Молитва пение для начинающих

Детально: Молитва пение для начинающих - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Нелля Вершинина

26 псалом на церковнославянском

Благослови, душе моя, Господа (псалом 102)

Иже Херувимы детский хор воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы г.Орска

Хор Московского Сретенского монастыря Псалом 50

Хор Валаамского монастыря — Символ веры

Умягчение злых сердец молитва

Молитва святителя Филарета

Молитву пролию ко Господу

Дивна Любоевич, Пасхальный концерт 2012.04.16

«Днесь висит на древе» — песнопение Великой Пятницы.

Праздников Праздник — Пасха Господня!

Александр Михайлов — конь вороной

о.Александр Старостенко — Память

Невеста Неневестная Афонский распев

Херувимская песнь. Мужской хор СанктПетербургского Подворья монастыря Оптина Пустынь.

Хор Валаамского монастыря — Блаженны (The Beatitudes-Fericirile)

Молитва за всех. ОГРОМНАЯ, СЕРДЕЧНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ СОЗДАТЕЛЯМ ВИДЕОРОЛИКА. (М.ЖУКОВ)

Икона Богородицы Семистрельная

Копылова — Светлана Копылова «Калека»

Афонское пение — Simonopetra Terirem

Агни Парфене (Чистая Дева)

«Марие, Дево Чистая» — Хор Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь..

Как совершать дома свое молитвенное правило как петь молитвы нараспев

Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных отношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется прежде всего в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва — это разновидность церковной, общественной (семья — своего рода домашняя церковь) и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.

Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. «Постой молча, дондеже утишатся чувства, поставь себя в присутствие Божие до сознания и чувства Его с благоговейным Страхом и восставь в сердце живую веру, что Бог слышит и видит тебя» — говорится в начале молитвослова. Многим людям помогает сосредоточиться произнесение молитв вслух или вполголоса.

«Приступая к молитвословию, — советует святитель Феофан Затворник, — утром или вечером, постой немного, или посиди, или походи, и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем помысли, кто Тот, к Кому ты обратишься в молитве, и кто ты, имеющий теперь начать это молитвенное к Нему обращение — и возбуди в душе соответствующее этому настроение самоуничиженного и благоговейным страхом проникнутого предстояния Богу в сердце. В этом все приготовление — благоговейно стать пред Богом, — малое, но немалозначительное. Тут полагается начало молитвы, доброе же начало — половина дела.

Так установившись внутренно, стань затем пред иконою и, положив несколько поклонов, начинай обычное молитвословие: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины» и прочее. Читай неспешно, во всякое слово вникай, и мысль всякого слова до сердца доводи, сопровождая то поклонами. В этом все дело читания молитвы, Богу приятного и плодоносного. Вникай во всякое слово и мысль слова до сердца доводи, иначе — понимай, что читаешь, и понятное чувствуй. Других правил не требуется. Эти два — понимай и чувствуй, — исполненные как следует, украшают всякое молитвословие полным достоинством и сообщают ему все плодотворное действие. Читаешь: «очисти ны от всякия скверны» — восчувствуй свою скверноту, возжелай чистоты и с упованием взыщи, ее у Господа, Читаешь: «остави нам долги наша, якоже же и мы оставляем должником нашим» — и в душе своей всем прости, и сердцем, все всем простившим, проси себе у Господа прощения. Читаешь: «да будет воля Твоя» — и в своем сердце совершенно предай Господу твою участь и изъяви беспрекословную готовность благодушно встретить все, что Господу будет угодно тебе послать.

Если будешь так действовать при каждом стихе твоей молитвы, то у тебя будет надлежащее молитвословие».

В другом своем наставлении святитель Феофан так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:

а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев. В древности всё читаемые молитвы брались из псалмов. Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь».

б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте.

в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час. сколько обычно выстаиваете. и затем не заботьтесь. сколько прочитаете молитв,— а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать.

г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед.

д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце.

е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее, правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного. Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте. так до самого конца положенного времени»..

Церковные песнопения Молитва слушать онлайн

Сестры Свято-Елисаветинского монастыря

Богородице Дево, радуйся

Православие. Сербские братья

Церковные песнопения — Молитва

Церковные песнопения,Молитва Богородице

Молитва к Пресвятой Богородице

Ангел хранитель мой

Церковные песнопения,Молитва Богородице

Помилуй, Господи прости

молитва свт.Николаю Чудотворцу.

Армянские церковные песнопения

Qristos haryav i mereloc

Абхазское церковное песнопение

Хор сестер Корецкого монастыря

Церковные песнопения обработка -Молитва Богородице

Свиридов (Песнопения и молитвы)

Молитва к Богородице

Царице моя преблагая

Читайте так же:  Молитва для улучшения памяти — Молитвы

Покаянная молитва о Руси

Помилуй нас, Господи

Помилуй нас, Господи

Да воскреснет Бог!

