Молитва – это разговор с Богом

Детально: Молитва – это разговор с Богом - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Молитва как разговор, или беседа с Богом

Вы хотите, чтобы у вас состоялся настоящий разговор или беседа с Богом? Вы хотите придать своей молитвенной жизни новые высоту и глубину и достигнуть нового уровня близости в отношениях с вашим Отцом?

Вы когда-нибудь чувствовали, что ваши молитвы – это как будто только то, что вы говорите Богу? Хотели бы вы также слышать голос Бога во время своей молитвы? Вы хотите постоянно иметь разговор с Богом? Здесь вы найдете способ превратить молитву в двусторонний диалог — Разговор с Богом.

Давайте будем помнить: Слово Бога — это не просто книга, это живой голос Бога! Вот что Бог говорит о своем Слове:

«Слово Божие живо и действенно…» (Евреям 4:12)

Когда вы читаете Библию, вы читаете не просто книгу. Это живой голос живого Бога. С помощью Святого Духа в данный момент Он может говорить к глубинам твоего сердца, души и разума:

«Оно острее всякого меча обоюдоострого и проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов, и судит движения и мысли сердечные» (Евреям 4:12).

Разговор с Богом

Так как же этот факт может изменить нашу молитвенную жизнь и сделать из нее двустороннее общение с нашим Отцом? Давайте посмотрим, что об этом сказал Давид:

«Господи, мой голос услышь, я зову Тебя — смилуйся, ответь! Звучат в моем сердце Твои слова: «Стремитесь увидеть лицо Мое!» И стремлюсь я увидеть лицо Твое, Господи!» (Псалом 26:7-8)

Здесь Давид хочет, чтобы Бог услышал его голос (как и нам следует хотеть), но кроме этого он хочет большего – он хочет увидеть лицо Господа. Мы знаем, что ни к кому из людей в Писании Бог не являлся лично, тогда о чем здесь говорит Давид? Что это значит? Я думаю, что он просто говорит о том, чтобы по-настоящему осознавать и ощущать присутствие Господа. И разве это не то, чего мы все жаждем? Разве это не потрясающе?

Как мы можем помочь этому случиться? Можем ли мы буквально увидеть собственными глазами лицо Самого Бога и услышать собственными ушами Его настоящий голос? Нет. Но мы можем слышать голос живого Бога, когда наш Бог говорит с нами через Свое живое Слово, и затем мы можем говорить Ему в ответ.

Вот что я пытаюсь сказать: чтобы почувствовать Бога в молитве, выберите отрывок из Писания, который бы отражал ваши чувства, нужды и мысли в данный момент. Держа его перед глазами, молитесь Богу обо всем, что вы прочитали. Утвердитесь в любви, которую Он выражает. Благодарите Его за все обещания. Подчинитесь Его повелениям. Раскайтесь в грехах, о которых Он говорит. Просто разговаривайте с Ним обо всем, что вы прочитали, прося Святой Дух оживить Его Слово в вашем сердце и разуме, пока вы молитесь.

Вот пример того, что я пытаюсь вам сказать. Давайте вместе пройдем в молитвенном разговоре с Богом, смотря на отрывок Евреям 4:15-16 в Его живом Слове:

Бог говорит нам: «Ибо мы не имеем такого первосвященника, который не мог бы сострадать немощам нашим…»

И мы отвечаем Ему в молитве: «О, Бог, Отец Мой, спасибо Тебе за моего великолепного первосвященника, Твоего Сына, Иисуса Христа. Он умер за меня. Он заплатил цену за мои грехи. Сейчас Он восседает по правую руку от Тебя, ходатайствуя обо мне, объясняя Тебе все, через что я прохожу. Спасибо Тебе, Отец мой, за то, что послал Своего Сына! Спасибо Тебе, Иисус, за то, что отдал Свою жизнь, а сейчас выступаешь моим Первосвященником!»

Читаем дальше и посмотрим, что Бог говорит: «…но искушённого во всём, подобно нам, кроме греха…»

И вот что мы можем ответить Богу на то, что Он сказал: «О Бог, спасибо, что Иисус прошел через все испытания, через которые я прохожу сегодня, и знает, как я себя чувствую. Спасибо тебе, Иисус, за то, что сделал это для меня! Бог, вот что искушает меня сейчас (расскажите Ему, излейте Ему душу)».

И Слово Бога говорит нам, что делать дальше. Слушайте Его голос, когда Он говорит к нам, как мы и молились: «Итак, да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить нам милость и обрести благодать для благовременной помощи».

И вот как мы можем ответить, а также обратиться с просьбой к нашему любящему Отцу через Его Сына, Который восседает вместе с Ним, ходатайствуя за нас:

«О Бог, спасибо, что позвал меня в отношения, несмотря на мой грех и мои слабости, и искушения, которые одолевают меня прямо сейчас. Я прихожу к Тебе в уверенности – не в себе самом, но в Иисусе. Я прихожу к Тебе с дерзновением, потому что это то, что Ты мне говоришь делать. Я прихожу к Тебе в праведности моего Спасителя Иисуса, только в Его имени, потому что Он один пролил кровь за меня, и это то, что постоянно очищает меня. Я прихожу… Я прихожу, нуждаясь в милости и благодати. Господь, спасибо Тебе, что даешь мне то, в чем я НУЖДАЮСЬ, а не то, что я ЗАСЛУЖИВАЮ. Ты даешь мне милость. Господь, спасибо Тебе, что Ты спас меня по милости в день моего крещения и спасибо Тебе, что продолжаешь спасать меня и дальше каждый день. По милости того, что я во Христе, и благодать Его силы живет во мне через Дух Святой. Дорогой Бог, мне нужна помощь! Я искушен и слаб. Отец, вот что это… (расскажите Ему, что это), в имени Иисуса я прошу – прости меня, и в имени Его я призываю помочь мне по милости Твоей. И, Бог, я нуждаюсь в Твоей помощи сейчас, в час моей нужды. Помоги мне преодолеть искушения, которые окружили меня. В слабости моей прояви могущество Твоей силы!

Спасибо Тебе, Отец мой, за всю любовь! Спасибо, мой Господь и Спаситель, и великий Первосвященник, который сочувствует мне… пусть вся слава будет Тебе… спасибо, что слышишь меня и говоришь со мной через Священное Писание… В имени Иисуса, аминь!»

Я надеюсь, что этот пример поможет вам понять, о чем я говорю. Я призываю вас попробовать на практике этот метод с надеждой и желанием «услышать» голос Бога во время молитвы. Давайте начнем слушать живое Слово во время молитвы. И поскольку мы можем слышать Его голос через Его Слово, давайте строить диалог с нашим живым Богом в имени Его Сына. Давайте откроем нашу Библию и проложим молитву через нее, через отрывки, которые говорят с нами в этот конкретный день и час.

Это может потребовать некоторого времени прежде, чем станет по-настоящему работать, так что потрать какое-то время, оставайся терпеливым, и пусть Бог оживит это в твоей жизни!

