Содержание
- 1 Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова сочинение 9 класс
- 2 Тема одиночества в лирике Лермонтова
- 3 Мотив одиночества в лирике Лермонтова
- 4 Основные мотивы лирики Лермонтова
- 5 Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова
- 6 М.Ю. Лермонтов. Жизнь, творчество. Мотивы вольности, одиночества в лирике поэта
- 7 Мотив вольности в лирике М.Лермонтова
- 8 Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова доклад, сообщение 9 класс
Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова сочинение 9 класс
Тема одиночества является центральной в лирике М.Ю. Лермонтова. Поэт жил в послереволюционное время, когда эхо декабристского восстания все еще гуляло по стране. Лирический герой Лермонтова – человек внутренне очень сильный и гордый, и в то же время, невероятно одинокий. Он остро воспринимает всю несправедливость жизни, неискренность людей. Веря в высокие идеалы, герой стремится найти и настоящую дружбу, и чистую любовь. Но терпя ошибки и не удачи в поисках, постепенно он теряет надежду.
Наверное, самым ярким стихотворением, посвященным теме вольности и одиночества, является «Парус». На первый взгляд, в стихотворении просто описывается пейзаж: парус на фоне голубого моря. Но если присмотреться, то в парусе, в его противоречивых чувствах можно увидеть человека, одинокого человека:
Белеет парус одинокий.
С ранних лет в Лермонтове очень сильно было развито чувство справедливости, поэт призирает лицемерие, обман, фальшь. Одинокий парус заброшен далеко от родного края, но он не ищет счастья на чужбине, а просит бури:
А он мятежный просит бури
Что же вкладывает в понятие бури Лермонтов? В стихотворение переданы чувства самого поэта, оказавшегося вдали от Родины. Быть может, буря ассоциировалась у лирического героя с революцией, как способом разрешения конфликта и напряженности сложившихся в обществе. Но он не уверен, что буря принесет долгожданный покой народу и стране:
Как будто в буре есть покой.
Тоской о Родине также наполнено и стихотворение «Тучи». Внешне автор спокойно переживает расставание с родным краем, но внутри его совсем другие чувства. Поэту не с кем поделиться своей печалью и грустью, нет рядом родной души, разделившей с ним тягость расставания. Тучки мчатся с милого севера в сторону южную, так же как и Лермонтов. Но в отличие от поэта, у тучек нет души, нет чувств:
Нет у вас родины, нет вам изгнания!
Все усугубляется еще тем, что поэт не нашел близкого человека, родную душу. У Лермонтова есть цикл произведений посвященных неразделенной любви («Нищий», «Я не унижусь пред тобой», «Нет, не тебя так пылко я люблю» и другие). Все они наполнены горечью разлуки. На своем пути поэт не встретил, не только друзей, но и любящей и любимой женщины. И тем острее ощущает он тягость одиночества.
В одном из последних стихотворений поэта «И скучно, и грустно» звучит невероятная усталость, разочарованность в жизни: Именно в этом стихотворении чувствуется, что поэт потерял всяческую надежду на счастье, потерял веру в лучшее и смирился со своим одиночеством.
Для сообщения и презентации 9 класс
Также читают:
Картинка к сочинению Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова
Популярные сегодня темы
Система образов пьесы «Вишневый сад» сложна и неоднозначна. Принято делить всех героев на три группы: прошлое, настоящее и будущее России.
На картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» изображено пропитанное смертью и кровью поле битвы.
1929 — Василий Макарович Шукшин появился на свет в Алтайском крае. Василия и его младшую сестру воспитывала мать.
Заколдованное место Гоголя — это рассказ старого деда своим внукам об одном мистическом случае, который произошёл с ним в детстве и с которого извлек урок и урок этот преподносит внучатам.
Нестеров Михаил Васильевич (1862–1942) – известный русский художник, портретист, график и иконописец. О жизни Михаила Васильевича известно достаточно много из его мемуаров.
Тема одиночества в лирике Лермонтова
Тесная связь биографии Лермонтова с его творчеством
Тема одиночества в лирике Лермонтова является одной из главных, что можно проследить как в небольших стихотворениях поэта, так и в поэмах («Демон», «Мцыри»). Чтобы понять истоки данного мотива в творчестве Михаила Юрьевича, стоит обратиться к его биографии. Поэт воспитывался бабушкой, без матери и отца, болел и много времени проводил в горах, на Кавказе для улучшения здоровья:
«Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов “отец” и “мать”».
(«Мцыри», 1839)
Но поэт говорил, что любит свое угрюмое уединенье, в этом состоянии он находился с детства, и оно было вполне привычным для него. Однако безвременная тоска постоянно давит на душу лирического героя его стихотворений, томит и не уходит. Эту тоску герой испытывает с ранних лет, так 14-летний Лермонтов пишет: «И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит». («Монолог», 1829).
