Содержание
Молитва пророка Моисея, человека Божия
Господи! Ты нам прибежище в род и род!
Моисей был вдохновенным автором трех религиозных духовных сочинений. Прежде всего, мы видим Моисея как поэта, воспевающего песнь, в которой, кстати, имя его соединено с именем Иисуса, в Откровении, где сказано: «Песнь Моисея и Агнца». Стал он поэтом по случаю гибели фараона и его войска в водах Чермного моря: «и избранные военачальники его потонули в Чермном море».
Следуя дальше по его жизни, мы открываем его в качестве проповедника – и тогда речь его падала, как роса, и учение его лилось, как дождь, в этих главах, исполненных славных поэтических образов, которые вы найдете в книге Второзакония. И теперь, в Псалмах, мы находим его в качестве автора молитвы: «Молитва Моисея, человека Божия».
Счастливое сочетание поэта, проповедника и мужа молитвы! Где сходятся такие три качества, человек становится подлинным гигантом, возвышающимся над своими собратьями. Зачастую бывает, что у человека, который проповедует, недостает поэзии, а поэт не способен проповедовать и читать свои стихи перед большими собраниями, а годится только на то, чтобы писать их. Редко истинная религиозность, поэтический дух и красноречие соединяются в одном человеке.
В данном псалме вы увидите чудесные глубины духовности и заметите, как поэт исчезает в человеке Божьем и как, растворившись в самом себе, он воспевает о своей бренности, провозглашает Божью славу и просит о том, чтобы всегда иметь благословение своего Небесного Отца, пребывающим на своей главе.
Этот первый стих вызывает особый интерес, если вспомнить место, где находился Моисей, когда он так молился. Он был в пустыне; не в каких-нибудь покоях фараона, не живя в земле Гесем – но в пустыне. И возможно, взирая с вершины холма на колена Израилевы, как они снимают свои шатры и проходят маршем, он подумал: «Бедные странники! Редко они находятся где-нибудь в покое; нет у них никакого постоянного жилища, где могли бы они обитать. Здесь они не имеют постоянного града» — но, подняв свой взор к небу, сказал: «Господи! Ты нам прибежище в род и род».
Окидывая взглядом историю, он увидел один великий храм, где пребывал Божий народ, и своим пророческим оком, закатившимся в священном исступлении, он мог видеть, что на протяжении всех будущих времен избранные Божии смогут петь: «Господи! Ты нам прибежище в род и род».
Беря этот стих в качестве темы для нашей беседы на страницах этого сайта, мы должны, прежде всего, разъяснить его, а затем мы попытаемся сделать и сделаем то, что старые пуритане называли «усовершить» его, имея в виду не улучшение текста, но улучшение, до некоторой степени, людей – благодаря размышлению над этим стихом.
Во-первых, мы попытаемся немного пояснить его. Здесь находится жилище: «Господи, Ты наше прибежище»; и во-вторых, если я могу воспользоваться таким обычным словом, здесь присутствует срок его аренды: «Ты нам прибежище в род и род».
Итак, во-первых, здесь жилище: «Господи, Ты наше прибежище». Этот могучий Иегова, наполняющий Собою все, Вечный, Неизменный, Великий, «Я есмь», не запрещает образных сравнений в отношении Себя. Хотя Он так высок, что взор ангела не охватывает Его, так превознесен, что крыло херувима не достигает Его, так велик, что отдаленнейшие просторы, по которым путешествуют бессмертные духи, никогда не обнаруживали пределов Его, — Он не возражает, чтобы Его народ говорил о Нем так фамильярно: «Иегова, Ты нам прибежище».
Мы лучше поймем этот образ благодаря контрасту с состоянием Израиля в пустыне, а во-вторых, упоминая о некоторых вещах путем сравнения того, что характерно для нашего дома и чем мы никогда не сможем наслаждаться, если не являемся обладателями собственного жилища. Прежде всего, мы сопоставим эту мысль – «Господи, Ты наше прибежище» — с тем особым положением, в котором находились израильтяне, странствуя по пустыне.
Во – вторых, отметим, что они должны были находиться в состоянии великого беспокойства. С наступлением сумерек, или когда облачный и огненный столп останавливался, они раскидывали шатры и располагались на отдых. Возможно, назавтра же, еще прежде восхода солнца, поутру трубила труба, и, поднимаясь со своих постелей, они обнаруживали, что ковчег уже отправляется в путь, и огненно – облачный столп вел их через узкие горные ущелья наверх или по бесплодной и сухой пустыне.
Едва успев разместить свои немногочисленные пожитки в своих шатрах и поудобней устроить все для себя, они слышали: «Прочь! Прочь! Дальше отсюда! Это не есть ваш покой; вы должны идти, продвигаясь вперед, к Ханаану!»
Они не могли засеять даже небольшой клочок земли вокруг своего шатра; они не могли привести в порядок свой дом и разместить свои пожитки; они не могли привязаться к этому месту на земле. Хотя бы они только что похоронили своего отца в месте, где задержался на время их шатер, они должны были уходить. Они не должны были привязываться к этому месту, не должны были иметь что-либо из того, что мы называем удобствами, покоем и миром, но всегда были в дороге, всегда в пути. Более того, они были настолько не защищены, что никогда не могли быть по-настоящему спокойными в своих шатрах. То горячий самум гнал песок, который проникал в шатер, угрожая заживо похоронить их; то их обжигало палящее солнце, от которого едва ли могли защитить шатры; то дул колючий северный ветер, принося стужу, так что они сидели, дрожа и съежившись, вокруг костров в своих шатрах.