Автор: Сэм Лейнг (Автор христианских книг «Как воспитать прекрасных детей в трудные времена», «Успокойся, душа моя» и других)

Перевод: Валерия Мыльникова

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Молитва – встреча, молитва – диалог

О молитве: что такое молитва, зачем мы молимся, когда нужно молиться

МОЛИТВА-ВСТРЕЧА

Молитва – это встреча с Богом Живым. Христианство дает человеку непосредственный доступ к Богу, Который слышит человека, помогает ему, любит его. В этом коренное отличие христианства, например, от буддизма, где во время медитации молящийся имеет дело с неким безличным сверхбытием, в которое он погружается и в котором растворяется, но Бога как живую Личность он не чувствует. В христианской молитве человек ощущает присутствие Бога Живого.

В христианстве нам раскрывается Бог, ставший Человеком. Когда мы стоим перед иконой Иисуса Христа, мы созерцаем Бога Воплотившегося. Мы знаем, что Бога невозможно представить, описать, изобразить на иконе или картине. Но можно изобразить Бога, ставшего Человеком,– такого, каким Он явился людям. Через Иисуса Христа как Человека мы раскрываем для себя Бога. Это раскрытие происходит в молитве, обращенной ко Христу.

Через молитву мы узнаем, что Бог участвует во всем, что происходит в нашей жизни. Поэтому беседа с Богом должна быть не фоном нашей жизни, но ее главным содержанием. Между человеком и Богом существует множество барьеров, которые преодолеваются только с помощью молитвы.
Часто спрашивают: зачем нужно молиться, просить у Бога что-либо, если Бог и так знает, что нам нужно? На это я бы ответил так. Мы молимся не для того, чтобы у Бога что-то выпросить. Да, в каких-то случаях мы просим у Него конкретной помощи в тех или иных житейских обстоятельствах. Но главным содержанием молитвы должно быть не это.
Бог не может быть лишь «вспомогательным средством» в наших земных делах. Главным содержанием молитвы должно всегда оставаться само предстояние Богу, сама встреча с Ним. Молиться нужно для того, чтобы побыть с Богом, соприкоснуться с Богом, ощутить Присутствие Бога.

Однако встреча с Богом в молитве происходит не всегда, Ведь даже встречаясь с человеком, мы далеко не всегда можем преодолеть разделяющие нас барьеры, сойти в глубины, часто наше общение с людьми ограничивается лишь поверхностным уровнем: Так и в молитве. Порой мы чувствуем, что между нами и Богом – словно глухая стена, что Бог нас не слышит. Но мы должны понять, что этот барьер поставлен не Богом: мы сами своими грехами воздвигаем его. По словам одного западного средневекового богослова, Бог всегда рядом с нами, но мы бываем далеки от Него, Бог всегда слышит нас, но мы не слышим Его, Бог всегда внутри нас, но мы – снаружи, Бог в нас дома, но мы в Нем чужие.
Будем помнить об этом, когда готовимся к молитве. Будем помнить о том, что всякий раз, вставая на молитву, мы соприкасаемся с Богом Живым.

Читайте так же:  Молитва святому серафиму саровскому на успех в торговле

МОЛИТВА-ДИАЛОГ

Молитва – это диалог. Она включает в себя не только наше обращение к Богу, но и ответ Самого Бога. Как и во всяком диалоге, в молитве важно не только высказаться, выговориться, но и услышать ответ. Не всегда ответ Бога приходит непосредственно в минуты молитвы, иногда это происходит несколько позже. Бывает, например, что мы просим у Бога немедленной помощи, а она приходит лишь через несколько часов или дней. Но мы понимаем, что это произошло именно потому, что мы в молитве испросили помощи у Бога.

Через молитву мы можем многое узнать о Боге. Молясь, очень важно быть готовым к тому, что Бог нам откроется, но Он может оказаться иным, чем мы Его себе представляли. Часто мы совершаем ошибку, приступая к Богу с собственными представлениями о Нем, и эти представления заслоняют от нас реальный образ Бога Живого, который Сам Бог может нам открыть. Нередко люди в своем сознании создают некоего идола и этому идолу молятся. Этот мертвый, искусственно созданный идол становится препятствием, барьером между Богом Живым и нами, людьми. «Создай себе ложный образ Бога и попробуй молиться ему. Создай себе образ Бога немилостивого и жестокого Судии – и попробуй молиться ему с доверием, с любовью» – замечает митрополит Сурожский Антоний. Так вот, мы должны быть готовы к тому, что Бог откроется нам не таким, каким мы Его себе представляем. Поэтому, приступая молитве, нужно отрешиться от всех образов, которые создает наше воображение, человеческая фантазия.

Ответ Бога может приходить различным образом, но молитва никогда не бывает безответной. Если мы не слышим ответа, значит, что-то не в порядке в нас самих, значит, мы еще недостаточно настроились на тот лад, который необходим, чтобы встретиться с Богом.
Есть прибор, называемый камертоном, его используют настройщики роялей; этот прибор дает чистый звук «ля». И струны рояля должны быть натянуты так, чтобы звук, который они издают, находился в точном соответствии со звуком камертона. До тех пор, пока струна «ля» не натянута должным образом, сколько бы вы ни ударяли по клавишам, камертон будет молчать. Но в том момент, когда струна достигает необходимой степени натяжения, камертон, этот металлический безжизненный предмет, вдруг начинает звучать. Настроив одну струну «ля», мастер затем настраивает и «ля» в других октавах (в рояле каждая клавиша ударяет по нескольким струнам, это создает особую объемность звучания). Потом он настраивает «си», «до» и т.д., одну октаву за другой, пока, наконец, весь инструмент не будет настроен в соответствии с камертоном.

Так должно происходить и с нами в молитве. Мы должны настраиваться на Бога, настраивать на Него всю свою жизнь, все струны своей души. Когда мы настроим свою жизнь на Бога, научимся исполнять Его заповеди, когда Евангелие станет нашим нравственным и духовным законом, и мы начнем жить в соответствии с заповедями Божиими, тогда мы начнем чувствовать, как душа наша в молитве отзывается на присутствие Божие, подобно камертону, который отзывается на точно натянутую струну.

КОГДА НУЖНО МОЛИТЬСЯ?

Когда и как долго следует молиться? Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17). Святитель Григорий Богослов пишет: «Вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать». В идеале вся жизнь христианина должна быть пронизана молитвой.

Многие беды, скорби и несчастья происходят именно оттого, что люди забывают о Боге. Есть ведь и среди преступников люди верующие, но в момент совершения преступления они не думают о Боге. Трудно представить себе человека, который пошел бы на убийство или воровство с мыслью о всевидящем Боге, от Которого никакое зло нельзя скрыть. И всякий грех совершается человеком именно тогда,, когда он о Боге не помнит.
Большинство людей не способно молиться в течение всего дня, поэтому нужно находить какое-то время, пусть даже краткое, чтобы вспоминать о Боге.
Утром вы просыпаетесь с мыслью о том, что предстоит сделать в этот день. Прежде чем вы начнете работать и погрузитесь в неизбежную суету, посвятите хотя бы несколько минут Богу. Встаньте перед Богом и скажите: «Господи, Ты дал мне этот день, помоги мне провести его без греха, без порока, сохрани меня от всякого зла и несчастья». И призовите благословение Божие на начинающийся день.

