Содержание
Молитва при каждении ладаном
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, совершается ли каждение дома мирянами? И если можно расскажите о последовательности и молитвах при каждении мирянами. Спасибо.
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
В древности на Руси был благочестивый обычай кадить фимиамом свои дома. Некоторые верующие возрождают эту традицию. При этом надо использовать не кадило, которым пользуются священнослужители, а кацею – кадильницу с ручкой. Обходя комнаты в доме и совершая кадилом крестное знамение, можно произносить 90-й и 100-й псалмы, а также молитву «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его» (из вечернего молитвенного правила).
18 марта 2008 г.
При перепечатке ссылка
на Православие.Ru обязательна
Молитва при каждении ладаном
Почему во время службы священник окуривает кадилом людей?
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
В религиозной обрядовой символике фимиам обозначает молитву. На это указано в Священном Писании: «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр.5:8). Как благовонный дым легко поднимается вверх, так и искренняя молитва, исходящая от очищенного сердца, должна возноситься к Богу. Как фимиам имеет приятный запах, так и моление, совершаемое с любовью и смирением, угодны Господу. Св. апостол Павел говорит: «подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф.5:1-2). В приведенных словах мы находим мысль, что ветхозаветное каждение было прооброзом благоухания подвига Спасителя мира. Когда за очередной ропот Бог стал поражать израильтян, первосвященник Аарон, войдя в среду народа, стал совершать каждение, гнев Божий прекратился (Числ.16:41-48). Грех был прощен. Св. пророк Захария во время каждения в храме получил весть от Ангела Господня о рождения сына – Предтечи Господа великого Иоанна (Лк.1:11).
Не любят также демоны, когда горит лампада или возжигается свеча. Совершая установленные Церковью обрядовые действия, христианин должен помнить, что они имеют значение и силу, только тогда, когда от сердца нашего исходит чистый фимиам смирения, любви и благодарения к Богу. Господь говорит: «от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Мал.1:11).
Кадило, каждение
Кади́ло – (греч. θυμιατός (фимиатос), θυμιατήριον (фимиатирион), λιβανωτός (ливанотос)) – металличекий сосуд, используемый в литургической практике Православной и Католической Церквей для совершения каждения (курения ладана — важнейшего символического действия, совершаемого во время богослужения).
С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан (фимиам). При сгорании он образует благовонный (ароматный) дым.
Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена. Достаточно вспомнить жертву праведного Авеля.
Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ ( Исх.30:1-9 ).
Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан.
Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу ( Откр.8:3-5 ).
Христиане стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение.
На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.
По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу.
Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется Кадилом благовонным.
Когда священник кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздаёт честь и хвалу Богу. Каждение людей символизирует благословение и схождение Святого Духа.
Молитва перед началом каждения
Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа».
Из этой молитвы ясно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.
Виды каждения: полное и малое
Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться.
Каждение, как служение дьякона
Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с возглашением молитвенных прошений — ектений. Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.
Действия прихожан во время каждения
В ответ на каждение принято кланяться. Во время каждения всего храма достаточно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться, нет необходимости крутиться вокруг своей оси.
Могут ли миряне самостоятельно совершать каждение дома?
Не существует чина освящения кадила, но существует традиция, согласно которой священнослужители кадят в храме кадилом с цепочками, а миряне в своих жилищах используют кацею.
В качестве топлива для каждения применяют уголь, он продается в виде таблеток, которые легко разжигаются при помощи спичек (быстроразжигающиеся таблетки) или на плите (обычные таблетки). Ладан используйте только хорошего качества, чтобы получить действительно благовонный фимиам.
Обходя комнаты в доме и совершая кадилом крестное знамение, можно произносить 90-й и 100-й псалмы, а также молитву Честному Кресту.
Кадило и паникадило – это разные предметы!
- Кадило – металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан; во время богослужения кадило раскачивают и встряхивают, распространяя благовония.
Ручное кадило в форме ковша именуется кацией. - Паникадило– большая свечная люстра или канделябр в храме.
Теперь вы не перепутаете кадило с паникадилом, как это сделал русский классик: Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле (И.С. Тургенев).
Изображение кадила на иконах
С кадилом в руках изображают первосвященника Аарона и святых архидиаконов Стефана и Лаврентия (их иконы можно встретить на диаконских вратах иконостаса — они находятся по обе стороны от центральных царских врат).
«Каждение приготовляет нас к службе «вонею благоухания». Духовному, «умному» богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями».
Михаил Скабалланович. Толковый типикон.
Значение каждения в Православной Церкви
Каждение в храмах Божиих пред священными предметами и при совершении жертвоприношения Богу ведет свое начало с глубокой древности. Из Священного Писания известно, что Сам Господь через Моисея повелел Аарону совершать каждение в скинии утром и вечером перед кивотом Завета ( Исх. 30, 7–8 ). Далее в Библии сказано, что Моисей по велению Божию совершил благовонное каждение над золотым жертвенником, и покрыло облако скинию, и слава Господня наполнила ее ( Исх. 40:27, 34 ).