Они имели мало покоя; но посмотрите, как в противоположность этому Моисей, человек Божий, с благодарностью отмечает: «Ты не являешься нашим шатром, но жилищем. Хотя нам здесь нелегко, хотя нас бросают из стороны в сторону беды, хотя мы идем по пустыне, и находим, что это трудный путь; хотя, сидя здесь, мы не знаем, что такое покой и уют, — Господи, в Тебе мы обладаем всеми удобствами, которые может дать дом; мы имеем все, что роскошный особняк или дворец могут дать князю, который может нежиться на своем ложе и покоиться на своей перине. Господи, в Тебе наш покой и уют; Ты являешься нашим домом и жилищем».
МОИСЕЯ | Симфония для Библии
В Библии слово «моисея» встречается 117 раз.
Помним, что ищем слова. Один запрос – одно слово.
МОИСЕЯ
Поделитесь, пожалуйста, ссылкой
Сделайте доброе дело, помогите вашим друзьям узнать о данной симфонии. Оставьте ссылку на эту страницу в соц.сетях или на вашем сайте.
Библия онлайн – сайт для тех, кто хочет всегда иметь под рукой простой и удобный вариант Библии. Кроме классического синодального текста Священного Писания здесь вы найдете современные переводы, а также комментарии и толкования, которые помогут вам изучать Слово Божье. И конечно же – симфонию, которая позволяет быстро найти все встречающиеся в Библии слова. Будем благодарны, если вы захотите поддержать наше служение и поставьте на своем сайте, блоге или страничке в социальной сети ссылку на наш сайт.
Изъяснение псалма 89-го.
Пс.89:1 . Молитва Моисея, человека Божия.
«Молитва Моисеа человека Божия». Некоторые писатели утверждали, что молитва сия составлена великим Моисеем, а другие говорили, что писатель ея блаженный – Давид, и он написал ее применительно к божественному Моисею. Впрочем, псалом сей содержит в себе двоякое пророчество, потому что не одни бедствия Иудеев предвозвещает, но вместе показывает тленность и смертность всего человеческаго рода, а притом Иудеям и всем человекам предрекает перемену на лучшее.
Пс.89:2 . Господи! Ты нам прибежище в род и род.
«Господи, прибежище был еси нам в род и род» . Господь прибежищем Иудеев был не в Египте только, но и в пустыне, и при Иисусе Навине, и при Гедеоне, Вараке, Иеффае, Сампсоне, Самуиле и Давиде; сподоблял их всей Своей попечительности чрез Пророков, под управлением царей подавал им всякую помощь. Да и весь человеческий род изрекает слова сии, воспоминая Богу всяческия Его благодеяния, как преложил Еноха, как сохранил божественнаго Ноя – эту искру в роде, когда все возлюбили жизнь зверскую, как, избрав патриарха Авраама, обетовал благословение всем народам. Ибо Господь всяческих, не по раскаянию какому, как осмеливаются говорить некоторые из неверующих, начал благодетельствовать язычникам, но всегда продолжал промышлять о всех человеках. И пророчество научило нас говорить это: «Господи, прибежище был еси нам в род и род» , потому что всегда мы имели упование на Тебя, Владыка.
Пс.89:3 . Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог.
«Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси» . Ибо Ты имеешь бытие прежде всего сотвореннаго: и гор, и земли, и целой вселенной, потому что вечен, безначален, нескончаем, не ограничен никаким пределом. А сказанное: «прежде даже горам не быти» , должно читать в связи с словами: «Ты еси» .
Пс.89:4 . Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!»
«Не отврати человека во смирение» . Посему умоляю Тебя, Присносущнаго, вечнаго и всегда бывшаго нашим прибежищем, не до конца презирай нас обуреваемых столькими бедствиями. поелику Бог Сам осудил Адама на пролитие пота и на труды, сказав: «в поте лица твоего снеси хлеб твой, Дóндеже возвратишися в землю, от неяже взят еси: яко земля еси, и в землю отъидеши» ( Быт.3:19 ), то согласно с сим пророческое слово научает умолять о том, чтобы не быть нам совершенно отвращенными во смирение и бедствование, какое досталось в удел нам. И Иудеи, принужденные быть в рабстве, приносят ту же молитву, оплакивая пленничество свое и порабощение.
«И рекл еси: обратитеся сынове человечестии» . Акила же перевел так: «и скажешь: обратитесь, сыны человеческие»; то есть, не напрасно умоляем, но зная твердо, что приимешь наши молитвы, и в настоящих наших бедствиях произведешь перемену, советуя обратиться и избавиться от прежняго лукавства.
Пс.89:5 . Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
«Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная» . Мысль, заключающаяся в сих словах, изложена не в строгом порядке; последния слова поставлены в связи с предыдущими: «не отврати человека во смирение, яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная» ; в средине же между теми и другими словами поставлено: «и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии» . Говорит же Пророк, что жизнь человеческая кратка и крайне болезненна, а для Тебя Присносущнаго и вечнаго и тысячелетие равняется одному дню, лучше же сказать, малой части ночи, потому что стражею нощною назвал Пророк четвертую часть ночи, так как те, кому вверялась ночная стража, делили ночь на четыре части. Так в четвертую стражу и Господь приходил к Апостолам ( Мф.14:25 ).
Пс.89:6 . Ты как наводнением уносишь их. Они – как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает.
«Уничижения их лета будут» . На долго, говорит Пророк, предал Ты их на бедствование сие. Означает же вместе отвержение Иудеев, по страдании Спасителя нашего, и будущее оставление их без Божественнаго о них попечения не на краткое, но на весьма продолжительное время.
«Утро яко трава мимо идет, утро процветет и прейдет: на вечер отпадет, ожестеет и изсхнет». Ибо Иудеи, сподобившись Божия о них попечения, скоро возрасли, процвели и приобрели великую славу; не восхотев же дать земледелателю благовременный плод, но ожесточив сердце, совершенно посохли, потому что не пользовались уже прежним орошением. Утром называет Пророк начало попечительности о Иудеях, а вечером – прекращение Божия о них попечения. Лишились же онаго после креста.
