Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.
И во еди́наго Го́спода Ису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна, от Бога и́стинна, рожде́на а не сотворе́на, единосу́щна Отцу́, И́м же вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к, и на́шего ра́ди спасе́ния, сше́дшаго с небе́с, и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та, и Мари́и Де́вы вочелове́чьшася. Распя́таго за ны при Понти́йстем Пила́те, страда́вша и погребе́на, и воскре́сшаго в тре́тии день по писа́ниих. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою, суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́ же ца́рствию не́сть конца́.
И в Ду́ха Свята́го Го́спода и́стиннаго и животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. И во еди́ну святу́ю собо́рную и апо́стольскую це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние, во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвым. И жи́зни бу́дущаго ве́ка, ами́нь.
Православная старообрядческая вера в Сызрани
Россия, г.Сызрань, ул.Фрунзе, 78 (на карте)
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
печворк (1549)
Шитьё (1441)
Здоровье (1131)
Поделки (1033)
Выпечка (783)
Развивающие игрушки (656)
Для кухни (650)
Новый год (645)
сумки (640)
Программки (503)
Идеальная кожа (454)
Вкусняшка (434)
Ли.ру-на компе (371)
Психология (362)
Журналы по рукоделию (352)
Вязание спицами (345)
Вязание крючком (343)
Садоводство (327)
Всё о компе (325)
Фотошоп (308)
Скрап-наборы Праздничные (10)
Игрушки (295)
Игрушки-подушки (286)
Всё для интерьера (280)
Вязаные мелочи (269)
Пасха (268)
Фотошоп (233)
Разделители (232)
Видео (221)
В поисках назначения (215)
Вязанье для пышек (185)
Салаты (180)
Музыка (176)
Молитвы (168)
Шторы (156)
Выпечка (тесто) (155)
Развивающие игры 2 (153)
Йога (142)
Здоровье-очищение (135)
Анимашки (126)
Готовим мясо (125)
Вязаные жилеты (124)
Фотошоп скрап-наборы (123)
Скап набор-пасха (4)
Вкуснота -объедение (113)
Виртуальные прогулки (113)
Вязанье шапачек (106)
Юмор (106)
Видео (100)
Засолка (99)
Цветы-шитьё и вязка (97)
Фоны (94)
Астрология (87)
Напитки (81)
Деткам (81)
Красивые места (75)
Рыбка (71)
Живая природа (68)
Подушки (65)
Шитьё уроки (62)
Садоводство (цветы) (62)
Модницам (60)
Мультиварка (57)
Декорируем блюда (56)
Ирландское кружево (53)
Вышивка (52)
Мода (48)
Выпечка -2 (47)
Обои (42)
Шитьё трикотаж (39)
Фото (37)
Декупаж (35)
Барджелло (34)
Лоскутное шитьё (31)
Вкушняшка к празднику (31)
Для дома (29)
Кожаные заморочки (28)
Первые блюда (26)
Разделители 2 (24)
Шитьё Юбки (23)
Валяние (23)
Из джинсы (21)
Шитьё-программа (19)
Вкусняшка-хлебопечка (17)
Электронные книги (16)
Сайты (15)
Фен-шуй (15)
Стихи (14)
Печворк Борджелло (13)
Поздравлялки (13)
Запеканки (13)
Готовимся к ремонту (13)
Джинсовые заморочки (12)
Фотошоп-спорт (11)
Фотошоп кисти (11)
Десерт (11)
Лепка (11)
Поделки-солёное тесто (11)
Шитьё жилеты (10)
Игры (10)
Картины и пано (10)
Синель (9)
Праздники (9)
Релакс (9)
Шапочки (9)
Шарфики (9)
Шитьё шарфики (8)
Физминутки (8)
Paint.net-уроки (7)
М К (7)
Крэзи квилт (6)
Гороскопы (6)
Аватарки (5)
Гимнастика (5)
Шитьё детям (4)
Мультики (4)
Канкурсы и разлечения! (4)
Лучшие (4)
Цветочки (3)
Игры для детей (3)
Шитьё шопочки (3)
Шитье из меха (3)
Выпечка праздничная (3)
Андроид (3)
Книги (3)
Города (3)
Валяние (3)
Мобилам (3)
Переделки (3)
Плоский живот (3)
Домашние заготовки (3)
Магия денег (3)
Куклы (3)
Бохо (2)
пэчворк Ланчматы (2)
Интересно. (2)
Шитьё -шапочки (2)
Шитьё джинса (2)
Куклы из капрона (2)
Наши права (2)
Анимашки флеш (2)
Анимашки-2 (2)
Коментарии (2)
Моя музыка (2)
