Молитва апостолу иуда искариот

Детально: Молитва апостолу иуда искариот - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Молитвы святому Юде Тадею

Бывший некоторое время не замечаем в христианской среде из-за своего имени (Юда – Иуда) и нечастый гость на иконах, этот апостол и великомученник оставил о своей жизни совсем немного фактов. Одно время его даже считали братом Христа, однако, это не так. Молитва святому Юде Тадею поможет всем тем, кто запутался в своем жизненном пути.

Не путать с Иудой Искариотом, который предал Иисуса Христа.

Жизнь святого

Юда Тадей (иное произношение – Фаддей, евангелист Матфей называет его Леввем: «Леввеем, прозванным Фаддеем» (Мф.10:3)) посвятил свою жизнь странствиям по территории Ближнего Востока и Кавказа, где помогал неимущим и странникам. Армяне почитают его за своего благодетеля – несмотря на угрозу жизни, апостол крестил местную принцессу, за что принял мученическую смерть на кресте.

Много позже, на месте его погребения был возведён монастырь в чьих стенах раздались первые молитвы до Святого Юди Тадея, а мощи и по сей день хранятся в Ватикане.

В чем помогают молитвы Юде Тадею?

День памяти: 2 июля и 13 июля

Апостол считается опекуном над людьми, оказавшимися в тяжёлых жизненных обстоятельствах. В первую очередь, молитва ему уносит от человека горе и чувство бремени, позволяя оптимистичней смотреть в будущее. Когда на душе молящегося становится легче, то уже и сами невзгоды рассеиваются. Молитва Иуде Тадею поможет:

  • несправделиво обвиненённому в преступлении;
  • отвернёт от человека клевету;
  • в непростом начинании;
  • при некоторых, тяжёло протекающих болезнях.

Как правильно молиться Святому Фаддею?

Обращение к апостолу имеет две формы: простая молитва и девятница. В первом случае можно пользоваться этим текстом:

Святой Фаддей! Ты имел счастье принадлежать к семье Христа Спасителя, преславный апостол и мученику. Ты светлеет большими достоинствами, верный заместителю тех, кто тебя прославляют и к тебе с доверием приходятся! Ты опекун и заместитель наш в трудный обстоятельствах. Поэтому становлюсь перед тобой и молю из глубины моего сердца:

Приди на помощь мне своим мощным покровительством, ибо у тебя от Бога милость приходить со скоро помощью тем, кто потерял уже всякую надежду на спасение. Глянь на меня ласково!

Моя жизнь — жизнь крестов, а дни жизни — море страданий. Дороги жизни моего покрытые терном и каждая минута его — свидетель слез и вздохов. А на увеличение моему несчастью черные мысли вкрадываются к моему сердцу. Беспокойство, малодушие, недостаток доверия, даже отчаяние жмутся к сердцу. Провидение закрытое перед глазами моими, и вера шатается в сердце моем. такие мысли внедряют меня в черные тучи грусти. Не оставь меня в таком тяжелом состоянии, а приди с помощью мне!

Прошу тебя покорно: Глянь милосердно на меня и не презрения моей просьбе. Пусть доверие мое не будет предано! Тебя одарил Бог лаской приходить на помощь тем, кто попал в безнадежное положение. Поэтому и я, тоже оказался в затруднении, пожалуйста о заступничестве перед Христовым Спасителем. Всю жизнь мою составлять буду тебе мою благодарность и прославлять имя твое и Уважать тебя как моего особого опекуна. Слава буду Бога за милости, полученные через твое посредничество, и вовсю моей распространять буду славу имени твоему. Аминь.

Текст молитвы-девятницы к Святому Иуде Тадею

Девятница представляет из себя продолжительный ритуал, во время которого, на протяжении девяти дней, молящийся обращается к своему заступнику. Желательно молиться не единожды в сутки.

С именем Господа нашего Иисуса Христа в сердце обращаю молитву к Тебе святой Апостоле, вмч Иуда — Фаддей , который был верным учеником и последователем Брата Твоего и Учителя Иисуса Христа , нес его учения , давал помощь людям в большой беде и нужде .

Ты принял мученическую смерть от рук язычников , но ни мыслью , ни словом , ни делом не изменил своего Брата и Учителя , и за то Ты великая и вечная благодарность в человеческих сердцах.

Так помоги мне грешному ( ней ) , выйти из моей затруднения , отврати беду от меня , а я за милость Твою и ласку отблагодарю Тебе жизнью праведным буду поминать имя Твое в молитвах. Слава Твоя да будет в веках ! Аминь.

Другие молитвы святого Фаддея

О святой Иуда-Фаддей, который был достоин принадлежать к семье Спасителя, Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа, прибегаю к Тебе через святое Сердце Иисуса, хочу приносить Богу славу за ласки, Тоби удилени. Упав на колени, прошу Тебя покорно через святое Сердце Иисуса, призри на меня милосердно, не презрения моей смиренным просьбой, чтобы доверие не было колеблемого. Тебе Бог уделил ласки, что приходишь людям с помощью в безнадежных обстоятельствах. О приди Ты мне с помощью, чтобы я мог (могла) милосердие Божье звеличаты веки веков. Аминь.

Святой Иуда-Фаддей, близкий родственнику из святынь Матерью Божьей, большой Апостол и мученик, славный чудеса, что помогаешь своим почитателям, верующим в Твое успешное покровительство пред Богом в тяжелых особых обстоятельствах, спаси меня, умоляю, приди ко мне с помощью. Ты, получивший от Бога привилегию помогать в отчаянных и безнадежных обстоятельствах, помилуй мя. Моя жизнь — это неустанная крестный путь. Каждый день приносит мне печаль и горе, а сердце мое наполняется болью, ибо во всем нахожу лишь страдания. В этой постоянной борьбе недостает мне больше сил, падаю духом, тревога и отчаяние охватывают мою душу, и кажется мне, что Провидение Божие обо мне забыло. Разве Твоя доброта не пожалею над моими нищетой? Умоляю, выслушай меня. Испроси у Бога то, о чем прошу (укажите потребности), а я до конца жизни с благодарностью буду почитать Тебя как моего особого Блюстителю и буду богу за полученную через Тебя милость и распространять по миру уважение Твоего имени. Аминь.

