Содержание
- 1 Молитвы, читаемые в намазе
- 2 Намаз для утешения покойного – Салят-уль-унс
- 3 Принимает ли Всевышний молитвы тех, кто не читает намаз?
- 4 Как совершают праздничный намаз (салят уль-ид)?
- 5 Намаз, ас-Салят (молитва)
- 6 Молитва (Намаз)
- 7 Ночной намаз (желательный «салят ал-лейл»)
- 8 ВОПРОС-ОТВЕТ
- 9 Миссионерский отдел московской епархии
Молитвы, читаемые в намазе
«Ифтитах»; «ташаhhуд»; «ас-салят аль-ибраhимийя»; «кунут»
«ИФТИТАХ» – молитва, которую рекомендуется читать после вступительного «Аллаhу акбар» перед чтением суры «Аль-Фатиха»
В начале рекомендуется сказать:
اَللهُ أَكْبَرْ كَبيرًا، وَالْحَمْدُ الِلهِ كَثيرًا، وَسُبْحانَ اللهِ بُكْرَةً وَأَصيلاً
А затем читают «Ифтитах»:
«Аллаhу акбар кабира, валь-хамду лилляhи касира, ва субханаллаhи букратан ва асыля.
Ваджаhту ваджhия лиллязи фатара-ссамавати валь-арз, ханифа-ммуслима, ва ма ана миналь-мушрикина. Инна саляти ва нусуки ва махьяя ва мамати лилляhи раббиль-‘алямина, ля шарика ляhу, ва бизалика умирту, ва ана миналь-муслимин».
(Аллах велик, вся хвала Ему, пречист Он от всяких недостатков. Я, преданный мусульманин, а не язычник, обращаюсь к Тому, Кто создал небеса и землю. Моя молитва, моё поклонение, моя жизнь и моя смерть – всё создано Аллахом – Господом миров, нет у Него соучастника. И это мне было повелено, и я в числе мусульман.)
«ТАШАhhУД» и «АС-САЛЯТ АЛЬ-ИБРАhИМИЙЯ»
اَلتَّحِيّاتُ الْمُبارَكاتُ الصَّلَواتُ الطَّيِّباتُ لِلهِ، اَلسَّلامُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللهِ وَبَرَكاتُهُ، اَلسَّلامُ عَلَيْنا وَعَلى عِبادِ اللهِ الصّالِحينَ، أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ الله،ِ اَللّهُمَّ صَلِّ عَلى مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِ مُحَمَّدٍ كَما صَلَّيْتَ عَلى إِبْراهيمَ وَعَلى آلِ إِبْراهيمَ، وَبارِكْ عَلى مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِ مُحَمَّدٍ كَما بارَكْتَ عَلى إِبْراهيمَ وَعَلى آلِ إِبْراهيمَ، فِي الْعالَمينَ، إِنَّكَ حَميدٌ مَجيد
«Ат-Тахиййятуль-мубаракату-ссалявату-ттаййибату лилляh. Ас-Саляму ‘аляйка аййюhа-ннабиййю ва рахматуллаhи ва баракатуh. Ас-Саляму ‘аляйна ва ‘аля ‘ибадилляhи-ссалихин. Ашhаду алля иляhа илляллаh ва ашhаду анна Мухаммада-ррасулюллаh.
Аллаhумма салли ‘аля Мухаммад (эти слова произносят после первого «Ташаhhуда», и они обязательны в последнем «Ташаhhуде»), ва ‘аля али Мухаммад, кама салляйта ‘аля Ибраhим ва ‘аля али Ибраhим. Ва барик ‘аля Мухаммад, ва ‘аля али Мухаммад, кама баракта ‘аля Ибраhим ва ‘аля али Ибраhим, филь-‘алямина, иннака хамиду-ммаджид».
Толкование «Ташаhhуда»
«Все приветствия, благословения, молитвы и благие дела принадлежат Аллаху. Пророк, мир Тебе, милость Аллаха и Его благословение. Мир нам и богобоязненным, благочестивым рабам Аллаха. Я свидетельствую языком, признаю и верю сердцем, что нет ничего достойного поклонения кроме Аллаха, и я ещё раз свидетельствую, признаю и верю сердцем, что Мухаммад – Посланник Аллаха».
Толкование «Ас-Салят аль-Ибраhимийя»
«О Аллах! Даруй Пророку Мухаммаду и его роду больше чести и величия, так же как Ты дал честь и величие Пророку Ибрахиму и его роду. О Аллах! Дай Пророку Мухаммаду и его роду больше благословения, так же как дал благословение Пророку Ибрахиму и его роду – во всех мирах. Воистину, Ты Хвалимый и Тебя мы славим».
МОЛИТВА «КУНУТ», читаемая при выпрямлении (в и‘тидале) второго ракаата утреннего намаза:
اَللّهُمَّ اهْدِني فيمَنْ هَدَيْتَ * وَعافِني فيمَنْ عافَيْتَ * وَتَوَلَّني فيمَنْ تَوَلَّيْتَ* وَبارِكْ لي فيمآ أَعْطَيْتَ * وَقِني بِرَحْمَتِكَ شَرَّ ما قَضَيْت * فَإِنَّكَ تَقْضي وَلا يُقْضى عَلَيْكَ * وَإِنَّهُ لا يَذِلُّ مَنْ والَيْتَ * وَلا يَعِزُّ مَنْ عادَيْتَ* تَبارَكْتَ رَبَّنا وَتَعالَيْتَ * فَلَكَ الْحَمْدُ عَلى ما قَضَيْتَ * أَسْتَغْفِرُكَ وَأَتُوبُ إِلَيْكَ * وَصَلَّى اللهُ تَعالى وَسَلَّمَ عَلى خَيْرِ خَلْقِه مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِه وَأَصْحابِه أَجْمَعينَ * رَبِّ اغْفِرْ وَارْحَمْ وَأَنْتَ خَيْرُ الرّاحِمينَ
«Аллаhуммаhдини фиман hадайт(а), ва ‘афини фиман ‘афайт(а), ва тавалляни фиман тавал-ляйт(а), ва барик ли фима а‘тайт(а). Вa кини бирахматика шарра ма казайт(а), фаиннака такзы валя юкза ‘аляйк(а). Вa иннаhу ля язиллю мав-ва-ляйт(а), ва ля я‘иззу ман ‘адайт(а). Табаракта Раббана ва та‘аляйт(а). Фалякяль-хамду ‘аля ма казайт(а). Астагфирука ва атубу иляйк(а). Ва салляллаhу та‘аля ва салляма ‘аля хайри халкиhи Мухаммадив-ва ‘аля алиhи ва асхабиhи аджма‘ина, Раббигфир вархам ва анта хайру-ррахимин».
