Содержание
- 1 Молитвы святителю Луке об исцелении
- 2 Молитвы святителю Луке
- 3 Молитвы святителю Луке об исцелении ребенка
- 4 Православные молитвы ☦
- 5 2 молитвы святому апостолу и евангелисту Луке
- 6 Православные молитвы ☦
- 7 2 сильных молитвы Луке Крымскому
- 8 Хирург и архиепископ. Святой Лука Крымский
- 9 Сомнения святителя Луки
- 10 LiveInternetLiveInternet
Молитвы святителю Луке об исцелении
Со дня земной кончины архиепископа Крымского Луки прошло немногим больше полувека, но этот святой уже стал одним из самых почитаемых православными верующими в России. Хирург, внесший немалый вклад в развитие отечественной медицины и спасший тысячи жизней, в своих действиях доверялся Богу, всегда молитвенно испрашивал благословения для себя и для пациента перед тем, как приступить к врачебным манипуляциям, и даже во времена богоборчества у него в операционной стояла икона. В болезни, часто перед операцией, верующие обращаются к святителю Луке, надеясь, что и для них святой хирург попросит благословения у Господа.
Сегодня собрано уже немало свидетельств о помощи святого и о чудесных исцелениях. Но обратившись к святому в трудную минуту, и после выздоровления не стоит забывать о молитве и благодарности Богу.
Тропарь святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1
Возвестителю пути спасительного, / исповедниче и архипастырю Крымския земли, / истинный хранителю отеческих преданий, / столпе непоколебимый, Православия наставниче, / врачу богомудрый, святителю Луко, / Христа Спаса непрестанно моли / веру непоколебиму православным даровати // и спасение, и велию милость.
Кондак святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1
Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, / был еси святителю, / душу же равноангельну сотворил еси, / сего ради святительства саном почтен был еси, / и во изгнании же от безбожных много пострадал еси / и непоколебим верою пребыв, / врачебною мудростию многия исцелил еси. / Темже ныне честное тело твое, от земных недр обретенное дивно, / Господь прослави, / да вси вернии вопием ти: / радуйся, отче святителю Луко, / земли Крымския похвало и утверждение.
Молитва
О молитве святителю Луке об исцелении рассказывает священник Серафим Сагедуллин, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери села Извеково, Смоленская область:
У Бога нет мертвых — у него все живы, поэтому мы можем обращаться к святым в молитве в любом месте и в любое время, когда чувствуем в этом потребность. К священноисповеднику Луке Войно-Ясенецкому, как и ко всем святым, мы можем обращаться в молитвах, составленных Православной церковью. Текст молитв к святителю Луке был подготовлен к его прославлению. То есть акафист и канон, и все молитвы были написаны буквально несколько лет назад, в конце прошлого века.
В церковном году есть две важные даты, связанные со священноисповедником Лукой Крымским: день его памяти, преставления, как мы говорим, кончины — 11 июня, и день обретения его мощей 18 марта. В эти два дня, а также в дни памяти Крымских, Курских и Ростово-Ярославских святых во время богослужений в храме мы обращаемся к святителю всей Церковью. Очень хорошо, если есть возможность, именно в эти дни попасть в храм, чтобы помолиться вместе со всеми.
Верующие хорошо знают скоро в помощи святого великомученика и целителя Пантелеимона, святых бессребреников Косьму и Дамиана. Эти святые врачи в течение многих веков помогают всем, кто к ним обращается. Но святитель Лука очень близок к нам по времени своей жизни, сохранились его записи, свидетельства очевидцев его чудес. От того именно к нему нам бывает легче всего обращаться.
Молитвы святителю Луке
На надгробии Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого – именно так звали святителя Луку в миру – высечено: «Архиепископ, доктор медицины, профессор хирургии, лауреат». Сложно переоценить, сколько было сделано этим уникальным человеком для Церкви, для пациентов, для науки, для родной страны. При жизни люди шли к нему за помощью как к выдающемуся врачу, он же никогда не начинал операции без молитвы и не отпускал пациента без благословения. После его смерти людской поток не прекратился, и могила священника-врача вскоре стала местом паломничества верующих.
В 1990-е годы архиепископ Лука стал почитаться как местночтимый святой, тогда же протоиереем Георгием Севериным была составлена первая молитва святителю. В 2000-ом году Русской Православной Церковью он был прославлен как исповедник – трижды святитель Лука был под следствием, трижды его отправляли в ссылки, его подвергали гонениям, но никогда он не мог допустить мысли даже о том, чтобы скрывать свою веру.
Все, что он делал, он делал из любви ко Христу и из любви к человеку. И потому и сегодня многие верующие надеются на его любовь и молитвенно просят святого Луку Крымского (именно в Крыму, в Симферополе, он закончил свой земной путь и сейчас хранятся его мощи) посодействовать в избавлении от телесных и душевных недугов, помочь в разрешении непростых ситуаций и укрепиться в вере.
Тропарь святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1
Возвестителю пути спасительного, / исповедниче и архипастырю Крымския земли, / истинный хранителю отеческих преданий, / столпе непоколебимый, Православия наставниче, / врачу богомудрый, святителю Луко, / Христа Спаса непрестанно моли / веру непоколебиму православным даровати // и спасение, и велию милость.
