Содержание
Молитва о духовном отце
Сразу после Крещения у нового христианина появляется свой духовный отец. Как правило, это тот человек, который совершал Таинство Крещения, т. е. священник. К нему впоследствии обращаются за духовным руководством и наставлением. В свою очередь, на духовного сына ложится обязанность молитвы за своего наставника.
Для чего читать молитву
В чем основные задачи духовного отца по отношению к своему чаду? Их несколько:
- принимать исповедь и отпускать грехи;
- следить за душевным состоянием своего духовного сына (дочери);
- помогать принимать правильные решения и отказываться от неправильных;
- молиться за свое духовное чадо.
Молитва за духовного отца его сына также имеет несколько обязательных задач:
- она сохраняет и укрепляет связь между наставником и его подопечным;
- Господь по молитвам сына охраняет и защищает его духовного руководителя от всякого зла;
- это выражение молитвенной благодарности своему духовному наставнику.
Другие интересные статьи:
Также как и во всех молитвах, которые произносит человек, здесь нужна регулярность и внимательность и при этом следует соблюдать некоторые правила чтения:
- как правило, такая молитва читается дома, поэтому во время чтения перед иконой Спасителя и Богородицы необходимо возжечь свечу или лампаду;
- перед чтением молитвы сосредоточиться, перекреститься и сделать земной поклон;
- после этого чётко и вдумчиво прочитать текст молитвы, но при этом, не вкладывая в слова никаких эмоций.
После того как текст молитвы прочитан снова надо перекреститься и сделать земной поклон.
Молитвы о духовном отце
Святыми Церкви составлено немало молитв о духовном отце. Обращаясь к Спасителю, в таком молитвословии просят о:
- даровании духовного и телесного здравия ему;
- спасении его души;
- защите от злых сил;
- о пребывании с ним неразлучно как в этом мире, так и в Царствии Небесном.
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовного [имя], даруй ему душевное спасение и телесное здравие, огради молитвами святых ангел, отгони всякого, чающего ему зла.
Господи, не осуди, не истяжи в нем дарования духовныя, открой ему, Господи, вся моя прегрешения, исполни его мудростию, молитвою и любовию. Ради святых его молитв, даруй моим грехам прощение, жизни исправление, в добродетелях преуспеяние; ниспосли ему милости Твоя богатыя. Сподоби его, Господи, в день сей (нощь сию) без греха сохранитися, побори его враги плотския и бесплотныя, и от видимых и невидимых враг избави его, изми его от человека льстива и от мужа неправедна, соблюди паству его до кончины его издыхания, чтобы в покаянии нам прийти к тихой и безмятежной жизни.
Господи, помяни, посети, укрепи и сохрани его на многие лета.
Помимо молитвы к Иисусу Христу, надо обратиться и к Божией Матери. В данном случае человек просит Богородицу о том, чтобы:
- она везде и всюду сопровождала духовного отца;
- утешала его в скорбях, не давала унывать, избавляла от скорбей, клеветы и всяких врагов;
- защищала от бесов и их происков.
О, Пресвятая Владычице моя, Дево Богородице, Царица Небесе и земли, вонми вопиющей души моей и приими грешную мольбу мою, Пречистая Матерь Божия, за отца моего духовного, скорбящего раба Твоего [имя].
Буди ему всегда спутницей и на всякое время сопровождай и ограждай его святыми Ангелами. Укрепляй его бодрствующего, оберегай его спящего, утешай его плачущего, ободряй его унывающего, избавляй от скорбей, освобождай от клеветы, воздвизай немощного, побеждай воюющих против него бесов, и в смертной опасности помогай ему. Ежедневно являй его страшным для видимых и невидимых врагов, чтобы они знали, что он раб Твой, Богоматерь, родившая Бога и Царя, Которому подобает честь и поклонение во веки веков.
Матерь Божия, умягчи сердца злых человек, возстающих на него. Ты видишь труды и скорби отца моего, его скорби Тебе единой известны. Ты ведаешь все тайны души его, воззри милостиво на него с небеси, облегчи его страдания, покрый его покровом Своим, посети его Своею небесною милостию, посли благословение на дела его и дай ему невидимую помощь. И святыми его молитвами дай мне смирение, самоукорение, терпение, кротость, целомудрие, молчание и покрый меня от всех напастей и врагов видимых и невидимых. Аминь.
То есть в этой молитве мы просим у Богородицы того, что и всегда — Её небесного покровительства и заступничества.
Важно! Надо всегда верить в то, о чем, просишь, только прошение искреннее, идущее от сердца, будет услышано Богом.
Молитва о даровании духовного отца
В идеале хорошо, когда тот священник, который крестил человека, становится его духовным отцом. Но это не всегда так получается, в особенности когда люди принимают крещение в сознательном возрасте.
Отец духовный определяется по следующим критериям:
- ему не безразличны нужды, заботы приходящего к нему человека;
- он вникает во все перипетии его жизни, старается быть в курсе тех событий, которые происходят;
- он всегда даст хороший и добрый совет, и направить на истинный путь, отвратить от соблазнов;
- всегда молится за свое чадо, поминает его за литургией;
- он подлинно руководит духовной жизнью своего сын (дочери), не во вред ему, а во благо;
- он должен быть сам совершенен во всех отношениях христианской жизни: молитвенник, аскет, постник и прочее.