Благодарственная молитва

О сладкий Иисусе Христе, наш Господи Спасителю! В сочетании с непостижимым небесной славой, которая с Пресвятой Троицы всплывает на все человечество, на Пресвятую Богородицу, на всех Ангелов и Святых, величает Тебя и складываю благодарность за милости и дары, которыми Ты одарил Твоего избранного Апостола, что имел счастье принадлежать к Твоей Семьи , умоляю Тебя совета заслуг покровительства Святого Фаддея, подай мне милость и помощь во всех нуждах, особенно в часовые смерти, против злобных засад сатаны. Аминь.

Тропарь и кондак апостолу Иуде, брату Господню

Тропарь, глас 1

Христо́ва тя сро́дника, о Иу́до, ве́дуще и му́ченика тве́рда,/ свяще́нно восхваля́ем, пре́лесть попра́вша и ве́ру соблю́дша./ Те́мже, днесь всесвяту́ю твою́ па́мять пра́зднующе,// грехо́в разреше́ние моли́твами твои́ми прие́млем.

Перевод:

Зная тебя как родственника Христа и твердого мученика, о Иуда, церковными песнопениями прославляем, победившего заблуждения и сохранившего веру. Потому сегодня всесвятую память твою празднуя, грехов прощение по твоим молитвам получаем.

Ин тропарь, глас 1

Чистоту́ душе́вную и житие́ непоро́чно стяжа́в,/ Пречи́стаго Све́та, нам прибли́жшагося, быв по пло́ти брат и учени́к,/ благоче́стия пропове́дник и язы́ком учи́тель и́стинный,/ Иу́до всехва́льне,/ моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод:

Чистоту душевную и непорочное житие приобретя, Пречистого Света, приблизившегося к нам, ты был по плоти брат и ученик, благочестия проповедник и язычникам истинный учитель, прославляемый всеми Иуда, моли Христа Бога, да спасет души наши.

Кондак, глас 2

Тве́рдым умо́м избра́н учени́к ты яви́лся еси́/ и столп необори́м Це́ркве Христо́вы,/ язы́ком пропове́дал еси́ сло́во Христо́во,/ ве́ровати глаго́ля во Еди́но Божество́;/ от Него́же просла́вився, прия́л еси́ дар исцеле́ний,/ цели́ти неду́ги притека́ющих к тебе́,// апо́столе Иу́до всехва́льне.

Перевод:

Будучи избран за твердость духа, ты стал учеником Христовым и неразрушимой крепостью Церкви Христовой, язычникам ты проповедал слово Христово, говоря им веровать в Единого Бога, от Него же ты прославился, принял дар исцелений, излечивать болезни приходящих к тебе, апостол Иуда всеми прославляемый.

Ин кондак, глас 2

Па́влу я́влься собесе́дник, апо́столе,/ с сим нам про́поведь возвести́л еси́ Боже́ственныя благода́ти,/ тайноглаго́льниче Иу́до блаже́нне./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// не преста́й моля́ся о всех нас.

Перевод:

Ты был собеседником апостолу Павлу, вместе с ним возвещая нам проповедь Божественной благодати, объясняющий тайны Божии блаженный Иуда. Поэтому взываем к тебе: «Не переставай молиться обо всех нас».

Кто такой Иуда Искариот в Библии

Этот библейский персонаж стал известен благодаря тому, что явился предателем своего учителя, Иисуса Христа.

Читайте так же:  Молитва чтобы не уволили с работы

Последнее время многих людей интересует вопрос о том, кто такой Иуда в Библии. Отечественные и зарубежные исследователи пытаются рационально объяснить причины предательского поступка ученика Спасителя. Они хотят узнать, почему человек с высокими духовными качествами (на первый взгляд) продал своего наставника за 30 серебряников.

Образ Иуды в Библии

Образ Иуды Искариота покрыт большой тайной, несмотря на известную роль в драме, произошедшей в Великую Среду. Евангелисты чрезвычайно скупятся на описание жития предателя Христова. О мотивах духовной крамолы пишет Иоанн, а о покаянии и суициде — апостол Матфей.

Он являлся одним из двенадцати апостолов. Отличие его характеристики в том, что он родился не в Галилеи (севере Палестины), а именно в Иудеи. Отцом Иуды Искариота являлся Симон, о котором в Евангелие нет вообще никакой информации, что вызывает удивление, потому что Библия повествует о значимых людях подробно.

Молитвы святым апостолам:

Различные версии мотивации предательства

Самые авторитетные апостолы (Матфей, Марк и Лука) вообще ничего не сообщают из бытия предателя. Только святой Иоанн обращает внимание на то, что Искариот страдал сребролюбием. Главный вопрос о предательстве трактуется по-разному.

