Молитва при прощании с умершим

Детально: Молитва при прощании с умершим - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Молитва при прощании с умершим

По всему миру, когда человек покидает этот мир, проходит специальный обряд прощания с ним. Таким образом, живые выражают уважение усопшим. У каждого народа свои обряды погребения, которые могут значительно отличаться друг от друга. Но один момент все-таки объединяет – во время похорон, попрощаться с умершим приходят родные, друзья и просто знакомые.

Икебана на гроб

Помимо этого, похороны напоминают каждому о том, что нет бессмертных людей и эта участь ждет каждого, что заставляет многих переосмыслить взгляды на свое существование. Обряд похорон выступает еще и в качестве своеобразного напутствия и напоминания живым, что не стоит тратить ее зря.
Православное вероисповедание рассматривает процесс смерти, как переход к жизни в Царстве небесном. Для этого умирающему необходимо подготовиться. Итак, обряд прощания состоит из следующих этапов:

  1. По канонам Православной церкви перед смертью нужно провести обряд соборования.
  2. Умирающий должен исповедаться, чтобы ему отпустили грехи.
  3. После исповеди, священнослужитель причащает своего прихожанина на предсмертном одре.
  4. Напутствие перед смертью. Прочесть молитвы могут как священник, так и родственник или близкий.
  5. Когда человек умер, нужно омыть водой, после чего вытирают, надевают на тело погребальный костюм и накрывают саваном.
  6. Перед выносом гроба с покойником из дома, служитель церкви проводит окропление гроба и усопшего, читая соответствующие молитвы.
  7. Непосредственно перед захоронением, проводится еще один обряд – отпевание. Считается, что лишь выполнив эти обряды, усопший сможет обрести вечную жизнь.

Как правильно прощаться с покойником у гроба

После всех обрядов, проведенных дома, усопшего отправляют на кладбище. Как правильно прощаться с покойным, знают не все, некоторые моменты все же стоит принять во внимание:

  • Родные не должны идти перед гробом.
  • После захоронения можно что-нибудь съесть, также разрешены причитания.
  • Покойного целуют в венец на лбу и руки.
  • Нельзя хоронить, оставив в гробу цветы или икону.
  • Попрощавшись, лицо покойника накрывается и гроб опускают в могилу на специальных продолговатых тканевых лоскутах, после чего они раздаются людям. Кровным родственникам лучше их не брать.
  • Гроб должен опускаться так, чтобы покойный лежал головой на восток.
  • Те, кто пришел проводить покойного в последний путь, бросают в могилу деньги, считается, что это нужно для откупа усопшему, и землю. Первыми это сделать должны родственники.
  • Когда погребение завершено, нужно провести поминки, которые устраивают родственники в день погребения, после помины проводят на 3, 9 и 40 дней, а потом каждый год со дня смерти.

Что говорить у гроба: примеры фраз

Провожая умершего в лучший мир, нужно не только сделать все правильно, но и сказать прощальные слова. Как прощаться с покойным у гроба знают не все, многие теряются, что можно сказать мертвому человеку? Но обряд есть обряд и последние слова, адресованные человеку, которого живой мир утратил навсегда должны прозвучать из уст провожающего.
Определенных строгих правил, как и какие сказать последние слова усопшему, нет. Главное, чтоб они шли от чистого сердца и были искренними, особенно, если адресованы не просто знакомому, а близкому человеку или родственнику. Для покойника самое главное, чтоб о нем сохранялась память.
Пять примеров, которые помогут сориентироваться, что сказать стоя перед гробом:

  1. «Покойся с миром, Евгений. Прости нас всех живых…».
  2. «Прощай, дорогая Надежда Петровна. Память о тебе всегда будет со мной…».
  3. «Пускай упокоится твоя душа. А я буду молиться за тебя…».
  4. «Усопшим – вечный покой, а живым бесконечного терпения. Земля пухом тебе…».
  5. «Моя душа скорбит о тебе. Прости тех, кто обидел тебя…».

Возможно, эти знания помогут справиться с потерей дорого человека. Потеря близкого человека всегда причиняет много душевной боли и страданий живым. Стоит помнить, что теперь покойный находится в лучшем мире, и находится в сердце своих родных, пока они помнят о нем.

Как правильно вести себя на похоронах: традции и обычаи траурного обряда

Трагические вести всегда приходят неожиданно, никто не знает времени, когда придет его последний час. К смерти близких и друзей сложно подготовиться заранее. Однако знание того, как вести себя на похоронах, зачем существует те или иные обряды помогает не растеряться в тяжелые минуты и справиться с невосполнимой утратой.

Общие правила: когда и как хоронить усопшего

Традиции и обычаи регламентируют поведение на похоронах для того, чтобы помочь душе умершего уйти в иной мир как можно легче, а близким достойно проводить умершего в последний путь.

Родным необходимо правильно выбрать момент похорон, по традиции они организовываются на 3 день после смерти. Согласно установленному порядку тело покойного не предают земле в воскресенье и на Новый год, а гроб из дома не выносят до 12 часов дня или после заката солнца. Сразу после смерти человека занавешиваются зеркала и останавливаются часы. В присутствии покойного не здороваются, а приветствуют других людей кивком головы. Особые рекомендации касаются того, что нельзя делать в день похорон — говорить о покойном плохо, выносить мусор, стирать и убирать в доме, оставлять после выноса гроба открытыми двери и ворота. Близкие люди находятся в наиболее уязвимой позиции в этот трагический день. Им необходим совет, как попрощаться с покойником, что нельзя делать в эти тяжелые минуты жизни и как нужно вести себя на похоронах родственника.

