Содержание
- 1 Православные молитвы ☦
- 2 Молитвы святителю Филарету, митрополиту Московскому
- 3 Молитва Филарета Московского на каждый день
- 4 Молитва ежедневная святителя Филарета (Дроздова)
- 5 святитель Филарет Московский (Дроздов)
- 6 Молитвы святителю Филарету, митрополиту Московскому
- 7 Молитвы Филарету Московскому (Дроздову)
- 8 Святой интеллектуал: 11 фактов о жизни святителя Филарета Дроздова
- 9 «Научи меня молиться. Сам во мне молись»: кто на самом деле написал эту известную молитву?
- 10 Молитва Филарета Московского на каждый день: текст и смысл
Православные молитвы ☦
Молитвы святителю Филарету, митрополиту Московскому
Оглавление:
Молитва ежедневная святителя Филарета
Молитва на каждый день данная святителем Филаретом, митрополитом Московским, для императрицы Марии Александровны.
«Господи! Не знаю, чего просить у тебя! Ты один знаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя.
Отче! Даждь рабу Твоему — чего и сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения. Только предстою пред тобою, сердце моё отверсто. Ты зриши нужды, которых я не зрю. Зри! — и сотвори со мною по милости Твоей! Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред святою Твоею волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания — исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь.»
Молитва Филарету (Дроздову), митрополиту Московскому об обретении и сохранении мира
«О преславне и богомудре святителю Христов Филарете, Российския Церкве светильниче, земли нашея похвало и граду Москве украшение! Ты житием и служением твоим трием вселенским святителем был еси подобник:
Василию Великому — яко бытие сущих изъяснил еси, Церкве Божия и Таин Христовых строитель добрый явился еси, иноческих уставов быв ревностный исполнитель и покровитель;
Григорию Богослову — яко неботаинственных созерцаний о Святей Троице и о Бозе Слове сподобился еси и сих искусный провозвестник явился еси;
Иоанну Златоустому — яко неустанный проповедник и учитель покаяния народа Божия был еси.
И ныне, вкупе с ними предстоя во славе Престолу Божию и ходатайствуя о нас, моли Церкви Российстей на камени исповедания Православныя веры утвержденней быти, стране нашей мир и единение даровати, пастырем слово Божественныя Истины право правити, град Москву и паству твою от всяких напастей сохранити.
Призри с Небесе, святителю, на ны, чада твоя, и даруй нам теплым твоим ходатайством ко Господу в заповедех Его преспевати, веру тверду, любовь нелицемерну и благочестие до последняго часа смертнаго сохранити, да непостыдно предстанем Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает слава, честь и поклонение ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.»
Молитва Филарета Московского на каждый день
Известным православным просветителем и богословом считается святитель Филарет. Он был не только Московским, но и Коломенским митрополитом. Особенно почитаема в христианских православных кругах ежедневная молитва Филарета Московского, которую используют, как благодарственную речь к Господу.
Молитва святителя Филарета Московского
Филарет учился в семинарии и отличался прилежностью и успеванием в учебе. Но также он проводил много времени, ухаживая ха больными в лечебном семинарском учреждении. После окончания учебного процесса он много делает полезных дел для развития духовности:
- проповедует христианскую веру;
- руководит Московской епархией;
- пишет полный и обширный курс наук богословских для занятий в духовной академии.
Во время эпидемии холеры, используя свою чудотворную молитву, он просит Господа Бога о прекращении трагедии. Филарет не сомневался в достижениях и силе медицинской науки, но Господу Богу доверял больше, поэтому и просил у него помилования для всех жителей Москвы.
Каждый свой день святитель начинал с благодарственной молитвы Всевышнему, и получал милость Божью. После он самостоятельно совершал службы в храме, или же присутствовал при них и активно участвовал. Очень много времени он уделял епархии. Часто встречался с посетителями, проводил работу с документацией и вникал в доклады и отчеты секретаря.
В повседневной жизни митрополит был очень скромен и прост, поэтом, когда слышал в свой адрес благодарность и похвалу, утверждал, что не достоин их. Он заботился о развитии духовности в обществе и все больше переживал о распространении пьянства на Руси. В 1994 году Филарета было причислено к лику святых.
Молитва Филарета Московского на каждый день произносится верующими людьми для того, чтобы отблагодарить Бога за все то, что имеем. Не стоит просить о каких-либо дополнительных благах, так как Господь сам знает, в чем мы нуждаемся, и непременно при необходимости пошлет это благо.
Молитвенный чудотворный текст имеет следующее содержание:
Господи! Не знаю, что мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему чего сам я просить не смею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверзто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею Святою Волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнить Волю Твою. Научи меня молиться! Сам во мне молись. Аминь.
Целительная сила молитвы Филарета Московского
К митрополиту обращались многие люди, которые потеряли всякую надежду и веру в традиционную медицину и исцеление. Они приходили к святому за благословением и молитвой к Господу для спасения. И молитва Филарета Московского творила чудеса. Есть несколько широко известных случаев, которые подтверждают целебную силу молитвы.
- Однажды к митрополиту обратился за помощью диакон, у которого тяжело больна была единственная дочь. Он просил святителя помолиться за нее. Филарет предложил сделать это вместе. Когда диакон вернулся домой из церкви, он увидел, что состояние ребенка значительно улучшилось, и угроза смерти миновала.