Статьи о грехах в православном понимании:
Такого человека непросто найти, тем более что и по своему душевному складу он должен импонировать своему духовному сыну. Поэтому в отличие от духовника, т. е. священника, у которого постоянно исповедуемся и пользуемся его духовными советами, духовный отец может и не иметь священного сана и даже не быть монахом. Неслучайно, что есть молитва о даровании духовного отца. Вот, к примеру, как предлагает молиться протоиерей Артемий Владимиров, обращаясь к Богородице:
Владычице, Богородице! Ты видишь, как мятется бедная душа моя! Я верю, что и у меня есть свой батюшка, но только до сих пор мне не суждено было увидеть его. Матерь Божия, Пречистая Мария, укажи мне, недостойному, того пастыря, через которого душа моя будет познавать и по мере сил исполнять волю Сына Твоего. Не отринь, но услышь и помоги мне!
Некоторые советы духовному чаду. Часть 1
Некоторые советы духовному чаду
Часть 1: Духовник и духовный сын/дочь
О послушании духовнику
Древнее наставление предписывает духовнику раньше принятия исповеди побеседовать с пришедшим и узнать, «всем ли сердцем кается, и всею верою, и заповеди Господни хотети ли начнет прияти, и творити повеленное… радостным сердцем и веселым». С подобным вопросом обращается и сегодня пастырь к человеку, который просит священника стать его духовником.
Если духовное чадо не желало исполнять повеления духовника, не исправлялось, то духовник имел право от такого чада отказаться. Отсылая от себя нерадивца, духовник мог сказать ему: «да иди, человече, поищи себе отца по своему хотенью и по сердцу и такого потаковника, якоже хощеши; и оба зде насладитася своего хотенья: в будущем же веце чужа будета добрых детелей. Мы же… с чужими грехы не хочем погыбнути».
Христианский духовник – поистине отец своего духовного чада. (И само выражение отец, в применении к священнику, родилось из духовнической практики, из доверительных отношений священника и его пасомого.) В древнерусских чинах исповеди встречается выразительный символический обряд передачи грехов духовнику. Выслушав исповедь и прочитав молитвы над преклонившимся на землю духовным чадом, священник поднимал его, возлагал правую его руку себе на шею и говорил: «На моей вые (шее) согрешения твоя, чадо, и да не истяжет (накажет) тебя о сих Христос Бог, егда приидет во славе Своей на Суд страшный».
В одном епитимейнике 16-го века говорится: «Аще кто не имать отца духовнаго слушати, то удалися не токмо покаяния, но християньства чужь, и к иному не благословити и приношения от него не приматы, а пред смертию кровию уста его помазати; а сорокоустия по нем не пети, но на память ангела его». То есть человек, который не слушает духовника, практически отлучается от Церкви. Его не причащают даже перед смертью, лишь помажут Кровью Христовой уста, не служат по нем сорокоуста, и поминают на Литургии лишь раз в году, на день его Ангела.
И все же, как ни грустно об этом говорить, но бывает, что духовные чада поступают не так, как рекомендует духовник. В таком случае будем иметь мужество терпеливо и безропотно переносить все неприятности, в которые мы попадаем из-за непослушания духовнику. «Я так унываю, что у меня появились сомнения в Боге», – говорит человек, который из-за того, что постоянно нарушает слово духовника, попадает в неприятные ситуации… «При чем тут Бог? – говорю я ему. – Не вы ли сами нарушаете советы духовника и живете по своей воле. Достойно несите все, что сами для себя устроили».
…Девушка, считающая себя моей духовной дочерью, говорит, что познакомилась с молодым человеком, и тот, говоря слова о большой любви, настаивает на близости.
Я не благословляю.
Эта девушка на какое-то время пропадает, а потом появляется и говорит, что все-таки поступила по-своему и что сейчас она живет с этим человеком.
Я не отказываюсь от духовной дочери, но запрещаю ей причащаться. Говорю, что необходимо исправить ситуацию…
Девушка опять пропадает, потом звонит и говорит, что беременна. Через неделю звонит и, рыдая, говорит, что молодой человек её бросил. Появляется в храме, чтобы рассказать, какая жестокая жизнь и что у нее возникли серьезные сомнения в вере…
Если духовник – монах…
Правом исповеди обладает любой законно рукоположенный священник – монах ли или женатый священник. Однако несомненно, что монах, который может научить глубокой молитве или рассказать о сладости постнических подвигов, может быть не совсем компетентным в мирских вопросах. Как строить отношения мужу и жене? Как воспитывать детей? Как совместить духовную жизнь с повседневной суетой, мирскими заботами, которыми обременен живущий в миру человек.
Даже такой духоносный подвижник, как наш современник, схимонах Паисий Святогорец, признавался в своей некомпетентности относительно некоторых тем семейной жизни.
В 19-м веке опять появляется тенденция мирянам ездить за духовным окормлением в монастыри. Это произошло и потому, что появилась плеяда прекрасных духовных пастырей, старцев. Во многих монастырях, из которых более всего прославилась Оптина пустынь, существовала старческая традиция. Но даже и про это время святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «. в наше же время (середина 19-го века, века преп. Серафима Саровского, свт. Феофана Затворника, преп. Амвросия Оптинского и мн.др.) богодухновенных наставников нет». (Сочинения в 5 тт. СПб. 1905. Т. 1, С. 274.)
Как обрести духовника?
Мы уже говорили о том, что каждый христианин должен иметь духовника. В советское время, когда было мало приходов и мало духовенства, это могло быть проблемой. Сегодня это совершенно не проблема. Много храмов, много достойнейших священников.
