Молитва проклятие у евреев

Детально: Молитва проклятие у евреев - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Ноль шансов выжить — Каббалистический ритуал «пульса денура»

Ариэлю Шарон, одном из наиболее выдающихся израильтян. Шарон скончался 11 января 2014 года, проведя восемь лет в коме. По одной из версий, бывший премьер-министр пострадал в результате каббалистического проклятия «пульса денура». Кстати, цифра 8 в Каббале отвечает за небесные силы и высшую волю.
Десять избранных раввинов встречаются в полночь в синагоге. Они разжигают черные свечи, трубят в шофар и читают определенные отрывки из книги «Зоар».

Если тот, против кого оно направлено, действительно заслуживает наказания за содеянное и представляет собой серьезную опасность для еврейского народа, этот человек скончается в течение года. Если раввины ошиблись, проклятие обернется против них самих.

Вот, что известно про каббалистическое проклятие «пульса денура». Существует ли оно на самом деле, и если да, то насколько действенно, идут споры.

Что такое «пульса денура»?

Само название «пульса денура» переводится со смеси латыни и арамейского как «удар огнем», «огненные розги». Раввин Элиягу Эссас говорит о «духовном огненном шнуре (ремне, кнуте), на который нанизаны огненные кольца». По сути, речь идет о наказании человека на духовном, сущностном уровне, что, как следствие, отражается на его состоянии в мире физическом.

«Пульса денура» считается самым мощным проклятием и может быть направлено только против евреев – в отрывках из «Зоар» упоминаются «соблюдающие заповеди», а вносить изменения в текст проклятия крайне нежелательно.

Считается, что «пульса денура» — это крайнее средство, эдакое каббалистическое ядерное оружие, когда остальные варианты исчерпаны, поэтому его применяют крайне редко. Необходимо поставить в известность человека, что против него совершился обряд «пульса денура». Так ему дается возможность раскаяться и исправить ошибку.

Каббалист Йосеф Даян отмечает, что речь идет о молитве, призывающей Верховного судью вынести вердикт по делу конкретного человека. Если судья вызван понапрасну, и человек не виновен в том, что ему инкриминируют, вызвавший его как лжесвидетель получит то же наказание, которого пожелал тому, кого хотел осудить.

В каких еврейских текстах фигурирует?

Фраза «пульса денура», то есть «огненные розги», фигурирует в Талмуде в нескольких местах в качестве наказания для ангелов и высших сущностей, но при этому нигде не упоминается как церемония, направленная против людей или ритуал, приводящий к смерти.

* Трактат Йома стр 77а – удары «пульса денура», такое наказание получил ангел Гавриель,
* Трактат Хагига 15а – наказание Метатрона,
* Трактат Бава Меция 85б – наказание пророка Элиягу уже после того, как он оказался на небесах, за то, что он пытался смертным раскрыть некий небесный секрет,
* Трактат Бава Меция 47а, в котором рав Рава говорит раву Хуна: «Если бы тут был этот Леви, что спрашивал, я бы его побил ударами огня». Другими словами: «Я бы ему за такие дурацкие вопросы врезал, так чтобы искры из глаз посыпались», то есть исключительно образное выражение.

В книге «Зоар» несколько раз упоминается «пульса денура» как «огненные розги» в качестве наказания для грешников.

Как отмечает Нехама Полонски, если упоминание об обряде «пульса денура» и есть в еврейских текстах, то ни к мейнстриму иудаизма, ни к мейнстриму каббалы они не принадлежат.

Против кого применялась?

Церемония «пульса денура» с разной степенью успешности, возможно, проводилась против ряда выдающихся представителей еврейского народа.

Существуют и другие примеры проведения каббалистического обряда против тех или иных людей, но случаи, когда «пульса денура» срабатывала против проводящих их, мало известны.

Отношение властей к «пульса денура»

30 августа 2005 года юридический советник правительства Мени Мазуз принял решение не заводить уголовное дело на тех, кто провел церемонию «пульса денура» против Ариэля Шарона.

Мазуз отметил, что они обращались к высшим силам, а не к людям, и молитва-пожелание смерти человеку, хотя и не должна быть частью общественной нормы, но все же не является подстрекательством к убийству и укладывается в рамки свободы выражения.

Различные точки зрения на «пульса денура»

Григорий Котляр, первый русскоязычный реформистский раввин в Израиле:
Церемония «пульса денура» в ее нынешнем виде не упоминается ни в одном древнем или средневековом еврейском тексте. Более того, проклятия, особенно именем Бога неоднократно запрещаются Торой. В сущности, именно об этом говорит третья из Десяти заповедей – «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.».

Само выражение «пульса денура» в переводе с арамейского означает «огненный удар», причем слово пульс заимствовано из латыни, что свидетельствует об относительно позднем его происхождении. Оно встречается в книге Зохар, но в качестве наказания свыше, а не церемонии, проводимой по инициативе человека.

Судя по приводимым описаниям, современная «пульса денура» представляет собой вариацию древнего обряда отлучения от общины (херем). Налицо тот же антураж: десять евреев (миньян), погашение свеч, трубление в шофар. Да только херем, объявленный харедим в отношении светских евреев, никого не пугает, вот ему и придали новый смысл для непосвященных, чтобы страшно было. Так что скорее всего подлинный адресат «пульсы денура» не ангелы небесные, а суеверная и падкая на сенсации израильская публика и пресса.

М.Т.: Я верю в то, что «пульса денура» могли прочитать против Ариэля Шарона, и это проклятие привело к коме. С его действием мне пришлось столкнуться лично. Известный археолог Эхуд Нецер, нашедший могилу царя Ирода, был другом нашей семьи. Помню, как он сидел у нас на кухне и высмеивал раввинов, которые «приговорили» его к проклятию за вскрытие могилы еврея Ирода, а буквально через неделю Нецер сорвался с вершины Иродиона и разбил голову о камни.

Пинхас Полонский, исследователь иудаизма:
«Пульса денура» – это не древний каббалистический обряд, а некий новодел, попытка усилить «херем» – отлучение от ультраортодоксальной общины. Когда в какой-то момент «херема» перестали бояться, придумали «пульса денуру».

Если бы современные каббалисты могли так жонглировать миром, как им предписывают, то не было бы Катастрофы, они бы вовремя изменили ход истории. Но каббалисты – не волшебники.

С другой стороны, есть некое равновесие в мире, назовем его справедливостью. Решение Шарона об «одностороннем размежевании» сломало тысячи судеб, его проклинали — не каббалисты, а обычные люди — и это ударило по нему бумерангом. Проклятие и благословение имеют силу в жизни. А в «пульса денура» верят те, кто ничего не понимают в каббале.

