1. Перед звоном на службе необходимо взять благословение у служащего священника, 2. На колокольне перед звоном необходимо помолиться. 3. Звонарь должен проводить профилактический осмотр колокольни раз в месяц.
Молитва перед звоном
Благовествуй земле радость велию, Хвалите небеса Божию славу. Господи, гласом звона сего священного, Всякое стремлени к ленности от сердца моего отжени. И спешно мя на молитву и всякое дело благое, Силою своею сотвори. Аминь.
Разновидности звонов
Благовест — одиночные удары в большой колокол. Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов. Перебор — по одному удару в каждый колокол от малого до большого с ударом «во вся». Перезвон — поочерёдные удары от большого к малым, без удара «во вся».
Водосвятный перезвон — удары от большого к малым по 7 ударов в каждый. Звон в двои – в два колокола — постовой и меньший, с ударом в оба колокола.
Распространенные ошибки
Нарушение ритмической основы. Благовестник в звоне всегда должен отбивать целые доли. Нельзя забывать про благовестник во время звона и нарушать равномерность его ударов.
Залипание языков. Язык колокола должен производить резкие точечные удары. Если звонарь передерживает язык — звон колокола заглушается.
Остановка при ошибках ритмических рисунках звона. Если вы совершили ошибку в звоне, нельзя останавливаться. Необходимо продолжить звон с тем же темпом, а, по возможности, повторить вашу ошибку (перебивку).
Звон на Всенощное бдение, Полиелей (вечер):
Перед службой (к Вечерне): за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих), затем трезвон.
Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон.
Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон.
Звон на «Честнейшую херувим»: от «Богородицу и Матерь Света…» до малой ектинье – благовест — 9 медленных (с промежутком 15-20 секунд)
По окончании службы: по прочтении 1-го часа – трезвон.
Звон на Литургию (утро):
К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон.
На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных (с промежутком 20-25 сек).
По окончании Литургии:трезвон (во время целования Креста).
Звон на Славословной, Шестеричной службе, без знака (вечер):
Перед службой (к Вечерне): за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих), затем трезвон.
По окончании службы: по прочтении 1-го часа – трезвон.
Профилактический осмотр колокольни
Визуальный осмотр балок (со временем могут прогнуться, необходима замена).
Осмотр хомутов всех колоколов. 2.1.Появилась ржавчина? При ржавении металл утончается, возможно падение колокола. Необходимо срочно покрасить хомуты (аккуратно накрыв колокол, чтоб не испачкать). 2.2. Все ли гайки закручены? При раскрученных гайках колокол может упасть с колокольни. Необходимо срочно закрутить гайки, поставить контргайки и/или граверы.
Визуальный осмотр языков. 3.1. На чем висит язык? Если язык подвешен на веревке или тросе возможно провисание языка. Необходимо срочно заменить крепление языка на S-образную петлю из металла. 3.2. Язык ударяет ниже ударного кольца? Колокол очень быстро разобьется и починить его уже будет невозможно. Необходимо срочно поднять язык до нужной высоты
Надежен ли помост звонаря. 4.1. Есть ли у помоста перила? Если нет перил велика вероятность упасть с него в зимнее время, а на Пасху с помоста (или колокольни) могут упасть прихожане. Установить перила. 4.2. Надежно ли закреплен помост (не шатается ли)? Срочно закрепить помост к стене и полу.
Установлен ли громоотвод на колокольне? Обычно, молния ударяет в самое высокое место – это крест колокольни, от чего колокольня может загореться. Это может случиться и во время звона. Необходимо уточнить у настоятеля (или старосты) наличие громоотвода.
Техническое состояние колокольни
Звонарь должен помнить и о своей безопасности и безопасности окружающих — проводить профилактический осмотр колокольни: балок, хомутов, языков и помоста. В зимнее время, при низкой температуре, колокольная бронза становится хрупкой и опасность раскола колокола возрастает. Основное правило безопасности во время звона: под колоколами не стоять, т.к. падение языков и колоколов чаще всего происходит именно во время звона.
Колокольня должна иметь громоотвод во избежание попадания в нее молний. Не рекомендуется хранить на колокольне горючие и легковоспламеняющиеся вещества. Помост должен быть прочно закреплен к полу, иметь перила и лестницу; на колокольню желательно провести освещение.