Святой апостол Иоанн Богослов в Откровении указывает, что видел ангела, который возносил к Богу молитвы святых посредством каждения. «И пришел… ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник… И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки ангела пред Бога» ( Откр. 8:3–4 ).
Из этих слов Священного Писания ясно, что каждение является неотъемлемой частью богослужения и выражает, во–первых, Божественную любовь, изливающуюся на весь род человеческий, а во–вторых – благодать Святого Духа, которая таинственно всех освящает и услаждает 1 , а также способствует молящимся возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего.
Во время богослужения, по установившейся в Православной Церкви практике, полное каждение совершается в начале всенощного бдения во время пения 103-го псалма, на вечерне – при пении стихиры на «Господи воззвах»; на утрени – во время чтения двупсалмия, на полиелее, на 9-й песни канона и на Божественной литургии после проскомидийного отпуста. На последнем каждении следует остановиться более подробно.
После окончания проскомидии диакон берет горящее кадило в правую руку, вложив в него ладан, и идет на горнее место, где трижды осеняет себя крестным знамением; затем обращается к священнослужителю, совершающему проскомидию, со словами: «Благослови, владыко, кадило». Последний, благословляя кадило крестообразно рукой, произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христосе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в принебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятого Твоего Духа». Эта молитва утверждает истину, что Дух Святой всегда присутствует в Церкви Христовой, особенно во время совершения Божественной Литургии.
Далее диакон, открыв завесу царских врат, начинает совершать каждение крестообразно 2 вокруг Престола сначала с западной его стороны, а затем с южной, восточной, и наконец, с северной. Совершая каждение святой трапезы диакон читает тропарь св. Иоанна Дамаскина: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный». В слова этого тропаря святой Отец вложил глубочайший догматический смысл, а именно – отобразил погребение Спасителя, а также то, что Он как Бог вездесущий, необъемлемый, неописуемый пребывал и во гробе, и в раи с разбойником, на престоле со Отцем, в то же время с душой был в аде, оттуда вывел души всех людей, которые ожидали Его пришествия.
Этот тропарь читается диаконом во время каждения престола еще и потому, что эта святая трапеза, по мысли епископа Виссариона, является подобием гроба Христова 3 и Горним Престолом Всевышнего 4 , на котором пребывает вечно Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
Закончив каждение престола, диакон затем кадит весь алтарь, т.е. горнее место, жертвенник 5 ( ибо на нем – св. Дары), далее иконы на правой стороне от себя, потом – на левой и икону над царскими вратами, затем кадит священнослужителей в алтаре и всех присутствующих, а если здесь находится архиерей, то сначала его трижды по три.
Затем диакон выходит через северные двери, кадит царские врата, правую и левую стороны иконостаса и потом певцов и народ. Далее совершается каждение всего храма, начиная с восточной стороны в направлении в южной (по солнцу), и молящихся. Возвратившись на амвон, диакон кадит местные иконы – Спасителя и Божией Матери – и уходит южными дверями в алтарь 6 , где снова кадит святой престол с западной стороны, потом идет на горнее место и кадит оттуда служащего священника, а если присутствует архиерей, то только его три раза.
Отдав кадило пономарю, диакон делает крестное знамение на горнем месте и поклон священнику. Во время каждения алтаря и храма диакон, согласно уставу, должен читать 50–й псалом, в котором он выражает свое смирение пред величием Божиим и умоляет Творца простить его согрешения.
Возношение благовонного фимиама во время каждения икон и молящихся означает то, что посредством его воздается особая честь святым, а священнослужители и народ освящаются невидимой благодатью Святого Духа. Блаженный Симеон Солунский по этому поводу пишет: «Священник, … кадит Престол, храм и всех, священным вещам воздавая честь, как вещам божественным, а предстоящих освящая. Потому, начиная с святого святых – престола, он кадит все по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая его, и через молитву принося и вознося его Христу с молением о том, да принято будет кадило горе и да ниспослется нам благодать Всесвятого Духа; таким образом через фимиам мы приемлем благодать, и никто пусть не пренебрегает каждением» 7 .
Кроме воздаваемых почестей святым иконам и освящения всех присутствующих, каждением диакон побуждает молящихся возносить усердную молитву к Престолу Вышнего, и не только возноситься умом к Богу, но и жизнь свою проводить так, чтобы она благоухала подобно фимиаму, о чем и говорит апостол Павел: «Мы Христово благоухание Богу…» ( 2Кор. 2:15 ).
Итак, каждение за богослужением должно исполняться обязательно всеми священнослужителями с благоговением и страхом Божиим, потому что через это видимое действие все в храме освящаются и таинственным образом приобщаются благодати Святого Духа. Пренебрегая каждением, пастырь Церкви Христовой тем самым лишает себя, а также своих пасомых благодатного воздействия Духа Божия, молитвенного общения с торжествующей Церковью.
Таинственное толкование на литургию блаженного Симеона, митроп. Фессалоникийского. М., 1916 г., стр.16.
