Молитва на зажигания свечей в пятницу

Детально: Молитва на зажигания свечей в пятницу - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Молитва на зажигания свечей в пятницу

Завершают авдалу словами:
Бару́х Ата́ А-дона́й Элоэ́ну Мэ́лэх аола́м амавди́ль бэн кодэ́ш лехо́ль бэн ор лехошэ́х,
Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь Вселенной, отделяющий святое от будничного, свет от тьмы,

бэн Йисраэ́ль лаами́м, бэн йом ашевии́ лешэшэ́т йемэ́й амаасэ́.
Израиль от народов, седьмой день от шести дней труда.

Бару́х Ата́ А-дона́й амавди́ль бэн кодэ́ш лехо́ль.
Благословен Ты, Г-сподь, отделяющий святое от будничного.

Женщина может задуть свечу. Все желают друг другу:
Шавуа́ тов!
Хорошей недели!

Зажигание свечей в честь субботы и праздника

И сказал Всевышний Моше: «У Меня в сокровищнице есть чудесный подарок, называется он — Шабат. Я дарю его евреям. Иди и сообщи им об этом…» (трактат Шабат, 10б). Нам даровано действительно великое счастье — счастье шабата, каждый седьмой день возносящего еврейский народ над рутиной и буднями.

Наступает шабат, и мы ощущаем, как пламя субботних свечей наполняет атмосферу дома святостью. А потом кидуш, субботняя трапеза и субботние песнопения поднимают нас все выше и выше.

Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий. Если, придя домой вместе с хозяином дома, они видят зажженные свечи, накрытый стол и приготовленную постель, добрый ангел говорит: «Да будет воля [Всевышнего], чтобы так было и в следующий шабат». И злой ангел вынужден ответить «Амен» (трактат Шабат, 119б).

Многие еврейские семьи соблюдают традицию зажигания субботних свечей, хотя еще не пришли к полному соблюдению законов шабата; это дает им, пусть в малой степени, ощущение одухотворенности и святости субботы.

Да будет воля Всевышнего, чтобы в ближайшем будущем мы удостоились исполнения предсказанного мудрецами Талмуда. «Сказал раби Шимон бар-Иохай: “Если все евреи смогут безупречно соблюсти два шабата, немедленно удостоятся Избавления” (трактат Шабат, 118б).»

1. Кто зажигает свечи?

Каждый еврей обязан зажигать свечи в честь шабата и праздника (йом тов). Но в основном выполнение этой заповеди возложено на женщину — хозяйку дома; она зажигает свечи за всех членов семьи.

Если женщина не может зажечь свечи, за нее это делает муж или кто-то другой. Мужчина, живущий один, также обязан зажигать свечи и делает это сам.

2. Количество свечей

Принято зажигать как минимум две свечи. Некоторые женщины добавляют по одной свече на каждого из своих детей.

3. Время зажигания

Зажигание субботних свечей. Самое раннее время для зажигания субботних свечей — плаг а-минха; самое позднее — несколько минут до захода солнца. После этого зажигать свечи запрещено, так как с этого момента входят в силу все законы шабата.

Поскольку время таг а-минха и захода солнца меняется в зависимости от географического расположения места и от времени года, о нем сверяются по специальным таблицам, которые обычно включены в еврейский календарь. Время зажигания свечей можно также узнать у раввина.

В общинах, где вечернюю молитву, а соответственно — и молитвы в честь наступления субботы (кабалат шабат) — читают до захода солнца, шабат наступает с завершением «Леха доди». Свечи необходимо зажечь до этого времени.

Зажигание праздничных свечей. Свечи йом тов разрешается зажигать и после наступления праздника, при условии, что в доме есть огонь, зажженный до наступления йом тсв (в праздник огонь разрешено зажигать, но только от зажженного ранее огня).

Во второй вечер йом тов (например, в Рош а-Шана или во второй день праздника в странах рассеяния) свечи зажигают не ранее выхода звезд: запрещено делать в первый день праздника что-то, что будет использовано только во второй.

Если какой-то из дней праздника (неважно, первый или второй) совпадает с шабатом, свечи зажигают до наступления шабата, так как зажигать огонь в шабат запрещено. (В случае, если шабат выпадает на второй день праздника или следует сразу за йом тов, не забудьте приготовить эрув тавшилин*.)

4. Работа и еда после зажигания свечей

С момента, когда женщина зажигает субботние или праздничные свечи, она обязана соблюдать все запреты этого дня, даже если до захода солнца еще есть время.

Иногда женщине необходимо сделать после зажигания свечей, но до наступления шабата какое-то важное дело, вктючаюшее в себя мелаху (запрещенное в шабат или в праздник действие), например, если она в канун шабата идет в микве (см. ч. 1 гл. 4 п. 9). В таком случае, зажигая свечи, она должна оговорить, что еще не принимает шабат. В этой ситуации женщина принимает шабат позже, вместе со всей общиной (см. выше п. 3).

После зажигания свечей и до кидуша женщине запрещено есть, если она заранее не оговорила условия, что шабат или праздник не начнутся для нее с зажиганием свечей, как сказано выше.

В отличие от женщины мужчина не вступает в шабат или в йом тов с зажиганием свечей. Так что даже если он зажигает свечи сам (см. п. 1), ему разрешено выполнять мелаху, а также есть после зажигания и до молитвы кабалат шабат или вплоть до наступления шабата или праздника по календарному времени.

