Молитва с покрытой головой

Детально: Молитва с покрытой головой - святые тексты подобранные специальное для Вас.

Почему в православный храм женщины входят с покрытой головой

Христианские традиции предписывают женщинам входить в храм с покрытой головой. Однако сейчас это касается лишь русской православной церкви. Например, в греческие соборы верующие женщины входят без головных уборов.

Библия

О том, что женщины, принявшие христианство, во время молитвы должны покрывать свою голову платком, говорится в Евангелие от апостола Павла: «. Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая, ибо если жена не хочет покрываться, то пусть стрижется, а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается… (…) Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?»

В этом послании апостол Павел доступно изложил для коринфян объяснение этого правила: «. Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. » Соответственно, покрывая голову платком, женщина-христианка признает главенство мужа и придерживается установленного порядка — принимает Господа через мужчину своего, и чтит его, как созданного по образу и подобию Бога.

Апостольское послание

Как известно, поучение апостола Павла о том, что женщины во время молитвы должны покрывать голову, относится к разделу «послания жителям города Коринфа». В середине первого века апостол прибыл в этот приморский полис из Афин и нашел там первую христианскую общину. Однако, в остальном, это был все ещё языческий город Римской империи.

«Библейский Энциклопедический Словарь Эрика Нюстрема» сообщает, что в первых веках нашей эры в Коринфе находился один из крупных то время действующих храмов Афродиты. Служительницами культа этой языческой богини были ритуальные блудницы, вступая с которыми в интимную связь, любой человек совершал акт поклонения Афродите. Отличительным знаком всех этих жриц — блудниц была обритая на лысо голова.

Между тем, историки, исследующие Библию предполагают, что девочки, переданные в служение языческой богине ещё в детстве, в дальнейшем могли слышать проповеди апостола Павла и принять их. Но обратившись в христианскую религию и общину, понятно, что эти женщины все равно ещё долго физически оставались безволосыми.

И теперь напутствие святого Павла «. если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. » говорит несколько о другом. Обращаться в молитвах к Христу, когда на тебе отметина блудницы — постыдно и перед людьми и перед Богом. Именно поэтому апостол рекомендовал покрывать голову всем женщинам, без исключения, а «. если жена не хочет покрываться, то пусть стрижется. ». Ведь все женщины, в том числе и покаявшиеся в своих грехах, равны перед Богом и любимы им одинаково.

Греческая традиция

В греческих православных храмах можно наблюдать, что женщины всегда молятся с непокрытой головой. Входя в церковь все, независимо от пола и возраста, даже если имеют на голове шляпы, снимают их. Правда, эта традиция не столь древняя, она существует не более двух веков и имеет отношение к национально-освободительной борьбе греков с турецким владычеством.

В первой четверти XIX века Греция попала под власть Османской империи и всем женщинам предписывалось появляться на улицах и в общественных местах в хиджабах, даже если они не были мусульманками.

Греческие женщины, как и мужчины, протестовали против насильственной исламизации и по ночам посещали христианские богослужения. При этом гречанки снимали ненавистные им турецие платки в знак свободы во Христе.

С того времени это стало важной религиозно-национальной традицией. А что касается послания апостола Павла относительно покрытия женской головы, то греческие священники указывают на тот факт, что нигде в Евангелие не указано, что женщинам запрещается входить в храм без головного убора. А значит, гречанки ничем не нарушают религиозные правила.

Русская женщина и её головной убор

В России, со времен распространения «Домостроя» — сборника советов и наставлений русского человека по общественным, семейным и религиозным вопросам XV века, сохраняется традиция, когда «. не муж создан для жены, но жена для мужа. » Православная христианка, даже если она не состоит в браке, входит в храм с покрытой головой. Таким образом, она демонстрирует свои скромность и смирение.

Однако, русские православные священники в последнее время все чаще утверждают, что наличие головного убора у женщины в храме — её личное дело и законное право демонстрировать свое отношение к многовековым религиозным традициям. И пусть лучше женщина войдет в храм без платка и с искренней любовью обратится к Богу, чем не переступит порога храма вообще.

Почему православные женщины покрывают голову в храме

Христианские традиции предписывают женщинам входить в храм с покрытой головой. Однако сейчас это касается лишь русской православной церкви. Например, в греческие соборы верующие женщины входят без головных уборов.

Библия

О том, что женщины, принявшие христианство, во время молитвы должны покрывать свою голову платком, говорится в Евангелие от апостола Павла: «. Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая, ибо если жена не хочет покрываться, то пусть стрижется, а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается… (…) Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?»

В этом послании апостол Павел доступно изложил для коринфян объяснение этого правила: «. Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия, а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. » Соответственно, покрывая голову платком, женщина-христианка признает главенство мужа и придерживается установленного порядка — принимает Господа через мужчину своего, и чтит его, как созданного по образу и подобию Бога.

Апостольское послание

Как известно, поучение апостола Павла о том, что женщины во время молитвы должны покрывать голову, относится к разделу «послания жителям города Коринфа». В середине первого века апостол прибыл в этот приморский полис из Афин и нашел там первую христианскую общину. Однако, в остальном, это был все ещё языческий город Римской империи.

