Содержание
- 1 Молитва для освящения кутьи
- 2 Молитва для освящения кутьи
- 3 Порядок благословения нового колодца.
- 4 Молитва над кутиею (коливом) в память усопших
- 5 Порядок благословения колива.
- 6 Кутия, коливо
- 7 Молитва на освящение кутьи мирянином в Православии
- 8 Молитва для освящения кутьи
- 9 Уставные заметки
- 10 Пятница первой седмицы Великого поста
Молитва для освящения кутьи
Г дcи бж7е на1шъ, u3упова1ніе всё1хъ призыва1ющихъ тz2 и3 почита1ющихъ и4мz твое2 прест7о1е, и4же въ па1мzть почи1вшагw раба2 твоегw2 и4м>къ во ст7ёй цр7кви твое1й предложе1нное ко1лmво и3 приношe1ніz сіz6 бл7гослови2. И# є3гw1же ра1ди сіz6 принесe1нна су1ть, во странё2 живы1хъ всели2, w3слабле1ніе томY и3 согрэшe1ніемъ проще1ніе пода1ждь. Е$й, влdко, человё1ческую не1мощь свё1дый, не вни1ди въ су1дъ съ рабо1мъ твои1мъ, и4же съ вё1рою и3 наде1ждею къ тебё2 пресе1льшемусz. Да1ждь на1мъ твори1ти во ст7ы1ни за1пwвэди твоz2 и3 помина1ти всё1хъ t вё1ка тебё2 преста1вльшихсz въ наде1жди воскрcніz и3 жи1зни вё1чныz. Ћкw ты2 є3си2 воскрcніе, и3 живо1тъ, и3 поко1й u3со1пшихъ рабw1въ твои1хъ, хрcте2 бж7е на1шъ, и3 тебё2 сла1ву возсыла1ем со безнача1льнымъ твои1мъ nц7е1мъ и3 съ прест7ы1мъ, бл7ги1мъ и животворz1щимъ твои1мъ дх7омъ, ны1нэ и3 при1снw, и3 во вё1ки вэкw1въ. Ґми1нь.
Молитва для освящения кутьи
Принесeну бhвшу к0ливу въ цRковь: Ѓще на вечeрни, по Нhнэ tпущaеши: Трис™0е. По Џ§е нaшъ: тропaрь. Слaва, и3 нhнэ: бGор0диченъ, по глaсу тропарS с™aгw. Ѓще же на літургjи по заамвHннэй мlтвэ, поeтсz тропaрь и3 кондaкъ с™aгw.
Діaконъ покади1въ, глаг0летъ: ГDу пом0лимсz.
Ли1къ: ГDи поми1луй.
Сщ7eнникъ стaвъ над8 к0ливомъ,
глаг0летъ моли1тву сію2:
В с‰ соверши1вый сл0вомъ твои1мъ гDи, и3 повелёвый земли2 многоразли6чныz прозzбaти плоды2, въ наслаждeніе и3 пи1щу нaшу: и4же сёменми три2 џтроки и3 даніи1ла сyщыz въ вавmлHнэ, сластнопитaнныхъ свётлшыz показaвый: сaмъ всебlгjй цRю2, и3 сёмена сі‰ съ разли1чными плоды2 бlгослови2, и3 t ни1хъ вкушaющыz њс™и2, ћкw въ слaву твою2, и3 въ чeсть с™aгw, и4м>къ, сі‰ предложи1шасz t твои1хъ рабHвъ, и3 въ пaмzть во бlгочести1вой вёрэ скончaвшихсz. подaждь же бlже, бlгоукраси1вшымъ сі‰, и3 пaмzть совершaющымъ, вс‰ ±же ко спасeнію прошє1ніz, и3 вёчныхъ твои1хъ бlгъ наслаждeніе: моли1твами пречcтыz вLчцы нaшеz бцdы и3 приснодв7ы мRjи, и3 с™aгw, и4м>къ, є3гHже и3 пaмzть совершaемъ, и3 всёхъ с™hхъ твои1хъ. Ћкw ты2 є3си2 бlгословлszй и3 њсщ7azй всsчєскаz б9е нaшъ, и3 тебЁ слaву возсылaемъ, безначaльному nц7Y, со є3динор0днымъ твои1мъ сн7омъ, и3 прес™hмъ и3 бlги1мъ и3 животворsщимъ твои1мъ д¦омъ, нhнэ и3 при1снw, и3 во вёки вэкHвъ.
И# ѓще на вечeрни, діaконъ: Премyдрость.
Сщ7eнникъ: Сhй бlгословeнъ: и3 прHчаz до tпyста.
Ѓще же на літургjи, поeтъ ли1къ: Бyди и4мz гDне: три1жды, и3 pал0мъ: Бlгословлю2 гDа на всsкое врeмz:
Раздaвъ же ґнтjдwръ, твори1тъ nбhчный tпyстъ літургjи.
Порядок благословения нового колодца.