  • Среди писателей выделяются некоторые, желающие оправдать этот поступок. С религиозной точки зрения такая позиция выглядит кощунственной. Она заключается в следующем: Иуда знал об истинной сущности Мессии и совершил своё преступление, потому что ощущал надежду на чудесное спасение Христа и его воскресение.
  • Еще одно оправдательное предположение заключается в том, что Иуда искренне желал увидеть скорейшее восхождение Сына Божьего в собственной славе, поэтому обманул того, кто доверял.
  • Ближе к истине является точка зрения, рассматривающая Искариота в качестве религиозного фанатика, который разочаровался в истинности царствования Мессии. Иуда считал Христа ложным защитником народности и моральных устоев Святой земли. Не найдя подтверждения своим вожделениям, Искариот не признал Иисуса за настоящего Мессию и решил придать «законному» наказанию от рук государственной и народной структуры.
  • Евангелисты точно указывают: мотивацией к духовной крамоле явилась безграничная любовь к деньгам. Никакое иное толкование не имеет такого авторитета. Искариот заправлял казной Христовой общины, а сумма, предложенная ему, соблазнила на свершение отвратительного плана. На эти деньги можно было приобрести участок земли.
  • Корыстолюбие покрывает образ предателя мрачной пеленою. Любовь к деньгам сделала Иуду грубым материалистом, в отличие от остальных апостолов, любивших Спасителя и Христову Церковь. Предатель оказался совершенно глухим к религиозным наставлениям учителя. Он символизировал отказ от христианства всего народа Иудеи. В душе Искариота затаился демон ложного мессианизма, не позволяющего чистым сердцем взглянуть на деяния Сына Божьего. Его материалистический ум породил корыстолюбие, уничтожившее духовную чувствительность.

На заметку! Христос, зная о присутствии среди его учеников диавола, не спешил открывать тайну апостолам. Он только ограничивался некоторыми намеками.

Мирские исследователи предполагают, что Мессия не знал этого точно, однако евангелисты утверждают, что замысел Божий протекал по определенному заранее плану. Через пять месяцев, в Тайную вечерю, Иисус раскрыл имя предателя святому Иоанну.

О других апостолах Христа:

Судьба несчастного апостола

Этот вопрос также является тяжелым и спорным. Матфей утверждает: Искариот раскаялся в совершенном деянии и выбросил проклятые серебряники в храме, когда не смог вернуть их первосвященникам.

Однако сожаление о собственном преступлении возникло у Иуды не от искренней веры в Спасителя, а от обыкновенного угрызения совести. Матфей заключает, что после раскаяния предатель ушел и удавился.

  • Апостол Петр в своих речах добавляет: когда низринулся Искариот с петлей на шее, из чрева его выпали внутренности. Далее, веревка порвалась, и труп упал на землю. Самоубийство произошло через несколько часов после осуждения Спасителя.
  • На деньги, брошенные предателем, первосвященники приобрели Акелдаму (участок земли в Иерусалиме). Можно говорить, что неправедной мздою Иуда купил область, хотя воспользоваться ей никогда не смог бы.
  • Блаженный Феокфилат рассказывает о другой судьбе. Он утверждает, что Иуда не совершал самоубийства в петле, а еще некоторое время жил. Однако он чрезвычайно мучился: тело его сильно распухло, а глаз заплыли водянистой жидкостью, не позволяющей видеть дневного света. Предатель умер после продолжительных терзаний на собственной земле. Участок этот никто не заселял, потому что он испускал отвратительный смрад. Даже сегодня здесь нельзя пройти, не закрыв органы обоняния руками. Такая версия возникает на основании неканонического понимания дальнейшей судьбы Искариота.

После всех событий ученики Христа намерились выбрать нового апостола вместо Искариота. Этот человек должен был присутствовать в общине все время, когда Божий Сын проповедовал знание, от Крещения до смерти на кресте. Жребий бросили между двумя именами, Иосифа и Матфия. Последний стал новым апостолом и обязался нести христианское учение в округе.

На заметку! Имя Иуды стало нарицательным и обозначает предательство, а его поцелуй — символическое обозначение наивысшего коварства. Несмотря на то, что этот духовный крамольник изгонял бесов, исцелял больных и совершал знамения, он навсегда лишился Царства Небесного, так как в душе своей был и остался разбойником и коварным вором, стремящимся к наживе.

Изображения в живописи

Библейский сюжет предательства Мессии всегда вызывал большой интерес и споры.

Творческие люди, вдохновленные этой драмой, создали множество индивидуальных произведений.

  • В европейском искусстве Иуда представляется духовным и физическим антагонистом Христа. На фресках Джотто и Анжелико он изображен с черным нимбом.
  • В византийской и русской иконографии принято разворачивать образ в профиль, чтобы зритель не встретился с коварным дьяволом глазами.
  • В христианской живописи Искариот — темноволосый молодой человек, со смуглой кожей, без бороды. Нередко представлен как отрицательный двойник Иоанна Богослова. Ярким примером такой позиции является сцена Тайной вечери.
  • На иконе, имеющей название «Страшный Суд», Иуда изображен сидящим у сатаны на коленях.
  • В искусстве Средних веков наблюдаются картины, где на плече коварного изменщика располагается демон, манипулирующий сознанием.
  • Самоубийство — распространенный мотив с эпохи Возрождения. Предатель часто изображен повешенным с выпавшими наружу кишечными внутренностями.

Важно! Иуда Искариот — один из 12 апостолов, несущих учение Мессии. За 30 серебряников продал Сына Божьего первосвященникам, а после раскаялся и удавился на дереве.

В среде исследователей библейских историй возникают споры о мотивах его преступного поступка и дальнейшей судьбе. Единой точки зрения добиться не удается, но самой авторитетной всегда считается та, что описана евангелистами.

Иуда Искариот

проф. Д. И. Богдашевский

Обычное наименование Иуды Предателя в синоптических Евангелиях: «Иуда Искариот» ( `Ιούδας ό Ισκαριώτης : Мф.10:4 . Мк.3:19 . Лк.6:16 ), а в четвертом Евангелии ( Ин.6:71 , Ин.12:4 . Ин.13:2, 26 ) более полно: «Иуда Симонов Искариот» ( `Ιούδας Σίμωνος `Ισκαριώτης ). «Искариот» — `Ισκαριώτης ест форма грецизированная, которой соответствует семитическая форма: Ίσκαριώθ (по лучшим кодексам у Мк.3:19 , Мк.14:10 . Лк.6:16: Σκαριώθ ). Как показывает само наименование и древняя глосса: ό από Καριώτου – «от Кариота», — «Искариот» означает: «муж (гражданин) из Кариота», — города в Иудее, в колене Иудовом (теперешний находящийся в развалинах еl-Karjeten, к югу от Хеврона).