«Взгляните на мое чело
Всмотритесь в очи, в бледный цвет;
Лицо мое вам не могло
Сказать, что мне 15 лет».
(«Отрывок», 1830)
«Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом»
(«Узник» 1837).
Так, уже из биографии мы видим, что мотив одиночества в лирике Лермонтова неслучаен, один из ведущих, поэтому понимание его природы важно для постижения творчества поэта в целом.
Романтическое избранничество поэта
У Лермонтова были предки из Шотландии. Так, в России родился поэт с западноевропейскими корнями, «близкий по духу к древнему своему предку, вещему и демоническому Фоме Рифмачу (Thomas the Rhymer), с его любовными песнями, мрачными предсказаниями, загадочным двойственным существованием и роковым концом» – как его определял Владимир Соловьев. И этот факт философ связывает с проявлением крайнего субъективизма, и в чем-то даже эгоизма, в лирике Лермонтова на фоне русской безличности.
Романтизм, явление западноевропейское, не мог возникнуть без чувства субъективности. Лермонтов же – поэт-романтик, тот, кто воплощает в себе гениальное, творческое начало. «Один среди людского шума», с гордо зреющей творческой думой поэт понимает свое предназначение и судьбу: «ни счастия, ни славы. Мне в мире не найти» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837). Гений всегда одинок, революционен, он идет в разрез с традицией, обществом, а порой и всем миром: «Как в ночь звезды падучей пламень, Не нужен в мире я» (1832). Поэт говорит о своей пустынной душе, о том, что он в свете безродный странник («Молитва», 1837). В чем-то романтическое избранничество, в чем-то образ «лишнего человека», в чем-то философская отрешенность, гениальность и пророческий дар мешают поэту обрести где бы то ни было что-то свое – он избран и обречен на одиночество.
Часто герой его лирики сам призывает страдания и печаль в свою жизнь: «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?» (1832). Это свидетельствует о понимании Лермонтовым той тяжкой ноши поэта-пророка, поэта-мистика и того, что он ее принимает.
В стихотворениях о природе, «пейзажно-философской» лирике, если ее можно так назвать, также звучат мотивы одиночества: это и грустный утес, и дубовый листок, и пустынные пальмы, пострадавшие от людей, и блуждающие тучки, и свободная волна, вольная жить и умереть, когда захочет («Для чего я не родился. Этой синею волной?», 1832), и мятежный парус или одинокий корабль: «Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах» («Воздушный корабль», 1840). В чем-то все они близки поэту, кому-то он сам хочет быть близок: «Зачем я не птица, не ворон степной…» («Желание», 1831).
Стремление к природе, первозданности, экзотике – туда, где нет сложившихся, устоявшихся норм, правил, представлений о мире, человеке – это тоже романтическая черта. Такие места часто бывают пустынны, необжиты, поэтому, испытав несколько мгновений счастья наедине с природой, как в стихотворении «Еще волнуется желтеющая нива», поэт снова приходит к одиночеству. Человек стихии, воспевающий морскую волну, стремящийся к небесному эфиру, сознает недостижимость этих высот: «… мир земной мне тесен, К тебе ж [т.е. к Богу] проникнуть я боюсь» («Молитва», 1829).
Смерть как следствие разочарования в жизни
Наверное, в каждом втором стихотворении Лермонтова встречаются слова гроб/могила, смерть/кончина и т.п.: «Все веселее умереть. Конец как звучно это слово…» (1832).
В стихотворениях «Любовь мертвеца», «Сон» – выражено предчувствие смерти, принятие ее поэтом. Это и неудивительно, ведь он разочаровался в жизни: «И скучно и грустно: и жизнь пустая и глупая шутка», и ждал смерти: «Но я без страха жду довременный конец. Давно пора мне мир увидеть новый» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837).
А ведь что представляет собой смерть как не одиночество? Позже З.Фрейд скажет: «Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его». А Михаил Юрьевич и жизнь провел одиноко, смерти ждал, как начала чего-то нового, возможно лучшего, а надежду на существование хорошего на земле потерял еще в юности. Как поэт разуверился во всем и стал таким, он напишет в стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью», 1838:
«И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишённый сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия».
Разочарование постигает поэта одно за другим. В отношениях с близкими он встречается с непостоянством: в любви его ждет предательство, в дружбе он не находит человека, который бы его понял. Затем он разочаровывается в обществе, его устоях, пошлом времяпровождении света, пустом существовании людей. Он не принимает государственное устройство, политику, которая уничтожает гения, вольнодумца.