Типикон, гл. 22. Крестообразное каждение в церковном употреблении, по мысли проф. М. Скабаллановича, совершалось тогда, когда кадильница была без цепочек. В настоящее время оно заменено троекратным возношением кадила пред каждым священным образом. Толковый Типикон. Киев, 1913, стр. 54.
Епископ Виссарион. Толкование на Божественную литургию. СПб., 1895, стр. 35.
Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Литургию. М., 1816, стр.27.
С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковнослужителей. Харьков, 1900, стр. 812.
С.В. Булгаков. Цит. соч. Примечание к вечерне, стр. 765.
Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию Православного богослужения, т.II, СПб., 1856, стр. 413
Вам может быть интересно:
1. Отдел 13. О церковных требах – протоиерей Григорий Дьяченко
Каждение
Каждение в храмах Божиих
Каждение в храмах Божиих пред священными предметами и при совершении жертвоприношения Богу ведет свое начало с глубокой древности. Из Священного Писания известно, что Сам Господь через Моисея повелел Аарону совершать каждение в скинии утром и вечером перед кивотом Завета (см.: Исх.30,7–8 ). Далее в Библии сказано, что Моисей по велению Божию совершил благовонное каждение над золотым жертвенником, и покрыло облако скинию, и слава Господня наполнила ее (см. Исх.40,27,34 ).
Святой апостол Иоанн Богослов в Откровении указывает, что видел Ангела, который возносил к Богу молитвы святых посредством каждения. «И пришел. Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотый жертвенник. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» ( Апок.8,3–4 ) (7, с.402).
Каждение – неотъемлемая часть богослужения. Что оно выражает?
Из этих слов Священного Писания ясно, что каждение является неотъемлемой частью богослужения и выражает, во-первых, Божественную любовь, изливающуюся на весь род человеческий, а во-вторых – благодать Святого Духа, которая таинственно всех освящает и услаждает, а также способствует молящимся возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего (Там же).
Когда совершается каждение?
Во время богослужения, по установившейся в Православной Церкви практике, полное каждение совершается в начале всенощного бдения во время пения 103-го псалма, на вечерне – при пении стихиры на «Господи воззвах»; на утрени – во время чтения двупсалмия, на полиелее, на 9-й песни канона и на Божественной литургии после проскомидийного отпуста. На последнем каждении следует остановиться более подробно.
После окончания проскомидии диакон берет горящее кадило в правую руку, вложив в него ладан, и идет на горнее место, где трижды осеняет себя крестным знамением, затем обращается к священнослужителю, совершающему проскомидию, со словами «Благослови, Владыко, кадило». Последний, благословляя кадило крестообразно рукой, произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Эта молитва утверждает истину, что Дух Святой всегда присутствует в Церкви Христовой, особенно во время совершения Божественной литургии.
Далее диакон, открыв завесу царских врат, начинает совершать каждение крестообразно (Типикон, гл.22 Крестообразное каждение в церковном употреблении, по мысли проф. М.Скабалановича, совершалось тогда, когда кадильница была без цепочек. В настоящее время оно заменено троекратным возношением кадила пред каждым священным образом. Толковый Типикон. Киев, 1913, стр.54) вокруг Престола сначала с западной его стороны, а затем с южной, восточной, и наконец, с северной. Совершая каждение святой трапезы, диакон читает тропарь св.Иоанна Дамаскина: «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в Раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй Неописанный». В слова этого тропаря святой отец вложил глубочайший догматический смысл, а именно – отобразил погребение Спасителя, а также то, что Он как Бог Вездесущий, Необъемлемый, Неописуемый пребывал и во гробе, и в Раи с разбойником, на Престоле со Отцем, в то же время душой был во аде, оттуда вывел души всех людей, которые ожидали Его пришествия.
Этот тропарь читается диаконом во время каждения престола еще и потому, что эта святая трапеза, по мысли епископа Виссариона, является подобием гроба Христова (Виссарион, епископ. Толкование на Божественную литургию. СПб, 1895, с.35) и Горним Престолом Всевышнего (Историческое, догматическое и таинственное изъяснение на Литургию. М, 1816, с.27), на котором пребывает вечно Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
Закончив каждение престола, диакон затем кадит весь алтарь, то есть горнее место, жертвенник (Булгаков С.В. Настольная книга для священно церковнослужителей. Харьков, 1900, с.812) (ибо на нем – Св.Дары), далее иконы на правой стороне от себя, потом – на левой и икону над царскими вратами, затем кадит священнослужителей в алтаре и всех присутствующих, а если здесь находится архиерей, то сначала его трижды по три.
Затем диакон выходит через северные двери, кадит царские врата, правую и левую стороны иконостаса и потом певцов и народ. Далее совершается каждение всего храма, начиная с восточной стороны в направлении к южной (по солнцу), и молящихся. Возвратившись на амвон, диакон кадит местные иконы – Спасителя и Божией Матери – и уходит южными дверями в алтарь (Булгаков С.В. Цит.соч. Примечание к вечерне. с.765), где снова кадит святой престол с западной стороны, потом идет на горнее место и кадит оттуда служащего священника, а если присутствует архиерей, то только его три раза.