Читайте так же:  Как готовиться к причастию молитва

Следовательно, среди 12 апостолов Иуда Искариот был единственным апостолом, происходившим не из Галилеи, а из Иудеи. Наименование «Симонов» указывает, что Иуда был сын Симона, или же носил имя своего отца, в качестве второго имени, что среди Иудеев того времени было, как известно, довольно обычно.

Во всех перечислениях апостолов Иуда Искариот занимает последнее место ( Мф.10:4 . Мк.3:19 . Лк.6:16 ), причем выразительно указывается на его предательство ( Мф.10:4 . Мк.3:19: «иже и предаде его». Лк.6:16: «иже и бысть предатель»). Поставляется Иуда попарно то с Симоном Кананитом (Мф. Мк.), то с Иудою Иаковлевым (Лк.). Быть может, более первоначально его поставление у Матфея и Марка; зилотизм сближал его с Симоном Кананитом.

Избрание Иуды ни чем не отличалось от избрания прочих апостолов (ср. Деян.1:17 ). Он был избран Самим Господом для проповеди Евангелия за свою одушевленную веру в грядущее мессианское царство и, подобно другим апостолам, благовествовал, исцелял болезни, воскрешал мертвых, изгонял бесов (ср. Мф.10 . Мк.6:14 . Лк.10:17 ). Что выделяло Иуду из среды других 12 апостолов, — это его экономические способности, почему он был, так сказать, казначеем небольшой Христовой общины, имея ковчежец и нося вметаемое в него ( Ин.12:6 ) добровольными жертвователями, верными последователями Христа Спасителя ( Лк.8:3 ).

Иуда Предатель не был каким-то необходимым орудием в руках божественного Промысла, как желают это представить некоторые ученые. (напр., Schmidt в «Энциклопедии Hauck‘а» «Сам Премудрый знал, как устроить наше спасение, хотя бы и не случилось предательства. Посему-то, чтобы кто не подумал, что Иуда был служителем домостроительства, Иисус называет его несчастнейшим человеком» (св. Иоанн Златоуст).

Вопрос, был ли Иуда при установлении Господом таинства Евхаристии и вкусил ли он святейшего Тела и Крови Господа, не может быть разрешен с абсолютно-бесспорной определенностью. Лучше следовать наиболее установившемуся церковному преданию, нашедшему свое выражение и в памятниках церковной иконографии, — что Иуда вкусил Тело и Кровь Господа, но вкусил «в суд и во осуждение» ( 1Кор.11:29 )[2].

Иуда Искариот — повторим — есть как бы тип всего иудейского народа, предавшего Христа на смерть вследствие ложного мессианизма и своего грубого, материалистического склада ума и чувства.

В западной литературе нельзя указать специального исследования об Иуде Предателе, ибо труд Дауба (Judas Ischariot, 3 Н., 1816—1818) совершенно устарел и сам по себе недостаточен. Объ Иуде Предателе можно читать в комментариях на Евангелия (напр., Meyer. Schanz, Keil, Zahn и др.), въ сочиненияхъ, известьных под заглавием «Жизнь Иисуса» (Keim, В. Weiss, Edersheim и др.), въ Энциклонедиях Winer, Hauck, Vigouroux, Cheyne [Smith, Hastings: A Dictionary of the Bible II , 796—798; Extra Volume 838 и A Dictionary of Christ and the Gospels I , 907—913. The Jewish Encyclopedia VII , 371). См. также: Creizenach, Judas Ischariot in Legende und Sage dos Mittelalters, 1875. [ M . Kemp, Opus polyhistor. de osculis, subnexisq. de Judae ingenio, vita, et fine, sacris epiphyll >C . effigie. 1680. Тут De persona Judae, De historia osculi Judae, De quaestionibus circa factum Judae, и пр. и пр. Rev. W. A. Cor, Judas Iscariot въ «The Interpreter» III , 4 (July, 1907), p. 414—422. G. Marquardt, Der Ver-rat des Judas Ischariot — eine Sage, München (1900). Judas Ischariot — eine psychologisches Problem: Vortrag von’Pfarrer M . Bütt-ner Wilhelm Köhler, Minden безъ даты. Prof. Carl Clemen, Paulus I , Giessen 1904, 8. 176,3 Ср. еще в «Biblische Zeitschrilt» 1906, IV , 427].

На русском языке новый капитальный труд об Иуде Предателе, еще не оконченный, принадлежит профессору московской Духовной Академии. М. Д. Мурашову: Иуда Предатель в «Богословском Вестнике» 1905 г., кн. 7—8, стр. 539—559; кн. 9, стр. 39—68; 1906 г., кн. 1, стр. 37—68; кн. 2, стр. 246—262 [а также см. его прежнюю статью под тем же заглавием в «Православном Обозрении 1883 г., .№ 11. стр. 37—82. Ср. еще у † М. В. Барсова, Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия, т. II , изд. 2-е Спб. 1893]. См. также нашу брошюру: Тайная вечеря Господа нашего Иисуса Христа, Киев 1906 г., и у профессора Ф. И. Мищенко. Речи святого апостола Петра в книге Деяний Апостольских, Киев 1907, стр. 28-38.

1.См. об этом у М. Г. в «Руководстве для сельских пастырей» 1907 г., №38 (за 23-е сентября), стр. 73-82 и у проф. А.А. Бронзова. Декадентский бред в «Страннике» 1907 г., №10 — Н. Н. Г.
2.Мы держимся другого взгляда, что Иуда сподобился только вкусить Тела, но не сподобился только вкусить Тела, но не приобщался искупительной Крови: см. «Христ. Чтение» 1897 г. стр.812-813 — Н.Н.Г.