Кондак святителю Луке (Войно-Ясенецкому), архиепископу Крымскому, глас 1
Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, / был еси святителю, / душу же равноангельну сотворил еси, / сего ради святительства саном почтен был еси, / и во изгнании же от безбожных много пострадал еси / и непоколебим верою пребыв, / врачебною мудростию многия исцелил еси. / Темже ныне честное тело твое, от земных недр обретенное дивно, / Господь прослави, / да вси вернии вопием ти: / радуйся, отче святителю Луко, / земли Крымския похвало и утверждение.
Молитва святителю Луке (написана прот. Георгием Севериным, г. Симферополь)
О молитве святителю Луке рассказывает протоиерей Роман Бацман, настоятель храмов Живоначальной Троицы и Воскресения Христова при НИИ им. Склифосовского, домового храма святителя Луки (Войно-Ясенецкого) Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева, г. Москва
К святому можно обращаться всегда, когда есть желание, возможность. потребность. Молятся святому, потому что его любят, хотят с ним сотрудничать в духовной области, а не просто от него что-то получить. Конечно, если в какой-то момент нужна его помощь, то обращаются и за помощью. В частности, когда человек заболел или трудности подстерегли его или его родных и близких.
Легче молиться тому святому, который при жизни имел дар, был близок к тому, что для вас важно сейчас, занимался именно этим делом. Например, к Петру и Февронии обращаются, когда молятся о супружеской жизни. А святитель Лука был не только архиепископом, но и врачом, профессионалом и специалистом такого уровня, что несмотря на годы гонений его наградили сталинской премией.
Наш домовый храм святителя Луки (Войно-Ясенецкого) Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева открыт с 11 июня 2001 года, я служу в нем почти 18 лет. Исцеления периодически происходят, люди приходят и рассказывают требным сестрам, которые постоянно здесь дежурят, о том, что с ними было.
6 мая 2007 года бухгалтер кардиоцентра Вера Тихоновна пришла помолиться в храм, прочитала акафисты священноисповеднику Луке и великомученику и целителю Пантелеимону. Она молилась о своей дочери Татьяне, которую забрали на роды. Татьяна рассказала потом о тяжелых родах такую историю. В полузабытьи она увидела священнослужителя в черной рясе. Он подошел к ней и взяв за руку стал утешать, что все будет хорошо: он из Бакулевского центра и он поможет. Татьяна, не сомневаясь, ответила ему: “Конечно же из Бакулевского — там мама работает!” Рядом стоял еще один молодой человек, который держал что-то. Конечно же, в родблок никого не пускали и Татьяна потом поняла это. Семья благодарит за помощь священноисповедника Луку и целителя Пантелеимона.
Очень много родителей младенцев приходят молиться святителю Луке. Периодически они приезжают на повторные операции или дополнительные обследования и с благодарностью приходят сначала сюда, в храм, поскольку уже знают, где он находится, а потом уже поднимаются в отделение. В храм могут попасть не только сотрудники, пациенты и их родственники, приезжающие навестить. Помолиться в храме можно при большом желании каждый день в те часы, когда он открыт: каждый день с понедельника по пятницу с 9 утра до 19 вечера, в субботу с 7.30, поскольку в 8 начинается служба, и до 16, в воскресенье с 10 утра до 17 вечера. Понятно, что на территории больницы строгая пропускная система, но можно оформить пропуск в бюро, предварительно позвонив в храм, чтобы мы дали подтверждение.
Некоторое время назад произошел такой случай, который я считаю чудесным. Когда я приходил в отделение, где лечатся дети от 5 лет и старше, родители мусульмане просили меня благословить их сына. Он лежал в палате ближе к входу, уже взрослый, 15 лет. И много раз, когда я приходил к христианским семьям, причащать и исповедовать, они просили, чтобы я зашел в их палату и благословил их сына. Они очень ждали решения об операции. Так продолжалось несколько недель. Наконец операцию решили провести, она оказалась удачной и благополучной. И после нее семья пришла в храм с просьбой крестить их сына, а сами родители собирались принять крещение, когда приедут домой, в Душанбе.
К сожалению, не все исцеляются, бывает, что младенцы умирают. Но нельзя не считать чудом, когда родители, проведя несколько месяцев в больнице, использовав все возможности для лечения, медицинские и духовные, приходят с благодарностью в храм после смерти ребенка. Одна семья, потерявшая малыша, заказала икону преподобного Стилиана, греческого святого и покровителя младенцев, с тем, чтобы эта икона была у нас в храме. Они иногда приезжают и мы служим панихиду по усопшему младенцу. Можно сказать, что это чудо, когда люди благодарят Бога, а не отчаиваются, несмотря на такую тяжелую ситуацию.
По пятницам, в 15.00 мы всегда читаем акафист святителю Луке, после которого читаем молитву с добавлением слов о том, что мы припадаем не только к иконе святителя, но и к его мощам, потому что в нашей иконе есть частичка мощей. В остальные дни люди приходят и берут возле иконы из специальных кармашков жизнеописание святителя Луки и молитву, которую читают сами. Я наблюдаю это постоянно, когда приезжаю в храм, когда хожу причащать и исповедовать по палатам и возвращаюсь. В любое время есть люди в храме, которые молятся святителю Луке.