Если человек умер в больнице, допустимо забрать тело из морга в церковь на отпевание или сразу отвезти на кладбище без занесения в дом. Хорошо, если найдется кто-то, кто будет не только вести панихиду, но и поможет организовать похороны. Распорядителя можно найти среди близких знакомых и родственников или нанять в бюро ритуальных услуг. Традиционно хоронить умершего у славян принято путем ингумации — придания тела земле. До принятия христианства тело не закапывали, а сжигали. Однако допускается и кремация с закапыванием урны с прахом или размещением ее в колумбарии.

Все о похоронах и поминках по православному обряду

Церковь приветствует проводы покойника в иной мир по христианским традициям в случае, если человек был крещен. Отпевать самоубийц и хоронить в пределах церковного кладбища запрещено.

Для облегчения перехода от земной жизни в вечную правильно будет пройти специальную подготовку.

  1. Накануне смерти пройти соборование.
  2. Получить у церковнослужителя отпущение грехов после исповеди.
  3. Пройти процедуру причастия.
  4. Прослушать чтение канона священнослужителем. Сделать это могут и близкие умирающего человека.
  5. После смерти производится омовение тела и переодевание, т.к. перед богом нужно предстать чистым. В левую руку кладут икону или крест. По правилам покойного переодевают и укрывают саваном.
  6. За 1-1,5 часа до выноса гроба из дома батюшка окропляет гроб с покойником святой водой и проводит во время похорон заупокойную службу, литию.
  7. Отпевание происходит в читальном зале морга в день похорон или при церкви. Вместе со священником молятся со свечами в руках его родственники и друзья, ходить посторонним в это время по храму нельзя.
Читайте так же:  Молитва при болезни грудничка

После выполнения всех этих этапов и совершения заупокойной панихиды можно быть уверенным, что душу покойного примет Господь, страдания ее облегчены, а умерший сможет обрести вечную жизнь в другом месте — ином мире.

Из храма гроб с телом отправляется на кладбище. Церковнослужитель может подсказать близким, как прощаться с покойником у гроба. В конце церемонии священник запечатывает под чтение молитв и песнопений гроб умершего, насыпая крестообразно поверх предварительно подготовленную в храме, т.е. отпетую, землю.

Что нельзя делать на похоронах родственника или знакомого

Православная церковь относит черную магию к языческим суевериям, не признавая колдовства и действенность большинства его ритуалов. Однако хорошо известны обряды экзорцизма, изгнания из человека злых сущностей, которые проводят специально обученные священнослужители. Расхождения во взглядах с официальной церковью касаются и присутствие беременных женщин на похоронах. Христианство не видит ничего страшного для будущей матери в прощании с покойником, тогда как древние верования и правила этого делать не рекомендуют. В крайнем случае женщина в ожидании ребенка должна иметь при себе обереги. Не советуют идти на кладбище беременным врачи и психологии.

Для того, чтобы обезопасить от нежелательного магического влияния себя и присутствующих на прощании с умершим, необходимо знать и придерживаться ряда правил оккультного порядка:

Душе умершего человека, его энергосущности, будет легче расстаться с телом, если зеркала в доме будут занавешены на 40 дней. Православная церковь не приветствует этот обычай. Однако значение обычая состоит в том, чтобы помочь душе близкого человека освободиться от плоти и уйти в мир иной с минимальными психотравмами.

Похоронная процессия

Из дома, церкви или морга гроб несут до катафалка и на кладбище открытым. Каждый присутствующих людей на похоронах перед тем, как идти на похороны, переодевается в траурную одежду черного цвета. Женщины покрывают голову косынками. На церемонии всем раздаются платки, которые повязываются на руку или кладутся в карман. Ими люди на похоронах утирают слезы или оборачивают свечи при отпевании. После церемонии платок допустимо оставить в знак памяти об умершем или отдать в церковь.

Перед гробом в похоронной процессии несут икону и крест, который потом будет установлен на погосте. Музыкальное сопровождение допустимо, но не является обязательной частью церемонии. За крестом несут портрет покойного с траурной рамкой и награды, если таковые были у усопшего, размещенные на подушечках. Дорогу по пути следования процессии принято осыпать еловыми ветками и цветами. После портрета умершего человека несут гроб и крышку. Согласно установленном порядку первыми идут близкие родственники, далее с венками и цветами, которые просят с собой, далее следуют остальные участники процессии.

Траурную церемонию не приятно снимать на камеру или фотографировать без разрешения родственников или распорядителя похорон. Уместно будет находиться на отпевании и кладбище с выключенными мобильными телефонами.

Как прощаются с умершим

Согласно традиции люди на похоронах размещаются следующим образом: родные слева от покойного, а друзья и знакомые — справа. Присутствующие на кладбище подходят к близким усопшего, обнимают их, предлагают помощь и говорят слова соболезнования. Мужчины должны присутствовать на церемонии без шляп, кепок и шапок. Если же это невозможно из-за зимних морозов, то головные уборы снимают хотя бы на время опускания гроба в могилу в знак прощания и уважения.