- Один московский купец тяжело ранил руку, и врачи настаивали на ампутации. К митрополиту обратилась его жена о спасении супруга. Филарет посоветовал провести над больным таинство Причастия и заказал о его здравии сорокоуст. В день просьбы во сне купец увидел святителя Филарета, а сутра уже стали заметные улучшения в состоянии руки. Поэтому оперативное вмешательство отложили на неопределенный срок.
Молитва святого Филарета считается очень глубоко религиозной и значимой. Ее следует читать каждое утро, имея чистые мысли и свежую голову. Такой ритуал следует проводить на протяжении всей жизни. Самое главное — это произносит молитвенный текст с верой и осознанием своих слов. Именно тогда придет Божья милость и благодать.
Какую бы молитву не читал верующий человек, и о чем бы не просил, важно помнить, что не всегда желаемое приходит сразу. Возможно необходимо подождать немного больше времени.
Молитва ежедневная святителя Филарета (Дроздова)
Го́споди, не зна́ю, чего́ мне проси́ть у Тебя́. Ты оди́н ве́даешь, что мне потре́бно. Ты лю́бишь меня́ па́че, не́жели я уме́ю люби́ть себя́.
О́тче, даждь рабу́ Твоему́, чего́ сам я проси́ть не уме́ю. Не дерза́ю проси́ть ни креста́, ни утеше́ния: то́лько предстою́ пред Тобо́ю. Се́рдце мое́ Тебе́ отве́рсто; Ты зришь ну́жды, кото́рых я не зна́ю. Зри и сотвори́ по ми́лости Твое́й. Порази́ и исцели́, низложи́ и подыми́ меня́. Благогове́ю и безмо́лвствую пред Твое́ю свято́ю во́лею и непостижи́мыми для меня́ Твои́ми судьба́ми.
Приношу́ себя́ в же́ртву Тебе́. Нет у меня́ друго́го жела́ния, кро́ме жела́ния исполня́ть во́лю Твою́. Научи́ меня́ моли́ться. Сам во мне моли́сь! Ами́нь. *
святитель Филарет Московский (Дроздов)
Отзывы и рецензии
Священное Писание Ветхого Завета
святитель Филарет Московский (Дроздов) (1782–1867)
Биография
Детские и молодые годы
Святитель Филарет (мирское имя — Василий Михайлович Дроздов) родился в Московской губернии, в городе Коломне, в семье диакона, 26 декабря 1782 года. Как по отцу, так и по матери он принадлежал к линии потомственного духовенства.
В детстве Василий получил прекрасное нравственное воспитание, должное первоначальное образование. Отмечают, что уже в этом возрасте в нём проявились стремления к знаниям.
По достижении надлежащего возраста, он был зачислен в Коломенскую семинарию. Учился с охотой, слыл в числе лучших студентов. Затем он продолжил образование в Троице-Сергиевой Лавре.
Праздных компаний он не любил и выделялся среди однокурсников привычкой уединяться: в основном для молитвы, или для чтения назидательных книг. Кроме того он любил играть на гуслях и в шахматы.
По окончании образовательного курса Василий Михайлович принял предложение руководства и остался работать преподавателем поэзии.
В своё время он попал в поле зрения великого русского пастыря, митрополита Платона (Левшина), подвизавшегося в Вифанском скиту, неподалеку от Лавры. Владыка заметил его дарования и прозрел в нём Божьего служителя.
Однажды жители Коломны обратились к митрополиту Платону с житейской, казалось бы, просьбой определить к ним Василия Михайловича священником. Но просьба была отклонена: владыка Платон предполагал для него другое будущее.
Монашеская жизнь
16 ноября 1808 года Василий отрешился от мирской жизни и постригся во ангельский образ, получив новое имя — Филарет, в честь и память святого угодника Божия, Филарета Милостивого.
Через несколько дней митрополит возвёл новопостриженного в сан иеродиакона.
Поначалу отец Филарет предполагал соединить свою дальнейшую жизнь с Троице-Сергиевой Лаврой. Но в связи с реорганизацией деятельности духовных школ его вызвали в Петербург.
В 1809 году он получил назначение на должность наставника философии в Петербургскую академию. Кроме того он преподавал церковную историю.
Удостоившись звания иеромонаха, отец Филарет стал проповедовать как пастырь. Его проповеди отличались особенной глубиной и вместе — доступностью. Вскоре о нём говорили даже на дальних окраинах Петербурга, и даже в самых высоких светских кругах.
В 1812 году отца Филарета назначили профессором богословия. Тогда же он занял место ректора академии. Ректорскую деятельность он совмещал с проповеднической, преподавательской и писательской.
Вскоре Промыслом Божьим отец Филарет был поставлен на должность настоятеля Юрьевой Новгородской обители.
Во время Отечественной войны 1812 года, он, в меру сил, помогал Родине молитвами и пожертвованиями на военные нужды. После победы над полчищами Наполеона будущий святитель Московский, по поручению церковного начальства, составил текст особого молебствия о спасении Отечества.
В послевоенный период он принял участие в переводе Священного Писания на русский язык: занимался подбором переводчиков, а часть текстов перевел самостоятельно.
Святительское служение
В августе 1817 года архимандрит Филарет был рукоположен во епископа Ревельского. С этого времени он исполнял обязанности викария Петербургской епархии.
В марте 1819 года святитель Филарет был посвящен в архиепископа, получил назначение на самостоятельную кафедру в Тверь. Возглавляя Тверскую епархию, он совершал поездки по вверенной ему территории, лично участвовал в богослужениях, много проповедовал, общался с духовенством и мирянами, вникая в их нужды, чем мог помогал.
