Неторопливо конь везет монаха
С останком древа в гаснущей груди,
К своим, где плач и радость.
Ведь вот уже победа впереди.

А Пересвет с Ослябей лягут в Симонове
Их посетит последний царский род.
Для новомученников воинов могилы,
Как эстафета рубежа времен.

Потом у новой власти хватит рвенья
Разрушить даже этот монастырь.
Про подвиг иноков будут писать в учебниках
Станки поставят вместо их могил.

Великий Прересвет, великий Родион-Андрей Осляба
От края и до края как святых Вас чтут
Смирение и святость – Ваше знамя
Пусть роды в роды пронесут.

Покуда стоит Россия

С детства каждому известна картина: поединок Пересвета с Челубеем. Однако, художник Васнецов несколько неверно изобразил воинов. Пересвет сражался не в доспехах. Почему? Вот об этом и речь ниже.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя – земляки. По одним данным они брянские бояре, по другим данным – Родион (в миру) Андрей (в монашестве) Ослябя был родом из города Любутска, находящегося всё в том же Брянском княжестве. Оба рода – и Пересвета, и Осляби – княжеские. Воспитание молодых княжичей, да и вообще воспитание мальчиков на Руси было не таким как сейчас. С молоком матери внушалось: муж (мужик – это не воин, уменьшительный суффикс «ик» указывает на несколько уничижительное значение) – так вот, муж – это воин Царя Небесного. А смерть — всего лишь рождение в Жизнь Вечную. Потому смерти не боялись.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя уже были известными, прославленными воинами. Они были не молоды. У Осляби был сын Иаков, который вместе с отцом сражался в Куликовской битве. Оба – Александр и Андрей – радонежские иноки; незадолго до сражения сам игумен Сергий постриг их в схиму и сказал, что даёт ми, воинам, вместо тленного оружия – нетленное.

Витал миф, что татары владеют мистической силой и победить их в честном бою невозможно. Сейчас в интернете можно найти даже такие версии: Челубей или Темир-мурза (печенег) – принадлежал к древнейшей буддистской секте воинов – «бон-по», был в самой высокой степени посвящения. Так это или нет, но Темир-мурза – известнейший в то время поединщик. Из 300 боёв не проиграл ни одного. Знал ли он какие-то мистические тайны или нет, но мирским, земным он не пренебрегал однозначно: копьё у него было на целый метр длиннее. Так что обычно противник просто не мог нанести ему удар.

Молитва Пересвета перед поединком
худ. П. Рыженко

Перед боем Андрею Осляби было дано видение: в Куликовской битве погибнет его сын Иаков и его друг – инок Александр. Вероятно и сам Пересвет знал свою кончину. Перед битвой он долго молился в часовне Дмитрия Солунского и ушёл , оставив там свой яблоневый посох. Перед боем он простился со всеми и у всех попросил прощения. Все воины молились о Пересвете, поминая царя Давида, вступившего в поединок с Голиафом.

После молитвы Александр снял доспехи и оставил на себе только схиму – нетленное оружие.

На поединок
худ. П. Рыженко

Друзья говорили, что у Александра был свой расчёт. Кроме торжества веры, кое являла собою схима, у Александра

тоже был земной расчёт. Как потом скажет А.В.Суворов: «Удивил – победил». Увидев перед собою богатыря без доспехов, Челубей дрогнул духом. Если он действительно был монах, то он не мог не понимать, что значит выход поединщика в одежде схимника. Кроме того, когда воин был в доспехах, удар получался такой силы, что выбивал всадника из седла. Когда же копьё пробивает лишь мягкие ткани человеческого тела, есть шанс остаться в седле. На это у Пересвета и была надежда. В одной из летописей говорится кратко: поединщики ударили друг друга одновременно и скончались. Однако из-за разности в длине копий одновременного удара быть не могло. Летописец всего происходящего не видел. Предание же рассказывает то, что видели очевидцы. Александр Пересвет метнул своё копьё. Удар был смертельным. И вышиб одетого в доспехи Челубея.

