Содержание
- 1 Ведьмочка.net
- 2 Икона Пресвятой Богородицы «Старорусская»
- 3 Икона Пресвятой Богородицы «Отрада и утешение»
- 4 Старорусская икона Божьей Матери. Значение. В чём помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает.
- 5 Владимирская икона Божией Матери
- 6 Акафист пред иконой Богородицы «Всецарица»
- 7 Богородичное правило
- 8 Молитва пред иконой Пресвятой Богородицы Владимирская-Десятинная
- 9 Молитва Божией Матери перед Ея иконой, («ЛЕНЬКОВСКАЯ » НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ, «СПАСИТЕЛЬНИЦА УТОПАЮЩИХ»)
- 10 Старорусская икона Божией Матери
Ведьмочка.net
Празднование Старорусской иконы происходит 17 мая, 1 октября (4 мая, 18 сентября по старому стилю).
О чем молятся Старорусской иконе: молятся об обращении заблуждшего и отторгшегося от Церкви.
Старорусская икона Божьей Матери
Молитва Старорусской иконе Богородицы
О Всемилостивая Госпоже, Дево Владычице Богородице, Царица Небесная! Ты рождеством Своим спасла род человеческий от вечного мучительства диавола: ибо от Тебя родился Христос, Спаситель наш; Призри Своим милосердием и на сих, лишенных милости Божией и благодати, исходатайствуй Матерним Своим дерзновением и Твоими молитвами у Сына Твоего, Христа Бога нашего, дабы низпослал благодать Свою свыше на сих погибающих. О Преблагословенная! Ты надежда ненадежных. Ты отчаянных спасение, да не порадуется враг о душах наших. Аминь.
Икона Пресвятой Богородицы «Старорусская»
Икона Божией Матери «Старорусская» почитается как чудотворная и известна как самый большой образ в мире. История ее связана с многолетней борьбой православных верующих за обладание образом, а празднование совершаются дважды в год: в день первого появления в городе и в день ее возвращения после 300 лет пребывания в Тихвине.
История написания святого лика
Точная дата написания иконы неизвестна, но упоминание о ней впервые встречается в монастырских хрониках за 1609 год, когда образ был перенес в Русу (Старая Русса) для спасения ее от набегов язычников и варваров. В 1570 году в городе Тихвин началась эпидемия моровой язвы и жители попросили у соседей исцеляющую икону для того, чтобы совершить молебен и получить исцеление от язвы.
Тихвинцы получили образ и совершили с ним крестный ход, по окончанию которого не вернули ее владельцам, но поместили в местном городском храме.
Летом 1805 года жители Старой Руссы начали подавать прошения и ходатайства о возвращении иконы, которую украли тихвинцы. Жалобы были направлены к митрополиту Новгородской губернии и тот удовлетворил просьбу, но архимандрит монастыря в Тихвине категорически отказался подчиниться и отдать икону, аргументируя это возмущением в среде горожан. До 1830 года рушане неоднократно направляли ходатайства о возвращении доски в Священный Синод, городскую думу и даже императору. В 1848 году рушане предложили Священному Синоду альтернативу: оригинал возвращается в Русу, а священная копия остается в Тихвине, но и ее отвергли.
Другие иконы Пресвятой Богородицы:
В 1888 году святыня была возвращена, но только после личной просьбы великого князя Владимира. По возвращению жители совершили крестный ход вокруг города и отслужили молебен иконе, а после разместили в специально построенной для нее церкви.
Описание иконы
Есть два известных образа Старорусской Божией Матери: один оригинальный образ, написанный в XIII веке и позже утраченный, а второй — современный список. Каждый из них прекрасен, но имеет свои отличительные особенности.
Древний образ относится к типу Одигитрия и точно не известно где он был написан. Современный образ был создан в Старой Руссе и сочетает в себе черты двух различных стилей иконографии. Древняя икона изображает Пречистую Деву с Младенцем на руках, чей взгляд обращен к Матери. Правая ступня Младенца развернута в профиль к зрителю (черта Тихвинской иконографии), а одежда Богородицы написана в стиле Грузинской иконографии. Оригинальная икона самая большая в мире — 260 см в высоту и 190 см в длину.
Младенец Христос на иконе одет в белый хитон, который по всей ткани украшен символами Троицы и имеет ворот в виде буквы Y. Нога Христа обнажена, а Он сам укрыт плащом ярко-красного цвета — символа царственности. На некоторых списках плащ сделали золотого цвета как символ Воскресения. Богородица также одета в мафорий темно-красных охристых тонов, а ее лик обрамлен синевой плата.
На заметку! Копия Старорусской Богородицы была написана в 1912 году и сегодня хранится в Покровском женском монастыре.
На ней святые лики изображены иначе: Младенец Христос нарисован отвернувшимся от зрителей, всей своей фигурой выражающий желание отдалиться. Его левая рука прислонена к голове, а в правой находится свиток. Руки Девы Марии образуют для Младенца нечто наподобие трона, а по общему виду образ имеет сходство со Спасом Недреманное Око.
Отличия от оригинала объясняются двумя разными версиями:
- Тихвинцы небрежно относились к реликвии и хранили ее в плохих условиях так, что она покрылась сажей и копотью. Когда позже ее хотели обновить, то невозможно было различить лики и их обновили неправильно.
- Вторая версия более мистическая, она говорит, что лик Младенца отвернулся от смотрящих, потому что грехи жителей Старой Руссы были слишком велики и порочны.
Ещё о чудотворных иконах Богородицы:
При советской власти образы были переданы в Краеведческий музей, предварительно освобожденные от всего серебра. Во время Второй Мировой войны оригинал был утрачен, а второй образ был вывезен немцами из музея, но его отбила Красная армия и с 1946 года он хранится при церкви Святого Георгия.
