2 Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости.
3 Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля.
4 Блеск ее — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!
5 Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его — жгучий ветер.
6 Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные.
7 Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской.
8 Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки — негодование Твое, или на море — ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные?
9 Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам. Ты потоками рассек землю.
10 Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; 11 солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих.
12 Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы.
13 Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха.
14 Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно.
15 Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод.
16 Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его.
17 Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах,- 18 но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.
19 Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня! [Начальнику хора. ]
Предыдущая книга
Следующая книга
Ветхий Завет
Книга пророка Аввакума
Глава 3.
1 Молитва Аввакума пророка, для пения.
2 Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости.
3 Бог от Фемана грядет и Святый — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля.
4 Блеск ее — как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!
5 Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его — жгучий ветер.
6 Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные.
7 Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской.
8 Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки — негодование Твое, или на море — ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные?
9 Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам. Ты потоками рассек землю.
10 Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; 11 солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих.
12 Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы.
13 Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха.
14 Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно.
15 Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод.
16 Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его.
17 Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах,- 18 но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.
19 Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня! [Начальнику хора. ]
Предыдущая книга
Следующая книга
Память святого пророка Аввакума
Память 2 декабря
Святой пророк Аввакум был сын Асафата и происходил из колена Симеонова, как повествует о нем святой Епифаний Кипрский в своей книге «О жизни пророков». По преданию, записанному святыми отцами 7948 , родиной Аввакума было небольшое селение Бетзохар, иначе называемое Виезахир.
Самое имя – Аввакум 7949 , – данное ему при рождении, предзнаменовало, что из него выйдет сильный духом подвижник. Придя в возраст совершенный, он, ради славы имени Божия, ревностно выступил на обличение беззаконий своего народа. Сам же он, горя духом о Господе, строго соблюдал заповеди Божии, твёрдо стоял на пути добродетели, и был удостоен от Господа дара пророческого.
Аввакум пророчествовал и жил после царствования благочестивого иудейского царя Езекии, когда на престоле царствовали нечестивые цари: Манассия, сын Езекии и потом Амон, сын Манассии 7950 . По свидетельству Священного Писания ( 2Пар.33:9 ; 4Цар. 21:2–10 ), в народе Иудейском при Манассии были постоянные раздоры и злодейства: сильный угнетал слабого, и негде было искать суда справедливого. Сам царь Манассия был первым гонителем невинных: он пролил весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края и до края ( 4Цар.21:16 ). По преданию, в числе невинных пострадал в это время и святой пророк Исаия, равно как пострадали многие другие обличители неправд и нечестия царя и народа.
Впоследствии царь Манассия, наказанный Богом и взятый в плен Ассирийцами, раскаялся и обратился к Истинному Богу. Но зло, посеянное им, пустило уже глубокие корни среди народа еврейского; Манассии же наследовал нечестивый сын Амон, подобно отцу своему преданный грубому идолопоклонству.
Пророк Аввакум глубоко скорбел о развращении своих современников. Не находя нигде правды, он изливал свою скорбь, взывая ко Господу:
– Доколе, Господи, я буду взывать – и Ты не слышишь меня, буду вопиять о насилии – и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствие? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» ( Авв.1:2–4 ).
Так взывал пророк ко Господу, видя беззаконие людские и ожидал праведного суда от Самого Бога. В ответ на сие, Господь возвестил Своему избраннику, что скоро должно наступить наказание за всеобщее нечестие. По повелению Божию, пророк Аввакум предсказал евреям такое страшное событие, которому в его время даже трудно было поверить, – именно разрушение храма и самого Иерусалима и пленение Вавилонское 7951 .
Пророк ясно указал, что орудиями сего наказания Господь избрал Халдеев 7952 , – народ свирепый и необузданный, который быстро проходит по пространствам земли, чтобы завладеть чужими селениями.
В трепетном ожидании грозного нашествия, пророк Аввакум недоумевал: неужели праведный Господь попустит гордым и нечестивым Халдеем совершенно истребить избранный народ Свой. В надежде, что наказание это будет временным, он ожидал нового откровения от Господа и в своем молитвенном ожидании был подобен стражу, зорко смотрящему вдаль с городской башни 7953 , чтобы возвестить о приближении врага. Он пламенно молил Господа спасти народ еврейский от рабства Вавилонского, как некогда Он спас его от рабства Египетского, и ждал, что возглаголет ему Господь.