Порядок благословения нового колодца.
Священник, взяв освященную воду и кропило, идет к колодцу, зажигает на нем три свечи и, надев на себя епитрахиль и окадив колодец, становится лицом на восток и совершает обычное начало: «Благословен Бог наш…» Народ: «Царь Небесный»… Трисвятое по «Отец наш…» «Господи, помилуй» (12 раз). Слава и ныне. «Приидите, поклонимся…» и читается 28 псалом.
Священник: «Господу помолимся». Народ: «Господи, помилуй». Священник: «Создатель и Творец всего, в начале сотворивший небо, землю и воды, над которыми носился Дух Божий! Ты Своим словом собрал поднебесные воды в одно вместилище, послал источники в долины, провел между горами воды, напояющие всех полевых зверей; Ты при Моисее в пустыне, посредством дерева, сделал горькие воды сладкими; Ты рассек камень, источил из него воду и напоил ею Свой жаждавший народ; Ты при пророке Елисее, посредством соли, сделал вредную воду здоровой, поэтому мы смиренно молимся Тебе: Ты и ныне, как Милосердный и Человеколюбивый, милостиво прийми молитву нас, недостойных Твоих рабов, и ниспошли Твое небесное благословение на эту воду, находящегося в этом колодце; и Твоею Божественною силою и всемогущею рукою удали от нее всякую вражескую силу и действие диавола, уничтожь в ней всякую горечь, соленость и вредоносность, и, сделай ее приятной и здоровой, благословив и освятив ее, а всем берущим ее, пьющим и моющимся ею, даруй здоровье, избавление от всякой страсти и немощи и исцеление от всякой болезни, для славы Тебя, Одного Бога, Прославляемого в Троице. Ибо Ты Бог — все благословляющий и освящающий и Тебе мы воссылаем славу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь».
Затем, взяв освященную воду, трижды крестообразно вливает ее в колодец, каждый раз произнося: «Благословляется и освящается этот колодец и находящаяся в нем вода, благодатью Святого Духа и вливанием этой освященной воды, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». После этого совершает обычный дневной отпуск.
Молитва над кутиею (коливом) в память усопших
Молитва над кутиею (коливом) в память усопших
Го?споди Бо?же наш, упова?ние всех призыва?ющих Тя и почита?ющих и?мя Твое? Пресвято?е, и?же в па?мять почи?вшаго раба? Твоего? (имярек) во святе?й це?ркви Твое?й предложе?нное ко?ливо и приноше?ния сия? благослови?. И его?же ра?ди сия? принесе?нна суть, во стране? живы?х всели?, ослабле?ние тому? и согреше?нием проще?ние пода?ждь. Ей, Влады?ко, челове?ческую не?мощь све?дый, не вни?ди в суд с рабо?м Твои?м, и?же с ве?рою и наде?ждею к Тебе? пресе?льшемуся. Даждь нам твори?ти во святы?ни за?поведи Твоя? и помина?ти всех от ве?ка Тебе? преста?вльшихся в наде?жди воскресе?ния и жи?зни ве?чныя. Я?ко Ты еси? воскресе?ние и живо?т, и поко?й усо?пших рабо?в Твои?х, Христе? Бо?же наш, и Тебе? сла?ву возсыла?ем, со безнача?льным Твои?м Отце?м, и с пресвяты?м и благи?м и животворя?щим Твои?м Ду?хом, ны?не и при?сно, и во ве?ки веко?в. Ами?нь.
Похожие главы из других книг:
12. МОЛИТВА ЗА УСОПШИХ
12. МОЛИТВА ЗА УСОПШИХ Мы должны молиться не только за тех наших ближних, которые живы, но и за тех, кто уже отошел в мир иной.Молитва за усопших необходима прежде всего нам, потому что, когда уходит близкий человек, у нас возникает естественное чувство утраты, и от этого мы
Молитва за усопших
Молитва за усопших Почему псалтиpь читают над умеpшим?Мы читаем псалтирь над покойником, над усопшим, как бы выpажая всю его жизнь, весь диапазон тех чувств, котоpые могли в нем быть: и покаянных, и яpых, и умиленных, и пpекpасных, и темных, – все это мы пpиносим Богу как бы от его
Молитва детей об усопших родителях
Молитва детей об усопших родителях Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирот хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель.Прибегаю к тебе я, сирота, стеная и плача, и молюсь Тебе: услышь моление моё и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слёз очей
Молитва обо всех усопших христианах
Молитва обо всех усопших христианах Боже духов и всякой твари, смерть победивший и диавола низвергнувший[33], и жизнь миру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой души усопших рабов Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во
Молитва об усопших
Молитва об усопших Помяни, Господи, от жития сего отшедшия святейшия патриархи, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, во иерейстем же и в причте церковнем,и монашестем чине Тебе послужившия, и в вечных Твоих селениих со святыми упокой
Молитва за усопших внезапною (скоропостижною) смертию
Молитва за усопших внезапною (скоропостижною) смертию Неисповедимы судьбы Твои, Господи! Неизследимы пути Твои! Даяй дыхание всякой твари и вся от не сущих в бытие приведый, Ты овому посылаеши Ангела смерти в День, егоже не весть, и в час, егоже не чает; оваго же исхищаеши из