Молитвы святителю Луке об исцелении ребенка
Святой врач Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, 1877-1961), где бы ни находился (а поездить ему пришлось немало), лечил взрослых и детей, а также заботился о верующих как священник: молился о них и вместе с ними, по возможности совершал богослужения. Иногда ему приходилось крестить младенцев в совсем не подходящих для того условиях, но он никогда не отказывался от совершения таинств. Служение святителя Луки людям было столь велико, что, несмотря на его открытую и активную церковную жизнь, он стал единственным священником, награжденным Сталинской премией. И большую часть премии он пожертвовал осиротевшим после войны детям. Он сам был отцом четверых детей, а потому ему понятны и близки тревоги родителей. Верующие считают святителя Луку ходатаем за детей перед Господом, особенно во время болезни ребенка.
По многочисленным свидетельствам верующих – причем не только в России, но и, например, в Греции, где его очень любят и почитают – святой всегда слышит просьбы об исцелении детей. Но, молясь святому Луке, не надо забывать и об адекватном и своевременном лечении – ведь именно благодаря соединению медицинской помощи и помощи Божьей происходили излечения пациентов великого хирурга и прославленного епископа.
Молиться об исцелении ребенка святителю Луке можно своими словами, можно и читая специально написанные молитвы святому.
Молитва:
О молитве святителю Луке об исцелении детей рассказывает священник Иоанн Коханов, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве, г. Москва
Святителю Луке можно молиться в любой день, когда это необходимо, в храме (как на богослужении, так и в другое время), дома или даже в дороге: читать канон или акафист, заказать молебен о здравии. Любая наша молитва к Богу и святым совершается от сердца, поэтому часто мы обращаемся кратко своими словами: “Святителю отче Луко, моли Бога о мне”. То есть помолись обо мне, о моем сыне или дочке, испроси у Господа здравия моим родным.
Почему мы молимся именно святителю Луке об исцелении? Потому что он был выдающимся хирургом, доктором медицинских наук. профессором хирургии, прекрасным не только теоретиком, но и практиком: верно ставил диагнозы и назначал, сам проводил лечение. К тому же из его жития мы знаем, что его родные и близкие, даже не получая медикаментозного лечения, просто обращались к нему в молитвах и исцеление происходило. Все это было совсем недавно: когда составлялось житие, записывали свидетельства очевидцев его жизни и чудес.
Что является обоснованием для прославления святого Церковью? Во-первых, его богоугодная жизнь, то есть жизнь как образец подвига предстояния Богу, подражания Христу — мученичеством, подвижничеством, искренней любовью к ближним и к Богу преданным сердцем. Во-вторых, чудеса и события особого порядка, которые происходили при жизни этого человека. Третье, это почитание после смерти, его заступничество по молитве.
Одно из самых известных исцелений произошло в 2001 году с мальчиком Назарием. Пятиклассник отдыхал у бабушки в Крыму и железной дверью размозжил себе 2 фаланги пальцев. Когда его привезли в больницу, врачи ампутировали эти фаланги, поскольку кости были раздроблены очень сильно. Пальцы обработали и зашили. Ребенок остался без пальцев, и перед ним встал вопрос: как теперь играть на инструменте (он занимался на фортепиано)? После возвращения из больницы он встретился с местным батюшкой, которого рукоположил еще святитель Лука. Так они узнали, что к святителю Луке можно обращаться в молитве, мальчик стал просить святого о помощи, чтобы вновь играть на инструменте. Врач, который вел послеоперационный период и делал перевязки, был поражен, когда через 3 недели после ампутации у мальчика отросли новые фаланги и на них выросли новые ногти. То есть пальцы “восстановились”, что видно на фотографиях. Это чудо поразило врача-атеиста, который не смог найти научное объяснение тому, что новые кости заново выросли у отрока, не младенца даже, и тем более ногти на них.
Сам я был в Симферополе дважды, приезжал к мощам святителя Луки, брал освященное масло и привозил домой. И конечно, когда болеют дети или мы с супругой, то с молитвой обращаемся к святителю Луке, мажем маслом лоб или больные места, молимся, читаем акафист или своими словами просим. Только тут важно понимать, что помогает на само масло, а Господь исцеляет, по молитве к Его святому.
Многие приходят приложиться к святыням, которые привозят в город. Этот вид паломничества все более популярен в городских условиях, как хорошая возможность прийти и помолиться. Любое паломничество предполагает некий духовный труд, чтобы человек мог посвятить себя молитве и общению с Богом. Мы знаем, как городская суета, житейские дела часто отвлекают от возможности помолиться. Раньше, когда человек совершал паломничество, то дорога к святыне или к святому, сам процесс следования к пункту назначения, был одной из главных составляющих молитвы: когда ты целиком свое время и силы, всего себя, отдаешь молитве о своей нужде. Когда же человек живет в городе, то следование к святыне, стояние в очереди к святыне — это тоже возможность посвятить несколько часов своей жизни этому делу, понести некий духовный труд, духовное упражнение. О чем еще думать, когда стоишь в очереди к мощам святого, как не о нем? Читаешь акафист, молишься своими словами. Несомненно, когда проходит время, понимаешь, что это было время, проведенное в молитве — а значит, с пользой для твоей души.