Пс.89:7 . Ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
«Яко исчезохом гневом Твоим, и яростию Твоею смутихомся» . Приличествует сие и Иудеям и всем человекам. Ибо и род человеческий, неся наказание за беззаконие, подвержен бедствиям и обуревается всякими треволнениями, и Иудеи за лукавство сердца лишились свободы.
Пс.89:8 . Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
«Положил еси беззакония наша пред Тобою: век наш в просвещение лица Твоего» . А Симмах перевел так: «положил беззакония наши пред Тобою, чтобы нерадение наше открылось лицу Твоему». Предал Ты нас сим наказаниям, увидев, что вознерадели мы о Твоих законах, и предпочли жить без закона.
Пс.89:9 . Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
«Яко вси дние наши оскудеша, и гневом Твоим исчезохом» . Грех воздвиг на нас гнев, а гнев навел наказание, и наказание принесло с собою страдания, ибо в страданиях провели мы кратковременную жизнь свою.
Пс.89:10 . Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
«Лета наша яко паучина поучахуся». Ничего твердаго, ничего постояннаго не имеет в себе естество человеческое; подобно паутине удобно расторгается.
«Дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь». Это сходно с тем, что́ сказано патриархом Иаковом: «малы и злы Быша дние мои; не достигоша во дни отец моих» ( Быт.47:9 ). Посему, хотя живут иные долее сказаннаго, но сие бывает с немногими, а здесь Пророк показывает, что вообще и большею частию обыкновенно. Ибо как не упомянул о приемлющих преждевременную кончину, так прешел молчанием и долголетие весьма состаревшихся. Однако же говорит, что и краткое это время исполнено страдания и трудов.
«Яко прииде кротость на ны, и накажемся». Вот сколькими бедствиями обуреваемся и от малаго гнева Твоего! Ибо пришедшею на них кротостию Пророк назвал умеренное наказание.
Пс.89:11 . Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
«Кто весть державу гнева Твоего? и от страха Твоего ярость Твою?» А Симмах перевел так: «кто знает силу ярости Твоей и по страху Твоему гнев Твой?» Если и умеренное негодование Твое наложило на нас такое наказание, кто в состоянии представить себе казнь, налагаемую гневом Твоим? Пророческое слово подразумевает вечное мучение.
Пс.89:12 . Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
«Исчести десницу Твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости» . Умоляю о том, чтобы и мне насладиться Твоим благодеянием, исчислить и поведать дары Твоей десницы , и подражать умудрившимся Твоею благодатию, которые и другим указуют путь к познанию Тебя.
Пс.89:13 . Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
«Обратися, Господи, доколе? и умолен буди на рабы Твоя» . Не призирай долее болезненных, Владыка, но приими молитву, и рабов Твоих сподоби человеколюбия.
Пс.89:14 . Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
«Исполнихомся заутра милости Твоея, и возрадовахомся и возвеселихомся во вся дни наша» . У седмидесяти переменено время, потому что Акила и другие выразили так: «исполни нас заутра милости Твоей, и восхвалим, и возвеселимся во все дни наши». Утром и ранним временем называют перемену после бедствий и умоляют, чтобы разсеялась оная тма, возсиял же им свет, не ради собственной их добродетели, но по Божией милости. А когда будет сие, говорит Пророк, тогда, исполнившись всякаго веселия, вознесем подобающее песнопение.
Пс.89:15 . Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
«Возвеселихомся, за дни, в няже смирил ны еси, лета, в няже видехом злая» . И здесь подобным образом переменено время, ибо Симмах и другие перевели: «возвесели нас», то есть, вместо уныния дай веселие, и произведи перемену в настоящей нашей злой участи.
Пс.89:16 . Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя.
«И призри на рабы Твоя, и на дела Твоя» . Из этого явствует, что говорят о сем, не как о бывшем, но как о будущем. Не сказали: «взирал Ты на рабов Твоих и на дела Твои». Мы – Твои создания и служители Твоего владычества, посему умоляем сподобить нас Твоего промышления.
«И настави сыны их» , то есть, рабов Твоих, потому что и приносящие молитву в Вавилоне просят Бога возвратить сынов скончавшихся рабов Его, и род человеческий умоляет наставить на истину тех людей, какие будут жить в пришествие нашего Спасителя.
Пс.89:17 . И да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
«И буди светлость Господа Бога нашего на нас» . И нас знаменитыми и славными соделал свет Боговедения, и Иудеи по возвращении стали опять имениты.
«И дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи». Прекрасно сие прибавление: «на нас» , потому что прибыток правды есть нечто наше. Хотя Бог содействует любителям добродетели, Он дает в ней преспеяние, но плод от сего собирают сеющие. Бог ни в чем не имеет нужды, однако же радуется благополучию и благоуспешности человеков.
Источник: Псалтирь с объяснением каждого стиха блаженного Феодорита, епископа Кирского
Псалом 89
Молитва Моисеа человека Божия – таково надписание сего, 89-го псалма (составляет ст. 1). Наименованием человека Божия, какое придается здесь имени Моисея, ясно показывается, что писателем псалма сего следует признавать великого законодателя и вождя еврейского народа пророка Моисея, по преимуществу отличаемого в книгах Священного Писания таким почетным наименованием (Втор, 33:1; Нав. 14:6 ; 1Пар.23 и др.). Написан сей псалом, вероятно, под конец 40-летнего странствования в пустыне, когда в силу Божественного осуждения ( Числ.14:26–33 ) большая часть преступного народа, вышедшего из Египта, уже вымерла, причем весьма многие умирали, едва достигая 70–80 лет своей жизни (ст. 9–10).
