Молитва как жанр в лирике Лермонтова. Творчество Лермонтова. Своеобразие лирики Лермонтова

Детально: Молитва как жанр в лирике Лермонтова. Творчество Лермонтова. Своеобразие лирики Лермонтова - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Молитва — как жанр в лирике Лермонтова? Помогите!! ! Пожалуйста.

Быть может, ни у одного из русских поэтов поэзия не является до такой степени молитвой, как у Лермонтова, но эта его молитва — тайная.

Редко где Лермонтов так глубоко проникал в свою творческую личность, так ясно понимал её и обрисовал столь отчетливо, как в «Молитве» (» Не обвиняй меня, всесильный . «) 1829г. Ощущение и осознании 15-летним (!) автором своего дара слишком подлинны в этом раннем шедевре, воззвания к Богу слишком откровенны и горячи и рождаются на глазах читателя.
Лермонтов уже в этом стихотворении обнаруживает неистребимую противоречивость своей натуры (и человеческой природы вообще) . Одной стороной она навеки прикована к «мраку земли могильной», и «дикие волненья» этого мира безраздельно владеют сердцем поэта. Другой стороной она влечется к Богу и знает высшие и вечные ценности.

«Молитва» начинается как покаянное обращение к «всесильному», который может обвинить и покарать за недолжное (за упоение земными страстями) :

Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю.

А дальше следует цепь придаточных анафорических предложений («За то, что. «), составляющих первую строфу — период, где поэт перечисляет все свои грехи:

За то, что мрак земли могильный
С её страстями я люблю.. .и т. д.

Но одновременно с покаянной интонацией ощущается в этих строках и чуждая молитве интонация самооправдания. Возникает нарастающее напряжение мольбы — спора, драматизм борьбы, в которой нет победителя и где покаяние всякий раз оборачивается несогласием, утверждением своих пристрастий и прав.

В быстрой смене состояний рождения трагически противостоящее всевышнему «я»: из неслиянности двух голосов — покаяния и ропота — растет чувство тревоги; нарушена органическая связь между «я» и богом, которая все же признается животворной:

. редко в душу входит
Живых речей твоих струя

И все чаще место «живых речей» занимают «заблужденья», душу захлестывают неистовые стихии (клокочущая «лава вдохновенья», «дикие волненья» земных страстей) ; гордость не дает принять мир таким, каков он есть, а смириться и приблизиться к всесильному — страшно:

Мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,

потому что это означает отказ от своего пусть грешного, но исполненного неистребимой жажды жизни «я»; и, наконец, неожиданное вторжение в обращение к творцу — молитвы к неведомому, не — богу:

Я боже, не тебе молюсь.

Моление о прощении все более заглушается интонацией оправдания своих страстей и заблуждений, выступающих как самостоятельные воле героя силы, а в подтексте — недоумение перед лицом Творца, наделившего его всем этим, которое во второй строфе оборачивается упрёком ему.. .

Урок литературы в 10 классе «Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова»
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова, относящихся к жанру молитвы.

Скачать:

Вложение Размер
lermontov._molitva_kak_zhanr.docx 22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова».

Цели и задачи урока:

  • продолжить знакомство с основными мотивами в лирике М.Ю.Лермонтова, в частности с жанром молитвы в его творчестве;
  • совершенствовать умение выразительно читать и анализировать лирическое произведение;
  • воспитывать духовно-нравственные качества учащихся.

Оборудование : тексты ст-ий, учебник, презентация.

2.Сообщение темы урока, постановка целей, запись эпиграфа.

«Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв…»

3.Чтение наизусть ст-я А.С.Пушкина «Отцы пустынники и жёны непорочны…»

Прозвучало ст-е А.С.Пушкина, которое является поэтическим переложением Великопостной молитвы святого Серафима Саровского.

—О чём просит лирический герой Всевышнего?

Наши соотечественники, жившие в 19 в. и ранее, всегда были людьми глубоко и правильно верующими. Мотивы молитвы, обращения к Богу, к святым встречаются в творчестве многих русских поэтов и писателей. Но своё развитие как жанр молитва получила именно в лирике М.Ю.Лермонтова.

Может быть вам покажется странным, но с этим жанром вы уже встречались. Давайте сначала вспомним и обобщим то, что вам уже известно в лирике Лермонтова, связанное с жанром молитвы.

5. Анализ ст-я «Когда волнуется желтеющая нива…» (7 класс)

— Прочитайте ст-е выразительно.

На первый взгляд к молитве оно, кажется, не имеет отношения. Однако некоторые исследователи тв-ва Лермонтова почему-то называют его «иконой русской природы»

—Почему, как вы думаете?

(Икона – это изображение святого, к которому мы обращаемся с молитвой.

Лирический герой утверждает, что наблюдая эти картины природы, он смиряет свою тревогу, морщины на его челе расходятся, он постигает счастье на земле, а в небесах видит Бога.

—Когда всё это происходит с верующим человеком?

(Во время молитвы).