В 1820 году его перевели в Ярославль, а на следующий год — на Московскую кафедру.
В 1823 году был издан его Катехизис. Благодаря чёткости содержащихся в нём формулировок, ясному и доходчивому изложению материала Катехизис сразу же превратился в бестселлер. Вскоре после выхода его в широкую печать, понадобилась его переиздание. После этого он переиздавался снова и снова. По сей день этот труд пользуется уважением и популярностью среди верующих.
В 1826 году святитель был возведен в достоинство митрополита. Несмотря на столь высокое духовное звание в быту его окружала достаточно скромная обстановка.
Митрополит Филарет мужественно отстаивал интересы Церкви. По роду своей деятельности и прямолинейности характера ему приходилось вступать в споры с разными власть имущими людьми, вызывать раздражение и интриги со стороны тайных и явных противников.
Много внимания он уделял вопросам о преодолении расколов, возвращению в Церковь заблудших людей, в частности униатов и старообрядцев.
Когда в 1830 году Москву потрясла вспышка холеры, митрополит Филарет организовывал молебны и крестные ходы. Его борьба за здоровье паствы сказывалась и в противодействии повальному пьянству.
Согласно свидетельствам современников, Бог, по молитвам святителя, исцелил множество людей: одна девочка излечилась от болезни ног; другая девица, крестьянка, избавилась от немоты; третья, дочь купца, оправилась от ревматизма.
Московские жители питали к владыке чувство высокой любви. Толпы народа регулярно поджидали его в местах возможного появления, ища напутствий и пастырских благословений. Вплоть до глубокой старости святитель старался лично участвовать в храмовом богослужении. Обыкновенно, по завершении служб, он благословлял каждого.
Святителю Филарету Московскому была подана на подпись бумага о запрещении священнослужения одному священнику, злоупотреблявшему вином. Почему-то замедлил подписать эту бумагу святитель Филарет. Ночью видит он сон, что обступили его какие-то странные, оборванные и несчастные люди и просят его за провинившегося священника, называя его своим благодетелем. Три раза в ночь повторялся этот сон. На утро святитель позвал виновного и стал расспрашивать о его жизни, и спросил, за кого он молится. «Ничего достойного нет во мне, владыка, — смиренно отвечал иерей. — Единственно, что на сердце у меня лежит — это молитва за всех нечаянно погибших, утонувших, без погребения умерших и безродных. Когда я служу, я стараюсь усердно молиться о таких лицах, мне известных». «Ну, благодари их», — сказал провинившемуся святитель Филарет и, разорвав бумагу о запрещении служения провинившемуся иерею, отпустил его лишь с увещанием оставить свою слабость.
Одной из важнейших задач он считал просвещение верующих. По его пастырскому благословению и при его непосредственном участии преподаватели Московской академии начали перевод сочинений отцов Церкви на русский язык. В то же время он остерегался просвещения по Западному образцу, видя в этом большую опасность и предрекая возможные катастрофы.
Незадолго до смерти, в 1867 году, святитель узрел в сонном видении отца. Тогда его любимый родитель сказал ему, чтобы он берёг 19-е число. Как именно следовало понимать эти слова, явившейся не раскрыл. Но святитель отнесся к ним с должной мерой серьёзности и решил в этот день каждого месяца обязательно причащаться Святых Даров.
В последние дни своей жизни он предупреждал желавших его навестить, чтобы приходили до 19-го ноября. В этот день, в 1867 году, митрополит Филарет мирно скончался и отошёл к Богу.
Проводить архиерея собралась почти вся Москва. Тело митрополита схоронили в Троице-Сергиевой обители, в храме Святого Духа.
Литературное наследие
Тропарь святителям Московским, глас 4
Первопрестольницы Российстии, / истиннии хранителие апостольских преданий, / столпи непоколебимии, православия наставницы, / Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати // и душам нашим велию милость.
Кондак святителям Московским, глас 3
Во святителех благочестно пожисте / и люди к богоразумию настависте, / и добре Богу угодисте, / сего ради от Него нетлением / и чудесы прославистеся, // яко ученицы Божия благодати.
Тропарь святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, глас 4
Духа Святаго благодать стяжав, / богомудре святителю Филарете, / истину и правду разумом просвещенным / людем проповедал еси, / мир и милость сердцем умиленным / страждущим явил еси, / яко учитель веры и страж неусыпный / паству российскую жезлом правости сохранил еси. / Сего ради дерзновение ко Христу Богу имея, / моли даровати Церкви утверждение, // людем и душам нашим спасение.
Кондак святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, глас 2
Яко истинный подражатель преподобнаго Сергия, / добродетель измлада возлюбил еси, богоблаженне Филарете, / яко пастырь праведный и исповедник непорочный, / по святем преставлении / от безбожных поругание и поношения приял еси, / Бог же знаменьми и чудесы тя прослави // и заступника Церкве нашея яви.
Молитвы святителю Филарету, митрополиту Московскому
Молитва ежедневная святителя Филарета
Молитва на каждый день данная святителем Филаретом, митрополитом Московским, для императрицы Марии Александровны.
«Господи! Не знаю, чего просить у тебя! Ты один знаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя.
Отче! Даждь рабу Твоему — чего и сам я просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения. Только предстою пред тобою, сердце моё отверсто. Ты зриши нужды, которых я не зрю. Зри! — и сотвори со мною по милости Твоей! Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред святою Твоею волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания — исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь.»