Авигдор Эскин, публицист и общественный деятель:
Церемония проклятия Ицхака Рабина была организована мной. Позже видимо по инерции, неоднократно писали, что я проводил «пульса денура» против Ариэля Шарона, но это не соответствует истине.

Чтобы понять причину, хочу напомнить то время и настроения, царившие в обществе. Ицхаку Рабину до конца каденции оставалось больше года, но он обещал до завершения этого срока провести Осло-2 и Осло-3. Это означало полный уход Израиля с Голанских высот, начало разделения Иерусалима. События развивались стремительно, и у многих создавалось впечатление, что все идет по южноафриканскому сценарию — мы теряем страну, а правительство утратило контроль над ситуацией.

Ко мне пришел друг, офицер ЦАХАЛ. Он был в отчаянии и сказал, что готов лично убить Рабина. Я его идею отверг — покушение ничего не изменит, но надо было что-то делать. И тогда я организовал молитву-проклятие. Чтобы этот кошмар прекратился, а если нет, то пусть кара настигнет того, кто несет за все ответственность.

Мы заранее согласовали наши действия с главными раввинами Израиля. Разумеется, они не принимали участия, но знали о происходящем. Главный ашкеназский раввин Меир Исраэль Лау был категорически против, главный сефардский раввин Мордехай Элиягу нам в некоторой степени сочувствовал.

Наша молитва состояла из двух частей — публичной, на камеру, чтобы озвучить свой протест, и закрытой — что там делали, вам не расскажу. Это происходило накануне Йом-Киппура в 1995 году. Мы сказали — отводим 30 дней. И на 31-й день Рабин был убит.

Хочу отметить такой момент. Тогда все настолько накипело, напряжение ощущалось в воздухе. Такого не было ни с Шароном, ни с кем-то другим. Возможно, наша молитва как-то повлияла на энергетический баланс. Сегодня «пульса денура», прочитанная против кого-либо, не сработает, потому что нет той энергетики.

Читайте так же:  Молитва свт феофану затворнику вышенскому

«Пульса денура» существует, но это редкий маргинальный метод, к которому в обычной ситуации прибегать не следует. Его смысл — не убийство. Нет цели ликвидировать человека. Мы говорим о молитве, обращении ко Вс-вышнему. Она направлена на то, чтобы человек прекратил свою разрушительную деятельность. Если он займется другим делом, этого достаточно.

Но важно понимать, что «пульса денура» — это не фокус для устранения недругов. Если бы существовал обряд, позволяющий нейтрализовать злодеев, тогда Гитлер был бы остановлен вовремя. Но наш мир устроен иначе. Нет такой силы, которая гарантировала бы немедленное решение проблем подобного рода.

Это молитва, которая имеет определенную силу, но эта сила сосредоточена в высших руках. И те, кто считают, что некий магический обряд способен убить кого угодно — язычники.

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

«Пропади ты пропадом», или Что такое «Пульса денура»?

Ночь. Кладбище. Горят черные свечи. Десять бородатых мужчин-иудеев раскачиваются в молитве. Один в белом одеянии. Остальные в черном.
Что делают женатые взрослые люди ночью на кладбище? О чем они молятся?
О СМЕРТИ. Собрата-иудея. Да погибнет виновный в преступлениях против еврейского народа. Амен.

Молитва закончена. Все. Приговоренный не проживет больше 30 дней. Но если приговор несправедлив или сделан по ложному обвинению, смерть вернется за каждым из молившихся. И не будет от нее спасения.

Молитва «Пульса денура» берет свои истоки в глубокой иудейской древности. В переводе с арамейского эти слова означают «удар огненым кнутом». По преданию пророк Элиягу владел тайной воскрешения после смерти и вознамерился открыть ее своему народу. Суровый еврейский бог разгневался на старца. Только он, Всемогущий, решает судьбы людей и распоряжается по своей воле их жизнью и смертью. Призвал Вседержитель «малхей хабала» — ангелов-мучителей, и наказали они дерзкого пророка 16 ударами огненного кнута. Ушла с проклятым пророком в землю тайна воскрешения. А молитва-проклятие осталась в традициях иудейского народа и дожила до наших дней. Ни одна религия исламского или христианского толка не знает такой молитвы-заклятия.

Религия иудейская сложилась традиционно так, что нельзя иудею предать смерти иудея. Это заповедано свыше. Это оправдано исторически в постоянных войнах на истребление народа израилева. Но есть один очень старый закон раннего иудейства «Дин Родеф», оправдывающий смертную казнь иудея, предавшего народ Торы, отдавшего землю врагу.

Ультрарелигиозные ветви иудаизма и каббалисты владеют силой этой молитвы. Но ответственность за убийство невиновного настолько велика, что применялась «Пульса денура» крайне редко — один-два раза в столетие, и то не каждое. Сознавая неотвратимость приговора, проклинаемому отводили срок исправить свое преступление, давался шанс на жизнь, если ошибку можно было еще исправить.

Игра шла в открытую — проклятому объявлялось, что он приговорен к смерти. Кроме того, религиозный закон предписывает применять это проклятие только против своих соплеменников. Потому и не применялся ритуал проклятия ни к Сталину, ни к Гитлеру. Исключением стал лишь Ясир Арафат. Совпадение или галахическая закономерность, никто теперь не ответит. Официального подтверждения проведения «Пульса денура» по Арафату пока не предъявлено. Совершенно точно с показаний исполнителей ритуала известно, что «Пульса денура» совершалась по Троцкому. Не прошло и 40 дней, когда настиг его удар ледорубом.

Времена и нравы. В стремительный двадцатый и апокаполиптический двадцать первый время, кажется, сжалось в спираль. И вот уже следует одна «Пульса денура» за другой с разрывом в 10 лет.

В октябре 1995 года прилюдно, в присутствии СМИ, была совершена молитва-проклятие по дважды премьер министру Израиля, герою войны, боевому генералу, «бульдозеру» Ицхаку Рабину. Ему было дано 30 дней жизни. 4 ноября Рабина достали в спину три девятимиллиметровки ультра-религиозника Игаля Амира. Четвертую он получил от агентов спецслужб в машине скорой помощи. Контрольный выстрел, но плохой. Скончался Рабин уже в госпитале.

А предыстория такова. На одном из русских радиоканалов Чикаго «Эхо Планеты» (есть в Сети вслух, время с 7 до 10 утра на чикагские деньги, с понедельника по пятницу, приглашаю послушать) работает и каждую среду выступает каббалист и ультраправый религиозник, наш комментатор по Израилю Авигдор Эскин, отсидевший срок в израильской тюрьме за ультраправизм и ныне живущий практически постоянно в Москве из-за угрозы второй посадки. Я не разделяю его ультра, но не могу не снять шляпу перед энциклопедической эрудицией, харизмой и своеобразной пираньей преданностью израильскому народу. Человек, живущий за границей с 17 лет, сохранил блестящий русский язык, находится в курсе всех событий в мире, ведет огромную просветительскую и религиозную работу.