То есть поэт разуверяется во всем земном. Лишь природа представляет хоть какой-то очаг гармонии, но и здесь разочарование постигает его после убежденности в бессилии слиться в этой гармонии с природой в человеческом обличье. Однако и в небесном мире пристанища себе он не находит, так как был отравлен ядом своего демона еще с молодых лет: «И часто звуком грешных песен. Я, боже, не тебе молюсь». («Молитва», 1829). Поэтому демон, обреченный на вечные блуждания и одиночество, сопутствует поэту, не покидая его никогда.
Демон – вечный спутник и Альтер-эго Лермонтова.
Тьма неизменно присутствует в стихах Лермонтова с запахом могил, одинокими гробницами, предчувствием скорой смерти, злостью, презрением, мучившими поэта. Но он, как и его демон, способен проникнутся красотою, испытать любовь лишь на короткое время:
«На мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг,
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук —
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты! («Демон»).
В такие мгновения надежда и вера снова возвращаются к нему:
«И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора».
(«Демон»).
Велением судьбы эти мгновения обрекают его только на страдания от неразделенности чувств, непостижимости гармонии и единения с природой… Ему остается терзаться в пустыне между мирами, и единственное, что у него есть, это одиночество.
Мы уже увидели, одиночество лирического героя не только мирское – оно проявляется на гораздо более масштабных уровнях:
«Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой».
(«Я не для ангелов и рая…»)
«Сознавая в себе от ранних лет гениальную натуру, задаток сверхчеловека, Лермонтов также рано сознавал и то злое начало, с которым он должен бороться, но которому скоро удалось вместо борьбы, вызвать поэта лишь на идеализацию его» – отмечал Владимир Соловьев. Лирический герой стихотворений Лермонтова не раз ассоциировал себя с падшим ангелом. Если Пушкин отвергает демона, называя злобным гением, язвительные речи которого «вливали в душу хладный яд», а встречи с ним были печальными и губительными, то от Лермонтова этот гордый демон не отстанет и не даст ему «счастья никогда», поэт называет демона своим: «Он недоверчивость вселяет, Он презрел чистую любовь, Он все моленья отвергает» и, в конце концов, демон становится Альтер-эго поэта:
«Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы…»
(«Демон»).
Так, даже поверхностно взглянув на лирику поэта, можно заметить, что тема одиночества в творчестве Лермонтова одна из ведущих, и едва ли не самая значительная, определяющая его философию и мировоззрение.
Мотив одиночества в лирике Лермонтова
Говоря о лирике Лермонтова, можно выделить ряд основных мотивов, как-то мотив любви, смерти, борьбы, Родины, вольности и т.д. Однако именно мотив одиночества в лирике Лермонтова становится центральным и именно на него приходится огромная доля стихотворений, начиная от ранних произведений, например: «Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, /Средь бурь пустых томится юность наша…» («Монолог» 1829 г.) и заканчивая лирикой последних лет: «И скучно, и грустно, и некому руку подать» («И скучно, и грустно» 1840).
Истоки мотива одиночества
Мотив одиночества появляется в лирике Лермонтова прежде всего благодаря следованию романтическим традициям. Несмотря на то, что писателя нельзя назвать чистым романтиком: в его произведениях порою переплетаются романтическая и реалистическая традиция, исследователи все же уверенно причисляют его творчество к вершинам русской романтической литературы и даже, более того, говорят о новом, синтетическом, «лермонтовском» романтизме. Он представляет собою, с одной стороны, дальнейшее развитие романтических традиций Жуковского, Баратынского, Пушкина, а с другой стороны – подражание романтизму Байрона, (а позже и его преображение).
«… всегда один,
Высокой башни мрачный властелин,
Он возвещает миру все, но сам –
Сам чужд всему, земле и небесам» (1831).
Лирический герой Байрона наполнен презрением к сытой и бездушной толпе, он добровольно отгораживается от нее и не стремится ни к каким-либо материальным ценностям и, тем более, моральным компромиссам. Подражая ему, ранний Лермонтов выводит в своих стихотворениях похожего героя-изгнанника, мечтающего уединиться, отказаться от мира, поскольку для него «весь мир и пуст и скучен»:
«О! Если б дни мои текли
На лоне сладостном покоя и забвенья,
Свободно от сует земли
И далеко от светского волненья…» (1829).
Позднее, однако, мотив одиночества начинает видоизменяться, отходя от подражательства и превращаясь в нечто, свойственное только Лермонтову. Осознание своей индивидуальности и исключительности, характерное в целом для романтизма, у него доводится до крайности, подчеркивается всеми возможными методами. Даже с Байроном, своим литературным учителем и, в какой-то мере, собратом по одиночеству, Лермонтов больше не желает видеть ничего общего. Приведем в пример общеизвестные стихотворения поэта «Подражание Байрону» и «Нет, я не Байрон».