Школа танцев (2)
Мяско (1)
Кашки (1)
Поздравки (1)
Бурда (1)
Спорт (1)
Помогите (1)
Люди — феномены (1)
Ответы на вопросы (1)
Массаж (1)
Неопознанное (1)
Мыло ручной работы (1)
Почитать (1)
Любимые хиты (1)
Пошив штор (1)
Кашки (0)
Книги (0)
Неопознанное (0)
Шали (0)
мастер-класс по рукоделию (0)
—Музыка
—Всегда под рукой
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Молитва Символ веры- (на старославянском)
Пятница, 20 Сентября 2013 г. 21:16 + в цитатник
Молитва Символ веры- (на старославянском)
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).
Символ Веры — краткое изложение основ Православной веры, составленное на I и II Вселенских соборах в IV веке; читается по утрам как ежедневная молитва.
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
tatyna2759
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
Православие (142)
Дети (53)
Старообрядцы (39)
Есенин (34)
Жизнь (22)
Русский народный костюм (15)
Владислав Галкин (7)
японские сумки (5)
Семья (3)
—Музыка
—Я — фотограф
Подручники, подрушники на продажу
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Стена
—Статистика
Разночтения в символе веры
Четверг, 07 Мая 2009 г. 10:27 + в цитатник
Догматическое значение разночтений
в тексте Символа веры
у старообрядцев и новообрядцев.
Разделение между старообрядцами и новообрядцами давно перешло, согласно заявлениям обеих сторон, в фазу вероучительную. Сами сторонники старого обряда (как правило, беспоповцы) даже настаивают на том, что они не старообрядцы, а староверы, так как содержание веры зависит от формы обряда, что от имени старообрядчества в начале прошлого века сформулировал епископ Михаил (Семенов).[1] Разумеется, различия веры, если они декларируются, должны отразиться в тексте главного вероучительного памятника – Символа веры. Так, с католической церковью нас разделяет наличие в Символе веры filioque. Есть ли такие различия со старообрядцами?
Есть, но характер этих различий не часто становится предметом рассмотрения. Перечислим все имеющиеся разночтения:
Верую. в Господа Иисуса Христа, Сына Божия. рожденна, а не сотворенна. В синодальном варианте противопоставление с союзом а отсутствует. Имени Исус (Иисус) мы здесь не касаемся.
Нас ради человек. воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. В старообрядческом варианте отсутствует союз и, меняющий тектонику фразы.
Распятаго же за ны. В старообрядческом варианте же отсутствует.
В старообрядческом тексте отсутствует союз и перед словом страдавшаго.
И паки грядущаго судити живых и мертвых, его же царствию не будет конца. Старообрядцы предлагают вместо будущего времени не будет настоящее несть.
И в Духа Святаго, Господа истинного и животворящаго. В синодальном тексте слово истинный отсутствует.
Обыкновенно авторы, склонные к оправданию старообрядчества, говорят об ухудшении качества текстов после никоновой реформы.[2] Наша задача – разобраться, насколько «испорчен» оказался текст Символа веры после реформы патриарха Никона по сравнению с дореформенным текстом ХVII в. Такая оговорка необходима, поскольку рукописная традиция свидетельствует: никогда никакой текст не был статичным, он всегда в истории книжности изменялся и развивался так, как того требовала историческая конъюнктура. Более того, текст Символа веры, как текст дидактико-вероучительный, не должен иметь даже таких, казалось бы, невинных, разночтений. Можно себе представить трагедию книжной справы, когда именно текст Символа веры, известный православным христианам с детства по пению его за Литургией, был подвергнут не вполне аргументированному исправлению.