Толкование молитвы «Кунут»
«О Аллах! Сохрани меня на истинном пути, как сохранил благочестивых. Огради меня от болезней, как тех, которых Ты оградил. Поддержи меня так же, как и тех, кого Ты поддержал. Благослови то, что Ты мне даровал. Защити меня по милости Своей от зла, которое ты создал. Ты всем повелеваешь, а Тобой никто не повелевает. Кого Ты возвысил, никто не унизит, а кого Ты не поддержал, не будет возвеличен.
О Господь наш! Ты превыше всех недостатков. Хвала Тебе. Я прошу у Тебя прощения и каюсь перед Тобой. О Всевышний Аллах! Дай Пророку Мухаммаду, наилучшему из творений, больше чести и величия, и дай милость роду Пророка, его сподвижникам и благочестивым мусульманам. О Господь! Прости мне грехи, смилуйся надо мной, поистине Ты милостивейший».
Молитва «КУНУТ» во множественном числе
اَللّهُمَّ اهْدِنا فيمَنْ هَدَيْتَ * وَعافِنا فيمَنْ عافَيْتَ * وَتَوَلَّنا فيمَنْ تَوَلَّيْتَ * وَبارِكْ لَنا فيمآ أَعْطَيْتَ * وَقِنا بِرَحْمَتِكَ شَرَّما قَضَيْتَ * فَإِنَّكَ تَقْضي وَلا يُقْضى عَلَيْكَ * وَإِنَّهُ لا يَذِلُّ مَنْ والَيْتَ * وَلا يَعِزُّ مَنْ عادَيْتَ* تَبارَكْتَ رَبَّنا وَتَعالَيْتَ * فَلَكَ الْحَمْدُ عَلى ما قَضَيْتَ * نَسْتَغْفِرُكَ وَنَتُوبُ إِلَيْكَ * وَصَلَّى اللهُ تَعالى وَسَلَّمَ عَلى خَيْرِ خَلْقِه مُحَمَّدٍ وَعَلى آلِه وَأَصْحابِه أَجْمَعينَ * رَبَّنَا اغْفِرْ وَارْحَمْ وَأَنْتَ خَيْرُ الرّاحِمينَ
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Намаз для утешения покойного – Салят-уль-унс
Когда умирает близкий нам человек, нас охватывает переживание за него, мы беспокоимся о его положении в загробном мире, стремимся как-нибудь ему помочь. Поэтому обращаемся с молитвами к Богу, прося оградить покойного от могильных мук, даровать ему облегчение. Одной из таких молитв является салят-уль-унс.
Первая ночь после похорон – самая трудная ночь для умершего, и облегчить её по мере возможности – наш долг. В эту ночь хорошо раздать милостыню за душу покойного, если нет такой возможности – прочитать двухракаатный намаз-сунна, который называется салят-уль-унс.
В каждом ракаате после суры «аль-Фатиха» читают «Аятуль-Курсий», суру «ат-Такасур» и десять раз суру «аль-Ихляс».
А после окончания намаза читают следующее дуа:
اَللَّهُمَّ إِنيِ صَلَّيْتُ هَذِهِ الصَّلَاةَ وَتَعْلَمُ مَا أُرِيدُ اَللَّهُمَّ ابْعَثْ ثَوَابَهَا إِلَى قَبْرِ
«Аллáhумма иннú ĉалляйту hазиhи-ĉ-ĉалáта ва та‘ляму мá урúду. Аллáhумма б‘аҫ ҫавáбаhá илá ḱабри» (далее произносится имя усопшего).
Смысл: «О мой Аллах, я помолился, Ты знаешь, какова моя цель, о Аллах, доведи вознаграждение за молитву в могилу усопшего» (и произносится его имя).
За эту молитву Аллах посылает множество ангелов со светом (нуром) и подарками покойному, которые утешают и радуют его до дня, когда затрубят в Рог (до Судного дня). И тот, кто выполнит эту молитву, получает такое же вознаграждение.
Один учёный сказал: «Счастлив тот человек, который каждую ночь совершает этот намаз и отдаёт вознаграждение за это всем умершим мусульманам».
(«Фатхуль ‘аллям», т. 2, стр. 65)
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Принимает ли Всевышний молитвы тех, кто не читает намаз?
Принимает ли Всевышний молитвы тех, кто не читает намаз, совершает грехи и т.д.? Также слышал, что есть специальная дуа от бедности, неужели одна молитва может решить финансовые проблемы человека?
В аятах Священного Корана говорится o том, что Всевышний принимает дуа тех, кто молится и взывает к Нему:
وَإِذَا سَأَلَكَ عِبَادِي عَنِّي فَإِنِّي قَرِيبٌ أُجِيبُ دَعْوَةَ الدَّاعِ إِذَا دَعَانِ فَلْيَسْتَجِيبُوا لِي وَلْيُؤْمِنُوا بِي لَعَلَّهُمْ يَرْشُدُونَ
“Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне. Пусть же они отвечают Мне и веруют в Меня, — быть может, они последуют верным путем” (Cура «Аль-Бакара», аят 186).
أَمَّن يُجِيبُ الْمُضْطَرَّ إِذَا دَعَاهُ وَيَكْشِفُ السُّوءَ وَيَجْعَلُكُمْ خُلَفَاءَ الْأَرْضِ أَإِلَهٌ مَّعَ اللَّهِ قَلِيلًا مَّا تَذَكَّرُونَ
“Кто отвечает на мольбу нуждающегося, когда он взывает к Нему, устраняет зло и делает вас наследниками земли? Есть ли бог, кроме Аллаха? Мало же вы поминаете назидания!” (Сура «ан-Намль», аят 62).
В первом аяте Всевышний сообщает нам о том, что дуа молящегося будет принята, а во втором, что нужда и трудности просящего будут непременно устранены.
Также в Священном Коране говорится:
إِنَّ رَبِّي لَسَمِيعُ الدُّعَاءِ
“Воистину, мой Господь внимает мольбе” (Сура «Ибрахим», аят 39).
