Содержание
- 1 Молитва григорию нисскому
- 2 Святитель Григорий, епископ Нисский
- 3 Молитвы Свт Григорию Неокесарийскому
- 4 Григорий Нисский. Икона. Молитвы.
- 5 Григорий Нисский. Икона. Молитвы.
- 6 Святитель Григо ́ рий , епископ Нисский
- 7 Григорий Нисский. О молитве. Слово второе
- 8 Святителю Григорию, епископу Нисскому.
- 9 Григорий Нисский. О молитве. Слово первое
- 10 Григорий Нисский. О молитве. Слово третье
Молитва григорию нисскому
Преподобному Григорию Нисскому (тропарь и кондаки)
Б о́же оте́ц на́ших, / творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости, / не отста́ви ми́лость Твою́ от нас, / но моли́твами их // в ми́ре упра́ви живо́т наш.
О́ ком душе́вным бо́дрствуя, святи́телю, / бодр па́стырь яви́лся еси́ ми́ру, / и жезло́м му́дрости твоея́, и те́плым предста́тельством твои́м / вся отгна́л еси́ злосла́вныя, я́ко во́лки, / невре́дно соблю́д ста́до, // Григо́рие всему́дре.
Ин кондак, глас 2:
Ц е́ркве Боже́ственный иера́рх / и прему́дрости честны́й тайноглаго́льник, / Нисси́йский бо́дрый ум, Григо́рий, / со А́нгелы ликовству́я / и наслажда́яся Боже́ственным све́том, // мо́лится непреста́нно о всех нас.
Святитель Григорий, епископ Нисский
Святитель Григорий, епископ Нисский, был младшим братом святителя Василия Великого (память 1 января). Рождение и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. В 372 году был рукоположен святым Василием Великим во епископа города Ниссы в Каппадокии.
Святой Григорий был твердым ревнителем Православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в Православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой. В 379 году скончался брат его, святой Василий Великий. Святой Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения, так называемый Шестоднев. В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути святой Григорий посетил Иерусалим и поклонился Святым местам.
В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа, На этом Соборе, по инициативе святого Григория, был дополнен Никейский Символ веры.
Вместе с другими епископами святой Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря святого Григория Богослова.
В 383 году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 году он снова был в Константинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 году святой Григорий вновь присутствует в Константинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии.
Святитель Григорий Нисский был пламенный защитник Православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями; отличался великодушием, терпением и миролюбием.
Дожив до глубокой старости, святой Григорий Нисский мирно скончался, вскоре после Константинопольского Собора. Вместе со своими великими современниками, святителями Василием Великим и Григорием Богословом, святитель Григорий Нисский имел значительное влияние на церковную жизнь своего времени. Его сестра, святая Макрина, писала ему: «Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь». Святитель Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV века. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения.
Святой Григорий оставил после себя много сочинений догматического характера, слова и поучения.
Молитвы Свт Григорию Неокесарийскому
ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ПУБЛИКАЦИИ:
СБОРНИК «МНОГО МЫ ВСТРЕЧАЕМ ЧИСТОТЫ!»
МОЛИТВЫ СВЯТИТЕЛЮ ЧУДОТВОРЦУ ГРИГОРИЮ НЕОКЕСАРИЙСКОМУ.
Святитель Григо;рий Чудотворец, епископ Неокесарийский
ДЕНЬ ПАМЯТИ
30 ноября
ЖИТИЕ
Святитель Григорий родился в г. Неокесарии (север Малой Азии). В юности он учился в Александрии у знаменитого учителя, пресвитера Оригена. Вернувшись в Неокесарию, Григорий удалился в пустыню, где в посте и молитве стяжал высокое духовное совершенство и дары прозорливости и пророчества. Епископ Федим из каппадокийского города Амасии, узнав о св. Григории, решил поставить его епископом в Неокесарии. Перед хиротонией святой Григорий усиленно молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Святой Троице. Во время молитвы ему явилась Пречистая Дева Мария с апостолом Иоанном Богословом, который научил святого, как достойно следует исповедовать тайну Пресвятой Троицы. Святой Григорий записал все, что открыл ему Иоанн Богослов. На этом великом Божественном Откровении было основано учение о святой Троице, впоследствии развитое отцами Церкви – Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским.
Скончался около 266–270 г.
См. также: «Житие святого отца нашего Григория чудотворца, епископа Неокесарийского» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
ТВОРЕНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ
Благодарственная речь Оригену
Переложение Екклезиаста
Изложение веры
Канонические правила Православной Церкви с толкованиями. Правила святых отцов – Каноническое послание святаго Григория Неокесарийскаго 262 г.
Подробное изложение веры
Смотреть все труды в библиотеке ;
ТРУДЫ О СВЯТОМ В БИБЛИОТЕКЕ
Житие святого отца нашего Григория чудотворца, епископа Неокесарийского (святитель Димитрий Ростовский)
Повесть о славных деяниях блаженного Григория, епископа Неокесарийского
Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский. Его жизнь, творения и богословие (Николай Иванович Сагарда)
Слово о жизни святого Григория Чудотворца (святитель Григорий Нисский)
БОГОСЛУЖЕНИЯ
Минея. 17-е ноября. Иже во святых отца нашего Григория епископа, Неокесарийскаго чудотворца
МОЛИТВЫ
Тропарь святителю Григорию Чудотворцу, епископу Неокесарийскому, , глас 8
В моли;твах бо;дрствуя, чуде;с де;ланьми претерпева;я,/ тезоиме;ние стяжа;л еси; исправле;ния,/ но моли;ся Христу; Бо;гу, о;тче Григо;рие,/ просвети;ти ду;ши на;ша,// да не когда; у;снем в смерть.
