Содержание
- 1 Мощи святой княгини Елизаветы Федоровны
- 2 Икона святой мученицы Елизаветы
- 3 Молитва
- 4 Именины Елизаветы
- 5 Молитвы преподобномученицам великой княгине Елисавете и инокине Варваре
- 6 Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна
- 7 Молитва к святой елизавете федоровне
- 8 Молитвы святой преподобномученице великой княгине Елизавете Федоровне
- 9 Святая Елизавета Романова: 9 главных фактов о благотворительности Великой княгини
Мощи святой княгини Елизаветы Федоровны
Великая княгиня Елизавета Федоровна, имея высокий статус в обществе, осталась смиренной и верной христианкой. Будучи с рождения лютеранкой, она смогла разглядеть в православии истинную живую веру. Приняв православие, она со смирением несла свой крест: была верной женой и просто хорошим человеком. В конце жизни Господь сподобил ее принять мученическую смерть.
Теперь княгиню почитают в лике святых, и с верой и молитвой идут к месту, где хранятся мощи княгини.
История обретения мощей
Начало XX века стало кровавым как для Российской империи, так и для остального мира.
В этот период княгиня в письмах к родным и близким часто вспоминала о том, как неспокоен русский народ. Рабочий класс не желал видеть царя у власти. После смерти супруга княгиня решает посвятить свою жизнь служению Христу.
Елизавета Федоровна купила часть земли на Большой Ордынке. Здесь в 1909 году она организовала центр милосердия для бедных и сирот. Здесь она и хотела получить место последнего пристанища, но воля Господа была иной. Княгиня отказалась покидать страну после прихода к власти большевиков. Как следствие, в мае 1918 году она и еще несколько инокинь были арестованы.
18 июля 1918 года большевики скинули ее и еще нескольких представителей царской семьи в шахту около Алапаевска. Они скончались от голода и полученных ран.
После прихода белогвардейцев тела были извлечены. В кладбищенской церкви совершили отпевание, но уже скоро тела пришлось переправить на Восток. Из Пекина, а потом из Шанхая останки были доставлены в Иерусалим. Рака с мощами была установлена в церкви святой Марии Магдалины в Гефсимании. Этот храм был построен в память императрицы Марии Александровны, матери князя Сергия Александровича.
Канонизация произошла в 1981 году. По сей день мощи святой находятся в Иерусалиме. День памяти преподобномученицы Елизаветы Федоровны совершается 15 июля, в день кончины.
Интересно! Княгиня вела благочестивую жизнь, всегда помогала бедным, при этом не превозносясь над ними. Она простила убийцу своего мужа, написав прошение императору о помиловании.
Как добраться до церкви Святой Магдалины
Сейчас храм принадлежит Русской православной церкви заграницей. Находится он в городе Гефсимания, на нижнем склоне горы Елеон.
Добраться сюда можно на автобусе № 99 или пешком. От Львиных ворот нужно идти в сторону дороги на Иерихон. За церковью Всех Наций нужно повернуть направо.
На заметку! Храм доступен для посещения во вторник и четверг, с 10 до 12 часов дня.
В чем помогает прошение и как молиться мощам
У православных христиан возникла традиция молиться определенным святым в определенных ситуациях. Так, при болезнях молятся великомученику Пантелеймону, помощи в торговле просят у святого великомученика Иоанна Сочавского. Ведь первый был связан с врачеванием при своей земной жизни, а второй — с торговлей.
Чем же примечательна жизнь Елизаветы Федоровны? Она была верной женой и христианкой. У нее можно просить помощи при семейных проблемах или во время ослабления веры.
Синод РПЦ утвердил тропарь и кондак святой, которые официально используются во время Богослужений в день памяти. Их читают и простые миряне, когда молитвенно обращаются к святой.
Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.
Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша.
Икона святой мученицы Елизаветы
В настоящее время из всех новомучеников икона жены брата последнего императора России, который и сам прославлен вместе с семьей как страстотерпец, наиболее популярна среди народа. Икона мученицы Елизаветы обязательно присутствует в квартире любой благочестивой семьи.
Историческая справка
Икона Елизаветы существует в разных вариациях и иконописных исполнениях. Это неслучайно, так как история самой преподобной ученицы Христа, а именно так называют тех, кто отдал за Него свою жизнь, необычна.
- До замужества — Луиза-Алиса принцесса Дармштадтская.
- Внучка знаменитой королевы английской Виктории и младшая сестра императрицы Александры Федоровны, также принявшей мученическую смерть.