В случае, когда свечи зажигают днем (разумеется, после плаг а-минха — см. п. 3), необходимо позаботиться о том, чтобы хотя бы один из членов семьи действительно принял на себя шабат с этого момента. Для окружающих должно бить очевидно, что свечи действительно зажжены в честь шабата. (Если по каким-то причинам сделать это не удалось, заповедь зажигания свечей считается тем не менее выполненной.)

5. Благословения на зажигание свечей

Благословение на зажигание субботних свечей:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להדליק נר של שבת

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотай ве-цивану леадлик нер шель шабат

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботнюю свечу.

Благословение на зажигание праздничных свечей:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להדליק נר של יום טוב

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель йом тов

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать праздничную свечу.

Благословение на зажигание свечей в честь праздника, совпавшего с шабатом:

ברוך ארנה יי אליהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להדליק נר של שבת ושל יום טוב

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель шабат ве-шель йом тов

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботнюю и праздничную свечу.

Благословение на зажигание свечей в честь Йом-Кипура:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להןליק נר של יום הכפורים

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель йом а-кипурим

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Йом-Кипура.

Благословение на зажигание свечей в честь Йом-Кипура, совпавшего с субботой:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצותיו וצונו להדליק נר של שבת ושל יום הכפורים

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель шабат ве-шель йом а-кипурим

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу субботы и Иом-Кипура.

К благословению на зажигание свечей в честь праздника (кроме седьмого, а в диаспоре — седьмого и восьмого дней Песах) женщины обычно добавляют следующее благословение:

Читайте так же:  Молитва перед сном и после сна

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם שהחינו וקימנו להגיענו לזמן הזה

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ше-эхеяну ве-кийману ве-игияну ла-зман а-зе

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, давший нам жизнь, и поддерживавший ее в нас, и давший нам дожить до этого времени.

6. Когда произносится благословение?

Для женщины шабат наступает в момент, когда она произносит благословение на зажигание свечей; после это о зажигать свечи вновь запрещено. Поэтому благословение следует произнести только после того, как все свечи уже зажжены, а спичка отложена в сторону.

Как правило, благословение на выполнение заповеди предшествует самому выполнению. Но при зажигании субботних свечей поступают наоборот: женщина произносит благословение уже после зажигания. Делается это так: женщина зажигает свечи, прикрывает глаза руками, чтобы не радоваться огню свечей до благословения, произносит благословение и только тогда взглядывает на горящие свечи — чтобы благословение как бы предшествовало зажиганию. Мужчина, зажигающий свечи, произносит благословение перед зажиганием, поскольку, напоминаем, для него с зажиганием свечей шабат еще не наступает.

При зажигании праздничных свечей некоторые женщины произносят благословение перед зажиганием. Те, кто так поступает, должны положить спичку, не гася ее, поскольку в праздник тушение огня запрещено.

Существует обычай после зажигания свечей произносить молитву с просьбой о мире и благословении дому, мужу и детям, чтобы они шли путями Торы.

7. Место зажигания свечей при трапезе вне дома

Супругам, приглашенным на трапезу в гости и после трапезы возвращающимся домой, следует зажечь свечи дома, но не ранее плаг а-минха (см. п. 3, а также п. 4 — о работах после зажигания субботних свечей).

При этом свечи должны быть достаточно длинными и гореть до возвращения хозяев дома после трапезы, чтобы можно было, как предписано, порадоваться их свету, посидев при свечах и съев, например, что-то за столом.

Другая возможность — насладиться светом субботних свечей сразу после наступления шабата. Супруги (или один из них) могут немного посидеть возле свечей до ухода из дому или по возвращении из синагоги после молитвы.

Если есть опасение, что свечи не догорят до возвращения хозяев домой, и нет возможности насладиться их светом до ухода, обязанность наслаждаться светом можно выполнить, включив электрический свет в квартире в честь субботы. Это делается непосредственно перед зажиганием свечей и так, чтобы свет горел до возвращения хозяев домой (для чего следует правильно установить таймер).

Кое-кто придерживается обычая зажигать свечи там, где проводит трапезу, но предпочтительно, если есть возможность, поступить так, как объяснялось выше.

8. Зажигание свечей в больнице

Замужнюю женщину, находящуюся в больнице, закон считает выполнившей заповедь зажигания свечей, если ее муж зажигает свечи за нее в их доме, а в ее больничной палате включен какой-то источник света.

Тем не менее, находясь в больнице, многие женщины зажигают свечи сами. В этой ситуации зажигать свечи надс в том помещении, где состоится трапеза. Если в больнице свет зажигать запрещено из соображений противопожарной безопасности, можно зажечь два карманных фонарика (или любой другой электрический свет).

Зажигать свечи надо именно там, где состоится трапеза, или в своей палате, но не в каком-то другом месте (скажем в комнате медперсонала).

* Эрув тавшилин — это два вида пищи: хлеб (хала, маца) и какое-то вареное, печеное или жареное блюдо (скажем, крутое яйцо), которые откладывают перед наступлением праздника, произнеся над ними благословение.

Э. т. дает возможность в йом тов готовить еду для шабата. Э. т. съедают только в субботу (обычно во время третьей трапезы).

Законы зажигания ханукальных свечей

Где зажигать?

В Талмуде указаны места зажигания: обычно зажигают на выходе из дома на улицу или со двора на улицу; кто живет на втором этаже, зажигает у окна, а в случае опасности — зажигают дома на столе. Смысл этого правила в том, что мы распространяем весть о чуде не только для домашних, но и для прохожих. В случае же опасности достаточно распространить весть только для домашних.