Источник: Православная богословская энциклопедия.
Бесплатное приложение к духовному журналу «Странник» за 1907 г.
Том 8, стлб. 686. C .-Петербург.

Апостолы Христовы: Иуда Искариотский

Апостолы Христовы: Иуда Искариотский

Если бы мы ничего не знали о Иисусе, кроме тех нескольких скупых строк Евангелия, в которых описана драма отношений Иисуса с учеником Иудой, уже этого было бы достаточно, чтобы составить о Христе четкое и внятное представление.
Христос любит людей и бесконечно долготерпелив к ним. Он понимает, что человек несовершенен, ждет его исправления, вновь и вновь пытается достучаться до сердца.
Почему Христос взял в число учеников недостойного? А почему Он вообще призывает к вере нас с вами, людей, часто неверных Богу и порочных?
Он верит в нас. Верит, что Его любовь и терпение исправит и нашу душу. Так верят в своего ребенка любящие родители, хотя бы даже чадо сбилось с пути истинного.
Итак, Христос взял в ученики Иуду, человека жадноватого, мелочного.

В другом месте Ап. Иоанн приводит такие слова Спасителя: «Не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из Двенадцати» (Ин. 6, 70-71).

Чуть выше мы сказали, что в душе Иуды, несомненно, происходили какие-то процессы. Находиться рядом с Иисусом, этой воплощенной Любовью и остаться прежним – жадным и мелким – невозможно. Пусть, предав Иисуса, Иуда проиграл эту схватку со своими страстями. Пусть он не нашел в себе силы покаяться, как нашел Петр, трижды отрекшийся от Христа. Однако мы знаем, что и жить, заглушив в себе голос совести, Иуда не смог. Бросив деньги, полученные за предательство, он ушел и повесился…


Возле Гефсиманского сада. На том месте, на котором сейчас стоит столб,
стоял Спаситель, когда Иуда Его поцеловал.

«… — Либо молитва за Иуду Искариота»

Сама тема данной статьи требует, чтобы, говоря армейским языком, сразу была чётко показана вводная: все кощунственные потуги возвеличить, оправдать и чуть ли не прославить Иуду абсолютно несовместимы с Православием.

Уместно и необходимо и ещё одно методологическое заимствование, — из математики. Имеет смысл в самом начале дать некий аналог теоремы. Изложив сам текст как доказательство (или попытку доказательства) этой заявленной теоремы. Которая в свою очередь имеет вид трилеммы: необходима либо анафема Иуде, ибо он христопродавец и предатель — либо общеправославная келейная молитва за раскаявшегося предателя, за немощного самоубийцу Иуду — либо изъятие, исключение имени Иуды из молитвы перед Святым Причастием.

В становлении и выработке религиозного самосознания нет мелочей. Всякий православный христианин знает, что подходить к Святой Чаше он должен примирившись со всеми. С разбойником и Иудой в том числе?

«. Но как разбойник исповедую Тя. »

Читайте так же:  Молитва трифонову о начале рабочего дня

Ответ на вопрос об участи раскаявшегося разбойника нам дает непосредственно в Евангелии сам Спаситель. «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе ныне же будешь со мною в раю» (Лк. 23: 43).

Соответственно, и должное отношение наше однозначно и верно: он прощён и спасён. А это и есть цель и смысл жизни человека.

«. Не лобзания Ти дам, яко Иуда. »

Всякий раз изо дня в день, уже не одно столетие, перед Святым Причастием звучат эти слова. И раз за разом произносится имя Иуды. И это весьма серьезный повод задуматься об участи Иуды и своём отношении к этому человеку. Причём пик этих раздумий по времени приходится на мгновения перед Причастием. Какова участь Иуды? Каким именно определённым образом должен относиться всякий христианин к Иуде? Не лично только я, но всякий христианин без исключения. Призванный стяжать дух мирный.

Природное человеческое суждение напрашивается сразу и само собой. И оно есть классическое осуждение: «предатель!», «гореть ему в аду». Странно произносить эти слова, но моё личное и однозначное отношение к Иуде Церковью отныне не определено, не заявлено. Оно так и остаётся сугубо личным, моим, человеческим. И это, конечно, не претензия, а призыв к нашей Церкви.

Иуда отнюдь не литературный персонаж. Это реальное историческое лицо; человек, некогда бывший в числе двенадцати апостолов. И при этом отношение к нему каждого из нас буквально заново тестируется перед каждым таинством Причастия.

«Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришёл. » (Мф. 26: 50).

«Иисус же сказал ему: Иуда! Целованием ли предаёшь Сына Человеческого?» (Лк. 22: 48).

«Тогда Иуда, предавший Его, увидел, что Он осуждён и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: Согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И бросив сребренники в храме он вышел, пошёл и удавился» (Мф. 27: 3-5).

Вывод простой и очевидный: есть серьёзный повод для вмешательства Церкви. Данный текст и написан с искренней надежной на церковное решение насущнейшей, в плане формирования русского религиозного самосознания, трилеммы:

— либо анафема Иуде, ибо он христопродавец и предатель — либо общеправославная келейная молитва за раскаявшегося предателя, за немощного самоубийцу Иуду — либо изъятие, исключение имени Иуды из молитвы перед Святым Причастием.

На мой взгляд, нынешнее невнятное, скорее даже молчаливое НЕПРОЩЕНИЕ — то ли за предательство, то ли за самоубийство Иуды — размывает наше религиозное самосознание. Нужна определённость. Широта русской души может быть в этом случае сужена именно Русской Православной Церковью.

Владимир Сурин, директор Аналитического центра ЦИОЗП

Комментарии

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Блаженны Феофилакт Болгарский

Ст. 27-30 И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.