Именно так и зарождался у Лермонтова мотив одиночества. Рассмотрим, как он реализуется в рамках всего его творчества, и первым делом отметим разнообразие воплощения этого мотива: он может появляться как в отдельных стихотворениях, где повествование ведется от лица романтического героя, так и переплетаться с другими мотивами: любви, природы, Родины.
Лирический герой и общество: осознание одиночества
Мотивы одиночества в любовной лирике
Возможно, он найдет прибежище в прекраснейшем из человеческих чувств – любви? Но нет, мотивы одиночества и любви, как это ни парадоксально звучит, тесно переплетены между собой, у автора мы встречаем немало любовной лирики, но в основном она посвящена разочарованиям и неудачам. Любопытно, что и в повседневной жизни Лермонтов прославился как скептик и, в частности, любил развлекать себя тем, что расстраивал чужие браки: объяснялся будущей невесте в любви и уговаривал расторгнуть помолвку ради него, после чего хладнокровно ее оставлял. «Пускай она поплачет… / Ей ничего не значит!» («Завещание») – это представление женщины равнодушной, с «пустым сердцем», характерно для его лирики, и, разумеется, такая любовь не может спасти от одиночества, она лишь усугубляет его. Поэт и в любви остается непонятым, и это ярко видно на примере стихотворения «Благодарю», где он с горькой иронией благодарит любимую женщину за все обиды, причиненные ему:
«Хоть ты страстей моих не поняла,
Но за твое притворное вниманье
Благодарю!» (1830).
Итак, испытание любовью, столь популярное в русской литературе, подводит нас к новым аспектам мотива одиночества в творчестве писателя. Лирический герой, как видим, привык «не открывать свои желанья» («В альбом»), винит судьбу в том, что любимая «скоро изменила» («Не ты, но судьба виновата была») и приходит к закономерному грустному выводу:
«Никто, никто, никто не усладил
В изгнаньи сем тоски мятежной!
Любить? – три раза я любил,
Любил три раза безнадежно»
(«Никто, никто, никто не усладил» 1830).
Мотив одиночества в пейзажной лирике
Основные мотивы лирики Лермонтова
Лирика первой половины 19-го века пронизана романтическим пафосом, в связи с этим основные мотивы лирики Лермонтова во многом созвучны с настроениями романтиков, которые были склонны воспевать свободу и волю, героические поступки и подвиги, восхищались созерцанием природы, страдали от непринятия и непонимания фелистерским обществом, из-за чего уходили на войну, уезжали в экзотические страны (путешествия и ссылки Лермонтова на Кавказ). Все это не чуждо и лирике русского поэта, однако в ней есть и свои особенности.
Следует отметить, что мотив часто отождествляется с темой, смысловой доминантой, которая является ключевой в произведениях, отличается частотностью. Мотив может также выражать общий смысл ряда произведений/стихотворений или же представлять цельный образ, символ. Так, говоря о мотивах в творчестве Лермонтова, следует учитывать, что под мотивом можно понимать и тему, и общий образ/символ или ведущее настроение.
За свою короткую жизнь Михаил Юрьевич успел многое повидать, узнать, а также оставить после себя. Он возглавил русскую поэзию после Пушкина, а это сделать мог далеко не каждый. Так, если рассматривать основные темы лирики Лермонтова, можно выделить целый ряд серьезных проблем человечества, русского народа, а также современного поэту поколения.
Одиночество – ведущий мотив большей части стихотворений. Так, им раскрываются и тема одиночества личности во враждебном и несправедливом мире, одиночество поэта среди равнодушной толпы, одиночество разочарованного в любви юноши… Лирический герой, который часто отождествляется с автором, страдает от невозможности найти единомышленника, «родную душу» («Сосед», «Парус», «Листок»), безысходности существования («И скучно и грустно»), предчувствия собственной трагической гибели («Не смейся над моей пророческой тоской…»).
Лирический герой Лермонтова с одной стороны становится на путь деятельный, «пророческий», стремится повлиять на толпу, что-то изменить в государственном строе, политической системе, а с другой – разочаровывается из-за тщетности своих усилий, замыкаясь в своей вселенной далекой от земной жизни. В этой связи часть стихотворений посвящена общественно-исторической проблематике. В них герой борется за свободу, проявляя свой мятежный характер («Жалобы турка», «Песнь барда», «Баллада» («В избушке позднею порою)», «Плачь! Плачь! Израиля народ», «Новгород», «Приветствую тебя, воинственный славян», поэма «Последний сын вольности», «Парус»). Все эти стихи написаны под влиянием декабристской поэзии. Важно отметить, что у Лермонтова речь идет об абсолютной свободе, то есть носит романтический характер. Личная свобода становится ступенью к свободе, провозглашаемой как для себя, так и для всего человечества:
«Кто силится купить страданием своим
И гордою победой над земным
Божественной души безбрежную свободу».