Вне Земли Израиля принято зажигать внутри дома.

В Земле Израиля в наше время существует два основных обычая: есть те, кто зажигает возле окна, выходящего на улицу (так поступал Хазон Иш), а другие зажигают у выхода со двора на улицу; те же, у кого нет двора, зажигают возле входа в подъезд.

Те, кто зажигает снаружи у входа, должны установить светильник таким образом, чтобы хотя бы одна свеча оказалась на расстоянии меньшем, чем тефах (по мнению рава Хаима Наэ — 8 см) от косяка входной двери.

Ханукальные свечи надо ставить выше трех тфахим (по мнению Хазон Иша — 29,4 см); правильно поставить их ниже 10 тфахим (по мнению рава Хаима Наэ — 80 см). Если это невозможно, разрешается установить светильник и выше, но в любом случае свечи Хануки не должны стоять выше 20 локтей (по мнению рава Хаима Наэ — 9,6 метров) от тротуара, чтобы прохожие могли видеть их свет. Если окно расположено не выше этого, то это подходящее место для зажигания. Если же окно выше 20 локтей от тротуара, то, по некоторым мнениям, если напротив есть несколько квартир, из которых видно это окно, и разница высот между окнами этих квартир и окном, на котором установлен светильник, меньше 20 локтей, — можно зажечь.

Те, кто зажигают при выходе из дома, если есть мезуза с правой стороны, должны ставить ханукальные свечи с левой, а если нет мезузы, то ставят ханукальные свечи с правой стороны у входа — там, где должна быть мезуза. Кто ставит на окне, тоже ставит с правой стороны окна.

В какое время зажигать?

Шулхан Арух пишет, что зажигать следует с появлением звезд. Те же, кто обычно с появлением звезд молится маарив, должны приготовить свечи заранее и зажечь их сразу после маарива. В «литовских» общинах Земли Израиля принято зажигать сразу после захода солнца или несколькими минутами позже, согласно мнению Виленского Гаона.

Накануне Субботы все зажигают ханукальные свечи перед заходом солнца, сначала ханукальные, а потом субботние, так как обычно мы принимаем святость Субботы с зажжением свечей, и после этого уже нельзя зажигать ханукальные свечи и делать другую работу. Поэтому сначала зажигают ханукальные, а потом субботние свечи.

В Иерусалиме принято все Субботы года зажигать субботние свечи за 40 минут до захода солнца, но в пятницу Хануки принято зажигать ханукальные свечи за 25 минут перед заходом солнца и сразу же после них субботние.

На исходе Субботы все зажигают после появления звезд и молитвы маарив.

Необходимо, чтобы свечи горели как минимум полчаса после появления звезд. Если свечи масляные, то нужно наливать масло с таким расчетом, чтобы его хватило на все указанное время, если восковые или парафиновые — нужно взять свечи достаточного размера. В пятницу, когда мы зажигаем ханукальные свечи за 25 минут до захода солнца, масла должно быть больше, чтобы они горели хотя бы полчаса после появления звезд.

Если временем появления звезд считать 35 минут после захода солнца, а зажигаем мы за 25 минут до заката, получается, что свечи должны гореть более полутора часов.

Сколько свечей

По закону достаточно, чтобы хозяин дома зажег по одной ханукальной свече для всей семьи на каждый день праздника. Но принято, что глава дома в первую ночь зажигает одну ханукальную свечу, во вторую — две, в третью — три, и так далее до восьмого вечера, когда зажигают восемь ханукальных свечей, такой обычай называется в Талмуде меадрин мин а-меадрин (от слова «красиво, великолепно») — больше, чем мы обязаны. Также принято (меадрин), что каждый мальчик в семье зажигает отдельный светильник.

Читайте так же:  Молитва тропарь на крещение

Принято, чтобы ханукальный светильник зажигал муж, но и жена может зажечь за мужа и детей.

Кто обязан зажигать

Обязанность зажигать ханукальные свечи лежит на каждом еврейском доме, поэтому если один из домочадцев не находится дома, даже если он в другом городе, — если у него дома зажигают, он выполняет заповедь. Но если у него дома за него не зажигают или он не уверен, зажгли за него или нет, он обязан зажигать сам там, где он находится. Если он в гостях, то может участвовать в расходах на масло с хозяином и этим выполнить заповедь.

Порядок зажигания свечей

Принято, чтобы все домашние присутствовали при зажигании ханукальных свечей, чтобы напомнить им о чуде. В первый вечер произносят три благословения перед зажиганием, а в следующие вечера — два благословения.

Каждый вечер при зажигании ханукальных свечей произносят два благословения:

«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам зажигать свечи Хануки»;

«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который сделал чудеса отцам нашим в те дни, в это время».

А в первый вечер добавляют третье благословение:

«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который давал нам жизнь, и поддерживал нас, и дал нам достичь этого времени».

Все благословения следует произнести перед зажиганием первой свечи. После того как сказали благословение и зажгли первую свечу, говорят: «А-нерот алалу» и продолжают зажигать остальные свечи.

Почему после зажигания первой свечи? Потому что нужно, чтобы не было перерыва между благословением и исполнением заповеди. А «А-нерот алалу» — это добавочный текст, не относящийся непосредственно к процессу зажигания, поэтому он может стать перерывом. Когда человек зажег первую свечу, он выполнил основную заповедь, остальные свечи — добавочная заповедь, поэтому можно читать «А-нерот алалу» перед тем, как их зажигать.

Мишна Брура приводит, что есть те, кто сначала зажигает все свечи, а только потом говорит «А-нерот алалу».