В течение всего дня старайтесь почаще вспоминать о Боге. Если вам плохо, обратитесь к Нему с молитвой: «Господи, мне плохо, помоги мне». Если вам хорошо, скажите Богу: «Господи, слава Тебе, благодарю Тебя за эту радость». Если вы волнуетесь о ком-то, скажите Богу:»Господи, я беспокоюсь о нем, мне больно за него, помоги ему». И так в течение всего дня – что бы с вами ни происходило, обращайте это в молитву.

Когда день подойдет к концу, и вы будете готовиться ко сну, вспомните прошедший день, поблагодарите Бога за все хорошее, что произошло, и принесите покаяние за все те недостойные поступки и грехи, которые вы в этот день совершили. Попросите у Бога помощи и благословения на предстоящую ночь. Если вы научитесь так молиться в течение каждого дня, вы скоро заметите, насколько более полновесной будет вся ваша жизнь.

Часто люди оправдывают свое нежелание молиться тем, что они слишком заняты, перегружены делами. Да, многие из нас живут в таком ритме, в каком не жили люди древности. Иногда нам приходится в течение дня делать множество дел. Но в жизни всегда есть какие-то паузы. Например, мы стоим на остановке и ждем трамвая – три-пять минут. Едем в метро – двадцать-тридцать минут, набираем телефонный номер и слышим гудки – «занято» – еще несколько минут. Используем хотя бы эти паузы для молитвы, пусть они не будут потерянным временем.

Печатается по изданию: Игумен Иларион (Алфеев). О молитве. Клин, 2001.

Молитва Богу, или Разговор с Богом. Можно ли молиться своими словами?

Молитва Богу

Можно ли молиться своими словами?

У каждого из нас есть молитвослов — сборник молитв, составленных святыми. Но ведь отношения верующего человека с Богом индивидуальны. Так, может быть, лучше молиться Богу своими словами? Корреспонденты «НС» Екатерина СТЕПАНОВА и Алексей РЕУТСКИЙ спрашивали об этом православных священников.

Иерей Борис ЛЕВШЕНКО, клирик московского храма свт. Николая Чудотворца в Кузнецкой слободе, завкафедрой догматического богословия ПСТГУ: «По книжке лучше, чем наизусть»

У Льюиса есть классификация людей на две группы — одни говорят: «…да будет воля Твоя», а другим уже Бог говорит: «…да будет твоя воля». И вот здесь — «да будет воля Твоя» и «да будет воля моя» — и пролегает это противопоставление. Когда мы вычеркиваем что-то из молитвы — это своеволие. И получается, что тогда вся молитва теряет смысл. Потому что если мы отказываемся подчиняться Богу и собираемся жить так, как хотим, «по воле своей», то мы и не вправе рассчитывать на Его помощь.

Протоиерей Игорь ИУДИН, клирик Дивеевского Свято-Троицкого подворья г.Нижнего Новгорода: «Когда каешься, не прячься за церковнославянскими словами»

— Своими словами, я думаю, нужно каяться в грехах. Покаяние должно быть ваше личное. И келейно, и на исповеди. Не прятаться за церковнославянскими словами, малопонятными и не очень стыдными, а говорить конкретно, что натворил, и просить у Бога прощения.
Но когда мы молимся своими словами, наша молитва бывает несовершенна. Ведь наше сердце несовершенно, оно не очищено, погрязло в грехах, в плотских страстях и в мирской суете. Сердце-то наше каменное, оно будет тянуть нас вниз, и молитва своими словами получится гордая и тщеславная, а мы это сами можем и упустить, не заметить. А когда мы молимся словами святых отцов, мы отчасти получаем то духовное состояние, в котором они пребывали, когда молились. То есть тянемся к Богу за ними, поднимаемся на их молитве вверх.

Протоирей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель Покровского храма в селе Акулове (Одинцовский район Московской области): «Господи, помилуй меня сорок раз! Куда это годится?!»

— Каждый человек может молиться своими словами. Но молитвы из молитвослова составлены святыми, и их молитвы позволяют нам почувствовать и пережить то, что они сами чувствовали и переживали. Сравнивать свои собственные молитвы с молитвами святых все равно, что сравнивать музыку Шопена и мелодию, которую ты сочинил и напеваешь, стихи Пушкина и твои стихи. В то же время, услышит ли тебя Господь, зависит от состояния души самого человека, от его духовного уровня. Где-то я читал, что один человек (самый обычный) молился своими словами буквально до кровавого пота, как Господь в Гефсиманском саду. Такие сильные у него были переживания и вера в Бога. Без сомнения, такую молитву Господь услышал.

Читайте так же:  Молитва архангелу рафаилу об исцелении больного

Читая молитвослов или Псалтирь, некоторые люди натыкаются на пугающие выражения, которые там содержатся. На самом деле древние тексты имеют под собой этнографическую основу. Например, кого-то шокирует слова «избави меня от кровей» (50-й псалом). Здесь имеется в виду: избави меня от последствий моих грехов. То есть, если что-то непонятно в молитвах, особенно пришедших к нам из древности, нужно посмотреть их толкование, а не исключать их, сокращая свое молитвенное правило. Некоторые люди, правда, шутят: зачем говорить сорок раз «Господи, помилуй» — проще сказать: «Господи, помилуй меня сорок раз». Это проще, короче и ясней. Так нам что, по этому принципу жить, что ли?!

Протоиерей Анатолий ЕФИМЕНКОВ, клирик Успенского кафедрального собора города Смоленска, руководитель отдела по взаимодействию с правоохранительными органами, член Комиссии по помилованию при губернаторе Смоленской области: «Опаздываешь — молись своими словами!»

— Когда бывает много работы, ты рано встаешь и бежишь по делам, не успев открыть молитвослов, — в этих случаях обязательно молитесь Богу своими словами (не пропускать же «с самоукорением» утреннюю молитву вовсе), и Бог вас услышит. Но в то же время человека обязательно учат грамоте по букварю, хотя он умеет разговаривать на своем языке. Более того, мать понимает своего ребенка, даже если тот говорит плохо и малопонятно для остальных. Но учиться говорить грамотно ему все равно необходимо. Так и с молитвой. Человек может всю жизнь говорить с Богом только своими словами, но, если он хочет стремиться в этом к совершенству, ему нужно учиться у святых отцов. Молитвослов — это азбука молитвы.