Тогда Господь открыл пророку Своему, что всё спасение избранного народа среди этих бедствий заключается в вере, а гордые и необузданные Халдеи сами должны будут испытать ту же участь, которую они приготовили побежденным народам ( Авв.2:4 ). После того пророк Аввакум, чтобы не повергнуть соотечественников в отчаяние от предстоящего им испытания от Бога, произнес притчу на погибель Халдеев, возвестив пятикратное горе угнетателям ( Авв.2:9–19 ). В этой притче он показал всё ничтожество идолов и могущества Халдеев, пред величием Бога Истинного, шествующего во спасение людей Своих. Пророк, в озарении свыше, предвещал, что Бог грядет для спасения народа Своего от горы приосененные чащи (Фарана), для спасения помазанного Своего, и наступит такое время, когда вся земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море ( Авв.3:13 ) 7954 .
Когда Навуходоносор подступал к Иерусалиму, то, по свидетельству предания, пророк Аввакум удалился из города. Зная, что бедствие уже неотвратимо, и что сопротивление столь сильному завоевателю будет бесполезно, пророк с горестью оставил свое отечество, чтобы не видеть разорения его и избежать жестокости победителя. По указанию Божию, Аввакум поселился в земле Аравийской, в городе Остракине 7955 и жил здесь добровольным изгнанником до самого удаления врагов из его отечества.
По удалении Халдеев, он возвратился в землю свою, оплакал бедствие ее и вместе с уцелевшими из народа стал заниматься земледелием. В молитве к Богу за народ свой ожидал он возвращения плененных из Вавилона.
Однажды, во время жатвы, пророк сварил похлёбку и, взяв хлеба, пошел в поле, чтобы отнести этот обед жнецам. Но на пути ему предстал Ангел Господень и сказал:
– Отнеси этот обед в Вавилон к Даниилу, в ров львиный.
В это время, действительно, пророк Даниил, живший при дворе царя Вавилонского, по ненависти нечестивых Вавилонян, был ввергнут в львиный ров.
Но Аввакум, не зная города Вавилона, отвечал Ангелу:
– Господи! Вавилона я никогда не видал и рва львиного не знаю.
Тогда Ангел Господень силою духа своего восхитил Аввакума и, подняв его за волосы, перенёс в Вавилон и поставил прямо надо рвом, куда ввергнут был Даниил.
И воззвал Аввакум:
– Даниил! Даниил! Возьми обед, который Бог послал тебе.
Даниил же возблагодарил Бога и сказал:
– Вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя.
Даниил поднялся и вкусил пищи. Ангел же Господень мгновенно поставил Аввакума на его прежнее место.
После чудесного посещения Даниила, пророк Аввакум возвратился к жнецам своим во время обеда их, и никому не сказал о случившемся. Он проразумел, что народ Иудейский возвращен будет Господом из Вавилона в Иерусалим, подобно тому как совершилось чудесное перенесение его в Вавилон и возвращение оттуда. Но это испытание народа Божия длилось 70 лет, и Аввакум не дожил до возвращения евреев из плена и умер в старости и погребен был с честью на собственном поле 7956 .
Кондак, глас 8:
Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме богоглаголиве, и на божественней стражи предстоянием слышания от светоносна ангела, Христово воскресение возвестил еси миру. Сего ради весело зовем ти: радуйся, пророков светлая доброто.
Блж. Епифанием Кипрским и св. Исидором Испалийским.
Аввакум – с еврейского значит собственно обнимающий, обхватывающий, а потом-сильный борец, подвижник.
Начало пророческой деятельности Аввакума нужно отнести к тем годам царствования Манассии, когда сей нечестивый царь, взятый в плен Асаргаддоном, смирился и покаялся в заточении. Пророчества Аввакума относятся к периоду времени с 660 г. и захватывают собою годы царствования преемника Амона, благочестивого царя Иосии, до 611 г.
Кн. прор. Аввакума ( Авв. 1:6–12 ). Об этом же наказании, за нечестие народа в царствование Манассии и его сына, говорится в 4Цар. 21:12–14 .
Халдеи – по-еврейски: хасидим, произошли от Хеседа, сына Нахорова, брата Авраама ( Быт. 22:22 ). Происходя от семитического корня, Халдеи первоначально жили в северной гористой стране Месопотамии, ближе к Армении, на юг от озера Ван. Из этой древней местности Халдеи расселились по течению Евфрата, на юг и восток по всей Месопотамии и Вавилонии и вскоре сделались народом господствующим. В период владычества Ассириян, они с последними сделали многие завоевания и, по отделении Вавилонии от Ассирии, при Набополассаре особенно при Навуходоносоре, победили многие народы и царства. Всюду, при завоеваниях, Халдеи отличались крайнею жестокостью и воинственностью.