Во время кладбищенской церемонии принято целовать усопшего. Подходя к покойнику, чтобы проститься, нужно стараться не наступить на полотенце, которое кладут у гроба. Не следует во время похорон посещать могилы родственников и знакомых, которые преданы земле на этом же кладбище.

Иногда близкие перед погребением выступают с гражданской панихидой. Учитывая то, что об умерших говорят либо хорошо, либо ничего, прощальная речь должна состоять из слов благодарности близкому человеку. Перед погребением с ног и рук покойного снимаются заявки, которые кладутся в гроб. После окончания ритуала на погост возлагаются венки. Накануне ухода принято, попрощавшись, недолго постоять перед могилой в молчании. После окончания похорон на кладбище на пороге дома отряхивают землю с ног, а войдя недолго держат руки над пламенем свечи для символического очищения.

Поминки — прощальная трапеза

На поминальный обед, который проводится после похорон, приглашают родственники покойного. Во время трапезы принято тихо и неспешно разговаривать, вспоминая усопшего добрым словом. На поминках можно выступить с речью от лица присутствующих, в конце спича рюмками и бокалами не чокаются. Громкий смех и речь за столом, употребление банных слов во время еды согласно правил поведения на похоронах приветствуются только в том случае, если этого хотел ушедший в иной мир человек. На прощанье в конце обеда близкие раздают приглашенным конфеты, пирожки и печенье. От них нельзя отказываться. Человек, принесший домой с поминок угощение, раздает еду членам семьи. Перед уходом с прощального обеда принято сказать родственникам слова сочувствия и утешения. Печенье и конфеты приносят и угощают соседей и других близких людей, которые не смогли присутствовать на траурной церемонии.

Обед принято во время похорон предлагать и покойнику. У его фотографии ставят стакан с водой или водкой, какую-нибудь еду, часто — кусочек хлеба. Поминки также проводятся дома в узком кругу на 9 и 40 день с момента смерти. После сороковин можно раздать близким и знакомым вещи умершего или сходить в храм и оставить там. Как попрощаться с покойником могут подсказать священнослужитель или пожилые члены семьи умершего. Однако знание ритуалов и обычаев поможет похоронить близкого человека по всем правилам, что частично облегчит горечь утраты.

Как прощаться с покойником у гроба?

2 · Хороший ответ

Обычно к гробу возлагают цветы — но именно к гробу, а не в сам гроб.

На прощании подходят к умершему по одному. а дальше по-разному. Кто-то целует, кто-то просто некоторое время стоит молча, кто-то что-то говорит — кто как считает правильным для себя.

3 · Хороший ответ

Что самое главное сделать на 40 день после смерти?

На сороковой день душа умершего возвращается домой на сутки и после этого навсегда покидает землю. Предание гласит, что если душа не застанет дома у себя поминки, то будет вечно мучаться. Поэтому обязательно в этот день надо накрыть стол и вспомнить умершего. На столе обязательно должна быть кутья из пшена или риса и блины без наполнителя.

В этот день надо обязательно сходить в храм, помолиться, заказать панихиду и сорокоуст.

1 9 · Хороший ответ

Как правильно положить букет цветов в гроб при прощании с усопшим?

Традиционно выбирают четное количество цветов, используют траурную ленту или сооружают в венок. Выбор цветов остается за вами, обычно одного цвета и никаких пестрых букетов. Цветы кладут обычно у изножья или в специальном месте.

6 · Хороший ответ

Я никогда не ходила на похороны людей, хотя мне уже много лет, мне страшно, расскажите, как вы первый раз были на похоронах?

В мои семь лет умер дедушка. Я гордился тем, что единственный не плачу — мне казалось это проявлением слабости. Позже я наоборот стал искать своей слабости, но похорон не случалось.

Читайте так же:  Молитва при крестном знамении

Сейчас похороны не люблю — потому что человека там нет, он там, где ему лучше, а тут расползается густая пелена горя — чаще всего сокрушений о том, «как же теперь мне жить без тебя». То есть, горя о себе, не об ушедшем. И в целом эта липкая эмоциональная волна отвращает меня. Не боюсь, а именно неприятно. Люди очень легко цепляются на эмоции, особенно на эмоции сильные и групповые, особенно на эмоции негативные. И я чувствую, как эта тень накатывает. Потому похорон избегаю.

2 · Хороший ответ

Можно ли вывезти из города и похоронить на сельском кладбище родственника, чтобы не поддерживать похоронную мафию и просто потому, что это дешевле?

Можно. Три раза так делал. Дед и 2 бабушки. Поскольку у меня в селе дом, хотя прописан в Москве, живу там. Сельское кладбище красивое, на холме над речкой, плюс-мне рядом. А московские кладбища — поля с рядами. Вывезти- спокойно, без вопросов. Сейчас ещё и оформил все честь по чести. А тогда просто было достаточно заявлениям что место есть. Единственная проблема- копать могилу. Самому вроде как не положено, пришлось искать по знакомым.

3 · Хороший ответ

Видят ли нас родственники после смерти?

Три дня после смерти душа находится около того, кто ей дорог. На четвёртый день переходит в рай. И у неё свои дела начинаются, не связанные с земной жизнью.

Если честно, никто не знает, что происходит после смерти. Ещё оттуда никто не возвращался. Только по учениям церкви можно судить, что происходит после смерти.