Перевод: В молитвах бодрствуя (от греч. ;;;;;;;; — бодрствую) и чудеса творя, ты стал именоваться по делам своим. Но молись Христу Богу, отче Григорий, просветить души наши, да не умрем во грехах наших.
Кондак святителю Григорию Чудотворцу, епископу Неокесарийскому, , глас 2
Чуде;с мно;гих прие;м де;йство,/ зна;меньми ужа;сными де;моны устраши;л еси;,/ и неду;ги отгна;л еси; челове;ческия, всему;дре Григо;рие:/ чудотво;рец же имену;ешися,// зва;ние от дел прие;м.
Перевод: Получив дар многих чудотворений, своими удивительными знамениями демонов устрашал ты и болезни человеческие изгонял, молись же Христу Богу, премудрый Григорий, именующийся чудотворцем по делам своим.
КАНОНЫ И АКАФИСТЫ
АКАФИСТ СВЯТИТЕЛЮ ГРИГОРИЮ, ЕПИСКОПУ И ЧУДОТВОРЦУ НЕОКЕСАРИЙСКОМУ
Кондак 1
Избранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, догматов творец предивный и ересей искоренителю неленостный, многоцелебный источниче и молитвенниче о душах наших, святителю Григорие, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи зовущих:
Григорий Нисский. Икона. Молитвы.
Икона Святитель епископ Григорий Нисский
Григорий Нисский. Икона. Молитвы.
Святитель епископ Григорий Нисский – младший брат Василия Великого. Его рождение, а так же воспитание, пришлось на разгар арианских споров. Григорий Нисский получил отличное образование и даже сам некоторое время работал наставником красноречия. Василий Великий в 372 году рукоположил его в епископы города Ниссы в Каппадокии.
Святой Григорий с братом Василием Великим боролся против арианской ереси, выступал твердым ревнителем Православия. В 376 году его обвинили в неправильном управлении церковным имуществом, и по гонению ариан его лишили кафедры и сослали в Анкиру. Собор арианствующих епископов заочно низложил Григория Нисского в следующем году. Но несмотря на все это, Григорий продолжал укреплять у прихожан веру в Православие. В 378 году умер царь Валент и Григорий Нисский вернулся на свою кафедру, где его радостно приняли.
Святой Григорий очень переживал смерть своего брата святого Василия Великого в 379 году. Святой Григорий выступал Антиохийском Соборе против еретиков, которые не чтили непорочное девства Божией Матери. Собором его избрали для обозрения православных церквей в Палестине и Аравии, а так же для утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. В завершении своей поездки Григорий Нисский заехал в Иерусалим, где и поклонился Святым местам.
На втором Вселенском Соборе, проходившем в Константинополе в 381 году, святой Григорий был одним из лидеров, выступавшим против ереси Македония и по его инициативе дополнили Никейский Символ веры.
Святой Григорий Богослов был утвержден в сане Константинопольского архипастыря святым Григорием Нисским и другими епископами.
В разные года святой Григорий участвовал в Соборах в Константинополе, созванных для решения разных церковных вопросов.
Святитель Григорий Нисский, так же как и Григорий Богослов, как и Василий Великий, в свое время значительно влиял на церковную жизнь, пламенно защищал Православные догматы, был заступником своей паствы перед судьями, был миролюбив, терпелив, великодушен. Он скончался после Константинопольского собора в глубокой старости. В истории человечества Святитель Григорий является видным деятелем христианской мысли и видным богословом четвертого века, оставил после себя огромное количество сочинений догматического характера.
День памяти святого Григория Нисского отмечают 23 января.
Тропарь святителя Григория и преподобного Дометиана
Святитель Григо ́ рий , епископ Нисский
День памяти
Житие
Житие святителя Григория Нисского
Святитель Григорий, епископ Нисский, был младшим братом святителя Василия Великого (память 1 января). Рождение и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. В 372 году был рукоположен святым Василием Великим во епископа города Ниссы в Каппадокии.
Святой Григорий был твердым ревнителем православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой. В 379 году скончался брат его, святой Василий Великий. Святой Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения, так называемый «Шестоднев». В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути святой Григорий посетил Иерусалим и поклонился святым местам.
В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа, На этом Соборе по инициативе святого Григория был дополнен Никейский Символ веры.
Вместе с другими епископами святой Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря святого Григория Богослова.
В 383 году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 году он снова был в Константинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 году святой Григорий вновь присутствует в Константинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии.
Святитель Григорий Нисский был пламенный защитник православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями; отличался великодушием, терпением и миролюбием.
Дожив до глубокой старости, святой Григорий Нисский мирно скончался вскоре после Константинопольского Собора. Вместе со своими великими современниками, святителями Василием Великим и Григорием Богословом, святитель Григорий Нисский имел значительное влияние на церковную жизнь своего времени. Его сестра, святая Макрина, писала ему: «Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь». Святитель Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV века. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения.
Святой Григорий оставил после себя много сочинений догматического характера, слова и поучения.
Григорий Нисский. О молитве. Слово второе
Память: 10 / 23 января
Григорий Нисский (около 335 — 394) — христианский богослов и философ, епископ города Ниссы. Один из трёх великих «каппадокийцев» — младший брат Василия Великого, близкий друг Григория Богослова. Автор многочисленных проповедей, догматико-полемических, экзегетических и нравственно-аскетических произведений. За исключением его мнения о конечности адовых мук и всеобщем спасении людей его работы отличаются ортодоксальностью и глубиной мысли.
