Молитва к господню хлеб на нам насущный

Детально: Молитва к господню хлеб на нам насущный - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Святоотеческая эгзегетика слов молитвы Господней «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

В святоотеческой и литургической традиции иногда даже после преложения Тело Христово именуется «хлебом», а точнее «хлебом божественным, небесным или святым». 1 Какой смысл вкладывается в данное наименование? Святоотеческая эгзегеза слов молитвы Господней «хлеб наш насущный даждь нам днесь» ( Мф. 6, 11 ; Лк. 11, 3 ) может способствовать ответу на поставленный вопрос. Предварительно необходимо отметить, что данный тип эгзегезы единственный, поскольку слово ἐπιούσιος впервые встречается в вышеуказанных евангельских местах, а у языческих авторов оно отсутствует.

Прошение о хлебе насущном понималось святыми отцами и христианскими писателями двояко – буквально или типологически.

2) Во-вторых, под «хлебом насущным» подразумевался Сам Господь наш Иисус Христос, Который сказал о Себе: «Аз есмь хлеб, сшедый с небес» ( Ин. 6, 41 ). Именно так эти слова понимали Ориген 5 , свт. Григорий Нисский 6 , Маркелл Анкирский 7 , св. Кирилл Иерусалимский, св. Кирилл Александрийский 8 , прп. Максим Исповедник 9 , прп. Иоанн Дамаскин 10 , прп. Симеон Новый Богослов 11 , прп. Никита Стифат 12 . При этом в то время как первое буквальное понимание «насущного хлеба» как простого обычного хлеба никогда не прилагалось к Евхаристии, то второе типологическое понимание в подавляющем большинстве случаев относилось к этому таинству. Так, например, св. Кирилл Иерусалимский толкуя «хлеб наш насущный даждь» также прямо пишет о том, что это не обычный «общий» хлеб, а «хлеб святой», приносящий пользу душе и телу и неподлежащий законам обычного пищеварения 13 . Таким образом можно резюмировать просмотренный материал в следующих пунктах:

Прошение о хлебе из молитвы Господней понималось буквально и типологически, причем два эти понимания диаметрально различны: буквальное понимание предполагало прошение о хлебе, а типологическое – о схождении с небес Бога Слова.

Таинство Евхаристии как приобщение Телу и Крови Христа Слова Божия рассматривалось отцами в связи не с буквальным, а с типологическим значением данных Евангельских слов.

Итак, по мысли святых отцов Святые Дары Евхаристии после преложения – это Бог Слово, а не простые хлеб и вино, хотя бы и обоженные. После «преложения» нет никакого смысла утверждать сохранение их земной сущности, так как выражение «божественный, небесный или святой хлеб» указывает не на сущность и даже не на вещество таинства, но только на Бога Слова, – «Хлеб, сошедший с небес».

Ἄρτον ἐκέλευσεν αἰτεῖν ἐπιούσιον, οὐ τρυφὴν, ἀλλὰ τροφὴν, τὴν τὸ ἐλλεῖπον ἀναπληροῦσαν τοῦ σώματος Jo. Chrys. De angusta porta et in orationem dominicam [Sp.], 51, 46:28–30.

τί δὲ λόγου τῇ ψυχῇ τροφιμώτερον, ἢ τί τῆς σοφίας τοῦ θεοῦ τῷ νῷ τοῦ χωροῦντος αὐτὴν τιμιώτερον; τί δὲ ἀληθείας τῇ λογικῇ φύσει καταλληλότερον; Orig. De or. 27,2:21–23.

τί δὲ καὶ τὸ ἐπιούσιον,” ἤδη κατανοητέον. πρῶτον δὲ τοῦτο ἰστέον, ὅτι ἡ λέξις ἡ ἐπιούσιον” παρ’ οὐδενὶ τῶν Ἑλλήνων οὔτε τῶν σοφῶν ὠνόμασται οὔτε ἐν τῇ τῶν ἰδιωτῶν συνηθείᾳ τέτριπται, ἀλλ’ ἔοικε πεπλάσθαι ὑπὸ τῶν εὐαγγελιστῶν. συνηνέχθησαν γοῦν ὁ Ματθαῖος καὶ ὁ Λουκᾶς περὶ αὐτῆς μηδαμῶς διαφερούσης, αὐτὴν ἐξενηνοχότες. τὸ ὅμοιον δὲ καὶ ἐπ’ ἄλλων οἱ ἑρμηνεύοντες τὰ Ἑβραϊκὰ πεποιήκασιν. τίς γάρ ποτε Ἑλλήνων ἐχρήσατο τῇ ἐνωτίζου” προσηγορίᾳ ἢ τῇ ἀκουτίσθητι” ἀντὶ τοῦ εἰς τὰ ὦτα δέξαι” καὶ ἀκοῦσαι ποίει σ ”; ἰσομοία τῇ ἐπιούσιον” προσηγορίᾳ ἐστὶ παρὰ Μωϋσεῖ γεγραμμένη, ὑπὸ θεοῦ εἰρημένη· ὑμεῖς δὲ ἔσεσθέ μοι” λαὸς περιούσιος.” καὶ δοκεῖ μοι ἑκατέρα λέξις παρὰ τὴν οὐσίαν πεποιῆσθαι, ἡ μὲν τὸν εἰς τὴν οὐσίαν συμβαλλόμενον ἄρτον δηλοῦσα, ἡ δὲ τὸν περὶ τὴν οὐσίαν καταγινόμενον λαὸν καὶ κοινωνοῦντα αὐτῇ σημαίνουσα. 27,7:1–14.

Θεοῦ ἄρτος μάλιστα ὁ τοιοῦτός ἐστιν, δικαιοσύνης ὁ καρπὸς, εἰρήνης ὁ στάχυς, ἄμικτος καὶ ἀμόλυντος τῶν τοῦ ζιζανίου σπερμάτων. Gr. Nyss. De oratione dominica 286:3–5. TLG 2017/47.

Ὁ σπουδάζων τὴν δικαιοσύνην θεόθεν τὸν ἄρτον δέχεται· ὁ δὲ τὴν ἀδικίαν γεωργῶν παρὰ τοῦ εὐεργέτου τῆς ἀδικίας σιτίζεται. Gr. Nyss. De oratione dominica 286:10–13.

Ὁ ἄρτος τῆς σημερινῆς χρείας ἐστίν, ἡ βασιλεία τῆς ἐλπιζομένης μακαριότητος. Ἄρτον δὲ εἰπὼν πᾶσαν τὴν σωματικὴν περιλαμβάνει χρείαν. Григорий НисскийDe oratione dominica 290:3–6.

Ταῦτ’ οὖν φυλάξας, ἐπίῤῥιψον ἐπὶ Κύριον τὴν μέριμνάν σου, καὶ αὐτός σε διαθρέψει, τὸν ἄρτον σοι διδοὺς τὸν ἐπιούσιον, καὶ τὴν λογικὴν καὶ ἐπουράνιον τροφήν· ἐπαρκῶν δὲ καὶ τὰ πρὸς τὸν βίον χρειώδη. Eus. Caes. Commentaria in Psalmos, PG 223,489:12–16.