Как молиться и о чем
В наши дни список хранится в Старой Руссе — это копия древней иконы, которая несколько отличается от оригинала. Другие списки можно увидеть в:
Три копии хранятся в Старой Руссе: в Троицком, Георгиевском и Воскресенском соборах. Поклониться можно любому из вышеперечисленных образов и прочитать перед ними молитву.
К Богородице прилежно ныне притецем, / грешнии и смиреннии, и припадeм, / в покаянии зовуще из глубины души: / Владычице, помози, на ны милосердовавши, / потщися, погибаем от множества прегрешений, / не отврати Твоя рабы тщи, / Тя бо и едину надежду имамы.
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Величаем Тя, / Пресвятая Дево / Богоизбранная Отроковице / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.
Для этого можно приехать в один из храмов в день памяти иконы: 17 мая (первое появление в Старой Руссе) или 1 октября (возвращение из Тихвина). О чем молится перед ней? Люди просят о:
- защите души от искушений;
- спасения души;
- охране от воров имущества;
- благословенной семейной жизни;
- спасении и защите детей.
Важно! Молитва, читаемая перед Божьей Матерью должна идти от чистого сердца и быть всякого злого умысла. Богородица выступает в роли ходатая перед Всевышним Господом за людей и молиться в первую очередь о спасении душ человеческих
Икона Пресвятой Богородицы «Отрада и утешение»
Икону «Отрада и Утешение» относят к нерукотворным ликам Богородицы и Христа, поскольку, как и многие другие внезапно явленные верующим иконы, она не была изначально писана рукой мастера. Такие иконы — явленное на земле чудо Божьей благодати в помощь верующим и порицание неверным. Сначала эта икона мало отличалась от других рукотворных образов. Пока чудо не заставило изображенные лики изменить свое положение.
История прославления иконы
Прославление иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» началось с удивительного чуда изменения ликов на одной из икон Ватопедского монастыря на горе Афоне.
Произошло это в 807 году 21 января в Благовещенском храме. По окончании утрени в храме остался только настоятель обители. Стоя возле одной из Богородичных икон, он услышал женский голос, который сказал ему, что сегодня нужно держать ворота монастыря запертыми, иначе не избежать беды. Не иначе как сама Богородица произнесла эти слова дважды.
Но не только женский голос услышал настоятель монастыря. Слышал он и строгие слова останавливающего Свою Мать Христа: «Да будут они наказаны за грехи их…».
Игумен поднял глаза на образ Богородицы и увидел, что голова ее стала повернута вправо, а лик Христа стал строже. Теперь Младенец словно заграждал уста Своей Матери, не давая ей предостеречь насельников обители о готовящемся нападении разбойников.
Немедленно собрав братию в храме, игумен показал монахам изменившуюся чудесным образом икону. После благодарственной молитвы все насельники монастыря по слову Божией Матери собрались на стене обители и отразили атаку разбойников.
Внимание! В благодарность за утешение и защиту обители монахи и сегодня держат лампаду перед иконой Богородицы «Отрада и Утешение» непрестанно горящей.
Чудо явления образа случилось 21 января, это произошло еще до изменения календаря. Поэтому сегодня память иконы Отрада и Утешение празднуется 3 февраля по новому стилю.
О других чудотворных иконах:
Значение иконы
Образ Богородицы Отрада и Утешение, иначе называемый Ватопедским несложно отличить от любого другого. Канонически этот образ восходит к иконописному типу Одигитрия. Христос, одетый в зеленый плащ, изображен здесь восседающим на левой руке Богородицы. В одной руке Он держит свиток. Другая Его рука заграждает уста Матери, словно не давая ей сказать что-то. Матерь Божия поддерживает руку Младенца своей рукой. Зеленый цвет плаща, надетого на Христа, считается символом присутствия Святого Духа.
Важно! Богословы считают, что икона «Отрада или Утешение» Пресвятой Богородицы напоминает верующим о Литургической жертве через жест целующей руку Христа Богородицы.
Для победы над плотью и смертью в Таинстве Евхаристии православным преподносится Тело и Кровь Христовы. Через принятие Святых Даров верующие уподобляются Христу, становятся частью Церкви, приближаются к спасению и вечной жизни. О важности Причастия для христианина говорит строгость лика Спасителя на иконе. Он слово напоминает о том, что без Причастия спасение невозможно, как нет на земле других способов соединения со Христом.
О Евхаристии в Евангелии сказано «ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем».
Чтимые списки чудотворной иконы
На территории России сегодня можно поклониться нескольких спискам со знаменитой афонской иконы:
- в монастыре в честь Воскресения Христова в Санкт-Петербурге;
- в Афонском храме на территории Новодевичьего монастыря в Москве.
На образе, хранящемся в Новодевичьем монастыре руками афонских старцев сделана надпись, говорящая о том, что молитвами Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии благодать Господня не иссякнет на русской земле, пока Россия как государство существует.
На Ходынском поле, где находились когда-то казармы, в начале XX века была воздвигнута церковь в честь иконы Божией Матери Отрада и Утешение. Этот храм был разрушен в 20-е годы и восстановлен уже после падения советской власти.
Чудотворный список иконы Пресвятой Богородицы Отрада и Утешение впервые оказался в России еще в XVIII веке. В Ростове Великом, где находится Спасо-Яковлевский монастырь, особым почитанием пользовалась одна из первых списанных с Ватопедского образа икона. В 1518 году две иконы из обители доставил в Россию преподобный Максим Грек.
Одна из привезенных тогда икон входила в келейный иконостас святителя Димитрия Ростовского, а сейчас ей можно поклониться в Ростовском Спасо-Иаковлевском монастыре.