Моисей, человек Божий, является здесь молитвенником, или ходатаем, пред Богом за своих единоплеменников, прогневавших Бога неблагодарностью. Одному только Богу, как вечному, свойственно быть постоянным и неизменным во благе; человек же, существо бренное, по греховности и превратности воли не способен пребывать неизменно в добром настроении. Посему Моисей и молится, чтобы Бог во всякое время был для грешного народа прибежищем ко спасению.
Пс.89:2–3 Господи, прибежище был еси нам в род и род. Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси.
Словами в род и род пророк, имея в виду прошедшие и будущие поколения богоизбранного народа, начиная от патриарха Авраама и до Христа, чрез Которого получили благословение все народы земли ( Быт.22:18 ), говорит, что для всех этих поколений Господь Бог являл милость Свою, и они всегда к Нему обращались и будут обращаться за помощью, и Он всегда был и будет прибежищем для них. Потому что Он Бог вечный, который существует прежде образования гор и прежде создания земли и вселенной. Господи, говорит он, от века и до века Ты еси, т.е. не имеешь начала Своего бытия, Ты безначальный, и будешь существовать в вечность (до века), иначе – не будешь иметь конца Своего бытия.
Пс.89:4–6 Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии. Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимоиде, и стража нощная. Уничижения их лета будут: утро яко трава мимоидет, утро процветет и прейдет: на вечер отпадет, ожестеет и изсхнет.
Пс.89:7–9 Яко изчезохом гневом Твоим, и яростию Твоею смутихомся. Положил еси беззакония наша пред Тобою, век наш в просвещение лица Твоего. Яко вси дние наши оскудеша, и гневом Твоим исчезохом.
За грехи постоянного ропота и непокорства воле Божией со стороны народа, предводительствуемого Моисеем, отяготел гнев Божий над этим народом. Пророк видит такое горестное состояние народа под тяжестию гнева Божия, глубоко скорбит о том и вот какими словами выражает свою скорбь: мы видим, Господи, гнев Твой за беззакония, мы изнемогли (изчезохом) и гибнем от гнева Твоего, и приходим в смятение от Твоего строгого и праведного суда (и яростию Твоею смутихомся). Твой гнев на нас, или: Твой строгий и праведный суд постигает нас непрестанно, потому что грехи и беззакония наши не могут укрыться от Тебя, как всеведующего, – они всегда пред Тобою, и вся наша жизнь (век наш) проходит (в просвещение лица Твоего) пред лицем Твоим, освещаемая светом лица Твоего, вполне ясная для Тебя, а не скрытая. И так все дни нашей жизни кончаются (яко еси дние наши оскудеша), погибли и близки уже к смерти, и (повторяет преждесказанное, ст. 7) мы погибнем от праведного гнева Твоего (изчезохом).
Пс.89:10 Лета наша яко паучина поучахуся: дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся.
Пс.89:11–12 Кто весть державу гнева Твоего, и от страха Твоего ярость Твою изчести? Десницу Твою тако скажи ми, и окованныя сердцем в мудрости.
Пс.89:13–15 Обратися, Господи, доколе? И умолен буди на рабы Твоя. Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, и возрадовахомся и возвеселихомся: во вся дни наша возвеселихомся, за дни, в няже смирил ны еси, лета, в няже видехом злая.
Краткая вообще речь в псалмах, здесь (в ст. 13) сокращена до такой степени, что в одном кратком предложении совмещаются две отдельные мысли, именно – пророк умоляет Бога отвратить от народа ярость гнева Своего и говорит: обратися, Господи, т.е. возврати нам прежнюю милость Свою; и затем словом доколе выражает вопросительно, по-видимому, ту же молитву: доколе будешь гневаться и наказывать нас? Услышь молитву мою и умилостивись над рабами Твоими (умолен буди на рабы Твоя). И затем, как бы вполне уверенный в силе своей молитвы и преисполненный надежды на скорую милость Божию, радостно взывает: утром, т.е. еще до утренней зари, мы уже исполнены будем милости Твоей, Господи, и тогда будем радоваться и веселиться. Это веселие наше будет непрестанным, постоянным: во вся дни наша возвеселихомся, т.е. как бы в вознаграждение за все предшествующее время наших скорбей и испытаний, за те дни и годы, в которые Ты смирял нас и наказывал, посылая нам бедствия, (лета, в няже видехом злая). Здесь выражения прошедшего времени: исполнихомся, возрадовахомся и возвеселихомся – поставлены вместо будущего времени: «исполнимся, возрадуемся» и «возвеселимся». Пророк Моисей говорит здесь о будущем как о прошедшем, как бы достигнув уже тех милостей, о которых только что молился.
Пс.89:16–17 И призри на рабы Твоя и на дела Твоя, и настави сыны их. И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи.
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8
Псалом 89 — молитва Моисея
Моисей, единственный из пророков, назван в Ветхом Завете человеком Господним. Его жизненный опыт и шествие перед лицом Творца являются примером верности Богу.
В Псалтыре эта древнейшая песня отличается авторством, принадлежащим Моисею.
Значение псалма
Исследователи писания так и не нашли причины, которая легла в основу уникального псалма. Псалом 89 — единственная молитва Моисея, включенная в книгу песен Господних, написанная пророком на склоне жизни, после выхода из сложных жизненных ситуаций при поддержке Господа.
Человек Божий, не один раз переживший личную встречу с Творцом, написал молитву-ходатайство перед Всевышним обо всех живущих на земле.
Важно! Читая Псалом 89 на русском языке, христиане вместе с великим пророком Моисеем могут размышлять и утверждаться в величии и совершенстве Бога, сопоставляя Его бессмертие и краткость человеческих дней на земле.
В Псалме 89 псалмопевец дает ответ о причине гнева Господнего на еврейский народ, во время выхода из Египта, это неверность, неверие и неисполнение Заповедей.