—Большой интерес представляет синтаксис этого предложения.

Как вы думаете, почему? Чем нам может быть интересно это ст-е с точки зрения синтаксиса?

(Это одно сложноподчинённое предложение. Главную часть представляет последняя строфа, а все остальные строфы – это придаточная часть.)

—Прочитаем ст-е снизу вверх. Оно не потеряет смысла, его смысл, наоборот, полнее раскроется.

Замечательный русский писатель Борис Шергин однажды написал, что русская природа – это икона Господа нашего Спасителя Иисуса Христа.

Восприятие природы как иконы присуще и Лермонтову в ст-и «Когда волнуется желтеющая нива…»

Хочу сказать вам о том, что лирика Лермонтова, в частности его ст-е «Когда волнуется желтеющая нива…» оказали огромное влияние на всю русскую поэзию 20 века. Борис Пастернак писал: «Лермонтов в детстве оказал на меня почти такое же влияние, как Евангелие и Пророки». А Иван Алексеевич Бунин признаётся, что волнующие образы ст-я «Кода волнуется желтеющая нива…» получили своеобразное преломление в его ст-ии о Блудном сыне:

И цветы, и шмели, и трава и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет – Господь сына

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё – вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав –

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

Обратимся к ещё одному уже известному вам ст-ю из программы 7 класса. Это ст-е «Ангел»

Выразительное чтение ст-я.

—Кому посвящено это ст-е?

(Оно написано 17-летним поэтом и посвящено матери, которую он потерял в 3-х летнем возрасте)

В ст-ии ангел несёт живую душу, чтобы вселить её в земного человека и поёт песню; душа не запомнила этой песни, но ощущение песни, память о ней осталось.

Нежная, меланхоличная, романтическая мать, часто посадив маленького сына на колени, наигрывала печальные мелодии. «Это была песня, от которой я плакал, её не могу теперь вспомнить, но уверен, если бы услыхал её, она произвела бы прежнее действие…»

7. «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»)

Читайте так же:  Красная нить на запястье молитва

У воспитанного в православии Лермонтова есть несколько ст-ий, которые называются «Молитва». Однако его отношение к Богу противоречиво. Самое первое ст-е с таким названием (1829) («Не обвиняй меня, Всесильный…»)

Выразительное чтение ст-я.

—О чём просит лирический герой Всевышнего? От каких грехов он старается освободиться?

8. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)

Выразительное чтение ст-я.

Ст-е написано в 1837 году и посвящено Вареньке Лопухиной.

—Почему лирический герой обращается не к Богу, а к Богородице?

(Он просит не о себе, а о душе «девы невинной». Богородица традиционно считается заступницей женщин).

—Как поэт называет Богородицу?

(Тёплой заступницей мира холодного).

—Что же он просит для своей любимой?

Эту молитву можно назвать своеобразным подвигом отречения. Он не просит Святую Мадонну о том, чтобы она вселила в душу девушки любовь к нему. Ему ничего для себя не надо. Он просит счастья для любимой, отрекаясь от неё. Это и есть настоящее человеколюбие, настоящая любовь.

Чтение статьи учебника, с. 68.

9. «Молитва» («В минуту жизни трудную…»)

Перед лицом вечности, считает поэт, всё великое на земле разлетается как дым, а потому нельзя жить на этой земле без веры в бессмертие души и без христианского смирения перед земным несовершенством. Лермонтов невольно даёт нам понять и почувствовать в своих стихах, что с утратой веры в Бога человек становится на земле беззащитным. Рабство в плену у земных страстей приводит человека к опустошению. А потому…

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Это ст-е написано в 1839 году.

—Чем оно отличается от предыдущих молитв?

В это молитве лирический герой ничего не просит у Всевышнего. Он относится к вере светло и возвышенно, он молится, потому что молитва облегчает его душу.

Тематически и логически к жанру молитвы примыкает и стихотворение «Благодарность».

Выразительное чтение ст-я.

Лирический герой обращается к Богу с благодарностью.

—Вы можете спросить: «А почему к Богу? Откуда это видно?»

Ну, во -первых, в первой редакции слово «тебя» писалось с большой буквы.

А, во-вторых, в двух последних строчках звучит дерзкая просьба.

К кому можно обратиться с такой просьбой?

Почему она дерзкая?

В этом ст-ии используется интересный троп.

Троп это называется оксюморон (в переводе с греческого языка – остроумно-глупое).

Оксюморон – соединение противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе., в результате чего рождается новое понятие (знакомый незнакомец, оглушительная тишина, живой труп, пышное природы увяданье)

Лермонтов активно использует оксюморон в своей лирике ( «Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг…»)

—Найдите примеры оксюморона в ст-ии «Благодарность».

(Отрава поцелуя, клевета друзей).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

—Можно ли утверждать, что жанр молитвы в творчестве Лермонтова претерпевает эволюцию? Аргументируйте свой ответ.