В те секунды, пока копьё Александра летело, более длинное копьё Темир-мурзы пронзило тело русского монаха. Копья вонзились фактически одновременно. Но Александр остался в седле. Его руки сжимали по-прежнему поводья. Конь поскакал к нашим рядам. Знавшие о расчёте Александра, русские воины расступились, образовав коридор и, пропустив коня, вновь сомкнулись. Татары так и не увидели, как снимали с коня бездыханное тело инока. В татарских рядах началась паника: в смятении переспрашивали друг друга: неужто русский поединщик жив? Такого прежде не случалось. Русские воины не замедлили воспользоваться этой деморализацией. В то время у татар бытовало поверье: кто победит в поединке – на стороне того Бог. Татары вообще относились к вере уважительно. Это был указ самого Чингиз-хана: уважать все религии. Отсюда веротерпимость татар к покорённым народам: нарушать Великую Ясу Чингиз-хана никто не смел.

С самого начала боя монголы были деморализованы.

Так же существует предание о подвиге Осляби. Дмитрий Донской был ранен. Инок Ослябя подхватил раненого князя и отвёл в безопасное место, чтобы князю перевязали рану. Сам же немедленно переоделся в доспехи князя и возглавил бой, пока Дмитрий не мог командовать сражением. Эта подмена была недолгой, в ходе боя её никто не заметил. Если бы не этот подвиг Осляби, русские были бы в унынии, а боевой дух татар, естественно, окреп. Но ничего подобного не случилось. Князь Дмитрий после перевязки вернулся к командованию войсками. О судьбе Осляби достоверно неизвестно. По одной версии он погиб в бою. По другой – был жив, ещё потрудился во славу Отечества, как дипломат, и был похоронен рядом со своим боевым другом Александром Пересветом позже.

Читайте так же:  Молитва святого анатолия

Историки говорят, что значение Куликовской битвы было велико. Дело не только в военной победе. Куликовская битва объединила Русь. Ушли воевать – москвичи, ростовцы, суздальцы… и так далее. А вернулись они с поля боя единым неделимым русским народом.

Восемь дней русские хоронили своих товарищей. Тела убитых героев забрали с собою. С поля боя князь Дмитрий поехал не в Москву, а в Радонеж. Игумен Сергий встретил его словами: «Радуйся, господин князь великий, и веселись твоё христолюбивое войско». По убиенным сотоварищам отслужили Великую Панихиду. С той поры и стала служиться Дмитриевская поминальная суббота. Из года в год, «покуда стоит Россия», — как предсказано.

К сожалению, не все из наших современников правильно понимают смысл этого дня. Большинство из нас поминают умерших родственников. И только. Но в этот великий день поминают не только умерших родителей, бабушек, дедушек – но всех, кто отстоял Россию, кто в разные времена «положил живот» за Веру и Отечество. Этот день исполнен не столько поминальной скорби, сколько преисполнен благодарности. Мы благодарим всех павших на полях боёв за их подвиг.

При захоронении воинов Дмитрий Донской сказал: «Да будет вечная память всем вам, братья и друзья, православные христиане, пострадавшие за православную веру и за всё христианство, между Доном и Мечей. Это место суждено вам Богом! Простите меня и благословите и в этом веке и в будущем и помолитесь за нас, ибо вы увенчаны нетленными венцами от Христа Бога».

О судьбе мощей Пересвета и Осляби так же точно не известно. Одни утверждают, что мощи были уничтожены в 1920г. По другой версии мощи иноков, как и было предсказано, никогда не будут найдены.
Не раз становилось горько, когда искала в интернете материал об иноках- воинах. Пишут о том, что церковь «примазалась» к победе на Куликовом поле. Схимников Пересвета и Ослябю называют «язычниками». А о другом воине – Сергии, Радонежском игумене, сражавшимся оружием нетленным, молитвой – некоторые не вспоминают и вовсе. Бог всем судья. А нашим павшим героям – вечная память и слава.

Похоронены иноки в Москве в Симоновом монастыре. Сергий Радонежский благословил своего племянника Фёдора основать монастырь на Москве и сам срубил там первую церковь – Рождества Богородицы.

Другие герои Куликовской битвы, имена которых мы несправедливо забыли: Григорий Капустин, Семён Мелик, Игнатий Крень, Фома Тынин, Пётр Горский, Карп Олексин, Петруша Чуриков.