يَا قَوْمِ اعْبُدُوا اللَّهَ مَا لَكُم مِّنْ إِلَهٍ غَيْرُهُ هُوَ أَنشَأَكُم مِّنَ الْأَرْضِ وَاسْتَعْمَرَكُمْ فِيهَا فَاسْتَغْفِرُوهُ ثُمَّ تُوبُوا إِلَيْهِ إِنَّ رَبِّي قَرِيبٌ مُّجِيبٌ
“О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас иного божества, кроме Него. Он сотворил вас из земли и поселил вас на ней. Просите прощения у Него, а затем покайтесь перед Ним. Воистину, мой Господь — Близкий, Отзывчивый” (Сура «Худ», аят 61).
В данных аятах говорится о том, что Всевышний “Кариб” (близкий к Своим рабам), “Сами-уд-дуа” (слышащий дуа) и “Муджиб” (принимающий дуа).
Пророк Мухаммад (мир ему) говорил о том, что Господь принимает дуа Своих рабов:
“Во истину, Всевышний самый стыдливый и самый щедрый. Когда Его раб поднимает руки в мольбе, прося чего-либо, то Всевышнему Аллаху стыдно не отвечать на эту мольбу” (Тирмизи, Даават, 118).
Следовательно, Всевышний всегда слышит обращения своих рабов, главное, чтобы человек был искренним в своих словах и стремился к приближению к Господу.
Чтобы ответить на второй ваш вопрос, приведем следующую историю: однажды посланник Аллаха (мир ему) увидел одного из ансаров по имени Абу Умама (да будет доволен им Аллах) опечаленно сидевшим в мечети и спросил его: “Сейчас не время намаза. Почему ты сидишь в мечети?”.
“Я здесь из-за горя и своих долгов” — ответил ему сподвижник.
В ответ на это Пророк (мир ему) спросил: “Тебя научить одному дуа, при прочтении которой твое горе и долги пройдут?”
Сподвижник ответил: “Да, научи, о Посланник Аллаха!”.
И Пророк (мир ему) научил его утром и вечером читать следующую дуа:
“О Всевышний! Убереги меня от горя и печали, убереги меня от беспомощности и лени, убереги меня от трусости и жадности, убереги меня от тяжести долгов и проклятий людей”.
Позже этот сподвижник рассказал: “Я читал дуа, которой меня научил Пророк и Всевышний принял мою мольбу” (Абу Дауд, Салат, 367).
Обратите внимание, что в дуа, которую посланник Аллаха (мир ему) научил сподвижника есть слова: “Убереги меня от беспомощности и лени” — что является прямым посылом.
Своим посылом Пророк (мир ему) хотел ему сказать: “О, Абу Умама! Твое горе и долги, ставшие поводом этого горя, не исчезнут, если даже ты сидишь в мечети. Отбрось свою беспомощность и лень! Трудись и проси помощи у Всевышнего. Действуй и ищи способы погасить свой долг. Просто сидя в мечети твои горе и долги не исчезнут”.
Дуа является поклонением и поминовением Всевышнего, поэтому тот, кто делает дуа несомненно выполняет Божье повеление и получит награду. Мирские мольбы и просьбы человека Всевышний может исполнить как сразу, так и через какой-то промежуток времени. А иногда Всевышний оставляет их исполнение на загробную жизнь. Поэтому человек, чьи мирские просьбы не исполняются, не должен думать, что его дуа не принимается. Об этом посланник Аллаха (мир ему) сказал в следующем своем хадисе:
“Нет человека, чьи мольбы бы Всевышний не принял. Если он не совершает греха, не разорвал связей с близкими и не торопится с исполнением просьбы, то Аллах выполнит ее в этом мире или оставит на загробный мир, либо простит часть грехов”.
Сподвижники спросили: “О, Посланник Аллаха, а что значит “торопиться с исполнением просьбы”?” Пророк (мир ему) им ответил: “Когда раб говорит, что просил у Всевышнего, а Он не выполнил его просьбу” (Тирмизи, Даават, 11; Муслим, Дуа, 92).
Также по этой теме читайте:
10 жизненных ошибок, делающих нас бедными
5 исламских способов улучшить свое благосостояние
Как совершают праздничный намаз (салят уль-ид)?
В преддверии наступающего праздника Курбан-байрам (Ид-уль-Адха) предлагаем читателям ознакомиться с материалом, раскрывающим особенности совершения праздничной молитвы (салят-уль-ид или ид-намаза), которая является важной составляющей этого дня.
По мазхабу имама Абу Ханифы
‘Ид — это праздник, названный в честь того, что милости Всевышнего Аллаха нисходят на рабов Его и что они возвращаются каждый год с радостями.
Оба ‘ид-намаза установились в шариате в первом году хиджры. От Анаса (да будет доволен им Аллах) рассказывают, что при переселении Пророка (мир ему и благословение) в Медину жители этого города праздновали два дня. Когда Пророк (мир ему и благословение) спросил об этом, ему ответили, что во времена джахилии веселились в эти дни. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал, что Всевышний дал им два дня лучше прежних — это Идуль-фитр (праздник разговения) и Идуль-адха (праздник жертвоприношения).
Праздничный намаз должен совершать каждый, кто обязан совершить джума-намаз. Эта молитва имеет те же условия, что и пятничная, т.е. два ракаата и хутба. При этом в праздничной молитве, в отличие от пятничной, хутбу читают после намаза, и чтение её является сунной, тогда как в пятничном намазе – это фарз.
Время совершения праздничного намаза
Время для праздничного намазов наступает, когда солнце поднимется над горизонтом на высоту копья, что приблизительно спустя 30 минут после восхода солнца. Это также время начала зуха-намаза. Срок же истекает до наступления полуденной молитвы, т.е. до зенита.
Порядок совершения ‘ид-намазов
Начинается намаз с произнесения слов «Ассаляту джами’а», что в буквальном переводе означает «приходите на коллективный намаз». Все становятся в ряды и совершают намерение для праздничного намаза.