- Вышла замуж за великого князя Сергея Александровича в 1884 году, еще будучи лютеранкой, и сознательно приняла православие в 1891 году.
- Отличалась довольно жестким отношениям к тем, кто совершает террористические акты, но простила убийцу своего мужа и, продав личные драгоценности, купила на Большой Ордынке усадьбу, где в 1909 году разместилась Марфо-Мариинская обитель.
Читайте о других православных монастырях:
- Лужецкий монастырь в Можайске
- Далматовский монастырь Курганской области
- Монастырь святой Екатерины на Синае
На заметку! Это была необычная для православия монашеская община, поступившие в нее не давали монашеских обетов, да и сама Елизавета Федоровна никогда их не принимала. Но каждая из сестер обязывалась ухаживать за больными, сирыми и убогими. Таким образом, социально-благотворительная функция данной обители неукоснительно исполнялась.
С началом Первой мировой войны обитель оказывала помощь как раненным, так и военнопленным, что дало основание подозревать Елизавету Федоровну в симпатиях к немцам. С приходом к власти большевиков в мае 1918 года она была арестована и сначала переправлена в Екатеринбург, а затем в Алапаевск, где ее вместе с другими представителями семьи Романовых и личной служанкой монахиней Варварой сбросили в шахту.
Там они скончались медленной, мучительной смертью. После освобождения Алапаевска белой армией, тело Елизаветы Федоровны было перенесено в Иерусалим и погребено в Святой Земле, как она того и желала.
Описание святого лика
Преподобномученица Елизавета и мученица Варвара, сопровождавшая великую княгиню в последних ее мытарствах, были прославлены Русской православной церковью в 1992 году. С этого времени начали появляться иконописные изображения Елизаветы Федоровны.
Внешние отличительные черты этих икон состоят в следующем:
- как правило, великая княгиня изображается в апостольнике;
- с крестом в правой руке и Марфо-Мариинской обителью в левой;
- есть варианты иконы, где Елизавета Федоровна вместе с инокиней Варварой вместе держат в руках Мариинскую обитель.
В любых таких образах великая княгиня очень узнаваема, так как покрыта белым апостольником и имеет на груди крест мученика. Еще при жизни супруги дали обет не иметь плотских отношений и за почти десять лет брака выдержали его.
В чем помогает и как защищает икона
Из всех прославленных на сегодняшний день новомучеников Российских, Елизавета Федоровна наиболее почитаема, а образ ее самый узнаваемый. Поэтому не удивительно, что к ней, перед её образом часто обращаются с молитвой и просят ее помощи и заступничества перед Богом и просят о том, чтобы она помогла:
- в родах трудных;
- в рождении недоношенных и их дальнейшем выхаживании;
- в исцелении раковых больных, в основном женских заболеваниях: рак молочной железы, матки и прочее;
- тем, кто терпит страдания, боль и муку, обращение к преподобномученице будет очень полезным.
И в целом, как каждая православная святая, очень близко стоящая к престолу Царя Небесного, великая княгиня Елизавета Федоровна может оказать большую помощь.
Как молиться и в каких храмах есть икона
Русская Церковь, прославляя великую княгиню Елизавету Федоровну, составила ей акафист, тропарь и в дни поминовения её в богослужебном календаре сделала соответствующие поправки. Простой мирянин может каждый день читать акафист святой, молитвенно поминая её лично.
Совет! Можно заказать молебен великой княгине, даже с чтением акафиста, который клирики храма должны будут исполнить.
Действительно, Елизавета Федоровна, одна из наиболее почитаемых русских святых, которые приняли мученическую кончину в годину гонений, её образ есть во многих домах православных.
Икона святой есть во многих храмах России. Если брать каждый конкретный город или даже небольшое поселение, то можно обнаружить образ святой во многих из них. Это говорит о том, насколько почитаем этот образ. А главное, как этот образ вдохновил многих других на подвиг и повторение пути святой.
Молитва
О святая преподобномученице великая княгине Елисавето! Приими молитву
и пение, любовию тебе приносимые. Несмы достойны заступничества твоего перед Господем,
но ты всегда милостива и любвеобильна бе ко всем убогим и бедствующим, не рассуждая аще достойни суть любве твоея. Не возгнушайся и ныне нас, грешных и немощных, но буди нам скорая помощница и ко Господу ходатаица.
Испроси нам у Христа прощение грехов, научи нас верными пребыти и даже до смерти ему последовати, вземши крест свой. Научи нас в ближних образ Божий видети и служити, яко древле Марфа, и молитися благую часть избравше, якоже Мария, сии бо образы ты возлюбила еси и миру вновь явила еси в чудном житии твоем и кончине мученичестей.