(«Унылый колокола звон»)
Тема воли присутствует в стихотворениях «Воля», «Желание». Воля – нечто естественное, данное человеку при рождении, но часто недоступное: либо оставленное в прошлом («Новгород»), либо находящееся в «диких» краях («Кинжал»). Кавказ становится символом «вольности простой» («Люблю я цепи синих гор», «Синие горы Кавказа, приветствую вас»).
Поэт приходит к выводу о том, что в современном обществе свободолюбивой, вольной душе нет места («Смерть поэта», «Дума», «Прощай, немытая Россия»). В борьбе лирического героя со светом, толпой, судьбой, страстями также проявляется стремление к свободе. Тема непринятия поэтом современного ему общества звучит в стихотворении «Дума», поэме «Маскарад»:
«Напрасно я ищу повсюду развлеченья.
Пестреет и жужжит толпа передо мной…
Но сердце холодно, и спит воображенье:
Они все чужды мне, и я им всем чужой!»
Поэтом показано губительное влияние «света» на «души людей». С неприятием бездушного дворянства созвучен мотив противопоставления холодного и враждебного человеку общества миру природы («Как часто пестрою толпою окружен», «Валерик»).
Вполне естественно появляется в лирике поэта и мотив неволи («Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь»). Иногда местом плена может быть монастырь («Исповедь», «Боярин Орга», «Мцыри»), в чем можно усмотреть антиклерикальные настроения, однако это больше связано с социально-политической позицией Лермонтова.
В стихотворениях просматривается движение от жажды абсолютной индивидуальной свободы, свойственной романтикам, к ее ради приобщения к миру людей («Демон»), так как последняя не приносит герою счастья (такая же ситуация наблюдается в истории Печорина). Так, свобода и воля становятся центральными мотивами лирики Лермонтова.
Жажда действия и подвига во имя чести, славы и памяти также занимает видное место в лирике поэта:
«Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя…»
(«1831-го июня 11 дня»).
Лермонтов часто вспоминает героические подвиги прошлого России («Последний сын вольности», «Измаил-Бей», «Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»). Такие стихотворения затрагивают также тему Родины («Прощай, немытая Россия», «Родина»).
Но действие лирического героя часто сталкивается с непониманием, отвержением, безответностью или обманом, вследствие чего он становится на путь мести:
«Под ношей бытия не устает
И не хладеет гордая душа;
Судьба ее так скоро не убьет,
А лишь взбунтует; мщением дыша
Против непобедимой, много зла
Она свершить готова…»
(«1831-го июня 11 дня»).
Или выбирает одиночество, бездействие и разочарование во всем земном. Отдаляясь от людей, герой хранит внутренний гений и свободу духа, периодически уходя в созерцание («Желанье», «Кто в утро зимнее, когда валит», «Небо и звезды») и покой («Выхожу один я на дорогу»).
Жажда свободы, стремление к идеалу, попытки изменить что-то в мире отражают основной конфликт романтизма – противоречие между идеалом и действительностью – в поэзии Лермонтова он достигает крайнего напряжения. Это ведет к тому, что земное бытие часто расценивается как напрасное, бесцельное, ведь заложенные в гении таланты не могут здесь воплотиться в жизнь, напрасность активной деятельности и самоотдачи наблюдаем в стихотворении «Пророк».
Поэт, его назначение и судьба еще одна важная тема в лирике Лермонтова («Памяти А.И. Одоевского», «Не верь себе», «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт»). Поэт призван влиять на народную толпу. Избранничество и сила поэта, влекут за собой появление «метафизической» тревоги, необъяснимых душевных терзаний, мысли о скоротечности и незаметности человеческой жизни перед лицом вечного бытия.
Автор сопоставляет поэта не только с пророком, но и с самим Творцом: «Твой стих как божий дух носился над толпою» («Поэт»). Нередко речь идет о споре, диалоге между поэтом и божеством. Ропщущий поэт все время требует отчета от Бога: «И начал громко я роптать…» («Азраил»). Его речи, обращенные к божеству, окрашены личной интонацией и звучат как претензии к равному. Поэт также упрекает Бога в невмешательстве, когда льется «Кровь стариков, растоптанных детей» в «беспрестанной» и «напрасной» вражде людей.
Необходимо отметить, что имя Христа практически не встречается в произведениях Лермонтова, что свидетельствует об определенном восприятии божества. Бог предстает у него как создатель мира и творец природы («Кладбище»). Лирический герой Лермонтова, хотя и верит в существование Бога («Верь, что есть на небе Бог и только», «Испанцы»), но сомневается в большинстве принципов библейской веры (в благости провидения, в божием милосердии, в загробном существовании).