Молитва о усопших
Молитва о усопших Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диаволаупразднивый и живот миру Твоему даровавый, Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих (имена) (раба Твоего, рабы Твоея) (имя) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюду же отбеже болезнь, печаль
ЧИН НАД КУТИЕЙ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ
ЧИН НАД КУТИЕЙ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ Иное дело частное поминовение по просьбе отдельных богомольцев, совершающих память своих усопших сродников. Усердствующие должны озаботиться и о кутии, ибо день поминовения, день “памяти” того или иного усопшего для поминающих своего
ЧТЕНИЕ СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИЯ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ
ЧТЕНИЕ СВЯТОГО ЕВАНГЕЛИЯ В ПАМЯТЬ УСОПШИХ Чтение и других книг Священного Писания в память живых и усопших может быть также полезно и плодотворно и для читающих и для тех, за кого читается, особенно чтение Св. Евангелия. Люди, опытные в духовной жизни, советуют читать
Доброделание в память об усопших
Доброделание в память об усопших Милостыню за души усопших братьев всегда приносила воинствующая Церковь Христова. «Апостольские правила», предписывающие поминовения на третий, девятый, сороковой и годовой день, добавляют: пусть верующий даст от своего имущества
Глава 9. Молитва за ближних и усопших
Глава 9. Молитва за ближних и усопших Молитесь друг за друга. Иак. 5,
Молитва об усопших
Молитва об усопших Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена) и всех православных христиан и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.Вместо кратких молитв можно читать следующий
Молитва за усопших приятна им
Молитва за усопших приятна им «В годовой день по кончине своей родной матери я присутствовал на богослужении в одной из Стародубских церквей, причем немалочисленным почитателям почившей, собравшимся в храме помолиться за усопшую, сказал вылившееся от сыновнего чувства
Молитва об усопших.
Молитва об усопших. Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г), переоблачавший мощи,
Молитва об усопших
Молитва об усопших Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи,
Порядок благословения колива.
Порядок благословения колива.
(Т. е. кутьи — вареной пшеницы или риса, смешанного с медом и украшенного различными сладкими плодами), которое в честь Господних праздников или святых или в память умерших приносится в храм. Если благословение совершается за вечерней, то после «Ныне отпускаешь…» Трисвятое по,; Отец наш…» Тропарь. Слава и ныне. Богородичен гласа тропаря; если же за Литургией, то после заамвонной молитвы поется тропарь и кондак. Диакон же, совершивши вокруг колива каждение, возглашает: «Господу помолимся». Народ: «Господи, помилуй». Священик, став перед коливом, произносит молитву:
Господи Боже наш, все сотворивший Своим словом и повелевший земле произращать различные плоды для нашего питания и наслаждения! Ты в древности явил питавшихся овощами трех Вавилонских юношей и Даниила, более прекрасными тех юношей, которые питались царскою пищею. И теперь, Всеблагой Царь, Ты Сам благослови и эти семена с различными плодами и вкушающих их освяти, ибо рабы Твои принесли их для Твоей славы и в честь святого (имя) и в память скончавшегося в православной вере. Даруй же, Милостивый, украсившим эти семена и совершающим память (имя святого или скончавшегося) все просимое для спасения и удостой их наслаждения Твоими вечными благами, по молитвам Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии и святого (имя), память которого мы совершаем, и всех Твоих святых. Ибо Ты все освящающий и благословляющий Бог наш и Тебе мы воссылаем славу, Безначальному Отцу с Единородным Твоим Сыном и с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Народ: «Аминь». После этого богослужение заканчивается в обычном порядке.
Похожие главы из других книг:
1:1 — 2:34 Израиль исчисляется, определяется порядок в его стане и порядок следования при переходах (первая перепись)
1:1 — 2:34 Израиль исчисляется, определяется порядок в его стане и порядок следования при переходах (первая перепись) 1:1—3 Господь повелевает Моисею исчислить всех сынов Израилевых. Первые слова Книги И сказал Господь показывают: слово Божье направляло все, что делалось в
Слово в пяток недели 1-й Великого поста, пред освящением колива в память святого великомученика Феодора Тирона
Слово в пяток недели 1-й Великого поста, пред освящением колива в память святого великомученика Феодора Тирона Кто бы сказал, для чего ныне поставляется среди церкви святое коливо и воспеваются над ним хвалебные песни в честь святого великомученика Феодора Тирона?
Порядок благословения нового дома, в котором хотят поселиться.
Порядок благословения нового колодца.