Молитва Филарету (Дроздову), митрополиту Московскому об обретении и сохранении мира
«О преславне и богомудре святителю Христов Филарете, Российския Церкве светильниче, земли нашея похвало и граду Москве украшение! Ты житием и служением твоим трием вселенским святителем был еси подобник:
Василию Великому — яко бытие сущих изъяснил еси, Церкве Божия и Таин Христовых строитель добрый явился еси, иноческих уставов быв ревностный исполнитель и покровитель;
Григорию Богослову — яко неботаинственных созерцаний о Святей Троице и о Бозе Слове сподобился еси и сих искусный провозвестник явился еси;
Иоанну Златоустому — яко неустанный проповедник и учитель покаяния народа Божия был еси.
И ныне, вкупе с ними предстоя во славе Престолу Божию и ходатайствуя о нас, моли Церкви Российстей на камени исповедания Православныя веры утвержденней быти, стране нашей мир и единение даровати, пастырем слово Божественныя Истины право правити, град Москву и паству твою от всяких напастей сохранити.
Призри с Небесе, святителю, на ны, чада твоя, и даруй нам теплым твоим ходатайством ко Господу в заповедех Его преспевати, веру тверду, любовь нелицемерну и благочестие до последняго часа смертнаго сохранити, да непостыдно предстанем Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает слава, честь и поклонение ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.»
Молитвы Филарету Московскому (Дроздову)
Ежедневная молитва Филарета
Не знаю, чего просить у тебя!
Ты один знаешь, что мне потребно.
Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя.
Даждь рабу Твоему — чего и сам я просить не умею.
Не дерзаю просить ни креста, ни утешения.
Только предстою пред тобою, сердце моё отверсто.
Ты зриши нужды, которых я не зрю.
Зри! — и сотвори со мною по милости Твоей!
Порази и исцели, низложи и подыми меня.
Благоговею и безмолвствую пред святою Твоею волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами.
Приношу себя в жертву Тебе.
Нет у меня желания, кроме желания — исполнить волю Твою.
Научи меня молиться.
Сам во мне молись!
Молитва к святому Филарету
О преславне и богомудре святителю Христов Филарете, Российския Церкве светильниче, земли нашея похвало и граду Москве украшение!
Ты житием и служением твоим трием вселенским святителем был еси подобник:
Василию Великому — яко бытие сущих изъяснил еси, Церкве Божия и Таин Христовых строитель добрый явился еси, иноческих уставов быв ревностный исполнитель и покровитель;
Григорию Богослову — яко неботаинственных созерцаний о Святей Троице и о Бозе Слове сподобился еси и сих искусный провозвестник явился еси;
Иоанну Златоустому — яко неустанный проповедник и учитель покаяния народа Божия был еси.
И ныне, вкупе с ними предстоя во славе Престолу Божию и ходатайствуя о нас,
моли Церкви Российстей на камени исповедания Православныя веры утвержденней быти, стране нашей мир и единение даровати, пастырем слово Божественныя Истины право правити, град Москву и паству твою от всяких напастей сохранити.
Призри с Небесе, святителю, на ны, чада твоя, и даруй нам теплым твоим ходатайством ко Господу в заповедех Его преспевати, веру тверду, любовь нелицемерну и благочестие до последняго часа смертнаго сохранити,
да непостыдно предстанем Спасителю нашему Господу Иисусу Христу, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает слава, честь и поклонение ныне, и присно, и во веки веков.
Святой интеллектуал: 11 фактов о жизни святителя Филарета Дроздова
Его называли «Московским Златоустом» – так прекрасны и глубоки были проповеди этого святого. Один из величайших богословов XIX века, человек-эпоха, ученый, переводчик, государственный деятель, он, несмотря на огромную власть, авторитет и чрезвычайную занятость, на протяжении всей жизни оставался праведником и святым. Катехизис, без которого сегодня немыслимо оглашение готовящегося ко крещению, написан им. И Библия, которую мы читаем, переведена на русский язык благодаря его таланту, интеллекту, непреклонной воле.
Святитель Филарет при трех императорах был одним из самых высокопоставленных людей в России
Святой прожил долгую жизнь и был свидетелем пяти царствований – Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I и Александра II. Но виднейшее место в государстве он занимал при трех последних императорах. С ним нельзя было не считаться – таков был его духовный и политический вес. Когда отношения между ним и Николаем I испортились настолько, что с 1842 года митрополита перестали вызывать на заседания Святейшего Синода, очень скоро выяснилось, что работать без него высший орган церковно-государственного управления просто не может. Важнейшие синодальные дела стали высылать ему в Москву для составления окончательных заключений.
К общению с митрополитом стремились люди самых разных сословий и политических взглядов
Видео (кликните для воспроизведения). |
Святитель Филарет Московский и поэт Александр Пушкин
Для своего времени святитель Филарет – фигура, безусловно, легендарная. Он был доступен абсолютно для всех. Его знала вся купеческая и простонародная Москва. Святитель вел переписку с Александром Пушкиным, Николаем Гоголем, Василием Жуковским, Федором Тютчевым. Общение с ним ценил даже такой вольнодумец как Петр Чаадаев. Иностранные послы считали своим долгом, оказавшись в Москве, лично представиться святителю, хотя это и не входило в официальный дипломатический церемониал.