Бог и природа противостоят у него мятежному, «вечному ропоту» человеческого «Я» («Демон», «Мцыри»). Причем равнодушие Бога переносится и на созданную им природу, безучастной к человеку в своей красоте:
«Час разлуки, час свиданья,
Им не радость ни печаль;
Им в грядущем нет желанья,
И прошедшего не жаль…
Будь к земному без участья
И беспечна, как они!».
(«Демон»)
Однако весь ценностный мир Лермонтова организован вокруг библейской символики, построен на антитезах райского сада и адской бездны, блаженства и проклятия, невинности и грехопадения. Библейские темы вызывают у Лермонтова лично-психологический отклик. В его поэзии появляется тема чудесной сверхчеловеческой мощи, которой наделен поэт. Так, мы наблюдаем причудливое сочетание богоборческих мотивов с традиционной народной христианской этикой и моралью, осквернение которых недопустимо.
Тему любви раскрывают многие стихотворения поэта, который, увы, не познал счастья в этой области («В полдневный жар в долине Дагестана», «Расстались мы, но твой портрет», «Молитва» («Я, матерь, Божия, ныне с молитвою»), «На светские цепи»). Практически всегда светлые, полные надежды настроения сменяются появлением мотивов одиночества, мести жестокой возлюбленной, разочарования и недоступности чистой, взаимной любви. Любовная лирика представляет собой емкое жанрово-тематическое наполнение: богатство содержания не укладывается в рамки только любовной лирики. Так, стихотворение «Нищий», адресованное Е.А. Сушковой представляет нам не только обманутого влюбленного, но и затрагивает социально-политические проблемы, содержит философские, богоборческие мотивы.
Таким образом, в творчестве Лермонтова органично сочетаются романтические мотивы свободы, героизма, избранничества с философскими размышлениями на тему Бога, бытия, судьбы, предназначения и являются весьма актуальными для современного поэту общества.
Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова
М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.
Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.
Одиночество — центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.
Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”. Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”. Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.
Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”. Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”.
Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.
В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:
Любить… но кого же. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей — лицемерами, оклеветавшими его.
В стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю…” видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает “прошлое страданье и молодость погибшую свою”. Он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают “уста живые” и “огонь в глазах”. Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста “давно немые”, что огонь в глазах “давно погас”. Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.
В стихотворении “Завещание”, написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с “пустым сердцем”. Армеец говорит о ней: “Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет… Ей ничего не значит”. Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.
“Сон” — стихотворение с новеллистическим сюжетом. Оно написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. В этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти. В своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.
Стихотворение “Молитва” построено как монолог лирического героя. В нем он молится о счастье любимой, о ее душе. Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами “мира холодного”.
В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.
В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.
В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.
Большое место в лирике Лермонтова занимает тема Родины, тесно связанная с темой одиночества. Его отношение к России было двояко. С одной стороны, он любил русскую природу. С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, которые царили в русском обществе в 30-е годы XIX столетия.
В стихотворении “Родина” поэт говорит: “Люблю отчизну я, но странною любовью!” Он любит ту Россию, в которой были “дрожащие огни печальных деревень”, “дымок спаленной жнивы”, “на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”.
В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен” он раскрыл тему “малой Родины”, изобразив имение Тарханы.
Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта.
М.Ю. Лермонтов. Жизнь, творчество. Мотивы вольности, одиночества в лирике поэта
Видео (кликните для воспроизведения). |
Разделы: Литература
Тема: М.Ю.Лермонтов. Жизнь, творчество поэта. Мотивы вольности, одиночества в лирике поэта.
Цель:
- знакомство с биографией поэта, основными периодами и темами в его творчестве;
- совершенствовать навыки анализа лирического произведения;
- проникнуться чувством прекрасного, патриотического.
Оборудование: портрет писателя, презентация к уроку.
Ход урока
«На Руси явилось новое могучее дарование – Лермонтов».
«…с собой
В могилу он унес летучий рой
Ещё незрелых, темных вдохновений,
Обманутых надежд и горьких сожалений!»
I. Организационно-психологический момент.
II. Проверка домашнего задания.
- Самостоятельная работа: блиц-опрос по роману «Евгений Онегин».
III. Подготовительная часть.
- Чтение учителем эпиграфа к уроку и стихотворения М.Лермонтова «Кавказ».
IV. Изучение темы урока.
1. Презентация. Творчество и биография поэта.
2. Сообщение ученика об эпохе, в которой жил и творил поэт.
А) Слово учителя.
Лермонтов, по словам Белинского, – это «поэт совсем другой эпохи», его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Чтобы понять эти слова, необходимо охарактеризовать историческое развитие России в эпоху Лермонтова. То есть с 1828 года до начала 1850-х. В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время тяжелейшей политической реакции, утверждения нового цензурного устава, расправы с освободительным движением в Европе. В творчестве М.Ю.Лермонтова запечатлены мысли и настроения эпохи 30-х годов.