Язык колокола должен быть подвешен таким образом, чтобы «яблоко» точно ударяло в ударное кольцо колокола. При провисании языка и ударах ниже ударного кольца возможен раскол колокола. При этом колокол починить будет уже не возможно!
Московская Школа Звонарей Ильи Дроздихина
В Школу Звонарей принимаются все желающие в возрасте от 14 лет, набор – ежемесячный, адрес школы – Каширское шоссе, 59-4 (храм Николая Чудотворца в Сабурово).
При создании Школы мы постарались передать преемственность колокольных традиций, бережно сохраненных энтузиастами возрождения колокольного звона – ныне почившими звонарями Ростовского Кремля, архангельским звонарем Иваном Даниловым, звонарем Новодевичьего монастыря Владимиром Машковым и старшим звонарем Троице-Сергиевой Лавры игуменом Михеем (Тимофеевым), труды которых не прошли даром.
На качество звона влияет 3 фактора – это качество колоколов, профессионализм звонаря и качество подвески с системой управления. Таким образом, можно констатировать, что профессиональный звонарь при хорошей развеске колоколов даже на некачественных колоколах может позвонить хорошо, но вот непрофессиональный звонарь даже при хорошей развеске и на хороших колоколах не сможет достойно исполнить звон.
Система управления звоном
Система управления звоном предполагает управление всем колокольным набором одним человеком и делит все колокола, по русской традиции, на 3 группы.
Зазвонные – 3 самых маленьких (от 5 до 12 кг). Подзвонные — средние (от 16 до 290 кг). Благовестники– большие колокола (от 450 кг).
Малые колокола связываются в т.н. «замок» и управляются правой рукой звонаря. Средние колокола подвязываются в виде струн на пульт (высота от пола 1 метр) и управляются левой рукой. Большие колокола управляются ногой звонаря, для этого устанавливаются специальные педали под правую ногу.
За время нашей работы мы перепробовали огромное количество материалов для струн и педалей и пришли к выводу, что самым надежным и долговечным является стальная цепь.
Московские звоны – быстрые и пасхальные. В основе, разумеется, лежат равномерные удары благовестника (826 кг) на целую долю, средние (160 и 290 кг) отбивают половинки, а главная особенность этого звона – пропуски верхних ударов на зазвонных колоколах (9 кг).
Этот звон легко напеть: ТАМ – ТАРАТАМ – ТАРАТАРАТАРАТАМ – ТАРА…
Тренажеры для обучения
Устав церковного звона
Молитвы звонаря
Молитвы перед началом звона
Начало обычное
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Тропари:
Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.
Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших, Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.
И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.
Господи, помилуй. (12 раз)
Молитвы во время звона
Псалом 50
Символ Веры
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. 4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5. И воскресшаго в третий день по Писанием. 6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца. 8. И в Духа Святаго, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. 9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11. Чаю воскресения мертвых, 12. И жизни будущаго века. Аминь.
После звона
Достойно есть
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем.
Молитва звонаря
Не обижайте звонарей, не обижайте, Они ранимы, как их братья — воробьи, Хвалу молитвой перед звоном воздавайте Предвестникам Божественной любви!
Колокольцы, цветы небесной сини Явились как-то в полунощном сне Епископу Ноланскому, Павлину. Качали Ангелы, смеясь, цветы в траве
Их мелодичный звон был свеж, прекрасен, Святитель же растроган, вдохновлен, А сон понятен так, необычайно ясен, Чудесный колокол был им изобретен
И благовествует звонарь о Божьей славе Нам каждый раз, к служению зовя, А колокольный звон, скажу по праву, Есть гимн любви, молитва звонаря!
Не обижайте звонарей, не обижайте, Они ранимы, как их братья — воробьи, Хвалу, как Славу Божью, воздавайте Несущим весть Божественной любви!
О звоне к богослужению и во время богослужения
Православные христиане созываются к богослужению в храм посредством звона в колокола. Колокольный звон возвещает так же и неприсутствующим в храме о важнейших моментах Православного богослужения. Наконец, колокола радуются и спразднуют с нами, проповедуют миру о грядущем Воскресении.