Я встречалась с Авигдором на его авторских встречах в Чикаго. Завораживает личным обаянием и просто убивает своей энциклопедичностью. Во время отсидки он продолжал вести репортажи из тюрьмы. Можно было слышать арабскую и ивритскую речь через трубку тюремного телефона. (Репортаж с петлей на шее фучиковский). Для меня неприемлемо, как он преломляет данное ему знание, но не могу не уважать его свободу излагать и пропагандировать свои идеи. У Авигдора есть свой сайт, о нем много написано, сам он много пишет. Кто заинтересуется, всегда сможет найти о нем информацию в Сети.

Какое отношение имеет Авигдор к «Пульса денура»? А вот какое. Летом 1995 года Авигдор обратился известному равину-каббалисту Иосефу Даяну с инициативой совершить «Пульса денура» по Ицхаку Рабину. Даян, выходец из Мексики, репатриировавшийся в Израиль, старый последователь Кахане и член запрещенной впоследствии партии КАХ, пользуется огромным авторитетом в ультраправых религиозных кругах. Он дал свое согласие и собрал еще 8 человек религиозных евреев для отправления ритуала. По воспоминаниям Авигдора, все участники осознавали огромную ответственность за деяние. И сам Авигдор был готов принять смерть возмездия. Авигдор Эскин официально взял на себя ответственность за организацию «Пульса денура», но власти не смогли посадить его из-за отсутствия соответствующей статьи в законодательстве государства Израиль. Поехали дальше.

После совершения церемонии нужно было, по традиции, довести до сведения Рабина его приговор. Даян отправился к резиденции Рабина, охраняемой как цитадель. Близко к резиденции его не подпустили, но там, где разрешила полиция, около резиденции в присутствии журналистов Даян озвучил содержание (конечно, не его секретную часть, читаемую ночью) «Пульса денура» и ответил на вопросы журналистов. Он назвал отпущенный срок жизни премьеру и объяснил СМИ, за какие преступления против народа Ицхак Рабин приговорен к смерти. (Интересно, что убийца Игаль Амир, приговоренный к пожизненному заключению, уже в тюрьме вступил в брак с женщиной из русской алии Ларисой Трембовлер. Брак был официально зарегистрирован, но иметь детей семья сможет только путем искусственного оплодотворения). Уже интересно?

Год 2005. В июле месяце 2005 года совершается следующий-щая-щее (не знаю иврита) «Пульса денура». По Ариэлю Шарону. Конечно, это стало известно проклятому Шарону, но человек он был несуеверный, вполне светский, и перед СМИ смеялся над этими мракобесиями. Ой ли? Ему было оставлено жить 180 дней. Это было известно из СМИ всему миру. Некий итальянец, владелец маленькой пиццерии, отправляет Ариэлю личное письмо, в котором сообщает древний итальянский народный оберег от проклятий — дергать себя за причинное место, а заодно приглашает приехать поесть пиццы у него в ресторанчике. Смеемся вместе. У Шарона было куда лучше приложить руки, чем дергать себя за гениталии, я помню политическое напряжение тех дней выселения с территорий.

4 января, ровно через 180 дней после «Пульса денура», Шарон получает письмо по электронной почте о наступлении часа Быка. В тот же день его разит удар (удар огненным кнутом?) и несгибаемый Шарон становится овощем.

Скептики могут посмеяться, я присоединюсь, но с оглядкой. (Тьфу-тьфу, чур меня.) Но ни один верующий или даже слегка верующий еврей не посмеется над этой историей.

Каббалистика — одна из самых сложных и запутанных наук, в ней много стадий посвящения, много закрытых для профанов знаний, много таинственного и сакрального. (И чего туда наша профурсетка-блондинка Мадонна сунулась?)

Я хочу вернуться к бедняге пророку Элиягу, владевшему тайной воскрешения из мертвых. Найти бы его могилку и поспрошать о тайнах воскрешения и тайнах молитвенного проклятия. Не найти. Не спросить. Бедный Элиягу-мудрец — рабин, шарон древности иудейской.

Читайте так же:  Молитва в часовне на кладбище

Как снять с себя проклятье?

У меня к Вам, как по мне, очень сложный вопрос – история длинная со многими нюансами, но, самое главное, я не знаю, что мне делать – дело в том, что мне желают нехороших вещей, на меня послали проклёны. – как мне быть? Что я должна делать, чтобы себя защитить? Я не желаю этому человеку ничего плохого – но мне страшно! Что я должна делать, что должна читать – какие молитвы, чтобы себя защитить?

ОЧЕНЬ БУДУ ЖДАТЬ Вашего ответа – надеюсь получить его как можно скорее.

Отвечает Хава Куперман

Прошу прощения, что ответ задержался.

Я мало разбираюсь в этом вопросе, но есть одно «средство» – аннулирование проклятий. Собираются десять мужчин и произносят специальную молитву. Посылаю Вам текст этой молитвы на иврите (см. ниже).

С уважением,
Хава Куперман

Снятие проклятий, и порицаний, и запретных слов
и отмена воздействия дурного глаза

Вот я прошу у Тебя, Всевышний, снять с меня проклятия, и порицания, и дурные слова (произнесённые обо мне) и отменить воздействие дурного глаза – всё это и всё, что связано с этим.

Затем святая община произносит перед тем (или теми), кто просит об отмене:

Сняты да будут все проклятия, и клятьё, и (провозглашённые) удаления, и отлучения, и отделения, и проклинание разящее, и порицания, и клятвы речением уст, и колдовские чары, и все дурные слова, и всё дурные сны, и все дурные толкования, и (провозглашение) о передаче суда (над тобой) в руки Небес, и отверзание уст злу, и все виды запретных слов, и все виды тяжких и дурных предначертаний, и все виды дурного глаза, воздействовавшие на тебя, или на кого-то из твоих домочадцев, и все проклятия, которыми прокляли тебя другие, или ты сам проклял себя, какими бы они ни были. Или, если ты провинился и заслужил какое-то проклятие, или клятьё, или отлучение, или отделение, или порицание, или дурное предначертание, откуда бы они не исходили и какими бы ни были, – все их мы отныне снимаем и упраздняем все. И так мы говорим:

Следующие слова произносят стоя:

Молю, Всевышний, преисполнись милосердием, и пусть укротит милосердие Твоё гнев Твой, и пусть возобладает милосердие Твоё над всеми другими Твоими качествами, и пусть будут смягчены приговоры. И вспомни связывание праотца нашего Ицхака, мир с ним, как если бы прах его был собран и лежал на жертвеннике, и взгляни на прах его, чтобы спасти нас и весь Израиль от любого зла, и отмени для нас и для всего Израиля тяжкие и дурные предначертания, и как согласен на это и снимает (их) с тебя суд земной, так да согласится и снимет (их) с тебя суд Небесный. И все проклятия, и дурные сны, и дурные истолкования, и отверзание уст злу, и все дурные предначертания, – пусть все они обернутся для тебя добром и благословением, как сказано: «Но Господь, Б-г твой, не восхотел слушать Билама, и обратил тебе Господь, Б-г твой, проклятие в благословение, ибо любит тебя Господь, Б-г твой». И сказано: «А вы, прилепившиеся к Господу, Б-гу вашему, живы вы все ныне». Соверши это ради Имени Своего, соверши ради (прославления) десницы Своей, соверши ради святости Своей, соверши ради Торы Своей. «Г-сподь даст силы народу Своему, Г-сподь благословит народ Свой миром».