Часто меня спрашивают: а как это можно сделать, как обрести духовника?
Два слова об этом.
Спешить в выборе духовника не стоит. Вот мы начали церковную жизнь. Посещаем регулярно храм. Исповедуемся, причащаемся. Но каждый раз попадаем на исповедь к разным священникам. И очень скоро начинаем понимать, что хорошо бы иметь священника, который будет знать обстоятельства нашей жизни, которому не нужно объяснять все заново. И с которым всегда можно посоветоваться, побеседовать.
Так мы подходим к очень правильному желанию – иметь духовного наставника.
В каждом городе есть свои известные духовники. Скажу по Петербургскому опыту: у нас в городе также было и есть несколько очень известных священников. Так вот, в реальности они настолько загружены приходской деятельностью, окормлением духовных чад, с которыми знакомы, может быть, уже по нескольку десятилетий, что, даже если и согласятся вас окормлять, не смогут этого делать в том объеме, который вам требуется. Один прихожанин, гордящийся тем, что он является духовным сыном о. В., недавно говорил мне, что поговорить наедине с батюшкой ему удается раз в году… несколько минут… Это неправильно.
Сейчас есть молодые и хорошие во всех отношениях священники, которые могут стать прекрасными духовными наставниками, а может быть, и друзьями, вашей семьи на долгие годы.
Как часто приходить на исповедь?
Мы должны твердо запомнить, что такое духовничество, о котором мы читаем в патериках, в миру невозможно, да и не нужно. В пустыне, когда возле кельи подвижника-старца окормляются 2-3 монаха, возможна ежедневная исповедь, откровение помыслов авве. Но в миру священник общается с десятками духовных чад. И у самого священника семья, приходские и иные дела. Уделять час времени какому-нибудь человеку даже раз в неделю – очень тяжело.
Да и нужно ли.
Правильнее будет приходить на серьезную исповедь-беседу к священнику раз в месяц. В случае особой нужды – чаще, но не делать из этого правило.
Вы подробно исповедуетесь, рассказываете о духовных свершениях и неудачах за прошедший месяц. Священник дает советы, своего рода духовное домашнее задание на следующий месяц.
Если что-то случилось экстренное, можно позвонить духовнику, встретиться в любое время.
Духовник для супругов…
Правильней всего, если муж и жена будут иметь одного духовника. Из древних источников мы узнаем, что духовник окормлял преимущественно не отдельных людей, но «покаяльные семьи», куда входили муж, жена, дети…
Это удобно во всех отношениях: духовник знает семейную ситуацию; соответственно, дает подходящие советы и наставления.
Нередка ситуация, когда муж окормляется у одного священника, жена – у другого. Бывает, что это приводит к печальным последствиям. Например, духовник жены – предписывает духовной дочери воздержание, невыносимое для супруга. Или благословляет на что-то, невозможное для мужа.
Много раз отчаявшиеся мужья со мною консультировались – что в таком случае делать, и я советовал мужу просто поговорить на эту тему с духовником жены.
Всех этих проблем легко избежать, если муж и жена вместе, вдумчиво, ответственно и не торопясь выберут себе одного духовника.
Ситуация, когда христианин и духовник разлучаются на длительное время и христианин остается без духовного окормления, – ненормальна.
Так же ненормально, если духовник умирает и его чада решают больше себе духовников не искать: «Все равно такого, как наш батюшка, – не найти».
Христианин, если позволяют обстоятельства, должен предпринимать попытки найти духовного руководителя и вверить себя его духовному окормлению.
Записанные грехи
Про одного петербургского иерея известно, что к людям, приходящим к нему на исповедь с записанными на бумаге грехами, он обращается со словами: «Ты что, Брежнев? Без бумажки не можешь?»
Но обычай записывать грехи – очень древний и благочестивый. В поучениях древнерусских духовников всем грамотным прихожанам советовалось писать «грехи на хартию» и с этой записью приходить на покаяние.
Когда я вижу, что человек записал грехи, для меня это знак, что человек ответственно подошел к подготовке к исповеди. Думал о своей жизни, осознал грехи, чтобы их не забыть, записал.
Несколько фотографий Пасхи-2011 из нашего собора. Хотя фотографии Пасхи не имеют прямого отношения к нашей теме, все же некоторое отношение имеют. Пасха – Воскресение Христово. Пасха вместе с тем говорит и о воскресении нашей души. О воскресении в душе всего самого светлого, высокого.
Вот так же и Таинство Покаяния. Через него наша душа испытывает перерождение и обновление. Поистине покаяние – Пасха нашей души.
Пусть вместе с этими радостными и яркими фотографиями Пасхи, сделанными Дмитрием Заболоцким, в вашу душу войдет свет, радость и желание изменяться в лучшую сторону.
Молитвы за священников и духовников
Молитвы за священников и духовников
ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, Боже Спасителю наш, помилуй и спаси раба Твоего (имя), и молитвами служителя Твоего прости ми, немощному и недостойному, вся грехи моя; излей на мя милость Твою, якоже излил еси, Господи, на жену хананейску; пощади мене и ущедри, низпосли ми благословение Твое, и буди ми Хранитель Святый и Помощник державный; соблюди мя от всякаго дела и слова душетленнаго, Тебе, Богу моему неугоднаго и брату моему неполезнаго; покрый мя от всех козней и наветов вражиих; исправи стопы моя пред Тобою; утверди мя в любви Твоей; и даждь ми, немощному паче всякаго человека, неосужденно причащатися святых Твоих и безсмертных Тайн, просвети мя, до конца омраченна, светом заповедей Твоих; облагоухай мя, недостойна, благоуханием безстрастия Твоего, и Духом Твоим Святым возведи живот мой от тли и сени смертныя к нестареемей жизни во Царствии Твоем, Господи.