Согласно Шулхан Аруху, зажигают в первый вечер свечу, крайнюю справа. Во второй вечер говорят благословение и вначале зажигают добавочную свечу (то есть вторую справа), в третий день — начинают с третьей. Получается, что всегда зажигают слева направо, и всегда начинают зажигать с добавочной свечи.

Мишна Брура приводит мнение Виленского Гаона, согласно которому следует начинать со свечи крайней слева, то есть с той, что ближе ко входу.

Смысл заповеди ханукальных свечей в том, чтобы прославлять чудо, и поэтому нельзя пользоваться их светом, в связи с этим принято дополнительно к ханукальным свечам зажигать «шамаш» — служебную свечу, светом которой разрешено пользоваться.

Какие свечи

Можно зажигать любым маслом, главное, чтобы оно хорошо горело, также можно использовать парафиновые или стеариновые свечи. Но зажечь оливковое масло — самое лучшее исполнение заповеди.

Если человек заранее объявляет или даже мысленно решает, не произнося вслух, что он зажигает ханукальные свечи только на полчаса после появления звезд, он может спокойно потом потушить их и пользоваться остатками масла.

«Аль а-ниссим»

Все восемь дней Хануки, в молитву «Шмонэ Эсре» и в благословение «Биркат а-мазон» после трапезы с хлебом добавляют вставку «Аль а-нисим» — «За чудеса».

Если забыл сказать, не нужно повторять молитву.

Алель

Все восемь дней Хануки говорят полный Алель.

Благословения перед зажиганием ханукальных свечей

Каждый вечер при зажигании ханукальных свечей произносят два благословения:

Благословен Ты, Господь Б-г наш, Царь вселенной, Котрый освятил нас Своими заповедями и запоседал нам зажигать свечи Хануки.

Благословен Ты , Господь, Б-г наш Царь Вселенной, который сделал чудеса отцам нашим в тед дни, в это время.

А в первый вечер говорят также третье благословение:

Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, который давал нам жизнь, и поддреживал нас, и дал нам достичь этого времени!

Все благословения произносят перед зажиганием первой свечи. После того как сказали благословнеие и зажгли первую свечу, говорят : «Эти свечи…» и продолжают зажигать остальные свечи.

«Эти свечи мы зажигаем в благодарность за чудеса, за знамения, за избавление и за победу в войнах, которые Ты сделал для наших отцов в их дни, в это самое время , руками коаним — священников Твоих.

И все восемь дней Хануки свечи эти святы, нельзя пользоваться ими, а только смотреть на них, дабы возблагодарить и прославить Великое Имя Твое за чудеса, за знамения и за избавление».

По материалам книги «Ханука»

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Материалы по теме

Порядок зажигания светильников в Хануку

Рав Исроэль-Меир Лау

Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному».

Ханука. Ну, чудеса!

Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»

Зажигание субботних свечей

Сказано в книге Зогар: «И если она будет зажигать субботние свечи с радостью в сердце, она принесет мир в свой дом, и удостоится детей, которые озарят мир светом Торы, и этим принесет мир на землю и долголетие своей семье!»

Субботние свечи зажигают за 18 минут до захода солнца. Их можно зажечь и немного раньше при условии, что они будут гореть во время первой субботней трапезы, но их ни в коем случае не зажигают после установленного времени. Кликните здесь, чтобы выяснить точное время зажигания свечей в вашем городе.

Замужние женщины зажигают, как минимум, две свечи. Существует обычай прибавлять по одной свече на каждого ребенка в семье. Согласно обычаю Хабада, незамужние девушки и девочки страше трех лет зажигают одну свечу вплоть до замужества. Есть мнение, что женщина, которая встречает субботу не у себя дома должна зажигать только две свечи. Но если она находится дома у матери или свекрови, то должна зажигать обычное количество свечей. Если перед субботой женщина по какой-то причине забывает зажечь свечи, то в дальнейшем ей необходимо зажигать на одну свечу больше.

Женщина автоматически принимает на себя Субботу с зажиганием свечей. И после этого она уже не может делать никакой работы, запрещенной в Шаббат. Если хозяйка дома уже приняла на себя Шаббат, то это не значит, что его принимают автоматически все её домочадцы, они еще могут делать свои дела до реального времени начала субботы.

Зажигание субботних свечей — это заповедь, которая относится в первую очередь к женщине, но если женщина по серьезной причине не может зажечь субботние свечи, то это за неё могут сделать муж или любой другой член семьи. Кроме того, если муж проводит Шаббат не дома, а, скажем, в гостиннице, то он должен там зажечь субботние свечи (только две). Мужчина принимает на себя Субботу не с зажиганием свечей, а при ее наступлении.

Существует традиция, что мужчина должен помогать своей жене зажигать свечи, или принимать хоть какое- нибудь участие в этом. Поэтому многие мужчины готовят своим женам свечи, ставя их на нужное место, и обжигают фитили.

Принято зажигать свечи там, где устраивают трапезу, то есть на столе, за которым будут есть, или недалеко от него. При этом они должны быть достаточно большими, чтобы гореть до конца трапезы. Те люди, которые в субботу вечером идут в гости, должны зажигать свечи там, где будут спать.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

По закону свечи зажигают в том месте, где планируют оставить, потому что после зажигания их уже нельзя переносить на другое место. А также нужно стараться ставить их там, где нет ветра, чтобы они случайно не потухли.