Призри на скорби и страдания отечества нашего, уже бо кровию святых Божиих напиталася земля наша, по делом своим и наказание приемлем. Еще мало и погибнути можем, во тьме беззаконий блуждающе. Но помолися о нас ко Господу, ты бо рекла еси, яко Русь Святая не можаше погибнути.
Ей, преподобномученице, да не попустит того Господь, яко благ есть. Да не оставит заблуждших
в похотех своих прочее ходити, своя бо воля рабство есть греху. Но да подаст нам веру и покаяние и обратит неверных к Церкви Своей святей, и да спасет всех нас, научая волю его творити.
Укрепи нас на добрые дела, да и мы, на твои теплые молитвы уповающе,
достигнем Царствия Пресвятые Троицы. Аминь.
Молитва преподобномученице Елизавете
МОЛИТВА СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЕ ЕЛИЗАВЕТЕ
(читается на молебнах в Никольском храме села Ромашково)
О, святая преподобномученице Елисавето, избранная от рода державнаго красото Церкве Российския, любовию изобильною Богу и милосердием ближним добре послужившая, за веру во Христа Господа нашего душу свою положившая, венцем славы Христовы украшенная и невестою Христовою быти удостоенная!
Боготечною звездою возсияла еси в земли Российстей, святая преподобномученице Елисавето, егда богатство и славу яко прах вменивши, в руце Божии жизнь свою предала еси, да послужиши Ему постом и молитвою, и к страждущим явила еси любовь и велие милосердие.
Благодати исполненнии сосуди явишася честныя мощи твои, святая преподобномученица Елисавето, ихже от поругания и безчестия спасти хотяще, благочестивии людие во святый град Иерусалим принесоша и в веси Гефсиманийстей на горе Елеон погребоша, к нимже припадающии облегчение, отраду и исцеления обретают.
Темже и нас, грешных, твоею молитвою исцели и путь жития нашего светом добродетелей твоих озари. Умоли, о мати наша, да сподобит нам Господь стяжати исцеление страстей, немощи наши да претворит в силу ко спасению, да не погибнем в пучине попечений житейских, но да возможем вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследники быти со всеми святыми, от века Богу угодившими.
О великая княгине Елисавето, жен российских украшение и радосте наша, приими воздыхание сердец наших, с любовию тебе приносимое, и твоим предстательством ко Господу дух правыя веры и благочестия в нас укрепи, в добродетели и милосердии нас утверди, помози крест скорбей с терпением и надеждою понести, в любви и согласии святой храм наш сохрани, да сподобимся в радость Господа внити, со Ангелы и всеми святыми славить Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков!
Именины Елизаветы
Имя Елисавета известно с давних времен. В переводе с древнееврейского означает: «почитающая Бога». Ему приписывают древнееврейское происхождение. «Елизавета» относится к теофорным именам, то есть тем, которые включают в себя имя Божие, — в начале слова стоит частичка «Ель», обозначающая Господа. Это имя царское. Его очень любили представительницы голубых кровей.
День ангела Елизаветы (именины) по церковному календарю (по месяцам)
В течение годового богослужебного круга именины у Елизавет отмечаются не один раз. Святых покровительниц с таким именем насчитывается несколько.
Дата именин | Святые покровительницы с именем Елизавета |
07.03. | Новомученица Елизавета (Тимохина) |
07.05. | Святая Елизавета Чудотворница (Константинопольская) |
18.07. | Прмц. Елизавета Алапаевская (русская княгиня, 1918 Г.) |
05.08. | Св. Елизавета (жизнеописание неизвестно) |
13.08. | Новомученица Елизавета (Румянцева) |
12.09. | Новомученица Елизавета (Ярыгина) |
18.09. | Прав. Елизавета, мать Иоанна Крестителя |
21.10. | Новомученица Елисавета Куранова |
04.11. | Мученица Елизавета Адрианопольская (3 век) |
14.11. | Новомученица Елизавета (Самовская) |
20.11. | Новомученица Елизавета (Сидорова) |
31.12. | Св. Елизавета (жизнеописание неизвестно) |
Библейские Елизаветы
Из Библии мы знаем двух великих женщин с этим именем. Это жена Аарона, брата Моисея, от которого пошло священство ветхозаветное. И Елизавета, мать Иоанна Предтечи, жена праведного священника Захарии.