В настоящее время число колоколов на церковных звонницах бывает различным, но в основном, там имеется никак не меньше 4–х, а чаще всего 6–8 колоколов. Мы уже упоминали о чине звона (благовеста и трезвона) к малой вечерни и всенощному бдению. Там мы говорили как устраивается звон при 7–ми колокольной звоннице. Теперь же мы скажем о звоне при 4–х колокольной развеске. На такой звоннице имеется 4 колокола. Это, 1–й – большой, воскресный колокол, 2–й – полиелейный, 3–й – вседневный и 4–й – зазвонный.
В воскресные и праздничные дни, когда совершается бдение, благовестить к бдению и к поздней литургии надо в первый, большой колокол, трезвонить же во все колокола.
В воскресные и праздничные дни к ранней литургии, а в дни полиелейных святых и в предпразднества и отдания Господских и Богородичных праздников – ко всем службам благовестить в полиелейный, второй колокол, трезвонить же во 2–й, 3–й и 4–й колокола.
В остальные дни благовестить ко всем службам в повседневный, третий колокол, трезвонить же в 3–й и 4–й колокола.
Порядок звона при служении всенощного бдения
Благовест к бдению производится 15–25 минут, затем следует троекратный – «в три стиха» звон во все колокола (трезвон) (см. стр. 13).
Во время пения тропаря по «Ныне отпущаеши» производится двукратный – «в два стиха» второй звон во все колокола (см. стр. 44).
Во время пения прокимна перед чтением Евангелия производится однократный – «в один стих» третий звон во все колокола (см. стр. 55).
На 9–ю песнь канона производится благовест в 25 ударов в большой колокол (см. стр. 62).
Когда за бдением в церкви присутствует архиерей, после бдения должен производиться «проводной» звон, начинающийся с пением «Под Твою милость» или кондака по 1–м часе.
К обычному вечернему богослужению благовестить надо 15 минут, перед 9–м часом. По прочтении 9–го часа – должен быть троекратный звон во главе с тем колоколом, в который производился благовест.
К утрени благовестить в конце полунощницы, 5 минут. По прочтении же полунощницы творить троекратный звон, как в начале вечерни.
Если утреня полиелейная, то производится однократный звон во время прокимна перед Евангелием; на 9–ю песнь производится благовест в 25 ударов.
Порядок звона при служении Божественной литургии
При служении и ранней, и поздней литургии наблюдается единый порядок колокольного звона: благовест производится 15 минут (см. стр. 71), перед началом чтения часов, а по прочтении часов бывает троекратный звон (см. стр. 74).
На «Достойно» 262 , во время «Верую», производится благовест в 50 ударов (см. стр. 126).
Единственное различие звона при ранней и поздней литургиях, это то, что благовест перед началом ранней литургии совершается редким ударением, а благовест перед поздней литургией – частым.
Когда служит архиерей, благовест к началу литургии, во время шествия, заменяется звоном во все колокола, а по окончании шествия снова производится благовест в один колокол и продолжается (все время облачения архиерея) до начала часов.
После литургии бывает проводной звон.
Порядок звона при других службах
При совершении водосвятия, от начала молебна до погружения креста, производится перебор всех колоколов от большого до малого по 25 ударов в каждый колокол, а при троекратном погружении креста – троекратный, с малыми остановками, звон во все колокола.
При совершении панихид производятся редкие удары в один большой колокол, а при пении «Вечная память» – однократный звон во все колокола, при ударах в большой «через край».
При совершении молебнов, на многолетии производится троекратный звон или однократный, в зависимости от того, сколько раз поется «Многая лета».
Некоторые указания звонарю
Колокольный звон является равноценным храмовым священнодействием, поэтому:
всякий колокольный звон должен производиться только с благословения настоятеля или служащего священника;
всякий колокольный звон должен сопровождаться молитвою: если Церковный Устав указывает, что именно надо читать в данном случае, то указанною в Церковном Уставе, если же не указывает, то молитвою «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грепшаго», со слежением по лестовке (четкам) за количеством ударений в колокола.
Звонарь должен наблюдать (а помогает ему в этом церковный староста или один из его помощников), чтобы звоны перед богослужением, а в особенности во время его, не запаздывали, но производились в точно указанное Уставом время (не, как это часто случается, во время чтения шестопсалмия или Евангелия, но перед чтением).
Здесь имеется в виду песнопение «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну н Святому Духу. ».
