Содержание
Четыре духовные пользы от поста и молитвы
Христианский публицист Джессика Галан рассказала о том, как пост и молитва помогают в построении близких отношений со Христом.
Желаете прорыва в своей духовной жизни? Хотите достичь совершенного подчинения Христу? Тогда вам стоит рассмотреть духовные дисциплины поста и молитвы.
Для тех, кто желает близких отношений с небесным Отцом, пост и молитва помогают достичь этой цели. Вот четыре духовные пользы, которые приносит пост.
1. Пост ведет к глубоким личным отношениям с Богом.
Пост помогает подавлять нашу плотскую натуру ради достижения того, чего желает Бог. Через пост и молитву можно понять Его волю для нашей жизни и подчиниться ей.
Благодаря посту, наш дух и наша душа испытывают радость. Это – решение мгновенно умереть для своей плоти ради достижения более великих целей, которые важны всемогущему Богу.
Иисус сказал: “Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни” (Мр. 2:20).
Знайте, что жертвенные элементы поста всегда воспроизводят блага, касающиеся вечности – именно те блага, которые мы хотим достичь в своем хождении перед Богом. Временный дискомфорт для плоти духовно вознаграждается.
2. Жертвуем своим комфортом ради духовной проницательности
Культура 21 века приводит к ослаблению рвения к тем вещам, которые важны в глазах Бога. Однако молитва и пост (с его «вызовом» для нашего тела) усиливают духовную проницательность.
Мы учимся отказываться от таких вещей, как соцмедиа, телевидение, еда и даже негативное умонастроение. Мы учимся таким вещам, как подчинение Богу, служение верующим в церкви и своим ближним.
Благодаря посту мы получаем мудрость и Божье руководство. Посредством поста и серьезной молитвы мы становимся способными различать волю Бога.
“Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная” (Рим. 12:2).
3. Пост открывает наши сердца духовному обновлению
Когда мы постимся и молимся, этим возжигаем в нас огонь Святого Духа. Во время поста мы становимся «агентами надежды» и ходатаями для страдающих и несчастных. Благодаря посту наша душа обновляется, мы получаем новые духовные силы.
“Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме… и даже до края земли” (Деян. 1:8).
Источник силы есть в молитве и посте. Мы становимся более способными выполнять величайшее поручение из всех – приобретать души для урожая вечности (Мф. 28).
4. Молитва и пост разрушают сатанинские твердыни
Когда ученики Иисуса не смогли изгнать злого духа из юноши, Иисус сказал им: “Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста” (Мр. 9:29). Молитва и пост – это очень важно для духовной победы.
Посредством глубокой молитвы мы можем преодолевать духовную оппозицию, разрушать сатанинские твердыни. Когда восстают трудности, последователи Христа могут использовать силу Святого Духа через пост и молитву.
Наши иссохшие сердца освежаются, словно дождем и оживают, когда мы постимся и молимся. Мы лучше снаряжены для борьбы с внезапными искушениями, потому что “на связи” с Богом, Его ангелами, и в нас действует сила Святого Духа.
“Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо” (Ис. 58:6).
В греческом языке слово сила звучит как “дунамис” – мы боремся с силами врага с помощью “духовного динамита”.
Простой способ вхождения в пост
Если вы раньше никогда не постились, начинайте постепенно. Те, у кого есть диетические ограничения, могут использовать воздержание от соцмедиа и других развлечений.
Начните пропускать один-два приема пищи; заменяйте прием пищи молитвой, просьбами.Запишите в молитвенном дневнике или на молитвенной карточке имена дорогих вам людей, о которых молитесь. Выходите из поста постепенно – ешьте вначале бульон и овощи; не поглощайте сразу тяжелую, жирную пищу.
Празднуйте духовные достижения, когда они есть; верьте, что Бог видит и слышит ваши искренние молитвы и жертвы.
Августин Гиппонский как-то сказал: “С помощью нашего милостивого Господа и Бога все искушения мира, все ловушки дьявола, все страдания в мире, соблазны плоти, все бурные волны тяжелых времен и все духовные противники побеждаются… постом и молитвой”.
Когда мы подавляем свою плоть, усиливаются наши духовные стремления.
Пост и жертвенная молитва никогда не бывают напрасными. Они всегда приносят пользу людям вашего близкого круга и многим последователям Христа в вашей церкви, городе.
Позвольте Богу благотворить вам через пост и молитву. Как написано в Пс. 33:8, “Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!”
Кто кому помогает?
То, что пост помогает молиться, произносится почти как общее место. И тому, кто не постится, теоретически ясно, что на полный желудок приятнее перед телевизором лечь, а не поклоны класть. И ложится он поэтому, уже совершенно практически, перед телевизором с приятным чувством сытой тяжести, довольный обладанием теоретических знаний.
Нужно, однако, испытать на себе, как именно неядение или сухоядение помогает молиться. Нужно испытать, как поднимается наконец откуда-то из сердца слеза и выкатывается, принося утешение. Испытать и запомнить нужно, как мешает этому зарождению и появлению слез тяжесть объедения или послевкусие лакомства.
Теоретическое знание и не греет, и сдувается, как пыль. Человек, голым умом помнящий о том, что Христос больных исцелял, в случае болезни способен тут же побежать к «бабке». Нужен опыт, тот самый, о котором Пушкин сказал: «Сын ошибок трудных».
Один мой знакомый священник в день памяти 40 мучеников Севастийских утром ледяной душ принимал, чтоб ломоту в костях ощутить. И это для того, чтобы затем, рассказывая в проповеди о том, как они на льду замерзали, выбирать выражения менее восторженные, но более прочувствованные.
Молитва должна быть «молитвой веры» (Иак. 5: 15), и пост помогает молиться потому, что помогает верить в Бога Истинного. Совсем без поста, всегда без поста человек приближается к такому состоянию, о котором апостол сказал: «Их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном» (Флп. 3: 19).