Святитель Григорий Нисский. Мозаика храма Святой Софии в Новгороде, XI века
Отче наш, Иже еси на небесех. Мф.6:9
Путь же, возводящий человеческое естество на небо, — не иное что, как отступление и бегство от земных зол; а средством к изображению зол не иное что, думаю, служит, как уподобление Богу; и уподобиться Богу — значит сделаться праведным, святым, благим, и всем этому подобным. Если кто, сколько возможно, ясно напечатлеет в себе черты этих совершенств, то как бы по естественному порядку, без труда из земной жизни переселится в страну небесную, потому что не местное какое расстояние у Божества с человечеством, так что была бы нам потребность в каком-нибудь орудии или примышлении, чтобы эту тяжелую, обременительную и земную плоть ввести в образ жизни нетелесной и духовной. Но по разумном отлучении добродетели от порока от одного человеческого произволения зависит быть человеку там, куда преклонен пожеланием. Поэтому, так как никакого нет труда избрать доброе, а за избранием следует и приобретение того, что кем избрано, то возможно немедленно быть на небе и тебе, объявшему умом своим Бога. Если, как говорит Екклезиаст, Бог на небеси горе (Еккл.5:1), а ты, по слову Пророка, прилепился Богови (Пс.72:28), то по всей необходимости должно тому, кто в единении с Богом, быть там, где Бог.
Поэтому, предписав в молитве говорить, что Бог — Отец наш, не иное что повелевает, как боголепной жизнью уподобляться Отцу Небесному, так как и в другом месте яснее заповедует это же самое, говоря: Будите совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть(Мф.5:48). Итак, если уразумели мы смысл таковой молитвы, то время уже уготовать души свои к тому, чтобы со временем осмелиться восприять устами эти речения и с дерзновением сказать: Отче наш, Иже еси на небесех.
Как явны признаки уподобления Богу, по которым каждому можно сделаться чадом Божиим, ибо сказано: Елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти (Ин.1:12), приемлет же в себя Бога, кто восприемлет совершенство в добре, — так и у лукавого нрава есть некие особые признаки, и кто имеет их, тому невозможно быть сыном Божиим, нося в себе образ противоположного естества. Угодно ли знать отличительные свойства лукавого нрава? Это — зависть, ненависть, клевета, кичливость, любостяжательность, страстное пожелание, недуг славобесия; подобными этому чертами отличается образ сопротивника. Поэтому если подобными сквернами очернивший душу будет призывать отца, то какой отец услышит его? Очевидно, состоящий в родстве с призвавшим, а этот отец — не Небесный, но преисподний. Признаки близости с кем носит на себе человек, тот и признает несомненно родство свое с ним. Итак, молитва человека порочного, пока он в пороке бывает, является призыванием диавола, а кто оставил порок и живет в благости, того глас призывает благого Отца.
Григорий Нисский, святитель
Антология. Восточные Отцы и учители Церкви IV века.
Том II. -М.: Издательство МФТИ, 2000. — С. 374-379
Святителю Григорию, епископу Нисскому.
Тропа́рь, гла́с 4:
Бо́же оте́ц на́ших, творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости, не отста́ви ми́лость Твою́ от на́с, но моли́твами и́х в ми́ре упра́ви живо́т на́ш.
Кано́н свята́го Григо́рия, гла́с 5.
Пе́снь 1.
Ирмос: Коня́ и вса́дника в мо́ре Чермно́е сокруша́яй бра́ни, мы́шцею высо́кою, Христо́с истрясе́, Изра́иля же спасе́, побе́дную пе́снь пою́ща.
Припев: Святителю отче Григорие, моли Бога о нас.
Бе́здна сы́й прему́дрости, и ра́зума сокро́вище, и самобла́гости Исто́чник сы́й, дае́ши ми́, Христе́, сла́вныя Твоея́ Це́ркве пе́сньми свети́льника пе́ти Григо́рия.
Приими́ учи́телей, Григо́рие, све́тлое удобре́ние, о́тче, убо́гое пе́ние твое́й приноси́мое от любве́ па́мяти, в не́йже Христа́ на́м уми́лостиви.
Обре́те очище́ну свяще́нную твою́ ду́шу от страсте́й тиме́ния Сия́ние непристу́пное. Те́мже, я́ко всели́вся в тя́, о́тче, све́т тя́ показа́, науча́юща земны́я концы́.
Сло́вом, священнотаи́нниче, бога́тым же и му́дрым, честну́ю Це́рковь богосло́вити научи́л еси́ Еди́ницу Тричи́сленную и Тро́ицу Сопресто́льну и Единоче́стну, о Григо́рие!
Богородичен: Ве́ра да вменя́ется еди́на, а не показа́ние су́щих па́че ума́ чуде́с, Богороди́тельнице Де́во, Твои́х, и́бо Непостижи́маго Бо́га Сло́ва родила́ еси́, обле́кшася в челове́чество.
Пе́снь 3.
Ирмос: Водрузи́вый на ничесо́мже зе́млю повеле́нием Твои́м, и пове́сивши неодержи́мо тяготе́ющую, на недви́жимем, Христе́, ка́мени за́поведей Твои́х, Це́рковь Твою́ утверди́, Еди́не Бла́же и Человеколю́бче.
Пло́ти у́бо влады́це уму́ взыгра́ния, Всецарю́ же у́м покори́л еси́. Те́мже, непреткнове́нно пу́ть за́поведей проше́д, ты́ Тро́ицы оби́телище бы́л еси́ ле́потно, Григо́рие.