После произнесения вступительного такбира «Аллаhу акбар» складывают руки на животе. Читают дуа «Санаъ» («Субẍанака Аллаhума табарака исмука ва та’ала джаддука ва ла иляhа ґайрука»). Затем имам начинает читать такбиры, их ещё называют добавленными. Читают три такбира, при каждом из них поднимают руки, как для вступления в молитву, затем опускают, но не складывают. Каждый такбир произносится отдельно друг от друга три раза, с интервалом на время, за которое можно произнести «Аллаhу акбар» или прочитать «Субẍаналлаhи валẍамдулилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар».
После произнесения третьего добавленного такбира руки складывают на животе. Имам читает суру «аль-Фатиха» и желательно суру «А’ля» вслух, затем совершают поясной и земные поклоны и встают на второй ракаат.
Имам читает суру «аль-Фатиха» и желательно суру «аль-Хашия». После чтения приступают к такбирам, их произносят, как и в предыдущем ракаате, три раза. Прочитав четвёртый такбир совершают поясной поклон. Далее совершают земные поклоны, читают «Ат-тахийят» и, завершают намаз произнесением саляма.
После этого остаются сидеть на местах, имам читает обе хутбы, а затем проповедь о праздничном дне.
Такбир, читаемый в дни ташрика
Ташриком называют сушку мяса. Поэтому 11-й, 12-й, 13-й дни месяца зуль-хиджа, т. е. следующие за Курбан-байрамом, называют днями ташрика (аяму ташрик). В эти дни после совершения всех фарз-намазов необходимо мужчинам и женщинам читать такбир. Он читается до послеобеденного намаза 13-го дня.
Порядок чтения такбира таков: «Аллаhу акбар, Аллаhу акбар, Ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар. Аллаhу акбар валилляhиль хамд». Необходимо после каждого намаза читать по одному разу, а по три раза читать — сунна.
Желательные действия в оба дня
В эти дни желательно все то, что желательно в пятницу: искупаться, использовать сивак, надушиться благовониями, надеть лучшую одежду, отправиться на намаз пораньше. Но для праздника есть еще и дополнительные суннаты: перед тем как отправиться на праздничный намаз разговения, желательно съесть что-либо, лучше нечетное число фиников. А до намаза Курбан-байрама желательно отложить прием пищи, чтобы поесть из жертвенного мяса.
По дороге в мечеть (на намаз) читают такбир (в день разговения — про себя, в Курбан-байрам — вслух). Желательно идти одной дорогой, возвращаться — другой. Раздать закятуль-фитр до отправления на намаз. Желательно после молитвы совершить зияраты на кладбище, как можно больше раздать милостыни.
Обе праздничные ночи проходят в бдениях, время проводят в поклонении Аллаху (мир ему и благословение), за чтением Корана, совершая намаз, поминая Аллаха.
Желательно оба эти намаза совершать в поле, порицается без уважительной причины совершать их в мечетях.
Некоторые решения, связанные с обоими праздниками
Если не смог совершить коллективный праздничный намаз (за имамом), его не нужно самому возмещать. Если прошло время ‘ид-намаза (т. е. наступило время обеденного намаза) и вы не успели на намаз, то его можно совершить и на следующий день. Намаз Курбан-байрама можно совершить еще в три последующих дня, если была причина, по которой его перенесли.
Тот, кто вступит в намаз после того, как имам, прочитав такбиры, приступит к чтению суры «аль-Фатиха», прочитает такбиры, следуя за имамом, если не пропускает руку’ за ним. Если не успевает на руку’ за имамом, он, вступив в намаз, отправится на руку’, такбиры же прочтет там. Если вступит в намаз после того, как имам поднимется с руку’а, то восстановит пропущенное по завершении намаза имамом.
Порицательно до или после ‘ид-намазов совершать суннат-намазы. Их можно совершить по прибытии домой. Хутбу начинают с чтения такбира: первый — 9 раз, второй — 7 раз. В дни ташрика такбир можно продолжить добавив: «…Аллаhу акбар кабиран вальхамдулилляhи касиран ва субханаллаhи букратан ва асиля ля иляhа илляллаhу вахдаhу садака ва’даhу ва нассара ‘абдаhу ва а’аза джундаhу ва газамал ахзаба вахдаhу ля иляhа илля ллаhу валя на’буду илля иййяhу мухлисина лаhуддина ва ляв кариhал кафируна. Аллаhумма салли ‘ала саййидина Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин ва ‘аля асхаби Мухаммадин ва ‘аля азваджи Мухаммадин ва саллим таслима».
Зайнула Гамзатов
По мазхабу имама аш-Шафии
Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следующим образом: «Я НАМЕРЕВАЮСЬ СОВЕРШИТЬ ПРАЗДНИЧНЫЙ НАМАЗ-СУННА В ДВА РАКААТА ВО ИМЯ АЛЛАХА». Если намаз читается коллективно (в джамаате) то добавляете «СЛЕДУЯ ЗА ИМАМОМ».
После произнесения такбира вступления в намаз «Аллаhу акбар» желательно прочитать молитву «Ваджжаhту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести такбир «Аллаhу акбар». После первых шести такбиров читают молитву «Субẍаналлаhи валь-ẍамду лилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар». А после седьмого «Аллаhу акбар» приступают к чтению суры «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтёт вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль-Фатиха» желательно прочесть суру «аль-Каф» или суру «аль-А‘ля».
Далее совершают поясной и земные поклоны и встают на второй ракаат, произнося «Аллаhу акбар». После этого читают такбир пять раз. После первых четырёх такбиров читают молитву «Субẍаналлаhи валь-ẍамду лилляhи ва ля иляhа илляллаhу валлаhу акбар». А после пятого «Аллаhу акбар» приступают к чтению суры «аль-Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтёт вслух, а мамумы прочтут потом). После желательно прочесть суру «аль-Камар» или «аль-Гашия».
Далее совершают поясной и земные поклоны, читают сидя молитву «Ат-тахият», и завершают намаз произнесением саляма.
Если намаз совершают коллективно, то после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.
Если человек не может прочитать намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз (салят-уль-‘ид) и читает обычный намаз-сунна в два ракаата.
И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.
Намаз, ас-Салят (молитва)
Всевышний Аллах предписал мусульманам ежедневный, пятикратный намаз.
Ас-Салят в арабском языке означает «молитва», в шариате – «обязательные определенные действия, начиная с такбира (возвеличивания Аллаха) и заканчивая таслимом (приветствием в конце молитвы)». Первое, что будет спрошено в День Суда, читал ли человек намаз, так как он один из самых важных столпов Ислама. И тот, кто отвергает намаз или издевается над читающим намаз, становится кяфиром (неверующим).