Кто кланяется хоть бы и ложному богу, сознает себя ниже того, кому кланяется. Филарет Московский восклицает: «Как же низок должен быть человек, для которого бог – чрево!»
Человек тогда и распознать свое рабство не может, поскольку целиком в него погружен. Мы, люди, в полном составе работаем чреву, этому лукавому и ближайшему господину, как называет его Лествичник. Но узнать свое рабство и потеснить идола в правах – уже немало. Чрево может быть «богом» с маленькой буквы, а двум господам служить нельзя. Нужно исполнять заповедь: «Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4: 10).
Так что поклонение Богу «в духе и истине» (Ин. 4: 24) с логической неумолимостью предполагает хоть какое-то упражнение в посте, хоть по временам.
А молитва помогает посту? Еще бы! Без молитвы пост вообще не нужен. Бес не ест, не спит, но и не молится, не поклоняется Господу неба и земли. Неровен час, постящийся, но не молящийся человек вместо очищения души и тела добьется лишь умножения злобы и углубления лукавства. Углубит такой человек состояние падения и еще больше запутается вместо того, чтобы выйти на свободу.
Пост, таким образом, молитве помогает, а молитва пост оправдывает.
Если они вместе – пост и молитва, то они, сплетаясь, будут поддерживать друг друга постоянно. Молясь, к примеру, человек не так остро чувствует остроту воздержания. Горение молящегося духа заставляет забыть о телесных нуждах. Так и люди, уходившие за Иисусом в пустые места, готовы были часами и днями сидеть у Его ног, обо всем забыв. Телесные нужды меркли вблизи Христа. Так и Мария не помогала Марфе греметь кастрюлями, и целые толпы, замерев, слушали Его. Но когда Он умокал, телесная нужда заявляла о себе. Почему и Христос говорит: «Жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть. Если неевшими отпущу их в домы их, ослабеют в дороге» (Мк. 8: 2–3).
Вот как. Ослабеют, потому что «неевшие». Но ослабеют только «в дороге». Близ Христа не ослабеют – благодать не даст. Так близость к Богу и общение с Богом (а молитва это и есть общение с Богом) и оправдывает пост, и облегчает прохождение поста.
Слава Тебе, Господи!
Что же милостыня? Она ведь в Евангелии поминается в ряду поста и молитвы как одна из добродетелей, творимых в тайне. Отец, сказано, видящий тайное, воздаст за эти труды и подвиги явно.
Милостыня тоже нужна. Она тоже крепко связана с постом и молитвой. Отношения между ними таковы, что милостыня помогает молитве, а пост помогает милостыне. Поясню кратко.
Доброе дело рождает дерзновение. «Ты отдал серебро, а приобрел дерзновение перед Всемогущим Богом», – говорит Златоуст. То есть ты, через руки нищих, дал Самому Христу помощь. Теперь проси у Христа, чего ты хочешь. Он выслушает тебя. Это касается не только денег, поскольку милостыня шире подаяния.
Например, ты посетил больного в больнице. Купил лекарств, потратил день, посидел у кровати. Ты у Христа был! Теперь проси, молись! И сам почувствуешь, сколько радости и силы принесет тебе молитва, совершаемая после дел милосердия. Так милостыня разогревает и усиливает молитву веры.
А пост учит обходиться малым. По крайней мере, обходиться меньшим учит пост. Раз было что-то, а теперь стало «меньше», то должен появиться и «остаток». Остаток отдай ближнему. Так пост поможет милостыне!
В древности был обычай: строго постившийся человек откладывал цену дневного пропитания. Со временем эти деньги накапливались, и из них можно было удобно творить милость, от себя, по сути, уже ничего не отнимая.
Вообще человек тем охотнее думает о других, помогает другим, чем меньше он «зациклен» на себе. Пост как раз призван смирить себя, поменьше о себе думать и на себя тратить – денег, времени, мыслей. Значит, излишек, избыток можно отдавать. Эгоист не хочет ни поститься, ни милосердовать.
Мы обнаружили тройную связь поста, молитвы и милостыни. Мы соединили эти добродетели вместе, как пальцы при троеперстии, чтобы освятиться знамением Креста. Мы пропели им похвалу, чтобы с их помощью прославить Святую Троицу – Отца и Сына и Святого Духа – и укрепиться в вере, надежде и любви!
Скажем еще в завершение, что человеку предстоит всю жизнь учиться любить Бога, миловать ближних и исправлять себя. Для этого нужен человеку союз молитвы, милостыни и поста.
Человеку крайне необходимо правильно выстроить отношение к Господу Богу, к ближнему и к себе самому. Отношения эти звучат так: Богу – молитва, ближнему – милость, к себе – благоразумная строгость. И здесь мы никуда не уйдем от необходимых, как воздух, словом Божиим возвещенных триединых – молитвы, милостыни, поста.
Пусть будут они неразлучны, потому что сказано: «И нитка, втрое скрученная, нескоро порвется» (Еккл. 4: 12).
Сочетание поста с милостию и молитвою
Поучение в пятую неделю Великого поста
Святитель Игнатий (Брянчанинов) |
Благо, говорил архангел Рафаил Товитам, молитва с постом, милостынею и правдою (Тов. 12, 8). Великое благо — такой пост! Благо он для грешников как единственная дверь для исшествия из плотского состояния, для вступления в спасительную пажить покаяния и для неисходного пребывания в этой спасительной пажити. Великое благо он — не для одних грешников: великое благо он — для праведников, великое оружие в руках их. Во все время земного странствования они не покидают его, им удерживают себя в чистоте и святыне. Пост свой они основывают на милости; пост свой они полагают в основание молитве; молитвою веры (Иак. 5, 15) приемлют все просимое ими (Мк. 11, 24).