Читайте так же:  Молитва на учение развитие ума

Перед зажиганием свечей принято давать хотя бы несколько монет на благотворительные цели, их обычно кладут в специальную копилку, которую ставят возле подсвечника со свечами, а потом передают в синагогу.

Зажигание свечей происходит таким образом: сначала зажигают свечи, потом прикрывают глаза ладонями и произносят благословение:

Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом Ашер Кидешону Бэмицвойсов Вэцивону Лэадлик Нэйр Шель Шаббос Койдеш.

Сефардское произношение: Барух Ата, Адо-най Э-ло-эйну Мэлэх Аолам, Ашер Кидешану Бэмицвотав Вэцивану Лэадлик Нэр Шель Шаббат Кодеш.

(«Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Священной Субботы».)

Девушки и девочки зажигают свои свечи перед тем, как мать зажжет свои. Как сказал Любавичский Ребе: «Необходимо приложить все старания, чтобы каждая еврейская девочка, начиная уже с трех лет, каждую пятницу зажигала субботние свечи. За это мы все удостоимся узреть «свечу Сиона» в самом скором времени, с наступлением истинного и полного Освобождения!»

Зажигание свечей for Москва

Зажигание свечей в 18:40

Исход Шаббата 19:56

Зажигание свечей в 18:54

Исход Шаббата 20:12

  • Times are provided strictly AS IS. No warranties are provided, express or implied. You understand that on occasion Times may inadvertently be incorrect. Chabad.org provides Times as a free service and you waive and release any claim based on errors or inaccuracies.
  • Times are provided solely for your personal use, with the following exceptions. You can include Times in a community calendar or similar material you distribute for free in printed form, and you can distribute Times electronically for free to a limited group of individuals such as synagogue members or friends.
  • If you do distribute Times as permitted, you must include ‘Shabbat times provided by Chabad.org/ShabbatTimes’ in the print or other medium where the Times appear.
  • Any other reproduction, publication, distribution of or other use of Times, or making access to Times available by social or other electronic media, is prohibited. Commercial exploitation of Times in whatever form or manner is prohibited.

Внимание: субботние свечи должны быть зажжены до захода солнца! Зажигание свечей после захода солнца является осквернением Субботы.

В выбранном вами местоположении заход солнца наступает через 18 минут после указанного времени зажигания свечей. Тем не менее, пожалуйста, не откладывайте исполнение этой важнейшей заповеди на последнюю минуту.

Кликните, чтобы узнать больше о зажигании субботних свечей.

Зажигание свечей в честь субботы и праздника

И сказал Всевышний Моше: «У Меня в сокровищнице есть чудесный подарок, называется он — Шабат. Я дарю его евреям. Иди и сообщи им об этом…» (трактат Шабат, 10б). Нам даровано действительно великое счастье — счастье шабата, каждый седьмой день возносящего еврейский народ над рутиной и буднями.

Наступает шабат, и мы ощущаем, как пламя субботних свечей наполняет атмосферу дома святостью. А потом кидуш, субботняя трапеза и субботние песнопения поднимают нас все выше и выше.

Раби Иоси бар-Иеуда говорит: два ангела-служителя сопровождают человека, когда в пятницу вечером он возвращается из синагоги домой: один — доброжелатель, другой — осуждающий. Если, придя домой вместе с хозяином дома, они видят зажженные свечи, накрытый стол и приготовленную постель, добрый ангел говорит: «Да будет воля [Всевышнего], чтобы так было и в следующий шабат». И злой ангел вынужден ответить «Амен» (трактат Шабат, 119б).

Многие еврейские семьи соблюдают традицию зажигания субботних свечей, хотя еще не пришли к полному соблюдению законов шабата; это дает им, пусть в малой степени, ощущение одухотворенности и святости субботы.

Да будет воля Всевышнего, чтобы в ближайшем будущем мы удостоились исполнения предсказанного мудрецами Талмуда. «Сказал раби Шимон бар-Иохай: “Если все евреи смогут безупречно соблюсти два шабата, немедленно удостоятся Избавления” (трактат Шабат, 118б).»

1. Кто зажигает свечи?

Каждый еврей обязан зажигать свечи в честь шабата и праздника (йом тов). Но в основном выполнение этой заповеди возложено на женщину — хозяйку дома; она зажигает свечи за всех членов семьи.

Если женщина не может зажечь свечи, за нее это делает муж или кто-то другой. Мужчина, живущий один, также обязан зажигать свечи и делает это сам.

2. Количество свечей

Принято зажигать как минимум две свечи. Некоторые женщины добавляют по одной свече на каждого из своих детей.

3. Время зажигания

Зажигание субботних свечей. Самое раннее время для зажигания субботних свечей — плаг а-минха; самое позднее — несколько минут до захода солнца. После этого зажигать свечи запрещено, так как с этого момента входят в силу все законы шабата.

Поскольку время таг а-минха и захода солнца меняется в зависимости от географического расположения места и от времени года, о нем сверяются по специальным таблицам, которые обычно включены в еврейский календарь. Время зажигания свечей можно также узнать у раввина.

В общинах, где вечернюю молитву, а соответственно — и молитвы в честь наступления субботы (кабалат шабат) — читают до захода солнца, шабат наступает с завершением «Леха доди». Свечи необходимо зажечь до этого времени.

Зажигание праздничных свечей. Свечи йом тов разрешается зажигать и после наступления праздника, при условии, что в доме есть огонь, зажженный до наступления йом тсв (в праздник огонь разрешено зажигать, но только от зажженного ранее огня).