Существует 2 группы людей, не читающих намаз:
- Кяфиры (неверующие), которые не верят в Аллаха, отрицают ислам как религию, и полностью отвергают намаз.
- Фасики (грешники), которые признают Аллаха, ислам и намаз, но не читают намаз из-за лени. Вследствии того, что они не отвергают намаз, они хоть и считаются мусульманами, но считаются совершившими большой грех. Когда Аллах описывает мусульман, то часто описывает как читающих намаз; тем, кто не читает намаз, Аллах уготовил Ад, даже тем, кто небрежно относится к намазу. Как сказал Мухаммад салляллаху алейхи ва саллям: «Разница между мусульманином (мужчиной) и кяфиром – это оставление намаза». Но намаз – это не только движения, а также смиренность, боязнь и покорность непосредственно во время самого намаза, но и праведные дела после него. Как сказал Аллах: «Поистине, намаз – от грехов и гнусности».
Всевышний Аллах предписал мусульманам ежедневный, пятикратный намаз . Каждый намаз должен читаться точно в определённое время. Чтение намаза раньше предписанного времени не засчитывается, как намаз. Если по разным причинам пропускается время намаза, то требуется его восполнение (каза), то есть надо прочитать этот пропущенный намаз в любое другое время. Но надо помнить, что за восполнение (каза) намаза вознаграждения (аджра) не будет, просто снимается ответственность за непрочитанный намаз.
Илдус хазрат Файзов, специально для Islam-today.ru
Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.
Молитва (Намаз)
Как читать намаз?
Стоя, выразите искреннее намерение (ният) совершить намаз: «Намереваюсь ради Аллаха совершить фард* сегодняшнего утреннего намаза».
Видео (кликните для воспроизведения). |
-
* Фард — обязательное к исполнению в Исламе. Невыполнение фарда считается грехом.
- Утренний — 2 фарда.
- Дневной — 4 фарда.
- Послеполуденный — 4 фарда.
- Вечерний — 3 фарда.
- Ночной — 4 фарда.
Поднимите обе руки, раздвинув пальцы, ладонями в сторону Киблы, до уровня ушей, касаясь большими пальцами мочек и произнесите такбир ифтитах (начальный такбир) «Аллаху акбар».
Такбир. Взгляд обращен на место сажда (место, которого касаются головой при земном поклоне). Ладони повернуты в сторону Киблы, большие пальцы касаются мочек ушей. Ступни параллельны друг другу. Между ними расстояние в четыре пальца.
Затем положите правую руку ладонью на левую руку, обхватив мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой руки, и опустите сложенные таким образом руки чуть ниже пупка и прочтите Суру «Фатиха»:
«Аузу билляхи минашшайтаани р-раджим
Бисмилляхи р-рахмаани р-рахим
Альхамдy лилляхи раббиль ‘алямин
Аррахмаани р-рахим
Маалики яумиддин
Иййякя на’бyдy ва ийякя наста’ийн
Ихдина с-сырааталь мyстакыйм
Сырааталлязина ан’амта алейхим
Гайриль магдуби алейхим валяд-дооллиин.
Аамин. « (Произносится про себя)
Как правило, далее читают дополнительную суру или аят, равный по длине небольшой суре, например «Кяусар». Но Вам, как новичку, совершающему свои первые в жизни намазы, можно ограничиться лишь чтением суры «Фатиха».
Кыйям. Взгляд обращен на место сажда. Руки сложены на животе, чуть ниже пупка. Большой палец и мизинец правой руки обхватывают запястья левой руки. Ступни параллельны друг другу. Между ними расстояние в четыре пальца.
Опустив руки, произнесите: «Аллаху акбар» и совершите руку’ (поясной поклон).
Руку’. Взгляд обращен на кончики пальцев ног.Голова и спина — на одном уровне, параллельно поверхности места молитвы. Ноги выпрямлены. Пальцы рук раздвинуты и обхватывают колени.
После руку’ выпрямите тело до вертикального положения.
После выпрямления, со словами «Аллаху акбар», исполните сажда. При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и, только после этого, лбом и носом коснуться места сажда.
Сажда. Голова — между руками. Лоб и нос касаются пола. Пальцы рук и ног должны быть направлены по направлению Киблы. Локти не касаются ковра и отодвинуты от корпуса тела. Живот не касается бедер. Пятки сомкнуты.
После этого со словами «Аллаху акбар» поднимитесь с сажда в сидячее положение.
Выдержав в этом положении паузу, достаточную для произнесения «Субханаллах», со словами «Аллаху акбар» снова опуститесь в сажда.
Затем, со словами «Аллаху акбар», встаньте для исполнения второго рака’ата. Руки смыкаются на прежнем месте.
II рака’ат (намаз для новичка)
Сначала, как и в первом рака’ате, прочитайте суру «Фатиха», дополнительную суру, например «Ихлас» (хотя для начинающих можно ограничиться только чтением суры «Фатиха» — см.выше) выполните руку’ (верхний поклон) и сажда.
После второго сажда второго рака’ата сядьте на ноги и прочитайте молитву (ду’а) «Аттахийят»:
«Аттахиятy лилляахи вассалаватy ватайибяту
Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа барака’атyх
Ассалямy алейна ва ‘аля ‘ибядилляхи с-салихийн
Ашхадy алля илляха илляллах
Ва ашхадy анна Мухаммадан ‘абдyху уа расyлюх»
Внимание! Во время произнесения слов «ля илляха» указательный палец правой руки поднимается, а на «илля ллаху» — опускается.
Ка’да (сидение). Взгляд направлен на колени. Руки лежат на коленях, пальцы — в свободном положении. Посадка смещена на голень левой ноги. Правая нога чуть отодвинута в сторону, пальцы ноги загнуты в сторону Киблы.
Произнесите приветствие: «Ассаляму ‘алейкум уа рахматуллах» с поворотом головы сначала в сторону правого плеча, а затем — в сторону левого.
Салям (приветствие) в правую сторону. Руки на коленях, пальцы — в свободном положении. Ступня правой ноги поставлена на ковер под прямым углом, пальцы направлены в сторону Киблы. Голову поворачивают вправо, взгляд — на плечо.