Елизавета Чудотворница
Жила в 7 веке от Рождества Христова. Сведений о жизни святой сохранилось очень мало. Известно, что подвиги ее были безмерны. Иногда она не ела ничего всю Четыредесятницу, весь Великий пост. Подражая смирению мытаря, три года не поднимала глаз на небо, опустивши их к земле и смиряясь перед Богом.
А мыслью, постоянной молитвой стучалась в двери Божьего милосердия. Молитва ее была целебна для людских недугов и прогоняла нечистых духов, искушающих человека.
Святая княгиня Елизавета Алапаевская
Немецкая принцесса Елизавета сочеталась браком с русским князем Сергеем Александровичем Романовым, занимавшем пост губернатора столицы. Она была очень красива. Поговаривали, что при дворах европейских царских дворов две самых прекрасных женщин, две Елизаветы: супруга австро-венгерского императора и Елизавета Романова (по мужу).
Воспитана Елизавета была в лютеранской вере. Однако, будучи от природы наделенной живым умом и глубоким религиозным чувством, она полюбила Русь. Присматриваясь к богослужению, праздникам, она видела, как меняется ее муж в дни причащения святых Христовых Тайн. Елизавета задумалась над тем, какая вера истинная.
Она хорошо изучила русский язык, а впоследствии церковно-славянский. Много читала, и в конце концов в ее душе созрело желание принять православие. Несмотря на то, что родители были против, в первую очередь отец, желание было твердым. Она была миропомазана и присоединена к святой соборной апостольской православной церкви с сохранением имени Елизавета.
Времена были тяжелые, назревал революционный бунт в стране. Бросали бомбы, стреляли в городовых, собирались митинги и стачки. Неудачи в русско-японской войне, многие другие сложности обрушились на империю. В это время Сергий Александрович, муж Елизаветы Федоровны, отказался от поста губернатора города Москвы. Но он все равно уже был приговорен к смерти бомбистами из СР.
Человек по имени Каляев бросил бомбу под его ноги, вернее под карету, на которой тот въезжал в ворота Кремля. Сергея Александровича разорвало на куски. Супруга Елизавета своими руками собирала окровавленные куски своего мужа на мостовой Красной площади. После этого вскорости она приняла монашество.
Много и добрых дел совершила Елизавета после смерти мужа:
- построила храм в честь чудотворца Николая в городе Бари, где сейчас покоятся мощи святого;
- Марфо-Мариинская обитель родилась по ее трудам и по ее молитвам;
- ее усилиями было основано паломническое общество для желающих посетить святые места в Иерусалиме.
Интересно! Будучи однажды в Иерусалиме, еще при жизни, она сказала, что желала бы быть похороненной здесь. Слова эти оказались пророческими. Впоследствии мощи ее были перевезены в Иерусалим и положены в храме в честь Марии Магдалины.
Смерть претерпела княгиня и инокиня Елизавета в 1918 году, в Алапаевске. Она была привезена туда и сброшена в шахту с другими представителями венценосной семьи Романовых. Оттуда, где, не долетевши до земли, они упали на балки и, изломавшись там, остались все-таки живы, доносились пения Херувимской песни. Страстотерпцев в шахте забросали гранатами.
Молитвы преподобномученицам великой княгине Елисавете и инокине Варваре
Тропарь, глас 1 *
Смире́нием досто́инство кня́жеское сокры́вши,/ богому́драя Елисаве́то,/ сугу́бым служе́нием Ма́рфы и Мари́и/ Христа́ почти́ла еси́./ Милосе́рдием, терпе́нием и любо́вию себе́ предочи́стивши,/ я́ко же́ртва пра́ведная Бо́гу принесла́ся еси́./ Мы же, чту́ще доброде́тельное житие́ и страда́ния твоя́,/ я́ко и́стинную наста́вницу усе́рдно про́сим тя:/ свята́я му́ченице вели́кая княги́не Елисаве́то,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ и просвети́ти ду́ши на́ша.
Перевод: В смирении скрыв княжеское достоинство, Богомудрая Елисавета, особым служением Марфы и Марии ты почтила Христа. Милосердием, терпением и любовью себя предочистив, как жертва праведная ты принесла себя Богу. Мы же, почитая добродетельное житие и мучения твои, как истинную наставницу усердно просим тебя: «Святая мученица великая княгиня Елизавета, моли Христа Бога о спасении и просвещении душ наших».
Кондак, глас 5
От сла́вы ца́рственныя, взе́мши Крест Христо́в, прешла́ еси́ к сла́ве Небе́сней, моля́щи за враго́в, и обрела́ еси́ ра́дость ве́чную, свята́я му́ченице княги́не Елисаве́то, с Варва́рою му́ченицею. Те́мже мо́лим вас: моли́те о душа́х на́ших.