Во второй вечер йом тов (например, в Рош а-Шана или во второй день праздника в странах рассеяния) свечи зажигают не ранее выхода звезд: запрещено делать в первый день праздника что-то, что будет использовано только во второй.

Если какой-то из дней праздника (неважно, первый или второй) совпадает с шабатом, свечи зажигают до наступления шабата, так как зажигать огонь в шабат запрещено. (В случае, если шабат выпадает на второй день праздника или следует сразу за йом тов, не забудьте приготовить эрув тавшилин*.)

4. Работа и еда после зажигания свечей

С момента, когда женщина зажигает субботние или праздничные свечи, она обязана соблюдать все запреты этого дня, даже если до захода солнца еще есть время.

Иногда женщине необходимо сделать после зажигания свечей, но до наступления шабата какое-то важное дело, вктючаюшее в себя мелаху (запрещенное в шабат или в праздник действие), например, если она в канун шабата идет в микве (см. ч. 1 гл. 4 п. 9). В таком случае, зажигая свечи, она должна оговорить, что еще не принимает шабат. В этой ситуации женщина принимает шабат позже, вместе со всей общиной (см. выше п. 3).

После зажигания свечей и до кидуша женщине запрещено есть, если она заранее не оговорила условия, что шабат или праздник не начнутся для нее с зажиганием свечей, как сказано выше.

В отличие от женщины мужчина не вступает в шабат или в йом тов с зажиганием свечей. Так что даже если он зажигает свечи сам (см. п. 1), ему разрешено выполнять мелаху, а также есть после зажигания и до молитвы кабалат шабат или вплоть до наступления шабата или праздника по календарному времени.

В случае, когда свечи зажигают днем (разумеется, после плаг а-минха — см. п. 3), необходимо позаботиться о том, чтобы хотя бы один из членов семьи действительно принял на себя шабат с этого момента. Для окружающих должно бить очевидно, что свечи действительно зажжены в честь шабата. (Если по каким-то причинам сделать это не удалось, заповедь зажигания свечей считается тем не менее выполненной.)

5. Благословения на зажигание свечей

Благословение на зажигание субботних свечей:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להדליק נר של שבת

Читайте так же:  Икона помогающая от порчи и сглаза

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотай ве-цивану леадлик нер шель шабат

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботнюю свечу.

Благословение на зажигание праздничных свечей:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להדליק נר של יום טוב

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель йом тов

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать праздничную свечу.

Благословение на зажигание свечей в честь праздника, совпавшего с шабатом:

ברוך ארנה יי אליהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להדליק נר של שבת ושל יום טוב

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель шабат ве-шель йом тов

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать субботнюю и праздничную свечу.

Благословение на зажигание свечей в честь Йом-Кипура:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצויתיו וצונו להןליק נר של יום הכפורים

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель йом а-кипурим

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу Йом-Кипура.

Благословение на зажигание свечей в честь Йом-Кипура, совпавшего с субботой:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם אשר קדשנו במצותיו וצונו להדליק נר של שבת ושל יום הכפורים

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ашер кидшану бе-мицвотав ве-цивану леадлик нер шель шабат ве-шель йом а-кипурим

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу субботы и Иом-Кипура.

К благословению на зажигание свечей в честь праздника (кроме седьмого, а в диаспоре — седьмого и восьмого дней Песах) женщины обычно добавляют следующее благословение:

ברוך אתה יי אלהינו מלך העולם שהחינו וקימנו להגיענו לזמן הזה

Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мелех а-олам, ше-эхеяну ве-кийману ве-игияну ла-зман а-зе

Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, давший нам жизнь, и поддерживавший ее в нас, и давший нам дожить до этого времени.

6. Когда произносится благословение?

Для женщины шабат наступает в момент, когда она произносит благословение на зажигание свечей; после это о зажигать свечи вновь запрещено. Поэтому благословение следует произнести только после того, как все свечи уже зажжены, а спичка отложена в сторону.

Как правило, благословение на выполнение заповеди предшествует самому выполнению. Но при зажигании субботних свечей поступают наоборот: женщина произносит благословение уже после зажигания. Делается это так: женщина зажигает свечи, прикрывает глаза руками, чтобы не радоваться огню свечей до благословения, произносит благословение и только тогда взглядывает на горящие свечи — чтобы благословение как бы предшествовало зажиганию. Мужчина, зажигающий свечи, произносит благословение перед зажиганием, поскольку, напоминаем, для него с зажиганием свечей шабат еще не наступает.

При зажигании праздничных свечей некоторые женщины произносят благословение перед зажиганием. Те, кто так поступает, должны положить спичку, не гася ее, поскольку в праздник тушение огня запрещено.

Существует обычай после зажигания свечей произносить молитву с просьбой о мире и благословении дому, мужу и детям, чтобы они шли путями Торы.

7. Место зажигания свечей при трапезе вне дома

Супругам, приглашенным на трапезу в гости и после трапезы возвращающимся домой, следует зажечь свечи дома, но не ранее плаг а-минха (см. п. 3, а также п. 4 — о работах после зажигания субботних свечей).

При этом свечи должны быть достаточно длинными и гореть до возвращения хозяев дома после трапезы, чтобы можно было, как предписано, порадоваться их свету, посидев при свечах и съев, например, что-то за столом.

Другая возможность — насладиться светом субботних свечей сразу после наступления шабата. Супруги (или один из них) могут немного посидеть возле свечей до ухода из дому или по возвращении из синагоги после молитвы.