Источник: По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. САТИСЪ. Санкт–Петербург. 2011
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Молитва звонаря перед звоном
Аудио
Поделиться:
Нравится:
Предыдущие выпуски
26 мая 2017 г. Слово веры (Киров). Память благоверных князей Бориса и Глеба
12 мая 2017 г. Слово веры (Киров). О патриотизме
5 мая 2017 г. Слово веры (Киров). Радоница на приходе Троицкого храма села Бахта
28 апреля 2017 г. Слово веры (Киров). Духовность в фотоработах и жизни Сергея Склярова
Помощь телеканалу
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
«Православная газета»
Мы в контакте
Последние телепередачи
24 марта 2020 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)
Читаем Ветхий Завет. 24 марта
23 марта 2020 г. «Из жизни епархии» (Уварово)
Из жизни епархии (Уварово). Выпуск от 23 марта
23 марта 2020 г. «Преображение» (Челябинск)
Преображение (Челябинск). Выпуск от 23 марта
23 марта 2020 г. «Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко
«Благая часть» с протоиереем Евгением Попиченко. Выпуск от 23 марта
23 марта 2020 г. «Преображение с протоиереем Димитрием Предеиным» (Одесса)
Преображение (Одесса). Святитель Григорий Двоеслов, Великий, папа Римский
Вопросы и ответы
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, .
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало .
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, .
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые .
Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.
Молитвенное правило
Итак, молитва для православного христианина — это беседа, общение с Богом. Обращение к Господу в молитве — потребность души верующего человека, недаром святые отцы называли молитву дыханием души.
Исполняя ежедневное молитвенное правило, нужно помнить о двух вещах.
Первое. Ежедневная молитва потому и называется правилом, что обязательна к исполнению. Каждый православный христианин молится утром и перед сном; он молится и перед едой, а после еды благодарит Бога. Христиане молятся перед началом всякого дела (работы, учебы и др.) и по его окончании. Перед началом работы читается молитва «Царю Небесный. » или специальные молитвы на начало всякого дела. По окончании дела обычно читается молитва Богородице «Достойно есть». Все эти молитвословия содержатся в православном Молитвослове.
Итак, в молитвенной жизни должна быть регулярность и дисциплина. Ежедневное молитвенное правило нельзя пропускать и молиться только тогда, когда захочется и будет настроение. Христианин — воин Христов, в крещении он принимает присягу на верность Господу. Жизнь всякого воина, солдата называется службой. Строится она по особому распорядку и уставу. И православный человек также несет свою службу, совершая молитвенное правило. Эта служба Богу проходит по уставам Церкви.
Второе, о чем следует помнить, исполняя правило: нельзя превращать ежедневную молитву в формальное вычитывание положенных молитвословий. Бывает, что священнику на исповеди приходится слышать: «Начал читать утренние молитвы и только на середине понял, что читаю вечернее правило». Значит, чтение было чисто формальным, механическим. Оно не дает духовных плодов. Чтобы исполнение правила не превратилось в формальную вычитку, нужно читать его не торопясь, лучше вслух или вполголоса, вдумываясь в смысл молитвы, стоя благоговейно — ведь мы предстоим Самому Богу и разговариваем с Ним. Собираясь молиться, нужно собрать себя, успокоиться, отогнать все житейские мысли и попечения. Если во время чтения молитв пришло невнимание и посторонние помыслы и мы перестали обращать внимание на читаемое, нужно остановиться и начать читать молитву заново, уже с должным вниманием.
Новоначальному христианину бывает трудно сразу читать полное молитвенное правило. Тогда с благословения духовного отца или приходского священника он может выбрать из Молитвослова хотя бы несколько утренних и вечерних молитв. Например, три или четыре, и молиться по этому сокращенному правилу, постепенно прибавляя по одной молитве из Молитвослова — как бы восходя «от силы в силу».
Конечно, человеку, делающему первые шаги в духовной жизни, непросто выполнить полное правило. Он еще многого не понимает. Церковнославянский текст для него пока еще сложен для восприятия. Следует приобрести небольшой словарь церковнославянских слов, чтобы лучше понять смысл читаемых текстов. Понимание и навык молитвы обязательно придет со временем, если человек искренне хочет понять прочитанное и не стоит на месте в молитвенной жизни.