Подо́бно я́ростное у́бо на зми́я души́ вооружи́л еси́, всеблаже́нне, жела́ние же Бо́гу все́ ку́пно просте́р, к недомы́сленней и неизме́нней добро́те впери́л еси́, преподо́бне.
Дея́нию виде́ние, о́тче, приложи́л еси́, те́мже о́бласть Це́ркве тебе́ принося́, вруча́ет Христо́с, ю́же у́бо непоро́чно я́ко неботаи́нник упра́вил еси́ изря́днейший, всеблаже́нне Григо́рие.
Проходя́ доброде́телей преде́л, Григо́рие, и восхожде́ния в се́рдцы твое́м ты́ полага́я, от земли́ взя́лся еси́ непреста́нным тече́нием к небе́сному жи́тельству пре́жде от пло́ти изше́ствия твоего́.
Богородичен: Ты́, Ма́ти Бо́жия, несочта́нно родила́ еси́ из нетле́ннаго Отца́ Возсия́вшаго без боле́зней ма́терних. Те́мже Тя́, Богоро́дицу, воплоще́ннаго ро́ждшую Сло́ва, правосла́вно пропове́дуем.
И седа́лен, гла́с 3.
Боже́ственное осия́ние насле́довал еси́, житие́ невеще́ственно пожи́в, тезоимени́тным свяще́нством просия́л еси́, преесте́ственно бо уясни́в уче́ньми, правосла́вием ми́р утверди́л еси́, о́тче преподо́бне. Христа́ Бо́га моли́ дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.
Пе́снь 4.
Ирмос: Боже́ственное Твое́ разуме́в истоща́ние прозорли́во, Авваку́м, Христе́, со тре́петом вопия́ше Тебе́: во спасе́ние люде́й Твои́х, спасти́ пома́занныя Твоя́ прише́л еси́.
Яко сто́лп, ви́ден бы́л еси́ всесве́тел житие́м же и сло́вом, те́плою правосла́вия, Григо́рие, разжже́н ре́вностию, Но́ваго Изра́иля предводя́.
Благода́ть прии́м духо́вную, ве́тхаго зако́на раздра́л еси́ оде́жду писа́ния и сокрове́нную добро́ту на́м ра́зума откры́л еси́.
Все́х доброде́телей ви́ды Христо́с показу́я блаже́нствы, Григо́рие, тебе́ вве́ри, я́ко служи́телю Сло́ва, простра́нно сказа́ти конце́м.
Богородичен: Без смеше́ния у́бо зачала́ еси́ нерастле́нно во утро́бе, и пре́жде боле́зни родила́ еси́, и по рождестве́ Де́ва, Бо́га пло́тию ро́ждши, сохрани́лася еси́.
Пе́снь 5.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ирмос: Одея́йся све́том, я́ко ри́зою, к Тебе́ у́тренюю и Тебе́ зову́: ду́шу мою́ просвети́ омраче́нную, Христе́, я́ко Еди́н Благоутро́бен.
Ты́, я́ко о́гнь, попали́л еси́ ересе́й терноно́сная плете́ния слове́с, ве́рных же умы́ просвети́л еси́, блаже́нне, тайново́дче Григо́рие.
Евно́миево ты́ изобличи́л еси́ беззако́ние и сего́ словеса́ неудобоизбе́жная, сете́й же пру́гла зе́льная, я́ко паучи́нная тка́ния, разори́л еси́.
Обличи́л еси́, всеизря́днейше, безбо́жнейшаго Македо́ния, Боже́ственный Ду́х безсту́дно укори́вшаго, я́ко неприча́стна сему́ су́ща, Григо́рие.
Богородичен: Ты́, пра́вду же и избавле́ние на́м ро́ждши — Христа́ — безсе́менно, свобо́дно соде́яла еси́ от кля́твы, Богоро́дице, естество́ пра́отца.
Пе́снь 6.
Ирмос: Неи́стовствующееся бу́рею душетле́нною, Влады́ко Христе́, страсте́й мо́ре укроти́ и от тли́ возведи́ мя, я́ко Благоутро́бен.
Смире́нное мудрова́ние стяжа́в, все́м же кро́ток боре́ц показа́лся еси́, Григо́рие, проти́ву тща́щимся, ума́лити сла́ву Христо́ву.
Ариево отчужде́ние Тро́ицы, сло́вом бога́тным де́рзостное разделе́ние, Григо́рие, и всеконе́чно низложи́л еси́ мудрова́ния.
Неуче́нно соедине́ние Тро́ическое смеше́ние му́дрствуя, тобо́ю Саве́ллий обличи́ся богобо́рец, Григо́рие всеблаже́нне.
Богородичен: Де́ва роди́ и, ро́ждши, пребы́сть чиста́, на рука́х Нося́щаго вся́ческая я́ко вои́стинну, Де́во Ма́ти, носи́вши.
Конда́к Григо́рия, гла́с 2.
Це́ркве Боже́ственный иера́рх и прему́дрости честны́й тайноглаго́льник, Нисси́йский бо́дрый у́м, Григо́рий, со Ангелы ликовству́я и наслажда́яся Боже́ственным све́том, мо́лится непреста́нно о все́х на́с.
Пе́снь 7.
Ирмос: Превозноси́мый отце́в Госпо́дь, пла́мень угаси́, о́троки ороси́, согла́сно пою́щия: Бо́же, благослове́н еси́.
Жела́нием соедини́вся Трисо́лнечнаго Божества́ сия́нию, Григо́рие, все́м, я́ко зерца́ло, сия́я, блиста́еши све́та зари́.