Еще о Псалмах Давида:
Толкование Псалма Моисея
В самом начале молитвы Моисея мы читаем о возвышении Бога, утверждении защиты и помощи Его во все наши дни, когда Творец является единственным прибежищем в дни житейских бурь.
1 Молитва Моисея, человека Божия
2 Господи, Ты прибежище наше из рода в род!
3 Прежде чем встали горы и была создана земля и вселенная, от века и до века Ты есть!
4 Не подвергни человека унижению, ибо Ты сказал: «Возвратитесь в землю, сыны человеческие!»
5 Ибо тысяча лет пред очами Твоими, Господи, как день вчерашний, уже минувший, и как время стражи ночной.
6 Ничтожны годы людские; быстро увянет жизнь, подобно траве: утром она расцветет и скоро поникнет, к вечеру осыплется цвет ее, пожелтеет она и засохнет.
7 Ибо изнемогли мы от гнева Твоего и от ярости Твоей пришли в смятенье.
8 Взираешь Ты на беззакония наши, озаряешь нашу жизнь сиянием лица Твоего.
Видео (кликните для воспроизведения). |
9 Ибо дни наши убывают, и мы от гнева Твоего изнемогаем.
10 Годы жизни нашей развеиваются, точно паутина; мера лет наших — семьдесят лет, если же в силах мы, — восемьдесят лет, к тому же скорбь и болезни; этим обретаем мы смирение и назидаемся.
11 Кто познает силу гнева Твоего, и в страхе пред Тобой кто постигнет ярость Твою?
12 Посему яви мне спасающую десницу Твою и людей, укрепивших сердце мудростью!
13 Обрати взор Твой к нам, Господи! Доколе гневаться будешь? Умилосердись над рабами Твоими!
14 Да исполнимся поутру милости Твоей, Господи, и возрадуемся и возвеселимся;
15 Во все дни наши возвеселимся мы за дни, когда смирял Ты нас, за годы, когда испытали мы зло.
16 Воззри на рабов Твоих, на творения Твои, и наставь сыновей их!
17 И да осияет нас свет Господа Бога нашего. Деяния рук наших исправь, исправь дела рук наших!
Моисей подчеркивает, что все, небо и земля сотворены Богом, который есть Альфа и Омега, Начало и Конец.
- Жизнь человека мимолетна, пророк в стихе 4 умоляет Творца провести человеческую душу по жизни так, чтобы в конце жизни человек не был унижен, отвержен, отдан во власть сатаны. Только тело христиан возвращается в прах, а душа праведника уходит к Творцу, в Небеса, откуда и пришла по воле Всевышнего.
- Стихи 5-6 описывают, насколько короткая жизнь земная, для Господа тысяча лет, как один день, а жизнь людей — цветок, распустившийся утром и завянувший к ночи. Человек, который заботится больше о земных благах, должен задуматься над этими словами.
Все суета сует, написал царь Соломон, если в этом нет Бога.
Земная жизнь пролетает мгновенно, люди суетятся вокруг материальных благ, забывая о любви к Творцу и ближнему, ибо это единственная дорога, ведущая в вечность. Земная жизнь и пребывание в вечности — синонимы, одно, есть продолжение другого.
Нет праведного, без греха, человека на земле, Господь — Судья строгий, в гневе Он наказывает нас, порой приходит в ярость от беззаконий человеческих, но все это для блага людей. Находясь в гневе Господнем, человек начинает каяться, исповедоваться, отказываясь от грешной жизни. Лицо Творца открывается перед грешником во всем величии и свете, когда приходит чистота души и сердца.
- 9-11 стих снова подчеркивает кратковременность жизни. Что такое 70 — 80 лет по сравнению с вечностью, если основная их часть состоит из скорбей, болезней, суеты и тщетных страданий.
Благ человек, который в силе ярости Господней разглядит руку спасения. Творец вел еврейский народ через пустыню 40 лет, наказывая за ропот и грехи, хотя эту дорогу можно пройти за 2 недели.
Так и в жизни христиан, кто-то быстро приходит к благодати Создателя, живя по Его Законам, другие ходят вокруг нее годами, оставаясь в грехе.
- Во второй части Псалма 89 Моисей обращается к Богу в мольбе возвратить милость Свою, вернуть радость, даровать веселие народу после трудного перехода через пустыню.
Пророк Моисей не просит Господа больше не наказывать евреев, наоборот, он умоляет по-прежнему наставлять сыновей, исправлять дела рук человеческих, чтобы воссияла слава Господня над всем миром.
Когда читается псалом 89 в православии
По православной традиции послание Моисея читается во время похорон христиан, ибо нет лучшего напоминания для людей, оставшихся жить, о скоротечности жизни и суете.
В отличие от завета Христа этому псалму не хватает веры в вечную жизнь, спокойного отношения к смерти, когда все мы возвращаемся в Отчий дом. Иисус Христос Воскрес, Духом Святым Он всегда рядом.
Читая песню-наставление, многие христиане находят ответы на свои неисполнившиеся воззвания к Всевышнему, проходя личный путь из плена обстоятельств, собственный Египет.
Священство советует читать Псалом 89 в период засухи, чтобы Господь послал дождь. Под засухой можно понимать все житейские проблемы, а дождь — изобилие Божьей благодати, изливающаяся помощь для их решения.
Молитвы Моисею Мурину
Преподобный Моисей Мурин — покаявшийся убийца и разбойник — помощник в трезвости и целомудрии. С молитвами к Моисею Мурину обращаются, если в доме есть, кто страдают алкоголизмом или наркоманией. Помогает святой и в случаях постоянных измен мужа или жены, изгоняя не только беса пьянства, но беса блуда.