Ей, Господи, молитвами отца моего, служителя Твоего, услыши мя в скорби моей, и вонми молению моему в печали моей. В безмерной благости Твоей низпославый Духа Святаго Утешителя на святыя Твоя ученики и апостолы, даждь и мне, окаяннейшему всякаго создания, дар Духа Твоего Святаго, да укрепит мя и наставит на всяку истину и на всякое дело благое послушания.
Похожие главы из других книг:
10:8–11 Ответственность священников.
10:8–11 Ответственность священников. Во–первых, священники не должны были пить спиртных напитков перед тем, как входить в святыню (9). Давно уже высказывалось предположение о том, что повеление, появившееся в данном месте, было отдано в связи с согрешением Надава и Авиуда,
21:1 — 22:31 Святость священников
21:1 — 22:31 Святость священников То же самое выражение, Я Господь, освящающий вас (20:8), встречается шесть раз в этих главах, разделяя текст на части (21:8,15,23; 22:9,16,32). Весь Израиль в целом был призван быть святым, т. е. отличаться от остальных народов, но священники призывались к
§48. Школы для священников
§48. Школы для священников Ранее мы рассмотрели, как церковь возвысилась до положения государственной религии Римской империи и какое влияние эта великая перемена оказала на положение священства и общественную мораль. Теперь мы поговорим о внутренней организации церкви
§108. Безбрачие священников
§108. Безбрачие священников G. Calixtus (лютеранин): De conjug. clericorum. Heimst. 1631; ed. emend. H. Ph. Kr. Henke, 1784, 2 Parts.Lud. Thomassin (католик, умер в 1696): V?tus et Nova Ecclesiae Disciplina. Lucae 1728, 3 vols, fol.; Mayence 1787, есть издание на французском. P. I. L. II, с. 60–67.Fr. Zaccaria (католик): Storia polemica del celibato sacro. Rom. 1774; и Nuova giustificazione del celibato sacro.
Безбрачие священников
Безбрачие священников Епископ должен быть… одной жены муж… 1Тим.3,1-3 Воспрещение клиру жениться было введено в Западной церкви в 1073 году, когда римский архидиакон Гильдебранд, ставший сперва капелланом (священником при капелле; священником домашней церкви папы) и
Пессимизм священников
Пессимизм священников Эти цели священников могут показаться оптимистическими – священник как бы говорит себе:»Народ этот не до конца погиб, не думайте, что катастрофа неизбежна. Его вполне можно спасти. Достаточно напомнить[212] ему то, о чем он забыл, вот и все. Знакомя его
Грех священников
Грех священников 6 «Сын почитает отца, и раб — господина своего. Если Я Отец, то где же почтение, если Я ваш господин, где уважение?» — Господь Воинств говорит это вам, священникам, у которых имя Его в пренебрежении. Скажете: «В чем наше пренебрежение к имени Твоему?» 7
Доля священников
Доля священников 28 Господь сказал Моисею:29 — Скажи израильтянам: «Любой, приносящий Господу жертву примирения, должен принести часть ее в дар Господу. 30 Пусть он своими руками совершит Господу огненную жертву. Он должен принести жир, вместе с грудиной, и потрясти грудину
Обязанности священников
Обязанности священников 8 Господь сказал Аарону:9 — Ты и твои сыновья не должны пить вино или другие крепкие напитки, когда входите в шатер собрания, иначе вы умрете. Это — вечное установление для грядущих поколений. 10 Различайте между святым и обычным, между чистым и
Распределение священников
Распределение священников 1 Вот группы потомков Аарона.Сыновьями Аарона были Надав, Авиуд, Элеазар и Итамар. 2 Но Надав и Авиуд умерли раньше отца a, а сыновей у них не было; поэтому Элеазар и Итамар служили как священники. 3 С помощью Цадока, потомка Элеазара, и Ахимелеха,
Комнаты для священников
Комнаты для священников 44 За внутренними воротами, во внутреннем дворе были две комнаты m: одна находилась у северных ворот и смотрела на юг, другая была у южных и смотрела на север.45 Он сказал мне:— Комната, что смотрит на юг, предназначена для священников, которые служат
Комнаты для священников
Комнаты для священников 1 Затем тот человек повел меня на север во внешний двор и привел к комнатам напротив храмового двора и внешней стены на севере. 2 Здание, дверь которого выходила на север, было сто локтей в длину и пятьдесят в ширину. 3 Напротив открытого пространства
[Два семейства священников ]
[Два семейства священников] Так мы постоянно дрейфуем между двумя священниками, лавируем между двумя семействами священников; между священниками светскими и священниками церковными; священниками церковными антицерковниками и священниками церковными церковниками;
Молитвы, читаемые священником на исповеди
Бо́же, Спаси́телю на́ш, И́же проро́ком Твои́м Нафа́ном пока́явшемуся Дави́ду о свои́х согреше́ниих оставле́ние дарова́вый, и Манасси́ину в покая́ние моли́тву прие́мый, Са́м и раба́ Твоего́ (и́мя), ка́ющагося о ни́хже соде́ла согреше́ниих, приими́ обы́чным Твои́м человеколю́бием, презира́яй ему́ вся́ соде́янная, оставля́яй непра́вды и превосходя́й беззако́ния.