Сокро́вище — словеса́ твоя́ оте́чески оста́вил еси́, обы́чай души́ очище́ние и ра́зума исполне́ние ве́рою песнопою́щим: Бо́же, благослове́н еси́.
Пе́рваго Ума́ и вино́вна, Отца́ возвести́л еси́, Сло́ва у́бо Роди́теля, ку́пно же Производи́теля Ду́ха, Тро́ицу песнопоя́: Бо́же, благослове́н еси́.
Богородичен: Еди́ну у́бо Ипоста́сь во двою́ естеству́, Всенепоро́чная, родила́ еси́ воплоще́нна Бо́га, Ему́же вси́ песнопое́м: Бо́же, благослове́н еси́.
Пе́снь 8.
Ирмос: Тебе́, Вседе́телю, в пещи́ о́троцы, всеми́рный ли́к спле́тше, поя́ху: дела́ вся́кая, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Всю́ зарю́ Уте́шителеву, блаже́нне, прия́л еси́ наше́дшую, зовя́, преподо́бне: вся́ дела́, Го́спода по́йте и превозноси́те во вся́ ве́ки.
Истека́ют на́м по Боже́ственному сло́ву Христо́ву из чре́ва твоего́ ре́ки ра́зума: вои́стинну бо исто́чника непреста́нна благода́ть показа́ ми́ру тя́, о́тче, во ве́ки.
О, чу́дныя бра́тския дво́ицы, пло́тию же сро́дныя и боже́ственныя мудрова́нием! Сию́ чту́ще, Васи́лия досто́йно вку́пе с Григо́рием почти́м во ве́ки.
Све́т мы́сленный, в тя́ всели́вся, о́тче, свещу́ тя негаси́му ми́рови поста́вил е́сть, Еди́наго Све́та пою́ща, Трисо́лнечна и Боже́ственна, Его́же превозно́сим во вся́ ве́ки.
Богородичен: Тебе́, па́че ума́ Богому́жным сло́вом ро́ждшую Го́спода и де́вствующую, вся́ дела́, досто́йно благослови́м и превозно́сим во вся́ ве́ки.
Пе́снь 9.
Ирмос: Иса́ие, лику́й, Де́ва име́ во чре́ве и роди́ Сы́на Емману́ила, Бо́га же и Челове́ка, Восто́к и́мя Ему́, Его́же велича́юще, Де́ву ублажа́ем.
Исправле́ний же и слове́с твои́х блиста́ния, Григо́рие, восхвали́ти у́м не моги́й я́ве на́ш, испове́дует побежде́ние благопохва́льно, твое́ же возвеща́ет па́че си́лы похвале́ние.
Таи́нниче небе́сных изря́днейше, Тро́ице ны́не предстоя́ со апо́стольским ли́ком и проро́ческим, му́чеников же, и пра́ведных, и патриа́рхов, помяни́ на́с, воспева́ющих твою́ па́мять, Григо́рие.
Назира́еши свы́ше, защища́я ны́не, святи́телю Це́ркви Христо́вы, побе́ды да́руя , и рабо́тное сокруши́ и́го, твоя́ спаса́я певцы́ моли́твами твои́ми, Григо́рие.
Богородичен: Яко ро́ждши, Всечи́стая, тва́ри Соде́теля, по всему́ Рожде́ннаго но́сиши нача́ло, неоску́дное иму́щи вели́чие и преесте́ственное. Те́мже, Рождеству́ Твоему́ покланя́ющеся, Тя́ сла́вим.
Свети́лен.
Па́стыря до́браго, Григо́рия всему́драго, Ниссе́ев председа́теля, Васи́лия прему́драго единонра́внаго бра́та по пло́ти, пра́зднственными пе́сньми просла́вим вси́.
Григорий Нисский. О молитве. Слово первое
Память: 10 / 23 января
Григорий Нисский (около 335 — 394) — христианский богослов и философ, епископ города Ниссы. Один из трёх великих «каппадокийцев» — младший брат Василия Великого, близкий друг Григория Богослова. Автор многочисленных проповедей, догматико-полемических, экзегетических и нравственно-аскетических произведений. За исключением его мнения о конечности адовых мук и всеобщем спасении людей его работы отличаются ортодоксальностью и глубиной мысли.
Святитель Григорий Нисский. Мозаика храма Святой Софии в Новгороде, XI века
Божие слово преподает нам учение о молитве, в котором достойным ученикам своим, тщательно ищущим ведения о молитве, излагает оно, какими молитвенными речениями надлежит преклонять к себе Божий слух. А я осмеливаюсь предпоставить написанному, что настоящему собранию надлежит сперва учиться не тому, как должно молиться, но тому, что непременно должно молиться, о чем, может быть, и не слыхали еще многие. Священное и божественное это дело — молитва — многими во время жизни оставляется в нерадении и небрежении. Поэтому, кажется мне, прилично будет сперва, сколько возможно, подтвердить словом, что непременно должно, как говорит апостол, пребывать в молитве (Рим.12:12), и потом уже выслушать Божественное слово, излагающее нам способ, как надлежит возносить моление ко Господу.