Music by Rustam RADJA

Да исправится молитва моя

Да исправится молитва моя

стихи Давида Гурамишвили (неканоническое церковное песнопение)

Вай ра карги сачино

Царице Моя Преблагая.

Хор МП «Древнерусский распев»

Великий прокимен ‘Да исправится молитва моя’ с исоном

Все упование мое

ТК Союз. «У книжной полки»

Книга «Врата покаяния». Благодатное время Великого поста — время сугубых молитв и духовного совершенствования. Как настроить свою душу на покаянный лад, как правильно понимать смысл великопостных церковных песнопений и чтений из Священного Писания, что ва

УЧИМСЯ ПЕТЬ МОЛИТВЫ слушать онлайн

УЧИМСЯ ПЕТЬ МОЛИТВЫ

УЧИМСЯ ПЕТЬ МОЛИТВЫ

14. Тропарь и кондак Рождества Христова (распевы 4 и 3 гласов)

УЧИМСЯ ПЕТЬ МОЛИТВЫ

Царице моя Преблагая (обиходный распев)

УЧИМСЯ ПЕТЬ МОЛИТВЫ

12. Под твою милость (обиходного распева)(www.petamusic.ru).mp3

Величание Пресвятой Богородице

УЧИМСЯ ПЕТЬ МОЛИТВЫ

9. Воскресение Христово видевше (распев 6 гласа)

УЧИМСЯ ПЕТЬ МОЛИТВЫ

2. Отче наш (обиходного распева)

ЦЕРКОВНОЕ учимся петь

Достойно есть (Болгарского распева)

Учимся петь молитвы. Кондак Благовещению

11. Взбранной Воеводе (распев 8 гласа)

УЧИМСЯ ПЕТЬ МОЛИТВЫ

9. Воскресение Христово (распе

Христос Воскресе из Мертвых

Христос Воскресе (обиходного распева)

Спаси, Господи, люди Твоя.

УЧИМСЯ ПЕТЬ МОЛИТВЫ

5. Тело Христово (Валаамского распева)

УЧИМСЯ ПЕТЬ МОЛИТВЫ

4. Тело Христово (обиходного распева)

Рождество Христово тропарь и кондак

Помилуй нас, Господи

Помилуй нас, Господи

УЧИМСЯ ПЕТЬ МОЛИТВЫ («Притча». Вокальный квартет Раифского Богородицкого мужского монастыря)

10. Величание Богородице

Царице моя Преблагая (обиходного распева)

6. Царице моя Преблагая (обиходного распева)

УЧИМСЯ ПЕТЬ МОЛИТВЫ

7.Кондак Благовещению 7апр. Взбранной Воеводе Глас8

Учимся петь молитвы по гласам — Царю Небесный (распев 6 гласа)

Фонотека группы «Святое Православие — ὀρθόδοξος»

Хор братии Валаамского монастыря

Под Твою Милость.

УЧИМСЯ ПЕТЬ МОЛИТВЫ («Притча». Вокальный квартет Раифского Богородицкого мужского монастыря)

9. Воскресение Христово (распев 6 гласа)

Хвалите имя Господне

Тропарь и кондак

Иисусе мой прелюбезный (свт. Димитрий Ростовский)

Школа церковного пения и чтения «Глаголь»

Церковное Пение: Обучение онлайн. Обиходное пение, Знаменный распев, Богослужебное чтение, Богослужебный Устав, Церковнославянский язык

Обиходные песнопения

Самоучитель для разучивания Обиходного Осмогласия
(для просмотра файлов необходимо иметь Adobe Acrobat Reader)

Самоучитель публикуется поурочно, учитывая сложность распевов,
начиная с 4 тропарного гласа

1.Осмогласие
а) стихирный распев;
б) тропарный распев;
в) ирмологический распев;
г) прокименный;
д) запевы;
е) подобны

2. Песнопения Литургии
3. Песнопения Всенощного Бдения
4. Песнопения Требника
а) молебны;
б) панихида, погребение;
г) крещение;
д) венчание;
е) соборование

5. Песнопения Рождества и Богоявления
6. Песнопения Великого Поста
7. Песнопения Страстной Седмицы
8. Песнопения Пасхи
7. Песнопения Светлой Седмицы

Азбука Знаменного Пения

Азбука Знаменного Пения онлайн версия для мобильных устройств (со звуковым сопровождением)

Учебник церковнославянского языка «Грамотей» онлайн

Учебник церковнославянского языка «Грамотей» онлайн версия (со звуковым сопровождением).

Самоучитель Церковного Осмогласия

Подписаться на нас

Обиходное Осмогласие онлайн

Обиходное Осмогласие онлайн версия для мобильных устройств (со звуковым сопровождением)

Наши новинки:

Ирмосы 1-го канона Введению Богородицы.

Самоучитель. Тропарный распев 4-го гласа

Малый знаменный распев, 3 глас, Господи воззвах

103 (предначинательный) псалом. Троестрочие.