Вот расскажу Вам со слов моего мужа интересную историю.

Если смерть человека была внезапной, и он не успел попрощаться, то может в облике, к какому мы привыкли видеть при жизни, явиться к нам, чтобы проститься. По рассказам моего мужа, на 40 день после смерти к нему рано утром приходил отец. Дело было на даче. Скажу ещё, что отец у него быстро умер от перитонита в больнице. И, естественно, ни с кем не успел попрощался. Муж рассказал, что рано утром, а летом рано рассветает, кто-то постучал в окно. Он проснулся, подошёл к окну, и увидел отца — тот был в костюме и смотрел в окно на сына. В ту же секунду отец оказался в далеке и издали помахал рукой, и исчез. Муж, говорит, что даже не успел испугаться. Т. е, отец приходил прощаться с ним.

Молитва на похоронах

Православные верующие всегда верили в силу молитв за упокоение души, поэтому молитва на похоронах читалась всегда. Молитвословие может быть:

кратким (близкие люди коротко говорят от себя);

безмолвным (такой вариант применяется из-за невозможности сказать слово вследствие горького переживания утраты);

СОДЕРЖАНИЕ

Многие священники самостоятельно сочиняли слова для того, чтобы люди могли помолиться за близкого человека. Есть традиция, по которой после прочтения разрешительной молитвы, ее нужно вложить в руку покойного. Ее сочинил Ф. Печерский в одиннадцатом столетии. Это было сделано по просьбе киевского князя.

Чуть ранее, в 8 веке, один из знаменитых богословов, который считается защитником святой иконы написал тринадцать стихир за упокой своего умершего друга. Сегодня их также используют для отпевания и дальнейшей мольбы за новопреставленную душу. Такая читаемая молитва помогает проявить церковную заботу о человеке в траурные мгновения разлучения души и тела. Ее читают, чтобы помолиться за людей, которые находятся в мучительном длительном состоянии агонии.

В день смерти православного верующего читают каноны про едино умершего и обязательно псалтырь. Он наполнен большим количеством усиленных молитв об упокоенной новопреставленной душе. После этого тело покойного последний раз приносят в церковь на отпевание. Этот процесс считается проявлением родственных чувств, вечной памяти и заботы об умершем.

Во время проведения панихиды происходит передача любви, внимания покойнику. Главным центром панихиды является не только тело, но и душа скончавшегося. Такие действия очень важны для ушедшей в параллельный мир души. В какие дни это стоит делать? Первый период составляет 40 дней со дня кончины. Эти дни самые главные для новопреставленного раба божьего. Его душа предстает перед Страшным судом – получает разрешение войти во врата рая или ада.

По окончании сорока дней также не нужно прекращать молитвы, они имеют свою силу в любой период. Таким образом, можно показать свою вечную память о душе. На кладбище, во время похорон, очень важно читать молитву о Царствии Небесном, желая земли пухом. Когда православный христианин покидает земной мир, у него нет возможности избавиться от своих согрешений. Однако молитвословия родных изменяют участь души на небесных судах.

Перед тем, как начинать чтение молитв, требуется полностью подготовить усопшего:

одеть его во все чистое, новое;

укрыть ноги до пояса саваном;

на лоб положить венчик со святыми;

в руку положить крест;

на груди обязательно должен лежать нательный крестик (желательно тот, с которым его окрестили).

После того, как все подготовительные процедуры прошли, священный клирик начинает прочтение святых слов над телом скончавшегося. Вся процессия чтения длится около тридцати-сорока пяти минут.

После процедуры погребения, на поминках, в присутствии батюшки совершают обычную заупокойную литию. После этого все присутствующие на чтении памяти покойника, начинают вслух петь «Отче наш».

Молитвы после похорон

Когда человек умер, над его телом необходимо проговорить Проследование исхода душ из тела. Его можно читать как в доме, так и в церкви. После этого нужно прочесть Псалтырь.

Многие родственники задаются вопросом, какую молитву читают после похорон, чтобы правильно чтить память и молиться за упокой души. Традиционно поют молитву под названием «Отче наш», читают Псалтырь, разрешительное молитвословие. Также есть молитвы, которые читают до 40 дней после похорон, они зависят от родственных связей. Это могут быть:

молитва для усопших мамы или отца;

для одного из супругов.

Требуется от дня кончины до погребальной процедуры в церковном храме заказать сорокоуст. С помощью сорокоуста родственники желают новопреставленной душе легче пережить первые сорок дней – прохождение мытарства. В такой момент у души сохраняется все полученное в течение жизни (навыки, опыт). Умерший уже не сможет поменять, внести поправки в содеянное.

На второй день после обряда захоронения продолжается чтение молитв:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Каждый день, вплоть до окончания сорокоуста необходимо припевать эти стихотворения. После каждого прочтения, следует двенадцать раз сказать: «Господи, помилуй». Так духовная часть умершего сможет обрести покой и пройти сквозь райские врата. Также облегчатся страдания и души, и родственников, знакомых, друзей.