Поэтому-то великий это в жизни грех, непрестанно от разных приращений более и более увеличивающийся, соединенный со всеми человеческими заботами, отчего и забвение о Боге преобладает всеми, и благо молитвы не включается людьми в число заслуживающего их заботы. С торговлей привходит любостяжателыюсть, а любостяжательность есть идолослужение. Так земледелец не с необходимыми потребностями соразмеряет труды земледелия, но, простирая всегда тщательность до большей меры, доставляет греху свободный вход в занятие тем, что вносит его в чуждые пределы. Отсюда происходят нескончаемые споры, когда одержимые подобным недугом любостяжательности входят между собой в состязание о границах земли. От этого раздражения, побуждения к злым делам и взаимные нападения друг на друга часто оканчиваются кровопролитием и убийством. А также усильные хождения по судам, изобретая тысячи извинений неправде, служат множеству разных грехов. Судья или произвольно за взятку кривит весами правосудия, или, против воли введенный в обман старающимися затемнить истину, подтверждает неправду. И что если пересказать подробно это множество видов и способов, какими грех примешивается к человеческой жизни?
Причина же греха не иное что, а единственно то, что люди к тем средствам достигнуть желаемого, какие у них под руками, не хотят присовокупить и Божию помощь. Если усиленному старанию предшествовать будет молитва, то грех не найдет доступа к душе. Пока в сердце твердо памятование о Боге, недействительными остаются примышления сопротивника, потому что в делах сомнительных везде за нас ходатайствует правда. Молитва и земледельца удерживает от греха, на малом пространстве земли умножая плоды, так что грех не входит уже с пожеланием большего. Так путешественник, так вступающие в воинские ряды или в супружество, так всякий, к чему бы ни было направлено его стремление, если каждое дело будет делать с молитвой, благоуспешностью в том, чем он занят, будет отвращен от греха, так как ничто противное не увлечет душу его в страсть. Если же кто отступит от Бога, всецело предастся собственному усилию, то, став вне Бога, по всей необходимости непременно перейдет он во власть противника. Отлучается же от Бога тот, кто не в единении с Богом посредством молитвы.
Но теперь все почти человеческое естество бдительно для одного вещественного, об этом вся его тщательность, к этому все усердие, это составляет предмет и памятования, и надежды. Неусыпно и неудержимо во всяком деле естество человеческое к вожделению большего, где только может еще быть найдено что-либо большее, в чести ли это и славе, в избытке ли имущества или недуга раздражительности, — везде естество наше имеет в виду достигнуть в этом большего, об истинных же благах Божиих или известных по обетованию нет и помышления.
Но время исследовать по возможности смысл речений, употребленных в молитве, ибо явно, что получить желаемое нами делается для нас возможным только когда узнаем, как надлежит сего испрашивать. Поэтому какое же преподано об этом учение? Молящеся, сказано, не лишше глаголите яко же язычницы: мнят бо яко в многоглаголании своем услышани будут (Мф.6:7-8). Хотя содержание этого учения, будучи изложено нам просто, само по себе может быть ясно и не требует никакого более тонкого изыскания, однако же достойно для нас исследования, что значит речение «лишшеглаголание», чтобы, дознав смысл этого слова, не делать нам запрещенного.
Но у любителей споров под руками на это возражение. Ибо в защиту своей жестокости немедленно представляют пророческие слова, а именно: Давида, желающего да погибнут грешные (Пс.9:4) и молящегося о постыжении и посрамлении врагов (Пс.82:18); Иеремию, изъявляющего желание видеть мщение Божие на сопротивных (Иер.11:20); Осию, испрашивающего дать врагам утробу неплодящую и сосцы сухи (Ос.9:14), собирают и многое другое, рассеянное в разных местах Священных Писаний, доказывая, что должно молиться об отмщении противникам и благость Божию делать содейственницей своей жестокости. Но, чтобы как бы мимоходом прекратить лишшеглаголание по сему поводу уклоняющихся в противное, о каждом из упомянутых мест предложим мы следующее.
Прекрасно изображает Господь эту несообразность присовокуплением, сказав, якоже язычницы. Ибо иметь попечение о видимом свойственно не предоставляющим для себя никакой надежды в будущем веке: ни страха суда, ни угрозы геенной, ни ожидания благ, ни чего-либо уповаемого по воскресении свойственно людям, которые наподобие скотов видят только настоящую жизнь, признают за благо одно то, что могут дать в удовлетворение гортани, чрева и прочих сладострастных требований тела. Или первенствовать между иными и заставить о себе думать, что ты выше прочих, или почивать на множестве талантов, или обладать чем иным, что только служит к житейскому обольщению, свойственно таким людям, которым, кто скажет об уповании в будущем, тот кажется пустословом, как скоро начинает описывать рай, и царство, и небесную жизнь, и подобное тому. Итак, поскольку не имеющим надежды свойственно прилепляться к жизни настоящей, то излишества и суеты пожелания, которых сластолюбцы надеются успешно достигнуть молитвой, прекрасно называет Писание свойственными язычникам, думающим неотступностью нелепых прошений довести Божество до содействия, в чем не должно. Мнят бо, сказано, яко в многоглаголании своем услышани будут.
Но как из того, что нами исследовано, научились мы, чего не должно просить, так о том, какое моление надлежит приносить Богу, услышим в последующем, но благодати Господа Иисуса Христа. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.
Григорий Нисский, святитель
Антология. Восточные Отцы и учители Церкви IV века.
Том II. -М.: Издательство МФТИ, 2000. — С.. 365-373
Григорий Нисский. О молитве. Слово третье
Память: 10 / 23 января
Григорий Нисский (около 335 — 394) — христианский богослов и философ, епископ города Ниссы. Один из трёх великих «каппадокийцев» — младший брат Василия Великого, близкий друг Григория Богослова. Автор многочисленных проповедей, догматико-полемических, экзегетических и нравственно-аскетических произведений. За исключением его мнения о конечности адовых мук и всеобщем спасении людей его работы отличаются ортодоксальностью и глубиной мысли.