Господь подал кусок Иуде для того, чтобы он посовестился общения в столе и хлебе и удержался от предательства. Но Иуда и от этого не улучшился, а отселе стал еще более на стороне сатаны и, как неисправимый, совершенно предался ему. — Доколе Иуда считался одним из учеников и членов святого лика, дотоле сатана не имел к нему такого доступа. Когда же Господь отделил его и отлучил от прочих учеников, объявив его чрез хлеб, тогда сатана овладел им, как оставленным от Господа и отлученным от божественного лика. «Сатана вошел в него», то есть проник в глубину его сердца и овладел его душой. Ибо сатана прежде нападал на Иуду извне, страстью сребролюбия, а теперь совершенно овладел им, внушив ему предательство.

Святитель Иоанн Златоуст

Ст. 27-28 И по хлебе тогда вниде в онь сатана. Глагола убо ему Иисус: еже твориши, сотвори скоро. Сего же никтоже разуме от возлежащих, к чесому рече ему.

Глагола убо ему Иисус: друже, еже твориши, сотвори скоро. И никтоже разуме от возлежащих (Ин.13, 27–28). О, какая бесчувственность! Как можно было не смягчиться и не устыдиться! Но он вышел вон, сделавшись еще более бесстыдным. Слова же: сотвори скоро не означают ни повеления, ни совета; напротив, ими (Христос) укоряет и показывает, что Он хотел бы, чтобы (предатель) исправился, и что Он оставляет его только потому, что он был неисправим. И сего, говорится, никтоже разуме от возлежащих. . И хотя Он с выразительностию сказал: друже, еже твориши, сотвори скоро, однако ж Апостолы, несмотря и на это, не поняли. Этими словами Он показывал, что все, сказанное Им иудеям о смерти, было истинно. А иудеям Он говорил: область имам положити душу Мою и область имам паки прияти ю: и никто же возмет ю от Мене (10, 18). И действительно, доколе Он не дозволял взять, никто не в силах был; а когда позволил, тогда это стало делом легким. Намекая на все это, Он и сказал: еже твориши, сотвори скоро. Но и тогда еще Он не сделал предателя известным. Могло статься, что он был бы растерзан и убит.

И по хлебе тогда вниде в онь сатана…

Сатана вошел в Иуду не так, чтобы Иуда сделался бесноватым; это значит только, что сатана сделался совершенным господином Иуды и сделал его своим рабом, или – вошел в него путем злых помышлений.

Блаженный Феофилакт Болгарский

Толкование на Евангелие от Луки

Лк.22:3. Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,

«Вошел же сатана в Иуду», «одного из числа двенадцати», то есть одного из приближенных и искренних учеников. Никто не надейся на самого себя, но будь внимателен к своей жизни, потому что имеешь страшного врага. Некоторые же слова: «одного из числа двенадцати» понимали так: дополняющего только собой число апостолов, но не истинного апостола и ученика. Ибо что за истинный ученик тот, кто воровал опускаемое в ящик? (Ин. 12:6).

Лк.22:4. и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.

Лк.22:5. Они обрадовались и согласились дать ему денег;

Лк.22:6. и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.

Таким образом Иуда принял вошедшего в него сатану и согласился предать Иисуса ищущим Его. Ибо это означает слово «обещал», то есть окончательно заключил условие и договор. И искал удобного времени, когда бы застать Его (Иисуса) без народа, то есть наедине, и предать им.

Ст. 27-30 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.

Иуда должен бы тронуться этим знаком любви, но он был уже слишком ожесточен. На ожесточенных же людей и самые большие благодеяния тех лиц, против которых они ожесточены, производят еще более ожесточающее действие. Получив знак любви, Иуда от этого еще более ожесточился, и тогда в него «вошел сатана», т. е. завладел им уже окончательно, чтобы более не выпустить его из своих рук.

Читайте так же:  Молитва от недержания мочи

Блаженный Феофилакт Болгарский:

Но Иуда и от этого не улучшился, а отселе стал еще более на стороне сатаны и, как неисправимый, совершенно предался ему.

Святитель Иоанн Златоуст:

Он (Христос) оставляет его только потому, что он был неисправим.

Сатана вошел в Иуду и сделался совершенным господином Иуды и сделал его своим рабом.

Блаженный Феофилакт Болгарский:

Иуда принял вошедшего в него сатану и согласился предать Иисуса ищущим Его. Ибо это означает слово «обещал», то есть окончательно заключил условие и договор.

Получив знак любви, Иуда от этого еще более ожесточился, и тогда в него «вошел сатана», т. е. завладел им уже окончательно, чтобы более не выпустить его из своих рук.

Может прежде чем писать требования к Церкви «с искренней надежной на церковное решение насущнейшей, в плане формирования русского религиозного самосознания, трилеммы» сперва ознакомится с позицией Церкви на сей счет? И тогда не понадобилось столь мудрёно, далеко не скромно, обвинять Церковь в невнятной, молчаливой неопределенности, и прочей чепухи.

Всё это не ново, подобные рассуждения имели место и до революции. Правда, из молитвы пред причастием, вроде бы, убрать упоминание Иуды не предлагалось.

Зачем мы вспоминаем в этот момент Иуду? Зачем Иуду вспоминают постом? Да для того, чтобы задать себе вопрос: а как я сам подхожу к Христу — с подлинным раскаянием или с мнимой любовью?

Автор делает типичную для человека нашего времени ошибку. Он воспринимает текст перед причастием «объективно», как некоторую информацию, которую надо осмыслить саму по себе. Вот, например, Иуда, как к нему относиться. Можно ли за него молиться келейно. А то больше не за кого, видимо, молиться. За себя что уж там молиться, за родственников и за другов своих. Тут и так всё понятно. А мы вот возьмём какую-нибудь сложную историческую фигуру типа Иуды (или Пилата) — и вот помолимся за него. Это — своего рода пренебрежение молитвой. Если ты молишься со слезами, то вряд ли тебе придет в голову о том, кто не близок твоему сердцу, с кем ты не чувствуешь духовного родства. И об Иуде нам говорится не для того, чтобы в этот момент (перед Чашей) мы задумались о своем отношении к Иуде. Мы должны задуматься о своем отношении к Христу.