Аудиозапись Обихода: Всенощное бдение

Автор: Администратор. Дата публикации: 29 сентября 2014 .

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Благодарим поющих в записи — за труд, а молившихся Богу о её создании — за молитвы!

Первая очередь записи включила начало Всенощного бдения и Господи воззвах со стихами, первыми воскресными стихирами и догматиками на 8 гласов.

Добавлена вторая и третья очередь аудиозаписи: Свете тихий — Тропари воскресные на утрени — Ирмосы по гласам — Преблагословенна еси

All — общее звучание

Аудиозапись обихода: Литургия

Автор: Администратор. Дата публикации: 10 ноября 2015 .

Продолжаем работу по расширению нашего аудиопособия. Здесь можно скачать запись песнопений Божественной Литургии, ноты которых изложены в нашем учебном сборнике. В этой записи звучание отдельных партий лишь немного выделено по громкости из общего звучания ансамбля. В обучении необходимо будет внимательно следовать именно за своей партией, не переключаясь на другие. Песнопения выложены по отдельности и вместе в архиве.

С целью повышения эффективности обучения учащимся певческих курсов рекомендуется ежедневное фрагментарное прослушивание песнопений Литургиии пение в них своей партии.

Аудиозапись панихиды

Автор: Администратор. Дата публикации: 20 марта 2015 .

Здесь размещена учебная четырехголосная аудиозапись панихиды. Несколько позже будут выложены записи отдельных партий.

Для Заочного сектора ХДС по предмету «Церковное пение»

Автор: Администратор. Дата публикации: 25 ноября 2014 .

1 класс ХДС

Требования на экзамене:

— пение наизусть воскресных тропарей по гласам;

— пение наизусть образцов ирмосных гласов;

— пение по нотам стихирных гласов («Господи, воззвах» и догматики);

— пение по нотам неизменяемых песнопений Всенощного бдения и Божественной Литургии.

Материалы

Ноты песнопений Всенощного бдения и Божественной Литургии

2 класс ХДС

Требования на экзамене:

— пение наизусть общих величаний Богородице и святым, по тексту — величаний праздникам;

— пение по тексту песнопений молебна, панихиды, Таинств Венчания, Крещения;

— пение по тексту великопостных песнопений (тропари часов, великие прокимны, «Се Жених грядет»);

— пение по тексту ирмосов Пасхального канона.

Ноты и аудиозаписи одноголосных гласовых песнопений

Автор: Администратор. Дата публикации: 22 февраля 2013 .

Воскресные тропари, догматики, ирмосы и прокимны

Аудиозаписи

Пасхальный канон. Четырёхголосный обиход

Автор: Администратор. Дата публикации: 05 февраля 2015 .

Предлагаем для изучения и впевания аудиовариант Пасхального канона обиходного распева. По причине недостатка времени запись канона была сделана просто по тексту, без предварительных репетиций. Данная версия распева используется в богослужении Свято-Покровского храма с. Берестовенька Харьковской области, где еще в советское время основу клироса составляли монахини. Партия сопрано исполняется наследницей этой устной традиции. Мы далеко не претендуем на идеальный исполнительский уровень в предоставляемом аудиоматериале, так как встречаются погрешности интонирования и ансамбля, но всё же придерживаемся мнения, что запись может принести пользу обучающимся церковному пению.

Песнопения канона представлены в трёх вариантах звучания:

  1. Общее четырёхголосие;
  2. Каждая партия отдельно в сопровождении слабого фонового звучания остальных партий;
  3. Трёхголосие, где недостающую партию встраивает учащийся.

Для усвоения определенной партии пения канона рекомендуем выполнение следующей последовательности действий:

  1. Сознательное прочитывание текста изучаемого фрагмента.
  2. Прослушивание общего четырёхголосия.
  3. Прослушивание изучаемой партии (мысленно подпевая).
  4. Пение с записью изучаемой партии (несколько раз, до усвоения всего движения мелодии).
  5. Пение мелкими фрагментами без одновременного звучания записи (слушаем фрагмент, жмём паузу, поём и т.д.).
  6. Контроль за собой (поём фрагмент, слушаем его в записи).
  7. Пение своей партии с одновременно звучащим трёхголосием.
Читайте так же:  Молитва от боли суставов

Для изучения партии перейдите по ссылке:

Для локального использования аудиозаписи можно скачать ее здесь.

Пособие по изучению тропарей воскресных в четырёхголосии

Автор: Администратор. Дата публикации: 12 июля 2015 .

Желание петь — блажь или призвание?

Желание петь на клиросе испытывают многие. Стоит ли воспринимать тягу к церковному пению как призвание? Нужно ли реализовывать свое желание? Возможно ли это? Принесет ли это пользу Церкви? Об одном таком опыте — рассказ от первого лица в нашей сегодняшней рубрике.