Порядок благословения нового колодца. Священник, взяв освященную воду и кропило, идет к колодцу, зажигает на нем три свечи и, надев на себя епитрахиль и окадив колодец, становится лицом на восток и совершает обычное начало: «Благословен Бог наш…» Народ: «Царь Небесный»…
Порядок благословения пчел.
Порядок благословения пчел. Священник, придя на место, где стоят ульи с пчелами совершает обычное начало: «Благословен Бог наш..» читается Трисвятое по «Отец наш…» «Господи, помилуй»(12 раз). «Приидите, поклонимся..»(трижды) и псалмы: 50, 84- и 122, во время чтения которых
Порядок благословения пчелиных роев, посаженных в новые ульи.
Порядок благословения пчелиных роев, посаженных в новые ульи. Начало см. порядок благословения пчел стр. 227. После псалмов священник произносит молитву: «Предвечный, Всемогущий Боже, держащий в Своей руке все творение, обладающий небо и землею, и всем, что в них, и щедро
Благословения и проклятия
Благословения и проклятия (Мат. 5:3-12)17 Иса спустился с ними вниз, на равнину. Там уже собралась большая толпа Его учеников и великое множество народа со всей Иудеи, Иерусалима и прибрежных областей Тира и Сидона. 18 Они пришли послушать Ису и исцелиться от болезней. Те, кого
Глава 49 ЗАКОНЫ БЛАГОСЛОВЕНИЯ НА ВИНО И БЛАГОСЛОВЕНИЯ «…КОТОРЫЙ ДОБР И ТВОРИТ ДОБРО»
Глава 59 ЗАКОНЫ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ВРЕМЕНИ (ШЭЕХЕЙАНУ) И БЛАГОСЛОВЕНИЯ «…КОТОРЫЙ ДОБР И ТВОРИТ ДОБРО»
Глава 59 ЗАКОНЫ БЛАГОСЛОВЕНИЯ ВРЕМЕНИ (ШЭЕХЕЙАНУ) И БЛАГОСЛОВЕНИЯ «…КОТОРЫЙ ДОБР И ТВОРИТ ДОБРО» 1. Если человек услышал добрую весть из уст надежного человека, который сам был свидетелем того радостного события, о котором рассказывает, или тем более если человек сам
БЛАГОСЛОВЕНИЕ КОЛИВА В ПРАЗДНИКИ
БЛАГОСЛОВЕНИЕ КОЛИВА В ПРАЗДНИКИ Совершать гласное поминовение усопших, произносить заупокойные, в общем всегда скорбные молитвы, было бы не соответствующим праздничной радости. Но творить добрые дела в память усопших не только не возбраняется в праздники, но и весьма
3-Я ГЛАВА ТИПИКОНА «О СВЯТЕМ, ИМУЩЕМ БДЕНИЕ, АЩЕ ПРИЛУНИТСЯ В НЕДЕЛЮ» (В НЕЙЖЕ ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ КОЛИВА)
3-Я ГЛАВА ТИПИКОНА «О СВЯТЕМ, ИМУЩЕМ БДЕНИЕ, АЩЕ ПРИЛУНИТСЯ В НЕДЕЛЮ» (В НЕЙЖЕ ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ
ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ КОЛИВА
ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ КОЛИВА Как к 1 и 2 главам Типикона присоединяется чин трапезы, так к этой — чин благословения колива. Этим дается понять, что вкушение колива — такая же принадлежность, такое же отличие памяти бденного святого, как трапеза для каждого дня. Это — трапеза
Глава 1. Переселение в Молдавию. Устройство братства в Драгомирне. Устав братства. Пострижение старца Паисия в схиму. Порядок богослужений. Порядок послушаний. Келейная жизнь братии. Попечение старца о больных. Книжные занятия старца: исправление славянских книг по греческим подлинникам. Зимние заня
Глава 1. Переселение в Молдавию. Устройство братства в Драгомирне. Устав братства. Пострижение старца Паисия в схиму. Порядок богослужений. Порядок послушаний. Келейная жизнь братии. Попечение старца о больных. Книжные занятия старца: исправление славянских книг по
ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ ЖИЛИЩА
ЧИН БЛАГОСЛОВЕНИЯ ЖИЛИЩА Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков.Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш слава Тебе. Царь Небесный: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твоё есть Царство:
Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения
Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения Супруги, которые прожили в невенчанном браке уже много лет и желают, чтобы над ними было совершено это Таинство, благословляются особым чином. Он называется чином «благословения супругов,
Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения
Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения Супруги, которые прожили в невенчанном браке уже много лет и желают, чтобы над ними было совершено это Таинство, благословляются особым чином. Он называется чином «благословения супругов,
Кутия, коливо
Кутия́, коли́во (ко́ливо) (греч. κολύβα (колива)) – сваренные пшеница или рис, приправленные сахаром либо медом, иногда смешанные с изюмом, черносливом или яблоками (приготовляется и потребляется в честь какого-либо святого или в память об усопших).
Поминальную пищу обычно называют — кутьёй; великопостную — коливом.