И повсюду Святый Дух законополагает соединение поста с молитвою. Обратитеся ко Мне всем сердцем вашим, взывает Господь к грешникам устами другого пророка, увещевая и ободряя их к покаянию, в посте и в плачи и в рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, и обратитеся ко Господу Богу вашему. Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедите цельбу (Иоиль 2, 12-15). Опыт силы поста и молитвы показали кающиеся Ниневитяне. Уже изречено было Богом определение на них, уже оно возвещено было им пророком Ионою; уже пророк, удалившись за город, пристально смотрел на город и ежечасно ожидал сбытия грозного пророчества. Но Ниневитяне прибегли к покаянию, доказывая неподдельность покаяния оставлением лукавых деяний, усиленным постом, усиленною молитвою, — и раскаяся Бог о зле, еже глаголаше сотворити им, и не сотвори (Ион. 3, 10). В Новом Завете Господь возвестил, что пост соделается общим подвигом всех учеников Его, егда отъят будет от них небесный Жених — Господь, вознесением на небо (Лк. 5, 35). И как ученикам Господа Иисуса не поститься на земле, как не плакать на ней, как не облачаться в одежду печали, когда Сокровище их, единственное Сокровище, далеко от них, когда путь к Нему преисполнен трудностей, — наветуется ужасными и по числу и по злобе разбойниками!
Возлюбленные братия! Познав значение и силу духовных оружий — милостыни, поста и молитвы, поспешим препоясаться этими оружиями. Стяжем милость, облечемся в благость, по наставлению и убеждению апостола (Кол. 3, 12). Отличительною чертою характера нашего, постоянною отличительною чертою поведения нашего да будет милосердие [5] . Вне милости не будем искать правды [6] .
Молитва и пост
Полюбите пост.
Пост означает временное воздержание от еды в совокупности с усиленной молитвой Богу. Люди, которые постятся и молятся, имеют горячее желание приблизиться к Богу, который выше человеческого понимания.
Одна из самых насущных и желанных потребностей человека — еда. Конечно, у нас есть множество других желаний, но они не так тесно связаны с вопросом нашего выживания.
Молитва и пост высвобождают силу, способную контролировать наши желания и похоти. Враг пытается украсть, убить и погубить нас при помощи похоти плоти, очей и жадности. Когда мы контролируем свою похоть и жадность через искреннюю молитву и пост, враг не может причинить нам вреда. Во время поста и молитвы наши сердца омываются, очищаются и наполняются Святым Духом, мы становимся способными ниспровергать силу сатаны.
Пост приводит нас к смирению перед Богом. В сравнении с одиночной молитвой, молитва с постом дает нам силу, превосходящую наше разумение. Если мы не молимся с постоянством и периодически не постимся, мы теряем особую привилегию иметь проявление силы Божьей внутри нас. К тому же очень важно поститься и молиться правильно.
Пост должен начинаться с покаяния
Если мы постимся и молимся без понимания самого смысла поста, наш пост и молитва окажутся бессмысленными.
а) Мы должны покаяться в грехе. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мат. 3:2). Если мы искренно хотим поститься и молиться, мы должны прежде всего покаяться в грехе. Иначе наш пост и молитва не будут приняты Господом.
б) Мы должны оставить мирские удовольствия во время поста. Просмотр телевидения, чтение журналов или разговоры с друзьями не приносят пользы посту. Бог желает, чтобы мы были в смирении, а подобные удовольствия могут стать нам помехой.
в) Мы должны полностью сконцентрироваться на Боге. Мы должны отложить все дела во время поста. Это одна из причин, по которой Молитвенная гора является хорошим примером места для проведения поста и молитвы. Это отделенное место, и мы не рискуем быть искушенными похотью плоти, очей и гордостью житейской. Мы можем быть сконцентрированы на Господе всем нашим сердцем.
г) Мы должны прощать других. Мы также должны отречься от таких грехов, как ненависть, гнев, жалоба и ропот. Чудесная сила поста и молитвы никогда не проявится в нас, пока мы не приведем наши сердца в правильное положение перед Богом. Таким образом, чтобы поститься и молиться, находясь в воле Бога, будучи принятым Им, мы должны сделать эти четыре шага: 1) отречься от греха; 2) оставить удовольствия мира; 3) полностью сконцентрироваться на Боге; 4) прощать других.
Цель и сила поста
Многие люди постятся и молятся без понимания цели поста и молитвы. Очень важно знать, почему пост и молитва приносят силу.
а) Пост имеет власть ослаблять узы зла. Дьявол приходит украсть, убить и погубить. Петр предупреждал нас об этом, когда писал: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8).
После избрания двенадцати учеников Иисус повелел им «изгонять бесов» (Мар. 3:15). Мы тоже можем иметь такую же силу изгонять злых и нечистых духов, духов лжи и духов прорицания.
Дьявол — часть духовного мира, — не естественного. Поэтому мы должны бороться посредством силы поста и молитвы.
В Евангелии от Марка в девятой главе мы видим пример проявления силы поста и молитвы. Сойдя с горы Преображения, Иисус, Петр, Иаков и Иоанн вернулись к ученикам, вокруг которых собралась большая толпа людей. Ученики спорили с фарисеями и книжниками об одержимом мальчике. Бессильные ученики оказались в затруднительной ситуации.
Увидев Иисуса, отец мальчика сказал: «Учитель, я привел моего сына, одержимого духом немым. Если можешь, сжалься над нами и помоги». Иисус отвечал: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». Потом Он запретил нечистому духу, приказав: «Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него». Нечистый дух оставил мальчика. Ученики были озадачены.
Оставшись наедине с Иисусом, они спросили его: «Почему мы не могли изгнать беса?» Иисус сказал им: «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста».