Отдав кадило пономарю, диакон делает крестное знамение на горнем месте и поклон священнику. Во время каждения алтаря и храма диакон, согласно уставу, должен читать 50-й псалом, в котором он выражает свое смирение пред величием Божиим и умоляет Творца простить его согрешения (Там же, с.402–403).
Что означает каждение?
Возношение благовонного фимиама во время каждения икон и молящихся означает то, что посредством его воздается особая честь святым, а священнослужители и народ освящаются невидимой благодатью Святого Духа. Блаженный Симеон Солунский по этому поводу пишет: «Священник кадит Престол, храм и всех, священным вещам воздавая честь, как вещам божественным, а предстоящих освящая. Потому, начиная с святого святых – престола, он кадит все по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая его, и через молитву принося и вознося его Христу с молением о том, да приятно будет кадило горе и да ниспошлется нам благодать Всесвятого Духа; таким образом через фимиам мы приемлем благодать, и никто пусть не пренебрегает каждением» (Писания св.отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию Православного богослужения, т.II, СПб, 1856, с.413) (Там же, с.403).
Каждение побуждает к усердной молитве и богоугодной жизни
Кроме воздаваемых почестей святым иконам и освящения всех присутствующих, каждением диакон побуждает молящихся возносить усердную молитву к Престолу Вышнего, и не только возноситься умом к Богу, но жизнь свою проводить так, чтобы она благоухала подобно фимиаму, о чем и говорит апостол Павел: «Мы Христово благоухание Богу» ( 2Кор.2,15 ) (Там же).
Благодаря каждению все в храме приобщаются благодати
Итак, каждение за богослужением должно исполняться обязательно всеми священнослужителями с благоговением и страхом Божиим, потому что через это видимое действие все в храме освящаются и таинственным образом приобщаются благодати Святого Духа (Там же).
Пренебрегая каждением, пастырь лишает паству общения с Церковью торжествующей
Пренебрегая каждением, пастырь Церкви Христовой тем самым лишает себя, а также своих пасомых благодатного воздействия Духа Божия, молитвенного общения с торжествующей Церковью (Там же, с.403–404).
Смысл каждения во время чтения Апостола
Каждение во время чтения Апостола означает, во-первых, распространение по всей вселенной святыми апостолами благовествования о Христе и христианской жизни, а во-вторых, сообщение верующим благодати Святого Духа посредством Таинств (Там же, с.380).
Вечером с понедельника по четверг первой седмицы Великого поста на великом повечерии читается канон св.Андрея Критского. В тропарях этого канона изложены все побуждения к посту и покаянию, приводятся многочисленные примеры из Ветхого и Нового Завета, применительно к нравственному состоянию души грешника, оплакивающего свои грехи. Канон назван великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству его тропарей (около 250, тогда как в обычных канонах их бывает около 30). Великое повечерие первых четырех дней называется «малым стоянием», в отличие от «Андреева или Мариина стояния» на 5-й седмице и «великого стояния» в Великий Пяток.
Внешнее отличие канона св.Андрея Критского от других канонов состоит в том, что он имеет все девять песней (включая вторую), и к каждому тропарю поется припев. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». В среду и четверг к покаянному канону прибавляются несколько тропарей в честь св.Марии Египетской, обратившейся от глубокого падения к высокому благочестию. Впоследствии к этому канону были прибавлены тропари и в честь творца его – св.Андрея Критского (4, с.233).
Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова. Под ред Н.В. Маслова М. Самшит-издат 2011 г. 816с
Вам может быть интересно:
2. Слова в Великий пост – Слово второе в Великий Вторник – cвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический
3. Шестопсалмие в новом переводе – профессор Георгий Петрович Федотов
5. Божьи люди – митрополит Вениамин (Федченков)
6. Хлеб Небесный – священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Кадило
Суть вещей
В рубрике Суть вещей «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь. Сегодня мы говорим о том, что такое кадило.
Кадило — сосуд для каждения на богослужениях и требах, который используют священнослужители. Кадило разжигается с помощью древесного угля, на который кладется ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым — фимиам.
Огонь кадила символизирует Божественную природу Христа, уголь — Его человеческую природу, а ладан — молитвы людей, приносимые Богу. Кадило — это образ Богородицы, которая вместила Самого Христа.
Каждение
Каждение совершается в наиболее торжественные моменты богослужения. Оно бывает полным, когда священнослужитель обходит с кадилом весь храм, и малым, когда каждение совершается в алтаре и перед иконостасом.
Фото Владимира Ештокина
Перед каждением священник благословляет кадило и читает молитву:
Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.
Когда священнослужитель кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздает Богу подобающую честь и хвалу. Обращенное к людям кадило символизирует благословение и схождение Святого Духа. В ответ на каждение принято кланяться.
Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с чтением специальных молитв (ектений). Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.