Первые три дня самые сложные, как и для скончавшегося, так и для страждущих живых. В 3-ий день нужно принести в церковь приношение, вследствие чего духовная часть получает от ангела-хранителя скорбную облегченность. В такой день надо обязательно зажечь свечку в церковном монастыре, помолиться за упокоение. Еще важно пропеть молитву об ушедшем, подать заявление на проведение панихиды. Такое же проходит и на девять дней со дня кончины. Службу проводят ранним утром, поэтому об этом нужно позаботиться заранее, до того, как начнется богослужение.

Читайте так же:  Молитва за здравие от рака

До 9 дней душа посещает Райскую обитель, а на девятый – вздымается ангелом, чтобы поклонится Господу. Такой период заставляет близких помолиться об умершем дома или, посетив храм. Это проводится возле распятия Христа. После прохождения поклона Всевышнему, душа должна отправиться в ад и пробыть там до окончания сорокоуста.

На сороковой день скончавшийся заново поднимается для того, чтобы поклонится, и здесь решается дальнейшая судьба, куда отправляется духовная часть:

Именно такое решение обуславливается молитвами близких родственников того, кто умер.

40 дней – срок, когда несение службы панихиды является обязательным обрядом. День, когда молятся не только в храме, но и дома. Панихида заказывается в любом монастыре, церковном храме.

Спустя год после похорон, надо творить милости по отношению к усопшему, получая в ответ награды от Бога. Год – срок, когда требуется помянуть ушедшего в загробный мир сорокоустом-упокоением, разовым поминовением, заказав литургию. Также следует помнить об особых всеобщих днях:

Какую молитву читают мусульмане на похоронах?

У мусульман есть свои обычаи, традиции, посвященные погребальной процедуре и дальнейшей памяти об усопшем. Мусульманские обряды мольбы об упокоении сходятся на чтении Корана. Люди такой веры верят в принцип Единого Бога – Аллаха. Каждый раз читаются пять молитв (намазы). Также они ходят на могилу, где похоронен умерший, размышляя, делая выводы.

Когда мусульмане не покорны Аллаху и Мухаммеду, имеют несерьезное отношение, исполняя предписания Шариата, – это говорит о безразличии к поклонениям и уважению к скончавшемуся. Соблюдение всех правил дает верующему обновлять таубу (покаяние).

Как у православных, так и у мусульман, похоронная процессия является неизбежной в этой жизни. Всегда горькие события ходят плечо к плечу с радостными. Такой момент наступает резко, нежданно, в самые неподходящие моменты. Когда душа, отделяется от физической оболочки, уходит в параллельную реальность, ей нужно устроить достойные проводы. Они должны отвечать традициям, вере умершего. Касаемо мусульман, их обычаи проводов в последний момент имеют самобытный вариант, поэтому они отличаются от христианских.

У мусульман имеются свои молитвы, которые предназначены для любого жизненного случая – они называются дуа. Такое читается и на кладбище во время погребения. В правилах прочтения говорится о том, что прежде, чем посетить место захоронения, нужно знать все, что рядом с ним находится. Затем несколько раз прочитать Священный Коран, совершая омовение. Здесь имеются слова о том, что ни в коем случае нельзя наступать на могилу ногами, остерегаться чужих мест погребения.

Еще одним видом молитвенной мольбы является Аль-Фатиха. Очень важно уметь правильно произносить слова, которые написаны в суре Аль-Фатиха. Для каждого языка есть своя транскрипция. Важность в правильности говорения обуславливается тем, что Всевышний не сможет разобрать вашу просьбу об упокоении.

Отпевание усопшего: порядок и правила

Когда душа человека уходит в иной мир, близким, даже, если они являются членами Церкви, тяжело пережить утрату. В такие моменты хочется сделать что-то для усопшего, помочь ему пройти трудный путь мытарств и встретиться с Господом. Можно ли это сделать, если человек уже мертв?

В Евангелии от Луки мы встречаем слова утешения: «Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы».

Бог сотворил нас для райского блаженства и бессмертия, но человек отверг бесценный дар Господа. Грехопадение, которое совершили Адам и Ева обрекло все человечество на тление и смерть. Святой Апостол Павел говорил о том, что вместе со грехом смерть вошла в мир. Человек поражен смертью, как болезнью. Но Господь милостив. Чтобы спасти человечество, Он послал в мир Сына Своего Единородного — Господа нашего Иисуса Христа. Претерпев страдания и смерть за грехи человечества, Спаситель заключил новый союз человека с Богом, открывающий нам путь на Небо через символ победы над смертью — Крест Господень.

У нас есть надежда на вечную жизнь с Богом, а смерть для православных — лишь начало нового пути. «Для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение», — говорил Апостол Павел.

Отпевание в церкви, виды отпевания

Существует шесть видов отпевания:

  1. младенцев — для христиан не достигших 7-летнего возраста;
  2. мирских человек;
  3. монашеское — для монахов (в том числе иеромонахов);
  4. иерейское — для лиц в иерейском сане, а также епископов;
  5. архиерейское — по завещанию таковых (св. синод от 13.12.1963);
  6. в первую седмицу Пасхи.

Суть отпевания

Чинопоследование христианского обряда погребения умерших неразрывно связано с мыслью о грядущей встрече со Христом. Тело человека — храм его души, а земная жизнь — лишь дверь в будущую жизнь, вечную жизнь. Умершего человека называют «усопшим», потому что во время второго Пришествия Христа души людей вновь соединятся с их телами. Тело человека укрывают саваном в знак исполнения обета чистоты и непорочности жизни, которые человек дал Господу во время Таинства Крещения. Тело усопшего укрывают саваном, в знак того, что он жил под покровом Церкви.