О чем молятся иконе
Молитва — труд души, дающий не только надежду на исполнение прошения, но способствующий духовному росту. Молитва ценна сама по себе как опыт общения с Богом. Поэтому вредно тем, кто еще не до конца укрепился в вере, искать святого или икону, к которым можно обратиться в какой-либо житейской надобности.
Чудотворные списки иконы часто имели большое значение в избавлении от эпидемий. Крестный ход жителей вокруг охваченного болезнью города приводил к решению проблемы.
История обретения иконы в нынешнем виде говорит о том, что Ватопедская икона может сохранить дом в безопасности, защитить от нападения врагов. Важно, чтобы каждый христианин понимал, что главные его враги — грех и страсти. И молиться перед образом Богородицы следует, прежде всего, об очищении души от греховной грязи.
Совет! Тем, кто не знает слов молитвы, которую принято читать именно этой иконе, полезно помнить простое молитвенное обращение к Пречистой Деве: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Можно также глядя на образ Богородицы, обращаться к самому Христу такими словами: «Боже, очисти мя грешнаго».
Чтобы разобраться, в чем еще помогает молитва перед иконой «Отрада и Утешение», нужно понимать смысл молитвы перед образом и понимать, что возносимая образу честь восходит к первообразу.
Обратиться к Божией Матери можно и с просьбой, и с покаянием. Но не только слава о чудотворении иконы помогает тому, чтобы молитвы были услышаны. Важна сила веры молящегося, без которой Господь не услышит просьб и прославлений.
Внимание! Перед этой иконой можно и нужно славить и благодарить Богородицу и Господа нашего Иисуса Христа за все.
Старорусская икона Божьей Матери. Значение. В чём помогает. Куда вешать. Как молиться и от чего оберегает.
Икона Пресвятой Богородицы, которая носит название Старорусской, – одна из самых древних святынь новгородской земли, почитаемая всеми православными россиянами. Этот Богородичный образ имеет две версии происхождения, две даты почитания, но главное – два варианта иконографии. Подробно о Старорусской иконе Божьей Матери расскажет материал ниже.
Две версии появления Старорусской иконы Божьей Матери на Руси
Название «Старорусская» эта икона получила по месту её изначального расположения – в городке Старая Русса в ста километрах от Великого Новгорода. Согласно основной версии, она оказалась там в XV веке. В ту пору на Руси бушевала страшная эпидемия моровой язвы. Эта весть дошла до православных греческих священнослужителей из города Ольвиополя, где хранился очень древний чудотворный образ Божьей Матери.
Ольвиопольская икона датировалась XIII веком. Греческие монахи решили отправить свою святыню в северные новгородские земли, чтобы она помогла страждущим там православным христианам. Реликвия была доставлена в Старую Руссу, и эпидемия чудесным образом прекратилась.
По другой версии, икона Божьей Матери из Ольвиополя появилась на Руси на столетие позже – в XVI веке. Сторонники этой теории считают, что первоначально она располагалась в селе Выдропужск, в храме Святого Великомученика Георгия. В Старую Руссу она попала позже.
Старорусская икона Божьей Матери изначально была размещена в главном соборе Спасо-Преображенского мужского монастыря. Эта обитель была основана в XII веке, и как раз ко времени появления в ней чудотворной святыни здесь был возведён белокаменный храм вместо старого деревянного.
Два варианта иконографии Старорусской иконы Божьей Матери
На сегодняшний день под названием «Старорусская» известны две совершенно разные иконы Божией Матери. Первая полностью именуется Богоматерь Старорусская Умиление и датируется XIII веком. Её можно узнать по следующим признакам:
- Иконографический тип Елеуса. Пресвятая Богородица держит Младенца Христа на левой руке, а Младенец прижимается к её лику щекой.
- Взаимное положение ликов. Голова Богомладенца расположена почти на одном уровне с головой Пречистой и почти полностью закрывает левый глаз Богородицы. В этом прослеживается связь иконы с древнейшими византийскими образцами.
- Восточные типы ликов. Связь стиля иконописи с греческими образцами сильно проявлена в характерном разрезе глаз и абрисе носа Богородицы и Младенца.
Важной деталью Старорусской иконы Божьей Матери Умиление является изображение священной реликвии – Ризы Пресвятой Богородицы. Она показана как тёмный плат, накинутый на голову Пречистой поверх алого мафория.
Наличие Ризы на Старорусской иконе некоторые исследователи считают основанием для связи этого образа с Влахернской церковью в Константинополе. Именно там до начала XV века хранился ковчег с одеждами Пречистой Девы.
Второй образ датируется XVIII веком и нередко называется «Старорусская грешных икона Божьей Матери». Формально эта реликвия считается списком с более древнего оригинала, однако сильно отличается по стилистике и композиции:
- Иконографический тип Одигитрия. Богородица по-прежнему держит Младенца на левом локте, но их лики находятся на расстоянии друг от друга. Правой рукой Матерь Божия поддерживает Христа под коленями так, что Младенец сидит на её руках, как на престоле.
- Положение тела Богомладенца. Он будто бы отпрянул от Матери, развернув главу в противоположную сторону. Левой рукой он касается своего лица, в правой держит свиток.
Поза Богомладенца на этой Старорусской иконе очень напоминает положение тела Христа на иконе «Спас Недреманное Око». На этом образе Христос также расположен полулёжа, и опирается ликом на руку.
На иконе «Старорусская грешных» лики выписаны в другом стиле и отличаются от ликов греческого образца. В этом плане список XVIII века имеет явные черты схожести с Тихвинской иконой Божьей Матери.