Изначально я очень сильно сомневалась в том, что мне стоит воплощать в жизнь свое желание петь в церковном хоре. Однако обстоятельства складывались таким образом, что не встать на клирос означало бы непослушание настоятелю храма, который я посещала. А на это я решиться не могла.

Окраинный храм, небольшой женский коллектив. Почти у всех была основная работа, и на клирос многие приходили при наличии свободного от нее времени. Священники и тому были рады — с певчими было не густо. Многие из нас послушно пели стихиры, тропари и нотные песнопения, на которые указывал регент, но самостоятельно в уставе не разбирались и без регента службу спеть не могли. Однажды пришла я пораньше, время начала Литургии неумолимо приближалось, а регент и другие певчие опаздывали. Священник выглянул из алтаря и, увидев одного певчего, удовлетворенно кивнул: ему и невдомек, что этот певчий — дуб-дерево и в одиночку даже «Господи, помилуй» в нужном месте не споет. Когда я поняла, что батюшка может начать службу, не дожидаясь прихода опаздывающего регента, — сбежала с клироса сломя голову. Стыдно, конечно, но это лучше, нежели претерпеть позор потом, во время службы. После второго такого происшествия я начала задумываться о том, что со своим образованием в этой области надо что-то делать.

Оказалось, что учиться церковному пению в Саратове человеку, занятому на основной работе с 8 до 17 часов, особо и негде. Но мне несказанно повезло…

Спасите наши уши!

Однажды мне поступило предложение петь в храме во имя святого праведного Лазаря Четверодневного, что на Ново-Елшанском кладбище. Желающих быть там певчими не было: и добраться сложно, и прихожан особо нет в связи с удаленностью от города. И как-то все сходилось на мне: живу недалеко, в Жасминном, есть свой автомобиль, желание подтянуть свой уровень в области церковного пения и возможность сделать это, не травмируя слух прихожан.

Несколько вечеров перед первой Литургией, которую мне предстояло спеть самостоятельно, со мной позанималась регент Никольского храма. Она упорядочила в моей голове знания и навыки, и я стала понимать ход службы, а также вполне сносно пропевала основные песнопения. Больше времени на занятия не было — приближались выходные и мое первое «одиночное плавание».

Как только началась служба, меня парализовал страх. Отчего?! Ход Литургии я выучила, священника знала давно, свечница — добрая знакомая, а алтарник — тот вообще живет со мной по соседству. Больше в храме никого не было, кроме Сил бесплотных. «Вот в них все и дело!» — это я потом прочувствовала душой. Впоследствии трепет перед службой возникал всегда, даже когда я уже была уверена в своих силах. Я поняла, что богослужение — самое важное, что происходит на земле. А человек, участвующий в нем, несет колоссальную ответственность за качество и каждую секунду этого таинственного действа.

На той, первой, Литургии я читала и пела как в тумане, от страха совершенно ничего не соображая. Подошел черед чтения Апостола. На ватных ногах я вышла к центральному аналою и на возглас священника из алтаря: «Премудрость!» зачем-то вместо фразы «К Галатам послания святаго апостола Павла чтение» торжественно изрекла: «Вонмем!». Единственное, на что в тот момент хватило моего парализованного страхом ума, — понять, что сморозила я что-то не то… Повисла звенящая тишина. Мне эта минута тишины показалась вечностью, я покачивалась на ватных ногах, борясь с желанием упасть в спасительный обморок. Священник меня из ступора вывел, ситуацию исправил, я прочла послание к Галатам и с горем пополам допела-таки Литургию.

На всенощном бдении, которое сложнее Литургии, я первое время тоже выкидывала фортели. Бедные батюшки, которые служили в Лазаревском храме посменно! Все они понимали, что деваться от меня некуда. Певчих, умеющих самостоятельно, в одиночку пропеть всю службу, в городе тогда можно было пересчитать по пальцам…

И вот буквально за несколько последних лет ситуация в нашем городе переменилась. Я даже немного завидую тем, кто учится петь сейчас, потому что перед этими людьми открыты большие возможности получить глубокие знания, и ничьи уши от их ученических ошибок не пострадают!

Любители-отличники

Любительские хоровые коллективы сейчас есть практически во всех саратовских храмах, а в некоторых помимо любительских взрослых хоров существуют и детские.

Я пообщалась с регентами любительских церковных хоров, интересуясь у них, можно ли научиться церковному пению, не имея музыкального образования. Есть ли шансы научиться красиво петь, если ваш голос не услаждает слух собеседника? Возможно ли это, если вы немилосердно фальшивите, а петь очень хочется?

— Было бы желание, — говорит Ирина Катарьян, регент Ильинского храма поселка ВСО города Саратова. — Я никого не отсеиваю. Слух можно выработать, голос поставить. Все зависит от трудолюбия человека, и нередко приходится замечать, как люди с меньшими вокальными данными оставляют позади тех, кому дарован хороший слух и голос. Наши любители сейчас уже поют Литургию по субботам. Я считаю, что практика очень важна и именно применение знаний на богослужениях ускоряет обучение.