«Библейский Энциклопедический Словарь Эрика Нюстрема» сообщает, что в первых веках нашей эры в Коринфе находился один из крупных то время действующих храмов Афродиты. Служительницами культа этой языческой богини были ритуальные блудницы, вступая с которыми в интимную связь, любой человек совершал акт поклонения Афродите. Отличительным знаком всех этих жриц — блудниц была обритая на лысо голова.

Между тем, историки, исследующие Библию предполагают, что девочки, переданные в служение языческой богине ещё в детстве, в дальнейшем могли слышать проповеди апостола Павла и принять их. Но обратившись в христианскую религию и общину, понятно, что эти женщины все равно ещё долго физически оставались безволосыми.

И теперь напутствие святого Павла «. если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. » говорит несколько о другом. Обращаться в молитвах к Христу, когда на тебе отметина блудницы — постыдно и перед людьми и перед Богом. Именно поэтому апостол рекомендовал покрывать голову всем женщинам, без исключения, а «. если жена не хочет покрываться, то пусть стрижется. ». Ведь все женщины, в том числе и покаявшиеся в своих грехах, равны перед Богом и любимы им одинаково.

Читайте так же:  Молитва для выздоровления мусульманская — Вера богу

Греческая традиция

В греческих православных храмах можно наблюдать, что женщины всегда молятся с непокрытой головой. Входя в церковь все, независимо от пола и возраста, даже если имеют на голове шляпы, снимают их. Правда, эта традиция не столь древняя, она существует не более двух веков и имеет отношение к национально-освободительной борьбе греков с турецким владычеством.

В первой четверти XIX века Греция попала под власть Османской империи и всем женщинам предписывалось появляться на улицах и в общественных местах в хиджабах, даже если они не были мусульманками.

Греческие женщины, как и мужчины, протестовали против насильственной исламизации и по ночам посещали христианские богослужения. При этом гречанки снимали ненавистные им турецие платки в знак свободы во Христе.

С того времени это стало важной религиозно-национальной традицией. А что касается послания апостола Павла относительно покрытия женской головы, то греческие священники указывают на тот факт, что нигде в Евангелие не указано, что женщинам запрещается входить в храм без головного убора. А значит, гречанки ничем не нарушают религиозные правила.

Русская женщина и её головной убор

В России, со времен распространения «Домостроя» — сборника советов и наставлений русского человека по общественным, семейным и религиозным вопросам XV века, сохраняется традиция, когда «. не муж создан для жены, но жена для мужа. » Православная христианка, даже если она не состоит в браке, входит в храм с покрытой головой. Таким образом, она демонстрирует свои скромность и смирение.

Однако, русские православные священники в последнее время все чаще утверждают, что наличие головного убора у женщины в храме — её личное дело и законное право демонстрировать свое отношение к многовековым религиозным традициям. И пусть лучше женщина войдет в храм без платка и с искренней любовью обратится к Богу, чем не переступит порога храма вообще.

Можно ли женщине молиться дома без платка на голове?

«Можно ли женщине молиться дома без платка на голове?»

Конечно же, любая молитва доходит до Бога, более того, молиться надо всегда, даже в той, ситуации, когда человек находится совсем без одежды. Но чтение домашнего молитвенного правила — утренних и вечерних молитв женщине лучше совершать в платке, так как внешний вид влияет на внутреннее состояние. Так что я бы Вам рекомендовал молиться и дома с покрытой головой.

Смотрите также:

Почему девушке нужно ходить в храм в юбке и платке?

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав по адресу: [email protected]

1-е Послание Кор. Св. Ап. Павла гл.11:
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая;
6 Ибо, если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается
7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
10 Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
Толкование блж. Феофилакта Болгарского:
«Как же не бесчестие для мужа растить волосы, когда он чрез это принимает вид женщины и, поставленный для господства, принимает знак подчинения? Но для женщины ращение волос есть честь, потому что она сохраняет в сем случае собственный чин, а сохранение своего чина — для каждого честь. Для чего же нужно надевать и другое покрывало, если волосы служат одеянием? Для того, чтобы выразить свою подчиненность не одной только природой, но и свободным произволением».

Интересно, как мой внешний вид меня в платке дома, что само по себе абсурдно, может повлиять на моё внутреннее состояние?

Беседа 26

Что прилично мужам и женам. – Муж должен совершать подвиги любомудрия, не выжидая, чтобы первая начала жена, равно и жена должна их совершать, не выжидая, чтобы первый начал муж. – Бить жену постыдно. – Изречение философа (Сократа) о злой жене.

1Кор.11:2 . Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам .

2. Потому (апостол) и не приводил причины до тех пор, пока не увидел нарушения заповеди. Какая же причина? «Всякому мужу глава Христос» . Следовательно и язычнику? Нет. Если мы «тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор.12:27 ), а Он – наша глава, то Он не может быть главою тех, которые не составляют тела и не сделались членами Его. Следовательно, при слове: всякому, надобно подразумевать: верующему.

Итак, представляя все это, будь благоразумен, а вместе с тем вспоминай и о том вечере, в который отец, призвав тебя, отдал тебе дочь свою, как бы некоторый залог, и, отлучив ее от всего, от матери, от себя самого и от дома, вручил все попечение о ней твоей деснице. Подумай, что после Бога ты от нее получил детей, сделался отцом, и потому будь кроток в отношении к ней.