Православные молитвы ☦
2 молитвы святому апостолу и евангелисту Луке
Оглавление:
Молитва святому апостолу Луке о покровительстве врачам, художникам, миссионерам и иконописцам
«О, святый Луко, Богом избранный и Материю Божиею благословенный, проповедниче по всей вселенней Евангелия Христова, мучениче и Апостоле, помощниче всем молитвенно призывающим тя, помози и нам, непотребным рабом Господним, яко мы по многим прегрешениям нашим обретаемся во тьме и сени смертней, отдалече от Бога отстоя. Чрез то стыдом посрамленные не имамы дерзновения Господа молити о прощении, призываем тя, великий светильниче Божий, яко пребывающаго в непреходящем Его свете, моли о нас Господа, да помилует нас.
Умоли Господа, святый Луко, да обновит в нас страх Господень, онже любы привлекает, а грех отгоняет. Яко мы тако навыкли грешити по всях день и час, и во сне, яко не вемы слов Господа: бдите, яко не знаете часа, егда хочу приити, Он же может на всяк час призвати нас из сего привременного живота в вечный. Пробуди в нас, святый Луко, страх и премудрость, о нихже святый царь и псалмопевец Давид рече. Да твоими молитвами получим покаяния слезы, имиже вси наши души от греха очистятся. Яко мы в духовной слепоте и дебелости суще не можем плакатися своего мертвеца, сиречь самих себе, многи же слезы, потоки слез потребно да пролием за множество содеянных грехов.
Помози нам, неразумным, да уразумеем Писание, еже ты сам списал еси, яко истинным разумом уразумеем истинная словеса, да бежим от греха, яко от огня, и вси силы приложим, да приблизит ны Бог. Да уразумеем, яко грех есть смерть, Бог же живот. Помози нам, святый Луко, да то уразумевше, очистимся от греха и прейдем из смерти в живот. Да будет нам Бог вся во всем. И ныне и во веки да пребудем близ Него. Дабы и нам, яко ти с Клеопою, егда путешествовали во Еммаус, сердце и душа трепетны быша от присутствия Его. Отнюдуже да снидет на ны мир небесный, к Царствию Небесному ны руководящий и радостны ны творящий, да возможем стрелы лукаваго, на всяк час в нас испущаемы, отгнати. С тем же получим и любы Божия, да руководит нас к вечному Отечеству, идеже вси силы небесные, вси святии, Мати Божия пред ними, Еяже благой лик в иконе тобою написанной, увековечен еси. Очи сердец наших да непрестанно взирают на ту лепоту и ею наслаждаются, да царит в нас Царство Небесное, в кое чаем молитвами твоими, святый Луко, преселитися, егда нас Господь призовет, да тамо вечно славим Бога во Святей Троице: Безначальнаго Отца, Единороднаго Сына и Пресвятаго Духа, во все бесконечные веки. Аминь.»
Молитва святому апостолу и евангелисту Луке об укреплении веры
«О, преславный апостоле Луко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.»
Православные молитвы ☦
2 сильных молитвы Луке Крымскому
Оглавление:
Молитва Луке Крымскому об исцелении
(об исцелении больных раком, перед операцией, о выздоровлении ребенка)
«О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов! Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбцу Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики Ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию, еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли.
Испроси у Христа Бога нашего: да утвердит во святей своей Православней Церкви дух правыя веры и благочестия, пастырям ея да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабыя и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противная обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скopбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское и святое благословение, да тобою осеняеми избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов.
Даруй нам богоугодно прейти поприще временней жизни, настави нас на путь, ведущий в селения праведных, избави нас воздушных мытарств и моли о нас всесильнаго Бога: да в вечней жизни с тобою непрестанно славим Отца и Сына и Святаго Духа, Ему же подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь.»
Молитва Луке Крымскому о даровании чад
«Услышь нас, Милосердый и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, вспомни закон Твой об умножении рода человеческого и будь милостивым Покровителем, да Твоею помощью сохранится Тобою же установленное. Ты властною силою Твоею из ничего все сотворил и положил начало всего в мире существующего — сотворил и человека по образу Своему и высокою тайною освятил союз супружества и предуказание тайны единения Христа с Церковью. Призри, Милосердый, на рабов Твоих сих (имярек) союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на них милость Твоя, да будут плодовиты и да увидят они сыны сынов своих даже до третьяго и четвертаго рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное через Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Святым Духом во веки. Аминь»
Хирург и архиепископ. Святой Лука Крымский
Вопросы Веры и Фомы 15 марта, 2019 294 3
Художник, хирург, архиепископ, политзаключенный — можно ли представить, что всё это один и тот же человек? Врач, который вылечил тысячи людей по всей России, вернул в строй целые дивизии воинов, написал учебник, по которому до сих пор сдают экзамены студенты медицинских вузов. В тяжёлые годы репрессий он смело спорил с самым высоким начальством, отстаивая веру. Часто — ценой собственного здоровья, свободы и даже жизни. Одиннадцать лет провёл в тюрьмах, ссылках и лагерях. Но не очерствел душой, а продолжал спасать тела и души людей…
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, известный во всем мире как святитель Лука, человек удивительной судьбы, по молитвам к которому до сих пор происходят чудеса. О судьбе одного из величайших святых XX века узнают любознательные ребята, брат и сестра, Вера и Фома. И совершат для этого удивительные путешествия в жаркий Узбекистан и далекую Сибирь, побывают на Крайнем Севере и в солнечном Крыму. А помогут им в этом их старые друзья: мудрый доктор Михаил Гаврилович и его верный пёс Алтай.