Т ы́ бо ре́кл еси́, Го́споди: хоте́нием не хощу́ сме́рти гре́шника, но я́ко е́же обрати́тися и жи́ву бы́ти ему́, и я́ко се́дмьдесят седмери́цею оставля́ти грехи́. Поне́же я́ко вели́чество Твое́ безприкла́дное и ми́лость Твоя́ безме́рная. А́ще бо беззако́ния на́зриши, кто́ постои́т?
Я́ ко Ты́ еси́ Бо́г ка́ющихся и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. *
Перевод: Боже, Спаситель наш! Ты через пророка Твоего Нафана (см. 2Цар.12:1-15 ) даровал покаявшемуся Давиду прощение его согрешений, принял Ты и покаянную молитву Манассии (см. 2Пар.36:23 ). И ныне приими по свойственному Тебе человеколюбию раба Твоего (имя), кающегося в содеянных им прегрешениях и просящего прощения своих неправд и беззаконий. Ибо Ты, Господи, сказал: «Не хочу смерти грешника, но хочу, чтобы он обратился ко Мне с покаянием и жив был» (для вечной жизни), так как Ты и нам заповедал семьдесят раз седмерицею прощать ближнему своему его грехи против нас. И как Твое Божественное величие ни с чем несравнимо, так и милость Твоя безмерна. Ибо если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, Господи, кто устоит? ( Пс.129:3 ). Так как Ты Бог кающихся и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пришедшему на исповедь священник дает следующее наставление:
С е́, ча́до, Христо́с неви́димо стои́т, прие́мля испове́дание твое́, не усрами́ся, ниже́ убо́йся, и да не скры́еши что́ от мене́, но не обину́яся рцы́ вся́, ели́ка соде́лал еси́, да прии́меши оставле́ние от Го́спода на́шего Иису́са Христа́. Се́ и ико́на Его́ пред на́ми, а́з же то́чию свиде́тель е́смь, да свиде́тельствую пред Ни́м вся́, ели́ка рече́ши мне́: а́ще ли что́ скры́еши от мене́, сугу́б гре́х и́маши. Внемли́ у́бо: поне́же бо прише́л еси́ во враче́бницу, да не неисце́лен отыдеши. *
Перевод: Сын мой духовный! Здесь невидимо присутствует Христос, принимающий исповедь твою. Не стыдись и не бойся и не помысли скрыть что-либо от меня, но откровенно скажи все, что ты соделал, чтобы принять от Господа нашего Иисуса Христа прощение соделанного тобою. Вот и святая икона Его; я же, иерей, духовный твой отец, только свидетель для засвидетельствования пред Ним (Христом) обо всем, что ты скажешь мне. Если ты что-либо утаишь от меня, примешь на свою душу сугубый (двойной) грех. Вразумись же, что ты пришел в лечебницу не для того, чтобы выйти из нее неисцеленным.
Исповедь – это Таинство на котором священник предстает, как свидетель между нами и Господом. В разрешительной молитве священнослужитель произносит следующий текст:
«Госпо́дь и Бо́г на́ш, Иису́с Христо́с, благода́тию и щедро́тами Cвоего́ человеколю́бия да прости́т ти́ ча́до (и́мя) вся согрешения твоя. И а́з, недосто́йный иере́й, вла́стию Его́ мне́ да́нною, проща́ю и разреша́ю тя́ от все́х грехо́в твои́х, во И́мя Отца́ и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь». *
Перевод: Господь и Бог наш, Иисус Христос, по благодати и щедротам Своего человеколюбия, да простит тебе, чадо (имя), все согрешения твои, и я, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Какому святому молиться, чтобы найти духовного отца?
В жизни у каждого человека есть свои испытания. Ваше испытание — семейное несогласие. В этом случае нет готовых рецептов. Надо стараться сохранить семью, но не ценой греха. Иногда человек впадает в такой замкнутый круг, из которого не может найти выхода, и тогда волей-неволей приходится выбирать меньший грех.
Вопрос о праздновании Нового года не относится к вероисповедальным проблемам. Новый год — гражданское установление. Церковь благословляет своими молитвами начинающееся новолетие. Дата Нового года исторически менялась: вначале он праздновался 25 марта — в день Благовещения; затем 1 сентября с этого дня начинается годовой круг храмового богослужения; а три века тому назад Новый год был перенесен на 1 января, когда в древнем Риме начинались календы — избрание консулов. В связи с различной датировкой григорианского и юлианского календарей Новый год одни отмечают 1 января, а другие — 14 января по новому стилю. Поэтому из-за Нового года не стоит делать в семье проблем. Только надо самой в день Нового года, приходящийся в Рождественский пост, воздерживаться от скоромной пищи. Что касается 8-го марта, то здесь вопрос более серьезен. Этот день был установлен по предложению и требованию революционерок Клары Цеткин, Розы Люксембург и других. Целью этих дам было разрушение семьи как общественного института и ее замена т.н. свободной любовью, что-то вроде собачьих случек. Теперь этот праздник культовой проституции хотят представить как день уважения к женщине и утверждения ее равноправия с мужчинами. Поэтому женщина-христианка не должна принимать поздравления с этим днем.
Хорошо, что вы читаете акафист Иверской иконе Божией Матери. Если вы живете или бываете в Москве, то посетите часовню Иверской Божией Матери около Кремля.