Салям в левую сторону. Руки лежат на коленях, пальцы — в свободном положении. Ступня правой ноги поставлена на ковер под прямым углом, пальцы направлены в сторону Киблы. Голову поворачивают влево, взгляд — на плечо.
На этом Ваш намаз завершен.
В заключение Вы можете обратиться к Всевышнему Творцу с вашими ду’а.
Ду’а. Руки соединены и приподняты, кончики пальцев — на уровне плеч. Ладони раскрыты вверх и располагаются под углом (примерно 45°) к лицу. Большие пальцы отведены в сторону.
Ночной намаз (желательный «салят ал-лейл»)
Желательный ночной намаз (мустахаб «салят ал-лейл») настолько важен, что в школе Ахль уль-Бейт (А) считается близким к обязательному.
Ночной намаз в Коране и хадисах
Об этом намазе неоднократно сказано в Коране:
«Их бока отклоняются от их лож; они взывают к своему Господу со страхом и желанием и расходуют из того, чем Мы их наделили. Не ведает душа, что скрыто для них из услады глаз в награду за то, что они творили» (32: 16-17).
«Была малая часть ночи, что они спали, и на заре они взывали о прощении...» (51: 17-18).
«И ночью усердствуй в нем добровольно для себя, — может быть пошлет тебе твой Господь место достохвальное!» (17: 79).
Имам Садык (А) сказал: «Величие верующего – в ночной молитве».
Пророк (С) сказал: «Два ракята молитвы, прочитанные в темноте ночи, дороже мне, чем все богатства этого мира».
Имам Садык (А) сказал: «Ночной намаз делает лицо сияющим и увеличивает удел (ризк)».
Пророк (С) сказал: «Когда раб Аллаха обращается к Нему с поклонением в середине тёмной ночи, Аллах устанавливает Свой свет в его сердце. И Он говорит Своим ангелам: “О, Мои ангелы! Взгляните на Моего раба, который обратился ко мне в середине темной ночи, когда лицемеры забавляются, а отчаявшиеся спят! Засвидетельствуйте же, что Я простил его!”»
Пророк (С) сказал: «Если раб Аллаха – мужчина или женщина – встаёт на ночной намаз, искренне ради Аллаха, и берёт омовение, и совершает этот намаз ради Аллаха с чистым намерением, с дрожащим телом и мокрыми от слёз глазами, Аллах повелит выстроиться за ним девяти рядам ангелов, и число их в каждом ряду не подсчитает никто, кроме Аллаха. Одна сторона каждого ряда будет на Западе, в другая – на Востоке. И когда он завершит молитву, получит награду всех ангелов в каждом ряду».
Человек пришёл к повелителю верующих (А) и сказал: «Я забыл прочитать ночной намаз». Он сказал: «Твои грехи заставили тебя сделать это».
Имама Саджада (А) спросили: «Почему те, кто совершает ночной намаз — самые красивые люди на лицо?»
Он сказал: «Потому что они уединились с Аллахом, и Аллах покрыл их Своим светом».
Награда ночного намаза:
1. Он является искуплением за грехи, совершённые днём;
2. Увеличение удела (ризка);
3. Озарённость лица;
4. Защита в течение следующего дня;
5. Дом, в котором читается ночной намаз, светит обитателям неба, так же как звёзды светят для обитателей земли;
6. Ночной намаз прогоняет шайтана;
7. Становится причиной искреннего признания Аллаха;
8. Оружие против врагов, причина принятия дуа;
9. Облегчение участи и свет в могиле.
Как совершается ночной намаз?
Ночной намаз состоит из 11-ти ракятов.
Сначала читаются 8 ракятов, то есть 4 намаза по два ракята в каждом. Каждый двух-ракятный намаз читается так же, как обычный утренний намаз в 2 ракята, только с намерением «салят ал-лейл». В каждом из ракятов читается «Фатиха» и любая другая сура.
Далее читается такой же двух-ракятный намаз, только с намерением «салат уш-шафаа». В первом ракяте после «Фатихи» лучше прочитать суру «Фалак», во втором – суру «Нас».
Наконец, в конце совершается намаз «салат аль-витр» в один ракят. После «Фатихи» и суры совершается кунут, в котором читается следующее дуа:
بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيْمِ
لآ اِلَهَ اِلاَّ اللّهُ الْحَلِيْمُ الْكَرِيْمُ لآ اِلَهَ اِلاَّ اللّهُ الْعَلِيُّ الْعَظِيْمُ
سُبْحَانَ اللّهِ رَبِّ السَّمَاوَاتِ السَّبْعِ وَ رَبِّ الاَرْضِيْنَ السَّبْعِ
وَ مَا فِيْهِنَّ وَ مَا بَيْنَهُنَّ وَ مَا فَوْقَهُنَّ وَ مَا تَحْتَهُنَّ
رَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيْمِ وَ سَلاَمٌ عَلى الْمُرْسَلِيْنَ
وَ الْحَمْدُ لِلّهِ رَبِّ الْعَالَمِيْنَ وَ صَلَّى اللّهُ عَلى مُحَمَّدٍ وَ آلِهِ
Бисмилляхи ррахмани ррахим. Ля иляха илля ллаху ль-халииму ль-кариим, ля иляха илля ллаху ль-Алийю ль-Азым. Субхана ллахи раббу ссамаавати ссабА ва ль-ардиина ссабаА ва маа фихинна ва маа бейнахунна ва маа фаукахунна ва маа тахтахунна раббу ль-Арши ль-Азым ва салямун Аля ль-мурсалиин валь хамду лилляхи рабби ль-алямиин ва салла ллаху Аля мухаммадин ва аалихи т-таахириин
«Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Нет бога, кроме Аллаха, Терпеливого, Щедрого! Нет бога, кроме Аллаха, Высокого, Великого! Пречист Аллах, Господь семи небес и семи земель и того, что на них, и что между ними, и что над ними, и что под ними, Господь великого Трона! И мир над посланниками и хвала Аллаху, Господу миров, и да благословит Аллах Мухаммада и его пречистое семейство!»
Потом 70 раз скажи:
اَسْتَغْفِرُ اللّهَ رَبِّي وَ اَتُوْبُ اِلَيْهِ
Астагфиру ллаха рабби ва атуубу илей
«Прошу прощения у Аллаха, моего Господа, и обращаюсь к Нему».
Потом желательно попросить прощения за 40 верующих, живых или мёртвых.