Ранние молитвы построены по каноническому образцу. И лирическое «я» действительно просит Бога о помощи, относясь к вере светло и сочувственно.

Но в конце творческого пути в «молитвах» звучат богоборческие мотивы, дерзость и просьбы о смерти. Это может быть вызвано особенностями характера поэта, перепадами в его поведении, которые отмечали и современники поэта и его биографы.

13. Выставление оценок.

—Как каждый из вас сам бы оценил свою работу на уроке?

Прочитать и осмыслить, подготовить для анализа ст-я

«Завещание»
«Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения, в котором раскрываются особенности различных направлений лирики 50-70-х годов 20 века. Названы представители направления «тихая лирика», выявлены художественные осо.

Данная презентация является наглядным пособием к конспекту урока «Тихая лирика и Н.Рубцов».

Одна из главных характерных черт лирики Лермонтова — резкое отрицание существующей действительности. Если в ранней лирике оно направлено ко всему человечеству, то в зрелом творчеств.

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение многогранное, многоаспектное, является благодатным материалом для остановки и решения учащимися социальных, психологических и нравственных пр.

В данный рабочий лист включены разноуровневые задания.

Урок литературы на тему «Судьба, личность и эпоха М.Ю.Лермонтова. Сравнительная характеристика двух поэтических миров – Лермонтова и Пушкина», 9 класс.

По теме: «Лирика М.Ю. Лермонтова» мною составлена методическая разработка урока литературы с применением технологии «педагогических мастерских». Данная технология позволяет научить.

«Особенности лирики Лермонтова» очень нужно.
помогите с литрой

1 ответ

Особенности лирики Лермонтова заключаются в том, что поэт вместил в своем творчестве практические все «вечные вопросы» человеческого бытия. Он пишет о любви, о глубине и значении этого чувства, пишет о смерти и жизни, вере в высшие силы, о свободе человеческой личности, праве человека избирать свою судьбу, о неприятии личности в обществе, о судьбе поэта в мире людей.

Лермонтов как поэт романтизма

В творчестве Лермонтова, особенно в ранний период, много черт от романтического стиля.

Для этого стиля характерен прием двоемирия, когда в своей душе лирический герой рисует идеальный образ, а на деле сталкивается с жестокой действительностью.

Все это есть в поэзии Лермонтова. Проанализируем одно из его любовных стихотворений «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Стихотворение короткое, вмещающее в себя всего три четверостишья:

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

В этом стихотворении лирический герой признается, что влюблен не в ту земную женщину, которую видит перед собой, а в далекий и призрачный идеал женщины, которую создало его воображение. При этом идеал гораздо дороже оригинала.

Как это и свойственно романтизму, герой лирики Лермонтова часто одинок, он ищет лучшей доли в мире людей, но обретает чувство гармонии только в единении с природой.

Этот мотив ясно проглядывается в стихотворении «Для чего я не родился?»:

Для чего я не родился
Этой синею волной?
Как бы шумно я катился
Под серебряной луной,
О! как страстно я лобзал бы
Золотистый мой песок,
Как надменно презирал бы
Недоверчивый челнок…

Здесь лирический герой стремится слиться с природой, чтобы оставить свою человеческую сущность и обрести покой и забвение.

Черты лирики Лермонтова пронизаны духом романтизма, это мятущийся тревожный порыв к настоящей свободе, познанию истинного счастья и любви.

Лермонтов как поэт реализма

Однако гений Лермонтова заключил в себя не только популярный в его годы романтический стиль, но и стиль реализма. Поэтому в некоторых своих произведениях поэт предстает как состоявшийся реалист, верный наследник А.С. Пушкина.

Читайте так же:  Молитва на свечах короткие

Образцом реалистического стиля в поэзии Лермонтова является «Казачья колыбельная песня». Начинается она доброй картиной: мать склонилась у колыбели своего сына и убаюкивает его:

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

Мать рассказывает сыну о его будущей непростой судьбе – судьбе воина, она говорит, что будет молиться за него и ждать его домой с войны:

Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.

В этом бесхитростном, на первый взгляд, стихотворении выражена и любовь к своей Родине, и восхищение перед подвигом материнства, и вся суть человеческой жизни.

То же самое обращение к судьбе простого человека на фоне грандиозных исторических событий мы видим в стихотворении «Бородино». В этом стихотворении от лица простого русского солдата рассказывается о победе над французскими захватчиками во главе с императором Наполеоном.

Героизм солдат и офицеров исходит из их глубочайшей любви к Родине, все это сугубо просто и реалистично, как будто сами читатели являются живыми свидетелями этого сражения:

Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
“Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!”
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Недаром В.Г. Белинский называл М.Ю. Лермонтова «поэтом беспощадной мысли истины», поэтом-реалистом, в конце своего творческого пути ставшем гениальным художником слова.

Необычность лирики Лермонтова как раз и заключается в сочетании романтических и реалистических мотивов: каждый читатель найдет в произведениях поэта то, что ему по душе: и тоску мятущейся одинокой молодости, и живое описание жизни своего народа.