б) Пост имеет силу освобождать от тяжелого бремени. Многие люди обременены плохими привычками и переживаниями. Они не могут освободиться от них, потому что попались в ловушку сатаны.
Даже после раскаяния злые намерения могут зарождаться в голове человека. Нас можно сравнить с вымытой свиньей, которая все равно возвращается валяться в грязи. Только через пост и молитву злые намерения могут полностью 1 оставить нас.
Многие люди страдают от таких зависимостей, как курение, алкоголь или наркотики. От них невозможно получить освобождение только медицинским путем. Только через силу поста и молитвы эти заболевания могут быть полностью исцелены.
в) Пост имеет силу выпустить измученных на свободу. Люди двадцать первого столетия живут в скоростном индустриальном обществе. Ускоренный ход жизни с тревогами и заботами может вызвать сильную депрессию и меланхолию, которые зачастую приводят к умственным расстройствам. Врачи считают, что около шестидесяти процентов всех заболеваний в мире вызваны стрессом.
Не так давно в Корее умственно больной студент зарезал ножом профессора прямо у дверей аудитории. Это яркий пример, насколько остро злонамеренные люди нуждаются в Иисусе Христе, чтобы получить свободу от напряжения и стресса. Ключ к свободе от стресса — пост и молитва. Только тогда наше тело, ум и душа будут полностью свободны от бремени стресса.
Люди, которые постоянно молятся и постятся на Молитвенной горе, общаясь с Господом и исполняясь Святым Духом, способны наслаждаться свободой и миром в Иисусе Христе. И тогда стресс уходит прочь.
г) Пост имеет силу разбивать иго. Наша жизнь полна различных проблем, больших и маленьких. Эти проблемы являются нашим игом. Пост и молитва имеют власть разбить любое иго.
Если вы изучите жизни великих мужчин и женщин Библии, вы увидите, что они постились и молились. Моисей дважды брал сорокадневный пост с молитвой (см. Втор. 9:9, 18). Иисус постился и молился сорок дней и ночей (см. Лук. 4:1, 2). Апостолы Иисуса постились каждый раз, встречаясь с большими трудностями. Пост и молитва ведут нас к победоносной христианской жизни.
Действия, которые должны сопровождать пост и молитву
В Книге пророка Исайи (58:7) написано об определенных действиях, которые должны сопровождать пост и молитву. Недостаточно просто поститься и молиться. Мы должны сопровождать наш пост и молитву особым поведением.
Мы должны разделить свой хлеб с голодными. Если мы безразличны к людям, находящимся в острой нужде, наш пост и молитва становятся неэффективными. Мы должны сделать для этих людей все, что в наших силах.
Мы также должны предоставлять наши дома бездомным. На улицах много людей, которым некуда пойти. У них нет своего дома. «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Прит. 19:17). «Расточил, раздал нищим; правда его пребывает вовек» (2 Кор. 9:9). Слишком много людей увлечены лишь собой и своими нуждами. Они пренебрегают и не желают видеть нужды тех, кто находится рядом с ними. Живя победоносной христианской жизнью, мы должны испытывать сострадание к ближним и отвечать на нужды других с большим усердием.
Полноевангельская церковь Йодо ведет разносторонние служения. Наша программа побуждает членов церкви делиться своим материальным имуществом с нуждающимися людьми. Мы оказываем помощь домам престарелых, инвалидам, церквям в сельской местности и некоторым другим организациям. Перед тем, как начать это служение, я открыл свой шкаф и обнаружил несколько костюмов, которые я не носил четыре или пять лет. Хотя я их не носил, но выбросить их было жалко. Таким образом, прежде чем начать служение, я отдал эти костюмы нуждающимся людям. Сейчас, открывая свой шкаф, я каждый раз испытываю приятные чувства. Мы должны делиться одеждой с бедными. Бог неоднократно призывал нас оказывать материальную помощь нашим близким. Когда мы делимся с нуждающимися, наша молитва и пост будут эффективными.
Пророк Исайя также учит нас не пренебрегать самими собой. Мы можем быть настолько поглощены нуждами других, что будем пренебрегать нуждами собственной семьи.
Видео (кликните для воспроизведения). |
«Если же кто о своих и, особенно, о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).
Некоторое время назад один незнакомый человек пришел ко мне в офис и попросил предоставить ему офис в нашей церкви. В ходе нашего разговора я задал ему вопрос о его семье. Он широко улыбнулся и сказал:
— Пастор, вы не должны беспокоиться обо мне. Ради служения Богу я отверг мою жену и детей.
Не скрывая возмущения, я воскликнул:
— Вы отвергли семью? Тогда наша церковь отвергает вас как прокаженного. Пожалуйста, покиньте мой офис.
Как человек может посвятить себя служению Богу, если он не заботится о своей собственной семье и детях? Как он может разбираться с духовными нуждами членов церкви, когда сам не заботится о нуждах своей семьи?
Когда мы постимся и молимся, мы должны быть твердо уверены в том, что восполнили нужды своей семьи. Только тогда наша молитва и пост будут эффективны.
Результаты поста и молитвы
«Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: „Вот Я!»» (Ис. 58:8,9). «Тогда откроется как заря свет твой» — ваше понимание Слова Божьего будет обновлено. Вы будете способны понять истину Писания, которую не понимали раньше, до поста и молитвы.
«И исцеление твое скоро возрастет» — вы переживете освобождение от болезней и физических немощей.
«И слава Господня будет сопровождать тебя» — вы будете переживать новые благословения и преуспевание в том, что вы делаете.
«Вот Я!» — вы увидите потрясающие ответы на ваши молитвы.
Пусть Бог обильно благословит вас и откроет вам новую силу и освобождение через эффективную молитву и пост.