Перевод: От царственной славы (земной), подняв Крест Христов, ты перешла к славе Небесной, молясь о врагах, и обрела ты радость вечную, святая мученица княгиня Елисавета, с мученицей Варварой. Потому молим вас: «Молите о душах наших».
Молитва 1-я **
О, вели́кая княги́не, свята́я преподобному́ченице Елисаве́то, Росси́йская похвало́, гра́да Москвы́ пресла́вное украше́ние и Святы́я Земли́ свяще́нное достоя́ние!
Т ы во дни жития́ твоего́ ве́ру, наде́жду, любо́вь нело́жны стяжа́вши, милосе́рдием к стра́ждущим све́тло просия́ла еси́. Терпе́нием же скорбе́й и искуше́ний о́браз смире́ния бли́жним яви́вши, изгна́нием и страданьми житие́ увенча́ла еси́ и во Ца́рствии Небе́снем ны́не пребыва́еши.
С его́ ра́ди мо́лим тя, страстоте́рпице свята́я, моли́твами твои́ми да́руй нам се́рдце смире́нное и покая́нное, милосе́рдие неоскудева́ющее, служе́ние бли́жним же́ртвенное, терпе́ние непоколе́блемое, му́жество в ско́рбех и обстоя́ниих неослабева́ющее, в стра́шный же час сме́ртный упова́ние тве́рдое на Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Безнача́льным Его́ Отце́м, и Пресвяты́м, Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва 2-я **
О, святы́я новому́ченицы Церкви Русския, вели́кая княги́не Елисаве́то и пречестна́я и́нокине Варва́ро, ку́пно ева́нгельския за́поведи де́лом во оби́тели милосе́рдия соверши́вшия, ве́ры ра́ди правосла́вныя до сме́рти подвизавшияся и до́брый плод в терпе́нии страсте́й Христу́ прине́сшия! Моли́теся Ему́, я́ко победи́телю сме́рти, да утверди́т Це́рковь Ру́сскую Правосла́вную и Оте́чество на́ше. Се бо лука́вый враг вооружа́ется на ны, хотя́ нас погуби́ти в междоусо́бных бра́нех, ско́рбех, печа́лех, боле́знех, ну́ждах и беда́х лю́тых. Умоли́те Го́спода низложи́ти вся не́мощныя де́рзости его́; ве́ру в сердца́х люде́й православных укрепи́те, нам же мужества дар низпослите, да, отве́ргшеся себе́ и взе́мше крест свой, после́дуем Христу́, распина́юще плоть свою́ со страстьми́ и похотьми́. Сохрани́те нас от вся́каго зла, освяти́те пути́ жи́зни на́шея, да́руйте покая́ние нелицеме́рное, тишину́ и мир душа́м на́шим, испроси́те у Го́спода всем нам мыта́рств го́рьких и ве́чныя му́ки изба́витися и Небе́сному Ца́рствию насле́дником бы́ти со все́ми святы́ми, от века угоди́вшими Бо́гу, да ра́дующеся воздади́м хвалу́, честь и поклоне́ние Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна
Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора
Российского Александра III.
Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос — какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.
Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.
После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.
5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.
В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.
Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма — Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.
10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов; + 1934) по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители.
Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир …но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих«.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность». Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни, других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.
С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.
Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.
В ее письмах того времени есть следующие слова: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы… должны устремить свои мысли к Небесному Царствию… и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя».
Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители.
С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.
5(18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!».
Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь — это пели мученики.
Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у Великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.
При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.
Преподобномученица инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к Великой княгине Елисавете Феодоровне, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, и все любили ее.
В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она, и другая сестра — Екатерина Янышева просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки-настоятельницы. Как более старшую по возрасту, в Алапаевск вернули ее. Мученическую кончину она приняла в возрасте около 35 лет.
Память преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершается 5 (18) июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.
Великая княгиня Елисавета была прославлена Русской Церковью Заграницей в 1981 году, а в 1992 году она была прославлена Архиерейским Собором Русской Церкви.
Молитва к святой елизавете федоровне
С мире́нием досто́инство кня́жеское сокры́вши, / богому́драя Елисаве́то, / сугу́бым служе́нием Ма́рфы и Мари́и / Христа́ почти́ла еси́. / Милосе́рдием, терпе́нием и любо́вию себе́ предочи́стивши, / я́ко же́ртва пра́ведная Бо́гу принесла́ся еси́. / Мы же, чту́ще доброде́тельное житие́ и страда́ния твоя́, / я́ко и́стинную наста́вницу усе́рдно про́сим тя: / свята́я му́ченице вели́кая княги́не Елисаве́то, // моли́ Христа́ Бо́га спасти́ и просвети́ти ду́ши на́ша.