Καὶ ὅτε πάλιν ὁ Κύριος λέγει περὶ ἑαυτοῦ· Ἐγώ εἰμι ὁ ἄρτος ὁ ζῶν, ὁ ἐκ τοῦ οὐρανοῦ καταβάς. Ἀλλαχοῦ τὸ ἅγιον Πνεῦμα καλεῖ ἄρτον οὐράνιον λέγων· Τὸν ἄρτον ἡμῶν τὸν ἐπιούσιον δὸς ἡμῖν σήμερον. Ἐδίδαξε γὰρ ἡμᾶς ἐν τῇ εὐχῇ ἐν τῷ νῦν αἰῶνι αἰτεῖν τὸν ἐπιούσιον ἄρτον, τουτέστι τὸν μέλλοντα, οὗ ἀπαρχὴν ἔχομεν ἐν τῇ νῦν ζωῇ, τῆς σαρκὸς τοῦ Κυρίου μεταλαμβάνοντες, καθὼς αὐτὸς εἶπεν· Ὁ ἄρτος δὲ, ὃν ἐγὼ δώσω, ἡ σάρξ μου ἐστὶν ὑπὲρ τῆς τοῦ κόσμου ζωῆς. Πνεῦμα γὰρ ζωοποιοῦν ἡ σάρξ ἐστι τοῦ Κυρίου, διότι ἐκ Πνεύματος τοῦ ζωοποιοῦ συνελήφθη. Τὸ γὰρ γεγεννημένον ἐκ τοῦ Πνεύματος Πνεῦμά ἐστι. Marc. De incarnatione et contra Arianos, PG 26,1012:23–34.

ἐναργῶς δὲ τὸν τύπον τῷ τῆς ἀληθείας ὀνόματι προσηγόρευσεν εἰπών· τοῦτό ἐστιν τὸ σῶμά μου· καὶ διὰ τοῦτο δὲ τοῖς τῆς ἀληθείας ὀνόμασιν ὠνόμασεν τοὺς τύπους, ἵνα μὴ πρὸς τὸ ὁρώμενον ἐξευτελίζωνται, ἀλλὰ πρὸς τὴν δύναμιν θαυμάζωνται. Apoll. Fragmenta in Matthaeum (in catenis), Fr. 134:10–13. TLG 2074/37.

Ὁ ἄρτος οὗτος ὁ κοινὸς οὐκ ἔστιν ἐπιούσιος· ὁ δὲ ἄρτος οὗτος ὁ ἅγιος ἐπιούσιός ἐστιν, ἀντὶ τοῦ ἐπὶ τὴν οὐσίαν τῆς ψυχῆς κατατασσόμενος. Οὗτος ὁ ἄρτος οὐκ εἰς κοιλίαν χωρεῖ καὶ εἰς ἀφεδρῶνα ἐκβάλλεται, ἀλλ’ εἰς πᾶσάν σου τὴν σύστασιν ἀναδίδοται εἰς ὠφέλειαν ψυχῆς τε καὶ σώματος. Τὸ δὲ σήμερον ἀντὶ τοῦ καθ́ ἡμέραν λέγει, ὡς καὶ ὁ Παῦλος ἔλεγεν· «Ἄχρις οὗ τὸ σήμερον καλεῖται.» Cyr. Hier. Mystagogia 5 [Sp.], 15:1–8.

Ἐπιούσιον ἄρτον λαβεῖν αἰτοῦμεν. Ἄρτος δὲ ψυχῆς λόγος Θεοῦ, καθὼς ἔφη τις τῶν ἁγίων· Ἄνοιγε, τέκνον, σὸν στόμα λόγῳ Θεοῦ. Jo. Chrys. Interpretatio orationis Pater noster [Sp.], PG 59, 628:8–10.

(A f. 150 b) Οἴονται δὲ ἴσως τινὲς, ἀνάρμοστον εἶναι καὶ ἀπεοικὸς ἁγίοις τὸ αἰτεῖν παρὰ Θεοῦ τὰ σωματικὰ, καὶ ταύτης ἕνεκα τῆς αἰτίας ἀποφέρουσι τὸ εἰρημένον εἰς πνευματικὴν θεωρίαν· καὶ δὴ καὶ ἄρτον φασὶν αὐτοὺς αἰτεῖν, οὐκ ἐπίγειον, οὐ σωματικὸν, ἐκεῖνον δὲ μᾶλλον, τὸν ἄνωθεν καὶ ἐξ οὐρανοῦ καταβαίνοντα, καὶ ζωὴν τῷ κόσμῳ παρέχοντα, ἢ, ὥς φασιν, ἀληθεῖ οὐσίᾳ καὶ ἀσωμάτῳ, τουτέστι τῇ ψυχῇ· αὕτη γὰρ, διὰ τὸ μὴ ῥευστὸν, κυρίως οὐσία ἐστίν. Ἐγὼ δὲ ὅτι μὲν ἁγίοις πρέποι ἂν ὅτι μάλιστα τὸ πνευματικῶν χαρισμάτων ἐπείγεσθαι μεταλαχεῖν, φαίην ἂν ἐνδοιάσας οὐδέν· πλὴν ἐκεῖνο ἄξιον ἰδεῖν, ὅτι κἂν ἄρτον αἰτῶσι κοινὸν, καὶ τοῦτο δρᾷν αὐτοῖς προστέταχεν ὁ Σωτὴρ, μώμου παντὸς ἐλευθέραν ποιοῦνται τὴν πρόσοδον. Ἄθρει γὰρ ὁποῖος τοῖς εἰρημένοις ἐγκέκρυπται νοῦς. Δι’ ὧν γὰρ προστέταχεν ἄρτον αἰτεῖν, ἤτοι τροφὴν τὴν ἐφήμερον, δῆλος ἂν. Cyr. Al. Commentarii in Lucam (in catenis), PG 72: 692(?). TLG 4090/108.

Ἄρτος οὖν ἡμῶν τῆς ψυχῆς ὁ τοῦ Θεοῦ λόγος· ὥσπερ γὰρ ὁ ἄποιος ἄρτος τὸ σῶμα τρέφει, οὕτως ὁ ἐξ οὐρανοῦ λόγος τὴν οὐσίαν τῆς ψυχῆς. Καὶ τοῦτον ὁ Χριστὸς τὴν προσευχὴν παραδιδοὺς ἔλεγε τοῖς ἀποστόλοις, «Τὸν ἄρτον ἡμῶν τὸν ἐπιούσιον δὸς ἡμῖν σήμερον.» Ὃς ἂν τοίνυν τοῦτον φαγεῖν ἐπιλάθηται, τουτέστιν ἐργάσασθαι· τοῦ γὰρ νοητοῦ ἄρτου βρῶσιν ἐργασία καθέστηκεν· δηλοῖ δὲ οὗ εἶπεν τοῖς ἀποστόλοις ὁ Κύριος, «Ἐργάζεσθε μὴ τὴν βρῶσιν τὴν ἀπολλυμένην, ἀλλὰ τὴν μένουσαν εἰς ζωὴν αἰώνιον Theod. Interpretatio in Psalmos PG 80, 1677:7–17.