Основные темы лирики Лермонтова

Русский романтизм уверенно занял позицию главного культурного направления в начале XIX века. Основными предпосылками появления романтизма в России были: интерес к лиричности, сентиментализм, творчество Джорджа Байрона, Философия Шеллинга и подъём национального сознания. Теперь вместо гражданина на первый план становится романтическая личность. Лирическое «я» предстаёт центром мироздания, появляется культ человека-творца. Михаил Юрьевич Лермонтов, творивший в эпоху романтизма, в своих произведениях сумел не только воплотить основные эстетические идеи, но и дополнить их неповторимым авторским виденьем. Основные темы лирики Лермонтова полностью соответствуют эстетической парадигме романтизма.

Одна из самых важных тем – тема одиночества. Одиночество понималось Лермонтовым как естественное состояние. В концепции мира лирический герой романтизма противопоставлен реальному миру и толпе, этот конфликт оказывается неразрешимым. Одиночество лирического героя можно трактовать по-разному. Во-первых, это некая плата за движение к внутреннему комфорту. Лирический герой Лермонтова постоянно находится в поисках покоя для своей души, и именно поэтому не желает контактировать с обществом. Тогда одиночество – всего лишь этап, который нужно достойно пройти. Здесь стоит оговориться, что в поэтической концепции Лермонтова герой так и остаётся одиноким, не сумев обрести покой.

«А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
«Парус», 1832.

Во-вторых, одиночество может рассматриваться как способ побега от шумного внешнего мира в мир иллюзий («Отрывок», 1830; «Один среди людского шума», 1830). В-третьих, ощущение одиночества усиливается за счёт неутешительного вывода: оно присуще характеру героя, и, соответственно, лирический герой не сможет преодолеть его ни на земле, ни где-либо ещё. Острое ощущение отчуждённости в лирике Лермонтова вырастает до космических масштабов (например, в стихотворении «И скучно и грустно»).

Появляется тема воли и неволи. Свобода для поэта оказывается одной из главных ценностей. Право быть свободным нужно отстаивать и бороться за него, что и делает главный герой поэмы Лермонтова «Мцыри». Также эти мотивы прослеживаются и в стихотворениях «Воля» и «Узник».

Темы и мотивы лирики Лермонтова тесно взаимосвязаны между собой. Так, тема одиночества и мотив отчуждённости связаны с темой природы. Желая уйти от действительности, лирический герой пытается найти утешение в природе. Он любуется и восхищается красотой пейзажей, которые оттеняют его душевное состояние. Стоит заметить, что пейзажи, которые контрастны по отношению к чувствам героя, в творчестве М. Ю. Лермонтова практически не встречаются.

«Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка…
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога».
«Когда волнуется желтеющая нива», 1837.

Стремясь понять специфику своей эпохи, автор рисует образ толпы, высшего света того времени. Из таких стихотворений, как «Гусар», «Он был рождён для счастья, для надежд», «Нередко люди и бранили», «Дума» можно понять отношение поэта к своим современникам. Лермонтов резко критикует общество из-за мелочности, праздности, ветрености молодых людей, отсутствия внутренней глубины. Их избалованности, лености, безынициативности. Толпа не задумывается и принимает всё то, что может предложить жизнь. Люди совершенно безразличны к жизни, являясь безучастными потребителями, они способствуют омертвлению своей души. Лирический герой намеренно отдаляется от них, не желая соприкасаться с таким обществом.

С темой толпы связан цикл о поэте и поэзии: «Пророк», «Поэт» (оба варианта), «На смерть поэту». В этих произведениях так же, как и в других, звучат мотивы свободы, обречённости, непонимания. Публика не может понять писателя, из-за чего последний разочаровывается и в жизни, и в своём даре. Открывать себя миру и делиться с публикой своими переживаниями больше не является путём к счастью поэта: публике нужно лишь то, что сумеет развеселить и скрасить вечер.

С темой природы связана тема Родины. Лермонтов противопоставляет понятие «родина» и «государство», автор открыто говорит о том, что он не приемлет политическое устройство и насквозь прогнившие схемы существования правящей верхушки:

«Настанет год, России чёрный год,
Когда царей корона упадёт;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь».
«Предсказание», 1830.

При этом из стихотворений «Родина», «Выхожу один я на дорогу» и «Русская мелодия» видно, что автор любит свой родной край за его самобытность, неповторимость природы, вдохновляющие пейзажи, и даже за мелодично поскрипывающую крестьянскую телегу.

Тема любви в лирике Лермонтова приобретает пессимистическое звучание. В любовной лирике Лермонтова сама любовь никогда не бывает взаимной, более того, любящий и любимый понимают её по-разному. Для лирического героя чувство любви бывает только настоящим, оно, как и чувство одиночества, обостряется и раскрывается во всей своей полноте. Но для дамы сердца любовь – всего лишь небольшая интрижка, несерьёзное увлечение, позволяющее не скучно провести время. Наиболее ярко это иллюстрируют следующие строки:

«С тех пор-то женщина любви не знает.
И точно как рабов считает нас она…»
«Заблужденье купидона», 1828.