Спор о Старорусской иконе между тихвинцами и рушанами
Наличие двух икон Божьей Матери под названием «Старорусская» связано с любопытным историческим казусом. В середине XVI века в городе Тихвин вспыхнула эпидемия моровой язвы. Зная о том, что в Старой Руссе есть Богородичная икона, которая особо помогает в таких случаях, тихвинцы попросили рушан отпустить к ним чудотворную реликвию. Взамен они обещали прислать в Руссу список с Тихвинской иконы Божьей Матери.
Рушане отдали свою святыню в Тихвин. Тамошние жители внесли её в город на руках, отслужили молебен и совершили крестный ход. Эпидемия прекратилась практически сразу, но тихвинцы не спешили возвращать Старорусский образ. Они оставили его в храме Богородичного Успенского монастыря.
В конце XVII века, рушане, истосковавшись по родной святыне, решили испросить хотя бы список с неё. Копия была сделана и перенесена в Старую Руссу 4 (17) мая 1788 года.
Прошло ещё 20 лет, прежде чем терпеливые рушане решили потребовать возврата оригинала своей иконы. Однако архимандрит Тихвинского Богородичного Успенского монастыря категорически отказался. Началась долгая тяжба, и только в 1888 году, благодаря распоряжению императора Александра III, тихвинцев обязали вернуть Старорусскую икону.
Торжественное перенесение реликвии длилось более трёх недель. Сохранились письменные предания о чудесах, которые сопровождали Старорусскую икону Божьей Матери по пути домой:
«На этом пути помощью Божией и молитвами Царицы Небесной исцелилось пятнадцать бесноватых кликуш – женщин, которые, идя за иконой, кричали дикими голосами. Сжалившись над ними, несшие икону опустили носилки и, открыв стекло киота, с большим усилием подводили бесноватых к пречистому образу. Приложившись к иконе, каждая по двенадцать раз, они стали на колени и, взирая на нее, с сердечным умилением и со слезами лобызали Пречистую Божию Матерь и ноги предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа; при этом они сами просили о помиловании и исцелении их от злого духа. Весь народ, видя такое чудо, что бесноватые сами со слезами просят помощи у Царицы Небесной, тогда как раньше их можно было только с трудом подвести к чудотворной иконе, немало дивился этому, радуясь об исцелении бесноватых и прославляя Царицу Небесную».
Иеромонах Сергий, насельник Старорусского Спасо-Преображенского монастыря
Наконец, 18 сентября (или 1 октября по новому стилю), Старорусская Богоматерь была внесена в собор Преображенского монастыря. И только тогда изумлённые рушане обнаружили, что святые лики на оригинале и на списке расположены по-разному.
Объяснения причин расхождения в иконографии Старорусской иконы
Существует две версии, объясняющие разницу иконографии оригинала и списка Старорусской иконы Божьей Матери:
- В пользу рушан. Предполагается, что тихвинцы настолько небрежно относились к святому образу, что снимающие список иконописцы не могли хорошо рассмотреть ликов.
- В пользу тихвинцев. В среде верующих бытовала версия, будто Христос на списке отвернул лик при виде грешной жизни рушан. Именно из-за этого список XVIII века иногда называют иконой «Старорусская грешных».
Несмотря на разную иконографию, со временем список стал почитаться чудотворным в так же, как и оригинал. Сейчас икона Божьей Матери «Старорусская грешных» даже более известна, чем «Старорусская Умиление».
У иконы Божьей Матери «Старорусская грешных» появились изводы – варианты иконографии, имеющие некоторые отличия от оригинала, но не выходящие за рамки канона. Например, в церкви Успения Пресвятой Богородицы деревни Коростынь Новгородской области по нижнему и боковым полям располагаются миниатюры с изображениями святых.
Современное местонахождение оригиналов Старорусских икон Божьей Матери
После Октябрьской революции 1917 года, в период богоборчества, старинные иконы были вынесены из храма и отданы на хранение в Старорусский краеведческий музей. Сейчас «Старорусская грешных» возвращена верующим и находится в Старой Руссе, в церкви Георгия Победоносца.
Старорусская икона Божьей Матери Умиление за долгие века сильно попортилась и утратила часть красочного слоя. Во избежание разрушения реликвии, было принято решение поместить её в специальные условия. Увидеть древний лик можно в Русском музее Санкт-Петербурга.
Оригинал иконы Божьей Матери «Старорусская грешных» – самая большая выносная икона в мире. Её размеры составляют 2,6 м в высоту и 1,9 м в ширину.
В чём помогает икона Божьей Матери Старорусская
Считается, что через образ Старорусской Божьей Матери Богородица несёт помощь страдающим от тяжёлых и даже неизлечимых болезней. Также к этой иконе обращаются с молитвами о следующем:
- об укреплении духа в сложных жизненных ситуациях;
- о защите от врагов;
- об избавлении от разъедающих душу пороков;
- о восстановлении справедливости;
- о примирении с близкими;
- о спасении души усопших друзей и родных.
По свидетельствам верующих, горячая молитва перед этой иконой даёт силы для преодоления многих трудностей и проблем:
«Если мне плохо, страшно, кто-то обидел, и я злюсь, если не знаю, как правильно поступить – всегда иду к Божьей Матери Старорусской. Уверена, что нам даётся по вере нашей, потому что ни одна моя молитва Богородице не осталась без ответа. Она всегда помогает, укрепляет и подсказывает выход».
Наталья, Новгородская область
Куда вешать и как молиться перед иконой Божьей Матери Старорусской
Приобретённый в храме освящённый образ Божьей Матери Старорусская нужно расположить в светлом, тихом и чистом уголке дома. Рядом не должно быть телевизора и отвлекающих предметов светского быта.
В году есть два дня, в которые совершается празднование этой иконе. Первый выпадает на 17 мая, второй – на 1 октября. В праздничные дни можно включить в утреннее молитвенное правило следующее величание:
«Величаем Тя, Пресвятая Дево Богоизбранная Отроковице и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим».