Διὰ τί «ἄρτον ἀγγέλων» τὸ μάννα προσηγόρευσεν ὁ προφήτης Δαβίδ; Ὡς ἀγγέλων τῇ τούτου δωρεᾷ διακεκονηκότων. ἡ γὰρ ἀσώματος φύσις οὐ δεῖται τροφῆς. οὕτως «ἄρτος οὐρανοῦ» προσηγορεύθη, ἐπειδὴ ἄνωθεν κατηνέχθη· οὐκ ἐξ αὐτοῦ τοῦ οὐρανοῦ, ἀλλ’ ἐκ τοῦ ἀέρος. οὕτω καὶ πετεινὰ οὐρανοῦ προσηγόρευται τὰ τὸν ἀέρα διαπερῶντα. Quaestiones in Octateuchum 123:5–10. TLG 4089/22.

δεξόμεθα γάρ, κατ’ εὐχὰς οὕτω πολιτευόμενοι, καθάπερ ἄρτον ἐπιούσιόν τε καὶ ζωτικὸν εἰς ἀποτροφὴν τῶν ἡμετέρων ψυχῶν καὶ συντήρησιν τῆς τῶν χαρισθέντων ἡμῖν ἀγαθῶν εὐεξίας, τὸν εἰπόντα Λόγον· Ἐγώ εἰμι ὁ ἄρτος ὁ ἐκ τοῦ οὐρανοῦ καταβὰς καὶ ζωὴν διδοὺς τῷ κόσμῳ, … Max. Conf. Expositio orationis dominicae 549–554. TLG 2892/111.

Читайте так же:  Молитва очень сильна на богатство

καὶ τοῦτον μιᾷ φυσικῶς ἡμέρᾳ περικλείοντες τὸν ἄρτον, ὑπὲρ αὐτοῦ μὴ τολμῶντες εἰς δευτέραν ἡμέραν διὰ τὸν δοτῆρα τῆς προσευχῆς ἐπεκτεῖναι τὴν δέησιν· Max. Conf. Expositio orationis dominicae 625–628. 19. Οὗτος ὁ ἄρτος ἐστὶν ἡ ἀπαρχὴ τοῦ μέλλοντος ἄρτου, ὅς ἐστιν ὁ ἐπιούσιος· τὸ γὰρ «ἐπιούσιον» δηλοῖ ἢ τὸν μέλλοντα, τουτέστιν τὸν τοῦ μέλλοντος αἰῶνος, ἢ τὸν πρὸς συντήρησιν τῆς οὐσίας ἡμῶν λαμβανόμενον. Jo. Dam. Expositio fidei 86:155–158.

Ἵνα δέ μή νομίζωμεν ὅτι τό πᾶν τοῦ ἄρτου τοῦ ὁρωμένου ἐστί, τούτου ἕνεκεν πολλαχῶς εἴρηκεν· “Ἐγώ εἰμι ὁ ἄρτος ὁ ἐκ τοῦ οὐρανοῦ καταβαίνων”. Καί οὐκ εἶπεν ὁ καταβάς· τοῦτο γάρ τό ἅπαξ δηλοῖ κατελθεῖν. Ἀλλά τί; Ὁ καταβαίνων, φησίν, ἀεί δηλονότι καί πάντοτε ἐπί τούς ἀξίους καταβαίνων καί νῦν καθ᾿ ὥραν παραγινόμενος. … Sym. N. Th.

Ὁ γάρ ἄρτος οὗτος αἰσθητῶς μέν ψωμός φαίνεται τοῖς μή ὑπέρ τήν αἴσθησιν γενομένοις, νοερῶς δέ φῶς ἀχώρητόν ἐστι καί ἀπρόσιτον. Sym. N. Th. Λόγος ΙΔ΄. Σ. 373.

Для проведения данного исследования были выявлены и систематезированы все места, найденные по поиску двух корней ἄρτ- и ἐπιούσι- во всех текстах, содержащихся в TLG 5.

Ἄρτον ἐκέλευσεν αἰτεῖν ἐπιούσιον, οὐ τρυφὴν, ἀλλὰ τροφὴν, τὴν τὸ ἐλλεῖπον ἀναπληροῦσαν τοῦ σώματος De angusta porta et in orationem dominicam [Sp.], 51, 46:28–30.

См.: Petr. Laod. Or. Dom. PG 86, 3333A.

В большом этимологиконе или в Лексиконе Суды: Ἐπιούσιος ἄρτος: Ὁ ἐπὶ τῇ οὐσίᾳ ἡμῶν ἁρμόζων. Etymologicum magnum 362:32–33. TLG 4099/1; Suidae lexicon 2501:1. TLG 9010/1.

Ориген в своем сочинении «О молитве» решительно отказывается от буквального толкования прошения «и хлеб насущный даждь», которое он даже именует «лжеучением». Под «хлебом» он понимает Самого Господа нашего Иисуса Христа. Так он задается риторичеким вопросом: «Что для души питательнее Слова, или для ума что драгоценнее наполняющей ее Мудрости?» Orig. De oratione 27,2:21–23 sqq.

Ср. у св. Григория Нисского: Ὁ σπουδάζων τὴν δικαιοσύνην θεόθεν τὸν ἄρτον δέχεται· ὁ δὲ τὴν ἀδικίαν γεωργῶν παρὰ τοῦ εὐεργέτου τῆς ἀδικίας σιτίζεται. De oratione dominica 286:10–13. TLG 2017/47.

«… [Христос] научил нас в молитве в нынешнем веке просить насущный хлеб, то есть будущий, начаток которого мы имеем в этой жизни, приобщаясь плоти Господа, …». См.: De incarnatione et contra Arianos, PG 26,1012:23–34.

Cyr. Al. Commentarii in Lucam (in catenis), PG 72: 692(?). TLG 4090/108.

Max. Conf. Expositio orationis dominicae 549–554. TLG 2892/111.

Expositio fidei 86:155–158.

Ἵνα δέ μή νομίζωμεν ὅτι τό πᾶν τοῦ ἄρτου τοῦ ὁρωμένου ἐστί, τούτου ἕνεκεν πολλαχῶς εἴρηκεν· “Ἐγώ εἰμι ὁ ἄρτος ὁ ἐκ τοῦ οὐρανοῦ καταβαίνων”. Καί οὐκ εἶπεν ὁ καταβάς· τοῦτο γάρ τό ἅπαξ δηλοῖ κατελθεῖν. Ἀλλά τί; Ὁ καταβαίνων, φησίν, ἀεί δηλονότι καί πάντοτε ἐπί τούς ἀξίους καταβαίνων καί νῦν καθ᾿ ὥραν παραγινόμενος. …

Именно так следует понимать слова Стифата из его слова против опресноков: «… как мы были научены просить с в ы ш е насущный хлеб» ( Мф. 6, 11 ) (Разрядка моя. – иером. Д.).