Ин тропарь, глас 2:
В красоте́ земне́й красоту́ Небе́сную показа́ла еси́, свята́я преподобому́ченица Елисаве́то, и жена́м-мироно́сицам Мари́и и Ма́рфе подража́ла еси́, в служе́нии Бо́гу и лю́дем стра́ждущим. Те́мже просла́ви тя Христо́с Бог, я́ко еди́ну от святы́х жен росси́йских, да́рующих вам мир и ве́лию ми́лость.
Ин тропарь, глас 4:
С трастоте́рпица преподо́бная Варва́ро, в напа́стех с наста́вницей свое́ю да́же до сме́рти пребы́вшая, Христо́во бо Ева́нгелие испо́лнив, положи́ла еси́ ду́шу свою́ за дру́ги своя́. Ны́не же предстоя́ с собо́ром святы́х жен росси́йских, моли́ оставле́ние грехо́в дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.
Ин тропарь, глас 4:
К ро́тость и смире́ние и любо́вь всели́вши в ду́шу свою́, усе́рдно послужи́ла еси́ стра́ждущим, страстоте́рпице свята́я княги́не Елисаве́то, та́же с ве́рою претерпе́ла еси́ страда́ния и смерть за Христа́, с му́ченицею Варва́рою. С не́ю же моли́ о всех с любо́вию почита́ющих вас.
В ели́чие по́двига ве́ры кто пове́сть: / во глубине́ земли́, я́ко в раи́ све́тлости, / страстоте́рпица вели́кая княги́ня Елисаве́та / со А́нгелы во псалме́х и пе́ниих ра́довашеся / и, убие́ние претерпева́ющи,/ о безбо́жных мучи́телех взыва́ше: / Го́споди, прости́ им грех сей, / не ве́дят бо, что творя́т. / Тоя́ моли́твами, Христе́ Бо́же, // поми́луй и спаси́ ду́ши на́ша.
Ин кондак, глас 5:
О т сла́вы ца́рственныя, взе́мши Крест Христо́в, прешла́ еси́ к сла́ве Небе́сней, моля́щи враго́в, и обрела́ еси́ ра́дость ве́чную, свята́я му́ченице княги́не Елисаве́то, с Варва́рою му́ченицею. Те́мже мо́лим вас: моли́те о душа́х на́ших.
Ин кондак, глас 4:
В оспое́м днесь сла́ву святы́м новому́ченицам Росси́йским, благове́рной княги́не Елисаве́те с Варва́рою ве́рною, в Гефсимани́йстей ве́си погребе́нным, о́браз бо вам показа́вшим му́жества духо́внаго во испове́дании ве́ры Правосла́вныя. Те́мже мо́лим вас, моли́теся Христу́ Бо́гу, да изведе́т на жа́тву де́латели Своя́, просвети́ти све́том и́стинныя ве́ры страну́ ея́же возлюби́ли есте́, и спасе́т ду́ши на́ша.
Молитвы святой преподобномученице великой княгине Елизавете Федоровне
Тропарь преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне
Смирением достоинство княжеское сокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая мученице великая княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.
Кондак преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне
Величие подвига веры кто повесть? Во глубине земли, яко в раи светлости, страстотерпица великая княгиня Елисавета со ангелы во псалмех и пениих радовашеся и, убиение претерпевающи, о безбожных мучителех взываше: Господи, прости им грех сей, не ведят бо, что творят. Тоя молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси души наша.
Молитва преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне
О святая преподобномученице великая княгине Елисавето! Приими молитву и пение, любовию тебе приносимые. Несмы достойны заступничества твоего перед Господем, но ты всегда милостива и любвеобильна бе ко всем убогим и бедствующим, не рассуждая аще достойни суть любве твоея. Не возгнушайся и ныне нас, грешных и немощных, но буди нам скорая помощница и ко Господу ходатаица.
Испроси нам у Христа прощение грехов, научи нас верными пребыти и даже до смерти ему последовати, вземши крест свой. Научи нас в ближних образ Божий видети и служити, яко древле Марфа, и молитися благую часть избравше, якоже Мария, сии бо образы ты возлюбила еси и миру вновь явила еси в чудном житии твоем и кончине мученичестей.