Настоящие беседы произнесены святителем в Антиохии около 390 года. Абзацы в тексте расставлены нами – Редакция «Азбуки Веры»

Надо ли надевать платок, когда молишься дома

Рубрика «Школа молитвы», выпуск 1

Канал «У стен Церкви» запускает новую рубрику. В ней будут публиковаться стенограммы бесед, которые проводятся в приходе Воскресения Христова (Нижнекамск). Студенты вместе с преподавателем Ильёй Тимкиным рассматривают учение о молитве и вместе находят ответы на практические вопросы, возникающие у тех, кто учится разговаривать с Богом.

— Мы с вами потихонечку постараемся поговорить о том, как нужно молиться. Наверное, если подумать, у вас много есть вопросов насчет молитвы. Или у всё понятно?

— Что понятно? Ничего не знаем.

— Ну кто-то, допустим уже ходит учиться на богословские курсы, какая-то база есть. Кто-то молится уже давно по молитвослову, да? Другими словами, у нас есть с вами какой-никакой опыт молитвы. Но все, наверное, чувствовали что какие-то затруднения бывают. И молиться тяжело бывает, иногда и непонятно. Давайте в целом обрисуем круг вопросов. Кто что вспомнит навскидку, какие есть проблемы, вопросы по молитве?

— Да, непонятный язык, действительно. Несовременный.

— Плохо понимаем, о чём речь в молитвах.

— Да, бывают такие молитвы. Этим славен великий канон Андрея Критского – он полностью написан на основе Священной истории, которую мы с вами, к сожалению, очень плохо знаем – то есть на основе Ветхого Завета. И если мы будем просто так молиться, мы очень много не поймем – нужно предварительно изучить Библию, и тогда мы будет уже понятнее. Какие еще недоумения?

— Вопрос простой и непростой. Вот дома я молюсь — обязательно ли покрывать голову платком?

— Мы задавали этот вопрос отцу Александру. Помните, написано у апостола Павла…

— Нет, ну вот встала я дома в халате. Мне что, надо платье надевать? Я что не могу к Господу Богу и так обратиться?

— Ну вот попали вы в реанимацию. Там вы вообще без одежды. Покрыты простыней. Вы что, молиться не будете?

— А вдруг вы в душе моетесь, а там змея заползла, вы что, молиться не будете? Кто научен молиться, он помолится. Прежде чем убегать.

Читайте так же:  Заговор чтобы найти потерявшегося кота. Молитва о потерявшейся собаке или кошке. Молитва о животном

То есть как разделять это всё? Есть особые случаи. Вы, допустим, засыпаете и перед сном молитесь. Не надо спать в платке ради этого. Но при этом отец Александр благословляет, и большинство священников говорят, что если вы дома встаете перед иконой, зажигаете свечу, то есть идете конкретно молиться – надевайте платок, пожалуйста.

И вот вы говорите, в халате. По-хорошему, надо и одеться красиво. Потому что в этот момент на вас смотрит Бог. Конечно, Он смотрит главным образом на сердце, для Него важно ваше сердце, но вот если вы правильно оденетесь, вы будете по-другому молиться .

Вот мужчины. Мы можем ходить по дому, хоть это и не очень хорошо, в каких-то растянутых тренировочных штанах.

— Летом в трусах, например.

— Именно. Мы что, должны идти молиться вечером в трусах или в этих штанах? Вот когда вы идете к Богу, есть такая традиция одеться красиво. И для того, чтобы вы сами почувствовали себя хорошо, надо одеться. Есть даже такая практика – если у вас в жизни депрессия или тяжело очень, то можно пойти в кино или попить чаю с конфетами, это помогает. И вот ещё один из советов – сходите в магазин, купите одежду, в которой себя будете чувствовать хорошо. Ну женщины это знают, если наденете новое платье, то вам легче будет жить. Иногда себе нужно делать такие вещи. То есть одежда влияет на наше внутреннее состояние.

— А если уже не влияет? Если одежда на втором плане?

— Дай Бог, чтобы она у всех была на втором.

— Если и шопинги уже напрягают?

— Я не призываю ходить в магазины. Кстати, Иоанн Кронштадтский говорил: не уделяйте большого внимания одежде . Воспринимайте её как бинты, которыми перебинтован падший человек. В Раю же не было одежды? А после грехопадения людям стало стыдно, и они начали листьями прикрываться. И вот не надо большое внимание уделять одежде.

А я немножко о другом говорил – то, как мы одеваемся, влияет на наше внутреннее состояние. Поэтому при молитве советую нормально одеться, покрыть голову платком и встать.

. в платке и молиться лучше!

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

В 1-м послании к Коринфянам прочла о том. что «жена, молящаяся с непокрытой головой, постыжает свою голову». В храмах, конечно, все женщины молятся в платках. Но выйдя за ворота храма, большинство женщин снимает их. На улице, на работе — все ходят без платков. А вот как быть дома на молитве? Обязательно надевать платок или нет?

Наталия Муленкова, г. Самара.