Скачать сейчас: Хирург и архиепископ. Святой Лука Крымский
Author
Вопросы Веры и Фомы
Предыдущий эпизод
7 недель Великого поста
Вопросы Веры и Фомы 11 марта, 2019
Недели Великого поста. Чему посвящена каждая из них? Вход Господень в Иерусалим. Лазарева суббота. События нелегкие, но светлые и очень важные. Как о них рассказать детям? Год назад на Вербное воскресенье брат и сестра Вера и Фома встретились […]
Похожие записи
40 мучеников Севастийских. За что пострадали верные воины?
Вопросы Веры и Фомы 22 марта, 2020
Эпидемия: что делать?
Вопросы Веры и Фомы 18 марта, 2020
Вопросы Веры и Фомы
© 2020 АНО Радиоканал «Вера, надежда, любовь». 6+
Сомнения святителя Луки
Как известный святой чуть не отказался от церковного служения
Видео (кликните для воспроизведения). |
«Мне снилось, что я в маленькой пустой церкви, в которой ярко освещен только алтарь. В церкви неподалеку от алтаря, у стены, стоит рака какого-то преподобного, закрытая тяжелой деревянной крышкой.
В алтаре на престоле положена широкая доска, и на ней лежит голый человеческий труп. По бокам и сзади престола стоят студенты и курят папиросы, а я читаю им лекции по анатомии на трупе. Вдруг я вздрагиваю от тяжелого стука и, обернувшись, вижу, что упала крышка с раки преподобного, он сел в гробу и, повернувшись, смотрит на меня с немым укором. Я с ужасом проснулся». Этот сон епископ Лука увидел в один из самых трагических моментов своей жизни. Ему предстояло сделать выбор: продолжать церковное служение или полностью уйти в хирургию, где всё обещало ему блестящую карьеру. Но даже ужасное видение не смогло до конца избавить его от сомнений…
Исповеднический подвиг — это не гладкое шествие по широкой дороге, зачастую он связан с колебаниями, отступлениями и даже падением. В конце концов, важным является не то, с какими трудностями, остановками, разного рода зигзагами и отступлениями от прямого пути двигался человек к вечной цели, а как он завершил свою жизнь. В Древней Церкви христиане были более открыты и не боялись говорить о себе правду, близость к Богу для них была куда важней, чем то, как они выглядят в глазах других людей. В наше время постоянное соприкосновение с пронизанным гордостью и лукавством миром все менее вызывает желание открывать правду о себе и о своих нравственных колебаниях. Мир стал сильней, а христиане слабей. Только немногие, такие, как праведный Иоанн Кронштадтский или священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий), позволяли себе, как бы принося себя в жертву, широко открывать свое сердце перед людьми.
Священноисповедник Лука родился в 1877 году в городе Керчи Таврической губернии и в крещении был наречен Валентином. Талантливый проповедник и гениальный хирург, в 1923 году он был пострижен в монашество с именем Лука и хиротонисан во епископа Ташкентского и Туркестанского. В 1931 году Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к ссылке в Северный край на три года, и он был отправлен в Архангельск. Начались колебания в выборе между архипастырской деятельностью и врачебной, к которой все настойчивей его склонял внутренний помысел.
В Архангельске он долго не мог найти себе квартиру, был некоторое время в прямом смысле бездомным. Врачи больницы, куда он был определен работать хирургом, встретили его недружелюбно; неприветливо встретил его и епископ Архангельский Аполлос (Ржаницын), — этим Господь исподволь указывал на ошибочность избираемого владыкой пути — следовать призванию врача-ученого, нежели пастыря.
Вскоре по врачебной надобности, касающейся его собственного здоровья, он выехал в Ленинград, где ему была сделана операция.
Из больницы владыка отправился к митрополиту Ленинградскому Серафиму (Чичагову)в Новодевичий монастырь. Это было в субботу, незадолго до всенощной. Епископ Лука стоял в алтаре в самом обычном расположении духа, не предвещавшем ничего необыкновенного. Но вдруг перед чтением Евангелия им овладело сильное волнение, ежеминутно нараставшее и достигшее своего предела, когда он услышал слова Господа Иисуса Христа, обращенные к апостолу Петру: Симоне Ионин, любиши ли Мя паче сих. Паси овцы Моя… (Ин 21:15–16).
Слова Христовы точно пронзили его. Владыка задрожал от волнения, он всем своим существом воспринял их как обращенные непосредственно к нему, епископу Луке, именно его призывающие пасти стадо Христово. Он с трудом дождался конца богослужения и пошел к митрополиту Серафиму — рассказать о том нравственном потрясении, которое он испытал во время всенощной. Но тот, как это часто бывает, не смог проникнуть в смысл происшедшего и отнес всё к рядовому религиозному переживанию.
Еще в течение двух-трех месяцев епископ Лука остро вспоминал пережитое: точно как к Петру во время допроса, Господь поворачивал лик, напоминая ему о предательстве, и всякий раз слезы градом лились из его глаз, но постепенно повеление Божие, как не принятое к исполнению, начало из памяти стираться и забываться. Не может же Господь непрестанно обращаться к человеку с одним и тем же, как бы стремясь насильно пленить его волю.