1. Что могу вам посоветовать насчет супружеского воздержания. Пока ваш супруг не воцерковлен, возьмите как минимум воздержание на первой, четвертой и Страстной седмице Великого поста, а также неделю после Пасхи. Соблюдайте воздержание в воскресные дни и двунадесятые великие праздники, а если возможно, в среду и пятницу.
2. Пост для сына должен быть таким, как для взрослого, если здоровье не требует особой
диеты.
3. Воздержание перед причастием должно продолжаться минимум два дня, а также день
и ночь после причастия.
Разумеется, мои советы не являются правилом или нормой; это как бы максимальная уступка, на которую можно пойти ради мира в семье, но и она не безгрешна, поэтому на исповеди вы должны сказать об этом священнику. Здесь коллизия обстоятельств: лучше некоторое отступление от «супружеского поста», чем реальная возможность блуда со стороны супруга.
4. Чтобы найти духовного отца, советую молиться преподобному Иоанну Лествичнику.
Что предпринять, чтобы муж стал верующим?
Я шесть лет в церкви, переоценила в жизни многое и главное, поняла причину многих наших бед. К сожалению, не могу достучаться до моего мужа. Вижу, Бог посылает ему испытания, чтобы опомнился, а он не понимает. Все это отражается на семье. Страдаем все: дети, старые родители, я. Я готова ко всему, но разве дети должны отвечать за ошибки отца? Что предпринять, чтобы он стал верующим человеком?
Дети не отвечают за ошибки родителей, но грехи родителей омрачают их жизнь. Насильно нельзя сделать человека верующим, как насильно нельзя заставить видеть слепого. Но можно изменить человеческое сердце своим доброжелательным отношением, заботой и любовью. Молитесь за мужа и будьте в его глазах достойной супругой — это безмолвная проповедь христианства.
Об одиночестве в семье и выборе духовника
Мне 30, в Церкви три года. Слезно прошу молитв о моей невоцерковленной семье, прежде всего о муже. Мое воцерковление совпало с венчанием, а он, хотя и покрестился ради того, чтобы со мной венчаться, совсем не ходит в храм. Он часто в депрессии, четыре раза уходил. Было и такое, что стыдно рассказывать, всякое было, не буду отнимать время, этот сюжет у всех одинаковый.
Мне горько, что я совсем одна в моей семье да и среди друзей. Как справиться с тем, что сердце прилеплено к людям, а самые дорогие люди уходят из жизни без причастия или вообще из окошек выпрыгивают. а если пока и живы, то являются живыми свидетелями, что ад — это реальность?
Не с кем поговорить о своих ежедневных открытиях, о радости, о трудностях, т.к. им вообще все равно, есть ли Бог. Между нами как бы трещина, и она все увеличивается. С детками все просто — взял и понес, мы уже в храме, как дома, пока они у меня еще маленькие, хотя мне и очень трудно бывает с ними, а как быть со взрослыми?
P.S. Батюшка Рафаил, по каким признакам можно определить, что это твой духовник? Вот если все священники, с которыми я сталкиваюсь, очень достойные, все по-разному, то как выбрать, с кем советоваться? И все ко мне очень добры, но они очень молоды, а я, зная себя, очень боюсь привязаться, как собака к хозяину. У меня в школе (я учусь в певческой школе при монастыре) есть ректор, он уже в летах, очень строгий и грозный, очень ревностный к нашей вере. Когда он к нам заходит, у меня прямо коленки от страха подкашиваются, но в то же время с ним ничего не боишься, как с папой. И очень хочется с ним советоваться, но и страшно подойти. Он же игумен монастыря, у него, наверно, своих дел полно.
Как Вы думаете, подойти к нему или нет? Еще он регент монастырского хора, а я вот совсем в этом новом деле «нулевая», вчера была моя 4-я Литургия только (как регента), и здесь нужен руководитель, и в бесчисленных духовных вопросах. Сделаю, как скажете, себе не доверяю.
Духовного отца надо искать с молитвой. Помолитесь, чтобы исполнилась воля Божия, и затем подойдите к старому игумену и попросите, чтобы он взял вас в духовные чада. Примите его ответ как промысл Божий. Духовник должен быть, прежде всего, строго православного духа, затем иметь духовный опыт, что приобретается с годами, хотя бывают исключения. Вы должны доверять ему во всем, и ваше сердце должно само открываться перед ним так, чтобы вы могли рассказать ему все, что происходило в вашей жизни. Если у вас наступает некоторое охлаждение к семье, то не беспокойтесь: душевная любовь должна постепенно перейти в духовную любовь, а этот переход может быть воспринят как охлаждение.
С блудными помыслами придется бороться всю жизнь: это домашний бес, который всегда при нас. Здесь победа — осторожность. Старайтесь иметь меньше контакта и по возможности не вступать в беседу с тем, к кому чувствуете пристрастие.
Есть период в жизни человека, когда он теряет прежних друзей и родные становятся как бы чужими. Он чувствует себя одиноким. Это одно из искушений диавола, который хочет ввести человека в уныние, но, в то же время, здесь есть и своя закономерность: вы становитесь непонятной для ваших прежних друзей, а они — скучными для вас. Одиночество, если человек не впадет в уныние, дает драгоценный духовный опыт и самопознание. Призываю на вас Божие благословение. Помоги вам Господи.