В нашем рассмотрении может быть два пласта: историко-текстологический и догматический. Историко-текстологический анализ выясняет: имеет ли та или иная форма написания текста традицию в древнерусской или греческой письменности. Догматический пласт отвечает за адекватность или неадекватность именно такой формы текста.
Что касается текстологической работы, то здесь дониконовская книжная справа, в редакции митрополита Филарета, была наиболее адекватна. Сначала необходимо сравнить имеющийся текст с древнейшими славянскими образцами и сделать необходимые выводы. Далее нужно обратиться к древнейшим греческим текстам для проверки сделанных выводов. История формирования и история рукописного текста Символа веры должны быть привлечены для решения задачи. Причем следует иметь ввиду, что деяния II Вселенского собора до нас не дошли (даже если они существовали), самостоятельное же существование рукописей Символа веры как результата работы Собора (вряд ли рукописи могут быть старше VII в.) шло параллельно с существованием литургических рукописей Символа. С сожалением отметим, что проследить рукописную текстологическую историю текста Символа веры очень трудно, так как никто из русских исследователей (да и почти никто из зарубежных, по крайней мере, до середины ХХ века, если судить по книге Beck‘а[3]) этим вопросом не занимался. Поэтому мы вынуждены остановиться лишь на втором аспекте, затрагивая в исключительных случаях первый.
Прежде, чем начинать говорить о природе и догматическом содержании различий в тексте Символа веры, нужно оговорить принципиальный вопрос о возможности в принципе вносить изменения в его текст.
Первый аспект проблемы состоит в практике. Обыкновенно утверждается, что богослужебные тексты или тексты вероучительные переписывались книжниками с особой тщательностью и перепроверками, а потому в них практически не могла закрасться ошибка. Это заблуждение легко преодолевается путем знакомства с рукописными текстами, убеждающими в том, что переписывание книг и корректурная работа (которой довольно редко подвергались рукописи, если судить, как мало дошло до нас в текстах подобных корректур) отнюдь не легкая работа, подверженная опискам не менее, а даже более, чем современный печатный книжный текст. С опечатками, подчас грубейшими, мы сталкиваемся даже сейчас слишком часто, чтобы этого не замечать. Тем более досадно наблюдать неграмотную корректуру: когда переписчик меняет кажущуюся ошибку в переписываемом тексте, в то время как незнакомое слово часто говорит не об ошибке, а о низкой грамотности корректора. Примеры этому прекрасно подобрал в своей «Текстологии» Д. С. Лихачев.[4] Это же, и даже в большей степени, касается и книжного средневековья. Если же учесть принцип текстологической изменяемости текста, нужно признать, что догматическое вероучительное историческое значение текста Символа веры этим несколько нивелируется.
Даже сама логика созыва Вселенского собора уже свидетельствует против привычного нам понимания этого правила. Уже одно то, что Константинопольский собор 381 года изменил текст Никейского собора 325 года, говорит за то, что текст необходимо было корректировать. Признавая же значение IV Халкидонского собора 451 года, мы не можем не признать необходимость внесения дополнений в текст Символа веры против ересей несторианства и монофизитства (об этом говорит 3 член Символа веры: Нас ради человек. воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася).[9] За прошедшие 70 лет текст Никео-Константинопольского Символа не мог еще войти в сознание Церкви как неизменный текст хотя бы потому, что наряду с ним еще использовались в разных Поместных Церквях свои Символы веры.
«Сына Божия. рожденна, а не сотворенна».
Текстологически трудно обосновать изначальность того или иного чтения, тем более что в современном греческом тексте
Символ веры
Пение Символа веры на литургии:
Си́мволом ве́ры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.
Символ веры – немолитва (а исповедание веры). Ибо он не содержит обращений к Богу, Пресвятой Богородице, Ангелам или святым.
Весь Символ веры состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры. 1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.
1-й. Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым.
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2-й. И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша;
(Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;
3-й. Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася;
Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;
4-й. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна;
Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;
5-й. И воскре́сшаго в третий день, по Писанием;
И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).