По возвращении в Архангельск епископ Лука был вызван в Москву, где в течение трех недель особоуполномоченный ОГПУ подолгу беседовал с ним под предлогом того, что ему поручено изучить дело епископа, так как начальство в Москве считает несостоятельным предъявленное ему обвинение. В действительности же лукавый совратитель человеческих душ исподволь изучал святителя, одновременно беспрестанно ему льстил и превозносил до небес как хирурга и, изучая его реакцию на похвалу, обещал предоставить ему хирургическую кафедру в Москве, как бы невзначай подводя к тому, что для этого надо отказаться от священнослужения.
Медовые речи искусителя сладким ручейком вливались в сердце святителя и отравляли его своим ядом: пристрастие к хирургии под влиянием льстивых речей все более укреплялось, занятие хирургией стало казаться делом самым нужным и существенным, все менее хотелось от него отрываться; духовный сон все более сковывал и оплетал паутиной душу, — и он в конце концов написал властям заявление: «Я не у дел как архиерей и состою на покое. При нынешних условиях не считаю возможным продолжать служение, и потому, если мой священный сан этому не препятствует, я хотел бы получить возможность работать по хирургии. Однако сана епископа я никогда не сниму».
Копию этого заявления он отправил заместителю Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому). Однако епископа Луку после этого заявления не только не освободили, предоставив место хирурга, как он надеялся, но вернули в Архангельск, увеличив срок ссылки еще на полгода, предполагая усилением репрессий добиться снятия сана. Не зная, что предпринять, епископ Лука в растерянности написал митрополиту Арсению (Стадницкому) в Ташкент, советуясь с ним, но тот поддержал его решение на время оставить служение и заодно посоветовал ему вообще не возвращаться в Ташкент, чтобы и самому не сталкиваться с чересчур религиозно настроенным архиереем.
Епископ Лука написал схиархиепископу Антонию (Абашидзе), жившему в Киеве, поведав ему о своих сомнениях в правильности своего решения заняться исключительно хирургией, — но и владыка Антоний, убаюкивая его совесть, ответил, что не видит в этом поступке зазорного.
В конце 1933 года епископ Лука был освобожден. На пути в Москву Господь попустил ему попасть в крушение поезда. Это, хотя и напугало его, но не образумило, он не стал пересматривать правильность своего решения.
В Москве он первым делом явился в канцелярию митрополита Сергия, и секретарь митрополита спросил епископа, не желает ли тот занять одну из свободных кафедр. «Оставленный Богом и лишенный разума, — свидетельствовал впоследствии священноисповедник, — я углубил свой тяжкий грех страшным ответом: “Нет”».
От митрополита Сергия епископ Лука направился в Наркомат здравоохранения, чтобы ходатайствовать о предоставлении ему возможности заниматься в каком-нибудь исследовательском институте разработкой вопросов, касающихся гнойной хирургии. Но по милости Божией получил в этом отказ.
Впереди не виделось никаких перспектив, ему буквально некуда было деться. На обеде у митрополита Сергия один из архиереев посоветовал ему поехать в Феодосию. В этом совете не было ничего разумного, но, утратив способность к рассуждению, он последовал бессмысленному совету и отправился в Феодосию.
«Там, — вспоминал он впоследствии, — я чувствовал себя сбившимся с пути и оставленным Богом, питался в грязной харчевне, ночевал в доме крестьянина и, наконец, принял новое бестолковое решение — вернуться в Архангельск и, немного опомнившись, уехал в Ташкент…
Я опустился до такой степени, что надел гражданскую одежду и в Министерстве здравоохранения получил должность консультанта при андижанской больнице.
Там я тоже чувствовал, что благодать Божия оставила меня. Мои операции бывали неудачны. Я выступал в неподходящей для епископа роли лектора о злокачественных образованиях и скоро был тяжело наказан Богом. Я заболел тропической лихорадкой , которая осложнилась отслойкой сетчатки левого глаза. Я оставил работу по гнойной хирургии и поехал в Москву. Я лежал с завязанными глазами после операции, и поздно вечером меня опять внезапно охватило страстное желание продолжать работу по гнойной хирургии. Я обдумывал, как снова написать наркому здравоохранения, и с этими мыслями заснул…» Тем вечером епископу Луке и приснился тот самый сон, который он позже назвал вещим, — о трупе в алтаре храма и святом, восставшем из раки:
«Непостижимо для меня, что этот страшный сон не образумил меня. По выписке из клиники я вернулся в Ташкент и продолжал работу в гнойно-хирургическом отделении, работу, которая нередко была связана с необходимостью производить исследования на трупах. И не раз мне приходила мысль о недопустимости такой работы для епископа. Более двух лет еще я продолжал эту работу и не мог оторваться от нее, потому что она давала мне одно за другим очень важные научные открытия, и собранные в гнойном отделении наблюдения составили впоследствии важнейшую основу для написания моей книги “Очерки гнойной хирургии”.
В своих покаянных молитвах я усердно просил у Бога прощения за это двухлетнее продолжение работы по хирургии, но однажды моя молитва была остановлена голосом из неземного мира: “В этом не кайся!”».
В 1942 году владыка Лука был возведен в сан архиепископа и в 1946 году — назначен на Крымскую кафедру. Один из самых авторитетных святителей Русской Церкви, он всю последующую жизнь служил Святой Церкви, противостоял властям, пытавшимся ее разрушить, возражал, когда считал это необходимым, Патриарху, предлагая выходы для решения проблем, какие подсказывали ему голос совести и верующее сердце.