В правую руку покойного вкладывают крест — символ вечной жизни, на грудь полагают икону Спасителя, а на лоб — бумажный венчик с изображением Христа, Богородицы и Иоанна Креститель. Венчик — предзнаменование Небесного Венца, который полагается всем, кто был верен Богу.

Молясь об упокоении усопшего, близкие читают над гробом Псалтырь. Когда тело переносят в храм, над умершим совершают чин отпевания. В храме гроб с телом стоит посреди церкви ногами к алтарю. По четырем сторонам гроба зажигают свечи.

На могиле христианина у ног покойного ставится Крест. Родственники и близкие умершего поминают его за совместной трапезой.

На какой день после смерти совершается отпевание

Погребение человека проводится на третий день после кончины. Отпевание по православному обычаю также совершается на третий день с момента смерти.

Первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу).

По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.

В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.

Как проводят отпевание

Чин отпевания состоит из песнопений, в которых отображается земной путь человека. За преступление заповеди Господа, человек изгоняется из рая, возвращается в землю, из которой был взят. Тем не менее, человек остается образом и подобием Творца, поэтому Церковь молит простить человеку его грехи и принять в Царствие Небесное. Святая Церковь молится за усопших, даруя им надежду на посмертное прощение грехов.

Чтобы совершить отпевание нужно:

  • знать волю самого покойного (часто люди на смертном одре просят, чтобы их душу отпел определенный священник в конкретном храме или просят не отпевать их, в таком случае вопрос свободы воли человека выходит на первый план. Церковь не отпевает тех, кто сам этого не хотел);
  • убедиться, что покойный был крещен;
  • получить свидетельство о смерти в органах ЗАГС;
  • подготовить все документы о покойном;
  • предоставить в храме все документы, договориться о дате, времени и месте совершения отпевания;
  • все нужное для отпевание обычно можно приобрести заранее в церковной лавке.
Читайте так же:  Молитва об усопших до 40 дней читать на русском языке, как помочь умершему человеку получить лучшую

Можно ли отпевать в морге

Если при морге есть часовня, принадлежащая к Русской Православной Церкви, то отпевать человека можно в ней. К сожалению, нередко случается, что при морге человека отпевает священник, не имеющий канонического статуса. Перед отпеванием лучше уточнить принадлежит ли часовня при морге к той или иной епархии Церкви.

Отпевание обычно проходит по определенному канону.

и поется богородичен седальна.

После шестой песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется заупокойный кондак:

Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́ (или ду́шу рабы́ Твоея́ или ду́ши раб Твои́х), иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.

и заупокойный икос:

Во время пения стихир родственники и друзья дают последнее целование умершему — подходят по очереди к гробу и целуют «венчик», лежащий на лбу умершего и икону в его руках, перед тем как гроб с покойником будет закрыт и предан земле.

  • Затем читается Трисвятое и Отче наш
  • Поются тропари 4 гласа:
Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́ (или ду́ши рабы́ Твоея́), Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю (их) во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче…
  • Произносится ектения об упокоении, после чего священник произносит:
Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшему рабу́ Твоему́ (усо́пшей рабе́ Твоей) имярек, и сотвори́ ему́ (ей) ве́чную па́мять.

Хор трижды поёт: «Вечная память.» После чего священник читает прощальную молитву.

С пением «Святый Боже…» гроб с телом усопшего выносится из храма. Перед закрытием гроба и положением его в могилу священник предаёт тело умершего земле — посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней». Затем священник читает Молитву разрешительную. Гроб закрывается крышкой, которая прибивается гвоздями или закрывается с помощью иных замков. После этого при пении литии гроб с телом умершего опускается в могилу, ногами к востоку, и во время пения тропарей: «Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни» могила засыпается землей. На место, под которым находятся ноги покойника устанавливается Крест.

Кого нельзя отпевать

В Русской Православной Церкви не отпевают:

  • некрещеных (если люди сами при жизни не захотели стать членами Церкви за них всегда можно помолиться келейно);
  • иноверцев;
  • богоборцев;
  • отрекшихся от Христа;
  • самоубийц (исключение – лишение себя жизни, во время психического заболевание, но это необходимо доказать и получить разрешение на отпевание у правящего архиерея);
  • до недавнего времени не отпевали и некрещеных младенцев, но недавно был подготовлен специальный чин.

Можно ли отпеть заочно

Отпевать усопших можно и заочно. Заочно отпевание проводится в случаях, когда:

  • Покойного хоронят в спешке, например, в ситуации военных действий, в братской могиле.
  • Когда люди погибли во время ЧС, при крупной катастрофе или крушении.
  • После похорон, если отпевание не совершили в нужное время.
  • При отсутствии в доступе храма Русской Православной Церкви.

Отпевание дает «гарантию попадания» в рай?

Отпевание не гарантирует то, что человек непременно попадет в рай. В вере не может быть никаких гарантий, но это именно то, что можно сделать на земле для человека, который уже ушел в иной мир. И надежда на милость Божию не угасает вместе со смертью человека.