Святитель Филарет был самым настоящим «пожирателем книг»
«Цена каждой части в переплете один рубль». Издание 1871 года. Источник
Гомер, Вергилий, Цицерон, античные и немецкие философы, труды западных теологов и религиоведов, работы по эстетике и литературе – вот лишь небольшая часть широчайшего круга чтения святителя. Уже будучи иеромонахом, он писал своему отцу, протоиерею Михаилу Дроздову: «Я купил сочинения Канта; за четыре небольшие книги в осьмуху заплатил 25 р. Таковы и наши товары. Не только дороги, но и очень их мало». Особенно много пришлось читать в период преподавания в Санкт-Петербургской духовной академии. Ведь, как признавался сам владыка, «мне должно было преподавать, что не было мне преподано».
Московский митрополит был невероятно эрудированным человеком
Он в совершенстве знал немецкий, французский, греческий, латинский языки. Был одним из немногих в тогдашней России знатоков иврита.
Его изумительная одаренность вместе с невероятной работоспособностью (говорят, он работал по 18 часов в сутки!) были заметны уже в детстве. Только за время преподавания в Петербургской академии он сумел подготовить авторские лекционные материалы по полному курсу богословских наук (догматическое богословие, патрология, гомилетика, каноническое право и так далее). От такого каторжного труда он временами ощущал крайнее изнурение, на что неоднократно жаловался.
Святитель Филарет написал одно из первых в России толкований на библейскую книгу
«Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русский язык» – таково заглавие его труда, опубликованного в 1816 году. Это был не только один из первых опытов толкования библейского текста в России. Книга митрополита Филарета стала своеобразным пособием, ориентиром для последующего перевода и комментирования других книг Священного Писания. Святитель пользовался не только греческим переводом (Септуагинтой), но и более поздним Масоретским (еврейским) списком, благодаря чему сумел с большей точностью и глубиной передать русскому читателю смысл библейского текста.
Митрополит Филарет был последовательным сторонником создания «христианского языка»
Известен один курьёзный, но очень показательный случай: когда Александр I захотел почитать Евангелие, ему дали текст на французском языке. Не стоит удивляться, после петровских реформ высший свет говорил и читал преимущественно на французском (ученые – еще на латинском), а все остальное грамотное население — на старорусском. Сложилась парадоксальная ситуация: у христианской, казалось бы, нации не было единого языка, на котором могло бы быть обдумано содержание ее веры — в ее богословском и нравственном измерении — и текстов Священного Писания. Именно поэтому делом всей жизни святителя Филарета стал русский перевод Библии. Он был убежден, что священный текст должен зазвучать на живом, понятном для каждого языке. Это, по мысли святителя, и выработает впоследствии единый, общенациональный «христианский язык».
Святителю Филарету было доверено составление важнейших государственных документов XIX века
Письмо святителя Филарета наместнику и братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Рукопись. Автограф. 4 декабря 1860 г.
От имени Александра I владыка написал манифест о строительстве храма Христа Спасителя. А в июле 1823 года по поручению императора он тайно составил манифест о переходе прав на российский престол от цесаревича Константина Павловича к великому князю Николаю Павловичу. Об этом документе, помимо святителя Филарета, знали только два человека: граф Александр Голицын и граф Алексей Аракчеев. Уже при Александре II митрополиту было поручено написать важнейший документ XIX века – «Высочайший манифест об отмене крепостного права». Существует историческая «байка», что поначалу работу над ним доверили Юрию Самарину, сотруднику комитета по освобождению крестьян. Но когда написанное показали императору, тот, прочитав, сказал: «Что как немец написал? Отдайте Филарету».
Сам московский митрополит к проекту крестьянской реформы относился насторожено
Манифеста 19 февраля 1861 года по изданию «Великая реформа», 1911 год
Из письма святителя Филарета архиепископу Тверскому Алексию: «Вопрос о крестьянах — темный, спорный, неразрешенный, не позволяющий еще предвидеть, какое будет решение, таков, что о нем только по необходимой обязанности говорить можно, и то с большой осторожностью. ». При том, что сам митрополит был абсолютным противником крепостного права, он полагал, что после достаточно консервативного царствования Николая I не стоит действовать так радикально. Святитель опасался, что эта реформа может спровоцировать непредвиденные и губительные для всего общества и государства последствия.
На протяжении всего служения митрополита Филарета в Москве его критиковали неустанно
Что только не вызывало негодование возмущающихся! Одни критиковали его за якобы заумные, слишком интеллектуальные проповеди. Другие заваливали императорскую канцелярию доносами на владыку Филарета, обвиняя его в политической неблагонадежности. Порцию общественного негодования святитель получил за тайное составление манифеста о переходе прав на российский престол великому князю Николаю Павловичу, а затем – за свою настороженную позицию относительно проекта отмены крепостного права. Его критиковали и за перевод Библии на русский язык: говорили, что если библейский текст будет переведен на современный язык, то он тем самым утратит свою сакральность. Возмущаться начали еще после издания написанного митрополитом катехизиса, где цитаты из Священного Писания были приведены на русском языке.
Святитель Филарет особенно почитал своего святого современника – преподобного Серафима Саровского
Несмотря на массовое почитание народом саровского подвижника, его официальная канонизация произошла только в начале XX века: Синод долгое время насторожено относился к святому отшельнику (подробнее об этом читайте здесь). Тем не менее святитель Филарет внес свой вклад в будущее прославление Серафима Саровского, когда в начале 1840-х годов лично способствовал публикации свидетельств о жизни и подвиге великого праведника. Кроме того, в начале 1860-х годов во время так называемого «Дивеевского дела», когда при выборах новой игуменьи монашеская община раскололась на две партии, святитель Филарет вмешался и сумел примирить враждующие стороны.
Преподобный Антоний (Медведев)
Два великих святых были связаны и опосредованно: наместник Троице-Сергиевой лавры Антоний (Медведев) был учеником преподобного Серафима и духовником московского митрополита.
«Научи меня молиться. Сам во мне молись»: кто на самом деле написал эту известную молитву?
Молитва, надписанная именем святителя Филарета Московского – наверное, одна из самых известных и любимых в православной среде. Ее можно найти почти в любом молитвослове, она часто соседствует с такими широко распространенными прошениями к Богу, как, например, великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина или молитва Оптинских старцев на начало дня. Однако немногие знают, что на самом деле эту молитву сложил вовсе не святитель Филарет. Но кто же? Давайте разбираться.
Для начала вспомним, как звучит молитва, часто приписываемая святителю Филарету:
«Господи! Не знаю, чего просить у Тебя! Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче, даждь рабу Твоему, чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверсто. Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори со мною по милости Твоей! Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред святою Твоею волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Нет у меня желания, кроме желания исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись! Аминь».
А теперь прочтите текст человека, который родился на 130 лет раньше святителя Филарета — французского католического писателя и богослова, архиепископа Камбрийского Франсуа де Салиньяка де ла Мот Фенелона*:
«Господи! Я не знаю, чего просить у Тебя должно. Тебе одному известно, что для нас потребно. Ты лучше любишь меня, нежели как я сам себя могу любить. О Отче! Дай сыну Твоему то, чего он сам просить не умеет. Я не смею просить ни крестов, ни утешений, а предоставляю токмо себя и открываю Тебе сердце мое. Воззри на мои нужды, кои мне неизвестны, воззри и сотвори по милосердию Твоему. Поражай или исцеляй; утишай или возставляй меня; я чту все Твои изволения, не познавая их; молчу, жертвую собою, предаюся Тебе. Нет у меня инаго желания, кроме исполнения воли Твоея. Научи меня молитися; молися Сам во мне».
* Цитируется по книге «Многiя важныя разсужденiя и наставленiя о благочестiи, нравахъ и внутренней жизни хрiстiанъ», изданнной в 1799 году московской губернской типографией А. Решетникова. В одном месте этой книги (часть вторая, страница 184) Фенелон обращается к словам апостолов ко Христу: Научи нас молиться (Лк. 11: 1) – и далее помещает цитируемый нами фрагмент «О том, что един Бог может научить молиться».
При сравнении этого текста с «ежедневной молитвой святителя Филарета» становится совершенно очевидно, что молитва эта целиком позаимствована у Фенелона, а святитель сделал лишь перевод и небольшую редактуру!
Как это могло получиться?
В эпоху царствования Александра I – а годы зрелости святителя Филарета пришлись как раз на его правление, первую четверть XIX века, – популярным чтением в России были переводы сочинений западных авторов. Одним из таких авторов был Фенелон.
Хотя жил он столетием раньше (1651-1715), в России его сочинения стали пользоваться успехом именно в конце XVIII – начале XIX века, с возникновением осознанного спроса на западное образование. Неоднократно переводили и издавали, к примеру, роман Фенелона «Приключения Телемака» (о странствиях сына Одиссея) и трактат «О воспитании девиц». Духовные его сочинения перекладывал на русский язык, например, Евгений Болховитинов, будущий митрополит Киевский и Галицкий, один из идеологов реформы российского духовного образования начала XIX века – об этом пишет автор книги «Русское богословие: очерки и портреты» Николай Гаврюшин. Фенелоном зачитывались профессора Московской духовной академии А.В.Горский (будущий сподвижник митрополита Филарета) и П.С.Казанский.
Звучит парадоксально, но литературное наследие епископа Камбрийского оказалось «важной страницей в истории русского религиозного сознания», заключает Гаврюшин.
Очевидно, что с литературным творчеством Фенелона был хорошо знаком и святитель Филарет. Вероятно, молитва французского епископа пришлась ему по сердцу, и он выписал ее для себя. А уже впоследствии почитатели таланта московского святителя, разбирая его записи и архивы, сочли эту молитву плодом его творчества.
Ошибиться было не так уж и сложно: ведь из-под руки митрополита Филарета в самом деле вышло немало молитвословий и богослужебных чинопоследований.
Возможно, он самостоятельно перевел молитву французского архиепископа и внес в нее отдельные коррективы (например, заменил «сына» на «раба») – но автором его он определенно не был.
Чем известен Фенелон?
Он был католическим архиепископом, но при этом даже внутри Католической Церкви отношение к нему было противоречивым. Одну из его книг – «Разъяснения высказываний святых касательно внутренней жизни» – Рим счел не вполне соответствующей учению Католической Церкви и даже осудил.
Учение Фенелона близко к направлению мысли, получившему название квиетизм (от латинского quies — «отдых, покой»). Стержневая идея французского епископа заключалась в том, что человек должен научиться не желать ничего своего, а только того, чего хочет Бог. Отправной точкой для размышлений Фенелона стал вопрос: как можно бескорыстно любить Бога, если от Него мы получаем всё? В итоге он пришел к выводу: подлинная, чистая любовь к Богу – такая, которая не становится меньше, даже если Бог решает отправить человека в ад. Всякое раздумье человека над своим поступком уже корыстно, считал Фенелон: идеал для христианина, с его точки зрения, – забыть самого себя, стать простым «проводником» воли Божией, как бы «раствориться» в Божественной Личности.
Эти выводы смутили католических кардиналов, и понятно почему: христианство вовсе не проповедует растворения личности человека в Боге (это специфика некоторых восточных религий, например, индуизма). Наоборот, христиане говорят о предстоящем обóжении человека, об установлении настоящего, полноценного, глубокого общения между человеком и его Создателем. А настоящее общение возможно только между личностями.
Впрочем, о полном растворении человека в Боге Фенелон все-таки не говорил, так что оснований обвинить его в ереси у Рима не нашлось. Римская курия осудила книгу, но не самого Фенелона. До самой смерти тот продолжал оставаться архиепископом и временами даже пользовался расположением папы Римского.
Так могут ли православные молиться этой молитвой?
Конечно, да. В молитве, носящей имя святителя Филарета, нет ничего неправославного.
О том, что человек должен искать исполнения воли Божией, а не своей собственной, в один голос говорят все святые отцы. Сам Господь Иисус Христос заповедал Своим ученикам обращаться к Богу Отцу со словами: Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли (Мф. 6: 10). А что касается молитвы – сам апостол Павел говорит: Мы не знаем, о чем молиться, как дóлжно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8: 26).
И, безусловно, не стоит забывать о масштабе фигуры самого святителя Филарета – знаменитого проповедника и богослова, ставшего настоящим нравственным ориентиром своей эпохи, создателя и поныне самого авторитетного Катехизиса, главного инициатора работы по переводу Библии на русский язык (до середины XIX века у Библии в России имелся только церковнославянский перевод).
К слову митрополит Филарет относился в высшей степени уважительно: он вообще держался мнения о мистической силе слова как творческой силы Божией, о его глубокой связи с тем, что оно означает. И слова, включенные святителем Филаретом в его личное молитвенное правило, безусловно, заслуживают того, чтобы мы повторяли их вслед за ним.
Молитва Филарета Московского на каждый день: текст и смысл
Немало святых появилось на русской земле в 19 веке. Одним из них был благочестивый митрополит Филарет. Родился владыка в городе Коломна, все предки в роду имели духовный сан. Святитель получил отличное образование. Патриарх при жизни смог не возгордиться и сохранить евангельский дух.
Филарет составил много трудов — богословских и не только. Он написал толкования на книгу Бытия, сделал перевод акафиста Богородице. Его молитвенными обращениями к Богу было исцелено много народа. Прославился митрополит и просветительской деятельностью. Особую известность приобрела молитва Филарета Московского на каждый день.
Ежедневная молитва Филарета Московского
Сохранилась она Преданием русской православной церкви. Патриарх каждый день обращался в ней к Богу, преклоняя колени и вознося со смирением свой ум и сердце к горней обители.
Как и кому помогает
Ежедневная молитва святителя Филарета митрополита Московского используется верующими для выражения благодарности к Богу за все, что они имеют. Просить о благах не стоит — Господь сам знает все нужды человека. В случае необходимости обязательно пошлет человеку это.
Молитвенный обряд способен помочь избавиться даже от тяжелых заболеваний.
Читая молитву, необходимо понимать:
- желаемое приходит не сразу;
- иногда нужно подождать.
Правила чтения
Текст читается каждое утро с чистыми помыслами. Моление необходимо проводить в течении всей жизни. Главное, молиться с искренней верой и пониманием смысла. Тогда наступит Божья милость и благодать.
Текст молитвы
Молитва имеет глубокий смысл и чудодейственную силу.
Этот религиозный текст — не только благодарность, но и поиск спасения:
Господи: не знаю, чего мне просить у Тебя? Ты один ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя.
Отче! Даждь рабу Твоему — чего сам я и просить не умею. Не дерзаю просить — ни креста, ни утешения! Только стою пред Тобою; сердце мое — отверсто.
Ты зриши нужды, которых я не знаю. Зри! — и сотвори со мною по милости Твоей: порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею святою волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами.
Приношу себя в жертву Тебе . Предаюсь Тебе. Нет у меня желания, кроме желания — исполнить волю Твою. Научи меня молиться. Сам во мне молись.
История молитвы
Владыка проводил богослужения в храме и принимал поток прихожан и просителей. Он составлял духовные наставления и государственные документы, писал богословские сочинения.
В своих трудах он освещал различные проблемы:
- принципы и основы сохранения государственности;
- отношения с католическим Западом;
- вопросы почитания святых;
- задачи утверждения православной нравственности в обществе;
- другие проблемы.
Святитель занимался и гимнографическим творчеством — когда-то он был «учителем поэзии».
Сохранились составленные им молитвы, дошедшие до настоящего времени:
- узника в тюрьме;
- в день тысячелетия России;
- ежедневная молитва Господу.
Создание автором
Филарет создал молитву, в которой молящийся ничего не просит и хочет единственного, — выполнять святую волю Творца.
Известно, что она была составлена для императрицы Марии Александровны.
Поучительные слова, которыми начинается текст («Господи, не знаю, что просить у тебя»), могут принести духовную пользу каждому человеку.
Как помогла людям
С помощью этой чудотворной молитвы святитель просит Господа о прекращении эпидемии холеры. В возможностях медицины Филарет не сомневался, но Создателю доверял больше, поэтому и молил его о помиловании для жителей Москвы.
Люди, потерявшие надежду и веру в традиционные методы лечения, шли к святителю за благословением и молитвой для спасения. Обращение Филарета к Богу творило чудеса.
Известны случаи, подтверждающие силу молитвы:
- К нему пришел диакон. Его дочь была тяжело больна. Филарет предложил вместе помолиться за нее. Вернувшись домой, священнослужитель понял, что наступили улучшения в состоянии ребенка. Угроза смерти девочки миновала.
- Московский купец повредил руку, медики предлагали ампутировать ее. Жена торговца обратилась к митрополиту. Филарет провел над больным Причастие и заказал о его здравии сорокоуст. Больному во сне приснился святитель, а утром состояние руки улучшилось, и операцию отменили.
Значение в истории
Молитва святого Филарета имеет очень большое религиозное значение. Святитель пытался показать людям необходимость веры в Господа, привести их к пониманию сути христианства и раскрыть глаза на величие Творца.
Кто такой Филарет Дроздов
Филарет (Дроздов) (1782—1867) — митрополит Московский и Коломенский, святитель.
В миру Василий Михайлович Дроздов, появился на свет 26 декабря 1782 года в городе Коломне в семье потомственного духовенства. Отец его Михаил Федорович был диаконом. До девяти лет его воспитывали родители.
Житие
Василий был послан родителями в Коломенскую духовную семинарию, потом проходил обучение в Троице-Сергиевой Лавре. В ней Дроздов учился в философском и богословском классах с 1800 по 1803 г. После окончания учебы стал преподавателем греческого и еврейского языков. После принятия решения стать монахом молодого человека рукополагают в священники.
В 1821 г. Филарет стал Московским Митрополитом. За святость жизни и доброту он был любим и почитаем в народе.
За время службы патриарх сделал много полезного для Церкви:
- восстановил и построил много церквей;
- получил право носить две панагии;
- с 1823 по 1866 гг. основал 10 монастырей в Москве и области;
- известен своей поэтической перепиской с Пушкиным.
Начал перевод Священного Писания на русский язык. Церковнославянская версия была сложна для понимания не только народу, но и духовенству. Многим не нравилось, что митрополит общается с представителями Библейского общества, поэтому труд не был завершен.
Для Церкви владыка сделал много: как мог, поддерживал Оптину пустынь, тогда еще не ставшую знаменитой. Резко выступить мог против царя, если это не совпадало с принципами христианства.
Особенности характера святителя:
- поступал по велению совести;
- всегда оставался принципиален;
- не шел на компромиссы ради угождения кому-то;
- личной выгоды не искал и не принимал ничью сторону;
- знал одного начальника — Христа.
Именно это, возможно, злило его недоброжелателей, которых было много.
Во времена главенства московским духовенством, митрополит всегда:
- открывал сердце людям;
- был готов оказать помощь каждому;
- отличался добротой и состраданием;
- старался помогать неимущим;
- наставлял на путь праведный.
В народной памяти митрополит остался навсегда.
Покровительство святого
Житие Филарета Милостивого в Древней Руси пользовалось большим вниманием и не раз переводилось на русский язык с греческих изданий. Русскому человеку нравилось это повествование. Его знали и рассказывали даже безграмотные деревенские жители.
В обиходе имя Филарет — сугубо церковное. Самым известным из русских был митрополит Филарет (Дроздов), он дольше всех возглавлял московскую кафедру — 41 год. За свои великолепные проповеди святитель был прозван «московским Златоустом». Цари (Александр I, Николай I, Александр II) прислушивались к советам патриарха. Он является автором манифеста 1861 года об освобождении от крепостной зависимости.
Прославленный Филарет при жизни имел божественный дар:
- облегчал людям душевные и физические страдания;
- мог исцелять от болезней;
- помогал найти свой духовный путь.
Святитель сам с молитвенным усердием всегда обращался к своему небесному покровителю — святому праведному Филарету Милостивому.
Святейший Патриарх Алексий I чтил и установил в Московских Духовных школах день памяти митрополита Филарета и его покровителя.
Сила иконы святого Филарета
Образ святого изображен по пояс, в традиционном одеянии для патриархов. Прекрасный длинный саккос на нем считается элементом верхней одежды. На голове преподобного одета митра белого цвета, на плечах красивый омофор. В левой руке у праведного Филарета находится Священная Книга, правой — он благословляет двуперстным жестом.
Икона, изображающая лик Филарета, глубоко почитаема среди верующих. Его образ, написанный посмертно, и по сей день вершит чудеса.
Искренние молитвы перед ликом способны;
- значительно улучшить жизнь;
- поправить физическое здоровье;
- обрести душевное равновесие.
Самые сильные молитвы святителю
Православный святой продолжает и после смерти поддерживать людей и уберегать их от несчастий. Он дает верующим силу для продолжения своего пути, помогает обрести веру тем, кто ее утратил.
Верующие молятся праведнику:
- при разных трудностях;
- проблемах и несчастьях.
Наиболее известны и распространены 5 молитв святому Филарету Милостивому:
- «О деньгах и благополучии»;
- «Об удачном замужестве дочери»;
- «Избавлении от нищеты»;
- «Об укреплении веры»;
- «Благодарственная молитва».
Все они имеют огромную силу и помогают людям в том, о чем они молятся.
Святость жизненного подвига патриарха и его заслуги перед Отечеством привели к его канонизации Русской Церковью в 1994 году.
Видео о молитве
На видео озвучены слова молитвы Филарета на каждый день .
Видео (кликните для воспроизведения). |
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.