Святитель Григорий Нисский. Мозаика храма Святой Софии в Новгороде, XI века
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое. Мф.6:9-10
Закон, сень имый грядущих благ (Евр.10:1), и некиими прообразовательными гаданиями провозвещающий истину, когда во святилище вводит священника для принесения молитвы Богу, сперва очистительными некими жертвами и окроплениями очищает входящего, потом, украсив священнической одеждой, благолепно испещренной золотом, багряницей и красками других цветов, возложив па него наперсник и увясло, прицепив к краям одежды звонки с пуговицами, а на раменах застегнув верхнюю одежду и голову прикрасив диадемой, обильно излив миро на волосы, вводит его наконец в святилище совершать таинственные священнодействия.
Но, может быть, скажет кто-либо, что смысл молитвы, предложенной нами для истолкования, по первому взгляду не имеет этого значения, а нами придуманы подобны понятия, не соответствующие понятиям, заключающимся в собственных словах молитвы. Поэтому пусть такой снова приведет себе на память первые уроки молитвы. Ибо, кто приготовил себя к тому, чтобы с дерзновением осмелиться наименовать Бога отцом своим, тот в точности облечен той одеждой, какая описана в слове, звучит звонцами, цветет пуговицами, блистает на персях лучами заповедей, на раменах носит патриархов и пророков, вместо имен обратив добродетели их в собственное свое украшение и голову украшает венцом правды, волосы имеет умащенные небесным миром и пребывает внутри пренебесного святилища, которое поистине непроницаемо и недоступно для всякого нечистого помысла. Но как надлежит приготовлять себя посвящаемому, достаточно показано это словом в исследованном до этого, остается же рассмотреть само прошение, какое пребывающему внутри святилища Господь повелел возносить к Богу.
Писание под видом молитвы не учит ли, может быть, чему-либо такому: природа человеческая для приобретения чего-либо доброго немощна, и потому о каком бы добре ни заботились, не достигали бы мы его, если бы не совершало это в нас Божие содействие. А главное для меня из всех благ — то, чтобы жизнью моей прославлялось имя Божие.
Вразумительнее же сделается для нас этот смысл через предположение противного. Слышу, что Священное Писание осуждает где-то тех, которые делаются виновниками хулы на Бога. Ибо сказано: горе тем, ихже ради имя Мое хулится во языцех (Ис.52:5). А это значит: не уверовавшие еще слову истины взирают на жизнь принявших веру в таинство, а поэтому, когда иные носят на себе имя веры, а жизнь их противоречит имени или идолослужительствуя любостяжательностью, или бесчинствуя в пьянстве и на пиршествах, или наподобие свиней валяясь в тине распутства; тогда у неверных тотчас готов отзыв, осуждающий не произвол худо пользующихся жизнью, но таинство, как будто оно учит поступать таким образом, и будто бы такой-то человек, посвященный в божественные таинства, не сделался бы или злоречивым, или любостяжательным, или хищником, или подверженным иному какому пороку, если бы грешить не было для них законно. Поэтому-то Писание обращается к таковым со строгой угрозой, говоря: горе тем, ихже ради имя Мое хулится во языцех.
Поэтому, кто говорит в молитве: Да святится имя Твое, — по мне тот по силе произносимых им слов молится о следующем: «При содействии Твоей помощи да сделаюсь неукоризненным, справедливым, богочестивым, буду воздерживаться от всякого лукавого дела, говорить истину, делать правду, ходить по правоте, отличаться целомудрием, украшаться нерастлением, мудрствовать горнее, презирать земное, просиявать ангельским житием». Это и подобное ему содержит в себе это краткое прошение, в молитве взывающее Богу: Да святится имя Твое. Ибо не иначе возможно Богу прославляться в человеке, как разве когда добродетель его свидетельствует, что причина благ в Божием могуществе.
Поэтому если просим, чтобы пришло к нам Царство Божие, то в действительности умоляем Бога о следующем: «Да избавлюсь я от тления, да освобожусь от смерти, да буду разрешен от уз греха, да не царствует более надо мной смерть, да не будет более действительным над нами самоуправство порока, да не обладает мной враг, да не водит меня пленником, порабощая грехом; но да приидет на меня Царствие Твое, чтобы отступили от меня или, лучше сказать, обратились в ничто преобладающие и царствующие ныне страсти. Яко исчезает дым, да исчезнут: и яко тает воск от лица огня, тако да погибнут (Пс.67:3). И дым, разлившись в воздухе не оставляет по себе никакого признака собственного своего естества, и воска, пребывающего в огне, уже не найдешь. Но воск, напитав собой пламя, претворился в пар и в воздух; и дым пришел в совершенное уничтожение. Так, когда придет на нас Царствие Божие, тогда все обладающее нами теперь обратится в ничто, потому что тьма не терпит присутствия света, не остается болезни по возвращении здоровья, не действуют и страсти при появлении бесстрастия, бездейственна смерть, исчезает тление, когда воцаряется в нас жизнь и начинает преобладать нетление.
Да приидет Царствие Твое. Какое сладостное изречение! Им ясно приносим Богу следующее моление: «Да рассыплется сопротивная сила, да уничтожится дружина иноплеменников, да прекратится борьба плоти с духом, да не служит тело прибежищем неприятелю души, да явятся на мне царственное владычество, ангельская рука, тысячи исправляющих, тьма помогающих с правой руки, чтобы с противной стороны пала тьма враждующих. Сопротивник силен, но страшен и непреоборим для лишенных Твоей помощи, пока побораемый им один. А как скоро откроется Твое Царствие, отбеже и печаль и воздыхание (Ис.35:10), на место же их входят жизнь, и мир, и радование. Или, как яснее истолкована нам та же мысль Лукой, кто просит, чтобы пришло Царствие, тот взывает о содействии Святого Духа. Так, в Евангелии от Луки, вместо слов: Да приидет Царствие Твое — сказано: «Да приидет Святой Дух Твой на нас и очистит нас».