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Может ли женщина молиться с непокрытой головой?

ВВЕДЕНИЕ

Прежде чем коснуться исследования вопроса покрытия или непокрытия головы женщинами, необходимо обратить внимание на общие принципы толкования посланий, которые помогут нам понять этот и многие другие вопросы.

Прежде всего, важно отметить, что послание – это письмо апостола в конкретную местную христианскую общину (в отличие от Соборных посланий Петра, Иоанна и Иакова, обращенных ко всем христианам). Апостол Павел получал вести через письма или посланников о том, что происходит в конкретной церкви, о ситуациях и проблемах в ней и в ответ на это направлял туда письмо, в котором он хотел выразить свои наставления для решения и верного понимания возникших проблем.

В частности, в Первом послании к Коринфянам Павел хотел помочь церкви с разрешением ряда проблем, которые возникли в коринфской общине. Их было не мало: разделения в общине на группировки, центром которых было почитание определенного авторитета (1-4 глава); грех кровосмесительства, возникший в общине (5 глава); судебные тяжбы между членами общины и блуд с храмовыми проститутками (6 гл); вопросы семейной жизни (интимные отношения, развод, безбрачие) (7 гл); участие в языческих пирах (8 гл); авторитетность апостольства Павла (9 гл); порядок в общине Коринфа: головные уборы женщин, проведение Вечери Господней, разные дары в церкви, говорение на языках на богослужении (11-14 гл); главная надежда христиан – не благополучие на земле, а воскресение при Втором Пришествии Господа (15 гл).

Каждое письмо касалось уникальных проблем, возникавших в местной общине. Послание не является просто размышлением апостола. По тем темам и вопросам, которые он поднимает мы можем понять, какие проблемы были актуальны для определенной общины. Некоторые из этих проблем имеют общий характер, а некоторые относились к местным особенностям конкретной общины, и было бы ошибкой применять их ко всем христианам всех городов и стран.

ОСОБЕННОСТИ КОРИНФА

Коринф был особенным городом древнего мира. Он являлся одним из крупнейших торговых центров, через который проходили значительные товарные пути. Он был столицей провинции и даже некоторое время соперничал с Афинами за контроль колоний и торговли. В нем, каждые два года проходили альтернативные Олимпийским – Истмийские игры, включавшие в себя гимнастические, конные, поэтические и музыкальные состязания.

Город имел два порта, свои собственные колонии и был очень дорогим для проживания. Он был наполнен людьми разных наций и народов.

Главным храмом города в акрополе являлся храм богини любви и плодородия Афродиты, при котором находилось более тысячи храмовых проституток, обслуживавших торговцев и путешественников. Стоит отметить, что женщины соответствующего образа жизни ходили с непокрытыми головами, более того, с распущенными волосами. В культуре древнего мира Коринф славился разгульным образом жизни, как город культа плодородия с его многочисленными пирами и развратом. В связи с этим даже появилось новое слово в греческом языке – «коринфовать», означавшее разнузданный образ жизни. Когда в греческих театрах на сцене появлялся персонаж из Коринфа, он, фактически всегда был пьян, что ярко иллюстрирует имидж этого города в древнегреческой культуре.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Можно представить с какими проблемами сталкивалась христианская община, находящаяся в таком контексте и состоявшая из жителей этого города, которые привыкли к определенному образу жизни Коринфа. Поэтому становится понятным почему такие проблемы, как связь с проститутками (6 гл), разврат, не вызывающий никакой реакции общины (5 гл), пьянство на Вечери (11 гл), и участие в языческих пирах плодородия (8 гл), являются актуальными для христиан, привыкших жить в таком городе.

С этим контекстом связан и вопрос о покрытии головы женщинами в церкви.

ПОКРЫТИЕ ГОЛОВЫ

Покрытие головы в публичных местах считалось общепринятым обычаем во многих древних культурах. Явиться без головного убора приличной женщине на людях считалось постыдным и неприличным. Аналогичным позором для женщины было стричь волосы. Женщина должна была растить волосы всю жизнь и никакие стрижки не были допустимы.

Это вполне понятно и жителям России. На Руси этот обычай также имел место. Появиться на публике или позволить себя увидеть постороннему человеку без покрытой головы являлось стыдом и позором для женщины. Это хорошо отражено в известном слове, выражающем стыд и позор – «опростоволоситься», т.е. позволить себя увидеть себя без покрытой головы, «простоволосою». Общепринятые нормы приличия требовали от женщины иметь нестриженные волосы и покрывать волосы при всяком выходе за пределы дома.

Апостол, касаясь этого вопроса так же ссылается не на тексты Писания, а на реалии культуры и нормы приличия. Павел пишет: «Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1 Кор. 11:5)

Сегодня женщины большинства стран, в том числе и в России, могут ходить по улице и бывать в общественных местах без головного убора. Это не воспринимается как неприличное поведение, поскольку современная культура не имеет такого критерия приличия.