Игумен Василий ПАСКЬЕ, настоятель храма Иверской иконы Божией Матери города Алатыря Чувашской Республики: «Я не использую своих слов в молитвах»

— Когда мы учим детей говорить, мы используем литературные тексты известных талантливых авторов, классиков. Потом, когда дети вырастают, эти слова, которые они читали, становятся для них родными, ясными, сильными и помогают в формировании мышления и разговора. Так же молитвы, которые находятся в молитвослове или Псалтири, учат человека общаться с Богом.

Не думаю, что есть разница для Бога, когда человек молится своими словами или читает молитвы по молитвослову. Ведь есть безмолвная форма молитвы, молитва без слов, которую практиковали отцы — исихасты. Но для человека есть разница, и большая. Потому что исихасты были воспитаны и пропитаны молитвами, псалмами, священнописанием, словом Божиим. И мы, со всем вниманием читая молитвы по молитвослову, учимся так общаться с Богом. Поэтому харизматы не вправе обвинять православных в формализме. Ведь Иисус Христос в синагоге молился, используя слова из традиционных иудейских богослужений, так же апостолы. Даже в новой форме богослужений, которые дал Господь Иисус Христос своим ученикам (имею в виду Евхаристию), были использованы молитвы из древних еврейских традиций.
Я лично не использую своих слов в молитвах, а читаю молитву Иисусову на своем родном языке, и так же читаю молитвы из богослужений на французском. Но теперь, после 13 лет в России, я привык к церковнославянскому языку, люблю читать молитвы на нем, и, несмотря на то, что не изучал специально, я его понимаю.
Не могу не вспомнить слова преподобного Иоанна Лествичника: «Благоразумное молчание есть матерь молитвы… Любитель молчания приближается к Богу и, тайно с Ним беседуя, просвещается от Него».

Архимандрит АЛЕКСИЙ (Поликарпов), наместник московского Свято-Данилова монастыря: «Я смотрю на Него, а Он смотрит на меня, и нам вдвоем хорошо!»

— Каждый человек вправе молиться своими словами, и тому множество примеров. Мы видим это в церковных семьях, когда маленькие дети, подражая молящимся взрослым, поднимают вверх ручки, крестятся, может быть и неумело, берут какие-то книжки, лепечут какие-то слова. Митрополит Нестор Камчатский в книге «Моя Камчатка» вспоминает, как он молился в детстве: «Господи, спаси меня, папу, маму и мою собачку Ландышку».

Есть яркий пример собственной молитвы, которая была найдена в гимнастерке убитого солдата. Красноармеец Александр Зайцев обращался к Богу перед тяжелым боем и говорил, что может погибнуть в этом бою. И хотя никогда не знал Его, но:
«Не странно ль, что среди ужаснейшего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узрел Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать.
Еще хочу сказать, что, как Ты знаешь,
Битва будет злая;
Быть может, ночью же к Тебе я постучусь.
И вот, хоть до сих пор я не был Твоим другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?»

Мы знаем, что священники молятся и за своих чад, свою паству у себя дома и в своих кельях. Я знаю такой пример, когда священник вечером, после трудового дня одевает чистую одежду и просто, своими обыденными словами печалуется перед Господом за свою паству, говоря, что у кого-то из них нужда, кто-то болеет, кого-то обидели, «Господи, помоги им».

Молитва может быть и безмолвной. Если мы пришли в такую меру духовной жизни, не обязательно нужны слова. Митрополит Антоний Сурожский приводит в своих проповедях такой пример. Один крестьянин сидел достаточно долго в церкви и молча смотрел на иконы. У него не было четок, губы его не шевелились. Но когда священник спросил его, что он делает, крестьянин ответил: «Я смотрю на Него, а Он смотрит на меня и нам вдвоем хорошо». Вот человек такого состояния достиг.

После смерти отца Иоанна Крестьянкина издана его келейная книжица . В ней есть молитвы, которые старец читал ежедневно, молитвы подвижников веры, молитвы святых. И я думаю, есть там и его собственные молитвы. И его дух, его устремления к Богу тоже через эти молитвы выражаются.

Итак, молитва собственными словами уместна, но давайте посмотрим на это с другой стороны. Предположим, человек молится только собственными словами, какой будет его молитва? Он поблагодарит Бога, попросит прощения, обратится с какими-то своими просьбами. Останется ли у него после этого потребность в молитве или окажется, что его мысли и чувства уже исчерпаны? Может быть, его мысли нечисты и скверны, его духовная жизнь примитивна и неглубока.

Но когда мы обращаемся к Богу молитвами святых, которые пережили высокие состояния, поняли свою греховность и ничтожность перед Богом, поняли Его величие и святость, то, конечно, мы приближаемся по мере своих немощных сил к их состоянию. И тогда слова их молитв становятся для нас близкими, и мы можем молиться, прежде всего в церкви, молитвами этих святых.

Поэтому не нужно противопоставлять молитву своими словами молитве по молитвослову. Наоборот, они дополняют друг друга. Если мы будем внимательно читать, стараясь вникнуть умом и сердцем в смысл этих молитв, то они станут нашими собственными.

Жан Батист Симеон Шарден — Молитва перед обедом. 1744

Молитва – это разговор с Богом?

«Пастырский час»

Программу ведет протоиерей Александр Рябков

Прямой эфир 16 июня 2016 г., 20:30

Для всех нас обычно молитвенное делание проявляется в прочитывании молитв из молитвослова. Мы часто повторяем фразу «молитва – это разговор с Богом». Но в нашей жизни редко встречается такой разговор, когда скорость словоизвержения не позволяет даже немного прикоснуться нашему сознанию к смыслу вылетающих из наших уст слов. Когда мы говорим с собеседником о чем-то важном или тем более печальном, наш разговор неспешен и даже медлителен. Такая беседа полна перерывов, воздыханий и даже слез. В молитве мы повторяем слова святых о бедственном состоянии нашей души, но повторяем их в темпе автоматически стреляющего пулемета.

Творить молитву надо не так, как будто выполняешь обет, закон или предписание. В таком случае каждодневное повторяющееся чтение молитвенного правила превращается отрезок длинного и утомительного пути. Цель пути в этом однообразном чередовании теряется, так как ее заслонило наше усилие. Молитву правильно понимать не как путь или часть пути, а, наоборот, как остановку нашей человеческой деятельности.

Молитва есть завершение или даже прекращение действий нашей индивидуальности. В молитве большее значение и место занимает Бог, а не человек и его свойства. Молитва всегда перелом в потоке жизни. Это суд человека над самим собой. Человек ставит себя перед Правдой Божией, и не находит праведности в самом себе. Вывод из этого один – поиск единства с Богом и Его Святостью. Здесь перед нами встает важный вопрос о значении человеческого усилия в молитве и аскезе. Кратко говоря, усилие не должно превращаться в безумное насилие. Отказ от чего-либо в подвиге воздержания – это отказ от лишнего, ненужного или даже бессмысленного. Если же осуществляется отказ от желанного, дорогого или горячо любимого – это может выглядеть как подвиг, но радости и покоя этот подвиг не принесет.