התרת קללות ונזיפות, ודברים אסורים וביטול עין הרע.

הריני מבקש ממעלתכם, להתיר לי קללות ונזיפות, ודברים אסורים, ולבטל עין הרע, הן, וכיוצא בהן:

ואז יאמרו העדה הקדושה נכח פני המבקשים ההתרה, בלשון הזה:

מותרים יהיו כל קללות, אלות, ושמתות, וחרמים, ונידוים, וארורים, ונזיפות, וביטויים, וכשפים, וכל דברים רעים, וכל-חלומות רעים, ופתרונות רעים,ומסירת דין, ופתחון פה לרעה, וכל-מיני דברים אסורים, וכל-מיני גזרות קשות ורעות, וכל-מיני עין הרע, שהושמו עליכם (ליחיד: עליך). או על שום אחד מבני ביתכם, (ליחיד: ביתך). וכל קללות שקיללו אתכם (ליחיד: אותך). אחרים, או שקיללתם עצמכם, (ליחיד: עצמך). בכל אופן שיהיה, או שנתחייבתם (ליחיד: שנתחייבת), שום קללה, או ארור, או חרם, או נידוי, או נזיפה, או שום גזירה רעה, באיזה צד ואופן שיהיה, על-הכל, מעכשיו אנחנו מתירין ומבטלין הכול. וכך אנחנו אומרים:

כשאומרים בצירוף יעמדו:

בצרוף וברשות קודשא בריך הוא, ושכינתיה, ברשות בית דין של-מעלה, (וישבו) וברשות בית דין של-מטה, וברשות תורתנו הקדושה, וברשות סנהדרי גדולה, וברשות סנהדרי קטנה: מותרים לכם, (ליחיד: לך). מותרים לכם, (ליחיד: לך). מותרים לכם, (ליחיד: לך). שרויים לכם, (ליחיד: לך). שרויים לכם, (ליחיד: לך), שרויים לכם, (ליחיד: לך). מחולים לכם, (ליחיד: לך). מחולים לכם, (ליחיד: לך). מחולים לכם (ליחיד: לך). אין כאן קללות, אין כאן אלות, אין כאן שמתות, אין כאן ארורים, אין כאן חרמים, אין כאן נידויים, אין כאן נזיפות, אין כאן ביטויים, אין כאן כשפים, אין כאן חלומות רעים ופתרונות רעים, אין כאן מסירת דין, אין כאן פתחון פה לרעה, אין כאן מחשבות זרות והרהורים רעים, אין כאן גזרות קשות ורעות, אין כאן עין הרע דאנשים, אין כאן עין הרע דנשים, אין כאן עין הרע דשונאים ואוהבים, כולם יהיו בטלים ומבוטלים, וחשובים, ככלי חרס הנשבר, וכדבר שאין בו ממש. וכל-מיני עין הרע יסורו מעליכם ומבתיכם, (ליחיד: מעליך ומביתך). ויושלכו למצולות ים, ככתוב: ולא-ידבק בידך, מאומה, מן-החרם, למען ישוב יי מחרון אפו, ונתן-לך רחמים ורחמך והרבך, כאשר נשבע, לאבותיך:

אנא יי. תתמלא רחמים ויכבשו רחמיך את-כעסך, ויגולו רחמיך על-מידותיך,ויתמתקו הדינים. וזכור לנו

עקידתו של-יצחק אבינו עליו השלום, כאילו אפרו צבור ומונח על-המזבח, והבט באפרו, להצילנו ולכל-ישראל מכל-רע, ותבטל מעלינו ומעל כל-ישראל, גזרות קשות ורעות, וכשם שמסכימים ומתירים לכם (ליחיד: לך). בית-דין של-מטה, כך יסכימו ויתירו לכם (ליחיד: לך). בית דין של מעלה, וכל-הקללות וחלומות רעים, ופתרונות רעים, ופתחון פה לרעה, וכל-גזרות רעות, כולם יתהפכו לכם (ליחיד: לך). לטובה ולברכה, ככתוב: ולא-אבה יי אלוהיך לשמוע אל-בלעם, ויהפוך יי אלוהיך לך, את-הקללה לברכה. כי אהבך, יי אלוהיך: וכתיב: ואתם דבקים ביי אלוהיכם, חיים כולכם היום: עשה למען שמך, עשה למען ימינך, עשה למען קדושתך, עשה למען תורתך, יי. עוז לעמו יתן, יי יברך את-עמו בשלום:

О ком следует думать, когда произносишь проклятия?

Здраствуйте. Спасибо за ваш сайт. Что нужно думать (какая должна быть кавана) во время произнесения: а) Благословения против доносчиков в Шмоне Эсре, если можно, на все слова. б) В Псалмах Давида при упоминании «решаим», «поалей авен» и «ойвай». Для меня это очень важно, ведь это по сути проклятия. И не дай Б-г проклясть невиновного или близкого. (В молитве Таханун говорится «рашану» и т.д., какая связь с приведенным выше?). Большое спасибо

Отвечает рав Овадья Климовский

А) Браха «против доносчиков» изначально была направлена против сектантов, которые, как это принято, чинили традиционным евреям препятствия, донося на них римским властям. Самая простая кавана, которую требует от нас Закон — это сосредоточиться на смысле произносимых слов (Шулхан Арух, Орах Хаим, 98,1).

Попробуем примерно передать смысл слов этой брахи по-русски:

Пусть у доносчиков не будет надежды, и все зло (комментаторы подчеркивают, что надо желать уничтожения зла, а не злодеев — следует желать, чтобы они раскаялись) пусть мгновенно пропадет. И все Твои враги пусть побыстрее исчезнут, и злоумышленников разрушь на корню, разбей, принизь и подчини скорее, в наши дни. Благословен Ты, а-Шем, разбивающий врагов и подчиняющий (принижающий) злоумышленников.