( Авв. 2:1 ). Образ речи взят от обычая устраивать сторожевые башни на горах и высоких местах для того, чтобы стражники благовременно узнавали об опасности для селений, возвещали бы о близости неприятеля, о победе и поражении. Свв. пророки были стражи, поставленные Богом как бы на некоторой высоте для наблюдений и возвещение воли Его. На этой божественной страже святой пророк Аввакум, отрешившись от всего земного, бодрствовал духом и пламенно молился Богу об открытии воли Его о Своем народе. Находясь в таком состоянии, он благоговейно ожидал, когда луч света Божия проникнет в его ум, озарит душевные его очи, и что возглаголет ему Господь.
Остракина – город на границе Аравии, Палестины и Египта.
Кончина прор Аввакума последовала приблиэительно за 600 лет до Р. Хр. По сказанию церк. историка IV века, Евсевия Кесарийского, гробницу пр. Аввакума указывали в Кеиле, или в Киле, в колене Иудином. По свидетельству церк. историка V в. Созомена, мощи сего св. пророка, по Божественному Откровению, были обретены вместе с мощами св. пророка Михея в царствование Феодосия II младшего (408– 450 г.). Тела обоих пророков указаны были Божественным сновидением Зевенву, бывшему в то время епископом церкви Елевферопольской.
Пророк Авваку ́ м
День памяти
Житие
Святой пророк Аввакум, один из 12 малых пророков, происходил из колена Симеонова, пророчествовал около 650 года до Р. X.
Пророк Аввакум предрек разрушение Иерусалимского храма, вавилонское пленение и возвращение пленных на родину. Во время войны с вавилонянами пророк удалился в Аравию, где с ним произошло следующее чудо. Когда он нес обед жнецам, ему встретился Ангел Господень и мгновенно перенес его силою своего духа в Вавилон, где в это время томился в темнице пророк Даниил. Так, пищей, предназначавшейся для жнецов, утолил голод гонимый пророк. После окончания войны с вавилонянами пророк Аввакум вернулся в свое отечество и умер в глубокой старости. При святом константинопольском царе Феодосии Младшем (408–450) были обретены его мощи.
См. также: «Память святого пророка Аввакума» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Молитвы
Тропарь пророку Аввакуму, глас 2
Проро́ка Твоего́ Авваку́ма па́мять, Го́споди, пра́зднующе,/ тем Тя мо́лим:// спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод:Пророка Твоего Аввакума память, Господи, празднуя и его призывая, Тебя молим: «Спаси души наши!»
Кондак пророку Аввакуму, глас 8
Возгласи́вый вселе́нней от ю́га прише́ствие Бо́жие от Де́вы, Авваку́ме богоглаго́ливе,/ и на Боже́ственней стра́жи предстоя́нием/ слы́шания от светоно́сна а́нгела/ Христо́во Воскресе́ние возвести́л еси́ ми́ру,/ сего́ ра́ди ве́село зове́м ти:// ра́дуйся, проро́ков све́тлая добро́то.
Перевод:Возгласивший вселенной с юга пришествие Божие от Девы, Аввакум Боговдохновенный, и на Божественной страже предстоя (Авв.2:1), ты услышал от светоносного ангела о Христовом Воскресении, которое возвестил ты миру, потому с радостью взываем к тебе: «Радуйся, пророков светлое украшение».
Глава 3
1. Надписание. 2. Введение в «молитву» с указанием главного содержания ее – гнева и милости Божией, открытых пророку в изображавшем затем Богоявлении. 3–7. Грозное пришествие Бога на землю от юга. 8. Переход к следующей речи о смысле грозного Богоявления. 9–15. Дальнейшее изображение Богоявления с уяснением его значения. 16–19. Сообщенное в Откровении пророчество пророк принимает с трепетною верою и твердою уверенностью в спасении.
Авв.3:1 . Молитва Аввакума пророка, для пения.
Авв.3:2 . Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости.
Авв.3:3 . Бог от Фемана грядет и Святый – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля.