Призри на скорби и страдания отечества нашего, уже бо кровию святых Божиих напиталася земля наша, по делом своим и наказание приемлем. Еще мало и погибнути можем, во тьме беззаконий блуждающе. Но помолися о нас ко Господу, ты бо рекла еси, яко Русь Святая не можаше погибнути. Ей, преподобномученице, да не попустит того Господь, яко благ есть. Да не оставит заблуждпшх в похотех своих прочее ходити, своя бо воля рабство есть греху. Но да подаст нам веру и покаяние и обратит неверных к Церкви Своей святей, и да спасет всех нас, научая волю его творити.
Укрепи нас на добрые дела, да и мы, на твои теплые молитвы уповающе, достигнем Царствия Пресвятые Троицы, Аминь.
Акафист и Канон преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне.
Святая Елизавета Романова: 9 главных фактов о благотворительности Великой княгини
Святая преподобномученица Елизавета Федоровна (память 18 июля) была реформатором милосердного служения в России. Какие новые виды социального служения она привнесла?
Деятельность преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны, Гессен-дармштатдской принцессы, принявшей Православие и основавшей в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия, была многообразна. Отличала ее всегда личная вовлеченность.
Жизнь прмц. Елизаветы не делилась на «просто жизнь» и «добрые дела».
Она лично посещала Хитровку — «дно» Москвы, где жили беднота и «преступный элемент» и куда боялись заходить даже мужчины.
Она лично ассистировала при операциях, которые проводились в госпитале Марфо-Мариинской обители.
Уже после расстрела, когда великую княгиню Елизавету, раненую, сбросили в шахту, она, получив переломы, травму головы, перевязывала раны другим пострадавшим и утешала их.
При всей своей активной вовлеченности в дела, великая княгиня Елизавета Федоровна сохраняла молитвенный настрой. Далеко не во всех монастырях того времени занимались Иисусовой молитвой. Святая Елизавета была ее «делательницей» и даже — сохранилось по крайней мере одно письмо — советовала своим родным молиться этой молитвой.
Написала устав принципиально новой обители милосердия. Преподобномученица Елизавета Федоровна с большим уважением относилась к русским православным монашеским традициям.
Но в монастыре она, прежде всего, видела уход от мира, от деятельной жизни ради молитвы.
В большом городе, таком, как вторая столица Российской империи, Москва, по мнению вел. кн. Елизаветы Федоровны, нужна была обитель, которая откликается на самые разные нужды людей, где человеку могут помочь и словом, и делом. И куда мог бы прийти любой нуждающийся, независимо от вероисповедания и национальности.
Поэтому она стала создавать новые институты сестер. В Марфо-Мариинской обители могли жить как сестры, принявшие обет послушания, девства и нестяжания на время их служения в обители, так и сестры, принявшие или готовящиеся к монашескому постригу.
Создавая Марфо-Мариинскую обитель, вл. кн. Елизавета руководствовалась древними монашескими уставами и советами духовных авторитетов, которых едва ли можно было назвать модернистами — Московского митрополита, свщм. Владимира (Богоявленского), епископа Трифона (Туркестанова), старцев подмосковной Зосимовой пустыни.
Хотела возродить институт диаконис. В Древней церкви существовали диакониссы — женщины, помогавшие епископу в миссионерском служении и делах милосердия, а также при совершении Таинства Крещения над взрослыми женщинами.
Так, известны диаконисса Фива, ученица апостола Павла, и св. Олимпиада, собеседница Златоуста. В Средние века институт диаконисс был забыт, но на рубеже XIX–XX вв. в Церкви стали раздаваться голоса в пользу его возрождения.
Одним из громких был голос прмц. Елизаветы, для обители которой диаконисы должны были не столько помогать епископу при совершении Таинств и богослужении, сколько заниматься социальным служением (диаконией).
Усилия вел. кн. Елизаветы Федоровны вызвали поддержку одних иерархов (свщмч. Владимир Богоявленский) и неприятие других (свщмч. Питирим Тобольский).
Прмц. Елизавету упрекали в том, что за основу она взяла немецкие лютеранские общины диаконис пастора Флиднера.
Однако св. Елизавета Федоровна обращалась к практике именно Древней церкви, в некоторых вопросах основательно позабытой.
В первохристианские времена были диаконисы по одеянию (служению), принесшие обеты, и диаконисы, над которыми совершалось рукоположение. «Я прошу только о первом (разряде), — писала Елизавета Федоровна профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому. — По правде сказать, я совсем не стою за вторую степень, времена теперь не те, чтобы давать женщинам право участвовать в клире, смирение достигается с трудом и участие женщин в клире может в него внести неустойчивость».