Вопрос священника. Простите, что дерзаю высказать свои мысли на Ваш ответ женщине. Я сам являюсь духовником 24 года. Безусловно, за эти годы много раз ко мне обращались с вопросом о принятии в духовные чада. Я считаю, что задавать такой вопрос священнику, у которого исповедуешься первый раз и который тебя совершенно не знает, некорректно. Тем более, что такой вопрос ставит священника в неудобное положение: согласиться — значит посчитать себя учителем младенцев и путевождем слепых, отказать — то тем самым можно сильно обидеть человека, который может принять этот ответ как волю Божию и сделать для себя печальный вывод.
С благословения своего духовника, я предлагаю вопрошающим подходить ко мне на исповедь, и со временем Сам Господь покажет, что это: духовные отношения отца и чада или нечто другое.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Конкретно этой женщине хотелось бы посоветовать для начала подойти к этому строгому игумену 2-3 раза на исповедь, если, конечно, он несет это послушание. А если он этого послушания не несет, то, решая с ним вопросы, связанные с клиросом, попросить ответить и на духовные вопросы, и из ответов и отношения уже будет видно, проситься ли в духовные чада. Хотя я лично считаю, что «официально» лучше никогда не проситься в «чада», чтобы не смутить священника и самому не попасть в неудобное положение, а просто ходить исповедоваться, спрашивать, что необходимо, и Бога благодарить, что Он послал доброго пастыря, могущего упасти твою заблудшую душу.
Вполне согласен с вами насчет вопрос о современном духовничестве. Но бывают исключения, и в указанном вами случае я посоветовал молодой женщине выбрать старого духовника-игумена во избежание соблазнов, которые могут возникнуть по отношению к молодому духовнику, о чем она искренно пишет и чего боится. В других моих ответах на эту тему я советую не торопиться в выборе духовного отца, а вначале узнать его духовное направление, а также предупреждаю, что менять духовника можно только в крайних случаях. Как пишет преподобный Иоанн Лествичник, прежде, чем взять себе духовного отца, «испытай его».
Отношение к неверующему мужу
Замужем 2 года, не венчаны. Муж не хочет венчаться. Он «верит в Бога сам в себе», как он говорит, в храм не ходит, насмехается, когда я иду или молюсь с доченькой (ей 11 месяцев). Муж еще любит выпивать. Я молюсь за него. Один священник сказал: если мужа нет рядом с женой в храме, жена отправится за ним вслед. Значит, мы блудники и отправимся в ад? Как мне воспитать дочь в Православии, если рядом еще и отец?
Вы не отвечаете за супруга. В Евангелии написано: «Двое будут на одном ложе: один возьмется, другой останется», — то есть каждый получит по делам своим. Нельзя насильно тянуть человека в храм, этим можно только оттолкнуть его от Церкви. Воздействуйте на супруга больше своим личным примером.
Евхаристическая молитва священника
Евхаристическая молитва священника
Достойно и праведно Тя пети, Тя благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе покланятися на всяком месте владычества Твоего. Ты бо еси Бог неизреченен, неведом, невидим, непостижим, присно сый, такожде сый, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия восставил еси паки, и не отступил еси вся творя, дондеже нас на небо возвел еси, и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единороднаго Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниих бывших на нас. Благодарим Тя и о службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи архангелов и тмы ангелов, херувими и серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающийся пернатии.
Возглас: Победную песнь иоюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: Л. Свят, свят, свят Господь Саваоф; исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних.
С сими и мы блаженными силами, Владыко человеколюбче, вопием и глаголем: свят еси и пресвят, Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, Иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный. Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив, и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек:
Св: Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов.
Св. Подобие и Чашу, по вечери, глаголя:
Св. Пийте от нея вси, Сия есть Кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многия изливаемая, во оставление грехов.
Поминающе убо спасительную сию заповедь, и вся яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие.
Св. Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся.
Л. Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш.
Еще приносим Ти словесную сию и бескровную службу, и просим и молим и милися деем, ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия дары сия.
Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отъими от нас, но обнови нас молящихтися.
Стих: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей.
Стих: Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отъими от мене.
Священник благословляет трижды Св. Дары:
И сотвори убо хлеб сей, честное Тело Христа Твоего. Аминь.
А еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего. Аминь.
Преложив Духом Твоим Святым. Аминь, Аминь, Аминь. И продолжает:
Якоже быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд, или во осуждение.
Еще приносим Ти словесную сию службу, о иже в вере почивших: праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праве днем в вере скончавшемся.
Приняв кадило, священник возглашает:
Изрядно о пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице и Присно деве Марии.
И кадит пред св. Престолом. Затем, диакон кадит св. Престол окрест и поминает усопших и живых.
Лик поет: Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без нетления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем [9].
Во все дни Цветной Триоди до отдания Пасхи поется:
Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба, и мертвыя воздвигнувый; людие, веселитеся!
Светися, светися, новый Иерусалиме: слава бо Господня на Тебе воссия; ликуй ныне и веселися, Сионе: Ты же чистая красуйся, Богородице, о восстании рождества Твоего.
На Литургии св. Василия Вел., кроме Вел. Четверга и Вел. Субботы, поется:
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род: освященный храме и раю словесный, девственная похвало, из Нея же Бог воплотися и младенец бысть, прежде век сый Бог наш; ложесна бо Твоя престол сотвори, и чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.
О святем Иоанне пророце, предтечи и крестители, о святых славных и всехвальных апостолех, о святем (имя), егоже и память совершаем, и о всех святых Твоих, ихже молитвами посети нас, Боже.