Пророк изображает будущее явление Бога в образах и картинах, имевших место при явлении Бога во время Синайского законодательства ( Исх 19.18 ; Втор 4.11 ), каковое событие, в силу своей чрезвычайной важности для всей религиозно-национальной жизни Израиля и всего человечества, многократно воспоминается священными библейскими писателями ( Втор 33.2 ; Суд. 5.4 ; Пс 67:8–9 ). По пророческому изображению «Бог от Фемана грядет и Святый – от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля» (ст. 3). Феман, евр. теман , – область или местность в Идумее ( Ам 1.12 ; Иер 49.7, 20 и др.), именно в северо-западной ее части ( Иез 25.13 ), но вместе с тем это слово имеет в евр. языке нарицательное значение: юг, и в таком смысле оно передано в переводе Феодотиона и в некоторых кодексах (LXX-ти απο λιβος ηξει , код. 62, 86, 147 у Гольмеса), а также в Вульгате (ab austro).
Вторая часть стиха изображает славу, величие являющегося Господа; слава и прославление Его должны наполнить всю землю (ср. Пс 8:1–2 ; Ис 6.3 ). «Ибо единородное Божие слово, вочеловечившись, разоряло мрак неведения, просветило же человеков лучами Боговедения, и всех научило, что Бог – Творец неба, земли и всего» (блаженный Феодорит, с. 33).
Авв.3:4 . Блеск ее – как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!
Ст. 4 изображает внешнюю, чрезвычайно блестящую обстановку грядущего явления Бога: и всей материальной природы только яркий свет солнца может приблизить к пониманию небесную величественность Богоявления; при этом лучи солнца, подобно разодевающие явление Бога (ср. Пс 103.2 ), уподобляются, – как это обычно и в арабской поэзии, – рогам (ср. Исх 34.29 ; Пс 21.1 ). Нечего и говорить, как приличен этот образ в предложении ко Христу – Солнцу правды. Последние слова ст. 4 – вместо евр. вешам хивион уззо, Vulg ibi abscondita est fortitudo ejus, русск. синод.: «и здесь тайник Его силы» , – LXX имеют: και εθετο αγαπησιν κραταιανιαχυος αυτου , слав.: «и положи любовь державну крепости своея» , откуда видно, замечает блаж. Иероним, что по чтению LXX «даже и эти слова следует понимать в отношении к Христу, (именно) что Бог Отец для того покрыл небеса силою Своею, и землю наполнил хвалениями, и Сияние Свое сделал как бы свет, и положил царство в руке Сына Своего, чтобы побудить людей любить Возлюбленного Своего и любить не слабою любовию, но крепко и сильно» (блаженный Иероним, с. 196–197).
Авв.3:5–7 . Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его – жгучий ветер.
Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные.
Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской.
«Всем, сказанным (в ст. 3–7), Пророк показал нам неизреченное Божие могущество; потому что за преднамерением Божиим следует и самое дело; восхотев только (сие выразил пророк словами: ста и призре) колеблет Он землю, сокрушает род человеческий, расторгает горы, делает, что холмы тают, как воск. Сие же и подобное сему соделывает Бог на пользу людям. Ибо шествиями называет пророк дела; означает же сказанным и источившим всем людям спасение крест. На нем стал Владыка Христос, и поколебал землю, привел в движение и расторг горы, поразил ужасом демонов, разрушил капища на горах и холмах, определив сие из начала и до скончания мира, исполнив же на последок дней» (блаженный Феодорит, с. 34). Замечание ст. 7 о Мадиаме и Хушане (вероятно, близкое и родственное Мадианитянам племя) имеет историческую основу в фактах поражения Мадианитян при Моисее ( Чис 31.7 ) и Гедеоне ( Суд. 7.21 ).
Авв.3:8 . Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки – негодование Твое, или на море – ярость Твоя, что Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные?
Заключающийся здесь вопрос в смысле описаннных ранее грозных феномен имеет значение недействительного вопроса, требующего соответствующего ответа, а скорее есть поэтический прием – обычная в библейско-поэтических произведениях пауза (ср. Быт 49.14 ; Суд. 5.12 ; Пс. 67:20, 17.21 ), служащая переходом к изображению новой теофании. Общий смысл стиха и особенно второй половины его тот, что, по библейскому воззрению, стихии природы и все отдельные явления ее служат целям Божественного мироправления (ср. Пс.103:4, 17.11 ), самый же образ колесниц и коней пророком заимствован из истории чудесного перехода евреев через Красное море ( Исх. 14:25–26, 15:3–4 ). «Как Иордан и Красное море иссушил Ты, сражаясь за нас, не потому, что гневался на реки и море, и не потому, что неодушевленные предметы могли навлечь чем-либо гнев (Твой); так и теперь, восходя на колесницы Свои, схватывая лук, Ты дашь спасение народу Твоему, и навеки исполнишь клятвы, которыми Ты клялся отцам нашим и народам» (блаженный Иероним, с. 202). Напротив (вопреки мнению библеистов рационалистического направления, как: Гункел, Марти), никакого намека на мифологическую борьбу стихий, напр. на миф ассириологии о Тиамате (бездна, хаос) в словах пророка не замечается.