История жизни святого
Родился будущий святой в IV веке, в Эфиопии. За темный цвет кожи, получивший прозвище «мурин». Изначально Моисей служил рабом в семье одного достопочтенного гражданина, который не избивал и не обижал своих слуг. Однако участь человека, живущего честным и праведным трудом, не прельщала мужчину, и он пошел против закона – божьего и человеческого. Моисей пил, вел разгульный образ жизни, что в итоге привело его к тяжкому преступлению – убийству. Хозяин тут же прогнал его из своего дома, а Мурин не нашел ничего достойнее, чем возглавить шайку разбойников.
Долгие годы вместе со своими подельниками Мурин грабил, проливал кровь своих соотечественников, лишал чести и невинности женщин. Он обладал огромной физической силой и наводил страх на людей. Однажды он даже переплыл Нил, взяв острый меч в зубы, только для того, чтобы убить обидевшего его пастуха. Не сумев схватить мужчину, он в гневе растерзал четырех ягнят, за которым следил пастух. Мясо, как варвар Моисей съел сырым, шкуры продал, а на эти деньги пил вино неделю. Но однажды он понял, насколько низко пал и отправился к воротам монастыря, чтобы упросить монахов принять его.
Когда они увидели у ворот Моисея, то решили, что он одержим жаждой убийства, и начали готовиться к смерти. Но неожиданно разбойник начал плакать и просить впустить его для покаяния. Монахи не сразу поверили в раскаяние убийцы и грабителя, ища коварный подвох в его действиях. Но Моисей Мурин простоял у ворот на коленях несколько дней без еды и пищи, и монахи впустили его. Моисей поселился в келье отшельника, где усердно молился и принимал в пищу не более трехсот пятидесяти граммов сухого хлеба и стакана воды в день.
Он неустанно читал молитвы, беспрекословно выполняя все поручения братьев, отличаясь кротостью и аскезой. Однажды на его келью, которая находилась в пустынном монастыре, напали четыре разбойника. Как оказалось, это были бывшие подельники Моисея, но они не сразу узнали его.
Моисей Мурин связал всех четверых, как сноп, и принес в обитель, сказав, что не станет лишать их жизни. Когда разбойники поняли, что перед ними их бывший предводитель и осознали, насколько он изменился, то испытали потрясение и тоже раскаялись. Позже они стали первыми учениками Моисея, приняв монашество, как и он. За последующие пятнадцать лет Мурин обрел 75 учеников и обрел дар предвидения. Незадолго до своей кончины святой предсказал нападение лихих людей на монастырь и уговорил большинство монахов уйти в безопасное место. Сам Моисей и его семь сподвижников остались и приняли мученическую смерть от рук убийц. После смерти он был канонизирован и признан святым.
В каких случаях читают молитвы Моисею Мурину?
Если Вас или Ваших близких замучило пьянство или непрекращающиеся запои, тогда в данном случае молитва святому Моисею Мурину способна избавить человека от беса пьянства, даже в самых тяжелых случаях. Читать ее можно непосредственно зависимому, если он готов к этому духовно, или родными без ведома больного во время запоев. Помогает святой и в случаях постоянных измен мужа или жены, спасая от беса блуда.
Тексты молитв преподобному Моисею Мурину
Тропарь, глас 1
Пусты́нный жи́тель, и в телеси́ А́нгел,/ и чудотво́рец яви́лся еси́, Богоно́се о́тче наш Моисе́е:/ посто́м, бде́нием, моли́твою, Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя, и ду́ши ве́рою приходя́щих ти./ Сла́ва Да́вшему тебе́ кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.
Перевод: Пустынным жителем, и во плоти Ангелом, и чудотворцем явился ты, Богоносный отче наш Моисей: постом, бдением, молитвою небесные дарования стяжав, исцеляешь ты болящих и души с верою прибегающих к тебе. Слава Давшему тебе силу, слава Увенчавшему тебя, слава Совершающему через тебя всем исцеления.
Кондак, глас 4
Му́рины зауши́в, и ли́ца де́монов поплева́в,/ мы́сленно просия́л еси́/ я́коже со́лнце све́тлое,/ све́том жития́ твоего́// и уче́нием наставля́я ду́ши на́ша.
Перевод: Темные силы победив и демонов оскорбив, духовно просиял ты, как яркое солнце, светом жизни твоей и учением наставляя души наши.
Молитва первая
О, преподо́бный, ты от тя́жких грехо́в дости́г пречу́дных доброде́телей, помоги́ моля́щимся тебе́ раба́м Бо́жиим (имена), влеко́мым в поги́бель оттого́, что предаю́тся безме́рному, вре́дному для души́ и те́ла употребле́нию вина́. Склони́ на них свой ми́лостивый взор, не отклони́ и не пре́зри их, но внемли́ им, прибега́ющим к тебе́. Моли́, свято́й Моисе́й, Влады́ку Христа́, что́бы не отве́рг их Он, Милосе́рдный, и да не возра́дуется диа́вол их поги́бели, но да пощади́т Госпо́дь этих безси́льных и несча́стных, кото́рыми овладе́ла па́губная страсть пия́нства, ведь мы все Бо́жии созда́ния и иску́плены Пречи́стою Кро́вию Сы́на Его́. Услы́шь же, преподо́бный Моисе́й, их моли́тву, отгони́ от них диа́вола, да́руй им си́лу победи́ть страсть, помоги́ им, простри́ твою́ ру́ку, вы́веди их на путь добра́, освободи́ их от ра́бства страсте́й и изба́вь их от винопи́тия, что́бы они́, обновле́нные, в трезве́нии и све́тлом уме́ возлюби́ли воздержа́ние и благоче́стие, и ве́чно прославля́ли Всеблаго́го Бо́га, всегда́ спаса́ющего Свои́ созда́ния. Ами́нь.