Ὁ ἄρτος οὗτος ὁ κοινὸς οὐκ ἔστιν ἐπιούσιος· ὁ δὲ ἄρτος οὗτος ὁ ἅγιος ἐπιούσιός ἐστιν, ἀντὶ τοῦ ἐπὶ τὴν οὐσίαν τῆς ψυχῆς κατατασσόμενος. Οὗτος ὁ ἄρτος οὐκ εἰς κοιλίαν χωρεῖ καὶ εἰς ἀφεδρῶνα ἐκβάλλεται, ἀλλ’ εἰς πᾶσάν σου τὴν σύστασιν ἀναδίδοται εἰς ὠφέλειαν ψυχῆς τε καὶ σώματος. Τὸ δὲ σήμερον ἀντὶ τοῦ καθ́ ἡμέραν λέγει, ὡς καὶ ὁ Παῦλος ἔλεγεν· «Ἄχρις οὗ τὸ σήμερον καλεῖται.» Mystagogia 5 [Sp.], 15:1–8.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех!

1. Да святится имя Твое.

2. Да приидет царствие Твое.

3. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

4. Хлеб наш насущный даждь нам днесь .

5. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим.

6. И не введи нас во искушение.

7. Но избави нас от лукавого.

Яко Твое есть царство, и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отец наш небесный!

1. Да святится имя Твое.

2. Да приидет царство Твое.

3. Да будет воля Твоя и на земле, как и на небе.

4. Хлеб наш насущный дай нам на сей день.

5. И прости нам грехи наши, как и мы прощаем согрешившим против нас.

6. И не допусти нас до соблазна.

7. Но избавь нас от лукавого.

Потому что Тебе принадлежит царство, сила и слава Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Аминь.

Отче – Отец; Иже – Который; Иже еси на небесех – Который находится на небесах, или небесный; да – пусть; святится – прославляется: яко – как; на небеси – на небе; насущный – необходимый для существования; даждь – дай; днесь – сегодня, на нынешний день; остави – прости; долги – грехи; должником нашим – тем людям, которые против нас согрешили; искушение – соблазн, опасность впасть в грех; лукаваго – всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух.

Молитва эта называется Господнею, потому что ее дал Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили Его научить, как им молиться. Потому эта молитва – самая главная молитва из всех.

В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы.

Она разделяется на: призывание, семь прошений, или 7 просьб, и славословие.

Призывание: Отче наш, Иже еси на небесех! Этими словами мы обращаемся к Богу и, называя Его Отцом Небесным, призываем выслушать наши просьбы, или прошения.

Когда мы говорим, что Он на небесах, то должны разуметь духовное, невидимое небо, а не тот видимый голубой свод, который раскинут над нами, и который мы называем «небом».

Прошение 1-е: Да святится имя Твое, то есть помоги нам жить праведно, свято и своими святыми делами прославлять имя Твое.

2-е: Да приидет Царствие Твое, то есть удостой нас и здесь на земле царства Твоего небесного, которое есть правда, любовь и мир; царствуй в нас и управляй нами.

3-е: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, то есть пусть будет все не так, как нам хочется, а как Тебе угодно, и помоги нам подчиняться этой Твоей воле и исполнять ее на земле так же беспрекословно, без ропота, как ее исполняют, с любовью и радостью, святые ангелы на небе. Потому что только Тебе известно, что нам полезно и нужно, и Ты больше желаешь нам добра, чем мы сами.

4-е: Хлеб наш насущный даждь нам днесь , то есть подай нам на сей день, на сегодня, хлеб наш насущный. Под хлебом здесь разумеется все необходимое для жизни нашей на земле: пища, одежда, жилище, но важнее всего, пречистое Тело и честная Кровь в таинстве святого причащения, без которого нет спасения, нет вечной жизни.

Господь заповедал нам просить себе не богатства, не роскоши, а только самого необходимого, и во всем надеяться на Бога, помня, что Он, как Отец, всегда печется – заботится о нас.

5-е: И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, то есть прости нам грехи наши так, как и сами мы прощаем тех, которые нас оскорбили или обидели.

В этом прошении грехи наши названы «долгами нашими», потому что Господь дал нам силы, способности и все остальное для того, чтобы творить добрые дела, а мы часто все это обращаем на грех и зло и становимся «должниками» пред Богом. И вот, если мы, сами, не будем искренно прощать наших «должников», то есть людей, имеющих грехи против нас, то и Бог нас не простит. Об этом сказал нам Сам Господь наш Иисус Христос.

6-е: И не введи нас во искушение. Искушением называется такое состояние, когда нас что-нибудь или кто-нибудь тянет на грех, соблазняет сделать что-либо беззаконное и дурное. Вот, мы и просим – не допусти нас до соблазна, которого мы переносить не умеем; помоги нам преодолевать соблазны, когда они бывают.

7-е: Но избави нас от лукаваго, то есть избавь нас от всякого зла в этом мире и от виновника (начальника) зла – от диавола (злого духа), который всегда готов погубить нас. Избавь нас от этой хитрой, лукавой силы и ее обманов, которая пред Тобою есть ничто.

Читайте так же:  Молитва приворот на любовь читать

Славословие: Яко Твое есть царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Св. Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Так как Тебе, Богу нашему, Отцу и Сыну и Св. Духу, принадлежит царство, и сила, и вечная слава. Все это верно, истинно так.

ВОПРОСЫ: Почему эта молитва называется Господней? К кому мы обращаемся в этой молитве? Как делится она? Как перевести по-русски: Иже еси на небесех? Как передать своими словами 1-е прошение: Да святится Имя Твое? 2-е: Да приидет Царствие Твое? 3-е: Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли? 4-е: Хлеб наш насущный даждь нам днесь ? 5-е: И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим? 6-е: И не введи нас во искушение? 7-е: Но избави нас от лукавого? Что означает слово: аминь?

Глава шестая. О четвертом прошении молитвы Господней: Хлеб наш насущный даждь нам днесь

Хлеб есть троякий

Человек по естеству своему состоит из души и тела; следовательно и хлеб требуется для него духовный и телесный. Того и другого хлеба научает здесь Господь последователей своих испрашивать у Отца Небесного. Чтобы жить духовно, для сего они должны каждодневно испрашивать себе хлеба духовного, который есть двоякий: I) всякий глагол, исходящий изо уст Божиих, которым, по свидетельству Иисуса Христа, жив бывает человек 107 ; и II) тело и кровь Господни, о животворном свойстве которых говорит Сам Иисус Христос так: Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына человеческаго, не пиете крови Его, живота не имате в себе. Плоть бо моя истинно есть брашно, и кровь Моя истинно есть пиво 108 . Потом, чтобы жить телесно, Христиане должны испрашивать себе у Единого Подателя благ и III) телесного насущного хлеба, то есть, только самого необходимого, чтобы существовать, или жить 109 . Очи всех их, как говорить Пророк Давид, должны уповать на Того, который дает им пищу во благовремении, отверзает руку Свою, и исполняет всяко животно благоволения 110 .