3. Определение периодов творчества (запись в тетрадь):
А) 1820-1830 гг. – юношеский
Б) 1835 -1841 гг. – зрелый
Эти этапы связаны единством тем, которые эволюционируют от ранней лирики к зрелой.
Основные темы и мотивы лирики М.Лермонтова:
- жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь»);
- разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную…», «И скучно и грустно», « Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива…» );
- любовь – страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…»);
- критика самодержавия, светского общества («Прощай, немытая Россия», «Смерть поэта»);
- поэтическое призвание («Поэт», «Пророк»,);
- судьба народа, Родины («Родина», «Бородино»).
В ранней лирике М.Лермонтов выступает как романтический поэт, но начинают звучать гражданские мотивы, мотив тоски, подавленности, уныния, свободолюбивые настроения.
В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода: Пушкин, Чаадаев, Белинский. Появляются стихотворения о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.
Основное противоречие мироощущения – противоречие между идеалом и действительностью. Это раскрывается в символах небо и земля. Земное – современное общество, в котором чистота и благородство осмеяны, а клевета. Несправедливость торжествуют.
4. Чтение и определение идейно-художественных особенностей стихотворения «Монолог» (1825 г.)
– тема – « …в мире, где он, есть только ненависть, преступления, казни, где не умеют любить».
В реальном бытии прекрасное стало безобразным.
– В чем видит поэт причины этого?
Лермонтов причины аморализма видит в человеке, в его природе.
Это спор добра и зла.
5. Чтение и определение идейно-художественных особенностей стихотворения «Жалобы турка» (1829 г.) – социальный характер. Турция воспринималась как деспотичное государство.
– тема – рабства, вольность,
Но стихотворение носит иносказательный характер: отношение Лермонтова к русской политической системе, крепостному праву.
6. Анализ стихотворения «Парус» (1832 год):
Вслед за отрицанием земного появляется мотив гордого одиночества:
– один, одинокий, одиночество – это проходит через всю его жизнь.
V. Итоги, выводы.
– Какие этапы творчества поэта можно выделить?
– Каково лирическое «я» в ранней лирике М.Лермонтова?
– Каковы отличия ранней лирики?
– Каковы темы и мотивы лирики поэта?
VI. Домашнее задание.
Наизусть стихотворение «Молитва»; эволюция темы поэта и поэзии в ранней и поздней лирике.
Мотив вольности в лирике М.Лермонтова
Ответ
В классицизме одним из ключевых понятий была «вольность». Ее унаследовали романтики. Так тема вольности, свободы долго не покидала русскую литературу. В конечном счете каждый творец стремится к свободе и размышляет о ней. Она нашла отражение в творчестве таких великих поэтов, как Байрон, Гете, Шиллер, Гейне. Но во времена Лермонтова в России эта тема встала с особенной остротой.
Лермонтов ощущал себя избранником Он чувствует окружающее глубже и тоньше других, переживания ее остры до болезненности. Поэту свойственны нетерпимость ко лжи, несправедливости; взыскательность, стремление к совершенству в отношениях с людьми, он требователен до жестокости, что часто приводит к конфликту между ним и обществом. Осознавая это, русский поэт создал целый ряд гениальных и неповторимых стихотворений, таких как «Родные вершины. », «На севере диком. » и др.
Травля поэта обществом может привести даже к гибели борца, и Лермонтов знает об этом: под впечатлением от трагической смерти Пушкина он пишет стихотворение «Смерть поэта», в котором осуждает слепое, подлое и жестокое общество, фактически казнившее замечательного поэта за его вольнолюбие, смелость и едкую критику этого общества и правительства. Еще в молодости Лермонтов видел чудовищную несправедливость и низость, которые вызывают в нем резкий протест. В стихотворении «Парус» звучат мотивы одиночества и жажды очистительной бури, которая смыла бы все несправедливости мира:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Эту борьбу, стремление к очищению общество понять и оценить неспособно, оно изгоняет поэта, и тот гордо покидает свет, мечтая найти приют себе и своим убеждениям «за стеной Кавказа». Внешне поэт спокойно и хладнокровно переживает свой отъезд, но в душе он болезненно относится к своему изгнанию, он любит родной край и на самом деле не хочет с ним расставаться. Потому в стихотворении «Тучи» тучки мчатся, как он, «с милого севера в сторону южную», но они неживые и не могут разделить его боли расставания с Родиной:
Нет у вас родины, нет вам изгнания!
Говорят, Лермонтов сочинял это стихотворение импровизируя, глядя на тучи в окно. Это было сразу после того как он узнал о предательстве друга. Отсюда, возможно, в стихотворении — мотив клеветы, злобы, которая гонит людей из родных мест.