6-й. И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца;
И восшедшего на небеса и сидящего справа от Отца;
7-й. И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца.
И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца.
8-й. И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки.
(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.
9-й. Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь.
(Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.
10-й. Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов.
Исповедую одно Крещение во оставление грехов.
11-й. Ча́ю воскресе́ния мертвых.
Ожидаю воскресения мертвых.
12-й. И жизни будущаго века. Аминь.
И жизни будущего века. Истинно так.
* В церковно-славянском языке нет буквы ё, потому все е нужно читать как е (не ё).
Никео-Цареградский Символ веры
Из катехизиса «Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений» дореволюционного миссионера диакона Иоанна Смолина.
3. Нас ради человек ( Быт.3:17 , Пс.50:7 , Иов.14:4 , 1Ин.1:8, 3:4-8 , Иак.3:2 , 1Пет.4:18 , Рим.5:12 ) и ради нашего спасения ( Мк.1:14-15 , Ин.14:6 , Деян.4:12 , Тит.3:4-6 , 1Тим.2:4-6 ) сошедшего с небес ( Ин.3:13 ), и воплотившагося ( Ин.1:14 , Ин.3:17 ) от Духа Свята и Марии Девы ( Быт.3:15 , Ис.7:14 , Мф.1:20-23 , Лк.1:30-35,43 ), и вочеловечшася ( Ин.2:2-3, 11:35 , 1Тим.2:5 ).
8. И в Духа Святаго ( Быт.1:2 , Мф.3:16 , Ин.3:5-8 , Деян.13:2 ), Господа ( Деян.5:3-4 ), Животворящаго ( Ис.11:1-3 , Ин.3:5 , 1Кор.3:16 , Рим.8:14-16,26 ), Иже от Отца исходящаго ( Ин.14:16,26, 15:26 ), Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима ( Мф.28:19 , Ин.16:13-15 , Пс.32:6 , Деян.5:3-4 , 1Кор.12:3 ), глаголавшего пророки ( 1Пет.1:12 , 2Пет.1:21 ).
С апостольских времен, христиане пользовались так называемыми “символами веры” для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней церкви существовало несколько кратких символов веры. В 4-м веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить.
На Первом Вселенском Соборе были сформулированы первые семь членов Символа, на Втором – следующие пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео–Цареградского.
Символ веры произносится принимающим крещение (“оглашенным”) во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме за литургией и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила.
Молитва символ веры по старообрядческому
Войти
Символ веры Ассирийской Церкви Востока и Старообрядческой Церкви
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).
Верую во единаго Бога Отца вседержителя, творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Исуса Христа, Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, а несотворенна, единосущна Отцу, им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения, сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята, и Марии Девы вочеловечшася. Распятаго за ны при Понтийстем Пилате, страдавша и погребена. И воскресшаго в третий день по писаниих. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, его же царствию несть конца. И в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. И во едину святую соборную и апостольскую церковь. Исповедую едино крещение, во оставление. грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущаго века, аминь.
И, наконец, Символ веры Ассирийской Церкви Востока http://www.assyrianchurcheast.com/ : Мы веруем во единого Бога, Отца Вседержителя, творца всего сущего, видимого и невидимого. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: несотворенного, Бога истинного от Бога истинного, единосущного Отцу, Им же сотворены веки и создано все. Нас ради людей и нашего ради спасения сшедешго с небес и воплотившагося от Духа Святаго и ставшего человеком и зачавшегося и рожденного от Марии Девы. И страдавшего и распятого при Понтийстем Пилате и погребенного. И воскресшего в третий день, по писанием. И восшедшего на небеса, седящего одесную Отца. И паки грядущего судить живым и мертвым. И в Духа Святаго, Духа истины*, иже от Отца исходящего, Духа животворящего. Во едину святую, соборную и Апостольскую Церковь. Исповедуем едино крещение во оставление грехов, воскресение наших тел и жизнь во веки веков. Аминь. __________________ *»Духа истины» — по-сирийски «Руха д-шрара», можно перевести и как «Дух истины» и как «Дух истинный».