В утренних молитвах христиане просят у Бога благословение на день грядущий и благодарят Его за ночь прошедшую. Вечерние молитвы готовят нас ко сну, а также являются исповеданием грехов минувшего дня. Кроме утреннего и вечернего правила, православный человек в течение всего дня должен хранить память о Боге и мысленно к Нему обращаться. Без Меня не можете делать ничего, — говорит Господь (Ин 15, 5). Всякое дело, даже самое простое, нужно начинать хотя бы с краткой молитвы о помощи Божией в наших трудах.
Очень многие матери грудных детей жалуются, что у них совсем не остается времени на ежедневное правило. Действительно, когда ребенок растет и о нем нужно заботиться днем и ночью, исполнять полное молитвенное правило очень непросто. Здесь можно посоветовать постоянно творить внутреннюю молитву в течение дня и во всех делах и заботах просить у Бога помощи. Это относится не только к матери маленьких детей, но и к любому православному христианину. Так наша жизнь будет проходить с постоянной памятью о Боге и мы не забудем Его в суете мирской.
Молитвы условно подразделяются на просительные, покаянные, благодарственные и славословные. Конечно, мы не только должны обращаться к Господу с просьбами, но обязаны непрестанно благодарить Его за бесчисленные Его благодеяния. И, главное, должны уметь видеть в своей жизни дары Божии и ценить их. Нужно взять за правило: в конце дня вспоминать все то хорошее, что было послано от Бога в день минувший, и читать благодарственные молитвы. Они есть в любом полном Молитвослове.
Кроме обязательного молитвенного правила, каждый православный человек может взять на себя и сугубое правило. Например, читать в течение дня каноны, акафисты. Особенность построения акафиста в повторяющемся многократно слове «радуйся». Поэтому он отличается особым радостным настроем. В древности в духовной жизни христианина особое место занимало ежедневное чтение псалмов.
Чтение канонов, акафистов, псалмов помогает в скорбные или тяжелые периоды жизни. Например, канон молебный Богородице (он есть в Молитвослове) читается во всякой скорби душевной и обстоянии, как сказано в самом его названии. Если христианин хочет взять на себя особое молитвенное правило (читать каноны или, например, творить молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» по четкам), он должен взять на это благословение духовного отца или приходского священника.
Кроме постоянного молитвенного правила, христианин должен регулярно читать Священное Писание Нового Завета.
Можно услышать такое мнение: зачем так часто обращаться к Богу со своими просьбами, молитвами? Господь и так знает, в чем мы имеем нужду. Мол, обращаться к Богу нужно лишь в особых случаях, когда это действительно необходимо.
Такое мнение — всего лишь оправдание собственной лени. Бог — Отец наш Небесный, и как всякому Отцу, Ему хочется, чтобы Его дети общались с Ним, обращались к Нему. И Божия благодать, и милость к нам не могут оскудеть никогда, сколько бы мы ни обращались к Богу.
Вспоминается такая притча:
В доме богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол был изысканный, и подали лучшие яства. Сели за стол. Все смотрели на священника и думали, что теперь он помолится перед едой. Но священник сказал: «Хозяин должен молиться за столом, он — первый молитвенник в семье».
Наступило неловкое молчание: в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: «Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. К чему делать одно и то же каждый день, каждый год? Нет, мы не молимся». Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала: «Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить “доброе утро”?»
Колокольные звоны в период святой Четыредесятницы
С наступлением Великого поста в богослужебной практике происходят значительные изменения. Они касаются не только чтения и пения, но также и порядка колокольных звонов. О том, как правильно, согласно уставу, совершать колокольные звоны в период святой Четыредесятницы, рассказывает известный московский звонарь, преподаватель кампанологии Сретенской духовной семинарии Николай Завьялов.
Зимний колокол. Фото: Н.Завьялов
С наступлением Великого поста в богослужебной практике происходят изменения. Меняется порядок чтения кафизм: чтения становится больше, а пения – меньше; характер пения меняется, становится более сдержанным. Появляются разновидности звонов, присущие только периоду Великого поста, например часовые.
Великий пост начинается не сразу, существует период «приуготовительный», когда в воскресных евангельских чтениях уже появляются темы, ориентированные на приближение великой Четыредесятницы.
В приуготовительные дни к Великому посту, в среду и пятницу сырные, не совершается литургии, а совершается чтение Часов по великопостному образцу. Однако звонить великопостным звоном (часить) еще пока не нужно. На это в Типиконе и указывается в 49-й главе: «На часех в кампан не ударяем».