Безусловно, творческое наследие М. Ю. Лермонтова велико, и, конечно, не ограничивается обозначенными выше рамками. В лирике поэта витиевато соединяются романтические тенденции и реалистические подробности, любовные драмы, мысли о Родине и о месте человека в этом мире. Если конкретизировать всё творчество автора, основными направлениями лирики Лермонтова можно назвать философские размышления (о самой природе человека и взаимоотношений с окружающей действительностью) и целостное отображение гражданского и личностного начал.

Читайте так же:  Как завязать зеленую нить на запястье молитва

Лирика Лермонтова

Эпоха романтизма привнесла в мировую и русскую литературу множество новых способов раскрытия персонажа. Сентименталисты открыли «человека в человеке», показали внутренний мир эмоций и переживаний. Романтики, взяв за основу достижения предшественников, сумели открыть в человеке личность, тонко чувствующую не только любовь, но и всю несправедливость этого мира. Качественно новым было противопоставление общественного и частного, чего не было в сентиментализме. Безусловно, каждый писатель наделял своего лирического героя уникальными чертами. Например, герои Жуковского не противостоят реальности, а принимают её; Батюшков в своём творчестве создал условную модель идеального мира, в котором поэты всех времён выступают неком неделимым соединением. У Рылеева герои сталкиваются со всепоглощающим одиночеством. Лермонтов же, в чьих произведениях воплотились идеалы как первой, так и второй волны романтизма, создал «хрестоматийный» образ героя романтизма. Несмотря на то, что писатель работал во многих жанрах (роман, поэма, пьеса), наиболее полно идеалы романтизма воплощены в лирике Лермонтова. Стоит отметить, что от других поэтов того времени его отличал внутренний пафос произведений, скептическое отношение к жизни и отсутствие веры в возможность изменить мир.

Раннее творчество

Лирика в творчестве Лермонтова занимала особое место – Михаил Юрьевич начинает свой творческий путь именно со стихотворений. 1828 год принято считать отправной точкой писательского пути. С 1828 по 1836 год Лермонтов написал около 300 стихотворений. На этом этапе отчётливо видны попытки исследовать литературу в целом: художественные средства, приёмы и методы. Молодой поэт использовал чужое творчество как материал. Например, написанная в юнкерские годы «Ода к нужнику» перекликается с сатирическими одами XVIII века, когда классицизм исчерпал себя как творческий метод. В оде Лермонтова обыгрывается не только форма, но и стиль написания:

«Клерон уж совершил дозор обычный свой,
Давно у фортепьян не распевает ФеĬля…
Последняя свеча на койке Беливеля
Угасла…»
«Ода к нужнику», 1828

Используются устаревшие, книжные словоформы (например, «фортепьян»), а общий пафос снижается благодаря просторечным элементам (словосочетание «койка Беливеля»). В 1830-х годах Лермонтов пишет несколько баллад. Так, в балладе «Над морем красавица-дева сидит» угадываются мотивы из баллад Жуковского. Но Лермонтов обыгрывает культ служения прекрасной даме, наполняя новыми смыслами. Здесь юноша, с присущим ему оптимизмом, энергией и боевым духом, совершает ради возлюбленной различные подвиги, идёт на верную гибель, а возлюбленная лишь играет с ним, забавляется, глядя, как старается герой.

Стихотворение «К друзьям», написанное в 1829 году, тематически перекликается с пушкинским «Пирующие студенты» (1814). Гедонизм и лёгкость сочетаются с поэтическим и реальным отношением к жизни. В элегиях 1829-1830-х годов заметны мотивы, характерные для творчества Батюшкова. Например, мотив бури, непогоды, кораблекрушения («Дробись, дробись, волна ночная» – Лермонтова и «Источник» у Батюшкова); мотивы памяти, скоротечности жизни.

На ученическом этапе уже начинают появляться темы и мотивы, которые будут в дальнейшем переосмыслены или дополнены более зрелым поэтом. Так, в эпитафии «Простосердечный сын свободы» можно увидеть несколько смысловых узлов:

«Он верил темным предсказаньям,
И талисманам, и любви,
И неестественным желаньям
Он отдал в жертву дни свои. –

И в нем душа запас хранила
Блаженства, муки и страстей.
Он умер. Здесь его могила.
Он не был создан для людей».

Во-первых, говорится о лирическом герое, который потратил свою жизнь вовсе не на то, что должен был. Именно отсюда эта тема трансформируется в тему «потерянного поколения» – поколения тех, кто растратил свою молодость и силы на увеселение своей души, интриги и мнимые чувства. Во-вторых, подчёркивается, что лирический герой изначально принадлежал к некому иному миру, реалиям высшего порядка. Мотивы отчуждённости и непонятости были одними из ключевых во всём творчестве поэта.