Живые могут и после отпевания продолжать молиться за усопшего. Поминальная трапеза объединяет за столом всех, кто знал и любил человека в совместной молитве. Одно из главных блюд поминального стола — кутья из зерен пшеницы или риса. Подобно зерну человек полагается в землю и истлевает, чтобы родиться вновь для вечной жизни. Мед и сладости в кутье символизируют сладость райского блаженства.

Отличие отпевания от «обыкновенной» молитвы за усопшего

Молитва об усопших несет ту же миссию, что и отпевание, но в случае с отпеванием за душу человека молится вся Церковь, подавая людям надежду на посмертное прощение грехов. Особыми днями поминовения становятся третий, девятый и сороковой дни после смерти человека. В третий день, вспоминая воскресение Христа, Церковь просит Господа воскресить человека для вечной жизни. В девятый день Церковь просит о причислении умершего к лику угодников Божьих. В сорокой день совершается молитва о том, чтобы Иисус, вознесшийся на Небо, вознес в Царствие Небесное. По желанию родственников человека могут поминать в молитве сорок дней после его смерти. Такое поминовение называют сорокоустом.

Смерть — не конец человека, а лишь переход его души в жизнь вечную. При всеобщем воскресении мертвые оживут от звуков трубы архангела.

Читайте также:

Тысяча и одно правило прощания

Для тех, кто хоронит близких, соблюсти все обряды — значит выразить свою любовь и память. Поэтому люди стараются сделать «все правильно», на что тратят много времени и сил. Что же действительно важно в поминальном православном ритуале, а что является предрассудком и не имеет никакого христианского содержания? Объясняет настоятель храма святых апостолов Петра и Павла города Волгограда священник Алексий ПЛУЖНИКОВ.

Форма (обряд) важны только наличием осмысленного содержания: например, завесить телевизор ради усердной молитвы по усопшему. А если человек ищет формы, одобренные обществом, (начинает завешивать зеркала и люстры) ради собственной успокоенности, то он быстрее всего найдет язычество, ибо христианство — это как раз отсутствие этой успокоенности, которая подчас близка равнодушию. Никогда нельзя думать, что мы сделали для усопшего все, что возможно.

Мы должны (если можно здесь употребить такое слово) нашему усопшему только одно — любовь, а форма без любви — фарисейство. Наша забота об усопшем имеет идеалом жен-мироносиц, пришедших ко гробу Христа, чтобы совершить положенный обряд по великой любви к своему Учителю: в этом была суть обряда — сделать последнее добро родному Человеку. А какое добро заключается в завешанных зеркалах? Это нежелание думать и искать смысл в своих действиях. Гораздо удобнее сделать «как все», «как положено» — и жить дальше спокойно. Как коровы, методично жующие жвачку…

Часто спрашивают: как правильно убрать покойника?

Если ответить формально, то в руки усопшего вкладывают крест, а рядом кладут икону, чтобы, прощаясь с покойным перед закрытием гроба, близкие могли целовать («давать последнее целование») или эту иконку, или венчик на лбу. Икону из гроба забирают перед заколачиванием крышки гроба. Ее можно хранить у себя дома в память о покойном. Если ответить неформально, то мне видится неверной сама постановка вопроса — «как правильно?». А никак: и Богу, и покойнику не важно, правильно ли мы что-то положили или вынули.

Когда совершаются вселенские родительские субботы, то на утрене (на которой, к сожалению, мало кто бывает, все ждут «главного» — панихиды) читается канон, где мы просим Бога помянуть всех усопших и погибших различными способами: утонувших, сгоревших, «плинфой» (кирпичом) удавленных, гадами укушенных, зверями лесными растерзанных и прочими стихиями убиенных. И основной мотив всех прошений только — Господи, помяни их и прости прегрешения вольные и невольные! Нигде нет и намека на «правильность» обряда погребения и его важность.

Читайте так же:  Молитва о болящем иоанну кронштадтскому

Преподобные игумены перед смертью говорили порой: «А тело мое, братие, стащите в болото и бросьте там на поругание». Говорилось это не для кокетства, а с осознанием суетности всего земного и преходящего.

Часто родственники задают вопрос: имеет ли значение, очное отпевание или заочное? Имеет значение для усопшего, если он был верующий христианин. Не имеет — если он игнорировал Бога и Церковь при жизни. Имеет значение для родственников, если они пришли молиться ко гробу. Не имеет — если для них это лишь экономия времени для того, чтобы успеть на поминки в кафе.

Суть очного отпевания — совместная усердная молитва священника и близких. Заочно отпевать надо при исключительных обстоятельствах: тело исчезло, давно умер человек, а только теперь нашлись те, кто решил за него помолиться. Но, конечно, бывает, что заочное отпевание — это единственная возможность помолиться об усопшем, хоть священник помолится — и то хорошо.

Иногда можно услышать жалобы на священников, которые сокращают время отпевания. Это непростой вопрос. Известно, что полный чин отпевания довольно долгий — около двух часов. Но, например, настоящее всенощное бдение на Афоне может длиться до 16 часов, а в приходском храме — два с половиной. Это нарушение или та мера, которая для всех разная? Ведь часто отпевать привозят человека, единственным фактом «православности» которого является крещение во младенчестве… А если у священника в день пять, семь, десять (в кладбищенском храме) отпеваний — как тут по два часа служить? Поэтому есть некий усредненный вариант отпевания, который длится около получаса—сорока минут. Но, конечно, «отпевание» за десять минут — это профанация, священнику нельзя так поступать.