В Прощеное воскресенье к вечерне благовестят в праздничный колокол. По окончании вечерни во время чина прощения – звон в двои (в два колокола – часовой и меньший, следующий за ним по величине; впрочем, это не является обязательным и из соображений улучшения благозвучия иногда используются просто два малых колокола, наиболее подходящих для этого звона).
При наступлении Четыредесятницы во весь ее период перед началом 3-го часа совершают три удара в Постный колокол: перед 6-м – шесть ударов, перед 9-м – девять ударов.
К вечерне, утрене и литургии Преждеосвященных Даров – звон в двои.
Если молящиеся расходятся из храма после чтения 3-го или 6-го часа (как бывает в монастырях), то согласно указаниям Типикона «кандиловозжигатель ударяет в древо», а к началу часа «по первом же Трисвятом ударяет в кампан». В современном варианте «ударение в древо» может быть в виде благовеста в постный колокол (поскольку била теперь используют довольно редко), а уже затем, в положенном месте, – удары в часовой колокол.
В понедельник к полунощнице«знаменает параекклесиарх к свету коснее вечерняго ради утешения» (Типикон, гл. 49).
Это означает, что благовест отличается от обычного большим интервалом между ударами. Например – через молитву «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», как это принято было, например, в Троице-Сергиевой лавре.
Следующее указание в Типиконе: «Ударяет кандиловозжигатель в било довольно, и собираемся в церковь». Этот звон совершается для того, чтобы собирались в церковь, а далее звоны обозначают тот час, который в настоящее время предстоит читать в храме.
Перед началом 3-го часа: «Кандиловозжигатель же, взем благословение у настоятеля, изшед ударяет в кампан трижды».
О 6-м часе: «Кандиловозжигатель же, сотворив обычный поклон предстоятелю, изшед ударяет в кампан шесть крат».
На 9-м часе: «Кандиловозжигатель, взем благословение у настоятеля, ударяет в великое древо, и собравшиеся в церковь, благословившу иерею, поем 9-й час».
И далее, так же как и в начале, после обычного начала: «Параекклесиарх же, изшед, ударяет в кампан 9 крат, и поем час 9-й, трипсалмный».
Изобразительны совершаются сразу после 9-го часа и особенным звоном не обозначаются.
С понедельника до четверга 1-й седмицы на повечериях совершается чтение Великого канона Андрея Критского. В эти дни к повечерию предписывается: «Входит свещевозжигатель и, сотворив поклон предстоятелю, изшед биет в било 12, и собираемся вси в церковь».
В настоящее время совершается благовест в постный колокол.
Всреду и пятницу во весь период Великого поста служится литургия Преждеосвященных Даров.
Перед вечерней совершают звон в двои (поскольку литургия служится в соединении с вечерней). «Параекклесиарх же, поклон сотворив настоятелю, и благословение взем, и шед звонити».
И еще: «На блаженнах глаголем Предтечи… Господи, помилуй 40 и поклоны 3 великих, и в то время параекклесиарх знаменует в два кампана. И по триех поклонах великих глаголем: Приидите поклонимся: и поем вечерню».
Здесь мы видим конкретное указание на момент совершения звонов (именно этот вопрос является наиболее часто задаваемым: «В какой момент звонят в двои перед литургией Преждеосвященных Даров?» Отвечаем: «Перед началом вечерни, согласно Типикону»).
В следующие седмицы таких подробных указаний относительно звонов уже не дается, и мы можем предположить, что 1-я седмица являет собою образец совершения звонов на весь период поста, если на этот счет нет каких-либо специальных указаний.
В период поста не совершаются службы с полиелеем, кроме 24 февраля (обретения главы Иоанна Предтечи) и 9 марта (день 40 мучеников Севастийских). В эти дни полагается полиелейный звон. Ради этого отменяются часовые звоны: «Егда же поем поилелей, на часех в кампан не ударяем».
На время поста не следует менять характер воскресных звонов. Воскресенье – малая Пасха.
В субботние и воскресные дни пост на службу отлагается, совершается полная литургия. Следовательно, уже в пятницу к великому повечерию не полагается великих поклонов, и соответственно – к вечерним службам положены звоны не постные.
К вечерням в воскресные дни полагается благовест в большой колокол, поскольку собственно пост наступает после вечерни, и еще потому, что на этих вечернях совершается вход, возглашается Великий Прокимен.