Лермонтов и Байрон

Известно, что романтические тенденции появились в русской литературе в основном из-за творчества Байрона. В 1830 году появляется стихотворение «подражание Байрону» – именно подражание. Лермонтов выступает в качестве ученика, Байрон – в качестве учителя. Мотивы узничества, обречённости, одинокого существования, прошедшие красной нитью через всё творчество шотландского писателя, звучат и в стихотворении Лермонтова. Любовь показана как наивысшая ценность:

«Кто жил одной любовью, погубил
Все в жизни для нее, а все любил…
Что время не могло унесть любовь!»
«Подражание Байрону», 1830.

М. Лермонтов неоднократно переводил стихотворения самого Байрона (например, «Farewell»). Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой» является своеобразным признанием в форме монолога.

«Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник».

Лермонтов чувствует родство его души и души Байрона, они оба высоко ценят свободу, оба обречены на одиночество, но именно «русская душа» отличает Лермонтова от шотландского поэта. Однако судьба его не менее трагична: «Я раньше начал, кончу ране,/ Мой ум не много совершит». Лирический герой сам себе предрекает недолгую жизнь. Его душа, словно «угрюмый океан», полна мыслей и страданий, и никто не может облегчить их. Герой остаётся непонятым. Только лишь Бог и сам лирический герой могут выразить, насколько сильны и глубоки чувства. В последствие эти мотивы станут одними из главных в цикле Лермонтова о поэте и поэзии.

Кавказские мотивы

При анализе лирики Лермонтова сложно не заметить особое отношение автора к Кавказу. Природа и ментальность Кавказского края, однажды очаровав поэта, были в его мыслях и мечтаниях. И в стихотворениях 1830-х годов, и в произведениях 1840-х автор говорит о Кавказе с нежной грустью.

«Светает – вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч…»
«Утро на Кавказе», 1829.

Посмотрите, как тонко прописано каждое движение, как атмосферно показана природа. Будто читатель переносится туда, где тишина, слышит только журчание рек, и вот, через мгновение, появляется луч солнца, спешащий поскорее развеять тучи.

«Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я снова посвящаю стих небрежный…
И мысль моя, свободна и легка,
Бродила по утесам, где, блистая
Лучом зари, сбирались облака,
Туманные вершины омрачая,
Косматые, как перья шишака».

А это стихотворение датируется 1837 годом. Природа Кавказа остаётся такой же, меняется только лирический герой – теперь он стал мудрее. Ему свободно и легко лишь на горных хребтах. Можно сказать, что именно здесь лирический герой наиболее близок к умиротворению и покою, чего априори никогда не сможет достичь. Благодаря этому осознанию, одиночество и ненужность лирического героя становится ещё драматичнее.

Уже в ранней лирике заметно, что Лермонтов – вовсе не писатель одной темы. В его произведениях переплетаются и соединятся философская, гражданская и любовная лирика. Примечательно, что любовь никогда не изображалась поэтом как светлое взаимное чувство. Лирический герой стихотворений Лермонтова, отчаявшись найти смысл жизни в других сферах, ищет его в любви. Но и здесь его ожидает фиаско:

«Поцелуями прежде считал
Я счастливую жизнь свою
Но теперь я от счастья устал,
Но теперь никого не люблю».
«Поцелуями прежде считал»,1832.

Здесь важна не только любовная тема, но и философская составляющая. Лермонтов неоднократно повторяет: лирический герой его стихотворений (а в романтизме дистанция между лирическим героем и автором минимальна) устал от пустой жизни. Ничто не способно противостоять абсолютному одиночеству, которое терзает душу героя, нет практически ни одной возможности наполнить жизнь смыслом, не стать «мусором истории» (Б. Пастернак).

«Что толку жить!… Без приключений
И с приключеньями – тоска».
«Что толку жить…», 1832

Есть только один способ – творить. Но и на этой стезе лирический герой не найдёт счастья. Поэт, с точки зрения Лермонтова, навсегда останется непонятым. Поэт либо растратит свой талант в угоду толпе, либо откажется от дара, который на самом деле никому не нужен. Поэт всегда противопоставлен обществу, и конфликт этот не разрешим.

«Безумец я ! вы правы, правы!
Смешно бессмертье на земли.
Как смел желать я громкой славы,
Когда вы счастливы в пыли!

Нет… мне ли властвовать умами,
Всю жизнь на то употребя? –
Пускай возвышусь я над вами,
Но удалюсь ли от себя?
«Безумец я! Вы правы, правы…», 1833.

В стихотворении «Поэт (отделкой золотой блистает мой кинжал)» отчётливо видны эти мотивы: общества, которому нужно веселье, растраченного таланта и пророческой миссии поэта:

«В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, котрой свет
Внимал в немом благоговенье?

Но скучен нам простой и гордый твой язык,
Нас тешат блестки и обманы;

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!», 1838.