Кутия приносится в храм в память усопших христиан, поставляется на панихидном столе (кануне) с возжженной свечой, знаменующей незаходимый Свет вечной жизни, благословляется священником во время заупокойной службы (панихиды или литии) и вкушается за поминальным столом с молитвенным поминовением усопшего, прежде вкушения обычной пищи.
Пшеница, рис и плоды в кутии означают, что усопший воскреснет, подобно как истлевшее в земле зерно потом приносит обильные плоды, а мед знаменует сладость вечных благ Небесного Царства.
Принесенную в храм кутию (и другие продукты) можно или оставить на поминальном столике (кануне), чтобы вкушающие молитвенно помянули тех, за кого сделано приношение.
В пятницу первой седмицы Великого поста коливо приносится в церковь в воспоминание чуда мученика Феодора Тирона (306 г.). В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.
Этим чином благословения колива Церковь как бы напоминает имущим, чтобы они ради праздника и в память усопших поделились с неимущими и от других ястий своей праздничной трапезы, да не остатками или отбросами, а лучшими, сладкими кусками, – напоминает о том, чтобы они в праздники вообще усугубили свои добрые дела, умножили милостыню всякого рода, совершая ее ради праздника и в память усопших, как бы их долю отдавая неимущим, как бы руками этих последних пересылая праздничное угощение дорогим и любимым, подобно тому как было в древней Руси, и как в некоторых местах до последнего времени сохранился обычай в праздники относить или посылать своим близким и друзьям в качестве подарка некоторые снеди праздничной трапезы. Отдать неимущим то, чем рады были бы угостить в праздник наших дорогих усопших, – вот лучший способ праздничного поминовения их, угодный Господу, указываемый и по-хваляемый Святою Церковью, отрадный для усопших, весьма спасительный и для самих совершающих его.
святитель Афанасий (Сахаров), исповедник
1 стакан риса, 100 гр. изюма без косточек, 100 гр. меда. Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм. Соединить с рисом. Подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.
Рецепты колива:
Коливо из пшеницы. 1 стакан очищенных зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1—3 столовые ложки меда. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают. Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.
Коливо из риса. 1 стакан риса залить кипятком (1,5 стакана), плотно накрыть кастрюлю крышкой и варить три минуты на сильном огне, шесть — на среднем, три — на маленьком. Еще 12 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для колива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.
Можно также приготовить коливо из чечевицы или ячменя. В общем смысле — это скудная пища из зёрен.
Молитва на освящение кутьи мирянином в Православии
Благочестивый обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Традиционно поминальную трапезу устраивают после похорон, а также в памятные дни. Начинать ее следует с молитвы, например, с чина литии, совершаемого мирянином, в крайнем случае — хотя бы прочитать 90-й псалом или «Отче наш».
Первое блюдо поминальной трапезы — кутья (коливо). Существует особый чин освящения кутьи; если нет возможности попросить об этом священника, следует самим окропить кутью святой водой. Традиционными поминальными блюдами на Руси считаются блины и кисель. Затем подаются прочие яства, с непременным соблюдением требований поста, если поминки бывают в среду, пятницу или во многодневный пост. Во время Великого поста устраивать поминки можно только в субботу или воскресенье. И еще раз хочется напомнить, что спиртным усопших не поминают. «Вино веселит сердце человека» (Пс. 103, 15), а поминки — не повод для веселья. Известно, к чему подчас приводит обильное употребление гостями на поминальной трапезе спиртных напитков. Вместо того, чтобы вести благочестивую беседу, вспоминать достоинства и добрые дела усопшего, гости начинают вести посторонние разговоры, спорить, а то и выяснять отношения.
Христианину, приглашенному на поминки близкого человека в неверующую семью, лучше отклонить приглашение под благовидным предлогом, чтобы не грешить нарушением поста и винопитием, подавая тем самым и соблазн окружающим.
Молитва для освящения кутьи
Случается, что на заупокойных литиях не поставляют кутью (не приготовили, например). Обязательно ли священству читать молитву над кутиею?
Непременное благословение кутьи указано лишь в чине погребения, на панихиде или литье кутья приноситься лишь от усердия, если ее нет, то молитва не читается.
А. Емельянов пишет:
Обязательно ли священству читать молитву над кутиею?
Видео (кликните для воспроизведения). |
ответ — в вопросе. Если нет кутии — то зачем читать молитву и тем самым говорить БОГУ неправду .
Кутья ставится в память умершего(их), поэтому её необходимо освящать на панихидах и литиях, кроме литий, которые служатся в будни после вечерни и утрени. Но вот не понятно почему у поповцев повсеместно освящают кутию на погребении, хотя в Потребнике нет на это указания, ведь ставится она именно в ПАМЯТЬ о умершем. И ещё забытое теперь правило ( конечно не всеми) на каждую службу кутию переменять. Я думаю, и молитву священник должен читать над каждой кутиёй отдельно, если отпевает нескольких христиан?