Каждый воскресный день в период Великого поста празднуется особо.
Внеделю 3-ю, Крестопоклонную, в чине выноса креста совершается перезвон по одному удару в каждый колокол перед выносом креста (на великом славословии), а в момент шествия с крестом на середину храма совершается трезвон «во вся», который продолжается до возложения креста на аналой.
Указаний на это в Типиконе нет, но в дошедших до нас уставах московского Успенского и новгородского Софийского соборов этот звон присутствует. В настоящее время этот звон уже повсеместно вошел в чин всенощной и стал традиционным. Автор полагает, что это заимствовано из чина празднования Крестовоздвижения.
Всреду 5-й седмицы «звон в красныя: такожде и в четверток ко утрени и вечерни».
Красными именовали колокола среднего размера за их высокий красивый голос. В данном случае предписывается совершать трезвон без больших колоколов.
Этот праздник именуется иногда Стояние Марии Египетской, поскольку вместе со службой, посвященной памяти прп. Марии Египетской, вычитывается весь Великий канон Андрея Критского в один прием. В четверг совершается литургия Преждеосвященных Даров. Полагается, как указано в Учебном уставе Константина Никольского, благовест в полиелейный колокол; трезвон – «во все кроме первого».
Такой же звон совершается и впятницу вечером к службе, которая именуется Суббота акафиста.
Впяток 6-й седмицы Четыредесятница заканчивается, вместе с этим прекращается использование характерных для этого периода часовых звонов.
В субботу, именуемойЛазаревой субботой, совершается благовест в праздничный колокол, трезвон – во все без праздничного. Указаний в Типиконе об этом нет (есть в других уставах, например в чиновнике новгородского Софийского собора). Во многих местах звон к этой службе совершается в праздничный колокол, и так же, как и в неделю Крестопоклонную, звон этот уже стал традиционным.
Памятка для звонаря
Основные положения
1. Перед звоном на службе необходимо взять благословение у служащего священника, 2. На колокольне перед звоном необходимо помолиться. 3. Звонарь должен проводить профилактический осмотр колокольни раз в месяц.
Молитва перед звоном
Благовествуй земле радость велию, Хвалите небеса Божию славу. Господи, гласом звона сего священного, Всякое стремлени к ленности от сердца моего отжени. И спешно мя на молитву и всякое дело благое, Силою своею сотвори. Аминь.
Благовест — одиночные удары в большой колокол. Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов. Перебор — по одному удару в каждый колокол от малого до большого с ударом «во вся». Перезвон — поочерёдные удары от большого к малым, без удара «во вся».
Водосвятный перезвон — удары от большого к малым по 7 ударов в каждый. Звон в двои – в два колокола — постовой и меньший, с ударом в оба колокола.
Распространенные ошибки
Нарушение ритмической основы. Благовестник в звоне всегда должен отбивать целые доли. Нельзя забывать про благовестник во время звона и нарушать равномерность его ударов.
Залипание языков. Язык колокола должен производить резкие точечные удары. Если звонарь передерживает язык — звон колокола заглушается.
Остановка при ошибках ритмических рисунках звона. Если вы совершили ошибку в звоне, нельзя останавливаться. Необходимо продолжить звон с тем же темпом, а, по возможности, повторить вашу ошибку (перебивку).
Звон на Всенощное бдение, Полиелей (вечер):
Перед службой (к Вечерне): за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих), затем трезвон.
Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон.
Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон.
Звон на «Честнейшую херувим»: от «Богородицу и Матерь Света…» до малой ектинье – благовест — 9 медленных (с промежутком 15-20 секунд)
По окончании службы: по прочтении 1-го часа – трезвон.
Звон на Литургию (утро):
К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон.
На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных (с промежутком 20-25 сек).
По окончании Литургии:трезвон (во время целования Креста).
Звон на Славословной, Шестеричной службе, без знака (вечер):
Перед службой (к Вечерне): за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих), затем трезвон.
По окончании службы: по прочтении 1-го часа – трезвон.
Профилактический осмотр колокольни
Визуальный осмотр балок (со временем могут прогнуться, необходима замена).