(Враги — это ненавидящие, но бездействующие, а злоумышленники — те, кто не только замышляет, но и претворяет в жизнь свои планы).

Б) Прежде всего отметим, что если Вы читаете Псалмы, Вы никого не проклинаете. Вы только читаете то, что написал царь Давид, но и написанное им не является проклятием. А то, что может быть все-таки расценено как проклятие, направлено, безусловно, только против тех, кто этого заслужил. В конце концов, и самим злодеям лучше, чтобы их деятельность прекратилась как можно раньше — тем меньший груз будет лежать на их совести. Решаим — это общее обозначение злодеев, но, скорее, определяющее их внутреннюю сущность, а поалей авен — это активно действующие злодеи (возможно, не так уж и испорченные внутри). Ойвай переводится как «Мои враги» — наши мудрецы поясняют, что любой враг еврейского народа является врагом Всевышнего.

Читайте так же:  Как просить бога о замужестве

Рашану — это от того же корня, «мы злодействовали».

Что такое проклятие?

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Проклятие (אָלָה, ала; מְאֵרָה, меара; קְלָלָה, клала; в Талмуде также используется арамейское לְטוּתָא, летута) — устное негативное пожелание, адресованное конкретному человеку либо группе людей с упоминанием имени Б-га либо без него. Согласно традиционному верованию, проклятие имеет духовную силу, способную нанести вред проклятому или его семье. Еврейский закон запрещает проклинать себя или других, а за проклятие родителей полагается самая высокая мера наказания — смертная казнь по приговору суда через «скилу» (т.н. «побиение камнями») (см. Шмот 21:17).

Оглавление

В чем сила проклятия? [↑]

Сила проклятия напрямую связанна с Б-жественной природой человеческой души. Речь — это Б-жественный элемент, которым Творец наделил человека на последнем этапе его творения, вдохнув в него душу (см. перевод Ункелоса на стих Берешит 2:7). Божественная составляющая человеческой речи придает словам духовную силу, дающую возможность благословлять, проклинать, заклинать и даже творить («Сэфэр аХинух» зап. 350 и Маараль Нэтивот олам, нэтив лашон).

Сила проклятия возрастает, если проклятие было вынесено праведным человеком, хранящим свои уста в чистоте и святости.

Почему проклятие работает? [↑]

Комментатор Торы и кабалист Ор аХаим аКадош в своем комментарии на главу Балак объясняет, что проклятие вызывает строгое отношение Б-га к проклятому (мидат а-дин), — что может привести к незамедлительному наказанию за уже существующие грехи, за которые он получил «отсрочку» в рамках Милосердного отношения (мидат а-рахамим).

Таким образом, силе проклятия подвержены практически все люди, поскольку нет человека, который бы ни разу не согрешил (см. Коэлэт 7:20). Но абсолютно чистый праведник, без единого греха, не подвержен силе проклятия, т.к. не имеет повода для наказания Свыше.

Стоит ли бояться проклятия? [↑]

Талмуд предостерегает от легкомысленного отношения к проклятию, даже если проклятие вышло из уст простого человека.

Однако незаслуженное проклятие обычно не осуществляется, как сказано в книге Притчей(26:2): «Как птице лететь, как воробью порхать, так незаслуженная клятва не осуществится».

Но проклятие, произнесенное законоучителем и праведником, имеет силу, даже если оно незаслуженное (Брахот 56а).

Запрет проклинать [↑]

Тора запрещает проклинать других, как сказано: «Не проклинай глухого» (Ваикра 19:14). Мудрецы в трактате Санедрин (66а) интерпретируют этот стих как запрет проклинать любого человека, будь он глухим или нет (ведь если даже того, кто не слышит проклятие, нельзя проклинать — тем более человека, который слышит).

Тот, кто проклинает судью, несет двойную повинность, а за проклятие главы народа — тройную, как сказано: «Не проклинай судью, и главу народа не проклинай» (Шмот 22:27).

В трактате Шавуот (36а) учится из стиха: «Береги себя и береги свою душу» (Дварим 4: 9), что запрещено проклинать даже самого себя.

Формула проклятия [↑]

Запрет проклинать включает в себя произнесение любого негативного пожелания, ущерба, неудачи, смерти и т.п., адресованное конкретному человеку либо группе людей.

Например: «Чтоб тебя то-то и то-то», «чтоб с таким-то случилось так-то и так-то».

Наивысшую строгость имеет проклятие с упоминанием имени Вс-вышнего или одного из его эпитетов. Имена Вс-вышнего на других языках имеют статус эпитетов.

Тот, кто проклинает, наносит себе вред [↑]

В книге Хасидим (76) указывается, что очень часто проклятие, которое адресовано кому-либо, в конечном итоге исполняется на самом проклинающем либо на его семье.

В Талмуде (трактат Санедрин, 48б) написано, что все проклятия, которыми проклял Давид своего полководца Йоава, в конечном итоге бумерангом обратились к нему самому.

Проклятие как элемент скрепления союза [↑]

Завет между Б-гом и народом Израиля имеет форму договора, в котором Б-г выступает в качестве покровителя Израиля, а Израиль обязуется сохранять верность своему Б-гу.

За нарушение этого обязательства на Израиль обрушатся подробно перечисленные в книге Дварим проклятия (См. Дварим, 27:15—26; 28:15—68).

Беды, обрушившиеся на еврейский народ за последние две тысячи лет изгнания, являются прямым результатом исполнения указанных проклятий, как наказание за неповиновение законам Торы.

Проклятие в еврейском суде [↑]

В еврейском суде проклятие использовалось как карательный элемент за неисполнение судебного решения, либо за несоответствие определенным религиозным и гражданским нормам.

Такой клятвой заклинал коэн замужнюю женщину подозреваемую в измене — сота(см. Бемидбар 5:12-22).

За невыполнение распоряжений еврейского суда судьи вправе наложить на ответчика «херем» (проклятие и отлучение от общины), включающий в себя запрет на любые деловые отношения с неповинующимся, а также отстранение его от миньяна.

Ритуал отлучения происходил в присутствии десяти евреев и сопровождался различными проклятиями и молитвами, призывающими взыскать с подсудимого за его неповиновение. Во время проклятий в зал суда приносили носилки для мертвого, судьи держали в руках свиток Торы, зажигали свечи. Частью ритуала было так же трубление в шофар.

В Талмуде (Моэд Катан 17а) на примере нескольких историй указывается, что разрушающая сила проклятия «херем» может привести к скоропостижной смерти проклятого.

Проклятие «ми шэ пара» за отмену сделки [↑]

Еще один вид проклятия, известный в еврейской судебной практике — это проклятие «ми шэ пара…» (ивр. — «тот, кто взыскал…»). Название «ми шэ пара» является начальными словами проклятия: «Тот, кто наказал поколение потопа, Вавилонской башни и жителей Сдома и Аморы, Он накажет того, кто не держит своего слова».