Но вот не понятно почему у поповцев повсеместно освящают кутию на погребении, хотя в Потребнике нет на это указания, ведь ставится она именно в ПАМЯТЬ о умершем.
Этому есть указание непосредственно в самом в чине погребения вместе, с помещенной там же на ряду, молитвой.
савин пишет:
Кутья ставится в память умершего(их), поэтому её необходимо освящать на панихидах и литиях
Дайте, пожалуйста, ссылочку, где сказано, что на панихиде или литие непременно должна быть кутья.
савин пишет:
Я думаю, и молитву священник должен читать над каждой кутиёй отдельно, если отпевает нескольких христиан?
Видео (кликните для воспроизведения). |
Чуть Выше Вы сказали, что на отпевании читать эту молитву не следует. Относительно же чтения молитвы отдельно каждому усопшему не могу с Вами согласиться, ибо церковная практика говорит о том, что подобные молитвы читаются «общее всем» и лишь имена называются каждого, см., например, комментарии к чину крещения, там аналогичная ситуация.
А вот еще вопрос: на погребении, прежде чем проститься с покойным люди подходят ко Кресту на аналое. Поклоны кладутся в пояс или в землю?
А. Емельянов пишет:
А вот еще вопрос: на погребении, прежде чем проститься с покойным люди подходят ко Кресту на аналое. Поклоны кладутся в пояс или в землю?
Поскольку в самом чине погребения поклонения кресту перед целованием усопшего вообще не значится, но совершается лишь по обычаю, то как-то однозначно ответить на Ваш вопрос невозможно – в каждой местности своя традиция в этом отношении. Но, думаю, что земные поклоны сильно замедлят само прощание с покойным, а стихер на последнее целование не так уж и много. Не вижу ничего предосудительного в том чтобы поклоны были поясные, мы ведь не всегда кланяемся перед крестом в землю, но нередко и в пояс.
У нас на Куьани так: Кресту в пояс, покойному — в землю.
Этому есть указание непосредственно в самом в чине погребения вместе, с помещенной там же на ряду, молитвой.
В большом потребнике (иосифском), он у меня имеется, молитвы на благословлении кутии нет, она находится в конце книги(гл.44, с.488 на об.) А вот молитва над кадилом непосредственно перед чином погребения » Священник облечется в ризы и покадит умершего крестообразно и речет: Благословен Бог:» ( гл.26, с.356) А вот на панихиде как раз указывается кадить кутию: » По отпущении вечерни оболкшуся свящ. в фелонь и приемше кадило и фимиян исходит в притвор. приити же ему в притвор предуготовленеже бывши кутии, иерей же глаголет: Благословен: кадя над кутиею крестообразно» (гл.30, с.418) Незабывайте кутия ставится в ПАМЯТЬ о умершем. А на литии её ставят, потому что лития есть малая панихида и отпуст на ней панихидный » Иже живыми и мертвыми» и у нас сей обычай неизменен. Так что обычай благословлять кутию на погребении новомодный и никто не хочет этого исправлять, а жаль.
Насколько я знаю, у поморцев нет на погребении кутии. Только на панихидах.
А. Емельянов пишет:
А вот еще вопрос: на погребении, прежде чем проститься с покойным люди подходят ко Кресту на аналое. Поклоны кладутся в пояс или в землю?
Во многих местностях в соответствии с Ветковским уставом поклонения творят перед Богородичной иконой, а не Крестом. Два поклона в пояс прежде целования иконы и третий поклон земной после. Умершему же кланяются землю и целуют в венчик.
В большом потребнике (иосифском), он у меня имеется, молитвы на благословлении кутии нет, она находится в конце книги(гл.44, с.488 на об.) А вот молитва над кадилом непосредственно перед чином погребения » Священник облечется в ризы и покадит умершего крестообразно и речет: Благословен Бог:» ( гл.26, с.356) А вот на панихиде как раз указывается кадить кутию: » По отпущении вечерни оболкшуся свящ. в фелонь и приемше кадило и фимиян исходит в притвор. приити же ему в притвор предуготовленеже бывши кутии, иерей же глаголет: Благословен: кадя над кутиею крестообразно» (гл.30, с.418)
Вы правы отчасти, действительно, если погребение совершается не на третий день, а позже или раньше, то Ваше утверждение будет верным, но с древности в Церкви был обычай на третины приносить кутию в память об умерших, а поскольку погребение обычно совершается в третий день, то оно и совпадает с третинами, а потому благословляется кутия. Потому и молитву кутие внесли непосредственно в чин погребения (в потребнике ее действительно нет, есть в служебнике). О том, что на третины приношение кутьи было и в древности смотрите у св. Симеона Фессалоникитскаго (л. 313 об).
Аксиосъ пишет:
Насколько я знаю, у поморцев нет на погребении кутии. Только на панихидах.
А вот у поповцев ставить кутью и на погребении — обычай старый, по крайней мере, у И.Кабанова-Ксеноса в Истории Ветковской Церкви этот обычай уже упоминается.