— С любительским хором очень приятно работать, — рассказывает Мария Никитина, преподаватель церковного пения в певческой школе Петропавловского храма Саратова. — Они как дети-отличники: их важное качество — усердие.

Читайте так же:  Молитва для очарования

— В певческой школе Петропавловского храма преподается чинопоследование богослужения (устав), церковнославянский язык, вокал и непосредственно пение, — рассказывает регент любительского хора Виктория Усова. — Любители поют на вечернем богослужении по пятницам и на Литургии по субботам. В праздники выезжают на богослужения в села, где нет певчих. Сейчас у нас обучается 30 человек.

Наталья Федотова занимается с любительским хором храма во имя святителя Митрофана Воронежского.

— Хор существует с июля 2015 года, — рассказывает Наталья. — Учим пока Литургию (обиход) и тропарные гласы. Результаты уже есть. Конечно, приходится много времени тратить на обучение новичков нотной грамоте, потому что основная масса учеников музыкального образования не имеет, но это преодолимое препятствие.

В бывшем здании семинарии по адресу Радищева, 24 работают курсы церковного пения, организованные миссионерским отделом Саратовской епархии. Обучение проходит также по нескольким направлениям — от постановки дыхания и голоса до изучения чинопоследования Божественной литургии, всенощного бдения, молебна и панихиды.

Зачем это нужно?

Много в России вымерших сел-призраков. А где-то в глубинке жизнь еще теплится. Например, в старинном русском селе Синодское Воскресенского района Саратовской области численность населения когда-то достигала 2500 человек. В центре села стоял каменный, с колокольней и престолом во имя Святой Живоначальной Троицы красавец храм. В советские годы он был разрушен, а Синодское, как и многие другие российские села, пришло в упадок. И вот в 2015 году общине было передано здание бывшей сельской конторы для совершения богослужений.

Воскресное утро, к храму тянутся немногочисленные прихожане, и каждый несет с собой или везет на санках по небольшому полену — в храме установлена дровяная печка. По большим праздникам в Синодское приезжает служить командированный из Саратова священник, а по выходным из Саратова прибывают миссионеры — Надежда Анатольевна Попова и Олег Федорович Злобнов. Приезжают, потому что это нужно верующим жителям Синодского. Олег посещает курсы миссионерского отдела епархии, Надежда ходит на курсы церковного пения. В Синодском они служат обедницу мирским чином и читают часы. Надежда поет, Олег Федорович после службы объясняет прихожанам суть главы Евангелия и Апостола, которые читались в этот день.

Прихожан мало, всё больше старушки.

— Конечно, печально видеть, что в храме только немощные бабушки, — говорит Надежда. — Но согревает мысль, что первыми всегда приходят старушки, а за ними начинает подтягиваться и молодежь. И верится, что если возрождается церковь, возродится и село.

— Священников не хватает, организовать регулярные богослужения в отдаленных селах не представляется пока возможным, поэтому цель наших курсов — подготовить людей, которые могли бы послужить Церкви на клиросе, — говорит руководитель миссионерского отдела Саратовской епархии священник Дионисий Каменщиков. — Тогда жители глубинки смогут молиться в церкви не только в большие праздники, но и каждые выходные. Мы понимаем, что таких людей вряд ли будет много, потому что это настоящее подвижничество — каждые выходные отправляться в дальнее село, несмотря на погоду, самочувствие, настроение. Это настоящее жертвенное служение, и людей, на него способных, единицы. Но мы таких людей ищем.

Наверно, когда есть желание послужить Церкви, Богу и людям, и для этого предоставляются все возможности, нужно хвататься за них, чтобы спустя годы не пришлось испытывать горечь за потраченное зря данное Богом время и закопанные таланты.

Газета «Православная вера» № 02 (550)

О том, как быстро научиться петь гласовые песнопения и что это даёт.

Доброго времени суток, мои дорогие друзья.

О том, чтобы научиться петь быстро, мечтает, наверное, каждый второй. Но не все понимают, что спешка здесь абсолютно ни к чему. Более того, быстрое разучивание песнопений может только навредить. И я сейчас объясню почему.

Все мы (и я в своё время не была исключением) хотим быстро научиться петь на клиросе. Выучить побыстрее гласы и вперёд, на службу. И как правило, спеша, мы не выучиваем достаточно хорошо. К чему это в итоге приводит?

А приводит это к тому, что не доучив или кое как выучив любое песнопение, мы запоминаем его абы как. И потом это неправильно заученное пение гораздо труднее переучить на правильное, чем выучить что — либо заново. И получается, что снова создаём себе двойную работу.

Поспешишь — людей насмешишь!