Авв.3:9–15 . Ты обнажил лук Твой по клятвенному обетованию, данному коленам. Ты потоками рассек землю.:
Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои;
солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих.:
Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы.:
Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха.
Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно.:
Ты с конями Твоими проложил путь по морю, через пучину великих вод.
Общий смысл этого отдела понятен: как видно из ст. 12-го, здесь дается ответ на вопрос ( Авв.3:8 ) о смысле и основании стихийных феноменов, величественных и разрушительных, которыми сопутствуется явление Бога в мире: гнев Божий обращен не на море и реки, а на людей, именно против халдеев и подобных им, прогневавших Бога своим нечестием, народов. Но понимание частностей встречает затруднение в разности текстов еврейского и греческого. Не вдаваясь в подробное сличение и примирение обоих текстов, ограничимся кратким анализом и пояснением содержания речи пророка в данном отделе.
Ст. 9–11, судя по заключающимся здесь образам, напоминают историю чудесного перехода евреев через Чермное море при Моисее (Авв.3см. Исх 14.21 ) и через Иордан пред занятием Палестины при Иисусе Навине ( Нав 3.16 ), а также чудесное солнцестояние при нем же (Авв.3см. Нав 10.13 ). Напоминание это имеет целью оживить в слушателях или читателях пророка сознание беспредельного всемогущества Божия, непреоборимой силы Иеговы в борьбе с народами, враждебными избранному народу Божию ( Авв.3:12 ), и отдельных разных времен провозвестников Божественной истины из среды его. «И при восстаниях на посланных Тобою к народам проповедников, Ты, говорит пророк, имея неизреченное могущество, изобилуя всякими карательными орудиями, хотя одним крещением можешь растлить всю землю с ее обитателями, однако же пребудешь долготерпеливым» (блаженный Феодорит, с. 36–37).
Авв.3:16–19 . Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его.:
Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, –:
но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего.:
Господь Бог – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!
Об общем смысле «молитвы» пророка Аввакума блаженный Феодорит замечает: «Известно мне, что иные, всю молитву Аввакумову понимая исторически, утверждали, будто бы пророк предрек сие о возвращении из Вавилона. Не буду противоречить, если кому угодно полагать, что прообразовательное сие предречено о возвратившихся из плена; потому что такое разумение согласно и с моим толкованием; если ветхозаветное подлинно есть действительное прообразование новозаветного. Но почел бы я ни с чем несообразным, когда превозмогает действительность, и телом закрывается тень, о чем-либо другом понимать пророчество, не вполне тому соответствующее. » (с. 40).
Из этого замечания церковного учителя, авторитетного толкователя Св. Писания следует, что оба элемента – исторический и типологический в изъяснении содержания «молитвы», а равно и всей вообще книги пророка Аввакума – должны находить свое равномерное, гармонически объединенное применение. То же правило должно быть соблюдаемо и при толковании других пророчеств Ветхого Завета.
Псалом пророка Аввакума
И в новозаветной Церкви поныне поют этот псалом, пусть и отдельные его стихи. Приведу для памяти несколько строчек из псалма Аввакума: «Господи, услышах слух твой и убояхся… Бог от юга приидет, и Святый из горы приосененныя чащи: покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв. 3: 1–3). Эти строки у многих православных на слуху.
На Пасху мы в церкви слышим, как богоглаголивый Аввакум стоял на божественной страже. Он духовно бодрствовал, когда другие спали. Чего же он ждал, что сторожил? Со страхом и надеждой он ожидал, что «Бог от юга приидет», и видел, как «покры небеса добродетель Его». А в это время вокруг пророка сгущалась тьма. Замышлялись и творились злые дела. Всё это мучило пророка.
Вот он обратил к Богу скорбный вопль: «Доколе, Господи, я… буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?» (Авв. 1: 2–3). В наши дни людям тоже близки и понятны терзания пророка.