Проклятие «ми шэ пара» возлагается автоматически на любого человека, который отменил деловую сделку после оплаты.

Дело в том, что с точки зрения еврейского имущественного кодекса, передача денег еще не завершает акт приобретения, пока покупатель не получил товар на руки. И поэтому де-юре можно отменить сделку — например, в пользу иного покупателя.

Однако, если одна из сторон решит отменить сделку уже после оплаты, но до получения товара, в таком случае отменивший и получает проклятие «ми ше пара».

Проклятие «пульса де-нура» [↑]

В разгаре политических войн в государстве Израиль получило известность так называемое проклятие «пульса де-нура» (с арамейского — «огненный удар» или «огненные шары»), используемая различными радикалами для устрашения и оказания воздействия на различных политических деятелей и лидеров партий. Известно, что обряд пульса де-нура производился ультраправыми ортодоксами в преддверии убийства премьер министра Ицхака Рабина в 1995 году, а также за полгода до инсульта Ариэля Шарона в 2006 году. Некоторые связывают преждевременную смерть политиков с результатом осуществления проклятия пульса де-нура.

Многие исследователи ставят под сомнение исконность данного обряда в связи с тем, что он не упоминается в древних источниках и в кабалистической литературе. Кроме того, в Талмуде и в агадической литературе понятие «пульса де-нура» используется в значении Небесного наказания по отношению к духовным сущностям, но не как проклятие, наносимое людьми. Тем не менее, очевидно, что сам ритуал «пульса де-нура» практически полностью основан на обычаях, совершаемых во время наложения «херема», где также произносились проклятия под звук шофара в присутствии десяти мужчин и при зажжённых свечах. Скорее всего, сам ритуал является немного измененной формой проклятия «херем», где название было заимствованно из Талмуда по ассоциативному принципу.

Поэтому не исключено, что действенность проклятия пульса де-нура имеет место, как и любой херем, если он выносится по решению бейт дина и на объективном основании.

Как избавиться от проклятия? [↑]

  1. В книге Пеле Йоэц(глава «Клала») приводится: тот, кто слышит проклятие в свой адрес, пусть произнесет в этот момент: «Ло кэн иѓъе, элэ гам барух иѓъе» («да не будет так, но пусть будет благословлен!»).
  2. В книге Орах Мэйшарим(глава 10 на основе Талмуда) написано, что для того, чтобы проклятие не осуществилось, следует произвести действие, немного напоминающее содержание проклятия. Таким образом, проклятие как бы осуществляется через безвредное для человека действие.
  3. Следует произнести текст «атарат клалот» (отпущение проклятий), составленный раби Шломо Шараби.
  4. Пусть помолится, чтобы проклятие не исполнилось (Лереэха камоха пункт 7)
  5. Следует попросить благословения у праведника (Тосфот Санхедрин 70а «Килэло»).
Читайте так же:  Молитва в третью часть ночи

Отпущение проклятий «атарат клалот» [↑]

Отпущение клятв производится в присутствии десяти мужчин, желательно, чтобы среди них были знатоки Торы.

Если невозможно собрать десять мужчин, то можно сделать «ататрот клалот» даже перед тремя мужчинами.

Во время обряда произносят текст, составленный кабалистом раби Шломо Шараби, где просящий просит присутствующих, от имени Небесного суда, отпустить возложенные на него проклятия, и тем самым частично избавиться от негативного влияния проклятий и аин ара — «дурного глаза».

В некоторых общинах существует обычай совершать отпущение клятв каждый год в преддверии Рош аШана и Йом Кипур.

Молитва проклятие у евреев

Десять избранных раввинов встречаются в полночь в синагоге. Они разжигают черные свечи, трубят в шофар и читают определенные отрывки из книги «Зоар».

Если тот, против кого оно направлено, действительно заслуживает наказания за содеянное и представляет собой серьезную опасность для еврейского народа, этот человек скончается в течение года. Если раввины ошиблись, проклятие обернется против них самих.

Вот, что известно про каббалистическое проклятие «пульса денура». Существует ли оно на самом деле, и если да, то насколько действенно, идут споры.

Что такое «пульса денура»?

Само название «пульса денура» переводится со смеси латыни и арамейского как «удар огнем», «огненные розги». Раввин Элиягу Эссас говорит о «духовном огненном шнуре (ремне, кнуте), на который нанизаны огненные кольца». По сути, речь идет о наказании человека на духовном уровне, что, как следствие, отражается на его состоянии в мире физическом.

«Пульса денура» считается самым мощным проклятием и может быть направлено только против евреев – в отрывках из «Зоар» упоминаются «соблюдающие заповеди», а вносить изменения в текст проклятия крайне нежелательно.

Считается, что «пульса денура» — это крайнее средство, эдакое каббалистическое ядерное оружие, когда остальные варианты исчерпаны, поэтому его применяют крайне редко. Необходимо поставить в известность человека, что против него совершился обряд «пульса денура». Так ему дается возможность раскаяться и исправить ошибку.

Раввин-каббалист Йосеф Даян отмечает, что речь идет о молитве, призывающей Верховного судью вынести вердикт по делу конкретного человека. Если судья вызван понапрасну, и человек не виновен в том, что ему инкриминируют, вызвавший его как лжесвидетель получит то же наказание, которого пожелал тому, кого хотел осудить.

В каких еврейских текстах фигурирует?

Фраза «пульса денура», то есть «огненные розги», фигурирует в Талмуде в нескольких местах в качестве наказания для ангелов и высших сущностей, но при этому нигде не упоминается как церемония, направленная против людей или ритуал, приводящий к смерти.

* Трактат Йома стр 77а – удары «пульса денура», такое наказание получил ангел Гавриель,
* Трактат Хагига 15а – наказание Метатрона,
* Трактат Бава Меция 85б – наказание пророка Элиягу уже после того, как он оказался на небесах, за то, что он пытался смертным раскрыть некий небесный секрет,
* Трактат Бава Меция 47а, в котором рав Рава говорит раву Хуна: «Если бы тут был этот Леви, что спрашивал, я бы его побил ударами огня». Другими словами: «Я бы ему за такие дурацкие вопросы врезал, так чтобы искры из глаз посыпались», то есть исключительно образное выражение.

В книге «Зоар» несколько раз упоминается «пульса денура» как «огненные розги» в качестве наказания для грешников.

Как отмечает Нехама Полонски, если упоминание об обряде «пульса денура» и есть в еврейских текстах, то ни к мейнстриму иудаизма, ни к мейнстриму каббалы они не принадлежат.

Против кого применялась?