Воздержание – это, в первую очередь, борьба с грехом и греховной привязанностью. Довольно пошло считать, что отречение от плотских удовольствий, достигнутое нами чрезвычайным усилием – это наша «сверхдолжная заслуга» перед Богом. Еще более пошло считать, что за этот подвиг Бог должен с нами расплатиться земным благополучием и местом в Раю. Воздержание – не просто отсечение лишнего, но отказ от всего чуждого человеку. Говоря об осторожности применения насилия над собой, мы говорим, в большей степени, не о насилии над плотью, а о насилии над сознанием. Нельзя и невозможно прикинуться ненавидящим что-либо греховное, если это что-то греховное на самом деле любишь больше и сильнее всего на свете. Для сопротивления греху в теле необходимо вести эту борьбу в уме, в душе и сердце. Апостол Павел так писал: «Плотские помышления суть вражда против Бога» (Рим 8,7). Но здесь, несмотря на предостережения от превращения усилия в насилие, надо всегда помнить о необходимости сохранять железную решимость в следовании за Христом.

Читайте так же:  Сильные молитвы святому Спиридону Тримифунтскому

Осмысленный взгляд надо иметь и на молитву. Молитва нами творится не потому, что так надо, что это кем-то предписано. Молитва присутствует в нашей жизни потому, что она желанна и необходима. Вот эта желанность и требует вдумчивого осмысления, которое надо провести каждому христианину, вступившему в противостояние со страстями. Избавляться от груза страстей вряд ли возможно, предварительно не вынеся своей страстной жизни суда на покаянной молитве.

Мы молимся молитвами святых. Но кто такой святой и что такое его жизнь? Подвиг святого, а особенно – мученика, ставит сознание светского человека в тупик. Он разрешается для него тоже лишь в светских категориях. Как земная идея становится важнее личности для политического борца или солдата, так и идея верности своему выбору становится важнее жизни для мученика. Но страдания мирского героя все же отличаются от исповедничества страстотерпца или подвига преподобного. Еще апостол Павел писал, что желал бы разрешиться от тела и быть со Христом. Захваченность личности христианина Христом и Его Благодатью оставляет далеко позади привязанность к телесным формам и его индивидуальные устремления. Личность мученика или преподобного преображается и заполняется переживанием вечности с Богом. Все сказанное одинаково относится к подвигу праведных мирян, блаженных или Христа ради юродивых.

Человек не статичная вещь или субстанция. Человек – это психологический процесс, который может быть обозначен как событие. Но этот процесс не направлен в никуда. У этого движения есть цель и предел. Эта цель и предел – Бог. Поэтому Человек – не просто событие. Человек – это со-Бытие. Со-Бытие с Богом. И это достигается не просто согласием называться христианином и согласием с ценностью христианского учения и закона. Это достигается не внешним исполнением предписаний. Но достигается это принятием заповедей внутрь личности, то есть превращения их из внешних сведений в способ бытия и сознания личности. Заповеди претворяются, таким образом, в личный уникальный опыт жизни, который и преображает бытие. Если жизнь человека не становится со-Бытием с Богом, тогда она превращается в череду разрозненных событий, зачастую лишенных смысла.

Мы всегда настаиваем, что духовная жизнь чрезвычайно трудна. Но, честно говоря, мы просто не до конца возлюбили Бога, и через это пребываем в болезненном состоянии. Мы обвиняем Бога снова и снова в том, что Он не помогает нам спасаться. Но помогаем ли мы Ему спасать нас? И если мы даже просим о помощи, хотим ли мы, чтобы привычная жизнь наша изменилась? Можно ли о нас сказать, что мы алчем и жаждем правды в смысле праведной жизни нашей души, очищенной от греховной коросты? Может, в нас и нет еще этого расположения к благодатности жизни? Может, в нас нет и томительного голода к общению с Богом? Тогда, осознавая этот изъян, надо для начала молиться о даровании этой жажды и алчбы. А уже с приходом этой тяги к Вечности – двигаться дальше, через молитву и воздержание, к единству с Богом.

Смысл молитвы — в общении с Богом

Что такое молитва? Это разговор человека с Богом. С Творцом, который создал весь этот мир, в том числе и каждого отдельного человека. Он заботится о каждом, дает все необходимое, не требуя ничего взамен. Это безграничные любовь, терпение, милосердие.

Просить и благодарить

Зная все это, как человек должен обращаться к Богу? С надеждой на спасение и благодарением за каждый момент в его многогранности. В этом и есть смысл молитвы.

Конечно, на словах все кажется несложным. Но нужно понимать что множество нюансов зависит от того, с какой целью вы обращаетесь к Богу. Есть молитва-прошение и благодарение. В нашей жизни чаще всего присутствует именно первый вид.

О чем попросите?

Мы открываем молитвослов и ищем соответствующий жизненной ситуации текст. С его помощью обращаемся к Богу: пусть дети будут здоровы, тоска обойдет стороной, хорошо оплачиваемая работа найдется.

Кроме того, без молитвослова обычный человек знает разве что «Отче наш», «Богородице Дево», «Символ веры», Иисусову молитву. Забери книгу — и он не будет знать, как обратиться ко Всевышнему.

Должно пройти определенное время, чтобы человек научился просить не только о чем-то бытовом, о здоровье, благополучии, социальном состоянии, но и о духовном. Тогда его молитва дойдет до уровня «Боже, дай мне терпения, смирения, понимания, желания постигать Священное Писание. »

Тяжело найти однозначный ответ по поводу просительной молитвы. С одной стороны, в Нагорной проповеди Христос говорит: «. знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» , а с другой — в молитве «Отче наш», которую сам Бог дал людям, есть просьба не ввести нас во искушение, избавить от лукавого, подать человеку пищу на текущий день и простить грехи (но только в том случае, если так поступает и сам просящий).

Думаю, что каждому из нас надо просить у Господа принимать Его волю, смиряться с тем, что в жизни не всегда получается так, как хочет человек. Но Божий промысел всегда направлен на благо человека, в сторону его спасения.

«Тебя, Бога, хвалим»

Вот только подумайте, как прекрасно все устроил Всевышний, какими талантами Он нас наградил, дал все необходимое, постоянно заботится о нас. Кроме того, Господь никогда не поступает насильственными методами. Только если человек сам обращается к Нему с просьбой укрепить духовно или помочь справиться с искушением, тогда Бог ему отвечает. Как за все это не принести Богу благодарность? Разве не в этом смысл молитвы?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы с кем-то дружите, постоянно просите приятеля вам помочь с жильем, работой, отношениями в семье, он вам помогает, но вы сами не делаете ему ничего приятного, даже ни разу не поблагодарите, то как себя будет чувствовать ваш друг? Мягко говоря, он будет расстроен.

Но ведь с Богом мы очень часто поступаем именно так. Что становится препятствием нашему искреннему общению? Грехи. Именно они отделяют нас от Господа, а потом постоянно удаляют от него, растворяя смысл молитвы в бездне пороков.