Будущее и прошлое

Тема будущего появляется в нескольких произведениях. Лирический герой будто находится на краю пропасти: брошенный и забытый. Он вновь пытается найти родственную душу, но поиски тщетны. Неизвестность и страх перед будущим вырастают до космических, всебытийных масштабов, заставляя более глобально задуматься о том, что нас ждёт.

«Моё грядущее в тумане…
К чему творец меня готовил,
Зачем так грозно прекословил
Надеждам юности моей?»
«Моё грядущее в тумане» 1836 или 1837.
«Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И как преступник перед казнью
Ищу кругом души родной;

Душа усталая моя;
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия».
«Гляжу на будущность с боязнью», 1837.

Тема смерти также волновала поэта. Можно предположить, что смерть с точки зрения Лермонтова должна мыслиться как освобождение от оков бренной жизни, но это не совсем так. Лирический герой прекрасно знает, что именно ждёт его дальше, но радуется не самому факту смерти, а, скорее, факту отсутствия жизни:

«Пора туда, где будущего нет,
Ни прошлого, ни вечности, ни лет;
Где нет ни ожиданий, ни страстей,
Ни горьких слез, ни славы, ни честей.

Пускай меня обхватит целый ад,
Пусть буду мучиться, я рад, я рад,
Хотя бы вдвое против прошлых дней,
Но только дальше, дальше от людей».
Смерть (“Оборвана цепь жизни молодой”), 1830-1831.

На втором этапе творчества писателя усиливается мотив тоски по родственному духовному общению; отрицание жизни выходит на новый уровень. Толпа, которая в ранней лирике просто не могла понять лирического героя, теперь изображается всё более бездушной и лицемерной. Одним из центральных стихотворений является «Дума», где современное Лермонтову общество показано как духовно опустошённое, постоянно требующее новых и новых лёгких развлечений. Заметно стирание характерных романтических черт. Лирический герой, ощущая конфликт между полнотой жизни и собственным внутренним миром, стремится найти высшую свободу без какого-либо протеста.

Читайте так же:  Сильная молитва о рождении сына

Попытки лирического героя найти покой или более комфортное душевное состояние оборачиваются крахом, а трагедия вечной неуспокоенности достигает апогея. Покой у Лермонтова связан с достижением цели, отказом от быта и приобщением к народной жизни. Например, в стихотворении «Родина» (1841) показаны идиллические пейзажи и картины народной жизни, в которых душа лирического героя приближается к спокойствию.
Подводя итоги, лирику Лермонтова кратко можно охарактеризовать следующим образом. Первые поэтические опыты и поэмы были написаны под влиянием романтической традиции и стихотворений Пушкина. В дальнейшем образ лирического героя, круг тем и мотивов конкретизируются, чувство одиночества и обречённости становится острее. Отрицание постепенно сменяется утверждением. В сферу внимания лирического героя включается быт, у него появляются новые ценности, связанные с демократической народной точкой зрения.

Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова.

Конспект урока по литературе в 10-А классе. (Программа В.Я.Коровиной, учебник Ю.В.Лебедева.)
Тема урока: Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова.

Цель урока: показать место и значение данного жанра в лирике Лермонтова; выявить особенности лермонтовской молитвы(в сопоставлении с ранее изученным),обучение анализу стихотворения.
Вид урока и основные виды деятельности учителя и учащихся: лекция с элементами беседы, практикум.

Первый этап урока. Лекция с элементами беседы.
Ребята, вспомните, на прдыдущем уроке мы говорили об эволюции отношения Лермонтова к поэтическому дару и обратили внимание на то, что Лермонтов-романтик определенно и ясно обозначает себя поэтом с «русскою душой» в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…» Скажите, к кому русский человек обращается в тяжелую минуту жизни, у кого просит душевных сил, поддержки, кого благодарит, перед кем раскаивается в грехах?

Домашнее задание: подготовить устный ответ на тему «Восприятие и истолкование стихотворения Лермонтова «Молитва».

Реферат на тему молитва как жанр в творчестве лермонтова

Муниципальное образовательное учреждение
Молчановская средняя общеобразовательная школа №1

Молитва как жанр в творчестве Лермонтова

Выполнила:
ученица 7 «а» класса
Борейчук Евгения
Руководитель:
Еремина И. В.
учитель литературы

Глава первая. Лирика как род литературы. Жанры лирики.

Глава вторая. Жанры поэзии Лермонтова.

Глава третья. Молитва как жанр в лирике Лермонтова.

3.1. «Молитва» (1829 год)
3.2. «Молитва» (1837 год)
3.3. «Молитва» (1839 год)
3.4. «Ангел»
3.5. «Когда волнуется желтеющая нива»
3.6. «Выхожу один я на дорогу»
Заключение
Список используемой литературы.
Приложение

В этом учебном году мы познакомились более подробно с таким понятием литературы как жанр, рассмотрели особенности давно знакомых жанров, встретились с некоторыми новыми жанрами.
С особым интересом я знакомилась с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова, которого считают достойным наследником великого Пушкина. Современники Лермонтова воспринимали его творчество как выражение своих дум и чаяний.
Меня поразило разнообразие жанров его лирики, среди которых часто встречаются элегии, романсы, песни, поэмы, баллады. Читая стихи Лермонтова, обратила внимание на три стихотворения под одним названием – «Молитва», написанные в разные годы. Это и определило выбор темы моей работы – «Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова»

Читайте так же:  Как снять порчу и приворот с мужа

Целью данной работы является:
ознакомиться с жанрами, которые встречаются в творчестве поэта;
рассмотреть жанр стихотворной молитвы, её место и роль в творчестве Лермонтова;
проанализировать его знаменитые стихотворения-молитвы.