Церемония «пульса денура» с разной степенью успешности, возможно, проводилась против ряда выдающихся представителей еврейского народа.

Существуют и другие примеры проведения каббалистического обряда против тех или иных людей, но случаи, когда «пульса денура» срабатывала против проводящих их, мало известны.

Отношение властей к «пульса денура»

30 августа 2005 года юридический советник правительства Мени Мазуз принял решение не заводить уголовное дело на тех, кто провел церемонию «пульса денура» против Ариэля Шарона.

Мазуз отметил, что они обращались к высшим силам, а не к людям, и молитва-пожелание смерти человеку, хотя и не должна быть частью общественной нормы, но все же не является подстрекательством к убийству и укладывается в рамки свободы выражения.

Различные точки зрения на «пульса денура«

Григорий Котляр, первый русскоязычный реформистский раввин в Израиле:
Церемония «пульса денура» в ее нынешнем виде не упоминается ни в одном древнем или средневековом еврейском тексте. Более того, проклятия, особенно именем Бога неоднократно запрещаются Торой. В сущности, именно об этом говорит третья из Десяти заповедей – «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.».

Само выражение «пульса денура» в переводе с арамейского означает «огненный удар», причем слово пульс заимствовано из латыни, что свидетельствует об относительно позднем его происхождении. Оно встречается в книге Зохар, но в качестве наказания свыше, а не церемонии, проводимой по инициативе человека.

Судя по приводимым описаниям, современная «пульса денура» представляет собой вариацию древнего обряда отлучения от общины (херем). Налицо тот же антураж: десять евреев (миньян), погашение свеч, трубление в шофар. Да только херем, объявленный харедим в отношении светских евреев, никого не пугает, вот ему и придали новый смысл для непосвященных, чтобы страшно было. Так что скорее всего подлинный адресат «пульсы денура» не ангелы небесные, а суеверная и падкая на сенсации израильская публика и пресса.

М.Т.: Я верю в то, что «пульса денура» могли прочитать против Ариэля Шарона, и это проклятие привело к коме. С его действием мне пришлось столкнуться лично. Известный археолог Эхуд Нецер, нашедший могилу царя Ирода, был другом нашей семьи. Помню, как он сидел у нас на кухне и высмеивал раввинов, которые «приговорили» его к проклятию за вскрытие могилы еврея Ирода, а буквально через неделю Нецер сорвался с вершины Иродиона и разбил голову о камни.

Пинхас Полонский, исследователь иудаизма:
«Пульса денура» – это не древний каббалистический обряд, а некий новодел, попытка усилить «херем» – отлучение от ультраортодоксальной общины. Когда в какой-то момент «херема» перестали бояться, придумали «пульса денуру».

Если бы современные каббалисты могли так жонглировать миром, как им предписывают, то не было бы Катастрофы, они бы вовремя изменили ход истории. Но каббалисты – не волшебники.

С другой стороны, есть некое равновесие в мире, назовем его справедливостью. Решение Шарона об «одностороннем размежевании» сломало тысячи судеб, его проклинали — не каббалисты, а обычные люди — и это ударило по нему бумерангом. Проклятие и благословение имеют силу в жизни. А в «пульса денура» верят те, кто ничего не понимают в каббале.

И добавлю от себя лично — с этим проклятием все как со всеми видами колдовства и молитв: если сработало значит оно реально — верьте. Если не сработало значит или а) такова воля Бога. б) делали неверно.

Молитва проклятие у евреев

Учитель Церкви Иероним Стридонский (342–420) в своих комментариях к Исайе горько жаловался на то, что евреи порицают «ноцрим» — верующих в Иисуса, «назареев» — в своей ежедневной молитве «Амида», в той ее части, которая называется «Биркат га-миним»: «Евреи… после приглашения Господом к покаянию… до сего дня упорствуют в ереси и трижды в день во всех своих синагогах предают христианское имя анафеме».

В жалобе его отражается еще более жесткая христианская полемика. Один из ранних отцов церкви Епифаний Кипрский (315–403) писал:

«Еврейский народ не только ненавидит своих врагов; евреи встают на заре, в середине дня и ближе к вечеру, трижды в день, когда читают свои молитвы в синагоге, и проклинают, и предают их (врагов) анафеме. Трижды в день говорят они: “Пусть Бог проклянет назареев*”. Ибо держат на них очень сильную обиду… поскольку, невзирая на собственное еврейство, проповедуют те, что Иисус — Христос, в отличие от остальных евреев, которые по-прежнему иудеи, ибо Иисуса не признали».

Трижды в день в молитве, кою полагают они важнее всех прочих, евреи проклинают церковное духовенство, королей и все остальные народы. Молитва эта содержится в Талмуде, и ее должно честь, сведя ноги вместе, а говорить ни о чем ином не полагается, равно как и перебивать ее, даже если вокруг лодыжки змея обовьется. Эту [молитву] мужчины и женщины читают шепотом. Затем жрец дважды произносит ее громким голосом, и все на каждое такое проклятье отвечают «аминь».

Читайте так же:  Молитва избавление от страстей

От такого образа ужас пробирает до кости. Но действительно ли «Биркат га-миним» — о христианах?

Раввинистическое понимание смысла и целей молитвы никогда не было однозначным, и сам текст ее на протяжении веков менялся. Иногда под влиянием христианской цензуры, временами — от воздействия иудейской апологетики. Бывали и перемены, вызванные заботой о чувствах евреев, принужденных к отступничеству. Соответственно, в разные времена и в разных местах значительно расходились мнения о тех, кто подвергается в ее тексте проклятиям. В христианской Северной Европе — особенно в разгар Средневековья — раввины сходились на широко распространенном мнении, что изначальные формулировки «Биркат га-миним» и впрямь относятся к христианам, а посему адресовать их нужно им. В Италии и мусульманских землях все было далеко не так просто.

Учитывая то, что Эмдем всю свою жизнь преследовал вероотступников, неудивительно, что он упорствовал в новом введении в оборот термина «миним», вычеркнутого церковной цензурой в середине XVI столетия, а под адресатами проклятий понимал не язычников-неевреев, а саббатиан (верующих в лжепророка Шабтая Цви).

Несмотря на все эти отрицания — мол, вовсе не о христианах-неевреях говорится в этой молитве, — эти самые христиане (на иврите — «ноцрим») в явном виде поминаются во множестве ранних вариантов молитвы. Правда, хотя «ноцрим» в позднейшем иврите перестали различаться, в первые века христианства, как нам ясно дает понять Епифаний, слово это, вероятно, обозначало одних лишь еврейских верующих в пастырство Христа, а вовсе не его греческих последователей-неевреев.