Молитва вторая
О, вели́кая си́ла покая́ния! О, неизмери́мая глубина́ милосе́рдия Бо́жия! Ты, преподо́бный Моисе́й, был пре́жде разбо́йником, но пото́м ужасну́лся свои́х грехо́в, воскорбе́л о них и в раска́янии прише́л в монасты́рь и там в вели́ком пла́че о свои́х беззако́ниях и в тру́дных по́двигах проводи́л свои́ дни до кончи́ны и удосто́ился Христо́вой благода́ти проще́ния и да́ра чудотворе́ния.
О, преподо́бный, ты от тя́жких грехо́в дости́г пречу́дных доброде́телей, помоги́ и моля́щимся тебе́ раба́м (имена), влеко́мым в поги́бель от того́, что предаю́тся безме́рному, вре́дному для души́ и те́ла употребле́нию вина́. Склони́ на них свой ми́лостивый взор, не отклони́ и не пре́зри их, но внемли́ им, прибега́ющим к тебе́.
Моли́, свято́й Моисе́й, Влады́ку Христа́, что́бы не отверг их Он, Милосе́рдный, и да не возра́дуется диа́вол их поги́бели, но да пощади́т Госпо́дь этих бесси́льных и несча́стных (имена), кото́рыми овладе́ла па́губная страсть пья́нства, ведь мы все Бо́жьи созда́ния и иску́плены Пречи́стой Кро́вью Сы́на Его́. Услы́шь же, преподо́бный Моисе́й, их моли́тву, отгони́ от них диа́вола, да́руй им си́лу победи́ть их страсть, помоги́ им, простри́ твою́ ру́ку, вы́веди их на путь добра́, освободи́ их от ра́бства страсте́й и изба́вь их от винопи́тия, что́бы они́ обновле́нные, в трезве́нии и све́тлом уме́ возлюби́ли воздержа́ние и благоче́стие и ве́чно прославля́ли Всеблаго́го Бо́га, всегда́ спаса́ющего свои́ созда́ния. Ами́нь.
Псалом 89
Пророк Моисей — это самый известный вождь и законодатель еврейского народа. Именно он организовал исход евреев из Древнего Египта, а также сплотил израильский народ. Еще в глубокой древности, когда говорили о Моисее, присоединяли эпитет «человек Божий». После 40 лет скитания по пустыне и был написан им псалом 89.
Текст молитвы псалом 89
На церковнославянском языке с ударениями
1 Молитва Мои́сеа челове́ка Божия,
2 Го́споди, прибе́жище был еси́ нам в род и род.
3 Пре́жде да́же гора́м не бы́ти и созда́тися земли́ и вселе́нней, и от ве́ка и до ве́ка Ты еси́.
4 Не отврати́ челове́ка во смире́ние, и рекл еси́: обрати́теся, сы́нове челове́честии.
5 Яко ты́сяща лет пред очи́ма Твои́ма, Го́споди, я́ко день вчера́шний, и́же мимои́де, и стра́жа нощна́я.
6 Уничиже́ния их ле́та бу́дут. Утро я́ко трава́ мимои́дет, у́тро процвете́т и пре́йдет: на ве́чер отпаде́т ожесте́ет и и́зсхнет.
7 Яко исче́зохом гне́вом Твои́м, и я́ростию Твое́ю смути́хомся.
8 Положи́л еси́ беззако́ния на́ша пред Тобо́ю: век наш в просвеще́ние лица́ Твоего́.я.
9 Яко вси дни́е на́ши оскуде́ша, и гне́вом Твои́м исчезо́хом,
10 ле́та на́ша я́ко паучи́на поуча́хуся. Дни́е лет на́ших, в ни́хже се́дмьдесят лет, а́ще же в си́лах, о́смьдесят лет, и мно́жае их труд и боле́знь: я́ко прии́де кро́тость на ны, и нака́жемся.
11 Кто весть держа́ву гне́ва Твоего́, и от стра́ха Твоего́, я́рость Твою исчести́?
12 Десни́цу Твою та́ко скажи́ ми, и окова́нныя се́рдцем в му́дрости.
13 Обрати́ся, Го́споди, доко́ле? И умоле́н бу́ди на рабы́ Твоя́.
14 Испо́лнихомся зау́тра ми́лости Твоея́, Го́споди, и возра́довахомся, и возвесели́хомся,
15 во вся дни на́шя возвесели́хомся, за дни в ня́же смири́л ны еси́, ле́та в ня́же ви́дехом зла́я.
16 И при́зри на рабы́ Твоя́, и на дела́ Твоя́, и наста́ви сы́ны их.
17 И бу́ди све́тлость Го́спода Бо́га на́шего на нас, и дела́ рук на́ших испра́ви на нас, и де́ло рук на́ших испра́ви.
На русском языке
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: возвратитесь, сыны человеческие!
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
История написания
Псалом 89 принадлежит Моисею. В псалме Моисей воспевает величие Господа, а затем изображает греховность и ничтожество человека перед Ним. Моисей молит Бога о том, чтобы Он смиловался над евреями. Псалом был написан к концу земной жизни Моисея, после его скитания в пустыне.
Для чего читают псалом 89?
По церковной традиции псалом 89 читают во время похорон христиан, потому что нет лучшего напоминания людям о скоротечности жизни. Также псалом читается о ниспослании дождя во время сильной засухи.
Во время церковной службы принято читать тексты на старославянском языке, но дома разрешено читать псалом 89 на русском языке. Перед чтением необходимо зажечь лампадку у икон, и отвлечься от всех мирских дел. Нужно, чтобы все посторонние мысли не мешали вашему общению с Богом.