Как видим, старообрядческий Символ веры гораздо ближе к принятому в Церкви Востока, чем Символ веры РПЦ. Во-первых, и в Символе веры Церкви Востока, и в старообрядческом Символе «воплотившегося» — от Духа Святого, а «вочеловечшегося» — от Марии Девы, т.е. раздельно «воплотившегося» относится только к Св. Духу, а «вочеловечшегося» — только к Деве Марии. Тогда как в РПЦ читают «и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася», т.е. и воплощение и вочеловечение равно относятся и к Марии, и к Святому Духу. Во-вторых, и в старообрядческом Символе, и в Символе Церкви Востока, Дух Святой именуется истинным. Это может быть важно нашим братьям старообрядцам в их полемике по поводу Символа веры с РПЦ. Ведь Церковь Востока приняла этот символ в 410 г. на соборе Мар Акака под влиянием греческого посольства во главе с епископом Марутой Маипаркатским. Значит, в самой Греческой Церкви в начале 5 в. Символ веры либо читался со словом «истинный» в отношении Св. Духа, либо это наименование подразумевалось так, что его нельзя было упустить при переводе.
Последние события
Символ Веры
Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.
И во еди́наго Го́спода Ису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна, от Бога и́стинна, рожде́на а не сотворе́на, единосу́щна Отцу́, И́м же вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к, и на́шего ра́ди спасе́ния, сше́дшаго с небе́с, и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та, и Мари́и Де́вы вочелове́чьшася. Распя́таго за ны при Понти́йстем Пила́те, страда́вша и погребе́на, и воскре́сшаго в тре́тии день по писа́ниих. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою, суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́ же ца́рствию не́сть конца́.
И в Ду́ха Свята́го Го́спода и́стиннаго и животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. И во еди́ну святу́ю собо́рную и апо́стольскую це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние, во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвым. И жи́зни бу́дущаго ве́ка, ами́нь.
Православная старообрядческая вера в Сызрани
Россия, г.Сызрань, ул.Фрунзе, 78 (на карте)
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
Православие (142)
Дети (53)
Старообрядцы (39)
Есенин (34)
Жизнь (22)
Русский народный костюм (15)
Владислав Галкин (7)
японские сумки (5)
Семья (3)
—Музыка
—Я — фотограф
Подручники, подрушники на продажу
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Стена
—Статистика
Разночтения в символе веры
Четверг, 07 Мая 2009 г. 10:27 + в цитатник
Догматическое значение разночтений
в тексте Символа веры
у старообрядцев и новообрядцев.
Разделение между старообрядцами и новообрядцами давно перешло, согласно заявлениям обеих сторон, в фазу вероучительную. Сами сторонники старого обряда (как правило, беспоповцы) даже настаивают на том, что они не старообрядцы, а староверы, так как содержание веры зависит от формы обряда, что от имени старообрядчества в начале прошлого века сформулировал епископ Михаил (Семенов).[1] Разумеется, различия веры, если они декларируются, должны отразиться в тексте главного вероучительного памятника – Символа веры. Так, с католической церковью нас разделяет наличие в Символе веры filioque. Есть ли такие различия со старообрядцами?
Есть, но характер этих различий не часто становится предметом рассмотрения. Перечислим все имеющиеся разночтения:
Верую. в Господа Иисуса Христа, Сына Божия. рожденна, а не сотворенна. В синодальном варианте противопоставление с союзом а отсутствует. Имени Исус (Иисус) мы здесь не касаемся.
Нас ради человек. воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. В старообрядческом варианте отсутствует союз и, меняющий тектонику фразы.
Распятаго же за ны. В старообрядческом варианте же отсутствует.
В старообрядческом тексте отсутствует союз и перед словом страдавшаго.
И паки грядущаго судити живых и мертвых, его же царствию не будет конца. Старообрядцы предлагают вместо будущего времени не будет настоящее несть.
И в Духа Святаго, Господа истинного и животворящаго. В синодальном тексте слово истинный отсутствует.