Стало быть, как предполагается вопросительным знаком в самом названии всестороннего исследования Лангер, разрешение подобных вопросов далеко не просто. И впрямь, Лангер показывает нам целую орду неопределенностей касаемо всех аспектов этого благословения, какой ни возьми. Для начала даже неясно, кто и когда сочинил эту молитву. Не знаем мы ни с какой долей уверенности и первоначальной ее формулировки, поскольку в Средние века существовало множество ее вариантов. К тому моменту прошло более полтысячелетия от завершения редакции Талмуда, но рукописи его до нас дошли только средневековые.

И все же одно из самых удивительных откровений исследовательницы — вариативность предполагаемых «жертв» молитвы, под которыми от версии к версии понимаются «отступники, схизматики, назареи, враги Твои, враги народа Твоего, Империя зла, кичливое правительство» и — что крайне пресно и общо после того, как молитва подверглась церковной цензуре, — «мальшиним», еврейские клеветники.

Лангер ставит под сомнение вопрос о том, так ли это на самом деле, ибо в Талмуде говорится, что это воззвание к Господу об истреблении еврейских последователей Иисуса ввели в обращение Мудрецы первого века. Ответ на этот фундаментальный вопрос зависит от решения колючих исторических и теологических проблем. Лангер кропотливо распутывает, если не решает до конца, множество противоречий, возникших среди как теологов, так и ученых — и иудеев, и христиан — в связи с развитием и целями «Биркат га-миним». В дополнение к собственной замечательной детективной работе над текстуальной историей молитвы, в которой «миним» и «ноцрим» часто заменяются альтернативными терминами, вроде «мешумадим» и «мальшиним», Лангер предлагает тонкий анализ всех значимых ивритских понятий, которые в то или иное время вводились в проклятие — и все они несут в себе множественные значения.

По иронии судьбы, отцы церкви, так ярившиеся на эту молитву, по сути согласны с раввинами-талмудистами касаемо ее происхождения — хотя расходятся с ними в толковании ее конкретных мишеней. Церковные учителя, как правило, цитируют 9 главу Евангелия от Иоанна, где излагается, как родители слепого мальчика, излеченного Иисусом, отказались признать чудо перед фарисеями, «потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» (Иоанн 9:22). Подразумевается, что средство, коим иудеи отлучали верующих в Иисуса от синагоги, и была практика молитвы, в которой они проклинались. В Талмуде возникновение молитвы датируется почти поколением позже, когда ее в ответ на переизбыток схизматиков, возникший вследствие разрушения Второго храма в 70 г. н.э., учредил мудрец из Явне Гамлиэль II.

Современные ученые, не без критики признающие свидетельство Талмуда, склонны соглашаться с ранней датировкой «Биркат га-миним», предложенной христианскими и иудейскими экклезиастами, — датировка эта созвучна с антииудейскими настроениями отцов церкви. Однако проведя тщательные исследования самых ранних надежных источников, свидетельствующих о существовании молитвы, а также следуя недавним работам исследователей Талмуда — ревизионистов, в частности Даниэля Боярина, Лангер опровергает давно признанный аргумент древности молитвы; по ее оценкам, «Биркат га-миним» появилась в Палестине под римским владычеством в конце IV века.

Завершающая глава Лангер о судьбе «Биркат га-Миним» в современный период интересна особенно: она проливает много света на перемену отношений в среде модернизирующихся иудеев к вере их христианских соседей. Особенно противна «Биркат га-миним» оказалась универсалистскому реформационному движению, в котором не было места такой молитве, где Бога призывают «унизить, сломать и уничтожить» неевреев. Первые реформистские литургии в Германии преобразовали молитву из апеллирующего к человеческим чувствам проклятия всем коварным последователям других вероучений в абстрактное заклинание с целью сократить количество зла на свете. Но даже это долго не продлилось, и реформистские конгрегации, в первую очередь «Эману-Эль» Манхэттенского храма, начали вообще изгонять из литургии молитву «Биркат га-миним». Это всего лишь последний из великого множества примеров, приводящихся исследовательницей, которые показывают ту степень, до которой единственный абзац иудейской литургии может служить барометром еврейских чувств к их «дочерней религии» (если заимствовать любимый эвфемизм папы Иоанна Павла II).

Свою книгу Лангер завершает провокационным сокрушением по поводу еврейского негодования, спровоцированного реставрацией латинской мессы нынешним понтификом, где иудейская вера подвергается многим и разнообразным поношеньям. Как сухо замечает исследовательница, в этом гневе присутствовала известная доля непоследовательности, если не ханжества: стоит учитывать еврейские воззвания к обращению «народов мира» в веру Бога Израиля, наиболее поразительное — в молитве «Алейну». Опять же в современных версиях «Биркат га-миним» совершенно никак не поминаются «ноцрим» и почти не всплывают «мешумадим». Хотя в молитвенники — особенно хасидские — вернулось слово «миним», почти все нынешние нормативные благословения — включая те, которые можно отыскать в строго ортодоксальных молитвенниках, вроде Сидура «АртСкролл», — упоминают только «мальшиним». Такова предельная ирония: до сего дня иудеи сохранили вариант, получившийся в результате церковной цензуры.

Для главного раввина Великобритании Джонатана Сакса ирония эта — удачное стечение обстоятельств. В издании Сидура «Корен» 2009 года он предлагает, вероятно, самую изобретательную интерпретацию из всех имевшихся доныне. Она упраздняет все возможные вызовы, брошенные молитвой «Биркат га-миним» экуменической гармонии:

«Текст этого абзаца за множество прошедших веков претерпел несколько изменений. Первоначально объектом его выступала схизма, расколовшая еврейский мир в эпоху Второго храма. В эллинистические времена существовали такие евреи, которые обратились против своего народа. Вера («эмуна») в иудаизме подразумевает понятие о верности — народу и его наследию. Эта молитва — протест против неверности».

Интерпретация Сакса с исторической точки зрения проблематична, однако он поступает мудро, еще и еще раз подчеркивая: преобладающее в настоящее время употребление термина «мальшиним» относится исключительно к еврейским предателям своих. Но на этом Сакс не останавливается. Как современный Валаам, он не просто сводит проклятие на нет — он преобразует его в благословение. То, что раньше было молитвой, нацеленной на уничтожение врагов, становится просьбой о восстановлении еврейского единства и верности Богу.

Источник: Jewish Ideas Daily. Аллан Нейдлер — профессор религиоведения и директор программ иудаики Университета Дрю. Ныне — в академическом отпуске в Монреале, приглашенный профессор иудаики в Университете Макгилла и ВРИО раввина конгрегации Бет-Эль.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

*Назареи — в данном случае иудео-христианская секта II–IV вв. н.э., которую Епифаний причисляет к христианским еретикам. Сохраняли отдельные иудейские обычаи наряду с верой в Иисуса. (Прим. ред.)

Молитва проклятие у евреев
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here