Что скажут на это дерзко отверзающие уста свои на Духа Святого? По какому разумению царственное достоинство превращают они в рабское уничижение? Лука называет Духом Святым то, что Матфей наименовал Царством; почему естество Духа низводят в подчиненную тварь, естество царственное причисляя к естеству, подвластному царской власти? Тварь рабствует, а рабство — не царская власть. Дух же Святой есть Царствие. А если Царствие, то, без сомнения, царствует, а не под царской властью, а что не под царской властью, то не тварь, потому что твари только свойственно быть в рабстве. Поэтому если Дух есть Царствие, то почему причисляют Его к естеству рабственному не научившиеся еще молиться, не знающие, кто очищает оскверненное? Кому принадлежит держава Царства?
Сказано: «Да приидет Святой Дух Твой и очистит нас». Посему особая и преимущественная сила и действенность Святого Духа — очищать от греха. Ибо чистое и неоскверненное, конечно, не имеет нужды в очищающем. Но это же самое свидетельствует апостол и о Единородном, когда говорит: Очищение сотворив грехов, седе одесную величестия (Евр.1:3) Отцова. Поэтому одно дело у Того и Другого: у Духа, очищающего грех, и у Христа, сделавшегося очищением. А кого одно действие, у тех, конечно, и сила одна и та же, потому что всякое действие есть следствие силы. Поэтому если и действие одно и сила одна, то как можно представлять себе инаковость естества у тех, у кого не находим никакой разности ни в силе, ни в действии? Как по свойствам огня, когда два эти действия светить и сжигать — равны и подобны, нельзя заключать о видоизменении предмета, так и никто из целомудренных, наученный Божественным Писанием, что одно действие Сына и Духа, не дойдет до того, чтобы предполагать какое-либо различие в естестве.
Поэтому, каково же безумие этих духоборцев, которые учат, что Господь — раб, для которых неверно и свидетельство Павла, когда говорит, что Господь Дух есть (2Кор.3:17). Или, может быть, слово: Да приидет — почитают унижающим достоинство? Не слушают, значит, и великого Давида, который призывает к себе даже Отца, и вопиет: Прииди во еже спасти нас (Пс.78:3). Если для Отца прийти — дело спасительное, то почему для Духа прийти — дело унизительное? Или и это очищение от грехов поставляют признаком унижения достоинства? Послушай неверных иудеев, которые вопиют, что отпущать грехи свойственно Единому Богу, рассуждая об Отце, говорят: Кто есть сей, иже глаголет хулы? Кто может оставляти грехи, токмо един Бог (Лк.5:21)? Поэтому если грехи оставляет Отец, вземлет же на Себя грех мира Сын (Ин.1:29), и от греховной скверны очищает Дух Святой тех, в ком пребывает Он, — что скажут на это противоборствующие собственной своей жизни?
Но да приидет на нас Дух Святой, и да очистит нас, и да соделает способными к принятию возвышенных и боголепных понятий, указуемых нам в молитве гласом Спасителя. Ему слава во веки веков! Аминь.
Григорий Нисский, святитель
Антология. Восточные Отцы и учители Церкви IV века.
Том II. -М.: Издательство МФТИ, 2000. — С. 380-387
Православная электронная библиотека
3765 Всего книг
68741814 Всего чтений
Библиотека на мобильном
AppStore (IOS: Iphone, Ipad)
(QR-код в отдельном окне)
Play Google (Android)
(QR-код в отдельном окне)
святитель Григорий Нисский
святитель Григорий Нисский (
День памяти: 10(23) января
Точная дата рождения Григория Нисского неизвестна. Образование он получил в Кесарии Каппадокийской. В отличие от брата, святителя Василия Великого, в Афинской Академии он не обучался, но занятия с ним и самостоятельное изучение философии позволили ему стать ритором. Смерть жены в 365 году возвратила его к церковной деятельности и он удаляется в имение, где искали уединения и Василий Великий с Григорием Богословом.
В 372 году он становится епископом города Ниссы, где он борется с арианами. Накал споров был таков, что Григория арестовали и ему пришлось бежать из-под стражи. Три года, до смерти Валента в 378 году, он был вынужден скитаться. Участвовал во Втором Вселенском Соборе в 381 году, после которого стал считаться один из самых авторитетнейших богословов империи.
О последних годах жизни Григория Нисского почти ничего неизвестно. Последнее упоминание о нем относится к собору 394 года в Константинополе.
Тропарь святителю Григорию Нисскому и преподобному Дометиану, глас 4
Боже отец наших, / творяй присно с нами по Твоей кротости, / не отстави милость Твою от нас, / но молитвами их // в мире управи живот наш.
Кондак святителю Григорию Нисскому, глас 1
Оком душевным бодрствуя, святителю, / бодр пастырь явился еси миру, / и жезлом мудрости твоея, и теплым предстательством твоим / вся отгнал еси злославныя, яко волки, / невредно соблюд стадо, // Григорие всемудре.
Ин кондак святителю Григорию Нисскому, глас 2
Видео (кликните для воспроизведения). |
Церкве Божественный иерарх / и премудрости честный тайноглагольник, / Ниссийский бодрый ум, Григорий, / со Ангелы ликовствуя / и наслаждался Божественным светом, // молится непрестанно о всех нас.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.