Более того, апостол утверждает, что «если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается» (1 Кор. 11:6)

Читайте так же:  Молитва на удачу при крещении ребенка

Стричь волосы и ходить с непокрытой головой являлись равнозначными неприличными действиями, поэтому Павел их соединяет вместе. Если женщина стрижется, то это такой же позор для нее как и ходить с непокрытой головой. Сегодня мы стрижем свои волосы и это касается как мужчин так и женщин. Однако, если мы захотим буквально соблюдать тексты этого послания, то мы должны так же принимать, что стричься для женщины неприлично и позорно. Не смотря на это, церкви полны христианок со стрижками и никому не приходит в голову осуждать их за аморальность. Хочу еще раз подчеркнуть, что оба эти действия (непокрытая голова и стрижка), в равной степени являются аморальными и постыдными с точки зрения древней культуры.

Поэтому Павел вновь и вновь приводит «культурные», а не Божественные аргументы в пользу этой практики: «Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Не сама ли природа учит вас, …если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?» (1 Кор. 11:13-15)

Он ссылается на «приличия», «природу», призывает христианам Коринфа «самим рассудить» и не противостоять общепринятой практике.

В заключении своей аргументации, он опирается на традицию покрытия головы, как на последний аргумент: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии» (1 Кор.1 1:16). Обычай, приличие, природа – вот основания для соблюдения данной практики, с точки зрения апостола Павла.

Читая его рассуждения, мы можем прийти к заключению, что в общине Коринфа некоторые женщины, как «свободные во Христе» от обычаев мира, решили отказаться от принятых норм приличия и не покрывать голову. Апостол пытается убедить их в том, что христиане не должны отказаться от всех норм культуры и должны в своем обществе быть приличными людьми.

Данный христианский принцип действует и сегодня. Очевидно, что если с точки зрения культуры 21-го века христианки будут выглядеть неприлично и аморально, то это вряд ли будет соответствовать христианским принципам. В тех восточных странах, где общепринятой нормой приличия для женщины является покрытие всего тела и головы, христианки так же должны соответствовать этому, чтобы не было порицаемо имя Христово и чтобы их и их веру не воспринимали как аморальную. То есть, во всех странах мира мы, как христиане, должны быть приличными людьми и не нарушать норм морали общества, если это не противоречит Слову Божьему.

В заключении хотелось бы отметить, что покрытие головы в древнем мире не было религиозным правилом, а касалось повседневной жизни в обществе. Во всех публичных местах женщина должна иметь покрытую голову, и соответственно, так же и в церкви. Если бы сегодняшние нормы приличия в нашей стране требовали бы, чтобы женщина всегда покрывала голову и никогда не стриглась, то и христианкам необходимо было бы держаться этого, поскольку это было бы приличным.

Сегодня христианки всех континентов и стран должны быть образцом приличия и морали для всего общества. Но дело в том, что в разных странах эти нормы приличия разные. Поэтому и христиане в разных странах разные – верные Богу и верные нормам приличия своего общества, если они не противоречат первому.

Покрывать ли сегодня женщинам голову в церкви? Согласно словам Павла, в той культуре, где это обязательный обычай для всех женщин, нужно это делать. В иной культуре в этом нет необходимости. Вокруг вас женщины стригущие волосы и ходящие с непокрытой головой и это не считается аморальным и неприличным? Если так, то вам нет необходимости покрывать голову, ни на улице, ни в церкви.

Этот же вопрос, но немного под другим уголом, рассмотрен в другом материале нашего сайта —> Покрывать голову в церкви или нет? Почему есть разница для мужчин и женщин?

Покрывать голову или нет? 1 Коринфянам 11:1-16; 11:30

Трудные места Писания: покрытие головы и вечеря Господня

Время от времени между христианами возникают споры и не понимания из-за сложных и трудных в понимании мест Писания. Давайте разберём два таких места из Библии. Эти места из 1 Послания к Коринфянам 11 главы. Первое место будет касаться покрытия головы женщинами в церкви или собрании, а второе место будет касаться физических болезней и смерти в собрании.

Покрывать голову или нет женщинам?

В церквах Христовых бытуют два мнения, первое говорит о том, что женщины в собрании святых должны покрывать голову платком, и то что это заповедь Господня. Второе мнение прямо противоположно первому, христиане придерживающиеся этого взгляда говорят, что женщинам в собрании святых не нужно покрывать голову, достаточно лишь выглядеть скромно и женственно.

Не для кого не секрет, что женщина всегда была слабым и подвластным существом, особенно на востоке, и особенно в древности. Главенство и приоритет всегда занимали и занимают мужчины, конечно, если этого позволяла культура, традиции, устои, нравы, той местности, того региона, где это приветствовалось и культивировалось.

Сейчас мы понимаем, что существовали общества, где царил матриархат, но, как правило таких обществ и культур было мало, а в силу своего превосходства (физического), мужчина был главою женщины во все времена.

В свете выше сказанного, давайте посмотрим теперь, о чём пишет Павел в 1 Послании к христианам Коринфа в 11 главе с 1 по 16 стихи?

1 Будьте подражателями мне, как я Христу.
(1 Кор 11:1).

В первом стихе Павел говорит, что он бы хотел чтобы христиане города Коринфа были подобны ему. Всё делали также как и он, Павел. Подражали в чём? Ответ очевиден, в вере, в любви, в терпении, стойкости, скромности, в смирении, …, мы можем продолжить этот список, но ведь ответ очевиден, он хотел чтобы ему именно в этом и подражали те, кому он пишет это послание.