Молитвы, читаемые в Великий пост
Великий и любящий Творец не оставляет Своих детей без наставлений и дарует им благодатное время для физической и духовной подготовки, чтобы в чистоте и обновлении принять исцеляющую Божественную благодать в Светлый праздник Пасхи. Молитвы, читаемые в Великий пост — открытые двери к очищению от грехов, прощению и получению благодати от Творца, Сына и Святого Духа.
В чем важность молитвы в Великий пост
Иисус есть единственный путь и врата в Вечное Царство (Иоан. 14:6), молитвенное воззвание — ключ к этим вратам. Пребывая в поклонении и молитвенном состоянии, христианин может преобразовывать свою душу и дух. Великий пост, в первую очередь, ограничение в развлечениях, и увеличении времени общения с Богом в молитве, а затем уже ограничение в еде.
Говорят, что пост без молитвы превращается в обыкновенную голодовку. Научившись укрощать плоть через прием постной пищи, мы преобразуем свой дух к принятию духовной пищи через чтение молитвенных текстов, чтобы находиться в единстве с Богом через очищение греховности.
Читайте о посте:
Основные правила чтения Святого Писания и молитв
За семь недель пребывания в посте христиане должны прочитать Евангелия от четырех апостолов.
Молитвенное покаяние Ефрема Сирина читается ежедневно, при этом следует внимательно вдумываться в каждого слово, которое имеет огромное духовное содержание. Пребывая в молитвенном состоянии, следует постараться ощутить общность с Иисусом в наполнении любовью.
Господь и Властелин жизни моей, прошу Тебя, забери от меня дух уныния, праздности, властолюбия и деспотичности.
Даруй мне, рабу Твоему (имя), дух смирения, терпения, целомудрия и любви.
Царь мой, Господь мой, даруй мне увидеть все прегрешения мои, научи меня не осуждать ближнего моего, благослови меня во веки веков. Аминь.
После прочтения покаянного прошения следует совершить 12 поклонов со словами «Боже, очисти меня грешного», после этого повторяется текст молитв и делается 1 поклон.
Покаянное воззвание — сильнейшее оружие против духа праздности, лени, не дающее телу и душе расслабиться. Бессмысленная праздность рождает уныние, ведет к любоначалию, лишая жизнь Божьего смысла.
Читая покаянное послание Сирина, христиане, наполняясь духовным контролем, приобретают целомудрие, которое перерастает в смиренномудрие и дарует силу терпения. Вершиной покаянной молитвы Еф. Сирина является приобретение плода любви, главной цели Великого поста.
Важно! Молитвенное послание Еф. Сирина читается ежедневно, кроме субботнего и воскресного дня на протяжении всего Великого поста.
Молитвы на каждый день
Каждое утро читается Иисусова молитва и молитвы:
В течение дня, каждый раз, когда дьявол будет атаковать искушениями, испытывая христианскую веру, следует читать Иисусову молитву: «Иисус Христос, Сын Давидов, помилуй меня, грешного».
В конце дня, по завершении всех дел, прочтении предначинательной молитвы и обращения к Святой Троице, произносим молитву к Ангелу-Хранителю и Богу Отцу.
Отец всего живого, помоги мне в этот час, отпусти грехи мои, которые я (имя) сотворил по неосторожности сегодня. Если обидел человека словом бранным или поступком недопустимым, я молю о прощении. Очисти душу мою от мыслей скверных, а плоть — от желаний грешных. Избавь, Боже, от суеты земной и яви Свою благодать во сне. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Отче наш и Иисус Христос, даруйте мне (имя) свое милосердие, не отлучайтесь от меня на пути жизненном. Преклоняю колени и молю о помощи в завтрашнем дне, сохраните сон мой и освятите жизнь мою. Пусть на ложе моем ко мне снизойдет спасение Ваше и любовь Ваша. Отпустите грехи мои за день и направьте по пути покаяния и света. Все невзгоды пусть пройдут, как день прошел. Боже мой и Сын Твой Иисус, смиренно верю в силу Вашу и могущество над злом. Уберегите раба Своего (имя). Да будет Царствие Ваше на земле вечным. Аминь.
Господи, утешитель души моей. Яви милость Свою и убереги раба Твоего (имя) от несчастья. Через Твою помощь, Боже, я хочу очистить душу свою от согрешений дневных. Мои думы и слова мои невольны, а поэтому и грешны. Убереги меня от тоски, печали, уныния, горя и всех злых намерений. Развращенные деяния мои замени милостью Божьей и позволь покаяться в делах своих свершенных. Помилуй меня перед сном и прости прегрешения. Даруй заступничество Свое перед силой злой. Прославляю Вас во веки веков. Аминь.
Хранитель мой, моя душа и тело под покровительством Твоим пребывают. Прости меня (имя), если согрешил и пренебрег доверием Твоим. За дела мои дневные я прошу прощения и молю об избавлении от греха. Не со зла, а по неволе гневлю Господа Бога и тебя, Защитник мой. Покажи мне благодать и милость Вашу. Во славу Господа нашего. Аминь.
Суета настолько берет в плен человека, что в конце дня он просто забывает о молитвенном общении с Творцом, валясь с ног от усталости.
Вечерняя молитва не только воздает славу Всевышнему за прожитый день, она является лучшим успокаивающим средством от дневной суеты. Христианин, научившийся каждый вечер благодарить Бога за прожитый день, просить прощения за явные и неявные грехи, станет намного счастливее того человека, который попрошайничает изо дня в день, не веря в силу своего прошения.
Важно! Святые слова, произнесенные в молитвенном прошении во время Великого поста, отгонят беду, изменят будущее и привлекут счастливые дни. Молитвенные обращения, читаемые в дни Великого поста, приносят не только очищение, но и переосмысление собственной жизни.