А это совсем ни к чему. Поэтому, родные мои, я призываю вас к тому, чтобы вы не торопились в своём обучении гласовому пению. В письмах своей рассылки по церковному пению, я в короткий временной промежуток объясняю алгоритм разучивания Осьмогласия на примере второго стихирного и тропарного гласов, но вы все идёте в разных темпах.

И это хорошо, так как все мы разные, уровень музыкальной грамотности у всех разный и способности музыкальные тоже разнятся. И кто то выучит тот или иной глас за час, а кому то и по два часа на протяжении недели будет мало.

Даёшь качество?!

Нечто подобное я уже писала, но повторюсь. Пожалуйста, обращайте внимание на качество. И тогда увеличится количество освоенного вами церковно — певческого материала. В НПДУ, где я преподавала у студентов регентского отделения церковное пение, на разучивание восьми стихирных гласов давался полный учебный год.

Конечно, у студентов были и другие предметы и послушания, но в течении года освоить и выучить Осьмогласие было реально. То есть, занимаясь в группе на уроке и индивидуально самоподготовкой, посещая регулярно седмичные богослужения и осваивая гласовые песнопения на практике богослужений; студенты постепенно, шаг за шагом осваивали все стихирные гласы.

Сам себе режиссёр, то есть экзаменатор

Были и те, кто осваивал гласы быстрее, но они всё равно шли в ногу со всем курсом. Здесь на блоге немного другая у всех у вас ситуация. Нет строгого жёсткого контроля по срокам выучивания, нет экзаменов, вы предоставлены в обучении самим себе.

Конечно, я консультирую всех желающих, исправляя или корректируя ваше освоение стихирных или тропарных гласов. Но вы и сами должны понимать, что пение на клиросе — это тщательный и кропотливый труд и относиться небрежно к этому совсем не годится.

Читайте так же:  Святитель Феофан Затворник икона, жизнь, житие и мощи

А ведь хочется так быстро научиться петь! -скажете вы. Учитесь, разве я против? Но не забывайте возвращаться и повторять все гласы, выученные вами ранее. Ведь если вы поёте на богослужении только в выходные и на большие двунадесятые праздники, то гласы забудутся за неделю.

Повторение — мать учения!

Даже если (как вам кажется) они достаточно хорошо вами выучены. Быстро научиться петь стихирные, тропарные или ещё какие гласы можно следующим образом:

Вы берёте определённый глас (выбор всегда за вами, хотя я рекомендую самое первое обучение гласовому пению начинать именно со второго стихирного гласа). Почему именно с него?

Он легче воспринимается начинающими певчими, нежели все остальные из стихирных гласов. Шестой стихирный несколько перекликается со вторым (оба минорные), но у него сложный запев и чередование трёх мелодических строк, одна из которых меняется в зависимости от того, в начале она или в окончании.

Кстати, о чередовании строк я, пожалуй, напишу в следующем своём посте, так как многие из вас просили меня об этом. Сначала хотела страничку отдельную сделать по этим самым чередующимся строчкам, а теперь думаю статьи одной хватит.

Я отвлеклась. Вы берёте определённый глас (стихирный или тропарный — не важно) и учите его столько времени, сколько вам, именно вам и лично вам потребуется на выучивание этого самого гласа.

Запомните это важно!

НЕ ПЕРЕХОДИТЕ К РАЗУЧИВАНИЮ СЛЕДУЮЩЕГО ГЛАСОВОГО НАПЕВА ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ ВЫУЧИТЕ ПРЕДЫДУЩИЙ!

НЕ ОСВАИВАЙТЕ ТРОПАРНЫЕ ГЛАСЫ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ ОСВОИТЕ ВСЁ СТИХИРНОЕ ОСЬМОГЛАСИЕ.

Именно этот момент поможет вам быстрее, именно быстрее и лучше выучить гласы и быстро начать петь на клиросе. То есть, чем тщательнее и дольше вы учите, тем быстрее выучиваете.

Ещё один момент, на который следует обратить внимание. РАСПЕВАЙТЕСЬ. Желательно перед каждым своим занятием. Как только я вылечу простуду, которая немного затянулась, я начну записывать новую распевку. Вернее их будет две и я попробую их сделать свободными для скачивания. Они одинаковые, но будут различаться друг от друга своим предназначением. То есть, одну распевку я запишу для низких голосов (басов, баритонов и альтов), а другую для высоких (теноров, сопрано 1 и сопрано 2).

Вы сами потом определитесь, какая вам больше подойдёт и будете распеваться уже в зависимости от своих природных певческих данных. Скажу так же, что распевка помогает научиться правильно формировать звук, а значит и помогает научиться петь правильно с точки зрения вокала. Не вокальный звук(ещё его называют в вокальной среде «не поставленный звук») так же может являться причиной фальшивого пения на клиросе.