История возникновения
Каждение установлено в Ветхом Завете самим Богом. Господь повелел Моисею сделать жертвенник для каждения и дал четкие инструкции по его изготовлению:
Святая Святых в Храме царя Соломона, 1995. Художник Зелий Смехов
И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него [должны выходить] роги его; обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделай два кольца из золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них; шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом. И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я буду открываться тебе.
На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: [это] — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши. Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него (Исх 30:1–9).
Стационарная кадильница, Византия-Сирия, VI век. Фото: http://ruvera.ru
Жертвенник для курений — прообраз современного кадила. Изначально все кадильницы были стационарные и представляли собой большую чашу на ножках, куда закладывался горящий уголь, на который специальным совком засыпался ладан.
Параллельно со стационарными кадилами стали появляться и ручные. По форме они напоминали сковороду или цилиндр с отверстиями на длинной ручке, куда засыпалось все необходимое для каждения.
Современный вид
Фото Ильи Свинковского
Христиане стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение.
Кадило, Византия, VI век. Фото: http://ruvera.ru
На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.
Кадило, Москва, конец XV века. Фото: http://ruvera.ru
К нему крепилась 4-я цепочка, за которую можно поднять крышку вверх и получить доступ к чаше для угля. Современное кадило в Православной Церкви выглядит именно так.
Кация
Видео (кликните для воспроизведения). |
Кация — ручное кадило в форме ковша. Его использовали в древности на Востоке и на Руси до появления кадил с цепочками.
Кация на миниатюре «Отпевание и погребение князя Владимирка Володаревича». Радзивиловская летопись, конец XV века.
Кация до сих пор используется во время богослужений в Греческой Церкви и старообрядцами, в Русской Православной Церкви практически не применяется.
По форме именно на кацию очень похожа кадильница, которую используют миряне дома во время молитвы.
Ладан
Ладан — ароматическая древесная смола, благовоние. При сгорании в кадиле он символически выражает благоговение человека перед Богом.
После рождения Иисуса Христа волхвы принесли Ему в дар золото, ладан и смирну. Дары эти пророческие и символические — в частности, ладан был преподнесен Спасителю как Первосвященнику и Богу.
Настоящий ладан — это смола редкого дерева, которое у нас называют ливанским кедром. Чтобы получить ее как можно больше, на стволе дерева делают небольшие надрезы, из которых она вытекает. Затвердевшую смолу собирают, измельчают и перемешивают с водой и ароматными маслами.
Образовавшуюся пасту раскатывают и нарезают на мелкие части, которые пересыпают белым порошком — магнезией. Это нужно для того, чтобы ладан при хранении в упаковке не слипся в один комок и можно было взять нужное количество. Сейчас ладан изготавливают из разных пород восточных деревьев.
Ладанница
Ладанница. Медь, литье, эмаль по скани. Великий Устюг, XVII в.
В древней Церкви ладан хранился в специальной ладаннице в алтаре храма. Как правило, это небольшая металлическая коробка правильной геометрической формы с крышкой в виде купола.
Ладанница в форме пятиглавого храма с растительным орнаментом. Фото: http://ruvera.ru
Сейчас нет обязательной практики хранить ладан именно в ней.
Изображение кадила на иконах
С кадилом в руках изображают святых архидиаконов Стефана и Лаврентия. Их иконы можно встретить на диаконских вратах иконостаса — они находятся по обе стороны от центральных царских врат. Также с кадилом изображается первосвященник Аарон.
Интересный факт:
самое большое в мире кадило находится в соборе святого Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. Оно весит 80 кг и изготовлено из сплава латуни и бронзы, которое покрыто тонким слоем серебра. Изначально кадило изготовили на средства Людовика XI (король Франции с 1461 по 1483 год), но в 1809 году его переплавили солдаты Наполеона. Новое кадило изготовил ювелир Хосе Лосада в 1851 году. Оно крепится к потолку собора и раскачивается с помощью веревки, при этом скорость движения достигает 60 км в час.
Красота Православия
Целебная благодать ладана
Каждение, совершаемое с апостольских времён на вечерне, утрени, литургии и других службах и требах диаконами, священниками, епископами, занимает особое место в богослужении Православной Церкви.
В древности кадило несколько отличалось от современного: не имело цепочек и представляло собой сосуд с рукояткой для ношения, а иногда и без неё (такие сейчас продаются мирянам для каждения дома).
Лишь в 10-11 вв. получили распространение кадильницы на цепочках, которые используются и по сей день.
После грехопадения люди стали приносить Богу жертвы от плода трудов своих и сжигать их с молитвой.
Сожжение приношений для благоухания дыма, возносящегося к небесам, — это каждение. Такие жертвы призваны были прообразовать собой будущую истинную жертву — Иисуса Христа.
Этим и определяется символический смысл каждения. Каждение впрочем, вскоре обособилось от прочих жертв и стало представлять собой сожжение ароматических веществ.