Господь утешил Своего служителя. Но из Его уст прозвучали не сладенькие уверения: «Не всё так плохо, как тебе кажется. Потерпи, всё устроится. Светлое будущее не за горами». Господь видел бедствия тех дней и предвидел еще большие бедствия. О чем и открыл пророку: народу Божию предстоит пережить возвышение и нашествие колоссальной халдейской державы. Халдеи собираются с силой. Как от них отбиться? Надменные и жестокие халдеи обожествляют силу: у кого сила, тот и прав, сильнейший указывает остальным, как жить.
Однако же халдеи заблуждаются. Правда не на их стороне. Расчеты на мощь грандиозной военно-государственной машины в конце концов не оправдаются. Точно так же бессмысленны надежды язычников на помощь богов. «Кумиры немыя» (греч. идола кофа – Авв. 2: 18) не способны ответить Богу истинному, не могут противостоять крепкой руке Божией.
Бог явит Свою силу, придет на землю суд небесный. И это страшное явление видит пророк Аввакум и признает: «Во мне смятеся крепость моя» (Авв. 3: 16). Господь не сулит Своим людям бестревожной бесконечной сытости, но обещает поддержать их в трудный час. Тогда они сумеют пройти сквозь все ужасные испытания.
Посреди самых губительных бурь «праведник… от веры жив будет (греч.: зисете – в слав.: Авв. 2: 4; в греч.: Авв. 2: 5)». Вера в Бога не дает нам сгинуть. Доверие Богу и верность Богу помогут человеку выжить, сохранить человеческий облик во дни смертельной опасности. Вот и лекарство против злых сил.
Быть с Богом, опираться на Его руку важнее, чем иметь большое достояние и внутреннее довольство
Это лекарство принимает пророк Аввакум. И оно укрепляет пророка. Видя буйство греха и несправедливости, потрясение общественных устоев, разорение домов и виноградников, оскудение овечьих стад, пророк приходит в ужас от происходящего, и – вдруг из его уст звучит хвала Богу. Будучи в смятении и страхе, он находит надежную непоколебимую опору: «Аз же о Господе возрадуюся… Господь Бог мой сила моя» (Авв. 3: 18–19). Быть с Богом, опираться на Его руку важнее, чем иметь большое достояние и внутреннее довольство.
Молитва пророку аввакуму
Пророку Аввакуму (тропарь и кондак)
П роро́ка Твоего́ Авваку́ма па́мять, Го́споди, пра́зднующе, / тем Тя мо́лим: // спаси́ ду́ши на́ша.
В озгласи́вый вселе́нней от ю́га прише́ствие Бо́жие от Де́вы, Авваку́ме Богоглаго́ливе, / и на Боже́ственней стра́жи предстоя́нием / слы́шания от светоно́сна А́нгела / Христо́во Воскресе́ние возвести́л еси́ ми́ру, / сего́ ра́ди ве́село зове́м ти: // ра́дуйся, проро́ков све́тлая добро́то.
Новости
17 Март 2020
Обновления на сайте
Добавлены на сайт:
Обновление на сайте
Объявления
08 Июль 2014
Внимание!
Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.
ПОИСК ПО САЙТУ
Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.
Книга пророка Аввакума, глава 3 Аввакум, гл 3
Молитва Аввакума
Молитва пророка Аввакума, для пения .
Господи, я услышал весть о Тебе,
и я устрашен Твоими делами.
Господи, возобнови их в наши дни,
яви их и в наши времена
и в гневе будь милостив.
Бог пришел из Темана,
Святой – от горы Паран .
Небеса покрылись Его величием,
и наполнилась земля Его славой.
Его сияние – как солнечный свет;
лучи исходят из Его рук,
где скрыта Его сила.
Болезнь идет перед Ним,
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).
мор – по Его стопам.
Он стал и сотряс землю;
от Его взгляда затрепетали народы.
Рушились вечные горы,
исчезали древние холмы,
но пути Его вечны.
Я видел кушанские шатры в беде,
дома мадианитян в страданиях.
Разве Ты прогневался на реки, Господи?
Разве Ты прогневался на потоки?
Разве Ты прогневался на море,
что воссел на Своих коней
и на Свои победоносные колесницы.
Ты обнажил Свой лук
и колчан наполнил стрелами.
Ты рассек землю реками;
горы видели Тебя и содрогались.
Обрушились потоки вод,
бездна морская взревела
и подняла свои волны ввысь.