Обыкновенно авторы, склонные к оправданию старообрядчества, говорят об ухудшении качества текстов после никоновой реформы.[2] Наша задача – разобраться, насколько «испорчен» оказался текст Символа веры после реформы патриарха Никона по сравнению с дореформенным текстом ХVII в. Такая оговорка необходима, поскольку рукописная традиция свидетельствует: никогда никакой текст не был статичным, он всегда в истории книжности изменялся и развивался так, как того требовала историческая конъюнктура. Более того, текст Символа веры, как текст дидактико-вероучительный, не должен иметь даже таких, казалось бы, невинных, разночтений. Можно себе представить трагедию книжной справы, когда именно текст Символа веры, известный православным христианам с детства по пению его за Литургией, был подвергнут не вполне аргументированному исправлению.
В нашем рассмотрении может быть два пласта: историко-текстологический и догматический. Историко-текстологический анализ выясняет: имеет ли та или иная форма написания текста традицию в древнерусской или греческой письменности. Догматический пласт отвечает за адекватность или неадекватность именно такой формы текста.
Что касается текстологической работы, то здесь дониконовская книжная справа, в редакции митрополита Филарета, была наиболее адекватна. Сначала необходимо сравнить имеющийся текст с древнейшими славянскими образцами и сделать необходимые выводы. Далее нужно обратиться к древнейшим греческим текстам для проверки сделанных выводов. История формирования и история рукописного текста Символа веры должны быть привлечены для решения задачи. Причем следует иметь ввиду, что деяния II Вселенского собора до нас не дошли (даже если они существовали), самостоятельное же существование рукописей Символа веры как результата работы Собора (вряд ли рукописи могут быть старше VII в.) шло параллельно с существованием литургических рукописей Символа. С сожалением отметим, что проследить рукописную текстологическую историю текста Символа веры очень трудно, так как никто из русских исследователей (да и почти никто из зарубежных, по крайней мере, до середины ХХ века, если судить по книге Beck‘а[3]) этим вопросом не занимался. Поэтому мы вынуждены остановиться лишь на втором аспекте, затрагивая в исключительных случаях первый.
Прежде, чем начинать говорить о природе и догматическом содержании различий в тексте Символа веры, нужно оговорить принципиальный вопрос о возможности в принципе вносить изменения в его текст.
Первый аспект проблемы состоит в практике. Обыкновенно утверждается, что богослужебные тексты или тексты вероучительные переписывались книжниками с особой тщательностью и перепроверками, а потому в них практически не могла закрасться ошибка. Это заблуждение легко преодолевается путем знакомства с рукописными текстами, убеждающими в том, что переписывание книг и корректурная работа (которой довольно редко подвергались рукописи, если судить, как мало дошло до нас в текстах подобных корректур) отнюдь не легкая работа, подверженная опискам не менее, а даже более, чем современный печатный книжный текст. С опечатками, подчас грубейшими, мы сталкиваемся даже сейчас слишком часто, чтобы этого не замечать. Тем более досадно наблюдать неграмотную корректуру: когда переписчик меняет кажущуюся ошибку в переписываемом тексте, в то время как незнакомое слово часто говорит не об ошибке, а о низкой грамотности корректора. Примеры этому прекрасно подобрал в своей «Текстологии» Д. С. Лихачев.[4] Это же, и даже в большей степени, касается и книжного средневековья. Если же учесть принцип текстологической изменяемости текста, нужно признать, что догматическое вероучительное историческое значение текста Символа веры этим несколько нивелируется.
Даже сама логика созыва Вселенского собора уже свидетельствует против привычного нам понимания этого правила. Уже одно то, что Константинопольский собор 381 года изменил текст Никейского собора 325 года, говорит за то, что текст необходимо было корректировать. Признавая же значение IV Халкидонского собора 451 года, мы не можем не признать необходимость внесения дополнений в текст Символа веры против ересей несторианства и монофизитства (об этом говорит 3 член Символа веры: Нас ради человек. воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася).[9] За прошедшие 70 лет текст Никео-Константинопольского Символа не мог еще войти в сознание Церкви как неизменный текст хотя бы потому, что наряду с ним еще использовались в разных Поместных Церквях свои Символы веры.
«Сына Божия. рожденна, а не сотворенна».