Благовонное курение фимиама божеству известно с глубокой древности. В Ветхом Завете Господь повелевает Израилю в числе других приношений истинному Богу приподносить ароматы для благовонного курения (исх.,25:6), заповедует Моисею сделать кадильницы для стола, с хлебами предложения (исх.,25:29), особый жертвенник для приношения курения (исх.,30:1). Указывается и особый состав священного курения из ароматических веществ, куда входит чистый ливан (исх., 30:34) — душестая древесная смола, которую собирают с деревьев и кустарников в восточных странах, в том числе в Ливане, что, вероятно, и дало название одному из ароматов (слово «ливан» в русском языке превратилось в слово «ладан»). Кстати сортов ладана довольно много, но самых распрастранённых — 26.
Клавное в каждении — это символическое значение горящих углей как двуединой природы Иисуса Христа, через Которого молитвы людей благоуханием духовным возносятся к Отцу Небесному, а на людей в свою очередь, низводиться благодать Святого Духа. Благоуханием духовным является здесь прежде всего Сам Господь Иисус Христос как жертва умилостивления за грехи человечества, и потому в Нём и через Него проистекает благоухание Духа Божьего к людям. И благоухание людей во Христе к Богу. Кадильница также знаменует собой вместилище Невместимого, т.е. Богородицу и Приснодеву Марию, от Которой вознеслось миру Христово благоухание. Во многих молитвословиях Богоматерь называют кадилом благовонным, произведший истинное благоухание — Христа. Неустанное движение кадила — образ неустанных молитв Богородицы о всём мире и людях.
Каждение совершается движением кадила перед иконой, предметом или человеком.
Оно бывает полным (когда кадят весь храм) и малым (когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих).
Особое каждение совершается вокруг стола с хлебами, вином, пшеницей и елеем на литии, освящении дома и в других случиях.
Разнообразные виды каждения имеют свои правила, указанные в Церковном Уставе и др. богослужебных книгах.
Теперь перейдём к практике использования ладана для врачевания себя и своих близких.
Святые отцы рекомендуют православным христианам совершать домашнее каждение ладаном во время молитв, дабы очиститься от нечистот мира и болезней, прогнать духов тьмы.
Какое кадило для совершения каждения можно использовать простому человеку?
Как совершить каждени в домашних условиях? Каким «ладаном»? Эти вопросы часто задают православные прихожане.
Ответим на них по порядку:
— ладан «Архиерейский» — самый дорогой, имеет торжественный и богатый букет благоуханных ароматов; его чаще всего используют на архиерейских службах или в большие церковные праздники;
— ладан «Алтарный» — тоже изобилует богатым букетом благоуханных ароматов; используется для каждения алтаря и всего храма в любые праздники, кроме великих (хотя при отсутствии ладана «Архиерейского» его используют для каждения и на великие праздники);
— ладан «Келейный» — используется монахами для каждения в кельях, а также во время церковных постов, при совершении «Последования Молебного к отгнанию чародеяний (колдовства) и волшебных обояний (искушений, нападений бесовских) от человека»; это разновидность ладана наиболее аскетическая, со сдержанным и не сильным ароматом.
При заболеваниях можно использовать любой сорт и любую разновидность ладана.
Но всё же если при лечении определённых болезней использовать определённые сорта ладана, то исцеление наступит гораздо быстрее.
Желательно для лечения использовать такую разновидность ладана, как «Архиерейский», ибо в его состав целебные масла входят в большом количестве (необходимом для лечения). За неимением его можно использовать ладан «Алтарный». При необходимости (или по желанию) при каждении можно смешивать несколько сортов ладана.
Сорта ладана, используемые при лечении различных заболеваний:
1. «Роза»
При: чувстве страха, женских болезнях, заболеваниях нервной системы, заболеваниях кожи.
2. «Жасмин»
При: чувстве страха, угнетённом состоянии, заболеваниях нервной системы.
3. «Гардения»
При: отсутствии аппетита, чувстве страха, заболеваниях эндокринной системы.
4. «Магнолия»
При: любых заболеваниях, чувстве страха.
5. «Ландыш»
При: любых заболеваниях, чувстве страха.
6. «Фиалка»
При: любых заболеваниях, чувстве страха.
7. «Гиацинт»
При: чувстве страха, заболеваниях нервной системы.
8. «Лаванда»
При: бессоннице, головных болях, угрях, угревой сыпи, нарушении кровообращения, угнетённом состоянии, пародонтозе, неврастении, укусах насекомых. Действие: расслабляющее, очищающее, противопаразитарное, усиливающее женские начала, антистрессовое, освежающее.
9. «Кипарис»
При: истощении организма, утомлении, чувстве страха, постоянной тревоге, варикозном расширении вен, недержании мочи, простудных заболеваниях, потливости, менструальных расстройствах. Действие: стимулирующее, восстанавливающее.
10. «Акация»
При: неврастении, чувстве страха.
11. «Сосна»
При: одышке, простуде, заболеваниях дыхательной системы.
12. «Кедр»
При: простуде, одышке, депрессии, чувстве страха, заболеваниях половых органов. Действие: усиливающее мужские начала, укрепляющее.