Солнце и луна застыли в небесах,
когда увидели Твои сияющие стрелы
и блеск Твоих сверкающих копий.
Ты прошел по земле в гневе,
и в ярости Ты уничтожил народы.
Ты пришел, чтобы освободить Свой народ,
спасти Своих избранных.
Ты сразил главу дома беззакония,
обнажив его с головы до пят.
Его собственным копьем Ты пронзил ему голову,
когда его воины, как вихрь, ринулись, чтобы разбить нас.
Они торжествовали, словно те,
кто тайком обкрадывает бедняка.
Ты со Своими конями проложил путь через море,
вспенивая великие воды.
Я услышал это, и сердце мое дрогнуло,
мои губы задрожали от Твоего голоса,
мое тело ослабло,
и ноги подкосились.
Однако я буду терпеливо ждать
дня расплаты для наших завоевателей.
Даже если инжир не расцветет,
и не будет винограда на лозе,
если маслины не принесут плода,
и поля не дадут урожая,
если не останется овец в загоне
и волов – в стойлах,
я все равно буду радоваться Господу
и ликовать о Боге, моем Спасителе.
Владыка Господь – моя сила;
Он делает ноги мои сильными, как у оленя,
и возводит меня на высоты.
Дирижеру хора. На струнных инструментах.
a) 3:1: Букв.: «по шигионоту». Ныне неизвестный, вероятно, музыкальный термин. Он, а также встречающийся ниже термин «села» (см. ст. 3 со сноской), говорят о том, что эта молитва использовалась во время религиозных собраний.
b) 3:3: Теман. Паран – это южные земли, через которые израильтяне проходили во времена исхода из Египта. Это те самые земли, где Господь являл Себя народу.
c) 3:3: Евр.: «села». Точное значение этого термина (вероятно, музыкального) сегодня неизвестно. Он может быть знаком паузы, интерлюдии или повтора строки, а также призывом вступить определенному инструменту или призывом к собранию склониться на молитву. Также в ст. 9 и 13.
Священное Писание
Молитва Аввакума
Молитва пророка Аввакума, для пенияa .
Дирижёру хора. На струнных инструментах.
Примечания
Аввакум 3:1 Букв.: «по шигионоту». Точное значение этого термина (вероятно, музыкального) сегодня неизвестно. Он, равно как и встречающийся ниже термин «села» (см. ст. 3 со сноской), показывает, что эта молитва использовалась во время богослужения.
Аввакум 3:3 Теман и Паран – места, которые ассоциируются с заключением священного соглашения исраильского народа со Всевышним и получением Закона (см. Исх. 19:18; Втор. 33:2).
Аввакум 3:3 Букв.: «села». Точное значение этого термина (вероятно, музыкального) сегодня неизвестно. Он может быть знаком паузы, интерлюдии или повтора строки, а также призывом вступить определённому инструменту или призывом к собранию склониться на молитву. Также в ст. 9 и 13.
13 Выходишь Ты, чтобы спасти Свой избранный народ,
чтобы спасти Помазанника Своего
и сокрушить главу дома нечестивого,
от кровли и до основанья обнажить его.
14 Копьями Своими поразил Ты в голову вождей его,
когда они готовились уже рассеять нас,
чтобы, тайно злорадствуя, бедняка поглотить.
15 Кони Твои скачут, попирая волны,
пучину многоводную вздымая.
16 Услышал я — затрепетало сердце,
при вести этой задрожали губы,
я ослабел, и ноги мои подкосились.
Но я буду спокойно ожидать,
когда беда найдет на наших притеснителей.
17 И даже если бы смоковница не расцвела,
и не было б плодов на лозах виноградных,
маслина пусть осталась бы пустой,
и не было бы в поле урожая,
пускай не стало бы отар в овчарне,
и не было б в загонах у меня скота —
18 в Господе я буду ликовать,
радоваться Богу спасения моего!
19 Господь — Владыка! — Он дает мне силу,
уподобит меня оленю,
на высоты возведет меня!»
(Руководителю хора, для исполнения в сопровождении моих струнных инструментов).