Понятно для всякого из нас, сколь необходима для временной жизни нашей пища телесная; но потребность пищи духовной, гораздо необходимейшей для всех, многие из нас мало понимают, да и понять не стараются. От сего-то и происходит то, что многие собратия наши, христиане, мало и без надлежащего внимания питают души свои плодотворным и спасительным Словом Божиим; многие также редко и без должного приготовления приступают к страшному и животворящему Таинству Святого Причащения.

Слово Божие и польза, проистекающая от занятия оным

Тело свое мы питаем часто; не меньше и не реже должны питать и душу хлебом духовным, или Словом Божиим: потому что, с одной стороны, душа больше тела, а с другой, – питать ее также необходимо, как и тело. Как всякая телесная питательная пища, употребляемая в меру, подает телу человека силы, необходимые к телесным трудам, и поддерживает здоровье и жизнь оного: подобным образом и все то, что мы благоговейно и со вниманием слышим или читаем из Священного Писания, истинного слова Божия; все то подает душам нашим силы и жизненность к занятиям и действиям духовным; все то напитывает души наши христианскими чувствами и утверждает их в стремлении к добру и в отвращении от зла; все то напечатлевает в душах наших спасительные правила для жизни и дарует им, так сказать, жизненные соки, столь же плодотворные и обильные, какими пользуется древо, посажденное при исходищах вод 111 . Ибо живо Слово Божие и действенно, и острейше паче всякого меча, обоюду остра; и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным 112 .

Вред от незанятия оным

Понятие о гладе духовном

Жесток для людей бывает глад в жизненных потребностях тела, могущий наводить бедственную смерть телесную: но тем жесточе для них глад духовный, который может быть причиною смерти тем бедственнейшей, то есть духовной и вечной. Нет бедственнее для христиан того времени, в которое, по попущению Божию, постигает их глад духовный, в следствие собственного их нерадения о спасении! О таковом времени Сам Бог, Который хощет всем человеком спастися и в разум истины приити 115 , возвещает им, для их предостережения, устами Пророка Амоса так: Се дние грядут, глаголет Господь, и послю глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды, но глад слышания Слова Божия 116 . Сей глагол Пророческий показывает, что глад духовный несравненно ужаснее глада телесного. Очевидно, сколь важный лежит на нас долг каждодневно возносить молитву к Отцу Небесному, дабы Сам Он, ведый человеческого естества немощь, влиял в нас твердое и пламенное расположение непрестанно поучаться глаголами живота вечного, – что и заповедуется нам по силе четвертого прошения молитвы Господней.

Божественное Таинство Святого Причащения

Далее, душа христианская, в сей жизни скорби и испытания, бремени и труда, нуждается еще в другом Божественном брашне, питающем ее в жизнь вечную, то есть, в достойном в определенные времена Причащении Животворящего Таинства тела и крови Христовой. Сколь же необходимо и спасительно для истинных христиан Причащение сего Святейшего таинства; этого ум человеческий вполне не может постигнуть, а язык не может изречь. Это ведомо только Богу Отцу, коего необъятная любовь к роду человеческому ниспослала оному искупление в крестной жертве Единородного Сына Своего 117 . Ведомо только Богу Сыну, который Один мог даровать и дарует нам спасение, питая нас под таинственными видами Телом и Кровью Своею, которые прежде под собственными их видами благоволил предать за нас на Голгофе. Ведомо только Духу Святому, Духу премудрости и разума 118 , вся испытующему и глубины Божия 119 ! Впрочем, сие отчасти открывается и человекам, имеющим помазание от Святаго 120 .

Сказания о нем Св. Василия Великого и Метафраста

Так, Св. Василий Великий, в благодарной молитве своей по Причащении, говорит, что «сие таинство даровано нам во благодеяние и освящение душ и телес наших»; и просит Господа, чтобы оно послужило ему «во исцеление душевное, во отгнание всякаго сопротивнаго, в просвещение очей сердца его, в мир душевных его сил, в веру непостыдну, в любовь нелицемерну, во исполнение премудрости, в соблюдение Заповедей Господних, в приложение Божественныя благодати и в усвоение Небеснаго Царствия» 121 . Метафраст, тоже в благодарной по Причащении молитве, умоляет Бога, чтобы Он посредством сего таинства «очистил его от всякаго слова и дела душетленнаго, омыл и украсил его, удобрил, вразумил и просветил его, соделал бы его селением или домом одного Духа Святаго, но не греха; чтобы его, как огня, бежал всякий злодей и всяка страсть» 122 .

Учение о сем предмете Св. Кассиана Римлянина

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

А Св. Кассиан Римлянин, подробно изъясняя четвертое прошение молитвы Господней, говорит: «Хлеб наш επιουσιος, т.е. насущный, или по другому Евангелисту, ежедневный, даждь нам днесь. Первым словом означается существенное его достоинство, по коему он превышает все сущности и превосходит все твари высокою Святостию своею. Вторым же выражается естественное его употребление и польза; ибо когда говорится: ежедневный, то сим показывается, что без него мы не можем ни одного дня продолжать духовной жизни…. Таковая ежедневная потребность должна заставлять нас во всякое время проливать о нем моление. Слово: днесь, можно принимать в отношении к настоящей жизни, то есть, подавай нам хлеб сей доколе мы находимся в здешнем веке; ибо знаем, что и в будущей жизни он будет тобою подаваем тем, кои заслужили его. Но мы просим даровать его еще здесь; ибо кто не удостоится принять онаго в настоящей жизни, тот не возможет причаститься его и в будущей» 123 .

Необъятная польза и животворность Св. Причащения располагают ежедневно молиться, чтобы Господь сподобил нас оного

Что же касается до хлеба вещественного или телесного, то милосердое о нас Промышление Спасителя, по силе сего прошения преподанной Им молитвы, внушает нам удаляться от лишнего попечения о житейских благах и от прихотливой роскоши, а по сему научает нас все желания наши относительно телесной жизни ограничивать одним дневным пропитанием. Согласно с наставлением Спасителя должно просить не более, как насущного хлеба, то есть, только необходимого пропитания и необходимого для жизни одеяния и жилища 126 . И если сие необходимое ниспосылается нам, то быть довольными 127 , и отнюдь не простирать попечения о плоти до похотей 128 .

Читайте так же:  Молитва святой нине на русском

По силе сего прошения о чем еще должно молиться?

Относительно четвертого прошения надобно заметить еще следующее:

Испрашивая себе у Отца Небесного насущного хлеба, мы должны испрашивать также и Святого Его благословения на труды наши в поте лица, которыми сам же Он заповедал приобретать насущный хлеб 131 .