Поэт пережил не только предательство друзей и единомышленников, но и измену женщины. Лермонтов совсем один, и это одиночество, хотя и гордое, гнетет его. Оно приобретает вселенские масштабы, и поэт уже чувствует себя одним в целом мире, во всей Вселенной. Борьба теряет свой смысл, поэт устает от нее и уже мечтает не о ней, а о покое и свободе, вольности:
Я ищу свободы и покоя,
Я б хотел забыться и заснуть.
Однако это замкнутый круг. Свободы нет, за нее надо бороться, а бороться нет сил. В стихотворении чувствуются ужасная усталость, безысходность, из-за которой поэт хочет погрузиться в тихий сон, убежать в смерть от трудностей жизни.
В одном из своих поздних стихотворений — «Дума» — поэт обобщает свои размышления о роли своего поколения в истории и приходит к выводу, что оно жило на свете напрасно:
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Здесь Лермонтов не совсем прав. Он сам стал тем гением, который осветил это угрюмое и слабое поколение.
Итак, как мы видим, тема вольности трактовалась Лермонтовым очень своеобразно. Если для Пушкина вольность — прекрасная, светлая мечта, общая для него и его друзей, то для Лермонтова она оборачивается тяжелой борьбой, от которой хочется убежать, но выход есть только в могиле.
Творчество Лермонтова, богатое и разнообразное, отразившее напряженные духовные искания, богатство внутреннего мира поэта, не перестает восхищать потомков. М. Ю. Лермонтов, гениальный художник слова, относится к плеяде величайших поэтов, составляющих славу не только русской, но и мировой литературы.
Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова доклад, сообщение 9 класс
Большое количество поэтов и лириков имели тяжелое детство, которое зачастую было связанно со смертью близких или дорогих людей поэтам. Одним из таких поэтом был Лермонтов. В детстве он потерял мать, что не могло не отразиться на его характере и творчестве.
В своих произведениях Лермонтов часто обращается к темам возвышенности души, к темам любви и дружбы. Описывая душу в произведениях, он называет её свободной вещью, которая не обязательно должна быть привязана к своему носителю и в случае чего может покинуть его.
Любовь автор описывает как вещь священную, к которой нужно относиться трепетно, ведь по его словам, любовь находят один раз в жизни и больше её может и не быть. Во времена своего отрочества он относился к ней легкомысленно, как и любой юноша, из-за чего поплатился, потеряв свою единственную любовь. Осознав это, он старается донести до всех эту простую мысль.
К дружбе он относился не то что бы скептически, а очень придирчиво выбирал себе друзей, из-за чего настоящих друзей у него было не очень много. Он говорил о том, что настоящий – это человек готовый пойти ради тебя на всё.
В его стихах и произведениях также присутствовало много грустного. Он грустил, размышляя о многих вещах в своих произведениях. Его жизнь пришла на очень нелёгкое время, ведь в то время в России бушевали революции, которые не могли обойти стороной литератора.
Он также чувствовал себя очень одиноким человеком, скорее всего из-за того что у него совсем не было родных, и он очень придирчиво отбирал тех, кого подпускает в свой круг общения. Современники говорили о нём, что он очень скрытный человек, который предпочтёт лучше промолчать, чем сказать, о чём он думает, из-за чего множество людей не хотели с ним общаться. Таким был Лермонтов и его творчество. Его произведения были полны грусти и печального одиночества, из-за типажа его характера и всего что случилось с ним в его жизни. Он старался донести до своих читателей мысли о том, что надо ценить жизнь, и радоваться всему даже самому плохому, убеждая всех, что хуже быть, чем есть не может.
В данном сочинении я осветил тему мотива печали и одиночества в произведениях Лермонтова, и считаю, что у меня это получилось и приведённые примеры были удачны. Это моё субъективное мнение, основанное только на моих личных убеждениях и опыте, и оно может быть ошибочным, вследствие чего может быть опровергнуто.
Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова
Несколько интересных сочинений
Без сомнения, человек приходит в этот мир для выполнения определенной миссии. Только вот для достижения вершин порой недостаточно хорошего воспитания и престижного образования.
«Медный всадник» — поэма А.С.Пушкина. Главным героем произведения является небогатый чиновник Евгений. Евгений влюблен в Парашу, девушку, живущую на другой стороне Невы
Каждый из нас посещал школу. У одних школьников был один любимый учитель, у других — другой. Стабильным, неизменным остается одно: учитель по-прежнему необходим и незаменим.
Лес – это живое чудо природы. Деревья не только украшают землю, но и приносят огромную пользу. Очень приятно гулять по лесу в любое время года , но не стоит забывать, что лес – это родной дом для многих животных.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Каким мог бы быть идеальный мир? И может ли он вообще существовать в нашей реальности? Иногда я задаю себе эти вопросы. Думаю, над ними ломали головы немало философов.
Верю в Бога и собираю молитвы со всех уголков сети.