Грех — камень преткновения в разговоре с Богом

Перейдя на сторону зла, мы становимся противниками Бога. Кажется, что все, посланное Им, это плохо: болезни, проблемы в отношениях с родными и близкими, непонимание.

Нехватка финансовых средств — это Бог виноват, а не человек, который не готов работать эффективнее; проблемы со здоровьем — это в небесной канцелярии сговорились против человека, а не он сам вредными привычками и отсутствием элементарной самодисциплины себя довел.

Нужно очень много усилий, желания, веры, чтобы избавиться от греха и с чистым сердцем обратиться к Богу, просить у него об еще одном даре — умении общаться с Ним и открыть для себя подлинный смысл молитвы. Конечно, будет тяжело. А разве легко эквилибристу ходить по тоненькой проволоке? А разве Петр сразу пошел по воде и не тонул?

Устоять

Даже тогда, когда кажется, что ничего не получается, Бог не слышит, все валится из рук, молитва, словно ком, застряла в горле, ни одного слова на церковнославянском не понимаешь, надо устоять. Не бросить тот зародыш молитвы, который пытается взойти, необходимо только подрыхлить почву.

Как? Например, каждый день читать молитвенное правило. Это еще не совсем молитва, но уже важный элемент духовной самодисциплины. Оно помогает разогреть сердце для обращения к Богу. Потом можно обращаться так, как подсказывает сердце. У кого-то это будет обращение от себя, у другого — молитва «Отче наш», «Богородице Дево».

Также полезно творить Иисусову молитву, читать Псалтирь. Очень часто приходится слышать жалобы: я читаю Псалмы, но ничего не понимаю. Есть такая очень хорошая пословица: ты не понимаешь, а бесы-то все прекрасно понимают и трепещут.

Поэтому не стоит останавливаться. Через определенное время вам начнет открываться значение многих строк. Также всегда на помощь придут толкования отцов Церкви. Оказывается, что важным фактором в молитве является именно ее творение. Апостол Павел говорит: «Непрестанно молитесь». То есть, постоянно помните о Боге, обращайтесь к Нему, благодарите.

Святые подвижники настолько упражнялись в Иисусовой молитве, что она словно лилась из их сердца, становилась неотъемлемой частью жизни и никогда не утихала.

С Богом в сердце

Молитва открывается тем, кто пытается ее постигнуть. Мария Египетская 47 лет провела в пустыне, общаясь только с Богом. Преподобный Афанасий, затворник Печерский, 12 лет провел в затворе, вкушая только хлеб и воду. Серафим Саровский 1000 дней провел в молитве на камне.

Эти примеры здесь не для того, чтобы продемонстрировать, как низко духовно пал современный человек и что ему не под силу эти подвиги. Эти святые точно познали смысл молитвы. В них действовал Дух Божий, поэтому скептицизм здесь попросту неуместен. Бог творит, как хочет.

Человек, соединенный с Господом, тоже стоит выше законов мира, увязшего в грехе. Ему уже необязательно шептать слова молитв вслух или проговаривать про себя. Бог живет в их сердце. Поэтому не беседовать с Ним просто невозможно.

Читайте так же:  Молитва преподобного феодосия кавказского

Личная молитва — каждый может говорить с Богом

Как говорить с Господом? На каком языке? Вслух либо в уме? В комнате или храме? И откликнется ли Бог? Поймем ли мы Его послание? Вопросов можно задавать много, но лучше всего ответить для себя на главный: «А что такое личная молитва?». О важных чертах такой молитвы мы и поговорим в предлагаемой статье.

Соборная, семейная, личная…

Когда человек приходит в храм на службу, он участвует в соборной молитве — вместе со всеми присутствующими возносит Богу свои благодарения и просьбы.

В верующих семьях принято также молиться вместе — дети, родители, дедушки и бабушки.

Сам Христос сказал:

Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

Но есть еще один вид молитвы — самый тайный и самый сокровенный — личная молитва. Это именно ваша беседа с Богом, ваши невидимые нити связи с Творцом. Конечно, эта беседа уникальна, как и каждая личность. Но все же она имеет некоторые общие и важные черты. О них и пойдет речь дальше.

Личная молитва: от молитвенного правила до обращения своими словами

В молитвословах мы находим примеры молитвенного опыта разных святых. Они составили утреннее и вечернее правила, каноны, акафисты. С ветхозаветных времен до нас дошли псалмы. Мы пользуемся этим духовным богатством, выбирая то, что нам больше всего импонирует.

У православных мирян молитвенное правило обычно состоит из утренних и вечерних молитвословий, чтения Евангелия и Псалтири. Кто-то по желанию и благословению духовника добавляет акафисты или каноны.

У монахов правило намного объемнее. По благословению настоятеля в некоторых обителях иноки кладут по несколько сотен поклонов и творят сотни Иисусовых молитв.

Но молитвенное правило — это еще не обязательно настоящая беседа с Богом. Это лишь часть личной молитвы. Обращаясь к опыту праведников, зафиксированному в молитвословиях, мы разогреваем свое сердце. Но в определенное время нам хочется обратиться к Богу по-своему. Тогда нужные слова мы найдем уже не в молитвослове, а в своем сердце. Это кульминация нашего общения с Богом.

Личная молитва — это не всегда радость, но всегда труд

Некоторые люди считают, что когда они молятся, то обязательно должны достигать состояния постоянной радости или даже сладости. Это глубокое заблуждение. В молитве надо искать общения с Богом, а не сладостных переживаний. Ищущие чувственных переживаний могут легко впасть в бесовскую прелесть, попасть в сектантскую среду. Тогда тотальное беснование для них будет казаться сошествием «святого духа».

Настоящие молитвенники считали себя недостойными духовных даров. Если же с ними происходили какие-то сверхъестественные явления, они это тщательно скрывали. Например, Сергий Радонежский, которому во время личной молитвы явилась Пресвятая Богородица, просил своего келейника никому не говорить об этом до смерти святого.

Но современным людям, тем более в миру, не под силу подвиг величайших праведников. И соответственно, чужды многие духовные дары.

Нам легче два часа поболтать по телефону, чем 15 минут уделить вечернему правилу. Молиться — это величайший труд и духовная борьба.

Если не верите, то пообещайте себе каждый вечер 30 минут уделять чтению Священного Писания или покаянного канона. У вас найдется много планов на это время, у вас закружится голова, заболят ноги или еще что-то случится. Христиане называют этот аврал одним словом: искушения.

Как любят сравнивать священники, христиане — это воины на духовном посту. Когда нападают враги (приходят искушения), разве можно оставлять свой пост? Или стоит сражаться дальше, иногда даже пересиливая себя?

Во время чтения правила постоянно отвлекаешься? Но все равно не прячь молитвослов, а попробуй еще раз сконцентрироваться, отогнать бесовские мысли.

Личная молитва, или Когда мы нуждаемся в Боге

Если мы от всего сердца обращаемся ко Господу, это значит, что мы, как минимум, верим в Него. Более того, понимаем, что Он — Бог милости и любви. Без Него мы бы не имели ничего. Жить с Богом — главная потребность христианина.