2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
(1 Кор 11:2).

Во втором стихе Павел хвалит христиан Коринфа за то, что они со своей стороны помнят всё чему были научены Павлом и строго придерживаются того учения которому были научены Павлом. Хотя, как мы можем увидеть, это скорее относится к некоторым христианам этой церкви или, как ободрение христиан этой церкви. Так как в 1 или в 3 главе ранее, Павел порицает Коринфских христиан за их не правильное поведение во Христе.

3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава – Бог.
(1 Кор 11:3).

В третьем стихе Павел снова напоминает о различиях между мужчинами и женщинами. Но различиях в плане старшинства, главенства. По мнению Павла на первом месте стоит Бог, затем идёт Иисус, потом мужчина, и замыкает цепочку женщина. И такая иерархичность не случайна, если описывается во многих местах Библии [Еф 5:23; Еф 1:22; Кол 3:18; Кол 1:18; 1 Тим 2:11; 1 Пет 3:5; …], то понятно, что это установление Бога.

Павел говорит — покрывать голову.

4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая.
(1 Кор 11:4-5).

В четвёртом и пятом стихах Павел говорит о том, как должен выглядеть всякий мужчина и как должна выглядеть всякая женщина принявшая Христа. Павел говорит, что мужчина должен быть с открытой головой во время молитвы или пророчества, а женщина должна быть во время таких же действий с покрытой головой, то-есть, иметь на голове повязанный платок.

В этом отрывке интересно ответить себе на несколько моментов которые бросаются в глаза при чтении этого отрывка.

Читайте так же:  Молитва о учении себя

1) Во-первых, Павел говорит здесь, что женщина должна быть с покрытой головой, и так думают некоторые в собрании христиан. Но так ли это?

Скорее всего Павел не имеет ввиду женщину которая находиться непосредственно в собрании христиан в момент пророчества или молитвы. Так как в последующей 14 главе он пишет следующее: «Жены ваши в церквах да молчат». К тому же следующие места подтверждают это заявление [1 Тим 2:11-12; Быт 3:16]. Следовательно, могла ли женщина молиться или пророчествовать в церкви, ведь это должно было быть публичное выступление с атрибутами лидера? А как мы можем увидеть из [1 Кор 11:3] и [1 Кор 14:34] женщина в церкви не может быть лидером!

2) Во вторых, если женщина не может быть лидером в церкви, то где ей молиться или пророчествовать? Ответ очевиден, в миру! То-есть, дома с детьми, на едине, при проповедовании неверующим, в женском обществе [Деян 21:9; Деян 2:17; Деян 9:36].

3) В третьих, что значат слова Павла быть мужчине без головного убора, а женщине с покрытой головой? В писании таких мест мы больше нигде не встречаем, зато встречаем другие места, о приличии и скромности в одежде, о иерархичности полов, о том кто имеет наследие в Царстве Божием. Если вдуматься, это жёсткая необходимость быть так одетым или традиция древнего мира?

К слову сказать, однажды мне пришлось участвовать на похоронах, и в это время на улице было -20 градусов ниже нуля, да ещё была сильная вьюга, отчего казалось ещё холоднее. Все были в шапках при прощании с покойником. Ну я взял и снял свою шапку, так как того велит традиция при прощании с умершим. Мне ещё сказали: «Одень, заболеешь». И ни кто кроме меня шапок не снимал.

Или другой пример: однажды мне пришлось быть на Богослужении в воскресный день, а Богослужение это происходило на улице, под открытым небом. Я тогда ещё был после болезни. Хотя было лето и все были без головных уборов, на мне была бейзболка, так как было немного ветрено, прохладно, особенно если долго стоять, да ещё после простуды. Я так и не снял шапку во всё Богослужения, да ещё в конце надел капюшон, так как подул сильный ветер и начал покрапывать дождь.

Пример: парализованный христианин, лежит, к нему могут прийти братья и сёстра и провести Богослужение с его участием, при этом он будет не подобающе выглядеть с точки зрения Писания, в одних трусах, под одеялом, не может воздевать руки к небу, не может приклонить голову и колени.

Что мы можем сказать по этим трём примерам? Павел учит буквоедству?

Неукоснительному соблюдению его предписаний, которые в 21 веке не актуальны, так как мода изменилась? Или для Павла важна внешняя сторона обрядовых норм, а не внутренняя? Во всём Писании более говориться о внутренней составляющей женщины христианки. Также о её скромности в одежде. Но лишь в одном единственном месте, Павел упоминает о покрытии головы женщинами в церкви. От сюда можно сделать несколько выводов:

  1. Что это была традиция тех времён, ходить женщине с покрытою головою.
  2. До чего вы дошли, до чего вы додумались, по тому правилу и живите [Флп 3:16; Рим 14:14; Тит 1:14].
  3. Богу не важно, покрыта ваша голова или нет. Ему не нужно чтобы вы изощрялись в этом. Ему скорее важно состояние вашего ума и сердца во время поклонения Ему, да и не только во время поклонения в собрании.

Павел говорит, что разрешает женщине не покрывать голову платком.

6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
(1 Кор 11:6).