Толкование псалма Моисея 89
Для того чтобы понять смысл данного псалма, нужно разобрать каждый его стих по отдельности:
- Стих 1-3: псалмопевец говорит о неизмеримости существования Бога. Только он для всех людей защита и укрытие;
- Стих 4: говорит о том, насколько же мимолетно человеческое бытие;
- Стих 5-6: Моисей описывает, насколько коротка земная жизни, а для Господа тысяча лет, как один день. Человек же цветок, который может распуститься утром и завянуть вечером;
- Стих 7-12: повествует о том, что все грехи человека не тайна для Бога. Они вызывают гнев и ярость у Всевышнего;
- Стих 13-17: это мольба о возвращении милости Господа народу. В этих стихах Моисей просит Бога о том, чтобы Он не оставил его народ после его смерти.
89. Молитва Моисея, человека Божия
89. Молитва Моисея, человека Божия
Похожие главы из других книг:
Житие преподобного Алексия, человека Божия
Житие преподобного Алексия, человека Божия В Риме [1], в царствование Аркадия и Гонория, жил благочестивый человек по имени Евфимиан: он был весьма знатный и богатой вельможа, так что даже слуги его, число которых доходило до трех тысяч, носили шелковые одежды, но при всем
Глава 154. Жизнь Феодора мирянина, человека Божия
Глава 154. Жизнь Феодора мирянина, человека Божия Ты можешь сказать что-нибудь!Авва Иоанн воск говорил нам: «Трое нас, отшельников, пришли к авве Николаю, жившему у потока Бетасимского. Это между св. Елпидием и монастырем Чужестранных. Войдя к нему в пещеру, мы увидали там
§ 193. Благодать Божия не стесняет свободы человека, не действует на нее непреодолимо.
§ 193. Благодать Божия не стесняет свободы человека, не действует на нее непреодолимо. Хотя Бог есть действуяй в нас, и еже хотети, и еже деяти о благоволении (Фил. 2, 14), и без благодати Его мы не можем ни предпринять, ни совершить ничего истинно доброго: однакоже эта сила
Молитва Моисеа человека Божия, 89
Молитва Моисеа человека Божия, 89 2 Господи, прибежище был еси нам в род и род. 3 Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси. 4 Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии. 5 Яко тысяща лет пред очима Твоима,
Вера Божия в человека
Вера Божия в человека Наше сегодняшнее говение проходит под знаком преддверия Рождества Христова, и мне хотелось бы подумать с вами вместе над тем, что представляет собой Рождество для нас, людей, и поговорить не о богословии самого Рождества, а о том, как оно
Житие преподобного Алексия, человека Божия
Житие преподобного Алексия, человека Божия В Риме [1], в царствование Аркадия и Гонория, жил благочестивый человек по имени Евфимиан: он был весьма знатный и богатой вельможа, так что даже слуги его, число которых доходило до трех тысяч, носили шелковые одежды, но при всем
22. Продолжение о искупительном восстановлении падшего человека. Участие всея Святыя Троицы в нашем спасении. Порядок возбуждения в спасаемом человеке добрых чувств от Духа Божия. Участие в сем деле самого человека. Ревность о спасении как первое условие к достижению его
22. Продолжение о искупительном восстановлении падшего человека. Участие всея Святыя Троицы в нашем спасении. Порядок возбуждения в спасаемом человеке добрых чувств от Духа Божия. Участие в сем деле самого человека. Ревность о спасении как первое условие к достижению
Житие преподобного Алексия, человека Божия
Житие преподобного Алексия, человека Божия В Риме, в царствование Аркадия и Гонория, жил благочестивый человек по имени Евфимиан: он был весьма знатный и богатый вельможа, так что даже слуги его, число которых доходило до трех тысяч, носили шелковые одежды, но при всем этом
Глава 154. Жизнь Феодора мирянина, человека Божия
Глава 154. Жизнь Феодора мирянина, человека Божия Ты можешь сказать
Слово на память Алексея человека Божия
Слово на память Алексея человека Божия Святой апостол Павел, беседуя с Коринфянами о будущем воскресении мертвых, заметил, что как «звезда… от звезды разнствует во славе» (1 Кор. 15; 41), так будет в день Воскресения и с телесами Праведников: то есть все, они заблистают светом
IV. Ответственность человека-христианина перед Богом. Страшный Суд. Необходимость деятельного совершения собственного спасения по примеру святых. Молитва и чтение слова Божия
IV. Ответственность человека-христианина перед Богом. Страшный Суд. Необходимость деятельного совершения собственного спасения по примеру святых. Молитва и чтение слова Божия Каково достоинство человека и души человеческой, когда Господь удостаивает его причастия
Отклонение человека от образа и подобия Божия. Болезни души
Отклонение человека от образа и подобия Божия. Болезни
Молитва Моисея за народ
Молитва Моисея за народ 11 Господь сказал Моисею:— До каких пор этот народ будет презирать Меня? До каких пор они будут отказываться поверить в Меня, несмотря на все знамения, которые Я совершил среди них? 12 Я поражу их мором и истреблю, а от тебя произведу народ больше и
Молитва Моисея. Исход 17:9-13
Молитва Моисея. Исход 17:9-13 Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей [сильных] и пойди, сразись с амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор
Молитва Моисеа человека Божия, 89
Молитва Моисеа человека Божия, 89 2 Господи, прибежище был еси нам в род и род. 3 Прежде даже горам не быти и создатися земли и вселенней, и от века и до века Ты еси. 4 Не отврати человека во смирение, и рекл еси: обратитеся, сынове человечестии. 5 Яко тысяща лет пред очима Твоима,
Молитва Моисея. Исход 17:9-13
Видео (кликните для воспроизведения). |
Молитва Моисея. Исход 17:9-13 Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей [сильных] и пойди, сразись с амаликитянами; завтра я стану на вершине холма, и жезл Божий будет в руке моей. И сделал Иисус, как сказал ему Моисей, и [пошел] сразиться с амаликитянами; а Моисей и Аарон и Ор
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.