В ходе работы над рефератом мне предстояло решить следующие задачи:
Учитывая своеобразие лирики как рода литературы, определить круг лирических жанров;
Описать жанровое многообразие лирики Лермонтова;
рассмотреть идейно-художественное звучание произведений Лермонтова, остановившись на произведениях одного жанра — поэтической молитвы.
.
изучить критическую и методическую литературу, а также материалы Интернет сайтов по выбранной мною теме – «Молитва как жанр в творчестве Лермонтова.
На основании прочитанный книг и статей о творчестве поэта можно сделать вывод, что молитвенный жанр получил у Лермонтова особое развитие. Он не был его открытием, но стал важным звеном его поэтической системы.

Глава первая. Лирика как род литературы. Жанры лирики.

ЛИРИЧЕСКИМ называют род литературы, в котором внимание автора уделяется изображению внутреннего мира, чувств, переживаний. Событие в лирике важно лишь постольку, поскольку оно вызывает эмоциональный отклик в душе художника. Именно переживание становится в лирике главным событием. Лирика как род литературы возникла в глубокой древности. Слово «лирика» греческого происхождения, но не имеет прямого перевода. В Древней Греции стихотворные произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово «лирика». Важнейшим персонажем лирики является лирический герой: именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник-лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя. Как другие роды литературы, лирика включает в себя ряд жанров.

Лирика: тематические группы и жанры
Тематические группы
Жанры

Медитативная лирика
Интимная лирика
(дружеская и любовная лирика)
Пейзажная лирика
Гражданская (общественно-политическая) лирика
Философская лирика
Ода Гимн Элегия Идиллия Сонет Песня Романс Дифирамб Мадригал Дума Послание Эпиграмма Баллада

М. Ю.Лермонтов – известный русский поэт. Его жизнь была короткой и яркой, как вспышка молнии. Писатель не дожил до 27 лет, но годы его жизни были наполнены взлетами вдохновения и горечью разочарований. Чувства мучительного одиночества, которое испытывал Лермонтов, нашло воплощение в собственных стихотворениях, в которых чувствуется затаенная боль поэта. Современники Лермонтова воспринимали его творчество как выражение своих дум и чаяний, в его стихотворениях отразилось отношение поэта к окружающей действительности, его внутренний мир.
В основном творчество Лермонтова относится к лирическому роду литературы. Среди жанров лирики Лермонтова чаще всего встречаются элегии, романсы, песни. Но кроме этих перечисленных лирических жанров имеется множество других.

Глава вторая. Жанры поэзии Лермонтова

Глава третья. Молитва как жанр в лирике Лермонтова

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

3.5. «Когда волнуется желтеющая нива»
«Когда волнуется желтеющая нива»
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.

3.6. «Выхожу один я на дорогу»
За несколько дней до 15 июля, до дуэли и смерти, написано лермонтовское «Выхожу один я на дорогу» Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом. Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы. Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь; Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дуб склонялся и шумел

В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону Машука. В небесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля. Звезды мерцают, их далекие лучи делаются то ярче, то они чуть гаснут. Там, на высоте, таинственная беседа. Мир и покой, но:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
«Выхожу один я на дорогу» принадлежит к лучшим созданиям Лермонтова.

__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь
В финале стихотворения появляется образ великана-дуба – символа вечной жизни и мощи. Именно этот образ привлекает внимание поэта, греет его смятенную душу. Он дает надежду на бессмертие. Такой живой памятник хотел бы воздвигнуть над своим последним прибежищем поэт:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Заключение
Стихотворения-молитвы Лермонтова отражают противоречивость его религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции. «Молитва» 1829г.- это мольба-спор лирического героя с Господом. «Молитва» 1837 г. — чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики: лирический герой молит о счастье любимой женщины, хотя сам он «странник с пустынной душой». «Молитва» 1839г. — это отдохновение поэта, светлая грусть и надежда. «Когда волнуется желтеющая нива» — это единение с Богом, растворение в мире природы, а стихотворение «Выхожу один я на дорогу»- итог, философское размышление о жизни. Таким образом, можно сделать вывод, что молитвенный жанр получил у Лермонтова особое развитие. Он не был его открытием, но стал важным звеном его поэтической системы.

Молитва как жанр в лирике Лермонтова. Творчество Лермонтова. Своеобразие лирики Лермонтова
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here