«Сказание о Мамаевом побоище» рассказывает ещё об одном герое битвы – разбойнике благоразумном: Фома Кацибей, разбойник, которому однако же князь доверил охрану. Ночью Фома видел виденье: как на облаке явились два юноши и посекли татар небесными мечами». Фома рассказал о видении князю. Князь попросил до времени ничего не рассказывать. Сам же стал усердно молиться Борису и Глебу. Разбойник же Фома после того видения совершенно уверовал в Господа, стал целомудрен и благоразумен и ничем не запятнал своей чести.

Всех имён нам теперь уже не узнать и не найти. Однако же, приходя в храм в Дмитриевскую субботу, помяните, вспомните о них, проливших кровь за Отечество.

Освящен первый в России храм в честь святых воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских

Севастоволь, 9 мая 2017 г.

6 мая, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в Крымском соединении сил противовоздушной обороны г. Севастополя состоялся чина освящения дивизионного храма в честь преподобномучеников воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских.

Чин освящения храма и служение Божественной литургии возглавил Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Владыке сослужили благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта, руководитель военного отдела Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Дмитрий Кротков, настоятель храма святых воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских иерей Александр Рева и духовенство Севастопольского благочиния.

Храм, построенный по инициативе известного российского тележурналиста, автора документального фильма «Крым. Путь на Родину» Андрея Кондрашова, был построен в рекордно короткие сроки – за 11 месяцев, сообщает сайт благочиния.

24 июля 2016 года состоялась закладка дивизионного храма, которую совершил Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. 15 сентября 2016 года на храм были установлены купол и крест. Завершились последние работы, установлен иконостас и храм готов открыть свои двери.

Церемония началась с торжественного построения личного состава на площади перед храмом и выноса Государственного флага и Боевого знамени. Митрополита Лазаря встретил командир части генерал-майор Юрий Юрьевич Подоплелов.

За Божественной литургией в храме молились все те, чьими трудами был возведен воинский храм, и приглашенные гости: командующий 4-й армией ВВС ПВО ЮВО генерал-лейтенант Севастьянов Виктор Михайлович, командующий Черноморским флотом РФ адмирал Витко Александр Викторович, командир Крымского соединения ПВО генерал-майор Подоплелов Юрий Юрьевич, представители администрации Севастополя и республики Крым, ктитор храма, тележурналист Андрей Кондрашов, генеральный директор МИА «Россия сегодня», заместитель генерального директора ВГТРК Дмитрий Киселев.

Рассказывая о том, как строился храм, инициатор строительства, Андрей Кондрашов, отметил, что весь процесс шел на удивление легко: «К работе над строительством активно подключились мои друзья и знакомые. Этот храм нарисовал на бумаге режиссер фильма «Крым. Путь на Родину» Сергей Краус, а воплотил его в жизнь архитектор Руслан Федотов. Потом к проекту стали присоединяться меценаты. «Нет» мы не услышали ни от кого», — делится ктитор храма.

Храм святых воинов находится на территории войсковой части. Это единение Церкви и воинства нашло свое отражение во внутренней отделке храма и иконостаса, на котором можно найти и георгиевский крест, и георгиевскую ленту.

«При закладке храма мы узнали, что это особенное место. Юхарина балка — одно из двух последних мест сопротивления советских воинов фашистам в 1942 году. С 19 июня по 2 июля здесь погибло более 60 героев-зенитчиков. Здесь не было даже какой-нибудь таблички с упоминанием этого. И вдруг на этом месте вырос храм», — рассказал Андрей Кондрашов.

Несмотря на то, что храм построен, в первую очередь, для воинов дивизии ПВО, вход в него будет открыт для всех жителей Севастополя, которые захотят испросить помощи святых православных воинов Александра и Андрея Радонежских.

По окончании богослужения владыка Лазарь обратился ко всем с напутственным словом и вручил благодарственные Архиерейские грамоты активным участникам строительства, в том числе Андрею Кондрашову, командующему 4-ой армией генерал-лейтенанту Виктору Севастьянову, командиру соединения войск ПВО Крыма генерал-майору Юрию Подоплелову.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Так сегодня, в преддверии Дня Победы в Великой Отечественной войне, в Севастополе появился еще один православный храм – символ единения воинства и Православной Церкви.

Молитва александра пересвета
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here