Посещение храмовых богослужений, пребывание в посте и молитве, поможет не только избавиться от обид и непрощение, но и открыть сердце Богу.
Что можно читать в великий пост — вместо акафистов
Уже прошло две недели Великого поста, наступила третья седмица поста — крестопоклонная, прославляющая Крест. Наверное многие знают, что во время Великого поста исключаются чтения почти всех акафистов, кроме воскресного акафиста: “Божественным Страстям Христовым”.
Возникает вопрос, что можно читать в Великой пост, кроме акафистов.
Великий пост — это время начала нового года — рождение весеннего солнца, пробуждение природы и время очищения тела, и души от грехов. Покаяние и пост позволяет очистить наши энергополя “аспекта души” и “личности Я” от накопившихся грехов, а телесный пост помогает усилить единение с Единым Отцом Небесным и Господом нашим Иисусом Христом.
- Пост — не цель, а средство достижения духовных ценностей, общения и единения с Богом. Посредством поста мы смиряем в себе земного человека, свою плоть и, очищаясь от грехов, делаем время поста временем покаяния и обновления наших душ.
Существует разделение людей из числа соблюдающих строгий Великий пост: одни верующие читают акафисты, прославляющие Господа нашего Иисуса Христа, а другие, исключают из молитвенного инструмента чтение множества акафистов, кроме акафиста: “Божественным Страстям Христовым”.
- На протяжении всех недель Великого Поста нужно придерживаться рекомендованных особенностей церковного календаря и молитвенных правил, но обязательно соблюдать чтение покаянных канонов и дополнительных покаянных молитв.
Но некоторые христиане все же продолжают чтение акафистов во время строго Великого поста.
Пример из общения со священником и его мнение о чтении акафистов в Великий пост:
Давайте теперь рассмотрим, что же происходит на тонком плане во время чтения или пения акафистов в Великий пост.
Во время пения акафистов, мы не догадываемся и не осознаем происходящих изменений, связанных с энергопоточностью. А именно — высоковибрационный энергопоток, поступающий с Небес ослабевает — идет мощное очищение нашего биополя от привнесенной греховной грязи, но только при условии искреннего покаяния перед Богом. Если не соблюсти этого важного духовного делания, то вы всего лишь взбаламутите греховность в своей душе, а накипь повседневных грехов так и останется на тонких телах.
- При этом многие верующие, продолжающие чтение акафистов или практикующие вычитывание псалтири в Великий пост, не совсем разбираются в отличиях чтения псалтири и вычитывания живых и мертвых по псалтырю. Советую прочитать статью: “ Вычитывать псалтырь в Великий пост ”.
В течении года, мы, верующие читаем кроме утреннего и вечернего правила, покаянный канон Господу нашему Иисусу Христу и молебен Пресвятой Богородице, а также акафисты, посвященные святым угодникам. В обычный день, поступающий энергопоток с Небес во время чтения акафистов насыщает наш вибрационный актив тонких тел высоковибрационной энергий, состоящей из высоких матричный кодов 3D или 4D.
Во время проведения строго Великого поста, в проекции, в Царствии Небесном происходит соблюдение строго Великого поста, поэтому, ввиду некоторого ослабления энергопотока, на Землю поступают лишь очищающие энергополя матричных кодов, которые, входя в нас во время молитвенного предстояния преобразовывают и производят очистительные, и целительные процессы на тонком плане во время чтения молитв.” Великий пост — это время очищения и настройки наших тонких тел ”.
Что обязательно читают в строгий Великий пост:
- Утром и вечером обязательное чтение молитвенного правила, с дополнительным покаянными молитвам.
- Покаянные каноны с молебнами, обычно в каждом молитвослове приведены: Покаянный канон Господу нашему Иисусу Христу и молебен Пресвятой Богородице.
- Покаянный канон Ангелу — Хранителю .
- Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского
- Рекомендована к прочтению — Книга сочинение 1858 года Святителя Иннокентия Херсонского, в ней автор через беседы о святой четыредесятнице раскрывает значение и эзотерический смысл молитвы Святого Ефрема Сирина: “Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждать брата моего, яко благословен еси веки веков!”
- Святое Писание — многие стараются прочесть за время проведения Великого поста самую умную и жизненную книгу — Евангелие или Новый Завет. Но необходимо не просто читать, а пытаться понять, что написано между строк.
- Посещения церкви по выходным, а также в будничные дни. Желательно каждому православному христианину во время поста, выбрать свободное время и возможность сходить в церковь на божественную литургию и помолиться, а не только на Рождество и Пасху поклониться Господу, как это делают обычно многие православные верующие.
Среди всех верующих христиан, есть православные, которые соблюдают неписаные правила — в Великий пост не читают акафисты, восхваляющих Пресвятую Богородицу и Господа Иисуса Христа, выбравшие при регулярном молитвенном предстоянии чтение покаянных канонов и молитв.
Обычно для чтения акафистов в Великий пост обращаются за благословением к батюшке, прося у него разрешение на восхваления Господа нашего Иисуса Христа. ” Благословение — нужно ли испрашивать благословение на разные действа ”.
- Духовник в свою очередь, зная ваши огрехи, наверняка благословит вас на духовный молитвенный труд во время поста.
Но разве что в целях укрепления в вере — мало верующим христианам, которые еще не прилепились ко Христу всей своей душой, и не воцерковлены. “ Что значит быть воцерковленным ”. Хотелось бы поделиться мыслью о том, что Великий пост — это строгий Пост не только на Земле, но и на Небесах.