Молитва перед Старорусской иконой Божьей Матери может твориться по такому тексту:
«О Надежда всех стран земных, Пречистая Дева Богородица, Утешение и Отрада наша! Не отвернись от нас, грешных, ведь мы уповаем на Твою милость. Погаси пламя наших грехов и дождем покаяния смягчи высохшие в грехах наши сердца, ум же наш очисти от мыслей беззаконных.
Прими просьбы, которые со вздохом молитвенным из глубины душ и сердце наших мы Тебе приносим. Будь вновь Ходатаицей о нас перед Сыном Твоим и Богом нашим, избавь нас от гнева Его Материнскими молитвами Твоими.
Укрепи в нас Православную веру, дай нам дух страха Божия, любви, смирения и терпения. Исцели наши душевные и телесные раны, успокой бурю нападений злых врагов и недоброжелателей. Сними с нас бремя грехов наших, не дай нам погибнуть окончательно. Подай нам Твою милость и Твое благословение святое даруй всем стоящим перед иконой Твоей и молящимся, будь с нами, подавая по молитвам нашим отраду и утешение, помощь и заступничество, чтобы мы все славили Тебя до последнего нашего вздоха. Аминь».
Владимирская икона Божией Матери
В 1131 г. патриарх Лука Хризоверх отправил Владимирскую икону Божией Матери в дар Киевскому князю Юрию Долгорукому. До этого, в 401 – 450 гг. святыня находилась в столице Византийской империи – Константинополе, куда была перенесена из Иерусалима. В Иерусалиме же икона была до 5 столетия.
Увы, но образ недолго пробыл в Вышгородской женской обители, что недалеко от Киеве. Уже в 1155 г. сын Юрия, Андрей Боголюбский, перевёз святыню на север – в город Владимир, где для неё воздвигли прекрасный Успенский собор. Кроме того, князь приказал изготовить для реликвии драгоценный убор, пожертвовав ради этого больше 5 кг золота, столько же серебра, а ещё много жемчуга и драгоценных камней.
В 1164 г. она помогла Андрею Боголюбскому одержать победу над племенами волжских булгар. В 1395 г., в период нашествия Тамерлана, образ перенесли в Москву, читая перед ним акафист иконе Владимирской Божией Матери – и хан, устрашившись силы Небесной Царицы, повернул войска. Летописцы отметили, что во сне ему явилась высокая гора, с которой спускались воины со сверкающим оружием, а над ними парила Богородица, осенявшая Своей благодатью православные земли.
Кроме того, в 1480 г. она оборонила славян от армии хана Ахмата (данный конфликт известен как «стояние на реке Угре»). А в 1521 г. чудесная сила образа заставила отступить Казанского хана Махмет-Гирея.
С 1999 года икона Матери Божией Владимирская пребывает в храме-музее святого Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее.
Акафист пред иконой Богородицы «Всецарица»
Акафист пред иконой Богородицы «Всецарица»
Конда́к 1
Новоявле́нней Твое́й ико́не предстоя́ще ве́рнии уми́льно, воспева́ем Ти, Всецари́це, раби́ Твои́; низпосли́ цельбы́ к Тебе́ притека́ющим, да вси ра́достно зове́м Ти:
Видео (кликните для воспроизведения). |
Ра́дуйся, Всецари́це, неду́ги на́ша благода́тию исцеля́ющая.
И́кос 1
А́нгел предста́тель с Небесе́ сшед, рече́ Всецари́це: ра́дуйся! И боговеща́нным гла́сом воплоща́ема Тя зря, Го́споди, возопи́ к Ней такова́я:
Ра́дуйся, глави́зно на́шего спасе́ния; ра́дуйся, исполне́ние Зижди́телева смотре́ния.
Ра́дуйся, я́ко Тобо́ю Бог воплоти́ся; ра́дуйся, я́ко Неви́димый в Тебе́ изобрази́ся.
Ра́дуйся, Ми́лость ми́ра внутрь прия́вшая; ра́дуйся, одея́ние пло́ти Сло́ву истка́вшая.
Ра́дуйся, уму́ непости́жная го́рняя сла́во; ра́дуйся, сердца́ оживи́вшая небе́сная ма́нно.
Ра́дуйся, звездо́, благода́ти сия́ние; ра́дуйся, исто́чниче, живы́я воды́ излия́ние.
Ра́дуйся, Богоро́дице, в жена́х благослове́нная; ра́дуйся, ро́ждшая Спа́са Де́во нетле́нная.
Ра́дуйся, Всецари́це, неду́ги на́ша благода́тию исцеля́ющая.
Конда́к 2
Безнача́льное Сло́во Отроча́ мла́до Тобо́ю бысть, исцеле́ния подая́ Тя, Де́во, чту́щим и неизрече́нное Его́ Рождество́ воспева́ющим: Аллилу́ия.
И́кос 2
Ра́зум недоразумева́емый разуме́ти Де́ва и́щущи, возопи́ к служа́щему: «Я́ко Отрокови́ца чи́стая, ка́ко бу́ду Вы́шняго Ма́ти – изъясни́ Ми?». К Ней же Гаврии́л рече́ со стра́хом, зовы́й такова́я:
Ра́дуйся, Сове́та Вы́шняго избра́ннице; ра́дуйся, гла́са моля́щихся скоропослу́шнице.
Ра́дуйся, Сокро́вище Христо́ва ми́ра; ра́дуйся, люде́й Твои́х наде́ждо и си́ло.
Ра́дуйся, ра́ковыя я́звы ди́вная губи́тельнице; ра́дуйся, про́чих боле́зней исцели́тельнице.