Открыла санаторий для раненных солдат. Госпитали для раненных солдат открывали многие, в том числе и прмц. Елизавета. Реже встречаются примеры создания реабилитационных центров. Санаторий, оборудованный по последнему слову тогдашней медицинской техники, был организован вл. кн. Елизаветой Федоровной под Новороссийском во время Русско-японской войны (1904–1905 гг).
Организовала пункт сбора помощи фронту во дворце. В залах Большого кремлевского дворца во время Русско-японской войны по инициативе вл. кн. Елизаветы работали мастерские, где шили обмундирование для солдат. Здесь же принимались пожертвования деньгами и вещами.
Сама Елизавета Федоровна ежедневно смотрела за общей организацией и ходом работ.
Создала лучшую хирургическую больницу в Москве. Первая операция в клинике при Марфо-Мариинской обители была сделана самой великой княгине Елизавете. Впоследствии сюда привозили самых тяжелых больных, от которых отказывались в других больницах.
Прмц. Елизавета не только лично помогала при операциях, но лично выхаживала самых тяжелых больных. Сидела у постели, меняла повязки, кормила, утешала.
Известен случай, когда она выходила женщину с тяжелейшими ожогами всего тела, которую врачи считали обреченной.
Однако больница в обители не считалась приоритетом. Главной была амбулаторная помощь, пациентов бесплатно принимали квалифицированные московские врачи (в 1913 году в ней было зарегистрировано 10 814 посещений).
Построила здание с дешевыми квартирами для работающих женщин.
Новым для России видом помощи стали дешевые квартиры (общежитие) для работающих женщин, открытое в обители. Это было веяние времени, поскольку все больше молодых женщин начинало работать на фабриках.
Обитель помогала им выбраться из мира рабочих поселков и окраин с их пьянством и развратом.
Ориентировала обитель на миссию среди бедняков. В доме священника при Марфо-Мариинской обители находились общественная библиотека. В ней было собрано 1590 томов религиозно-нравственной, светской и детской литературы.
Была и воскресная школа, где в 1913 году обучались 75 девушек и женщин, работавших на фабриках. Если в клинике обители умирал пациент, монахини московских монастырей и незанятые служением больным сестры читали по нему Псалтирь. Настоятельница обители тоже участвовала в молитве. Ее ставили в очередь в ночное время, потому что днем она была занята.
Забирала детей из притонов Хитровки. Описанный Гиляровским район ночлежек в начале XX века представлял собой затерянный в центре Москвы мир, живущий по звериным законам. «Извести» хитрованцев удалось лишь советской власти, применившей, в отличие от царского правительства, всю мощь и жестокость репрессивной машины.
До революции же с существованием Хитровки власти мирились. Считалось, что приток безработных, бездомных и опустившихся людей не остановить, а в центре города район ночлежек будет под большим контролем полиции, чем на окраине. Хитровку посещали различные благотворители. Так известно, что епископ Арсений (Жадановский) вызволил с Хитровки многих бывших певчих. Пропивших все до нитки людей одевали в новую одежду и давали им шанс вновь устроиться на работу в храмы.
Из хитровских певчих даже был составлен особый хор, певший при богослужениях епископа. Московский старец, праведный Алексий Мечев, ходил на Хитровку проповедовать.
Особенностью служения св. Елизаветы Федоровны было то, что она забирала из ночлежек детей и отправляла их в специальную школу при обители. Так она спасала их от неминуемой участи — для мальчиков воровства, для девочек — панели, а в итоге каторги или ранней смерти. Если семья еще не совсем опустилась, то дети могли остаться с родителями и только посещали занятия в обители, получать там одежду и еду.
Боялась ли она идти в притоны? Св. Елизавета шла к бедным с готовностью. Так, во время революционных беспорядков в Москве (1905 г.) она вечерами лишь с одним провожатым ходила в госпиталь к солдатам, раненым в боях с японцами. И всегда отказывалась от охраны и помощи полиции.
Россия — это больной ребенок…
В одном из писем после революции прмц. Елизавета Федоровна писала: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не ведают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто крат больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему. Вот что я чувствую каждый день.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Святая Россия не может погибнуть. Но великой России, увы, больше нет. Но Бог в Библии показывает, как он прощал свой раскаявшийся народ и снова даровал ему благословенную силу. Будем надеяться, что молитвы, усиливающиеся с каждым днем, и увеличивающееся раскаяние умилостивят Приснодеву, и она будет молить за нас своего Божественного Сына, и что Господь нас простит».
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.