Если есть опасение, что свечи не догорят до возвращения хозяев домой, и нет возможности насладиться их светом до ухода, обязанность наслаждаться светом можно выполнить, включив электрический свет в квартире в честь субботы. Это делается непосредственно перед зажиганием свечей и так, чтобы свет горел до возвращения хозяев домой (для чего следует правильно установить таймер).

Кое-кто придерживается обычая зажигать свечи там, где проводит трапезу, но предпочтительно, если есть возможность, поступить так, как объяснялось выше.

8. Зажигание свечей в больнице

Замужнюю женщину, находящуюся в больнице, закон считает выполнившей заповедь зажигания свечей, если ее муж зажигает свечи за нее в их доме, а в ее больничной палате включен какой-то источник света.

Тем не менее, находясь в больнице, многие женщины зажигают свечи сами. В этой ситуации зажигать свечи надс в том помещении, где состоится трапеза. Если в больнице свет зажигать запрещено из соображений противопожарной безопасности, можно зажечь два карманных фонарика (или любой другой электрический свет).

Зажигать свечи надо именно там, где состоится трапеза, или в своей палате, но не в каком-то другом месте (скажем в комнате медперсонала).

* Эрув тавшилин — это два вида пищи: хлеб (хала, маца) и какое-то вареное, печеное или жареное блюдо (скажем, крутое яйцо), которые откладывают перед наступлением праздника, произнеся над ними благословение.

Э. т. дает возможность в йом тов готовить еду для шабата. Э. т. съедают только в субботу (обычно во время третьей трапезы).

Молитва на зажигания свечей в пятницу

Завершают авдалу словами:
Бару́х Ата́ А-дона́й Элоэ́ну Мэ́лэх аола́м амавди́ль бэн кодэ́ш лехо́ль бэн ор лехошэ́х,
Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь Вселенной, отделяющий святое от будничного, свет от тьмы,

бэн Йисраэ́ль лаами́м, бэн йом ашевии́ лешэшэ́т йемэ́й амаасэ́.
Израиль от народов, седьмой день от шести дней труда.

Бару́х Ата́ А-дона́й амавди́ль бэн кодэ́ш лехо́ль.
Благословен Ты, Г-сподь, отделяющий святое от будничного.

Женщина может задуть свечу. Все желают друг другу:
Шавуа́ тов!
Хорошей недели!

Законы зажигания ханукальных свечей

Где зажигать?

В Талмуде указаны места зажигания: обычно зажигают на выходе из дома на улицу или со двора на улицу; кто живет на втором этаже, зажигает у окна, а в случае опасности — зажигают дома на столе. Смысл этого правила в том, что мы распространяем весть о чуде не только для домашних, но и для прохожих. В случае же опасности достаточно распространить весть только для домашних.

Вне Земли Израиля принято зажигать внутри дома.

В Земле Израиля в наше время существует два основных обычая: есть те, кто зажигает возле окна, выходящего на улицу (так поступал Хазон Иш), а другие зажигают у выхода со двора на улицу; те же, у кого нет двора, зажигают возле входа в подъезд.

Те, кто зажигает снаружи у входа, должны установить светильник таким образом, чтобы хотя бы одна свеча оказалась на расстоянии меньшем, чем тефах (по мнению рава Хаима Наэ — 8 см) от косяка входной двери.

Ханукальные свечи надо ставить выше трех тфахим (по мнению Хазон Иша — 29,4 см); правильно поставить их ниже 10 тфахим (по мнению рава Хаима Наэ — 80 см). Если это невозможно, разрешается установить светильник и выше, но в любом случае свечи Хануки не должны стоять выше 20 локтей (по мнению рава Хаима Наэ — 9,6 метров) от тротуара, чтобы прохожие могли видеть их свет. Если окно расположено не выше этого, то это подходящее место для зажигания. Если же окно выше 20 локтей от тротуара, то, по некоторым мнениям, если напротив есть несколько квартир, из которых видно это окно, и разница высот между окнами этих квартир и окном, на котором установлен светильник, меньше 20 локтей, — можно зажечь.

Читайте так же:  Молитва к евфросинии колюпановской

Те, кто зажигают при выходе из дома, если есть мезуза с правой стороны, должны ставить ханукальные свечи с левой, а если нет мезузы, то ставят ханукальные свечи с правой стороны у входа — там, где должна быть мезуза. Кто ставит на окне, тоже ставит с правой стороны окна.

В какое время зажигать?

Шулхан Арух пишет, что зажигать следует с появлением звезд. Те же, кто обычно с появлением звезд молится маарив, должны приготовить свечи заранее и зажечь их сразу после маарива. В «литовских» общинах Земли Израиля принято зажигать сразу после захода солнца или несколькими минутами позже, согласно мнению Виленского Гаона.

Накануне Субботы все зажигают ханукальные свечи перед заходом солнца, сначала ханукальные, а потом субботние, так как обычно мы принимаем святость Субботы с зажжением свечей, и после этого уже нельзя зажигать ханукальные свечи и делать другую работу. Поэтому сначала зажигают ханукальные, а потом субботние свечи.

В Иерусалиме принято все Субботы года зажигать субботние свечи за 40 минут до захода солнца, но в пятницу Хануки принято зажигать ханукальные свечи за 25 минут перед заходом солнца и сразу же после них субботние.

На исходе Субботы все зажигают после появления звезд и молитвы маарив.

Необходимо, чтобы свечи горели как минимум полчаса после появления звезд. Если свечи масляные, то нужно наливать масло с таким расчетом, чтобы его хватило на все указанное время, если восковые или парафиновые — нужно взять свечи достаточного размера. В пятницу, когда мы зажигаем ханукальные свечи за 25 минут до захода солнца, масла должно быть больше, чтобы они горели хотя бы полчаса после появления звезд.