Пост и молитва: постная пища поддерживает вибрации мембраны клетки, а покаянная молитва пробуждает к духовному посту нашу душу. При несоблюдении рекомендованных правил раздельного питания во время Великого поста, но включив ежедневные покаянные молитвы, наша душа продолжит спать крепким иллюзорным сном, обрастая греховностью и страстями к земной жизни. Решили умеренно питаться постной пищей и увеличить чтение покаянных молитв, тогда наш организм на тонком плане получит необходимый энергозаряд на очищение и исцеление физического организма, и настроится на весь текущий год.
Покаянная молитва пробуждает покаяние на уровне нашего воплощенного “аспекта Души” и телесной “Личности Я”, на тонком плане идет чистка энергетики от страстей, повседневных грехов — от низких вибраций энергополей, накопившихся за текущий год.
- “Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем? Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия святых даров”. “Будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, чтобы Бог принял пост твой”. (Святой Иоанн Златоуст)
Чтение акафистов во время Великого поста, минимально своим воздействием по результату энергопотенциала наполнения на энергетику человека, то есть, вы увеличиваете время чтения Священного Текста, а на выходе получаете минимально низкий заряд.
- Во время молитвенного чтения покаянных канонов и молитв на нас изливается небесный энергопоток, в котором проявлены матричные коды, направленные на очищение нашей души и телеса. Для того, чтобы получить заряд от чтения покаянного канона, нужно научиться во время молитвы излучать встречный молитвенный энергопоток Любви Души к Богу. Выражать Благодарность и чистосердечную любовь к Богу.
Во время Великого поста каждый верующий христианин на своем пути к Богу, должен выработать системный подход в духовном развитии души — это чтение покаянных молитв и покаянных канонов, а также, если вашей душе угодно, то с благословения и акафистов.
Желающим иначе соблюдать духовный пост, по старинке, как его соблюдали монахи и пустынники в Руси — предлагается выработать системное молитвенное правило в Великий пост и исключить чтение акафистов, а обязательно включить покаянные каноны, например, Господу нашему Иисусу Христу и покаянный молебен Приснодеве Богородице.
- Маловерующий человек, живущий нерегулярной молитвой, ему я думаю будет даже полезно читать в Великий пост акафисты, но желательно, хотя бы соблюдать правила в питании, хоть это и малое дело в пути, но каждый с чего — то начинает. В любом другом случае — несоблюдения правил поста — это прежде всего неуважение к Богу.
- Как в любом молитвенном деле, нужен индивидуальный подход и осознанное понимание для чего человек должен поститься и молиться.
- “Пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями”. (Священник Александр Ельчанинов)
Советую почитать тематические статьи по теме по Пути к Богу:
Проживая земную жизнь в молитве и в устремлении по пути к Богу.
Путь к Богу — нашли ответ, ставь палец верх
Подпишись на Тематический Канал: Путь к Богу
10 правил Великого поста
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес.5:16-18), — мудрый совет апостола как никогда актуален в великопостные дни.
Велик соблазн впасть в уныние: «Как же я проживу без вкусной еды! Теперь никаких развлечений! Какие долгие службы!» — тогда как причин для уныния нет. Долгие службы — это и высокие образцы средневековой духовной поэзии, и философские размышления о месте человека в вечности, и ощущение единства с другими молящимися, и общение с Самим Богом.
Не реже, а то и чаще, встречается обратная сторона великопостного уныния: «Я не могу поститься по уставу. Я пропускаю службы. Я отвлекаюсь на мирскую суету».
Банально, но от того не менее справедливо: помните, что Богу нужны не желудок и ноги, а сердце, Он видит в душе человеческой искреннее стремление послужить Ему, видит и немощи.
Вот это постоянное памятование о Боге — и будет нашей непрестанной радостью о Нем.
Нет, конечно, всем нам не надо становиться за пост исихастами, но попытаться стать на полшага ближе к идеалу можно.
Молитве стоит уделить чуть больше времени, чем получается обычно. Больше внимания на службах — иногда стоит взять с собой книгу с текстами богослужения. Тщательнее исполнять молитвенное правило — выйти из-за компьютера на полчаса раньше и прочитать вечерние молитвы. Прибавить молитву преподобного Ефрема Сирина. В дороге послушать или почитать Псалтирь.
С многочисленными великопостными искушениями полезно бороться молитвой: на раздражение, гнев, уныние самому себе отвечать краткой молитвой Иисусовой.
Домашние заботы, дорога в час пик, шум на работе — даже если мы смогли организовать свою жизнь так, чтобы есть только разрешенную пищу, читать молитвенное правило целиком и даже молиться в течение дня, от всей этой суеты мы страшно устаем. И здесь нам на помощь приходит храм.
В монастырях и во многих приходских храмах в больших городах Великим постом богослужения совершаются каждый день утром и вечером. Стоит перед или после работы зайти хотя бы на часть службы — это настраивает на совершенно отличный от окружающей действительности лад.
Есть богослужения, ради которых не грех и отпроситься с работы пораньше. Таковы — Великий канон Андрея Критского в первые четыре дня Великого поста, Мариино Стояние вечером в среду пятой седмицы, акафист Божией Матери вечером в пятницу, службы Страстной седмицы…
Хотя бы один раз в течение поста хорошо посетить Литургию Преждеосвященных Даров — между прочим, в некоторых храмах ее иногда совершают по вечерам (например, в Сретенском монастыре несколько раз за пост Преждеосвященная начинается в 18.00).
Общеизвестно: пост нужен не Богу, а нам. Великий пост состоит из двух частей: Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первая — время покаяния, вторая — время очищения, подготовки к Пасхе.
Не зря Церковь дважды за Четыредесятницу предлагает нам чтение канона Андрея Критского. Не зря каждую великопостную субботу за Всенощным бдением мы слышим песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Не зря за три недели до поста Церковь призывает к покаянию: притчей о мытаре и фарисее, притчей о блудном сыне, напоминанием о Страшном суде и изгнании Адама из рая.