У нас такой обычай: мужчине мужскую икону (Спасителя, Николу), женщине — женскую (Богородицу), если в храме прощаются то ставят на налой с левой стороны, а если дома, то кладут икону в гроб в ноги покойному, подстелив новый плат, перед целованием два поясных, после земной, потом обходят гроб, перекрестясь целуют крест, кот., на персех и венчик, а потом кланяются в земь со словами: Прости мя Христа ради и благослови и помяни у престола славы Христа Бога нашего во царствии небеснем.
а поскольку погребение обычно совершается в третий день, то оно и совпадает с третинами, а потому благословляется кутия
савин зарегистрироваться не хотите, а то все ваши сообщения проходят через премодерацию, могут и теряться сообщения нечаянно.
Спаси Христос всех за сообщения и ответы! С наступающим праздником Богоявления, братие!
Уставные заметки
Молитва над кутиею, в память умерших
« previous entry | next entry »
мар. 25, 2017 | 09:33 pm
Г о́споди Бо́же наш, упова́ние всем призыва́ющим Тя, и позна́вшим и́мя Твое́ пресвято́е, я́же в па́мять Твое ( я́ ) го́ почи́вш ( ия ) аго раб ( ы́ ) а́ (и́мя рек) , во Святе́й Це́ркви Твое́й предложе́нная се́мена благослови́. И е ( я́ ) го́ же ра́ди сия́ принесе́на суть на ло́но Авраа́мле, и во стране́ живо́тней всели́. Ослабле́ние то ( й ) му́ и согреше́нием проще́ние пода́ждь. Ей, Влады́ко, е ( я́ ) го́ челове́ческую не́мощь све́дыи, и тоя́ удо́бь паде́жное. Не вни́ди в суд с рабо́ ( ю ) м Тво ( е́ю ) и́м, е́же с ве́рою к Тебе́, и наде́жею пресе́льше ( й ) муся. Дая́и нам твори́ти во святы́ни за́поведи Твоя́, и е́же то ( я́ ) го́ творя́щим успе́ние, досто́йно изволе́ние подава́й. Я́ ко Ты еси́ усо́пшим воскресе́ние и живо́т и поко́й, Христе́ Бо́же наш, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, со безнача́льным Ти Отце́м, и с Пресвяты́м, благи́м и Животворя́щим Ти Ду́хом, ны́не и при́сно и во́ веки веко́м. А ми́нь.
Источник: Панихидник. М.: издание Старообрядческой Митрополии, 1994. С. 232.
Пятница первой седмицы Великого поста
Пусть никто не будет коварным, пусть никто не питает злобы,
пусть никто не питает яда в душе, чтобы не причащаться во осуждение.
Святитель Иоанн Златоуст
В пятницу первой седмицы Великого Поста после вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров в храмах совершается молебный канон святому великомученику Феодору Тирону и благословляется в честь его коливо – рис, сваренный с медом. Празднование это установлено по следующему случаю.
Освящение колива. Фото: Патриархия.Ru
В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого Поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.
В конце первой седмицы Великого Поста все члены Церкви Христовой исповедуются и причащаются святых Христовых Таин. Приступающий к Таинству покаяния приходит к священнику, совершающему исповедь у аналоя, и кается в своих грехах. На аналое лежат Крест и Евангелие, символизируя невидимое присутствие Самого Бога, Которому исповедуется человек, тогда как священник является лишь свидетелем при этом Таинстве. Священник, видя чистосердечное раскаяние человека, возлагает конец епитрахили на его приклоненную голову и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от имени Самого Иисуса Христа, и осеняет его крестным знамением. Поцеловав Крест и Евангелие, исповедавшийся принимает благословение от священника на причащение Святых Христовых Таин.
Креста Твоего Господи, сила великая: ибо образующе сего в себе, абие демонов крепость отражаем.
«Велика сила Креста Твоего, Господи: ибо, им себя ограждая, тотчас демонскую силу побеждаем».
Велия веры исправления, во источнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.
«О великие успехи веры! Посреди пламени, как в прохладной воде, святой мученик Феодор радовался: ибо, сгорев в огне, стал подобным сладкому хлебу для Троицы. Его молитвами, Христе Боже, спаси души наши».
Тропарь святому Феодору Тирону
Веру Христову яко щит внутрь приим в сердце твоем, противные силы попрал еси, многострадальче: и венцем небесным венчался еси вечно, Феодоре, яко непобедимый.
«Приняв, как щит, в сердце твоем веру Христову, вражеские силы попрал, многострадальный, и небесной вечной наградой увенчан был ты, Феодор, как непобедимый».