В шестом стихе интересный момент, Павел говорит, что разрешает женщине не покрывать голову платком, но лишь в том случае, если она будет побрита налысо.

Таким образом, Павел всё таки разрешает женщине при определённых условиях не покрывать голову. Хотя многие могут утверждать, что это обязательное к исполнению действие. Однако, как мы видим можно и не покрываться, а просто побриться налысо.

Этот стих очень хорошо отражает то, что это не заповедь, а обычай того времени.

7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
8 Ибо не муж от жены, но жена от мужа;
9 и не муж создан для жены, но жена для мужа.
(1 Кор 11:7-9).

Три последующих стиха, говорят нам и рассказывают об сотворении первых людей, об их происхождении. И о том как, почему, зачем, для кого и кто был рождён в самом начале бытия. Эту историю мы можем прочитать из первых глав книги Бытие в Ветхом Завете.

10 Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов.
(1 Кор 11:10).

В десятом стихе Павел говорит о знаке власти над женщиной. Если не вдаваться в детали, то можно увидеть, что платок или покрывало на голове женщины в древности служило знаком её подчинения, покорности и целомудрия. Но если вдаться в детали, то нам этот стих труден для понимания из-за своей лексической формы и слова Ангелов.

Мы можем только гадать, о каких именно Ангелах говорит Павел в этом стихе.

11 Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
12 Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога.
(1 Кор 11:11-12).

Далее Павел продолжает развивать свою мысль и говорит в 11 и 12 стихах о том, что в Господе все равны, что в Боге нет ни мужского ни женского пола, что мы все и мужчины и женщины зависим друг от друга и друг без друга не можем существовать.

13 Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]?
14 Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,
15 но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
(1 Кор 11:13-15).

В 13, 14 и 15 стихах Павел говорит, рассудите сами, у нас есть обычаи, так зачем же их нарушать? Если мужчина будет выглядеть как женщина, а женщина как мужчина, то хорошо ли это? Ведь Бог так устроил, что женщине даны от него красота и привлекательность, в самом её образе заложена завершённость.

16 А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
(1 Кор 11:16).

В шестнадцатом стихе Павел заканчивает свою речь о женском покрывале, о женском образе такими словами; «Так что поступайте как принято у всех. Зачем нам ещё спорить об этом, мы не хотим этого и не любим этого. Да и церкви по всей земле не должны спорить о подобного рода вещах».

Порой апостол Павел говорит не очень понятные вещи для многих из нас [2 Пет 3:14-16]. Но Библия прежде всего провозглашает праведность сердца а не внешние обрядовые нормы. И судя по всему Павел говорит в 11 главе о женской чистоте, а не об обязанности делать то что когда то, через много лет будет не важно делать. Сам принцип покрытия головы останется в образе покорной и любящей жены, но платок как символ покорности и подчинённости отойдёт в прошлое.

Возьмём пример с пророками из 14 главы 1 Послания к Коринфянам. Павел говорит в ней, чтобы христиане желали пророчествовать, стремились к этому, стяжали этот дар. Но в 13 главе 1 Послания к Коринфянам он же утверждает, что пророчества прекратятся, что мы с вами сейчас и наблюдаем. Так не напоминает ли это всем нам историю с женскими платками? То что было раньше прошло, раньше люди ездили на лошадях, ослах, верблюдах. Сейчас же передвигаются на автомобилях, автобусах, поездах. Не важно что было раньше, мир меняется, меняются нравы, обычаи, мода, остаётся неизменным лишь духовная составляющая каждого человека, в том числе и женщины.

Читайте так же:  Подготовка к причастию каноны

Почему Павел считает, что христианин должен молиться с непокрытой головой?

Почему апостол Павел, еврей из евреев, обрезанный на восьмой день, воспитанный у ног Гамалиила говорит, что муж молящийся с покрытой головой постыжает ее?

С читательницей сайта мы обсуждали на днях очень интересный вопрос. Он касается покрытия головы. У Апостола Павла есть отдельное место в послании к христианам города Коринф, где он обсуждает особенности этого вопроса.

ВОТ СТАТЬЯ НА ЭТУ ТЕМУ

Нужно ли покрывать голову платком или нет? 1Коринфянам 11:4-15

Но сегодня нас будет интересовать вопрос относительно мужчин. Почему же мужчина не покрывает своей головы в церкви?

Из всей переписки с Татьяной стоит обратить внимание на ее интерес к факту того, что именно мужчина не покрывал голову. Вопрос с женщинами не поднимался.

Вопрос от читательницы

Мы с мужем посетили Израиль. Во время одной из экскурсий мы посетили синагогу. Гид предупредил, что все женщины и мужчины должны покрыть голову. И мужчины! Все евреи-мужчины у стены плача в Иерусалиме молятся с покрытой головой.

И такой вопрос возник у меня: почему апостол Павел, еврей из евреев, обрезанный на восьмой день, воспитанный у ног Гамалиила говорит, что муж молящийся с покрытой головой постыжает ее? Когда произошло изменение традиции или заповеди для христиан? И правильно ли это?