Ра́дуйся, еди́ное ми́ру заступле́ние; ра́дуйся, ве́рное в ско́рбех избавле́ние.
Ра́дуйся, плач и сле́зы при́сно утоля́ющая; ра́дуйся, спасе́ния вхо́ды всем отверза́ющая.
Ра́дуйся, держа́вный покро́ве Афо́н населя́ющих; ра́дуйся, же́зле мона́хов и миря́н.
Ра́дуйся, Всецари́це, неду́ги на́ша благода́тию исцеля́ющая.
Богородичное правило
Богородичное правило
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
(Читается ежедневно 150 раз).
Если по непривычке трудно будет одолевать ежедневно 150 раз, следует читать поначалу 50 раз. После каждого десятка надо читать по одному разу «Отче наш» и «Милосердия двери».
Ниже приводится схема, в которую вкладывал свои молитвы Приснодеве Марии владыка Серафим (Звездинский). Исполняя Богородичное правило, он молился за весь мир и охватывал этим правилом всю жизнь Царицы Небесной. После каждого десятка читаются дополнительные молитвы.
Владимирская-Десятинная икона Пресвятой Богородицы
Молитва пред иконой Пресвятой Богородицы Владимирская-Десятинная
О, Пресвятая Дево, Мати Пречистая, Родительнице Невечерняго Света, Царица неба и земли! Ты явилася еси людем в Десятинной обители Твоей во граде Киеве, показавши нам милость Твою и утвердивши людей Своих в Православной вере. О, святая Госпоже и Царице Богородице, призри с высоты святыя Твоея на нас, грешных рабов Твоих (имя рек), припадающих к цельбоносному образу Твоему. Услыши прошения наша, с верою и любовию приносимыя Тебе. Умоли Сына Твоего, Христа Бога нашего, да сохранит град сей [или: святую обитель сию, или: весь сию] и вся грады и страны от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплемеников и междоусобныя брани! Подаждь благость Твою рабом Своим, даруй любовь и смирение, мир, тишину и изобилие плодов земных. О, всемилостивая Дево Богородице, Ходатаице спасения нашего, умоли даровати нам наследие вечных благ Царствия Небеснаго, сохраняя нас под кровом Твоим, всегда, ныне и безконечныя веки. Аминь.
Молитва Божией Матери перед Ея иконой, (икона Божией Матери «ЯХРОМСКАЯ»)
27 октября (14 октября по старому стилю)
икона Божией Матери «ЯХРОМСКАЯ» Богородица
Описание икона Божией Матери «ЯХРОМСКАЯ»:
Летописное сказание повествует, как двое странников, один из которых был болящий старец, остановились на отдых возле источника неподалёку от реки Яхрома (Яхрена) в сорока километрах от Владимира. Утомлённые долгим переходом путники задремали. Вдруг отрок Косма, сопровождавший болящего старца, был пробуждён видением необыкновенного света и увидел на дереве икону Пресвятой Богородицы. Взяв икону, отрок отнёс её старцу, который, приложившись к ней, тут же исцелился от своих недугов. Явление иконы Богоматери произошло 14 октября 1482 года.
Молитва Божией Матери перед Ея иконой, («ЯРОСЛАВСКАЯ» ОДИГИТРИЯ)
25 октября (12 октября по старому стилю)
икона Богородицы «ЯРОСЛАВСКАЯ» ОДИГИТРИЯ
12 октября 1642 года архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Адриан во сне услышал голос от иконы «ОДИГИТРИЯ» Ярославская, стоящей в его кельи: «Иду в пределы Ярославля в новосозданный монастырь в имя Моё». Вскоре архимандрит проводил Ярославскую икону в названный монастырь, где образ прославился чудотворениями.
Также смотрите икону Божией Матери Ярославская
Может быть интересным
Молитва Божией Матери перед Ея иконой, (икона Божией Матери «ЯРОСЛАВСКАЯ» (КАЗАНСКАЯ))
21 июля (8 июля по старому стилю)
икона Богородицы «ЯРОСЛАВСКАЯ» (КАЗАНСКАЯ)
Молитва Божией Матери перед Ея иконой, («ЛЕНЬКОВСКАЯ » НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ, «СПАСИТЕЛЬНИЦА УТОПАЮЩИХ»)
2 января (20 декабря по старому стилю)
икона Богородицы « ЛЕНЬКОВСКАЯ » НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ, «СПАСИТЕЛЬНИЦА УТОПАЮЩИХ»
В 1751 году икона Богородицы чудным образом приплыла к тому месту на реке Десне, где в опасном водовороте часто гибли гружёные баржи. Место это находилось напротив высокой горы близ села Леньково, в восьми верстах от города Новгород-Северска Черниговской губернии. Верующие с благоговением приняли явившийся образ и установили его на горе. Затем на этом месте был выстроен храм.
С тех пор корабельщики, подплывая к гибельному водовороту, стали останавливаться, чтобы совершить в Леньковском храме молитву перед чудотворной иконой Божьей Матери, и несчастия на этом опасном месте сделались весьма редкими.
В настоящее время в Спасо-Преображенском Новгород-Сиверском монастыре находится чтимый список древней иконы Пресвятой Богородицы, которая была утрачена в годы революционной смуты. Иконографический образ «Спасительницы утопающих» схож с КОРСУНСКОЙ иконой Божией Матери.
МОЛИТВЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ ПРЕД ЕЯ ИКОНОЮ ЛЕНЬКОВСКАЯ, ИМЕНУЕМОЙ «СПАСИТЕЛЬНИЦА УТОПАЮЩИХ»:
Заступница усердная, Мати Господа Вышняго!