По получении от Единого Подателя благ всего необходимого для настоящей жизни, мы обязаны молить Его о том, чтобы Он не оставил содействовать нам Своею благодатью и в спасительном употреблении получаемого, то есть, в употреблении согласно со Святой Его волей, ко славе пресвятого Его имени и к пользе ближних.

Если иногда Сам Бог, по неиспытанным судьбам Своим, ниспосылает нам более того, что необходимо для поддержания жизни нашей, в таком случае мы должны благодарить Его; если же не дано сверх нужды, то недолжно заботиться о том 132 .

Хотя в настоящем прошении одним словом: хлеб, заповедано нам просить у Бога и духовных благ и телесных, но первых мы должны делать и испрашивать в молитве совершенно безусловно, то есть, во всякое время, во всяком случае и во всяком положении нашем: потому что Сам Бог, который хочет, чтобы все люди спаслись 133 , безусловно обещал ниспосылать оные просящим; и самые блага сии суть такого свойства, что полезны и необходимы и для настоящей жизни и для приобретения вечного спасения. А последних, или житейских благ, мы должны испрашивать не иначе, как под известными условиями.

Условия при Молитве о житейских благах

Условия же в прошении у Бога житейских благ должно соблюдать следующие:

Надобно просить сих благ так, чтобы они не препятствовали душевному спасению нашему; ибо кая польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою 134 ? По сей причине мы не должны у Бога просить временного без отношения к вечному.

При молитве о житейских благах мы должны исполнение прошений наших предоставлять всегда воле Божией, в той мысли, что Бог больше нас знает не только о том, полезны ли нам те блага, о которых мы молимся, но и о том, как и когда лучше даровать нам оные; и что Бог сверх того может сделать несравненно более всего, что мы просим, или о чем помышляем, по силе действуемей в нас 135 136 .

Отче наш. Молитва Господня

На церковнославянском:
О тче наш, Иже еси на небесе́х!
Д а святится имя Твое, да прии́дет Царствие Твое,
д а будет воля Твоя, яко на небеси́ и на земли́.
Х леб наш насущный да́ждь нам дне́сь;
и оста́ви нам до́лги наша, якоже и мы оставляем должнико́м нашим;
и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лукаваго ( Мф.6:9-13 ).

По-русски:
Отче наш, Который на небесах!
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
(См. также: Толковый православный молитвослов. Молитва Господня «Отче наш»)

Как читать молитву «Отче наш»

Богу внятны только те молитвы, которые когда произносит молящийся, понимает, что говорит и чувствует…

Так, кто говорит Богу в молитве: да приидет царствие Твое, а не знает, как приходит сие царствие, не зная же, не готовится к принятию его и ничего не делает, что требуется с его стороны к получению его, возможно ли, чтобы пришло к нему сие царствие? Какая потому польза, что говорит он в молитве:да приидет царствие Твое? Господь говорит в святом Евангелии: покайтеся, приближися бо царствие Божие. Итак, хочешь, чтобы пришло к тебе царствие сие? Кайся. Если не покаешься, сколько ни говори: да приидет царствие Твое, не придёт оно к тебе.
преподобный Симеон Новый Богослов

Если воистину ты называешь Бога Отцем своим, то надейся же на Него, как на Отца единого, всеблагого, всемогущего, премудрого, неизменяемого в любви Своей и во всех совершенствах.
св. праведный Иоанн Кронштадтский

Читайте «Отче наш», да не лгите: Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем….
преподобный Амвросий Оптинский

…Молиться же об этом должно:
Во-первых, с чистым намерением – да будет воля Твоя, ибо я, сердечно желая следовать ей бескорыстно, не ради награды или приобретения чего-либо, и не потому, что Ты, Господи, обогатил меня щедротами Своими и оградил меня от противников моих, как в этом упрекал сатана праведного Иова пред Богом ( Иов.1:9-10 ), и не по страху вечных мук гееннских, но в простоте сердца следую воле Твоей, желаю, чего Ты желаешь, потому только, что Ты того хочешь, что такова Твоя воля, Боже мой!
Во-вторых, молиться должно с любовью: да будет воля Твоя! – одного я здесь ищу и одно мыслю, чтобы во всем совершалась воля Твоя, Господи! Да величество имени Твоего, Боже мой, распространится и прославится чрез меня непотребного раба Твоего. Это одно считаю для себя величайшей честью и наградой, чтобы я достоин был благоугождать Тебе, Создатель мой, Который даровал мне разум и свободную волю как залог ближайшего общения с Тобою, моим Творцом и Спасителем.
святитель Иоанн, митрополит Тобольский

Да святится имя Твое… Для того молимся, чтобы в нас имя Божие святилось: не потому, что будто, не быв святым, начинает оно быть святым, но потому, что в нас оно святым делается, когда сами освящаемся и достойное святыни делаем.
святитель Кирилл Иерусалимский

Сказать: Отче наш, – имеют право одни те, которые по чудном рождении в Божественном Крещении, по новому и необычайному закону чревоношения, показывают в себе, что они истинные сыны. И сказать: да святится имя Твое, – те, которые не делают ничего, достойного осуждения. И это: да приидет царствие Твое, – те, которые избегают всего, что доставляет удовольствие мучителю. И это: да будет воля Твоя, – те, которые показывают это своими поступками. И это: хлеб наш насущный даждь нам днесь, – те, которые отказываются от роскоши и от расточительности. И это: остави нам долги наша, – те, которые прощают прегрешившим пред ними. И это: не введи нас во искушение, – те, которые ни себя самих, ни других не ввергают в него. И это:избави нас от лукаваго, – те, которые ведут непримиримую брань с сатаной. И это: яко Твое есть царство, и сила, и слава, – те, которые трепещут словес Божиих и показывают их в самых делах. Ибо познание молитвы в такой же мере бывает успешно, в какой преуспевают нрав и жизнь молящегося.
преподобный Исидор Пелусиот

Молитва Господня. «Отче наш»

Молитва Господня. «Отче наш»

Основа основ жизни каждого православного христианина – молитва «Отче наш», завещанная нам самим Всевышним.

В ней отражена вся суть наших взаимоотношений с Господом – наше упование на его помощь и просьба о прощении нам грехов, исповедание и прославление Единосущной Троицы, все это собрано в нескольких строках этой молитвы.

Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Он сказал им: когда молитесь, говорите: Отче наш!…

Евангелие от Луки, 11

Читайте эту молитву утром, перед началом дня, и вечером, отходя ко сну, начинайте ей каждое дело, упреждайте каждую свою молитвенную просьбу к Господу, утешайтесь ее словами в страхе и отчаянии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг:

Глава 10. Молитва «Отче наш» и ее понимание

Глава 10. Молитва «Отче наш» и ее понимание Образцом молитвы для всех христиан является, конечно, молитва Господня.Читается она следующим образом:«Отче наш, Иже ecи на Небесех! 1. Да святится имя Твое; 2. Да приидет Царствие Твое. 3. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. 4.