اَللّهُمَّ اغْفِرْ لِلْمُؤْمِنِيْنَ وَ الْمُؤْمِنَاتِ
Аллахумма гфир лиль муминина валь муминат
«О Аллах, прости верующих мужчин и женщин!»
رَبِّ اغْفِرْ لِي وَ ارْحَمْنِي وَ تُبْ عَلَيَّ اِنَّكَ اَنْتَ التَّوَّابُ الرَّحِيْمُ
Рабби гфирли ва рахмни ва туб Алеййа иннака анта таввабу ррахим
«О, Господь мой, прости меня и помилуй и обратись ко мне: поистине, Ты – Обращающийся, Милостивый!»
Затем сделай руку, саджду, прочитай, ташаххуд и салям и на этом закончи намаз.
Время ночного намаза
Время ночного намаза начинается с шариатской полночи и заканчивается с наступлением времени утреннего намаза фаджр. Самым лучшим для его выполнения является время непосредственно перед намазом фаджр.
Ночной намаз настолько важен, что если ты не можешь прочитать все 11 ракятов, прочитай сколько сможешь, — хотя бы один ракят намаза витр.
ВОПРОС-ОТВЕТ
ОБУЧЕНИЕ НАМАЗУ (Pdf/Word/Аудио сопровождение/Видео уроки)
Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/
PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.
ОБУЧЕНИЕ НАМАЗУ (Pdf/Word/Аудио сопровождение/Видео уроки)
ОБУЧЕНИЕ НАМАЗУ
Как читать намаз, как делать намаз
(необходимый минимум для начинающих)
на русском языке
Составил: Маликов Руслан. Проверили : Рамиль Фасахов и Максад Каримов
Скачать пособие «Обучение намазу»(Необходимый минимум) (Word, Pdf)
بسم الله الرحمن الرحيم
С именем Аллаха Милостивого Милосердного.
Хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха, а также его семье, его сподвижникам
и всем, кто последовал за ним до самого Судного Дня.
Миссионерский отдел московской епархии
Молитва мусульман глазами христиан. Алексий Макаров
Алексей Макаров, историк-арабист, выпускник Института Стран Азии и Африки, студент Богословского факультета ПСТГУ
Молитва — салят, является одним из пяти столпов ислама[1] наряду с шахадой (символом веры), закятом (пожертвованием), саумом (постом) и хаджем (паломничеством)[2]. На территории бывшего СССР мусульманскую молитву чаще всего называют персидским словом намаз. Подавляющее большинство людей, считающих себя мусульманами, намаз не совершают. Можно ли быть мусульманином и не молиться? С позиции ислама, человек, оставивший молитву, является неверным, так как само слово муслим, в переводе на русский язык, означает «покорный Богу». В Коране же сказано, что тот, кто не молится, попадет в ад (сура аль-Муддассир, 42-43). Сам Мухаммед говорил, что из всех поступков человека Всевышнему наиболее дорог вовремя прочитанный намаз[3]. Получается, что человек, который считает себя мусульманином и не совершает намаз, либо не изучает свою веру и не знает о предстоящем наказании, либо слаб в ней.
Настоящий мусульманин обязан молиться пять раз в день. Дневной минимум, который он должен выполнить, называется фарз намазом, и только выполняя его он может спастись. В одном из хадисов сказано, что «Аллах свободен от обязательств перед человеком, который пропускает фарз намаз намеренно»[4]. Подчеркивая его важность не только для взрослых, но и для детей, Мухаммед говорил: «Велите читать намаз вашим детям, когда им семь лет, и бейте их, если они пренебрегают им после десяти, и стелите им отдельно»[5]. Даже тяжелая болезнь не является уважительной причиной для пропуска намаза. Однажды во время своей болезни некий Имран ибн Хусейн спросил у Мухаммеда как ему читать намаз, на что тот ответил: «Читай намаз стоя, а если нет на это силы, то читай сидя, а если на это тоже нет силы, тогда читай на своём боку»[6]. Более того, человек обязан совершить намаз если он едет в поезде, летит в самолете и сделать это (если есть такая возможность) со всей амплитудой движений[7].
Перед тем, как приступить к молитве, мусульманин обязан совершить омовение, поскольку Мухаммед сказал, что «никакой намаз не принимается без омовения»[8]. Обычно для этого используется вода, однако при ее отсутствии можно воспользоваться песком. Существует два типа омовения: полное (гусл) и частичное (вуду). Первое необходимо для того, чтобы очиститься от состояния осквернения (джанаба), которое может быть вызвано половой близостью, тяжелой болезнью, трудной дорогой или прикосновением к трупу и т.д. Частичное омовение Мухаммед предписал совершать после какого-либо выделения из тела, будь то моча, кал, воздух, черви, рвота, отрыжка. Когда сподвижника пророка Абу Хурайру спросили что является осквернением, он ответил: «Пускать воздух без звука или со звуком»[9]. Поэтому нужно совершать омовение после сна, ведь, как сказал Мухаммед, «ремень ягодиц – это оба глаза, поэтому, кто заснул, пусть совершает омовение»[10].
Омовение необходимо совершать так, как это делал Мухаммед: вначале идет намерение (решение в сердце омыться только ради Аллаха), затем нужно сказать Аллах Акбар и прочитать первую суру Корана, после этого три раза помыть кисти рук до запястий, три раза прополоскать рот, три раза промыть нос, помыть лицо, руки до локтей, протереть голову влажной рукой ото лба к затылку, вместе с головой протирать оба уха и шею, затем левой рукой помыть ноги до щиколоток. Обязательно нужно соблюдать порядок омовения, мыть части тела одну за другой до того, как высохнет предыдущая, и всегда начинать с правой стороны: сначала мыть правую руку, затем левую, правую ногу, затем левую.
Для того чтобы получить награду и не подвергнуться осуждению, нужно делать омовение по всем правилам: Однажды Мухаммед, проходя мимо воды, увидел, что люди совершают омовение в спешке и их пятки остаются сухими, тогда он сказал: «Гибель пяткам в джаханнаме (аду)! Совершайте омовение, как следует». Напротив, «Кто сделает омовение, как следует, его грехи смываются с его тела, даже из-под ногтей»[11].