Именно для покаяния нам и нужно время Четыредесятницы. Если не собираешься каяться, не стоит начинать и поститься — напрасная трата здоровья.
Кстати, здоровье. Если во время поста возникают проблемы с самочувствием, степень воздержания следует немедленно оговорить с духовником.
Ни о каком самочинном посте по уставу или даже близко к уставу не может идти и речи, если имеются болезни, связанные с желудком или обменом веществ. В современных условиях даже монастыри в редких случаях постятся с сухоядением — не осудит Господь и работающего человека, не блещущего здоровьем.
(Стоит вспомнить, что Великим постом в храмах совершается таинство Соборования — помазание специально освященным маслом с молитвой об исцелении болящих.)
Никоим образом не приблизит к Богу язва желудка, а может и существенно отдалить — крайне тонка грань между искренним стремлением к послушанию церковному уставу, не щадя живота своего, и гордостью за свое усердие.
«Пощусь — тщеславлюсь, и не пощусь — тщеславлюсь», — скорбит преподобный Иоанн Лествичник в своей «Лествице».
«Тщеславие пощением» опасно своей очевидностью и рука об руку идет с осуждением. Брат вкушает рыбу на первой седмице Великого поста, тогда как ты сидишь на хлебе и воде? Не твое дело. Пьет молоко, а ты даже сахар в чай не кладешь? Ты не знаешь особенностей работы его организма (кстати, в семинариях часто студентам дают молочные продукты). Съел сосиску и на следующий день пошел причащаться, тогда как ты начал евхаристический пост еще до Всенощного бдения? Это дело его и допустившего его к таинству священника.
«Тщеславие непощением» — более тонкая страсть. В наше время существует такой персонаж, как мытарь, гордящийся тем, что он не фарисей. И тут уже возникает другая тенденция: он не ест растительного масла — а зато я дома кладу сто земных поклонов перед сном! Он не употребляет никакого алкоголя — а зато я каюсь каждые выходные!
Поэтому хочется повторить призыв воспитателей в детском саду: «Смотри к себе в тарелку!»
И вообще, меньше рассуждай о еде. Как бы ни набила оскомину эта простейшая истина, Великий пост только в наименьшей степени — изменение режима питания.
Вегетарианцы никогда животной пищи не едят — к Богу их это ни приближает, ни удаляет, в точности в соответствии со словами апостола.
Продолжение известной цитаты: «но всяким словом Божиим», — идеально подходит к великопостному периоду, когда чтению Библии — слова Божьего — уделяется особенное внимание.
За Великий пост принято прочитывать целиком Евангелие. Также в этот период в храмах ежедневно читается Ветхий Завет.
Небесполезно будет почитать Святых Отцов — «Лествицу», Избранное Добротолюбие, толкования на Евангелие…
Хорошо бы сочетать уменьшение интереса к содержимому чужих тарелок с увеличением внимания к ближним в целом.
Сосредоточение на собственном духовном состоянии не должно превращаться в равнодушие к окружающим. Пост должен идти на пользу воспитанию в себе обеих добродетелей: любовь к Богу и любовь к ближним.
Святитель Иоанн Златоуст призывал тратить сэкономленные на постной трапезе средства на помощь бедным. Несколько дней пообедав в столовой гарниром без котлеты, можно купить перчатки мерзнущему нищему или развивающую игру в детский дом.
Совсем не обязательно во время поста прерывать общение с людьми, которым оно может пригодиться, — беременной подругой, болеющей соседкой, одиноким родственником. Беседа с ними за чашкой чая — это не развлечение, а помощь ближнему.
Доброе отношение к ближним иногда оборачивается к нам самой неприятной стороной: человекоугодием. На самом деле никакого доброго отношения здесь, как правило, нет — есть собственная слабохарактерность и зависимость от чужого мнения. Именно Великим постом эта страсть обостряется.
«Давай встретимся в пятницу после работы в кафе!» — предлагает подруга, и вот ты уже вместе с ней заказываешь пирожное — нельзя же обижать!
«Приходи в гости в субботу вечером!» — зовут соседи, и ты пропускаешь службу, вместо того чтобы извиниться и перенести встречу на более позднее время или воскресенье.
«Съешь кусочек курицы, а то я обижусь!» — откровенно капризничает родственница, и тут можно даже почтением к старшим прикрыться, только это будет лукавство: нежелание идти на конфликт далеко не всегда связано с любовью к ближнему.
Чтобы освободиться от греха человекоугодия, можно вспомнить совет, данный старцем Паисием Святогорцем: мы должны скрывать наши личные посты, чтобы не поститься напоказ, но пост общецерковный — это стояние в вере. Мы должны не только сами уважать ближних, но и стремиться, чтобы нас и нашу веру уважали.
Чаще всего люди понимают вежливые объяснения и входят в положение. А еще чаще оказывается, что наши мудреные толкования — надуманы. Подругу в кофейне совсем не смущает наша пустая чашечка эспрессо, соседи будут рады встрече и после службы, а родственница с удовольствием угостит постящегося гостя картошкой с грибами.
Наконец, самое главное правило Великого поста — помнить, ради чего существует этот период.
Великий пост — время сосредоточенного ожидания Светлого Христова Воскресения. Ожидания деятельного: вместе с Господом мы попытаемся пройти сорок дней поста, вместе с Господом подойдем к гробнице Лазаря, вместе с Господом войдем во Иерусалим, будем слушать Его в Храме, причастимся вместе с Апостолами на Его Тайной Вечере, пройдем за Ним Крестным путем, с Божией Матерью и любимым Христовым апостолом Иоанном будем скорбеть на Голгофе…
Видео (кликните для воспроизведения). |
Наконец, вместе с мироносицами мы придем к открытому Гробу и вновь, и вновь переживем радость: Его здесь нет. Христос Воскресе!
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.