За новопреставленного заказывается сорокоуст (особый вид поминовения, совершаемый Церковью ежедневно в течение сорока дней. — Ред.). Иногда еще заказывают Псалтырь. В монастырях издревле был обычай читать псалмы за усопших. Поэтому их близкие просили монахов усердно молиться, так как у самих мирян часто не хватает на это времени. Плохо, когда эта прекрасная традиция превращается в формализм: «сделать все как правильно», заказать все религиозные «услуги» по каталогу и самим чувствовать себя освобожденными от забот. Но ведь в молитве за близких, о потере которых мы скорбим, и наша душа получает утешение и надежду. Отказываясь от такой молитвы, мы сами себя лишаем этих светлых чувств.

Как правило, поминать наших близких у нас принято обильным угощением, мы устраиваем поминки. Но, бывает, начинают чинно, а после обильных распитий уже не усопший — предмет беседы, а бытовые дела. Ведь корни наших поминок — в языческих тризнах. Сейчас абсолютно нецерковные люди задают вопросы: когда устраивать поминки, что на стол подавать, звать ли на сороковины сорок человек. А когда спросишь, почему же они не пригласили священника исповедовать, причастить умирающего, пожимают плечами: а зачем, мол, ерундой заниматься?

Лучший способ поминовения для христиан — это молитва и милостыня. Настоящие поминки — это накормить голодных, одеть нищих, облегчить страдания нуждающихся. Вот истинное добро, творимое для покойника, приносящее пользу и ему, и тем, кто это добро творит.

МОЛИТВА ПРОЩАЛЬНАЯ

По прочтении Евангелия, по установившемуся более по практическим соображениям, обычаю? читается прощальная молитва. По последованию погребения она полагается в самом конце, уже по отпусте, что имеет свой смысл. Усопший сначала как бы испрашивает прощание у всех окружающих и получает его. Примиренный со всеми он готов к последнему выходу из храма рукотворенного. Тогда и Святая Церковь чрез архиерея или чрез духовника, имущего власть по благословению архиерейскому вязать и решить, напутствует направляющегося в далекий путь своим последним прощением и разрешением.

На следующей за Евангелием сугубой ектении молитва Боже духов… глаголется первым иереем или архиереем велегласно близ умершего. Устав нарочито отмечает этот исключительный случай гласного чтения означенной молитвы и тут же оговаривается, что во всех других случаях она должна быть читаема всегда только тайно.

СТИХИРЫ ПРИ ЦЕЛОВАНИИ

Из стихир при последнем целовании умершего обычно поются лишь первая, последняя и богородичен, а остальные одиннадцать опускаются. Между тем, это такие трогательные и умилительные стихиры, что если даже их прочитать со вниманием один раз, трудно будет с легким сердцем опустить их в другой. А поются они на особо нежный напев 2-го гласа. Если же их исполнять на подобен, то и совсем впечатление от них будет неизгладимое. Они поются на подобен: Егда от древа, тот чудный подобен, который поется на вечерне Великого Пятка пред изнесением плащаницы. И это сближение совершающегося в данный момент в храме с погребением Спасителя так знаменательно и умилительно.

После прощания, конечного Трисвятого, тропарей Со духи праведных и сугубой ектении следует отпуст, на котором, как и пред выносом из дома, в виде исключения из обычной практики заупокойных отпустов, поминается имя усопшего. После отпуста у нас обычно возглашается традиционное: Во блаженном успении. Между тем, по последовании не низший из священнослужителей — диакон, а архиерей или начальствующий иерей сам глаголет сие: Вечная твоя память достоблаженне и приснопамятне брате наш. Это трогательное обращение непосредственно к тому, кто хотя и умер, но жив и слышит наши к нему обращения, слышит и тихое обращение старца — предстоятеля, внемлет нашим приветам. Так еще раз, в самый момент последнего расставания, Святая Церковь напоминает нам, что умерший по-прежнему остается ее чадом, нашим братом и сомолитвенником.

После прощального приветствия от предстоятеля, обращенного к почившему, певцы от лица всех предстоящих многолетствуют усопшего, трижды поют заупокойное многолетие — “Вечная память”. И затем уже пред самым выходом из храма должна читаться прощальная молитва, которую по преимуществу следует читать архиерею, аще приключится тамо быти,

По перенесении гроба с телом усопшего из храма к могиле, Устав назначает петь Трисвятое, Пресвятая Троица, Отче наш, и прочая, т. е. молитвословия, входящие в состав заупокойной литии, во время которой заканчивает и самое погребение в земле, и которая заканчивает и самое погребение над засыпанной уже могилой. Этот порядок имеет ввиду древний обычай, когда приходское кладбище располагалось непосредственно около храма и усопшие погребались под сенью своего родного храма. Когда кладбище не близко от храма, когда одной литии не хватает на весь путь, тогда и на этот раз, как и при перенесении гроба из дома в храм начинаем пети одного только Святый Боже со страхом и велиим умилением. И вземши мощи усопшего отходим. Так во всех случаях перенесение тела усопшего сопровождается пением неоднократно повторяемого Трисвятого, торжественной, с неба принесенной ангельской песни, пением которой так часто сопровождается перенесение святынь, Евангелия, плащаницы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Молитва при прощании с умершим
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here