13. «Гвоздика»
При: ревматизме, истощении организма, утомлении, чувстве страха. Действие: стимулирующее, противопаразитарное.
14. «Цветок лимона»
При: гипотонии, головной боли, истощении организма, нарушении аппетита, пародонтозе, укусах насекомых.
Действие: очищающее, усиливающее женские начала, укрепляющее.
15. «Жимолость»
При: неврастении, чувстве страха, утомлении.
16. «Миро»
При: любых заболеваниях, чувстве страха.
17. «Пасхалия»
При: любых заболеваниях, чувстве страха.
18. «Благоуханный»
При: любых заболеваниях, чувстве страха.
19. «Вифлием»
При: профилактике любых заболеваний, чувстве страха, пониженной защитной реакции организма.
20. «Назарет»
При: нервном истощении, депрессии, чувстве страха.
21. «Иерусалим»
При: профилактике любых заболеваний, чувстве страха.
22. «Византия»
При: заболеваниях сердечно-сосудистой системы, чувстве страха.
23. «Букет Афона»
При: простуде, истощении организма, кожных заболеваниях, чувстве страха.
24. «Святая Гора»
При: профилактике любых заболеваний, чувстве страха.
25. «Святая Ночь»
При: угрях, угревой сыпи, бессоннице, переутомлении, чувстве страха, истощении организма.
26. «Небесная Мелодия»
При: головной боли, угнетённом состоянии, депрессии, утомлении, чувстве страха.
Примечание: Во время чтения молитв о защите от нечистой силы и чародейства предпочтительней использовать ладаны «Пасхалия», «Миро», «Святая Гора», а также келейные.
Молитва кадило символ православного богослужения
Кадило — один из символом православного богослужения. С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев — ладан. При сгорании он образует благовонный дым — фимиам.
Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена. Достаточно вспомнить жертву праведного Авеля. Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ. Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан. Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.
По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля — Его человеческую природу, а ладан — молитвы людей, приносимые Богу. Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется кадилом благовонным.
Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Из этой молитвы ясно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.
Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам — иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться.
Не существует единого мнения, допустимо ли мирянам совершать каждение при домашней молитве. Разные священники по-разному относятся к этому безусловно благочестивому деланию. Лучше всего спросить благословения у своего духовника.
Красота Православия
Целебная благодать ладана
Каждение, совершаемое с апостольских времён на вечерне, утрени, литургии и других службах и требах диаконами, священниками, епископами, занимает особое место в богослужении Православной Церкви.
В древности кадило несколько отличалось от современного: не имело цепочек и представляло собой сосуд с рукояткой для ношения, а иногда и без неё (такие сейчас продаются мирянам для каждения дома).
Лишь в 10-11 вв. получили распространение кадильницы на цепочках, которые используются и по сей день.
После грехопадения люди стали приносить Богу жертвы от плода трудов своих и сжигать их с молитвой.
Сожжение приношений для благоухания дыма, возносящегося к небесам, — это каждение. Такие жертвы призваны были прообразовать собой будущую истинную жертву — Иисуса Христа.
Этим и определяется символический смысл каждения. Каждение впрочем, вскоре обособилось от прочих жертв и стало представлять собой сожжение ароматических веществ.
Благовонное курение фимиама божеству известно с глубокой древности. В Ветхом Завете Господь повелевает Израилю в числе других приношений истинному Богу приподносить ароматы для благовонного курения (исх.,25:6), заповедует Моисею сделать кадильницы для стола, с хлебами предложения (исх.,25:29), особый жертвенник для приношения курения (исх.,30:1). Указывается и особый состав священного курения из ароматических веществ, куда входит чистый ливан (исх., 30:34) — душестая древесная смола, которую собирают с деревьев и кустарников в восточных странах, в том числе в Ливане, что, вероятно, и дало название одному из ароматов (слово «ливан» в русском языке превратилось в слово «ладан»). Кстати сортов ладана довольно много, но самых распрастранённых — 26.
Клавное в каждении — это символическое значение горящих углей как двуединой природы Иисуса Христа, через Которого молитвы людей благоуханием духовным возносятся к Отцу Небесному, а на людей в свою очередь, низводиться благодать Святого Духа. Благоуханием духовным является здесь прежде всего Сам Господь Иисус Христос как жертва умилостивления за грехи человечества, и потому в Нём и через Него проистекает благоухание Духа Божьего к людям. И благоухание людей во Христе к Богу. Кадильница также знаменует собой вместилище Невместимого, т.е. Богородицу и Приснодеву Марию, от Которой вознеслось миру Христово благоухание. Во многих молитвословиях Богоматерь называют кадилом благовонным, произведший истинное благоухание — Христа. Неустанное движение кадила — образ неустанных молитв Богородицы о всём мире и людях.
Каждение совершается движением кадила перед иконой, предметом или человеком.
Оно бывает полным (когда кадят весь храм) и малым (когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих).
Особое каждение совершается вокруг стола с хлебами, вином, пшеницей и елеем на литии, освящении дома и в других случиях.