Иуда предал Господа — не из страха житейского, а сделавшись орудием сатаны. Не являемся ли мы таким орудием? Не предаем ли мы Господа ежечасно? Ужаснувшись бездны, в которую мы каждый можем пасть, мы и должны подходить к Чаше — как по соломинке, по лучику света, идущему от Христа, помятуя о собственном недостоинстве. Недалеко мы ушли от Иуды, но это — не наш сознательный выбор, мы хотим быть с Тобой, Господи! Вот для этого внутреннего беззвучного крика и нужно имя Иуды, как придающее верную перспективу.
А об участи любого человека — не нам судить.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Святой апостол Иуда

Святой апостол Иуда, из числа 12-ти учеников Христовых, происходил из рода царя Давида и Соломона, был сыном праведного Иосифа Обручника от его первой жены.

Святой апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии пишет: «Ни братья бо Его вероваху в Него» (Ин. 7, 5). Святитель Феофилакт, архиепископ Болгарский, объясняет эти слова так: в начале земного служения Господа Иисуса Христа сыновья Иосифа, в том числе и Иуда, не верили в Его Божественную сущность. Предание указывает, что, когда праведный Иосиф Обручник, возвратившись из Египта, стал делить между сыновьями принадлежавшую ему землю, он пожелал выделить часть и Христу Спасителю, рожденному преестественно и нетленно от Пречистой Девы Марии. Братья воспротивились этому, и только старший из них, Иаков, принял Христа Иисуса в совместное владение своей долей и за это был назван братом Господним. Позднее Иуда поверил во Христа Спасителя как ожидаемого Мессию, всем сердцем обратился к Нему и был избран Им в число ближайших 12-ти учеников. Но, помня свой грех, апостол Иуда считал себя недостойным называться братом Божиим и в своем соборном послании именует себя лишь братом Иакова.

Святой апостол Иуда имел и другие имена: евангелист Матфей называет его «Леввеем, прозванным Фаддеем» (Мф. 10, 3), святой евангелист Марк тоже называет его Фаддеем (Мк. 3, 18), а в Деяниях святых апостолов он упоминается под именем Варсавы (Деян. 15, 22). В то время это было в обычае.

По Вознесении Господа Иисуса Христа апостол Иуда отправился с проповедью Евангелия. Он распространял веру во Христа сначала в Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, а затем — в странах Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, пришел в город Эдессу. Здесь он завершил то, что не было закончено его предшественником, апостолом из числа 70-ти, Фаддеем. Сохранилось известие, что святой апостол Иуда ходил с проповедью в Персию и оттуда написал на греческом языке свое соборное послание, в кратких словах которого заключено много глубоких истин. Оно содержит догматическое учение о Святой Троице, о воплощении Господа Иисуса Христа, о различии Ангелов добрых и злых, о будущем Страшном Суде. В нравственном отношении апостол убеждает верующих беречь себя от плотской нечистоты, быть исправными в своих должностях, молитве, вере и любви, заблудших обращать на путь спасения, охранять себя от учений еретиков. Апостол Иуда учит, что недостаточно только веры во Христа, необходимы еще и добрые дела, свойственные христианскому учению.

Святой апостол Иуда мученически скончался около 80-го года в Армении, в городе Арате, где он был распят на кресте и пронзен стрелами.

Иуда Искариот

Иуда Искариот: история, жизнеописание

На улицах Иерусалима шла подготовка к Пасхе. Верующие съезжались из других городов, приходили с Генисаретского озера, с горы Кармил, из Хеврона, Весавии… В этот день много лет назад народ Израиля был спасен. Освобожден из египетского рабства и получил в пользование Землю Обетованную. Обетованную — значит обещанную Богом, предназначенную. Точно так же народ Израиля ждал Мессию, Спасителя. И немногие знали, что Спаситель уже был на земле, более того, в самом Иерусалиме.

Иисус с двенадцатью учениками, среди которых был Иуда Искариот, выходец из провинции Иудея, бывший сборщик приношений, присоединившийся ко Христу, тоже собирался на празднование Пасхи. Спаситель призвал к себе учеников Фому и Филиппа. Он велел им пойти в город и следовать за человеком, который несет кувшин с водой. Человек с кувшином должен был войти в дом, ученики за ним. У хозяина дома следовало спросить «Учитель говорит: где комната, в которой Мне есть Пасху с учениками моими?». Спаситель обещал, что хозяин дома тут же покажет горницу, которую следовало приготовить ученикам. Так и случилось.

После захода солнца Иисус с учениками вошли в горницу. Спаситель препоясался полотенцем и стал омывать ноги своим ученикам. Это было удивительно, ведь обычно лишь слуги омывали ноги знатных и богатых людей.

Ученик Христа Петр воскликнул, что это он должен омыть ноги Христа, а не наоборот. Иисус же сказал, что дал пример, как людям должно поступать друг с другом.

Во время праздничной трапезы, где присутствовал также Иуда Искариот, ученики заверяла Спасителя в своей преданности. Они заметили, что Иисус огорчен: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Каждому хотелось увериться, что это будет не он, ученики стали взволнованно спрашивать, но о них ли идет речь.

Читайте так же:  Молитва ангелу хранителю помощь в торговле

Господь сказал, что Он обмакнет кусок хлеба и подаст предателю. Обмакнув хлеб, Он подал его Иуде Искариоту со словами «Я знаю, что ты задумал. Что делаешь, делай скорее».