Священноисповедник Лука скончался рано утром в воскресенье 11 июня 1961 года в день, когда Русская Православная Церковь праздновала память Всех святых, в земле Российской просиявших. Когда выносили гроб, вся улица заполнилась народом, и движение по ней прекратилось. Люди стояли на тротуарах, на балконах и в окнах. Впереди машины с телом святителя шли женщины в белых платочках, которых священноисповедник вслед за Христом называл «малым стадом», которому Отец Небесный благоволил дать Царство (Лк12:32). Ничего не боясь, они шли впереди и до самого кладбища пели: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Уполномоченный и сотрудники КГБ уговаривали их замолчать, угрожали им и всячески пытались прекратить пение, но на все слышали ответ: «Мы хороним нашего архиепископа».
Мужественному святителю-исповеднику были устроены достойные его мужества и исповеднического подвига похороны, и он вместе с апостолом Павлом, в завещание всем проходящим земное служение святителям, мог бы сказать: Будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия… (2 Тим 4:5, 7–8). Прославляя святителя в лике святых, Господь даровал ему после блаженной кончины дар исцелять не излечимых медицинскими средствами больных.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Цитатник
Москва, 12 октября 2018 г. Председател.
Москва, 8 сентября 2018 г. 8 сентября .
Информационный отдел Чистопольской епархии — 3 сентября 2018 ЗАЯВЛЕНИЕ Чистопо.
ДВИЖЕМСЯ ВПЕРЕД ИЛИ СТОИМ НА МЕСТЕ? Пастыри о том, как оценить свое духовное состояние У вер.
ЛЁША ИЗ ЛАВРЫ Жил-был один монах, и были у него лом и лопата Дмитрий Соколов-Митрич .
—Приложения
- ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
- СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку «Обновить
- Включи свою музыку84 канала потокового радио с тематической музыкой. Выбери свою музыку и слушай
- Каталог блоговКаталог блогов позволяет упорядочить блоги людей и сообществ по категориям, позволяя быстрее находить нужные и интересные блоги среди огромного количества блогов на сайте li.ru
- Сохранение видео с любого сервисаСохрани видео с любого видео хостинга!
—Резюме
Воробьёв Владимир
—Новости
—Музыка
—Фотоальбом
—Ссылки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Обретение мощей святителя Луки (Войно-Ясенецкого)
Среда, 20 Марта 2013 г. 02:19 + в цитатник
18 марта (11 июня)
Чудеса исцелений душевных и телесных недугов, во множестве происходившие на могиле святителя Луки, всенародное почитание приснопамятного крымского архиепископа подвигло священноначалие Православной Церкви к внимательному изучению его жизни и творений. В результате деятельности епархиальной Комиссии по канонизации святых было составлено житие святителя, а также служба и акафист, написана икона.
Определением Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых. Правящему архиерею, архиепископу Симферопольскому и Крымскому Лазарю (Швецу) было дано разрешение Священного Синода на поднятие честных останков святителя Луки.
В ночь с 17 на 18 марта 1996 года, на Крестопоклонной седмице, во Всехсвятском храме Симферополя собрались члены епархиальной Комиссии по канонизации святых, наместники крымских монастырей, духовенство. Высокопреосвященнейший Владыка Лазарь совершил молебен и попросил приснопамятного Владыку о помощи в обретении его мощей. Приблизительно около двух часов ночи вскрыли могилу и начали вынимать грунт. Священники непрерывно служили панихиды и пели стихиры Кресту. Было очень холодно, пронизывающий в ветер раскачивал старые кладбищенские деревья. Но когда Владыка Лазарь спустился в могилу и своими руками поднял мощи святителя, ветер мгновенно стих и воцарилась благоговейная тишина. Духовенство и миряне с зажженными свечами, стоя на коленях, умиленно пели панихидное «Святый Боже». Священники внесли мощи в храм Всех Святых. А у стен храма бесноватая страшным голосом кричала: «Не мучь меня, отпусти меня, святитель. «
В течение трех первых дней Крестопоклонной седмицы Владыка Лазарь совершал Литургии Преждеосвященных Даров, и в среду, 20 марта, состоялось торжественное перенесение честных останков святителя в кафедральный Свято-Троицкий собор. Собралось все духовенство Крымской епархии и священнослужители из других областей Украины. Процессию сопровождали офицеры и матросы Черноморского флота, студенты Крымского медицинского института, жители города, многочисленные гости. За гробом вместе со священниками шли и те, кому выпало счастье быть свидетелями его святительского подвига. На торжества прибыли также родственники архиепископа Луки.
Крестный ход шел центральной улицей города. Первая остановка была сделана на Рыночной площади, где с особой торжественностью отслужили панихиду и Высокопреосвященнейший Владыка Лазарь обратился со словом к присутствующим, в котором, в частности, сказал: » «Впервые на крымской земле происходит событие исключительной важности. Яркая личность архиепископа Луки (Войно-Ясенецкрго) видится нам сегодня спасительным маяком, к которому к каждый из нас должен направлять свой взор, по которому должны ориентироваться общественные силы, ищущие возрождения над народа».
Затем к собравшимся обратился профессор Крымского медицинского института Кирилл Дмитриевич Тоскин, который говорил о святителе Луке к великом хирурге и ученом, научные труды которого не утратили своей актуальности и по сей день.