И это говорит о том, что человек не умеет петь совершенно. А наша с вами цель — научиться петь быстро. Быстро и качественно. Вот к этому и будем стремиться, мои дорогие. И ещё. Те, кто добавился в скайп и желает, чтобы я подкорректировала пение или что — либо посоветовала, напишите мне на почту и мы согласуем время для звонка.

Не бойтесь и не стесняйтесь. Ведь пока вы боитесь и запоминаете с ошибками, другие их (ошибки) исправляют. Если стесняетесь всё же петь в скайпе, запишите себя на аудио и пришлите мне на почту, я прослушаю и обязательно что — нибудь посоветую или помогу.

Вот, пожалуй, и всё на сегодня. Успехов в обучении, мои родные. Бог в помощь всем нам.

И снова о том, как научиться хорошо петь…на клиросе.

Здравствуйте мои родные и неутомимые обучающиеся гласовым песнопениям у меня на блоге http://anfir70.ru/

Мне приходят от вас многочисленные письма на электронный адрес моей почты и у многих из вас очень схожие вопросы в плане пения и разучивания стихирных и тропарных гласов. И особенно часто возникает вопрос о том, как научиться хорошо петь.

Как научиться хорошо петь?

Многие из вас пишут мне о том, что не получается петь свободно, что часто зажимается горло при пении, что сбиваетесь со своей партии на другой голос. И даже если со мною в аудио — уроке вы поёте и у вас получается, то придя в храм и начав во время богослужения петь на клиросе, у многих возникает некий спазм в горле или зажим.

Почему так происходит? Как удержать на клиросе свою партию и не «уплыть» интонационно к соседу? И когда же всё — таки можно будет запеть на клиросе свободно и непринуждённо, наслаждаясь пением и славя Бога-Отца-Вседержителя?

Не секрет, что музыка — это очень сложный пласт обучения, ведь постигать азы и оттачивать своё мастерство музыканту приходится на протяжении всей своей жизни. Юный музыкант учится от семи и более лет в начальной музыкальной школе, затем его творческое образование продолжается в средних и высших музыкальных учебных заведениях.

Ваша покорная слуга не есть исключение. Я до сих пор учусь и совершенствую свой профессионализм в церковном пении. И хотя прошла весь этот путь от юного до зрелого музыканта, мне ещё предстоит улучшать и улучшать наше пение в храме. Ведь мне довелось лишь постичь верхушки того великолепного айсберга, что называется пением в церкви, пением на клиросе и пением вообще.

Так как же всё таки научиться хорошо петь на клиросе?

Про молитву не буду здесь упоминать, так как проговаривание богослужебного текста даже человеком не воцерковлённым будет отчасти молитвой, а вы, мои дорогие, наверняка все очень верующие и давно воцерковлённые. Думаю, что с этим у вас всё в порядке.

Но чтобы научиться грамотно и правильно петь на клиросе, недостаточно одной лишь молитвы или одних только музыкальных навыков. Здесь как у айсберга вся глубина скрыта от глаз. Мало обладать всего лишь знанием нотной грамоты. Нужно понимать суть богослужения, хотя бы примерно знать о чём или для чего то или иное песнопение или богослужебное действие.

Но и одно только знание всех церковных основ православного богослужения не даст вам полных знаний по пению церковному. Потому что это всего лишь одна сторона того самого айсберга. Чтобы начать хорошо петь на клиросе, нужно просто начать… петь (на этом самом клиросе).

Читайте так же:  Некрещеные умершие — Православный журнал «Фома»

Конечно, ни один регент — псаломщик не допустит вас сразу петь на клиросе. Сначала вы постоите и помолчите, мысленно пропевая с тем или иным голосом свою партию. Затем, после нескольких занятий (если регент проводит спевки), вам будет позволено петь простенькие гласовые песнопения, которые вы успели усвоить или, например, Ектении.

Практика, практика и ещё раз практика.

Но вы никогда не научитесь петь, если НЕ БУДЕТЕ ПЕТЬ. Раньше у вас были оправдания. Вы могли сказать о том, что не умеете петь потому что вас никто не учит. Сейчас нет никаких оправданий. Материал по церковному пению выложен у меня на блоге и продолжит пополняться песнопениями как гласовыми, так и неизменяемыми на богослужениях.

Просто берите и учите. Учите так, чтобы попроси я вас, подняв ночью спящего, спеть пятый стихирный или восьмой ирмосный гласы, и вы без сучка и задоринки могли бы это сделать. Свой голос, тот, которым на клиросе поёте. В своей тесситуре или тональности, но точно и чётко свой напев. А то ведь как ещё бывало у моих студентов, когда я преподавала в НПДУ.

Лучше качество, чем количество.

Учит, учит, некая Маруся первый тропарный глас. Выучила второй голос — спела. К следующему уроку учит первый. Тоже спела — значит сдала. А потом я её прошу вновь вспомнить второй голос и спеть мне. Так вот она его уже не помнит… забыла или сбивается при пении на первый, который только что мне сдала.