Предательство Иуды

Иисус предупредил учеников, что они сидят за последней совместной трапезой. Преломив, он дал ученикам хлеб со словами «Примите и ешьте… сие есть Тело Мое…». Потом он подал ученикам чашу с вином «Сие есть Кровь моя, за многих изливаемая во оставление грехов…». Так было установлено Таинство Евхаристии. Ученики передавали друг другу чашу и хлеб, ставшие Телом и Кровью Христа.

У Елеонской горы Иисус остановился: «Скоро сбудутся слова пророка: ‘Поражу пастыря, и рассеются овцы стада. То, что случится в эту ночь, вы не сможете понять и отречетесь от Меня’».

Ученик Христа Петр горячо возражал, но Иисус предрек, что и Петр отречется от Него трижды.

«Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя», — обещал Петр.

В прекрасном Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы Иисус велел ученикам отдыхать, попросив лишь Петра, Иоанна и Иакова бодрствовать вместе с Ним. Душа Его тосковала о грядущих страданиях.

«Тот, кто предаст Меня уже здесь», — сказал Спаситель. Но никто из учеников еще не знал, что это будет Иуда Искариот.

Иуда знал, куда после празднования Пасхи направится Иисус с учениками. В Гефсиманский сад он явился с людьми первосвященника и старейшин. Они несли с собой оружие и факелы, чтобы арестовать «опасного преступника», но увидели кроткого Молящегося.

Увидев Иисуса, Иуда Искариот подошел к нему с поцелуем: «Радуйся, Равви!». Люди первосвященника схватили Учителя. Петр немедленно обнажил меч и отрезал ухо одному из воинов. Но Иисус остановил своего ученика: «Спрячь свой меч! Ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут. Или думаешь, что Я не могу умолить Отца Моего, и Он не представит Мне легионы Ангелов?». Иисус поднял ухо и исцелил слугу первосвященника. Когда Иисуса повели в город, ученики в страхе бежали…

Иуда Искариот предал Христа за тридцать сребреников…

Узнав, что Его будут казнить, он горько пожалел о содеянном и вошел во дворец Каиафы, где собирался синедрион. Он бросил деньги: «согрешил я, предав кровь невинную!», но было слишком поздно. Не выдержав тяжести содеянного, Иуда повесился.

Иуда Искариот в литературе

Писатели нового времени черпали вдохновение в истории Иуды Искариота. Одним из самых первых произведений были «Мемуары Иуды» (1867), которые написал Фердинандо Петруччелли делла Гаттина. Осмысляет историю предательства Иуды Искариота и М. Е. Салтыков-Щедрин в притче «Христова ночь». Считается, что самый точный образ Иуды Искариота удалось воссоздать Леониду Андрееву в повести «Иуда Искариот». Сложная психология человека, который любил Христа, предал Его, а потом терзался чувством вины, оказавшимся невыносимым, удалось описать удивительно красочно. Образ Иуды Искариота эксплуатируется и в многочисленных апокрифах.

О Иуде Искариоте также написаны:

  • Поэма «Иуда-предатель» (1903) А. Ремизова и его же пьеса «Трагедия об Иуде, принце Искариотском»;
  • Драма Н.Н. Голованова «Искариот» (1905);
  • С. Черкасенко «Цена крови» (1930);
  • Рассказ Борхеса «Три версии предательства Иуды» (1944);
  • Нагибин «Любимый ученик» и мн. др..

Иуда Искариот в живописи

  • В живописи Иуда Искариот обычно предстает в противопоставлении Иисусу Христу. Особенно ярко это представлено на фреске Джотто «Поцелуй Иуды» или фресках Беато Анджелико, где над головой Иуды даже изображен черный нимб.
  • Иуду Искариото принято писать в профиль, чтобы зритель не встречался с ним глазами, так страшен его грех. Обычно так изображают и демонов ада.
  • В иконографии на Страшном суде Иуда Искариот изображается сидящим на коленях у диавола.
  • В эпоху Возрождения на плече Иуды изображали беса, нашептывающего ему про предательство Христа. В эту же эпоху появилось множество картин с Иудой Искариотом в образе висельника. Три гравюры Жана Дюве изображают Иуду висящим на древе.

«Иуда, получающий плату за предательство», Джотто ди Бондоне

Фра Беато Анжелико

Джотто ди Бондоне

Цитаты

Во время оно, когда Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его (Мф. 26:6-16).

Стихира самогласная

Егда грешная приношаше миро, тогда ученик соглашашеся пребеззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное: сей же тщашеся продати Безценнаго. Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу. Люто есть леность, велие покаяние: еже мне даруй Спасе, пострадавый о нас, и спаси нас.

Митрополит Антоний Сурожский — Великая Среда

Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь — любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь.

Иуда предал Христа, и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел…

Сегодня утром мы читали о том, как блудница приблизилась ко Христу: не покаявшаяся, не изменившая свою жизнь, а только пораженная дивной, Божественной красотой Спасителя; мы видели, как она прильнула к Его ногам, как она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним, таким прекрасным в мире таком страшном. Она не каялась, она не просила прощения, она ничего не обещала, — но Христос, за то, что в ней оказалась такая чуткость к святыне, такая способность любить, любить до слез, любить до разрыва сердечного, объявил ей прощение грехов за то, что она возлюбила много…

Скажу снова: мы не успеем покаяться, мы не успеем изменить свою жизнь до того, как мы встретимся сегодня вечером и завтра, в эти наступающие дни, со Страстями Господними. Но приблизимся ко Христу, как блудница: со всем нашим грехом, и вместе с тем отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его сострадание, в Его любовь, поверим в Его веру в нас, и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен и Его обетование нам ясно: Он пришел не судить мир, а спасти мир… Придем же к Нему, грешники, во спасение, и Он помилует и спасет нас.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Молитва апостолу иуда искариот
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here