Ты еси всем Христианом помощь и заступление, паче же в бедах сущим. Призри ныне с высоты святыя Твоея и на ны, с верою покланяющияся Пречистому образу Твоему, и яви, молим Тя, скорую помощь Твою по морю плавающим и от ветров бурных тяжкия скорби терпящим.
Подвигни и вся православныя христианы на спасение в водах утопающих, и воздаждь подвизающимся о сем богатыя милости и щедроты Твоя.
Се бо, на образ Твой взирающе, Тебе, яко милостивно сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и напаствуемых.
Ты по Бозе наша Надежда и Заступница, и на Тя уповающе, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Тебе предаем во веки веков. Аминь.
ТРОПАРЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ ПРЕД ЕЯ ИКОНОЮ ЛЕНЬКОВСКАЯ, ИМЕНУЕМОЙ «СПАСИТЕЛЬНИЦА УТОПАЮЩИХ»:
ТРОПАРЬ, ГЛАС 4
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.
КОНДАК, ГЛАС 6
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.
ИН КОНДАК, ГЛАС 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
Старорусская икона Божией Матери
Чудотворная икона Богоматери, которая почитается всеми православными людьми, является святыней старорусской земли. Ее великая сила способна защитить от бедствий и болезней, а также помочь каждой заблудшей душе.
По словам священнослужителей, икона — это окно в храм Господа нашего. Изображение святого выступает проводником ваших желаний и просьб. По церковному уставу просить помощи можно только у Бога, а обращенные к святым молитвы, которые мы читаем у их икон, могут лишь донести наши желания до Всевышнего. Каждый, кто был причислен к лику святых, имеет определенную власть над разными обстоятельствами. Поэтому важно знать, какой силой обладает тот или иной помазанник Божий, когда просите помощи.
История Старорусской иконы
Привезенная греками с украинской земли, икона получила свое наименование от названия города Старая Русса в Новгородской области. Она находилась там очень длительное время и помогала старорусским людям своей чудотворной силой. Однако в период смертельной эпидемии, которая разразилась на родине живописной иконы, она потребовалась обратно жителям Тихвина. Решено было передать ее на время тихвинским горожанам, чтобы они замолили грехи свои и избежали тяжелой участи. Но после прекращения повальной болезни лик Божией Матери отдавать никто не захотел. Так она пробыла там почти триста лет, до 1768 года.
Жителям Старой Руссы в 18 веке разрешили только создать копию с великой иконы, которую они разместили в своем храме. Однако в 1848 году после нескольких попыток вернуть икону обратно в Новгородскую область старорусских людей охватила эпидемия холеры. Началась схватка за чудесную силу иконы Богоматери. И только в 1888, спустя почти 180 лет с первого прощения, было принято вернуть подлинник горожанам Старой Руссы. Встречали икону с должным почтением: всю дорогу от Тихвина ее несли на руках, а к ее возвращению на Новгородскую землю была построена церковь Чудотворной Старорусской Иконы Божией Матери.
Во времена советской власти икона была разграблена: все драгоценные камни, которые служили украшением, были сняты с нее. Лик Богоматери был отправлен в Краеведческий музей. После начала Великой Отечественной войны икона бесследно пропала. Копия, которая находилась в Воскресном Храме, ныне почитается как чудотворная.
Описание Старорусской иконы Божией Матери
Существует два типа копий почитаемой иконы. Древний образ был написан еще в 13 веке: на нем изображен Младенец Иисус, который расположился на руках у Матери и повернулся ликом к Пречистой Деве. Данная копия хранится и по сей день в Покровском женском монастыре в Ленинградской области.
А вот ныне почитаемый образ идет вразрез с изображением, написанным в 13 веке. Невозможность вернуть икону в Старую Руссу послужило поводом заказать копию, которую передали в 1768 году старорусским жителям. Спустя 180 лет, когда образ вернулся на Новгородскую землю, люди увидели несходства между оригиналом и копией: на левой руке покоится Младенец, но он отвернут от Святой Девы, его тело устремляется прочь от Матери.
История утверждает, что тихвинцы небрежно относились к чудотворной иконе, и скопившиеся грязь и копоть помешали разглядеть лики святых при написании копии. Но поверье утверждает иное развитие событий: лик Христа был отвернут от увиденной порочной жизни старорусских горожан. Но именно этот образ почитается на сегодняшний день. Также это самая большая выносная икона в мире, которая в высоту составляет 278 см, а в ширину — 202 см.
Молитва Старорусской иконе
Икону Божией Матери просят об искуплении грехов, о защите от воровства. Сила Богоматери способна исцелить любые недуги и помочь заблудшему встать на путь истинный. К ее чудотворной помощи обращаются многие люди с помощью молитвы:
«Милость Твоя, о Царица Небесная, помочь может от любой напасти — и смертной, и людской. Ты рождением Спасителя нашего закончила наши мучения и подарила жизнь вечную. Услышь просьбы мои и передай их Всевышнему, о Святая Владычица. Пусть снизойдет с неба благодать Твоя на жизни погибающих. О, Богоматерь, Ты единственная надежда отчаявшихся людей. Спаси и сохрани, да пусть недоброжелатели не вздумают ничего плохого. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
Дни поминовения иконы — 17 мая и 1 октября. Эти даты не случайны: именно в это время Старорусскую икону вернули жителям Старой Руссы, сначала как копию ( 17 мая), а затем уже оригинал ( 1 октября). В эти дни нет ограничений, однако священнослужители призывают помолиться и посетить церковь, особенно если вас терзают болезни. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и
Храм, молитва, акафист Старорусской Иконы Божией Матери
Иконы Царицы Небесной – самые почитаемые Святыни Православной Церкви. Сила и мощь, которые излучаются, помогают многим людям, семьям, городам, странам в трудные периоды жизни, лишениях, болезнях. Исцеляют от нечисти. Оберегают.