Разнообразные виды каждения имеют свои правила, указанные в Церковном Уставе и др. богослужебных книгах.
Теперь перейдём к практике использования ладана для врачевания себя и своих близких.
Святые отцы рекомендуют православным христианам совершать домашнее каждение ладаном во время молитв, дабы очиститься от нечистот мира и болезней, прогнать духов тьмы.
Какое кадило для совершения каждения можно использовать простому человеку?
Как совершить каждени в домашних условиях? Каким «ладаном»? Эти вопросы часто задают православные прихожане.
Ответим на них по порядку:
— ладан «Архиерейский» — самый дорогой, имеет торжественный и богатый букет благоуханных ароматов; его чаще всего используют на архиерейских службах или в большие церковные праздники;
— ладан «Алтарный» — тоже изобилует богатым букетом благоуханных ароматов; используется для каждения алтаря и всего храма в любые праздники, кроме великих (хотя при отсутствии ладана «Архиерейского» его используют для каждения и на великие праздники);
— ладан «Келейный» — используется монахами для каждения в кельях, а также во время церковных постов, при совершении «Последования Молебного к отгнанию чародеяний (колдовства) и волшебных обояний (искушений, нападений бесовских) от человека»; это разновидность ладана наиболее аскетическая, со сдержанным и не сильным ароматом.
При заболеваниях можно использовать любой сорт и любую разновидность ладана.
Но всё же если при лечении определённых болезней использовать определённые сорта ладана, то исцеление наступит гораздо быстрее.
Желательно для лечения использовать такую разновидность ладана, как «Архиерейский», ибо в его состав целебные масла входят в большом количестве (необходимом для лечения). За неимением его можно использовать ладан «Алтарный». При необходимости (или по желанию) при каждении можно смешивать несколько сортов ладана.
Сорта ладана, используемые при лечении различных заболеваний:
1. «Роза»
При: чувстве страха, женских болезнях, заболеваниях нервной системы, заболеваниях кожи.
2. «Жасмин»
При: чувстве страха, угнетённом состоянии, заболеваниях нервной системы.
3. «Гардения»
При: отсутствии аппетита, чувстве страха, заболеваниях эндокринной системы.
4. «Магнолия»
При: любых заболеваниях, чувстве страха.
5. «Ландыш»
При: любых заболеваниях, чувстве страха.
6. «Фиалка»
При: любых заболеваниях, чувстве страха.
7. «Гиацинт»
При: чувстве страха, заболеваниях нервной системы.
8. «Лаванда»
При: бессоннице, головных болях, угрях, угревой сыпи, нарушении кровообращения, угнетённом состоянии, пародонтозе, неврастении, укусах насекомых. Действие: расслабляющее, очищающее, противопаразитарное, усиливающее женские начала, антистрессовое, освежающее.
9. «Кипарис»
При: истощении организма, утомлении, чувстве страха, постоянной тревоге, варикозном расширении вен, недержании мочи, простудных заболеваниях, потливости, менструальных расстройствах. Действие: стимулирующее, восстанавливающее.
10. «Акация»
При: неврастении, чувстве страха.
11. «Сосна»
При: одышке, простуде, заболеваниях дыхательной системы.
12. «Кедр»
При: простуде, одышке, депрессии, чувстве страха, заболеваниях половых органов. Действие: усиливающее мужские начала, укрепляющее.
13. «Гвоздика»
При: ревматизме, истощении организма, утомлении, чувстве страха. Действие: стимулирующее, противопаразитарное.
14. «Цветок лимона»
При: гипотонии, головной боли, истощении организма, нарушении аппетита, пародонтозе, укусах насекомых.
Действие: очищающее, усиливающее женские начала, укрепляющее.
15. «Жимолость»
При: неврастении, чувстве страха, утомлении.
16. «Миро»
При: любых заболеваниях, чувстве страха.
17. «Пасхалия»
При: любых заболеваниях, чувстве страха.
18. «Благоуханный»
При: любых заболеваниях, чувстве страха.
19. «Вифлием»
При: профилактике любых заболеваний, чувстве страха, пониженной защитной реакции организма.
20. «Назарет»
При: нервном истощении, депрессии, чувстве страха.
21. «Иерусалим»
При: профилактике любых заболеваний, чувстве страха.
22. «Византия»
При: заболеваниях сердечно-сосудистой системы, чувстве страха.
23. «Букет Афона»
При: простуде, истощении организма, кожных заболеваниях, чувстве страха.
24. «Святая Гора»
При: профилактике любых заболеваний, чувстве страха.
25. «Святая Ночь»
При: угрях, угревой сыпи, бессоннице, переутомлении, чувстве страха, истощении организма.
26. «Небесная Мелодия»
При: головной боли, угнетённом состоянии, депрессии, утомлении, чувстве страха.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Примечание: Во время чтения молитв о защите от нечистой силы и чародейства предпочтительней использовать ладаны «Пасхалия», «Миро», «Святая Гора», а также келейные.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.