Молитва «Отче наш» и ее понимание

Молитва «Отче наш» и ее понимание Образцом молитвы для всех христиан является, конечно, молитва Господня.Читается она следующим образом:«Отче наш, Иже ecи на Небесех! 1. Да святится имя Твое; 2. Да приидет Царствие Твое. 3. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. 4. Хлеб наш

Читайте так же:  Молитва освобождение из под ареста

Молитва Господня. «Отче наш»

Молитва Господня. «Отче наш» Основа основ жизни каждого православного христианина – молитва «Отче наш», завещанная нам самим Всевышним.В ней отражена вся суть наших взаимоотношений с Господом – наше упование на его помощь и просьба о прощении нам грехов, исповедание и

Молитва Господня

Молитва Господня Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави

Основная молитва христианства «Отче наш»

Основная молитва христианства «Отче наш» Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас

Молитва «Отче наш» .

Молитва «Отче наш». Эта молитва, отнюдь, не исключает собой и других молитв, — Сам Господь молился, используя другие молитвы (Иоан. 17). Называя Бога нашим Отцом, мы сознаем себя Его детьми, а в отношении друг к другу — братьями, и молимся не только от себя и за себя, но и от

Молитва Господня

Молитва Господня Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави

Молитва Господня

Молитва Господня В неком месте, после того, как Иисус закончил молиться, один из Его учеников попросил Его: «Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил своих учеников».2 Он сказал им: «Когда молитесь, говорите так:«Отче!Почитаемо да будет святое имя Твое!Да придет Твое

Молитва Господня. «Отче наш»

Молитва Господня. «Отче наш» Основа основ жизни каждого православного христианина – молитва «Отче наш», завещанная нам самим Всевышним.В ней отражена вся суть наших взаимоотношений с Господом – наше упование на его помощь и просьба о прощении нам грехов, исповедание и

Молитва Господня. Отче наш

Молитва Господня. Отче наш Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение,

Молитва «Отче наш» .

Молитва «Отче наш». Эта молитва, отнюдь, не исключает собой и других молитв, — Сам Господь молился, используя другие молитвы (Иоан. 17). Называя Бога нашим Отцом, мы сознаем себя Его детьми, а в отношении друг к другу — братьями, и молимся не только от себя и за себя, но и от

Молитва Господня

Молитва Господня Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави

Молитва Господня

Молитва Господня Отче наш, Иже еси на небесех!1. Да святится имя Твое.2. Да приидет царствие Твое.3. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.4. Хлеб наш насущный даждь нам днесь.5. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим.6. И не введи нас во

«Отче наш» – главная православная молитва

«Отче наш» – главная православная молитва Обязательно нужно знать наизусть хотя бы несколько универсальных молитв – то есть таких, которые подходят на все случаи жизни. И начать учиться молиться нужно, конечно же, с главной православной молитвы – «Отче наш». Эта молитва

Молитва Господня

Молитва Господня Шестеро человек, в продолжение всего короткого зимнего дня, не выходили из громадного леса, составлявшего казенную лесную дачу. Впереди шел обыкновенно лесничий Станислав Андреевич Нат, за ним два объездчика: Алексеев, высокий, худой, длиннобородый и

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ («Отче наш»)

МОЛИТВА ГОСПОДНЯ («Отче наш») Отче наш сущий (находящийся) на небесах! Да святится Имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет Воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на всякий день и прости нам долги (грехи) наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

Хлеб называется насущным в трех смыслах. И дабы знать нам, когда мы молимся, какой хлеб просим мы у Бога и Отца нашего, рассмотрим значение каждого из сих смыслов.

Во-первых, хлебом насущным мы называем обычный хлеб, телесную пищу, смешивающуюся с телесной сущностью, дабы росло и укреплялось тело наше, и дабы не умереть ему от голода.

Следовательно, имея в виду хлеб в этом смысле, не должны мы искать тех кушаний, которые дадут телу нашему питание и сладострастие, о коих говорит апостол Иаков: «Просите у Господа и не получаете, ибо не просите у Господа необходимого, а того, чтобы употребить для ваших вожделений». А в другом месте: «Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания».

Но говорит Господь наш: «Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением, пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно».

И потому, должно просить нам лишь необходимую пищу, ибо Господь снисходит к человеческой слабости нашей и повелевает нам просить только хлеба насущного, но не излишеств. Если бы было по-другому, то не включил бы Он в главную молитву слова «даждь нам днесь». А сие «днесь» святитель Иоанн Златоуст толкует как «всегда». И потому эти слова имеют синоптический (обзорный) характер.

Святой Максим Исповедник называет тело другом души. Приточник же наставляет душу, дабы не заботилась она о теле «обеими ногами». То есть, дабы не заботилась она о нем излишне, а заботилась лишь «одной ногой». Но и это должно происходить редко, дабы не случилось, по его словам, того, чтобы насытилось тело и восстало над душой, и чтобы делала она все то же зло, кое делают нам демоны, враги наши.

Послушаем же апостола Павла, говорящего: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть дьявольскую, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей и ведут их в бедствие и пагубу».

Может быть, однако, некоторые думают так: поскольку Господь повелевает нам просить у Него необходимую пищу, буду сидеть я праздный и беззаботный, ожидая от Бога послать мне пропитание.

Тем же ответим мы, что одно дело заботы и попечения, а другое — труд. Забота есть отвлечение и волнение ума по поводу многих и чрезмерных проблем, тогда как трудиться — значит работать, то есть сеять или подвизаться в прочих трудах человеческих.

Итак, человек не должен быть обуреваем заботами и попечениями и не должен волноваться и омрачать ум свой, но возлагать все свои надежды на Бога и вверять Ему все заботы свои, как говорит и пророк Давид: «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает», то есть «Возложи на Господа заботы о пропитании своем, и Он будет кормить тебя».

А возлагающий надежды более всего на дела рук своих, или на труды свои и ближних своих, да услышит, что говорит пророк Моисей в Книге Второзакония: «Тот, кто ходит на руках своих и надеется и уповает на дела рук своих, нечист, и тот, кто впадает во многие заботы и скорби, тоже нечист. И тот, кто ходит всегда на четырех, тоже нечист».

А ходит и на руках, и на ногах тот, кто все свои надежды возводит на руки, то есть на те дела, которые делают руки его, и на свое умение, по словам святого Нила Синайского: «Ходит на четырех тот, кто, предавшись делам чувственным, ими занимает непрестанно владычественный ум. Многоножный же человек есть тот, кто отовсюду окружен телесным и во всем на нем основывается и охватывает его двумя руками своими и со всей силой».

Читайте так же:  Молитва от отека после операции

Пророк Иеремия говорит: «Проклят да будет человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою и которого сердце удаляется от Господа. Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование — Господь».

Люди, почто мы печемся напрасно? Путь жизни короток, как говорит и пророк и царь Давид Господу: «Вот, Господи, сделал Ты дни жизни моей столь малыми, что сочтены они на пальцах одной руки. И состав естества моего ничто есть пред Твоей вечностью. Но не только я, но и все тщетно. Тщетен каждый человек, живущий в сем мире. Ибо мятущийся человек живет свою жизнь не по-настоящему, но напоминает жизнь его нарисованную картину. И потому тщетно волнуется он и собирает богатство. Ибо не знает он на самом деле, для кого собирает он это богатство».