В отличие от христианской молитвы, намаз должен совершаться в строго определенное время. Каждый мусульманин обязан молиться пять раз в день: на рассвете (фаджр), в полдень (зухр), после обеда (аср), во время захода солнца (магриб), и после захода (иша). Каждая отдельная молитва состоит из ракаатов — набора определенных молитвенных поз и движений во время молитв, произносимых на арабском языке. Ракаат включает в себя прямое стояние, преклонение, падение ниц и сидение на пятках. Количество ракаатов в каждой из пяти молитв фиксировано, так, например, на рассвете мусульманин должен сделать 2 ракаата, в последующих двух молитвах 4 ракаата, 3 ракаата до заката и 4 после. Один ракаат занимает максимум 3 минуты, таким образом, мусульманин, выполняющий минимальное молитвенное правило, молится не более 51 минуты в день.
Каждый ракаат состоит из одного поясного поклона (руку) и двух земных поклонов (сажда). Ракаат включает в себя:
- восхваление Аллаха при этом молящийся стоит, а большие пальцы касаются мочек ушей (О сын мой! Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость. Коран, 31:17)
- чтение первой суры Корана по-арабски (Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Властелину Дня воздаяния! Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи. Веди нас прямым путем, путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших. Коран, 1). Перед чтением следует произнести фразу: а’узу билляхи минаш-шайтанир раджим (приближаюсь к Богу и удаляюсь от побиваемого камнями сатаны)
- поясный поклон (руку). Перед поклоном говорится «Аллах акбар», во время поклона трижды «субхана рабиль азым» (хвала Господу моему)
- земной поклон (сужда), чередуемый сидением на коленях. О те, которые уверовали! Кланяйтесь, падайте ниц, поклоняйтесь вашему Господу и творите добро, — быть может, вы преуспеете. Коран, 22:77.
Во время молитвы крайне важны телодвижения: мусульманин должен совершать молитву также как это делал Мухаммед. В Сунне подробнейшим образом описано, какие движения, как и в какой последовательности он делал в момент молитвы. Известно, например, что когда он совершал ракаат, «то спина бывала настолько ровной, что если бы на нее налили воду, то она бы не потекла»[12]. Мухаммед требовал от своей общины неукоснительной четкости даже в мельчайших движениях. Например он говорил, что «недействительна молитва того человека, нос которого не чувствует земли в той же степени, что и лоб»[13].
Обряд действительно играет важнейшую роль в молитве мусульманина. Малейшая оплошность молящегося в, казалось бы, ничтожной детали ритуала может сделать весь намаз недействительным, а часто и греховным. Удивительным, например, кажется то, что проход перед молящимся в мечети является тягчайшим грехом: «Если бы тот, кто проходит перед молящимся, — говорил Мухаммед,- знал, какой грех он берет на себя, то (понял) бы, что простоять на месте сорок лет было бы для него лучше, чем пройти перед ним»[14]. Для нас христиан невозможно поверить в такого педантичного Бога, которому чистота наших пяток при молитве была бы важна также как чистота наших сердец.
Однако в намазе важна не только внешняя сторона, но и внутреннее состояние человека. Во-первых, необходима вера во Всевышнего и то, что Он слышит твою молитву (сура аль-Бакара, 186). Во-вторых, важно смирение, так как в Коране сказано, что «намаз является тяжким бременем для всех, кроме смиренных, которые убеждены в том, что они встретятся со своим Господом и что они возвратятся к Нему (сура аль-Бакара, 45-46). Как и в Новом Завете, в Коране обличаются лицемеры: «Горе же тем молящимся, которые не читают молитвы истово, которые лицемерят» (сура аль-Маун, 4-6). Хотя обрядовая сторона ислама важна и необходима, но для того, чтобы Всевышний принимал молитву верующего, этого не достаточно, нужно также быть благочестивым. В Коране сказано, что «благочестив тот, кто уверовал во Всевышнего, в Судный день, в ангелов, Писание, пророков, кто раздавал имущество, хоть оно было ему дорого, близким, сиротам, бедным, путникам и просящим подаяния, жертвовал на освобождение рабов, совершал салят, давал закат; «[благочестивы] верные данной ими клятве, терпеливые в беде и в нужде и во время опасности. Это — те, которые правдивы, те, которые богобоязненны» (сура аль-Бакара, 177).
Преподобный Авва Дорофей пишет, что «есть два страха [Божьих]: один первоначальный, а другой совершенный, и что один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть (страх) святых совершенных, достигших в меру совершенной любви». Первый страх – страх раба, страх посмертного воздаяния за грехи доступен мусульманам. Их совершенство – начало христианского благочестия. Тогда как второй страх – страх сына полностью закрыт для них. Это совершенный страх, ибо человек, стяжавший его, «исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему; сей знает, в чем состоит существенное добро, он познал, что значит: быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь…»[15]. Этот страх доступен только христианам, только стяжав его можно стать сыном Божиим и услышать: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25:34).
Разговаривая с мусульманами, важно не только показать знание того, как совершается намаз и знание читаемых текстов, но и познакомить их с молитвой христианской – «Отче наш» (мусульманам сложно принять первые два слова этой молитвы, но в остальном она вполне понятна), Псалмами 50, 90 и другими (Псалтирь – Забур в мусульманской традиции, поэтому эти молитвы могут быть легче восприняты), молитвами утреннего и вечернего правила. Важно отметить глубину и насыщенность молитвы христианской – благодарение Богу, прославление Бога, покаяние перед Богом, прошения и т.д.
Говоря о молитве, нужно уметь правильно объяснять, почему мы молимся Иисусу Христу, Богородице (для мусульман такое наименование Девы Марии (Марьям) наиболее непонятно и неприемлемо), святым, почему мы молимся перед иконами. В качестве помощи можно посоветовать прочитать «Три слова в защиту иконопочитания» Преподобного Иоанна Дамаскина.
[1] Бухари т.1, стр.5, Муслим т. 1, стр. 32
[2] Для обозначения столпов ислама и многих других терминов, связанных с религией, мусульмане используют арабские слова
[3] Бухари т.1, стр. 76
[4] Мишкат т.1, стр. 59
[5] Абу Дауд т.1, стр. 86
[6] Бухари т.1, стр. 150
[8] Муслим т.1, стр. 119
[9] Бухари т.1, стр.25, Муслим т.1, стр.119
Видео (кликните для воспроизведения). |
[10] Абу Дауд т.1, стр. 39. передал этот хадис ‘Али
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.