И помяни всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя.
И поминает… усопших по именам.
И упокой их, и деже присещает свет лица Твоего.
Еще молим Тя, помяни, Господи, всякое епископство православных, право правящих слово Твоея истины, всякое пресвитерство, во Христе диаконство, и всякий священнический чин.
Еще приносим Ти словесную сию службу, о вселенней, о святей соборней и апостольстей Церкви, о иже в чистоте и честнем жительстве пребывающих; о предержащих властех наших и о христолюбивом воинстве. Даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.
Возглас: В первых помяни, Господи, Святейших Патриархов Православных, и Господина нашего Митрополита (или Архиепископа,
или Епископа), ихже даруй святым Твоим Церквам, в мире, целых, честных, здравых, долго действующих, право правящих слово Твоея истины.
Помяни, Господи, град сей, в немже живем (весь сию, в нейже живем; обитель сию, в нейже живем), и всякий град и страну, и верою живущих в них. Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и спасение их. Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во святых Твоих церквах, и поминающих убогия, и на вся ны милости Твоя ниспосли.
И поминает по именам… живых
Св. И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.
Св. И да будут милости великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами.
Л. И со духом твоим.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Молитва священника о духовных чадах
Нужна помощь
Сбор на трактор для уборки территории храма и Дома милосердия — трактор куплен
Дорогие друзья, спасибо за ваше участие! Куплен трактор Bobcat за 900 тыс.руб, недостающую сумму Приход одолжил. Если есть возможность, просим пожертвовать на трактор, на 22.03.20 осталось собрать 57 987 руб. (+3 491 руб. за неделю).
Дом милосердия: открыт отдельный домик помощи одеждой и обувью
На территории Дома милосердия работают уже 4 социальных домика. Мы нуждаемся в вашей поддержке! На 22.03.20 на Дом милосердия собрано: 57 210 руб. (+15 652 руб. за неделю).
Новости
Меры предостережения по коронавирусу в приходе
Благословляется воздержаться от участия в храмовых богослужениях лицам, имеющим признаки респираторных заболеваний. Причащающимся Святых Христовых Таин иметь с собой бутылочку с водой для запивки и бумажную салфетку. По желанию читать молитву (прилагается).
Новости строительства Дома причта: продолжается внутренняя отделка
Новости от 20 марта — в помещении Церковной лавки установлены батареи и пластиковые окна, ведутся штукатурные работы.
Введите ваш e-mail и будьте в курсе наших мероприятий и многого другого
Разговор со священником
Статьи/ Разговор со священником/ Связь духовника и духовного чада
Связь духовника и духовного чада
Из проповеди прот. Сергия Филимонова
Между духовником и духовным чадом всегда сохраняется связь. Вот случилось что-то важное, как поступить — непонятно, а духовник далеко. Что делать? Помолитесь: «Господи, молитвами духовного отца моего сохрани и вразуми меня». Все, связь мгновенно налажена, ваша просьба о помощи тут же услышана.
Наша с вами связь непрерываема, и абонентскую плату за нее платить не надо. Утешения мы должны искать в Боге, а подается оно через священника.
Мы, священники, будучи посредниками, служим для вас неким ключиком: по нашим молитвам открывается дверь, ведущая к источнику благодати. Прежде всего притекайте со своими вопросами ко Господу, в молитве литургической, общественной черпайте утешение, ищите вразумления. Из этой небесной сокровищницы вы получите ответы на все свои вопросы, утешение во всех своих состояниях, какие бы они ни были скорбные и тяжелые.
Я хочу еще раз обратить ваше внимание на то, что всегда говорю вам: не привыкайте болтаться по разным храмам. В каждом храме свой дух. Прилепились сюда — ходите. В молитве Амвросия Медиоланского, которую мы читаем перед Божественной литургией, есть такие слова: «иже меня посредника между Тобою и людьми поставил если». То есть идет взывание духовника о своих духовных чадах, призвание помощи Божией в том, чтобы все были едины перед Престолом Божиим. А что может быть еще больше и выше, чем совместная молитва духовного наставника и духовного чада? В этот момент духовное чадо может получить ответы на все свои вопросы.
Но тем не менее будьте духовно неуспокоенными. Если в вашей духовной жизни что-то идет не туда, реагируйте мгновенно: «Господи, молитвами духовного отца моего укрепи меня, вразуми, помоги!»
Из проповеди протоиерея Сергия Филимонова
Год с Настоятелем. Православный календарь 2016.
Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия — первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело!
Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!
Похожие материалы:
Заповедь о воскресном дне
Именно в воскресенье почему-то наваливаются разнообразные заботы. Обратите внимание, здесь на первом месте стоит человеческое маловерие: а вдруг я останусь без необходимого мне или моей семье?! Из проповеди протоиерея Сергия Филимонова
Духовный прием борьбы со грехом: смиренномудрие
Тяжелый враг — дух уныния и печали. Для борьбы с ним есть надежный духовный прием — смиренное памятование о себе. Почему человек унывает? Из проповеди прот. Сергия Филимонова
О Евангелии Богородичного праздника
Видео (кликните для воспроизведения). |
Дорогие мои! Перестаньте дергаться и суетиться. Дайте место действию Промысла Божия и лишь потом делайте свой шаг. Сперва проси́те, чтобы Господь помог в достижении цели, а потом хлопочите о земных средствах. Из проповеди прот.Сергия Филимонова
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.