Сама природа оказалась созвучной духовной радости, переполнявшей сердца верующих. После холодных и пасмурных дней появилось солнце, рассеялись тучи. Так после всех лишений и гонений, которые претерпел Владыка обнажилась правда Божией славы, являющаяся нам во святых. Так свет Христов сияет и просвещает всякого, хотя не все и не всегда это видят из-за житейской суеты и душевной непогоды.
Цветы, зажженные свечи напитывались благоуханием, исходящим от мощей святого. Над ракой плыло золотое облако молитвенных песнопений обволакивая процессию, равной которой не припомнят и старожилы крымской земли. Пришедших проводить святые мощи собралось, по приблизительным подсчетам, тридцать пять — сорок тысяч. Это было трогательное зрелище. В городе царила атмосфера духовного праздника, подчиняя неверующих, привлекая маловерных. Святитель возвращался в свой собор, где служил и проповедовал пятнадцать лет. Не случайно перенесение мощей состоялось в день памяти семи священномучеников херсонесских. Прославленные святые принимали в сонм святых крымской земли святителя-исповедника Луку.
Мощи святителя Луки установлены в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя для поклонения верующих.
Жизнь Владыки была всецело посвящена служению Богу и ближнему. Церковная история знает совсем немного примеров такого сугубого подвига — святой великомученик и целитель Пантелеймон, святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан. Но святитель Лука жил и подвизался на на земле, в наше время. И потому именно сейчас, когда очевидно духовное оскудение общества, когда в глазах многих обесценено самое сокровенное вера, надежда, любовь, мы особенно пристально всматриваемся в житие святителя. Как он жил? Как боролся с неверием, костностью, ханжеством? Как побеждал грех? Как протестовал против насилия и жестокости? Каким образом благодать Божия вела его по тернистой дороге целожизненного подвига и, наконец, ввела тесными вратами в Царство Отца светов?
Будем же, по слову апостола Павла, всегда помнить наставников наших и, взирая на кончину их жизни, подражать вере их (Евр. 13,7).
День памяти исповедника Луки
Согласно постановлению Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, ежегодную память святителя Луки надлежит праздновать в день его блаженной кончины, 11 июня по новому стилю.
Впервые празднование состоялось в 1996 году. Праздничные торжества начались 10 июня, когда в Свято-Троицкий кафедральный собор ко всенощной прибыл правящий архиерей Высокопреосвященнейший Лазарь. В притворе храма его встретил с крестом в руках настоятель кафедрального собора сонм духовенства Крымской епархии. На праздник прибыли гости и из других епархий, в частности, духовенство и миряне из Никопольского благочиния Днепропетровской епархии. На утрени после мирной ектений духовенство главе с Владыкой Лазарем вышло к раке мощей святителя Луки и был прочитан акафист святому.
В день праздника, 11 июня, в соборе была отслужена ранняя Литургия после нее — водосвятный молебен. После встречи и облачения архипастыря началась поздняя Божественная Литургия. Было много говеющих. Верующие с благоговением и любовью прикладывались к мощам святителя Луки. По запричастном стихе протодиакон к кафедрального собора Василий Марущак сказал проповедь, в которой отметил основные моменты жития святителя, изложил евангельское учение о святости и показал, как в своей жизни Владыка Лука воплотил идеал святости.
После окончания Литургии Высокопреосвященнейший Владыка Лазарь возглавил крестный ход вокруг кафедрального собора. Духовенство несло мощи святителя Луки, и на каждой из сторон храма воздвигали раку с мощами и осеняли народ. Хор в это время пел «Господи помилуй». Затем мощи внесли в собор и процессия направилась на улицу Курчатова, к дому № 1, где начиная с 1946 года жил и подвизался архипастырь Крымский Лука.
Благодаря заботам Высокопреосвященнейшего Лазаря это здание восстанавливается и ремонтируется. Более того, намечено строительство здесь же храма-часовни в честь архиепископа Луки. В прошлом здесь была домовая церковь, где молился Владыка Лука, но затем она была уничтожена.
В торжественный день 11 июня состоялась закладка храма-часовни. Капсулу с грамотой в фундамент заложили на вечные времена Владыка Лазарь и главный архитектор В.Г Кравченко. На грамоте начертано: «Сия грамота заложена в основание храма-часовни в честь святителя и исповедника Луки, архиепископа Крымского, в день его блаженной кончины и памяти 29 мая, по юлианскому календарю, в лето 1996-е по Рождеству Христову, по благословению и лично рукой Высокопреосвященнейшего Лазаря, архиепископа Симферопольского и Крымского. Проект храма выполнен и преподнесен в дар творческим коллективом под руководством главного архитектора богоспасаемого города Симферополя Кравченко Владимира Григорьевича. Да будет благословение Божие и молитвы святителя Луки над этим святым местом. Аминь». После окончания чинопоследования Высокопреосвященнейший Лазарь, архиепископ Симферопольский и Крымский, обратился со словом к собравшимся верующим и поблагодарил всех за совместную молитву.
Тропарь святителю Луке (Воино-Ясенецкому)
Возвестителю пути спасительного, /исповедниче и архипастырю Крымския земли, /истинный хранителю отеческих преданий, /столпе непоколебимый, Православия наставниче, /врачу богомудрый, святителю Луко, /Христа Спаса непрестанно моли /веру непоколебиму православным даровати /и спасение, и велию милость.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Молитва святителю Луке (Войно-Ясенецкому)
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.