Если временем появления звезд считать 35 минут после захода солнца, а зажигаем мы за 25 минут до заката, получается, что свечи должны гореть более полутора часов.

Сколько свечей

По закону достаточно, чтобы хозяин дома зажег по одной ханукальной свече для всей семьи на каждый день праздника. Но принято, что глава дома в первую ночь зажигает одну ханукальную свечу, во вторую — две, в третью — три, и так далее до восьмого вечера, когда зажигают восемь ханукальных свечей, такой обычай называется в Талмуде меадрин мин а-меадрин (от слова «красиво, великолепно») — больше, чем мы обязаны. Также принято (меадрин), что каждый мальчик в семье зажигает отдельный светильник.

Принято, чтобы ханукальный светильник зажигал муж, но и жена может зажечь за мужа и детей.

Кто обязан зажигать

Обязанность зажигать ханукальные свечи лежит на каждом еврейском доме, поэтому если один из домочадцев не находится дома, даже если он в другом городе, — если у него дома зажигают, он выполняет заповедь. Но если у него дома за него не зажигают или он не уверен, зажгли за него или нет, он обязан зажигать сам там, где он находится. Если он в гостях, то может участвовать в расходах на масло с хозяином и этим выполнить заповедь.

Порядок зажигания свечей

Принято, чтобы все домашние присутствовали при зажигании ханукальных свечей, чтобы напомнить им о чуде. В первый вечер произносят три благословения перед зажиганием, а в следующие вечера — два благословения.

Каждый вечер при зажигании ханукальных свечей произносят два благословения:

«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам зажигать свечи Хануки»;

«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который сделал чудеса отцам нашим в те дни, в это время».

А в первый вечер добавляют третье благословение:

«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который давал нам жизнь, и поддерживал нас, и дал нам достичь этого времени».

Все благословения следует произнести перед зажиганием первой свечи. После того как сказали благословение и зажгли первую свечу, говорят: «А-нерот алалу» и продолжают зажигать остальные свечи.

Почему после зажигания первой свечи? Потому что нужно, чтобы не было перерыва между благословением и исполнением заповеди. А «А-нерот алалу» — это добавочный текст, не относящийся непосредственно к процессу зажигания, поэтому он может стать перерывом. Когда человек зажег первую свечу, он выполнил основную заповедь, остальные свечи — добавочная заповедь, поэтому можно читать «А-нерот алалу» перед тем, как их зажигать.

Мишна Брура приводит, что есть те, кто сначала зажигает все свечи, а только потом говорит «А-нерот алалу».

Согласно Шулхан Аруху, зажигают в первый вечер свечу, крайнюю справа. Во второй вечер говорят благословение и вначале зажигают добавочную свечу (то есть вторую справа), в третий день — начинают с третьей. Получается, что всегда зажигают слева направо, и всегда начинают зажигать с добавочной свечи.

Мишна Брура приводит мнение Виленского Гаона, согласно которому следует начинать со свечи крайней слева, то есть с той, что ближе ко входу.

Смысл заповеди ханукальных свечей в том, чтобы прославлять чудо, и поэтому нельзя пользоваться их светом, в связи с этим принято дополнительно к ханукальным свечам зажигать «шамаш» — служебную свечу, светом которой разрешено пользоваться.

Какие свечи

Можно зажигать любым маслом, главное, чтобы оно хорошо горело, также можно использовать парафиновые или стеариновые свечи. Но зажечь оливковое масло — самое лучшее исполнение заповеди.

Если человек заранее объявляет или даже мысленно решает, не произнося вслух, что он зажигает ханукальные свечи только на полчаса после появления звезд, он может спокойно потом потушить их и пользоваться остатками масла.

«Аль а-ниссим»

Все восемь дней Хануки, в молитву «Шмонэ Эсре» и в благословение «Биркат а-мазон» после трапезы с хлебом добавляют вставку «Аль а-нисим» — «За чудеса».

Если забыл сказать, не нужно повторять молитву.

Алель

Все восемь дней Хануки говорят полный Алель.

Благословения перед зажиганием ханукальных свечей

Каждый вечер при зажигании ханукальных свечей произносят два благословения:

Благословен Ты, Господь Б-г наш, Царь вселенной, Котрый освятил нас Своими заповедями и запоседал нам зажигать свечи Хануки.

Благословен Ты , Господь, Б-г наш Царь Вселенной, который сделал чудеса отцам нашим в тед дни, в это время.

А в первый вечер говорят также третье благословение:

Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, который давал нам жизнь, и поддреживал нас, и дал нам достичь этого времени!

Все благословения произносят перед зажиганием первой свечи. После того как сказали благословнеие и зажгли первую свечу, говорят : «Эти свечи…» и продолжают зажигать остальные свечи.

«Эти свечи мы зажигаем в благодарность за чудеса, за знамения, за избавление и за победу в войнах, которые Ты сделал для наших отцов в их дни, в это самое время , руками коаним — священников Твоих.

И все восемь дней Хануки свечи эти святы, нельзя пользоваться ими, а только смотреть на них, дабы возблагодарить и прославить Великое Имя Твое за чудеса, за знамения и за избавление».

По материалам книги «Ханука»

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Материалы по теме

Порядок зажигания светильников в Хануку

Рав Исроэль-Меир Лау

Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному».

Ханука. Ну, чудеса!

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»

Молитва на зажигания свечей в пятницу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here