Именно такими чудодейственными качествами обладает Старорусская Икона Божией Матери.
Храм, акафист, молитва, празднование, связанные с этой Святыней Православия — описаны в данной статье.
История
А названа Икона Божией Матери так в честь города – Старая Русса, что в Новгородской области. Здесь икона находилась с того времени, как была принесена греческими переселенцами из города Ольвиополь (в настоящее время — город Херсон, что на территории Украины). Было это во времена зарождения христианства на территории Киевской Руси.
Но в середине XVII века в городе Тихвин, что в Ленинградской области, разразилась моровая эпидемия язвы, из-за которой погибало множество людей.
Тогда одному тихвинцу пришло откровение свыше, что необходимо привезти в город Старорусскую Икону Божией Матери – для исцеления больных людей и защиты местности. Что и было осуществлено.
Только обратно Святыня была возвращена аж через 233 года. Отказывались тихвинцы отдавать обратно чудотворный Лик.
Только в 1768 году, было дано согласие рушанам написать копию для Старорусского Храма. Где ее потом и разместили.
В сентябре 1888 года оригинал торжественно перенесли на руках в Старую Руссу – в Спасо-Преображенский монастырь, который был построен специально в честь Иконы Божией Матери Старорусской.
Здесь Святыня находилась до того момента, как к власти пришли большевики. Тогда все украшения с Иконы были сняты, а Лик передан в Краеведческий музей.
Когда в Россию в 1941 году пришли немецкие войска, Старорусская Икона Божией Матери исчезла. Но позже была возвращена.
И в настоящее время находится в Храме Святого Георгия Победоносца — в Старой Руссе. Ее появление здесь было настоящим чудом, о чем красноречиво показывают фрески обители. На них изображено возвращение Иконы, которую несут высоко над головами прихожане. Один из участников шествия – священномученик Владимир Богоявленский, ставший, впоследствии, епископом Старорусским.
Чудесное исцеление
Предания тех дней гласят, что во время перенесения данной Святыни из Тихвина на ее законное место (в Старую Руссу), происходило множество чудес.
Присутствовал при том один монах – насельник Старорусского Преображенского Монастыря – Сергий. Он описал одно из происшедших чудесных исцелений.
В пути за Иконой Божией Матери шла группа женщин (15 человек). Они кричали не своими голосами. Говорили, что в женщин вселился бес.
И несшие Икону не выдержали, посочувствовали несчастным и опустили носилки. И разрешили женщинам приблизиться к Лику – каждой по 12 раз.
Произошло настоящее чудо: смотря на Святыню, исцелившиеся с горячими слезами стали целовать Икону и просить Царицу Небесную о спасении душ своих. И молитва их была услышана.
Описание
Таким образом, существует несколько Старорусских Икон Божией Матери. Первая, написанная в XIII столетии нашей эры, изображает Царицу Небесную с Иисусом на руках, который лицом повернут к Марии.
Вторая была написана в XVIII столетии, как копия первой, когда не было возможности вернуть Икону в город Старая Русса из Тихвина. А через 180 лет, когда подлинник вернулся на прежнее, законное место, прихожане заметили различия между оригиналом и копией. На последней Иисус располагается на левой руке у Марии, и лицо его обращено в сторону от нее.
Источники утверждают, что причиной тому была неухоженность поверхности Святыни. Она сплошь была в грязи и копоти. А потому художник не смог правильно увидеть Лики.
Оригинальная Старорусская Икона Божией Матери является самой крупной выносной иконой в мире, поскольку ее габариты составляют:
- Ширина — 2,02 метра.
- Высота — 2,78 метров.
Дни празднования
В те годы, когда Святыня находилась в Тихвине, а потом вернулась: поначалу в виде копии (17 мая по новому стилю), а через десятилетия оригинал (1 октября), зародилась у прихожан Старой Руссы традиция отмечать праздник Старорусской Иконы Божией Матери в эти дни.
На самом деле, праздновать и почитать Святыни можно в любое время года, но священнослужители рекомендуют именно в эти дни прихожанам посещать храм, чтобы помолиться и попросить о помощи, поддержке, исцелении у Царицы Небесной.
И обязательно придет ответ и может произойти настоящее чудо.
Молитва
Старорусская Икона Божьей Матери способна излечивать от различных недугов, искупить грехи, защитить, помочь запутавшемуся человеку встать на истинный путь.
Молитва к Богородице у этой Святыни начинается с обращения к Царице Небесной и утверждения, что Милость Ее помогает от всяких напастей: смертных и людских. Далее следуют слова о рожденном Ею Спасителе, благодаря которому закончились человеческие мучения и подарена жизнь вечная. Потом звучит просьба о том, чтобы Богородица услышала молящегося и передала эти слова Всевышнему. О том, чтобы снизошла благодать с неба на жизни погибающих. Взывание к Богоматери, как единственной Надежде отчаявшихся людей. Просьба о спасении и сохранении от недоброжелателей.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Акафист
Старорусская Икона Божией Матери находится в Храме Святого Георгия Победоносца, что в городе Старая Русса. И в 2015 году, в октябре (когда была 20-я неделя по Пятидесятнице) была проведена вечерняя служба Митрополитом Старорусским и Новгородским. А после нее священнослужитель осуществил акафистное пение Пресвятой Богородице перед Старорусской Иконой Божией Матери.
Вообще, такой прославляющий Царицу Небесную гимн был сочинен еще в Византии в V-VII веках. В современной Православной Церкви акафист Пречистой Деве Марии занимает почетное место, поскольку из всех гимнов включен в богослужебный устав.
Видео (кликните для воспроизведения). |
А исполнение его у Святыни Старорусской Иконы Божией Матери точно будет услышан.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.