Текстологически трудно обосновать изначальность того или иного чтения, тем более что в современном греческом тексте
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
печворк (1549)
Шитьё (1441)
Здоровье (1131)
Поделки (1033)
Выпечка (783)
Развивающие игрушки (656)
Для кухни (650)
Новый год (645)
сумки (640)
Программки (503)
Идеальная кожа (454)
Вкусняшка (434)
Ли.ру-на компе (371)
Психология (362)
Журналы по рукоделию (352)
Вязание спицами (345)
Вязание крючком (343)
Садоводство (327)
Всё о компе (325)
Фотошоп (308)
Скрап-наборы Праздничные (10)
Игрушки (295)
Игрушки-подушки (286)
Всё для интерьера (280)
Вязаные мелочи (269)
Пасха (268)
Фотошоп (233)
Разделители (232)
Видео (221)
В поисках назначения (215)
Вязанье для пышек (185)
Салаты (180)
Музыка (176)
Молитвы (168)
Шторы (156)
Выпечка (тесто) (155)
Развивающие игры 2 (153)
Йога (142)
Здоровье-очищение (135)
Анимашки (126)
Готовим мясо (125)
Вязаные жилеты (124)
Фотошоп скрап-наборы (123)
Скап набор-пасха (4)
Вкуснота -объедение (113)
Виртуальные прогулки (113)
Вязанье шапачек (106)
Юмор (106)
Видео (100)
Засолка (99)
Цветы-шитьё и вязка (97)
Фоны (94)
Астрология (87)
Напитки (81)
Деткам (81)
Красивые места (75)
Рыбка (71)
Живая природа (68)
Подушки (65)
Шитьё уроки (62)
Садоводство (цветы) (62)
Модницам (60)
Мультиварка (57)
Декорируем блюда (56)
Ирландское кружево (53)
Вышивка (52)
Мода (48)
Выпечка -2 (47)
Обои (42)
Шитьё трикотаж (39)
Фото (37)
Декупаж (35)
Барджелло (34)
Лоскутное шитьё (31)
Вкушняшка к празднику (31)
Для дома (29)
Кожаные заморочки (28)
Первые блюда (26)
Разделители 2 (24)
Шитьё Юбки (23)
Валяние (23)
Из джинсы (21)
Шитьё-программа (19)
Вкусняшка-хлебопечка (17)
Электронные книги (16)
Сайты (15)
Фен-шуй (15)
Стихи (14)
Печворк Борджелло (13)
Поздравлялки (13)
Запеканки (13)
Готовимся к ремонту (13)
Джинсовые заморочки (12)
Фотошоп-спорт (11)
Фотошоп кисти (11)
Десерт (11)
Лепка (11)
Поделки-солёное тесто (11)
Шитьё жилеты (10)
Игры (10)
Картины и пано (10)
Синель (9)
Праздники (9)
Релакс (9)
Шапочки (9)
Шарфики (9)
Шитьё шарфики (8)
Физминутки (8)
Paint.net-уроки (7)
М К (7)
Крэзи квилт (6)
Гороскопы (6)
Аватарки (5)
Гимнастика (5)
Шитьё детям (4)
Мультики (4)
Канкурсы и разлечения! (4)
Лучшие (4)
Цветочки (3)
Игры для детей (3)
Шитьё шопочки (3)
Шитье из меха (3)
Выпечка праздничная (3)
Андроид (3)
Книги (3)
Города (3)
Валяние (3)
Мобилам (3)
Переделки (3)
Плоский живот (3)
Домашние заготовки (3)
Магия денег (3)
Куклы (3)
Бохо (2)
пэчворк Ланчматы (2)
Интересно. (2)
Шитьё -шапочки (2)
Шитьё джинса (2)
Куклы из капрона (2)
Наши права (2)
Анимашки флеш (2)
Анимашки-2 (2)
Коментарии (2)
Моя музыка (2)
Школа танцев (2)
Мяско (1)
Кашки (1)
Поздравки (1)
Бурда (1)
Спорт (1)
Помогите (1)
Люди — феномены (1)
Ответы на вопросы (1)
Массаж (1)
Неопознанное (1)
Мыло ручной работы (1)
Почитать (1)
Любимые хиты (1)
Пошив штор (1)
Кашки (0)
Книги (0)
Неопознанное (0)
Шали (0)
мастер-класс по рукоделию (0)
—Музыка
—Всегда под рукой
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Молитва Символ веры- (на старославянском)
Пятница, 20 Сентября 2013 г. 21:16 + в цитатник
Молитва Символ веры- (на старославянском)
Символ Веры — краткое изложение основ Православной веры, составленное на I и II Вселенских соборах в IV веке; читается по утрам как ежедневная молитва.