Но понимание этого приходит не сразу. Многие люди становятся на путь веры после того как переживут глубокие потрясения. В потерях, болезнях, переживаниях, когда все земные надежды рушатся, мы чувствуем особую потребность в Боге. Тогда понимаешь: исцелить может только Он. В сердце, принявшем такую мысль, рождается проникновенная личная молитва.

«Милостив буди мне грешному…»

Одной из самых важных в Евангелии является притча о мытаре и фарисее.

Два человека пришли в храм помолиться. Фарисей обратился к Богу такими словами:

Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

А второй, мытарь, осознавая свою грешность и никчемность, в раскаянии бил себя в грудь и молил:

Боже! будь милостив ко мне грешнику!

И чье же обращение принял Господь? Такого распрекрасного фарисея, преисполненного гордости и показного благочестия? Нет, только смиренного фарисея, надеющегося на Божье милосердие.

Поэтому залог личной молитвы — это осознание своей греховности и надежда на Божью милость.

И Господь принимает грешников, отпетых разбойников. Он — Врач, способный лечить больных. Но не всех, а только тех, кто осознал свою духовную болезнь и просит исцеления.

Личная молитва — это тайна, открытая только вам и Богу

Сам Христос дал нам эту заповедь: когда молимся, уйти от людей и в уединении обратиться к Творцу.

Если молитва — это беседа с Богом, то в ней не должно быть посторонних ушей и глаз. Это фарисеи-лицемеры специально молились в многолюдных местах, чтобы все видели и удивлялись их благочестию.

Если мы молимся ради показухи, то подпитываем внутреннюю гордость. А кто же отец гордости и лжи? Дьявол. Тогда кому мы служим показухой?

О критериях правильной молитвы и ее плодах рассказывает профессор Алексей Осипов:

О молитве. Общение с Богом

Молитва есть разговор с Богом

Блаженны установившие связь с Небом

Батюшка, что значит для вас молитва?

— Посылаю сигнал, прошу помощи. Постоянно прошу помощи у Христа, у Божией Матери, у святых для себя самого и для других. Если не буду просить, то и не получу.

Помню, во время гражданской войны нас окружили мятежники, тысяча шестьсот человек. Наших было только сто восемьдесят. Мы укрепились за горой. Если бы мятежники нас захватили, то поубивали бы всех. Я пытался установить антенну, чтобы связаться с центром. Но ничего не получалось: её сбивало огнём. Капитан кричит: «Бросай, давай сюда, помогай таскать гранаты». Иногда он отбегал к пулемётам проверить, как там дела. И только уходил, я тут же бежал к рации. Пока он отдавал приказы, я пробовал установить антенну, а потом снова бежал помогать таскать ящики, чтобы командир не ругался. В конце концов, с помощью палки и сапёрной лопатки я смог поднять антенну и установить связь. Сказал всего два слова. И всё, этого было достаточно! Утром подоспела авиация, и нас спасли. Шутка, сто восемьдесят человек были в окружении у тысячи шестисот и смогли выбраться?

Тогда-то я понял великую миссию монаха — помогать молитвой. Мирские говорят: «Чем занимаются монахи? Почему не идут в мир помогать людям?» Это все равно, что говорить радисту: «Ты чего возишься с рацией? Бросай её, бери винтовку и иди стреляй».

Даже если мы установим связь со всеми радиостанциями мира, не будет нам от этого никакой пользы, если не будем иметь небесного общения с Богом, просить и получать от Него помощь. Блаженны установившие связь с Небом и по благочестию пребывающие в общении с Богом.

Христос даёт нам возможность общения с Ним

Моя боль и печаль — это молитва. Я сильно в ней отстаю. Что мне делать?

— Говори со Христом, Божией Матерью, ангелами и святыми просто и не задумываясь, на любом месте, и проси чего хочешь. Говори: «Господи, или, Матерь Божия, Ты знаешь мой настрой. Помоги мне!» Вот так просто и со смирением говори с Ними о том, что тебя беспокоит, а уже потом произноси молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Я не молюсь со вниманием.

— Когда молишься, думай, с кем говоришь. Ты говоришь с Богом! Неужели это неважно? Когда кто-то говорит с каким-нибудь высокопоставленным чином, то с каким вниманием произносит каждое слово! Следит, чтобы не сказать какой глупости, порой даже дар речи теряет от смущения. Если с человеком мы с таким вниманием говорим, то с каким вниманием надо говорить с Богом? Малое дитя, когда идёт говорить с отцом или каким-либо взрослым человеком, испытывает смущение. А когда собирается сказать что-то учителю, которого к тому же немного побаивается, то смущается ещё больше. А мы говорим с Самим Богом, Божией Матерью, святыми и этого не понимаем?

До прихода в монастырь, я монашество связывала с молитвой. А теперь мне трудно молиться и я считаю, что молитва — это самое тяжёлое и утомительное дело.

— Ты вроде филолог по образованию? Тебе нравится говорить, и ты не устаёшь от разговоров с людьми. А со Христом, Который удостаивает тебя беседы, тебе говорить трудно. Это уж как-то слишком. Всё равно, что сказать: «Ох, нужно идти говорить с царём. Неохота, да делать нечего. Придётся идти». Христос даёт нам возможность общаться с Ним постоянно в молитве, а мы этого не хотим? Вот это да! И удивительно то, что Он Сам хочет нам помогать, лишь бы мы к Нему обращались, а нам лень!

Читайте так же:  Молитва о даровании святой молитвы

Я часто впадаю в пустословие, а потом огорчаюсь.

— Разве не лучше разговаривать со Христом? Кто говорит со Христом, никогда не раскаивается. Конечно, пустословие — страсть, но если пользоваться им в духовных целях, то оно может стать началом молитвы. Другим даже лень говорить. А в тебе есть сила и порыв к разговору. Если будешь использовать это в духовных целях, то твоя душа освятится. Постарайся с людьми говорить только о необходимом, и всё время говорить со Христом. Стоит тебе завести с Ним смиренную беседу, как перестанешь замечать, что происходит вокруг: таким сладким и интересным будет это общение. Меня разговоры даже и на духовные темы утомляют, а в молитве я по-настоящему отдыхаю.

Молитва — это разговор с Богом. Я иногда завидую людям, жившим во времена Христа, ведь они видели Его своими глазами и слышали своими ушами, даже могли с Ним говорить. Но думаю, что мы находимся в лучшем по сравнению с ними положении, потому что они не могли часто беспокоить Его своими нуждами, а мы можем в молитве постоянно общаться со Христом.

Желание молитвы

Как нужно молиться?

— Себя ощущай маленьким ребёнком, а Бога своим Отцом и проси Его обо всём, в чём имеешь нужду. Беседуя таким образом с Богом, тебе не захочется потом от Него отходить, потому что только в Боге человек обретает безопасность, утешение, невыразимую любовь, соединённую с божественной нежностью.

Молитва означает поместить Христа к себе в сердце, возлюбить Его всем своим существом. «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим» (Лк. 10:27), — говорит Священное Писание. Когда человек любит Бога и имеет общение с Ним, ничто земное его не прельщает. Он делается словно безумный. Поставь безумцу самую лучшую музыку: она его не трогает. Покажи самые прекрасные картины: он и внимания не обратит. Дай самые вкусные блюда, самую лучшую одежду, самые прекрасные ароматы: ему всё равно, он живёт в своем мире. Так и человек, имеющий общение с миром небесным: он весь там и ни за что не хочет с ним расстаться. Как нельзя ребёнка оторвать от объятий матери, так нельзя оторвать от молитвы человека, который понял её смысл. Что чувствует ребёнок в объятиях матери? Только тот, кто почувствует присутствие Бога, а себя почувствует маленьким дитём, может это понять.

Я знаю людей, которые, когда молятся, ощущают себя маленькими детьми. И если кто-то услышит, что они говорят во время молитвы, то скажет, что это маленькие дети. А если увидит, какие делают при этом движения, то скажет, что эти люди сошли с ума! Как дитя бежит к отцу, хватает его за рукав и говорит: «Не знаю как, но ты должен сделать, что я прошу». С такой же простотой и дерзновением эти люди просят Бога.

Может ли желание молитвы родиться от некоей эмоциональной потребности в общении, в утешении?

— Даже если оно родится от какой-нибудь доброй эмоциональной потребности в Боге, разве это плохо? Однако, похоже, что ты всё пребываешь в забывчивости и только в нужде обращаешься к молитве. Ясно, что Бог для того попускает случаться у нас разным нуждам и затруднениям, чтобы мы прибегали к Нему, но лучше, когда по любви ребёнок бежит к своему отцу или матери. Возможно ли представить ребёнка, знающего, как его любят родители, которого приходилось бы силой заставлять идти на руки к матери или отцу?

Бог есть нежный Отец, и Он любит нас. Поэтому нужно с нетерпением ждать часа молитвы и никогда не насыщаться общением с Ним.

Потребность молитвы

Будем чувствовать потребность в молитве

У меня нет крепкой веры и я чувствую себя слабой.

— Знаешь, что сделай? Прилепись к Богу, как ребёнок хватается за шею отца, обними Его и не отпускай, чтобы Он не мог тебя от Себя отдалить. Тогда ты будешь чувствовать надёжность и силу.

Я чувствую потребность опереться на Бога, но затрудняюсь.

— Тяни руки вверх, так они у тебя постепенно вырастут, и ухватишься за Бога.

Когда мало времени, и я молюсь торопливо, может, ворую время, которое должна посвятить Христу?

— У Христа всего много, сколько ни воруй, Он ни в чём не имеет нужды, а ты вот не получаешь пользы. Не Христу нужна наша молитва, а нам нужна Его помощь. Мы молимся, потому что так общаемся с Богом, Который нас сотворил. Если не будем этого делать, то впадём в руки диавола, и тогда горе нам. Видишь, что говорит авва Исаак? «Бог не спросит с нас, почему мы не молились, но почему не пребывали с Ним в общении и таким образом дали право диаволу мучить нас».

Как мне полюбить молитву?

— Почувствуй потребность в молитве. Как телу, чтобы жить, нужна пища, так и душа, чтобы жить, должна питаться. Если она не будет питаться, то ослабеет, а потом наступит духовная смерть.

Что нам мешает в молитве?

— Нам трудно молиться только тогда, когда мы не чувствуем в молитве потребности. Кто не понимает смысла молитвы, не ощущает потребности в ней, тот считает её повинностью, уподобляется неразумному дитю, которое отворачивается от материнской груди, материнской нежности и потому растёт слабое и болезненное.

Молитва — это защита

Как почувствовать необходимость в молитве?

— Нужно было бы вам побывать на войне, чтобы мы могли понять друг друга! На фронте во время войны, если мы постоянно находились на связи с центром, то чувствовали себя в большей безопасности. Когда выходили на связь каждые два часа, чувствовали себя в безопасности. Если связывались всего два раза в день, утром и вечером, то чувствовали себя покинутыми. То же и с молитвой. Чем больше человек молится, тем больше чувствует духовной уверенности. Молитва — это защита.

Если мы постоянно находимся «на связи» с Богом, то будем предупреждать любое зло. Как-то раз в автобусе ехал один монах, он молился с закрытыми глазами, и поэтому все думали, что он спит. Вдруг грузовик, который ехал по встречной полосе, врезался в столб, машины с разных сторон начали сталкиваться, и произошла серьёзная авария. Автобус же каким-то образом оказался в нескольких метрах от дороги, как будто его перенесла какая-то невидимая рука, и никто из пассажиров не пострадал. Молитва монаха их спасла.

Часто миряне спрашивают, как приобрести навык постоянной молитвы.

— Видишь ли, раньше некоторые из тех, кто посвящал себя монашеству и имел твёрдый характер, уходили и подвизались на неприступных скалах, в пещерах, в языческих гробницах или в жилищах демонов. Там им угрожало множество опасностей — мог сорваться камень со скалы, рычали бесы и т. д. — и страх вынуждал их постоянно вопиять: «Христос, Матерь Божия. ». Так в них постоянно жил добрый навык непрестанной молитвы. Сегодня, с ночными увеселениями, наркотиками и пр., многие из тех, кто садятся за руль, себя не контролируют. Отправляется человек на работу и не знает, вернётся ли домой живым или окажется покалеченным в больнице. Разве это не повод, чтобы постоянно вопиять: «Христос, Матерь Божия. »? Если бы миряне использовали во благо страх тех опасностей, что им угрожают, то они бы и нас, монахов, превзошли в молитве и самих бы опасностей избежали.

Как-то пришёл ко мне в каливу один человек. Он был сильно расстроен, потому что по невнимательности сбил на дороге ребёнка. «Я преступник», — повторял он. — «А ты молился в это время?», — спросил я его. — «Нет», — ответил он. — «Ты виноват не столько в том, что сбил ребёнка, сколько в том, что не молился».

И я рассказал ему один случай. Я знал одного человека, служащего, который достиг большой меры добродетели. Он молился постоянно — и на работе, и в дороге, везде. Молитва у него стала самодвижущаяся, и вслед за славословиями у него лились слезы радости.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В офисе, где он работал, все бумаги орошал слезами. Поэтому он подумывал оставить работу, уйти на пониженную пенсию, и приехал ко мне в каливу за советом. Я ему сказал: «Не уходи, а когда товарищи по работе станут тебя спрашивать, почему ты плачешь, отвечай, что подумал о своём умершем отце». Так вот, однажды он ехал за рулём и вдруг на дорогу выскочил ребёнок. Он стукнул его так, что тот отлетел как мячик, но при этом ничуть не пострадал. Бог сохранил, потому что в это время человек молился.

Молитва – это разговор с Богом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here