Человече, приди в себя. Не спеши, как безумный, круглый день по тысяче дел. А ночью снова не садись подсчитывать дьявольские проценты и прочее подобное, ибо вся жизнь твоя, в итоге, проходит через счета Мамоны, то есть в богатстве, происходящем от несправедливости. И потому не находишь ты даже малого времени, дабы вспомнить о грехах своих и поплакать о них. Не слышишь Господа, говорящего нам: «Никто не может служить двум Господам». «Не можете, — говорит, — служить и Богу, и Мамоне». Ибо хочет Он так сказать, что не может человек служить двум господам, и иметь сердце в Боге, а богатство — в неправедности.

Разве не слышал ты о семени, упавшем в тернии, что заглушили его тернии, и что не принесло оно никакого плода? Значит же это, что упало слово Божие на человека, погрязшего в заботах и попечениях о богатстве своем, и не принес сей человек никакого плода спасения. Не видишь ли ты разве то тут, то там богачей, совершивших подобное тебе, то есть собравших большое богатство, но после дунул Господь на руки их, и ушло богатство из рук их, и потеряли они все, а с ним и разум свой, и сейчас слоняются они по земле, обуянные злобой и демонами. По заслугам получили они, ибо сделали Богом своим богатство, и приложили ум свой к нему.

Услышь, человече, что говорит нам Господь: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут». И не должен ты собирать сокровища здесь на земле, дабы не услышать и тебе от Господа тех же страшных слов, которые сказал Он одному богачу: «Безумный, в ночь сию душу твою возьмут от тебя, а кому оставишь всё, что ты собрал?».

Придем же мы к Богу и Отцу нашему и возложим на Него все заботы о жизни нашей, а Он будет заботиться о нас. Как говорит апостол Петр: придем же к Богу, как призывает нас пророк, говоря: «Приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся в том, что остались вы без помощи».

Вот так с Божьей помощью истолковали мы вам первый смысл насущного хлеба.

Девять тайных смыслов в молитве «Отче наш»

священник Владимир Панарин

Это самая главная молитва христианина, она была продиктована самим Иисусом Христом. Её знают наизусть каждый крещёный, так, что даже появилось выражение «знать, как Отче наш».

Но знаем ли мы тот глубокий смысл, который в неё вложен? После этой статьи Вы почувствуете величие и силу этой молитвы!

Давайте прочитаем эту молитву целиком, а затем разберём.

О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся имя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги наша, я́ко и мы оставля́ем должнико́м нашим; и не введи́ нас во искуше́ние , но изба́ви нас от лука́ваго: я́ко твоé éсть цáр­ст­віе и си́ла и слáва во вѣ́ки. Ами́нь. (Мф. 6)

1. Отче

Мы обращаемся к Богу и Творцу — «Отец». Одним этим словом изгоняется из сердца страх и воцаряется любовь. Потому что так мы говорим: я Твоё чадо : Твой сын / Твоя дочь.

В ответ Господь проникается к нам чувством родительской заботы и любви. Этими словами мы обещаем слушаться Бога, как родную мать.

2. Наш

Не говорим «мой», а называет Бога нашим Отцом. Так мы признаём христиан братьями и сёстрами, Одно это слово пожигает в нас гордыню, единоличие и делает одной большой семьёй.

Иже еси на Небесех переводится «Который находится на Небесах». Так мы подчёркиваем, что обращаемся не земному отцу, а к Тому, Кто всегда пребывает в мире невидимом, в мире ангельском.

3. Да святится Имя Твое

Слово свят происходит от слова «взят». То есть выделен из общей среды, особенный. Этими словами мы выражаем желание, чтобы даже Имя Бога никогда не произносилось зря, чтобы оно было окружено трепетом и благоговением , чтобы весь мир воздавал особую честь Богу. В переводах на этом месте встречает «пусть выделится имя Твое»

4. Да приидет Царствие Твое

Христос указал, что Царство Божие внутри нас есть . Этими словами молитвы мы просим у Бога, чтобы Он воцарился в нашем сердце покоем и тихой радостью, любовью и милосердием. Чтобы в нас не царствовал грех.

Этой фразой мы также выражаем надежду, что грех и смерть после Суда Божьего прекратят своё существование и весь видимый мир превратится в Царство Творца.

5. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли

То есть мы просим, чтобы в видимом мире, на Земле, исполнялась благая воля Бога так же идеально, как она исполняется ангелами в мире невидимом. А если вспомнить, что человек по своему составу — «земля», то получается, просим и всю нашу природу, даже тело , сделать подвластной воле Божией.

6. Хлеб наш насущный даждь нам днесь

Насущный — значит «повседневный». Этими словами мы просим у Бога самого необходимого на сегодня . И только на сегодня. Показываем, что мы не заботимся о завтрашнем дне, как Он и заповедал нам (Мф. 6:34). Просим не богатства и славы, а той пищи, которая поможем нам прожить ещё один день в этом теле.

Но самое главное — этими словами мы просим у Бога причащения Тела и Крови Христа, Который по Его же словам является «Хлебом жизни, сшедшим с Небес» (Ин. 6:48). Если хлеб даёт жить телу, то Хлеб Небесный даёт нашей душе соединиться с Богом и обрести через это вечную жизнь .

7. И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим

Это очень радостные слова! Получается, и после крещения мы можем получить прощение грехов.

Но это и очень страшные слова. Потому что мы в них просим у Бога не прощать нам наши грехи, если и мы не прощаем кому-либо из людей, согрешивших против нас.

Интересно, что грехи называются «долгами». Как будто мы взяли не свои деньги и теперь должны вернуть. Например, мы сделали злые поступки, и теперь должны сделать столько же добрых. Но мы или не умеем, или нет времени и сил, поэтому просим простить нам эти долги.

8. И не введи нас во искушение

Просим Бога не подводить нас к испытаниям. Например, болезнь может быть не только наказанием за грех, но и проверкой на прочность. Бог может испытывать наше терпение.

Согласитесь, если мы просим Бога нас не испытывать, то этим и обещаем Ему, что и мы не будем испытывать Его терпение и искушать Господа.

9. Но избави нас от лукавого

Как ёмко! Одним словом мы перечислили и сатану со всеми его слугами, и злых лукавых людей , и свои лукавые и нечестные мысли, слова и поступки! В некоторых переводах написано просто «от зла».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В Дидахе (I-II вв.), самом древнем христианском памятнике, не вошедшем в состав Нового Завета, указывается, что эту молитву нужно произносить трижды в день.

Не забудьте поставить 👍 и подписаться! Поддержите проект репостом,💸 и💬. В Инстаграме @popbloger пишите имена , о ком помолиться, а также задавайте вопросы во время стрима (Пн, Пт)

Молитва к господню хлеб на нам насущный
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here