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век;
Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
Во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
tatyna2759
Символ веры
Пение Символа веры на литургии:
Си́мволом ве́ры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.
Символ веры – немолитва (а исповедание веры). Ибо он не содержит обращений к Богу, Пресвятой Богородице, Ангелам или святым.
Весь Символ веры состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры. 1-й член говорит о Боге Отце, 2-й по 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.
1-й. Верую во еди́наго Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым.
Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2-й. И во еди́наго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша;
(Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;
3-й. Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася;
Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;
4-й. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пилате, и страдавша, и погребенна;
Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;
5-й. И воскре́сшаго в третий день, по Писанием;
И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими).
6-й. И восше́дшаго на небеса, и седя́ща одесну́ю Отца;
И восшедшего на небеса и сидящего справа от Отца;
7-й. И па́ки гряду́щаго со славою суди́ти живым и мертвым, Его́же Царствию не будет конца.
И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца.
8-й. И в Духа Святаго, Господа, Животворя́щаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланя́ема и ссла́вима, глаголавшаго пророки.
(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.
9-й. Во Еди́ну, Святу́ю, Соборную и Апостольскую Церковь.
(Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь.
10-й. Испове́дую еди́но Крещение во оставле́ние грехов.
Исповедую одно Крещение во оставление грехов.
11-й. Ча́ю воскресе́ния мертвых.
Ожидаю воскресения мертвых.
12-й. И жизни будущаго века. Аминь.
И жизни будущего века. Истинно так.
* В церковно-славянском языке нет буквы ё, потому все е нужно читать как е (не ё).
Никео-Цареградский Символ веры
Из катехизиса «Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений» дореволюционного миссионера диакона Иоанна Смолина.
3. Нас ради человек ( Быт.3:17 , Пс.50:7 , Иов.14:4 , 1Ин.1:8, 3:4-8 , Иак.3:2 , 1Пет.4:18 , Рим.5:12 ) и ради нашего спасения ( Мк.1:14-15 , Ин.14:6 , Деян.4:12 , Тит.3:4-6 , 1Тим.2:4-6 ) сошедшего с небес ( Ин.3:13 ), и воплотившагося ( Ин.1:14 , Ин.3:17 ) от Духа Свята и Марии Девы ( Быт.3:15 , Ис.7:14 , Мф.1:20-23 , Лк.1:30-35,43 ), и вочеловечшася ( Ин.2:2-3, 11:35 , 1Тим.2:5 ).
8. И в Духа Святаго ( Быт.1:2 , Мф.3:16 , Ин.3:5-8 , Деян.13:2 ), Господа ( Деян.5:3-4 ), Животворящаго ( Ис.11:1-3 , Ин.3:5 , 1Кор.3:16 , Рим.8:14-16,26 ), Иже от Отца исходящаго ( Ин.14:16,26, 15:26 ), Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима ( Мф.28:19 , Ин.16:13-15 , Пс.32:6 , Деян.5:3-4 , 1Кор.12:3 ), глаголавшего пророки ( 1Пет.1:12 , 2Пет.1:21 ).
С апостольских времен, христиане пользовались так называемыми “символами веры” для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней церкви существовало несколько кратких символов веры. В 4-м веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить.
На Первом Вселенском Соборе были сформулированы первые семь членов Символа, на Втором – следующие пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. по Рождестве Христовом для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царьграде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео–Цареградского.
Символ веры произносится принимающим крещение (“оглашенным”) во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме за литургией и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила.