Содержание
Молитва внутренняя и наружная
Человек волею Творца создан существом духовно-телесным. В силу двухсоставности своей природы человек должен прославлять Бога и душой, и телом. «Прославите убо Бога в телесех ваших и в Душах ваших, яже суть Божия», — говорит святой апостол Павел (1 Кор. 6, 20). В связи с этим и молитва может быть внутренней и наружной. В самом определении молитвы подчеркиваются именно эти две стороны: «Молитва есть возношение ума и сердца» — это внутреннее духовное состояние, «являемое благоговейным словом человека к Богу» — это внешнее ее выражение.
1. Понятие о внутренней молитве
Внутренняя молитва — это такая молитва, которая совершается в глубине человеческого духа и другими — не опытными — может быть не замечена, так как не сопровождается внешними движениями [1].
Примером этой молитвы может служить молитва Моисея пред переходом чрез Чермное море. Народ в этот момент не видел его молящимся, а между тем, как сказано в Библии, он вопиял к Богу (Исх. 14, 15).
Внутренняя молитва может быть умной и сердечной.
2. Понятие о наружной молитве
Наружною называется та молитва, которая «произносится словами и сопровождается другими знаками благоговения» [16].
Под словами нужно разуметь выражение молитвы голосом: чтение, произношение по памяти и пение.
Эта сторона наружной молитвы имеет особенное значение в церковном богослужении, поэтому вопрос в сущности сводится к рассмотрению того, каково должно быть церковное чтение и пение.
В храм идут люди, чтобы здесь вознести к Богу свои горе и радость, получить новое подкрепление религиозных чувств. Этому и должно соответствовать богослужебное чтение и пение.
Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования
Содержание
От редакции
Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, поздравляя Константина Ефимовича Скурата с 40-летием педагогической деятельности, обратился к нему с такими словами: «Вы – действительно труженик и подвижник нашей богословской науки. Ваши ученики несут архипастырское, пастырское, педагогическое служение Матери-Церкви – от края до края Руси, ближнего и дальнего зарубежья. Спасибо Вам за Ваш подвижнический, педагогический, богословский подвиг, который дал поколения тружеников нашей Святой Церкви, которым Вы передали свои богатые знания и воспитывали примером своей жизни».
В 1999 году автору этой книги профессору Московской Духовной Академии, Доктору Церковной Истории Константину Ефимовичу Скурату исполнилось 70 лет. С радостью поздравляем его с юбилеем.
Родился Константин Ефимович 29 августа 1929 года в крестьянской семье в селе Комайск Витебской области. Родители воспитывали трех своих сыновей в строго православном духе. Отец перед самой кончиной подозвал к себе Константина, благословил его крестным знамением и сказал: «Молись Богу, и Господь устроит твою жизнь». Мать (Татьяна) сопровождала всю жизнь сыновей молитвой и наставлением в святой православной вере и жизни.
Общеобразовательную школу Константин закончил с серебряной медалью. С отличием закончил Минскую Духовную Семинарию (в 1951 г.) и Московскую Духовную Академию (в 1955 г.). За труд, который читатель держит в своих руках, получил ученую степень кандидата богословия и был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата по кафедре Истории Русской Церкви и преподавателя Московской Духовной Семинарии.
В 1979 г. защитил магистерскую диссертацию на тему «Сотериология святого Афанасия Великого» (после чего был удостоин звания профессора), а в 1978 г. – докторскую диссертацию на тему «Поместные Православные Церкви». Имеет многочисленные публикации.
За время 44-летней педагогической работы преподавал в Московской Духовной Семинарии Историю Русской Церкви и Общую Церковную Историю, а в Московской Духовной Академии – Историю Древней Церкви, Догматическое богословие и Греческий язык.
Побывал в служебных командировках в Греции, Болгарии, Румынии, Германии, Италии, Швейцарии, Финляндии, Великобритании, Ирландии, Израиле.
Награжден орденами и медалями Православных Церквей: Александийской, Иерусалимской, Русской, Румынской, Болгарской, а также Правительством Российской Федерации.
В настоящее время преподает Катихизис в Московской Духовной Семинарии, Патрологию – в Московской Духовной Академии и курс по Истории Поместных Православных Церквей в Аспирантуре при Московской Духовной Академии.
Константин Ефимович является членом богословской Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви и членом Редколлегии журнала «Богословские труды».
Женат. Имеет трех взрослых детей – двух сыновей (иерея Николая и Алексия) и дочь (Наталию).
ВВЕДЕНИЕ
Бдите и молитеся, да не внидите в напасть.
Молитва – священная царица добродетелей.
Велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божьего и ее удобнее всего всякому исправлять.
Молитва есть вместилище или поприще всей духовной жизни, или самая духовная жизнь в движении и действии.
Человеческая немощь в подвиге приобретения истинного блага. Истинные блага дарует нам Господь. Молитва есть средство к испрошению этих благ и приготовление к достойному их принятию. Молитва возрождает человека. Сила молитвы
Человек – великое, дорогое существо у Бога, но это великое создание, после падения в грех, стало немощным, подвергающимся множеству слабостей. Греховный человек настолько слаб, что, несмотря на все свои естественные усилия, не может приобрести здесь на земле истинного блага, постоянного внутреннего мира и покоя в своем существе. Ему часто помогают в этом искании ближние, друзья, соседи. Но что могут дать человеку такие же смертные, как и он! И только Господь может послать ему благо и дар совершен. «Бог есть единый источник всех истинных благ», – читаем у святителя Игнатия (Брянчанинова) 1 . Он для человека все: сила сердца его и свет ума его; Он благую мысль дает ему, уничтожает уныние и оживляет дерзновение; Он покой и радость; Он его вера, надежда и любовь; Он пища его, питие, одежда; Он жизнь для человека, его дыхание и освящение. Как мать бывает всем для младенца, так и Господь всегда готов даровать человеку необходимое в достижении им спасения. Но чтобы стать достойным Божиих милостей, человеку нужно приготовить себя к этому.
Ведь и земледелец не бросает своих семян в твердую почву, а предварительно распахивает ее, делает рыхлой. Так и верующий для принятия Божественных даров должен расположить свою душу, должен сам искать этих даров, просить их у Господа.
Средством ко всему этому и служит молитва. «Она есть ключ к небесным сокровищам» 2 , «посредница между Богом и человеком, лестница, соединяющая небо с землею, творение с Творцом» 3 .
«Она перерождает душу, уготовляет ее к принятию благодати, приводит ее в общение с Богом, водворяет в ней мир» 4 . Она «есть канал, которым струя благословений с неба льется в томящееся сердце» 5 . Вся духовно-нравственная жизнь развивается в человеке при посредстве молитвы. Молитвою поддерживается и укрепляется в человеке ревность для борьбы с грехом и страстями; через молитву получаются от Бога благодатные силы на перенесение всякого рода жизненных испытаний и на преуспеяние в добродетели. С другой стороны, и все то, что относится к нашим телесным нуждам, может быть ниспослано от Бога только через посредство молитвы. Нет такой вещи, чтобы нельзя было испросить ее у Бога. Невозможное она делает возможным. То, что представляется для нас трудным, молитва делает легким. Бессильный человек с молитвою приобретает такую силу, пред которой не могут устоять никакие другие силы. Чистою молитвою он побеждает самую природу, переменяет ее законы. Так, по молитве великого вождя Богоизбранного народа разверзлись недра земные, в которые едва проникают все усилия людей, и поглотили нечестивых возмутителей ( Числ. 16, 32, 33 ). Иисус Навин остановил молитвой солнце при сражении с хананеянами и продлил один день как два ( Нав. 10, 12–14 ). Пророк Исаия – возвратил солнечную тень ( 3Цар. 20, 11 ; Ис. 38, 8 ).
Сильно и страшно бурное море, неудержимым потоком переливаются в нем воды, с неотразимою силою восстают под дыханием ветра его бурные волны, для которых человек со всею его мудростью – игрушка. Но и страшное море уступает силе молитвы ( Исх. 14, 22 ). Ужасна стихия огня, но и ее преодолевает молитва ( Дан. 3, 94 ). Неудержимы разрушительные движения воздуха. Нет силы, которая бы могла остановить страшные его течения, кроме одной только – силы молитвы ( Мф. 8, 25, 27 ). Молитва побеждает и злобу хищных зверей ( Дан. 6, 16–19 ), и истребляет страшные полчища врагов ( Ис. 37, 14–20, 36 ). Молитва отражает и притоки болезней, поражающие тело человека и преодолевающие всякое искусство ( Ис. 38, 1–5 ). По силе молитвы Сам Господь Бог нередко изменял определения Своей святой воли, удерживал Свою карающую руку, отвращал Свой гнев от преступного народа ( Исх. 32, 10, 14 ). «Нет, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – подлинно нет ничего сильнее молитвы и даже ничего равного ей» 6 .
Господь наш Иисус Христос и святые апостолы признавали молитву главным делом. Заповедали ее и нам
Господь наш Иисус Христос, придя на землю для спасения человеческого рода, считал молитву главнейшей обязанностью Своего великого служения. Он не только Сам постоянно пребывал в молитвенном единении с Отцом 7 , но и нам заповедал молиться 8 и оставил образец молитвы («Отче наш. ») 9 .
Точно также смотрели на молитву и святые апостолы. Вместе с проповедью слова Божия они признавали ее главным своим делом. Избирая семь диаконов, чтобы вверить им попечение о бедных, они сказали о себе: «Мы же в молитве и служении слова пребудем» ( Деян. 6, 4 ). Нам они завещали со всем усердием молиться Богу, о чем святой апостол Павел неоднократно упоминает в своих посланиях 10 . Он заповедует даже «непрестанно молиться» ( 1Сол. 5, 17 ), то есть непрестанно иметь молитвенное настроение.
Святые отцы и учители Церкви признают молитву корнем всего доброго и святого
Тому же учат единогласно все святые отцы и учители Церкви как словом, так и собственным примером. Они признают молитву «священной и блаженной матерью всех добродетелей», «царицей их» 11 , «ликоначальницей» 12 , «главой всякой добродетели», «верхом добрых дел» 13 , «корнем, источником и матерью бесчисленных благ» 14 , пищей и светом души 15 , «пределом всех благ» 16 . В честь молитвы они составили целые панегирики, в которых указывают на ее великое значение и в нравственной жизни 17 .
Долг христианина – совершение молитвы
Естественно вытекает из сказанного необходимость для человека молитвы. Поскольку она заповедана Самим Спасителем и Его святыми апостолами и поскольку на ней созидается все доброе и великое, то она так же необходима христианину, как основание для каждого здания, как пища для тела, как воздух для дыхания и как вода для рыбы. Эта потребность вытекает не только из учения веры, но и из самой природы нашей души. Душа наша, будучи дыханием Божиим, постоянно стремится к Богу, как к источнику своего бытия, и свое стремление выражает посредством беседы с Ним, то есть молитвы.
Причина охлаждения христиан к молитве – незнание сущности христианской молитвы. Задача работы и ее трудность. План
Но отчего же между нами мало таких, которые считали бы молитву самым действенным средством к исправлению при нравственном падении, к отражению всех злоключений и напастей? Что значит, например, такое явление, когда христианину, при случившейся с ним какой-нибудь беде, подаешь совет помолиться Господу, он холодно принимает совет, как будто бы дело идет о давно испытанном и не оказавшем пользы средстве? Это значит только то, что между христианами все еще мало таких, которые знают существо христианской молитвы, умеют молиться как следует, а потому и не испытывают на себе всей спасительности молитвы. Молитва – великое и святое дело, благоуханный цвет духовной жизни. «Кто умеет молиться, – читаем у святителя Феофана (Говорова), – тот уже спасается» 18 . Поэтому, прежде чем давать свои заключения о молитве, надлежит раньше научиться ей, познать, какая молитва угодна Богу и как она содействует в нравственном совершенствовании человека. Правильное и спасительное решение этого вопроса дает нам православное христианское учение. Изложение его и является задачей данной работы.
Дать полное православное христианское учение о молитве – труд очень большой. Это объясняется, с одной стороны, чрезвычайной широтой рассматриваемой темы. «Молитва, – говорит святитель Феофан, – есть наука из наук» 19 , «она все: вера, благочестие, спасение. Следовательно, – делает вывод святитель, – о ней столь можно говорить, что и конца не будет» 20 . С другой стороны, – до сих пор этот обильный материал о молитве мало кем приводился в систему. Может быть причину сего надо видеть в том, что, по слову того же святителя Феофана, «учение о молитве не должно подлежать никакой системе, потому что духовное дело, подчиняясь системе, необходимо должно терпеть усечение, лишаться своей безграничной свободы, свойственной духу, находящемуся под действием и управлением Духа Божия, а не человеческого узаконения» 21 .
Настоящее сочинение построено по такому плану.
Вся работа разделена на четыре отдела. В первых трех – излагается христианское учение о молитве. Сюда входят вопросы о том, как понимает христианство молитву, о каких ее видах оно учит и каких требует условий, чтобы молитва была успешной. В четвертом же отделе рассматривается христианское учение о значении молитвы в деле нравственного совершенствования.
Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140.
О терпении в молитве. «Прибавление к творениям святых отцов». 1855. Ч. 14. С. 398.
Сильные молитвы
Сильные молитвы
Сильные молитвы… Как часто нам кажется, что должно существовать какое-то чудодейственное средство от всех бед, что, если сильная молитва, особенные слова помогут нам, как только мы произнесем. К сожалению, так работают только заклинания из детских сказок. Молитва — это благодарность или обращение к Богу, открытый разговор с Ним. Но, почему же тогда соседи и друзья рассказывают нам о чудесах, совершенных по той или иной молитве? Что придает молитве силу?
В Библии и Предании есть немало примеров того, как молитва становилась сильной и значимой. Некоторые молитвы мы узнали благодаря Писанию, некоторые — через святых, но удивительно то, что сильной может стать любая молитва, произнесенная с искренней верой. Сильной молитву делает не сам ее текст, а наша вера и преданность Богу.
Поэтому не стоит ждать и искать молитву, которая сработает как волшебная палочка, но вы обязательно почувствуете изменения в своей жизни, может быть, со временем, если ваша молитва обретет силу искренней веры в произнесенные слова.
Отче наш
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.
Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.
Аминь.
Молитва Господня известна нам из Священного Писания, что делает ее совершенно особенной. Отче наш начинается с воззванию к Господу, что должно быть первой мыслью верующего человека. К кому обратиться в беде, как не к Отцу? В молитве сосредоточены все самые важные постулаты веры. Слова, которыми Сам Господь велел обращаться к нему.
Молитва «Отче наш» читается ежедневно и в любых ситуациях, когда этого просит душа:
- В болезни;
- В укреплении во время тягот;
- Когда страшно;
- Когда человек боится оказаться во власти греха.
Символ веры
Еще одна молитва, которую знает каждый православный христианин — Символ веры. Строго говоря, Символ веры — это изложение всех основ и столпов христианского вероучения.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Мы читаем Символ веры
- Во время богослужения;
- Когда провозглашаем свою верность Христу.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Я буду просто действовать — свободно, смело, радостно и легко.
Молитва внутренняя и внешняя
Будем говорить о молитве, что это такое и для чего она нужна. Представьте картину, молодая мамочка учит своего маленького ребёночка креститься. Складывает ему пальчики правильно, учит его осенять себя крестным знамением и потом кланяться. И вот ребёнок с большим удовольствием всё это делает. Взрослые умиляются, говоря: «Вот он у нас молится». И ребёнок растёт с осознанием, что осенять себя крестом и кланяться – это и есть молитва. Ну ладно, когда так думает ребёнок, но иногда и взрослые тоже так думают.
Что такое молитва?
Молитва – это возношение своего ума и сердца к Богу. Это благоговейный разговор человека с Богом. Это излияние души человека Богу. Молитва, по сути, – это внутреннее, душевное делание. Это особое состояние молитвенное, настроение. Благочестивые, благоговейные мысли, желания, чувствования, обращённые к Богу. Молитва может быть и без слов. Это если человек только своё сердце и ум вознёс к Богу, и там только внутри самого себя беседует с Богом. А внешне это никак не проявляется. Такая молитва называется умной или внутренней, духовной, сердечной.
В святоотеческой литературе такую молитву называют умным деланием, потому что человек молится умом. При этом он может выполнять какую-то работу: заниматься рукоделием, наводить порядок, ковыряться в огороде, мыть посуду, готовить обед и так далее. То есть, что-то он делает руками, а в уме и в сердце собеседует с Богом в этот момент.
Такая молитва – это сердечная, умная молитва. А еще собеседование с Богом может сопровождаться и внешними какими-то проявлениями, например, словами. То есть, человек действительно произносит что-то вслух, говорит. При этом он ещё выполняет какие-нибудь действия. Благоговейные, благочестивые действия, то есть, осеняет себя крестом. Может встать на колени, воздеть руки, поднять глаза к Небу. То есть, он молится и внешне. На него глядя, понятно, что человек молится.
Такая молитва – это уже внешняя молитва. Внутренняя сердечная и внешняя молитва взаимосвязаны, конечно же, между собой. И, по большому счёту, внутренняя молитва без внешней – это ещё может быть. Но, если только внешне человек молится, то есть, он вроде бы читает молитву, осеняет себя крестным знамением, совершает поклоны, но внутри, в его сердце нет благоговейной беседы с Богом, то это не молитва. Это просто внешнее делание, и всё. Но самого разговора с Богом тут нет. Добавим и ещё кое-что.
Если человек молится только в своём сердце, всегда, а вот внешне молитва никак не проявляется, это тоже неправильно. Почему? Потому что мы с вами не ангелы. У нас, кроме души, есть ещё и тело. Нужно, чтобы и оно тоже было задействовано в молитве. Хорошо, когда ты занимаешься рукоделием, ум свой вознёс к Богу и молишься, так сказать, в тишине своей собственной души, своего собственного сердца, собеседуешь с Богом. Хорошо это, да. Но всё-таки должно быть в твоей жизни и такое, что ты оставляешь свои дела, идёшь, встаёшь на молитву, занимаешь определённую позу. То есть, стоя ты молишься или на коленях, читаешь по молитвослову или наизусть молитвы, или своими словами молишься, но ты именно читаешь. То есть, участвует в молитве не только твоя душа, но и твоё тело, потому что человек состоит из души и из тела. Важно, чтобы весь человек участвовал в собеседовании с Богом.
Для чего же мы молимся? Что нам даёт молитва? Для чего это надо?
Давайте, чтобы стало понятно, мы просто на нашу грешную землю спустимся и разберём такой пример. Скажем, некий молодой человек окончил школу, поступил в институт, в университет или в академию, не важно. Там он будет взаимодействовать и общаться с профессорско-преподавательским составом. Это кандидаты, доктора наук. В общем, очень образованные, грамотные, прекрасные, замечательные люди. Полезно ли молодому человеку общение с этими умными, замечательными людьми? Безусловно, полезно. Потому что, общаясь с ними, он обогатит внутренний свой мир. С кем поведёшься, от того и наберёшься, , поговорка такая есть. Всё это работает.
Полезно ли нам общаться с людьми, которые профессионалы в своём деле? Например, прекрасно разбираются в живописи или, скажем, в архитектуре. Они очень много могут рассказать прекрасного о картинах или о домах, архитектурных каких-то решениях. Полезно ли это нам? Наверное, да.
Мы что-то новое узнаем? Узнаем. Внутренне обогатимся? Обогатимся, да. То есть, это полезно. Если же нам полезно общаться с такими же людьми, как мы, со специалистами в своей области, для того, чтобы внутренне себя обогатить, то насколько полезно нам общаться с Богом! Ведь это же Творец! Творец Вселенной, Сам Господь!
Все вопросы о необходимости молитвы, о том, что нам даёт молитва, должны просто отпасть. Общение с Богом, безусловно, обогащает нашу жизнь и нас вообще обогащает. Без общения с Богом никакой духовной жизни у человека быть не может. То есть, без молитвы духовная жизнь невозможна. Некоторые могут мне возразить и сказать: «А если человек посещает театр, кино, приобщается к культуре, неужели у него нет никакой духовной жизни?» Нет у него духовной жизни. У него есть богатая душевная жизнь. И здесь отдельный разговор о том, что такое душевное, что такое духовное, как это между собой соотносится. Но это именно отдельный разговор.
Внутренняя молитва (продолжение)
ВНУТРЕННЯЯ МОЛИТВА
(Письма из Пустыни)
Продолжаем публикацию цикла статей о. Анджея Мушали о внутренней молитве. Предыдущие статьи этого цикла:
Письмо 7. Акт веры во внутренней молитве
«Вера это единственное и самое подходящее средство единения души с Богом» Св. Иоанн от Креста
Сегодня я хочу открыть тебе важнейшую тайну.
Внутренняя молитва приводит к АКТУ ВЕРЫ.
Именно в этом акте человек соединяется с Богом.
Всё, о чём я писал тебе до сих пор в этих письмах, служило тому, чтобы привести тебя к этому пятому и последнему «НИЧТО», в котором Возлюбленный целиком отдаёт Себя возлюбленной, а она Ему.
Здесь исполняются слова Песни Песней:
«Возлюбленный мой принадлежит мне, а я Ему» (Песн 2,16)
Здесь единение становится полным, всецелым, преображающим душу по образу Божию…
Что же такое акт веры во внутренней молитве?
Это внутреннее состояние всего человека, в котором он полностью забывает о себе, отворяя настежь двери своего сердца, чтобы Бог мог войти и действовать. Это акт личности — её чувств, души и духа, — посредством которого возлюбленная ничего не оставляет себе, но всё отдаёт Возлюбленному. Такое отношение может проявиться через:
— Молчание и пребывание в убеждении, что находишься в Боге, а Он — в тебе. Так, как мужчина и женщина соединены друг с другом в супружеском акте. Сперва каждый находится в себе и для себя. Но затем выходит из себя, чтобы быть в другом и для другого. Целиком. И так они пребывают в единстве тела и духа.
— Мысли, сосредоточение, поглощение Бога всем своим существом. Подобно губке, погружённой в воду. Как если бы ты слушал любимую симфонию Моцарта или смотрел на оригинал «Впечатления» (Impression) Моне в пустом выставочном зале. В такие минуты ты бываешь безгранично поглощён тем, что слышишь или видишь; ничто другое для тебя не существует! Есть только ты и Бог. И вы с Ним одно…
— Краткие слова, скорее, «возгласы души», выражающие веру, любовь и полное отдание себя:
— «Отдаю себя Тебе… Целиком!»
— «Полностью Тебе вверяюсь»
— «Влеки меня, я побегу за Тобою!»
Каждая душа найдёт для себя собственные, наиболее подходящие выражения отдачи себя Богу. Не бойся их высказать! Это единственные слова, которые ты можешь произносить на молитве! Они выражают тебя и твою внутреннюю готовность открыться Богу, ничего не удерживая для себя. Больше всего Он жаждет таких слов! Слыша их от тебя, Он пребывает на вершине счастья! Ибо нашёл душу, которая ни в чём Ему не отказывает!
Акт веры это нечто таинственное и трудное для описания, особенно для тех, которые не освоились во внутренней жизни. Здесь не хватает слов… Здесь человек находится в иной, надприродной реальности, и все образы и сравнения из жизни земной — только слабый отблеск того, что в действительности происходит между душою и её Возлюбленным. Может быть, поэтому самый подходящий здесь язык это язык поэзии. К нему охотно прибегали мистики, как это делал и вдохновенный автор одной из прекраснейших библейских книг:
— «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! И ложе у нас — зелень» (Песн 1,15.16)
— «Нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его» (там же, 3,4)
— «Пленила ты сердце мое, сестра моя, невеста! пленила ты сердце мое одним взглядом очей твоих. О, как любезны ласки твои, о, как много ласки твои лучше вина!» (там же, 4,9.10)
— «Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его. Я принадлежу другу моему, и ко мне обращено желание его» (там же, 4,16; 7,11)
Если хочешь понять, что такое акт веры во внутренней молитве, совершай его ежедневно.
Вскоре ты узнаешь, что без него невозможно жить.
Ибо только он, по слову св. Иоанна от Креста, — единственное средство единения души с Богом».
Он это «царица, имеющая каждую минуту доступ к царю» (св. Тереза от Младенца Иисуса, Рукопись C, 25r).
Здесь молитва становится актом любви, отдания себя и забвения о себе, как говорила Святая из Лизьё:
«Молитва для меня это порыв сердца. Попросту взгляд на небо. Возглас благодарности и любви, как в испытаниях, так и в радости. Это нечто великое, сверхъестественное, что расширяет мою душу и единит меня с Иисусом» 1 (Рукопись C, 25r-v)
Никто не исключён из участия в этом счастье.
Никто из тех, кто позволит Богу действовать в нём без всяких препятствий…
Приветствую тебя сердечно!
Помни, что в акте веры мы всегда встречаемся с Богом!
о. Анджей Мушаля
Пустынька св. Терезы из Лизьё, 1.III.2011
1Знаменательно, что именно эти слова были приведены во вступлении части IV «Катехизиса Католической Церкви», в которой говорится о молитве, как если бы в них содержался синтез учения о том, чем является христианская молитва.
@Κύριεἐλέησον.με
Ки́рие эле́йсон
Внутренняя молитва
Неизвестный новоафонский монах
Пребывающие в одной только деятельной молитве довольствуются всегда одною внешнею молитвою: поклоны, стояние, пение, чтение, а по временам и сокрушение духа и слезы. Но вкусившие действо внутренней молитвы ни чем не удовлетворяются внешним. И внутренняя молитва никогда не достигает совершенного удовлетворения, когда кто молитву деет, а Господа не может зреть. Ибо при охлаждении молитвенного духа и Господь бывает сокровен от ума и сердца. Зреть Господа пред собою и в словах молитвы я нахожу возможным почти всякому человеку — делателю молитвы. При охлаждении молитвы он скорее станет пред Господом, и в словах молитвы внешне будет зреть Господа. Когда не можешь внутренне молиться и внутрь, в духе, зреть Господа, когда теряется дух молитвы, то после этого, как я заметил, на долгое время, по несколько дней не можешь войти в единение с Господом, то есть в духе своём внутрь лицезреть безвидно Сладчайшего Господа.
По какой причине это бывает я описывать не буду, но понятно, что вина наша. Поэтому сказано: «духа не угашайте» ( 1Фес. 5:19 ). А чем он угашается, совесть виновного сама возгласит.
Всегда заботься о том, чтобы ум и слова молитвы не вне были, а внутрь тебя, там, где чувства твоего сердца, в духе твоём. И пребывай там неотходно. Чем ближе ты будешь вниманием к своему сердцу, не удаляясь от него ни на минуту, то и Господь настолько же приблизится к тебе. Главное условие к стяжанию молитвы — стремиться от вне внутрь во всякое время. Там ищи Господа, а не вне себя. Не внешняя молитва привлекает Господа, но внутренняя. Того добивайся, чтобы в духе и сердце своём мог ты молиться сокрушенно и смиренно, стоять пред Богом, не внешне, как пред человеком, но внутренним своим чувством, безвидно и верою.
Внутренняя молитва
Добавлено Суббота, 27 Сентябрь 2014. Опубликовано в Православный листок
Дорогие братья и сестры!
Обращаемся к вам ныне, чтобы повести беседу об основах духовной жизни в Православии. И начнем с того, что, по единодушному мнению святых отцов, является ее основанием и корнем. Речь пойдет о молитве, прекраснейшем и величайшем делании души человеческой, которым мы становимся способными к соединению с Богом!
«Внутренняя молитва – есть дыхание духа бессмертного, она производит радость о Господе и постоянное благодарение за все, что подаст Господь, за скорби так же, как за радости, видя во всем милосердие Божие, ведущее нас к спасению, ими же веси судьбами.
Блажен, кто сподобился усмотреть внутри себя Господа Бога и ощутить в сердце своем мир божественный и радость, происходящую от Духа Святого; сей горит любовью к Богу подобно купине, любовью вечно несгораемой».
(Святой праведный Иоанн Кронштадтский)
Это – описание одного из высших молитвенных состояний. И доступно оно для каждого. Никому Господь не закрыл путь к Себе и – «близ Господь всем призывающим Его» (Пс. 144, 18). Но, чтобы взывать ко Господу достойно, требуется немало потрудиться, приложить много усилия и терпения, да и не абы как, а по учению отцов Церкви. А что значит достойно?
«Когда становишься на молитву, помни, что ты вступаешь в беседу с Богом, окружен Ангелами и святыми. … Молитва твоя должна приноситься с теми же чувствами, с какими воспевают свои песни Ангелы и святые, т. е. с чувствами благоговения, любви и благодарности к Богу».
(Святой праведный Иоанн Кронштадтский)
«Но что же делать тебе, если, став на молитву, ты найдешь, что душа твоя не согрета ни одним из этих святых чувств?» (спрашивает он же). Что делать, если в душе лишь «окамененное бесчувствие», а в голове – свистопляска помыслов, если проговариваешь вслух слова молитвы (или в уме), а мысли совсем-совсем о другом? Ведь, «Молитва, языком глаголемая, умом же не внимаемая, есть ничто», по учению святых отцов. Такую молитву святой праведный Иоанн Кронштадтский называл «биением воздуха».
Так что же делать, когда таково ваше состояние на молитве?
Если вас поистине коснулся зов Божий, если теплится в вашем сердце огонек любви к Господу, то надо начинать борьбу за восхождение по лествице молитвенного совершенства. И начинается она с выполнения святоотеческого правила – «заключать ум в слова молитвы». По-другому говоря, это значит сосредотачивать свой ум на смысле читаемых слов, а если ум отбежит и начнет о другом думать, возвращать его на свое место…быть может, несколько раз читать фразу или даже одно слово. Трудно, болезненно это бывает, но если не отступать из любви к Господу, если продолжать борьбу с непослушным умом, то однажды вы почувствуете тихую радость и только потом поймете, что ум проникает в смысл каждого слова и никуда не отходит от слов молитвы, а напротив, стремится к ним… Господь за терпение и усердие ваше даровал вам сосредоточенную молитву! А это уже великая, великая радость! Но… только первая ступень к молитвенному совершенству, к чистой духовной молитве.
А теперь скажем о самом главном условии истинной молитвы. «В молитве главное, о чем нужно прежде всего позаботиться, – говорит о. Иоанн, – это живая, ясновидящая вера в Господа: представь Его живо пред собою и в себе самом, и тогда еже хощеши, проси о Христе Иисусе в Духе Святом – и будет тебе. Проси просто, ничтоже сумняся, – и тогда Бог твой будет все для тебя, во мгновение совершающий великие и чудные дела…».
«Молясь Богу, нужно стяжать такую твердую, непоколебимую веру, чтобы сомнение в чем-либо было делом трудным, даже невозможным, а для этого нужно иметь в сердце как бы начертанными слова: «Вся возможна суть у Бога» (Мф. 10, 27); нужно еще иметь живую уверенность, что Господь все исполняет, – что Существо Его есть Любовь и Благость, что Его дело и как бы существо – творить, миловать, ущедрять, исполнять наши прошения…».
«Если хочешь, чтобы Господь давал скорее сердечную веру твоей молитве, старайся от всего сердца все говорить и делать с людьми искренно и отнюдь не будь с ними двоедушен. Когда будешь прямодушен и доверчив с людьми, тогда Господь подаст тебе прямодушие и искреннюю веру и по отношению к Богу».
А вот и еще один совет отца Иоанна для стяжания чистосердечной искренней молитвы:
«На молитве надо иметь следующую уверенность о Боге, Божией Матери, ангелах и святых: 1) слышит, 2) может, 3) хочет исполнить праведное наше желание и 4) исполнит, если буду усердно просить, ни мало не сомневаясь; исполнит, как Ему будет угодно».
Святитель Феофан Затворник писал:
«Если в молитве не будете успевать, не ждите успеха и ни в чем другом. Она – корень всего».
«Молитва есть главное дело».
Бесконечно велико значение этих фраз. И сугубо они значительны для нас, православных христиан XXI столетия от Рождества Христова. Наше время не несет прямых гонений на Церковь, но под маской внешнего благополучия враг сплел страшную, злохитрейшую паутину, в которую, даже не ведая об этом, попадают и сами православные, а не только сектанты, еретики, неверующие, иноверцы.
И приведенные выше фразы святого отца (есть и другие, подобные им) служат для нас с одной стороны, спасительным духовным маяком, ярко и однозначно указывающие нам истинное направление движения души к Богу. С другой, они для нас пробный камень: точно ли мы есть то, что о себе думаем? По этим кратким изречениям можно измерить всю свою духовную жизнь и понять: подлинно ли мы православные христиане в жизни или только внешние носители этого облика, служим ли мы Христу или под видом благочестия – страстям, самохотению, в рабстве веку сему.
По словам преподобного старца Силуана Афонского, «без молитвы душа не пребудет в любви Божией, ибо через молитву приходит благодать Святого Духа. Молитвою хранится человек от греха, ибо молящийся ум занят Богом и во смирении духа стоит пред лицом Господа, Которого знает душа молящегося».
Но почему христианину нужно стремиться к молитвенному совершенствованию?
Чтобы понять это, обратимся к трудам святых отцов:
Молитва есть творчество, творчество высочайшее, творчество по преимуществу и в силу этого она бесконечно разнообразна, но все же есть некоторая возможность различения ее на виды в зависимости от установки или направленности главных духовных сил человека.
В этом смысле молитва совпадает с этапами нормального развития человеческого духа. Первое – движение ума вовне, второе – возвращение его к самому себе и третье – движение к Богу через внутреннего человека.
В соответствии с таким порядком Святые Отцы устанавливают три образа молитвы: первый характеризуется воображением, второй – размышлением, а третий – погружением в созерцание. Действительно правильной, должной и плодотворной Отцы считают только молитву третьего образа, но учитывая невозможность для человека иметь такую молитву с самого начала его пути к Богу, и два первых образа молитвы считают явлением нормальным и в свое время полезным.
Поэтому, христианину нужно стремиться к такой сердечной молитве, чтобы в совершенстве общаться с Господом, очищать себя от страстей и чистым сердцем внимать Богу. Вот что советуют святые отцы желающим научиться молитве:
Святой праведный о. Иоанн Кронштадтский :
«Как телесная пища оказывается почти безвкусной, когда мы употребляем ее очень спешно, так и духовная пища теряет свой вкус для нашей души, когда мы произносим слова молитвы очень спешно, с намерением скорее кончить, даже отзывает горечью в нашем сердце. Без усвоения ее себе сердцем, нельзя находить сладости в молитве, так что самая трогательная молитва, не прочувствованная сердцем, не имеет для нас почти никакой цены».
«Когда при чтении молитв будешь искать умом и сердцем Господа, не ищи Его далеко: Он тут, в самых словах молитвы. Только внимай им сокрушенным и смиренным сердцем, и Господь перейдет из них и в твое сердце. В словах молитвы дышит Дух Божий».
Старец Силуан Афонский :
«Если ум твой хочет молиться в сердце и не может, то читай молитву устами и держи ум в словах молитвы, как говорит «Лествица». Со временем Господь даст тебе сердечную молитву без помыслов, и будешь легко молиться».
Однако, следует быть очень осторожным: «Некоторые повредили себе сердце и дошли до того, что потом и устами не могли ее произносить. Необходимо знать style=»font-weight: bold»>порядок духовной жизни: дары даются простой, смиренной, послушливой душе. Кто послушлив и во всем воздержен – в пище, в слове, в движениях, тому Сам Господь дает молитву и она легко совершается в сердце».
«Кого любишь, о том хочется мыслить, о том хочется говорить, с тем хочется быть. А Господа любит душа, как Отца и Создателя, и предстоит Ему в страхе и любви: в страхе, потому что Господь; в любви, потому что знает душа Его как отца; Он зело милостив и благодать Его сладка паче всего. И я познал, что молиться легко, потому что помогает благодать Божия. Господь милостиво нас любит и дает нам молитвою беседовать с Ним, и каяться, и благодарить.
Нет сил описать, как много нас любит Господь; Духом Святым познается сия любовь, и душа молящегося знает Духа Святого».
Святитель Феофан Затворник :
«Но никогда не забывайте, что существо молитвы есть ума и сердца возношение к Богу, ибо Бог везде есть. И святой пророк учил свою душу: на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя, Господа! Больше всего к этому располагать может память о Боге, любовь к Богу. К памяти Божией надо себя приучать, и средство к тому краткая молитовка, непрестанно в мысли повторяющаяся: Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!»
«Чем более будете утверждаться в памяти Божией, или в умном предстоянии Богу в сердце, тем все более и более будут улегаться и мысли и менее блуждать. Внутреннее упорядочение и успех в молитве идут вместе».
Если вы хотите исправить свою молитву, трудитесь усердно: непрерывно и постоянно, с терпением и самопринуждением. Если придет лень, желание ослабить или даже сомнение, нужно ли так делать – гоните все это, воодушевитесь надеждой и упованием, что «Господь, видя труд ваш над молитвою и усердие, с каким Вы ищете навыка в ней, даст Вам, наконец, молитву и она, утвердившись в сердце, будет сама бить оттуда ключом. Сей блаженнейший плод, есть плод труда молитвенного! Чаяние его воодушевляло всех молитвенников, и получение его было для них источником непрестанного блаженства духовного, радования и покоя сердца в Боге. О, да дарует Вам Господь плод сей! Но без труда не даст, труда постоянного, самопринудительного, терпеливого, уповательного. Мужайтесь!»
Православный листок прихода Благовещения Пресвятой Богородицы,
г. Кинешма
Православный листок прихода Благовещения Пресвятой Богородицы г. Кинешмы
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.