Вот и получается, что не выучен гласовый мотив. Не споёт такая певчая на клиросе, так как собьётся в пении сама и собьёт всех остальных своим неправильным звучанием. Не навреди! Что же ты делаешь? Это же храм! Поём Богу и всем Святым с Богородицею.

А если ты ещё и управляешь клиросом, то гласы тебе нужно знать на 300% лучше, чем твоим подопечным, что поют рядом. Развивать голос, чтобы суметь перепеть тех, кто «заедет» вдруг не туда, а ты своим голосом «вывезешь».

Нельзя плохо. Нужно отлично, великолепно, божественно, одухотворённо… Какой тут…одухотворённо. В ноты бы попасть и напев нужный текущего гласа вовремя вспомнить. Вот и получается, что не до божественности и одухотворённости тут… А зря. Лучше бы вообще пение на клиросе никогда в жизни не начинать, чем вот так…небрежно.

Не всё так плохо, мои родные. Я чуть — чуть сгустила краски, но вы сами подумайте, допустимо ли в храме петь небрежно, плохо, не зная напевы и суть богослужения? Конечно нет, ни в коем случае не допустимо. Но это всё поправимо. Только трудом и усердием можно добиться хорошего пения на клиросе.

В пении, как и во всём нужна тренировка.

И не просто добиться, а удержать певческое мастерство и продолжить улучшать. Ведь нет предела совершенству. Поэтому, чтобы научиться хорошо петь на клиросе, нужно заниматься по аудио — урокам, распеваться каждый день и петь, петь, петь, петь, петь, петь, петь, петь… Нужно ОЧЕНЬ МНОГО ПЕТЬ.

Всё время, слушать гласы, а потом воспроизводить их голосом. Сначала мысленно пропевать, слушая тот или иной напев гласа, потом начать учить свою партию. Петь вместе с аудио. Петь, свободно открывая рот с точностью воспроизводя всю мелодию. Не получается точно воспроизвести (вы часто это и сами слышите), снова только слушайте миллион раз (шутка)

, а потом вместе со мною воспроизводите.

И вот когда на миллион первый раз, вы, слава Богу, запомнили свой голос в шестом тропарном, начинайте петь его самостоятельно, без включенного аудио. Петь, смотря в ноты, воспроизводя звуки точно интонационно и правильно вокально. Ведь для этого всё уже есть. От вас требуется только желание и бесконечное усердие в освоении гласов.

И ещё. Если возникают трудности или есть непонятность, ребята мои родные, есть волшебная штука под названием СКАЙП, где я могу наглядно вам показать ГОЛОСОМ и подкорректировать ваше пение. То есть вместе с вами ВЫУЧИТЬ какой то неполучающийся фрагмент гласа. Чтобы не сбиваться в пении на клиросе, учите НАИЗУСТЬ тот или иной напев, и будет вам счастье. 😀

На богослужении вы будете сосредоточены уже на самом богослужении, а не на: «ой, а правильно ли я пою, а нужный ли голос, или напев, или звук издаю сейчас?» Всё в ваших руках, а Бог, видя ваше стремление обязательно поможет, как помог когда то мне. Абсолютно безграмотной в плане церковного пения и православного богослужения.

Зная гласовые песнопения, на клиросе можно спеть всю службу. Без нотных хоровых песнопений. Учите гласы и вы можете стать полезным в любом православном храме. И Бог нам всем в помощь.

Церковные песнопения Молитва слушать онлайн

Сестры Свято-Елисаветинского монастыря

Богородице Дево, радуйся

Православие. Сербские братья

Церковные песнопения — Молитва

Церковные песнопения,Молитва Богородице

Молитва к Пресвятой Богородице

Ангел хранитель мой

Церковные песнопения,Молитва Богородице

Помилуй, Господи прости

молитва свт.Николаю Чудотворцу.

Армянские церковные песнопения

Qristos haryav i mereloc

Абхазское церковное песнопение

Хор сестер Корецкого монастыря

Церковные песнопения обработка -Молитва Богородице

Свиридов (Песнопения и молитвы)

Молитва к Богородице

Царице моя преблагая

Покаянная молитва о Руси

Помилуй нас, Господи

Помилуй нас, Господи

Да воскреснет Бог!

Music by Rustam RADJA

Да исправится молитва моя

Да исправится молитва моя

стихи Давида Гурамишвили (неканоническое церковное песнопение)

Вай ра карги сачино

Царице Моя Преблагая.

Хор МП «Древнерусский распев»

Великий прокимен ‘Да исправится молитва моя’ с исоном

Все упование мое

ТК Союз. «У книжной полки»

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Книга «Врата покаяния». Благодатное время Великого поста — время сугубых молитв и духовного совершенствования. Как настроить свою душу на покаянный лад, как правильно понимать смысл великопостных церковных песнопений и чтений из Священного Писания, что ва

Молитва пение для начинающих
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here