Осмотр хомутов всех колоколов. 2.1.Появилась ржавчина? При ржавении металл утончается, возможно падение колокола. Необходимо срочно покрасить хомуты (аккуратно накрыв колокол, чтоб не испачкать). 2.2. Все ли гайки закручены? При раскрученных гайках колокол может упасть с колокольни. Необходимо срочно закрутить гайки, поставить контргайки и/или граверы.
Визуальный осмотр языков. 3.1. На чем висит язык? Если язык подвешен на веревке или тросе возможно провисание языка. Необходимо срочно заменить крепление языка на S-образную петлю из металла. 3.2. Язык ударяет ниже ударного кольца? Колокол очень быстро разобьется и починить его уже будет невозможно. Необходимо срочно поднять язык до нужной высоты
Надежен ли помост звонаря. 4.1. Есть ли у помоста перила? Если нет перил велика вероятность упасть с него в зимнее время, а на Пасху с помоста (или колокольни) могут упасть прихожане. Установить перила. 4.2. Надежно ли закреплен помост (не шатается ли)? Срочно закрепить помост к стене и полу.
Установлен ли громоотвод на колокольне? Обычно, молния ударяет в самое высокое место – это крест колокольни, от чего колокольня может загореться. Это может случиться и во время звона. Необходимо уточнить у настоятеля (или старосты) наличие громоотвода.
Техническое состояние колокольни
Звонарь должен помнить и о своей безопасности и безопасности окружающих — проводить профилактический осмотр колокольни: балок, хомутов, языков и помоста. В зимнее время, при низкой температуре, колокольная бронза становится хрупкой и опасность раскола колокола возрастает. Основное правило безопасности во время звона: под колоколами не стоять, т.к. падение языков и колоколов чаще всего происходит именно во время звона.
Колокольня должна иметь громоотвод во избежание попадания в нее молний. Не рекомендуется хранить на колокольне горючие и легковоспламеняющиеся вещества. Помост должен быть прочно закреплен к полу, иметь перила и лестницу; на колокольню желательно провести освещение.
Язык колокола должен быть подвешен таким образом, чтобы «яблоко» точно ударяло в ударное кольцо колокола. При провисании языка и ударах ниже ударного кольца возможен раскол колокола. При этом колокол починить будет уже не возможно!
Московская Школа Звонарей Ильи Дроздихина
В Школу Звонарей принимаются все желающие в возрасте от 14 лет, набор – ежемесячный, адрес школы – Каширское шоссе, 59-4 (храм Николая Чудотворца в Сабурово).
При создании Школы мы постарались передать преемственность колокольных традиций, бережно сохраненных энтузиастами возрождения колокольного звона – ныне почившими звонарями Ростовского Кремля, архангельским звонарем Иваном Даниловым, звонарем Новодевичьего монастыря Владимиром Машковым и старшим звонарем Троице-Сергиевой Лавры игуменом Михеем (Тимофеевым), труды которых не прошли даром.
На качество звона влияет 3 фактора – это качество колоколов, профессионализм звонаря и качество подвески с системой управления. Таким образом, можно констатировать, что профессиональный звонарь при хорошей развеске колоколов даже на некачественных колоколах может позвонить хорошо, но вот непрофессиональный звонарь даже при хорошей развеске и на хороших колоколах не сможет достойно исполнить звон.
Система управления звоном
Система управления звоном предполагает управление всем колокольным набором одним человеком и делит все колокола, по русской традиции, на 3 группы.
Зазвонные – 3 самых маленьких (от 5 до 12 кг). Подзвонные — средние (от 16 до 290 кг). Благовестники– большие колокола (от 450 кг).
Малые колокола связываются в т.н. «замок» и управляются правой рукой звонаря. Средние колокола подвязываются в виде струн на пульт (высота от пола 1 метр) и управляются левой рукой. Большие колокола управляются ногой звонаря, для этого устанавливаются специальные педали под правую ногу.
За время нашей работы мы перепробовали огромное количество материалов для струн и педалей и пришли к выводу, что самым надежным и долговечным является стальная цепь.
Московская традиция звона
Московские звоны – быстрые и пасхальные. В основе, разумеется, лежат равномерные удары благовестника (826 кг) на целую долю, средние (160 и 290 кг) отбивают половинки, а главная особенность этого звона – пропуски верхних ударов на зазвонных колоколах (9 кг).
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).
Этот звон легко напеть: ТАМ – ТАРАТАМ – ТАРАТАРАТАРАТАМ – ТАРА…