Похожие главы из других книг:
в. Цитата Аввакума
в. Цитата Аввакума Свой особый интерес к вопросу веры Апостол подтверждает ссылкой на Священное Писание, цитируя пророка Аввакума (2:4): Праведный… верою жив будет. Пророк сокрушен тем, что Бог намеревается поднять нечестивых вавилонян для наказания Израиля. Как можно
Книга Пророка Аввакума
Книга Пророка Аввакума Введение Кем был Аввакум? Аввакум — это загадочный автор, в пророчестве которого не указаны ни его происхождение, ни время его служения. Сказано только о его роли пророка, посредника между Господом и Израилем. Имя «Аввакум», вероятно,
8. Книга пророка Аввакума
8. Книга пророка Аввакума В Древнем Израиле значительные по своим масштабам события часто вели к активизации поэтическо–пророческого творчества. Главным историческим событием, сильно повлиявшим на пророческую традицию, стало длительное ассирийское владычество,
КНИГА ПРОРОКА АВВАКУМА
КНИГА ПРОРОКА АВВАКУМА И даже если бы смоковница не расцвела, и не было б плодов на лозах виноградных, маслина пусть осталась бы пустой, и не было бы в поле урожая, пускай не стало бы отар в овчарне, и не было б в загонах у меня скота – в Господе я буду ликовать, радоваться
АВВАКУМА ПРОРОКА КНИГА
АВВАКУМА ПРОРОКА КНИГА (евр. Хавак?к), входит в раздел *Малых пророков второй части *Пророческих книг ВЗ и состоит из 3–х глав.Содержание и композиция. А.п.К. делится на три части: 1) диалог между Богом и пророком, вопрошающим Его; первый ответ Божий (1:1 — 2:1); 2) второй ответ
Молитва Аввакума
Молитва Аввакума 1 Молитва пророка Аввакума, для пения a.2 Вечный, я услышал весть о Тебе,и я устрашён Твоими делами.Вечный, возобнови их в наши дни,яви их и в наши временаи в гневе будь милостив.3 Всевышний пришёл из Темана,Святой — от горы Паран b. Пауза cНебеса покрылись Его
Книга Аввакума
Книга Аввакума Введение И даже если бы смоковница не расцвела, и не было б плодов на лозах виноградных, маслина пусть осталась бы пустой, и не было бы в поле урожая, пускай не стало бы отар в овчарне, и не было б в загонах у меня скота — в Господе я буду ликовать, радоваться
Второе вопрошание Аввакума
Второе вопрошание Аввакума 12 «Но ведь только Ты вечен, о Господи?!Бог мой, Святыня моя, смерть над Тобою не властна!А их, Господи, Ты Сам уже на суд обрек,Скала моя, для наказания Ты их определил.13 И чистым ли очам Твоим на зло смотреть,ведь на нечестие не можешь Ты
Книга Аввакума
Книга Аввакума Глава 1 1 Пророческое видение, которое было пророку
Молитва Аввакума
Молитва Аввакума 1 Молитва пророка Аввакума, для пения a.2 Господи, я услышал весть о Тебе,и я устрашен Твоими делами.Господи, возобнови их в наши дни,яви их и в наши времена,и в гневе будь милостив.3 Бог пришел из Темана,Святой — от горы Паран b.Пауза cНебеса покрылись Его
Книга Аввакума
Книга Аввакума Глава 1 Пророческое видение пророка Авваку?ма.2 Доколе, Господи, я буду взыватьо помощи,а Ты не слышишь,буду кричать Тебе о насилии,а Ты не спасаешь?3 Зачем посылаешь мне беды,равнодушно взираешь на зло?Вокруг — грабеж и насилие,кругом вражда,раздор не
[Ав.] Книга пророка Аввакума
[Ав.] Книга пророка Аввакума Глава 11 Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум.2 Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь?3 Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие
Книга пророка Аввакума
Книга пророка Аввакума Глава 1 1 Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум.2 Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь?3 Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо
Книга Аввакума
Книга Аввакума Глава 1 1 Грабительство и насилие господствуют. 5 Господь приготовляет Халдеев против народа. 12 Те, кого Господь назначил для наказания, злодействуют. 1 Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум.2 Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду
Книга пророка Аввакума
Книга пророка Аввакума Пророчество о Воплощении и Царстве Христовом Молитва Аввакума пророка, для пения.2 Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни o милости.3 Бог от Фемана грядет и Святый – от горы
35. КНИГА ПРОРОКА АВВАКУМА
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).
35. КНИГА ПРОРОКА АВВАКУМА Аввакум Об этом пророке ничего не известно, так как первый стих этой книги просто говорит: Авв., 1:1. Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум. Упоминание об Аввакуме в «Виде и Драконе»[107] можно, конечно, совершенно не принимать во