Кондак святому Феодору Тирону
Грехи оплаканные, исповеданные и разрешенные, уже не в нас, или не на нас. Они тоже, что сучья, отрубленные от дерева: когда любили грехи, они были на дереве жизни нашей живыми ветвями и питались от него; когда же мы отвратились от них, стали мерзить ими, раскаялись и исповедались, – этим действием мы отсекли их от себя. В минуту разрешения они отпали от нас. Теперь это сухие ветки, и Господь идет попалить в нас сие терпение прегрешений. Чрез разрешение грехов Он Себе приготовляет в нас достойную Себя обитель.
Исповедь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
Не говори: сегодня согрешу, а завтра покаюсь, но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра.
Хорошо делают те, которые, готовясь к исповеди в первый раз после долгого пребывания во грехах, находят случай предварительно переговорить с духовным отцом и рассказать ему всю историю жизни своей греховной. Таким нет опасности забыть или пропустить что-либо в смятении во время исповеди. Всячески стоит позаботиться о полном открытии грехов своих. Господь дал власть разрешать не безусловно, а под условием раскаяния и исповеди.
Если же не будем достодолжно об грехах исповедоваться, то во время исхода нашего страх некий неопределенный найдем в себе. А нам, любящим Господа, надлежит желать и молиться, чтобы в то время оказаться непричастными никакому страху, – ибо кто тогда будет находиться в страхе, тот не пройдет свободно мимо князей адских, потому что эту боязливость души они считают за признак соучастия ее в их зле, как это в них самих есть.
Когда согрешашь ты, не плачь и стенай не о том, что будешь наказан: это еще не важно; но о том, что ты оскорбил своего Владыку, который столько благ, столько тебя любит; столько заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя. Вот о чем ты должен плакать и стенать, и плакать непрестанно. Ибо в этом состоит исповедание.
Пост почитай оружием, молитву – стеною, слезы – банею.
Преподобный Нил Синайский
Всякий грех совершается для наслаждения, и всякое прощение грехов получается через злострадание и печаль.
Преподобный авва Фаласий
Кто здесь не плачет о себе, тот будет вечно плакать там. Итак, необходимо плакать или здесь – добровольно, или там – от мучений.
Преподобный авва Арсений
Коливо. Фото: iliya-monastery.org
Исповедуюся Господу Богу Вседержителю, в Святой Троице славимому и поклоняемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу…, во всех моих грехах, зле мною, содеянных мыслью, словом, делом и всеми моими чувствы.
Согрешил я пред Господом и Спасителем моим неблагодарностью, маловерием и неверием. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!
Согрешил вероломством и неверностью, непостоянством в добродетели, легкомыслием, суетностью, тщеславием, боязливостью, ропотом, унынием, малодушием. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!
Согрешил я Господи: самолюбием, гордостью, унижением других, завистью, ненавистью, злобою, ехидством, грубостью, дерзостью, жестокостью. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!
Согрешил объядением, пьянством, курением, леностью, похотью, блудом, нечистотою. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!
Согрешил своенравием, самочинием, непослушанием, неповиновением, строптивостью нрава. – Каюсь, Господи. Помилуй, прости и спаси!
Согрешил корыстолюбием, скупостью, жадностью, лживостью, лукавством, клеветою, придирчивостью, божбою, лицемерием. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!
Согрешил похищением, татьбою, присвоением чужого, утаением найденного, обвешиванием и обманом в купле и продаже, поблажкою и потворством грехам и преступлениям. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!
Согрешил я, Господи: суетным провождением времени, пустословием, празднословием, сквернословием, игрою в карты, страстью и чтению пустых книг, нерадением к чтению Священного Писания и других духовных и душеполезных книг. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!
Согрешил недоброжелательством, зложелательством, злорадством, злопамятством… Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!
Согрешил небрежностью к молитве как к церковной , так и домашней, суеверием, гаданием. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!
Согрешил недобросовестным исполнением служебных обязанностей, роскошью, неуважением к старости, оскорблением родителей, придумыванием извинения своим грехам и самооправданием вместо самоосуждения и самообличения…, подстрекательством на зло, проклятием на ближнего, ругательством, убийством … … – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!
Каюсь во всех беззакониях своих, горько сокрушаюсь о согрешениях и впредь, при Божией помощи, буду от них блюститься.
Прости меня, отче честный, и будь мне свидетелем в день суда против обличителя моего диавола, что все сие я исповедал и, по данной тебе от Бога власти прощать кающимся грехи, разреши от них, и помолися, да управит Господь путь мой во спасение.
Житие святого великомученика Феодора Тирона
Вмч. Феодор Тирон Великомученик Феодор Тирон был войном в городе Аласии Понтийской области в Малой Азии, под начальством некоего Врника. Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых Святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма, и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Привезенный к правителю, Святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу.
Это произошло около 306 года при Римском императоре Галерии. Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте.
Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник (361 – 363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого Поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом – коливо (кутью или сочиво). В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого Поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной Литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный Святому Великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого коливо благословляется и раздается верующим. Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого Поста описывал патриарх Константинопольский Нектарий (381 – 397).
Настольная книга священнослужителя, Т. II
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.