ПРИОРИТЕТЫ

Мое отношение к подобным вопросам я свожу к следующим словам Иисуса:

11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.
(Матф.15:11)

Вопрос касался традиций, которые люди поставили в приоритет веры: важно мыть руки перед едой или нет?

Для меня вопрос про покрытие головы сравним с традициями, которые не мешают и не помогают спасть мою душу, так как не то, что я ем или как одеваюсь осквернит меня, а то — что я подумаю, скажу или поступлю.

Свобода в этом вопросе позволяет мне покрывать голову или не покрывать — на мое усмотрение. Однако, Павел дает пример для подражания в сложных ситуациях подобного рода:

9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
(1Кор.8:9-13)

Подводя итог, я бы выразил беспокойство не из-за наличия или отсутствия традиций, а начал поиск ответа с Матф.15:11.

Ответ Татьяны

Вопрос с покрытием головы меня тоже мало волнует. Главное, что в сердце. Но входя в храм, дом молитвы, вы ведь снимаете головной убор.

Просто стало интересно, почему Павел считает, что христианин должен молиться с непокрытой головой. Или по-другому сформулировав вопрос: хотел ли он просто, чтобы была разница между христианином и нехристианином евреями. Или это было откровение ему от Господа.

С женщиной мне все понятно. А вот с мужчинами заинтересовало. Чисто женское исследовательское любопытство. Надеюсь, то, что вышло из моих уст никого не осквернило.

ПОИСК МЕСТ В ПИСАНИИ

  1. Иер.14:3 Вельможи посылают слуг своих за водою; они приходят к колодезям и не находят воды; возвращаются с пустыми сосудами; пристыженные и смущенные, они покрывают свои головы.
  2. Иер.14:4 Так как почва растрескалась от того, что не было дождя на землю, то и земледельцы в смущении и покрывают свои головы.
  3. Иез.13:18 и скажи: так говорит Господь Бог: горе сшивающим чародейные мешочки под мышки и делающим покрывала для головы всякого роста, чтобы уловлять души! Неужели, уловляя души народа Моего, вы спасете ваши души?
  4. 1Кор.11:7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.

Насколько я понял, то в горе евреи могли поступать следующим образом: покрывали голову, разрывали платье, посыпали себя пеплом. Стоит в цепочку аргументов добавить обстоятельства в городе Коринф (проституция имела символ — обритая голова). Учесть роль мужчины, как представителя Бога, где непокрытая голова — свидетельство этих полномочий.

Итак муж не должен покрывать голову во время молитвы; это будет равноценно тому, что он скрывает славу Божью, а такой поступок оскорбляет Божественное Величие.

Подобная цепочка аргументов для меня проясняет ситуацию, так как на подобный вопрос до вас я не смотрел. Спасибо вам =)

Татьяны нашла ответ

Вот подтверждение словам Павла, что муж должен молиться с НЕПОКРЫТОЙ головой!

33. Закончив говорить с ними, Моисей опустил на лицо покрывало.
34. Но входя к Господу, чтобы говорить с Ним, он снимал покрывало до тех пор, пока не выходил. Когда он выходил и передавал израильтянам, что ему было велено,
35. они видели, что его лицо сияет. Потом Моисей опять опускал на лицо покрывало до тех пор, пока не входил говорить с Господом.
(Книга Исход 34:33-35)

То есть Моисей говорил с Господом с НЕПОКРЫТОЙ головой! А евреи покрывают голову, потому что «пристыженные и смущенные», потому что боятся Его, а нам Бог дал быть чадами Его.

А Иисус назвал учеников друзьями. Поэтому муж говорит с Богом в молитве с непокрытой головой! Прости меня, Павел!

Почему апостол Павел пишет, что мужчина не должен молиться с покрытой головой и растить волосы (1 Кор. 11, 4 и 14)

>
Роль мужчины в земном мироустройстве — такая же, как у Бога в Его мироздании. Мужчина по замыслу Бога должен мудро руководить во славу Божью — в отведённом ему участке, на земле. И если мужчина управляет своим «участком» так же, как Бог — Своим, то он отражает славу и образ Божий. По мужчине судят и о славе Сотворившего его: достойный мужчина прославляет Бога, ибо все видят плоды Божьего умелого руководства над ним.

Творец поставил мужчину над всем, что на земле, всё положил под ноги его, в том числе — возложил обязанность быть главой семьи (Псал. 8:7, Еф. 5:22,23)
Непокрытая голова мужчины — это символ свободы от подчинения кому-либо, его глава (голова) — никем «не накрыта» , никому из живущих на земле — она не подчинена.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Покрытая голова означает, что кто-то «накрыл» ее, подчинил себе, имеет над ней власть.
Если мужчина не хочет брать на себя ответственность в вверенном ему «участке» мироздания и подчинился женщине, позволив ей взять власть в свои руки и принимать решения вместо него, то он перестаёт отражать образ и славу Бога, так как Бог Свою ответственность ни на кого не перекладывает и функции по управлению Своим мирозданием — никому не передаёт.
Для мужчины — позор, если он допускает, чтобы им руководила женщина. Такой мужчина должен был бы ходить в покрывале: своими действиями он показывает, что ему удобнее занимать место женщины в мироустройстве Божьем — подчиняться, а не руководить.

Молитва с покрытой головой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here